Кто такой Левитан Исаак Ильич? Художник Левитан биография и творчество, Isaak Levitan Левитан пейзажист краткая биография.

4 августа 1900 года в своём доме-мастерской в Трёхсвятительском переулке умер известный русский художник Исаак Левитан. Его часто называли мастером «пейзажа-настроения» — такой картины, где природа одухотворена человеческой мыслью. Рассказываем о судьбе и творчестве Исаака Ильича.

Детство

Исаак Левитан родился в 1860 году в посаде Кибарты (ныне территория Литвы) в бедной, но интеллигентной еврейской семье. Отец его, самостоятельно выучив французский и немецкий язык, работал переводчиком в городе Ковно, в то же время занимался образованием ребёнка. В возрасте 10 лет Исаак Левитан вместе с семьей переехал в Москву, где он вместе с братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Здание Московского училища живописи, ваяния и зодчества

Первые картины

Огромную роль в формировании Левитана как художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов, Саврасов. У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках. В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством — с ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов. Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках.

«Солнечный день. Весна». Исаак Левитан, 1877 год

Одну из них — картину «Осенний день. Сокольники» — неожиданно приобрел для своей прославленной галереи Павел Третьяков, что, безусловно, вдохновило начинающего художника.

«Осенний день. Сокольники». Исаак Левитан, 1879 год

Знакомство с передвижниками

Одним из важнейших событий в жизни Исаака Левитана стало знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым. По заказу Мамонтова Левитан стал выполнять ряд работ, в том числе вместе с другими художниками занимался оформлением декораций. Впоследствии Левитан стал частым гостем в доме Мамонтова, где познакомился с кругом превосходных художников.

«Вечер на пашне». Исаак Левитан, 1883 год

В 1884 году картина Левитана «Вечер на пашне» впервые была показана на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где посетители по достоинству оценили талант начинающего художника. В то же время Левитан формально оставался учеником Училища, хоть и перестал посещать занятия. В результате, выпускаясь, звания художника он так и не получил — ему выдали диплом учителя чистописания.

«Саввинская слобода под Звенигородом». Исаак Левитан, 1884 год

В начале 1880-х годов, перебиваясь деньгами, полученными от продажи картин, Исаак Левитан поселился в небольшой подмосковной деревне Максимовка, где познакомился с жившим поблизости Антоном Чеховым, дружба с которым завязалась на долгие годы. В той же деревне Левитан написал большое количество пейзажей.

«Мостик. Саввинская слобода». Исаак Левитан, 1884 год

«Берёзовая роща». Исаак Левитан, 1885 год

Путешествия

Насладившись умиротворенной деревенской жизнью, художник стал искать вдохновения в поездках. Однако Левитан решил не ехать для этого за границу, а начать с необъятных просторов России. Весьма плодотворными получились поездки в Крым и на Волгу, где художником выполнил ряд известных пейзажей.

«У берега моря. Крым». Исаак Левитан, 1886 год


«Свежий ветер. Волга» Исаак Левитан, 1895 год

«После дождя. Плес». Исаак Левиан, 1889 год

На конец 1880-х годов, как склонны считать искусствоведы, приходится расцвет таланта Исаака Левитана. Антон Чехов писал по поводу новой картины «Тихая обитель»: «Левитан празднует именины своей великолепной музы: его картина производит фурор».

«Тихая обитель». Исаак Левитан, 1891 год

В 1890 году Левитан все же побывал за границей: он сделал целое турне по культурным центрам Европы. Результатом поездки стало несколько картин, которые наглядно свидетельствуют о его любви к маленьким тихим городкам.

«Канал в Венеции», 1890 год


«На озере Комо. Набережная». Исаак Левитан, 1894 год

Последнее пристанище

После долгих скитаний в 1889 году Левитан поселился в Москве, в доме-мастерской в Трехсвяительском переулке. В 1890-е годы Исаак Левитан работал прежде всего в разных местах Владимирской и Тверской губерний, создав одни из наиболее значимых своих полотен.

«У омута». Исаак Левитан, 1892 год

«Над вечным покоем». Исаак Левитан, 1894 год

В своей мастерской Исаак Левитан проработал вплоть до весны 1900 года, когда, гуляя с учениками, подхватил сильную простуду. Ослабленное сердце художника не выдержало: он не оправился от своей болезни и умер 4 августа 1900 года.

