С детства он мечтал о путешествии. Мечтал о море — увидел весь мир

русского путешественника и ученого Николая Михайловича Пржевальского…

Огромного напряжения, (од. ч.) сил потребовали от него тысячеверстные переходы по безводным каменистым пустыням, (од. ч.) по головокружительным горным кручам, (од.ч.) по высочайшим плоскогорьям, (прид.пр.) над которыми бушуют ураганы. И тут нужна была не только физическая выносливость, (од.ч.) но и необычайная твердость духа, (од.ч.) горячая любовь к Родине, (од.ч.) к избранному делу. Все эти качества не возникли неожиданно, (ут.об.) вдруг.

С детства Пржевальский любил охоту, (сл.с.) и она развила в нем любовь к природе, (од.ч.) наблюдательность, (од.ч.) терпеливость. С детства его неразлучными друзьями были книги, (сл.с.) и они помогали ему накопить большой запас знаний. С детства он мечтал о путешествиях и все свободное время проводил в зоологическом музее, (од.ч.) ботаническом саду, (прид.пр.) чтобы быть во всеоружии науки.

Я горячо советую молодежи прочитать увлекательные книги Н.М. Пржевальского и, хотя бы мысленно (вв.сл.), повторять его великие путешествия. Но надо помнить о том, (прид.пр.) что Н.М. Пржевальский жил в иное время, в иных условиях. Современному молодому человеку, (пр.об.) готовящемуся посвятить свою жизнь творческому труду на благо Родины на заводе, (од.ч.) в колхозе, (од.ч.) в научной лаборатории, нужно приобрести очень много качеств, (прид.пр.) которыми люди прошлого не обладали. (Публи-

цистический стиль.)

Тысяче верстные, высочайшим, выносливость, увлекательные. II. Гнездо для слова готовый : готов(ый) – готовое – готово – го-

товность – готовить – готовка – заготовить – заготовление – заго- StudyPort товщик – заготовительный. Гнездо для слова сосед : соседка. –ru сосед-

ство – соседний – соседствовать – добрососедство.

№ 77. Развиваться (разви´тие) в течение многих лет - развеваться на ветру (ве´ять); поласкать (ла´ска) котенка - полоскать (поло´щет) белье, европейское просвещение (све´т) - посвящение (свя´то) в

пионеры, долина (до´л) смерти - далекий (да´ль) край, умалять (ма´ лый) значение - умолять (мо´лит) о защите, цветы увядают (вя´нет)

Увидать (ви´ д) зверя, примирение (ми´р) сторон - другое измерение (ме´рить), наколоть (ко´л) орехов - накалить (нака´л) иглу.

№ 78. I. Измерять (ме´ра) площадь, примирять (ми´р) поссорившихся ребят, проредить (ре´дко) морковь на грядке, зарядить (заря´д) ружье, наколоть (ко´лка) дров, накалить (нака´л) железо, полоть (по´лят) гряды, опалить (запáл) гуся, посветить (све´т) фонарем, посвятить (свя´ то) другу свое стихотворение, спуститься в долину (до´л), находиться вдалеке (да´ль), умолять (мо´лит) о помощи, умалять (ма´ленький)

чье-либо достоинство, закрепит (кре´пкий) успехи, заскрипеть (скри´ п) зубами от боли, заплатить (пла´та) долг, сплотиться (пло´тный) во имя общего дела.

II. Быть старожилом (ста´рый), т.е. издавна (дáвний) жить в ка- кой-либо местности, сторожить (сто´рож) огород, носить пристежные (присте´гивать) воротники (вóрот), пристяжные (тя´га) лошади, уплотнить (пло´тный), уплатить (пла´та) деньги по счету, доить (до´ ит) корову, затаить (та´йна) обиду.

№ 79. Осознавать вину - осознать вину, одевать младшего брата - одеть младшего брата, надевать костюм - надеть костюм, громко запевать песню - громко запеть песню, запивать водой лекарство

Запить водой лекарство, согревать чайник - согреть чайник, одолевать противника - одолеть противника, издавать книги - издать книги, создавать изобилие продуктов –создать изобилие продуктов, признавать заслуги - признать заслуги, рано вставать - рано встать, расставаться с друзьями - расстаться с друзьями.

№ 80. I. 1) Дворники сметали ветки можжевельника и елей в зеленые кучи. 2) Уже с последней станции он чувствовал тайную тревогу, но тут просто смятение овладело им. 3) Мятежники, видимо, приготовлялись к действию. Вскоре пули начали свистать около наших ушей. 4) На лугу кисейной занавесью висела мошка. 5) Ветер выл, ставни тряслись и стучали. 6) В дыму гудело, трещало, с крыши свешивались, извиваясь, красные ленты, а стена уже превратилась в раскаленную решетку. 7) Теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений. 8) Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы.

9) Телегин сидел у вагонного окошка, вдыхая густой запах сентября. StudyPort 10) Всюду лениво текли ручьи, захлебнувшаяся земля. неru смогла больше поглощать влагу. 11) Тишина леса огласилась звуками то-

II. 1) Простота есть главное условие красоты моральной. 2) Хутор потрясали события. 3) Ясно-голубая поверхность озера, как нежный, с лоском шелк, очаровывала зрение. 4) Мой сад с каждым днем увядает. 5) Все предвещало дождь. 6) Утренние часы Кедровский обычно посвящал чтению. 7) Зуев зажег электрический фонарик, посветил. 8) Рассекая потемки, золотой лентой взвилась к небу ракета. 9) Пасмурный день иссякал. 10) Лось и Гусев расстегнули полушубки. 11) Коляска, скрипя колесами по мокрому снегу, остановилась. 12) В политехнический институт Николай пошел против воли, скрепя сердце.

