Проект по созданию архитектурной сказки. Тематическая беседа для начальной школы архитектор

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадуйская средняя школа №1 имени В.В. Судакова»

Проект по литературному чтению:

«Легко ли быть сказочником?»

Работу выполнили:

учащиеся 4 «б» класса:

Фоменко Алена,

Ушнурцева Диана,

Тарасенко Дима,

Смирнова Елена,

Никанова Анастасия.,

Карпова Полина,

Ермолаев Максим,

Горбунков Никита

Руководитель проекта:

Берсенева Т.Г.,

учитель начальных классов

Кадуй.2017 г.

1.Введение_________________________________________________стр

2.Основная часть____________________________________________стр

2.1. Теоретическая часть______________________________________стр

2.2 Практическая часть_______________________________________стр

3.Вывод_____________________________________________________стр

Заключение_________________________________________________стр

Литература__________________________________________________стр

I. Введение

В программе начальной школы по литературному чтению большое внимание уделяется сказке как литературному жанру. Рассматриваются виды сказки, раскрываются законы волшебной сказки, отличительные особенности, ее структура и композиция. При изучении сказки Г-Х. Андерсена «Чайник» одно из заданий предполагало составление сказки «по аналогии». Учащиеся нашего класса были заинтересованы этим видом работы. Не секрет, что все дети любят сказки, многие их даже сочиняют, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Мы решили, что знание этих секретов поможет составить сказку по аналогии со сказкой Г-Х. Андерсена «Чайник».

Вид проекта: творческий

Продукт проекта : книга «Наши волшебные сказки».

По количеству участников : проект групповой.

По продолжительности : краткосрочный (срок реализации 2 недели).

По характеру контактов между участниками : внутриклассный.

Цель проекта: Развитие умения выделять отличия авторской волшебной сказки от других видов сказок, составление своих сказок по аналогии со сказкой Г-Х. Андерсена «Чайник».

Задачи проекта:

Изучить особенности построения волшебной литературной сказки;

Узнать из словарей значение слова «аналогия»;

Развивать умения анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Создать книгу «Наши волшебные сказки».

II. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

1. Особенности построения волшебной литературной сказки.

Литературная сказка - это эпическое произведение, созданное автором.

В ней изображаются:

Вымышленные, невероятные события и сказочные герои;

Повествование от лица рассказчика;

Он повествует о том, что видит и слышит;

Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используются лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.

Таким образом:

Литературная сказка - авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.

2. Что обозначает слово «аналогия»?

Аналогия - сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Пример: Заключить по аналогии. Провести аналогию между чем-нибудь. (Толковый словарь Ожегова.)

Аналогия -

1) Сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями.
2) Умозаключение, в котором на основании сходства предметов, явлений, понятий в каком-либо отношении делают вывод о сходстве этих предметов, явлений, понятий и в других отношениях (в логике).(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)

Таким образом: аналогия - это подобие предметов или явлений в каких-либо свойствах, признаках или отношениях. Создать текст по аналогии- значит используя новых сказочных героев, их жизненные истории создать новый текст, поддерживая главную идею, мысль авторского текста.

2.2 Практическая часть.

1. Работа в группе.

Работая в группе мы продумали систему вопросов для помощи в создании сказки об обыкновенном простом карандаше:

1.Выберем простой, привычный предмет (н-р простой карандаш);

2.Какой у него характер (скромный, спокойный, добрый);

3.Где и с кем он живёт? (в пенале с ручкой и ластиком);

4.Как вы думаете какие его соседи?

5.Как они к нему относятся, как ему живётся с ними рядом?

6. О чём он мечтает? (быть цветным карандашом, оставить яркий след в жизни, раскрасить весь мир, завидует, что цветные карандаши живут в коробке, они братья, их много, они помогают и дополняют друг друга);

7.Какая проблема у карандаша? (он не верит в себя);

8.Кто ему может помочь? (старая ручка, у которой уже кончается паста, разоткровенничалась с карандашом);

9.Какие она могла дать ему советы? (загляни поглубже в себя, у тебя тонкий ум, только нужно постоянно его оттачивать, у тебя доброе, мягкое сердце, ты поможешь любому человеку сделать пробный рисунок, пометку. Каждый человек может ошибаться, а ты позволяешь исправить эту ошибку незаметно для окружающих. Неважно как ты выглядишь, в какой ты одежде, главное, что у тебя внутри);

10.Концовка сказки (так прожил карандаш в пенале долгую жизнь. он был в руках художника, архитектора, школьника. Служил людям до самой старости, его сточили уже так, что удержать его теперь могла только детская рука, Которая чертила какие-то наброски на листе, но он был счастлив, что оставляет след в этой жизни, приносит пользу и позволяет исправлять чужие ошибки.

После групповой работы мы самостоятельно подготовили сказки, которые и послужили нам для создания книги «Наши волшебные сказки».

2. Индивидуальная работа. Создание сказок.

Садовый гномик.

В одном саду старого садовника был гномик, да не простой, а садовый. Гномик был застенчивый и скромный. Вот как-то раз он думает:

Вдруг дождь и ветер испортят меня и я стану не нужным? Наверно люди выбросят меня, ведь я создаю красоту и нужен только для этого!

Но старая роза ответила своему другу: -Не беспокойся! Это мы завянем и нас срежут садовыми ножницами, а ты простоишь много лет, ведь у тебя такая красная шляпка, что так и хочется смотреть на неё. Гномик задумался. Он решил, что роза действительно в чем-то права. Ведь ему совсем немного лет и он ещё долгое время будет украшать цветник и защищать его от маленьких птичек. А ведь для него было так важно - приносить пользу и быть нужным садовнику.

Горбунков Никита.

Золотая рыбка.

Жила-была золотая рыбка. Жила она в аквариуме, вместе с другими рыбками. Она любила хвастаться перед другими своей красотой и умением великолепно держаться на воде. А про то, что если на неё долго не будет попадать свет и она побледнеет, совсем позабыла. Вот однажды в аквариум привезли скалярию по имени Призрак. Она любила темноту и поэтому включать свет стали редко. Золотая рыбка начала бледнеть. Сначала она расстроилась, а потом узнала, что может светиться в темноте и осталась любимицей хозяев.

Ермолаев Максим.

Плюшевый зайчик.

Жила- была девочка Марина. Была у неё любимая мягкая игрушка. Зайчика звали Пушистик. Играла Марина с Пушистиком целый день. Но на день рождения ей подарили мягкую игрушку. Это была прехорошенькая коричневая собачка. И девочка забыла про зайчика. Но однажды к девочке пришли подружки и случайно разорвали собачку. Девочка сильно плакала и вспомнила про зайчика, который пылился в коробке с другими игрушками. Марина стала искать его, зайчишка лежал на самом дне коробки. Девочка попросила прощения у своей любимой игрушки и больше уже никогда с ним не расставалась.

Карпова Полина.

Золотистый галстук.