Крупнейший представитель русской лирической пейзажной живописи 2-й половины 19-го века. В картинах Левитана элегические настроения, печальные раздумья о смысле жизни. Есть у него и картины, полные трагической скорби и безнадежности, и картины, полные бодрости и жизнеутверждения; есть картины, полные тоскливости и картины, полные звонкой радости!

Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. Жили в бедности. К тому же родители рано умерли, и маленький Исаак остался на попечении сестры, которая сама жила за счет поденной работы и лишь изредка подкармливала брата, да штопала старую одежду. Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Учителями его были Саврасов и Поленов. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Саврасов сразу выделил Левитана, но в Училище не любили самого Саврасова за его несдержанный характер, поэтому эту нелюбовь перенесли на мальчика. Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Жил молодой художник по-прежнему в бедности, не видел повода для радости и всегда был угрюм, подавлен. Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя.

В 1886 году Левитан впервые приехал в Крым и настроение его изменилось. Здесь он впервые понял, что такое чистые краски. Он ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. А солнце и черный цвет несовместимы. Так начался новый период в жизни и творчестве талантливого еврейского художника.

Творчество Левитана - это целая эпоха в развитии русской пейзажной живописи. Продолжая линию лирического пейзажа Саврасова, Левитан достиг огромных высот в искусстве изображения национальной природы. "Поэтом русской природы" справедливо называли Левитана современники. Он тонко чувствовал неброскую красоту и задушевность среднерусского пейзажа. "Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его очарование", -писал М.В.Нестеров.

Как-то в конце лета, в сумерки, у калитки своего дома Левитан встретил молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик. Наконец, он раскрылся и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла прочь. Левитан не видел ее лица, -оно было закрыто зонтиком. В неверном свете он лишь заметил, что она бледна.

Вернувшись домой, он долго вспоминал незнакомку, а этой же осенью написал "Осенний день в Сокольниках". Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителя сердце...

По дорожке Сокольничьего парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном - та незнакомка. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру женщины написал Николай Чехов.

Осень - любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, но этот выделяется тем, что в нем нет трагического звучания, унылого настроения; это очень лирическое полотно, дает ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти.

Перед нами уголок природы с бегущей речкой и березовой рощицей на берегу. А вдали поля, леса и бездонное небо с легкими белыми облаками. День солнечный, не по-осеннему теплый. Воздух прозрачен и свеж.

Торжественный покой царит в природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях, по-осеннему спокойна в речке вода.

Светлое радостное настроение создает разнообразная, богатая оттенками гамма красок: медно-золотое убранство рощи, сверкание уже опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей холодной воды, яркая зелень озими вдали и блеклая голубизна неба. Однако, все это великолепие палитры не броское, не вызывающе яркое, а очень скромное, создающее ощущение нежной мечтательности, ожидания счастья. Воистину, лучше Пушкина никто не сказал об этом периоде осени:

Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые лес

Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии. Трагическое, полное беспредельной тоски и скорби полотно. Суровая, безразличная к человеку и величественная природа вызывает ощущение тревоги и напряжения.

Сиротливо прилепилась на крутом берегу холодного озера маленькая, почти сгнившая, деревянная церквушка, за которой едва заметны кресты старого кладбища. С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Маленькой песчинкой, затерявшейся во вселенной, чувствует себя здесь человек. Ощущение одиночества, ничтожности человека перед бесконечно великой и вечной природой дает картине подлинно трагическое звучание. Здесь глубокие философские размышления Левитана о смысле жизни и смерти, бытия человека в природе - и все это принимает унылую и безнадежную окраску. Неслучайно во время написания картины Левитан любил слушать траурный марш Бетховена.

Скромное, овеянное тонким лиризмом поэтическое произведение. Тонкие, белые стволы берез, густой ковер изумрудной травы, молодая пушистая зелень недавно распустившейся листвы. Это образ молодой, только что пробудившейся после зимнего оцепенения природы, трогательный и заадушевный. Картина проникнута ощущением светлой радости бытия, согрета теплом неяркого северного солнца.

Этюд к этой картине написан Левитаном в имении баронессы Вульф "Берново", с развалившейся мельницей, со старой плотиной через речку, с глубоким темным омутом. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. К нему подошла хозяйка имения и спросила: "А знаете, какое интересное место вы пишете? Крестьяне называют его "гиблым местом" и обходят стороной. А еще оно вдохновило Пушкина к его "Русалке". И она рассказала предание, связанное с этой мельницей: у ее прадеда, человека очень крутого нрава, был молодой слуга. Он полюбил дочь мельника. Когда об этом узнал прадед, он в гневе велел забрить своего крепостного в солдаты, а любимая девушка здесь утопилась.