№ 81. А ва нтюри´ст, а ргуме´нт, ба гро´вый, ба гря´ный, ба лко´н, ве тера´н, ви три´на, га лере´я, га рнизо´н, де ка´да, ди ва´н, е фре´йто р, жа ке´т, жа рго´н, жи ле´т, заба сто´вка, за´па дный, ижди ве´нец, иро´ния, йод, кано на´да,

компо зи´ция, кульми на´ция, ла´ко мый, ла кони´чный, ла чу´га, ма нифе´ст, мо нта´ж, мо ра´ль, ниги ли´зм, ниги ли´ст, но та´риус, о ккупа´нт, о´рде н, о´рде р, па лиса´дник, поли кли´ника, ради ка´льный, ре ли´квия, са нита´р, си луэ´т, та ла´нт, то ржествова´ть, уве ртю´ ра, уни верса´льный, уни версите´т, фа са´д, феода ли´зм, фо рту´на, ха ла´т, хи´жи на, це ме´нт, ци ли´ндр, че мода´н, че хо´л, ша бло´н, ште´мпе ль, ще кота´ть, энцикло пе´дия, эпи зо´д, эпи ло´г, юби ле´й, юве ли´р, я´бе дничать, я´рма рка.

Гарнизон солдат, лаконичный ответ, манифест партии, семейная реликвия.

№ 82. Теория - те оретик, те оретический, те оретизировать; пропаганда - пропа гандист, пропа гандировать, пропа гандистский; агитатор - аги тировать, аги тационный; традиция - тра диционный, тра- диционность; песси мизм - песси мистический, песси мист; опти- мизм - опти мистический, опти мист; сенти ментализм - сенти ментальный, се нти менталист, сенти ментальность.

№ 83. Уве ртюра - музыкальное вступление. Афо ризм - меткое краткое изречение. Ко нфликт - столкновение противоположных взглядов. Фа нтазия - творческое воображение. Антаго нист - непримиримый противник. Па не гирик - неумеренная похвала. Ри торика - красноречие. А пло дировать - рукоплескать. Интелли гентный - образованный, культурный. Ше девр - выдающееся произведение искусства.

№ 84. А не кдот - ане кдотический, ане кдотичность. Ба гровый - ба гроветь. И рония - и ронический, и ронизировать. Исти на - ис- ти нный. Клеве та - оклеве тать. Га рмония - дисга рмония, га рмонический. Ко варный - ко варно. Барха т - барха тный. Обла ко -

обла чный. Ижди венец - ижди венческий. Ка приз - ка призный, ка- StudyPort призничать. Капи туляция - капи тулировать. Сти пендия. - ru сти пендиат. О ба яние - оба ятельный. Обо няние - обо нятельный Ста кан

Ста канный. Подли нный - подли нник.

Дерзкая клевета, коварный противник, иждивенец Иванова, высокая стипендия, лишенный обаяния, подлинный шедевр.

№ 85. А на логия - форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

А ро мат - душистый, приятный запах. Инте ллект - ум, мыслительная способность.

Инте ллигент - лицо, принадлежащее к интеллигенции; культурный, воспитанный человек.

Ко нтраст - резкая противоположность. Ла ко ничный - краткий, немногословный.

Па мфлет - злободневное острое, обычно небольшое произведение обличительного, часто политического характера.

Па триот - человек, проникнутый патриотизмом. Те нденция - направление развития, склонность. Ти ран - угнетатель, мучитель, деспот.

№ 86. Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было самых печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых...

Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей . Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади , присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон, некогда водивший его по конюшне и смотревший за его маленькой лошадкой. Антон прослезился, увидя его, поклонился до земли , сказал ему, что старый его барин еще жив, и побежал запрягать лошадей . Владимир Андреевич отказался от предложенного завтрака и спешил отправиться. Антон повез его проселочными дорогами , и между ними завязался разговор.

№ 87. Уби раю комнату - убе ру комнату, отпи рать замок - отпе- реть замок, заме реть от восторга - зами рать от восторга, расте реть сахар в ступке - расти рать сахар в ступке, уди рает без оглядки - уде рет без оглядки, разжи гать костер - разже чь костер, вычи тать одно число из другого - выче сть одно число из другого, пожа ть руки - пожи мать руки, прокли нать кого-нибудь - прокля сть кого-

нибудь, заня ть позицию - зани мать позицию.

№ 88. 1) Когда миновали подъем, открылось широкое ровное про- StudyPort странство, по которому выпирали всюду огромные каменные . ru глыбы.

2) Теперь я стал иначе понимать дело. 3) Книжные полки занимают всю стену. 4) Все по-французски вслух читает запершись 5) Ящик запирается автоматически. 6) С самым напряженным вниманием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом 7) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. 8) Блистал солнечный знойный день. 9) «Водопад» принадлежал к числу блистательнейших созданий Державина. 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими сочетал. 11) Он проверял сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. 12) Я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной. 13) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает все доступное для глаза. 14) Было тихо, дым весь пал в лощину и все застелил.

№ 89. Излагать, изложить, предполагать, предположить, прикасаться, прикоснуться, предположение, предполагаемый, соприкасаться,

налагать, уложение, прилагательное, разложение, разлагать, пловцы, поплавок, расплавлять, выплавка, плавучесть, выплавлять, обувь промокает, обмакнуть кисть в краску, хорошая промокашка, непромокаемое пальто, вымокнуть под дождем.

№ 90. 1) Наши дела сложились блестяще. 2) Эта книга дана в качестве приложения. 3) За нарушение правил уличного движения налагается штраф. 4) Ее уложили, и она впала в усыпление. 5) Лошадь едва касалась земли. 6) Печка так накалена, что нельзя прикоснуться. 7) Выплавка чугуна идет непрерывно. 8) Погиб и кормщик, и пловец. 9) Проливной дождь вымочил меня до последней нитки. 10) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было. 11) Пол выложен цветными плитками. 12) Предполагается закончить театральный сезон к 15 июня. 13) Я на вас могу положиться. 14) Ранняя зимняя ночь укрыла селение темным пологом.

№ 91. I. Склони´ться над ручьем, склоня´ться над водой, наклони´ ть голову, наклоня´ться над чертежом, преклоня´ться перед кем-либо, преклони´ть колена, отклоне´ние в сторону; затвори´ ть калитку, затворя´ть дверь, чудесное творе´ние, раствори´ть окно, растворя´ть ворота, нераствори´ мые вещества, раствори´тель металлов, домашняя у´тварь; хорошо загоре´ть, загора´ть на берегу моря, медленно сгора´ть, сгоре´ть дотла, двигатель внутреннего сгора´ния, загоре´лый юноша, догора´вший костер; озаря´ть пламенем, озари´ть солнцем, озаре´нный луной, яркие зарни´цы, утренняя заря´.

