Конспект по критической статье герой нашего времени. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»: анализ произведения

Над романом «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов работал в 1838-1840 гг. Идея написать роман родилась еще во время ссылки писателя на Кавказ в 1838 году. Первые части романа были изданы в течение одного года в журнале «Отечественные записки». Они вызывали интерес со стороны читателей. Лермонтов, видя популярность этих произведений, объединил их в один большой роман.

В названии автор стремился обосновать актуальность своего творения для современников. В издание 1841 года было включено также предисловие писателя в связи с теми вопросами, которые возникали у читателей. Предлагаем вашему вниманию краткое содержание «Герой нашего времени» по главам.

Главные герои

Печорин Григорий Александрович – центральный герой всего повествования, офицер царской армии, натура чувствительная и возвышенная, но эгоистическая. Красив, великолепно сложен, обаятелен и умен. Тяготится своим высокомерием и индивидуализмом, но не хочет преодолеть ни того, ни другого.

Бэла – дочь черкесского князя. Вероломно похищенная своим братом Азаматом, становится возлюбленной Печорина. Бэла красива и умна, чиста и прямодушна. Погибает от кинжала влюбленного в нее черкеса Казбича.

Мери (княжна Лиговская) – знатная девушка, с которой Печорин случайно познакомился и приложил все силы для того, чтобы влюбить ее в себя. Образованна и умна, горда и великодушна. Разрыв с Печориным становится для нее глубочайшей трагедией.

Максим Максимыч – офицер царской армии (в чине штабс-капитана). Добрый и честный человек, начальник и близкий приятель Печорина, невольный свидетель его любовных похождений и жизненных коллизий.

Рассказчик – проезжий офицер, ставший случайным знакомым Максима Максимовича и выслушавший и записавший его рассказ о Печорине.

Другие персонажи

Азамат – черкесский княжич, неуравновешенный и корыстолюбивый юноша, брат Бэлы.

Казбич – молодой черкес, влюбленный в Бэлу и ставший ее убийцей.

Грушницкий – молодой юнкер, человек самолюбивый и несдержанный. Соперник Печорина, убитый им на дуэли.

Вера – бывшая возлюбленная Печорина, появляется в романе как напоминание о его прошлом в Петербурге.

Ундина – безымянная контрабандистка, поразившая Печорина своей внешностью («ундина» – это одно из имен русалок, настоящего имени девушки читатель так и не узнает).

Янко – контрабандист, друг Ундины.

Вернер – доктор, умный и образованный человек, знакомый Печорина.

Вулич – офицер, серб по национальности, молодой и азартный человек, знакомый Печорина.

Предисловие

В предисловии автор обращается к читателям. Он говорит, что читатели поразились негативным чертам главного героя его произведения и упрекают в этом автора. Однако Лермонтов указывает на то, что его герой – есть воплощение пороков его времени, поэтому он современен. Автор также полагает, что нельзя все время кормить читателей сладкими историями и сказками, они должны видеть и понимать жизнь такой, какая она есть.

Действие произведения происходит на Кавказе в начале XIX века. Частично на этой территории Российской империи ведутся боевые операции против горцев.

Часть первая

I. Бэла

Начинается эта часть с того, что рассказчик-офицер встречает по пути на Кавказ немолодого штабс-капитана Максима Максимыча, который производит на него положительное впечатление. Рассказчик и штабс-капитан становятся приятелями. Попав в буран, герои начинают вспоминать о событиях своей жизни, и штабс-капитан рассказывает о молодом офицере, которого он знал около четырех с половиной лет назад.

Звали этого офицера Григорий Печорин. Был он красив лицом, статен и умен. Однако характер имел странный: то жаловался по пустяка, как девица, то бесстрашно скакал на лошади по скалам. Максим Максимыч в то время был комендантом военной крепости, в которой под его началом и служил этот таинственный молодой офицер.

Вскоре чуткий капитан заметил, что его новый подчиненный стал тосковать в глуши. Будучи человеком добрым, он решил помочь своему офицеру развеяться. В то время его как раз пригласили на свадьбу старшей дочери черкесского князя, который жил недалеко от крепости и стремился наладить хорошие отношения с царскими офицерами.

На свадьбе Печорину приглянулась младшая дочь князя – прекрасная и грациозная Бэла.

Спасаясь от духоты в помещении, Максим Максимыч вышел на улицу и стал невольным свидетелем разговора, который состоялся между Казбичем – черкесом с внешностью разбойника – и братом Бэлы Азаматом. Последний предлагал Казбичу любую цену за его великолепного коня, доказывая, что за коня он даже готов украсть для него свою сестру. Азамат знал, что Казбич неравнодушен к Бэле, однако гордый черкес Казбич лишь отмахивался от назойливого юноши.

Максим Максимыч, выслушав этот разговор, ненароком пересказал его Печорину, не зная, что задумал его молодой сослуживец.

