Самые лучшие струны для акустической гитары. Какие лучше струны для гитары

Струны на акустической или классической гитаре обладают огромным влиянием на её звук и играбельность. Если вы просматривали ассортимент каких-либо интернет магазинов, то вы наверняка видели, что они предлагают огромное разнообразие струн. Какие струны выбрать? На что обращать внимание? От чего зависит цена? На все эти и другие вопросы должна ответить данная статья.

Струны акустической гитары

Из-за того, что типичная акустическая гитара не имеет звукоснимателей и не подключается к усилителю, её струны играют весьма фундаментальную роль в том, как она звучит. Поэтому, структуру струн и их толщину мы должны тщательно рассмотреть.

Акустическая гитара и классическая: в чём различие?

Первое и наиболее существенное отличие между акустикой и классикой заключается в том, что на классическую гитару ставятся нейлоновые струны, в то время как на акустическую — металлические. В большинстве случаев металлические и нейлоновые струны не являются взаимозаменяемыми, так как предназначены для конкретного музыкального стиля. Например металлические струны предназначены для рока, блюза, кантри, в то время как нейлоновые для классики, фламенко и фолка. Если вы будите использовать металлические струны на гитаре, которая была сконструирована для нейлоновых струн, то знайте, что этим самым вы можете нанести серьёзный ущерб вашему инструменту. Гриф и корпус классической гитары попросту не предназначен для такого большого натяжения, которое создают металлические струны. При использовании неподходящих струн так же можно нанести вред как ладам, так и бриджу вашего инструмента.

Всё о толщине гитарных струн

Перед тем, как мы перейдём в характеристики различных типов струн для акустики и классики, давайте поговорим о толщине струн, так как она относится к обоим типам. Струны изготавливаются в диапазоне от самых тонких и до самых толстых. Обычно толщина измеряется в тысячных дюйма. Наиболее тонкие струны обычно имеют размер.010 дюйма (или просто «десятка»), самые толстые обычно.059 дюйма. Толщина струн очень сильно влияет на звук инструмента.
Тонкие струны:

  • Обычно на них легче играть
  • Позволяют с меньшими усилиями играть бенды
  • Звучат тише и производят меньший сустейн
  • Склонны ударяться о лады, что даёт очень неприятный звук
  • Оказывают наименьшее натяжение на гриф, что что является безопасным выборам для раритетных гитар

Толстые струны:

  • На них обычно сложней гирать
  • Требуют больших усилий при зажатии струны и игре бендов
  • Звучат громче и генерируют больший сустейн (по сравнению с тонкими струнами)
  • Оказывают большее натяжение на гриф

Обозначение толщины струн

Большинство производителей струн определяют их толщину по типу «супер тонкие» или «тослые». В то время как более точные размеры могут меняться среди производителей, я хочу привести вам наиболее типичные используемые размеры.

Типичные размеры струн

  • Невероятно супер тонкие: .010 .014 .023 .030 .039 .047
  • Супер тонкие: .011 .015 .023 .032 .042 .052
  • Тонкие: .012 .016 .025 .032 .042 .054
  • Средние: .013 .017 .026 .035 .045 .056
  • Толстые: 014 .018 .027 .039 .049 .059

Металлические струны для акустической гитары

Толщина металлических струн

Давайте рассмотрим следующие факторы для того, чтобы решить какую толщину струн использовать:

Стиль игры: Для примера возьмём игру пальцами. Игра пальцами требует больших усилий при звукоизвлечении, поэтому гораздо разумней будет использовать тонкие струны. Если вы хотите играть только медиатором, то толстые струны будут гораздо лучше звучать, чем тонкие. Окей, но что если вы хотите играть и медиатором и пальцами? (ведь большинство гитаристов так и поступают). Ваш выбор следует направить в сторону струн средней толщины, так как они будут являться золотой серединой между лёгкостью при игре и звуком. Если говорить простыми словами, то я скажу следующим образом: если вы начинающий гитарист, то отдайте своё предпочтение тонким струнам. На них вам будет проще научится играть и постепенно вы сможете переходить на более толстые варианты. В конечном итоге вы сможете полностью перейти на толстые и получить от них максимум преимуществ.

