Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир

План сочинения
1. Вступление. Своеобразие психологизма Толстого.
2. Основная часть. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе.
— Особенности портретной живописи в романе.
— Внешняя непривлекательность и внутренняя красота. Портреты княжны Марьи в романе.
— Тип «бездушной, безобразной» красоты. Образ Элен Безуховой.
— Портреты Наташи Ростовой в романе.
— Значение повторяющейся детали. Лейтмотив портрета у Толстого.
— Изображение глаз в потрете персонажей у Толстого.
— Сравнение героев с животными и его значение.
— Психологическая роль пейзажа в романе. Образ голубого неба в обрисовке духовного облика князя Андрея.
— Пейзаж, символизирующий душевный кризис героя. Небо Аустерлица.
— Картина природы как символ внутреннего обновления князя Андрея.
— Внутренний монолог и его своеобразие у Толстого.
— Отрывистость, незавершенность речи как основное свойство внутренних монологов в романе.
— Внутренний монолог как отражение последовательного течения чувств героя.
— Внутренний монолог как средство характеристики персонажа.
— Роль авторского комментария к событию.
— Прием «остранения» как средство психологического анализа в романе.
3. Заключение. Толстой как гениальный художник-психолог.

Своеобразие психологизма Л.Н. Толстого было отмечено еще Н.Г. Чернышевским. Он писал: «Особенность графа Л.Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует сам процесс… едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым своеобразием…» . В центре внимания писателя – «диалектика души», процессы последовательного развития чувств и мыслей. Посмотрим, с помощью каких художественных средств Толстой передает процессы внутренней жизни героев в романе «Война и мир».
Одним из таких художественных средств является портрет. Описания внешности в романе не просто детализированы – персонажи изображены во всем спектре их душевных движений, чувств и состояний. «Есть живописцы, которые знамениты искусством уловлять отражение луча на быстро катящихся волнах, трепетание света на шелестящих листьях, переливы его на изменчивых очертаниях облаков: о них по преимуществу говорят, что они умеют уловлять жизнь природы. Нечто подобное делает граф Толстой относительно таинственных явлений психической жизни», – писал Чернышевский . И вся «психическая жизнь» героев Толстого отражается в описании их внешнего облика. Писатель использует так называемый динамический портрет, рассредоточивая детали внешности героя на протяжении всего повествования. Но в романе есть и статические портреты, близкие к творческой манере Лермонтова, Тургенева. Однако если у этих писателей неизменяющийся, монологический портрет характерен для главных героев, то у Толстого «стабильный портрет» характерен для второстепенных и эпизодических героев. Таковы в романе портреты тетушки Мальвинцевой, масона Баздеева, французского офицера, с которым Пьер борется в окопе в день Бородинского сражения. Стабильный портрет характерен и для героев, «закрытых» для живой, подлинной жизни, которым недоступны живые чувства (описание внешности Элен Безуховой).
Другая тенденция творческого метода Толстого – это решительный отказ от «всякого рода привычных красивостей», «выявление истинного облика вещей», когда под обыкновенным скрывается нечто прекрасное и значительное, а под внешне эффектным, блестящим – безобразное и низменное . В этом творческая манера Толстого приближается к стилю Достоевского, в героях которого внешняя непривлекательность часто контрастирует с красотой внутренней (портрет Лизаветы в романе «Преступление и наказание»). В данном аспекте Толстой описывает внешность Марьи Болконской и Элен Безуховой. Писатель часто подчеркивает внешнюю непривлекательность княжны Марьи. Вот один из первых портретов героини: «Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало». Однако героиня отличается красотой душевной. Марья Болконская добра и милосердна, открыта и естественна. Ее внутренний мир необыкновенно богат, возвышен. Все эти качества отражаются в глазах княжны, которые «большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Княжна Марья мечтает о семье, и приезд отца и сына Курагиных невольно рождает в ней надежды на любовь и счастье. Смятение героини, ее взволнованность, чувство стыда, неловкости перед француженкой и Лизой, которые совершенно искренне «заботились о том, чтобы сделать ее красивою» – все эти чувства отразились на ее лице. «Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами, и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливавшемся на ее лице, она отдалась во власть m-ll Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивою. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею…». Совсем иной предстает княжна Марья во время встречи с Николаем Ростовым. Здесь героиня естественна, она не заботится о произведенном ею впечатлении. Она все еще расстроена смертью отца, разочарована и обескуражена поведением богучаровских мужиков, не принявших ее «помощи» и не выпускавших ее из имения. Признав в Ростове русского человека своего круга, того, кто может понять и помочь, она смотрит на него глубоким, лучистым взглядом, говорит дрожавшим от волнения голосом. Внешность героини здесь дается в восприятии Николая Ростова, которому видится в этой встрече «что-то романическое». «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда!..И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!», – думает он, глядя на княжну Марью. Но и княжна Марья не остается равнодушной к нему. Появление Николая пробуждает в душе ее любовь, робкую надежду на счастье, «новую силу жизни». И все чувства героини отражаются в ее внешнем облике, придавая глазам ее – блеск, лицу – нежность и свет, движениям – грацию и достоинство, голосу – «новые, женские грудные звуки». Вот как Толстой описывает княжну Марью во время встречи с Николаем в Воронеже: «Лицо ее, с того времени как вошел Ростов, вдруг преобразилось. Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет внутри: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи. В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование – все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица».