Оказалось, что Печорин позже предложил Азамату украсть Бэлу для него, обещав взамен, что конь Казбича станет его.

Азамат выполнил уговор и провез красавицу-сестру в крепость к Печорину. Когда же Казбич пригнал баранов в крепость, Печорин отвлек его, а Азамат в это время украл его верного коня Карагеза. Казбич поклялся отомстить обидчику.

Позже в крепость пришли известия о том, что Казбич убил черкесского князя – родного отца Бэлы и Азамата, подозревая его в соучастии в похищение своего коня.

Тем временем Бэла стала жить в крепости у Печорина. Он обращался с ней необыкновенно бережно, не обижая ни словом, ни делом. Печорин нанял черкешенку, которая стала прислуживать Бэле. Сам же Печорин ласкою и приятным обхождением покорил сердце гордой красавицы. Девушка влюбилась в своего похитителя. Однако, добившись расположения красавицы, Печорин потерял к ней интерес. Бэла почувствовала охлаждение со стороны своего возлюбленного и стала сильно тяготиться этим.

Максим Максимыч, полюбив девушку, как родную дочь, пытался всеми силами ее утешить. Однажды, когда Печорин уехал из крепости, штабс-капитан предложил Бэле прогуляться с ним за стенами. Издалека они увидели Казбича верхом на коне отца Бэлы. Девушке стало страшно за свою жизнь.

Прошло еще некоторое время. Печорин общался с Бэлой все реже, она начала тосковать. В один из дней Максима Максимыча и Печорина не было в крепости, когда они вернулись, то издалека заметили лошадь князя и в седле Казбича, который вез на ней какой-то мешок. Когда офицеры погнались за Казбичем, то черкес раскрыл мешок и занес над ним кинжал. Стало понятно, что в мешке он держал Бэлу. Казбич бросил свою добычу и стремительно ускакал прочь.

Офицеры подъехали к смертельно раненной девушке, бережно подняли ее и отвезли в крепость. Бэла смогла прожить еще два дня. В бреду она вспоминала Печорина, говорила о своей любви к нему и жалела, что они с Григорием Александровичем находятся в разных верах, поэтому, по ее мнению, не смогут встретиться в раю.

Когда Бэлу похоронили, Максим Максимыч больше не говорил о ней с Печориным. Потом пожилой штабс-капитан пришел к выводу, что смерть Бэлы была лучшим выходом из сложившейся ситуации. Ведь Печорин в конце концов оставил бы ее, а она не смогла бы пережить такого предательства.

После службы в крепости под началом Максима Максимыча Печорин уехал для продолжения ее в Грузию. Никаких вестей он о себе не подавал.

На этом рассказ штабс-капитана закончился.

II. Максим Максимыч

Рассказчик и Максим Максимыч расстались, каждый отправился по своим делам, однако вскоре они неожиданно встретились вновь. Максим Максимыч с возбуждением рассказал, что вновь совершенно неожиданно встретил Печорина. Он узнал, что тот вышел теперь в отставку и решил поехать в Персию. Пожилой штабс-капитан хотел пообщаться со старым другом, которого не видел около пяти лет, однако Печорин вовсе не стремится к такому общению, чем сильно обидел старого офицера.

Максим Максимыч не мог всю ночь уснуть, но на утро опять решил поговорить с Печориным. Но тот проявил холодность и показное равнодушие. Штабс-капитан сильно опечалился.

Рассказчик, увидев Печорина лично, решил передать читателям свои впечатления от его внешности и манеры держаться. Это был человек среднего роста с красивым и выразительным лицом, которое всегда нравилось женщинам. Он умел держаться в обществе и говорить. Печорин одевался хорошо и без вызова, его костюм подчеркивал стройность его тела. Однако во всем его облике поражали глаза, которые смотрели на собеседника холодно, тяжело и проницательно. Печорин в общении практически не использовал жестикуляции, что являлось признаком скрытности и недоверчивости.

Уехал он стремительно, оставив о себе только яркие воспоминания.

Рассказчик сообщил читателям о том, что Максим Максимыч, видя его заинтересованность личностью Печорина, передал ему его журнал, то есть, дневник. Некоторое время дневник лежал у рассказчика без дела, однако после смерти Печорина (а умер тот скоропостижно в возрасте двадцати восьми лет: неожиданно заболев по дороге в Персию) рассказчик решил опубликовать некоторые его части.
Рассказчик, обращаясь к читателям, попросил их о снисхождении к личности Печорина, ведь тот, несмотря на свои пороки, был хотя бы искренен в подробном описании их.

Журнал Печорина

I. Тамань

В этой части Печорин рассказывал о забавном, по его мнению, приключении, которое произошло с ним на Тамани.

