Статуя давида микеланджело описание. Давид — самый узнаваемый силуэт

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренци и .

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.


Работа над копией статуи, 1928

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения , собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело , хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Давид – идеал мужской красоты. Скульптура, копии которой украшают множество залов и площадей. Это история о том, как глыба мрамора, преодолевая сложные испытания во время своего создания, чудом сохранившаяся в недавнем прошлом и являющаяся достоянием будущего, может стать чудом рук человеческого гения.

Первые шаги

Скульптура Давида должна была входить в ансамбль из двенадцати крупных скульптур вокруг соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре. Однако к 1464 году готовыми были готовы лишь два изваяния. Авторами первых двух статуй стали Донателло и Агостино ди Дуччо. Агостино также принялся за создание Давида, но после смерти Донателоо в 1466 году отошел от работы над проектом.

Сложность работы привлекала множество мастеров, одним из которых также был Симоне из Фьезоле. Ему не удалось не то, что улучшить вид «Давида». Работы были выполнены настолько плохо, что скульптура, пусть еще и неоконченная, была изуродована. Некоторые нарезы так и остались видны даже после мастерски сотворенного чуда руками последнего и легендарного автора.

Последний автор Давида

Следующим и последним из авторов в 1501 году стал 26-летний скульптор Микеланджело. Скульптура и раньше привлекала мастера, однако было трудно высечь статую без добавочных кусков. При первой встрече «Давид» явился взору мастера, представляя собой жалкое зрелище. Десятилетиями (около 40 лет) неоконченная скульптура подвергалась нещадному воздействию стихий и осадков. Борьба над созданием идеального образа продолжалась более двух лет, вплоть до 1504 года. Даже после завершения основных работ Микеланджело еще четыре месяца трудился над приведением ее, скульптуры, в надлежащий вид, и лишь затем она была представлена публике. 25 января того же года, когда работы близились к концу, была созвана комиссия ведущих художников Флоренции дабы оценить «Давида». Разгорелся жаркий спор о первоначальном религиозном значении скульптуры и ее новом общегражданском посыле. Микеланджело отошел от привычных приемов изображения юноши: в этот раз Давид был изображен не сражающимся, но готовящимся к бою. Решением совета было предложено перенести скульптуру в место заседания городского совета. Впрочем, уже немногие настаивали на прежнем месте размещения «Давида».

8 сентября 1504 год. На площади Синьорини флорентийская публика смогла увидеть шедевр. Перевозкой и установкой статуи руководил Леонардо да Винчи в содружестве с Джулиано да Сангало и его братом Антонио. Для перевозки была сконструирована невероятно прочная башня из дерева, а сама скульптура была подвешена на канатах, дабы при толчках не повреждаться. К тому моменту статуя весила более 6 тонн и обладала высотой в 5 метров. Примечательно, что ранее именно Леонардо да Винчи уже не первый раз сыграл важную роль в сохранении юноши-героя, ранее он вместе с другими знатоками скульптуры признал статую (то самое жалкое зрелище) пригодной к завершению.

Статуя Давида провела на площади Синьорини три столетия, что стало большим испытанием для произведения искусства (в статую ударяла молния, ее даже обстреливали). Однажды в 1527 году скульптуре отломали руку, и даже после ее починки так и остались видны следы белой смеси извести и песка, которой воспользовались для этого. В 1810 году «Давида» покрыли воском, однако уже к 1843 году непрофессиональная чистка привела к тому, что был смыт не только воск, но и подлинная патина (для чистки использовалась соляная кислота).

Переезд Давида

Хоть и в 1910 году место оригинала заняла копия (не менее ценная), а саму статую в 1873 году перенесли в главный холл Академии художеств, ее приключения не закончились. Уже в 1991 году Пьеро Канната, итальянец, страдающий психическими отклонениями, нанес новый удар «Давиду». На этот раз по среднему пальцу левой ноги пришелся удар молотком.

К маю 2004 года (500-летняя годовщина открытия) скульптуру впервые за 130 лет отреставрировали и почистили. Местом торжественного открытия осталась Академия во Флоренции.

