Оппозиция массовой и элитарной литературы. Раздел I Понятия элитарной и массовой литературы

Искусство издавна подразделяется на элитарное и массовое. Элитарное искусство предназначено для искушённых знатоков. Его жизненность не зависит от ярких эффектов. Оно рассчитано на сосредоточенное постижение мира в единстве его знакомых и незнакомых, неясных сторон. Повествование непредсказуемо, оно требует удержания, совмещения в памяти большого количества ассоциаций, нюансов, символики. Многие проблемы могут остаться после прочтения нерешёнными, что вызывает новую неопределённость и беспокойство.
Массовое искусство предназначено для рядового, обычного читателя, слушателя, зрителя. С появлением средств массовой коммуникации (кино, телевидение, радио) оно получило широчайшее распространение. Они (СМК) позволяют приобщаться к культуре всё большему числу людей. Отсюда - ог-ромное увеличение тиражей массовой литературы и необходимость изучать вкусы и пристрастия массовой аудитории. Произведения массового искусства тесно связаны с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями. В основе устойчивых массовых жанров лежат определённые типы сюжетных построений, восходящих к известным архетипам и являющихся носителями общезначимых формул, художественных универсалий. Такие сюжетные конструкции можно выделить и в элитарном искусстве, но там они возвышены, а не снижены, как в массовом. Социологи каталогизировали темы и сюжеты, излюбленные массовым читателем. Ещё первые исследователи чтения в России отмечали, что читающим крестьянам в романах нравятся: патриотизм, любовь к вере, царю, отечеству, верность долгу, геройство, мужество, храбрость на войне, русская удаль и т.д. Однотипность по своему строению произведений массового искусство восходит к архаической бытовой, религиозной или иной деятельности. Такие наблюдение сделаны на основании изучения исторических корней однотипных повествований и выявления определённых закономерностей в развитии коллективных фантазий. Высокая степень стандартизации - естественная потребность: человеку нужно отдохнуть, уйти от проблем и действительности, не напрягаясь для расшифровывания символики и лексики, ему незнакомой. Массовое искусство - искусство эскапистского характера, то есть устраняющегося от полноты и глубины анализа конфликтов и противоречий реального мира. К тому же знакомые конструкты предполагают ожидание, а когда оно оправдывается, возникает чувство удовлетворения и комфорта от постижения уже знакомых форм. Принцип формульности сочетается с принципом художественной вариации темы. Оригинальность приветствуется, если она подтверждает ожидаемые переживания, существенно их не меняя. Индивидуальная версия должна иметь уникальные и неповторимые свойства. Есть способы оживления стереотипов: введение в стереотип героя черт, противоположных стереотипу. Варианты не разрушают сюжет. Это проявляется через выход новой формы за пределы конкретного периода с сохранением интереса к ней последующих поколений.
Произведения массового искусства вызывают немедленные и яркие эмоциональные переживания. Но нельзя считать массовое искусство низкопробным. Оно просто выполняет другие задачи. Формульное повествование помогает уйти от неясности к иллюзорной, но всё-таки ясности. И жизнь в художественном мире не требует осознания своих скрытых мотиваций, маскируют их или укрепляют имеющиеся преграды к признанию скрытых желаний. Массовые жанры подкрепляют уже существующие социальные ориентиры и установки, подменяя художественным моделированием нерешаемость и неоднозначность большинства проблем.
Элитарная же литература часто оказывается для массового читателя набором звуков. Её элитарность вовсе не в предназначенности для немногих, а в недоступности для большинства. Вина здесь обоюдная. Массовый читатель отвернулся от произведений, решающих прежде всего эстетические задачи (не понимая, что без их решения невозможно никакое глубокое исследование важнейших жизненных проблем). С другой стороны, «продвинутый» литератор считает ниже своего достоинства быть внятным толпе. В этих условиях даже утвердился негласный критерий «подлинности», который пускают в ход многие из считающих себя приобщенными к «высокому»: чем непонятнее - тем совершенней. Для большинства настоящая литература, во-первых, нечто очень скучное (еще по школьным воспоминаниям), во-вторых, совершенно нежизненное, заумное.
В то же время элитарная литература со временем может перейти в разряд массовой, то есть её свободно смогут воспринимать люди без специальной подготовки (высшего гуманитарного образования, например).

Имеется в виду универсальность произведений постмодернистской лит-ры, их направленность как на подготовленного, так и неподготовленного читателя. Во-первых, это способствует единению публики и художника, а во-вторых - чисто "физически" расширяет возможности лит-ры. Зачастую эта универсальность предполагает так называемое «многоуровневое письмо»: тексты, заключающие в себе несколько историй, как бы предназначенных для разного типа читателей (один слой может быть бульварным детективом, другой - философским трактатом). Классический пример "слоеного" шедевра - "Имя розы" У.Эко.

2.Замена вертикальных и иерархических связей горизонтальными и ризоматическими . В работе Ж. Делеза и Ф. Гуаттари «Ризома» они метафорически изображены в виде дерева и грибницы. На место древесной модели мира (вертикальная связь между небом и землей, линейная - однонаправленность развития, детерминированность восхождения, сугубое деление на "левое - правое", "высокое - низкое") выдвигается модель "ризоматическая" (ризома - особая грибница, являющаяся как бы корнем самой себя).

Это позволяет допустить соприкосновение и взаимодействие различных смысловых уровней, расширяет границы восприятия, отображается в столько характерном идейном и худ плюрализме (разнообразии).

3. Из предыдущего пункта следует отказ от идеи линейности, отказ от идеи метадискурсивности, от убежденности в возможности метакода, универсального языка. Отказ от мышления, основанного на бинарных оппозициях. Имеется в виду «отсутствие необходимости выработки некоего обособленного художественного и философского языка, "иного" и "более истинного" по отношению к предыдущим. Никакой моноязык, никакой метод уже не могут всерьез претендовать на полное овладение реальностью. Все языки и все коды <<...>> теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрываются новые полифонические произведения человеческого духа," – как пишет М. Эпштейн. Отказ от метадискурса (единой системы речи, направленной на раскрытие определённой метаидеи) предполагает подчёркнтую дискурсивность повествования, зависимость от контекста. Следует привести определение:

Ди́скурс (фр. discours или англ. discourse) - социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени.

4. «Смерть автора» подразумевает «обезличивание» текста, максимальное отстранение писателя от написанного. И в то же время это означает полное его единение с текстом. В этом контексте вместо понятия «автор» часто используется понятие «скриптор», как некто не творец, но «записывающий». Нет такого элемента текста, который мог бы быть порожден "лично" и непосредственно Автором.

5. Одновременно с «отсутствием» автора наблюдается феномен его «двойного присутствия» . ОН выражается в том, что автор – одновременно и субъект, и объект, и сторонний наблюдатель. Многомерное пространство постмодернистского литературного произведения позволяет это осуществить. Игорь Смирнов считает, что культура постмодернизма делится на две версии по признаку преобладания субъектности или объектности: на шизоидную версию и нарцисстскую. Шизоидный постмодернизм запечатлел мир в такой модели, в которой все имманентное представляется как трансцендентное. В ней отсутствует данное, есть только иное. Нарцисстская версия рассматривает мир как нечто имманентное, существующее в отдельно взятом сознании и порождаемое им же. Интертекстуальность – взаимодействие текста с семиотической культурной средой в качестве внедрения и присвоения внешнего: использование цитат, ссылок, аллюзий.