Приехав в это малоизвестное место, он в силу свойственной ему подозрительности и проницательности понял, что слепой мальчик, у которого он остановился на ночлег, что-то скрывает от окружающих. Проследив за ним, он увидел, что слепец встречается с красивой девушкой, которую сам Печорин называет Ундиной («русалкой»). Девушка и мальчик ждали человека, которого они называли Янко. Янко вскоре появился с какими-то мешками.

На следующее утро Печорин, подстрекаемый любопытством, попытался выяснить у слепца, что за узлы привез его странный приятель. Слепой мальчик молчал, делая вид, что не понимает своего гостя. Печорин встретился с Ундиной, которая попыталась заигрывать с ним. Печорин сделал вид, что поддался ее чарам.

Вечером вместе со знакомым казаком он пошел на свидание с девушкой на пристань, приказав казаку быть начеку и, если случится что-то непредвиденное, спешить к нему на помощь.

Вместе с Ундиной Печорин сел в лодку. Однако их романтическое путешествие вскоре оборвалось тем, что девушка попыталась столкнуть в воду своего спутника, при том, что Печорин не умел плавать. Мотивы поведения Ундины объяснимы. Она догадалась, что Печорин понял, чем занимается Янко, слепой мальчик и она, и поэтому он мог бы донести в полицию о контрабандистах. Однако Печорину удалось одержать победу над девушкой и сбросить ее в воду. Ундина умела плавать достаточно хорошо, она бросилась в воду и поплыла навстречу Янко. Тот забрал ее на борт своей лодки, и вскоре они растворились в темноте.

Вернувшись после столь опасного плаванья, Печорин понял, что слепой мальчик украл его вещи. Приключения прошедшего дня развлекли скучающего героя, но он был неприятно раздосадован тем, что мог бы и погибнуть в волнах.

Утром герой навсегда уехал из Тамани.

Часть вторая

(окончание журнала Печорина)

II. Княжна Мери

Печорин рассказал в своем журнале о жизни в городе Пятигорске. Провинциальное общество ему наскучило. Герой искал развлечения и нашел их.

Он познакомился с молодым юнкером Грушницким, горячим и пылким юношей, влюбленным в красавицу княжну Мери Лиговскую. Печорина забавляло чувство молодого человека. Он в присутствии Грушницкого стал говорить о Мери так, как будто это не девушка, а скаковая лошадь, имеющая свои достоинства и недостатки.

Поначалу Печорин раздражал Мери. При этом герою нравилось злить юную красавицу: то он стремился первым купить дорогой ковер, который хотела приобрести княжна, то высказывал в ее адрес злые намеки. Печорин доказывал Грушницкому, что Мери принадлежит к породе тех женщин, которые будут кокетничать со всеми подряд, а замуж выйдут за человека никчемного, по воле своей маменьки.

Тем временем Печорин познакомился в городе с Вернером, местным доктором, человеком умным, но желчным. Вокруг него в городе ходили самые нелепые слухи: кто-то даже считал его местным Мефистофелем. Вернеру нравилась такая экзотическая слава, и он всеми силами ее поддерживал. Будучи проницательным человеком, доктор предугадал будущую драму, которая может произойти между Печориным, Мери и юным юнкером Грушницким. Однако он особо не распространялся на эту тему.

События тем временем шли своим чередом, внося новые штрихи в портрет главного героя. В Пятигорск приехала светская дама и родственница княжны Мери – Вера. Читатели узнали, что Печорин когда-то был страстно влюблен в эту женщину. Она также сохранила в своем сердце светлое чувство к Григорию Александровичу. Вера и Григорий встретились. И здесь мы увидели уже другого Печорина: не холодного и злого циника, а человека больших страстей, ничего не забывшего и чувствующего страдание и боль. После встречи с Верой, которая будучи замужней женщиной, не могла соединиться с влюбленным в нее героем, Печорин вскочил в седло. Он скакал по горам и долам, сильно измучив своего коня.

На изможденном коне Печорин случайно встретился с Мери и испугал ее.

Вскоре Грушницкий с пылким чувством стал доказывать Печорину, что после всех его выходок его никогда не будут принимать в доме у княжны. Печорин поспорил со своим приятелем, доказывая обратное.
Печорин пошел на бал к княгине Лиговской. Здесь он стал вести себя необыкновенно учтиво по отношению к Мери: он танцевал с ней, как прекрасный кавалер, защищал от подвыпившего офицера, помогал справиться с обмороком. Мать Мери стала смотреть на Печорина другими глазами и пригласила его в свой дом на правах близкого друга.

Печорин стал бывать у Лиговских. Он заинтересовался Мери как женщиной, однако героя все равно притягивала Вера. На одном из редких свиданий Вера сказала Печорину, что смертельно больна чахоткой, поэтому она просит его пощадить ее репутацию. Также Вера добавила, что всегда понимала душу Григория Александровича и принимала его со всеми его пороками.

