Бронированный корабль церберус. Корабли под южным крестом Атака эсминцами ВМФ Великобритании

Операция «Цербер» (в литературе встречается Операция «Церберус» от англ. Operation Cerberus, нем. Zerberus позже Cerberus) - немецкое название операции по передислокации трех крупных надводных кораблей Кригсмарине из Бреста в Германию. В англоязычной литературе известна как «Рывок через Ла-Манш»

22:45 11 февраля соединение покинуло Брест.
2-я флотилия вышла из Гавра, 3-я из Дюнкерка обе присоединились к эскадре около 10 часов утра когда та миновала меридиан устья Сены. У мыса Гри-Не в эскортирование включилась 5-я флотилия (пять кораблей типа 23/24)

8:50 над соединением появилась первая группа истребителей прикрытия - ими были Bf.110
Кроме того два самолета, оборудованных передатчиками РЛ помех, начали излучение с целью помешать обнаружению большой группы самолетов, сопровождающей корабли. Когда корабли достигли зоны работы британских береговых РЛС были задействованы и немецкие береговые станции помех. Их действие было настолько эффективно, что часть британских РЛС пришлось выключить, а функционирующие станции начали изменять рабочие частоты, чтобы уйти от помех. Британцы ещё долго считали, что имеют дело с каким-то неизвестным атмосферным явлением. Около 10 часов утра, одна из британских РЛС перешла на такую высокую частоту, что немцы не смогли создать ей помеху. С неё и поступило сообщение о немецких самолетах летающих над проливом на малой высоте. В районе 11 часов Bf.110 были сменены на Bf.109 из JG-2. Когда корабли миновали устье Соммы, над ними пролетала пара «Спитфайров» (британские истребители возвращались из рейда в воздушное пространство Северной Франции. Обнаружив крупные корабли немцев летчики (груп-кептен Виктор Бимиш и винг-коммандер Кинли Финли Бойд (14 побед у каждого)) тем не менее решили сохранять радиомолчание и в штабе британских ВМС о немецких кораблях узнали только через 30 минут после посадки.

12.20 атака 5 торпедных катеров. (?)
12:30 корабли втянулись в самую узкую часть Ла-Манша, и вошли в зону ответственности JG-26. Группу из самолетов 8-й и 9-й эскадрилий вел командир III./JG-26 майор Герхард Шёпфель.
12:45 Цилиакс находился в 10 милях от Кале, когда его соединение было атаковано 6-ю самолетами-торпедоносцами 825-й эскадрильи авиации флота (англ. Fleet Air Arm, FAA) в сопровождении 10 истребителей. Германские истребители находились выше и сразу спикировали, чтобы перехватить «Суордфиши». Тем не менее Пилотам 10 «Спитфайров» удалось сбить 3 машины из 9-й эскадрильи. Более 80 зенитных орудий на германских кораблях развернулись на левый борт чтобы встретить эту самоубийственную атаку. Все 6 самолетов 825-й эскадрильи под командованием лейтенант-коммандера Юджина Эсмонда были сбиты.
13:30 мыс Гри-Не (фр. Gris-Nèz).
13.45 (?) Слева по борту в «Шарнхорста» взлетели фонтаны воды. Это с большим опозданием открыли огонь береговые батареи. Их снаряды безвредно падали в воду далеко от германских кораблей (33 выстрела 234-мм орудиями). Головной эсминец сразу начал ставить дымовую завесу. Через несколько минут артиллеристы батарей Дувра (Dover) прекратили огонь, так как в дыму и тумане потеряли цель.
14:31 в 30 м по левому борту «Шарнхорста» прогремел взрыв. Сработал магнитная мина, (погода была плохая с кораблей не различали вешки, выставленные ранее прошедшим тральщиком). На корабле из-за повреждения предохранителей вышли из строя электрические системы, оставив все помещения без освещения на 20 минут. Оставшиеся без питания аварийные выключатели на котлах и турбинах не позволили сразу остановить турбины.
Отто Цилиакс перенес флаг на эсминец «Z-29». С поврежденным кораблем осталось 4 миноносца. «Гнейзенау» и «Принц Ойген» пошли дальше.

Спустя 18 минут после взрыва (на «Шарнхорсте») запустили первую турбину, через 6 минут - вторую и в 15.01 -третью, что позволило дать ход в 27 узлов. Вскоре после этого двухмоторный бомбардировщик сбросил несколько бомб в 90 м от левого борта, которые не причинили повреждений. Чуть позже «Шарнхорст» в течение 10 минут атаковали 12 «Бофортов», но их отогнали зенитный огонь и истребители люфтваффе. Затем удалось уклониться от торпеды, сброшенной самолетом с кормового угла.
14:40 группу эскорта атаковала эскадрилья «Харрикейнов» с пушечным вооружением. Повреждения получили эсминец «Ягуар» и миноносец «Т-13», британцы потеряли 4 самолета.

Атака эсминцами ВМФ Великобритании
План перехвата был составлен вице-адмиралом Рамсеем при участии кэптена Пайзи (Пизи). В плане исходили из того что прорыв немецких кораблей будет осуществляться ночью. Флотилии были в полной боевой готовности у Гарвича англ. Harwich. Командир 21-й флотилии эсминцев (кавалер ордена «За заслуги») кэптен К. Т. М. Пайзи (Пизи) на лидере «Кэмпбелл», база Гарвич. Состав один эсминец «Вивейшэс» (Vivacious) и приданная 16-я флотилия (под командованием кэптена Дж. П. Уайта) в составе лидера «Маккей», эсминцев «Уитшед», «Вустер» и «Уолпол»