Постмодернизм - опыт непрерывного знакового обмена, взаимопровокаций и перекодировок. Этим вполне объясняется постмодернистская центонность (цитатность) и интертекстуальность: постоянный обмен смыслами стирает различия между "своим" и "чужим" словом, введенный в ситуацию обмена знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена.

Произведение постмодернизма не претендует на новизну. Заявляя в качестве оригинала лишь фабулу, оно может состоять из прямых и измененных цитат и отсылок к различным, не связанным друг с другом источникам. Этот аспект наиболее сложен, поскольку при желании, к цитатам можно свести почти любое классическое произведение.

Контекстуальность. Постмодернистский текст практически не имеет границ: его интерес к контексту настолько велик, что очень трудно понять, где заканчивается "произведение" и начинается "ситуация". "Центр тяжести" текста все чаще находится за пределами текста. "Производятся" образ автора, отношения автора и публики, автора и художественного пространства, публики и другой публики, а не собственно "вещь".

Семантический парадокс характерен для многих произведений постмодернизма. Каждое слово, каждое утверждение может быть осмысленно в различных, и даже противоположных смыслах. Игра постмодерна - это игра со словами, которые меняют смысл, в зависимости от контекста.

Интерес к маргинальности , к тем проявлением человеческого бытия, что прежде находились «за пределами» культуры. Но речь идет не столько об интересе к маргинальным явлениям, сколько к уравниванию в правах центра и периферии; того, что было "на полях" и того, что становится "эксцентром".

Нет смысла говорить о наступлении периферии, если "разобрана" сама иерархия. Но всегда легче говорить о "повышенном интересе к маргиналиям", нежели о желанной "неразличимости".

Ирония. Постмодернизм ироничен по отношению как каким бы то ни было «жёстким» идейным конструкциям к «объективной» реальности, и прежде всего по отношению к самому себе. Понятия высокого и низкого лишены смысла в постмодернистской вселенной. Яркий пример - знаменитый советский мультфильм "Пластилиновая ворона": пластилиновые герои превращаются по цепочке друг в друга, "деконструируя" по дороге басню Крылова: строгое произведение с очень определенной моралью оборачивается дурацкой игрой в переодевания с запретом стоять и прыгать там, где подвешен груз.

Сексуальность. Вслед за фрейдизмом, постмодернизм проявляет повышенное внимание к сексуальности. В отличие от него, постмодернизм не пытается однозначно объяснить феномен сексуальности, но скорее воспринимает сексуальность как некую базовую матрицу для простраивания дискурсов. Концепты из сексуальной сферы, распространенные на культуру - любимые постмодернистские символы.

Виртуальность, отсутствие объективной реальности, симуляция . Кризис характера, тяготение к фантастике породил в постмодернизме теорию симулякра. Симулякр (франц. – стереотип, псевдовещь, пустая форма). Еще ранее, у Платона – «симулякр», «копия копии». В постмодернистской эстетике симулякр занимает место, принадлежащее в классических эстетических системах художественному образу. Однако если образ (копия) обладает сходством с оригиналом, то симулякр уже весьма далек от своего первоисточника. Жиль Делез рассматривает симулякр как знак, который отрицает как оригинал, так и копию.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

Природу вдохновения творческого мышления мы рассматриваем на примере изучения формирования самосознания индивидуальности художника Сопоставляя.. Соответствующее склонностям и влечениям изначальное восприятие мира определяет.. Вдохновение мы рассматриваем как проявление и реализацию индивидуальности художника синтез психических процессов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины
Литературоведение– это наука, кот изучает специфику, генезис и развитие словесного иск-ва, исследует идейно-эстетич ценность и структуру лит-ных произведений, изучает соц-историч з

Специфика искусства
Споры о специфике и сути искусства, художественного творчества ведутся еще со времен античности. Сущность художественного творчества Аристотель связывал с врожденной «страстью» человека к подражани

Мир искусств и художественной литературы
Мир искусств и художественной литературы - это культурное и духовное достояние человечества. Каждый народ богат своей культурой, которая в ярких образах отражает его менталитет

Виды художественных образов
Одна из важнейших функций литературного образа - придать словам ту полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи. Специфика словесного образа проявляется также во в

Эпилог
Заключительный компонент произведения, финал, отделенный от действия, развернутого в основной части текста. КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Композиция

Субъектная организация текста
В литературном произведении следует различать объект речи и субъект речи. Объект речи – все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: люди, предметы, обстоятельства, события и т. д. Субъек

Художественная речь и литературный язык
Литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке. Слово является в литературе материальным носителем образности. В связи с этим необходимо различать понятия “художественная

Поэтические приемы
Поэтические приемы (тропы) – преобразования единиц языка, заключающиеся в переносе традиционного наименования в иную предметную область. Эпитет – один из

Лексические ресурсы художественной речи
Художественная литература использует общенациональный язык во всем богатстве его возможностей. Это может быть лексика нейтральная, высокая или сниженная; устаревшие слова и неологизмы; слова иностр

Поэтические фигуры
Синтаксическая выразительность является еще одним важным языковым средством художественной литературы. Здесь важны и длина и мелодический рисунок фраз, и расположение в них слов, и разного рода пов

Ритмическая организация художественной речи

Строфика
Строфа в стихосложении– группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Моностих – стихотворен

Сюжет, фабула, композиция худ произведения
К О М П О З И Ц И О Н Н Ы Е Д Е Т А Л И произведения: 1. СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ -сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения гер

Дополнительные
Пролог. Вступительная часть литературного произведения, которая предваряет общий смысл, сюжет или основные мотивы произведения или кратко излагает события, предшествующие основному

Композиция литературного произведения
Композиция литературно - художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают,

Идейно-эмоц направленность лит-ры. Понятие о пафосе и его разновидностях
Идейный мир произведения – третий структурный компонент содержательно-концептуального уровня наряду с тематикой и проблематикой. Идейный мир – это область

Эпические жанры
Эпические литературные жанры восходят к эпическим фольклорным жанрам, ближайшим образом к сказкам. С точки зрения жанровой формы, сказка имеет свою вполне устойчивую структуру: повторяющийся зачин

Эпос как род художественного творчества. Виды эпоса. Характеристика эпических жанров
Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос. Ранние формы эпоса возникают еще в условиях первобытно–общинного строя и связаны с трудовой деятельностью человека, с поко

Лирика как род художественного творчества. Жанры лирики. Понятие и споры о лирическом герое
Другим родом художественного творчества является лирика. Она отличается от эпоса тем, что в ней на передний план выдвигаются внутренние переживания поэта. В лирике перед нами живая взволнованная че

Драма как род художественного творчества. Характеристика жанров драматургии
Самобытным родом художественного творчества является драма. Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме ре

Познавательная функция литературы
В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались. Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных худож

Функция предвосхищения («кассандровское начало», искусство как предвосхищение)
Почему «кассандровское начало»? Как известно, Кассандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и могущества города. В искусстве и особенно в литературе всегда жило «кассандровское начало»

Воспитательная функция
Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир. В

Понятие о направлении, течении и стиле в современном литературоведении
Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри художественных систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. Для исследования этих разновидностей более всего под