Печорин, тем не менее, сблизился с Мери. Девушка призналась ему, что ей наскучили все поклонники, включая Грушницкого. Печорин, используя свое обаяние, от нечего делать влюбил в себя княжну. Он даже сам не мог себе объяснить, для чего ему это нужно: то ли, чтобы поразвлечься, то ли для того, чтобы позлить Грушницкого, а, может быть, показать Вере, что он тоже кому-то нужен и, тем самым, вызвать ее ревность.

Григорию удалось то, чего он хотел: Мери влюбилась в него, однако поначалу она скрывала свои чувства.

Тем временем Веру стал беспокоить этот роман. На тайном свидании она попросила Печорина никогда не жениться на Мери и пообещала ему взамен ночную встречу.

Печорин же стал скучать в обществе как Мери, так и Веры. Ему надоел и Грушницкий с его страстью и мальчишеством. Печорин специально стал вести себя вызывающе на людях, чем вызывал слезы со стороны влюбленной в него Мери. Людям он казался безнравственным безумцем. Однако юная княжна Лиговская понимала, что тем самым он только больше привораживал ее.

Грушницкий начал всерьез ревновать. Он понимал, что сердце Мери отдано Печорину. Того же забавляло то, что Грушницкий перестал с ним здороваться и стал отворачиваться при его появлении.

Весь город уже говорил о том, что Печорин скоро сделает предложение Мери. Старая княгиня – мать девушки – со дня на день ждала к себе сватов от Григория Александровича. Но тот не стремился делать предложения Мери, а хотел подождать, когда девушка сама признается ему в любви. На одной из прогулок Печорин поцеловал княжну в щеку, желая посмотреть на ее реакцию. На следующий день Мери призналась в любви Печорину, но он в ответ холодно заметил, что не испытывает к ней любовного чувства.

Мери почувствовала себя глубоко униженной словами любимого человека. Она ждала чего угодно, но только не этого. Героиня поняла, что Печорин от скуки посмеялся над ней. Она сравнила себя с цветком, который злой прохожий сорвал и бросил на пыльной дороге.

Печорин же, описывая в своем дневнике сцену объяснения с Мери, рассуждал том, почему поступил столь низко. Он написал, что не хочет жениться потому, что гадалка когда-то сказала его матери, что ее сын погибнет от злой жены. В своих записях герой заметил, что ценит собственную свободу превыше всего, боится быть благородным и казаться окружающим смешным. И просто-напросто полагает, что не способен никому принести счастье.

В город приехал знаменитый фокусник. Все поспешили на его представление. Отсутствовали там только Вера и Мери. Печорин, движимый страстью к Вере, поздним вечером пошел в дом Лиговских, где та проживала. В окне он увидел и силуэт Мери. Грушницкий же выследил Печорина, полагая, что у того назначено свидание с Мери. Несмотря на то, что Печорину удалось вернуться к себе в дом, Грушницкий полон обиды и ревности. Он вызвал Григория Александровича на дуэль. В качестве секундантов выступили Вернер и малознакомый Печорину драгун.

Перед дуэлью Печорин долго не мог успокоиться, он размышлял о своей жизни и понимал, что мало кому принес хорошее. Судьба уготовила ему роль палача для многих людей. Кого-то он убивал своим словом, а кого-то и делом. Он любил ненасытной любовью только самого себя. Он искал человека, который смог бы его понять и все ему простить, но ни одна женщина, ни один мужчина не смогли это сделать.

И вот он получил вызов на дуэль. Быть может, его соперник убьет его. Что останется после него в этой жизни? Ничего. Только пустые воспоминания.

Следующим утром Вертер старался примирить Печорина и его оппонента. Однако Грушницкий был непреклонен. Печорин хотел проявить великодушие к сопернику, надеясь на его взаимность. Но Грушницкий был зол и обижен. В итоге дуэли Печорин убил Грушницкого. Чтобы скрыть факт дуэли, секунданты и Печорин дали показания, что молодого офицера убили черкесы.

Однако Вера понял, что Грушницкий погиб именно на дуэли. Она призналась мужу в своих чувствах к Печорину. Тот увез ее из города. В попытке догнать Веру, он до смерти загнал свою лошадь.

Возвратившись в город, он узнал, что слухи о дуэли просочились в общество, поэтому ему назначено новое место службы. Он пошел проститься в дом к Мери и ее матери. Старая княгиня предложила ему руку и сердце дочери, но Печорин отверг ее предложение.

Оставшись наедине с Мери, он унизил гордость этой девушки так, что самому стало неприятно.

III. Фаталист

В завершающей части романа рассказывается о том, что Печорин по делам службы оказался в станице казаков. Среди офицеров однажды вечером произошел спор относительного того, существует ли в жизни человека роковое стечение обстоятельств. Человек волен сам выбирать себе жизнь или его судьба «предопределена свыше»?