11:45 был получен сигнал из Дувра о прохождении немецкими кораблями Булони. Немедленно корабли двинулись в составе двух дивизионов (1-й: «Кэмпбелл», «Вивейшэс», «Вустер»; 2-й: «Маккей», «Уитшед», «Уолпол») на перехват.
13:00 «Уолпол» из-за аварии с машиной (проблемы с подшипниками гребного вала) повернул обратно. Вскоре после этого два звена германских бомбардировщиков атаковали «Маккей» (безрезультатно), а еще через несколько минут соединение было атаковано британским (своим же) бомбардировщиком «Хэмпден».
15:17 крупные немецкие корабли были обнаружены радаром «Кэмпбелла».
15.40 установлен визуальный контакт. Скорее случайно, чем организовано атака соединения совпала по времени с атакой британскими торпедоносцами «Бофорт», что позволило эсминцам 1-го дивизиона сблизиться с целью на дистанцию 16 кабельтовых. Эсминец «Вустер» принял всю тяжесть бортовых залпов с «Гнейзенау» и «Принца Ойгена». Его командир лейтенант-коммандер Коутс приказал экипажу приготовится оставить корабль. Не имея возможности двигаться и сражаться (17 убитых 45 раненых из 130 человек экипажа), «Вустер» находился в гибельном положении в тот момент, когда немцы прошли мимо, не обращая внимания на горящий, тонущий корабль (немцы считали что он обречен).
4 британских эсминца вернувшись на поле боя взяли в охранение поврежденный «Вустер» и сопроводили его назад в Гарвич, подвергаясь неоднократным атакам своих и немецких бомбардировщиков.

«Z-29» тоже вел огонь по британским эсминцам в последние минуты боя. Один из его собственных снарядов разорвался, не успев вылететь из ствола. Из-за повреждений эсминец на 20 минут потерял ход. Цилиаксу пришлось переходить на «Герман Шеманн»; пока с помощью шлюпок пересаживали командующего «Шарнхорст» нагнал эсминец.

18.00 «Шарнхорст» подошел к побережью Голландии. В 19.16 за его кормой упало несколько бомб, сброшенных с большой высоты.
Истребители Люфтваффе и зенитная артиллерия кораблей сбили 12 бомбардировщиков «Хемпден» и «Блейнхейм», 6 торпедоносцев «Свордфиш», 6 «Харрикейнов», 8 «Спитфайров», а также 4 двухмоторных истребителя «Уирлвинд» («Whirlwind»). 14 английских летчиков погибли, а трое попали в плен (в т.ч. литовец). Еще два «Спитфайра» столкнулись в облаках, и один пилот погиб. Люфтваффе потеряли 7 истребителей, погибли 4 пилота.

19.55 на мине подорвался «Гнейзенау» (около острова Терсхеллинг, Голландия).
20.30 эскадра прошла мимо острова Тексел.
21.34 с правого борта «Шарнхорста» на глубине 24 м взорвалась еще одна магнитная мина. На две минуты вышли из строя гирокомпасы и освещение. Снова пришлось остановить все турбины: левую и среднюю заклинило, а правая оставалась исправной.
3.50 13 февраля вместе с двумя эсминцами «Гнейзенау» стал на якорь в Гельголандской бухте (Helgoland bight).
8.00 «Шарнхорст» встретил несколько задержавший его продвижение лед в устье реки Яде. Вице-адмирал Цилиакс снова перенес на него флаг; днем корабль пришел в Вильгельмсхафен.
Всего в атаках на соединение участвовало 242 британских самолета, из которых на цель смогли выйти всего 39. За ночь (12-13 февраля) британские лётчики совершили более 740 самолето-вылетов. Без результатов. («Но из стартовавших 242 самолетов 188 вообще не обнаружили Цилиакса. 15 бомбардировщиков были сбиты. И только 39 самолетов атаковали германские корабли, но не добились ни единого попадания. А вдобавок часть бомб была сброшена на возвращающиеся британские эсминцы.»)

Синие: Bf 109F-4, Bf 110G, FW190A-4 (замена FW190A-3)

Я за такую карту но прошу учесть.

1. Вес FW190A-3 - 3977кг а FW190A-4 - 3989кг

2. Мощность двигла FW190A-3 - 1770 л.с. у FW190A-4 - 1580 л.с. !!!

К вопросу о замене FW190A-3 если смотреть исторически более подходит FW190A-5. Но я лично согласен и на FW190A-4 лишбы красные не возмущались. .

Кому интирестно" Приведу следующий эпизод. После того, как в ходе боя со "Спитфайрами" над юго-западной Англией лейтенант люфтваффе Арним Фабер потерял ориентировку и ошибочно приземлился на аэродроме Пембри в Южном Уэльсе, в руки англичан попал совершенно исправный FW190A-3. Самолет немедленно переправили в Дансфорт, где находился центр боевого применения Истребительного командования королевских ВВС. Здесь в ходе испытаний "Фокке-Вульф" сравнили со "Спитфайром"Mk.Vb, "Спитфайром"Mk.IX, "Тайфуном"Mk.1, "Мустангом"Mk.1A и "Лайтнингом" Р-38F. Последний до 6700 м уступал немецкому истребителю в скорости, выше - превосходство в этом переходило к американской машине, что обуславливалось наличием турбокомпрессоров. Однако разгонные характеристики, показатели скороподъемности и скорости пикирования у FW190A-3 были гораздо лучше. Правда, при небольших скоростях полета P-38F имел меньшее время и радиус установившегося виража, но это мало сказывалось в реальном воздушном бою, где определяющим параметром в схватках на горизонталях являлась угловая скорость крена, по которой FW190 превосходил не только все американские и английские истребители, но и советские (за исключением И-16). Поскольку по максимальной скорости другой немецкий истребитель Bf109G-2 практически во всем диапазоне высот превосходил FW190A-3, то неблагоприятное соотношение ТТХ для "Лайтнинга" в этом случае выглядело еще более отчетливо. Добавьте заметное превосходство "мессеров" и "фоккеров" в огневой мощи, и станет ясно, почему на Европейском ТВД пилоты американских Р-38 не достигли сколько-нибудь значительных успехов в боях с люфтваффе.