Тип «бездушной, безобразной» красоты воплощен в романе в образе Элен Безуховой. В этой героине Толстой демонстративно подчеркивает ее яркую, ослепительную внешность. «Княжна Элен улыбнулась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкою вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч…Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно-действующую красоту». Мы никогда не видим Элен непривлекательной, как видим иногда Наташу или княжну Марью. Однако уже в самой этой манере портретирования героини воплощается отношение к ней автора. Толстой, тонко подмечающий малейшие изменения душевной жизни персонажей, демонстративно однообразен в изображении Элен. Мы нигде не встречаем описаний глаз героини, ее улыбок, мимики. Красота Элен грубо телесна, ощутимо материальна, ее красивый стан, полные плечи – все как будто сливается с одеждой. Эта «демонстративная скульптурность» Элен подчеркивает «безжизненность» героини, полное отсутствие в душе ее каких-либо человеческих чувств и эмоций. Причем, это не просто «блестящие манеры» светской женщины, умело владеющей собой, – это внутренняя пустота и бессодержательность. Чувство жалости, стыда или раскаяния ей незнакомо, она лишена какой-либо рефлексии. Отсюда стабильность, статичность ее портрета.
И наоборот, эмоциональность Наташи Ростовой, живость ее, все многообразие ее душевных движений писатель раскрывает нам в описаниях ее оживленных глаз, ее разных улыбок. У Наташи бывает «детская» улыбка, улыбка «радости и успокоения», улыбка, «просиявшая из-за готовых слез». Выражение лица ее передает множество самых разнообразных чувств. Динамичность портретов Наташи в романе обусловлена и тем, что Толстой изображает, как она взрослеет, превращаясь из ребенка в девушку, а затем в молодую женщину. Наташа Ростова впервые предстает перед нами юной девочкой, живой и неугомонной. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталонах и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Трогательно невинна Наташа на первом в своей жизни «взрослом» балу. Во взгляде ее – «готовность на величайшую радость и величайшее горе», «отчаяние» и «восторг», испуг и счастье. «Давно я ждала тебя» – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой… Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо». Неуверенность и радость, волнение, гордость собой и зарождающееся чувство любви – основные чувства героини, тонко подмеченные Толстым в ее портрете. Описание внешности здесь сопровождается авторским комментарием, почти открытым обозначением чувств Наташи. Такого рода комментарии мы не встречаем в портретах, созданных Пушкиным, Гоголем или Тургеневым. Толстой не только фиксирует внешность героя в динамике, но и раскрывает то, чем вызваны те или иные изменения, раскрывает чувства и эмоции.
Для более глубоко раскрытия внутреннего мира героя Толстой зачастую использует какую-либо повторяющуюся деталь внешности. Такой деталью являются глубокие, лучистые глаза княжны Марьи, «мраморные» плечи Элен, шрам на виске Кутузова, белые руки Сперанского, «перепрыгивающие» щеки князя Василия. Все эти детали выполняют характеристическую функцию. Такого рода повторяющиеся детали, создающие лейтмотив портрета, мы встречаем в романах Тургенева (душистые усы Павла Петровича в романе «Отцы и дети»).
Особое место в описании внешности у Толстого занимает изображение глаз героев. Фиксируя выражение глаз своих персонажей, характерные особенности взгляда, писатель раскрывает сложные внутренние процессы их душевной жизни, передает настроение человека. Так, «быстрые» и «строгие» глаза старика Болконского подчеркивают проницательность, скептицизм этого человека, его энергию, деловитость, презрение ко всему показному, фальшивому. «Прекрасные наглые глаза» Долохова передают противоречивость его натуры: сочетание в характере его благородства и наглости, развязности. Вот как описывает Толстой взгляд умирающей Лизы Болконской, когда князь Андрей возвратился с войны. «Блестящие глаза, смотревшие детски-испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне», – говорило ее выражение…». «Она вопросительно, детски-укоризненно посмотрела на него. «Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже!» – сказали ее глаза».
Иногда писатель сравнивает своих героев с животными. В этом ракурсе Толстой описывает внешность Лизы Болконской. После ссоры с мужем «сердитое, беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазами на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающее выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом». Князь Андрей подавляет свою жену, порой он бесцеремонен с ней – Лиза же зачастую принимает его поведение как должное, не пытается сопротивляться. Сравнением с собакой автор подчеркивает покорность, «миролюбивость», определенное благодушие героини. Вообще, сравнивая манеры, поведение героев с повадками животных, Толстой достигает великолепного художественного эффекта. Так, массивного, толстого и неловкого Пьера в романе называют медведем за его огромную физическую силу, неловкие движения, «неумение войти в салон». Соню, с ее необыкновенной плавностью движений, грациозностью и «несколько хитрою и сдержанною манерой», Толстой сравнивает с красивым, но еще не сформировавшимся котенком, «который будет прелестной кошечкой». И в финале романа в Соне действительно проявились «кошачьи повадки». Толстой подчеркивает в героине «добродетельность», граничащую с душевной холодностью, в ней нет страстности, горячности, эгоизма, необходимой, по мысли автора, воли к жизни. Поэтому Соня – «пустоцвет». Живя в семье Николая, она дорожила «не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому». Таким образом, «диалектика души», столь глубоко исследуемая писателем в романе, со всей полнотой раскрывается в описании их лиц, улыбок, глаз, жестов, движений, походки.
