Мифы и сказания о потопе, существующие у разных народов. Легенды о всемирном потопе Сибирь, Алтай и Аляска

Во многих мифах часто повторяется один сюжет: боги, разгневавшись на людей за греховное поведение, насылают на них великое бедствие — потоп, который приводит к гибели всего человечества, а также большей части живой природы. Лишь избранный богами праведник, посвященный в их замыслы, исподволь готовится к предстоящим испытаниям и на построенной заблаговременно лодке (ковчеге, ящике) спасается со своей семьей, пустившись в плавание по безбрежной водной глади. Вместе с ним в лодке пережидают бедствие представители всех видов животного царства. Плавающий зверинец после долгих поисков суши причаливает к одинокому острову, как правило, к вершине самой большой из известных тому или иному народу горы: у древних греков — Парнас (по другому варианту — Этна), у евреев — Арарат, у шумеров — Нисир (на востоке от реки Тигр). Вслед за этим начинается возрождение человечества и живой природы.

Имя избранного богами праведника у разных народов также разное: в Библии фигурирует Ной, в древнегреческом мифе о потопе — Девкалион, у шумеров — Зиусудра или Утнапиштим, у вавилонян и ассирийцев — Атрахасис. Потоп длился по одним версиям семь дней и семь ночей, по другим — девять суток, согласно библейскому сказанию — 40 дней и 40 ночей. Самый древний вариант мифа, по-видимому, восходит к началу 3-го тысячелетия до н. э. Более поздние версии относятся к началу 1-го тысячелетия до н. э.

Возникает вопрос: существовала ли одна легенда, кочевавшая от одного народа к другому, или действительно в их истории было нечто подобное потопу, что передавалось из поколения в поколение? Совершенно очевидно, что в памяти народной откладываются самые драматические события, которые постепенно трансформируются в мифы и сказания с характерными для них преувеличениями и неправдоподобными деталями. Конечно, в истории каждого народа были периоды очень неблагоприятных погодных условий; затяжные ливни или ураганы небывалой силы, за которыми следовали наводнения и сели, несшие гибель людям и животным. Нередко потери были столь велики, что случались даже переселения больших масс людей, навсегда покидавших родные места. В этом смысле легенда о потопе могла родиться у любого народа.

Однако те варианты, которые бытовали среди древнего населения Южной Европы и Передней Азии, совпадают не только по фабуле, но и по важнейшим деталям, что трудно объяснить многоочаговым возникновением этой легенды. Ведь даже наводнения вызываются разными причинами и протекают по-разному. Поэтому вполне вероятно, что миф о всемирном потопе исходит все же из одного, древнейшего источника и отражает какое-то истинное событие — катаклизм, редко случающийся в природе. Уже рожденным, этот миф распространился со временем среди народов, живших вблизи очагов его зарождения.

Значит, можно заключить, что воспоминания о реальном потопе, иначе говоря о страшном наводнении, исходят, скорее всего, от шумеров — древнейшего из народов Месопотамии — которые создали одну из первых цивилизаций в низовьях долин рек Тигра и Евфрата. От шумеров эта легенда перешла к вавилонянам и ассирийцам, последовательно сменявшим друг друга в этом регионе, а от них — к семитским племенам, переселившимся в XVIII—XVII вв. до н. э. из Месопотамии в Ханаан (Палестину). По-видимому, позднее это сказание хетты и финикийцы поведали жителям Крита, а от них оно дошло до древних греков.

Ответ на вопрос, почему именно у шумеров появилась легенда о всемирном потопе, дали раскопки на месте одного из древнейших городов мира — Ура, располагавшегося на берегах Евфрата. В глубоком шурфе, в 14 м от поверхности, под гробницами шумерских владык, живших в начале 3-го тысячелетия до н. э., английский археолог Л. Вулли обнаружил мощный горизонт илистых осадков, лишенных следов человеческой культуры. Казалось, копать дальше не имело смысла, так как шурф вскрыл подошву антропогенной толщи. Однако Л. Вулли приказал углублять шурф и был вознагражден за это. Пройдя 3-метровый слой ила, шурф снова вошел в осадки, в которых находились обломки кирпичей и керамики. Эти находки принадлежали уже совсем другой культуре, другому народу, вероятно погибшему в результате стихийного бедствия — наводнения, затопившего большие районы в Месопотамии.

Действительно, произведенное поздние расчеты говорят о том, что уровень воды, отложившей З-метровый пласт ила, был по крайней мере на 8 м выше отметки, на которой находилось древнейшее поселение, уничтоженное стихией. Неудивительно, что немногим оставшимся в живых после подобной катастрофы людям поток мог показаться всемирным. В дальнейшем же рассказ очевидцев, переданный новым кочевникам, которые перешли в эти места (а ими были шумеры), оброс невероятными подробностями и толкованиями жрецов. С их помощью он трансформировался в легенду о том, как боги уничтожили первых людей за их неисчислимые прегрешения, сохранив для будущего только семью праведника.

Вывод же о том, что в Ветхом завесе содержатся вариант более древней шумерской легенды, сделал еще до раскопок в Уре сотрудник Британского музея Дж. Смит. Он прочитал ее на табличках из обожженной глины, которые были привезены из другого шумерского города — Ниневии. Рассказ о потопе был записан на них клинописью — древнейшим видом письма, расшифрованного этим ученым. Герой шумерского эпоса Гильгамеш встречает во время своих странствий очевидца потока Утнапиштима, чей рассказ о пережитом и приводится затем от первого лица.