II. Скака´ть вдоль дороги, перескочи´ть через препятствие, заскака´ть

StudyPort от радости, вы´ скочить на улицу, доскака´ть до деревни. , небольшойru скачо´к, заносчивый вы´ скочка, вскочи´ть на ходу, остановить на

скаку´, степные скакуны´ , скачи´те к командиру.

№ 92. 1) В сенях на полу лежал коврик; все двери запирались на замок. 2) Лучков никогда при других не упоминал имени Кистера. 3) Маша, не раскрывая пялец, слегка приложилась к ним грудью и подперла голову руками. 4) Ярко и пышно зарделась заря. Перед березовой рощей расстилался ровный и широкий луг. Маше вздумалось играть в горелки. 5) Она наклонилась, подняла цветок. 6) Дней через пять Лучков сам предложил Кистеру съездить к Перекатову. 7) Присутствие Кистера облегчало ее и располагало к веселости, хотя не радовало ее и не волновало: с ним Маша могла болтать по часам, опираясь на руку его. 8) Не оттого ли так неприятно поразило его [Кистера] признание Лучкова, что дело касалось Маши? 9) Взгляды тихо разгорались и быстро погасали. 10) «Вы желали меня видеть?» - голос ее замер. 11) Он [Лучков] поклонился и вышел.

№ 93. 1) Легкий ветер беззвучно шевелил рыжую, выгоревшую траву. 2) Лампа чуть светит, выгорает. 3) Солнце клонилось к закату. 4) Серная кислота является растворителем для многих металлов.

5) Береза в моем стародавнем саду зеленые ветви склоняла к пруду.

6) В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила. 7) Когда разговор касался симпатичных ей поступков, черные глаза загорались радостным блеском и щеки озарялись еще сильнее пылающим румянцем. 8) В непроглядных тучах открывались невиданные зарницы, озаряя серую равнину.

9) Воля и труд человека дивные дива творят. 10) В тереме тесовом вмиг растворится окно. 11) Проселочным путем люблю скакать в телеге. 12) Заяц выскочил из лесу и побежал полем. 13) Казбич толкнул лошадь, и она дала скачок в сторону. 14) Казачий полк летит на скакунах. 15) Наскочила коса на камень.

№ 94. Держать равнение в рядах, равномерное движение, разровнять грядки, сравнить два числа, несравнимые величины, подравнять кусты сирени, увеличить уровень производства, равняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, заровнять канаву, великолепная равнина; буйная поросль, расти вширь и вглубь, неправильное сращение кости, зарастать травой, болото поросло мхом, новая отрасль промышленности, нарастить силы, отвратительный ростовщик.

№ 95. 1) Растем от года к году мы. 2) Равнодушия, успокоения, удовлетворенности у писателя не должно быть - вечная тревога.

3) Над широкой водной равниной встают и торжественно сияют высокие горы. 4) Поравнявшись с низенькой дверью, остановился в раздумье. 5) Пекарня помещалась в подвале, ее три окна были ниже

уровня земли. 6) Не беречь поросли - не видать и дерева. 7) Озеро StudyPort чуть не на версту заросло камышами. 8) Черные водоросли.ru хрустят

под ногами. 9) Начало светать, из тьмы вырастали дома № 96. 1) Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России.

2) Благослови, поэт... В тиши парнасской сени я с трепетом склонил пред музами колени. 3) Я стал писать охотничьи рассказы, прославляющие радость жизни. 4) Гиацинты издавали в маленькой комнатке сильный запах. 5) Очарование (прелесть) сна еще не рассеялось. 6) Мартьянов сидел неподвижно, как изваяние (статуя). 7) Спичка догорала, обжигая пальцы Якова Лукича. 8) Блестели отлакированные росой рельсы. 9) Аппарат мчался по касательной против вращения Земли. 10) Рощин на скаку соскочил с седла. 11) Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи (парника), и из-под оврага поднимался растущий туман. 12) Никита, отщипнув сухими и очень белыми пальцами мякиш хлеба, макал его в мед и, не торопясь, жевал. 13) По равнине быстро разливалась тьма, поглощая очертания.

Очарованье - прелесть,

Изваяние - статуя, Оранжереи - теплицы.

№ 97. (Повествование ). Когда он [Пушкин] вошел с Уваровым в аудиторию, для меня точно солнце озарило аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь от восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши, увлекающиеся поэзией, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование.

Читал лекцию Давыдов, профессор истории русской литературы. «Вот вам теория искусства, - сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, - а вот и самое искусство», - прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отчеканил эту фразу, очевидно, заранее приготовленную. Мы все жадно впились глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очереди читать лекцию и Каченовский. Нечаянно между нами завязался по поводу «Слова о полку Игореве» разговор, который мало-помалу перешел в горячий спор. «Подойдите ближе, господа, это для вас интересно», - пригласил нас Уваров, и мы тесной толпой, как стеной, окружили Пушкина, Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить , как велико было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира. (Повест-

вовательное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Главное, односоставное, определенно-личное, полное, нераспространенное, неосложненное; 2. Придаточное изъяснительное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными определениями.

[=], (как = −).)

StudyPort Я не припомню всех подробностей состязания, помню . толькоru , что Пушкин горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса . (По-

вествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми. 2. Придаточное изъяснительное, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное [− , ], (что − =).)

№ 98. 1) В сумерки Никита побежал через двор к людской (люди), откуда на лиловый снег (снега) падал свет двух замерзших (мерзнуть) окошек. 2) За большою печью пилил деревяшку сверчок. 3) Мишка сидел на краю колодца (колодец) и макал в воду кончик варежки, надетой на руку. 4) Никита возвращался с молотьбы (молотить). 5) Объездчик (езда) задумчиво посмотрел на даль. 6) Услыхав свое имя, помесь таксы с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко (сладок) потянулась и побежала за хозяином. 7) В самый жар косьба (косить) показалась ему [Левину] не так трудна. 8) Вскоре после обеда гости уехали, чтобы успеть

переодеться к свадьбе. 9) К вечеру гроза начала стихать; дождь превратился в изморось (моросить). 10) Ударили холода, изморозь (морозить) покрыла деревья.