Другим художественным средством, позволяющим передать душевное состояние героя, становится у Толстого пейзаж. Картины природы в романе раскрывают мысли и чувства персонажей, подчеркивают черты характера. Так, исследователи неоднократно отмечали значение образа «голубого, бесконечного неба» в раскрытии внутреннего облика Андрея Болконского. Образ этот сопровождает героя на протяжении всего его жизненного пути, метафорически передавая некоторые черты его характера: холодность, рассудочность, стремление к небесному идеалу. Пейзажи в романе обрамляют те или иные этапы жизни персонажей, сливаются с их душевными кризисами или символизируют обретение внутренней гармонии. В этом плане важен пейзаж, открывшийся раненому князю Андрею на поле Аустерлица. Это все та же картина бесконечного, далекого неба, равнодушного к человеческим судьбам, заботам, стремлениям. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей… Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…». Герой переживает здесь душевный кризис, разочарование в своих честолюбивых помыслах.
Чувство же духовного обновления, «возвращения к жизни» в князе Андрее Толстой вновь соотносит с природным образом – могучего, старого дуба. Так, по дороге в рязанские имения, герой проезжает через лес и видит старый огромный дуб, с обломанными суками, глядящий «каким-то старым, сердитым и презрительным уродом». «Весна, и любовь, и счастие! – как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите – сидят задавленные мертвые ели, всегда одинаковые, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков. Как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». Настроение героя здесь полностью соответствует картинам природы. Но в Отрадном Болконский встречает Наташу, слышит невольно ее разговор с Соней, и в душе его, неожиданно для него самого, поднимается «путаница молодых мыслей и надежд». И на обратном пути он уже не узнает старого дуба. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да это тот самый дуб», – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».
Другим важнейшим средством передачи «диалектики души» является в романе внутренний монолог. В.В. Стасов писал, что «в «разговорах» действующих лиц нет ничего труднее «монологов». Здесь авторы фальшат и выдумывают более, чем во всех других своих писаниях… Почти ни у кого и нигде нет тут настоящей правды, случайности, неправильности, отрывочности, недоконченности и всяких скачков. Почти все авторы (в том числе и , и , и , и , и Грибоедов) пишут монологи совершенно правильные, последовательные, вытянутые в ниточку и в струнку, вылощенные и архилогические… А разве мы так думаем сами с собою? Совсем не так. Я нашел до сих пор одно единственное исключение: это граф Толстой. Он один дает в романах и драмах – настоящие монологи, именно со своей неправильностью, случайностью, недоговоренностью и прыжками» .
Вспомним эпизод, где Ростов проигрывает Долохову большую сумму денег. Последний, видевший в Николае своего счастливого соперника, хочет во что бы то ни стало отомстить ему, а заодно и приобрести возможность шантажировать его. Не отличаясь особой порядочностью, Долохов втягивает Николая в карточную игру, во время которой тот проигрывает огромную сумму денег. Помня о бедственном положении своей семьи, Ростов, похоже, сам не понимает, как все это могло случиться, и до конца не верит в происходящее. Он зол на себя, расстроен, не может понять Долохова. Вся эта сумятица чувств и мыслей героя мастерски передана Толстым во внутреннем монологе. «Шестьсот рублей, туз, угол, девятка…отыграться невозможно!.. И как бы весело было дома…Валет, но нет…это не может быть!.. И зачем же это он делает со мной?..» – думал и вспоминал Ростов». «Ведь он знает, – говорил он сам себе, – что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил…Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?..». В другом месте княжна Марья догадывается об истинных причинах холодности к ней Николая Ростова. «Так вот отчего! Вот отчего! – говорил внутренний голос в душе княжны Марьи. – …Да, он теперь беден, а я богата…Да, только от этого…Да, если б этого не было…». Внутренняя речь у Толстого часто кажется отрывистой, фразы – синтаксически незавершенными.
Как отмечал Чернышевский, «внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникшее из данного положения или впечатления,…переходит в другие чувства, опять возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует» . Смену этих душевных движений, чередование их мы наблюдаем во внутреннем монологе Андрея Болконского перед Бородинским сражением. Князю Андрею кажется, что «завтрашнее сражение самое страшное изо всех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно» представляется ему. Вся жизнь его кажется ему неудавшейся, интересы мелочными и низменными. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни… – Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Князь Андрей будто убеждает себя в том, что его жизнь и жизни его близких не так уж хороши, чтобы их жалеть. Мрачное настроение Болконского усиливается по мере того, как он все больше и больше вспоминает прошлое. Он вспоминает о Наташе, и ему становится тоскливо. «Я понимал ее – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту душу я и любил в ней…так сильно, так счастливо любил…». Затем Болконский думает об Анатоле, своем сопернике, и тоска его переходит в отчаяние, чувство произошедшего с ним несчастья с новой силой овладевает его душой. «Ему ничего этого не было нужно. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которою он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел?». Смерть представляется герою избавлением от всех несчастий его жизни. Но, оказавшись рядом со смертью, на Бородинском поле, когда «граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом», Болконский вдруг почувствовал страстный порыв любви к жизни. «Неужели это смерть – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика – я не могу, я не хочу умирать, я люблю жизнь, эту траву, землю, воздух…». Как замечает С.Г. Бочаров, эти природные образы земли (трава, полынь, струйка дыма), символизирующие жизнь, во многом противоположны образу неба, символизирующего в романе вечность Л.Н. Толстого. – В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971, с. 78.»> . Однако князь Андрей в романе связан именно с образом неба, поэтому в этом порыве к жизни есть определенная несогласованность, мы можем предположить будущую смерть героя.
Внутренний монолог у писателя часто выступает как одно из средств характеристики персонажа. Эгоизм, раздражительность, деспотизм старого князя Болконского и вместе с тем его ум, проницательность, умение разбираться в людях Толстой раскрывает не только в его поступках, но и во внутренних монологах героя. Так, Николай Андреевич быстро распознает истинную натуру Анатоля Курагина, приехавшего вместе с отцом свататься к княжне Марье. Старый князь Болконский по-своему привязан к дочери и при этом по-старчески эгоистичен. Ему жаль расставаться с княжной Марьей, а кроме того, он четко понимает, что молодой Курагин глуп, безнравствен и циничен. Николай Андреевич замечает интерес Анатоля к француженке, замечает смятение и волнение дочери, у которой появилась надежда создать собственную семью. Все это до крайности раздражает старика Болконского. «Что мне князь Василий и его сынок? Князь Василий болтунишка, пустой, ну и сын хорош должен быть…», – ворчал он про себя. Жизнь без княжны Марьи кажется старому князю немыслимой. «И к чему ей выходить замуж? – думал он. – Наверно, быть несчастною. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!». Внимание Анатоля к m-lle Bourienne, оскорбляющее все чувства Николая Андреевича, простодушие его дочери, не замечающей этого внимания, суматоха, устроенная в доме из-за приезда Курагиных Лизой и француженкой, – все это доводит его буквально до бешенства. «Первый встречный показался – и отец и все забыто, и бежит, кверху чешется, и хвостом винтит, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу… Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хотя не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван о ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это…». В этой же сцене сватовства Курагиных открывается вся низменность мыслей Анатоля, цинизм и безнравственность его развращенной натуры. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает», – думал Анатоль. Увидев m-lle Bourienne, он решил, что и «здесь, в Лысых горах, будет нескучно». «Очень недурна! – думал он, оглядывая ее. – Очень недурна эта компаньонка. Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, – подумал он, – очень, очень недурна». Таким образом, внутренняя речь у писателя «неправильная», подвижная, динамичная. «Воссоздавая движение мыслей, чувств своих героев, Толстой открывает то, что совершается в глубинах их души и о чем сами герои либо не подозревают, либо лишь смутно догадываются. Происходящее в глубинах души, с точки зрения Толстого, часто более истинно, чем осознанные чувства…», – пишет М.Б. Храпченко . Используя прием внутреннего монолога, писатель воспроизводит и особенности характеров персонажей, их внутренний мир.
В психологическом анализе Толстого также очень важен авторский комментарий к размышлениям, словам персонажа или каким-либо событиям. Вспомним, например, сцену объезда Багратионом войск перед Шенграбенским сражением. «Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков. Он спрашивал: чья рота? А в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это. – Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер». И далее Толстой позволяет оценивать эти события своему герою, Андрею Болконскому. «Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию».
Другой важный художественный прием Л.Н. Толстого-психолога – это так называемое «остранение» (В. Шкловский). В основе его лежит описание предмета, явления, процесса как абсолютно незнакомого, отход от всех стереотипов, привычных ассоциаций, эффект нового, свежего взгляда. Этот прием писатель неоднократно использует в романе, определенным образом характеризуя героев, передавая их интеллектуальный уровень, мысли, настроение. Известный пример «остранения» в романе Толстого – восприятие оперы Наташей Ростовой. «На сцене были ровные доски посередине, с боков стояли крашеные картоны, изображающие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо, на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками. Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, кланяться». Сцена эта показывает нам то, что изначально Наташе чужда светская жизнь, с ее фальшью, ложью, условностями. Ей кажется странным то, что она видит на сцене. Толстой изображает оперу как символ насквозь фальшивого светского общества. Характерно, что именно здесь Наташа знакомится с Элен и невольно поддается ее пагубному влиянию.
Таким образом, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» предстает перед нами как гениальный психолог, открывающий глубины человеческой души и грани характеров.

