Диагностика семейных отношений рисунок семьи. Тест «Моя семья»

Цель : диагностика внутрисемейных отношений.

Материал : стандартный лист бумаги (формат А4), набор цветных карандашей, стиральная резинка.

Инструкция : “Пожалуйста, нарисуй свою семью”. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: “Можешь рисовать, как хочешь”.

Ход работы : При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 мин (при групповом выполнении теста время чаще ограничивается в пределах 15-30 мин).

Когда дети отговариваются тем, что они не умеют рисовать, необходимо успокоить их, сказать, что здесь не важна красота рисунка.

Во время рисования делайте вид, что занимаетесь своими делами (например, написанием чего-либо), но незаметно для ребенка наблюдайте за тем, как он рисует, что рисует, где рисует... Записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования, паузы более 15 сек. и стирание деталей.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа. Обычно задаются следующие вопросы:

    Скажи, кто тут нарисован?

    Где они находятся?

    Что они делают?

    Им весело или скучно (грустно)? Почему?

    Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

    Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса призваны вызвать ребенка на открытое обсуждение чувств. Если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе.

При опросе исследователь должен попытаться выяснить у ребенка смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему он не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло).

Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может инициировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются вопросы проективного характера (например: “Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?”, “Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?”, “Кого мама позовет идти с собой в … ?” и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: три из них должны вызвать негативные чувства к членам семьи, 3 - позитивные:

    Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты взял с собой?

    Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас должен остаться дома. Кто он?

    Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь платье для куклы), и тебе не везет (не получается). Кого ты позовешь на помощь?

    Ты имеешь … билетов (на один меньше чем членов семьи) в театр. Кто останется дома? (Почему?)

    Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел жить там?

    Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села играть. Но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для анализа детского рисунка семьи также надо знать:

    Возраст обследуемого ребенка.

    Состав его семьи, возраст братьев и сестер.

    Сведения о поведении ребенка в семье, детском саду и школе.

На практике для удобства анализа и оценки результатов проведения теста “Рисунок семьи” используются различные табличные методики, сгруппированные по симптомо-комплексам.

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Детский рисунок 1

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

Дата публикации

Тест «Нарисуй свою семью» используется для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает человек по отношению к членам семьи. Ценность этой процедуры состоит в том, что человек может выразить свои чувства и отношение к членам семьи на символическом уровне, экстериоризировать содержание, которое может быть не вполне осознанным, или то, которое трудно выразить словами. Для него этот путь до­статочно безопасен и не представляет угрозы.

Например, человек может испытывать сильный гнев по отношению к своей матери, но на сознательном уровне он боится выразить свои чувства из-за страха потерять ее поддержку и любовь, которые так нужны ему для выживания. Рисунок позволяет обнаружить эти агрессивные чувства и их подавление в символической форме, выявить это в обход сознательных за­щитных механизмов.

Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования, личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в от­ношении себя самого, в контексте семейных отношений, ощу­щения того места, которое он занимает в семье. Хотя рисунок семьи включает также портрет самого человека, очень важно помнить, что этот тест отражает главным образом семейную ситуацию, а не индивидуальные характеристики членов его семьи и самого исполнителя.

Некоторые исследователи используют прочтение изображе­ния членов семьи для оценок интеллектуального уровня испытуемых таким же образом, как в тесте «Нарисуй человека», хотя этого следует избегать, потому что в этих двух тестах проявляется различная динамика.

При выполнении теста «Нарисуй свою семью» испытуемому предлагается лист, белой бумаги (желательно стандартный), хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дает­ся инструкция «Нарисуй свою семью». Больше не следует никаких пояснений и только в том случае, если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбад­ривают. Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более 35 минут. Эксперимен­татору следует внимательно наблюдать за ходом рисования и отмечать в протоколе последовательность рисования, паузы в ходе рисования, которые длятся более 15 минут, стирание деталей изображения, спонтанные комментарии и различного рода эмоциональные реакции, связанные с, изображением.

