Церковь флора и лавра на павелецкой расписание. Храм святых флора и лавра

Храм Святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве. Район в Замоскворечье, вокруг нынешней Дубининской улицы, 9, в XVI веке назывался Ямской слободой. Возникла она после сооружения здесь в 1593 году стен Земляного вала и переселения сюда ямщиков из одноименной слободы московского района Полянки.

Неизменным атрибутом любой слободы служила церковь, выстроенная в честь святых покровителей основной части населения этих общин.

Выбор святых Флора и Лавра для Ямской слободы не случаен. Именно они являются покровителями всех домашних животных, и в частности - лошадей. День почитания святых, 18(31) августа, именовали иногда «лошадиным праздником».

Фото 1. Храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве

История церкви

Первые упоминания о деревянной церкви на месте нынешнего храма относятся к 1642 году. Тогда она именовалась как храм великих апостолов Петра и Павла в Коломенской Ямской слободе. В честь мучеников Флора и Лавра, в ней был устроен придел и в народе ее называли не иначе, как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

В 1738 году в церкви случился пожар, из-за которого она полностью выгорела. Местная община испросила дозволения устроить ее из камня.

Ныне существующий храм строился по частям. Основная часть работ по возведению сооружения была завершена в 1778 году. В 1835 году были пристроены трапезная, боковые приделы и колокольня, выполненные в стиле ампир.

Современный вид церковь мучеников Флора и Лавра в Замоскворечье приобрела в 1862 году. Тогда же состоялось и его освящение.

Последним штрихом в архитектурном обличии храма стала пристройка для ризницы, возведенная в ее западной части.


Фото 2. Памятная табличка на церкви иконы Божией Матери на Дубининской, 9

Храм после революции и сегодня

После Октябрьской революции Зацепский храм превратили в склад церковных ценностей. Свозили их сюда из объектов культа Москвы, подлежащих сносу или закрытию. Так здесь появились икона святой великомученицы Екатерины и чудотворная икона Спасителя из Екатерининской церкви, располагавшихся на Большой Ордынке и в Пантелеймоновской часовне, соответственно.

В 1922 году экспроприации подверглись уже ценности самого храма, а у его стен разбили огромный Зацепский рынок.

Интересно отметить, что в сводках комиссии по изъятию храмовой утвари использовались весовые показатели конфискованного имущества в Храме Флора и Лавра на Зацепе (вес изъятого составил 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 штук), а не естественная в таких случаях опись предметов.

Протоиерей Николай (Виноградов), настоятель храма, был арестован в 1933 году за «антисоветскую агитацию». В 1937 году его расстреляли. Собор РПЦ причислил отца Николая к лику святых в августе 2000 года, а днем его памяти принято считать 14 ноября.


Фото 3. Святые мученики Петр и Павел

В 1938 году здание церкви передают так называемым обновленцам, но из-за низкой посещаемости власти принимают решение о закрытии культового объекта. Случилось это в 1940 году.

1950 год стал черной страницей в истории Храма Флора и Лавра на Зацепе в Замоскворечье: была демонтирована глава над куполом, а колокольню просто взорвали после неудачи с разбором сооружения при помощи кирок и ломов. Правда, взрывом удалось разрушить только верхнюю часть звонницы.

В теперь уже бывшем храме устроили фабрику металлографии для производства штемпельно-граверных изделий.

В 1960 году здание храма признали историческим памятником архитектуры, но выводить промышленный объект власти не спешили.

Интересный факт. На территории храма, вплоть до 1992 года, располагался оборотный круг и начало маршрута самого известного московского трамвая с литерой «А» . «Аннушка», как ласково называли его москвичи, соединяла район Зацепы с Краснопресненским бульваром.

Из-за демонтажа рельсов, знаменитый маршрут закрыли и восстановили лишь в 1997 году по случаю 850-летия столицы. Правда, «Аннушка» теперь бегает от Чистых прудов и до района Калужской площади.

В 1991 году власти города передают храм Православной церкви, а уже 7 апреля здесь возобновились богослужения.

Главный престол возвращенного храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел - во имя великомучеников Флора и Лавра, а южный - в честь апостолов Петра и Павла.

