Придворная капелла. Императорская придворная певческая капелла

    - (см. Капелла имени М. И. Глинки). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Придворная Певческая Капелла - Придворная Певческая Капелла, см. Капелла имени М. И. Глинки … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    См. Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки … Большая советская энциклопедия

    См. Ленинградская академическая капелла … Музыкальная энциклопедия

    См. Санкт Петербургская академическая капелла … Энциклопедический словарь

    Капелла придворная певческая - – это хор певчих в дворцовых церквах Царского дома. Скудные сведения не дают в точности установить подробно начало и первоначальный период ее существования. Но установлено, что начало свое Кап. придв. певч. берет от государевых певчих дьяков … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА, ПРИДВОРНАЯ - См. Капелла … Музыкальный словарь Римана

    Здание Капеллы в 2004 Государственная академическая капелла Санкт Петербурга концертная организация Санкт Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой… … Википедия

    Здание Капеллы в 2004 Государственная академическая капелла Санкт Петербурга концертная организация Санкт Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой… … Википедия

Статью в формате *.doc

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга - старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение, определившее своей деятельностью становление и развитие всей русской профессиональной музыкальной культуры. Здесь впервые в России последовательно возникали все основные направления музыкального исполнительства и музыкального образования.

Датой рождения Капеллы принято считать 12 августа 1479 года, когда основанный великим князем Московским Иваном III хор Государевых певчих дьяков принимал участие в службе освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля.

Певчие постоянно находились при государе и обеспечивали разнообразные нужды двора: участие в богослужениях, сопровождение государей при паломничестве, в гостевых визитах и военных походах, пение на торжественных приемах и обедах, при наречении на царство, в дни тезоименитств и крестин. Помимо музыки, певчие обучались грамоте и наукам. Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. с развитием многоголосного пения в составе хора появились мальчики.

Иван Грозный привез из Новгорода в Александрову слободу двух замечательных мастеров-распевщиков - Федора Крестьянина и Ивана Носа, основателей первой русской певческой школы. Певцы хора были и творцами новых музыкальных произведений. В числе певчих дьяков были известные теоретики,композиторы и регенты XVI-XVII вв.: Ян Коленда, Николай Бавыкин, Василий Титов, Михаил Сифов, Стефан Беляев и др.

Воспитание в государевой семье обязывало досконально знать церковную службу, а значит, владеть музыкальной грамотой и уметь петь в хоре. Иван Грозный, например, не только пел, но и сочинял музыку. Сохранились два его собственных произведения - стихиры в честь митрополита Петра и Владимирской иконы Богоматери.

В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Певчие постоянно сопровождали государя в его поездках и военных походах. Придворный хор побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга иучаствовал в молебне в честь победы войск Петра при Ниеншанце. А 16 (27) мая 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы (история сохранила для нас имена всех 28 певчих). Вся последующая биография хора связана уже с Санкт-Петербургом.

Петр I много времени проводил в обществе своих певчих, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава, часто исполнял в хоре партию баса. Свидетельство тому - многочисленные записи в походном журнале, указы императора, сохранившиеся нотные хоровые партии, правленые рукой Петра.

21 сентября 1738 года по указу императрицы Анны Иоанновны для нужд Придворного хора в украинском городе Глухове открывается первая специальная школа. С 10 января 1740 года, по её же указу, вводится обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.

Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени. В их числе - Максим Созонтович Березовский и Марк Фёдорович Полторацкий, которые украшали своим участием итальянские и русские оперные спектакли. Дмитрий Степанович Бортнянский, будучи ещё мальчиком, исполнял соло в опере итальянского композитора Франческо Арайи.

Разнообразие деятельности хора потребовало увеличения его состава, и по указу императрицы Елизаветы Петровны от 22 мая 1752 г. он был укомплектован 48 взрослыми и 52 малолетними певчими.

15 октября 1763 года Придворный хор переименован Екатериной II в Императорскую придворную певческую капеллу. Её первым директором стал Марк Полторацкий.

За время своей деятельности Капелла явилась важнейшим источником музыкального просвещения в России, крупной профессиональной школой, воспитавшей многие поколения дирижёров, композиторов, певцов и исполнителей на оркестровых инструментах. Многие годы жизни и творчества выдающихся музыкальных деятелей - Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Бортнянского, Аренского, Ломакина, Варламова и других - были связаны с Капеллой.

В первых же концертах открытого в 1772 г. Петербургского музыкального клуба певчие Капеллы с оркестром исполняли кантаты и оратории Перголезе, Грауна, Иомелли и др.

В течение нескольких десятилетий управление Капеллой осуществляется итальянскими маэстро. Это Балтазар Галуппи, учитель Бортнянского (1765-1768 гг.); Томмазо Траэтта (1768-1775 гг.); Джованни Паизиелло, сочинивший для петербургской сцены своего знаменитого «Севильского цирюльника» (1776-1784 гг.); Джузеппе Сарти (1784-1787 гг.). В эти же годы в Капелле работал Доменико Чимароза. Выдающиеся композиторы своего времени, они были замечательными наставниками. При их поддержке молодые русские музыканты овладевали высочайшим мастерством европейской музыкальной школы.

В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нем хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.

В 1808 году по инициативе Бортнянского для Капеллы был выкуплен участок с двумя домами, большим садом и двором между ними. Здесь и сейчас находятся здания Капеллы. Благодаря соседству с Певческой капеллой получил свое название Певческий мост.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики. Первое исполнение в России Реквиема Моцарта Капеллой с симфоническим оркестром состоялось 23 марта 1805 г., Missa solemnis Бетховена - 26 марта 1824 г. (мировая премьера); Мессы до мажор Бетховена - 25 марта 1833 г., Девятой симфонии Бетховена - 7 марта 1836 г., Реквиема Берлиоза -1 марта 1841 г., исполнялись оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», четыре мессы Керубини и др.