Понятие античной литературы
Если Греция - колыбель европейской культуры, то греческая литература - это основание, фундамент литературы европейской. Слово “античный” в переводе с латинского обозначает “древний”. Но не всякую д

Судьба античной литературы
Сюжеты, герои и образы античной литературы отличаются такой законченностью, ясностью и глубиной смысла, что к ним постоянно обращаются писатели последующих эпох. Античные сюжеты находят новое толко

Периодизация и особенности античной литературы
В своем развитии античная литература прошла несколько этапов и представлена классическими образцами во всех литературных видах: это эпос и лирика, сатира, трагедия и комедия, ода и басня, роман и и

Античная мифология
Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т.е., сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась

Античный эпос. Гомер
Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэмы относятся к жанру народно-героического эпоса, так как имеют фольклорную, народную

Расцвет драмы в эпоху Перикла
5-4 вв. до н.э. - славная эпоха в истории Греции, отмеченная необычайным взлетом ее литературы и искусства, науки и культуры, расцветом демократии. Этот период называют аттическим, по имени Аттики

Античный театр
Человечеству свойственно подражать. Ребенок в игре подражает тому, что он видит в жизни, дикарь в пляске изображет сцену охоты. Древнегреческий философ и теоретик искусства Аристотель все искусство

Античная трагедия
Страдания и гибель людей, объективно достойных лучшей участи, способных ко многим славным подвигам на благо человечества, снискавших бессмертную славу у современников и потомков, переживаются нами

Античная комедия
Людям свойственно смеяться. Аристотель эту присущую людям черту возводил даже в достоинство, отличающее человека от животного. Люди смеются над всем, даже над самым дорогим и близким. Но в одном сл

Греческая лирика
В развитии греческой литературы существует закономерность: определённые исторические периоды отмечены господством определённых жанров. Древнейший период, «гомеровская Греция» - время героического э

Греческая проза
Расцвет греческой прозы приходится на эллинский период (III-I вв. до н.э.). Эта эпоха связана с именем Александра Македонского. Его завоевания и походы в восточные страны оказали большое влияние на

Эпоха Средневековья
Римская империя рухнула в V в. н.э. в результате восстания рабов и нашествия варваров. На её обломках возникли недолговечные варварские государства. Начался переход от исторически исчерпавшего себя

Слово о законе и благодати» Иллариона
4. Древнейшие русские жития («Житие Феодосия Печерского», жития Бориса и Глеба). Жития святых. Памятники агиографического жанра - жития святых - также воспитывали

Повесть о разорении Рязани Батыем
6. Жанр ораторской прозы - один из основных в системе жанров древнерусской литературы в XIII в. представлен «словами» Серапиона. До нас дошло пять «слов» Серапиона. Основная тема с

Понятие гуманизма
Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, н

Послание архиепископа новгородского Василия ко владыце тферскому Феодору о рае»
Происходившая в рассмотренный период политическая борьба за первенство среди русских княжеств усиливает публицистическую направленность и злободневность создававшихся в это время литературных произ

Повесть о Темир-Аксаке
Основными жанрами литературы, как и в предшествующие периоды, являются летописание и агиография. Возрождается жанр хождений. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний,

Историческое повествование
В XVI в. общерусское летописание стало централизованным: летописание это велось в Москве (вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии); летописцы в других городах

Публицистика (И.Пересветов, А.Курбский, Иван Грозный)
В Древней Руси не было специального термина для определения публицистики - как и не было его и для беллетристики; границы публицистического жанра, которые мы можем наметить, конечно, весьма условны

Романтизм как универсальная художественная система
Романтизм– направление в лит-ре нач 19 в. РОМАНТИЗМ.Несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти

Реализм как универсальная художественная система
Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности. Р. (вещественный, действительный) – худ метод, след

Принципы соцреализма
Народность. Под этим подразумевалась как понятность лит-ры для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. Идейность. Показ

В литературе
Лит-ра социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на чит

Модернизм как универсальная художественная система
Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого врем

Постмодернизм: определение и характеристика
Постмодернизм есть лит-ное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в

Особенности русского постмодернизма
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х – 70-е гг. – (А.Терц, А.Битов, В.Ерофеев, Вс. Некрасов, Л.Рубинштейн, и др.) 70-е – 8

Символизм и акмеизм
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символ

Футуризм в России
В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе. Художественные поиски братьев Давида и Н. Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и

Кубофутуризм
Программой российского футуризма, точнее той его группы, которая сначала называла себя «Гилея», а в историю литературы вошла как группа кубофутуристов (почти все поэты-гилейцы – в той или иной степ

Эго-футуризм. Игорь Северянин
Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго». Получилось – эгофутуризм. («Я-будущее» или «я в будущем»). В октябре 1911 в Петербурге был организо

Другие группировки футуристов
После «кубо» и «эго» возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них – «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и «Цен

Футуристы и русская революция
События 1917 г. поставили футуристов сразу в особое положение. Они приветствовали Октябрьскую революцию как разрушение старого мира и шаг к тому будущему, к которому они стремились. «Приним

Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”. 2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества. 3. Творчество - не подражание, а продолжение

Натурализм как литературное направление
Наряду с символизмом, в годы его появления, другим не менее распространенным течением в буржуазной лит-ре был натурализм. Представители: П. Боборы

Экспрессионизм как литературное направление
ЭКСПРЕССИОНИЗМ(франц. expression – выражение) – авангардистское течение в литературе и искусстве начала ХХ в. Основной предмет изображения в экспрессионизме – внутренние переживани

Бедекер по русскому экспрессионизму
Терехина В. 17 октября 1921 года в Политехническом музее под председательством Валерия Брюсова проходил “Смотр всех поэтических школ и групп”. С декларациями и стихами выступали неоклассик

Декларация эмоционализма
1. Сущность искусства - производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственно неповторимой форме единственно неповторимого эмоционального восприятия. 2

Сюрреализм как литературное направление
Сюрреализм(фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрре

Об объединении обэриу
Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относ

Александр Введенский
Гость на коне (отрывок) Конь степной бежит устало, пена капает с конских губ. Гость ночной, тебя не ста

Постоянство веселья и грязи
Вода в реке журчит, прохладна, и тень от гор ложится в поле, и гаснет в небе свет. И птицы уже летают в сновиденьях. И дворник с чёрными усами *

Экзистенциализм как лит направление
Экзистенциализм.В конце 40- начале 50-х гг. фр проза переживает полосу «засилья» лит-ры экзистенциализма, кот оказал на иск-во влияние, сравнимое лишь с влиянием идей Фрейда. Сложи

Экзистенциализм русский
Термин, применяющийся для идентификации совокупности филос. учений, а также (в более широком смысле) духовно-родственных им литературных и иных художественных течений, строй категорий, символов и о

Саморазрушающееся искусство
Саморазрушающееся искусство - один из странных феноменов постмодернизма. Картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей... Огромное восемнадцатиколесное сооружение т

Фигуры речи. Тропы
Средства изобразительности речи. Правильность, ясность, точность и чистота – это такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы ре

Тропы (греч. tropos - оборот)
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего каку

Художественная речь и её составляющие
Художественная речь (иначе – язык художественной литературы) частично совпадает с понятием «литературный язык». Литературный язык – это язык нормативный, его нормы фиксируются

