Сказка о музыкальных инструментах. Волшебные музыкальные инструменты

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь - добряк, толстяк, но самодур.

Бывало, как захочет чего-нибудь, так полмира обойди, но достань.

А как в чем-нибудь заупрямится, пиши-пропало, не переубедишь.

Но при всем при том, народ его любил, потому, как был он не злой - наказывать умел, но и прощать не забывал.

Так вот. Все в этой стране было, кроме придворного оркестра.

Давно царь поговаривал, мол, было бы хорошо оркестрик завести, хоть самый маленький. Мол, что же это за царь без придворных музыкантов.

Вон, - жаловался он, - в тридвадцатом царстве по утрам мазурки пляшут, а в тридвадцатьпятом по вечерам балы и танцы. Что я, хуже их что ли царь?

Подать мне сюда музыкантов и точка!

Но Ваше Величество, - отвечали придворные, - где же мы найдем столько музыкантов?

Ищите, где хотите, но чтобы к завтрашнему дню были! - и царь топнул ногой.

Делать нечего, послали скороходов в соседние царства музыкантов искать. К вечеру следующего дня выстроились перед царем шесть человек: два скрипача, виолончелист, флейтист, трубач и барабанщик.

Ну-ка играйте каждый по очереди, - приказал царь, - хочу послушать на что способны.

Сыграли ему музыканты, и больше всего понравилась царю труба.

Хочу, чтобы труба звучала громче всех, - заявил он.

Но Ваше Величество! - попытались ему возразить.

Слышать ничего не желаю! - отвечал царь, - труба должна играть громче всех.

Что за глупость? - рассуждали между собой музыканты, идя по дороге, - где это видано, чтобы в оркестре один инструмент заглушал другие.

Будем играть как всегда. Может быть, услышав прекрасную музыку, царь изменит свое решение.

Так и поступили. Через неделю призвали их к царю. Расселись музыканты по местам и принялись играть.

Ах, что за музыка зазвучала во дворце! Казалось, даже его мрачные стены улыбнулись. На них, откуда ни возьмись, заплясали волшебные огоньки, воздух наполнился ароматом душистых цветов и легкий ветерок разносил его повсюду. Даже птицы за окном замолчали, восхищенные нежными звуками.

Нет, нет, нет! - закричал царь, и музыка оборвалась на полуслове. Огоньки вдруг исчезли, как и не бывало, только птицы за окном еще молчали, надеясь на чудо.

Нет, нет, нет! - кричал царь и стучал ногами по полу, - почему я не слышу трубу? Почему, я вас спрашиваю?

Но Ваше Величество, - оправдывались музыканты, - еще не время, её партия будет в конце пьесы!

Ничего не хочу слышать! - капризничал царь, - играйте так, чтобы труба была громче всех.

Вздохнули музыканты, но делать нечего. Говорят трубачу:

Играй, как хочет царь.

Взяли они инструменты в руки, но что тут началось! Труба заглушала всё на свете: мычание коров на царском дворе, звон посуды на кухне, смех детей и конечно другие инструменты.

Нет, нет, нет! - кричал царь, но его никто не слышал.

Тогда он замахал руками, чтобы на него обратили внимание. Музыка, если этот рев можно было так назвать, смолкла.

Дружище, а ведь я велю тебя казнить, - сказал царь трубачу.

Но за что же, Ваше Величество? - испугался трубач.

Да ведь ты не умеешь играть, а еще пришел наниматься в царский оркестр.

Осмелюсь сказать, Ваше Величество, - что играл я при дворе короля трипятнадцатого царства, а так же удостоен почетных наград при дворе соседа Вашего, тонкого ценителя музыки.

Ох, врешь, - отвечал царь, - почему же я не слышу тех волшебных звуков, которые, как ты утверждаешь, раздаются в их покоях?

Но Ваше Величество, велите мне играть мою партию - ровно столько нот, сколько положено, а так же настолько громко, как задумано автором и Вы познаете совершенную гармонию.

Глупец, я таки велю тебя казнить. Разве ты не слышал, что я люблю, когда громко играет труба?

