Что происходит ночью в церкви судьба человека. Про Pussy Riot & мужскую, но не путинскую слезу! История создания рассказа «Судьба человека»

1. Выбор человека.
2. Позиция главного героя.
3. Благородство и великодушие.

Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком.

Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» - простой русский человек. Ему пришлось нелегко в юности; он участвовал в Гражданской войне, потом создал семью, строил свою жизнь, старался сделать счастливыми родных и детей. Война заставила его отказаться от надежд сегодняшнего дня. Необходимость защищать свою Родину с оружием в руках была воспринята Андреем Соколовым как что-то само собой разумеющееся. Главный герой делает свой выбор, идет защищать страну. Другого пути у него просто не было. Андрей стоически выносит все беды, выпавшие на его долю. О его позиции могут сказать слова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Для воина не может быть невыполнимых заданий. В трудных ситуациях проявляется готовность идти на смерть во имя высокой цели. Андрей Соколов должен был привезти снаряды, несмотря на то, что путь был очень опасен. Нравственный выбор Андрея - согласие на выполнение задания. «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду»; «Какой разговор!»; «Я должен проскочить, и баста!» Рискованная поездка оказалась причиной того, что Андрей попал в плен. Любой боец на войне внутренне готов к тому, что в любой момент его может ожидать смерть. Андрей не является исключением. Однако внутреннее примирение с возможной гибелью не имеет ничего общего с ситуацией плена.

В плену человек может легко потерять свое достоинство. Кто-то думает о том, как бы сохранить свою жизнь. Эпизод в церкви, когда Андрей Соколов убивает предателя Крыжнева, имеет огромное значение. Здесь снова проявляется проблема нравственного выбора главного героя. Смерть предателя - это залог спасения других людей. Законы военного времени неумолимы, и Андрей прекрасно это понимает. Однако после убийства он все равно переживает содеянное. И успокаивает себя тем, что предатель не заслуживает иной участи.

Условия плена, а тем паче - фашистского - это жесточайшее испытание, которое только может выпасть человеку. Нравственный выбор в таких условиях - возможность сохранить свою честь, не поступать против своей совести, стойко вынести все тяготы и невзгоды. Андрею это удается. Ему трудно будет вспоминать о том, что пришлось вынести. Однако теперь эти воспоминания стали частью его жизни: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», - эти слова главного героя как нельзя лучше показывают его отношение к прошлому, которое скрывает тяготы и мучения фашистского плена. Однако даже в этих словах чувствуется сила характера, которая отличает Андрея Соколова. Эпизод, когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, вновь показывает нам пример нравственного выбора человека. Русскому военнопленному совершенно нечего было терять.

Он уже приготовился к смерти, расстрел казался ему неминуемым. Однако сама мысль о том, что можно выпить за вражескую победу была для Соколова немыслимой. Здесь он снова с честью выдержал испытание. Смертельно голодный человек отказывается от еды, так как не хочет доставлять фашистам радость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Даже фашисты оценили стойкость и достоинство пленного. Андрей спасся от неминуемой смерти, и даже получил «в подарок» буханку хлеба и кусочек сала. И снова мы можем говорить о том, что шолоховский герой - человек высоконравственный, потому что жалкие крохи еды он делит с товарищами, несмотря на то, что практически умирает с голода. Нравственный выбор Андрея - решиться на побег из плена, привезти своим немецкого майора с документами. На это также может решиться далеко не каждый. У Соколова достаточно сил, чтобы не думать о сиюминутном сохранении своей жизни.