Системы стихосложения (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая)
С интонационно-синтаксическим строем связана и ритмическая организация художественной речи. Наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь, где ритмичность достигается за счет равномерно

Дольники. Акцентный стих В. Маяковского
1. ДОЛЬНИК – вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. Интервал между ударениями н

Г.С.Скрипов Об основных достоинствах стиха Маяковского
Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В. Маяковского? Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как "агитатора, горлана, главаря" общеизвестна и заслуживае

Метр, ритм и размер. Виды размеров. Ритмические определители стиха
В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ри

Рифма, способы рифмовки
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом

Виды строф
Строфа -это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое цело

Сонет бывает итальянский и английский
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцев

Философская и литературно-критическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме
Литературоведение как особая и развитая наука возникло сравнительно недавно. Первые профессиональные литературоведы и критики появляются в Европе только в начале XIX века (Сент–Бев, В.Белинский). Д

Развитие литературно-критической мысли в Средние века и эпоху Возрождения
В Средние века литературно–критическая мысль полностью заглохла. Разве что какие–то ее отблески можно найти в краткий период так называемого каролингского Возрождения (конец VIII– нач.IX века). В с

Литературно-критическая мысль эпохи Просвещения
Соотечественник Вольтера Дени Дидро (1713–1784), не нападая на последователей Аристотеля и Буало, высказывал уже и нечто новое по сравнению с ними. В статье «Прекрасное» Дидро говорит об относитель

Биографический метод литературоведения

Мифологическая школа, мифологическая и ритуально-мифологическая критика в литературоведении
В девятнадцатом веке литературоведение оформилось в отдельную науку, занимающуюся теорией и историей литературы и включающую в себя ряд вспомогательных дисциплин – текстологию, источниковедение, би

Культурно-историческая школа. Основные идеи А. Веселовского об искусстве слова
Учеником Сент–Бева считал себя другой выдающийся литературовед – Ипполит Тэн (1828–1893), идеи и методология которого были определяющими для европейского литературоведения второй половина XIX века.

Сравнительно-исторический метод литературоведения
Не удивительно, что крупнейший русский литературовед XIX в., А.Веселовский, испытавший в молодости влияние культурно–исторической школы, позже преодолел ее ограниченность и стал основоположником ор

Психоаналитическая критика
Эта влиятельная в литературоведении школа возникла на основе учения австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и его последователей. З.Фрейдом разработаны две важные психологи

Формальные школы в литературоведении. Русская формальная школа
Формальные школы в литературоведении. Для литературоведения второй половины XIX века характерен интерес к содержательной стороне литературы. Крупнейшие исследовательские школы того времени

Структурализм и «новая критика»
Новая критика Наиболее влиятельная школа в англо–американском литературоведении ХХ века, зарождение которой относится к периоду первой мировой войны. Методам литературоведения ХХ

Постструктурализм и деконструктивизм
Постструктурализм Идейное течение западной гуманитарной мысли, оказывавшее в последнюю четверть века сильнейшее влияние на литературоведение Западной Европы и США. Постструктурали

Феноменологическая критика и герменевтика
Феноменологическая критика Феноменология – одно из наиболее влиятельных направлений ХХ столетия. Основатель феноменологии – немецкий философ–идеалист Эдмунд Гуссерль (1859–1938), стремивши

Вклад Ю.М. Лотмана в современное литературоведение
Ю́рий Миха́йлович Ло́тман (28 февраля 1922, Петроград - 28 октября 1993, Тарту) - советский литературовед, культуролог и семиотик. Член ВКП(б

Вклад М.М. Бахтина в современную науку о литературе
Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл - 6 марта 1975, Москва) - русский философ и русский мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Иссле

Жанры и внутренняя диалогичность произведения
Бахтин в литературе видел не только ”организованный идеологический материал”, но и форму ”социального общения”. По Бахтину, процесс социального общения запечатлевался в самом тексте произведения. И

Цель работы

Определить, к какому роду литературы следует относить серию книг Георгия Чхартишвили (Бориса Акунина) про Эраста Фандорина

Задачи работы

· Выделить особенности понятий элитарной, массовой литературы;

· Определить признаки вышеупомянутых разрядов в контексте современной литературы, привести конкретные примеры;

· Рассмотреть произведение Бориса Акунина в соответствии с выбранными характеристиками различных категорий литературы;

· Обосновать свой вывод конкретными примерами.

Раздел I Понятия элитарной и массовой литературы.

Массовая литература

В современном читательском сообществе художественную литературу принято условно делить на две группы:

«элитарная» литература (примерно 3% от общего потока издаваемых произведений)

коммерческая/массовая литература (всё остальное, т.е. 97 %)

Элитарная литература

Элитарная литература, ее сущность связывается с понятием элиты (elite, франц. - избранный отборный, отборный)и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Литературоведы рассматривают элитарную литературу как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

Критерии элитарной литературы

Она более «долгоиграющая» (дольше остается «в топе»)

Она может нести в себе полноценный идейный заряд

Она удовлетворяет далеко не только примитивные вкусы

Она менее шаблонна и предсказуема

Ее рецепт труднее воспроизвести

Основным способом отделения беллетристики от просто массовой литературы оказывается проверка временем. Беллетристика продолжает переиздаваться спустя многие годы, тогда как массовая литература четко «привязана» к своей эпохе. Все остальные критерии не позволяют четко провести границу.

Массовая литература

Массовая литература является частью масштабного блока массовой культуры.



Для массовых произведений характерна легкость усвоения, не требующая особого литературно-художественного вкуса и эстетического восприятия, и доступность разным возрастам и слоям населения, независимо от их образования.

Массовая культура - порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей разного профиля - культурологов, социологов, философов и пр., неоднозначно. Одних она пугает и отталкивает своей агрессивностью и напором, отсутствием каких-либо морально-нравственных ограничений, других приводит в восторг, третьи проявляют индифферентность.

Критерии массовой литературы

Тиражи (сомнительный критерий, потому что элитная литература не всегда малотиражна, а массовая литература не всегда бьет тиражные рекорды);

Краткость славы (есть масса писателей второго ряда, которые тоже быстро уходят в небытие и при этом не являются представителями массовой литературы);

Общая доступность, понятность (элитная литература не обязательно должна быть туманной и понятной лишь узкому кругу интеллектуалов);

Коммерциализация (элитарная литература не отрицает идею прибыли как таковой, тот же Пушкин получал за свои произведения неплохие гонорары и не считал это «неправильным»);

Отсутствие высокой идейности, идейного заряда вообще, развлекательный характер (элитная литература тоже не всегда проповедует высокие ценности, в то же время в массовой литературе возможно проявление определенных идей философского или политического характера, которые близки автору);

Ориентация на примитивный вкус? (как определить степень примитивности? Кто будет проводить экспертизу?);

Удовлетворение простейших потребностей? (элитная литература вполне может их удовлетворять, а массовая литература может развивать логическое мышление или воспитывать гражданственность);

Высокая востребованность, коммерческий успех, формирование групп «фанатов»;

Шаблонность (повторяемость, узнаваемость, предсказуемость);

Приоритет произведения над личностью (нет личности автора, есть творческая задача);

Бедность выразительных средств, ограниченность словарного запаса (критерий практически невозможно применять к переводным произведениям, потому что грамотно сделанный художественный перевод способен сгладить недостатки оригинального текста, и наоборот, бездарный перевод ухудшит качество восприятия оригинала. Кроме того, в отдельных случаях возможно активное, но неумелое применение выразительных средств – т.е. чисто формально язык «богат», но украшательство воспринимается читателем как излишество);

Возможность реконструкции творческого процесса (не воспроизведения, но расшифровки «технологии»).