№ 99. 1) Никита свистнул три раза. 2) Заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. 3) И вот одна, одна Татьяна! Увы! Подруга стольких лет, ее голубка молодая, ее наперсница родная, судьбою вдаль занесена, с ней навсегда разлучена.

4) Снег сиял и хрустел. Щипало в носу, и слипались ресницы.

5) Всего в обозе было шестнадцать саней. 6) Бездонное небо переливалось, словно по звездной пыли шел ветерок. Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. 7) Свирепеет мороз ненавистный.

8) Река была в версте от деревни, извилистая, с чудесными берегами. 9) По нежной дружбе, которую командир оказывал своему офицеру, Ростов чувствовал, что несчастная любовь старого гусара к Наташе участвовала в этом усилении дружбы. Денисов, видимо, старался как можно реже подвергать Ростова опасностям, берег его и после дела особенно радостно встречал его целым и невредимым.

10) Девочка была невесомой, почти бестелесной. 11) Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались.

№ 100. 1) Корысть - корыстный человек, вкус - вкусный апельсин, словеса - словесный ответ, уста - устный рассказ, доблесть

Доблестный воин, комплекс - комплексный обед, небеса - небесный ангел, ненастье - ненастный день, прелесть - прелестная девушка, интерес - интересная история. 2) Гигант - гигантский дом, президент - президентский кортеж, интеллигент - интеллигентный человек. 3) Совесть - совестливый человек, жалость -

вие - предчувствовать перемены.

№ 101. 1) Она вставала только затем, чтобы велеть подать какоенибудь новое яство. 2) И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок. 3) Я постлал себе на диване и стал раздеваться. 4) И человека человек послал к анчару властным взглядом. 5) Здравствуй, племя младое, незнакомое. 6) Все безмолвствует, кроме ветра. 7) Рано чувства в нем остыли. 8) В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу. 9) Когда в России появились театры, из неграмотных крепостных народ выдвинул величайших театральных актеров. 10) Сборная команда школы участвовала в кроссе. 11) Победителей соревнований чествовали все присутствующие. 12) Выпавший ночью снег покрывал широкое пастбище. 13) Над баштанами не чувствовалось заботливого хозяйского глаза. 14) Утра луч из-за усталых бледных туч блеснул над тихою столицей. 15) Под подписью

«Масленников» был сделан удивительно искусный, большой и твердый росчерк. 16) Бабушка стала изредка принимать гостей, в особенности детей - наших сверстников и сверстниц.

№ 102. 1) Жужжание пчел, дрожать от холода, сожженные письма, сжать рожь, сжечь рукопись, тихо визжать, взять вожжи, купить дрожжи, подружиться в школе, заросли можжевельника, изредка брюзжать, брызжет искрами, выжженные склоны гор, дребезжащий голос, чуть брезжит.

2) Судьбы России, российские просторы, родная Русь.

№ 103. I. Агрессор – тот, кто незаконно применяет вооруженную силу; аннотация – краткое изложение содержания произведения; аннулировать – объявить недействительным, отменить; апелляция – обжалование решения суда в более высокую инстанция с целью пересмотра дела, обращение с просьбой, призывом; аппарат – прибор, техническое устройство; аппетит – желание есть; ассистент – помощник; ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно вызывает другое; аттестат – документ об окончании учебного заведения; аттракцион – цирковой номер или устройство типа карусели; баллада – лирическое стихотворение, обычно на легендарную тему; баллотировка – голосование; баррикада – заграждение; бассейн – емкость, наполненная водой; бацилла – бактерия; беллетристика – повествовательная художественная литература; бюллетень – бланк; ванна – сосуд для купания; группа – совокупность предметов или явлений; дискуссия – обсуждение; диссертация

научная работа, защищаемая в ученом совете для получения ученой степени; дистиллированный – очищенный перегонкой; дифференциация – линейная функция в математике; иллюзия – обман чувств, нечто кажущееся; иллюминация – декоративное освещение; StudyPort иллюстрация – поясняющий рисунок; иммунитет – невосприимчи.ru - вость организма к инфекциям; интеллигенция – человек образован-

ный, обладающий большой внутренней культурой.

II. Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой, интересами; колонна – столб, опора здания; колосс – статуя, сооружение громадных размеров; комиссия – орган со специальными полномочиями при каком-нибудь учреждении; комментарий – разъяснительное примечание; коммюнике – официальное сообщение; компромисс

соглашение на основе взаимных уступок; конгресс – большой съезд, собрание; концессия – договор; корреспондент – автор сообщения о текущих в мире событиях; кристалл – твердое тело, имеющее упорядоченное, симметричное строение; кристаллический – имеющий упорядоченную, симметричную структуру; кросс – спортивный бег; масса – совокупность чего-либо, множество, физическая единица; металл

химическое вещество; миллион – тысяча тысяч; миссия – ответственное задание, поручение; оккупация – захват чужой территории во-

енными силами при пребывании на этой территории гражданского населения; оппозиция – противодействие, сопротивление; оппонент – лицо, выступающее с критическим разбором чего-либо на диспуте; параллель – прямая, не пересекающая другую прямую, сравнение со сходным явлением; пассивный – безучастный, вялый; перрон – пассажирская платформа; пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек видит во всем плохое, унылое; пресса – массовая периодическая печать; программа – план деятельности, работ; прогресс

– поступательное движение, развитие; пропеллер – воздушный винт у самолетов, вертолетов и т. д.; профессия – основной род занятий, трудовой деятельности; процесс – ход, развитие явления; режиссер – организатор, руководитель театральной, киноили телевизионной постановки; репрессия – карательная мера, исходящая от государственных органов; рессора – пружина в средстве передвижения, смягчающая толчки при движении; суррогат – продукт, по некоторому сходству являющийся заменой натурального; телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу; теннис – спортивная игра с мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку; терраса – летняя открытая пристройка к зданию; территория – ограниченное земельное пространство; террор – жесткое запугивание, насилие; тонна – тысяча килограмм; трасса – путь, дорога; троллейбус – электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям; труппа – коллектив артистов театра, цирка; туннель – сооружение в виде коридора, по которому проложены пути; хоккей – спортивная игра в мяч или шайбу, загоняемые в ворота ударами клюшки; целлулоид – прозрачная пластмасса из целлюлозы; целлюлоза – клетчатка; шасси – рама, на которой укреплены все механизмы и детали транспортного средства; шоссе – дорога с твердым покрытием; экспрессия – выражение чувств,

StudyPort переживаний, выразительность; эффект – производимое. впечатлениеru . № 104. Анн отация к книге, подать апелл яцию, странная асс оциация, дружеская дискусс ия, математическая дифф еренциация, неуместный комм ентарий, комм юнике для печати, найти компромисс , пас- с ивный образ жизни, новая трасс а, достигать эфф екта, бежать кросс , фашистская окк упация.