Но Ваше Величество, чтобы исполнить это желание, нужно просить автора, чтобы он написал другое произведение или чтобы вместо всего оркестра играла одна труба.

Ты предпочитаешь быть повешенным или утопленным? Предоставляю тебе самому сделать выбор - я сегодня добрый, - сказал царь и смахнул невидимую слезинку с ресниц.

Помилуйте трубача, Ваше Величество, - стали просить его придворные.

Нет, нет, и еще раз нет. Он не дает исполниться моей мечте и будет казнен.

Если уж я и должен умереть, - сказал трубач, - позвольте мне дать Вам последний совет.

Позволяю, - милостиво разрешил царь, - я сегодня добрый.

Я бы посоветовал Вам полюбить не инструмент, а музыку, Ваше Величество. Если Вы отложите казнь, я мог бы дать Вам несколько уроков, чтобы Вы смогли научиться слышать каждый инструмент в отдельности и все вместе.

Царь немножко подумал и согласился. Ведь на самом деле он часто скучал в своих покоях и бездельничал в одиночестве, поэтому рад был заняться хоть чем- нибудь.

Хорошо, я тебя вообще не казню, но при условии, что ты научишь меня играть на трубе. только смотри же, учи хорошенько, не то не сносить тебе головы, - добавил он шепотом.

Вскоре при дворце был создан настоящий оркестр: десятки музыкантов извлекали из своих инструментов волшебные звуки. Их приходили послушать из самых дальних стран.

Но не только своей прекрасной игрой славился этот оркестр.

Его удивительной особенностью было то, что рядом с другими музыкантами сидел сам царь. И скажем честно, он не просто так сидел, он играл, да еще и как!

Когда начинала звучать музыка, казалось, что играют не множество разных инструментов, а один - огромный, невероятный, прекрасный.

Но царь, конечно, больше всего любил соло. Играя, он блаженно жмурился, надувал щеки и краснел от усердия.

Сначала это очень веселило публику. Но когда, увлеченные музыкой, слушатели закрывали глаза, происходило чудо. Земля уходила из-под ног, у людей вырастали крылья и они улетали высоко - высоко в небо.

Оттуда не было видно ни царя, ни оркестра, ни старого дворца, а только синее, синее небо, и солнце, и радуга после дождя.

Сказки про музыкальные инструменты

Вежливость" href="/text/category/vezhlivostmz/" rel="bookmark">вежливый , умный, весёлый. Но был у него один недостаток. Он с трудом просыпался утром. Никак не хотелось ему покидать теплый мир сна.

В детской комнате, где спал Витя, жили музыкальные инструменты: скрипка, валторна и дудочка. Каждое утро музыкальные инструменты с тревогой наблюдали за тем, с каким трудом просыпается Витя.

И однажды они придумали вот что: утром, когда мама придёт будить Витю, сыграть для мальчика красивую мелодию. Нужно заметить, что музыкальные инструменты были умными, и они хорошо знали, что музыка умеет творить чудеса.

Наступило утро. Ласковое солнышко не забыло заглянуть к Вите в комнату. Оно послало мальчику свой маленький золотой лучик. В это время к Вите зашла мама, и сказала, что пора вставать. Лицо Вити сделалось хмурым.

И вдруг мальчик услышал красивые звуки. Это скрипка, валторна и дудочка исполняли для него бодрую утреннюю мелодию.

И случилось чудо. Мальчишка вскочил, приветливо помахал маме рукой. Утро вдруг сделалось добрым. Хорошее утро – начало нового дня, начало новой жизни.

А музыка отправилась творить свои чудеса дальше.

«Знаменитые музыканты»

Автор сказки: Ирис Ревю

В далёкие-предалёкие времена, в старинном городе Сарабанда произошла эта невероятная история

Это случилось в старинном городе под названием Сарабанда, в далёкие-предалёкие времена. Трое музыкантов, что играли для жителей Сарабанды, жили в почёте и уважении. Один из них играл на скрипке, другой – на валторне, третий – на дудочке.

Ни один городской праздник в Сарабанде не обходился без знаменитых музыкантов.

Вот только заработанных денег было порой немного. Иногда их хватало лишь на каравай хлеба, да кувшинчик молока.