В массовой литературе, как правило, можно обнаружить очерки общественных нравов, картину жизни города.

В целом, следует признать, что отделение массовой литературы от «немассовой» представляет собой крайне сложную задачу. Конкретное произведение может обладать рядом признаков, но при этом не являться образцом массовой литературы.

Коммерческая и некоммерческая литература.

В связи с тем, что массовую литературу часто соотносят с понятиями коммерческого успеха и коммерческой прибыли, необходимо рассмотреть и данную сторону проблемы.

Коммерциализация литературы связана с понятием авторского права и авторского гонорара. Невозможно извлечение прибыли в условиях бесконтрольного распространения произведений по неформальным каналам (например, при устной передаче).

В древних мировых литературах понятия авторства не существовало либо оно было ослаблено. Устные формы словесного творчества плохо увязываются с персональным авторством: при каждом новом исполнении произведение прирастает большим или меньшим количеством изменений, а первоисточник (первый рассказчик, сочинитель) забывается.

Первым условием извлечения прибыли из литературы становится появление книгопечатания и увеличение тиражей.

Письменная литература дает больше возможностей для сохранения имени автора, однако здесь существенную роль играет психологическая установка, существующая в обществе. Например, письменная литература в Древней Руси не была ориентирована на подчеркивание авторства, а в Древней Греции наоборот.

Если авторство как таковое существует уже в античной письменной литературе, то дальнейшие шаги на пути к юридическому признанию авторского права, а также к возможности извлекать финансовую выгоду из литературных трудов сделаны существенно позже.

Но следует отметить, что понятия «коммерчески выгодный проект» и «массовая литература» совпадают лишь частично – т.е. существуют массовые произведения, которые были созданы ради прибыли и позволили эту прибыль получить. В то же время, часть массовых произведений в коммерческом отношении оказывается малоуспешной – ориентация на прибыль не подразумевает автоматически, что прибыль будет получена в желаемом объеме. И наконец, существуют произведения «элитарные», которые изначально создавались «без оглядки» на коммерческий спрос, но которые в итоге принесли гигантскую прибыль правообладателям.

Герои в массовой литературе.

Герои действуют в узнаваемых социальных ситуациях и типовой обстановке, сталкиваясь с проблемами, близкими массовому читателю. Не случайно критики говорят о том, что массовая литература в какой-то степени пополняет общий фонд художественного человековедения.

Конструирование положительного героя идет по принципу создания супермена, бессмертного, этического образца. Подобному герою подвластны любые подвиги, он может раскрыть любые преступления и покарать любого преступника. Это герой-схема, герой-маска, как правило, лишенный не только индивидуальных черт характера, биографии, но и имени.

Раздел II “Приключения Эраста Фандорина”

История одного из самых известных сыщиков России увидел свет относительно недавно-первая книга о Эрасте Петровиче Фандорине была опубликована в 1998-м году в России а последняя недавно в 2015-м году. Всего существует четырнадцать «фрагментов» этой детективной мозаики:

1) 1998 г. - «Азазель»

2) 1998 г. - «Турецкий гамбит»

3) 1998 г. - «Левиафан»

4) 1998 г. - «Смерть Ахиллеса»

5) 1999 г. - «Особые поручения»

6) 1999 г. - «Статский советник»

7) 2000 г. - «Коронация»

8) 2001 г. - «Любовница смерти»

9) 2001 г. - «Любовник смерти»

10) 2002 г. - «Алмазная колесница»

11) 2007 г. - «Нефритовые чётки»

12) 2009 г.- «Весь мир театр»

13) 2012 г.- «Чёрный город»

14) 2015 г.- «Планета вода»

Суть произведения достаточна проста; жизнь человека который работает на государство и расследует самые сложные и запутанные дела. При этом он не однообразен, терпит неудачи с каждой книгой мы видим его развитее.

Сюжет книг богат на удивительные повороты, неожиданные события полностью меняющие состояние главного героя. В четырнадцати взаимосвязанных произведениях. Борису Акунину удалось полноценно изобразить жизнь главного героя, четко описать каждый период его жизни интеллектуальный рост и саморазвитие. Также автор очень точно прописывает его биографию в которой нет пробелов.

Популярность Бориса Акунина и его книг.

(за последние десятилетие 2000-2010)

Как пишет издание The-village, один из крупнейших в столице книжных магазинов "Москва" в преддверии Нового Года опубликовал собственный рейтинг самых покупаемых авторов. Получилась упрощенная, отражающая только самые массовые тенденции, но вместе с тем показательная картина. Это именно те книги, которые больше всего покупали, о которых говорили, пишет Pro-Books.ru. Правда, далеко не все из них останутся в истории литературы.

Самые популярные книги десятилетия:

(только книги про Эраста Фандорина)

6. Борис Акунин «Алмазная колесница» (19 161 экз.)

8. Борис Акунин «Любовник смерти» (17 561 экз.)

9. Борис Акунин «Любовница смерти» (16 786 экз.)

16. Борис Акунин «Нефритовые четки» (13 315 экз.)

(для примера первые три места)

1. Борис Акунин (198 051 экз.)

2.Паоло Коэльо (118 723 экз.)

3.Джоан Ролинг (90 581 экз.)

Самые покупаемые книги каждого года:

2001 - Борис Акунин «Любовница смерти» (12 065 экз.)

2002 - Джоан Ролинг «Гарри Поттер и философский камень» (10 111 экз.)

2003 - Паоло Коэльо «Одиннадцать минут» (9 745 экз.)

2004 - Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса» (7 292 экз.) 2005 - Оксана Робски «Casual» (8 838 экз.)

2006 - Сергец Минаев «Духless: Повесть о ненастоящем человеке» (9 463 экз.)

2007 - Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Дары Смерти» (5 567 экз.) 2008 - Евгений Гришковец «Асфальт» (6 922 экз.)

2009 - Борис Акунин «Сокол и Ласточка» (4 655 экз.)

2010 - Борис Акунин «Весь мир театр» (4 710 экз.)

Главный герой

Эраст Петрович Фандорин

Борис Акунин об Эрасте Фандорине:

«Если говорить о детективных составляющих моих книжек, то я являюсь последователем Конан Дойля». - Б.Акунин.

“В жизни прототипов Фандорина я, к сожалению, не знаю.

В литературе есть несколько. Это, собственно говоря, те его предшественники, которых я и брал за основу этой самой химической формулы абсолютно положительного героя , с моей точки зрения. Такой невозможно красивый, очень сильный, невероятно благородный, загадочный, в которого влюбляются все женщины, а он остается холодным и равнодушным. В литературе внешне он, наверное, больше всего похож на Григория Александровича Печорина , которого я, как персонажа, не очень люблю, потому что он довольно противный. Но он импозантный, красивый, эффектный мужчина. По части дефектов речи (Фандорин у меня заикается), он похож на другого моего любимого персонажа, на полковника Найтурса из "Белой Гвардии" , который, правда, не заикался, а картавил, но это не важно”.