Теперь об "Аэрокобре". Говорить о превосходстве даже наиболее совершенной модификации этого американского истребителя Р-39Q над Bf109G или FW190A (или хотя бы примерном равенстве с ними) очень трудно, если вообще возможно. Впрочем, судите сами. При взлетном весе 3656 кг самолет обладал двигателем "Алисон" V-1710-85, максимальная мощность которого равнялась 1200 л.с. Простой расчет показывает, что на одну "американскую" лошадиную силу приходятся 3,05 кг массы конструкции истребителя. FW190A-3 весил 3977 кг, но его двигатель BMW801D развивал мощность 1770 л.с., что дало немецкой машине нагрузку на мощность 2,25 кг на 1 л.с. У Bf109G-2 это соотношение было еще более благоприятным: его взлетный вес составлял всего 3100 кг, а двигатель DB605A развивал 1475 л.с., что позволило получить энерговооруженность на уровне 2,11 кг/л.с. Безусловно, при увеличении высоты полета эти показатели ухудшались, но они были все равно лучше, чем у всех без исключения модификаций Р-39. К тому же этот американский истребитель имел неважные штопорные характеристики. Что же касается его достоинств, то в боевой обстановке их было в сущности четыре: великолепный обзор, достаточно мощное вооружение, хорошая радиостанция и высокий уровень защиты пилота, обусловленный задним расположением двигателя.

По своим же пилотажным характеристикам Р-39 ничего выдающегося не представлял, а успехи достигнутые советскими асами на этих истребителях объясняются исключительно грамотной тактикой их применения. Нельзя забывать, что американские машины поступали на вооружение авиаполков, уже получивших значительный боевой опыт. Тиражируемая в различных изданиях мысль о том, что Р-39 в максимальной степени смог продемонстрировать свои качества на советско-германском фронте по той причине, что воздушные бои на нем велись на высотах до 5000 м, не выдерживает никакой критики. И в Европе, и над островами Тихого океана летчики сражались во всем диапазоне высот от нескольких метров до практического потолка "летающих крепостей". Причем никто на Западе не заставлял пилотов "Аэрокобр" прикрывать В-17 и В-24 в их стратегических рейдах. Эту задачу сначала возложили на Р-38, затем на Р-47, и в конце концов лучшими для сопровождения бомбардировщиков признали истребители Р-51 "Мустанг". "Аэрокобры" же над Ла-Маншем, Тунисом, Гвадалканалом и Новой Гвинеей действовали так же, как и на советско-германском фронте. Однако невысокий уровень подготовки американских летчиков, пилотировавших Р-39, не позволил им добиться успехов сопоставимых с достижениями их советских коллег"

И теперь от себя Лично мое мнение, что в нашей игре не смоделирована перегрузка и плавность полетов. Ни в одной кинохронике самолеты не двигаются в маневрах с такой коростью как это происходит в игре ил2. По ганкамам видно, что даже энергично маневрирующий самолет идет под атакой секунд 6-10 прежде чем либо выходит из зоны абстрела или его сбивают. У нас же при особо активных моментах все происходит за 1-2 секунды. Заходишь помидору на 6 и он обосравшись дает палку к яйцам и вправо, аж срыв потока на крыльях. Раз и он уже ушел из зоны огня. В реале от нескольких таких виражей у него бы говно из ушей поперло.

Австралия XIX века представляла собой содружество британских колоний, которые стремительно развивались и богатели. К середине столетия на месте бывших каторжных поселений выросли крупные города, появилась промышленность, была создана финансовая система. И когда возникла необходимость защиты с моря, правительства Виктории, Квинсленда и других колоний стали заказывать в метрополии современные боевые корабли. Эта статья расскажет о том, как австралийские колонисты строили свои собственные военно-морские силы, позднее ставшие Королевским Австралийским ВМФ.

В середине XIX века австралийские колонии Великобритании находились в состоянии устойчивого экономического роста. «Золотая лихорадка», большое количество свободной земли – всё это создало предпосылки для быстрого накопления капиталов. Количество иммигрантов увеличивалось с каждым годом, росли крупные города, а потому остро встал вопрос безопасности колоний, особенно актуальный в свете того, что в 1853–1856 годах Великобритания вела войну с Россией. Ещё одним вероятным противником, обладавшим серьёзными силами, считалась Франция.

Вопреки широко распространённому мнению, британской колонии «Австралия» никогда не существовало. В XIX веке на континенте находился целый конгломерат колоний, которые объединились в Австралийский Союз лишь в 1901 году – Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Тасмания, Южная Австралия, Западная Австралия. Поскольку большая часть населения этих территорий имела британское происхождение, колонии пользовались широкими правами самоуправления – в том числе, и в столь важном вопросе, как оборонная политика. Это позволяло им содержать собственные вооружённые силы, построенные на добровольческой «милиционной» основе. Примечательно, что колонисты имели право и материальные возможности содержать не только сухопутные, но и морские силы, необходимые для обороны подступов к крупным городам.

Конечно же, на континенте присутствовали вооружённые силы метрополии, в том числе и флотские – так называемая Австралийская станция, сформированная в 1859 году. Вместе с тем отдельные колонии время от времени заказывали у Великобритании боевые корабли для собственных нужд. Некоторые из них имели серьёзную боевую ценность и неплохо смотрелись бы даже в составе флотов независимых государств. Наиболее примечательным стал флот колонии Виктория, разбогатевшей на «золотой лихорадке» 1850–1860 годов. К концу XIX века Викторианские морские силы (Victorian Naval Forces) обладали отнюдь не символическим корабельным составом, собственной бригадой морской пехоты и береговой артиллерией.