Хоровые концерты в зале Капеллы и даже «пробы» (генеральные репетиции) под управлением Бортнянского всегда привлекали множество слушателей.

После кончины Бортнянского Капеллу в 1826 году возглавил Фёдор Петрович Львов. При нем крепко сохранялись традиции главного русского хора.

В 1829 году прусский король Фридрих-Вильгельм III направляет в Санкт-Петербург для ознакомления с постановкой дела в Капелле капитана 2-го прусского гвардейского полка Пауля Эйнбека. Король хотел реорганизовать полковые (протестантские) хоры и хор Берлинского собора («Домхор») по образцу Петербургской капеллы. Эйнбек отзывается в своих донесениях о постановке дела в Капелле с большой похвалой. По словам Эйнбека, мальчики учились не только музыке, но и общеобразовательным предметам и, при спадении с голоса, если у них не появлялся хороший мужской голос, поступали или на гражданскую службу, или же на военную службу в офицерском чине.

Как сообщает капитан Эйнбек, Капелла имела в 1829 году в своем составе 90 человек: 40 взрослых (18 теноров и 22 баса, среди которых было 7 октавистов) и 50 мальчиков - по 25 дискантов и альтов.

Эйнбек называет следующие причины, обусловливающие высокое совершенство хора: 1) все певцы обладают исключительно хорошими голосами; 2) все голоса поставлены по лучшей итальянской методе; 3) как весь ансамбль, так и его соло-партии великолепно выучены; 4) как находящийся на государственной службе специально в качестве церковных певчих, хор Капеллы образует одно целое и не зависит от разных случайностей, а певцы не посвящают своей деятельности посторонним делам.

После Фёдора Львова руководство Капеллой перешло к его сыну Алексею Фёдоровичу, скрипачу с мировым именем, композитору, автору музыки гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», а также выдающемуся инженеру путей сообщения. Алексей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к императору и всей царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования. Он был управляющим Придворной капеллой с 1837 по 1861 год.

1 января 1837 года по инициативе государя капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трех лет. Исторический разговор императора Николая I и Глинки состоялся в вечер успешной премьеры «Жизни за царя». В своих «Записках» композитор вспоминает: «Того же дня вечером за кулисами государь император, увидя меня на сцене, подошёл ко мне и сказал: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следственно, стоят, чтобы ты за-нялся ими. Только прошу, чтобы они не были у тебя итальянцами».

Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы. Он ревностно относился к подбору и обучению певчих. Так, летом 1838 года Глинка предпринял поездку на Украину и привёз оттуда 19 исключительно одарённых малолетних певчих и двух басов. Одним из них был Семен Степанович Гулак-Артемовский, оперный певец, композитор, драматический артист, драматург, автор первой украинской оперы.

В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров. С 1858 года в Капелле окончательно утвердилась работа оркестровых классов.

Это принесло огромные практические результаты: малолетние певчие получали возможность продлить свою жизнь в музыке. В возрасте, когда происходит ломка голоса, мальчики отчислялись из хора и переводились, в зависимости от природных способностей, в инструментальные или регентские классы. Некоторые певчие одновременно посещали и те, и другие классы.

Свою лепту в совершенствование исполнительского мастерства хора внесли выдающиеся русские музыканты Гавриил Якимович Ломакин и Степан Александрович Смирнов.

Большим вкладом в музыкальное просвещение России была 32-летняя деятельность организованного Львовым в 1850 г. Концертного общества при Придворной капелле. Главным администратором общества состоял Дмитрий Стасов. Местом деятельности общества был концертный зал Капеллы, а исполнителями - её хор, состоявший из 70 певчих, и оркестр Императорской оперы. Солистами были виднейшие вокалисты и инструменталисты. Хор Капеллы, выступавший в каждом концерте общества, расценивался Владимиром Стасовым как «замечательная редкость нашего отечества, не имеющая себе подобных в Европе».

В 1861 году должность управляющего Придворной певческой капеллой занял Николай Иванович Бахметев, генерал-майор, известный композитор и музыкант, большой знаток традиций русского церковного пения.

16 июля 1882 года по инициативе Александра III были утверждены временное положение и штат первого русского симфонического оркестра - Придворного музыкантского хора. Этим актом завершилось создание одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Придворная певческая капелла теперь имела в своем составе большой хор, музыкальную школу, инструментальные классы, школу театральных искусств (Шляхетский корпус), регентские классы и, наконец, первый в России симфонический оркестр.

В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утверждён Николай Андреевич Римский-Корсаков. Последний вел оркестровый класс в музыкальной школе и поставил это дело настолько хорошо, что постепенно выпускники школы стали ведущими музыкантами оркестра. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет - целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.

С 1884 года обучение в школе Капеллы стало происходить по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения свободного художника, подтверждавшего высшее музыкальное образование.

При Балакиреве была осуществлена капитальная перестройка всех зданий Капеллы по проекту Леонтия Николаевича Бенуа.

К концу XIX века Императорская придворная певческая капелла сложилась как уникальный, не имевший аналогов в мире, творчески-исполнительский и учебно-образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью. Именно здесь рождались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям.

XX век стал тяжелейшим испытанием для России и русской культуры. После Октябрьской революции 1917 года структура Капеллы подверглась разрушению: были аннулированы регентские классы и шляхетский корпус, где мальчиков, «спавших с голоса», обучали театральному мастерству. Впоследствии из структуры Капеллы был выведен симфонический оркестр, ставший основой первой советской филармонии, а затем и школа (Хоровое училище).

Бывшие Придворные хор и оркестр продолжили активную концертную деятельность. Большая часть концертов давалась на рабочих, студенческих и воинских клубных площадках, а также в собственном зале. В репертуар входили произведения Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Рахманинова, народные и революционные песни.