Так больше продолжаться не может - возмутилась однажды Скрипка, глядя на очередную скромную трапезу музыкантов.

И она придумала вот что. Под покровом ночи Скрипка проникла во дворец, к королевским музыкальным инструментам. И рассказала им о бедных музыкантах. А те обо всём рассказали королю. Наутро король вызвал к себе музыкантов и попросил их показать своё мастерство.

Музыканты играли вальсы, ригодоны, элегии… Под вечер король не захотел с ними расставаться.

Он назначил музыкантам королевское жалованье, и теперь они исполняли свою музыку не только для простых жителей Сарабанды, но и для короля.

И дело пошло на лад.

Когда умеешь что-то делать хорошо, с душой, то рано или поздно это принесёт свои плоды.

Сказка про царя, музыкальные инструменты и оркестр

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь – добряк, толстяк, но самодур.

Бывало, как захочет чего-нибудь, так полмира обойди, но достань.

А как в чем-нибудь заупрямится, пиши-пропало, не переубедишь.

Но при всем при том, народ его любил, потому, как был он не злой – наказывать умел, но и прощать не забывал.

Так вот. Все в этой стране было, кроме придворного оркестра.

Давно царь поговаривал, мол, было бы хорошо оркестрик завести, хоть самый маленький. Мол, что же это за царь без придворных музыкантов.

– Вон, – жаловался он, – в тридвадцатом царстве по утрам мазурки пляшут, а в тридвадцатьпятом по вечерам балы и танцы. Что я, хуже их что ли царь?

– Подать мне сюда музыкантов и точка!

– Но Ваше Величество, – отвечали придворные, – где же мы найдем столько музыкантов?

– Ищите, где хотите, но, чтобы к завтрашнему дню были! – и царь топнул ногой.

Делать нечего, послали скороходов в соседние царства музыкантов искать. К вечеру следующего дня выстроились перед царем шесть человек: два скрипача, виолончелист , флейтист, трубач и барабанщик.

– Ну-ка играйте каждый по очереди, – приказал царь, – хочу послушать на что способны.

Сыграли ему музыканты, и больше всего понравилась царю труба.

– Хочу, чтобы труба звучала громче всех, – заявил он.

– Но Ваше Величество! – попытались ему возразить.

– Слышать ничего не желаю! – отвечал царь, – труба должна играть громче всех.

– Что за глупость? – рассуждали между собой музыканты, идя по дороге, – где это видано, чтобы в оркестре один инструмент заглушал другие.

– Будем играть, как всегда. Может быть, услышав прекрасную музыку, царь изменит свое решение.

Так и поступили. Через неделю призвали их к царю. Расселись музыканты по местам и принялись играть.

Ах, что за музыка зазвучала во дворце! Казалось, даже его мрачные стены улыбнулись. На них, откуда ни возьмись, заплясали волшебные огоньки, воздух наполнился ароматом душистых цветов и легкий ветерок разносил его повсюду. Даже птицы за окном замолчали, восхищенные нежными звуками.

– Нет, нет, нет! – закричал царь, и музыка оборвалась на полуслове. Огоньки вдруг исчезли, как и не бывало, только птицы за окном еще молчали, надеясь на чудо.

– Нет, нет, нет! – кричал царь и стучал ногами по полу, – почему я не слышу трубу? Почему, я вас спрашиваю?

– Но Ваше Величество, – оправдывались музыканты, – еще не время, её партия будет в конце пьесы!

– Ничего не хочу слышать! – капризничал царь, – играйте так, чтобы труба была громче всех.

Вздохнули музыканты, но делать нечего. Говорят, трубачу:

– Играй, как хочет царь.

Взяли они инструменты в руки, но что тут началось! Труба заглушала всё на свете: мычание коров на царском дворе, звон посуды на кухне, смех детей и конечно другие инструменты.

– Нет, нет, нет! – кричал царь, но его никто не слышал.

Тогда он замахал руками, чтобы на него обратили внимание. Музыка, если этот рев можно было так назвать, смолкла.

– Дружище, а ведь я велю тебя казнить, – сказал царь трубачу.