Желаемый звук: Как вы уже наверное догадались, толстые струны подчёркивают басовый регистр инструмента и создают более глубокие, сильные тона. С другой стороны, на тонких струнах будут выделяться высокочастотные ноты, что будет давать более резкий, как бы хрустящий звук.

Возраст инструмента и состояние: Раритетные гитары часто довольно хрупкие, потому более толстые струны могут попросту повести гриф, что повлечёт за собой проблемы со строем. Поэтому, если вы обладаете старым инструментом, то не рискуйте и используйте струны меньшей толщины.

Материалы используемые при изготовлении металлических струн

Бронза: Имеет чистые, звонкие и яркие тона, но очень сильно подвержены износу из-за склонности к окислению.

Фосфорная бронза: Имеет более тёплый и в то же время мрачный тон. Добавление фосфора в сплав значительно продлевает жизнь струнам.

Алюминиевая бронза: Производит резко выраженный бас и чёткие верха, по сравнению с фосфорной бронзой.

Медь: Имеет яркий, звонкий металлический тон.

С полимерным покрытием: Струны с полимерным покрытием имеют меньший сустейн и яркость, чем струны без покрытия. Значительным плюсом является тот факт, что струны с покрытием имеют антикоррозийные свойства, что значительно продлевает им жизнь.

Джон ЛееВон из D’Addario Strings показывает как правильно поменять струны на акустической гитаре.

Электроакустическая гитара: нужны ли мне другие струны?

Большинство электроакустических гитар, в том числе и модели с нейлоновыми струнами оборудованы пьезодатчиками, которые позволяют преобразовывать вибрации струны в электрический сигнал при помощи встроенного предусилителя. Данный тип звукоснимателей не использует магниты (как в большинстве электрогитар), поэтому материалы из которых изготавливают струны имеют меньшее влияние на звук. Некоторые производители производят струны именно для электроакустических гитар и вы возможно захотите сравнить их звук со стандартными струнами, но мне почему-то кажется что вы не услышите особых различий.

В том случае, если электрогитара оборудована: пьезодатчиком, микрофоном или магнитным звукоснимателем над резонаторным отверстием, то я бы посоветовал вам следовать именно рекомендациям от производителя этого звукоснимателя, чем советам от пользователей.

Нейлоновые струны для классической гитары

Характеристики нейлоновых струн

Как правило нейлоновые струны используются в таких музыкальных жанрах как: классика, фламенко, босанова и фолк. Их мягкий, нежный тон предпочтителен для многих гитаристов включая джаз и катри.

Многие начинающие гитаристы думают, что на нейлоновых струнах легче играть, чем на металлических из-за их мягкого материала и более легкого натяжения струн, что в целом верно. Однако, все начинающие гитаристы в той или иной мере испытывают боль на кончиках пальцев, независимо акустика ли это с металлическими струнами или классика с нейлоновыми. Все эти неудобства пройдут тогда, когда ваш организм к ним приспособиться. Мозоли на кончиках пальцев появляются довольно быстро, примерно в течении месяца-двух и по истечению этого времени, боль в кончиках пальцев перестанет быть такой весомой проблемой. Я крайне вам рекомендую не выбирать гитару с нейлоновыми струнами только потому, что на ней немного легче играть. Этот выбор должен быть сделан только в соответствии с вашими музыкальными предпочтениями, а именно: если вы хотите играть рок, блюз, кантри, то металлические струны ваше всё. Если вы предпочитаете классическую, испанскую музыку, фламенко, фолк, то без нейлоновых струн вам не обойтись.

Так же нейлоновые струны необходимо постоянно подстраивать (гораздо чаще чем металлические), особенно новенькие, только поставленные. Всё это из-за того, что они имеют свойство растягиваться и очень чувствительны к атмосферным воздействиям (изменению влажности и температуры).

Материалы используемые при изготовлении нейлоновых струн

Называть нейлоновые струны нейлоновыми — это немного неправильно. Как будет описано ниже, при изготовлении данного типа струн используют различные материалы, поэтому более правильней будет называть их просто «струны для классической гитары». Вы так же заметите, что принцип изготовления басовых струн немного отличается от остальных.