Чем же вызвано было наводнение, приведшее к гибели самой ранней цивилизации в низовьях Тигра и Евфрата? Это мог быть сильнейший паводок, связанный либо с таянием небывало большого количества снега в горах Восточного Тавра, либо с затяжными ливнями в засушливых долинах. Однако трудно представить, чтобы даже самый сильный паводок мог повлечь гибель всего населения. Паводки не сразу достигают максимума, и, следовательно, наблюдая постепенное повышение уровня реки, древние обитатели могли уйти из тех мест. За несколько суток, на протяжении которых, согласно легенде, бушевали дожди, люди успели бы добраться до возвышенных плато или предгорий, никогда не затопляемых полностью водой. Да и каким бы сильным ни был паводок, он вряд ли бы способен был отложить 3-метровый пласт ила. Подобное количество перемещенного материала свидетельствует о подлинной катастрофе, происшедшей достаточно внезапно и связанной с экстраординарным событием.

Таковым вполне могло быть сильнейшее землетрясение в горах Тавра, которое привело к разрушению естественной дамбы, некогда запиравшей выход из ущелья, где находилось крупное горное озеро. Не менее грандиозное землетрясение в горах Загроса или в Ормузском проливе могло вызвать резкое смещение участков дна по разломам в Персидском заливе или Аравийском море и породить гигантскую волну, обрушившуюся на побережье. А ведь Ур находился на побережье Персидского залива, так как в период фландрской трансгрессии береговая линия располагалась в глубине суши, в некоторых десятках километров от современной.

И в том и другом случае вода должна была тащить огромное количество взмученного илистого осадка. Однако если катастрофа случилась в горах Восточного Тавра, то она неминуемо должна была бы породить мощный селевой поток, который вместе с тонким глинистым материалом вынес бы на равнину большое число разнокалиберных обломков пород. Если же катастрофа была вызвана цунами, т. е. пришла с моря, перемыв в речных дельтах должен был бы подвергнуться глинистый ил с песком, выстилающий дно в этой части Персидского залива. Тщательное изучение осадка, слагающего горизонт ила не только в раскопанной части древнего города Ур, но и на соседних участках аллювиальной долины реки Евфрат, должно дать ответ на вопрос, какого рода геологическая катастрофа произошла в Месопотамии примерно 5 тыс. лет назад. Согласно же описаниям Л. Вулли, этот осадок не содержит крупных обломков пород. А именно они, катившись с гор с водой и илом, должны были бы накрыть древние поселения в долине Евфрата.

Еще одним свидетельством в пользу цунами может служить факт гибели примерно в то же время другой древнейшей цивилизации — Мохенжо-Даро, существовавшей в нижнем течении реки Инд в северо-западной части Индостанского полуострова, т. е. на другой окраине Аравийского моря. Сейчас в отсутствие точных датировок осадков, покрывающих развалины Ура и Мохенжо-Даро, трудно судить, насколько связаны две эти катастрофы. Очевидно, однако, что цунами, зародившись где-то в районе Ормузского пролива или на другом участке Аравийского моря, могло сохранить свою разрушительную силу, пройдя весь Персидский залив и достигнув с одной стороны Месопотамии, а с другой — дельты Инда. Примером катастрофы, вызванной гигантской приливной волной, вторгшейся в речную дельту, могут служить события, происшедшие на нашей памяти в низовьях Ганга и Брахмапутры. Ураган, бушевавший несколько дней в Бенгальском заливе осенью 1969 г., сопровождался ветром, скорость которого превышала 200—250 км/ч. Он породил смерч, который пронесся в ночь с 12 на 13 ноября над дельтой, вырывая с корнями деревья и разрушая жилища. Затем, как свидетельствуют очевидцы, со стороны океана донесся зловещий гул, усиливавшийся с каждой минутой. Вскоре на острова и берега речных проток обрушились мощные волны. На некоторое время наступила обманчивая тишина, когда казалось, что стихия утихает. И тут хлынул страшный вал. Вода затопила не только дома, но и верхушки деревьев, на которых спасались отчаявшиеся люди. Это пришла волна, высотой 10 м. Она прокатилась по территории площадью в десятки тысяч квадратных километров, затопив все острова и часть прилегающей к дельте суши. Погибло несколько сот тысяч человек (по разным данным, от 150 до 350 тыс.).

Вот какие беды способен натворить приливный вал, порожденный ураганом, и каким разрушительным потенциалом должен обладать прилив, вызванный катастрофическим цунами, если вспомнить, что высота волн может достигать 40 м.