Персонаж Фандорина воплотил в себе идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

Развитие Эраста Петровича Фандорина

на протяжении 14 книг

(для примера рассмотрим первые три и 10-ю.)

1-я книга 1998 г. - «Азазель».О необыкновенном сыщике Эрасте Фандорине. Ему всего двадцать лет, он наивен удачлив, бесстрашен (или глуп), благороден и привлекателен. Юный Эраст Петрович служит в полицейском управлении, по долгу службы и по велению сердца расследует крайне запутанное дело. В конце книги он теряет свою любимую (Елизавету) и это сильно сказывается на его состоянии он становиться замкнутым, суровым, более реально смотрит на жизнь, нет уже былой юношеской романтики.

2-я 1998 г. - «Турецкий гамбит» о сыщике Эрасте Фандорине. 1877 год, Российская империя участвует в жесточайшей русско-турецкой войне. Впав в отчаяние после гибели любимой, Эраст Петрович отправляется на Балканы как сербский волонтёр. Фандорин участвует в Русско-турецкой войне. На его долю выпадают и тяжёлые бои, и плен (что отрицательно скажется на его репутации в Японии). После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения шефа жандармского управления, просит назначить его служить «куда подальше» и получает назначение секретарём посольства Российской империи в Японии.

3-я “Левиафан”-1998 г. - 1878 год. По пути к месту службы Фандорин раскрыл серию таинственных убийств, имевших место в Париже и на пассажирском корабле «Левиафан», был мимолётный роман в Индии с одной из пассажирок, Клариссой Стамп, послуживший причиной задержки его прибытия в Японию (его прибытие описывается в книге алмазная колесница в томе “Между строк ” поэтому сразу к ней).

10-я 2002 г. - «Алмазная колесница»

“Ловец стрекоз”- Действие первого тома «Ловец стрекоз» начинается в 1905 году, со встречи со штабс-капитаном Рыбниковым. В разгаре Русско-японская война - в России весьма успешно работает сеть японских агентов, но на пути у них встаёт опытный и умудрённый годами Эраст Петрович Фандорин.

“Между строк” - (после событий в книге “Левиафан”) Второй том «Между строк» переносит нас в Японию 1878 года. Это история любви молодого дипломата Эраста Фандорина и роковой красавицы Мидори - любви, изменившей всю его жизнь.

Теперь рассмотрим произведение, в котором автор

прописал все максимально подробно

(биографию, душевное состояние)

“Алмазная колесница” том “Между строк”

“Между строк”- 1878 год. Иокогама, Япония. Буквально с первых минут после прибытия в «страну восходящего солнца» Фандорин опять оказывается вовлечён в политико-криминальную интригу, участниками которой становятся и виднейшие японские политики, и бандиты из притонов Иокогамы, а также таинственные ниндзя-синоби. Фандорин обретает дружбу и преданность бывшего разбойника Масахиро Сибаты, чью жизнь и честь (которая ценилась Масой больше жизни) спасла знаменитая фандоринская удача в азартных играх. Масахиро (Маса) становится отныне камердинером Фандорина и его верным спутником во всех приключениях. Кроме того, Эраст Петрович встречает прекрасную куртизанку О-Юми (настоящее имя Мидори). Между Мидори и Фандориным вспыхивает страсть, которой, казалось бы, удалось растопить ту корку льда, которой покрылось сердце Эраста Петровича после смерти Лизоньки. К нему вновь возвращается юношеская радость жизни, которую автор очень хорошо описал через поступки, и мысли Фандорина. Мидори оказывается дочерью последнего главы древнего клана синоби Момоти Тамбы. Благодаря Момоти, Фандорин знакомится с навыками искусств ниндзя. С помощью Мидори, Масы и Тамбы Фандорин распутывает клубок интриг и карает главного акунина (злодея). Но, по роковому стечению обстоятельств, Мидори приходится пожертвовать своей жизнью ради спасения Эраста (в итоге выясняется, что О-Юми осталась жива, и даже родила ему внебрачного сына, но всё это останется навсегда тайной для Фандорина). После «гибели» Мидори Фандорин окончательно закрывает своё сердце и отдаёт всего себя изучению искусства «крадущихся» - синоби. Его наставником становится Момоти Тамба. Этот период жизни Эраста Петровича освещается во втором томе романа «Алмазная колесница».

Если сравнивать роман “Алмазная колесница”

с критериями массовой и элитарной литературы то его легко можно отнести к Элитарной литературе.

Но я смотрю общую картину серии детективных

романов “Приключения Эраста Фандорина”.

Поэтому пройдемся по критериям Массовой а затем элитарной литературы.

Критерии массовой литературы

(большинство из них, к сожалению, не дает достоверного результата при применении, особенно если критерии используются по отдельности, а не в комплексе):

1- краткость славы?;Краткость славы понятие относительное, но первые книги хорошо покупают уже на протяжение пятнадцати лет. -

2- общая доступность, понятность; Да это так большинство произведений про Эраста Фандорина (особенно первые) доступны разным возрастам и слоям населения, независимо от их образования. +

3- коммерциализация (массовая литература не отрицает идею прибыли как таковой);Да, Борис Акунин не отрицает, что пишет и ради прибыли.+

4- отсутствие высокой идейности, идейного заряда вообще, развлекательный характер (элитная литература тоже не всегда проповедует высокие ценности, в то же время в массовой литературе возможно проявление определенных идей философского или политического характера, которые близки автору); Этот критерий очень шаткий, Да, в большинстве книг нет особой замысловатости. +

5- удовлетворение простейших потребностей; книги про Эраста Фандорина удовлетворяют далеко не только простейшие потребности, а их сполна. -

6- шаблонность (повторяемость, узнаваемость, предсказуемость); Произведения непредсказуемы, да Фандорин одерживает окончательную победу, но при этом он терпит неудачи теряет друзей, близких. -

7- бедность выразительных средств, ограниченность словарного запаса (критерий только не для переведенных текстов); Многие исследователи отмечают постмодернистскую суть текстов Акунина, его ироничную и изысканную игру с классической литературой. Язык произведений Акунина заслуживает отдельного разговора. Красота, тонкая ирония, аллюзии, цитаты – всё это неотъемлемая составляющая текстов Акунина.-

8-В массовой литературе, как правило, можно обнаружить очерки общественных нравов, картину жизни города. Нет, в этих книгах неузнаваемые нам ситуации и обстановка. –

У нас получилось три совпадения с массовой литературой, из восьми.

Критерии Элитарной литературы

1- она более «долгоиграющая» (дольше остается «в топе»)Книге про Эраста Фандорина очень долгоиграющие и многие до сих пор входят в топ самых читаемых и продаваемых книг России-+

2- она может нести в себе полноценный идейный заряд-Возможно, в детективном жанре не стоит искать серьёзную идейную составляющую. Однако можно выявить идейную составляющую, характерную для японской культуры – это идея жизни как пути . Кроме того, в произведениях можно встретить рассуждения героев на философские темы: о жизни и смерти, о судьбе человека, о возможности повлиять на судьбу и др. Не стоит забывать и о кодексе поведения «благородного мужа», с которым сверяет свои поступки Фандорин, тем самым поднимая проблему справедливости, совести, нравственности и закона в их взаимодействии. -,+

Заключение

Основным способом отделения беллетристики от просто массовой литературы оказывается проверка временем. Беллетристика продолжает переиздаваться спустя многие годы, тогда как массовая литература четко «привязана» к своей эпохе. Все остальные критерии не позволяют четко провести границу.-Ну это мы сейчас узнать не сможем. Но надеюсь что эти книги будут интересны следующем поколениям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные составляющие элементы и свойства массовой культуры. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры.