В 1918 году Капелла была переименована в Петроградскую народную хоровую академию. В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра основана Петроградская государственная филармония. Бывший Придворный оркестр ныне известен как Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

До 1920 г. хор состоял из 30-35 мужчин и 40-50 мальчиков - воспитанников хоровой школы. Весной 1920 г. хор реорганизуется: в него впервые включается группа из 20 женских голосов.

В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, и переименован в Государственную капеллу. В октябре 1922 года она переименовывается в Академическую капеллу.

В 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки. С 1925 года хор Капеллы состоял из 30 мужчин, 28 женщин, 40 мальчиков и 30 девочек.

В 1928 году в Капелле был установлен орган фирмы E.F.Walcker, ранее находившийся в Голландской Реформаторской церкви на Невском проспекте.

Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами Палладия Андреевича Богданова и Михаила Георгиевича Климова.

Палладий Богданов - выдающийся музыкант и педагог, ученик Балакирева, композитор, народный артист РСФСР. Короткое время Палладий Андреевич был старшим учителем пения (главным дирижёром) Придворной певческой капеллы. В начале Великой Отечественной войны хоровая школа, возглавляемая Богдановым, была эвакуирована в Кировскую область. При возвращении из эвакуации в 1943 году школа задержалась в Москве, и на её основе Александром Свешниковым было создано Московское хоровое училище. В 1944-1945 гг. в кратчайшие сроки Палладий Богданов восстанавливает деятельность школы в стенах Ленинградской капеллы. Долгие годы он руководил Хором мальчиков училища, воспитав блестящую плеяду музыкантов.

Михаил Климов - выдающийся дирижёр и педагог, внесший колоссальный вклад в совершенствование первого русского хора, его сохранение, развитие в новых условиях и приведение его к вершинам исполнительского искусства. С каждым годом Климов пополнял репертуар Капеллы фундаментальными произведениями мировой классики, формировал новые хоровые программы. В концертах регулярно исполнялись крупные кантатно-ораториальные произведения русской и западноевропейской музыки.

В 1928 году Капелла под руководством Климова выезжает в большую гастрольную поездку по странам Западной Европы: Латвии, Германии, Швейцарии, Италии. Гастроли прошли с исключительным успехом. Впоследствии известный дирижер Димитриос Митропулос назвал климовскую Капеллу «восьмым чудом света».

После кончины Климова в 1937 г., в предвоенный период короткое время Капеллой руководили Николай Данилин и Александр Свешников - выдающийся специалист хорового дела и талантливый организатор.

Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть артистов хора ушла на фронт. Остальной состав Капеллы и её хоровая школа в 1941 году была эвакуирована в Кировскую область.

Главным дирижёром в это тяжелейшее время была Елизавета Петровна Кудрявцева, выдающийся педагог, первая женщина-дирижёр профессионального хора в России. Перестроив репертуар, Капелла в составе 50-60 артистов выступала с концертами в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов. С сентября 1941 по июль 1943 года Капелла дала 545 концертов.

Осенью 1943 года художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Александрович Дмитревский, выдающийся мастер, один из крупнейших советских хормейстеров. Он внёс огромный вклад в развитие исполнительской и учебно-воспитательной деятельности Капеллы. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.

В ноябре 1944 года Капелла возвратилась в Ленинград. Состав хора с 60 человек увеличился вдвое. К концу 1945 года деятельность Капеллы возобновилась почти в довоенном объеме.

В период с 1946 по 1953 годы Капеллой были впервые исполнены и возобновлены «Иоанн Дамаскин» Танеева, Месса си минор Баха, Реквием Верди, «Времена года» Гайдна, «Из Гомера» Римского-Корсакова, Реквием Моцарта, хоры из опер Вагнера и многие другие произведения. Состоялись премьеры ряда крупных сочинений советских композиторов.

В 1954 г. в связи со 150-летием со дня рождения М.И. Глинки Академической капелле и Хоровому училищу при ней было присвоено имя Михаила Иванович Глинки.

В течение двух десятилетий Капелла переживала серьёзный творческий кризис. Частая смена руководителей, дирижёров, хормейстеров, нестабильность певческого состава, отсутствие творческого единства внутри коллектива неблагоприятно сказывались на звучании хора. Затормозилась работа над новыми произведениями.

В 1974 году Капеллу возглавил её воспитанник Владислав Чернушенко. Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора.

С именем Владислава Чернушенко связано и возвращение в концертную жизнь страны громадного пласта русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Именно хор Ленинградской капеллы под управлением Чернушенко в 1982 году после 54-летней паузы исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Березовского, Веделя.

С приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки; важное место в репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм - оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям.

1 ноября 1991 года в структуре Капеллы воссоздан Симфонический оркестр, который завоевал признание и симпатию широких слушательских кругов самых разных стран мира. С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени.

Хор и Симфонический оркестр Капеллы много и с большим успехом гастролирует как по России, так и за рубежом. Как и в прежние времена, критика относит Капеллу к числу лучших музыкальных коллективов мира.

Среди музыкальных коллективов России самым древним является Певческая капелла Санкт-Петербурга. С начала XIX-го столетия она располагается на участке между набережной Мойки и Большой Конюшенной улицами.

Свою историю этот коллектив ведет с 1479-го года, когда по указу великого князя Ивана III был создан хор Государевых певчих дьяков. В 1701-м году хор был переименован в Придворный, а в 1763-м году - в Императорскую певческую капеллу.


Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов, а с 30-х годов XVIII века хор стали привлекать к постановкам спектаклей Придворного театра. Многие солисты русской оперы XVIII-го века начинали именно в хоре Капеллы.



Хор Капеллы. Конец XIX-го столетия:


Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII века в его составе появились мальчики. В 1738 году для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в городе Глухове, а в 1740 году было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.




В 1882 году появился и Придворный музыкантский хор - симфонический оркестр в составе капеллы. Кроме хора и оркестра в составе капеллы были музыкальная школа, инструментальные классы, регентские классы (для подготовки руководителей церковных хоров) и школа театральных искусств.