– Но за что же, Ваше Величество? – испугался трубач.

– Да ведь ты не умеешь играть, а еще пришел наниматься в царский оркестр.

– Осмелюсь сказать, Ваше Величество, – что играл я при дворе короля трипятнадцатого царства, а также удостоен почетных наград при дворе соседа Вашего, тонкого ценителя музыки.

– Ох, врешь, – отвечал царь, – почему же я не слышу тех волшебных звуков, которые, как ты утверждаешь, раздаются в их покоях?

– Но Ваше Величество, велите мне играть мою партию – ровно столько нот, сколько положено, а также настолько громко, как задумано автором, и Вы познаете совершенную гармонию.

– Глупец, я таки велю тебя казнить. Разве ты не слышал, что я люблю, когда громко играет труба?

– Но Ваше Величество, чтобы исполнить это желание, нужно просить автора, чтобы он написал другое произведение или чтобы вместо всего оркестра играла одна труба.

– - Ты предпочитаешь быть повешенным или утопленным? Предоставляю тебе самому сделать выбор – я сегодня добрый, – сказал царь и смахнул невидимую слезинку с ресниц.

– Помилуйте трубача, Ваше Величество, – стали просить его придворные.

– Нет, нет, и еще раз нет. Он не дает исполниться моей мечте и будет казнен.

– Если уж я и должен умереть, – сказал трубач, – позвольте мне дать Вам последний совет.

– Позволяю, – милостиво разрешил царь, – я сегодня добрый.

– Я бы посоветовал Вам полюбить не инструмент, а музыку, Ваше Величество. Если Вы отложите казнь, я мог бы дать Вам несколько уроков, чтобы Вы смогли научиться слышать каждый инструмент в отдельности и все вместе.

Царь немножко подумал и согласился. Ведь на самом деле он часто скучал в своих покоях и бездельничал в одиночестве, поэтому рад был заняться хоть чем-нибудь.

– Хорошо, я тебя вообще не казню, но при условии, что ты научишь меня играть на трубе. Только смотри же, учи хорошенько, не то не сносить тебе головы, – добавил он шепотом.

Вскоре при дворце был создан настоящий оркестр: десятки музыкантов извлекали из своих инструментов волшебные звуки. Их приходили послушать из самых дальних стран.

Но не только своей прекрасной игрой славился этот оркестр.

Его удивительной особенностью было то, что рядом с другими музыкантами сидел сам царь. И скажем честно, он не просто так сидел, он играл, да еще и как!

Когда начинала звучать музыка, казалось, что играют не множество разных инструментов, а один – огромный, невероятный, прекрасный.

Но царь, конечно, больше всего любил соло. Играя, он блаженно жмурился, надувал щеки и краснел от усердия.

Сначала это очень веселило публику. Но когда, увлеченные музыкой, слушатели закрывали глаза, происходило чудо. Земля уходила из-под ног, у людей вырастали крылья, и они улетали высоко – высоко в небо.

Оттуда не было видно ни царя, ни оркестра, ни старого дворца, а только синее, синее небо, и солнце, и радуга после дождя.

(арфой, гуслями, скрипкой, виолончелью). А в последний раз мы говорили о таком необычном музыкальном инструменте, как .

Сегодня у нас в гостях чудесная флейта – довольно редкий музыкальный инструмент.

Для начала давайте немножко окунемся в историю, поговорим о том, откуда произошла флейта. Малышей по традиции ждет волшебная . Ну а напоследок вы сможете насладиться волшебными звуками флейты в исполнении юного музыканта.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий лесов по имени Пан.

Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

Флейта, которую мы слышим в оркестре, в наше время называется поперечной флейтой. Почему у нее такое удивительное название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла.

А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

У флейты есть маленькая сестренка – флейта–пикколо. «Пикколо» в переводе с итальянского значит «маленький». Эта флейта действительно малышка – она вдвое меньше и тоньше своей старшей сестры. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

В оркестре еще есть альтовая флейта. Она длиннее обычной и звучит гораздо ниже. А есть еще и басовая флейта. По размеру она самая большая из флейт.