Во время жаркого спора слово взял серб Вулич. Он заявил, что по своим убеждениям является фаталистом, то есть, человеком, который верит в судьбу. Поэтому он придерживался мнения, что если ему сегодня ночью не дано умереть свыше, то смерть не заберет его, как бы он сам к ней не стремился.

В доказательство своих слов Вулич предложил пари: он выстрелит себя в висок, если он прав, то останется жив, а если неправ, то умрет.

Никто из собравшихся не хотел соглашаться на такие странные и страшные условия пари. Согласился лишь Печорин.

Посмотрев в глаза своему собеседнику, Печорин твердо произнес, что тот сегодня умрет. Тогда Вулич взял пистолет и выстрелил себе в висок. Пистолет дал осечку. Тогда он же сделал второй выстрел в сторону. Выстрел был боевой.

Все стали громко обсуждать случившееся. Но Печорин настаивал на том, что сегодня Вуличу предстоит умереть. Никто не понимал его настойчивости. Раздосадованный Вулич покинул собрание.

Печорин пошел домой переулками. Он увидел лежащую на земле разрубленную напополам шашкою свинью. Очевидцы рассказали ему, что так «чудит» один из их казаков, который любит прикладываться к бутылке.
Утром Печорина разбудили офицеры и рассказали ему, что Вулича ночью зарубил этот самый пьяный казак. Печорину стало не по себе, однако он тоже захотел испытать судьбу. Вместе с другими офицерами он пошел ловить казака.

А тем временем казак, протрезвев и поняв, что натворил, сдаваться на милость офицеров не собирался. Он заперся в своей хате и грозит убить каждого, кто туда проникнет. Смертельно рискуя, Печорин вызывался наказать буяна. Он через окно забрался в его хату, но остался живым. Казака связали подоспевшие офицеры.

После такого происшествия Печорин должен был стать фаталистом. Однако он не спешил с выводами, полагая, что в жизни все не так просто, как кажется со стороны.

А добрейший Максим Максимыч, которому он пересказал эту историю, заметил, что пистолеты часто дают осечки, да и что кому на роду написано, то и будет. Пожилой штабс-капитан также не захотел стать фаталистом.

На этом роман заканчивается. Читая краткий пересказ «Героя нашего времени», не забывайте о том, что само произведение куда интереснее, чем рассказ о его основных эпизодах. Поэтому читайте это знаменитое произведение М. Ю. Лермонтова и получайте наслаждение от прочитанного!

Заключение

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» сохраняет свою актуальность для читателей на протяжении почти двухсот лет. И это неудивительно, ведь в произведении затронуты важнейшие жизненные проблемы бытия человека на земле: любви, предназначения личности, судьбы, страсти и веры в высшие силы. Это произведение никого не оставит равнодушным, поэтому оно и входит в сокровищницу классических произведений русской литературы.

Тест по роману

После прочтения краткого содержания произведения Лермонтова – попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 22202.

Разделы: Литература

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

М. Лермонтов.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?

- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.

Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»)

Тема нашего урока: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  • Выдержал ли Печорин испытание опасностью?
  • Способен ли герой на истинную любовь?
  • Какова жизненная философия нашего героя?

На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы.

Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)

Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».)

С чем связана смена рассказчиков?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».)

2. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.

Рассмотрим точку зрения первого рассказчика – Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?

(«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…»)

Как вы объясните значение слова «странный»?

(Этим скупым определением «странен» в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)

Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить?

(Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость – отличительные черты Печорина.)

Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?

(«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: «Я отдам за неё (Бэлу) жизнь – только мне с нею скучно». Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.

Белинский писал: «Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…».)

В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?

(«…во мне душа испорчена светом…»)

Читатель завершает чтение первой главы и ничего определённого не может сказать о герое. Зато возникает множество вопросов.

3. Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери».

Мы знаем, что испытания любовью на этом не заканчиваются. Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести «Княжна Мери». Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?

(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?

(«Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)

Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

(«Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…» «Сердце его сжалось…» Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. «Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)

Как это его характеризует?

(Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)

Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.

4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»?

Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.

«…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…»

«…он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера…»

«…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…»

«…его кожа имела какую-то женскую нежность…»

«…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…»

«…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

«… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…».)

Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.

Какова роль портрета Печорина?

(Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина – ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.)

Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?

(«…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Но может быть, он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? « А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять…А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…» Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невесёлых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.)

Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

5. Характер Печорина в оценке самого героя. Испытание героя опасностью.

Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.)

Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?

(Три главы романа – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - части «Дневника Печорина».)

Кто нам представляет героя?

(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?

(Интерес к новому кругу людей, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

Почему его постигает горечь разочарования?

(«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..»)

В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?

(Повести « Княжна Мери».)

Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?

(Среда, окружающая героя, – это люди, равные ему по социальному происхождению.)

Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?

(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)

Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». «Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».)

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?

(Умение понять внутреннюю суть человека.)

Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?

(Грушницкий своего рода « двойник» Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека.

«Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

«Производить эффект - их наслаждение».

«…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает».

«Его цель – сделаться героем романа».

Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)

Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи».)

Испытывает ли герой торжество победителя?

(Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…»)

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)

6. Жизненная философия героя.

Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.

Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?

(«…первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…»)

Какую оценку он даёт себе в дневнике?

(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)

Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

(« А что такое счастье? Насыщенная гордость?»)

К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?

(Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)

Что же такое дружба в понимании Печорина?

(«… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный…» Настоящих друзей у Печорина нет.)

К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)

За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

(«… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни». Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.)

Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

(«Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою», - отмечает В. Г. Белинский. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

Как таких людей называют в литературе?

(Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин – герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, «кипели в действии пустом».)

Это герой того времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?

7. Итог урока.

Смогли ли мы рассмотреть историю души Печорина?

Безусловно, мы коснулись только некоторых особенностей души героя. Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся «тайной за семью печатями».

) – «извне», глазами чужих людей. Три остальных основаны на его дневниках, представляя взгляд на самого себя «изнутри».

«Бэла»

Неназванный по имени русский путешественник едет по Кавказу. В пути по горам он встречает пожилого штабс-капитана Максима Максимыча (см. Образ Максима Максимыча , Печорин и Максим Максимыч), прежде начальника одной крепости в Чечне. Рассказ Максим Максимыча про странный случай из тамошней своей жизни и составляет сюжет Бэлы.

В крепость приезжает служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин, человек странного замкнутого, но твёрдого и сильного характера. Он часто отдаётся бездеятельной скуке, но иногда загорается большой энергией и волей.

Однажды на свадьбе у одного из окрестных горских князей младшая дочь хозяина, Бэла, поёт Печорину нечто вроде комплимента. Печорину нравится эта красавица. Вскоре он узнаёт, что её беспутный брат Азамат жаждет заполучить прекрасную лошадь джигита Казбича (см. Характеристика Казбича с цитатами). За этого коня Азамат готов похитить из отцовского дома и отдать Бэлу.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Печорин входит в сделку с Азаматом. Он помогает угнать лошадь Казбича, когда тот пригоняет в русскую крепость баранов для продажи. Взамен Азамат привозит Печорину украденную собственными руками сестру.

Печорин собирается уезжать, и не вспоминая про Максим Максимыча. Однако тот вдруг возвращается и бежит, что есть мочи, обнять старого товарища. Печорин в ответ лишь подаёт капитану руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, он садится в коляску.

Максим Максимыч потрясён таким равнодушием. Он старается задержать Печорина, но тот даёт кучеру знак отправляться. Старик напоминает: «Да у меня ваши записки. Что с ними делать?». Бросив: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Заинтересовавшийся Печориным спутник Максим Максимыча просит, чтобы старик отдал ему записки этого непонятного человека. Узнав вскоре, что Печорин умер во время путешествия в Персию, он решает опубликовать их. Из дневников Печорина и составляются последние три части «Героя нашего времени». Публикатор говорит, что его особенно поразило, «с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки».

Утром приходит старая хозяйка хаты. Печорин со смехом расспрашивает слепого мальчика, «куда это он таскался ночью»? Вскоре появляется и девушка, виденная им у пристани. Эта похожая на русалку красавица начинает шаловливо заигрывать с Печориным.

Пытаясь заинтриговать прекрасную незнакомку, Печорин намекает ей, что может донести коменданту о происходившем ночью на берегу. Девушка в ответ лишь смеётся. Чуть позже она приходит в комнату к Печорину, неожиданно целует его, приглашает на берег, когда стемнеет, и быстро ускользает.

С наступлением темноты Печорин встречается с «русалкой» у моря. Та увлекает его прогуляться на лодке. Выплыв в море, девушка вначале манит Печорина ласками, а потом пытается сбросить за борт и утопить – думая так избавиться от доносчика.

После отчаянной борьбы Печорин сам сталкивает её с лодки в воду. Он догребает до пристани и через некоторое время видит издали на берегу спасшуюся «русалку». Вновь появляется лодка с Янко, приходит и слепой. Боясь ареста, Янко и девушка решают уплывать отсюда. Слепой просится плыть с ними, но они прогоняют его.

Этот случай вызывает у Печорина тягостные раздумья. Сам того не желая, он разрушил чужое существование. Неизвестно, какая участь ждёт теперь старуху и мальчика. «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» Подобную роль Печорину придётся играть ещё не раз.