№ 105. Агресс ор, анн отация, анн улировать, апелл яция, апп арат, атт естат, бюлл етень, дискусс ия, дисс ертация, дифф еренциация, интелл игенция, колл ектив, комисс ия, комм ентарий, комм юнике, конгресс , корр еспондент, мисс ия, окк упация, опп озиция, опп онент, пасс ивный, пресс а, программ а, прогресс , професс ия, процесс , репресс ия, терр ор.

Анн улировать итоги голосования, апп арат президента, избирательный бюлл етень, рабочий колл ектив, постановление конгресс а, политическая мисс ия, официальная опп озиция, интервью для прессы .

  1. Спишите расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите безударные согласные −е и −и .
    Владмир Клавдиевич Арсеньев знамениты русский исследователь Дальнего Востока, талантливый писатель. Он родился в (Санкт−Петербург).
    С детства он м..чтал о (путешествие) но ему сначала пришлось служить в Петербургском пехотном (училище).
    К счастью, один из пр..под..вателей был изве(с,ст)ным исследователем Средней (Азия) и снабжал юного Арсеньева книгами по (география)(Сибирь) и других те(р,рр)иторий ра(с,сс)казывал о своём (путешествие) по Дальнему Востоку.
    Именно изучению Приморья и Уссурийской тайги отдал 30 лет своей (жизнь) В.К.Арсеньев; он (с,з)делал открытия в (область) (география, ихтиология, этнография ).
    Зн..менит В.К.Арсеньев и как писатель. Его книги "По Уссурийскому краю", "Дерсу Узала" проникнуты к любовью к (природа) Дальнего Востока.
  2. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Объясните постановку знаков препинания.
  3. Выпишите из любого толкового словаря определения лексического значения выделенных слов. Выполните их лексический разбор.

Решение 1

Владмир Клавдиевич Арсеньев − знамениты русский исследователь Дальнего Востока, талантливый писатель. Он родился в Санкт−Петербурге (2 −е скл.).
С детства он мечтал (словар.) о путешествии (на −ие), но ему сначала пришлось служить в Петербургском пехотном училище (2 −е скл.).
К счастью, один из преподавателей (словар.;

$препод\acute{\underline{а}}ть$

) был известным

$(извес\underline{т}ие)$

Исследователем Средней Азии (1 −е скл.,Р.п.) и снабжал юного Арсеньева книгами по географии (на −ия) Сибири (2 −е скл.) и других территорий (словар.), рассказывал о своём путешествие (на −ие) по Дальнему Востоку.
Именно изучению Приморья и Уссурийской тайги отдал 30 лет своей жизни (3 −е скл.) В.К.Арсеньев; он сделал (прист. з− не бывает) открытия в области (3 −е скл.) географии (на −ия), ихтиологии (на −ия), этнографии (на −ия).
Знаменит (словар.) В.К.Арсеньев и как писатель. Его книги "По Уссурийскому краю", "Дерсу Узала" проникнуты к любовью к природе (1 −е скл., Д.п.) Дальнего Востока.

Решение 2

$\underline{Владимир}$

$\underline{Клавдиевич}$

$\underline{Арсеньев}$

− знаменитый русский исследователь Дальнего Востока , талантливый писатель . (пов.,невоскл.,простое,распр.)

Решение 3

Ихтиология
1 . Ихтиология − отдел зоологии, изучающий рыб.

3 . Книжное.
4 . Заимствованное.
Этнография
1 . Этнография − наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.
2 . Слово употреблено в прямом значении.
3 . Книжное.
4 . Заимствованное.

Карина Добрикова, путешественница из Минска, побывала в 58 странах на всех континентах, из них в 50 - за последние несколько лет. Как белорусу объехать полмира, и чему учат путешествия, девушка рассказала «Белсату».

В Европу нужно ехать на пенсии, а пока молодой - в Африку и Азию

Карина, когда и куда ты поехала впервые?

Еще в детстве. В деревне у бабушки мы с кузиной на велосипедах объездили все окрестности. Даже на самодельных плотах через реку переправлялись. Это у меня от папы. Он любит приключения, в молодости автостопом ездил, пешком границы переходил. Я, слушая его, тоже мечтала о таких диких путешествиях. А первый раз заграницу поехала в семь лет - с родителями в Крым. Потом, в 15 лет - в Болгарию, через год - в Турцию.

Но это были организованные поездки. А первая самостоятельно спланированная поездка?

Когда мне был 21 год, мы с подругой поехали в Индию, куда сами спланировали маршрут. После Индии я поняла, что не могу остановиться, что хочу путешествовать дальше. И на следующий год мы отправились в Таиланд, Камбоджу, Малайзию.

В списке твоих путешествий - много очень экзотических стран, в которые из Беларуси даже турфмирмы не возят. А Европа тебя не интересует, ты ее уже всю объехала?

Я много где была и в Европе тоже. Но Европа, во-первых, дорогая, по сравнению с той же Азией или Африкой. К тому же, я считаю, что Европа - это когда ты уже на пенсии захочешь поехать на какую-то экскурсию, чтобы просто отдохнуть. А пока ты молод - надо ехать в Африку, Азию, за океан. В таких местах часто бывает трудно. Но это тебя испытывает и закаляет, формирует как личность, и этот опыт потом приносит плоды в течение всей жизни. Поездки помогают победить свои страхи. А особенно, когда путешествуешь один, как часто я сама. К тому же, я стараюсь не ходить по туристическим маршрутам, а узнавать страну изнутри, местные достопримечательности, чувствовать себя так, словно живу в этой стране, а не наблюдаю извне.

«Сначала продираешься сквозь джунгли, а потом, вверху, в облаках…»

А какое самое экзотическое место тебе довелось посетить?