Шлюп «Victoria» – первый австралийский боевой корабль, построенный по заказу колонии Виктория в 1855 году
Источник: awm.gov.au

Мы не будем рассматривать системы береговой обороны Мельбурна, Сиднея и других крупных австралийских городов – эта тема требует отдельного повествования. За пределами внимания останутся и корабли британского Королевского ВМФ, служившие в составе Австралийской станции. В этой статье мы рассмотрим лишь корабли, которыми обладали морские силы колоний.

Военно-морские силы колонии Виктория

Первенцем Викторианского флота стал построенный в Великобритании шлюп, носивший простое название «Victoria» и введённый в строй в 1856 году. Примечательно, что он стал первым боевым кораблём, строившимся в Британии для колоний. Шлюп имел водоизмещение в 580 т, его паровая машина была дополнена парусной оснасткой, а вооружение состояло из нескольких 32-фунтовых пушек. «Victoria» стала первым австралийским кораблём, принявшим участие в боевых действиях – в 1860–1861 годах шлюп ходил к берегам Новой Зеландии для борьбы с мятежными маори. Ещё одним ярким событием в «карьере» этого корабля стало участие в поисках пропавшей экспедиции Бёрка и Уиллса в 1861–1862 годах (отряд под их руководством пытался пересечь Австралию с юга на север, но погиб в пути). Служба шлюпа закончилась в 1880 году, когда он был превращён в гражданское судно.


Деревянный линейный корабль «Nelson» в роли учебного судна. На переднем плане – миноноска «Childers»
Источник: navy.gov.au

Следующее пополнение Викторианского флота оказалось весьма неожиданным. Великобритания передала колонии деревянный линейный корабль «Nelson», спущенный на воду ещё в 1814 году, и затем сорок лет простоявший в резерве (водоизмещение – 2617 т, оснащён паровой машиной, вооружён пятью десятками пушек различных калибров). Трудно отделаться от чувства, что англичане «сплавили» в далёкую колонию не очень нужную и безнадёжно устаревшую боевую единицу. Ветеран прибыл в Австралию в 1867 году и до 1879 года использовался в береговой обороне Мельбурна, после чего его переоборудовали в учебное судно. Старинный корабль дожил до XX века, превратившись в угольщик, и был постепенно разобран (частично – разрушен природой) только в 1920-е годы.

Зато чуть позже Викторианские морские силы пополнились новейшей боевой единицей, способной украсить любой флот своего времени. В 1867–1870 годах англичане построили монитор «Cerberus», а в апреле 1871 года он прибыл в Мельбурн. Корабль имел водоизмещение в 3340 т, развивал скорость в 9 узлов, а его главный калибр составляли четыре 10-дюймовых (254-мм) орудия, располагавшиеся в двух башнях. Корпус защищала броня толщиной до 280 мм на поясе и до 250 мм – на башнях. В целом, на момент ввода в строй «Cerberus» являлся самым мощным кораблём в Австралии и сопредельных водах, заслуженно став гордостью жителей колонии Виктория. Один из очевидцев так описывал появление монитора в Мельбурне:

«Огромное количество лодок, заполненных пассажирами, надеявшимися подняться на борт, отчалили от берега. Капитан Пантер [первый командир корабля – прим. автора] решил не разочаровывать любопытную публику, хотя корабль не был готов к осмотру. Он дал необходимые приказы и отправился засвидетельствовать почтение губернатору. Всю вторую половину дня валили толпы посетителей и, должно быть, несколько тысяч гостей поднялись на борт, чтобы познакомиться с конструкцией корабля и работой башен»


Монитор «Cerberus» приближается к Мельбурну, 9 апреля 1871 года (гравюра по рисунку современника)
Источник: slv.vic.gov.au

Впрочем, внешний вид новинки знатоки оценивали достаточно скептично:

«Когда он [монитор] появился, он вызвал величайший интерес. Как и можно было ожидать, его нельзя было назвать красивым кораблем ни в каком смысле. Он казался большой, как и должно быть, длинной прямоугольной коробкой, обрубленной с обоих боков и увенчанной куцыми мачтами, башнями и трубой»


Монитор «Cerberus», затопленный у Мельбурна – современное состояние. Видна верхняя часть надстройки, барбеты башен, труба. Фото автора

Тихоходный «Cerberus» не без труда дошёл из Великобритании в Австралию, после чего полвека не покидал залив Порт-Филипп, обеспечивая береговую оборону столицы колонии (позднее – штата) Виктория. Единственными потерями экипажа за эти десятилетия стали шесть человек, погибшие при подрыве шлюпки на собственной мине во время учений 1881 года. В 1911 году старый монитор вошёл в состав только что образованного Королевского Австралийского ВМФ, став скромной плавбазой. В 1926 году, после пятнадцатилетней службы в новом качестве, списанный «Cerberus» был затоплен у Мельбурна и превращён в волнолом (лежащий на мелководье корпус сохранился до наших дней). У общественного фонда, который занимается сохранением старого корабля, есть планы его полной реконструкции и превращения в музей, однако на это никак не удаётся собрать средства.


Приближаться к корпусу старого монитора запрещено под угрозой крупного штрафа, потому его осмотр вблизи невозможен для посторонних. Возможно, когда-нибудь «Cerberus» всё-таки станет музейным кораблём
Источник: cerberus.com.au

Заметное усиление Викторианского флота, сделавшее его боеспособным соединением (пусть и малочисленным), произошло в середине 1880-х годов. Ценным приобретением стали канонерские лодки «Victoria» и «Albert», прибывшие в Австралию в 1884 году. Канонерка «Albert» имела водоизмещение в 350 т, развивала скорость в 10 узлов и была вооружена одной 203-мм и одной 152-мм пушками. «Victoria» была больше (500 т), быстроходнее (12 узлов) и обладала более мощным главным калибром – 254 мм. Впрочем, уже в 1895 году, во время экономического кризиса, обе канонерки продали частным владельцам, после чего они тридцать лет служили гражданскими судами.