А теперь немного истории. До 1940 годов, струны для классической гитары изготавливались из кишок коров или овец. Басовые струны (E, A, D) имели сердечник из шёлковой нити, на которую наматывали кишки животных. Остальные, так называемые высокочастотные струны (E, B, G) изготавливались из чистых кишок (без применения других материалов).

Современные производители используют чистый нейлон, фторуглерод или другие синтетические нити для изготовление высокочастотных струн. Басовые струны имеют многожильные, нейлоновые сердечники, по верх которых наматывают различные металлы или нейлоновую обмотку.

Материалы и тональные характеристики высокочастотных струн

Чистый нейлон: Наиболее популярный материал, который изготовляется из чистого моноволокна нейлона. Очень ценится за свой богатый, чёткий тон.

Очищенный нейлон: Так же изготавливается из чистого нейлона, который затем шлифуется, чтобы создать гладкую поверхность по всей длине струны. Он имеет нежный, ровный тон, чем чистый нейлон.

Чёрный нейлон: Изготовлен из другой композиции нейлона. Имеет тёплый, чистый звук с выделяющимися высокочастотными обертонами. Весьма популярен среди фолк исполнителей.

Материалы и тональные характеристики басовых струн

Как было сказано выше, басовые струны имеют многожильные сердечники, которые оборачиваются различные виды металлических обмоток.

Бронза 80/20: Делается из 80% меди и 20% цинка. Этот сплав имеет ярко выраженный блеск и проекцию. Некоторые производители называют такие струны «золотыми».

Посеребренная медь: Очень гладкий на ощупь материал, который производит довольно тёплый тон. Некоторые производители называют такие струны «серебренными».

Какой-то мужик показывает как правильно поменять струны на классической гитаре

Признаки того, что пора менять струны

  1. Настраивать и держать в строю инструмент становится всё сложнее
  2. Вы видите, что на струнах появилась ржавчина
  3. Оплётка басовых струн будто начала «распутываться»
  4. Появляется диссонанс и нестабильность даже по того, как вы настроили инструмент
  5. Вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли струны

Как часто следует менять струны?

К сожалению нет определённого ответа на этот вопрос, но есть некоторые факторы, которые сокращают жизнь вашим струнам:

  • Потливость. Когда вы много играете, ваши пальцы обильно выделяют пот, который попросту разъедает струны.
  • Вы играете весьма агрессивно, т.е. используете множество бендов и жёсткую атаку при игре.
  • Частая игра на инструменте так же износит струны.
  • Вы пользуетесь разными строями гитары и часто перестраиваете инструмент.
  • Держите свои струны в чистоте. После каждой игровой сессии не поленитесь взять сухую, чистую тряпку и попросту протереть их от вашего пота, кусочков кожи с пальцев и грязи. Данная процедура позволит вам значительно продлить жизнь вашим струнам.
  • Мойте руки перед каждой игрой на гитаре, что немного притормозит процесс окисления струн.
  • Вложитесь в приспособление для наматывания струн на колки. Оно поможет вам значительно сократить своё время при замене струн.
  • Покупайте струны по 5-10 комплектов. Так вы сэкономите свои деньги покупая их по оптовой цене.
  • Возможно когда-то на репетиции или выступлении вам понадобиться срочно заменить порванную струну, поэтому держите запасной комплект или отдельные струны в вашем чехле или кейсе.
Рекомендуемый контент:

Важно менять гитарные струны, как только они постареют или порвутся. Выбор неправильного типа может привести к повреждению гитары. Есть несколько секретов, которые надо рассмотреть при покупке струн для акустической гитары.

Нужно определиться перед покупкой

Вам для начала следует определиться, какую гитару вы будете осваивать. Будет ли это классическая гитара или же акустическая, соответственно струны тоже будут разные, собственно в струнах почти и заключается вся разница между классической и акустической гитарой.


Выбирая в магазине струны для своей акустической гитары, вы обязательно столкнетесь с проблемой, которой не было, когда вы выбирали себе инструмент. Перед покупкой вы не сможете послушать, как звучат струны, чтобы выбрать наиболее подходящие для себя. Поэтому для начала посоветуйтесь с друзьями или знакомыми гитаристами, у которых есть опыт за плечами, перед тем как решите покупать струны.