Остров Ометепе в Никарагуа. Это остров на озере в виде песчаных часов с двумя вулканами. Сказочное место, которое трудно описать словами - словно с другой планеты. Мы поднимались там на вулкан. Было трудно. Сначала ты продираешься сквозь джунгли, большая влажность, потом солнце, вулканическая почва, совсем нестабильная. Без гида тут нельзя подниматься. Было много смертельных случаев - люди терялись, падали, потому что наверху ты идешь уже в облаках, тумане, плохо видно. Но все эти тяжести стоят того, чтобы их выдержать, потому что там, наверху, ты видишь всю красоту, и это чувство - я это сделала, я преодолела свои страхи и слабость! Воспоминания еще долго живут в сердце, и от них чувствуешь какую-то эйфорию.

Это природа. А люди и культуры - что впечатлило больше всего?

Гостеприимность Кавказа. Так принимать гостей больше никто не умеет. Еще и разнообразие племен в Африке, и открытость и готовность африканцев помочь. Если там на улице ты у кого-то попросишь телефон позвонить, то он не только даст тебе его, но еще и поинтересуется, все ли у тебя в порядке, не заблудился ли ты, и сделает все, чтобы помочь.

«Если всего бояться - лучше дома сидеть»

Как у тебя получается - учиться, работать и столько путешествовать?

Я так планирую свое время, чтобы не сидеть дома. Я - человек движения, домашняя рутина меня утомляет. Во время учебы в Минском лингвистическом университете я участвовала в студенческих обменах, так попала в Лондон и США. Потом работала в ИТ-компании специалистом по международным отношениям. На выходных часто ездила в Европу. Когда работала логистом в Сочи, посетила соседние Абхазию и Чечню. И собирала деньги, чтобы полететь на Карибы. Когда насобирала нужную сумму, договорилась на дистанционную работу, и на 4 месяца отправилась в Центральную Америку - в Мексику, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рику, Панаму, Доминикану.

А говорят, что для белоруса путешествовать - это очень дорого…

Зависит от того, в какое путешествие хочет отправиться сам человек. Можно жить в отелях класса люкс. А можно - у местных жителей, искать дешевые перелеты. Но такие путешествия - действительно не для всех. Потому что самостоятельное планирование - это тоже работа, которая утомляет. Для белорусов еще дополнительная проблема - визы. Часто бывает сложно без туристического агентства сделать визу. Но главное - чувствовать себя свободным и не бояться. Когда я была еще студенткой, то очень экономила - я мало ела в поездках, ездила автостопом, искала жилье по каучсёрфингу, бюджетные авиалинии.

А случались ли с тобой опасные ситуации во время путешествий?

Как-то средь бела дня в центре Мехико, хоть там и много людей, вдруг двое мужчин с ножами напали. К счастью, ничего страшного не случилось, но подруга была вынуждена отдать свой айфон. В полицию мы не пошли, потому что в таком большом городе это бессмысленно. А второй раз в Ницце, в этом году, я возвращалась домой поздно вечером, и какой-то мужчина набросился, повалил меня на землю, даже синяки остались. Мне повезло, что какие-то люди с балкона услышали мой крик, и спугнули его, он убежал. Сложно сказать, как этого избежать. Не ходить по опасным районам. Но с другой стороны, если всего бояться, лучше вообще дома сидеть.

В Австралии думают, что Беларусь - в Африке

А что в той же Африке и других далеких краях знают о Беларуси?

На Кубе хорошо знают Украину, так как многие из кубинцев в 70-е годы в Минске учились. В других странах Центральной Америки о Беларуси некоторые даже не слышали. В Малайзии нас знают благодаря нашим спортсменам. А вот Лукашенко знаком только европейцам - в Африке и Центральной Америке его не знают. Там я даже столкнулась с мнением, что в Беларуси говорят по-английски, потому что я почти без акцента разговариваю. В Австралии услышала, что Беларусь - это такая страна в Африке.

Прав ли был поэт, когда сказал, чтобы любить Беларусь, надо в разных краях побывать?

Я люблю Беларусь, всегда сердцем я здесь. У нас много кто жалуется, стесняются нашей страны, говорят, что у нас ничего нет. Но это, смотря с чем сравнивать. Если с богатой Европой, то, конечно, можно подумать, что в Беларуси ничего нет. Но, может, у нас плохо развита развлекательная инфраструктура, зато очень интересная культура, и много мест, где можно открыть уйму всего интересного о нашем народе. Красивая природа. Да, действительно нужно увидеть разные страны, чтобы оценить, а не жаловаться все время. Если бы люди поехали в Африку, и посмотрели, что там, они бы наконец-то полюбили Беларусь.

А можешь похвастаться количеством путешествий по Беларуси?

По Беларуси, к сожалению, я ездила немного. Во время учебы были экскурсии, ездила в Слоним, Витебск, Несвиж. Немного, к сожалению.

В путешествии главное — иностранный язык

Можешь ли ты сказать, что путешествия тебя чему-то научили, как-то изменили?

Путешествия обогащают твою душу, делают тебя сильнее, учат выдержке. Но это должна быть поездка, которую ты сам себе организовываешь, в которой нужно рассчитать, чтобы хватило на все денег, чтобы успеть на автобус или самолет. Часто после таких путешествий ты возвращаешься уставшим. Но для меня это очень ценное чувство. Я познаю мир, людей, не по телевизору, а вживую. А когда возвращаюсь, обычно очень хочу работать, у меня много энергии и новых идей.

Куда еще хочешь поехать?

Много куда. Мир большой. Очень хочу в Папуа. Посмотреть на что-то дикое, куда туристы не ездят - как живут племена в африканских джунглях. Как исследователь в экспедицию поехать. В Антарктиду, например.

Что бы ты посоветовала человеку, который решил - еду путешествовать?

Ничего особенного - просто взять и поехать. Но главное - знать иностранные языки, хотя бы английский. Без языка ты будешь чувствовать себя как в коробке, очень ограниченным. Для меня самым страшным было бы, если бы у меня отобрали знание языков (Карина говорит на английском, испанском, французском — ДБ). Мне нравится смотреть на красоту природы, но мне нужно разговаривать и слышать человека. Ведь для меня каждая поездка - это, прежде всего, общение с местными людьми. Мне интересно как можно больше людей узнавать на планете.

