О нас. Большой театр Архитектурный стиль здания большого театра

При одном лишь упоминании Большого у театралов всего мира захватывает дух и начинает чаще биться сердце. Билет на его спектакль – лучший подарок, а каждая премьера сопровождается шквалом восторженных откликов как поклонников, так и критиков. Государственный академический Большой театр России имеет солидный вес не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь на его сцене всегда выступали лучшие певцы и танцоры своей эпохи.

Как начинался Большой театр

В начале весны 1776 года императрица Екатерина II своим высочайшим указом повелела организовать в Москве «театральные … представления». Исполнить волю государыни поспешил князь Урусов , служивший губернским прокурором. Он приступил к возведению здания театра на Петровке. Открыться храм искусства не успел, так как погиб в пожаре еще на этапе строительства.

Тогда за дело взялся предприниматель Майкл Меддокс , под руководством которого возвели кирпичное здание, украшенное белокаменным декором и имевшее в высоту три этажа. Театр, названный Петровским, открыли в самом конце 1780 года. Его зал вмещал около тысячи зрителей, еще столько же поклонников Терпсихоры могли смотреть спектакли с галерки. Меддокс владел зданием до 1794 года. За это время на сцене Петровского театра было поставлено более 400 спектаклей.

В 1805 году новый пожар уничтожил уже каменную постройку, и долгое время труппа скиталась по сценам домашних театров московской аристократии. Наконец, спустя три года знаменитый зодчий К. И. Росси закончил строительство нового здания на Арбатской площади, но и его не пощадила огненная стихия. Новый храм музыкального искусства погиб в большом пожаре, который случился в Москве во время оккупации столицы наполеоновской армией.

Спустя четыре года московская комиссия о застройке объявила конкурс на лучший проект нового здания музыкального театра. Конкурс выиграл проект профессора Императорской академии художеств А. Михайлова . Позже в чертежи внес существенные доработки претворявший идею в жизнь архитектор О. И. Бове .

Историческое здание на Театральной площади

При строительстве нового здания был частично использован фундамент сгоревшего Петровского театра. Идея Бове состояла в том, что театр должен был символизировать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В результате здание представляло собой стилизованный храм в стиле ампир, а величие постройки подчеркивалось широкой площадью, разбитой перед главным фасадом.

Торжественное открытие состоялось 6 января 1825 года , и зрители, присутствовавшие на представлении «Торжество муз», отмечали великолепие здания, красоту декораций, восхитительные костюмы и, конечно, непревзойденное мастерство исполнителей главных ролей в первом спектакле на новой сцене.

К сожалению, судьба не пощадила и эту постройку, и после пожара 1853 года от нее остались лишь портик с колоннадой и внешние стены из камня. Восстановительные работы под руководством главного архитектора Имперских театров Альберта Кавоса продолжались три года. В результате пропорции здания были немного изменены: театр стал значительно шире и просторнее. Фасадам были приданы эклектичные черты, а скульптуру Аполлона, погибшую в огне, заменила бронзовая квадрига. Премьера спектакля «Пуритане» Беллини в обновленном здании состоялась в 1856 году.

Большой театр и новые времена

Революция принесла множество изменений во все сферы жизни, и театр не стал исключением. Сначала Большому присвоили звание академического, а потом и вовсе хотели закрыть, но ВЦИК вынес постановление о сохранении театра. В 20-х годах здание подверглось некоторым ремонтным работам, в результате которых были не только укреплены стены, но и уничтожена любая возможность для зрителей продемонстрировать свою ранговую иерархию.

Великая Отечественная война стала непростым временем для труппы. Театр эвакуировали в Куйбышев, и спектакли ставились на местной сцене. Артисты вносили немалый вклад в фонд обороны, за что труппа удостоилась благодарности от руководителя государства.

В послевоенные годы ГАБТ неоднократно реконструировался. Последние работы велись на исторической сцене в период с 2005 по 2011 годы.

Репертуар в прошлом и настоящем

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки , а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель» . Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа , благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского .

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов , чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского , за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов , а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева . В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая , танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

За время существования ГАБТа с ним было связано множество интересных событий. В театре работали выдающиеся люди своего времени, а главное здание Большого стало одним из символов российской столицы:

- На момент открытия Петровского театра его труппа составляла около 30 артистов и чуть более десятка аккомпаниаторов. Сегодня в ГАБТ служит около тысячи артистов и музыкантов.