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    История возникновения "массовой культуры", особенности ее феномена в современных условиях, характеристика уровней и проблема анализа. Основные направления смешения культуры и политики. Особенности влияния массовой культуры на современное общество.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.

    В современной научной парадигме наблюдается смешение терминов и понятий: классика, беллетристика, массовая литература. С точки зрения М.А. Черняк, эти феномены образуют триаду, или пирамиду, в основании которой находится масслит, а беллетристика является "срединным полем" литературы Черняк, М. А. Массовая литература XX века: учебное пособ. для студентов высших учебных заведений / М.А.Черняк. - М.: Флинта: Наука, 2007. - С. 18.. Данная теория объясняет, почему при изучении всех трех пластов литературы возникает проблема границы: между ними существуют переходные зоны, где находятся тексты, тяготеющие к двум уровням сразу. Окончательно их позиция определяется в ретроспективе, причем необходимый временной отрезок может измеряться столетиями, и в каждом случае он будет индивидуальным. Однако, всякое художественное произведение обладает рядом признаков, которые позволяют не только потомку, но и современнику автора с большой долей вероятности причислить его труд к классике, беллетристике или массовой литературе.

    Литература издавна подразделяется на элитарную (высокую) и народную (фольклорную, низкую). К 10-ым и 20-ым годам появляется термин массовая литература. Он соответствует нескольким смежным, но не тождественным понятиям: популярная, тривиальная, паралитература, бульварная. Всё это составляет ценностный низ литературной иерархии (1.Элитарная 2. Беллетристика, 3.М.Л.). Если говорить о ценностном определении, то некоторые критики называют массовую литературу псевдолитературой или же это произведения, которые не входят в официальную литературную иерархию своего времени. То есть массовая лиетратура это результат разделения художественной литературы по ее эстетическому качеству. В элитарной литературе ставка на исполнительное мастерство, творчество, многозначность, а в массовой литературе на стандартность, жанровость, четкую заданность функций. Элитарная литература - донор, массовая - реципиент.

    Термин "беллетристика" часто упоминается в значении "массовой литературы", противостоящей "высокой литературе". В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

    Беллетристика представляет собой "срединное поле" литературы, произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию. Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет.

    В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко - проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность. Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам, как дамский роман, детектив, приключения, мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра.

    Элитарная литература, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется народной, массовой.

    Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель этого типа литературы по отношению к обществу представляет собой высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры.

    Определения элиты в разных социологических и культурологических теориях неоднозначно. По сути, элитарная литература является продуктом "не для всех" в силу своего высокого уровня; оригинальные, неординарные методы подачи материала, создающие "барьер" для восприятия искусства неподготовленным надлежащим образом читателям. Таким образом, Элитарная литература является своеобразной "субкультурой".

    Массовая литература - совокупность литературных жанров и форм, обращённых к неквалифицированному читателю, воспринимающему произведение без рефлексии по поводу его художественной природы, и потому носящих упрощённый характер.

    Если говорить о ценностном определении, то некоторые критики называют массовую литературу псевдолитературой или же это произведения, которые не входят в официальную литературную иерархию своего времени. То есть М.Л. это результат разделения художественной литературы по ее эстетическому качеству. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты ("элитарной культуре") и о культуре "массы" - "массовой культуре". В этот период происходит разделение культуры, обусловленное формированием новых социальных слоев, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите.

    В конце 1990-х гг. произошли очевидная маргинализация и коммерциализация отдельных слоев культуры; литература стала превращаться в один из каналов массовой коммуникации, что ярко проявляется в современной литературной практике. Термин "массовая литература" обозначает скорее определенную жанровую парадигму, в которую входят детектив, фантастика, фэнтези, мелодрама и др. М.Л. также имеет названия "тривиальная", "формульная", "паралитература", "популярная литература".

    Задача массовой литературы не заставить читателя осознать собственный опыт, а позволить уйти в себя, создать свой собственный идеализированный мир, не имеющим ничего общего с миром реальным. В поле массовой литературы, как правило, никто не задаётся вопросом, что такое добро-зло. Ценностные проблемы в массовой литературы решены раз и навсегда. Стандартизация как основа коммуникативных отношений между автором и рецензентом настолько сильна, что читатель может заменить писателя. Это происходит не по причине повышения творческой активности читателя, а в силу общей инертности, нежелания думать и меняться. Коллективный производитель обращается к коллективному читателю. Вместе с тем аудитория у массовой литературы не только массовая, но и конкретная, хорошо опрошенная. Привычные клишированные ожидания должны удовлетворяться жёстко и неукоснительно. Отличительными особенностями массовой литературы оказываются предельная приближенность к элементарным потребностям человека, ориентированность на природную чувственность, строгая подчиненность социальным потребностям, упрощенность в производстве качественного (отвечающего потребностям конкретной социальной группы) продукта потребления.

    В элитарной литературе (литературе, предназначенной для эстетического обслуживания образованной части сообщества с развитыми культурными запросами) автор постоянно нарушает правила жанра, путает карты. Подобная манера, поиск новых решений, не устраивает читателей, которые настраивают на соблюдении жанровой структуры, отсюда происходит неприятный эффект масскульта, как падения общей культуры и культуры чтения в частности. Все продукты массмедиа, массовая литература, желтая пресса, сериалы легко усваиваются автоматически, поэтому реципиент отвыкает выходить за рамки жанровых ожиданий. Массовая литература так популярна, потому что опирается на архетипы человеческого существования: золушка, красная шапочка, красавица и чудовище, три сына; жизнь/смерть, добро/зло, судьба персонажа. Присутствуют архетипические чувства, такие как любовь. Архетипы одинаковы для всего человечества, поэтому массовая литература интернациональна.

    Возникновению массовой литературы на Западе способствовали 2 фактора:

    • 1. Развитие всеобщей грамотности в начале 20-го века,
    • 2. Удешевление культурной продукции, - например, появление карманного формата.

    В силу этих двух причин чтение становится доступно широким массам (а не только образованной элите, как раньше), и издатели начинают считаться со вкусами новых читателей, простых и невзыскательных.

    К середине 20-го века литература, которая начала приносить ощутимые доходы, становится предметом маркетинга, а издательская деятельность - сферой весьма доходного бизнеса. Требование хорошего стиля, глубины мысли и всего того, что считалось раньше обязательным для литературы, перестает играть принципиальную роль, т.к. интересы издателей теперь сосредоточились в вопросе: из чего можно извлечь максимальную выгоду. Как правило, из больших тиражей, которые напрямую зависят от количества потенциальных покупателей. Поэтому издательская деятельность перестает ориентироваться на малочисленную культурную элиту, а "идет в массы". Массовая литература получает, таким образом, мощный коммерческий толчок для развития.