После выполнения задания могут быть предложены раз­личные вопросы, позволяющие получить дополнительную информацию. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе необходимо сначала выяснить смысл нарисован­ного; понять, какие чувства испытывает ребенок к отдельным членам семьи, почему не нарисован кто-либо из членов семьи, если это имеет место, что означают различные детали рисунка - птицы, зверушки. При опросе следует, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто более продуктивными оказываются проективные воп­росы типа: «Если бы вместо птички был нарисован человек, кто бы это был?». «Кто бы выиграл в соревновании между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?».

Иногда после опроса испытуемому предлагают решить 6 ситуаций (три из них направлены на выявление негативных чувств в отношении членов семьи, три на выявление пози­тивных):

1. Представь себе, что имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с тобой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но одни из вас заболел и должен остаться дома. Кто это?

3. Ты строишь из конструктора дом, и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? .

4. Ты имеешь «X» билетов на интересную кинокартину (би­летов меньше на один, чем членов семьи). Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты там - хотел жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но в семье на одного человека больше, чем надо для игры. Кто не будет играть?

Для интерпретации теста также необходимо выяснить возраст испытуемого; состав его семьи и возраст членов семьи; а также иметь дополнительную информацию о его индивидуаль­ных особенностях.

При интерпретации теста «Нарисуй семью» важно обращать внимание на соответствие рисунка реальному составу семьи; на расположение на листе бумаги, порядок их изображения, группирование, особенности графических презентаций членов семьи, последовательность в изображении.

Структура рисунка семьи.

Изображение полного состава семьи очень часто встречается в случае, эмоционального благополучия в семье.

По данным исследований, 85 процентов детей 6-8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, в рисунке изображают ее полностью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайний вариант искажения состава семьи представляют собой рисунки, в которых совершенно не изображены люди (например, нарисована только мебель) или изображены люди, не связанные с семьей. За этим обычно скрываются: травма­тические переживания, связанные с семьей; чувства отверженности, покинутости (так часто рисуют дети, недавно пришедшие в интернат из семей), чувство небезопасности, тревожно­сти; аутизм или плохой контакт психолога с ребенком.

Уменьшение состава семьи характерно для рисунков детей, которые конфликтуют с кем-либо из членов семьи. Они, обыч­но, «забывают» нарисовать эмоционально непривлекательных членов семьи. Таким образом, проявляется стремление как бы разрядить тягостную эмоциональную атмосферу в семье, избежать отрицательных эмоций, связанных с определенными людьми.

Когда ребенок не изображает братьев и сестер, это, как правило, отражает ситуацию конкуренции в семье, стремление «монополизировать на символическом уровне» недостающую любовь родителей. Обычно, отвечая на вопрос, почему не на­рисован тот или иной член семьи, ребенок защищается: «Не нарисовал, потому что не осталось места», «Он пошел гулять», иногда дается более откровенный ответ: «Не хочу, чтобы он с нами жил».

В некоторых случаях изображения членов семьи «замеща­ются» изображениями зверей или птиц. Важно попытаться уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в, семье ребенок старается уменьшить.

Изображение, вместо реальной семьи, семьи зверят может указывать на дефицит чувства общности в семейных отноше­ниях, сильное чувство отверженности, стремление к теплым эмоциональным контактам.

Исключение собственного изображения из рисунка, или изображение семьи, когда вместо членов семьи, рисуется только собственный портрет, также свидетельствует о проблемных се­мейных отношениях. Отсутствие в рисунках собственного изображения характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

Презентация, в рисунках только собственного изображения указывает на несформированное чувство общности, с одной стороны, и на некоторую эгоцентричность, истероидность, с другой, особенно, если собственное изображение детализировано, одежда декорирована, использовано большое количество цветов, и изображаемая фигура достаточно большого размера.

Если же изображение самого себя схематично, и рисунок передает негативный эмоциональный фон, можно предполо­жить наличие чувства отверженности, покинутости, аутистические тенденции.

Информативным является также и увеличение, состава семьи в рисунке. Как правило, это связано также с неудовлет­ворительными отношениями в семье, неудовлетворенными пси­хологическими потребностями.

Если в дополнение к членам семьи изображаются еще дети того же возраста, что и испытуемый, можно предположить на­личие неудовлетворенных потребностей в равноправных, коо­перативных связях. Подобные рисунки чаще делают единст­венные дети в семье.