В 1884–1886 годах в распоряжение колонии поступили миноноски английской постройки – «Childers» (водоизмещение – 62 т, скорость – 18 узлов), «Lonsdale», «Nepean» и «Gordon» (водоизмещение – по 12 т, скорость – 17 узлов). В 1891 году отряд лёгких сил пополнился миноноской «Countess of Hopetown» (водоизмещение – 75 т, скорость – 24 узла). Эти предки торпедных катеров были вооружены самодвижущимися минами Уайтхэда (по 2–3 торпедных трубы на корабле). Они оказались весьма удачными по конструкции и служили вплоть до появления в составе австралийского флота современных миноносцев. Достаточно сказать, что «Countess of Hopetown» вывели из состава морских сил только в 1924 году.


Миноноски Викторианского флота «Childers» и «Countess of Hopetown» в базе Вильямстаун
Источник: navy.gov.au

Появление в составе флота новых кораблей было встречено мельбурнцами с большим энтузиазмом. Например, крестной матерью миноноски «Countess of Hopetown» стала леди, в честь которой он был назван – супруга тогдашнего губернатора Виктории графиня Алиса Эвели-де-Мулен. Вот как одна из газет того времени писала о любопытной церемонии крещения корабля:

«Крещение корабля путем разбития бутылки шампанского о борт было выполнено способом, вызвавшим самый горячий интерес зрителей. Бутылку закрепили у передней торпедной трубы, соединенной с гальванической батареей на берегу. Вместо того чтобы разбить бутылку самой, леди Хоуптаун всего лишь запустила батарею, вследствие чего бутылка была незамедлительно разбита торпедой на атомы, оросив своим содержимым нос корабля. Зрители радостно кричали, оркестр начал играть «Правь, Британия»

На пике своего развития, в первой половине 1890-х годов, Викторианский флот насчитывал в своём составе 1 монитор, 2 канонерских лодки, 5 миноносок и 9 вооружённых судов. Как уже упоминалось выше, это делало его сильнейшим среди колониальных флотов Австралии.

Военно-морские силы других колоний

Среди других колониальных флотов Австралии стоит отметить морские силы Квинсленда. Они возникли в 1883 году и сразу же вооружились парой однотипных канонерских лодок «Gayundah» и «Paluma» (водоизмещение – по 360 т, скорость хода – 10 узлов, вооружение – по одной 203-мм и одной 152-мм пушке). Обе канонерки находились в составе флота три десятка лет, после чего в качестве гражданских судов дожили до 1950-х годов. «Gayundah» была затоплена как волнолом у города Брисбен, и её корпус частично сохранился (хотя и в очень плохом состоянии). Также Квинсленд обзавёлся миноносками «Mosquito» и «Midge» (водоизмещение – по 12 т, скорость – 17 узлов, вооружение – по два торпедных аппарата). Всего к 1890-м годам морские силы колонии имели следующий состав: 2 канонерских лодки, 2 миноноски, 7 вооружённых судов.

В течение 1867-1868 гг., при рассмотрении вопроса об обороне колоний, Британской империи, Виктория (одна из территорий Австралийской федерации) выразила желание построить монитор для обороны Мельбурна.

После долгих обсуждений Адмиралтейство согласилось с кораблем мониторного типа, сконструированный специально для условий Мельбурна, что определило требования к его артиллерии и бронированию. В соответствии с этими требованиями и были построены два монитора типа "Церберус", примечательные тем, что они стали первыми кораблями из серии «брустверных» мониторов, воплощавших идеи, которые легли в основу низкобортных башенных кораблей.

В каждой составляющей, мониторы типа "Церберус" означали полный разрыв с установленными до этого традициями, выделялись своим внешним видом изо всех уже плавающих кораблей. Высота надводного борта составляла всего 1,07 м, а центральный бруствер длинной 34 м возвышался над палубой на 2,14 м и не доходил до бортов на ширину прохода. Основное нововведение: концевое, приподнятое расположение 2-х орудийных башен. Между башнями, высоко над ними подымаясь, располагалась навесная палуба с ходовой рубкой и шлюпками. Подобными приемами удалось сохранить низкий надводный борт монитора, но подняв его башни, что позволило им вести огонь на волне, и обеспечив просторную навесную палубу.

Ни один из броненосных кораблей Королевского флота при вступлении в строй не получал столь ограниченного признания, как первые брустверные мониторы Рида. Построенные для колониальных флотов, они оставались несколько защищенными этим обстоятельством от неистового потока критики, а их жизни было суждено скромно завершиться в тихом забвении далёких гаваней. Однако в качестве образцов продукции военного кораблестроения они заслуживают самой полной известности, оставаясь первыми примерами принципиально нового типа боевого корабля, ставшего зародышем будущего развития.

У мониторов "Церберус" были два винта и балансирный руль, которые обеспечивали им хорошую маневренность и вполне заменили прежний парусный движитель, поскольку по самому образу их предназначения им не требовалось совершать длительные морские переходы.

Церберус1870/1936

При вступлении в строй "Церберус" имел навесную палубу, простиравшуюся за башни (для размещения дополнительных шлюпок), в оконечностях бруствера было установлено по лёгкой мачте шестового типа. Однако при подготовке корабля к долгому переходу в Мельбурн приходилось ожидать любых случайностей, поэтому корабль оборудовали временными бортами от скруглений бруствера до обоих штевней, оставив в центре низкий борт. Эта временная надстройка оказалась столь высокой, что крыши башен лишь немного возвышались над ней, а поскольку корабль для перехода получил также временную трехмачтовую оснастку, он смотрелся как уменьшенная версия "Монарха".