В разное время на сцене Большого выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Марис Лиепа и Майя Плисецкая, Галина Уланова и Иван Козловский. За время существования театра более восьмидесяти его артистов были удостоены звания народных, а восьми из них было присвоено звание Героя Социалистического труда. Балерина и хореограф Галина Уланова была удостоена этого почетного звания дважды.

Античная колесница с четырьмя запряженными конями, называемая квадригой, часто изображалась на различных зданиях и сооружениях . Такие колесницы использовались в Древнем Риме во время триумфальных шествий. Квадрига Большого театра была выполнена известным скульптором Петром Клодтом . Не менее знаменитые его работы – скульптурные изображения коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

В 30-50 х гг. прошлого века главным художником Большого был Федор Фёдоровский – ученик Врубеля и Серова, работавший в начале века с Дягилевым в Париже. Именно он в 1955 году создал знаменитый парчовый занавес ГАБТа, названный «золотым».

- В 1956 году балетная труппа впервые отправилась в Лондон . Так началась серия знаменитых гастролей Большого в странах Европы и мира.

Большой успех на сцене ГАБТа имела Марлен Дитрих . Известная немецкая актриса выступала в здании на Театральной площади в 1964 году. Она привезла в Москву свое знаменитое шоу «Marlene Expirience» и за время выступлений была вызвана на поклон двести раз.

Советский оперный певец Марк Рейзен установил на сцене Большого рекорд Гиннесса. В 1985 году в возрасте 90 лет он исполнил в спектакле «Евгений Онегин» партию Гремина.

В советское время театр был дважды награжден орденом Ленина.

Здание исторической сцены ГАБТа находится в списке объектов культурного наследия народов России.

Последняя реконструкция главного здания Большого обошлась в 35,4 млрд. руб. Работы длились шесть лет и три месяца, и 28 октября 2011 года театр был торжественно открыт после ремонта.

Новая сцена

В 2002 году на улице Большая Дмитровка была открыта Новая сцена ГАБТа. Премьерой стала постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Новая сцена служила основной во время реконструкции главного здания, и в период с 2005 по 2011 годы на ней ставился весь репертуар Большого.

После торжественного открытия обновленного основного здания Новая сцена стала принимать гастролирующие труппы из театров России и мира. Из постоянного репертуара на Большой Дмитровке по-прежнему ставятся оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Поклонники балета могут увидеть на Новой сцене «Светлый ручей» Д. Шостаковича и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина.

Какие ассоциации вызывает слово «большой» у обычного жителя нашей страны? Словосочетание можно даже не продолжать — Большой уже давно стал именем нарицательным главного театра России, расположенного на Театральной площади в центре столицы.


Mihály Zichy. Auditorium of the Bolshoi Theatre. 1856

Место, которое обязательно старались посетить гости столицы, настоящая Мекка театралов не только из России, но и других стран, символ Москвы, здание с интереснейшей историей, своими собственными традициями и атмосферой — все это Государственный академический театр оперы и балета.



Отреставрированный зал Большого театра

Как известно, 28 октября состоялось торжественное открытие театра после шести лет проведения работ по реконструкции этого величественного сооружения. Масштабы мероприятия потрясли всех, билеты на торжество стоили баснословных денег, а между тем свободного места в зале было не отыскать. Впрочем, распределением билетов на церемонию занимались лично представители Администрации президента, и вход туда обычным гражданам был заказан. Зато знаменитости и высокие чиновники заполнили ложи Большого театра практически полностью. Кроме того, миллионы пользователей интернета смогли увидеть церемонию открытия он-лайн.


Церемония открытия Большого — 28 октября

Церемония уже была названа самым значимым событием в культурной жизни нашей страны за последние 20 лет и вызвала большой резонанс во всем мире.

Порадовавшись такому счастливому завершению довольно печальной истории, хотелось бы вспомнить все, что предшествовало торжественному открытию Большого театра.

Предыстория

Прежде чем приступать к рассказу о современной истории главного театра нашей страны, главным событием которой стали длительная реконструкция и торжественное открытие, хотелось бы упомянуть о самых значительных вехах истории Большого театра, чтобы понять — насколько значимым и символичным является это здание для Москвы и России.