Жил-был гордый галстук. Он хвастался своей красотой перед другими галстуками, которые висели в шкафу. Ведь хозяин надевал их гораздо реже! А вот золотой галстук часто вместе с хозяином посещал разные важные мероприятия и праздники. Но однажды хозяин купил себе новый галстук и больше уже не вспоминал о старом, золотистом. Вот тут-то галстук и обиделся, ведь он считал себя самым красивым! Прошло три месяца и хозяину надоел старый галстук. Он вспомнил о своем любимом золотистом галстуке. На свадьбу своей старшей дочери хозяин выбрал старый золотистый галстук. Он даже разговаривал с ним как со старинным приятелем. Конечно галстук простил его, ведь он опять стал нужен своему хозяину. А главное для вещи- приносить радость и быть нужным людям.

Никанова Анастасия.

Старая шариковая ручка.

Жила-была ручка. Её купили в магазине. Как-то раз в ней закончилась паста. И стала думать ручка:

Выбросят ли меня и купят новую, яркую и совсем не погрызенную шаловливым щенком? А может быть купят пасту, чтобы я смогла снова писать, ведь я пишу очень красиво и без ошибок? Ручка долго думала и решила узнать мнение карандаша. Она очень боялась, что он посмеётся над ней, ведь они не были друзьями.

Как ты думаешь, что со мной будет?

Карандаш ей ответил:

Не переживай! Ты очень красивая! Ты у девочки Леночки самая-самая любимая!

Три дня они переживали, ведь они не знали, как сложится судьба старой ручки. А на четвертый день Леночка купила новую пасту для своей любимой ручки.

Шариковая ручка была счастлива. Ведь она снова нужна своей юной хозяйке! Да и жизнь теперь не казалась ей такой одинокой, ведь у неё появился друг-карандаш.

Смирнова Елена.

Старая кукла.

Жила-была девочка и была у неё любимая кукла Алёнушка. Шли годы, эта девочка выросла и родилась у неё своя дочка. Мама подарила Алёнушку своей дочке, она с ней все время играла. Но на день рождения девочке подарили новую куклу Барби. А Алёнушку посадили в угол и все про неё забыли. Обидно было Алёнушке! Однажды к девочке в гости пришли подружки и случайно сломали новую куклу. Долго плакала маленькая девочка. Как вдруг мама опять принесла ей Алёнушку. С тех пор девочка никогда больше не бросала свою любимую старую куклу. Она причёсывала её, одевала, мыла, шила ей прекрасные наряды. А Алёнушка нисколько не обижалась на свою хозяйку, она снова была самой счастливой куклой в мире!

Ушнурцева Диана.

Старый друг.

Жил-был плюшевый мишка. Он был старый. Через ветхую, истертую ткань виднелись опилки. Одно ухо у мишутки было оторвано, и с ним давно уже никто не играл. А рядом с ним сидел новенький, красивый медведь. Его подарили девочке Марусе на Новый год. Он пел песенки на английском языке и читал сказки. Маруся целый день играла с новой игрушкой. Напротив старого мишки сидела его добрая приятельница собака по кличке Баранка. Она очень печалилась и думала, что о старых игрушках уже никто не вспомнит. Однажды старый мишка упал с полки. Девочка заметила это. Оказалось, что у медведя оторвалась лапа. Братишка велел выбросить мишутку на свалку. Марусе стало до слез жаль старого друга. Она отнесла его маме. Мама вспомнила историю своего детства. Ведь она так долго играла с этим мишуткой. Было время, когда они не расставались ни на минуту! Вместе мама и дочка починили игрушку. Теперь девочка не делит игрушки на старые и новые. Ведь так замечательно, когда тебя окружают старые добрые игрушки-друзья!

Фоменко Алена.

Жил-был пылесос. Жил он среди других бытовых приборов. Он считал себя самым полезным и незаменимым. Он хвастался своей длинной трубой и пластмассовыми колёсиками. Но однажды, когда мама пылесосила ковер, отключили электричество. Что-то где-то замкнуло и, неожиданно для себя, пылесос сломался. Хозяйка решила не тратить денежки на ремонт и купила себе новый современный агрегат. Старый пылесос муж хозяйки отвез на свалку за город. Пылесос грустил, переживал. Он стал ржаветь и чуть окончательно не упал духом. Но однажды его облюбовала дружная мышиная семья. Теперь в пылесосе живут мышки. Старый пылесос перестал грустить - ведь он опять приносит пользу. Как хорошо, когда у старой вещи появляется вторая жизнь!

Тарасенко Дмитрий.

3. Индивидуальная работа.

Иллюстрирование своей сказки. Создание книги с рисунками авторов.

3. Вывод

В ходе работы над проектом изучили особенности построения литературной сказки, узнали из словарей значение слова «аналогия».

Проанализировали сказку Г-Х. Андерсена «Чайник», составили вопросы-помощники для сочинения сказки на примере истории про простой карандаш;

Закрепили умение работать в группе, создали сказки и проиллюстрировали свои произведения;

Выполнили презентацию для представления своей работы, оформили книгу «Наши волшебные сказки»;

Сделали вывод, что настоящим сказочником быть нелегко, нужно сделать сказку интересной, доступной для детей, поучительной. Не зря А.С. Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок»;

Заключение

Сказки создавались авторами для детей и взрослых. Они очень любимы не только детьми, но и взрослыми. Ведь в них и развлекательный характер, и особый тон, и веселое сочетание слов, и выдумка, и насмешка, которые делают сказки интересными. Они помогают различать правду от лжи, выявлять людские пороки, открывать мир чудес. В каждой сказке добро побеждает зло. Сказка учит смелости, доброте, справедливости и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений; просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Сказка обладает целебными свойствами. Мы многому научились у сказочных героев.

Литература

1.Г-Х. Андерсен «Чайник» (уч. «Литературное чтение», авт. Л. Климанова, В. Горецкий, изд. «Дрофа» -2011г, 4 класс)

2.С. Ожегов «Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений», Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).

Интергированное занятие «В мире архитектуры»

Программные задачи:

  • Образовательные :
  • уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
  • закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны, портики, решётки);
  • уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
  • формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения;
  • познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.
  • Развивающие :
  • развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение);
  • развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.
  • Воспитательные :
  • воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
  • активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  • вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.

Предварительная работа:

  • Рассматривание буклетов с изображением видов города;
  • Чтение книг о городе и его жителях (И.Ядринцева «Мой родной Североморск»);
  • Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка»;
  • Рисование на темы «Улица нашего города», «Дома на нашей улице»;
  • Аппликация и ручной труд «Какие бывают дома?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы», строительная игра «Строим детский сад»;
  • Составление тематического альбома с рассказами и рисунками детей «Город, в котором я живу»;
  • Оформление выставки «Архитектура» на Полочке красоты;
  • Рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада;
  • Просмотр слайдов, иллюстраций.