Толщина струн

Нужно определиться, струны какой толщины вам больше всего подходят. Нужно иметь в виду, что у вас для уверенной игры на толстых струнах должны быть отлично натренированы пальцы на левой руке. Как правило, диаметр 1-й струны в разных комплектах может варьироваться от 0,008 до 0,013 дюймов. Чем толще струны, тем насыщеннее и объемнее будет звучать гитара.



Материал обмотки

Медь или ее различные сплавы. Такие струны наиболее распространенные и чаще всего используются на акустических гитарах и поэтому менее дорогие.


Серебряное покрытие. Этот метал, мало влияет на звук, зато хорошо сказывается на эстетических качествах. Струны с таким покрытием не тускнеют, красиво выглядят и не оставляют на пальцах темных следов.


Латунь или фосфорная бронза. Такие струны будут более долговечны и в отличие от медных будут иметь немного другое звучание.

Тип обмотки струн

Круглая обмотка. Струны с такой обмоткой будут иметь звонкое и яркое звучание, особенно сразу после замены, но не на продолжительное время.


Плоская обмотка. Выбирая такие струны, имейте ввиду что звук у них будет матовый, как бы приглушенный.

1-я и 2-я струна всегда изготавливаются без обмотки. 6-я, 5-я и 4-я басовые струны всегда имеют обмотку. 3-я струна чаще всего бывает без обмотки, а в более толстых комплектах с обмоткой, что придает ее звучанию более красивый и насыщенный звук, но есть у нее и недостаток. За счет того, что обмотка очень тонкая, она часто рвется и приходит в негодность, а из-за этого приходится менять комплект целиком.

Виды струн

Для классической (испанской) гитары

Синтетические (нейлоновые) струны . Первые три струны состоят из нейлоновой лески, а вот басовые – из большого числа нитей точно такого нейлона и имеют внешнюю металлическую обмотку чаще всего из меди, реже из серебра или латуни (фосфорной бронзы).


Синтетические повышенной плотности. Эти струны в отличие от нейлоновых, изготовлены из карбоновой лески, и при этом обладают повышенной плотностью и более тонким диаметром. Такие струны характеризуются звонким выраженным звучанием. Недостаток – высокая цена.

Струны на стальном тросике . Относительно мягкие и с разной обмоткой струны: первые три – с нейлоновой лентой, а 6-я, 5-я и 4-я – с посеребренной медью. Эти струны почти не тянутся и довольно быстро изменяют высотность при повороте колков. Они менее популярны из-за высокой цены и весьма необычны.


Синталические струны. Характеризуются на уровне металла высокой яркостью звука и привычной мягкостью как у нейлона. Быстро настраиваются, обмотка не так сильно изнашивается от контакта с ладами, а также эти струны позволяют делать «подтяжки». Держат строй и сочный тембр в течение нескольких месяцев без изменения.

Для акустической гитары

Струны на монолитной основе из стали. Сердечник у этих струн состоит из высокопрочной, так называемой «рояльной стали», из которой сделаны также первые три струны. В качестве обмотки чаще всего применяют сплавы на основе меди или же фосфорной бронзы, а различаются обмотки по твердости и упругости, при этом придавая различную жесткость струнам. Это в свою очередь отражается на звучании инструмента и комфортности игры пальцами.


Стальные струны с полукруглой или плоской обмоткой. Такая обмотка может лежать плоской стороной наружу. Эти струны являются разновидностью струн на монолитной основе из стали. При скольжении пальцев по виткам намотки не имеют «свиста». Характеризуются более матовым звуком на басовых струнах и более звонким на струнах без обмотки.