Левитана взволновал рассказ, и он написал картину.

Глубокий черный омут. Над омутом лес, глухой, темный, и куда-то в глубь леса уходит чуть заметная тропинка. Старая запруда, бревна, мостки... Надвигается ночь. На воде искорки заходящего солнца; у берега плотины отражение опрокинутого леса; в небе серые, рваные тучи. Вся картина как бы пронизана чувством затаенной, тревожной печали, тем чувством, которое охватило Левитана, когда он слушал рассказ о гибели молодой девушки, и которое владело им, когда он работал над картиной.

Много-много лет висит эта картина в Третьяковской галерее, и все так же, как в первые годы, подолгу стоят перед ней завороженные зрители.

Околица в лучах заходящего солнца, поле со стогами, силуэтно рисующимися в сумеречном свете уходящего дня, задворки деревни, еле освещенные дрожащим светом луны... Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Тишина снова входит в живопись Левитана, а вместе с ней и мудрое примирение с жизнью, прощание с нею. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Их предельная простота и правдивость - результат стремления художника писать только о самом сокровенном. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов.

На смену чувствам одиночества и затерянности человека во вселенной, трагическому ощущению бессмысленности человеческого существования перед вечностью приходит понимание естественности законов жизни, восприятие человека в гармонической слитности с природой. Простая и непритязательная жизнь человека в природе оказывается теперь для Левитана исполненной большого смысла.

Одна из самых замечательных картин Левитана. В то лето он жил недалеко от Болдина. Его ученица и друг Софья Петровна Кувшинникова рассказывает, как однажды они возвращались с охоты и вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная белеющая полоса дороги убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись фигурки двух богомолок, а старый покосившийся голубец (деревянный могильный памятник с крышей и крестом) со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога..." Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому когда-то, звякая кандалами, прощло в Сибирь столько несчастного люда!"

Спускается солнце за степи, вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль...

И пейзаж уже перестал казаться ласковым, уютным... Левитан увидел настоящую Владимирку - дорогу скорби, увидел скованных цепями, голодных, измученных людей, услышал звон кандалов, унылые песни, стоны. И родилась картина.

Дорога, исхоженная тысячами ног, уходит в синюю даль. У дороги - покосившийся голубец. По боковой тропинке идет странница с котомкой. А над дорогой - огромное хмурое небо... И хотя по большой дороге, во Владимирке, идет только одна старушка с котомкой и не видно арестантов в кандалах, мы как бы чувствуем их присутствие, слышим звон кандалов....

Эту картину Левитан не хотел продавать и просто подарил ее Третьякову.

Предельно простая и скромная по своему колориту картина. На сочетании серых и зеленовато-палевых тонах художник изображает темную береговую полосу, серо-стальную гладь воды, темно-серую, глуховатую полосу сгустившихся облаков и беловато-серебристый просвет неба у края картины. Чувствуется присутствие человека: лодки, вытащенные на берег, огоньки на противоположном берегу реки.

Состояние покоя, в который погружена природа, отрешенности от дневной суеты и людских дел помогает художнику показать Волгу во всей ее величавости.

Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, еще борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Тишина спускается на землю. Легким силуэтом - как страж этой тишины - рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь. Деревья и кусты ближнего берега начинают смотреться темными, обобщенными силуэтами, как и вторая церковь в отдалении, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана.

В картине отражается радостное восприятие мира. Художник изображает самое начало весны, когда еще не бегут шумные ручьи, не слышно гомона птиц. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег глубокие тени, гладкая стена дома залита солнечным светом, тихо стоит, погруженная в дрему, лошадка у крыльца. Под действием солнечных лучей снег на крыше крыльца начал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели, потеряли свою белизну. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.

Ясное и светлое настроение картины полно ликующей, бездумной радости, созвучной ощущению весны. Полное безлюдье пейзажа помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Но присутствие человека незримо ощущается в картине: стоящая в ожидании лошадь у крыльца, приоткрытая дверь, скворечник на березе. Это делает картину еще более интимно-лирической и задушевной.

Биография

Знакомство с Чеховыми

Преподавание. Последние годы

В современной культуре

Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год, Кибартай, Ковенская губерния, Российская империя - 1900, Москва) - великий российский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Биография

Семья

Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай (лит. Kybartai) Ковенской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье.

Его отец - Илья Абрамович (Эльяшив Львович) Левитан (1827-1877) - сын раввина, закончил виленское раввинское училище. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которой занималась французская компания.