Днем открытия Большого, тогда еще частного театра, считается 28 марта 1776 года, когда Екатерина Вторая подписала указ, согласно которому князь Петр Урусов получал привилегии сроком на десять лет на содержание спектаклей, балов, маскарадов и прочих увеселений. Самого здания театра тогда еще не было, а драматическая и оперная труппы являлись единым целым. Состав театра был самым разным — от талантливых крепостных крестьян до приглашенных известных зарубежных артистов.

В 1780 году для московского театра было возведено здание на Неглинке, сооружение в будущем получило название Старый Петровский театр и служило местом выступлений труппы Урусова, который разделил бремя руководства с Майклом Медоксом, «обрусевшим» англичанином, эквилибристом и механиком, выступавшим с различными лекциями и механическими «чудесами».



Старый Петровский театр

Уже в 1805 году Старый Петровский театр сгорел, и московская труппа была вынуждена выступать на различных частных сценах. Кстати, руководил ей в то время уже князь Волконский, отчитывавшийся в своих действиях перед Опекунским советом. С 1808 года зданием приютившим труппу стал Арбатский театр, так же, к сожалению, сгоревший во время пожара в столице в 1812 году.

В 1819 году был объявлен конкурс на строительство нового здания для московского императорского театра, победителем в котором стал Андрей Михайлов, профессор Академии художеств. Впрочем, его проект был признан слишком дорогостоящим, и архитектору Осипу Бове было дано указание исправить проект, что он и сделал, внеся некоторые улучшения и изменения.

Строительство, начатое в 1820 году, продолжалось пять лет, и уже в 1825 году Большой Петровский театр распахнул двери перед зрителями. Здание по тем временам считалось действительно очень большим — зал вмещал более двух тысяч человек, были созданы все удобства и для артистов и для зрителей, а богатое убранство поражало воображение гостей театра.



Большой Петровский театр на Театральной площади

И вновь Большой Петровский театр постигла участь предшественников — в 1853 году здание выгорело практически полностью и нуждалось в полной реконструкции.



Пожар в Большом Петровском театре, 1853 год

Победителем нового конкурса, объявленного властями для выбора проекта восстановления здания, стал Альберт Кавос, профессор Петербургской Академии художеств и главный архитектор императорских театров. Реконструкция продвигалась стремительно — только в 1855 году начались разборки руин сгоревшего здания и уже в августе 1856 года восстановленный театр распахнул свои двери перед публикой. Такая спешка объяснялась просто — необходимо было завершить строительство до коронации императора Александра Второго.

Новое здание имело значительные отличия от предшественника, славилось на весь мир своей великолепной акустикой, богатым убранством, росписями и вниманием к деталям.



Большой императорский театр, 1883 год

Однако построенное на сваях сооружение быстро ветшало, уровень грунтовых вод снизился, и верхняя часть поддерживающих сооружений просто сгнила, что вызвало значительную осадку здания. В 1895 и 1898 годах проводился ремонт фундамента Большого театра, что позволило улучшить состояние здания.

С 1917 года Большой театр получил статус Государственного, именно с его сцены было объявлено о создании СССР, здесь проводились съезды Советов и заседания Коминтерна.



Съезд Советов в Большом театре

Однако необходимость в новой реконструкции снова назревала и в 1921 году после обследования специальной комиссией, признавшей состояние здания неудовлетворительным, были проведены работы по укреплению оснований под кольцевыми стенами зрительного зала, а также восстановлены помещения гардеробов, созданы новые репетиционные здания, перепланированы лестницы и возведены артистические уборные. В 1938 году была произведена капитальная реконструкция сцены.

На 1941 год были запланированы работы по строительству на освободившейся после сноса старых зданий территории за театром (вплоть до Кузнецкого моста) необходимых для деятельности Большого театра помещений, а также работы по обеспечению вентиляции всех помещений и пожарной безопасности здания. Всем этим планам помешало начало Великой Отечественной войны.

Ежегодно в здании проводился косметический ремонт, в 1975 году, к 200-й годовщине театра, были осуществлены некоторые реставрационные работы в Бетховенском и зрительном залах. Однако главные проблемы Большого театра — нехватка внутренних помещений и неустойчивость фундамента — решены так и не были.

Еще в 1987 году постановлением Правительства СССР было принято решение о срочной необходимости полной реконструкции Большого театра. Однако прошло целых 8 лет прежде, чем был заложен первый камень в основание фундамента филиала театра, что позволило бы не прекращать выступления труппы на время проведения реконструкции. И еще 7 лет понадобилось на строительство здания Новой сцены.

