Рисунок к рассказу всемирный потоп. Всемирный потоп

Айвазовский принадлежал в своем вероисповедании к апостольской армянской церкви. В своем творчестве он не раз создавал картины, посвященные библейским и историческим сюжетам. Художник в 1862 году, пишет сразу два варианта картины «Всемирный потоп». Впоследствии на протяжении всей своей творческой жизни, Айвазовский еще не раз обращается к этому сюжету из Библии. Пожалуй, самый лучший вариант картины «Всемирный потоп» был написан им в 1864 году. В работах Айвазовского чаще всего именно море предстает в виде универсальной основы истории и природы. Больше всего это чувствуется в сюжетах с потопом и сотворением мира.

Впрочем, многие ценители искусства этого художника утверждают, что образы библейской религиозной, а также евангельской иконографии, точно так же как и античной мифологии, навряд ли можно отнести к самым большим творческим удачам Айвазовского. Мировосприятие и творческая индивидуальность великолепного мариниста национальными корнями очень сильно связывало его с культурой армянского народа. Айвазовский не менее 10 раз писал символ Армении - библейскую гору Арарат.

Картину «Сошествие Ноя с Арарата» художник впервые выставил на Парижской выставке, а когда его французские соотечественники поинтересовались, нет ли в его работах видов Армении, он с удовольствием подвел их к полотну со словами: «Это наша Армения». Позже автор подарил эту картину одной из школ Новонахичеваня. В годы войны эта школа была отдана под казарму. В ней поочередно проживали то красные, то белые. Именно этой картиной был прикрыт пролом в двери, но однажды, пролом заколотили доской, а картина исчезла. Спасти эту картину помог Мартирос Сарьян, который раньше учился в этой школе. В Ереван картина «Сошествие Ноя» попала в 1921 году, когда он привез ее вместе с другими произведениями армянского искусства.

К картинам, в основе которых лежит исторический сюжет, относится полотно «Крещение армянского народа». Она долгое время украшала одну из армянских церквей в Феодосии и пробуждала патриотические чувства прихожан. Сюжетом этой картины стал переломный момент в истории культуры армянского народа. Ее популярности способствовало принятие христианства армянами. В начале IV века христианство было узаконено в Армении и стало государственной. Сегодня Армения является одним из древнейших христианских государств.


История знаменитой картины Ивана Айвазовского на библейскую тему «Всемирный потоп».

Всемирный потоп — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Картина была написана в 1864 году. Холст, масло. Размеры: 246,5 х 369 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Всемирный потоп — картина религиозного направления. Здесь Айвазовский изобразил библейскую сцену, которая повествует о том, как весь мир был поглощён водами. В результате этой катастрофы, погибли все, кроме Ноя, который смог спасти при помощи построенного им ковчега самых разных животных. Однако на своей картине Иван Константинович изобразил вовсе не Ноя и его ковчег, как делают это другие художники, помещая в центр изобразительного повествования ключевую фигуру библейской истории. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря.

Айвазовский в первую очередь известен именно как непревзойдённый художник-маринист. Море в его картинах зачастую является главной темой произведения. Художник был всецело поглощён непреодолимой мощью водной стихии, её красотой, загадками, бесконечностью и даже жестокостью. Конечно же, Айвазовский просто не мог пройти мимо такого сюжета, где море губит практически всё живое на земле.

На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. Пытаются спастись не только люди, но и животные, но беспощадная стихия с лёгкостью смывает их в морскую пучину. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Однако в левом верхнем углу мы можем увидеть яркий свет, который говорит о том, что потоп призван освободить землю от грехов. Яркий свет является на картине символом того, что подразумевает сама история всемирного потопа — обновление мира, наступление царства добра и света.

Айвазовский Иван Константинович известен, как автор многочисленных картин на морскую тематику. Кто хоть немного знаком с творчеством Ованнеса, знает, автором написана не одна картина на библейские, исторические сюжеты. В 1862 на свет появилась очередная работа Айвазовского «Всемирный потоп». Известно, что художник неоднократно возвращался к сюжету, пытаясь создать другие варианты, усовершенствовать имеющиеся. Лучшим признан вариант, созданный в 1864.

«Всемирный потоп» Айвазовского — отличительные характеристики

Если вы читали библию, слышали описанные в ней истории, знаете, что потоп послан Богом по причине безверия живущих на земле людей, нарушения заповедей, убийства животных, совершение других злодеяний.