Имя матери до нас не дошло. Левитан никогда не называл его. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей - брат Адольф (Авель-Лейб) и сёстры Тереза и Эмма.

Художественное училище (1873-1885)

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х перевозит семью в Москву. В 1871 году старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Осенью 1873 года туда же подал прошение и был принят и 13-летний Исаак.

В училище его учителями были, в числе прочих, Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов, известные русские художники.

В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей на заработки от репетиторства. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обращает внимание на Левитана и берёт его к себе, в пейзажный класс. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» - вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров.

В 1879 году, после покушения Соловьева на государя Александра II, совершённого 2 апреля, выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы.

В летние месяцы 1880-1884 годов он писал с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, НГХМ), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников» , - пишет Константин Паустовский.

Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания.

Знакомство с Чеховыми

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. А. С. Киселёв, племянник дипломата графа П. Д. Киселёва, служил в тех местах земским начальником; его жена - Мария Владимировна, дочь В. П. Бегичева.

Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь. Брат Антона Чехова, Михаил, также живший в Бабкине, описал в своих воспоминаниях вечернюю прогулку в Максимовку к Левитану.

Поразительно, что Бабкино сыграло выдающуюся роль и в художественном развитии творца школы русского пейзажа И.И.Левитана. Верстах в трех от Бабкина, по ту сторону реки, на большой Клинской дороге, находилась деревня Максимовка. В ней жил горшечник Василий, горький пьяница, пропивавший буквально все, что добывал, и не было времени, когда бы его жена не ходила брюхатой. Совершенно независимо ни от кого художник Левитан отправился летом на этюды и поселился у этого горшечника. Как известно, на Левитана находили иногда припадки меланхолии. В таких случаях он брал ружье и уходил на неделю или на две из дому, пропадал неизвестно где и не возвращался до тех пор, пока жизненная радость не осеняла его снова. Или же он сидел, мрачный и молчаливый, дома, в четырех стенах, и ни с кем не общался, или же, как дух изгнанья, окрестив на груди руки и повесив голову, блуждал в одиночестве невдалеке.

Случилось так, что дождь лил несколько дней подряд, унылый, тоскливый, упорный, как навязчивая идея. Пришла из Максимовки жена горшечника пожаловаться на свои болезни и сообщила, что ее жилец Тесак (Исаак) Ильич захворал. Для Чеховых было приятным открытием, что Левитан находился так близко от Бабкина, и А.П. захотелось его повидать. Мы уже отужинали, дождь лил как из ведра, в большой дом (к Киселевым) мы не пошли, и предстоял длинный вечер у себя во флигеле.

А знаете что, - вдруг встрепенулся А.П., - пойдемте к Левитану.

Мы - А.П., брат Иван и я - надели большие сапоги, взяли с собой фонарь и, несмотря на тьму кромешную, пошли. Спустились вниз, перешли по лавам через речку, долго шлепали по мокрым лугам и затем по болоту и наконец вошли в дремучий Дарагановский лес. Было дико в такую пору видеть, как из мрака к фонарю протягивались лапы столетних елей и кустов. А дождь лил как из ведра. Но вот и Максимовка. Отыскали избу горшечника, которую узнаем по битым вокруг нее черепкам, и, не постучавшись и не окликнув, вламываемся к Левитану, чтобы сделать ему сюрприз, и направляем на него фонарь.
Левитан вскакивает, хватает револьвер и наводит его на нас. А затем, узнавши нас, он хмурится от света и говорит:

Чегт знает, что такое... Какие дугаки. Таких еще свет не пгоизводил...

Мы посидели у него, посмеялись, А.П. острил много, и благодаря нам развеселился и Левитан.

А несколько времени спустя он переселился к нам в Бабкино и занял отдельный маленький флигелек. Один из бабкинских обитателей по этому поводу написал стихи:

А вот и флигель Левитана,
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано,
И, вставши, тотчас чай он пьет

А.П. написал вывеску и прибил ее над дверью флигелька: «Ссудная касса купца Левитана».

Такую экскурсию, какую мы совершили в Максимовку, можно было предпринимать только будучи молодыми и очень веселыми.

В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье - у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

Волга, Плёс, Европа (1887-1890)

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры). Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»

Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка - Плёса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890), приезжая туда ещё дважды.

Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

Существует мнение, что картина «Над вечным покоем», изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

С конца 1889 года по начало 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетив Францию и Италию. Он отправился туда для того, чтобы ознакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в то время в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его устроенная там ретроспективная экспозиция творчества давно любимых им художников барбизонской школы - Камиля Коро, Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, поездка придала ему «более уверенности в себе. Там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен» .

Передвижники, высылка из Москвы

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.

К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» (начатую ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с тремя другими картинами «У омута», «Лето» и «Октябрь».

В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем, в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

В 1892-83 в мастерской в Трёхсвятительском переулке Серов написал известный портрет Левитана.

Лето 1893 он провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там он познакомился с В. Н. Ушаковым - владельцем усадьбы Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне Порожкинского сельского поселения).

Летом 1894 Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. Там, на озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».

В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашенная Софьей Петровной. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, - семья зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.

Т. Л. Щепкина-Куперник так описала завязку и развитие последующих событий:

«Идиллия нашей жизни к середине лета нарушилась. Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника /Ивана Николаевича Турчанинова/, имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живет знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне, и отношения завязались. Это была мать и две очаровательные девочки наших лет. Мать была лет Софьи Петровны, но очень songni, с подкрашенными губами (С.П. краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки... И вот завязалась борьба.
Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, а на наших глазах разыгрывалась драма... Левитан хмурился, всё чаще и чаще пропадал со своей Вестой /собакой/ «на охоте». Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось всё это полной победой петербургской дамы и разрывом Левитана с Софьей Петровной...
Но и дальнейший роман Левитана не был счастлив: он осложнился тем, что старшая дочка героини влюбилась в него без памяти и между ней и матерью шла глухая борьба, отравившая все последние годы его жизни.
А много лет спустя, когда ни Левитана, ни Кувшинниковой уже не было в живых, - я... описала их историю в рассказе «Старшие», напечатанном в «Вестнике Европы»: теперь можно в этом сознаться!»

Исаак Ильич переселился в имение Турчаниновых. У впадения в озеро ручья, который разделял земли усадьбы Турчаниновых, специально для Левитана был построен двухэтажный дом под мастерскую, т.к. в усадьбе не было больших комнат для работы (мастерскую в шутку называли «синагога»). Мастерская сгорела, как вспоминают, ещё при Турчаниновых в начале 1900-х.

В январе 1895 года благодаря Щепкиной-Куперник Левитан помирился с Чеховым. Щепкина-Куперник, собираясь в Мелихово к Чеховым, заехала в московскую мастерскую Левитана посмотреть удомельские этюды и уговорила его ехать вместе. Друзья встретились, обнялись, и дружба возобновилась.

В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию.

В середине марта 1895 Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых картину «Март».

Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства - стрелялся. То, что «попытка самоубийства» было театральным жестом, свидетельствует и сообщение врача И.И. Трояновского, который, вспоминая об этом, писал 8 декабря 1895 года: «... я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению «с негодными средствами» или как к трагической комедии» . По просьбе самого Левитана и последующей просьбе Анны Турчаниновой в Горки приехал и навестил друга Чехов. Антон Павлович убедился, что опасности для жизни нет, погостил 5 дней и вернулся в Москву потрясенный происшедшим. После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана.

В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью на р. Съеже в полукилометре от усадьбы - «Золотую осень».

Также в 1895 году Левитан переписал картину «Свежий ветер. Волга».

Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П. М. Третьяков.

В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова.

Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия» (крепость Олавинлинна в Савонлинне), «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия» (в частном собрании). В 1897 художник закончил картину «Остатки бывалого. Сумерки. Финляндия».

В 1896 после вторично перенесенного тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.

В начале марта 1897 в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» . Левитан же в начале марта был в Москве, встречался с П. М. Третьяковым.

В мае 1897 года Левитан в Италии - в городке Курмайор, вблизи Монблана.

Преподавание. Последние годы

В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» - большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые» . Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста.

Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8-17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Всё лето, с июня, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались картины художника.

22 июля (3 августа) 1900 года в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа - «Озеро. Русь.» - осталась не законченной.

Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники Валентин Серов (приехавший на похороны из-за границы), Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леон Пастернак, В. В. Переплетчиков, Константин Юон, Витольд Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.

В 1901 прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся, некоторые произведения были выставлены там впервые, среди них неоконченное полотно «Озеро» (1900).

Через 2 года, в 1902 году, Авель Левитан установил памятник на могиле брата.

22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.

Вопреки распространенному мифу, Левитан не придерживался религиозного запрета на изображение людей. Он даже написал «Автопортрет» (1880).