Материал к занятию: иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города; поделки из картона (образцы ландшафтной архитектуры, градостроительства, объёмных сооружений); схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора «Архитектор» для каждой подгруппы детей (4-5 наборов), таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры»; «Умники и умницы»; «Мы – строители». Призы – «медали» для каждого ребёнка, подарок для группы – набор конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть (организационный момент)

Дети находятся в группе, сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир Искусства. Какие виды искусства вы уже знаете? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Мы будем знакомиться с различными сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности. Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены таблички с названиями станций, прикрытые бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).

Воспитатель : Вы готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

II. Основная часть занятия

Воспитатель: В каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку фотографий с изображением различных сооружений. Рассматривание фотовыставки или слайдов с изображением разных зданий). К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура) . Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры» (воспитатель на доске открывает название первой станции).

Воспитатель: А вы знаете, что такое архитектура? (Это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки –дома, магазины, дворцы культуры, школы) . Можно ли принести в детский сад произведение архитектуры? Почему нет? Но зато мы сами можем создавать архитектурные сооружения для наших игрушек. (Дети рассматривают поделки из картона с разными видами архитектурных сооружений). Какие виды архитектуры вы узнаёте среди этих поделок? (Высотный дом – градостроительство, мост – ландшафтная архитектура, телебашня – объёмное сооружение). Для чего предназначаются эти сооружения? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери архитектурные сооружения». (Детям раздаются открытки с изображением разных видов архитектурных сооружений).

Воспитатель: Вам надо внимательно рассмотреть открытки и определить, к какому виду архитектуры относятся изображённые сооружения. Затем положить свои открытки на тот стол, где находится данный вид архитектуры. (Дети раскладывают открытки вокруг архитектурных поделок из картона, которые стоят на столах и объясняют свой выбор, почему именно к этой поделке положили изображение на открытке). Что общего между всеми архитектурными сооружениями?

Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: А чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками, портиками, различной формы окнами и дверью, шпилями на крыше).

Воспитатель: Дети, вы видели, как строят настоящие дома? А кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Строители строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор . Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

Физминутка на тему «Строители» (выполняются движения по тексту).

На стройке жаркая пора,
сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днём
Всё выше, выше новый дом!

Воспитатель: 2 станция – «Умники и умницы ». Сейчас мы с вами проведём «Архитектурную викторину» и посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные сооружения нашего города, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.

Воспитатель: Это сооружение находится на ул. Северная Застава. Оно большое, красивое, двухэтажное, расположено по форме буквы «Х». Это двухэтажное здание с множеством огромных окон, в нём имеется несколько входов и выходов. Каждое утро родители приводят сюда своих детей, чтоб они играли, занимались, общались друг с другом. Что это за здание?

Дети : Детский сад.

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (После того, как дети отгадали, о каком сооружении идёт речь, педагог вывешивает фотографию этого здания на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (ответы детей)

Воспитатель: Это сооружение называют храмом науки, сюда ходят учиться все дети. В этом здании широкий вход, большие окна, отсутствуют балконы, два этажа. Во дворе есть детская площадка для игр и занятия спортом. О каком здании я говорю?

Дети: Школа.

Воспитатель: Это здание находится в самом конце улицы Сафонова. Оно покоряет своей основательностью и могуществом, его фасад украшен балконами и колоннами, выполненными из белого камня. Голубой цвет символизирует принадлежность к военно-морскому флоту. В нём проходят различные городские праздники, концерты, встречи с интересными людьми, вечера отдыха моряков

Дети: Дом Офицеров Флота. (Педагог вывешивает фотографию Дома Офицеров на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: Это самое первое здание, появившееся на улице Душенова, которое стало культурным центром и любимым местом отдыха горожан. Это сооружение украшено лепными декоративными деталями, колоннами, арками. В здании много дверей. Окна необычной формы, с закругленным верхом (арочные). Под крышей есть фронтон (треугольное пространство под скатами крыши), который украшен барельефами (лепные выпуклые украшения) и надписью с названием этого здания.

Дети: Кинотеатр «Россия» (Педагог вывешивает фотографию кинотеатра, дети рассматривают её).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали здания, о которых я вам рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурные достопримечательности.

Воспитатель: Вот мы с вами добрались до 3 станции, которая называется «Мы – строители». Вы будете строить архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. А кто строит дома? (Строители).

Художественное слово . (Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»)

Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтобы было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перёд, называется фасад.
Это каждый разберёт –
Это ванна, это сад.
План готов, и вокруг
Сто работ на сотни рук.
На крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.

(Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам (5-6 человек) выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.

Воспитатель (обращается к детям каждой подгруппы): Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какой персонаж из сказки мог бы жить в этом доме? К какому виду архитектуры относится? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и привлекательными.

III. Заключительная часть (подведение итогов)

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города, сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

Похвала и дифференцированная оценка деятельности детей.

Сюрпризный момент: вручение детям медалей «Знаток Архитектуры», подарка для всех детей группы – набор конструктора.

После путешествия можно предложить детям построить город из разных видов конструктора; «составить улицы» города из самых красивых зданий (на ковролине, фланелеграфе), используя репродукции и фотографии; придумать и нарисовать здание для выбранного социального персонажа (величественный дворец, сказочные хоромы, уютный домик), нарисовать проект какого-то сооружения и построить его из конструктора, провести игровое упражнение «Покажи, элементы декора» (педагог называет архитектурные детали – колонны, фронтоны, шпили, арки, купола и другие, а дети показывают их на своих открытках).

ПРОЕКТ

«Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»

Разработчики проекта:

  1. воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Елисеева Ольга Ивановна;
  2. воспитатель второй квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Ягупова Светлана Федоровна

Название проекта: «В мире архитектуры »

Тип проекта:

  • по доминирующему методу: творческий, исследовательский;
  • по характеру содержания: ребенок- педагог - семья;
  • по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • по характеру контактов: старший дошкольный возраст в контакте с педагогами и семьей;
  • по количеству участников : фронтальный, групповой;
  • по продолжительности : долгосрочный.

Комплектация воспитанников: дети (26 человек), родители старшей группы МДОУ детский сад комбинированного вида №

Количество участников: 42 человека.

Длительность проекта: 1 год.

Дата проекта: 14.01.2013г. по 15.02.2014г.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.

Итоговое мероприятие: Смотр – конкурс творческих работ «Юный архитектор»

Актуальность: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.

Мы живем на юге Московской области, в городе Серпухове, который является поистине кладезью архитектурных памятников, имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Серпухов знаменит уникальными памятниками истории и культуры - творениями зодчих Р. И. Клейна, М. Пиотровича, М. Таманского. На сегодняшний момент, согласно государственному реестру в городе 150 объектов культурного наследия, что позволяет отнести наш город к числу крупнейших исторических городов Подмосковья. Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей, по сути, превращают город в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем.

Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Проблемная ситуация: Возникшее противоречие между потенциальными ценностями ознакомления детей с архитектурой родного города и их использованием в реальном взаимодействии нашего дошкольного учреждения с семьей в воспитательно-образовательном процессе, указало на необходимость практического разрешения данной проблемы. Поэтому было решено уделить внимание разработке содержания темы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города».

Целеполагание: только при совместном взаимодействии с семьей, разных форм работы: совместные экскурсии, праздники, развлечения, создание фотоальбомов, выставки совместного творчества по заданной тематике, участие в различных конкурсах, «круглый стол» (представление семейного опыта); родительские собрания, консультации, информационные буклеты, брошюры, информация на сайте учреждения, папки передвижки, практические занятия для родителей, мы можем говорить об успешном ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием и архитектурой города Серпухова.

Цель проекта: повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления старших дошкольников с архитектурой родного города, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством разных форм работы, пробудив интерес к жизни детей в детском саду.

Основные задачи проекта.

  1. Формировать положительное отношение к истории города, его настоящему и будущему.
  2. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
  3. Развивать интерес к изучению памятников архитектуры города Серпухова.
  4. Развивать творческие умения детей в процессе создания архитектурных построек и сооружений.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
  6. Повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с архитектурой города.
  7. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой города Серпухова.

Практическая значимость проекта.

Предлагаемая организация партнёрских взаимоотношений между семьей и ДОУ помогает эффективной совместной работе всех субъектов дошкольного образования в процессе ознакомления детей с архитектурой родного города, повышают педагогические знания родителей, помогают решить задачи эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурных сооружений, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры, стимулировать потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности. Представленный проект может быть использован в системе дошкольного образования и художественно-творческом развитии детей.

Этапы работы

Этапы реализации проекта

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

педагоги ДОУ

родители

дети

Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия.

педагогиДОУ

родители

Формирующий этап

Проведение НОД с детьми педагогами ДОУ (комплексные, тематические), посещение выставок, музея и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок по теме проекта.

педагоги ДОУ

родители

дети

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (смотр-конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги

Специалисты ДОУ

родители

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что обращалось внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Организационный этап

Работу с родителями строили, придерживаясь последовательности:

1. организационный (январь - февраль 2013)

Составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению дошкольников с архитектурой родного города, анкетирование родителей по данному вопросу;

Организация сотрудничества с родителями через реализацию различных форм работы;

3. заключительный (январь - февраль 2014)

Подведение итогов работы: (повторная диагностика, перспективы сотрудничества с родителями).

По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей об архитектуре города Серпухова, но испытывают затруднения в отборе информации доступной ребенку - дошкольнику.

Мир архитектуры - это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Вот они – золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, парки, мосты.

Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.

Работа с детьми

Нами было разработано содержание деятельности с детьми по ознакомлению с архитектурой родного города, которое предполагает рассматривание следующих блоков:

1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем следующими качествами - удобство, польза; конструктивные свойства - прочность, экономичность; эстетические - красота. Данный блок включает в себя следующие темы:

А) « Серпухов-город храмов» - знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) « Жилые здания» - тема рассматривается через призму истории (прошлое, настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи…)

В) « Общественные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, поликлиники, школы, детские сады…

Г) « Промышленные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

2. Архитектура инженерных построек. Данный блок рассматривается через знакомство с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами.

3. Садово-парковая архитектура. Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города.

При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характер.

Формирующий этап

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре Серпухова. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что город - частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся (учителя учат, врачи лечат больных и т. д.), соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры.

Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы:

коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Работа с родителями

Проведено родительское собрание «Знакомим дошкольников с архитектурой города Серпухова», намечены основные пути взаимодействия по данной проблеме.

Больший интерес вызвала деловая игра с родителями «Путешествие по родному городу Серпухову», в процессе которой участники не просто «впитывали» определенные знания, а конструировали новую модель действий, отношений. В обсуждении участники игры пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, как знакомить детей с архитектурой родного города.

Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Был проведен тренинг совместно с психологом «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Тренинговые игровые упражнения и задания помогли родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним по формированию патриотических чувств, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начал конструктивно общаться с ребенком, постиг новые истины.

Для изучения истории и достопримечательностей родного города оформили папку-передвижку «Серпухов – город древний, город молодой», где разместили интересную информацию для родителей и детей.

Совместно с родителями собрали материал о родном крае: стихи о Серпухове, загадки о достопримечательностях, памятниках и храмах. Дети с радостью узнавали знакомые стихи и загадки, гордились участием родителей в их подборке.

Действенной формой изучения архитектуры являются путешествия, экскурсии по родному городу. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Родители принимали активное участие в экскурсиях в Историко-художественный музей, на Соборную гору, в Выставочный зал, посетили Городской музыкально-драматический театр. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родного города, любовались соборами, храмами, музеями. Восторгу детей не было предела, что побудило родителей к дальнейшему изучению с детьми архитектуры Серпухова.

Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица, здания, памятники архитектуры – все то, что окружает его, самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков и творческих работ «Юный архитектор», пробудила интерес к своему дому, улице, городу.

Изучение материала происходило с использованием книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры», компьютерной технологии: «Дворцы русского музея», «Московский Кремль», «Искусство и архитектура», «Современный деревянный дом», энциклопедии Кирилла и Мефодия раздел «Архитектура», рассматривания цветных иллюстраций, фотографий с изображением зданий.

Совместно с родителями оформили альбомы, и папку передвижку «Серпухов город мой родной», «Мы с Ногинки», смастерили макет «Микрорайон им. Ногина».

Родители активно участвовали в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с жилыми, промышленными, общественными зданиями. Эти игры не только обогатили знания детей об архитектуре города, но и сподвигли их к творческому рассказыванию о памятных и интересных местах города Серпухова и созданию новых игр, например:

«Знатоки Серпухова». Цель: формировать умение свободно использовать свои знания об архитектуре родного города, его достопримечательностях, формировать желание как можно больше узнать о своем городе, воспитывать чувство любви и гордости за него.

«Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей о жилых, промышленных, общественных зданиях.

«Где находятся памятники?». Цель: формировать навык определять пространственное расположение памятников архитектуры, закреплять название улиц, соборов, храмов.

Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Проектировщики». Цель: Уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок чертёж, по которому строятся жилые дома.

Развивающие игры:

  • «Где Городовичок?» Цель: Учить детей свободно владеть планом.
  • «Разные дома» Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета.
  • «Стройка» Цель: Учить детей конструировать по схематическому образцу.

Итоговый этап

Итоговым мероприятием стал смотр-конкурс творческих работ «Юный архитектор». Работы выставки представлены вашему вниманию. Она создана благодаря творческой триаде педагоги – родители – дети.

Выводы. Таким образом, в результате совместно проведенного проекта «В мире архитектуры» у детей значительно вырос уровень знаний и представлений об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию Серпухова, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. По результатам работы была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с архитектурой, родители стали верными помощниками педагогов.