В симфоническом оркестре флейта занимает далеко не последнее место и многие композиторы посвящают ей даже отдельные произведения.

А теперь наша обещанная сказка. Эта вьетнамская сказка называется «Чудесная флейта».

Жила–была старая женщина. И был у нее один сын. Жили они так бедно, что из всех богатств у них был только клочок сухой земли и собака. Чтобы вырастить сына, мать с утра до ночи работала. Сын вырос красивым, сильным, работящим. И в своей деревне слыл лучшим флейтистом.

Выйдет он в поле с рассветом, поработает как следует, а вечером сядет на траву и начнет играть на флейте. Едва раздавались звуки его инструмента, как все вокруг замирало: ручейки переставали струиться, облака останавливались в своем беге по небу, птицы не пели. А люди расхваливали юного музыканта.

Как–то раз девушки из богатых домов, которые целыми днями играли и развлекались, услышали чудесную игру музыканта. И каждая захотела, чтобы он непременно стал ее мужем. Но музыкант всем отказал. И обиженные дочери богачей стали думать, как бы им погубить строптивого флейтиста.

Однажды, когда он шел домой, девушки подстерегли его и столкнули в глубокую яму. Мать весь вечера ждала сына, обливаясь горькими слезами. И, не дождавшись, послала на его поиски собаку.

А юноша, упав в яму, не убился до смерти, а лишь потерял сознание. Очнувшись, он услышал лай собаки и окликнул ее. Когда собака подбежала, он велел ей принести ему из дому флейту. Собака прибежала к дому и стала со звонким лаем бросаться на крышу, где лежала флейта. Мать поняла, в чем дело, и отдала инструмент верной собаке. Та схватила флейту в зубы, побежала к яме и бросила хозяину.

Как только заиграл музыкант на своей флейте, птицы перестали петь, обезьяны – перекликаться, и все животные собрались к яме послушать чудесную музыку.

Обезьяны залезли на ветку, свисавшую над ямой, и низко пригнули ее. Юноша ухватился за ветку и выбрался наружу. Вернувшись домой, он по–прежнему счастливо зажил с матерью.

Но злые дочери богачей, увидев, что юноша вернулся невредимым, еще сильнее возненавидели его и решили во что бы то ни стало убить. Однажды они подстерегли его во время охоты и столкнули в глубокий овраг.

Очутившись внизу, юноша стал пробираться вдоль по оврагу. Целых три года был он в пути. Пищей ему служили корни растений, жажду он утолял родниковой водой. А старуха–мать за это время выплакала все глаза, горюя по любимому сыну.

Наконец юноша увидел в конце оврага свет и вышел на большую лужайку. Неподалеку было поле с почти созревшим рисом. Он направился к этому полю, но за три года, которые он провел бродя по оврагу и питаясь кореньями и водой, он так оброс и исхудал, что походил больше на обезьяну, нежели на человека.

Это поле сторожили две девушки. Увидев юношу, они решили, что это обезьяна, и хотели уже было звать людей с луками и стрелами, чтобы отогнать его. Но юноша крикнул:

– Не стреляйте! Я – человек. Дайте мне поесть, и я буду служить вам: сторожить поле, чтобы обезьяны не испортили посевы.

Стал с тех пор юноша сторожить посевы риса, а девушки каждый день приносили ему рисовую похлебку. В первый раз пришла старшая сестра и еще издали грубо крикнула:

– Вот твоя похлебка, ступай жрать, грязная обезьяна!

На второй раз пришла младшая сестра и, подойдя совсем близко, сказала:

– Братец, я принесла рис, кушай на , я сама готовила.

Однажды сестры принесли ему рис вместе. Юноша попросил у них уксус и гребень, чтобы расчесать волосы. Девушки принесли все, что он хотел. Но старшая при этом ядовито сказала: «Ишь ты, красивым стать захотел!», а младшая предложила ему зеркало.

Юноша умылся, причесался и превратился в красавца. Старшая сестра первая влюбилась в него и захотела взять себе в мужья. И рассказала о своем желании отцу. Тот же поставил условие:

– Возле нашего дома проходят две дороги: одна хорошая, а другая заросла кустарником. Обе их нужно расчистить. Завтра пусть каждая из вас выберет себе одну и принимается за работу. К кому юноша придет помогать, та и будет ему женой.