Стальные струны в оболочке из тонкой синтетики. Всего их существует два вида. К первому виду относятся струны, у которых сверху металлической обмотки находится еще одна дополнительная тонкая ленточная обмотка, состоящая из тефлона – синтетический материал, который обладает низким трением и хорошей износостойкостью. Защищает витую струну от грязи и влаги и уменьшает износ от контакта с ладами. Второй вид отличается тем, что по технологии проволока обмотки струн уже заключена в оболочку из пластика. Недостаток – зазоры между витками меньше застрахованы от загрязнения и попадания пота с пальцев, зато более эффективно уменьшает износ от контакта с ладами. Эти два вида струн достаточно дорогие и лишены переливчатого призвука, который характерен для струн с круглой обмоткой.


Выбирая струны для гитары необходимо определиться с тем, какое звучание вам лично нравится, какая у вас гитара и что еще не маловажно, какую вы музыку будете исполнять или уже исполняете.

Если вы любите классическую гитару и вам наиболее подходят только мягкие струны, то тогда остановите свой выбор на нейлоновых струнах, но лучше ставить их на гитару классического типа. Потому что если вы поставите их на акустическую, то звук будет слишком тихим и тусклым;

Если вам очень важна звонкость и сила звука гитары, тогда берите струны на стальной основе с диаметром первой струны от 0,011 дюймов и более толстыми басовыми, но здесь нужны сильные пальцы;


Если вам не нравится «пластмассовое» звучание нейлоновых струн и вы хотите иметь толстые мозоли:) на левой руке, тогда вам подойдут струны на тросике либо же на стальной основе 0,009 или 0,010 дюймов с низким натяжением. Возможно, вам придется увеличить высоту струн над грифом (в основном басовых), чтобы при звукоизвлечении избежать их дребезг об лады.


Старайтесь всегда настраивать струны по тюнеру или камертону, потому что инструмент не сможет полноценно звучать, когда он настроен не правильно. Не допускайте перетяжки струн, чтобы их не деформировать и не порвать в самый не подходящий момент. Также не стоит и слабо натягивать струны, потому что звук будет менее плотным и громким, и строй при этом «поплывет». Имейте ввиду, что даже если вы возьмете самые дорогие струны, но при этом не правильно их настроите, то они будут звучать намного хуже, чем дешевые, но зато правильно отстроенные и подобранные под руки и гитару конкретного исполнителя.

Привет всем любителям электрогитары. В этой статье попробуем ответить на такой интересный вопрос: «Как выбрать струны для электрогитары?». А вопрос такой рано или поздно встанет и правильный ответ на него, это залог успеха в освоении техники игры на инструменте. Так давайте разберемся, какие струны лучше для электрогитары.


Так как струны у гитары являются непосредственным источником звука, то изменение любой характеристики струны неизменно отразится на звуке. Более или менее опытные музыканты уже знают, какие струны им нужны, но как, же быть новичкам, которые только недавно приобрели свою первую электрогитару? Я надеюсь, эта статья вам поможет.


Сразу хочу напомнить, что после покупки нового музыкального инструмента, вам нужно будет сразу же задуматься о замене струн, т.к. струны которые установлены на гитаре в магазине, являются демонстративными. Играть на них, а тем более учиться не представляется возможным. Например, когда я купил свою первую электрогитару, я решил оставить старые струны. И уже через две недели первая струна «приказала долго жить». Даже если ваша гитара просто лежала в кофре, и вы на ней не играли, через полгода готовьтесь менять струны, т.к. старые струны уже пришли в негодность.

Калибр струн

Первый и самый главный, на мой взгляд, момент - это толщина струн или их калибр. Как правило, калибр струн указывается в дюймах. Производитель указывает на упаковке толщину первой и последней струны. Например, для шестиструнной гитары на упаковке будет изображено.008-.038, это значит, первая струна имеет толщину 0.008 дюйма, а шестая струна соответственно 0.038 дюйма. Такие струны, для удобства, принято называть «восьмеркой», струны 0.009 «девяткой» и т.д.

На что же влияет толщина струн? В первую очередь на комфорт игры. Тонкие струны (восьмерка и девятка) не могут похвастаться своим сустейном и плотностью звучания. Главным плюсом таких мягких струн является то, что начинающий гитарист сможет без особого труда исполнять различные приемы игры, такие как бэнды и вибрато без ущерба для своих пальцев. Это актуально для начинающего гитариста, так как у них подушечки пальцев еще не окрепли.