Лишь после этого появилась возможность приступить к реконструкции Большого театра.

Реконструкция

2 июля 2005 года Большой театр был закрыт на реконструкцию. На тот момент износ здания составлял от 50 до 70%, сооружение нуждалось в капитальном ремонте и укреплении фундамента.

Первоначально рассматривались различные варианты восстановления здания: от обычного капитального ремонта до полной реконструкции Большого театра. В результате остановились на проекте, который был одобрен самой труппой театра, деятелями культуры, а также архитекторами и властями.

Данный проект предусматривал проведение кардинальной реконструкции сценической части с углублением подземного пространства, а также научную реставрацию зрительской части театра. Внешний облик здания — памятника архитектуры и истории — необходимо было сохранить в первозданном виде.

Планировалось, что на реконструкцию театра будет потрачено порядка 19 миллиардов рублей, однако в итоге реконструкция стала самой дорогостоящей в мире — только по официальным данным за 6 лет проведения ремонтных и восстановительных работ было потрачено свыше 700 миллионов долларов (по неподтвержденным неофициальным — в 2 раза больше).

Для сравнения: завершившаяся несколько лет назад реконструкция Миланской «Ла Скала» обошлась итальянскому правительству и инвесторам всего в 72 миллиона долларов, реконструкция королевской оперы в Лондоне — «Ковент Гаден» — в 350 миллионов, а на уникальную по своему исполнению реконструкцию Московского Кремля было потрачено 312 миллионов долларов.



Реконструкция Большого театра

Первый скандал вокруг реконструкции Большого театра возник уже в декабре 2005 года, когда Михаил Швыдкой, занимавший тогда пост главы Роскультуры, заявил, что на проведение ремонтных работ в ГАБТе потребуется не менее 1 миллиарда долларов. В результате разразившегося скандала запросы Агентства по культуре и кинематографии России уменьшились до 600 миллионов долларов. Такие «аппетиты», например, прокомментировал американец Татео Накашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям, заявивший, что на такие средства он мог бы построить 3 театра в Москве. Завышенным бюджет реконструкции назвали и независимые эксперты, а также специалисты Министерства экономического развития.

Как бы то ни было, подготовка к реконструкции началась. Как сказано на официальном сайте Большого театра, первые четыре года реализации проекта «происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов». То есть, фактически, до 2009 года, до того момента, как ходом проведения реконструкции главного театра России заинтересовался и взял под контроль лично президент Дмитрий Медведев, в здании не происходило практически ничего! Да, была снята штукатурка со стен и вбито 2 тысячи свай, которые стали временным фундаментом Большого театра, однако за 4 года планировалось полностью завершить реставрационные работы, а к ним строители даже не приступали.

Только осенью 2009 года, после создания специальной межведомственной группы, которая взяла под контроль ход реставрации и реконструкции главной сцены нашей страны, после многочисленных подготовительных работ огромное, сильно изношенное здание ГАБТ было наконец-то перенесено с временных опор на постоянный, новый фундамент, и в помещениях театра началась масштабная реставрация.



Внутренние работы по реконструкции Большого театра

Тогда же, в сентябре 2009 года Следственный Комитет при Прокуратуре Российской Федерации объявил, что начато расследование причин, по которым сумма реконструкции Государственного академического театра оперы и балета увеличилась в 16 раз — до 700 миллионов долларов. Факты нарушений и растрат были выявлены в ходе проверки, осуществленной Счетной палатой в федеральном государственном учреждении «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

Так, было установлено, что еще в августе 2003 года между дирекцией и неким закрытым акционерным обществом «Курортпроект» был заключен контракт на создание проекта второй очереди реконструкции и реставрации комплекса зданий Большого театра России на общую сумму 98,048 миллиона рублей.

Затем, после заключения дополнительных соглашений к данному контракту, эта сумма составила порядка 164,329 миллиона рублей. Проверка Счетной палаты показала: средства перечислялись за одну и ту же выполненную работу. Всего в течение 6 лет деньги в ЗАО «Курортпроект» поступили 3 раза!

В результате только сам проект реконструкции Большого обошелся государству (то есть налогоплательщикам) в 500 миллионов рублей.