Художник любил творить на библейскую тематику, но получившиеся работы сложно причислить к самым удачным, ведь его стихией было море. Неоднократно он писал гору Арарат, упомянутую в Святом Евангелии, сошествие праведника Ноя с высокого вулканического массива. Впервые картины были выставлены в Париже. Через время картина Айвазовского Всемирный потоп собственноручно автором была преподнесена в качестве подарка новонахичеванской школе. Но так получилось, что, когда началась гражданская война, учебное заведение было превращено в казарму, попеременно занимаемую представителями воющих друг с другом образований. Полотном был закрыт пролом двери, но однажды вместо него там оказалась доска, а где Всемирный потоп Айвазовского без ковчега никто не знал. Хищение совершил ученик школы, в 1921 году ему удалось собрать воедино несколько произведений искусства, созданных руками Айвазовского.

Если рассматривать саму картину Айвазовского «Всемирный потоп, ковчег», то сложно не согласиться, что она больше показывает, насколько дикой может быть морская стихия, чем описывает библейское сказание. Как и на других полотнах мариниста, здесь основной акцент делается на красоте и жесткости морской пучины. Удачно сделанные контуры с максимальной точностью демонстрируют доминирование волн над окружающей обстановкой.

На картине Айвазовского «Всемирный потоп. Ковчег» мы видим, что гребень волны накрывает абсолютно всех. Это доказывает, что человек бессилен против природы, одолеть морскую пучину невозможно. Люди пытаются взобраться на возвышенность, но они тоже погружаются под воду и гибнут, чем еще раз подчеркивается ужасность катаклизма.

Встречаются описания Всемирного потопа Айвазовского, где произведение искусства рассматривается немного под другим ракурсом. Представленная стихия — это не смерть, она воспринимается как луч веры, надежны, шанс очиститься, получив милость от Творца.

На этом описание картины Айвазовского Всемирный потоп хотелось бы закончить и перейти к интересным фактам из жизни художника.

Всемирный потоп — Айвазовский и все, что связано с ним

В жизни живописца был интересный случай. В Венеции к нему подошел мужчина, предложил нарисовать картину в обмен на колбасу. Потом выяснилось, это был владелец колбасной фабрики. Художник слегка удивился, но согласился на бартер.

Картина Айвазовского Всемирный потоп, где ковчега изображено не было, появилась на свет в 1884. Потом живописец попал в бурю, находясь в Бискайском заливе. В одной из местных газет опубликовали заметку о смерти знаменитого художника. Не секрет, после смерти автора работы ценятся больше, поэтому продавцу картин Айвазовского за время, пока правда не стала известна, удалось продать полотна по завышенной цене.

Иван Константинович благодаря знаменитости был богат. Денежные запасы он тратил не только на себя, а помогал развиваться городу, где он жил. На выделяемые им средства в Феодосии было построено учебное заведение, учреждение, где собирались, изучались, экспонировались, хранились памятки естественной истории, материальной/духовной культуры. Под покровительством Ованнеса в приморском городе появилась галерея, железная дорога, водопровод (частично им финансировался).

Из этого можно сделать вывод о том, что Айвазовский был не только талантливым, но и щедрым человеком.

Но нам пока интересен не столько Айвазовский как таковой, нам интересны его картины. Известность Айвазовского за рубежом связывают с картиной "Хаос. Сотворение мира"
Ещё одна картина на тему сотворения мира под названием «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. Вот она…


Ну в принципе картина как картина – море, небо, солнце, красотища! Написана в 1841 году. Однако Айвазовский написал картину с простым названием "Всемирный потоп", считается что с 1861 года по 1883 год художник нарисовал несколько картин на тему потопа, с ковчегом и без и множество эскизов на эту тему.

Вообще то история самого художника очень интересна и в ней есть множество необычного, например купив землю в Феодосии и начав строительство дома Айвазовский вдруг занялся археологией да не просто так, а с "позволения", а началась история очень просто…
"В начале 1853 года, во время земляных работ, в Феодосии были найдены римские и греческие античные предметы. Юлия, счастливая жена художника, зажглась желанием заняться поисками древностей, вовлекая в это и мужа. Министр уделов и управляющий делами Его Величества граф Лев Перовский выдал супружеской чете разрешение на археологические раскопки. В июле Айвазовский сообщал графу: «Нашли просто под землей в золе (!!!???) золотую женскую головку самой изящной работы и несколько золотых украшений, как видно с женского наряда, а также куски прекрасной этрусской вазы». Муж с женой были поглощены работой. Юлия просеивала землю, выбранную из захоронений, следила за сохранностью находок, составила их каталог и сама же упаковала все для отправки в Петербург. Вместе они раскопали 80 курганов." отсюда –
Оставим пока Айвазовского, это отдельная тема. Копаясь в изображениях потопа я увидел странную, страшную и очень живую картину событий которые трактуются искусствоведами двояко – если художник изобразил людей голых и на фоне античных пейзажей или вообще голых вод то это "потоп" а если в одеждах 19 века то это наводнение!
Вот это потоп…

А вот так изображаются "наводнения"

Душещипательные картинки не правда ли? Изображений потопа и разных "наводнений" огромная куча у самых разных художников в самых разных странах.
Обычно с потопом связывают ковчег, как объект спасения. Ковчег это такой большой корабль, но он имеет свои особенности, которые его отличают от других кораблей. Ковчег обычно изображают вот так…традиция такая!