Когда «пририсовываются» дети более младшего возраста, это может быть связано с потребностью ребенка занять охра­няющую, руководящую позицию. Это касается и тех случаев, когда в рисунках появляется собачка или кошечка, несущест­вующие в реальности.

Изображение взрослых, не связанных с семьей, которые как бы «дополняют» родителей или заменяют их, указывает на восприятие ребенком семьи как неинтегрированой, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в бо­лее близких эмоциональных контактах.

В некоторых случаях это указывает на символическое раз­рушение целостности семьи и месть родителям из-за ощуще­ния отверженности и ненужности.

Расположение членов семьи.

Психологическая дистанция между членами семьи часто выражается посредством физической дистанции при расположении их на листе бумаги. В этом случае законы проксиматики используются с учетом того, что рисунок – это символическая ситуация, которая создается только одним автором.

По расположению фигур на рисунке можно судить о некоторых психологических особенностях взаимоотношений в семье. Изображение членов семьи с соединенными руками может служить индикатором интегрированности семьи, ее сплоченности, эмоциональной включенности ребенка в семейную ситуацию.

Включенность всех членов семьи в общую деятельность, как правило, является благоприятным признаком.

Однако, когда объединение семейной группы достигается за счет внешних обстоятельств (например, все члены семьи помещаются в лодку, в маленький домик и пр.), это может свидетельствовать о попытке ребенка объединить, сплотить семью и об ощущении тщетности своей попытки.

Когда члены семьи изображаются изолированно друг от друга, это может указывать на низкий уровень эмоциональных связей, дезинтегрированность семьи.

Характер группирования членов семьи в рисунке отражает психологические микро структуры семьи, коалиции, наличие конфронтации в семье.

Если ребенок рисует только себя в отдалении это может указывать на наличие у него чувства не включенности, отчужденности. « Отдаление» другого члена семьи, как правило, связано с негативным отношением к нему ребенка, ощущением угрозы которая исходит от этого человека, либо с этой малой значимостью или отчужденностью его от семьи.

Эмоциональные связи выражаются в рисунке не только по средствам физических расстояний, но и по средствам отделения членов семьи друг от друга при помощи каких то объектов, деление рисунка на ячейки, в которых располагаются члены семьи.

Изображение стены, или какого либо физического барьера отражает тот факт, что эмоциональная энергия между членами семьи блокируется по каким то причинам.

Если одна или несколько фигур на рисунке обведены (как бы инкапсулированы), заключены во что то, это отражает наличие у ребенка трудностей при взаимодействии с этим человеком. В ряде случаев члены семьи могут изображаться в отдельных отсеках, в разделенных квадратиках, что отражает ситуацию, в которой чувства членов семьи как бы «обрезаются». Такого рода рисунки показывают на начало социальной изоляции, отход от реальности, что может привести к серьезным проблемам при отсутствии социальной помощи.

Изображение кого - либо из членов семьи или самого себя на обратной («изнаночной») стороне листа свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении или о не разрешенном конфликте. Если рисующий таким образом изображает самого себя, то это может отображать его чувство тревоги в связи с принадлежностью к семейной группе. В случае, если это чувство весьма сильное, испытуемый может даже категорически отказаться рисовать всех членов семьи в месте.

Интерпретация особенностей изображения фигур.

Особенности графических презентаций отдельных членов семьи могут нести информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении к данному члену семьи, о восприятии его, а так же об образе «Я» испытуемого и об особенностях его половой идентификации.

Необходимо обращать внимание наследующие параметры:

1. Количество деталей фигуры: присутствует ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Детали одежды и украшения: шапка, воротник, карманы, банты, галстук, ремни, пуговицы, прическа, украшения одежды, покрой, узоры на одежде и пр.

3. Количество используемых для рисования фигуры цветов.

Как правило, более тщательно прорисовывается и декорируется фигура человека, с которым установлены хорошие эмоциональные отношения. И наоборот, негативное отношение к человеку проявляется в большей схематичности, незаконченности его графической презентации, в пропуске некоторых частей тела (головы, рук, ног). Это так же может указывать и на агрессивные побуждения по отношению к этому человеку.