Восстановительные работы в основном закончили к концу 1990-х годов, а последним этапом стала установка на колокольню 3 колоколов массой в полторы, три и 5 тонн. Освятил их, а также настенную мозаику с ликами святых апостолов Петра и Павла, архиепископ Дмитровский - Александр.

Храм (церковь) святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») расположен по адресу: Москва, Дубининская, 9, строение 1 (метро «Павелецкая»).

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII-XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта. Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой. Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» .

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе. Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» . Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов — в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской. Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая — что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века. Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем — его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861-1862 годах — и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя. Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию». В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату .

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А — знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы. Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов. Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году , но цеха продолжали работать ещё несколько лет. В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви , и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра. И сейчас церковь носит два названия — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств . Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года — с июня 2015 по декабрь 2016 года.







Восстановление затронуло все элементы здания:

— фасад — обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;

— купол — воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;

— интерьер — в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);

— инженерные системы — организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса . Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

  1. Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7-8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289-291.
  2. Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259-260.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47-48.
  4. ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
  5. Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
  6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
  7. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210-211.
  8. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368-369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

И.о. настоятеля храма: протоиерей Григорий Григорьевич БЕЛОУС

Адрес: г. Москва, улица Дубининская, д.9/3, стр. 1

В июне 2016 года Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на продолжение работ по сохранению объекта культурного наследия. Приход заключил договоры подряда, а также на оказание услуг технического и авторского надзора («Моспроект-2»).

15 апреля 2016 года Межведомственной Комиссии по вопросам предоставления субсидий из бюджета города Москвы религиозным организациям «в целях возмещения затрат, связанных с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в государственной собственности», было принято решение о финансировании реставрационных работ в храме Флора и Лавры.

2016 году планируется полностью завершить реставрацию этого объекта. В соответствии с утвержденным графиком будут продолжены работы на четверике и апсиде: предстоит реставрация белокаменного лепного декора, штукатурного и отделочного слоя, реставрация цоколя, колонн, карнизов, гранитной паперти, окон и дверей, металлических элементов, мраморных подоконников, утепление подкупольного пространства, устройство гранитных полов, монтажные, а также штукатурные и малярные работы (стены, своды, откосы).

В 2015 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы подрядной организацией ООО «ЭШЕЛЪ» на колокольне и в трапезной были отреставрированы фасады с декоративными элементами, кровля, колонны, окна и двери .

История

Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах, по разным данным, в 1625 (1642) году. Первоначально храм с таким названием находился в районе Полянки, где тогда располагалась Ямская слобода. В 1593 году слободу перенесли на Зацепу, и ямщики выстроили новую церковь с тем же названием, что и прежняя.

Деревянный храм на нынешней Дубининской улице упоминается с 1642 года - как «храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе». Однако в народе был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

Выбор имени неслучаен. Мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды по молитвам святых мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.

После пожара 4 ноября 1738 года, который полностью уничтожил здание, возвели временную церковь. Тогда же было решено просить разрешения на строительство каменной.

Основная часть ныне существующего каменного храма была воздвигнута в 1778 году. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир выстроены в 1835-м. В окончательном виде церковь была освящена в 1862 году.

Около 1909 года для ризницы сделали западную пристройку. После революции в храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в него попала икона святой великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.

В 1922 году приход был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: храм считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего», и оттаскивали любопытных мальчишек от оцепления храма.

Сохранившийся документ:

Оперативная сводка (легенда) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на 8 апреля 1922 г.

Замоскворецкий район.

Изъятию подлежали в Замоскворецком районе на 8/IV 1 церковь и 2 часовни: 1) Церковь Флора и Лавра, 2) Часовня Казанской Божией Матери у Калужских ворот, и 3) Часовня Нечаянной Радости у Серпуховских ворот.

К работам приступлено (стиль сохранен – Ред.) с 10 часов утра, поставив на ноги весь аппарат, так как изъятие должно было коснуться самой богатой церкви района - Флора и Лавра, расположенной на Зацепе, где собирается огромный рынок. Было решено рынок не прикрывать, но взять подписку с рыночного комитета торговцев, что за малейший намек на эксцессы все товары будут изъяты, а совет арестован. Предупреждение дало удивительные результаты. Большого оживления на рынке не наблюдалось, торговки рассеянно отвечали на вопросы покупателей, сосредоточив все внимание на возможность наиболее быстрого сбора своих пожитков в нужную минуту. Те мальчишки, которые пытались проникнуть к церкви, хватались за полы торговками и оттаскивались с соответствующим назиданием. Работа прошла спокойно.