Струны толщиной первой струны 0.010 можно назвать «золотой серединой». Они обладают достаточно плотным звучанием при не большой толщине. Такие струны подойдут лучше для электрогитары, как новичка, так и более опытного гитариста.

Более толстые струны 0.011, 0.012, 0.013 подходят для игры в тяжелых направлениях: металл, тяжелый рок. Начинать учиться на таких струнах не стоит, если вам дороги ваши пальцы.

Производители струн

Следующим моментом, на который следует обратить внимание, это на фирму производителя. Перед тем как выбрать струны для электрогитары, вы должны представлять, что производителей струн много и цена, может сильно отличатся друг от друга. Не стоит вестись на низкую цену комплекта струн не известного производителя. Такие струны способны свести на «нет» точную настройку инструмента и рискуют порваться от любого прикосновения. Есть несколько проверенных производителей: D’Addario, GHS, Ernie Ball, La Bella, Dean Markley. Струны именно этих производителей лучше подойдут для вашей электрогитары. Комплект от этих производителей обойдется вам от 300 до 500 рублей.


Покрытие струн

На упаковке гитарных струн производитель указывает наличие специального покрытия обмотки толстых струн. Вы, наверное, обращали внимание, что третья (не всегда), четвертая, пятая и шестая струны имеют обмотку. Для защиты обмотки от воздействий внешней среды, на нее и наносят это спец. покрытие.


Чаще всего встречаются струны с никелевым покрытием. Такие струны характеризует более мягкий и теплый звук, подходит для большинства музыкантов. Бывают струны вообще без покрытия, т.е. и сердечник и обмотка сделаны из стали. На таких струнах принято играть тяжелый рок и металл. Т.к. звучат они очень резко и агрессивно.

Существуют струны и с другими покрытиями, но встречаются они редко, а стоимость комплекта обойдется в не одну тысячу рублей.

Резюмируя все вышесказанное, подведем итог. Если вы стали замечать, что звучание вашей любимой электрогитары изменился, стал нарушаться строй, струны потеряли свой блеск и стали грязными, то вам необходимо задуматься о покупке новых струн.

Однозначного ответа на вопрос, «какие струны лучше для электрогитары?» вы не найдете, потому что каждый гитарист только методом проб и ошибок, выбирает те струны, которые ему подходят больше всего.

Вот теперь вы узнали, как выбрать струны для электрогитары. Попробуйте поиграть на струнах разных производителей и со временем вы найдете именно то, что вам нужно. Спасибо за внимание! Всем удачи!


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.


В этой статье я помогу вам ответить на два основных вопроса: какие струны лучше для акустической гитары и какие струны лучше для акустической гитары для начинающих гитаристов . Надеюсь этот материал поможет вам выбрать лучшие струны для акустической гитары.

Ввиду отсутствия звукоснимателей или усилителей, струны для гитары оказывают относительно большее влияние на общий звук акустических гитар в сравнении с электрогитарами. Поэтому при выборе струн для гитары необходимо тщательно изучить их состав и калибр. Выбор правильного типа струн для этого инструмента имеет огромное значение.

В зависимости от применяемого материала, формы и способа изготовления, гитарные струны могут давать разный звук и разные ощущения от игры, поэтому использование правильного типа струн дает гитаристу огромные преимущества. Аналогичным образом, когда струны для гитары подобраны неправильно, это может быть достаточно вредно как для музыканта, так и для его инструмента.

Одним из самых главных критериев выбора типа струн для акустических гитар является их калибр , поскольку он одинаково актуален для всех типов и разновидностей этого инструмента. Калибр струн имеет огромное влияние на удобство игры на акустической гитаре и ее звук.

Струны для гитар имеют различные диаметры сечения или калибр. Единица измерения калибра – 0.001 дюйма . Как правило, калибр самой тонкой струны равен.010 (первая струна) а самой толстой - .059 (шестая струна). Также следует помнить, что классические гитарные струны обозначаются в соответствии с их натяжением.