Мифы о Вселенском Потопе позволяют проанализировать архаичные структуры мышления и реконструировать реальные события прошлого.
Миф о Потопе в наиболее полном виде дошел до нас от народов Америки и островов Тихого океана.
В мексиканском «Кодексе Чималпотока», например, отмечено, что однажды небо приблизилось к земле и все погибло в один день. Под водой оказались даже горы, и все кипело вокруг. Другой памятник культуры -кодекс «Пополь-Вух» индейцев кечуа излагает: «Потоп был создан Сердцем небес, был устроен великий потоп, который пал на головы деревянных созданий [людей]... Густая смола пролилась с неба... Лик земли потемнел и начал падать черный дождь: ливень днем и ливень ночью... Пришедшие в отчаянье деревянные люди побежали так быстро, как только могли; они хотели вскарабкаться на крыши домов, но дома падали и бросали их на землю; они хотели вскарабкаться на вершины деревьев, но деревья стряхивали их от себя; они хотели скрыться в пещерах, но пещеры закрыли свои лица... Так совершилась вторая гибель людей сотворенных, людей созданных, существ, которым назначено быть разрушенными и уничтоженными...» [Пополь-Вух, 36-37]. Все же, однако, кое-кто уцелел, если в «Пополь-Вух» упоминается это событие...
Целостная концепция творения и дальнейшей судьбы мира сохранилась и в мифологии индейцев тольтеков. Как свидетельствует реконструированная схема бытия, мир создал верховный бог Кецалькоатль, и все было хорошо до тех пор, пока один из сыновей бога не захотел возвыситься над братьями и превратился в Солнце. Кецалькоатль вмешался, разрушил солнце и землю, и все было смыто водой, а люди превратились в рыб.
- У индейцев ацтеков спасается одна пара: «На протяжении эры четвертого солнца, Солнца Воды, люди стали злыми и перестали поклоняться богам. Боги разгневались, и Тлалок, бог дождей, объявил, что намерен уничтожить мир наводнением. Но Тлалоку нравилась одна благочестивая пара, Тата и Нена, и бог предупредил их о потопе. Он велел им выдолбить изнутри большое бревно, взять с собой два колоса пшеницы - по одному на каждого, - и больше ничего не есть, кроме этой пшеницы» [Бирлайн, 135]. Эти люди выжили, и началась эра Пятого Солнца, в котором мы живем и по сей день.
У индейцев книстену миф менее похож на библейский: « Много веков назад великий потоп покрыл землю и уничтожил все народы. В то время племена Прерий Кото взобрались на Кото - горный кряж, поднявшийся посреди прерий, чтобы спастись от прибывающих вод. Но когда племена собрались там, вода поднялась и покрыла их всех, превратив их тела в красный камень. С тех пор Кото стал ничейной землей, принадлежащей как бы всем племенам, и они могут безопасно встречаться там, чтобы выкурить трубку мира. Когда все люди тонули, юная девственница по имени К-уап-тах-у ухватилась за ноги огромной птицы, пролетавшей над Кото. Птица отнесла ее на высокую скалу, и девушка спаслась от вод потопа. Потом она родила от орла двух близнецов. От этих близнецов произошли новые люди, заново заселившие мир» [Бирлайн, 137].
Очень своеобразен миф североамериканских индейцев чоктавов: «У нашего народа всегда существовало предание о Великом Потопе, который произошел так. Долгое время над всей землей стояла полная тьма; знахари и колдуны чоктавов долго искали свет, но в конце концов отчаялись, и весь народ погрузился в горе. Наконец на севере отыскался свет, и все очень радовались, пока не поняли, что этот свет - огромные волны воды, катящиеся прямо на них. Вода уничтожила их всех, кроме нескольких семейств, которые заранее подготовились к потопу и построили большой плот, на котором они и спаслись» [Бирлайн, 136].
Чрезвычайно правдоподобен также инкский (Южная Америка) миф о Потопе: «Некогда был период, называвшийся Пачачама, когда человечество стаю жестоким, диким и кровожадным. Люди творили все, что им вздумается, и ничего не боялись (точно, как в наше время Т.Ш.). Они были так заняты войнами и воровством, что совершенно забыли о богах. Единственной частью земли, не затронутой упадком, оставались высокие Анды. На нагорьях Перу жили два праведных брата-пастуха. Однажды они заметили, что их ламы как-то странно себя ведут. Ламы перестали есть и ночи напролет печально глядели на звезды. Когда братья спросили у лам, что происходит, те ответили, что звезды сказали им о приближении великого наводнения, которое уничтожит все живое на земле. Братья со своими семьями решили укрыться в пещерах самых высоких гор. Они взяли с собой стада, вошли в пещеру, и начался дождь. Он продолжался много месяцев. Глядя вниз с горы, братья понимали, что ламы оказались правы: весь мир погибал. Братья слышали крики несчастных, умиравших внизу. Горы же волшебным образом становились все выше и выше по мере того, как поднималась вода. И все же через некоторое время воды стали плескаться у самого входа в пещеру. Но тогда горы сделались еще выше. Однажды братья увидели, что дождь прекратился и воды отхлынули. Ишпи солнечный бог, появился на небесах и улыбнулся, и вся вода испарилась. Пища, которой запаслись братья, как раз подходила к концу; братья взглянули вниз и увидели, что земля высохла. Горы снова уменьшились до первоначальной высоты, и пастухи со своими семьями спустились вниз и возродили человечество. С тех пор люди по-прежнему живут повсеместно; ламы же никак не могут забыть о потопе и предпочитают селиться в нагорьях» [Бирлайн, 141]. Правдивость мифа заключается в том, что выжить в грандиозной катастрофе, когда, как предполагают ученые, громадная волны прокатились по всем материкам, могли только пастухи, пасущие стада высоко в горах. Об этом, кстати, говорили и мудрые египетские жрецы, как мы увидим дальше.
В самом Египте «солнечный бог Ра получил предупреждение от своего отца, Водной Бездны, о том, что человечество стало слишком жестоким и готово вот-вот восстать на богов. Тогда Ра призвал свое Око, богиню Хатхор, и послал ее наказать ослушников. Хатхор спустилась на землю и принялась убивать тысячи людей, потом тысячи тысяч. Богиня была так ужасна (видимо, какое-то космическое явление -Т.Ш.), что по улицам Четунетена текли реки крови. Кровь стекла в Нил, река вышла из берегов, и вода, смешанная с кровью, хлынула на землю, разрушая все на своем пути. Потом поток достиг моря, которое тоже вышло из берегов. Кровожадная Хатхор с наслаждением пила эту страшную жидкость» [История религий, I, 148]. Однако Ра намеревался наказать человечество, но не уничтожать его совсем. Поэтому по его распоряжению другие боги наготовили пива и разлили его перед Хатхор. Она напилась и заснула, забыв об оставшихся в живых людях. От них и возродился человеческий род.
Сказание о Потопе существует даже у такого небольшого народа, как сибирские кеты. Основа представлений о мире у кетов покоится на признании периодичности его уничтожения потопом и последующим возрождении. У этого народа существуют даже такие измерения времени, как «до последнего потопа» и «после последнего потопа».
Один из самых известных мировых эпосов - скандинавские «Эдды» -также не обошел вниманием данную тему. В «Прорицании вёльвы» картина потопа выглядит так:

Солнце померкло,
Земля тонет в море,
Срываются с небес
Светлые звезды.
Пламя бушует,
Питателя жизни
Жар нестерпим,
До неба доходит [Старшая Эдда, 36].