Печорин приезжает на отдых в Пятигорск. Тут знакомый юнкер Грушницкий рассказывает ему о гостьях из Москвы – княгине Лиговской и её дочери, молодой красавице Мери. Недалёкий, склонный к наигранным, театральным жестам и чувствам Грушницкий начинает пылко ухаживать за Мери. Частью от скуки, частью в пику Грушницкому, а частью и от действительной симпатии к очаровательной княжне в такую же игру втягивается и Печорин.

Зная по опыту все тайные струны женской души, он обольщает Мери весьма умело. Поначалу Печорин вызывает в ней раздражение рядом вызывающих, насмешливых выходок. Однако порождённая ими неприязнь заставляет княжну обратить на дерзкого кавалера пристальное внимание. Распалив интерес Мери до страстности, Печорин постепенно выставляет себя в её глазах несчастной жертвой людской злобы и зависти, которые извратили добрые задатки его души. Мери проникается состраданием к нему. Оно переходит в горячую любовь.

Поначалу Мери выказывает благосклонность к Грушницкому, но потом отвергает этого пустоватого франта ради волевого и умного Печорина. Грушницкий решает мстить. Ряд мелких стычек в конце концов завершается дуэлью между Печориным и Грушницким. По совету одного коварного драгунского капитана Грушницкий даёт согласие на низкую подлость: во время поединка будет заряжен только его пистолет, а оружие противника останется без пули. Печорин узнаёт об этом замысле, срывает его и на дуэли убивает Грушницкого. (См. полный текст отрывка «Дуэль Печорина и Грушницкого» , Монолог Печорина перед дуэлью .)

Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

Мери признаётся Печорину в своей любви. Он и сам уже чувствует сильную привязанность к незаурядной девушке, но это растущее чувство лишь подталкивает его расстаться с ней. Печорин слишком любит свободную, бурную и опасную жизнь. Тихие радости брака его не манят, призрак возможной женитьбы всегда побуждает бросить очередную пассию. Мери потрясена словами Печорина, что он не любит её и прежде лишь смеялся над ней. При финальном объяснении Печорин едва удерживается, чтобы не броситься к ногам княжны, но гордая, свободолюбивая натура берёт в нём верх над сердечным порывом. (См. Последний разговор Печорина и княжны Мери .)

Иллюстрация к повести М. Ю. Лермонтова «Фаталист». Художник В. Поляков

Печорин проигрывает пари, но не может избавиться от убеждения, что на лице поручика виден знак смерти. Офицеры расходятся. По пути домой Печорина нагоняют два казака, рассказывая: один их буйный товарищ сильно напился и только что выбежал куда-то на улицу, махая шашкой.

Едва Печорин приходит домой, как к нему прибегают с рассказом, что Вулич убит. Тот самый пьяный казак наткнулся на него по улице и зарубил шашкой. Перед смертью поручик успел произнести: «Он прав!», явно имея в виду предсказание о скорой гибели, услышанное от Печорина.

Преступника окружают в пустой хате. Он не хочет сдаваться и грозит убить всякого, кто попытается к нему войти. Печорин тоже решает испытать свою судьбу. Выбив окно, он запрыгивает в хату к убийце. Тот стреляет в него, сбив эполет, но не ранив. Печорин хватает казака за руки, а через дверь врываются другие и вяжут преступника.

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» Однако сухой скептический ум Печорина всё же не склонен слепо верить в рок, ибо «часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»

В своей статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова », написанной в 1840 году, классик отечественной критики В.Г. Белинский отмечает, прежде всего, присущий русской литературе дуализм, встретить который невозможно в произведениях зарубежных писателей. Здесь соседствуют талант и бездарность, желание дешевой «электризации» (М.Е. Салтыков-Щедрин) публики и подлинное понимание национального менталитета.

По мнению Белинского, на арене наконец-то появился настоящий творец, одинаково даровитый как в поэзии, так и в прозе, талантливый многосторонне и разнообразно. М.Ю. Лермонтов - талант, в котором соединились лирическая поэзия и повесть современной жизни, что роднит его с Пушкиным. В повестях Лермонтова заметно драматическое движение, что, несомненно, не было бы возможно без столь гениального предшественника.

Начало романа, на первый взгляд, не дает нам точного и полного представления о Печорине. Однако впечатление это обманчиво - мы проникаемся его чувствами, начинаем думать о нем. Все прочие лица, окружающие главного героя, группируются вокруг него, составляют с ним группу. В этом выражается единство мысли, которым пронизан роман, характерная для него полнота, оконченность и замкнутость целого.

(Главный герой - Печорин )

Белинский указывает: такие замкнутость и оконченность свойственны всему живому, и это - природная особенность, наиболее четко проявившаяся в человеке. Таким образом, главный закон мировой жизни состоит в обособлении и замкнутости общего в частном явлении. Закон этот применим и к искусству, ибо художник преобразует и организует творческую мысль в художественное произведение. Очевидно, что Лермонтов, как истинный художник, отлично справился с этой задачей и сумел показать процесс развития «органического» из «самого себя».