Ниже приведены основные преимущества и недостатки струн разного калибра, влияющие на качество и сложность игры на акустической гитаре:

Струны меньшего калибра («тонкие»):

  • как правило, удобнее играть;
  • удобнее делать подтяжки (бэнды);
  • легче порвать;
  • дают меньше объема и сустейна;
  • могут вызывать дребезжание ладов;
  • меньше напряжение на гитарную механику (подходят для винтажных гитар).

Струны большего калибра («толстые»):

  • как правило, сложнее играть;
  • сложнее сделать бэнд;
  • дают больше объема и сустейна;
  • больше напряжение на гитарную механику.

Большинство гитаристов называют наборы струн по толщине первой (например, «десятые», «одиннадцатые», и т.д.). А производители гитарных струн определяют их калибр в наборе с использованием таких терминов, как «light» или «medium».

Хотя эти определения не всегда соответствуют одним и тем же наборам толщин у разных производителей, здесь представлены типовые диапазоны наборов гитарных струн:

  • «extra light»: 0.010 - 0.047
  • «custom light»: 0.011 - 0.052
  • «light»: 0.012 - 0.054
  • «medium»: 0.013 - 0.056
  • «heavy»: 0.014 - 0.059

Более полная таблица толщин струн для гитары:

Название набора 1 2 3 4 5 6
Ultra Light 0.008 0,010 0.015 0.022 0,032 0,039
Super Light 0,009 0,011 0,017 0,024 0,032 0,042
Light 0,010 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046
Medium 0,011 0,014 0,018 0,028 0,038 0,049
Medium Heavy 0,012 0,016 0,024 0,032 0,042 0,052
Heavy 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046 0,056

Сердечник струны

В гитарной струне гораздо больше компонентов, чем это может показаться на первый взгляд , и все отдельные компоненты, собираясь вместе, создают «жизненную силу» гитарного звука. Через середину струны по всей длине тянется ее основа - металлический сердечник.

К проволочному сердечнику прикрепляется наконечник в виде «шарика» - это то, что удерживает струну на струнодержателе. Вокруг металлического сердечника намотана еще одна круглая проволока, которую чувствуют пальцы гитариста, когда прижимают струну к грифу.

Существует два основных типа формы сердечника: круглый и гексагональный (шестигранный).

Материал обмотки гитарных струн

К основным материалам, использующимся при изготовлении гитарных струн, относятся: сталь и никель (обычно используются на электрических инструментах), латунь, бронза и нейлон . Однако типов струн намного больше, поскольку в процессе изготовления многие производители используют различные сплавы и примеси, а кроме того струны могут отличаться по конструкции и наличию дополнительного покрытия. От материалов гитарных струн зависит не только звук и удобство игры на инструменте, но и долговечность самых струн.

Бронза

Оплетка этого типа струн состоит из бронзы, изготовленной по формуле 80/20 (80% меди, 20% олова) и имеет золотистый оттенок. Бронзовые струны для гитары дают чистый и яркий тон, но достаточно быстро теряют свои положительные свойства из-за быстрого окисления этого сплава.

Фосфорная бронза

Еще один тип бронзовых струн - это бронзовые струны с добавлением фосфора. Из-за большего содержания меди в сплаве они имеют более темный, красноватый оттенок. Фосфор увеличивает срок службы этих струн, делая их более долговечными по сравнению с бронзовыми струнами.

Струны для гитары из фосфорной бронзы дают более теплый звук с более сглаженным верхним диапазоном. Это делает их особенно подходящими для жанров, которые характеризуются мягким тоном, а также для игры пальцами. Они хорошо сочетаются с акустическими гитарами с меньшей декой, хотя многие музыканты, играющие в более спокойных жанрах, предпочитают эти струны и на более крупных инструментах.

Медь

Медные струны для гитары для "акустики " считаются более дешевым аналогом бронзовых . Они тоже дают чистый и яркий тон, однако лишены характерной «индивидуальности», поэтому медные струны разных производителей по звуку почти не отличаются.

Серебряное покрытие

Серебряное покрытие медных струн (посеребренная медь) не вносит существенных отличий в звук, оставляя его таким же чистым и ярким. Однако более высокое качество этого металла делает посеребренные струны более долговечными и надежными, поскольку они меньше подвержены коррозии и загрязнению.