Дальнейшее развитие проекта

Изучение истории возникновения ландшафтной архитектуры России, ознакомление с приемами художественного оформления улиц и дворов города. Разработка и создание макета территории ДОУ.



Как архитектурные утопии помогают развиваться городам


На днях в Центральном доме архитектора состоялась лекция ведущего отечественного архитектора-футуролога Артура Скрижали-Вейса, где он рассказал о значении вымышленных проектов в развитии мировой архитектуры.


С древних времен люди пытались представить образы идеальных городов будущего. Многие идеи с позиций сегодняшнего дня могут казаться примитивными, но когда-то они поражали воображение людей. Со временем проекты архитекторов-футурологов становились все сложнее и детальнее, постепенно фантазии художников превратились в двигатель архитектурного прогресса. Архитектурные шедевры, которыми сегодня восхищается весь мир, могли бы не появиться на свет, если бы не было тех, кто занимался архитектурным фантазированием.


Современные архитекторы признаются, что неоценимое влияние на формирование их профессионального восприятия оказало творчество Джованни Пиронези, Антонио Сант-Элиа, Питера Брейгеля-старшего, Этьена-Луи Булле, Якова Чернихова и многих других архитекторов-фантастов. Как говорит Артур Скрижали-Вейс, произведения архитектурной фантастики побуждают общество к смелым размышлениям и поиску новаторских образов.



Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563г.



Этьен Булле. Кенотаф Ньютона. 1784г.



Архитектурные фантазии Якова Чернихова в 1920-х годах...



Повседневная реальность в XXI веке




Архитектор-футуролог Артур Скрижали-Вейс:


Направление архитектурного фэнтези у меня связано с переосмыслением архитектурной классики. Историческое наследие привлекает, как гигантская творческая лаборатория, в которой я провожу свои эффективные эксперименты по созданию синтезированных фантастических сооружений. Историческая архитектура в стиле фэнтези - это не реконструкция, а воссоздание духа античного мира в невероятных формах.


Взгляд в будущее


Футурология в архитектуре - это взгляд в будущее, прогнозирование. "Нужно стараться предвидеть появление архитектурных форм, - объясняет Артур Скрижали-Вейс. - Мы не просто рисуем на пустом месте то, что первое приходит в голову. Необходимо представлять и предвидеть, к чему движется общество". При создании фантастических сооружений у художника должно сложиться представление, в каком месте и в каком времени находится воображаемый проект, кто в нем будет жить (пусть персонажи тоже будут придуманными). Необходимо определить функции проектов, конструкции должны быть правильно рассчитаны, изображены в пропорциях, приближенных к реальным. Нужно выстроить для них причинно-следственную связь, тогда это будет интересно и полезно.


По словам архитектора, даже в сказочные "бумажные" проекты необходимо закладывать использование современных технологий. В том числе при переосмыслении каких-то концепций старых авторов, которые вдохновляют их современных последователей. "Техногенная эстетика продиктована новыми открывающимися возможностями, - рассказывает архитектор. - Города и сооружения в воздухе, на воде, под водой, под землей и в космосе".


Прикладное значение


Кто-то скажет: архитектурная сказка - и не более. Однако проекты футурологов зачастую имеют прикладной смысл. Скажем, та же Москва - это в некотором роде воплощение представлений древних философов и художников о "городе-Солнце". В далеком прошлом появились проекты небоскребов, освоения подземных пространств, намывных островов, которые сегодня - обычная вещь. По словам Артура Скрижали-Вейса, футуристическая архитектура в качестве научно-фантастических архитектурных концептов, выходящих за рамки сегодняшнего дня, должна иметь прикладное значение. Ее создание вызвано желанием создавать образы, которые смогут формировать новые тренды и векторы развития глобальной архитектуры. Это некий путь, который поможет найти оптимальные интересные решения для сооружений будущего, это универсальные зрительные коды, которые имеют возможность сбываться при определенных условиях. "Например, если я создаю дома-амфибии для климатических беженцев, я же пока точно не знаю, насколько и в какие сроки поднимется Мировой океан, - говорит архитектор. - Но то, что катаклизмы происходят и их темпы будут со временем нарастать, уже всем очевидно. Поэтому некий смысл в создании таких проектов "впрок" определенно существует".


В то же время в мировой практике пока нет как таковых реализованных проектов, которые можно было бы четко отнести к стилю фэнтези. Этот архитектурный жанр не используют для реального строительства. Им вдохновляются, черпают новые художественные образы. На сегодняшний день футуристическую архитектуру активно используют в Голливуде, выстраивая мощные виртуальные миры, используя новые компьютерные технологии. Достаточно вспомнить "Звездные войны" Джорджа Лукаса.


Если вернуться в наше настоящее, то представляется, что возможности по внедрению идей-фантазий в конкретные проекты во многом определяются смелостью архитектора, инвестора и властей, их готовностью отойти от устоявшихся норм и традиционных представлений.


Архитектурные фантазии Артура Скрижали-Вейса









ср, 08/26/2015 - 12:16 | Сафронова Ольга...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти

ПРОЕКТ

«Сказки городских домовых»

Сафронова Ольга Викторовна

педагог ДО высшей квалификационной категории; место работы: МБОУ ДОД ДТДМ г.о.Тольятти;

Паспорт проекта «Сказки городских домовых»

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти

Месторасположение учреждения

445009, Самарская область, г. Тольятти, ул. Комсомольская, 78

Наименование проекта

«Сказки городских домовых»

Сафронова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, педагог высшей квалификационной категории

Целевая аудитория

Обучающиеся творческого объединения «Мультмастерская»,

дети в возрасте от 6 до 10 лет

Цель проекта

Раскрытие личностного творческого потенциала и формирование исследовательской активности ребенка современными техническими средствами обучения

Задачи проекта

  • .

Идея инновации

Создание психологически комфортной обстановки способствующей формированию навыков исследовательской деятельности, раскрытию творческого потенциала обучающихся, посещающих творческое объединение «Мультмастерская».

Ожидаемый результат

  • наличие мотивации к познавательной деятельности;
  • сформированность таких личностных качеств как любовь к Родине, инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;
  • умение выстраивать коммуникативные отношения;
  • социальная адаптация в окружающем мире.

Срок реализации инновации

Направленность проекта

Интеграция социально-педагогической, технической и художественной направленностей ДО

Пояснительная записка

  1. Обоснование актуальности проекта

Современное информационное общество предъявляет к человеку новые требования. Формирование нового социального заказа, в том числе и для системы дополнительного образования, диктует внедрение новых форм работы, использование инновационных технологий в самом процессе образования. Подрастающий человек должен быть творчески активным, умеющим работать в коллективе. Именно исследовательская деятельность обеспечивает воспроизводство информации, что способствует непрерывному поступательному развитию общества.