В 1904 мастерская Левитана в усадьбе Горка Тверской губернии сгорела.

В честь И.Левитана названа улица в Тель-Авиве.

Наиболее известные произведения

  • Осенний день. Сокольники (1879)
  • Вечер на Волге (1888, Третьяковка)
  • Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)
  • Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)
  • Берёзовая роща (1889, Третьяковка)
  • После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)
  • У омута (1892, Третьяковка)
  • Владимирка (1892, Третьяковка)
  • Вечерний звон (1892, Третьяковка)
  • Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро Удомля, Тверская губ.
  • Март (1895, Третьяковка). Вид ус. «Горка» Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.
  • Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. «Горка» Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.
  • Весна - большая вода (1896-1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.
  • Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. «Горка». Тверская губ.
  • Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. «Горка». Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893-1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.
  • Озеро Островно (1894-1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893-1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.
  • Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.
  • Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)
  • Сумерки (1900, Третьяковка)
  • Озеро. Русь. (1899-1900, Русский музей)

Галерея

В современной культуре

  • В советском мультфильме «Лягушка-путешественница» по мотивам сказки В. М. Гаршина персонажи, описывая Юг - «край, напоминающий рай», упоминают лесистые холмы (или болота), «словно сошедшие с картины Левитана».
  • Текст композиции «Владимирская Русь» (1986) знаменитой российской рок-группы «Черный кофе» является по сути творческим пересказом картины Левитана «Над вечным покоем».

Исаак Ильич Левитан выдающийся основоположник пейзажной живописи 19 века. Среди многих своих коллег пейзажистов Левитан выделяется, как одухотворенный мастер создающий поэтический образ природы, с ее глубокой эмоциональностью цветовых оттенков, что заставляет зрителя чувствовать в картине художника прекрасное состояние русской природы, во всем ее великолепии и умиротворенности. Его работы очень восторженно были оценены современниками, считавшие картины художника пейзажами настроения с удивительно правдивой достоверностью. За все время творческой биографии Левитан создал тысячи картин и этюдов, и его работы с полной уверенностью можно считать эталоном в пейзажной живописи.

Художник Левитан биография и творчество, описание картин Левитан родился в Литве, Ковенской губернии) 30 августа 1860 г в небольшом городишке под названием Кибарты, в небогатой, даже можно сказать бедной и многодетной еврейской семье, тем не менее родители Исаака были образованными и порядочными людьми. В связи с трудным материальным положением, семья решилась на переезд в Москву.

Старший брат Исаака также имел художественные наклонности и в Москве он первый поступает на учебу в училище живописи, ваяния и зодчества в 1871 году, параллельно помогая развитию живописных навыков Исааку, который вместе с ним ходит на этюды и получает некоторые познания работы с красками и понимания красоты природы.

Спустя 2 года после вступления его брата в училище поступает и Исаак Левитан, которому очень повезло, его учителями были известные мастера живописи это Саврасов, Перов и художник Поленов, от которых молодой художник получал необходимые познания живописных приемов. Но в 1875 году в семье Левитана произошли не приятные события, умирает его мать, с трудом перенося утрату супруги заболевает его отец, который был уже не в силах полноценно обеспечивать семью материально, поэтому глядя на такое положение в училище решили частично помогать семье Левитана, освободив способных в учебе братьев от оплаты за обучение.

Но жизненные неудачи продолжались в 1877 году от болезни умирает его отец, оставшиеся без родителей он с братом и сестрами оказывается фактически в очень трудном финансовом положении. Смотря на бедственное положение в котором оказался Левитан со своей семьей, художник Саврасов предлагает ему учебу в его пейзажном классе и под присмотром Саврасова молодой художник упорно работает.

В конце 70-х годов Левитан заводит дружбу писателем с Антоном Павловичем Чеховых, с которым по жизни дружили и по товарищески помогали друг другу, конечно, как и бывает у друзей и без сор дело не обходилось.

Благодаря учебе у Саврасова Левитан создает несколько замечательных картин, 2 из них выставляются на выставке, за что молодой художник награждается малой серебряной медалью и денежной премией в 220 рублей, что соответственно было очень кстати. Но трудности с этим закончились, как мы помним Исаак Левитан был евреем и казалось бы все ничего.

В 1879 году некий А. Соловьев устроил покушение на самого царя, кто то пустил слух. что он был еврей, как оказалось в последствии это было не так, тем не менее царь издал грозный указ: Всем евреям запрещено постоянное проживание в Москве. Семья Левитана была вынуждена переехать в Балашихинский район Подмосковья, где они обосновались в небольшом домике в Салтыковке. Там же художник занимается творчеством пишет картину Вечер после дождя.