Кстати, по первоначальному замыслу, театр должны были отремонтировать уже к 2008 году. Впрочем, сроки окончания работ по реконструкции постоянно переносились. Занимавший в то время пост мэра Москвы Юрий Лужков неоднократно высказывал недовольство по поводу хода работ и требовал от подрядчика — ЗАО «СУИпроект» — ускорить темпы. Интересно, что еще в феврале 2006 года Лужков покинул пост сопредседателя попечительского совета театра, выразив недоверие по поводу заявленной стоимости реконструкции.

В конце лета 2009 года Счетная палата также проверила работу строителей и выявила, что сумма, потраченная на реконструкцию, уже в 16 раз превышает первоначально запланированную.

Александр Авдеев, занимавший пост Министра культуры, тогда отметил, что правительство сделало большую ошибку, не взяв на себя контроль над ходом выполнения работ по реконструкции Большого театра, а также назвал утвержденную схему реконструкции «крайне неудачной». А Алексей Клименко, являвшийся в 2009 году членом градостроительного совета при мэрии Москвы, заявил, что в растратах и превышении сметы виновны строители, действовавшие практически бесконтрольно в течение нескольких лет и чиновники, попустительствовавшие такому положению дел.

Покинувший проект реконструкции еще в 2008 году, то есть еще до начала скандала по поводу растрат, архитектор Никита Шангин, подчеркнул, что уходит, так как чиновники не прислушиваются к мнению автора и «уродуют проект в угоду воровству, которое процветает на строительстве Большого театра».

Интересно, что в результате проверки Счетной палаты и расследования Следственного комитета никто так и не был наказан. Да, произошла смена генерального подрядчика, однако конкретные виновники так и не были названы.

Впрочем, очень многие аналитики связывают отставку Юрия Лужкова, «утратившего доверие президента», именно с затянувшейся, скандальной реконструкцией Большого театра, хотя, скорее всего, ситуация с БТ стала всего лишь одной из причин ухода мэра. Снят был с должности и Сергей Круглик, бывший заместитель главы Минрегионов, который таким образом был наказан за политику ценообразования, приведшую к значительному превышению первоначальной стоимости.

Многие участники реконструкции, в частности представители подрядчика, оправдывались тем, что и курс доллара поднялся за эти годы, и строительные материалы подорожали, и состояние здания театра оказалось намного хуже, чем ожидалось, однако все эти вполне объективные причины все же не могут полностью объяснить столь значительное превышение сметы.

С 2009 года реконструкция ГАБТ проводилась гораздо более быстрыми темпами, новым генеральным подрядчиком стала компания «Сумма Капитал», возглавляемая Зиявудином Магомедовым. В реставрации участвовали и другие компании, так, «СУ-155» занималась строительством подземного зала для репетиций.



Большой театр на реконструкции, осень 2009 года

Кстати, в октябре 2009 года Давид Каплан, занимающий пост председателя совета директоров компании «Сумма Капитал», признался, что на строительной площадке Большого театра практически полностью отсутствует необходимая сметная, проектная и разрешительная документация. То есть трижды оплаченный проект ЗАО «Курортпроект» так и не был завершен!

К началу 2010 года на работах по реконструкции ГАБТ было занято более 2,6 тысяч человек, а также 992 реставратора — только площадь поверхностей для золочения всех элементов главного зала театра составила 796 квадратных метров.

В апреле 2010 года были сняты леса и москвичи смогли увидеть обновленный фасад здания, который избавился от «налета коммунистического прошлого» и снова стал императорским театром, таким, как его планировал архитектор Альберт Кавос.



Обновленный фасад ГАБТ, 2010 год

Уже 28 сентября 2011 года специальная комиссия приняла готовое здание театра и началась подготовка к церемонии его торжественного открытия.

Что же получил Большой в результате столь длительной и дорогостоящей реконструкции и реставрации?

Из самых современных новинок стоит отметить компьютеризированную сцену с семью платформами, что позволит быстро менять декорации, создавать объемные, ступенчатые сцены.

За счет строительства шести подземных этажей площадь театра увеличилась в 2 раза — с 40 до 80 тысяч квадратных метров. На новых этажах появилась масса вспомогательных помещений, в том числе и современная студия звукозаписи.



Большой после реконструкции

Была также расширена оркестровая яма, появился новый подземный зал для репетиций и концертов. Помещение, в советские времена носившее название «Бетховенский зал», снова стало «Имперским залом», вернув себе пурпурную и золотую гамму и двухглавых орлов.