Колоссальная работа впечатляет не только своей историей, но и невероятными размерами. Сложно даже представить себе ту работу, которая была произведена и, естественно, испытываешь волнение, наблюдая подобной красоты произведение искусства. Недавно эксперты выяснили, что скульптура (оригинал) начинает разрушаться. Виной тому постоянное воздействие микровибраций.

Статуя Давида работы выдающегося мастера эпохи Возрождения (Michelangelo di Buonarroti, 1475-1564 гг.) находится в Галерее (Galleria dell’Accademia) во Флоренции.

Скульптура, изготовленная из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. «Давид» признан эталоном мужской красоты и одним из самых значимых шедевров мирового искусства.

Образ библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но все предшественники Микеланджело (Донателло, ) изображали его победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Художественное новшество Буонарроти состояло в том, что он впервые запечатлел героя в момент подготовки к решающей битве. Статуя изображает обнаженного юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле.

Линии тела анатомически совершенны, расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе, праща, перекинутая через левое плечо, сулит противнику смертоносный выпад.
Скульптурное изображение иудейского царя было заказано Микеланджело в 1501 г. гильдией торговцев шерстью. Именно это объединение отвечало за украшение (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Флоренция по праву гордилась храмом, достойное его оформление было делом чести для цеховых старшин. Статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета. Осуществиться этому не было суждено.

В период работы над «Давидом» круто изменилась не только творческая биография тосканского скульптора, но и политическая жизнь республики. Первоначально заказ имел лишь религиозный характер. Но во время создания скульптуры Флоренция изгнала тиранов Медичи и «Давид» Микеланджело стал символом республиканской свободы и защиты отечества от власти тиранов.

История создания

История Флорентийской республики тесно переплелась с созданием мирового шедевра. Картина средневекового мира имела мало оттенков свободомыслия, итальянские города-государства были уникальным явлением того времени. Никогда Флоренция не подчинялась папским буллам и герцогским указам, лишь человеческий гений был ее непреложным законом.

Работа длилась два года и четыре месяца. Мастеру в то время было 26 лет, однако он успел прославиться как великий скульптор, затмивший самого Леонардо. Микеланджело держал самый сложный экзамен в своей жизни, для любого деятеля искусств того времени было важно, признает ли Флоренция его мастерство.

История рождения шедевра необычна. Интересное описание работы Буонарроти над статуей дает его современник Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). Согласно его записям, мастер получил мраморную глыбу уже подпорченной насечками и сколами. Форму будущего изваяния пришлось выбирать так, чтобы эти дефекты не были заметны.

Помощников не было, Микеланджело трудился один, передвигаясь вокруг гигантской глыбы по строительным лесам. Работа проходила в полной тайне, место, где создавалась статуя, было ограждено деревянным забором. Когда она была уже почти завершена, мастер потратил четыре месяца на окончательную отделку и полировку.


В январе 1504 скульптуру увидели и оценили ведущие флорентийские мастера. Авторитетная группа с во главе сочла ее достойной украсить сердце города — площадь Синьории (Piazza della Signoria). По настоянию Леонардо и с согласия Микеланджело «Давида» установили у входа в Лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi), где проходили заседания городского Совета. Там он простоял более трехсот лет и лишь в 1873 г., во избежание негативного воздействия осадков и выветривания, был перенесен в главный зал Галереи Академии искусств.

Копии

  • Самая известная располагается на площади Синьории во Флоренции, где первоначально был установлен оригинал.

  • Еще одна — тоже во Флоренции, на площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo), выполнена из бронзы. Площадь была построена на левом берегу Арно в 1869 г., интересна для туристов, так как оттуда открывается роскошный вид на город.

  • Гипсовая копия есть в Музее Виктории и Альберта (Victoria & Albert Museum) в Лондоне. С ней связана забавная история: на случай визитов королевы Виктории причинное место статуи прикрывали съемным фиговым листком.

  • Итальянский дворик Пушкинского музея в Москве также может похвастаться своим «Давидом».