Данута Боровская

Вы часто мечтаете? О чем? А помните, о чем вы мечтали в детстве? Кем хотели стать? Чему хотели научиться? Где хотели жить? Что мечтали сделать, когда станете взрослыми?

Смогли ли вы воплотить в жизнь мечту детства или она так и осталось навсегда там, в саду на качелях, в отражении воды в ручейке, или в забытом комоде на чердаке..?

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мечты детства, вспомнить, о чем вы мечтали, и задуматься над тем, что изменилось с тех пор, быть может вы до сих пор стремитесь воплотить свою заветную мечту, но уже в ваших собственных детях?

Давайте для начала отдохнем и прокатимся мысленно в дни нашего детства, а потом посмотрим, куда привет нас наше воображение!


Интересно, найдется ли в мире хоть один человек, который в детстве не любил ездить с родителями в походы, к морю и просто за город, в деревню к бабушкам? Наверное, нет. Путешествия любят почти все. И начало эта любовь берет с детства - с красивых сказок о принцах и рыцарях-путешественниках, с заманчивых и чарующих описаний далеких замков и городов.

Многие мальчики, начитавшись книг о храбрых воинах и отважных моряках, наседали на родителей с просьбами найти репетитора по немецкому языку, например, или другому иностранному, чтобы выучить его и со временем уехать, скажем, в Швейцарию, к чарующим Альпам или в маленький Лихтенштейн, или другие страны.

Ну, а девочки же, чаще всего, отдают предпочтение или элегантным барышням - англичанкам и француженкам, или восточным принцессам - шехерезадам, живущим в вычурных палатах с мозаикой и персидскими коврами, одетым в легчайшие шелковые юбки и звенящие и поблескивающие украшения.

Как бы там ни было, детские мечты о путешествиях были, пожалуй, у каждого. Со временем все мы вырастаем, заканчиваем школы и университеты, находим себе работу по душе, получаем зарплату, и раз в год отдыхаем у моря в отпуске.

Однако детские мечты все равно не отпускают нас. Так и хочется сорваться и полететь на самолете с широкими белыми крыльями куда-то за океан, где живет сказка. Сказка, которая у каждого своя.

Так почему бы и нет? Ведь есть же отпуска, которые не обязательно проводить на всемирно известных курортах или на морском берегу. Почему бы не отправиться туда, куда тянет мимолетное желание?

К примеру, изучить основы французского, благо, репетитор французского языка найдется в каждом городе, и явно не один, и отправиться гулять по Парижу. Или в Марсель - к небольшим оливковым деревьям, неуемному мистралю, дующему со Средиземного моря, и, конечно же, фестивалям.


Или даже посетить уже всем давно известную и приевшуюся Турцию. Ну, на крайний случай - Египет. Но посетить не так, как это делает большинство - с туром в пятизвездочный отель, в котором «все включено», а с множеством экскурсий, с общением с местными жителями и походами по музеям и культурным памятникам.

Наш мир - огромен и невероятно интересен. Разнообразие культур разных стран просто поражает. Как отличаются, например, веселые и игривые француженки от чопорных, элегантных и подтянутых англичанок. А ведь эти две страны разделены небольшим проливом - и всё. Что уж тут говорить о разнице взглядов на жизнь, к примеру, американца и россиянина?

Конечно же, изучать культуру, быт, обычаи и привычки разных народов - невероятно интересно. Уж явно гораздо интереснее, чем провести неделю или две в Анталии, не выбираясь из отелей и аквапарков. Да и путешествия по миру - это отличные языковые тренировки. Можно подтянуть английский, немецкий, французский, выучить итальянский или шведский, и на личном опыте убедиться, как сильно отличается произношение англичан от произношения американцев.

Пожалуй, наши детские мечты - не такая уж глупость, как иногда кажется. За ними кроется огромное желание узнавать мир, знакомиться с чем-то новым и ранее неизведанным, находить новых друзей и, может быть, даже свою любовь.


Конечно же, не стоит забывать, что путешествия, кроме всего прочего - уникальная возможность понять, как сильно отличаются народы и способ их жизни. Помните поговорку «Что русскому хорошо - то немцу смерть». Она, возможно, несколько утрирована, но, по большому счету, все именно так и выглядит.

И это можно повторять бесконечно - мир стоит того, чтобы его изучать, чтобы путешествовать и знакомиться с новыми странами. К тому же, никто никогда не может сказать наверняка, возможно, в какой - то из этих стран вы и найдете свое счастье, если не нашли ранее - любимую работу, семью и душевное равновесие.


Заставить себя полюбить море невозможно, эта любовь либо есть, либо ее нет, уверен капитан второго ранга в отставке Евгений Балабанов. С детства он грезил о морских путешествиях, и его мечтам суждено было сбыться. В преддверии Дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, он побывал в гостях у «ОГ».

Евгений Васильевич, откуда у вас – человека, чьи детство и юность прошли в степном Оренбуржье, – взялись мечты о море?

– Я вырос на книгах Купера, Станюковича, Джека Лондона и многих других писателей. К пятому классу уже знал названия всех парусов на трехмачтовых судах. На полях в тетрадках рисовал корабли. А когда в восьмом классе мы с отцом поехали на море, это было ах: все, как в любимых книгах – волны, прибой… Я познакомился с местными мальчишками, которые во время каникул работали на лодочной станции. Мы ныряли, плавали, сколько хотели, ловили лобанов, стреляли из подводного ружья. И я еще больше влюбился в море. Когда окончил школу, твердо знал, что буду моряком. В Севастополе не прошел по конкурсу, но я не сдался и поехал в Каспийское высшее военное училище. После него первый год служил на крейсере во Владивостоке. А потом мне повезло попасть в гидрографическую службу ВМФ, которая в интересах министерства обороны, флота, занимается изучением океана. С 1978 года я служил на океанографическом исследовательском судне «Балхаш». Начал с командира электронавигационной группы и закончил в начале 90-х старшим помощником командира корабля.

– Служить было интересно?

– Очень. Исследования проводились серьезные. К тому же я увидел острова, пальмы, тропические моря и многое другое, о чем даже и не мечтал. Где-то раз в год мы выходили в большую экспедицию, изучая то юг Тихого океана, то Индийский, то Северный
Ледовитый.