Изъято:
Из церкви Флора и Лавра ценностей весом 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 шт.
Из часовни Казанской Божией Матери ценностей весом 8 фунтов 90 золотников.
Из часовни Нечаянной Радости ценностей весом 13 фунтов.
Губкомиссия Р. Медведь, Базилевич.
(лл. 32,33)»

В 1933 году арестовали за «антисоветскую агитацию», а в 1937 году расстреляли настоятеля храма протоиерея Николая (Виноградова). (Юбилейный Собор Русской Православной Церкви, прошедший в августе 2000 года, причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября). Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Оба священника погибли на Бутовском полигоне под Москвой.

В 1938 году церковь передали обновленцам. Однако в 1940 году все равно закрыли, потому что сюда почти никто не приходил. Иконостас вывезли, росписи стен забелили. В 1950 году власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие этого сделать не смогли, все было построено крепко, на века. Тогда колокольню решили взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (все было восстановлено в 1997 году). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ. Это вредное гальваническое производство с использованием кислот.

Судьба святынь храма, чтимых икон, остается неизвестной. В 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на госучет. Однако фабрика осталась, и ее производство продолжало вредить памятнику.

В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма, в частности, к 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены эти работы в то время не были.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 храм отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета народных депутатов №27 от 8.01.1991 передан общине верующих Русской Православной Церкви. С этого времени на приходе были возобновлены регулярные богослужения, начались ремонтно-реставрационные работы.

Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года «из-за нарушения экологических и пожарных норм». Территорию вокруг храма очистили от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра сняли около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К 1997 году силами общины были восстановлены исторические объемы колокольни, воссоздано завершение главного купола, подняты колокола, написаны и установлены три иконостаса, частично заменены коммуникации.

Село Игумново на протяжении нескольких веков было вотчиной Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской области. В 1627 году здесь был монастырский двор, 9 дворов крестьян и один бобыльский. Деревянная церковь, построенная «клецки», стояла «без пения». В 1672 году на смену ей пришла новая деревянная церковь.

После секуляризации церковных земель село Игумново стало казенным.

Как сказано в «Ведомости о церкви Флоро-Лаврской Московской губернии Серпуховского уезда села Игумново», «каменная церковь построена в 1800 году тщанием приходских людей». Местное предание свидетельствует, что главным жертвователем был помещик сельца Саймоново, что в шести верстах от Игумново.

Освящена церковь была лишь в 1823 году, после того как был «иконостас позолочен, иконы написаны, стенное писание устроено благолепно».

«Здание каменное, - свидетельствует ведомость, - с таковою же колокольней, покрыта железами, тверда. Престолов в ней два: в настоящей во имя св. мучеников Флора и Лавра; в приделе холодном же во имя святителя Саввы Сербского, который устроен в 1807 г. купцом С. Олимпиевым».

В клировой ведомости за 1831 год сказано, что «причта положено издавна священник, дьячок и пономарь».

Церковь была закрыта в 1939 году, церковное имущество конфисковано, все ценное вывезено в Серпухов. Здание церкви использовалось под складские помещения различного назначения.

Благодаря стараниям тогдашнего настоятеля протоиерея Савелия Гаврилина сохранились особо почитаемые прихожанами большое деревянное распятие и ростовая икона архангела Михаила.

В 80-е годы XX века церковь была превращена в клуб.

С 1996 года в церкви были возобновлены богослуженияи. При церкви работают церковно-приходская школа и библиотека.

Престольный праздник села ежегодно отмечается 31 августа. Флор и Лавр на Руси почитаются как покровители домашнего скота, прежде всего лошадей.

В этот день лошадей рано утром кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд - купание лошадей. Животных приводили к ближайшим рекам, озерам или другим водным источникам, где и совершалось торжественное омовение. Хозяева украшали лошадей и вели в пруд, а сами шли по берегу. После лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали в них яркие ленточки или пестрые лоскутки кумача или ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило молебен с водосвятием.

После обедни совершалась так называемая «конная мольба»: священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой.