  • Статуя «Давид» от места работы к площади Синьории была доставлена на специально сконструированной бычьей повозке за 4 дня. Вся Флоренция стала свидетелем удивительного зрелища. Несколько завистников Микеланджело попытались закидать скульптуру камнями, за что попали в тюрьму.
  • В 1527 году «Давид» пострадал от политических дебатов — скамья, вылетевшая из окна Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), повредила его левую руку. Реставрацию выполнил Вазари.
  • Флоренция дарила Иерусалиму слепок со скульптуры. Подарок не приняли, власти Иерусалима были возмущены тем, что Давид гол и не обрезан.
  • В 2004 г. Флоренция отмечала 500-летие со дня создания шедевра. В честь этого события скульптуру вымыли впервые за 130 лет.
  • Недавнее исследование выявило угрозу разрушения статуи от подземных толчков. По заявлению министра культуры Италии Дарио Франческини, на установку сейсмостойкого постамента будет выделено 200 тысяч евро.

Где находится, время работы, билеты

  • Галерея Академии искусств находится на улице Риказоли, 66, Флоренция (Via Ricasoli, 66, 50122 Firenze).
  • Музей работает со вторника по воскресенье с 8:15 до 18:50, кассы закрываются в 18:20, понедельник — выходной. Стоимость билета — 8 евро, для граждан стран Евросоюза возрастом 18-25 лет по предоставлению удостоверения личности — 4 евро.
  • Официальный сайт Галереи: www.polomuseale.firenze.it . Во избежание очереди у касс рекомендуется забронировать или купить билеты онлайн.
  • Собрание экспонатов заслуживает внимания, представлены и другие работы Микеланджело: «Пьетта Палестрина» (Palestrina Pieta), «Четыре раба» (Prigioni), «Святой Матфей» (San Matteo). Фотосъемка в Галерее разрешена без вспышки.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ


Самой большой скульптурой Микеланджело стал «Давид». Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.

Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, более известный как просто Микеланджело, родился 6 марта 1475 года в тосканском городе Капрезе в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. Мать Микеланджело Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера рано вышла замуж и умерла от истощения частыми беременностями в год шестилетия сына. Лодовико Буонаротти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать юного Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи первым распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 Микеланджело находится при дворе Медичи. Так начинался творческий путь великого итальянского художника.

В библейской истории Давида и Голиафа, Давид сначала надел кольчугу, потом латунный шлем, а затем опоясал себя мечом: он готовился к обычной битве на мечах с Голиафом. Но затем он остановился. «Я не могу ходить в этой амуниции, потому что я не привык к ней», - сказал он, и взял те пять гладких камней.

16 августа 1501 года 26-летний Микеланджело получил заказ от старосты цеха торговцев шерстью Флоренции (цеху было поручено следить за украшением соборного храма Санта Мария дель Фьоре) на изготовление скульптуры библейского царя Давида. Этому предшествовала следующая история.

Еще в XIV веке великий итальянский живописец Джотто, бывший одним из строителей флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, изобразил его с мраморными статуями на крыше. За 100 лет до «Давида» Микеланджело решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового «Давида». Скульптура показалась мала, и попечители собора продали ее флорентийскому правительству за ненадобностью. Для того чтобы поднять на высоту большие статуи Донателло и Брунеллески думали сделать их из легкого дерева, обитого для прочности металлом, и выкрасить под мрамор; предлагались и другие материалы. Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий. Наконец, флорентийцы понадеялись на мощь новой техники, и в середине XV века была заготовлена огромная мраморная глыба для первой фигуры. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо. За всю жизнь он не создал ни одной статуи, только рельефы, но часто помогал Донателло в подобных работах. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер, и глыба осталась лежать во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет, постепенно теряя товарный вид под воздействием дождя и ветра. Назрела необходимость срочно спасать народное добро. Тут и подвернулся молодой скульптор Микеланджело, которого посоветовал отцам города Леонардо да Винчи.

Еще полвека спустя после изваяния «Давида» писатель и художник Джорджо Вазари описал всю историю создания скульптуры иначе. У Вазари в его «Жизнеописаниях» сказано, что глыба считалась испорченной, и Микеланджело выпросил ее как ненужную, а потом удивил готовой статуей. Добавлен даже анекдот о том, как глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос «Давида». Микеланджело притворился, что укорачивает, а правитель тут же сказал: «Теперь хорошо». Но все это лишь легенды.

Как только Микеланджело закончил своего «Давида», оказалось, что поднять его на крышу не удастся, попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, нашла ей удачное место на площади перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи, и 8 сентября 1504 г. «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. В 1873 г. его перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию. Поставленный в центре Флоренции, «Давид» стал восприниматься как патриотический символ – образ защитника города. Дело в том, что к 1501 г., когда Микеланджело начал работать над статуей, граждане Флоренции одобрили новую республиканскую Конституцию, свергнув тиранию клана Медичи.