Информационный взрыв, создание новых технических средств позволяет учителю сегодня сделать процесс усвоения новых знаний, умений и навыков интенсивным и плодотворным. Использование интерактивных технологий реализует в полной мере принцип наглядности, активизирует познавательную деятельность обучающегося в системе дополнительного образования. На таких занятиях открывается возможность вовлечь учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в полной мере удовлетворить интересы детей в техническом творчестве.

Сегодня можно часто слышать рассуждение о том, что современные дети сильно отличаются от детей прошлых лет. Безусловно, при расширении границ познавательной и исследовательской активности ребенка на одно из первых мест в образовании выходит задача по развитию творческих способностей. В тоже время формирование познавательной и исследовательской активности – одна из важнейших задач современной педагогики, которая успешно решается в рамках проекта.

В рамках данного проекта широко используются интерактивные технологии, как на самих занятиях, так и при подведении итогов этапов реализации, что позволяет достичь результата, сформировать творчески активную социализированную личность. Проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка – мир фантазии, сказки, иллюзии, где возможно все. Создавая мультфильм, он проецирует переживания, эмоции и чувства на результат своей продуктивной деятельности. Создавая тематические мультфильмы, ребенок усваивает социальные нормы поведения и правила общения со сверстниками и взрослыми, проигрывая различные коммуникативные ситуации в кадре. Формируются навыки общения, навыки работы в команде, здесь обучающиеся учатся договариваться, обсуждая тему, высказывая свое мнение.

  1. Научная новизна инновации

1. Интеграция социально-педагогической, технической, и художественной направленностей дополнительного образования является отличительной чертой данного проекта. Это позволяет подходить к образованию и воспитанию в рамках проекта как к процессу многогранному и всестороннему.

2. Использование регионального компонента , как основы содержательной тематики мультфильмов. В последние десятилетия произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и порой и потере духовных ценностей. Эти изменения повысили воспитательное воздействие культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Любовь к большой и малой Родине, к людям – вот два истока, питающих реку патриотизма. Дефицит учебных часов в общеобразовательной школе по направлению «краеведение» способствовало созданию содержательной части данного инновационного проекта. Современное развитие России показывает, что идеи патриотизма востребованы и вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности, духовно-нравственного единства общества, сплочения народа.

Через краеведческую направленность происходит углубление содержания образования и воспитания детей школьного возраста, расширение границ их познавательной и исследовательской активности.

В рамках инновационного проекта разработана серия интегрированных занятий, на которых учащиеся не только получают предметные знания по созданию анимационного кино, но и знакомятся с историей своего родного края, узнают интересные биографические сведения о своих земляках. Через краеведческую направленность поисковой деятельности происходит углубление содержания образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, расширение границ их познавательной и исследовательской активности.

3. Использование информационных и инновационных технологий, современных средств создания мультфильмов - еще одна отличительная характеристика проекта.

  1. Практическая значимость проекта

В процессе реализации проекта:

Изучается материал об истории создания архитектурных памятников Тольятти и Самарской области, который используется при создании сценария анимационного фильма;

Разрабатывается методический блок занятий, позволяющих популяризировать полученные обучающимися знания и умения.

  1. Цель и задачи проекта

Основная идея инновации

Создание психологически комфортной обстановки способствующей формированию положительных качеств, раскрытию творческого потенциала обучающихся в творческом объединении «Мультмастерская».

Цель:

Раскрытие личностного творческого потенциала и формирование исследовательской активности ребенка современными техническими средствами обучения.

Задачи:

  • изучить и обобщить теоретический материал краеведческого направления;
  • выполнить съемку и монтаж анимационных фильмов по мотивам исследованного материала;
  • разработать план мероприятий, направленный на реализацию творческого потенциала обучающихся и развитие их социальной активности.
  1. Содержание и структура инновации

В данном проекте мультипликация рассматривается как средство формирования социальной, исследовательской и творческой активности ребенка, как форма коллективной творческой деятельности, которая дает возможность каждому обучающемуся проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее интересны (поисковая и исследовательская деятельность, рисование, лепка, фотосъемка, компьютерная обработка фотоматериала, озвучивание, монтаж).

Получив достаточное количество знаний по созданию анимационного фильма, ребенок может приступить к реализации собственного замысла. Подобный подход позволяет существенно активизировать личного творческого потенциала.

Работа в рамках проекта ведется по двум направлениям. Первое - научно-исследовательская деятельность, которая включает: краеведческие исследования, оформление собранного материала и анализ исследований, участие в региональных краеведческих олимпиадах и фестивалях, научно-практических конференциях.

Вторым направлением является создание анимационного фильма с использованием информации, полученной в результате проведенного исследования. Интерес обучающихся к выполнению длительного практического задания в рамках второго направления поддерживается такими видами активной деятельности как экскурсии, летние однодневные походы.

Работа ведется по тематическому направлению: «Сказки городских домовых». Здесь в полной мере находит свое отражение региональный компонент, обучающиеся знакомятся с историей, искусством, архитектурой родного города и Самарской области, с жизнью и деятельностью своих земляков.

Выбранная тема близка возрасту и интересам обучающихся, обеспечивает активное участие каждого в проекте. Программа проекта построена с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей. Сюжетная линия создаваемого мультфильма может быть различной. Все зависит от фантазии и воображения автора.

Достаточно часто в группах занимаются дети, которые не умеют и не любят рисовать. Таких обучающихся увлекает сам процесс создания анимационного фильма (съемка, монтаж). Здесь особая роль отводится техническим аспектам деятельности, а герои фильма создаются из конструктора или природного материала. При создании анимационного фильма могут быть использованы разнообразные материалы: фотоматериал, пластилин, мелки, карандаши, природные объекты и так далее. Созданный мультипликационный фильм используется при проведении праздников и конференций.

  1. Ожидаемые результаты осуществления проекта

Деятельность в рамках проекта ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации творческих способностей. Активная творческая и исследовательская деятельность обучающихся направлена, прежде всего, на развитие мышления, воображения и речи. Реализация проекта позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает их кругозор, учит общению с окружающими. Предполагается, что в результате реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:

Увеличение количества обучающихся, заинтересованных техническим

творчеством;

Организация и проведение городского конкурса «Мир, в котором я живу»;

Проведение творческих встреч и мастер-классов, направленных на популяризацию знаний об истории родного края и навыков работы в области анимации;

Создание мульт – копилки творческого объединения «Мультмастерская» по теме: «Сказки городских домовых» (об истории искусства и архитектуры Тольятти, Самары и Самарской области).

  1. Диагностика

В качестве диагностических методов выбраны следующие методы:

Наблюдение;
- беседа (исследование общих социальных навыков);
- методика диагностики уровня самооценки обучающегося;
- методика определения творческой активности обучающихся;

Методика определения исследовательской активности обучающегося.