Однако, помимо превосходных эстетических качеств и практичности, такие струны характеризуются более высокой стоимостью, по сравнению со струнами из меди и ее сплавов.

Латунь

Как правило, латунные струны для гитары всегда звучат ярче, чем бронзовые. Хотя, как это ни странно, большинство латунных струн изготавливаются по принципу бронзы «80/20». Между этими двумя типами струн нет существенной разницы, поскольку латунь, как и бронза, состоит на 80% из меди с добавлением 20% цинка.

Это придает струнам яркий и резкий характер, хотя при использовании на гитарах высокого уровня, это может сделать звук инструмента звонким и «металлическим». Еще одной особенностью струн из латуни является их невысокая долговечность, поскольку латунь имеет склонность к окислению.

Какой фирмы электрогитара лучше для начинающих

Как подобрать калибр(толщину) струн

При определении того, какой толщины струны следует использовать, необходимо принять в расчет четыре основных фактора :

  1. Размер гитары . Основное эмпирическое правило состоит в том, что чем меньше объем деки гитары, тем тоньше должны быть струны, и чем крупнее инструмент, тем, соответственно, толще струны. Например, дредноут, имеющий характерную большую деку, лучше звучит со струнами средней толщины, которые в полной мере используют акустические качества этого относительно крупного инструмента. А гитары с небольшой декой звучат значительно лучше со струнами меньшей толщины («light»).
  2. Возраст гитары . Винтажные инструменты часто менее прочные, поэтому большое натяжение, создаваемое струнами калибров «medium» и «heavy» может привести к деформации грифа и смещению струнодержателя. Если нет уверенности в прочности инструмента, то следует воздержаться от установки на него струн большого калибра.
  3. Стиль игры . Пальцевым методом намного проще играть на струнах меньшего диаметра. Для игры боем или медиатором струны среднего калибра, вероятно, будут лучшим выбором, хотя на них будет намного сложнее играть начинающим музыкантам. Если манера исполнения подразумевает комбинацию боя и пальцевого метода, тогда набор «medium» может стать разумным решением. Подобные наборы имеют более толстые три басовых струны и стандартные тонкие струны.
  4. Тон и объем . Толщина струн непосредственно влияет на объем и тон создаваемого звука. Так, струны большего калибра подчеркивают басовый регистр гитары, создавая глубокие и сильные тона. Тонкие струны, наоборот, будут больше акцентировать внимание на диапазоне высоких частот и могут быть полезны при игре медиатором и боем.

Известные гитаристы и струны, на которых они играют

Ernie Ball

Jimmy Page
- Ernie Ball 10-46 и 9-46
Eric Clapton
Kirk Hammett
Slash - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48, RPS-11 - Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048
Steve Vai - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, RPS-9 Slinky Nickel Wound009 .011 .016 .024w .032 .042
Jeff Beck - Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
John Mayer - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46
Jack White - The Raconteurs - Ernie Ball 2627 Beefy Slinky Drop Tune 11-54
Aerosmith - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
Paul Gilbert - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42
Buddy Guy - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Steve Morse - Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Iron Maiden - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Blink 182 - Ernie Ball 2215 Skinny Top/Heavy Bottom 10-52
Brad Paisley - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Keith Richards - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46, RPS-11 Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048

Mark Knopfler - Fender Extra Lights 009 .011 .015 .024 .032 .040
Jimi Hendrix - FENDER "ROCK N" ROLL" STRINGS Light Gauge 010 .013 .015 .026 .032 .038
Yngwie Malmsteen - Original Pure Nickel Soft Light Ball End Electric Guitar Strings 008 .011 .014 .022 .030 .038

D"Addario

Mark Knopfler
Joe Satriani - D"addario EXL120 Super Light 9-42
Robben Ford - EKXL110 Regular Light Tremolo 010. 013. 017. 026. 036. 046

Kurt Cobain (Nirvana) - Blue Steel Electric 010 .013 .017 .030 .042 .052
Gary Moore - Nickel Steel Electric Custom 010 .013 .017 .030 .042 .052

Thomastik

George Benson - Infeld Electric Guitar Flat Wound Medium Light George Benson 012 .016 .020 .028 .039 .053




Просмотров