1. См.: Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. III. М., 1947.

2. Чернышевский Н.Г. О классиках русской литературы. М.-Л., 1949, с. 206.

3. Храпченко М.Б. Указ. соч., с. 371.

4. Лев Толстой и В.В. Стасов. Переписка 1876–1906. Л., 1929, с. 265.

5. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. III. М., 1947, с. 422.

6. Бочаров С. «Война и мир» Л.Н. Толстого. – В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971, с. 78.

7. Храпченко М.Б. Указ. соч., с. 390.

По поводу того, каков смысл названия романа Толстого «Война и мир», шли ожесточенные споры. Теперь, кажется, все пришли к более или менее определенным толкованиям.

Антитеза в широком смысле слова

Действительно, если прочесть только лишь заголовок романа, то сразу в глаза бросается самое простое противопоставление: мирная, спокойная жизнь и военные баталии, которые занимают в произведении очень значительное место. Смысл названия «Война и мир» лежит как бы на поверхности. Рассмотрим эту сторону вопроса. Из четырех томов романа только лишь второй освещает исключительно мирную жизнь. В остальных томах война перемежается описанием эпизодов из жизни различных частей общества. Недаром сам граф, называя свою эпопею по-французски, писал только La guerre et la paix, которое переводится без дополнительных толкований: «война и есть война, а мир - только бытовая жизнь». Есть основания думать, что автор рассматривал смысл названия «Война и мир» без дополнительного подтекста. Тем не менее он в нем заложен.

Застарелые споры

До реформы русского языка слово «мир» писалось и толковалось двояко. Это были «миръ» и «мир» через i, которое в кириллице так и называлась «и», и ижицу, которая писалась как «и». Эти слова различались по смыслу. «Миръ» - время без военных событий, а второй вариант означал вселенную, земной шар, общество. Орфография легко могла изменить смысл названия «Война и мир». Сотрудники основного в стране Института русского языка выяснили, что старая орфография, которая мелькнула в одном-единственном раритетном издании, - не более чем опечатка. Была также найдена одна описка в деловом документе, которая привлекла внимание некоторых комментаторов. Но автор в письмах писал только «миръ». Как появилось название романа, пока достоверно не установлено. Опять мы сошлемся на наш ведущий институт, в котором точных аналогий лингвисты не установили.

Проблематика романа

Какие вопросы рассматриваются в романе?

  • Дворянское общество.
  • Частная жизнь.
  • Проблемы народа.

И все они так или иначе связаны с войнами и мирной жизнью, что и отражает смысл названия «Война и мир». Художественный прием автора - противопоставление. В 1-й части первого тома читатель только погрузился в жизнь Петербурга и Москвы, как сразу 2-я часть переносит его в Австрию, где идет подготовка к Шенграбенскому сражению. 3-я часть первого тома перемешивает жизнь Безухова в Петербурге, поездку князя Василия с Анатолем в к Болконским и сражение под Аустерлицем.

Контрасты общества

Русское дворянство - уникальный слой. В России крестьянство его воспринимало как иностранцев: они говорили по-французски, их манеры и быт были отличны от русского. В Европе, напротив, на них смотрели, как на «русских медведей». В любой стране они были чужие.

В родной стране они всегда могли ждать мужицкого бунта. Вот еще один контраст общества, который отразил смысл названия романа «Война и мир». Для примера приведем эпизод из третьего тома, часть 2-я. Когда к Богучарову подступали французы, то мужики не захотели отпустить княжну Марью в Москву. Только вмешательство Н. Ростова, который случайно проходил мимо с эскадроном, спасло княжну и усмирило крестьян. Военное и мирное время у Толстого переплетены, как это происходит и в современной жизни.

Движение с запада на восток

Две войны описывает автор. Одна чужда русскому человеку, который не понимает ее смысла, но ведет борьбу с неприятелем, как приказывает начальство, не жалея себя, даже без необходимого обмундирования. Вторая понятна и естественна: защита Отечества и борьба за свои семьи, за мирную жизнь на родной земле. Об этом также говорит смысл названия романа «Война и мир». На этом фоне выявляются противоположные, антагонистические качества Наполеона и Кутузова, выясняется роль личности в истории.

