С детства он мечтал о путешествии. Мы любим путешествия из детской мечты

Вы часто мечтаете? О чем? А помните, о чем вы мечтали в детстве? Кем хотели стать? Чему хотели научиться? Где хотели жить? Что мечтали сделать, когда станете взрослыми?

Смогли ли вы воплотить в жизнь мечту детства или она так и осталось навсегда там, в саду на качелях, в отражении воды в ручейке, или в забытом комоде на чердаке..?

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мечты детства, вспомнить, о чем вы мечтали, и задуматься над тем, что изменилось с тех пор, быть может вы до сих пор стремитесь воплотить свою заветную мечту, но уже в ваших собственных детях?

Давайте для начала отдохнем и прокатимся мысленно в дни нашего детства, а потом посмотрим, куда привет нас наше воображение!


Интересно, найдется ли в мире хоть один человек, который в детстве не любил ездить с родителями в походы, к морю и просто за город, в деревню к бабушкам? Наверное, нет. Путешествия любят почти все. И начало эта любовь берет с детства - с красивых сказок о принцах и рыцарях-путешественниках, с заманчивых и чарующих описаний далеких замков и городов.

Многие мальчики, начитавшись книг о храбрых воинах и отважных моряках, наседали на родителей с просьбами найти репетитора по немецкому языку, например, или другому иностранному, чтобы выучить его и со временем уехать, скажем, в Швейцарию, к чарующим Альпам или в маленький Лихтенштейн, или другие страны.

Ну, а девочки же, чаще всего, отдают предпочтение или элегантным барышням - англичанкам и француженкам, или восточным принцессам - шехерезадам, живущим в вычурных палатах с мозаикой и персидскими коврами, одетым в легчайшие шелковые юбки и звенящие и поблескивающие украшения.

Как бы там ни было, детские мечты о путешествиях были, пожалуй, у каждого. Со временем все мы вырастаем, заканчиваем школы и университеты, находим себе работу по душе, получаем зарплату, и раз в год отдыхаем у моря в отпуске.

Однако детские мечты все равно не отпускают нас. Так и хочется сорваться и полететь на самолете с широкими белыми крыльями куда-то за океан, где живет сказка. Сказка, которая у каждого своя.

Так почему бы и нет? Ведь есть же отпуска, которые не обязательно проводить на всемирно известных курортах или на морском берегу. Почему бы не отправиться туда, куда тянет мимолетное желание?

К примеру, изучить основы французского, благо, репетитор французского языка найдется в каждом городе, и явно не один, и отправиться гулять по Парижу. Или в Марсель - к небольшим оливковым деревьям, неуемному мистралю, дующему со Средиземного моря, и, конечно же, фестивалям.


Или даже посетить уже всем давно известную и приевшуюся Турцию. Ну, на крайний случай - Египет. Но посетить не так, как это делает большинство - с туром в пятизвездочный отель, в котором «все включено», а с множеством экскурсий, с общением с местными жителями и походами по музеям и культурным памятникам.

Наш мир - огромен и невероятно интересен. Разнообразие культур разных стран просто поражает. Как отличаются, например, веселые и игривые француженки от чопорных, элегантных и подтянутых англичанок. А ведь эти две страны разделены небольшим проливом - и всё. Что уж тут говорить о разнице взглядов на жизнь, к примеру, американца и россиянина?

Конечно же, изучать культуру, быт, обычаи и привычки разных народов - невероятно интересно. Уж явно гораздо интереснее, чем провести неделю или две в Анталии, не выбираясь из отелей и аквапарков. Да и путешествия по миру - это отличные языковые тренировки. Можно подтянуть английский, немецкий, французский, выучить итальянский или шведский, и на личном опыте убедиться, как сильно отличается произношение англичан от произношения американцев.

Пожалуй, наши детские мечты - не такая уж глупость, как иногда кажется. За ними кроется огромное желание узнавать мир, знакомиться с чем-то новым и ранее неизведанным, находить новых друзей и, может быть, даже свою любовь.


Конечно же, не стоит забывать, что путешествия, кроме всего прочего - уникальная возможность понять, как сильно отличаются народы и способ их жизни. Помните поговорку «Что русскому хорошо - то немцу смерть». Она, возможно, несколько утрирована, но, по большому счету, все именно так и выглядит.

И это можно повторять бесконечно - мир стоит того, чтобы его изучать, чтобы путешествовать и знакомиться с новыми странами. К тому же, никто никогда не может сказать наверняка, возможно, в какой - то из этих стран вы и найдете свое счастье, если не нашли ранее - любимую работу, семью и душевное равновесие.