Преподаватели и учащиеся регентских классов. 1908 год:


Среди руководителей Капеллы были такие выдающиеся музыканты, как Д. С. Бортнянский,


А. Ф. Львов (автор гимна Российской империи "Боже царя храни"),


М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков.




После революции регентские классы и театральная школа были закрыты, симфонический оркестр и музыкальная школа выведены из структуры капеллы. Хор капеллы продолжил активную деятельность. В 1920 году в состав хора впервые включили группу из 20 женских голосов.

Еще в начале XIX-го столетия для размещения Капеллы была приобретена усадьба, расположенная на берегу Мойки. Первоначально здесь находился деревянный дом штаб-лекаря Х. Паульсена. В 1770-х годах усадьбой владел архитектор Ю. М. Фельтен, построивший вместо деревянного каменный трехэтажный дом.




Усадебные постройки со временем обветшали (к тому же и с самого начала они не слишком подходили для размещения такого специфического учреждения как Капелла), и в начале 1880-х годов встал вопрос о их перестройке. Первоначально директор Капеллы граф С. Д. Шереметев обратился к известному архитектору Н. В. Султанову (который активно сотрудничал с графом). Однако проект вызвал замечания экспертов и не был утвержден. В результате, было решено провести закрытый конкурс: разработать эскизные проекты перестройки было поручено архитекторам Л. Н. Бенуа и В. А. Шретеру.




Победителем в этом мини-конкурсе стал Л. Н. Бенуа и именно ему поручили вести строительство.




Ядром комплекса стал концертный зал.


Его корпус, более высокий, чем примыкающие к нему флигеля, разместился в глубине курдонера (на месте разобранного старого усадебного дома). По центру, подчеркивая ось симметрии двора, разместился тамбур входа в царскую ложу.


Такое решение позволяло удачно вписать ансамбль в окружение. Выходящие на Мойку флигеля выглядели более скромно и играли фоновую роль, а главный акцент композиции, концертный зал, находился внутри двора и не конкурировал со сложившейся застройкой.


Парадный двор сделан раширяющимся в глубине, что добавило ему выразительности.




Здесь в боковых флигелях разместились учебные классы. В правом, более широком корпусе, классы на каждом этаже соединяются коридорами, освещенными через большие окна. Левый, более узкий корпус получился с несколько усложненным планом из-за недостатка пространства. Но и в него успешно вписались учебные комнаты, а также парадные кулуары - вестибюль с гардеробом, лестница и два фойе второго этажа.

Изначальный вариант декора фойе был решен в стиле рококо, но в итоге Бенуа склонился к более скромному и простому варианту.




Особые усилия Бенуа приложил к созданию акустики концертного зала. Помимо выбора пропорций, он использовал и конструкцию пола и потолка. В пояснительной записке Бенуа писал: "Для достижения хорошего резонанса в концертном зале пол будет устроен выше свода на 1 аршин и более с утверждением оного на вертикальные бруски и, кроме того, предполагается устроить деревянный висячий потолок, прикрепленный к железной конструкции крыши так, что между черным потолком и чистым будет промежуток в 8 вершков". Тем самым конструкция зала уподоблялась скрипичной деке.






Во двор за корпусом Концертного зала выходили флигеля, предназначавшиеся как для учебных классов, так и для помещений хозяйственного назначения (в том числе бани с бассейном).




Со стороны Большой Конюшенной улицы комплекс зданий замкнул жилой дом с квартирами, часть которых предназначалась для сдачи в наем.










Дворовые фасады этого дома не имеют декора. Но под окнами устроены деревянные ящики-холодильники, а под некоторыми окнами, где холодильников нет, помещены деревянные "юбки", играющие роль декора.








О том, как проходило строительство зданий, мы можем судить по воспоминаниям самого Бенуа:
"Принялись полным ходом за составление чертежей, проверяя старое на натуре. Наладили мастерскую и весь штат подрядчиков и поставщиков. Грунты оказались местами ужасные. На втором большом дворе напали на засыпанный пруд или русло, откуда извлекли кусок окаменелого дерева. Глубина рвов достигала семи аршин. Несмотря на все трудности при возведении новых флигелей (приходилось массу старого ломать и пробивать), благодаря бдительности и энергии мы справились и к зиме подвели школьные флигеля под крышу... Когда школьную часть наладили, я принялся за переработку остальных частей этого обширного здания - главным образом концертного зала, царских комнат, вестибюля и фойе для публики.
Старая лицевая сторона Певческой капеллы, выходящая к Певческому мосту, находилась в центре всего здания и имела разрыв, ведущий в главный двор - курдонер. Ось разрыва шла не перпендикулярно к главному двору, а под углом, что было очень некрасиво. Поэтому я предложил ее перенести, что вызвало необходимость от одной части, правой от моста, как бы отколоть, а к левой пристроить... Представленные чертежи получили Высочайшее одобрение. Теперь со стороны моста корпуса получились неравными, зато ось лежит посередине. Так как лицевые фасады не имеют особых членений, то сложившаяся асимметрия менее заметна, чем та кривая ось, которая была.








26 сентября 1887 года Капелла въехала на место и на первое время успокоилась, а я мог уже не спеша приняться за дальнейшую разработку проекта.
Еще осенью 1866 года мне пришлось расстаться с А. А. Щербачевым, но в это время я получил письмо от Г. Я. Леви о том, что он окончил работы в Киевской губернии у барона Врангеля и генерала Краснокутского. Я тогда же ему написал, чтобы он ехал ко мне на должность старшего помощника по Капелле. Всю постройку закончили к началу 1889 года и ждали приезда государя...
Г. Я. Леви и Л. Н. Бенуа. 1896 г.:


В понедельник 27 февраля сидим мы с Леви, пьем чай, вдруг сообщают, что в 3 часа пожалует Государь Император. Тут пошла суматоха, я кинулся переодеваться, послали за обойщиками снимать чехлы, бросились убирать двор: мести, где мыть, где тереть, чистить снег. Наконец пожаловали".