– Что впечатлило больше всего?

– Когда идешь в море, видно, что земля круглая и не такая большая, как кажется на суше. Пожалуй, это поразило больше всего. Ну, и то разнообразие, которое имеется в океане. Вообще много интересного было. Заходили для пополнения запасов в Рейкьявик (где позже встречались Рейган с Горбачевым), находясь в экспедиции в Атлантическом океане. Там лунный пейзаж – ничего не растет, кроме мха, горы, вулканы, все дымится… Где еще такое увидишь? Разве только у нас на Камчатке, где все буйно, непролазно, местами даже страшно.

– Где еще вам доводилось бывать?

– Первый раз оказался за границей в Германской Демократической Республике еще курсантом. Позже ходили туда на ремонт – наше судно «Балхаш» было немецкого производства. Подолгу там жили, общались с местными жителями.

Были на вулканическом острове Маврикий – в экзотическом и очень красивом месте, с коралловыми рифами и аквариумными рыбками. Как контраст – Вьетнам. У нас была там маневренная база в районе Камрани. Тогда еще совсем мало времени прошло после вьетнамской вой-
ны. Нас возили на огромный полигон – с четыре футбольных поля, а может быть, и больше – заваленный сбитой американской техникой: самолетами, вертолетами, самоходными орудиями. Все громадное, развороченное. Сами вьетнамцы жили бедно, приплывали к нам менять поделки и бусы на еду.

Были в Сингапуре. Там впервые попробовал бананы прямо с дерева – у них потрясающий вкус! Шли и Суэцким каналом после 6-дневной войны между Израилем и Египтом, наблюдая по обе стороны сгоревшие танки, самоходки…

Не могу сказать, что сама служба была простой. Мы подолгу находились в море, но скучать не приходилось.

– Сколько в среднем длилась одна экспедиция?

– Около 90 суток. Больше находиться в море тяжело психологически. Но иногда из-за погоды приходилось задерживаться и до четырех месяцев и более.

Попадали и в шторма. Сначала даже интересно было: здоровенное судно 111 метров длиной и 15 шириной мотает, как щепку, а оно жалобно скрипит. Матросы просились на мостик – посмотреть, как волны бьются о нос корабля. Но уже через сутки все уставали от этого, приходило раздражение. Задание надо выполнять – идти из пункта А в пункт B.
Вахту мы несли 4 часа через 8, а выспаться не удавалось: качало так, что приходилось держаться за шконку, чтобы не упасть…

Иногда для выполнения заданий приходилось подолгу дрейфовать. В Индийском океане даже акул ловили на «удочку» из металлического крюка и троса. Пробовали есть – мясо не жуется. Разбирали на сувениры – челюсти, плавники.

Всякое бывало. И поломки случались. Однажды во время похода в Охотском море сломался винт, но ничего, починили своими силами.

– Страшно, наверное, застрять в море на неисправном судне?

– Страха не испытывали, сейчас не XVIII век. Все, что делается на судне, докладывается в соответствующие инстанции. Все суда находятся на связи с оперативным дежурным, если что, организуют спасательную операцию.

А самим нам иногда приходилось спасать сослуживцев. Что поделаешь, если у коллеги разыгрался аппендицит и нужна операция? Мне доводилось выступать в роли анестезиолога, это вменялось в обязанности. В первый раз было не по себе, а уже потом воспринимал происходящее спокойно.

– Вы практически все время прослужили на одном корабле. Когда и почему его покинули?

– Началась перестройка. К тому времени многое стало приходить в упадок, и усталость какая-то накопилась, а потому я согласился на предложение стать преподавателем в родном училище, в Баку. В этом городе жила теща, и я подумал, что жене рядом с мамой будет легче – устала уже мотаться с тремя детьми по всей стране. А потом были события в Сумгаите, беспорядки, эвакуация семей… Многие были вынуждены уйти с флота. И я уволился в запас, мы переехали в Орск.

– Сейчас часто бываете на море?

– В составе Орской делегации мне доводилось ездить на переименование БДК «Орск» в Севастополь как представителю кают-компании «Морское кумпанство». Часто бываю у своего сослуживца в Новороссийске. Купаемся, загораем, с удовольствием дышу портовым воздухом.

– Слышала, что желание бороздить водные просторы вас не покинуло, и вы своими руками строите яхту, чтобы отправиться в плавание?

– Да, давно об этом мечтал. Пока ее не достроил, но обязательно это сделаю. Сейчас я вышел на пенсию и появилась такая возможность. По возвращении в Орск работал учителем, потом директором школы № 62, трудился в службе авиационной безопасности аэропорта, на ТЭЦ, в районной администрации. Теперь же свободного времени стало гораздо больше.

– Часто собираетесь с коллегами-моряками?

– В Орске мы начали собираться на 300-летие ВМФ. Георгий Иванович Роговенко проявил инициативу собрать и поздравить с праздником всех моряков. Идею поддержали тогдашний глава Орска Юрий Берг, директор ОНОСа Владимир Пилюгин. Чуть позже была образована кают-компания «Морское кумпанство», появился Морской клуб для школьников, который действует и сейчас. Жаль, что в этом году по ряду причин ребят не вывозили на практику на Ириклинское водохранилище, но я надеюсь, эта традиция будет продолжена. Согласитесь, здорово, что у нас есть ребята, которые мечтают попасть на флот, ведь профессия моряка становится все престижнее.

– Вам никогда не хотелось, чтобы дети пошли по вашим стопам?

– У меня три дочери. Теперь уже и шесть внучат, трое из них мальчики. Но, вы знаете, у каждого своя мечта, и только реализуя ее, человек может стать счастливым. Так что выбор каждый пускай делает сам.

– Сегодня вы следите за состоянием российского флота?

– Слежу, обсуждаю это с коллегами – новые корабли, вооружение. Наше поколение испытало сильное разочарование, видя, как все разворовывалось, распродавалось, рушилось. Сейчас флот поднимается, даже внешний вид кораблей совершенно другой, но главное – это возможности, которыми они обладают. Некогда богом забытая Каспийская флотилия теперь находится в достойном состоянии, и меня как моряка это очень радует.

В канун праздника хочется пожелать нашему флоту процветания, а морякам и их семьям – счастья, здоровья и благополучия!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор



Просмотров