Он всю жизнь мечтал совершить кругосветное путешествие. Даже приобрел для этого настоящую шхуну «Сен-Мишель» и стал капитаном со всеми причитающимися атрибутами: судовым журналом и флагом. Но ему так и не суждено было отправиться на этой шхуне в далекое плавание вокруг Земли. Сорок лет он путешествовал по миру в своих романах, летал по небу, опускался под землю и под воду, проникая в тайны будущего и настоящего. Жюль Верн написал более ста произведений о путешествиях, был известен и любим при жизни во всем мире. Но умер в одиночестве, больным и отчасти разочаровавшимся в науке человеком.

«Увы, я уже не могу быть капитаном, я не смогу совершить кругосветное путешествие. Флаг и судовой журнал – вот и все, что осталось от мечты, которая вела меня по жизни», – надиктует Жюль Верн перед смертью. Он болен диабетом и ослеп. Но видит иным зрением и чувствует, что наступивший двадцатый век несет человечеству множество удивительных открытий и множество опасностей. Писатель будто предчувствовал грядущие катастрофы, последние его романы («Флаг родины», «Властелин мира») проникнуты страхом и беспокойством о судьбе планеты, Верн боялся, что люди будут использовать науку в преступных целях.

И все же он был невероятно светлым писателем, мечтателем и , его так и не исполнившаяся мечта подарила миру великого фантаста. Если бы не она, может быть, мы никогда бы не узнали о том, что находиться в центре земли и 20 лье под водой, не побывали бы в самых отдаленных и невероятных местах планеты. Это неправда, что Жюль Верн так и не совершил своего кругосветного путешествия. Он много раз совершал его мысленно, вместе с героями своих книг.

Поклонники писателя скрупулезно подсчитали, сколько научно-технических открытый он предсказал, и выяснилось, что из 108 его фантастических предположений, уже исполнилось, то есть воплотилось в жизнь 64. А 34 – принципиально осуществимы. И только 10 не подтвердилось. Многие ученые ХХ века считают Жюль Верна своим соавтором, возможно, и современные ученые скажут об этом когда-нибудь, поразившись удивительной прозорливости гения конца ХIХ века. Самолеты, вертолеты, видеосвязь и телевидение, космические корабли и подводные лодки, дальнобойная артиллерия и межпланетные путешествия – все это когда-то было придумано или предугадано Жюль Верном и стало привычным фоном нашей жизни.

Жюль Верн родился в семье известного французского юриста, который мечтал о том, чтобы сын пошел по его стопам. Но мальчик с детства мечтал о путешествиях, рисовал карты, бродил вдоль берега и заглядывался на корабли, отправляющиеся в далекие путешествия. Уже в пять лет маленький Жюль хотел иметь свой корабль, чтобы бороздить просторы морей и океанов. А в 11 – решил эту мечту осуществить. Он убегает из дому, устраивается юнгой на шхуну «Корали», пробирается в трюм отправляющегося в плавание корабля и с замиранием сердца ждет отправления. Отец с матерью спохватились, уже в море на шлюпке отец догоняет корабль и водворяет сына домой, заставляя его заниматься тем, что ему не по душе.

Следуя отцовскому наставлению, Жюль поступает на юридический факультет в Париже. Но какой из него юрист. Его интересует совсем другое. Жюль отказывается вернуться в Нант. Работа в адвокатской конторе отца его не привлекает. Он пишет стихи, увлекается театром, интересуется и путешествиями. Нужно было иметь определенную смелость, чтобы написать об этом отцу, рискуя оказаться без его материальной помощи.

«Судьба приковала меня к Парижу, – пишет он отцу. – Впоследствии я смогу стать хорошим литератором, но никогда не стану больше, чем плохой адвокат. Я решил стать писателем». Но, оказалось, одного решения мало, нужно еще стать этим писателем. И парень старательно острит перо. Жюлю, можно сказать, повезло, один из его студенческих товарищей познакомил его со своим родственником, известным всему Парижу Александром Дюма старшим. Дюма предложил молодому человеку, мечтавшему о карьере литератора написать пьесу для театра. И хотя это было не совсем то, чего хотел Жюль Верн, он с энтузиазмом взялся за работу. Пьеса понравилась Дюма, и он поставил ее в своем театре. Воодушевленный поддержкой известного писателя, Верн стал писать пьесы, их даже ставили на сцене, и он получал за это небольшие гонорары.