Об этом многое рассказывает эпилог романа. В нем даются сравнения императоров, полководцев, генералов, а также производится анализ вопросов воли и необходимости, гения и случайности.

Противопоставление сражений и мирной жизни

В целом Л. Толстой делит на две полярные части мир и войну. Война, которой целиком заполнена история человечества, отвратительна и противоестественна. Она вызывает в людях ненависть и враждебность и приносит разрушения и смерти.

Мир - это счастье и радость, свобода и естественность, труд на благо общества и отдельной личности. Каждый эпизод романа - это песнь радостей мирной жизни и осуждение войны как непременного атрибута человеческой жизни. Такое противопоставление и есть смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Мир не только в романе, но и в жизни отрицает войну. Новаторство Л. Толстого, который сам участвовал в севастопольских сражениях, заключено в том, что он показал не ее героизм, а изнанку - будничную, подлинную, испытывающую все душевные силы человека.

Дворянское общество, его контрасты

Дворяне не составляют единую сплоченную массу. Петербург, высший свет, смотрит сверху вниз на закоснелых добродушных москвичей. Салон Шерер, дом Ростовых и уникальное, интеллектуальное, стоящее вообще особняком Богучарово, - это настолько разные миры, что они всегда будут разделены пропастью.

Смысл названия «Война и мир»: сочинение

Шесть лет жизни (1863 - 1869) отдал Л. Толстой написанию романа-эпопеи, о котором впоследствии высказывался с пренебрежением. Но мы ценим этот шедевр за открытие широчайшей панорамы жизни, в которую включено все, что окружает человека день за днем.

Основной прием, который мы видим во всех эпизодах, - это антитеза. Весь роман, даже описание мирной жизни, построен на контрастах: церемонный салон А. Шерер и холодный семейный уклад Лизы и Андрея Болконских, патриархальная теплая семья Ростовых и насыщенная интеллектуальная жизнь в забытом Богом Богучарове, нищенское тихое существование обожаемой семьи Долохова и его внешняя, пустая, броская жизнь авантюриста, ненужные Пьеру встречи с масонами, которые не задаются глубокими вопросами переустройства жизни, как Безухов.

Война также имеет полярные стороны. Бессмысленная для русских солдат и офицеров заграничная компания 1805 - 1806 годов и страшный 12-й год, когда пришлось, отступая, дать кровопролитное сражение под Бородином и сдать Москву, а потом, освободив родину, через всю Европу гнать врага до Парижа, оставив его в целости.

Коалиция, которая образовалась после войны на когда все страны объединились против России, боясь ее неожиданной мощи.

Бесконечно много вложил в роман-эпопею своих философских рассуждений Л. Н. Толстой («Война и мир»). Смысл названия не поддается однозначному толкованию.

Оно многомерно и многопланово, как сама жизнь, которая нас окружает. Этот роман был и будет актуален во все времена и не только для русских, которые глубже его понимают, но и для иностранцев, которые вновь и вновь обращаются к нему, снимая художественные фильмы.

Доклад

Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Ива Зюзина

III курс, ф.н. 4636

Русская филология

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого, как признанно всеми, исполнена книга Толстого. То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир. Здесъ оно уже не так однозначно и просто – появляется вопрос в каком смысле дается слово «мир», ибо текст книги дает основание для этого. Ведь слово это не только стоит в заголовке, но и проникает весь текст романа, охватывает широкий круг содержания и образует целую сетку значений. «Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического - «весь свет» или «все люди».

В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения. Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти. Мир - не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды». В границах оригинального текста эта разница передана и различным написанием конкретного слова – «миръ» и «мiръ», где понятие «миръ» возникает в местах, где явно противопоставлено войне, а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди».

Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка. Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи. А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.

Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы. Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское. При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.

Совершенно иной принцип рассмотрения особенностей композиции романа выведен в монографии А. Сабурова. Кульминацией произведения признан эпизод Бородинского сражения, но ведущую роль в этой разработке занимает его так называемая «внешняя структура»я. В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного. В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения. Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа (В. Селинов, С. Леушев).

Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество. Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей. Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.

Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной. По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57). Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.

Двум равным половинам автор отводит место в романе как военным действиям, так и событиям гражданской жизни. В этом отношении чередование военных и бытовых сцен дается примерно одинаковыми частями, оно находится в развновесии по отношению целого объема романа. Прерывая описания военных действий, повествование описывает развитие почти всех линий семейной хроники – жизни Курагиных, Болконских, Безуховых, Ростовых. В работе над первой половине романа описание всех семей проходит как правило – например, после Шенграбенского сражения в связи с развитием сюжета показаны Курагины, Пьер Безухов и Болконские. О каких-либо событий семейной жизни Ростовых здесь не говорится, но автор упоминает их, соблюдая принятый ин порядок держать их в поле зрения повествования.