Количество мест в зрительном зале уменьшилось до 1700, но кресла, по словам администрации театра, стали намного удобнее.

По словам директора театра Анатолия Иксанова, средства были потрачены не зря — реставраторы обновили буквально каждый листочек в отделке Большого, главная проблема — неустойчивость фундамента, была успешно решена, и здание обрело новую жизнь и получило новые функциональные возможности.

Далеко не все разделяют оптимизм директора театра. Так, солист Большого, Николай Цискаридзе назвал реконструкцию «вандализмом» и отметил, что потолки в репетиционном зале настолько низки, что невозможно поднять балерину. Кроме того, по словам солиста, вместо старинной лепнины появилась пластмасса или папье-маше, приклеенные обычным ПВА и покрашенные золотой краской. «Зритель легко может отломать кусочек на память и унести с собой» — отметил Цискаридзе. Исчезли и бронзовые ручки, на их смену пришло обычное железо, чуть облагороженное все той же золотистой краской. Вместо деревянного пола в коридорах уложен кафель, на котором, по словам танцора, невозможно согреться и легко поскользнуться. А в гримуборных не предусмотрены окна и нормальная вентиляция, а ведь артисты проводят здесь массу времени — сетует Николай Цискаридзе.

Андрей Баталов, генеральный директор музеев Московского Кремля, неоднозначно оценивает перемены, произошедшие с Большим театром. С одной стороны, действительно, многим помещениям был возвращен их первоначальный облик, они стали доступны зрителям, но все же приспособление здания театра под определенные функции было совершено в ущерб историческому облику памятника архитектуры, что может создать опасный прецедент — подчеркивает Баталов.

Так, чтобы освободить место для ввоза крупных декораций, был разрушен портик с колоннами на северной стене театра, который имел историческое и культурное значение. Никита Шангин отмечает, что колоннаду планировалось перенести в один из новых подземных залов, за что ратовало и Министерство культуры и охрана памятников архитектуры. Однако в настоящее время колонны валяются в разобранном виде в неком пионерском лагере — подчеркивает Шангин.

Высказывался против «приспособления памятника истории к современным реалиям» и координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

Все без исключения средства на реконструкцию Большого театра (а это, напомним, более 700 миллионов долларов официально), были выделены из бюджета страны. Уже 2 ноября состоится первая премьера на обновленной сцене ГАБТ — «Руслан и Людмила» Юровского-Чернякова. По последним данным, стоимость билетов на билетных сайтах (на официальном сайте театра билетов просто нет) достигает 9-12 тысяч рублей, то есть 280-380 долларов. Для сравнения, средняя стоимость билетов на представление в Нью-Йоркской «Метрополитен-опера» — 120 долларов. Сколько будет стоить билет в Большой театр на традиционного предновогоднего «Щелкунчика» у перекупщиков — страшно даже представить.

Так что обычные москвичи вряд ли смогут себе позволить часто посещать обновленный, роскошный и сверкающий зрительный зал главного театра страны.

Анна Седых, рмнт.ру

28 октября после длительной реконструкции открывается историческое здание Государственного академического Большого театра России.

Датой основания Большого театра принято считать 28 марта (17 марта по ст. ст.) 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать...театральные всякого рода представления". Урусовым и его компаньоном Михаилом Медоксом в Москве была создана первая постоянная труппа. Она была организована из актеров ранее существовавшей московской театральной труппы, воспитанников Московского университета и из вновь принятых крепостных актеров.

Театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. В 1780 году театр перешел в специально построенное по проекту Христиана Розбергана каменное театральное здание на месте современного Большого театра. Для постройки здания театра Медокс выкупил земельный участок в начале Петровской улицы, бывший во владении князя Лобанова Ростоцкого. Каменное трехэтажное, с тесовой крышей, здание так называемого Театра Медокса было возведено всего за пять месяцев.

Главный фасад театра был обращен к улице Петровка и почти не имел декора, тогда как высокий зрительный зал с ярусами лож и наклонным партером, напротив, был пышно декорирован.

По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским" .

Театр Медокса сгорел в 1805 году, его обгорелые развалины стояли в начале улицы Петровки до 1815 года, когда по повелению императора Александра I была начата реконструкция площадки перед театром, названной впоследствии Театральной площадью.