И все-таки это не могло быть основным . Пока Жюль Верну не повезло еще раз. Он часто публикует в научных журналах заметки на научные темы. Его охватывает чувство восторга, когда он погружается в научные сферы. Особенно увлекает география. Когда он писал на эти темы, то фантазия его разыгрывалась до невероятных пределов. Одна из таких заметок однажды случайно превратилась в роман, который Жюль Верн с трепетом первооткрывателя принес Александру Дюма. Старик был в восторге. Он сказал, что это именно то, что нужно писать Жюлю, и что его ждет великое будущее. А для начала решил познакомить его с известным парижским издателем Пьер-Жюлем Этцелем. Так в издании «Журнал для образования и отдыха» в 1963 году появился первый роман Жюль Верна «Пять недель на воздушном шаре», тогда он назывался немного иначе: «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн».

В это время двадцативосьмилетний Жюль женился на симпатичной и обаятельной вдовушке с двумя детьми Онорине де Виан. Он удочерил двух девочек Онорины. У семейной пары позднее появился единственный общий ребенок – сын Мишель. Как отец относился к сыну? Об этом можно судить по одному замечательному эпизоду. Однажды, когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, папа, тогда уже известный писатель подарил ему на День рождения своего любимого героя Дика Сенда из романа «Пятнадцатилетний капитан». Кстати, сын впоследствии станет кинематографистом и экранизирует некоторые произведения своего отца, а внук – Жан-Жюль Верн в течение сорока лет будет писать большую биографическую книгу о деде, тогда как правнук Жан Верн, известный оперный тенор, найдет так и не изданную в свое время книгу Жюль Верна «Париж ХХ века». По мнению писателя, в Париже будущего должны будут небоскребы и летающие машины. Чуть-чуть ошибся великий фантаст, французы пошли иным путем, сохранив для потомков неповторимую теплоту малоэтажного Парижа с тихими улочками и уютными кафе.

Издатель сразу понял, что сотрудничество с молодым принесет хороший доход его журналу и поспешил подписать с Жюль Верном довольно жесткие и где-то даже кабальные условия на производство романов. Да, именно так, после подписания двадцатилетнего договора с Этцелем, Жюль Верн становился обеспеченным писателем. Но должен был выдавать по два однотомных или одному двухтомному роману в год. Этцель прекрасно платил за работу (2000 франков за том) и непомерно нагружал своего автора. Кстати, этот договор продлевался еще раз и гонорары росли, что впоследствии дало возможность писателю вести довольно зажиточный образ жизни, путешествовать по миру и приобрести собственные яхты (их было три). Жюль готовился отправиться на одной из них в своей кругосветное путешествие, но Этцель буквально пригвоздил его к письменному столу, заставляя путешествовать только на бумаге. Однако в тот момент, когда был подписан первый контракт, Жюль Верн был на седьмом небе от счастья. Теперь он мог заниматься любимым делом за приличное вознаграждение. Чего еще желать писателю!

Многие удивлялись, откуда у юриста по образованию такие обширные знания из самых разных областей. Еще с детства Жюль вел своеобразную картотеку, заметки об интересующих его открытиях, научных находках. Эти записи он пополнял в течение всей жизни. Уникальная в своем роде картотека составляла более 20 тысяч тетрадей, где можно было найти сведения из всех областей человеческого знания. Таким образом, каждый роман был не просто работой воображения, но и тщательным изучением научной стороны вопроса. Известные географы порой поражались, насколько точно Жюль Верн описывал те места, в которых никогда не бывал и тех животных, которых никогда не видел. А он был всегда на несколько шагов впереди совершающихся на его глазах научных открытий, герои его романов не совсем выдуманы, они разительно похожи на известных ученых и исследователей того времени. Жюль Верн держал руку на пульсе науки, будто улавливал те невидимые космические вибрации, те информационные каналы, которые связывали его с будущим. Не случайно многие его фантастические предположения исполнились со сто процентной точностью.

Но нельзя сказать, чтобы писатель был кабинетным червем, который сидел над книгами и не отрывался от стула. Он много путешествовал на чужих и своих яхтах. Был в Англии, Шотландии, США, на Мальте, в Италии, в Алжире, в Германии, Дании, Нидерландах и др. При этом огромные тиражи, большие гонорары и вечная мечта о кругосветном путешествии. На мачте его «Сен-Мишеля» собственный флаг. Но дальше нескольких миль отплывать не удавалось, держали условия договора, семья. Жюль приходил на свою шхуну и в маленькой каюте корабля писал свои романы, отвлекаясь от суеты и полностью погружаясь в мир путешествий.