Принцип «из грязи в князи», часто встречающийся в американских биографиях, со временем получил две различные интерпретации. Версия XIX века делала упор на недостатки, которые компенсируются в будущем. Если ты хочешь подняться наверх намного лучше начать снизу: так ты получишь необходимые навыки и мотивацию для того, чтобы достичь успеха. В наши дни мы не учимся у бедности, мы избегаем её.

«Давид» стал самой большой скульптурой Микеланджело. Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя - классический пример контрапоста - уже подготавливает смертоносное движение.

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Одна из копий стоит сейчас в итальянском дворике Пушкинского музея в Москве. Интересно, что гипсовая копия «Давида», установленная в лондонском музее Виктории и Альберта, была одно время снабжена съемным фиговым листочком на случай визитов королевы.

В конце XX века в Израиле отмечалось 3000 лет Иерусалиму. Юбилей очага трех мировых религий стал событием далеко не местного значения. Муниципалитет Флоренции решил подарить Иерусалиму копию «Давида» Микеланджело в натуральную величину. Международный этикет предписывает, что «дареному коню в зубы не смотрят». Но не тут-то было! Израильские раввины посмотрели и …обалдели: «А Давид-то голый! И к тому же необрезанный!» В Израиле, как известно, религия не отделена от государства. В стране существуют много религиозных политических партий и голос религиозных деятелей имеет далеко не последнее значение. Раввинов тогда поддержали духовные авторитеты палестинских арабов. Власти Израиля вынуждены были подчиниться религиозной волне. Подарок не был принят.

Тем не менее, 7 октября 2008 года на горе Сион в Иерусалиме все-таки был открыт памятник царю Давиду. Но это был уже другой «Давид» – современного российского скульптора Александра Демина. Отлитое из бронзы изваяние легендарного царя иудеев в одежде, в сидящем положении и с лирой в руках было получено израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца. Установку памятника царю Давиду в Иерусалиме благословил Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II. На этот раз, чтобы избежать неприятных недоразумений, на всех этапах создания памятника царю Давиду лично присутствовал советник мэра города Иерусалима по вопросам искусства и дизайна Давид Сусанна.

Изваяние было установлено неподалеку от гробницы царя Давида, под стенами церкви Успения Богородицы и окнами комнаты, в которой состоялась Тайная Вечеря. Место для установки памятника было выбрано крайне удачно, можно сказать, аналогичное тому, на котором стоит памятник Георгию Жукову в Москве.

Памятник простоял три дня. 10 октября неизвестные вандалы надругались над ним. Вандалы отбили нос памятнику, испачкали его грязью и обрывками ваты, в бронзовую арфу кто-то воткнул банку из-под кока-колы. О постамент памятника били яйца, за ограду набросали мусор. Местные жители рассказывают, что акт вандализма был совершён ультраортодоксальными евреями. По словам известного иерусалимского гида Михаэля Короля, утром 11 октября, после совершения акта вандализма, около осквернённого памятника не было ни одного полицейского.

Можно только гадать, что стало бы с копией статуи необрезанного еврейского царя Давида Микеланджело, если бы мэрия Иерусалима приняла дар муниципалитета Флоренции.

Надо полагать, что в свете назревающей злобы дня и касательно символики, которую несет скульптура Давида работы Микеланджело, она подходит столице России больше, нежели Иерусалиму. Вот бы водрузить «Давида» Микеланджело на улицах Москвы!? Религиозной нетерпимости к искусству у граждан России, в отличие от граждан Израиля, вроде бы не наблюдается. Москва хоть и моложе Иерусалима, но тоже мировая столица. Как никак, а третий Рим. Москве не надо ждать дара муниципалитета Флоренции. У нее есть свой «Давид» – сто лет пылится в Пушкинском музее.