Однако плен оказался далеко не последним испытанием в жизни Андрея. Гибель жены, дочерей, и как завершающий аккорд войны - гибель старшего сына-офицера - это страшные испытания. Но и после этого Андрей находит в себе силы, сделать благородный шаг - подарить тепло своего сердца маленькому беспризорному мальчишке. Андрей готов работать на благо Родины, готов растить приемного ребенка. В этом также проявляется душевное величие главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

1 Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? Композиция – рассказ в рассказе. Сюжет – рассказ Андрея Соколова о своей судьбе, исповедь мужественного человека. 2 Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? 1 – 2 – 3…… Что помогает герою выстоять? Как проявляет себя герой во всех испытаниях? (Перечислить качества личности, характера)

В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений. Однако при этом он становится виновником гибели четырёх человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Взводный своей участи ожидает безропотно. Только позиция доктора, «который и в плену, и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой – позиция Соколова. Он не приемлет ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других. Поэтому и решается убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более, убийство «своего». Но не может он допустить несправедливости. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер человека. Жизнь ставит порой перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

Как выражена в рассказе авторская позиция? Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в тоне повествования, в выборе героя – простого человека. Основной прием построения рассказа – антитеза – тоже служит выражением авторской позиции: Мирная жизнь – разрушительная война; Добро и справедливость – изуверства, жестокость, бесчеловечность; Преданность – предательство; Свет – мрак… Ясно, на какой стороне автор.

Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившим его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель».

Вся эта сцена не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишите меня». И то, что он отказывается закусывать и после первого стакана, и после второго – это деталь, в другом случае не играющая никакой роли, здесь подчёркивает моральную стойкость русского человека. Соколов держится с фашистами так, как положено советскому гражданину, представителю рабочего класса. Не случайно многие исследователи проводят параллель между этим эпизодом и тем событием, в честь которого так самонадеянно пируют немцы, - Сталинградской битвой, отмечая, что в обоих случаях именно русский солдат оказался победителем.

Теперь он нашёл себе радость. Полюбился ему заброшенный парнишка, «этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!» - рассказывает Соколов, и в самом тоне его рассказа мы чувствуем, как он неравнодушен к человеческой судьбе. «Закипела тут во мне горючая слеза…» - говорит он. На душе Соколова стало легче и светлее. Жизнь обретает высокий человеческий смысл. Появились трогательные заботы о том, чтоб одеть и накормить мальчика, ждавшего отца: «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»

Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика? Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову: 274 – 275. И обеспечить эпический объём рассказу. Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей. Наконец, автор здесь не противопоставлен своему герою, он сам оказывается человеком из народа, недаром Андрей Соколов принимает его за «своего брата- шофёра».

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл, в каждой из которых идёт речь о каком-то эпизоде его жизни. Судьба Андрея Соколова мучительна. В рассказе есть две контрастные картины: семья провожает его на фронт – жена Ирина, сын, две дочери. К концу войны, когда Соколов прибыл на то место в отпуск, увидел другое: глубокая воронка, налитая ржавой водой, по пояс бурьян… Прямое попадание немецкой бомбы – и не стало дома, жены, дочерей. Никакого следа.

Какие грани русского национального характера воплощает в себе Андрей Соколов? Простой человек, солдат, отец выступает как защитник жизни, её основ, нравственных законов. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования. Андрей Соколов воевал на поле брани, воевал, как мог, и в плену отстаивал человеческое достоинство, честь своей родины. Каждый поворот его судьбы одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которого он является.

Название рассказа. «Судьба» имеет значения: Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий По суеверным представлениям, «потусторонняя сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни». – Какое представление о судьбе свойственно герою?

Но человек, как бы тяжело ни складывались обстоятельства, может поступать так, как требует человеческое достоинство. Человек может относиться к обстоятельствам активно. «Надо было сильно спешить», «Я должен проскочить, и баста!» 282/4. «И надо мне не одному бежать», «Мне его живого надо было доставить» - о побеге из плена; «Захотелось им, проклятым, показать» - о поединке с Мюллером.

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». - Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ. «Человек» тоже может пониматься как конкретно (Андрей Соколов), так и обобщённо (человек, который поставлен войной в условия власти над ним обстоятельств; и только сильный духом способен противопоставить этим обстоятельствам свою волю, свои представления о долге и свободе). Судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшихся окончательно.