Отношения с семьей у Жюля всегда были сложными. Жена так и не смогла за много лет понять своего мужа, который казался ей чуть ли не сумасшедшим. Бормочет что-то как во сне, сутками сидит за столом и пишет, не разговаривает, ведет себя, как его герои. Он будто все время отсутствовал в их жизни, находясь в своих фантастических мирах и путешествуя по миру вместе со своими паганелями и капитанами немо. «Ты не вылезаешь из своего воздушного шара!» – с обидой говорила Онорина мужу, который вставал в пять утра, садился писать, потом шел в Биржевую контору, а возвращаясь вечером, снова садился писать.

Жюль, действительно, не успевал уделять семье достаточного внимания, он был поглощен творчеством. Писал от зари до зари, за день ему удавалось написать двадцать четыре книжные страницы. Он мог бы рассчитывать на то, что обеспечивая жену и троих детей, будет правильно понят домашними. Но жена все больше отдалялась от него. Онорина вечно недовольна: «Жюлю не нужна семья. Он никогда не думает обо мне и о сыне!»

Однажды все жители небольшого провинциального городка Амьен, куда Жюль Верн переехал из шумного Парижа, узнали о том, что психически неуравновешенный племянник Гастон Верн напал на дядюшку и ранил его в ногу. Племянник хотел, чтобы тот прославился и стал членом парламента. Слава дядюшке была не нужна, он уже был знаменит на весь свет. Однако ранение помешало Жюль Верну осуществить его давнюю детскую мечту – кругосветное путешествие.

Умирает издатель Пьер-Жюль Этцель, теперь нет больше кабальных условий написания новых романов, можно отдохнуть и отправиться в долгожданное путешествие. Но кавалер ордена Почётного легиона, Жюль Верн чувствует себя все хуже. Его книги становятся все более тревожными. Он отдаляется от семьи, он одинок, болен, сидит и сочиняет головоломки. Редко появляется на людях. В какой-то газете даже появилось сообщение о его смерти, когда Верн был еще жив. Он умер 24 марта 1905 года. И все же умер писатель не в отчаянии, а с верой в то, что люди смогут использовать науку во благо:

«Я верю в созидательные силы разума. Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству».

Заставить себя полюбить море невозможно, эта любовь либо есть, либо ее нет, уверен капитан второго ранга в отставке Евгений Балабанов. С детства он грезил о морских путешествиях, и его мечтам суждено было сбыться. В преддверии Дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, он побывал в гостях у «ОГ».

Евгений Васильевич, откуда у вас – человека, чьи детство и юность прошли в степном Оренбуржье, – взялись мечты о море?

– Я вырос на книгах Купера, Станюковича, Джека Лондона и многих других писателей. К пятому классу уже знал названия всех парусов на трехмачтовых судах. На полях в тетрадках рисовал корабли. А когда в восьмом классе мы с отцом поехали на море, это было ах: все, как в любимых книгах – волны, прибой… Я познакомился с местными мальчишками, которые во время каникул работали на лодочной станции. Мы ныряли, плавали, сколько хотели, ловили лобанов, стреляли из подводного ружья. И я еще больше влюбился в море. Когда окончил школу, твердо знал, что буду моряком. В Севастополе не прошел по конкурсу, но я не сдался и поехал в Каспийское высшее военное училище. После него первый год служил на крейсере во Владивостоке. А потом мне повезло попасть в гидрографическую службу ВМФ, которая в интересах министерства обороны, флота, занимается изучением океана. С 1978 года я служил на океанографическом исследовательском судне «Балхаш». Начал с командира электронавигационной группы и закончил в начале 90-х старшим помощником командира корабля.

– Служить было интересно?

– Очень. Исследования проводились серьезные. К тому же я увидел острова, пальмы, тропические моря и многое другое, о чем даже и не мечтал. Где-то раз в год мы выходили в большую экспедицию, изучая то юг Тихого океана, то Индийский, то Северный
Ледовитый.

– Что впечатлило больше всего?

– Когда идешь в море, видно, что земля круглая и не такая большая, как кажется на суше. Пожалуй, это поразило больше всего. Ну, и то разнообразие, которое имеется в океане. Вообще много интересного было. Заходили для пополнения запасов в Рейкьявик (где позже встречались Рейган с Горбачевым), находясь в экспедиции в Атлантическом океане. Там лунный пейзаж – ничего не растет, кроме мха, горы, вулканы, все дымится… Где еще такое увидишь? Разве только у нас на Камчатке, где все буйно, непролазно, местами даже страшно.