Если рисунок сделан простым карандашом, то амбивалентные чувства или чувства беспокойства могут проявляться в вариациях качества линий или стирании тех или иных частей фигуры.

Если для изображения используются цветные карандаши, то цвета, выбранные для разных членов семьи, могут символи­ческим образом выражать определенные чувства, испытываемые к ним.

Важным показателем является сравнительная величина фигур. При интерпретации величин фигур принимаются, но внимание только значительные, искажения.

Величина изображенной фигуры, как правило, отражает такие ее психологические характеристики, как сила, превос­ходство, значимость, доминирование.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако для ребенка, как и для древнего египтянина, величина фигуры является сред­ством выражения ее значительности. Поэтому часто в детских рисунках можно увидеть, что изображение ребенком самого себя превосходит по величине изображения родителей. Это может быть связано с эгоцентричностьюребенка, с его попыт­кой решить таким образом проблему «эдипова комплекса». В последнем случае, соревнуясь за любовь родителя противоположного пола, ребенок по величине приравнивает себя к нему, исключая или преуменьшая при этом «конкурента».

Маленькими изображают себя дети, чувствующие свою не­ значительность, ненужность в семье, требующие опеки со сто­роны родителей. В этом случае их фигуры значительно отли­чаются по величине от фигур остальных членов семьи. Для сравнения следует отметить, что в среднем семилетний ребенок на 0,3 - 0,35 см ниже своего родителя. Нарушение этого соотношения указывает на наличие тревожности и чувство не­ безопасности.

При анализе особенностей изображенных фигур следует обращать внимание на то, как нарисованы отдельные, части тела. Так как отдельные части тела связаныс определенными формами активности (общения, передвижения, контроля), то характер их презентации указывает на специфическую, проб­лематику.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Когда в рисунках появляются фигуры с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это может указывать на агрессивные же­лания изображенного таким образом человека. Если ребенок изображает себя самого, таким образом, то это является выра­жением стремления компенсировать свою слабость, беспомощность или отражает стремление его властвовать над другими. Это еще более справедливо, если в рисунке присутствуют та­кие признаки, как широкие плечи у фигур или другие атрибуты мужественности.

Отсутствие рук у фигур может отражать как чувство бессилия, неуверенности, ощущение чрезмерного контроля со сто­роны окружающих, так и потребность ограничить чрезмерную активность со стороны члена семьи, нарисованного без рук.

Если в рисунке семьи какой-либо член семьи нарисован без головы, или без черт лица, или с заштрихованным лицом, то это указывает на конфликтные отношения с данным членом или враждебное отношение к нему.

Дополнительную информацию также дает выражение лиц изображенных членов семьи. Следует помнить, что в детских рисунках улыбающееся лицо является своеобразным штампом, поэтому важно отметить чем изображенные фигуры людей от­личаются друг от друга.

Изображение зубов и выделение рта встречается в рисун­ках детей, склонных к оральной агрессии. Если таким образом изображается какой-то член семьи, то это связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью от этого человека.

Дополнительные детали в рисунке.

Дополнительные детали, такие как солнце, тучи, дождь, свечи и т. п. могут указывать на чувства подавленности, по­требности в любви и безопасности. То же значение имеет и прочерченная линия основания; находящаяся под ногами у членов семьи.

Некоторые дополнительные предметы, изображенные на рисунке, играющие роль преград между членами семьи, могут символизировать некоторую отдаленность и психологическое дистанцирование.

Анализ процесса рисования.

При анализе процесса рисования следует обратить внима­ние на:

а) последовательность рисования членов семьи;

б) последовательность рисования деталей;

в) стирание;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

е) спонтанные комментарии.

За динамическими характеристиками рисования кроется напряжение, конфликты, изменение замысла, актуализация чувств. Несмотря на большую неопределенность, этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую значи­мую информацию.

По данным исследований, 35 % детей первой рисуют фигуру матери, 35% - себя, 17% - отца; 8 % - братьев и сестер.

Обычно в рисунке первым изображается наиболее значимый, главный или наиболее близкий человек.

Когда в рисунке ребенок первым изображает себя, это может быть связано с эгоцентричностью.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать, это может быть связано с негативным отношением к ней.