Рано утром старшая сестра отправилась туда, где работы было поменьше. Младшей же досталась дорога, густо заросшая кустарником. Юноша вышел им помогать и сразу направился к младшей сестре.

Тогда отец девушек поставил еще одно условие:

– Завтра пусть каждая приготовит юноше еду: чью еду он возьмет, та и выйдет за него замуж.

Старшая выбрала рис получше и заправила его олениной. Младшая же приготовила рис по–обычному: с соусом и мелкой рыбешкой. И на этот раз юноша помогал готовить и ел вместе с младшей сестрой, а не со старшей.

Отец сказал:

– Теперь пусть каждая из вас приготовит для него постель: чью постель он выберет, та и пойдет за него замуж.

Старшая сестра приготовила белоснежное покрывало, цветную циновку, пышное одеяло, матрац и вышитую подушку. Младшая же взяла коричневое покрывало и простое одеяло, а вместо подушки – деревянный валик. Покончив с работой, она отправилась на кухню и стала прясть. Юноша тоже пришел на кухню и долго разговаривал с девушкой, а когда настало время спать, выбрал приготовленную ею простую постель.

На следующий день отец устроил им свадьбу. Снова раздались звуки флейты, славящие чистую и бескорыстную любовь. Юноша с молодой женой вернулся к своей старой матери, и все они стали жить дружно в труде и довольстве.

Вот такая чудесная .

Давайте теперь послушаем, как же звучит этот музыкальный инструмент. Для Вас играет юный музыкант с необычным именем Царь Алексеев.

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Мы внимательно слушаем музыку, восхищаемся виртуозной игрой музыкантов. Всегда интересно почитать, как возникла музыка, как рождались звуки; и какие произведения (сказки, стихи, рассказы) затрагивают тему музыки и музыкантов. Приводим список лишь некоторых произведений, касающихся музыкальной тематики.

Братья Гримм
«Чудаковатый музыкант»
«Бременские музыканты»
«Поющая косточка»

Братья Гримм – знаменитые немецкие лингвисты. Они писали о золотой птице и о мальчике-с-пальчике, о Красной Шапочке и трёх счастливчиках… Ряд произведений двух братьев Гримм, собирателей сказок, — о музыке и музыкантах.

Элинор Фарджон «Шарманка»
Элинор Фарджон (1881-1965) – английская писательница, автор занимательных, поучительных сказочных историй. Элинор Фарджон – первый лауреат важной премии Андерсена, присуждаемой лучшим детским писателям.

Г.Х.Андерсен «Соловей»
Г.Х.Андерсен (1805-1875) Кажется, сама царица сказок впустила писателя в свой мир чародейств и тайн, чудес и фантазий. Г.Х.Андерсен – всемирно любимый и почитаемый автор.

Урал богат не только дивными самоцветами и железной рудой, мощными заводами и красой природы. Главное его ценность – это люди. Среди них — замечательный писатель Евгений Пермяк. О музыке и музыкантах уральский писатель написал следующие произведения:
«На все цвета радуги»

«Тонкая струна»
«Счастливая труба»

Ознакомиться с баснями И.А.Крылова о музыке и музыкантах, можно .

С работами Осипа Мандельштама о музыке можно ознакомиться

А.Кичайкина «Как мы с Лешкой поступали в музыкальную школу»
.

В.Бианки «Музыкант»
Отзыв на это произведение можно прочитать .

«Как меня учили музыке» И.Пивоварова.

Русская народная сказка «Волшебная дудочка».

Мы представляем наш проект, который называется ‘’Волшебные инструменты в сказках народа мира.”, в ходе которого дети познакомятся с народным творчеством- сказками и народными музыкальными инструментами, с их историей возникновения, художественно- выразительными особенностями музыкальных инструментов.. Мы считаем, что народное творчество и народные музыкальные инструменты неразрывно связаны между собой.