– Где еще вам доводилось бывать?

– Первый раз оказался за границей в Германской Демократической Республике еще курсантом. Позже ходили туда на ремонт – наше судно «Балхаш» было немецкого производства. Подолгу там жили, общались с местными жителями.

Были на вулканическом острове Маврикий – в экзотическом и очень красивом месте, с коралловыми рифами и аквариумными рыбками. Как контраст – Вьетнам. У нас была там маневренная база в районе Камрани. Тогда еще совсем мало времени прошло после вьетнамской вой-
ны. Нас возили на огромный полигон – с четыре футбольных поля, а может быть, и больше – заваленный сбитой американской техникой: самолетами, вертолетами, самоходными орудиями. Все громадное, развороченное. Сами вьетнамцы жили бедно, приплывали к нам менять поделки и бусы на еду.

Были в Сингапуре. Там впервые попробовал бананы прямо с дерева – у них потрясающий вкус! Шли и Суэцким каналом после 6-дневной войны между Израилем и Египтом, наблюдая по обе стороны сгоревшие танки, самоходки…

Не могу сказать, что сама служба была простой. Мы подолгу находились в море, но скучать не приходилось.

– Сколько в среднем длилась одна экспедиция?

– Около 90 суток. Больше находиться в море тяжело психологически. Но иногда из-за погоды приходилось задерживаться и до четырех месяцев и более.

Попадали и в шторма. Сначала даже интересно было: здоровенное судно 111 метров длиной и 15 шириной мотает, как щепку, а оно жалобно скрипит. Матросы просились на мостик – посмотреть, как волны бьются о нос корабля. Но уже через сутки все уставали от этого, приходило раздражение. Задание надо выполнять – идти из пункта А в пункт B.
Вахту мы несли 4 часа через 8, а выспаться не удавалось: качало так, что приходилось держаться за шконку, чтобы не упасть…

Иногда для выполнения заданий приходилось подолгу дрейфовать. В Индийском океане даже акул ловили на «удочку» из металлического крюка и троса. Пробовали есть – мясо не жуется. Разбирали на сувениры – челюсти, плавники.

Всякое бывало. И поломки случались. Однажды во время похода в Охотском море сломался винт, но ничего, починили своими силами.

– Страшно, наверное, застрять в море на неисправном судне?

– Страха не испытывали, сейчас не XVIII век. Все, что делается на судне, докладывается в соответствующие инстанции. Все суда находятся на связи с оперативным дежурным, если что, организуют спасательную операцию.

А самим нам иногда приходилось спасать сослуживцев. Что поделаешь, если у коллеги разыгрался аппендицит и нужна операция? Мне доводилось выступать в роли анестезиолога, это вменялось в обязанности. В первый раз было не по себе, а уже потом воспринимал происходящее спокойно.

– Вы практически все время прослужили на одном корабле. Когда и почему его покинули?

– Началась перестройка. К тому времени многое стало приходить в упадок, и усталость какая-то накопилась, а потому я согласился на предложение стать преподавателем в родном училище, в Баку. В этом городе жила теща, и я подумал, что жене рядом с мамой будет легче – устала уже мотаться с тремя детьми по всей стране. А потом были события в Сумгаите, беспорядки, эвакуация семей… Многие были вынуждены уйти с флота. И я уволился в запас, мы переехали в Орск.

– Сейчас часто бываете на море?

– В составе Орской делегации мне доводилось ездить на переименование БДК «Орск» в Севастополь как представителю кают-компании «Морское кумпанство». Часто бываю у своего сослуживца в Новороссийске. Купаемся, загораем, с удовольствием дышу портовым воздухом.

– Слышала, что желание бороздить водные просторы вас не покинуло, и вы своими руками строите яхту, чтобы отправиться в плавание?

– Да, давно об этом мечтал. Пока ее не достроил, но обязательно это сделаю. Сейчас я вышел на пенсию и появилась такая возможность. По возвращении в Орск работал учителем, потом директором школы № 62, трудился в службе авиационной безопасности аэропорта, на ТЭЦ, в районной администрации. Теперь же свободного времени стало гораздо больше.

– Часто собираетесь с коллегами-моряками?