Проанализируйте речь героя. Как своеобразие речи Андрея Соколова помогает проникнуть в замысел произведения? 1 Шолохова упрекали, что речь Андрея Соколова мало напоминает речь рядового шофёра, хоть и насыщена шофёрскими профессионализмами…. 2 С помощью народнопоэтических вкраплений он выступает как бы от имени всего русского народа. Потому что насыщена просторечиями: («да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять» «продрогли как собаки», «зуб на зуб не попадает», «но и тут получилась у меня полная осечка», «родни – хоть шаром покати», «баста», «дуй»,

Для Шолохова важно не то, что Соколов шофёр, и не то, что он воронежец. Важен характер, порождённый историческими обстоятельствами. Поэт Шолохов не делает упора на профессиональное и диалектное в речи своего героя. Но обойтись без этих словесных красок писатель также не может, так как он реалист, ему необходимо создать достоверный образ. Шолохов создаёт образ живого человека, перерастающий в символ.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Нагрянувшая война отняла у мужчины всё: семью, дом, веру в светлое будущее. Волевой характер и твёрдость духа не позволили сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой привнесла в жизнь Соколова новый смысл.

Данный расказ входит в учебную программу литературы 9 класса. Перед тем как познакомиться с полной версией произведения, вы можете прочитать онлайн краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, которое познакомит читателя с самыми важными эпизодами «Судьбы человека».

Главные герои

Андрей Соколов – главный герой рассказа. Работал шофёром в военное время, пока фрицы не взяли его в плен, где он провёл 2 года. В плену значился под номером 331.

Анатолий – сын Андрея и Ирины, ушедший на фронт во время войны. Становится командиром батареи. Анатолий погиб в День победы, его убил немецкий снайпер.

Ванюшка – сирота, приёмный сын Андрея.

Другие персонажи

Ирина – жена Андрея

Крыжнев – предатель

Иван Тимофеевич – сосед Андрея

Настенька и Олюшка – дочери Соколова

На Верхнем Доне наступила первая весна после войны. Припекающее солнце тронуло лёд на реке и началось половодье, превратившее дороги в размытую не проездную жижу.

Автору рассказа в эту пору бездорожья нужно было попасть в станцию Букановская, до которой было порядка 60 км. Он добрался до переправы через реку Еланку и вместе с сопровождающим его шофером переплыл на дырявой от старости лодке на другой берег. Водитель вновь уплыл, а рассказчик остался его ждать. Так как шофёр обещал вернуться только через 2 часа, повествователь решил сделать перекур. Он достал папиросы, которые намокли во время переправы, и разложил их сушить на солнышке. Рассказчик присел на плетень и призадумался.

В скором времени от мыслей его отвлёк мужчина с мальчиком, которые двигались по направлению к переправе. Мужчина подошёл к рассказчику, поздоровался с ним и поинтересовался: долго ли ждать ещё лодку. Решили вместе перекурить. Повествователь хотел спросить собеседника, куда он в такое бездорожье направляется с маленьким сыном. Но мужчина его опередил и заговорил о прошедшей войне.
Так повествователь и познакомился с кратким пересказом жизненной истории мужчины, которого звали Андрей Соколов.

Жизнь до войны

Несладко пришлось Андрею ещё в довоенное время. Будучи молодым парнишкой, уехал он на Кубань работать на кулаков (зажиточных крестьян). Это был суровый период для страны: шёл 1922 год, голодное время. Вот и умерли мать, отец и сестра Андрея с голоду. Остался он совсем один. Вернулся он на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею, послушная и не ворчливая. Ирина любила и уважала мужа.

В скором времени у молодой пары появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Обустроилась семья хорошо: жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Соколов выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 29-м ушёл Андрей с завода и стал работать шофёром. Пролетели для Андрея ещё 10 лет незаметно.

Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка из военкомата, и он уходит на фронт.

Военное время

Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.

Во время распределения получил Андрей военный грузовик и отправился за его баранкой на фронт. Но повоевать ему долго не пришлось. Во время наступления немцев Соколову было отдано задание: поставить боеприпасы солдатам в горячую точку. Но довести снаряды к своим не получилось – фашисты подорвали грузовик.

Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Русского солдата фашисты сразу приметили, но убивать не стали – рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами.

Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.

Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, - говорит, - осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!» . Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.

После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.

Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а коммунист. Угрожавшего, как выяснилось, звали Крыжнев. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, аргументируя, «что своя рубашка к телу ближе» .