В авторском сознании две половины романа – военно-историческая и гражданская – соответствуют смыслу заглавия - «Война и мир» и служат его уточнением, т.е. мир здесь опять мыслится не только как состояние, противоположное войне, но и как повседневная гражданская, невоенная жизнь людей. В сопоставлении одного и другого однако присутствуют и смысловые оттенки, говорящие о влиянии войны на мир, людей, их взгляды, чувства и поведение.

Соединение семейной хроники с событиями народной войны предтсавляет собой основной стержень развития действия в романе. В искусном переплетении двухстороннего действия автор с жизненной наблюдательностью прослеживает частные судьбы людей, выясняя, как выдерживали великое испытание и вели себя люди разных положений, взглядов и характеров, какое влияние оказывал на них ответственный исторический момент.

В соответствии с этом роман начинается с показа мира, а потом уже переходит к картинам войны. Таким образом читатель знакомится с основными героями до того, как они становятся участниками войны. А это уже влияет и на само восприятие описания войны как явление – это уже не просто война, а война с участием знакомых лиц, у которых есть своя жизнь, помыслы и стремления.

Художественные особенности романа «Война и мир»

1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.

Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.

Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.

Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение -- Бородинская битва).

2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых -- дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)

4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.

Невозможно переоценить значение романа -- эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). - Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). - Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.)

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Основной приём композиции романа – антитеза. Её полюсы – Наполеон и Кутузов, воплощающие диаметрально противоположные философско-нравственные принципы. Все основные персонажи распределены между этими полюсами.

Антитеза – (от греч., antitesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель переносит действия с одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной сюжетной линией, к событиям, связанных с другой линией; от частных судеб до исторических событий.

Чтобы резче оттенить особенности тех ли иных событий характера, писатель часто прибегает к методу контрастов (антитеза). Это выражено и в самом заглавии романа: война – мир, и в том жизненном материале, которых лёг в основу произведения. Контраст определяет изображения отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, княжна Марья и Жюли Карагина), и исторические явления (Аустерлицкое сражение- Бородинская битва), исторических деятелей (Кутузов - Наполеон).



На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен

Контрастно сопоставлены в романе и типы человеческих натур – эмоциональные и идеологичные. Так, семья Болконских воплощает собой интеллектуальное и рациональное начало, семья Ростовых – эмоционально-интуитивное.

Само движение сюжета в романе обусловлено принципом «сцеплений» (Л.Н. Толстой), оставляющим впечатление мозаики событий. В произведении несколько сюжетных линий, пятьсот пятьдесят девять персонажей, среди которых есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, и безымённые персонажи («генерал, который приказал»). Обширны художественное время и художественное пространство «Войны и мира». Содержание романа охватывает большой период – с 1805-го по 1820-й год. Из России действие переносится в Пруссию, Австрию, Польшу, из Смоленска – в Москву, из Петербурга – в деревню. Перед нами предстают дворец императора, салон Анны Павловны Шерер, особняк умирающего графа Безухова, имение Ростовых в Отрадном, дом Болконских в Богучарове, крестьянская изба в Филях, поля Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений, походные палатки солдат.

В центре романа лежит хроника жизни трех дворянских семейств – Ростовых, Болконских и Курагиных. При этом в жизни каждого из семейств есть свои кульминационные события. Так, эпизоды, рисующие увлечение Наташи Анатолем, ее отказ князю Андрею Толстой оценивал как «самое трудное место и узел всего романа». Так же считали и читатели. «Главный интерес книги, как романа, – писал В.Ф. Одоевский, – начинается именно с этой кульминации. И добавлял: «Любопытна развязка». Однако сам автор заметил, что в романе «смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Смерть графа Безухова, женитьба Пьера на Элен, неудавшееся сватовство князя Василия – таким образом, важные исходные, но не определяющие сюжетные моменты произведения. При этом личная жизнь героев неразрывно связана с важнейшими историческими событиями эпохи.

Течение частной жизни в романе органически сливается с сюжетом историческим. «Три главных исторических события составляют стержневую линию развития сюжета. Завязка – 1805-й год, начало войны с Наполеоном, период, главными событиями которого являются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения. <…> Эти события первого военного этапа предваряют эпопею народной войны 1812 года и служат завязкой дальнейшего развития жизни героев – Андрея Болконского, Николая Ростова, Долохова и других. 1812-й год, Бородинское сражение – кульминационный пункт романа»

Бородинское сражение и оставление Москвы – это целая эпоха в духовном развитии героев, своеобразный фокус, в котором сходятся их судьбы. Именно с этим событием связано формирование у них новых качеств, новых взглядов на мир, общество. Через испытание огнем, страданиями, смертью проведены все главные герои романа. Незадолго до Бородинской битвы умирает старик Болконский, тяжело переживает его смерть княжна Марья. 1812 год многое меняет в жизни Пьера Безухова. Это период восстановления душевной целостности, приобщения его к «общему», утверждения в душе его чувства гармоничности жизни. Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену. Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок. Бородинская битва становится судьбоносной для князя Андрея. В бою он получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет не испытанное им ранее чувство христианской любви, он окончательно преодолевает свое тщеславие, эгоизм, аристократические предрассудки. Он испытывает жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» – все это открывается вдруг князю Андрею. Болконский умирает, и смерть его становится величайшим горем для княжны Марьи и Наташи. Наконец, Бородинская битва становится переломным событием в развитии исторической темы, символизируя победу России.