– В Орске мы начали собираться на 300-летие ВМФ. Георгий Иванович Роговенко проявил инициативу собрать и поздравить с праздником всех моряков. Идею поддержали тогдашний глава Орска Юрий Берг, директор ОНОСа Владимир Пилюгин. Чуть позже была образована кают-компания «Морское кумпанство», появился Морской клуб для школьников, который действует и сейчас. Жаль, что в этом году по ряду причин ребят не вывозили на практику на Ириклинское водохранилище, но я надеюсь, эта традиция будет продолжена. Согласитесь, здорово, что у нас есть ребята, которые мечтают попасть на флот, ведь профессия моряка становится все престижнее.

– Вам никогда не хотелось, чтобы дети пошли по вашим стопам?

– У меня три дочери. Теперь уже и шесть внучат, трое из них мальчики. Но, вы знаете, у каждого своя мечта, и только реализуя ее, человек может стать счастливым. Так что выбор каждый пускай делает сам.

– Сегодня вы следите за состоянием российского флота?

– Слежу, обсуждаю это с коллегами – новые корабли, вооружение. Наше поколение испытало сильное разочарование, видя, как все разворовывалось, распродавалось, рушилось. Сейчас флот поднимается, даже внешний вид кораблей совершенно другой, но главное – это возможности, которыми они обладают. Некогда богом забытая Каспийская флотилия теперь находится в достойном состоянии, и меня как моряка это очень радует.

В канун праздника хочется пожелать нашему флоту процветания, а морякам и их семьям – счастья, здоровья и благополучия!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Карина Добрикова, путешественница из Минска, побывала в 58 странах на всех континентах, из них в 50 - за последние несколько лет. Как белорусу объехать полмира, и чему учат путешествия, девушка рассказала «Белсату».

В Европу нужно ехать на пенсии, а пока молодой - в Африку и Азию

Карина, когда и куда ты поехала впервые?

Еще в детстве. В деревне у бабушки мы с кузиной на велосипедах объездили все окрестности. Даже на самодельных плотах через реку переправлялись. Это у меня от папы. Он любит приключения, в молодости автостопом ездил, пешком границы переходил. Я, слушая его, тоже мечтала о таких диких путешествиях. А первый раз заграницу поехала в семь лет - с родителями в Крым. Потом, в 15 лет - в Болгарию, через год - в Турцию.

Но это были организованные поездки. А первая самостоятельно спланированная поездка?

Когда мне был 21 год, мы с подругой поехали в Индию, куда сами спланировали маршрут. После Индии я поняла, что не могу остановиться, что хочу путешествовать дальше. И на следующий год мы отправились в Таиланд, Камбоджу, Малайзию.

В списке твоих путешествий - много очень экзотических стран, в которые из Беларуси даже турфмирмы не возят. А Европа тебя не интересует, ты ее уже всю объехала?

Я много где была и в Европе тоже. Но Европа, во-первых, дорогая, по сравнению с той же Азией или Африкой. К тому же, я считаю, что Европа - это когда ты уже на пенсии захочешь поехать на какую-то экскурсию, чтобы просто отдохнуть. А пока ты молод - надо ехать в Африку, Азию, за океан. В таких местах часто бывает трудно. Но это тебя испытывает и закаляет, формирует как личность, и этот опыт потом приносит плоды в течение всей жизни. Поездки помогают победить свои страхи. А особенно, когда путешествуешь один, как часто я сама. К тому же, я стараюсь не ходить по туристическим маршрутам, а узнавать страну изнутри, местные достопримечательности, чувствовать себя так, словно живу в этой стране, а не наблюдаю извне.

«Сначала продираешься сквозь джунгли, а потом, вверху, в облаках…»

А какое самое экзотическое место тебе довелось посетить?

Остров Ометепе в Никарагуа. Это остров на озере в виде песчаных часов с двумя вулканами. Сказочное место, которое трудно описать словами - словно с другой планеты. Мы поднимались там на вулкан. Было трудно. Сначала ты продираешься сквозь джунгли, большая влажность, потом солнце, вулканическая почва, совсем нестабильная. Без гида тут нельзя подниматься. Было много смертельных случаев - люди терялись, падали, потому что наверху ты идешь уже в облаках, тумане, плохо видно. Но все эти тяжести стоят того, чтобы их выдержать, потому что там, наверху, ты видишь всю красоту, и это чувство - я это сделала, я преодолела свои страхи и слабость! Воспоминания еще долго живут в сердце, и от них чувствуешь какую-то эйфорию.

Это природа. А люди и культуры - что впечатлило больше всего?

Гостеприимность Кавказа. Так принимать гостей больше никто не умеет. Еще и разнообразие племен в Африке, и открытость и готовность африканцев помочь. Если там на улице ты у кого-то попросишь телефон позвонить, то он не только даст тебе его, но еще и поинтересуется, все ли у тебя в порядке, не заблудился ли ты, и сделает все, чтобы помочь.