В случае, когда испытуемый сначала рисует мебель, линию основания, солнце и т. д. и лишь в последнюю очередь приступает к изображению людей, есть основание считать, что, в этом проявляется своеобразная защитная реакция, при помощи которой он отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семей­ной ситуацией. Возвращение к ранее нарисованному, может указывать на главные доминирующие переживания, связанные с определен­ными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном ypовне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Стирание нарисованного изображения, перерисование может быть выражением как негативных эмоций, так и позитивных. В этом случае, при оценке решающее значение имеет ко­нечный результат рисования. Если графическая презентация не стала лучше, можно предположить наличие конфликтных отношений с этим человеком.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл изобра­жения. Поэтому, к ним надо внимательно прислушиваться. Появление спонтанных высказываний указывает на наиболее эмоционально «заряженные» области в рисунке. Фиксация таких моментов помогает сформулировать необходимые вопросы (испытуемому) и направить беседу в нужное русло, что позволит более, точно подойти к интерпретации рисунка.

Педагог просит учащегося нарисовать семью так, как он ее себе представляет. Для рисования предлагаются и простой карандаш, и цветные карандаши (фломастеры).
Анализ рисунка заключается в том, что по особенностям изображения семьи (масштабу, расположению, характеру прорисовки) выявляются особенности переживания и обобщения ребенком семейной ситуации.

АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА. (от 3-х лет)

1. Взаимоотношения между ребенком и семьей положительные:

1.1. Семейная сплоченность, семейное «мы»:
Изображает полный реальный состав семьи, включая самого себя;
Располагает фигуры фронтально или объединяет общей деятельностью.
1.2. Эмоциональное расположение к отдельным членам семьи:
Детализирует, декорирует изображение, раскрашивает яркими тонами.
1.3. Признание чьего-либо авторитета: изображает в большом масштабе;
Раскрашивает теми же красками, что и самого себя (желание подражать, быть похожим).
1.4. Психологическая близость с конкретным членом семьи:
Располагает изображение близко от себя;
Раскрашивает так же как самого себя;
Изображает члена семьи, с семьей не проживающего (одного из родителей, бабушку, дядю, старшего брата и т.д.)
1.5. Эмоциональное богатство отношений, насыщенность семейных переживаний теплом, близостью:
Изображает члена семьи вместе, фронтально, взявшимися за руки;
Старшие обнимают ребенка;
Фигуры прописаны тщательно, подробно, любовно раскрашены.
1.6. Переживание своей значимости, ценности для семьи:
Изображает самого себя в центре композиции;
Масштаб изображения самого себя пропорционален возрасту или несколько увеличен.

2. Взаимоотношения между ребенком и семьей отрицательные;
2.1. Семейная разобщенность:
Изображает членов семьи не в полном составе;
изображает членов семьи на расстоянии друг от друга;
каждый член семьи изображен в своей нише;
изображенные члены семьи отделены друг от друга чертой.
2.2. Чувство отторжения, дефицита внимания к себе:
Изображает себя очень маленьким;
изображает себя изолированно от других.
2.3. Отрицательное отношение к члену семьи:
Не изображает какого-либо члена семьи («изгоняет»);
Деформирует изображение (нет лица, повернут спиной);
Изображает в виде животного или использует части тела животного (уши, нос-пятачок, конечности-копыта и т.п.).
2.4. Психологическая дистанция, отчуждение от какого-либо члена семьи:
Изображает на расстоянии от самого себя;
Не изображает такого человека среди членов семьи.
2.5. Переживание отвержения, одиночества, дефицита эмоционального тепла:
Изображает одного себя и себя с животным;
Изображает только домашнее животное;
Масштаб изображения домашнего животного преувеличен, изображение тщательно детализировано, декорировано.
2.6. Боязнь конкретного члена семьи, страх перед ним:
Изображает такого члена семьи с торчащими изо рта зубами или клыками;
Изображает с открытым зачерченным ртом;
Изображает руки с длинными пальцами.
2.7. Тревожность, напряженность:
Все члены семьи изображены маленькими фигурками;
Не изображает членов семьи, а только предметы, детали интерьера (отдаляет момент изображения семьи как нежелательного источника неприятных переживаний);
Штрихует все поле черной или раздражающими оттенками красной краски;
Над изображением проводит линию.
2.8. Сильное травматическое переживание по поводу семьи:
Не изображает людей, а только животных или предметы;
Изображает любимый предмет;
Изображает только любимого члена семьи;
Изображает воображаемую «идеальную» семью
2.9. Эгоистичность, сверхценностное отношение к себе:
Изображает только самого себя;
Изображает самого себя значительно более крупно, чем других членов семьи.
2.10. Замкнутость ребенка, желание избежать назойливой опеки семьи:
Изображает только самого себя в интерьере, на природе;
Изображает самого себя в отдельной зоне, на расстоянии от других членов семьи, спиной к семье.