При принятии на борт полного запаса угля в 210 т осадка "Церберуса" доходила до 4,57 м, что соответствовало метацентрической высоте в 1,07 м. Угол максимальной остойчивости при этом составлял 25°, а при крене 39° корабль переворачивался. Во время перехода в Австралию, который монитор прошёл в основном под парусами в плохую погоду, он кренился лишь до 15°.

"Церберус" стал первым пароходом, прошедшим через недавно открытый Суэцкий Канал, да и боевым кораблем в частности! Большую часть пути броненосец шел под паром, заходя в порты Британской империи для пополнения запасов угля, так что установленные паруса оказались бесполезными, лишь во время шторма в Бискайском заливе паруса помогли держать корабль по ветру.

По прибытии к месту назначения с него сняли временные надстройки в оконечностях, а также часть навесной палубы, выступающую за башни, что же касается рангоута, то ограничились единственной мачтой шестового типа сразу за дымовой трубой.

"Церберус" не суждено было покинуть Порт Филлип, его можно назвать кораблем с самой бездейственной боевой службой – не было сделано ни одного залпа по противнику. Хотя…

Однажды ночью 1878 года одно торговое маленькое судно попыталось прокрасться в залив не заплатив таможенный сбор. В это время "Церберус" стоял на якоре в заливе Хобсон направив орудия в сторону моря. Никто и не заметил, как течение развернуло корабль так, что пушки смотрели уже в сторону берега, а увидев неопознанное судно канониры сделали залп! И попали! Взорвали крышу аптеки в Сейнт-Килде! Осознав свою ошибку, они повернули орудия и сделали еще один выстрел - на этот раз повредив Маяк Геллибранда. Огонь немедленно прекратили и неопознанное торговое судно обнаружили только утром.

Более серьезное происшествие произошло позднее, в 1881 году, когда на учениях с участием других кораблей флотилии были убиты офицер и еще 3 чина при внезапном подрыве мины. Тогда же "Церберус" был обновлен – с помощью электрооборудования корабль демонстрировал наблюдателям на берегу увлекательное шоу своими прожекторами.

"Церберус" успел послужить в трех флотах одной страны: сначала в Викторианской Колониальной Флотилии с 1871 по 1901, затем с 1901 по 1913 - Военно-морских силах Содружества и в конечном итоге с 1913 по 1924 – в Королевском Австралийском флоте.

В 1926 году броненосец выкупила одна из компаний Мельбурна, утилизирующая старые корабли, и сняв двигатели и котлы, оставив 1800 тонный барбет, 400 тонные орудийные башни и орудия, затопила "Церберус" как волнолом в 150 метрах от берега.

В декабре 1993 года во время шторма 2000 тонный корпус "Церберус" переломился и сейчас вокруг него создана 25-метровая зона отчуждения, т. к. остов стал представлять опасность. Есть проекты по восстановлению броненосца, по демонтажу его орудийных башен и установке их на берегу, но пока все проекты только на бумаге…

Но значимость "Церберус" трудно переоценить. Это единственный броненосец первого поколения (барбетный), сохранившийся в мире! Более того, не только корпус, но и его орудийные башни! "Церберус" - единственный сохранившийся броненосец с центральной надстройкой. Конструкция броненосца стала первой в мире с передней и задней орудийной башней. Это единственный «оставшийся в живых» броненосец Королевского австралийского флота. К тому же он быль флагманом и самым мощным из них, он объединил самые последние достижения в кораблестроении, металлургии, машиностроении и вооружении. И это был первый боевой корабль построенный для Австралии.

Магдала1870/1903

Корабль перешёл в Бомбей в течение зимы без сопровождения - представители контрагента и офицеры считали его достаточно мореходным для подобного риска, а страховая компания всецело разделяла это мнение. Монитор оснастили таким же временным рангоутом, как и "Церберус", но не стали оборудовать его дополнительными надстройками в оконечностях, и корабль отправился в путь под парусами с неохотного разрешения Адмиралтейства, особо оговорившего все необходимые условия перехода, которые должна была неукоснительно соблюдать штурманская часть - параметры крена и пр. По счастью, сила ветра не превышала 5 баллов, а высота волн 2 м, так что вода лишь немного заливала палубу. Корабль проявил под парусами большую жесткость, и при постановке всех парусов (за исключением брамселей) не кренился более 12°

По прибытии в Бомбей весь временный рангоут сняли, навесную палубу укоротили, так что теперь она не достигала башен, и поставили единственную лёгкую мачту-шестовку перед дымовой трубой. Вся служба корабля прошла в составе резерва в Бомбее, лишь изредка прерываясь выходами в море на артиллерийские учения.

В 1892 г. основной калибр был заменен на 8" казнозарядные орудия. Впоследствии на навесной палубе установили также несколько лёгких скорострельных пушек.

"Магдала" продали на слом в 1903 г.

Операция "Цербер" - дерзкий прорыв трех крупных надводных кораблей Кригсмарине из Бреста в Германию через пролив Ла-Манш. Так же известна под названием "Рывок через Ла-Манш"

Предыстория

Когда Северная Франция была захвачена Германией, стратегическая выгода французских гаваней была оценена командованием ВМФ Германии и морские базы Ла-Рошель, Сен-Назер, Лорьян, Брест были быстро заняты кораблями Кригсмарине. Брест же был самой важной военно-морской базой в системе Атлантического вала в силу своего расположения а также материального и технического расположения. На начало 1942 года в Бресте находились 3 тяжелых корабля Германии: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , которые после успешного рейда в Атлантику 1941 года находились в гавани для устранения повреждений, а так же тяжелый крейсер «Принц Ойген» , которому удалось успешно уйти от британского флота во время их погони за «Бисмарком». Но Англия находилась рядом, поэтому корабли не стояли спокойно, каждодневные бомбежки вызывали очередные повреждения, в результате чего корабли не покидали ремонтных доков. В силу данных причин, а так же потому, что центр боевых действий переходил на Восток, в ставке Гитлера высшие военные чины Люфтваффе и Кригсмарине стали разрабатывать план по выводу кораблей из Бреста и перевода их на базу Вильгельмсхафен. Корабли было решено проводить через Дуврский пролив, т.к. в этом случае расстояние перехода составляло ~850 миль, и эскадра на протяжении всего маршрута находилась бы в зоне воздушного прикрытия. Уже не в первый раз немцы проводили надводные боевые корабли через Ла-Манш, однако то были вспомогательные крейсеры, которые внешне не отличались от торговых кораблей, в данном же случае предстояло провести крупную группу тяжелых боевых кораблей.