Однако после катастрофы

Вздымается снова
Из моря земля,
Зеленея, как прежде;
Падают воды,
Орел пролетает,
Рыбу из волн
Он хочет выловить [Там же, 37].


Одним из самых ярких эпизодов Библии, бесспорно, является легенда о Потопе. Легенда эта, поражающая воображение, как никакая другая, служила извечной темой художникам всех времен. Интересно, что упоминания о Потопе встречаются в устном творчестве и эпосах многих народов нашей планеты. Ученые установили, что похожие мифы существуют в Австралии, Индии, на Тибете и в Литве; существовали они: и в доколумбовской Америке. Содержание этих легенд очень похоже. Испанцы, осваивавшие в свое время Новый Свет, поражались удивительному совпадению в деталях всех историй о всемирном потопе у разных племен индейцев.

Описание библейского Всемирного потопа, случившегося около 5 тысяч лет назад, является не самым первым упоминанием об этом бедствии. Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках, рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными и приставшем после окончания семидневного потопа, сильного ветра и ливня к горе Ницир в Месопотамии. Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того, чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя; Ут-Напиштим - голубя и ласточку. Похожими являются и способы строительства ковчегов. Что это - вольное изложение одного и того же события, рассказ о разных региональных потопах или факты из истории о действительно имевшем место всемирном потопе, при котором сразу несколько представителей разных народов независимо друг от друга были предупреждены (или догадались, почувствовали сами) о надвигающейся опасности?


По подсчетам этнолога Андре, в 1891 году было известно около восьмидесяти подобных легенд. Их, вероятно, насчитывается уже больше ни, причем шестьдесят восемь из них никоим образом не связаны с библейским первоисточником.

Тринадцать мифов, притом разных, дошли до нас из Азии; четыре - из Европы; пять - из Африки; девять - из Австралии и Океании; тридцать семь - из Нового Света: шестнадцать - из Северной Америки; семь - из Центральной и четырнадцать - из Южной. Немецкий историк Рихард Хенниг заметил, что у различных народов "продолжительность наводнения варьируется от пяти дней до пятидесяти двух лет (у ацтеков). В семнадцати случаях его причиной стали ливни; в других - снегопады, таяние ледников, циклоны, бури, землетрясения, цунами. Китайцы, к примеру, верят, что вообще все наводнения вызывает злой дух Кунь-Кунь: "В порыве гнева он бьется головой об один из столбов, поддерживающих небосвод, и небеса низвергают на землю гигантские водяные смерчи".


Мифология потопа имеет всемирный масштаб. Но был ли он действительно всемирным? Некоторые исследователи пытались это доказать. Одни говорили о Монгольском море, некогда покрывавшем Среднюю Азию и якобы вдруг исчезнувшем в результате землетрясения, которое, вызвало потоп от востока до запада. Другие полагали, будто сместилась ось Земли, вследствие чего воды морей и океанов устремились из Северного полушария в Южное. Третьи утверждали, что Землю миллионы лет окружала влажная, газообразная атмосфера, наподобие венерианской; в определенный момент облачные массы сгустились и низверглись на землю в виде обильных, продолжительных дождей.

Ни одна из подобных гипотез так и не подтвердилась. Но традиции изложения событий потопа свидетельствуют о том, что на всех континентах действительно произошла катастрофа, связанная с кратковременным всеобщим затоплением суши.


Наиболее отчетливо этот факт подтверждается на Ближнем Востоке. У народов Палестины и Месопотамии до сих пор сохранилось ужасное воспоминание о страшном наводнении. Несомненно, все эти описания - ассирийские, вавилонские, шумерские, палестинские - были связаны общим воспоминанием об одном и том же событии. Наиболее раннее описание - шумерская версия - относится примерно к 2000 году до Рождества Христова. Но после катаклизма, описанного в Библии и в "Сказании о Гильгамеше", на земле должны были остаться следы. Было бы даже странно, если бы они не сохранились. И они... были обнаружены!


В 1928-1929 годах доктор Симон Вулли приводил большие раскопки в тех местах, где некогда стоял халдейский город Ур. Чем глубже проникал он в землю, тем удивительнее были его наблюдения. Вскоре он вышел на глинистый пласт трех-четырехметровой толщины. Однако будет лучше, если мы предоставим слово самому доктору Вулли:


"Мы копали все глубже и глубже, и вдруг характер почвы изменился. Вместо пустопородных пластов со следами древней культуры мы наткнулись на совершенно гладкий слой глины, однородный на всем своем про тяжении; судя по составу глины, она была нанесена водой. Рабочие вые, казали предположение, что мы дошли до илистого дна реки... Я велел им копать дальше. Прокопав больше полутора метров, они то и дело натыкались на чистую глину. И вдруг, так же неожиданно, как и прежде, на пути снова возникли пласты пустой породы... Следовательно, огромные глинистые отложения представляли собой некий рубеж в беспрерывном ходе истории. Сверху шло медленное развитие чистой шумерской цивилизации, а снизу наблюдались следы смешанной культуры... Ни один естественный паводок реки не смог бы нанести столько глины. Полутораметровый слой глины мог быть нанесен сюда только гигантским водным потоком - наводнением, какого эти места никогда прежде не знали. Наличие такого пласта глины свидетельствует о том, что когда-то, очень давно, развитие местной культуры резко прервалось. Здесь некогда существовала целая цивилизация, которая потом бесследно исчезла - видимо, ее поглотило наводнение... Сомнений на сей счет быть не может: это наводнение и есть тот самый исторический Потоп, который был описан в шумерской легенде и который лег в основу повествования о злоключениях Ноя..."