Для мониторинга успешности реализации проекта были выделены следующие параметры:
- Взаимодействие с детьми в группе:
(А) активное - проявляет интерес к сверстникам, сам начинает общение, инициатор в совместной деятельности;
(В) нейтральное - проявляет интерес от случая к случаю, умеренная коммуникативная активность, может долго находится в стороне от деятельности;
(С) пассивное - не проявляет интереса к сверстникам, старается избежать ситуации общения, отчужден от группы
- Взаимодействие со взрослыми в группе:
(А) активное - общается с воспитателями и педагогами на отвлеченные темы, инициирует ситуацию общения, эмоционален;
(В) нейтральное - обращается к педагогам по необходимости, на отвлеченные темы разговаривает мало;
(С) пассивное - избегает общения с педагогами
- Поведение в игре, в творческой и исследовательской деятельности:
(А) активное - активно участвует в игре и деятельности, вовлекает других детей в игру и деятельность;
(В) нейтральное - может вступать в игру и деятельность, но редко сам является инициатором, проявляет себя не активно;
(С) пассивное - держится в стороне, замкнутый, не проявляет интереса к игре и деятельности.
- Общие социальные навыки - правила поведения и общения с людьми:
(А) высокие показатели - ребенок усвоил основные социальные навыки, может проанализировать свое поведение и поведение других людей, знает основные правила общения с людьми;
(В) средние показатели - ребенок знает основные социальные правила и правила общения, с трудом анализирует поведение;
(С) низкие показатели - ребенок плохо усвоил социальные правила, не может проанализировать поведение
- Уровень самооценки:
(А) завышенный - не задумывая позиционирует себя как положительного персонажа, считает, что все окружающие видят его так же;
(В) адекватный - адекватно оценивает себя, аргументируя свой выбор, при этом считает оценку взрослых такой же либо чуть ниже;
(С) заниженный - видит в себе отрицательного персонажа, не объясняет свой выбор.
- Уровень креативности ведения исследовательской и творческой деятельности:
(А) высокий показатель - создает сложные сюжеты, прорабатывает образы, самостоятельно способен выбрать цель и наметить пути ее достижения;
(В) средний показатель - прорабатывает образы, но сюжеты сложностью не отличаются, цель исследования или творческой деятельности выбирается с помощью педагога;
(С) низкий показатель - не может придумать сюжет, образы схематичны, работа ведется при непосредственном участии педагога.

По результатам диагностики заполняются соответствующие таблицы:

Фамилия Имя обучающегося

Взаимодействие с детьми в группе

Взаимодействие со взрослыми в группе

Поведение в игре

Самооценка

Креативность

Иванов Женя

Петров Игорь

………………….

…………………

Сидорова Валя

Никонова Света

Итоги усвоения общих социальных навыков

  1. Основные области применения и перспективы внедрения инновации

В соответствии с программой развития технического творчества в Самарской области наметились определенные сдвиги в области дополнительного образования. За счет областного финансирования удалось компьютеризировать учебные классы, приобрести оборудование для развития технического творчества. Сделаны первые шаги к обеспечению инновационного развития. В перспективе развития проекта можно рассматривать следующие виды деятельности:

Работа с творческими группами обучающихся старшего школьного возраста, где целью может быть профессиональная ориентация подростков;

Проведение мастер – классов и конкурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью распространения наработанного опыта в педагогическом сообществе.

Участвуя в реализации проекта, обучающиеся пополняют запас знаний по таким предметам как история, география, история, мировая художественная культура, и др. Получают необходимые знания для ведения проектной и научной деятельности, совершенствуют навыки общения и работы в группе. Достаточное количество материала, рассказывающего о Самаре и Самарской области (малой Родине обучающихся) способствует формированию патриотического мышления детей. Патриотическое отношение формируется в ходе проведения занятий при использовании разнообразных форм работы, с помощью моделирования ситуаций, в которых обучающиеся переживают чувства любви, гордости за свою Родину, чувство восхищения достижениями своих земляков, их талантом, мужеством и храбростью. Работа в рамках проекта по патриотическому воспитанию, обогатит обучающихся знаниями, формирует историческое сознание, готовит к жизни и к труду.

  1. Сроки осуществления замысла инновации

Данный инновационный проект проводится и рассчитан на 3 года: 2013-2016 г.г..

Этапы реализации:

Подготовительный этап

Учебный год

Изучение интересов и потребностей обучающихся

Изучение литературы

Изучение опыта работы детских студий мультипликации

Создание временной творческой группы

Разработка образовательной программы

Конкретизация целей и задач

Организационный этап

Подбор кадрового обеспечения проекта

Определение функциональных обязанностей специалистов

Приобретение минимального набора технических средств

Опытно-экспериментальный этап

Набор экспериментальных учебных групп (младшие школьники)

Диагностика образовательной деятельности

Корректировка программ и планов по реализации проекта

Подготовка и создание электронного УМК к дополнительной образовательной программе

Обобщающий этап

Составление отчетов и их анализ

Количественная и качественная обработка результатов

Внедренческий этап

Набор учебных групп (дошкольники, средние школьники)

Выступление на семинарах и конференциях области, проведение мастер - классов

10.Ресурсное и финансовое обеспечение инновационного проекта

Кадровые ресурсы

Кадровое обеспечение реализации проекта предусматривает высшее образование работающих педагогов без стажа работы; либо высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», стаж работы в учреждении дополнительного образования.

Участниками данного проекта являются высококвалифицированные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, высшее профессиональное педагогическое образование. Педагоги прошли обучение на вебинарах и курсах повышения квалификации по техническому творчеству и использованию информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Участники проекта имеют большой опыт использования проектно-ориентированных методов работы с обучающимися, ведения исследовательской деятельности. Работая в таком направлении дополнительного образования как техническое творчество, педагоги широко применяют возможности компьютерной техники, современные информационные технологии.

Финансовое обеспечение проекта

Наименование затрат

Затраты в руб.

Источник средств

Наименование затрат

Фотоаппарат цифровой Canon

Собственные

Расходный материал

Родители обучающихся

Привлеченные

Собственные

Собственные

Проектор

Собственные

Собственные

Программa Movie

Maker для монтажа мультфильмов

Программа имеется в стандартном наборе программ

Микрофон

Собственные

Итого:

Документкамера

Запрашиваемые

Программа для монтажа мультфильмов

AdobePrimer 15 Pro

Итого

  1. Литература

Нормативные документы

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
  3. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Устав МБОУДОД ДТДМ от 26.10.2011 г.
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-18 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования».