В свои мемуары Бенуа включил следующий газетный отчет о царском визите: "В понедельник 27 февраля, в половине четвертого часа дня, Их Величество Государь Император и Государыня Императрица, сопровождаемые министром Императорского Двора Графом И. И. Воронцовым-Дашковым и в должности гофмейстера полковником князем В. С. Оболенским, посетили Придворную певческую капеллу, новое здание, которое было выстроено в прошлом году.




Их Величества были встречены у Царского подъезда начальником капеллы С. Д. Шереметевым, управляющим Капеллою М. А. Балакиревым и строителем нового здания архитектором Л. Н. Бенуа. В сопровождении поименованных лиц Их Величества прямо поднялись в бельэтаж и вошли в Царскую ложу заново устроенной концертной залы, где были собраны певчие и ученики. При входе Их Величеств певчие и ученики инструментальных классов Капеллы исполнили гимн "Боже, Царя храни". Хоры помещались на эстраде возле Царской ложи.




Дирижировал помощник управляющего Капеллою Н. А. Римский-Корсаков. Желая испробовать акустику зала, Их Величества прошли в партер и сели в дальних рядах кресел, откуда слушали исполнение оркестром учеников увертюры из оперы "Руслан и Людмила"... Государь Император и Государыня Императрица нашли резонанс хорошим, а исполнителей удостоили похвалы... Выйдя затем из концертного зала, Их Величества осмотрели все помещения Капеллы, начав осмотр с инструментальных классов для малолетних певчих. Ученики в классах занимались музыкой на разных инструментах, в одном из спевочных залов - уроком танцев. Их Величества заходили в каждый класс и милостиво беседовали с преподавателями и учениками. Затем Их Величества осмотрели спальни, лазарет (больных не было), бани с бассейном для купания, столовые и кухни, прошли вновь в концертное зало и отбыли в 4 ч. 35 мин." Сам Бенуа добавил к этому отчету: "Перед выходом Государь подал мне руку и благодарил за прекрасное устройство. Граф И. И. Воронцов-Дашков поздравил меня с успехом. Когда я доложил о том Н. С. Петрову, он сказал, что очень рад за меня. Тем дело и кончилось..."


Сам Бенуа оценивал свою работу так: "Дворовые фасады боковых флигелей, по-момему, вышли хорошо, фасад же концертного зала - несколько куцый. Парапеты получились какими-то программно академическими. Царский павильон недурен, но сложен. Внутри, особенно вестибюль и лестница - удались. Я считаю, что они, а также круглое фойе - из удачных моих отделок".

P.S. В субботу, 14 октября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы" ).

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение, определившее своей деятельностью становление и развитие всей русской профессиональной музыкальной культуры. Здесь впервые в России последовательно возникали все основные направления музыкального исполнительства и музыкального образования.

Датой рождения Капеллы принято считать 12 августа 1479 года, когда основанный великим князем Московским Иваном III хор Государевых певчих дьяков принимал участие в службе освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля.

Певчие постоянно находились при государе и обеспечивали разнообразные нужды двора: участие в богослужениях, сопровождение государей при паломничестве, в гостевых визитах и военных походах, пение на торжественных приемах и обедах, при наречении на царство, в дни тезоименитств и крестин. Помимо музыки, певчие обучались грамоте и наукам. Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. с развитием многоголосного пения в составе хора появились мальчики.

Иван Грозный привез из Новгорода в Александрову слободу двух замечательных мастеров-распевщиков – Федора Крестьянина и Ивана Носа, основателей первой русской певческой школы. Певцы хора были и творцами новых музыкальных произведений. В числе певчих дьяков были известные теоретики,композиторы и регенты XVI–XVII вв.: Ян Коленда, Николай Бавыкин, Василий Титов, Михаил Сифов, Стефан Беляев и др.

Воспитание в государевой семье обязывало досконально знать церковную службу, а значит, владеть музыкальной грамотой и уметь петь в хоре. Иван Грозный, например, не только пел, но и сочинял музыку. Сохранились два его собственных произведения – стихиры в честь митрополита Петра и Владимирской иконы Богоматери.

В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Певчие постоянно сопровождали государя в его поездках и военных походах. Придворный хор побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга иучаствовал в молебне в честь победы войск Петра при Ниеншанце. А 16 (27) мая 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы (история сохранила для нас имена всех 28 певчих). Вся последующая биография хора связана уже с Санкт-Петербургом.

Петр I много времени проводил в обществе своих певчих, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава, часто исполнял в хоре партию баса. Свидетельство тому – многочисленные записи в походном журнале, указы императора, сохранившиеся нотные хоровые партии, правленые рукой Петра.21 сентября 1738 года по указу императрицы Анны Иоанновны для нужд Придворного хора в украинском городе Глухове открывается первая специальная школа. С 10 января 1740 года, по её же указу, вводится обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени. В их числе – Максим Созонтович Березовский и Марк Фёдорович Полторацкий, которые украшали своим участием итальянские и русские оперные спектакли. Дмитрий Степанович Бортнянский, будучи ещё мальчиком, исполнял соло в опере итальянского композитора ФранческоАрайи.



Разнообразие деятельности хора потребовало увеличения его состава, и по указу императрицы Елизаветы Петровны от 22 мая 1752 г. он был укомплектован 48 взрослыми и 52 малолетними певчими.15 октября 1763 года Придворный хор переименован Екатериной II в Императорскую придворную певческую капеллу. Её первым директором стал Марк Полторацкий.

За время своей деятельности Капелла явилась важнейшим источником музыкального просвещения в России, крупной профессиональной школой, воспитавшей многие поколения дирижёров, композиторов, певцов и исполнителей на оркестровых инструментах. Многие годы жизни и творчества выдающихся музыкальных деятелей – Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Бортнянского, Аренского, Ломакина, Варламова и других – были связаны с Капеллой.