Развязка романа – победа над Наполеоном, поражение французов и зарождение новых идей в русском обществе. Эти события определяют личные судьбы героев, не заслоняя, однако, у писателя человеческой личности. исторические события показаны у Толстого сквозь призму различных судеб и характеров.

Большую роль в романе играют авторские отступления, в которых раскрываются философские и религиозно-этические взгляды Толстого, его мысли об историческом процессе. Философская проблематика авторских отступлений – это устройство мира и место человека в нем, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, истинные и ложные ценности в жизни. В романе Толстой раскрывает свои взгляды на войну 1812-го года, на ее участников. В основе этих взглядов – исторический фатализм (личность не играет роли в историческом процессе). История, по мнению писателя, представляет собой движение огромных человеческих масс (главным героем романа Толстой считал русский народ, отмечая, что более всего ценил в «Войне и мире» «мысль народную»).

Композиционная роль авторских отступлений различна. Так, в третьей части автор рассуждает о войне 1812-го года как о войне народной, освободительной, и это отступление играет роль своеобразного обобщения художественных глав. Введение публицистических и философских рассуждений автора «расширяет границы повествования и одновременно объединяет в одно органическое целое исторический, философский роман и психологический «очерк нравов».

Стоит отметить, что авторский голос «безраздельно господствует в романе. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями на недосягаемую высоту. По определению М. Бахтина, роман Толстого «монологический» (в отличие от «полифонического», или «многоголосного», романа Достоевского)»

Таким образом, еще раз отметим художественное своеобразие «Войны и мира». Толстой создал произведение, органично сочетающее черты эпопеи, исторического романа, хроники, очерка нравов, щедро напитав его философской проблематикой и психологическим анализом. Роман не имеет единой интриги, мы видим несколько сюжетных линий, каждая из которых соотнесена с важнейшими историческими событиями эпохи. Жизнь у Толстого представлена во всем многообразии. Все эти художественные свойства сделали роман шедевром мировой литературы.

Творчество Т. знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа 19 в. и литературой 20 в. Реализму Т. свойственны особая откровенность тона, прямота и вследствие этого сокрушит, сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Непосредственная эмоциональная заразительность, умение воссоздать саму "плоть жизни" сочетаются в толстовском творчестве с гибкой и острой мыслью, глубоким, предельно искренним психологическим анализом. Здоровый, полнокровный реализм Т. стремится к сочетанию анализа и синтеза, тяготеет к целостному осмыслению мира, осознанию законов, по которым движется жизнь человека. Не доверяя сложившимся мнениям и предрассудкам, Т. на всё хочет взглянуть заново и по-своему; отбрасывая разные виды литературных штампов, он строит своё искусство лишь на том, что сам видел, понял и угадал. Т. захватывают духовное бытие личности, напряжение ищущей мысли, тревоги совести. Но его реализму свойственны и пластическая лепка характеров, яркая словесная живопись в картинах быта, исторических и жанровых сценах.

Реализм Т., тесно связанный с национальной русской традицией, развивший и закрепивший её, несёт в себе и огромное общечеловеческое содержание. Традиции реализма Т. были восприняты и усвоены молодой советской литературой. Они до сих пор остаются для советских писателей одними из наиболее важных и жизнеспособных традиций классического наследия.

Т. оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Во Франции Ромен Роллан, Ф. Мориак и Р. Мартен дю Гар, в США Э. Хемингуэй и Т. Вулф, в Англии Дж. Голсуорси и Б. Шоу, в Германии Т. Манн и А. Зегерс, в Швеции А. Стриндберг и А. Лундквист, в Австрии Р. М. Рильке, в Польше Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич, в Чехословакии М. Пуйманова, в Китае Лао Шэ, в Японии Токутоми Рока - каждый по-своему испытал на себе влияние творчества Т. Велико было воздействие Т. на культуру Индии и на деятельность М. Ганди. Произведения Т. бесчисленное количество раз экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом. Пьесы Т. многократно ставились на сценах всего мира.

Изучение творчества Т. в отечественном и мировом литературоведении началось ещё при жизни писателя. Существенное значение для изучения Т. имели статьи о нём Г. В. Плеханова, В. Г. Короленко, очерк М. Горького "Лев Толстой" (1919). После Октябрьской революции 1917 интерес к наследию Т. заметно усилился.



Просмотров