После услышанного Андрея затрясло от ярости. Он решил помочь взводному и убить подлого партийца. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил» .

Лагерные работы

Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.

Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.

Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень» . От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей, и произнес опрометчивые слова в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит» .

Нашёлся предатель среди своих, и доложил об этом фрицам. На следующий день Соколова попросило к себе немецкое начальство. Но прежде чем вести солдата на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.

Практически глядя в глаза смерти, отважный боец отказался от такого предложения. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою гибель. Терять пленному уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на то, что боец был очень голодным, к закуске фашистов он так и не притронулся. Немцы налили второй стакан арестованному и снова предлагают ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать» . Рассмеялись фашисты, налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили провизию поровну.

Побег

В скором времени Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.

По случайности немцы узнают, что Соколов бывший шофёр, и он поступает в услужение немецкой конторы «Тодте». Там он становится личным водителем толстого фрица, майора армии. Через некоторое время немецкого майора посылают в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрея.

Вновь пленного стали посещать мысли о побеге к своим. Однажды подметил Соколов пьяного унтера, завёл его за угол снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.

Как-то утром приказывает майор Андрею везти его за город, где тот руководил постройкой. В дороге немец задремал, и как только выехали за город, Соколов достал гирьку и оглушил немца. После герой достал припрятанную форму, быстро переоделся и поехал во весь опор в сторону фронта.

На этот раз удалось храброму солдату добраться к своим с немецким «гостинцем». Встретили его как настоящего героя и обещали к государственной награде представить.
Дали бойцу месяц отгула: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться.

Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Прошло 2 недели. Приходит с родины ответ, но не от Ирины. Письмо писал их сосед, Иван Тимофеевич. Не радостным оказалось это послание: жена и дочки Андрея погибли ещё в 42-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их хатёнки лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт.

Андрей приехал в Воронеж, посмотрел на место, где раньше стоял его дом, а теперь яма, наполненная ржавой водой, и в этот же день отправился в дивизию обратно.

В ожидании встречи с сыном

Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка с фронта и отец узнаёт, что Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына, и в мыслях он уже стал рисовать, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретив спокойную старость.

В это время русские войска стремительно наступали и отодвигали фашистов к немецкой границе. Теперь вести переписку не было возможности, и только к концу весны отец получил весточку от Анатолия. Солдаты подошли вплотную к германской границе – 9 мая наступил конец войны.

Взволнованный, счастливый Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.

Послевоенное время

В скором времени Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел из-за тяжёлых воспоминаний. Тогда он вспомнил о военном друге из Урюпинска, приглашавшего его к себе. Туда ветеран и направился.

Друг жил с женой на окраине города, детей у них не было. Пристроил приятель Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Возле чайной Соколов приметил беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.

Привёл Соколов Ваню в дом, где жил с семейной парой. Мальчика вымыли, накормили и одели. Стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него.

Так и жили бы сынишка с отцом ещё долго в Урюпинске, если бы не один инцидент. Ехал как-то Андрей на грузовике в непогоду, машину занесло, и сбил он с ног корову. Животное осталось невредимым, а Соколова лишили водительских прав. Списался тогда мужчина ещё с одним сослуживцем из Кашары. Тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они и держат сейчас путь с сыном в Кашарский район. Признался Андрей рассказчику, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему засиживаться на одном месте.

Всё бы хорошо, но сердце у Андрея стало пошаливать, боится не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал мужчина видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»

Тут показалась лодка. На этом и закончилась история Андрея Соколова. Он попрощался с автором, и они двинулись к лодке. С грустью рассказчик смотрел этим двум близким, осиротевшим людям вслед. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими.

Ванюшка повернулся и помахал повествователю на прощание.

Заключение

В произведении Шолохов поднимает проблему человечности, верности и предательства, храбрости и трусости на войне. Условия, в которые поставила жизнь Андрея Соколова, не сломили его как личность. А встреча с Ваней подарила ему надежду и цель в жизни.

Познакомившись с рассказом «Судьба человека» в сокращении, рекомендуем вам прочитать полную версию произведения.