В первых же концертах открытого в 1772 г. Петербургского музыкального клуба певчие Капеллы с оркестром исполняли кантаты и оратории Перголезе, Грауна, Иомелли и др.

В течение нескольких десятилетий управление Капеллой осуществляется итальянскими маэстро. Это БалтазарГалуппи, учитель Бортнянского (1765–1768 гг.); ТоммазоТраэтта (1768–1775 гг.); Джованни Паизиелло, сочинивший для петербургской сцены своего знаменитого «Севильского цирюльника» (1776–1784 гг.); Джузеппе Сарти (1784–1787 гг.). В эти же годы в Капелле работал Доменико Чимароза. Выдающиеся композиторы своего времени, они были замечательными наставниками. При их поддержке молодые русские музыканты овладевали высочайшим мастерством европейской музыкальной школы.

В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нем хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.

В 1808 году по инициативе Бортнянского для Капеллы был выкуплен участок с двумя домами, большим садом и двором между ними. Здесь и сейчас находятся здания Капеллы. Благодаря соседству с Певческой капеллой получил свое название Певческий мост.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики. Первое исполнение в России Реквиема Моцарта Капеллой с симфоническим оркестром состоялось 23 марта 1805 г., Missasolemnis Бетховена – 26 марта 1824 г. (мировая премьера); Мессы до мажор Бетховена – 25 марта 1833 г., Девятой симфонии Бетховена – 7 марта 1836 г., Реквиема Берлиоза –1 марта 1841 г., исполнялись оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», четыре мессы Керубини и др.

Хоровые концерты в зале Капеллы и даже «пробы» (генеральные репетиции) под управлением Бортнянского всегда привлекали множество слушателей.После кончины Бортнянского Капеллу в 1826 году возглавил Фёдор Петрович Львов. При нем крепко сохранялись традиции главного русского хора.

В 1829 году прусский король Фридрих-Вильгельм III направляет в Санкт-Петербург для ознакомления с постановкой дела в Капелле капитана 2-го прусского гвардейского полка Пауля Эйнбека. Король хотел реорганизовать полковые (протестантские) хоры и хор Берлинского собора («Домхор») по образцу Петербургской капеллы. Эйнбек отзывается в своих донесениях о постановке дела в Капелле с большой похвалой. По словам Эйнбека, мальчики учились не только музыке, но и общеобразовательным предметам и, при спадении с голоса, если у них не появлялся хороший мужской голос, поступали или на гражданскую службу, или же на военную службу в офицерском чине.Как сообщает капитан Эйнбек, Капелла имела в 1829 году в своем составе 90 человек: 40 взрослых (18 теноров и 22 баса, среди которых было 7 октавистов) и 50 мальчиков – по 25 дискантов и альтов.

Эйнбек называет следующие причины, обусловливающие высокое совершенство хора: 1) все певцы обладают исключительно хорошими голосами; 2) все голоса поставлены по лучшей итальянской методе; 3) как весь ансамбль, так и его соло-партии великолепно выучены; 4) как находящийся на государственной службе специально в качестве церковных певчих, хор Капеллы образует одно целое и не зависит от разных случайностей, а певцы не посвящают своей деятельности посторонним делам.

После Фёдора Львова руководство Капеллой перешло к его сыну Алексею Фёдоровичу, скрипачу с мировым именем, композитору, автору музыки гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», а также выдающемуся инженеру путей сообщения. Алексей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к императору и всей царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования. Он был управляющим Придворной капеллой с 1837 по 1861 год.

1 января 1837 года по инициативе государя капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трех лет. Исторический разговор императора Николая I и Глинки состоялся в вечер успешной премьеры «Жизни за царя». В своих «Записках» композитор вспоминает: «Того же дня вечером за кулисами государь император, увидя меня на сцене, подошёл ко мне и сказал: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следственно, стоят, чтобы ты за­нялся ими. Только прошу, чтобы они не были у тебя итальянцами».

Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы. Он ревностно относился к подбору и обучению певчих. Так, летом 1838 года Глинка предпринял поездку на Украину и привёз оттуда 19 исключительно одарённых малолетних певчих и двух басов. Одним из них был Семен Степанович Гулак-Артемовский, оперный певец, композитор, драматический артист, драматург, автор первой украинской оперы.

В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров. С 1858 года в Капелле окончательно утвердилась работа оркестровых классов.

Это принесло огромные практические результаты: малолетние певчие получали возможность продлить свою жизнь в музыке. В возрасте, когда происходит ломка голоса, мальчики отчислялись из хора и переводились, в зависимости от природных способностей, в инструментальные или регентские классы. Некоторые певчие одновременно посещали и те, и другие классы.

Свою лепту в совершенствование исполнительского мастерства хора внесли выдающиеся русские музыканты Гавриил Якимович Ломакин и Степан Александрович Смирнов.Большим вкладом в музыкальное просвещение России была 32-летняя деятельность организованного Львовым в 1850 г. Концертного общества при Придворной капелле. Главным администратором общества состоял Дмитрий Стасов. Местом деятельности общества был концертный зал Капеллы, а исполнителями – её хор, состоявший из 70 певчих, и оркестр Императорской оперы. Солистами были виднейшие вокалисты и инструменталисты. Хор Капеллы, выступавший в каждом концерте общества, расценивался Владимиром Стасовым как «замечательная редкость нашего отечества, не имеющая себе подобных в Европе».В 1861 году должность управляющего Придворной певческой капеллой занял Николай Иванович Бахметев, генерал-майор, известный композитор и музыкант, большой знаток традиций русского церковного пения.16 июля 1882 года по инициативе Александра III были утверждены временное положение и штат первого русского симфонического оркестра – Придворного музыкантского хора. Этим актом завершилось создание одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Придворная певческая капелла теперь имела в своем составе большой хор, музыкальную школу, инструментальные классы, школу театральных искусств (Шляхетский корпус), регентские классы и, наконец, первый в России симфонический оркестр.В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утверждён Николай Андреевич Римский-Корсаков. Последний вел оркестровый класс в музыкальной школе и поставил это дело настолько хорошо, что постепенно выпускники школы стали ведущими музыкантами оркестра. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет – целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.С 1884 года обучение в школе Капеллы стало происходить по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения свободного художника, подтверждавшего высшее музыкальное образование.