Причем чем древнее датируется изображение тем дурнее изображается ковчег. Самые древние самые дурные и не правдоподобные, нет ну а что раньше же люди дурные были, пилы у них уже были а ума нет, вот и рисовали черте что.

Самое интересное так это почему же у ковчега нету парусов, ну хотя бы маленького, хоть чуть чуть порулить? Нет, всегда нету паруса а вместо надстроек над палубой эдакий дом с окошками и трубами!
Среди всяких наводнений мне попались удивительные рисунки о знаменитом наводнении 1824 года в Кронштадте. Изображение называется "Последствия наводнения в Кронштадской военной гавани"

Вот так вот описывают происходящее очевидцы…
11 ноября 1824 года в небольшом домике на одной из кронштадтских улиц сидел офицер 3-го флотского экипажа, популярный беллетрист своего времени В. Мирошевский и писал:
«Любезные, почтенные родители! Это случилось со мною 7-го числа: в этот день я сидел в своей низменной хате и писал вам письмо, часов в десять утра мой хозяин, старик лет 60, вошел ко мне в комнату и сказал, что в улицах, которые стоят на низком месте, разлилась вода, и многие стоят в домах своих почти по колено затоплены, прибавив к этому, что он очень доволен своим местом, которое несколько повыше, а потому воды он не опасается.
… между тем вода стала входить к нам во двор … вскоре показался небольшой ручеек под моими ногами, я перенес стол на другое место и все продолжал писать. Между тем, вода разливалась всё более и более, стала приподнимать пол, я по уверению хозяев, не подозревал никакой опасности, велел вынуть из печи горшок щей и поевши немного хотел идти в канцелярию своего экипажа, чтобы окончить письмо, но хозяева уговаривали меня никуда не ходить… Но поскольку вода в комнате была уже выше колен, я хотел уйти. Стал отворять дверь, но её силой затиснуло водою. Покуда мы со стариком употребляли все усилия, чтобы отворить её, то были в воде уже по пояс. Наконец дверь уступила нашим усилиям, я выбежал на улицу и увидел ужасную сцену. Вода в некоторых домах достигла до крыш.., люди сидели на чердаках, кричали и просили о помощи…
Между тем, я стоял в воде почти по горло. На середину улицы выйти было почти невозможно, потому что меня совсем бы закрыло водою.
По счастью моему разломало ветром забор возле моей хижины. Я взобрался на него, стал на колени, достал рукой до крыши, влез на неё и сел верхом.
… Волнами разбило вал, которым был обнесён Кронштадт, вода хлынула по улицам с ужасной силою, многие дома, заборы, крыши совсем уносило. На чердаках был слышен крик и плач женщин…». Здесь еще много –

Иван Константинович Айвазовский «Всемирный потоп», 1864

Русский музей, Санкт-Петербург

Романтизм

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам.

Море пенное вновь предстаёт на картине великого мариниста. Этот художественный холст явно показывает дикую жизнь морской стихии, нежели сказ из библии. Акцент делается в сторону моря, его красоте и жёсткости, контуры кисти художника показывают преимущество морских волн над всеми.

Катастрофический гребень волны не щадит никого. Установлены чёткие законы, по которым живёт морская стихия. Они неумолимы и жестоки. Морская роскошь затмевает полный вид художества, так как сила выделяется с быстротой мысли. Очень важно было для творца показать то, как может быть сильна природа пред человеком. Победить её невозможно, и если попал в морскую пучину – назад не вернуться.

Люди, которые гибнут в морской бездне, показывают амплуа этого катаклизма. Могучая стихия привлекает к себе внимание настолько сильно будто гипнозом. Манящий печальный набор красок предсказывает гибель людей и невозможность спастись. Контраст художественной картины дополняет ужас и отчаяние человека, который остался наедине с морской стихией.

Вместе с водой уходят грехи и мрак, это не смерть – показал художник. Представленная стихия – проблеск надежды и веры, сквозь мрак и печаль. Для людей единственный шанс очиститься и получить милость от творца. Конечный результат картины предполагает выход из бездны в другой мир – область добра и света.



Просмотров