    На формирование массовой литературы оказали влияние такие факторы как: коммерциализация писательской деятельности и вовлечение ее в рыночные отношения, научно-технический процесс, развитие книгоиздания, демократизация, индустриализация.

    Каноническое начало лежит в основе всех жанрово-тематических разновидностей массовой литературы, составляющих ныне ее жанрово-тематический репертуар. В этот репертуар, сложившийся примерно к середине XX в., обычно зачисляют такие разновидности романного жанра, как детектив, шпионский роман, боевик, фэнтези, триллеры, любовный, дамский, сентиментальный, или розовый роман (romance), костюмно - историческш роман с примесью мелодрамы или даже порнографического романа.

    Детектимв (англ. detective, от лат. detego -- раскрываю, разоблачаю) -- преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости. Основной признак детектива как жанра -- наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Важное свойство классического детектива -- полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования.

    Тримллер (от англ. thrill -- трепет, волнение) -- жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров.

    Псевдоисторический роман- это роман с использованием исторических личностей и обыгровкой событий, которых не было, или которые происходили не так. (история понтия пилата и иешуа)

    От исторического отличается тем, что описанные в последнем события либо происходили, либо могли происходить.

    Фэмнтези -- жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.

    Любовный роман-любовная история. Произведения в этом жанре описывают историю любовных отношений, акцентируя внимание на чувствах и переживаниях героев. Часто предметом описания является красивая и глубокая любовь.

    Истоки беллетристики обнаруживаются еще в XV веке. Так, "Повесть о Дракуле", где поднимаются вневременные и при этом злободневные вопросы о борьбе слабого с сильным и возможностях власть имущих, можно причислить к предбеллетристическим. В XVI веке русская литература окон- чательно отказывается от теологической точки зрения на общество, авторы становятся внимательнее к потребностям своих читателей. Для придания увлекательности в произведениях все чаще используется вымысел. Для русской литературы XVIII века характерен обличительный пафос: журнальная сатира Н.И. Новикова, общественная комедия Д.И. Фонвизина, сатирические пьесы и басни И.А. Крылова, проза А.Н. Радищева. Ранняя беллетристика была совсем иной: она не подталкивала читателя к выражению протеста, а провоцировала на раз- мышления, создавала предпосылки для дальнейшего духовного развития. С этой точки зре- ния к беллетристическим можно причислить и сентиментальные произведения Н.М. Карамзина, где много внимания уделялось вопросам морали и воспитанию чувств. Повести имели грандиозный успех, что характерно для образцов массовой литературы, однако, к таковым сочинения Карамзина нельзя отнести по ряду причин. Произведения "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода" для своего времени были новаторскими, они включали элементы психологического анализа, подробные описания чувств и эмоций героев, иначе изображали социальное устройство - сквозь призму личностных переживаний персонажей. Эти особенности текстов, и, кроме того, простой язык повестей Карамзина, его доверительное и непретенциозное общение с читателем, в то же время, позволяют предположить, что автор писал, руководствуясь внутренними убеждениями и не пытаясь увековечить себя, подобно классицистам. Однако, со временем сентиментальные повести Карамзина в силу их художественных достоинств стали считаться классикой, а не беллетристикой. Произошло перемещение группы текстов внутри пирамиды "классика - беллетристика - массовая литература", о которой мы уже упоминали.

    В XIX веке отечественная беллетристика стала существенно отличаться от той, что была столетием ранее. Книгоиздание как коммерческая отрасль привлекала все больше авторов, а приемы, взятые ими на вооружение, начали "размывать" границу между беллетристикой и масслитом. Писатели использовали одни и те же темы и подражали творчеству корифеев, авторов не составляет труда объединить в группы. Так, И.Л.Леонтьев-Щеглов ("Первое сражение", "Миньона") и А.Н.Маслов-Бежецкий ("Военные на войне", "Эпизод из блокады Эрзерума"), освещая военную тематику, следовали за Л.Н.Толстым. Такая тенденция дискредитировала беллетристику.

    Массовая литература также, в большинстве случаев, вписана в контекст эпохи - но только той единственной, что продолжается сейчас. Да- же если это фантастические произведения, где события разворачиваются в Викторианской Англии или на Луне, взаимоотношения и ценности людей взяты из современного мира с его свободами и космополитическими взглядами. Для масслита это необходимо, поскольку тексты должны быть легко доступны для понимания читателей-современников. Однако, массовая литература не воссоздает существующей картины мира, и в этом ее серьезное отличие от беллетристики. Для чтения-отдыха требуется другое: приукрашенная реальность, достаточно да- же изображения одного - нескольких ее сегментов. Так, в романах Д. Донцовой протагонисты при всем разнообразии интерьеров и мест действия попадают в похожие ситуации и сталкиваются с определенными типажами неприятелей. Героини не страдают, не погружаются в депрессию, не делают мучительного выбора - для читательниц создается свой фальшивый "мирок", где им комфортно. Другой пример - любовные романы серии "Арлекин", где бесконечно вос- производятся взаимоотношения мужчины и женщины по модели "прекрасный принц - Золушка".

    В ряде случаев беллетристика волевыми решениями сильных мира на какое-то время возводится в ранг классики. Такой оказалась участь многих произведений литературы советского периода, каковы, например, "Как закалялась сталь" Н.А. Островского, "Разгром" и "Молодая гвардия" А.А. Фадеева. эстетический псевдоисторический роман беллетристика

    Наряду с беллетристикой, обсуждающей проблемы своего времени, широко бытуют произведения, созданные с установкой на развлекательность, на легкое и бездумное чтение. Эта ветвь беллетристики тяготеет к "формульности" и авантюрности, отличается от безликой массовой продукции. В ней неизменно присутствует авторская индивидуальность. Вдумчивый читатель всегда видит различия между такими авторами, как А Конан-Дойль, Ж. Сименон, А Кристи. Не менее ощутимо индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика: Р. Брэдбери невозможно "спутать" со Ст. Лемом, И.А. Ефремова - с братьями Стругацкими. Произведения, которые поначалу воспринимались как занимательное чтение, могут, выдержав испытание временем, в какой-то мере приблизиться к статусу литературной классики. Такова, например, судьба романов А Дюма-отца, которые, не являясь шедеврами словесного искусства и не знаменуя обогащение художественной культуры, однако, любимы широким кругом читателей уже на протяжении целых полутора столетий.

    Право на существование развлекальной беллетристики и ее положительная значимость (в особенности для юношества) сомнений не вызывают.

    Авантюрному роману с его занимательностью, с его напряженной интригой многим обязаны такие признанные классики мировой литературы, как Ч. Диккенс и Ф.М. Достоевский.

    Достоевский и в более поздние годы широко применял повествовательные приемы, характерные для беллетристики и массовой литературы. Художественно переосмысливая эффекты уголовных фабул, использовал их в своих прославленных романах

    В широком смысле это все то в литературе, что не получило высокой оценки художественно образованной публики: либо вызвало ее негативное отношение, либо осталось ею не замеченным. Так, Ю.М. Лотман, разграничив литературу "вершинную" и "массовую", в сферу последней включил стихи Ф.И. Тютчева, какими они неприметно явились в пушкинскую эпоху. Ученый считает, что тютчевская поэзия вышла за рамки массовой литературы лишь тогда (вторая половина XIX века), когда она была высоко оценена художественно образованным слоем.



Просмотров