Доводы доктора Вулли звучат довольно категорически и потому производят достаточно сильное впечатление. Примерно в это же время Стивен Лэнгдон обнаружил точно такие же наносные отложения - то есть "материальные следы потопа" - в Кише, области Древнего Вавилона. В дальнейшем аналогичные пласты осадочных пород были найдены в Уруке, Фаре, Телло и Ниневии...


Известный французский востоковед Дорм писал: "Теперь совершенно очевидно, что катаклизм, как и предполагает Лэнгдон, произошел в 3300 году до Рождества Христова, о чем свидетельствуют следы, обнаруженные в Уре и Кише".


Конечно, не может быть простым совпадением тот факт, что во многих местах раскопок в Месопотамии были обнаружены идентичные пласты осадочных пород. Это доказывает, что гигантский паводок действительно имел место. Итак, находки археологов, литературные и эпиграфические произведения доказывают, что потоп, описанный в древних текстах, - событие вполне реальное.


Что же вызвало катастрофу? И откуда на Земле взялось столько "лишней" воды? Ведь даже если растопятся все льды, все равно при этом уровень океана не поднимется на километры.

Во всех мировых преданиях о потопе есть одна общая деталь. Легенды утверждают, что в те времена на небе не было... Луны. Живших в допотопные времена так и называли - "долунниками" (древние греки называли их "праселениты", от греческого Селена - Луна). Так может, в этом и есть разгадка тайны Всемирного потопа? Наш единственный спутник благодаря своей значительной массе дважды в сутки устраивает на Земле небольшие наводнения-приливы. Луна сильнее притягивает ту точку земной поверхности, которая ближе всего находится к ней, и в подлунной точке "вырастает горб". Почва приподнимается на полметра, уровень океана на метр, а в некоторых местах до 18м. (залив Фанди в Атлантике). И хотя мы, люди, давно привыкли к этому обыденному, казалось бы, явлению, в нашей Солнечной системе оно уникально. Астрономы не знают другого такого примера существования у сравнительно легкой планеты типа нашей такого тяжелого спутника. Правильней, считают ученые, было бы назвать Землю и Луну не планетой и ее спутником, а двойной планетой. Образование такой системы одновременно с точки зрения космологии невозможно, из чего следует, что Луна не "сестра" Земли, а, как бы это выразиться, супруга, пришедшая когда-то из черных глубин космоса. Называют даже "девичью фамилию", прежде Селена была якобы ядром погибшего Фаэтона.


Как известно, Луна удаляется от Земли. И вот представьте себе, чтобыло время, когда она висела над нами ниже. Чем ближе, тем больше должны быть волны приливов и тем медленней скорость кажущегося движения светила по нашему небосводу. Если высоту орбиты Луны уменьшить ровно в 10 раз, то она как геостационарный спутник повиснет над одной точкой Земли. Высота прилива в открытом океане превысит при этом сотню метров. Мало.
"Опустим" Луну еще чуть-чуть ниже, и она снова двинется очень медленно на небосводе, только теперь не с востока на запад, а наоборот. В этом случае приливная волна с запада словно в огромную воронку хлынет на восточное побережье Америки, Африки, в Балтику, Средиземноморье. Своего пика волна должна достичь, уперевшись в преграду на восточном берегу Средиземного и особенного Черного морей. Здесь многокилометровая, почти стоящая на одном месте приливная волна легко накроет Кавказ, через несколько дней достигнет Каспия и Арала (не эта ли причина образования этих высыхающих внутренних морей?). Надо ли говорить, что первой на Кавказе из-под воды должна показаться вершина Арарата...


В зависимости от высоты Луны продолжительность такого наводнения может изменяться от месяца до года. Всего за несколько лет волна гигантского прилива сделает полный оборот вокруг Земли, побывав во всех странах. В общем, слово в слово. Все как в легендах! Одна остается загадка - каким образом Луна сумела быстро подойти к Земле, а потом столь же быстро удалиться? Но может быть, если мы поймем, почему Луна до сих пор медленно "убегает" от нас, то тогда разберемся с ее резким рывком в прошлом?