Подготовка к операции

12 января 1942 года в ставке Гитлера прошло совещание по предстоящей операции. От Кригсмарине присутствовали Эрих Редер , Отто Цилиакс и контр-адмирал Рюге. Люфтваффе представляли Геринг, Ешоннек и Галланд. Моряки предложили выйти ночью, чтобы днем пройти через Ла-Манш под воздушным прикрытием, однако их брало сомнение, что авиация сможет их надежно прикрыть, Ешоннек тоже не был уверен в успехе операции. Но тогда взял слово Адольф Галланд, выслушав чужие мнения, он мысленно все взвесил, поэтому его ответ был четок. Он сказал, что если первая часть плавания пройдет в тайне, то днем истребители смогут надежно прикрыть корабли от английской авиации. Он отметил, что сильными сторонами плана являются неожиданность, а также то, что английское командование, привыкшее все подробно планировать, растеряется в данной ситуации. Эти доводы склонили Гитлера к идее дневного прорыва через Ла-Манш, операция была утверждена, морская часть несла название «Цербер» а воздушная – «Удар грома».

Отто Цилиакс

Адольф Галланд


Галланд был назначен лично ответственным за проведение воздушной операции, в его распоряжении было 252 истребителя, а также 30 ночных истребителей Bf.110.Над кораблями всегда должны были находиться 16 истребителей по два звена с каждой стороны, самолеты должны были выписывать в воздухе вытянутые «восьмерки» и патрулировать эскадру на всем её протяжении. Смена происходила через каждые 30 минут. Группа, которая прилетала на замену, держалась на низкой высоте, чтобы избежать обнаружения английскими РЛС. На линкоре «Шарнхорст» размещался специально сформированный штаб истребительного командования во главе с оберстом Максом Ибелем.
Генерал Вольфганг Мартин руководил радиоэлектронной борьбой: была проведена разведка несущих частот береговых РЛС, их географического положения, разработаны передатчики помех (для ослепления индикаторов вражеских РЛС), выбраны точки их базирования и выверен график их включения (противник не должен догадаться о проведении операции). Передатчики включались на короткое время, поэтому британцы полагали, что помехи возникают из-за атмосферных явлений. Был продуман ряд мероприятий по дезинформации противника. На корабли загружались ящики с пробковыми шлемами и бочки с маслом, с надписями на таре: «Для использования в тропиках». До самого последнего момента (выхода кораблей) продолжалось почтовое и прачечное обслуживание экипажей.
Командование морской части операции было поручено вице-адмиралу Отто Цилиаксу (держал флаг на линкоре «Шарнхорст») Начальник штаба - капитан 1 ранга Рейнике. Для сопровождения линкоров и тяжелого крейсера были привлечены 6 эсминцев(«Z-29», «Ричард Бейтзен», «Пауль Якоби», «Германн Шенманн», «Фридрих Инн», «Z-25»), 14 миноносцев, 28 торпедных катеров. Задача определения курса эскадры от Бреста до Северного моря легла на плечи капитана 1 ранга Гисслера, флагманского штурмана адмирала Цилиакса. Командующий тральными силами германского флота контр-адмирал Фридрих Руте обеспечивал безопасный путь для эскадры. Выход эскадры был намечен на 19 часов 30 минут 11 февраля 1942 года.
Несмотря на секретность операции, ее подготовка не прошла незамеченной английскими разведчиками. Еще в 1941 году Адмиралтейством был разработан план «Фуллер», направленный на предотвращение этого прорыва. Британской авиации было приказано сбросить донные, магнитные мины в неприятельских фарватерах, береговые батареи, дивизионы эсминцев, самолетов-торпедоносцев были приведены в боевую готовность. В районах Бреста, между Гавром и Булонью велась постоянная воздушная разведка, несли боевое дежурство английские подводные лодки, на 11 февраля в водах, омывающих Брест, занимала позицию субмарина «Силайон».

Ход операции

11 февраля в 19 часов , был совершен налет английской авиацией силой в 18 «Веллингтонов», бомбы цели не поразили, пилоты не обнаружили ничего необычного. Однако из-за этого немецкая эскадра вышла в море с часовым опозданием в 20 ч 45 мин . Ночь была безлунной, над водой висела дымка, но командир «Силайона» не заметил противника, т.к. он счел возможным уйти с позиции и зарядить аккумуляторы во время бомбардировки. Британский патрульный самолет был вынужден вернуться на базу из-за поломки локатора, другой самолет сменил его через два часа и немецкие корабли в гавани к этому времени естественно не застал. 12 февраля в 5 ч 30 мин эскадра миновала остров Олдерни. В 8 ч 50 мин появились истребители прикрытия – Bf.110. Два самолета, снабженные устройствами для помех, начали излучение, чтобы скрыть от британских РЛС группу истребителей прикрытия, одновременно с ними начали работу немецкие береговые станции помех. Британские штабисты не придали помехам большого значения, полагая, что имеют дело с каким-либо атмосферным явлением. В 10 ч одна из британских РЛС вышла на такую высокую частоту, что немцы не смогли создать ей помеху, с ней и поступило сообщение о неизвестных самолетах, следующих к проливу на низкой высоте. В 10 ч 30 мин два английских истребителя-разведчика «Спитфайр» заметили корабли, но приняли их за свой конвой. В 10 ч 42 мин два других «Спитфайра», преследуя немецкий истребитель, вышли из облаков прямо над немецкой эскадрой, но из-за режима радиомолчания, британские летчики доложили об увиденном только по возвращении на свою базу в 11 ч 09 мин .