«Если всего бояться - лучше дома сидеть»

Как у тебя получается - учиться, работать и столько путешествовать?

Я так планирую свое время, чтобы не сидеть дома. Я - человек движения, домашняя рутина меня утомляет. Во время учебы в Минском лингвистическом университете я участвовала в студенческих обменах, так попала в Лондон и США. Потом работала в ИТ-компании специалистом по международным отношениям. На выходных часто ездила в Европу. Когда работала логистом в Сочи, посетила соседние Абхазию и Чечню. И собирала деньги, чтобы полететь на Карибы. Когда насобирала нужную сумму, договорилась на дистанционную работу, и на 4 месяца отправилась в Центральную Америку - в Мексику, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рику, Панаму, Доминикану.

А говорят, что для белоруса путешествовать - это очень дорого…

Зависит от того, в какое путешествие хочет отправиться сам человек. Можно жить в отелях класса люкс. А можно - у местных жителей, искать дешевые перелеты. Но такие путешествия - действительно не для всех. Потому что самостоятельное планирование - это тоже работа, которая утомляет. Для белорусов еще дополнительная проблема - визы. Часто бывает сложно без туристического агентства сделать визу. Но главное - чувствовать себя свободным и не бояться. Когда я была еще студенткой, то очень экономила - я мало ела в поездках, ездила автостопом, искала жилье по каучсёрфингу, бюджетные авиалинии.

А случались ли с тобой опасные ситуации во время путешествий?

Как-то средь бела дня в центре Мехико, хоть там и много людей, вдруг двое мужчин с ножами напали. К счастью, ничего страшного не случилось, но подруга была вынуждена отдать свой айфон. В полицию мы не пошли, потому что в таком большом городе это бессмысленно. А второй раз в Ницце, в этом году, я возвращалась домой поздно вечером, и какой-то мужчина набросился, повалил меня на землю, даже синяки остались. Мне повезло, что какие-то люди с балкона услышали мой крик, и спугнули его, он убежал. Сложно сказать, как этого избежать. Не ходить по опасным районам. Но с другой стороны, если всего бояться, лучше вообще дома сидеть.

В Австралии думают, что Беларусь - в Африке

А что в той же Африке и других далеких краях знают о Беларуси?

На Кубе хорошо знают Украину, так как многие из кубинцев в 70-е годы в Минске учились. В других странах Центральной Америки о Беларуси некоторые даже не слышали. В Малайзии нас знают благодаря нашим спортсменам. А вот Лукашенко знаком только европейцам - в Африке и Центральной Америке его не знают. Там я даже столкнулась с мнением, что в Беларуси говорят по-английски, потому что я почти без акцента разговариваю. В Австралии услышала, что Беларусь - это такая страна в Африке.

Прав ли был поэт, когда сказал, чтобы любить Беларусь, надо в разных краях побывать?

Я люблю Беларусь, всегда сердцем я здесь. У нас много кто жалуется, стесняются нашей страны, говорят, что у нас ничего нет. Но это, смотря с чем сравнивать. Если с богатой Европой, то, конечно, можно подумать, что в Беларуси ничего нет. Но, может, у нас плохо развита развлекательная инфраструктура, зато очень интересная культура, и много мест, где можно открыть уйму всего интересного о нашем народе. Красивая природа. Да, действительно нужно увидеть разные страны, чтобы оценить, а не жаловаться все время. Если бы люди поехали в Африку, и посмотрели, что там, они бы наконец-то полюбили Беларусь.

А можешь похвастаться количеством путешествий по Беларуси?

По Беларуси, к сожалению, я ездила немного. Во время учебы были экскурсии, ездила в Слоним, Витебск, Несвиж. Немного, к сожалению.

В путешествии главное — иностранный язык

Можешь ли ты сказать, что путешествия тебя чему-то научили, как-то изменили?

Путешествия обогащают твою душу, делают тебя сильнее, учат выдержке. Но это должна быть поездка, которую ты сам себе организовываешь, в которой нужно рассчитать, чтобы хватило на все денег, чтобы успеть на автобус или самолет. Часто после таких путешествий ты возвращаешься уставшим. Но для меня это очень ценное чувство. Я познаю мир, людей, не по телевизору, а вживую. А когда возвращаюсь, обычно очень хочу работать, у меня много энергии и новых идей.

Куда еще хочешь поехать?