Мы нашли сказки, где главные герои – Музыкальные инструменты. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детей школьного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Музыкальные сказки

— развивают музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинять “свою “ сказку, опираясь на смену интонаций,

— развивает представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, о близости средств выражения речи и музыки,

— дают возможность сравнить произведения с одинаковыми названиями, понимать какую сказку рассказывает музыка добрую, сердитую, злую; помогает различить смену настроений, образов в одной сказке,

— развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок,

— дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме и настойчиво ждут продолжения.

Отправившись в музыкальное путешествие, дети услышали много удивительных историй, легенд о музыкальных инструментах. С древних времен звуки природы интересовали человека. Его стремление познать тайну звука привело к созданию музыкальных инструментов и самой музыки.Так же ребята узнали. что издревле музыкальные инструменты наделялись волшебными свойствами, а их звучание – магической силой, что люди относились к ним, как к живым существам, — любили, украшали, почитали и берегли. Во многих сказках народов мира положительные сказочные персонажи борются со злом с помощью волшебных музыкальных инструментов: дудочек, флейт, гуслей-самогудов.

Через сказки народов мира мы познакомились с большим количеством народных инструментов и русских, и грузинских, и белорусских, чешских, прибалтийских, африканских и т. Д. Настоящие чудеса творит МУЗЫКА в сказках. Ребята запомнили как грузинский музыкант, играющий на чонгури, усмирил огромного дракона, Садко играя на гуслях смог выбраться из плена царя Морского, чешский музыкант Гонза играя на скрипке-дынды добился справедливости, а японский музыкант Санта, играя на тростниковой флейте рютеки вызволил из плена свою любимую. Много замечательных историй про музыкантов и музыкальные инструменты узнали ребята.
А, кроме того, ведь многие народные инструменты являются прародителями современных классических инструментов.

Результат нашего проекта:

Данный проект может быть использован на уроках музыки, искусства, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.

Первая наша сказка

« Чонгурист»

Жил на свете царь. Была у него дочь прекраснее солнца. Многие мечтали о красивой царевне. Много славных и знатных юношей просили её руки, но царь всем отказывал.

- Принеси сначала яблоко бессмертия, - говорил царь каждому, - и докажи, что достоин царевны.

Много отважных героев отправлялись искать волшебное дерево, а назад не вернулся ни один. Поблизости от дворца жил бедный юноша. Счтал о ней и однажды решил попытать счастья. Пришёл к царю и попросил отдать ему царевну в жёны.

Не прогнал царь бедного чонгуриста, сказал ему, как всем говорил:

- Добудешь мне яблоко бессмертия - получишь царевну в жёны.

Взял чонгурист свой чонгури и пустился в дорогу искать яблоко бессмертия.

Много ли шёл, мало ли шёл, девять гор перешёл и видит: раскинулся на склонах холма сад. Ограда вокруг сада каменная, высокая-превысокая, даже птица не перелетит! Чонгурист обошёл сад - с утра до вечера шёл! - нет в сад входа. Обошёл он второй раз, обошёл в третий. Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста.

И вдруг раздвинулась каменная ограда, и открылась перед чонгуристом дорога в сад.

Это был тот самый сад, где росла яблоня с плодами бессмертия. Страшный гвелвешапи сторожил волшебную яблоню. Почует чудище человека, впустит в сад и отправит несчастного в свою огненную утробу.

И сейчас почуял гвелвешапи человека и раздвинул каменную ограду. Идёт чонгурист по саду, поёт свою грустную песню. Раскрыл гвелвешапи огромную пасть, понёсся на человека с хриплым рёвом… и замер. Поразили его никогда не слыханные звуки чонгури. Утишила нежная песня ярость злобного чудища.

А чонгурист идёт и идёт, и звучат сладостные звуки его песни.

Из глаз гвелвешапи потекли слёзы, неведомая печаль охватила его.

И вдруг порвались струны чонгури. шелковицы , ореха . Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны. Струны шёлковые (или из капрона). На чонгури играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные чонгури используются в оркестре грузинских народных инструментов.

Существуют два типа чонгури - ладовый и безладовый. Играют на чонгури пальцами, вертикально поставив инструмент на левое колено.



Просмотров