При Балакиреве была осуществлена капитальная перестройка всех зданий Капеллы по проекту Леонтия Николаевича Бенуа.К концу XIX века Императорская придворная певческая капелла сложилась как уникальный, не имевший аналогов в мире, творчески-исполнительский и учебно-образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью. Именно здесь рождались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям.

XX век стал тяжелейшим испытанием для России и русской культуры. После Октябрьской революции 1917 года структура Капеллы подверглась разрушению: были аннулированы регентские классы и шляхетский корпус, где мальчиков, «спавших с голоса», обучали театральному мастерству. Впоследствии из структуры Капеллы был выведен симфонический оркестр, ставший основой первой советской филармонии, а затем и школа (Хоровое училище).

Бывшие Придворные хор и оркестр продолжили активную концертную деятельность. Большая часть концертов давалась на рабочих, студенческих и воинских клубных площадках, а также в собственном зале. В репертуар входили произведения Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Рахманинова, народные и революционные песни.

В 1918 году Капелла была переименована в Петроградскую народную хоровую академию. В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра основана Петроградская государственная филармония. Бывший Придворный оркестр ныне известен как Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Весной 1920 г. хор реорганизуется: в него впервые включается группа из 20 женских голосов.

В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, и переименован в Государственную капеллу. В октябре 1922 года она переименовывается в Академическую капеллу.

В 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки. С 1925 года хор Капеллы состоял из 30 мужчин, 28 женщин, 40 мальчиков и 30 девочек.

В 1928 году в Капелле был установлен орган фирмы E.F.Walcker, ранее находившийся в Голландской Реформаторской церкви на Невском проспекте.Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами Палладия Андреевича Богданова и Михаила Георгиевича Климова.Палладий Богданов – выдающийся музыкант и педагог, ученик Балакирева, композитор, народный артист РСФСР. Короткое время Палладий Андреевич был старшим учителем пения (главным дирижёром) Придворной певческой капеллы. В начале Великой Отечественной войны хоровая школа, возглавляемая Богдановым, была эвакуирована в Кировскую область. При возвращении из эвакуации в 1943 году школа задержалась в Москве, и на её основе Александром Свешниковым было создано Московское хоровое училище. В 1944–1945 гг. в кратчайшие сроки Палладий Богданов восстанавливает деятельность школы в стенах Ленинградской капеллы. Долгие годы он руководил Хором мальчиков училища, воспитав блестящую плеяду музыкантов.

Михаил Климов – выдающийся дирижёр и педагог, внесший колоссальный вклад в совершенствование первого русского хора, его сохранение, развитие в новых условиях и приведение его к вершинам исполнительского искусства. С каждым годом Климов пополнял репертуар Капеллы фундаментальными произведениями мировой классики, формировал новые хоровые программы. В концертах регулярно исполнялись крупные кантатно-ораториальные произведения русской и западноевропейской музыки.В 1928 году Капелла под руководством Климова выезжает в большую гастрольную поездку по странам Западной Европы: Латвии, Германии, Швейцарии, Италии. Гастроли прошли с исключительным успехом. Впоследствии известный дирижер ДимитриосМитропулос назвал климовскую Капеллу «восьмым чудом света».После кончины Климова в 1937 г., в предвоенный период короткое время Капеллой руководили Николай Данилин и Александр Свешников – выдающийся специалист хорового дела и талантливый организатор.Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть артистов хора ушла на фронт. Остальной состав Капеллы и её хоровая школа в 1941 году была эвакуирована в Кировскую область.Главным дирижёром в это тяжелейшее время была Елизавета Петровна Кудрявцева, выдающийся педагог, первая женщина-дирижёр профессионального хора в России. Перестроив репертуар, Капелла в составе 50-60 артистов выступала с концертами в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов. С сентября 1941 по июль 1943 года Капелла дала 545 концертов.

Осенью 1943 года художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Александрович Дмитревский, выдающийся мастер, один из крупнейших советских хормейстеров. Он внёс огромный вклад в развитие исполнительской и учебно-воспитательной деятельности Капеллы. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.

В ноябре 1944 года Капелла возвратилась в Ленинград. Состав хора с 60 человек увеличился вдвое. К концу 1945 года деятельность Капеллы возобновилась почти в довоенном объеме.

В период с 1946 по 1953 годы Капеллой были впервые исполнены и возобновлены «Иоанн Дамаскин» Танеева, Месса си минор Баха, Реквием Верди, «Времена года» Гайдна, «Из Гомера» Римского-Корсакова, Реквием Моцарта, хоры из опер Вагнера и многие другие произведения. Состоялись премьеры ряда крупных сочинений советских композиторов.

В 1954 г. в связи со 150-летием со дня рождения М.И. Глинки Академической капелле и Хоровому училищу при ней было присвоено имя Михаила Иванович Глинки.

В течение двух десятилетий Капелла переживала серьёзный творческий кризис. Частая смена руководителей, дирижёров, хормейстеров, нестабильность певческого состава, отсутствие творческого единства внутри коллектива неблагоприятно сказывались на звучании хора. Затормозилась работа над новыми произведениями.В 1974 году Капеллу возглавил её воспитанник Владислав Чернушенко. Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора.С именем Владислава Чернушенко связано и возвращение в концертную жизнь страны громадного пласта русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Именно хор Ленинградской капеллы под управлением Чернушенко в 1982 году после 54-летней паузы исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Березовского, Веделя.С приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки; важное место в репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм – оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям.