Немецкие корабли идут через Ла-Манш

«Шарнхорст» и «Гнейзенау»

В 12 ч 18 ми н начали стрелять английские береговые орудия, но получасовой обстрел результатов не дал. В 12 ч 23 мин 5 торпедных катеров, вышедших из Дувра, обнаружили эскадр, но командир не решился на атаку без воздушного прикрытия, торпеды были сброшены с 4 кабельтовых, ни одна не поразила цель.

В 12 ч с аэродрома Менстон поднялись в воздух 6 торпедоносцев. Командиром был капитан Юджин Эсмонд, участник удачной охоты на «Бисмарк». Из-за плохой видимости слишком мало «Спитфайров» присоединились к сопровождению медлительных «Свордфишей». В 12 ч 50 мин Эсмонд увидел немецкую эскадру, торпедоносцы разделились на 2 группы и лично повел атаку на линкор «Шарнгхорст», однако вражеский «мессершмитт» сел ему на хвост и подбил его. Последним усилием капитан сбросил торпеду, после чего самолет врезался в воду. Другим пилотам тоже не повезло, все 6 торпедоносцев были сбиты и торпеды вновь не поразили цели! Через полтора часа выживших летчиков подобрал британский торпедный катер. Всего в ходе отчаянного налета погибло 13 пилотов.

Британский торпедоносец «Свордфиш»

В 13 ч германская эскадра вошла в минированные воды, Цилиакс приказал сбавить ход, чтобы пройти по узким фарватерам. Хотя корабли представляли в данный момент крайне уязвимую цель, их никто не атаковал. В 14 ч корабли вновь набрали ход, однако «Шарнхорст» почти сразу подорвался на мине, но повреждения оказались не столь серьезными и не помешали ему идти со скоростью 25 узлов. Цилиакс перешел на эсминец «z-29», поврежденный линкор остались сопровождать 4 эсминца, остальная эскадра пошла дальше. «Шарнхост» и эскорт пытались атаковать бомбардировщики «Бофорт», пушечные «Харрикейны» и торпедоносцы, но успеха не добились, немцы сбили 4 самолета.

Брестская эскадра в скором времени должна была выйти в Северное море, только дивизион эсминцев под командованием командора Пайзи мог помешать им. План перехвата был составлен заранее вице-адмиралом Бертраном Рамсеем, который предусматривал, что немцы будут осуществлять прорыв ночью. Дивизион насчитывал два лидера («Кемпбелл» и «Маккей») и четыре эсминца («Вивейшиес», «Уорпл», «Уортчестед» и «Уитшед») построенных еще в годы Первой мировой войны, поэтому даже в скорости они уступали немецкой эскадре. Понимая, что они опаздывают с атакой, командор решил прорываться через минные поля. Риск оправдал себя, только эсминец «Уорпл» повернул на базу из-за поломки машины, остальные же не получили никаких повреждений.
В 15 ч 37 мин с флагманского лидера «Кемпбелл» сигнальщики увидели в 9,5 милях немецкие линкоры. Используя плохую видимость, британцы сблизились с неприятелем и с расстояния в 7 миль «Вивейшиес» и «Кемпбелл» выпустили торпеды. «Уортчестер» подошел еще ближе, однако «Шарнхорст» накрыл его с первого залпа и эсминец получил несколько прямых попаданий. «Маккей» и «Уитшед» последними выпустили торпеды, и вновь ни одна торпеда не поразила цели. Не имея возможности двигаться и сражаться (17 убитых 45 раненых из 130 человек экипажа), . «Уортчестер» находился в гибельном положении в тот момент, когда немцы прошли мимо, не обращая внимания на горящий, тонущий корабль (немцы считали что он обречен). Британские эсминцы вернувшись на поле боя взяли его в охранение и сопроводили его назад на базу, подвергаясь неоднократным атакам своих и немецких бомбардировщиков.

«Z-29» тоже вел огонь по британским эсминцам в последние минуты боя. Один из его собственных снарядов разорвался, не успев вылететь из ствола. Из-за повреждений эсминец на 20 минут потерял ход. Цилиаксу пришлось переходить на «Герман Шеманн». Теперь эскадру, полным ходом идущую вдоль голландского побережья, могла атаковать только бомбардировочная авияция. 242 бомбардировщика отправились в атаку, но только 39 машин обнаружили эскадру, которые вразнобой выходили на цель. Ни одна бомба не поразила корабли, немецкие зенитчики сбили 15 самолетов.
В 19 ч 55 мин на траверзе острова Терхеллинг подорвался на мине «Гнейзенау». Из-за сильного взрыва была повреждена кормовая часть, линкор на время потерял ход, но через в 7 ч следующего дня он первым из эскадры отдал якорь в устье Эльбы. Следом прибыл «Принц Ойген». «Шарнхорст» в 21 ч 35 мин вновь подорвался на мине, из строя вышли гирокомпас и освещение, пришлось перезапускать турбины. В Вильгельмсхафен они пришел на буксире.

"Шарнхорст" - пробоина от взрыва мины

Итоги операции

Операция «Цербер» по праву считается одной из самых дерзких операций не только Второй Мировой Войны, а, возможно, и во всей мировой истории. Несмотря на полученные повреждения, эскадра, не потеряв ни одного корабля, дошла до пункта назначения. Операция завершилась полным успехом и для Кригсмарине и для Люфтваффе. Необходимо отметить, что это была одна из немногих операций, где немецкие ВМФ тесно взаимодействовали с немецкими ВВС.



Просмотров