Позднее через год на заработанные от продажи картин деньги, художник снимает квартиру на Лубянке. Окрыленный некоторыми успехами он продолжает работать, много пишет с натуры, создает картину в 1880 году Дубовая роща. Осень, Дуб, Полустанок, Сосны, Последний снег. Саввинская слобода и другие. В 1885 году Исаак Левитан заканчивает училище, но то ли по еврейским делам того времени в звании художника ему было отказано, вместо этого ему вручают диплом учителя по чистописанию.

От всех этих жизненных передряг у художника пошатывается его здоровье, он едет в Крым и там создает серию своих работ а по возвращению устраивает выставку.

В 1887 году художник посещает Волгу, но пасмурное погода в окрестностях Волги в то время его не устроила. И только через год он решается опять посетить Волгу, вместе с коллегами они выбрали прекрасное место для этюдов, в окрестностях города Плес.

Здесь они задержались на долго с 1888 по 1890 годы, за это время Левитан создал огромное количество картин, которые шокировали общественность России.

На данном периоде биографии Левитан становится известным пейзажистом поправляя свое финансовое положение он едет за границу посещая такие страны Европы, как Францию и Италию, где знакомится с искусством европейских художников, посещая галереи импрессионистов он убеждается в правильности выбранного им ранее направления живописи.

В 1891 году в марте месяце Исаак Левитан вступает в ряды художников передвижников, где часто демонстрирует свои работы и знакомится с меценатом Сергеем Морозовым. который страстно увлекался живописными работами.

Морозов устраивает Левитану хорошую мастерскую в Трёхсвятительском переулке, что соответственно было мечтой любого художника.

В 1892 г. он пишет картины: Осень, У омута, Лето, Октябрь, Вечерний звон которые были экспонированы на 20-й передвижной выставке.

Но опять наступили смутные времена для художника, в 1892 году был приказ о выселении всех евреев из Москвы в течении 24 часов. Левитан переезжает в провинцию и живет то в Тверской, то Владимирской волостях.

Возвращению Левитана в Москву поспособствовали его многочисленные друзья и меценаты.

Вернувшись снова в Москву с собой из временной "ссылки" художник привозит картину Владимирка.

В 1893 году был написан его коллегой портретистом Серовым.

В 1894 году в Тверской губернии Левитан пишет картину Над вечным покоем. Не смотря на то что Левитан был еврей, картина Над вечным покоем была признана истинно русским произведением среди работ других художников.

В 1895 году в имении Турчановой в Горке Левитан создает известную нынче картину Март и несколько работ: Ненюфары, очередной шедевром была знаменитая картина Золотая осень и картина Свежий ветер. Волга.

Художник часто переезжает из одного города в другой в 1896 г Одессе он устраивает с коллегами художниками выставку, затем посещает Финляндию, там пишет ряд своих работ картины Крепость. Финляндия, Скалы, Финляндия, Остатки былого. Сумерки. Финляндия и др.

За все эти времена у Левитана накапливается большой опыт им создано великое количество работ и в 1898 году ему присваивается почетное звание академика за заслуги в пейзажной живописи.

В 1899 году были проблемы со здоровьем и Левитану предложили лечение в городе Ялта, где он встретился со своим другом Чеховым.

Но в Ялте он пробыл не долго, так, как, не было улучшение здоровья и художник ходил с палочкой и его душил кашель.

Так и не выздоровев в Крыму Левитан вернулся в Москву в 1900 году, где его больного навещал опять писатель Чехов. в 1900 году 3 августа Художник Левитан скончался.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) - русский художник-пейзажист еврейского происхождения. Он родился в Ковенской губернии литовского города Кибарты. Живописец умер слишком рано, но уже много лет его помнят и ценят в разных странах. При жизни он терпел тяготы и лишения, нередко подвергался издевательствам из-за своего происхождения. Но ничто не смогло заставить его покинуть страну, ставшую источником вдохновения для потрясающих картин. Наиболее известными работами художника являются полотна «Осенний день», «Вечер на Волге» и «Березовая роща».

Детство и образование

Будущий художник появился на свет 18 августа 1860 года. Он рос в интеллигентной еврейской семье. Когда мальчику исполнилось 10 лет, вместе с родителями они переехали в Москву. Там Левитан увлекся изобразительным искусством, уже в 13 лет юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В числе его преподавателей были В. Перов и В. Поленов.