«Давид» Микеланджело легко вписался бы, например, в архитектурный ансамбль Охотного ряда, у фонтана около Большого театра, напротив памятника Карлу Марксу скульптора Льва Кербеля. У фонтана около Большого театра когда-то был разбит сквер, где тусовались московские гомосексуалисты. Микеланджело числится у них кумиром, наряду со многими другими гениями человечества. Однако главное функциональное предназначение «Давида» лежало бы в другой плоскости. Давид, вооруженный пращей, стал бы вечно напоминать основоположнику научного коммунизма, чтобы тот никогда больше не выпускал призрак на волю. А то можно и по лбу получить.



Чудеса Флоренции: скульптура Давида.

Микеланджело – итальянский архитектор, живописец, поэт и скульптор, известный на весь мир благодаря своим уникальным творениям. Самой яркой и узнаваемой работой мастера стала статуя Давида во Флоренции. Об истории и описании этого шедевра, а также интересных фактах и других впечатляющих работах мастера, вы прочтете в представленной статье.

История статуи Микеланджело

В XV веке во Флоренции шли строительные работы по возведению собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В годы завершения строительства встал вопрос об украшении внутренних интерьеров здания. Этим делом занималась успешная и предприимчивая гильдия торговцев шерстью. Они являлись и заказчиком, и спонсором строительства храма, а также его внутреннего оформления. Члены общества сошлись во мнении, что для придания зданию особой красоты и изысканности необходимо украсить его 12 статуями пророков из Ветхого Завета.

В 1464 году скульптором Донателло и его учеником Агостино ди Дуччо были созданы 2 статуи. Гильдии понравились работы мастеров, и они заказали у них еще одну статую – Давида. Для этого во Флоренцию был доставлен большой кусок мрамора, добытый в Карраре. После смерти Донателло в 1466 году его подмастерье отказался от выполнения контракта. Создание Давида перешло в руки Антонио Росселино, однако и он не смог выполнить данный ему заказ.

Глыбу, находящуюся под открытым небом, местные жители прозвали «Гигантом». Из-за смены погоды и температуры мрамор уменьшался в размерах, на нем появлялись трещины и сколы. В начале XVI века служители собора проконсультировались с Леонардо да Винчи, который признал камень годным к созданию скульптуры.

Следующим мастером, которому доверили выполнение статуи Давида, стал 26-летний Микеланджело Буонарроти. В августе 1501 года он подписал контракт, и через месяц приступил к обработке бесформенного мрамора в шедевр идеального тела человека. Скульптор трудился в одиночку дни напролет. Глыба стояла под открытым небом, поэтому в процессе создания своего творения Микеланджело стойко переносил и проливные дожди, и зимнюю стужу, и летний зной.

В январе 1504 года был запланирован «показ» готовой статуи Давида. К собору пришли такие флорентийские мастера как Андреа дела Роббиа, Боттичелли, Джулиано и Антонио Сангалло, Перуджино, Андреа Совино и др. Им предстояло оценить творение молодого и амбициозного итальянца. После устранения ограды, защищающей скульптуру от посторонних взглядов, взору собравшихся критиков предстал идеальный Давид Микеланджело. Все пришедшие мастера восхищались его творением, а присутствовавшая Синьория предложила сделать скульптуру символом новой республиканской Флоренции.

Давид был размещен на площади Синьории в мае 1504 года, на месте статуи «Юдифи», выполненной Донателло. В 1527 году правление Флоренцией вновь оказалось в руках рода Медичи. В результате обороны одной из построек города рука Давида была разбита вдребезги. Осколки собрал скульптор Вазари, и через 16 лет (1543 год) восстановил шедевр по велению Козимо I Медичи.

Несколько веков простоял Давид под открытым небом. Из-за непостоянства погоды материал приходил в негодность. В XIX веке скульптура подверглась 2 реставрациям, однако они были проведены крайне неудачно. В 1873 году Давид был перемещен в Галерею Академии, где занял специально отведенное для него место – крупную трибуну. Место на площади Синьории также не осталось в запустении. В 1910 году здесь установили отличную копию ветхозаветного персонажа.

В 2003-2004 годах статуя Микеланджело была очищена от накопившихся слоев пыли и грязи. Работы проводились профессиональными реставраторами. К сожалению, некоторые гости флорентийского музея наносят вред величественной скульптуре. В 1991 году один из посетителей умудрился отколоть от пальцев левой ноги Давида несколько кусочков мрамора.