1 ноября 1991 года в структуре Капеллы воссоздан Симфонический оркестр, который завоевал признание и симпатию широких слушательских кругов самых разных стран мира. С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени.Хор и Симфонический оркестр Капеллы много и с большим успехом гастролирует как по России, так и за рубежом. Как и в прежние времена, критика относит Капеллу к числу лучших музыкальных коллективов мира.

На месте здания Государственной академической капеллы имени М.И. Глинки в 1730 году стоял небольшой деревянный двухэтажный дом, владельцем которого был лекарь Христиан Паульсен родом из Голландии. Строение находилось в удалении от Мойки. За домом в сторону нынешней улицы Большой Конюшенной тянулись аллеи сада и грядки огородов. 15 мая 1773 года Фельтен приобрел у вдовы и сына Паульсена «с деревянным строением двор... мерою земли с лица по Мьи реке 31 сажень с аршином». И на этом участке архитектор Ю. Фельтен к 1777 году построил трехэтажный каменный дом с двумя флигелями.

Пройдя обучение в Петербурге и Германии, молодой архитектор в 1754 году поступил «для упражнения в практической архитектуре» к строившему Зимний дворец прославленному Растрелли. Успехи ученика на избранном поприще были столь велики, что уже в сорок лет он стал «назначенным» Академией художеств за «архитектурный прожект для статуи конной Петра Великого».

Из нового дома Фельтену нетрудно было следить за выполнением своих проектов, ибо совсем близко строился Старый Эрмитаж с легким переходом над Зимней канавкой, а на Марсовом поле переделывался Ломбард, позднее перестроенный Стасовым под Павловские казармы.

С 1776 года Фельтен сосредоточил свое внимание на постройке здания Академии художеств, в которой он занимал пост директора. И, решив переехать на казенную квартиру, он в 1784 году продал свой особняк на набережной Мойки и переселился на Васильевский остров.

От новых владельцев бывший фельтеновский дом в 1808 был откуплен казной, и в нем разместили придворных певчих, хор которых с 1763 года именовался Императорской придворной певческой капеллой.

История Капеллы восходит к началу XVIII века. В торжествах по случаю взятия Ниеншанца (шведская крепость, стоявшая при впадении в Неву реки Охты) в 1703 году участвовал и хор певчих дьяков, сопровождавший царя Петра в походе. Пел хор и при начале работ по сооружению Петропавловской крепости. В 1713 году «Хор государевых певчих дьяков» был окончательно переведен из Москвы в Санкт-Петербург, ставший к этому времени столицей России. Хор тогда состоял из 60 человек. Петр сам исполнял партии баса. В числе певцов был Алексей Разумовский, с которым позже тайно обвенчалась дочь Петра Елизавета.

Хор состоял исключительно из мужчин, лишь в 1920 году он пополнился женскими голосами.

Внешний вид здания сложился далеко не сразу. В 1830-е годы к бывшему фельтоновскому дому пристроили концертный зал. В 1887-1889 годах академик архитектуры Л. Н. Бенуа капитально перестроил здание Капеллы, и оно приобрело сохранившийся до наших дней вид. По существу, был создан комплекс связанных между собой построек, соединяющих набережную Мойки с Большой Конюшенной улицей. В главном корпусе разместился превосходный по акустике концертный зал, его фланкируют корпуса училища хорового искусства, сзади, вплоть до Большой Конюшенной улицы, 11, расположены жилые корпуса для служащих. Это один из первых образцов рациональной организации внутриквартального пространства.

Минуя ограду с красивой решеткой, мы попадаем в парадный двор, и перед нами раскрывается фасад концертного зала. Оформление его – замковые камни изысканного рисунка, барельефы с изображениями музицирующих младенцев, кованые фонари да семь картушей с фамилиями: Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов.

Михаил Иванович Глинка, имя которого было присвоено Капелле в 1954 году, и Дмитрий Степанович Бортнянский широко известны как композиторы, педагоги, теоретики и пропагандисты русской музыкальной культуры. Они оба работали в Капелле, первый - капельмейстером, второй - директором. Имена же остальных сегодня известны разве что специалистам по истории музыки.

Гавриил Якимович Ломакин (1812 - 1885), выдающийся дирижер и знаток хорового пения, автор популярных романсов, преподавал в Капелле, где своими теоретическими работами внес значительный вклад в систему подготовки хоров.

Петр Иванович Турчанинов (1779 - 1856) и Николай Михайлович Потулов (1810 - 1873) также были поборниками отечественной музыки. Все свое преподавательское, композиторское и теоретическое творчество они посвятили борьбе за возрождение старинного вокального искусства.

Дмитрий Васильевич Разумовский (1818 - 1880) был профессором хорового пения Московской консерватории, воспитал плеяду известных русских музыкантов, например С. И. Танеева, автора крупнейшего в дореволюционное время исследования по истории древнерусского хорового искусства. Большое значение имела и работа Разумовского по расшифровке музыкальных русских рукописей допетровских эпох.

Алексей Федорович Львов (1798 - 1870), заступив после смерти отца, Ф. П. Львова, на пост директора Капеллы, значительно реформировал как систему преподавания, введя инструментальный класс, так и состав хора, в результате чего хор Петербургской певческой капеллы стал одним из лучших в Европе и получил высочайшую оценку Г. Берлиоза. Но не только как реформатор практики хорового пения известен А. Ф. Львов. Он был основателем Петербургского симфонического общества, плодовитым композитором, написавшим ряд опер и оперетт, сочинений для хора и скрипичных концертов и даже русского гимна.

К сожалению, на фасаде Капеллы нет фамилий М. Ф. Полторацкого, А. С. Аренского, Н. И. Бахметьева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, чья жизнь также была связана с Капеллой.

М. Д. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков, возглавлявшие это учреждение в 1883 - 1894 годах, добились реконструкции устаревшего к тому времени здания Капеллы, ставшего крупным явлением в архитектуре Петербурга последней четверти XIX века.



Просмотров