Тест по рассказу

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо запомнили краткое содержание рассказа Шолохова.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 9756.

Сегодня на уроке мы продолжили изучать творчество Шолохова и рассмотрели его рассказ эпопею под названием . Знакомясь с рассказом, мы возвратились к трагическим событиям, что происходили в нашей стране, а именно, вернулись в годы Великой Отечественной войны. В работе мы следим за судьбой Андрея Соколова. При этом, описывая его судьбу, автор описывал судьбу всего народа, что выстоял в войне. Народа, который выявил все свои сильные стороны в своем характере, что раскрылись в трудный жизненный период.

Прочитав произведение Шолохова, мы можем выделить главного героя, дав ему полную характеристику. Теперь мы можем описать характер Андрея Соколова из рассказа Судьба человека, выделяя отдельные эпизоды из жизни героя, которые наиболее ярко раскрывают судьбу и образ персонажа.

Как вы уже поняли, главным героем работы Шолохова является Андрей Соколов — обычный русский работяга, у которого была жена, дети, то есть полноценная семья. Была крыша над головой, обычные будни. Во всем этом он видел свое счастье, а в семье он видел смысл жизни. Но нагрянула война, и все изменила.

На долю героя выпали настоящие испытания пленом. Однако Андрей не сломился, он оставался до конца истинным , сильным, смелым и мужественным. Очень сильно запомнился эпизод при чтении рассказа о том, как не смог он закрыть глаза на предательство. Зная, что один из солдат собирается предать своего командира и выдать его врагам, он идет на убийство. Этот эпизод показывает силу воли героя, его справедливость. Нельзя не отметить эпизод, когда Андрей Соколов получил буханку хлеба и кусок сала. Он не съел все самостоятельно, он по-товарищески разделил каждый кусочек еды между остальными пленными. Это говорит о его заботе о ближнем, о его щедрой душе.

Вспоминается и его эпизод побега, где Соколов проявляет себя смелым и мужественным.

Однако не плен стал для него сильнейшим испытанием. Его он выдержал, как и выдержал другое известие. Он узнал, что война забрала не только дом, но и жизни его родных, забрала жену и сына. Она забрала смысл его жизни.

Его душа опустошена. Он возвращается с войны в места, где его уже никто не ждет и эту боль невозможно до конца почувствовать. Можем только ее представить. Соколов теперь не живет, а существует. Он ходит на работу, стал выпивать. Однако не спился, как это часто происходило. Нашел в себе силы не упасть лицом в грязь. Читая работу, мы видим герой несмотря ни на что, не очерствел. Ему встретился мальчишка, которого война также сделала сиротой. Андрей берет мальчика к себе на воспитание и это говорит о его человечной натуре, о его сердечности и доброте. Теперь у него новый смысл жизни — вырастить этого человечка достойным того будущего, за которое он проливал свою кровь во время войны.

Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека»

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Судьба человека» М. Шолохова Сочинение на тему: Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына

Разделы: Литература

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма

С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и

О. Верейского.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1. История создания произведения.

(Сообщение, подготовленное учеником).

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

2 .Слово учителя.

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

(ответы учащихся).

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

В чём своеобразие композиции рассказа?

З. Сообщение учащегося.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

(выразительное чтение эпизода)

Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.

Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?

(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

5.Слово учителя.

На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

(На три части: до войны, война, после войны).

Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

(Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах - всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.

Как рассказывает Андрей о себе и как - о своих близких?

(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе - скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

(На фронте Андрей Соколов - шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

6. Анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.

(Выразительное чтение эпизода).

О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)

8.Слово учителя.

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

(Анализ эпизода).

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

10. Слово учителя.

Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?

(“ Да, справится. Впереди - жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)

V.Подведение итогов.

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

VI. Домашнее задание. (По выбору учащихся).

Написать отзыв на прочитанную книгу.

Использованная литература.

1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. 1-Iянковский.- М. :дрофа, 2001.

2. Шолоховская весна: Учебно-методич. Пособие / Сост. Л. И. Пугаченко, В.В, Васильев, Н. И. Иващенко.-Воронеж-2006.

З. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.



Просмотров