Если вы думаете, что предание о Всемирном Потопе и о праведнике Ное, которому удалось спастись вместе с семьёй и живностью, существует только в Библии, то вы ошибаетесь. Эта история о глобальной катастрофе, которую послали Божественные Силы, дабы очистить Землю от грехов и порочных людей, имеет аналоги и в культурных источниках других народов, гораздо более древних, чем Библия. Например, самая старая запись с рассказом о всемирном наводнении, каре богов, была найдена на шумерских клинописных табличках, где была изложена в форме поэмы. Именно она впоследствии и повлияла на формирование мифа о Всемирном Потопе в разных культурах и религиях, при этом многие до сих пор считают Библию первоисточником.
Шумерский вариант легенды изложен в «Поэме о Гильгамеше», эпосе на основе шумерских сказаний, в нём описывается, как Божественный Совет решил погубить человечество, наслав страшный потоп и дождь. Но один из богов, Эа (Нинингику), поведал об этом своему любимцу, мудрому и праведному царю Утнапиштиму (Зиусудре), посоветовав начать строить корабль для себя, семьи, достойных горожан, произведений искусств, имущества и скота. Стихийное бедствие продолжалось шесть или семь дней, даже сами боги пришли в ужас от его разрушительной силы. Они благословили выживших Утнапиштима и его жену, подарив им бессмертие и сказав начать новую жизнь на новом месте.
Ассиро-вавилонские записи тоже содержат в себе похожий миф, восходящий к шумерскому первоисточнику. Он повествует о том, как Верховный Бог разгневался на людей за непослушание и решил наслать на них потоп, предварительно предупредив об этом царя, повелев ему записать историю своего царства и все имеющиеся знания для будущих поколений, построить корабль, составить список вещей и животных, которых надо взять с собой, и плыть к Араратским Горам, Обителю Богов. В Библии к ним держал свой путь и Ной на своём ковчеге.
В мифологии Древней Индии тоже есть своя версия этой легенды: бог Вишну, приняв облик рыбы, сказал герою Ману, что надвигается великое наводнение, кара богов, но он поможет им с женой спастись, прислав корабль и указав дорогу к горе Набандана (Гималаи).
Во Фригии (Малая Азия) существовал город Апамея Киботос, название которого можно перевести как «ковчег, ящик». Здесь были найдены монеты, на которых изображался корабль с людьми, к которым летят птицы с ветвями. Символична надпись на монетах - «Ноэ», то есть, «Ной».
В греческих мифах тоже встречается описание великого потопа, который наслал на людей разгневанный их непослушанием бог Зевс. Сын Прометея, царь Девкалион, построил ковчег и вместе с женой поплыл к горе Парнас.
История о потопе есть и у древних египтян, в "Книге мёртвых" бог мудрости Тот произносит следующее: "Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... Вот почему я собираюсь смыть всё, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в прежние времена".
У древних племён Северной Америки существовали свои предания о «Большой Воде». В них рассказывается о том, как боги наслали на Землю потоп, решив избавиться от людей, выжить в нём удалось только самым достойным и смелым, они долго плыли в лодке, а весть о конце катастрофы им принесли птицы.
Как мы видим, рассказы о страшном Всемирном Потопе есть в культурных источниках разных народов, приведённые примеры - лишь малая их часть. Подобные мифы можно также встретить в «Авесте», священной книге персов, в Коране, у древних китайцев и ирландцев, даже у эскимосов и в башкирской мифологии... Это говорит о том, что у всех мировых религий один корень, берущий свой начало в Едином Источнике.

Коркунова Алёна, март 2017.

Официальная историческая наука практически не принимает во внимание подавляющее большинство легенд и преданий , наложив на них клеймо «мифа» и приравняв его к выдумкам и полету фантазии древних народов.
Конечно, можно объявить мифы о катаклизмах следствием тяжелых условий жизни людей, чрезвычайно сильно зависевших от капризов природы и местных стихийных бедствий. Однако «гораздо труднее объяснить специфический, но различимый отпечаток разума в мифах о катаклизмах. Достоверность данных мифологии оказывается на весьма высоком уровне при проверке их на основе объективного анализа. Мифы предстают перед нами не в качестве фантазий каких-либо древних авторов или народных сказок, а приобретают статус своеобразного описания событий и явлений, имевших место в действительности.
Автор сам не раз убеждался в том, что современная наука по большей части является лже-наукой , которая искажает реальную картину мира.

Один из таких мифов, известный всем и каждому - это миф о великом, "Вселенском Потопе". Мы так или иначе узнаем о этом событии из Старого Завета, описывающего сотворение мира и уничтожение в конец погрязшего в грехах человечества, однако знаете ли вы, что в мире существует 500 легенд описывающих всемирный потоп?

Доктор Ришар Андре, в своё время исследовал 86 из них (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 Австралиских), и пришел к выводу, что 62 полностью независимы от месопотамского, (наиболее древнего) и еврейского (наиболее популярного) вариантов

Смещение ядра Земли подтверждается многочисленные мифами и преданиями различных народов, причем во всех источниках фигурирует одна и та же характерная особенность - этому катаклизму сопутствовали подземный гул и стремительное исчезновение Солнца за горизонтом. В мифе, записанном на островах Микронезии, говорится, что катастрофе предшествовала внезапно наступившая темнота (при смещении оси планеты Солнце ушло за горизонт). Затем начался потоп.

Сама Земля свидетельствует о реальности Потопа.

В эту книгу был включен и ряд преданий , которые говорили о последствиях того, как "люди восстали против богов, и система мироздания пришла в беспорядок": "Планеты изменили свой путь. Небо сдвинулось к северу. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому. Земля развалилась на части, из ее недр хлынула вода и затопила землю".

Иезуитский миссионер Мартиниус, проживший много лет в Китае и изучавший древние китайские летописи, написал книгу "История Китая", в которой говорится о смещении оси Земли и о потопе, как следствии этого катаклизма:

Опора неба обрушилась. Земля была потрясена до самого основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили путь своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затмении, и планеты изменили свои пути. Карело-финский эпос "Калевала" повествует:страшные тени заволокли Землю, и солнце порой покидало свой привычный путь. В исландской "Волуспе" есть такие строки:

Не знала она (Земля), где должен быть ее дом, Луна не знала, каков ее дом, Звезды не знали, где им стоять. Потом боги наводят порядок среди небесных тел.