Методика «Несуществующее животное».
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомен¬дуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).
Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым го¬ризонтально.
Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует по¬советовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вы¬зывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При не¬обходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответству¬ют те или иные детали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз живот¬ное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажи¬те про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого чело¬века можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуман¬ного животного самостоятельно.
Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
Чем оно питается?
Где живет?
Чем обычно занимается?
Что любит делать больше всего?
А чего больше всего не любит?
Оно живет одно или с кем-нибудь?
Есть у него друзья? Кто они?
А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
Чего оно боится, или оно ничего не боится?
Какого оно размера?
Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашива¬ют, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.
Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное».
Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить: скрытые агрессивные или деп¬рессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющих¬ся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое жи¬вотное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.
Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым гори¬зонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – са¬мое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.
Инструкция для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несча¬стное несуществующее животное, какое вам удастся придумать». По завер¬шении рисунка выясняют, почему нарисованное животное – самое счаст¬ливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).
Интерпретация результатов.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования (чем выше тем более яркая выраженность). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.
Расположение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем ниже - тем сильнее выраженность) интерпретируется как заниженная самооценка, наличие депрессивных компонентов настроения, пессимистическая оценка себя и окружающих, нерешительность, подавленность.
Следует обратить внимание на расположение рисунка в верхнем левом углу. Оно характерно для людей, отличающихся некоторой стереотипностью поведения, небольшой пунктуальностью, обязательностью. Фигуры в этом случае достаточно мелкие и небольшие. Отражением специфики протекания физиологических процессов у таких исследуемых нередко является несоответствие скорости мозговых процессов и передачи их наружу. Поэтому для таких людей характерно "проглатывание" окончаний или целых слогов, слов при письме. Сознательно у человека остаётся задание полного слова, но следующее задание при передаче наружу как бы опережает и стирает окончание слова. Это явление спазм больше связано со спецификой сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией.
Тематически несуществующие животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных. Это характеризует отношение испытуемого к собственной личности, к собственному "Я", к представлению о собственном положении.
Центральная часть фигуры (голова или замещающая её деталь) голова повёрнута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, влево – тенденция к рефлексии, размышлениям, положение "апорат" трактуется как эгоцентризм. Уменьшенный размер головы говорит о ценности рационального начала.
Грива, шерсть, подобна причёски на голове – чувственность, подчёркивание своего пола, ориентирована на свою сексуальную роль. Перья – тенденция к самоукрашению, самооправданию некоторая демонстративность.
Рога – защита, агрессия.
Уши, рот, глаза – несут своё прямое значение (заинтересованность в информации). Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно, если он зачерченный, может свидетельствовать о лёгком возникновении страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия. Глаза с резкой прорисовкой радужки – наличие страхов, глаза с ресницами – истероидно-демонстративные манеры поведения.
Ноги, лапы, постаменты - основательность, обдуманность, рациональность действий при принятии решений, опора на существенные признаки положения и значимую информацию. Характер контроля за своими рассуждениями, выводами выражается в особенности соединения ног с корпусом (тщательно или небрежно, слабо или совсем не соединены и т.д.).
Однотипность и однонаправленность формы элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало или инокамослие (ближе к патологии).
Отсутствие ног и лап – поверхностность суждений, импульсивность в принятии решений.
Крылья – желание вознестись над существующими проблемами, уверенность в себе, любознательность, соучастие в большом количестве предприятий, увлечение своей деятельностью с ущемлением окружающих. Это касается и своей сексуальной роли и позиции поведения.
Устрашающие детали – демонстративность, ссклонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.
Хвосты – отношение к собственным проблемам. Хвост направлен вверх – уверенность в своих выводах, положительная самооценка. Хвост направлен вниз – недовольство собой, сомнение по поводу собственных выводов и поведения. Хвост повёрнут вправо – отношения к своим действиям и поведению, влево – к своим мыслям, решениям.
Затемнения и зачернения фигуры животного – выражение страха, тревоги.
Защита. Если она представлена в острых углах – это агрессивная защита. О направленности такой защиты свидетельствует соответствующее пространственное расположение: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против мир, имеющих возможность положить запрет, ограничения, осуществить, принуждение (родители, начальники и т.д.); нижний контур защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка
Заслоны, щиты свидетельствуют о защите, связанной с опасениями и подозрительностью.