Отец будущего живописца работал смотрителем на станции. Он окончил религиозную школу, позднее смог самостоятельно выучить французский и немецкий языки. Благодаря своим способностям Илья получил должность преподавателя и переводчика. Он был очень умным, заботился об Исааке и его сестрах. Именно благодаря отцу юноша мог развивать свой талант, обрел уверенность в себе и получил соответствующее образование.

В 1875 ушла из жизни мать Исаака, спустя год умер и отец. Юноша рано остался без родителей, поэтому все свободное время он тратил на заработок денег. Иногда их не хватало даже на жилье и еду. К счастью, преподаватели училища высоко ценили талант студента. Ректор освободил его от оплаты за образование. После окончания учебного заведения живописец пошел на курсы в пейзажный класс А. Саврасова.

Дискриминация художника

Из-за своего происхождения Левитан часто сталкивался с несправедливостью. Преподаватели не воспринимали всерьез его увлечение российскими пейзажами, некоторые из них даже отказывались учить юношу. В результате он остался без диплома художника. В бумаге, выданной после окончания учебного заведения, юношу называли учителем чистописания.

Но были и те, кто поддерживал талантливого живописца. Они помогли ему организовать первую выставку, принесшую парню серебряную медаль. Казалось, у Исаака еще все впереди, но после покушения на Александра II был издан жесткий указ. Всех евреев выселили из столицы, студенту пришлось перебраться в деревню в Подмосковье. И только через год он смог вернуться благодаря помощи друзей.

Проживание в деревне принесло и положительные изменения в жизни Левитана. Его соседом был Антон Павлович Чехов, творческие люди быстро нашли общий язык и подружились. Также в Подмосковье живописец нарисовал картину «Вечер после дождя». За деньги, вырученные от ее продажи, он снимает комнату в русской столице.

Творческий путь

Первую картину Левитан продал еще в 1879. Сам Третьяков приобрел за 100 рублей работу «Осенний день. Сокольники». Позднее Павел Михайлович купил и другие творения живописца, в их числе «Золотая осень» и «Март». С 1880 по 1885 год было продано еще несколько известных полотен, среди них «Осень», «Первый снег» и «Сосны».

Всю свою жизнь Исаак Ильич трудился. Но его часто не понимали, дискриминировали из-за еврейского происхождения. В результате у художника существенно ухудшилось здоровье. Чтобы отдохнуть и подлечиться, он отправился в Крым. Природа полуострова так вдохновила живописца, что он написал целую серию картин. После возвращения в Москву он организовал выставку, посвященную этому месту. Ее посетил известный меценат Савва Морозов, он заинтересовался творчеством живописца.

После путешествия в Крым Левитан решил осуществить еще одну свою мечту. Он отправился в поездку по Волге, в течение трех лет писал пейзажи этой восхитительной местности. Особенно понравилось живописцу местечко Плес. Именно там он создал известную картину «Над вечным покоем». В свободное время юноша преподавал детям. Также он успел попробовать себя в качестве декоратора, проиллюстрировав оперу Морозова «Русалочка».

Исаак был в восторге от российской природы, однако его тянуло и в Европу. Чтобы пообщаться с единомышленниками и узнать о новых тенденциях, художник выехал на парижскую выставку. Там он нашел общий язык с импрессионистами, а по возвращении в Россию вступил в общество передвижников. В 1896 была организована совместная выставка Левитана, Попова и Симова. Там были продемонстрированы полотна «Лето», «Октябрь» и «У омута».

Последние годы

В 1898 Исаак стал Академиком пейзажного творчества в родном училище. Но уже через год ему пришлось отправиться в Ялту на лечение. Здоровье художника ухудшилось после тифа, перенесенного дважды. Последняя работа пейзажиста «Озеро. Русь» так и не была закончена. Великий художник умер 4 августа 1900 вследствие долгой борьбы с аневризмой сердца.

За свою жизнь Левитан ни разу не был женат. Однажды он увлекся ученицей, этот эпизод был описан Чеховым в рассказе «Попрыгунья». Писатель осуждал поведение друга, вследствие этого их отношения окончательно испортились.

Главной любовью Исаака Ильича считается Софья Петровна Сафронова, жена доктора Дмитрия Кувшинникова. Они вместе путешествовали по Волге, женщина разделяла интересы живописца. Она также была художницей, хоть и не такой известной. Из-за замужнего положения Софьи влюбленным пришлось скрывать свои чувства.



Просмотров