Критик рассматривает характеры, представленные в романе, и каждому дает меткое определение, указывая на прямое влияние обстоятельств на развитие природной натуры. Так, Максим Максимыч, наделенный добрым, «человеческим» сердцем, не получил должного развития, а потому стал всего лишь служакой, но служакой усердным, отважным и по-своему благородным. Более того, для обрисовки его характера автору достаточно пары метких деталей, и вот уже перед нами типическая русская натура. «Максим Максимыч» - имя уже не собственное, а нарицательное. На примере повести «Бэла» Белинский также отмечает присущую Лермонтову легкость повествования: льется оно свободно, подобно горной реке.

Приятно и просто читателю плыть по этим волнам, и вот он уже в «Тамани». Этой повести присущ причудливый местный колорит, не очароваться которым невозможно. Так же очарованы мы и прекрасной девушкой. А что же главный герой?.. Он по-прежнему остается той же таинственной личностью. Узнав о его истинных намерениях, мы готовы посчитать Печорина «страшным» человеком, а между тем он лучше многих: в нем есть та сила духа, что уподобляет простого смертного богоборцам. Даже в своих заблуждениях он прекрасен.

Ему суждено познать себя, но это в будущем. А пока герою предстоит страдать и служить причиной страдания, подниматься и вновь падать на самое дно. И даже если кто-то погибнет по его вине - такова жизнь, действительность, законы природы. Как любой человек, наделенный чувством и разумом, он живет в постоянном огорчении, которое, однако, не мешает при этом быть холодным наблюдателем. В душе Печорина - два человека, один из которых действует, а второй вполне заслуженно осуждает его. И такая двойственность - результат не модного «вернерства» и «байронизма», а плод горького опыта, приведшего к тому, что один человек умер, а второй еще не родился. Это переходное состояние - суть рефлексия, выражающаяся в отвращении к любому делу и самому себе.

Возможно, Печорин и творил зло, но, по мысли Белинского, сам глубоко страдал от этого. Он не эгоист, как принято думать, его сердце - благодатная почва, на которой могут взрасти цветы добра и любви. Натура глубоко рефлексирующая, он значительно выше Онегина по идее, он мечется и ищет, жаждет понимания и признания людей гораздо менее достойных, нежели сам, успокоения и страстей, чувств и мыслей. Найдет ли?..

Белинский пишет, что во второй половине 30-х годов «на горизонте на-шей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. Мы говорим о Лермонтове...».

Роман «Герой нашего времени» произвел исключительно сильное впе-чатление на читателей потому, что в нем правдиво изображена жизнь рус-ского общества. «Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показы-вало нам действительность, как она есть, ибо какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все вы-думки и поучения моралистов...».

В другой статье («Сочинения Александра Пушкина», статья 8) Белин-ский подчеркивает, что первым, кто изобразил «прозу жизни», был Пуш-кин. В романе «Евгений Онегин» он «взял эту жизнь, как она есть, не отвле-кая от нее только одних поэтических ее мгновений, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью».

Лермонтов пошел по пути, проложенному Пушкиным. Рисуя образ Пе-чорина, он берет «в рассмотрение обстоятельства его развития и сферу жиз-ни, в которую он поставлен судьбою».

Но Лермонтов — самобытный писатель, живущий в иное время, нежели Пушкин. Его Печорин, по словам Белинского, — это «герой нашего вре-мени».

Жизнь Онегина, которому «все пригляделось, все приелось», состояла в том, что «он равно зевал средь модных и старинных зал».

«Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду...»

Печорин не может жить так, как живут люди его круга. «Дух его созрел для новых чувств и новых дум». Но он не находит разумного применения сво-им недюжинным силам. Для него «все старое разрешено, а нового еще нет».

Отсюда — раздвоенность Печорина, «противоречие между глубокостию натуры и жалкостию действий одного и того же человека».

Роман Лермонтова — «это грустная дума о нашем времени», — заклю-чает Белинский. Материал с сайта

Критик отмечает редкое мастерство Лермонтова. Роман состоит из от-дельных повестей, персонажи и события которых сгруппированы «вокруг одного лица» (Печорина), объединены единой идеей, «творческой концеп-цией».

Этим и объясняется «гармоническая соответственность частей с це-лым», «оконченность, полнота и замкнутость целого».

Мастерство Лермонтова проявилось в умении создавать типические ха-рактеры. «Так осуществляют свои идеалы истинные художники: две, три черты — и перед вами, как живая, словно наяву, стоит такая характери-стическая фигура, которой вы уже иногда не забудете...»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • белинский герой нашего времени краткая статья
  • мережковский о романе "герой нашего времени"
  • что пишет белинский о романе герой нашего времени
  • краткий конспект статьи белинского герой нашего времени
  • герой нашего времени критика белинского


Просмотров