По проекту московского архитектора Осипа Бове была спланирована обширная прямоугольная площадь, застроенная однотипными домами. В северной части площади планировалось сооружение нового театра. На проведенном Академией художеств конкурсе победу одержал проект петербургского архитектора Андрея Михайлова. Он предполагал типичное решение в духе ампира: прямоугольный объем с восьмиколонным ионическим портиком (выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие) на главном торцовом фасаде и его повышенной средней частью, которая была украшена квадригой Аполлона, поставленной на фоне глубокой арочной ниши.

Проект Михайлова был существенно переработан тем же Бове, который разработал торжественный декор и оригинальную конструкцию зрительного зала, и несколько изменил пропорции всего здания (оно стало ниже), а также оставил руст (рельефную кладку), в проекте Михайлова заполнявший всю поверхность стен, только в нижней трети фасадов. Театр был назван Большим Петровским.

Открытие театра состоялось 18 января (6 января по ст.ст.) 1825 года. Новое здание горожане называли "Колизей". Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.

В ходе реконструкции был полностью восстановлен исторический облик здания.

Первоначальный облик возвращен фасадам Большого театра.

Площадь театра была увеличена более чем вдвое. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема. Благодаря этому у театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью. Кроме самого концертно репетиционного зала и примыкающих к нему обслуживающих помещений, в подземной части расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.

Не менее важной задачей стало соединение строгого подхода научной реставрации в исторической зоне и установки самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.

Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики Зрительного зала. Международные эксперты проводили многочисленные акустические исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций.

В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Технологическое оборудование установлено в главном здании Большого театра и в новом подземном концертно репетиционном зале. Театр получил возможность создавать самые современные и сложные постановки. Новая механика позволила менять декорации за считанные минуты.

В проект реконструкции также вошло восстановление Дома Хомякова памятника первой половины XIX века, преобразованного в служебный корпус.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников и РИА Новости.

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

На месте Большого театра в Москве ранее стоял Петровский театр, который полностью выгорел 8 октября 1805 года.

В 1806 году на деньги российской казны участок выкупается, а вместе с ним и вокруг стоящие строения.

По первоначальным планам это сделали для того, чтобы просто расчистить большие территории для недопущения в Москве крупных пожаров.

Но уже тогда начали задумываться над созданием на этом месте театральной площади. Ни проекта, ни денег на тот момент не было и к задуманному вернулись лишь в начале 1816 года, уже после войны с Наполеоном.

К уже утвержденной территории под создание Театральной площади , добавили и дворы двух снесенных церквей. А в мае месяце проект был одобрен Александром I.

История Большого театра в Москве начинается в 1817 году, когда царю был представлен проект уже нового театра, который должен был быть построен на этом участке.

Интересно, что здание своим фасадом уже в проекте сориентировали с выходом на площадь (именно так театр выглядит и сейчас), хотя у старого Петровского театра центральный вход находился со стороны нынешнего ЦУМа . Представлял проект царю генерал-инженер Корбинье.

Но тут случилось невообразимое!

Проект каким-то образом бесследно исчез накануне его представления генерал-губернатору Москвы Д.В.Голицыну. Архитектор О.И. Бове в срочном порядке готовит новые чертежи плана здания с двумя этажами и эскизом фасада.

В 1820 году начались работы по расчистке территории и началу строительства Большого театра. К этому времени уже был утвержден проект архитектора А. Михайлова, который сохранил концепцию, заложенную архитектором О.И. Бове.

На вид театра в Москве повлиял проект Большого Санкт-Петербургского театра, реконструированного в 1805 году архитектором Томом де Тома. В здании тоже присутствовали скульптурный фронтон и ионические колонны.

Одновременно со строительством театра шли работы по заточению в трубу реки Неглинной (она проходит от угла здания Малого театра и идет к Александровскому саду).

Освободившийся «дикий камень», которым была устлана набережная реки, а также ступени Кузнецкого моста пошли на строительство Большого театра. Именно из камня были устроены базы колонн у центрального входа.

Здание Большого театра получалось грандиозным .

Только сцена занимала площадь, равную площади всего бывшего Петровского театра, а стены, оставшиеся после пожара, стали обрамлением этой части театра. Зрительный зал был рассчитан на 2200-3000 мест. Ложи театра держались на чугунных кронштейнах, вес которых был более 1 тонны. Анфилады маскарадных помещений тянулись вдоль обоих боковых фасадов.