Традиция продолжается и сейчас. В день памяти мучеников Флора и Лавра в Игумново из окрестных сел и деревень съезжаются владельцы лошадей. После литургии и молебна настоятель храма совершает освящение животных.

Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Игумново — единственный в России, где имеется придел святителяСаввы Сербского . По этой причине в храм часто приезжают как проживающие в России сербы, так и паломники из самой Сербии.

Есть в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала (лучше ехать с радиальной «Павелецкой») отреставрированный храм Флора и Лавра на Зацепе. Он не бросается сразу в глаза. Мало ли храмов в стиле ампир в столице! Тем не менее, я рекомендую заглянуть внутрь.

Я не религиовед и не богослов, описание исключительно любительское.

Всего в храме три престола: мучеников Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла, иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».


Название «Флор и Лавр на Зацепе» народное, потому что в честь этих великомучеников осветили один из пределов храма. Правильное именование объекта - Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе. В храме есть т.н. «список» этой одной из самых почитаемых икон в православии, т.е. очень грубо говоря - копия особенно почитаемой иконы.

Икона Божьей Матери "Всех скорбящих радость"

А название «Зацепа» идёт с давних времён, когда у вокзала проходила граница Москвы, а специальные сторожа, выходили из своих будок, снимали цепь и пропускали телеги, прошедшие осмотр. Вот так Зацепа и стала Зацепой.


Как и у всех старинных храмов, история этого богата на события. Отстроенный в конце XVI века он горел во время пожара 1738, когда вся Москва была деревянной и вспыхивал от любой уроненной свечки. Потом храм отстроили в камне и он получил привычный облик. Тип постройки «корабль» совмещает в себе сам храм, колокольню и трапезную, расположенную на одной линии. Алтарь традиционно «смотрит» на восток (в сторону предполагаемого рая), а вход находится с запада (там, где находится ад). Именно на западной стене расположена сцена страшного суда. Можно надолго задержаться только у неё.


На самом деле, храм настолько интересно и любовно расписан, что больше напоминает музей. Можно смотреть и чувствовать мастерство художников. Кстати, реставрация этого храма получила гос. премию совсем недавно, если мне не изменяет память. Потому что, конечно же, всё, что мы видим – это новодел. После революции здесь хранили ценности из взорванных московских храмов, в том числе и из уничтоженного Храма Христа Спасителя. В 30-х годах настоятеля храма Флора и Лавра расстреляли, а в помещении устроили художественную мастерскую по граверным работам, сливая отходы под фундамент. От оригинальной росписи не осталось ничего. Поэтому восстановление шло с нуля. И сейчас это место с совершенно чистой энергетикой, без духоты и запаха ладана, с обилием света и простора. Внутри комфортно. Есть лавочки для тех, кто долго стоять не может. Ну а энергетику творят прихожане, как всегда, не только прося о чём-либо и каясь, но и благодаря за всё, что можно считать хорошим.


Несмотря на общую новизну храма, здесь есть редкие иконы, созданные до того момента, как утвердилась привычная для нас система иконописи.

Например, икона великомучеников Флора и Лавра. Эти римские братья-каменщики во II веке н.э. работали над созданием языческого храма, хоть и сами являлись скрытыми христианами.


Обратив своих коллег в христианство, Флор и Лавр сожгли приготовленных для перенесения в храм идолов. За что и были наказаны – их закопали живьём. Когда спустя много лет мощи нашлись – они оказались нетронутыми. И после обретения мощей на Руси закончили поголовный мор скота. С тех пор Флор и Лавр являются покровителями животных, особенно лошадей.


В храме совершаются традиционные таинства. Среди которых – крещение. Здесь (один из немногих в Москве), слева от входа, в специальном помещении находится купель баптистерия, в которую могут полностью окунуться взрослые люди, сознательно принявшие христианство и решившие не ограничиваться трёхкратным окроплением.

Традиционно фотосъёмка не благославляется в храме. Я рада, что удалось получить разрешение. Надеюсь, так можно будет составить более полное представление об этом месте. Потому что оно точно заслуживает внимания. Богатая история, удобное месторасположение и уют делает храм Флора и Лавра тёплым и каким-то домашним. Здесь чисто, продаются свечки, всё как везде.





Просмотров