Список литературы

  1. Алексеева И. Растить гражданина / И. Алексеева // Библио-поле. – 2009. - №6. – С. 51-54.
  2. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 10. - С. 75-81.
  3. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 8. - С. 54-58
  4. Бородин О. Любовь к Отечеству – родом из детства / О. Бородин //Библио-поле. – 2009. - №7. – С. 6-20.
  5. Военно-патриотическое воспитание детей и юношества: материалы творческой лаборатории / Мин. культ. Омской области, БУК «ОБДиЮК». – Омск, 2009. – 51с.
  6. Воротилова Е. Я - гражданин, я – патриот / Е. Воротилова //Патриот Отечества. – 2007. - №1. – С. 19-20.
  7. Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 9. - С. 33-35.
  8. Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 40-51.
  9. Кваша Н. К России вечная любовь / Н. Кваша // Патриот Отчества. – 2003. - №4. – С. 40-41.
  10. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 3-8.
  11. Корнешова С. Малая Родина // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 116-119.
  12. Коршикова Е. А. Проект вариативной программы «Наша малая родина»// Начальная школа + до и после. – 2007. - N 2. - С. 11-15.
  13. Лисенкова О. Региональный компонент в дошкольном образовании Вологодской области // Воспитание и образование. - 2009. - N 3. - С. 60-64.
  14. Метелкина Н. Мой любимый город: для детей старшего и среднего школьного возраста // Педагогический вестник. - 2011. - N 4. - С. 95-96.
  15. Мы любим страну, в которой живем: метод. рекоменд. / МУК «ЦСМБ» г. Омска; О.В. Колесенкова. – Омск, 2004. – 40с.
  16. Николаева Л. Д. Колесо истории: занятие по ознакомлению с окружающим миром в школе // Воспитание и образование. - 2011. - N 3. - С. 15-19.
  17. Пантелеева Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 36-42.
  18. Прудникова Е. Храним любовь к родной земле / Е. Прудникова //Библио-поле. – 2009. - №7. – С. 62-65.
  19. Россия глазами и душой: консультация по патриотическому воспитанию детей и молодежи / МУК «ЦСМБ» г. Омска; Л.В. Зайцева. - Омск, 2002. – 22с.
  20. Сахаров А. На поле ратной славы / А. Сахаров //Патриот Отечества. – 2008 . -№12. – С. 43-44.
  21. Соболева И. Любить малую родину: мама, папа и я - семья // Педагогический вестник. – 2005. - N 10. - С. 52-53.
  22. Тихонова А. Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины // Педагогика: теория и практика. - 2011. - N 9. - С. 60-65.
  23. Фесенко Г. «Русская береза - символ Родины моей» // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 3. - С. 36-39.
  24. Филиппов В. Высоко нести знамена доблести и славы / В. Филиппов // Патриот Отечества. – 2004. - №2. – С.1.
  25. Хуснутдинова А. Прогулки по родному краю // Образование и воспиатние. - 2007. - N 8. - С. 113-115.
  26. Ширко Т. Гражданские инициативы сибиряков / Т. Ширко // Патриот Отечества. – 2009 - №12. – С. 31-36.

Ресурсы удаленного доступа (интернет)

  1. Книга «Искусство мультипликации» http://www.lostmarble.ru/help/art_cartoon/
  2. Мультипликация в школьной практике – средствами мобильного классаhttp://nbazanovainfo.narod.ru/mult.htm
  3. Проект «Секреты создания мультфильма»
  4. Эстетическое воспитание младших школьников средствами киноискусства
  5. http://www.vlivkor.com/2008/02/28/jesteticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov_sredstvami_kinoiskusstva.html

Сегодня есть огромное количество книг об искусстве для детей. А помимо книг есть музеи и картинные галереи, выставки и перфомансы, студии и кружки для занятий. Но вот с архитектурой все обстоит несколько иначе. Как говорить с детьми об искусстве архитектуры, которое окружает нас каждый день и является, пожалуй, самым прикладным из всех видов творчества? Как помочь заметить многообразие идей для постройки зданий, мировое буйство красок, форм и материалов? На этот вопрос крайне редко встречается ответ в детской познавательной литературе. При том, что у меня дома полки ломятся от "взрослых" книг для архитекторов, я знаю только два достойных издания книг по архитектуре для детей: Марко Буссальи "Понимать архитектуру" для среднего и старшего школьного возраста (но его не так-то просто найти в продаже) и две новых книги чудесной серии "Детям об искусстве" - "Архитектура" издательства “Искусство - XXI век” . Причем уникальность первого тома в том, что он рассчитан на самых маленьких, от трех-четырех лет до средней школы, а второй - для детей постарше - младшего и среднего школьного возраста.

Первая книга абсолютно чудесная, в ней радует все - легкий слог Ольгой Синициной, простые объяснения, интересный, живой и не скучный текст, свободная игровая форма подачи материала, задания на внимательность, замечательные вопросы по ходу всего повествования, позволяющие активно включать маленького "искусствоведа" в чтение, множество ярких красочных иллюстраций и очень хорошая подборка примеров различных зданий.
Из книги можно узнать, что такое дом и какие они бывают, из чего его можно построить и как украсить, о первых жилищах древнего человека, египетских и греческих храмах, гробницах и триумфальных арках, рыцарских замках и царских дворцах, материалах для современных зданий, основных понятиях и «китах» архитектуры. Здесь на одной странице можно встретить мечеть, пагоду и церковь, попасть в лабиринт и поиграть в прятки, узнать, зачем во дворце зеркала, а в замке - подземный ход , и даже прочесть о том, как построить мечту.
Это отличный помощник на пути к пониманию искусства зодчества. Не могу сказать, что я бы хотела видеть Главного Читателя архитектором, но я бы точно хотела, чтобы он замечал и понимал красоту архитектуры. Думаю, именно с таких книг начинается любовь к архитектуре и внимательное отношение к прелести окружающего нас рукотворного мира. И именно благодаря таким книгам, становится ясно, почему “архитектура - это застывшая музыка”, и почему так здорово и полезно фантазировать.

Вторая книга рассказывает о великих архитекторах прошлого и настоящего и их творениях, о новых приемах, технологиях и материалах, которые позволяют современным зодчим осуществлять свои архитектурные фантазии. Здесь есть необычные дома - дом в клетке, дом-цилиндр, умный дом из кубиков и дом-пузырь, мосты, здания музеев и вокзалов и даже хрустальный дворец…Читать так же увлекательно, как и первую, но немного удивляет подборка объектов. С одной стороны понятно, что нельзя объять необъятное - и дом с животом, и мигающая башня одинаково достойны внимания, с другой - хотелось бы, чтобы прослеживалась структура выбора (эпохи, стили, направления, материалы и т.п.), позволяющая дать представление обо всем многообразии архитектурных решений в мире. Но за фразу "Архитектор - одна из самых интересных, важных и ответственных профессий на земле" в самом начале книги, я могу простить и это:) Иллюстраций такое же несметное количество, как и в первой книге, в конце даны ответы на вопросы.

И, напоследок, хочу посоветовать всем детям и родителям, интересующимся архитектурой, сообщество arch_children














































Качество издания превосходное: огромный формат (А4 по высоте, но приближен к квадратному), твердая глянцевая обложка (надо отметить, довольно стильная), очень плотная белоснежная мелованная бумага, не бликует, крупный четкий шрифт, с выделениями "жирным" и очень уместным игровым написанием отдельных фраз волной и по-косой, отличное качество печати, за исключением нескольких полностраничных разворотов, прошитый переплет. Даже не будь я архитектором, все равно бы купила.



Просмотров