Описание статуи Давида

Скульптура Давида, созданная Микеланджело, считается лучшим произведением искусства итальянского Возрождения. Мраморный юноша из сказаний Ветхого Завета признан совершенным творением и идеалом мужской красоты.

Оригинал статуи Давида имеет высоту 5 м 17 см. Она изображает обнаженного молодого юношу, который готовится к предстоящей схватке с Голиафом. Статуя Микеланджело является своеобразным новшеством, т.к. предшественники мастера создавали скульптуры героя, торжествующего над павшим великаном. В позе Давида можно заметить сосредоточенность и спокойствие. Выражение лица говорит о том, что юноша не боится Голиафа. Мышцы Давида напряжены: левая рука держит пращу, перекинутую через плечо. Снизу оружие подхватывает правая рука, в ней же герой держит камень. Фигура Давида говорит о том, что он готов к бою с сильным врагом и подготовил для него смертоносный удар.

Сегодня оригинальная статуя Давида находится в Академии Изящных Искусств Флоренции.

  1. Давид является персонажем Библии. Согласно библейскому сказанию, юноша поверг Голиафа при помощи камня и пращи, хотя обнаженное тело героя противоречит устоям религиозной книги.
  2. Давид во Флоренции превышает рост человека почти в 3 раза.
  3. Правая рука юноши является ассиметричной, и не подходит к пропорциям остальных частей тела. Многие эксперты считают, что эта «оплошность» была сделана специально, чтобы подчеркнуть прозвище Давида – сильная рука.
  4. Из-за того, что праща находится в левой руке Давида, героя считают левшой. Однако положение тела скульптуры говорит об обратном.
  5. Первоначально статую Микеланджело планировали разместить на куполе собора. Увидев созданный мастером шедевр, его решили разместить на более видное место – площадь Синьории.
  6. До создания знаменитого Давида Микеланджело успел заявить о себе как о талантливом скульпторе. Известность мастеру принесла работа «Римская Пьета». Позже итальянец создал фрески Сикстинской капеллы, и был признан выдающимся живописцем того времени.
  7. Поза Давида имеет явные сходства со скульптурами Геракла.
  8. Давид имеет множество копий. Самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.
  9. В 1857 году английской королеве Виктории была подарена копия Давида. Королеве не понравилась нагота героя, и она приказала прикрыть его половой орган фиговым листочком, выполненным из гипса.
  10. В XX веке власти Флоренции хотели подарить слепок скульптуры ветхозаветного персонажа Иерусалиму. Власти израильского города отказались от подарка, обосновав это тем, что Давид изображен в образе итальянца, а не иудея. Согласно религии страны, у мужчин-иудеев должна быть обрезана крайняя плоть полового члена.

Другие работы Микеланджело

За свою жизнь Микеланджело создал немало ценных произведений искусств. Кроме Давида, Римской Пьеты и фресок Сикстинской капеллы, мастер создал следующие шедевры:

Скульптуры и барельефы:

  • Мадонна у лестницы;
  • Битва кентавров;
  • Распятие;
  • Святой Прокл;
  • Святой Петр;
  • Ангел;
  • Святой Павел;
  • Бахус (первое творение Микеланджело);
  • Святой Пий I;
  • Святой Георгий I;
  • Венера и Амур;
  • Святой Матфей;
  • Моисей и др.

Живопись:

  • Положение во гроб;
  • Мадонна Донни;
  • Мадонна с младенцем;
  • Страшный суд;
  • Титий;
  • Клеопатра;
  • Распятие святого Петра;
  • Богоявление и др.

Архитектура:

  • надгробие Джулиано Медичи;
  • вестибюль, лестница и читальный зал библиотеки Лауренциана;
  • дворец консерваторов в Риме;
  • гробница Юлия II;
  • Палаццо Фарнезе в Риме;
  • Ворота Пия в Риме;
  • Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме и др.

Некоторые работы итальянского мастера со временем были утрачены. Кроме того, несколько творений не имеют доказательств авторства Микеланджело.

Знаменитый Давид, статуя которого находится во Флоренции, признан выдающимся шедевром не только Микеланджело Буонарроти, но и всей эпохи итальянского Возрождения. Если вы будете в этом регионе Италии, то обязательно посетите Академию Изящных Искусств, и посмотрите на известную 5-метровую скульптуру своими глазами.



Просмотров