В джунглях Малайзии народность чевонг всерьез считает, что время от времени их мир, который они называют Земля-Семь, переворачивается вверх ногами, так что все тонет и разрушается. Однако при содействии бога-творца Тохана на плоскости, бывшей раньше на нижней стороне Земли-Семь, появляются новые горы, долины и равнины. Вырастают новые деревья, рождаются новые люди. То есть полностью обновляется мир.
В мифах о потопе, существующих в Лаосе и северном Таиланде, рассказывается, что много веков тому назад в верхнем королевстве обитали существа тен, а властелинами нижнего мира были три великих человека: Пу Лен Сьюн, Хун Кан и Хун Кет. Однажды тены объявили, что, прежде, чем съесть что-нибудь, люди должны в знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярости устроили наводнение, которое опустошило Землю. Три великих человека построили плот с домиком, куда посадили некоторое количество женщин и детей. Таким вот образом им и их потомкам удалось пережить потоп.
Похожее предание о потопе, от которого два брата спаслись на плоту, существует у каренов в Бирме. Подобный потоп является составной частью вьетнамской мифологии; там брат с сестрой спаслись в большом деревянном сундуке вместе с парами животных всех пород. Эта история могла спустя некоторое время обрасти несуществующими фактами, вроде спасением всех животных.

Австралия и Океания

У ряда племен австралийских аборигенов, особенно тех, что традиционно обитают вдоль северного тропического побережья, есть поверье, что своим происхождением они обязаны великому наводнению, которое смело ранее существовавший ландшафт вместе с обитателями.

Согласно мифам о происхождении ряда других племен, ответственность за потоп лежит на космическом змее Юрлунгуре, символом которого является радуга.

Существуют японские предания, согласно которым острова Океании появились после того, как отступили волны великого потопа. В самой Океании миф коренных жителей Гавайских островов рассказывает, как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа.

Самоанцы верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество. Его пережили лишь два человека, отплывшие в море на лодке, которая потом пристала к архипелагу Самоа.

Египет

Древнеегипетские предания также упоминают о великом наводнении. Например, погребальный текст, обнаруженный в гробнице фараона Сети I, говорит об уничтожении потопом грешившего человечества.

С космоса можно четко увидеть эти самые следы отступления воды в Красное море.

Каир, Египет, следы мощных потоков

Конкретные причины этой катастрофы изложены в Главе 175 Книги мертвых, которая приписывает богу Луны Тоту следующую речь:

"Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... [Вот отчего] я собираюсь смыть все, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в первобытные времена".

Индия

Аналогичная фигура была почитаема в ведической Индии более 3000 лет назад. Однажды, гласит легенда, "некий мудрец по имени Ману совершал омовение и обнаружил в своей ладони маленькую рыбку, которая попросила сохранить ей жизнь. Пожалев ее, он запустил рыбку в кувшин. Одна- ко на следующий день она так выросла, что ему пришлось отнести ее в озеро. Вскоре озеро тоже оказалось маловато. "Брось меня в море, - сказала рыба, бывшая в действительности воплощением бога Вишну, - мне будет удобнее".

Затем Вишну предупредил Ману о грядущем потопе. Он прислал ему большой корабль и велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть туда самому".
Не успел Ману выполнить эти приказания, как океан поднялся и затопил все; ничего не было видно, кроме бога Вишну в его рыбьем обличье, только теперь это было огромное однорогое существо с золотой чешуей. Ману подогнал свой ковчег к рогу рыбы, и Вишну буксировал его по кипящему морю, пока не остановился у торчащей из воды вершины "Горы Севера".

"Рыба сказала: "Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву, чтобы вода не унесла его, пока ты находишься на горе. По мере того как вода будет спадать, ты можешь спускаться ". И Ману спустился вместе с водами. Потоп смыл всех существ, и Ману остался один".
С него, а также с животных и растений, которых он спас от гибели, началась новая эра. Через год из воды появилась женщина, объявившая себя "дочерью Ману". Они вступили в брак и произвели на свет детей, став прародителями существующего человечества.

Индия

Индия пострадала очень сильно во время потопа, она вся была затоплена. После себя волна оставляет огромные кучи песка, камней и глины. Вся эта смесь равномерно распредляется по всей территории. Обычно это серовато-бежевый или темный налет. Если есть горы, то этот налет расположен между горами и тогда выглядит как застывшие ручьи. В таких отложениях археологи всегда откапывают старинные предметы, животных, людей и пр. Например глиняные шумерские таблички. Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). В 1877 г. сотрудник французского консульства в Багдаде, Эрнест де Саржак, не сделал открытие, ставшее исторической вехой в исследовании шумерской цивилизации. В местности Телло, у подножия высокого холма, он нашел статуэтку, выполненную в неизвестном стиле. Мосье де Саржак организовал там раскопки, и из земли стали появляться скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, украшенные невиданными до той поры орнаментами. Во время раскопок в архивах шумерских городов найдены десятки тысяч табличек. Как могла целая библиотека, состоящая из глиняных табличек оказаться под слоем земли?

Северная америка

Среди инуитов Аляски существовало предание об ужасном наводнении, сопровождавшемся землетрясением, которое так быстро пронеслось по лицу Земли, что лишь немногим удалось спастись в своих каноэ или спрятаться на вершинах высочайших гор, окаменев от ужаса.