Много куда. Мир большой. Очень хочу в Папуа. Посмотреть на что-то дикое, куда туристы не ездят - как живут племена в африканских джунглях. Как исследователь в экспедицию поехать. В Антарктиду, например.

Что бы ты посоветовала человеку, который решил - еду путешествовать?

Ничего особенного - просто взять и поехать. Но главное - знать иностранные языки, хотя бы английский. Без языка ты будешь чувствовать себя как в коробке, очень ограниченным. Для меня самым страшным было бы, если бы у меня отобрали знание языков (Карина говорит на английском, испанском, французском — ДБ). Мне нравится смотреть на красоту природы, но мне нужно разговаривать и слышать человека. Ведь для меня каждая поездка - это, прежде всего, общение с местными людьми. Мне интересно как можно больше людей узнавать на планете.

Данута Боровская

Говорят, именно слово «море» мальчик впервые прочитал по слогам и сложил из кубиков. К сожалению, отец не разделял взгляды сына и настаивал, чтобы тот получил сухопутную профессию. Семейство Гриневичей (а такова настоящая фамилия писателя) было довольно бедным. Александр родился в Вятке в 1880 году и провел в этом городе все свое детство, мечтая вырваться из него, чтобы отправиться к Красному морю.

Жизнь не баловала будущего писателя и единственной отрадой для него стали , которыми мальчик буквально зачитывался. С детства он мечтал о дальних путешествиях к далеким берегам и предпринимал множество попыток осуществить свою мечту - Саша даже сбегал из дома несколько раз, но его постоянно возвращали обратно.

Жестокое разочарование реальным морем

Сразу же после окончания училища в своем родном городе, юноша сбежал в Одессу, чтобы стать настоящим мореплавателем. Через пару месяцев скитаний его приняли юнгой на пароход - к сожалению, опыт такой работы не пошел Александру впрок. Он даже не научился завязывать и показал себя довольно посредственным юнгой.

После этого он несколько раз отправлялся в море на разных судах то в качестве юнги, то матросом. Ни одно из этих плаваний не принесло будущему писателю денег - возможно по той причине, что Грин совершенно не так представлял себе жизнь настоящего морского волка. Каждое его морское было скучным и неинтересным, наполненным бытом и серыми буднями.

Море, рожденное воображением Грина

Тогда Александр сам стал придумывать невероятные приключения, которые якобы происходили с ним на морских просторах и в далеких странах. Когда Грин всерьез взялся за перо, он попросту придумал новое море и сушу, существовавшие только в воображении писателя. Александр описывал невероятные , которых на самом деле не было на карте мира, и населял их колоритными персонажами, живущими совершенно удивительной жизнью.

Во всех произведениях автора море описывается по-разному. Например, в «Проливе бурь» это практически живое существо, показывающее свой непокорный характер. В знаменитом романе «Алые паруса» море отражает душевное состояние главной героини - оно волнуется, мечется и меняется вместе с прекрасной Ассоль. В большинстве произведений Грина море - это не просто часть окружающего пейзажа, очень часто оно является метафорой сложных человеческих страстей.

Кстати, знатоки единогласно подтверждают, что писателя помогла ему абсолютно точно описывать специальные термины и обозначения. Грин отлично знал, что такое «стеньга», «бакборт», «брашпиль», и поэтому весь этот морской антураж прекрасно вписывался в каждое его повествование, находясь на своем месте и делая описываемые вполне реальными и чрезвычайно правдоподобными.

Жизнь с морем в душе и на страницах книг

Морская тематика никогда не отпускала автора. Романтик и авантюрист в душе, он пишет о своем идеальном мире. В таких произведениях писателя как «Зурбаганский стрелок» и «Дьявол оранжевых вод» окончательно воплощаются черты придуманной страны, названной позже Гринландией.

Реальная жизнь писателя не шла ни в какое сравнение с яркими сюжетами его книг. Александру Грину досталась тяжелая судьба, наполненная разочарованиями, испытаниями и лишениями. Но не смотря на все тяготы, он постоянно стремился к морю, как к единственному живому существу, способному понять и успокоить его. Неудивительно, что всегда неразрывно связаны в произведениях писателя.

Последние годы жизни Грин провел в Крыму, вместе со своей верной «Ассоль» - второй женой Ниной. В то время книги автора были под запретом, он сильно нуждался и часто пил.

Скончался писатель в 1932 году от рака желудка, похоронили его на кладбище города Старый Крым. Его супруга выбрала место для погребения, из которого хорошо видно море. Могилу Александра Грина украсил символичный памятник «Бегущая по волнам».



Просмотров