Её цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье...

Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Тест КРС состоит из 2 частей:

  • рисование своей семьи,
  • беседа после рисования.

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи.
  2. Где работают или учатся члены семьи.
  3. Как в семье распределяются домашние обязанности.
  4. Каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка.

Формальными особенностями рисунка считается:

  • качество линии рисующего,
  • положение объектов рисунка на бумаге,
  • стирание рисунка или его отдельных частей,
  • затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисунка являются:

  • изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке,
  • их взаимодействие и расположение,
  • отношение вещей и людей на рисунке.


1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи.

Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание.

Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях.

Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку.

В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится.

Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

4. Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация
  2. Тревожность
  3. Конфликтность в семье
  4. Чувство неполноценности
  5. Враждебность в семейной ситуации.

Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс Симптом Балл
1. Благоприятная семейная ситуация 1. Общая деятельность всех членов семьи 0,2
2. Преобладание людей на рисунке 0,1
3. Преобладание всех членов семьи 0,2
4. Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
5. Отсутствие штриховки 0,1
6. Хорошее качество линии 0,1
7. Отсутствие показателей враждебности 0,2
8. Адекватное распределение людей на листе 0,1
9. Другие возможные признаки 0,1
2. Тревожность 1. Штриховка 0,1,2
2. Линия основания – пол 3
3. Линия над рисунком 0,1
4. Линия с сильным нажимом 0,1
5. Стирание 0,1
6. Преувеличенное внимание к деталям 0,1,2
7. Преобладание вещей 0,1
8. Двойные или прерывистые линии 0,1
9. Подчеркивание отдельных деталей 0,1
10. Другие возможные признаки 0,1
3. Конфликтность в семье 1. Барьеры между фигурами 0,2
2. Стирание отдельных фигур 0,1
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 2
4. Выделение отдельных фигур 0,2
5. Изоляция отдельных фигур 0,2
6. Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
7. Несоответствие вербального описания и рисунка 0,2
8. Преобладание вещей 0,1
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,1
10. Член семьи, стоящий за спиной 0,2
11. Другие возможные признаки 0,1
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации 1. Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
2. Расположение фигур на нижней части листа 0,2
3. Линия слабая, прерывистая 0,1
4. Изоляция автора от других 0,2
5. Маленькие фигуры 0,1
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0,1
7. Отсутствие автора 0,2
8. Автор стоит спиной 0,1
9. Другие возможные признаки 0,1
5. Враждебность в семейной ситуации 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 0,2
2. Агрессивная позиция фигуры 0,1
3. Зачеркнутая фигура 0,2
4. Деформированная фигура 0,2
5. Обратный профиль 0,1
6. Руки раскинуты в стороны 0,1
7. Пальцы длинные, подчеркнутые 0,1
8. Другие возможные признаки 0,1

Беседы с психологом

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»
(тест «Моя семья»)

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».

Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным… После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
Интерпретация

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.

Рисунок 1.
На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.

Рисунок 2.
На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю...» Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.

Рисунок 3.
А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
  • Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

    4. Размер изображенных персонажей
    показывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

    5. Размер ребенка на листе.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).

    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы, ...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

    9. Расположение фигур на листе.
    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).

    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

    11. Части тела.

    12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя , чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

    13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).

    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.



  • Просмотров