Аляска

Эскимосы, живущие вдоль побережья Северного ледовитого океана от мыса Барроу на западе и до мыса Батерс на востоке, а также в Гренландии, рассказывают о нескольких потопах, которые периодически уничтожали почти все население. Один из потопов был следствием ураганного ветра, который нагнал морские воды на сушу и превратил ее в пустыню. Немногие уцелевшие спаслись тогда на плотах и лодках. Причиной другого потопа стало страшное землетрясение. Еще один потоп был вызван огромной приливной волной:

Давным-давно океан вдруг начал подниматься все выше и выше, пока не затопил всю землю. Даже горные вершины скрылись под водой, и льдины под ними неслись по течению. Когда потоп прекратился, глыбы льда сгрудились и образовали ледяные шапки, которыми до сих пор покрыты горные вершины. Рыбы, моллюски, тюлени и киты остались лежать на сухой земле, где и теперь еще можно увидеть их раковины и кости.

Все северное побережье Аляски, Канады и Сибири сплошь покрыто озерами и болотами, и большая часть территории представляет собой так называемую "Вечную мерзлоту". На Аляске обнаружены многокилометровые скопления костей исчезнувших животных - мамонтов , мастодонтов, супербизонов и лошадей. Эти животные исчезли в конце ледникового периода . Здесь же, в этой массе, обнаружены останки существующих ныне видов - многие миллионы животных с переломанными и оторванными конечностями вперемешку с вырванными с корнями деревьями.

У луизенов из нижней Калифорнии есть легенда о наводнении, которое затопило горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой. Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов.
Легенда горцев из семьи алгонкинов рассказывает, как Великий Заяц Мичабо восстанавливал мир после потопа с помощью ворона, выдры и ондатры.
В "Истории индейцев дакота" Линда, авторитетнейшем труде XIX столетия, который сберег многие туземные предания, излагается миф ирокезов о том, как "море и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую".
Индейцы чикасо утверждали, что мир был погублен водами, "но спаслась одна семья и по паре животных каждого вида". Сиу тоже говорили о времени, когда не оставалось сухой земли и все люди исчезли.

Остров Пасхи

К той же серии виновников потопа относится Уоке - грозный бог и пращур пасхальцев. По их словам, " земля острова Пасхи была некогда гораздо больше, но так как жители его совершали преступления, Уоке раскачал землю и разбил ее, (подняв) при помощи палки”.

Наиболее известны статуи Пасхи - моаи. Их сотни, и они разбросаны по всему острову. Вес статуй в основном 10-20 тонн, но есть и гиганты, достигающие 80-90 тонн. Высота статуй колеблется от 3 до 21 метра.Очень многие статуи не закончены. Общая картина создает впечатление внезапного прекращения работ, то ли по воле их создателей, то ли из-за какого-то катаклизма. В пользу второй версии указывает одна из местных легенд, которая говорит, что случился огромный потоп, "с неба и изнутри земли обрушились молнии, пришла "большая вода", и не стало ничего видно вокруг". С версией катаклизма согласуется и тот факт, что подавляющее большинство статуй повалены или частично занесены рыхлыми слоями почвы. Те же, что стоят в полный рост вблизи побережья, восстановлены совсем недавно - во второй половине ХХ века.

На суше осадочные породы необыкновенно большой толщины. Такая неоднородность необъяснима так же, как и образование ископаемых. Но оба этих явления можно объяснить катастрофическими событиями в прошлом. (Земля в переворотах)

Сибирь, Алтай и Аляска

Прошло много лет, и миссионеры обнаруживают у алтайцев собственный вариант предания о всемирном потопе. В нем корабль, построенный человеком по имени Нама, причаливает к двум горам, стоящим близко одна к другой Чомгодой и Тулутты. Но сюжет стал настолько популярен, что жители разных мест начали оспаривать местонахождение ковчега. На юге утверждали, что обломок ковчега лежит на горе близ устья реки Чемал, северные алтайцы видели огромные гвозди от ковчега на снежной вершине Улу-таг - Великой горы. Тунгусский взрыв почему их откапывают из земли.

Потоп в Южной Америке:

Несколько версий потопных легенд имело хождений среди древних перуанцев. Этнографы рассказывали: « Когда комплекс Тиагуанако был открыт европейцами, местные жители могли поведать о его создателях лишь фантастические легенды. Одна из них гласила, что боги, разгневавшись на древних строителей, наслали чуму, голод и страшное землетрясение, которое погубило творцов Тиагуанако, а главный их город исчез в водах Тити-кака”. Напомню, Тити-кака - самое большое в мире высокогорное соленое озеро.

Вершины гор выступают из селевых отложений

Когда вода, смешанная с землей, камнями и прочим мусором отходит в океан, она оставляет после себя толстый слой земли

Такие следы потопа встречаются везде, они есть в Европе, в Северной и Южной Америках, в Африке, в Индии, в Китае, в Японии и во многих других местах мира.

В Эквадоре, индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении, от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору. По мере подъема воды, гора тоже росла, так что братья сумели пережить катастрофу.

Перу, особенно богато легендами о потопе. Типичная история рассказывает об индейце, которого о потопе предупредила лама. Человек и лама вместе убежали на высокую гору Вилка-Кото:"Когда они достигли вершины горы, то увидели, что там уже спасались всевозможные птицы и звери. Море стало подниматься и покрыло все равнины и горы, за исключением вершины Вилка-Кото; но даже и туда захлестывали волны, так что животным пришлось сбиться в кучу на "пятачке"... Через пять дней вода пошла на убыль, и море вернулось в свои берега. Но все люди, кроме одного, уже утонули, и именно от него пошли все народы Земли".
В доколумбовом Чили арауканы сохраняли предание о том, что некогда случилось наводнение, от которого спаслись лишь немногие …



Просмотров