На строительство здания ушло немногим более 4 лет.

Открытие состоялось 6 января 1825 года спектаклем «Торжество муз», музыкальное сопровождение к которому написали А. Алябьев и А. Верстовский.

В начальные годы своего развития, Большой театр не был чисто музыкальной площадкой. Представители всех жанров могли дать здесь представление.

Да и название Театральной площади, на которой стоял Большой театр, не отражало сути. Первое время она предназначалась для проведения строевых занятий, была огорожена и вход на нее был сильно ограничен.

На протяжении последующих лет театр постоянно реконструировали. Так появились отдельные входы в царскую и министерскую ложи, был полностью переписан плафон зала, на месте маскарадных залов встроили артуборные. Не оставалась без внимания и главная сцена.

В марте 1853 года в театре начался пожар . Гореть начало в одном из чуланов и огонь быстро охватил декорации и театральный занавес. Деревянные постройки способствовали быстрому распространению пламени и силе стихии, которая утихла лишь через несколько суток.

Во время пожара погибло 7 человек. Только благодаря действиям двух служителей удалось избежать большего количества жертв (они вывели из огня группу детей, которые занимались в это время на главной сцене театра).

Здание сильно пострадало от огня.

Обрушились крыша и задняя стена сцены. Выгорел интерьер. Расплавились чугунные колонны лож бельэтажа, а на месте ярусов были видны только металлические кронштейны.

Сразу после пожара был объявлен конкурс на восстановление здания Большого театра. Свои работы представили многие известные архитекторы: А. Никитин (создавал проекты многих московских театров, принимал участие в последней реконструкции здания перед пожаром), К.А. Тон (архитектор Большого Кремлевского Дворца и Храма Христа Спасителя).

Выиграл конкурс А.К. Кавос, у которого был больший опыт в строительстве музыкальных залов. Также он владел глубокими познаниями в акустике.

Для лучшего отражения звука, архитектором была изменена кривизна стен зала. Потолок сделали более плоским и придали вид гитарной деки. Под партером засыпали коридор, который служил до этого гардеробной. Стены обшили деревянными панелями. Все это привело к значительному улучшению акустики, важной составляющей любого театра.

Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, углубили и расширили оркестровую яму. Уменьшили ширину коридоров и сделали аванложи. Высота ярусов стала одинаковой на всех этажах.

Во время этой реконструкции была построена царская ложа, которую расположили напротив сцены. Внутренние преобразования добавили комфортабельности зрительным местам, но, в то же время, уменьшили их количество.

Занавес для театра писал известный в то время художник Козрое Дузи. Сюжетом стала тема с князем Пожарским во главе, который въезжает в Московский Кремль через ворота Спасской башни .

Претерпел изменения и внешний вид здания.

Здание Большого театра увеличилось по высоте. Над главным портиком был возведен дополнительный фронтон, который закрывал внушительный декорационный зал. Квадригу Клодта вынесли немного вперед и она стала нависать прямо над колоннадой. Боковые подъезды оформили чугунными навесами.

К внешнему убранству добавили больше скульптурных украшений, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой и они перестали быть гладко оштукатуренными как прежде. Подиум перед входом был оборудован пандусом для заезда карет.

Кстати, наиболее частый вопрос: «Сколько колонн у Большого театра?». Их количество не изменили и после реконструкции. Их, по-прежнему, было 8.

Возрожденный театр перестал ставить на своей сцене любые представления, а начал ограничивать репертуар только балетными и оперными спектаклями.

В конце века на здании появились заметные трещины. Тщательное обследование показало, что зданию необходим капитальный ремонт и работы по укреплению фундамента.

С 1894 и вплоть до первых годов нового тысячелетия, провели грандиозную реконструкцию Большого: освещение стало полностью электрическим, отопление перевели на паровое, усовершенствовали вентиляционную систему. В это же время в театре появились и первые телефоны.

Фундамент здания смогли укрепить лишь в годы уже Советской Власти, 1921-1925 годах. Руководил работами И.И. Рерберг - архитектор Киевского вокзала и Центрального Московского телеграфа .

Реконструкция в театре проводится постоянно. Не стало исключением и наше время.

В начале третьего тысячелетия преобразования коснулись не только внутреннего убранства и внешней части здания. Театр начал расти в глубину. Под нынешней Театральной площадью расположился новый концертный зал.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.



Просмотров