Увлекательные истории создания знаменитых картин. Истории написания картин Интересные история создания неизвестных картин

Произведения искусства, которые знают все, часто хранят в себе неизвестные увлекательные истории.

Казимир Малевич был шестым художником, кто нарисовал черный квадрат, Шишкин написал свое "Утро в сосновом лесу" в соавторстве, у Дали была серьезная психосексуальная травма, а Пабло Пикассо выжил после смелого ответа гестаповцам. Мы любуемся красотой величайших полотен, но истории, которые случились до, во время или после написания шедевров, часто остаются за пределами нашего внимания. И совершенно зря. Иногда такие истории позволяют лучше понять художника или просто удивиться причудливости жизни и творчества.
AdMe.ru собрал в этом материале самые интересные и неизвестные широкой общественности истории о великих картинах.

"Черный Квадрат", Казимир Малевич


"Черный квадрат" Малевича - одно из самых известных и обсуждаемых произведений искусства - не такое уж и новаторство.
Художники экспериментировали с черным цветом "сплошь", начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название "Великая тьма" написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа "Вид на La Hougue (под покровом ночи)" . Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов - "Сумеречная история России" Гюстава Доре в 1854, "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат"Битва негров в пещере глубокой ночью" за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой "Черный супрематический квадрат", именно так картина называется полностью. И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.
Сам Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего "Черного супрематического квадрата", различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде найти абсолютное "безвесие" и полет форм.

"Крик", Эдвард Мунк


Как и в случае с "Черным квадратом" в мире существует четыре версии "Крика". Два варианта написаны маслом и два - пастелью.
Существует мнение, что Мунк, страдавший маниакально-депрессивным психозом, писал ее несколько раз в попытках выместить все те страдания, которые охватывали его душу. И не исключено, что странных орущих от невыносимых мук человечков было бы больше, если бы художник не лег в клинику. После курса лечения он больше никогда не пытался воспроизвести свой "Крик", ставший культовым.

"Герника", Пабло Пикассо


Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею.
Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. И самый интересный момент в связи с этой картиной произошел в 1940 году, когда Пикассо вызвали в гестапо в Париже. «Это сделали вы?», спросили у него фашисты. «Нет, это сделали вы».

"Великий мастурбатор", Сальвадор Дали


В картине со странным и наглым даже для нашего времени названием на самом деле нет никакого вызова обществу. Художник фактически изобразил свое подсознание, исповедался перед зрителем.
На полотне изображена его супруга Гала, которую он страстно любил; саранча, которую он панически боялся; фрагмент мужчины с порезанными коленями, муравьи и прочие символы страсти, страха и отвращения.
Истоки этой картины (но в первую очередь истоки его странного отвращения и одновременно тяги к сексу) лежат в том, что в детстве Сальвадор Дали просмотрел книгу о венерических болезнях, случайно оставленную его отцом.

"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", Илья Репин


Историческое полотно, повествующее зрителю о драматическом моменте в истории нашей страны, в действительности было вдохновлено не столько фактом убийства сына и наследника царем Иоанном Васильевичем, сколько убийством Александра II террористами-революционерами, и - самое неожиданное - корридой в Испании. Художник писал об увиденном: "Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу... И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену".

"Утро в сосновом лесу", Иван Шишкин


Шедевр, знакомый каждому советскому ребенку по умопомрачительно вкусным и дефицитным конфетам, принадлежит перу не только Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к "помощи друга", а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.
Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".

Идея изобразить стекающие часы посетила Сальвадора Дали за ужином, когда он заметил, как плавится на солнце камамбер.

Это уж потом Дали спрашивали, зашифрована ли на холсте теория относительности Эйнштейна, а он с умным видом отвечал: «Скорее – теория Гераклита о том, что время измеряется течением мысли. Поэтому я и назвал картину «Постоянство памяти». А сначала был сыр, плавленый сыр».

«Тайная вечеря»

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», особое внимание он уделял двум фигурам: Христа и Иуды. Натурщика для лика Иисуса Леонардо нашел сравнительно быстро – на его роль подошёл юноша, певший в церковном хоре. А вот лицо, способное выразить порок Иуды, Леонардо искал в течение трёх лет. Однажды, идя по улице, мастер увидел в сточной канаве пьянчужку. Да Винчи привел пьяницу в трактир, где сразу же принялся писать с него Иуду.

Когда выпивоха протрезвел, он вспомнил, что несколько лет назад уже позировал художнику. Это и был тот самый певчий. На великой фреске Леонардо у Иисуса и Иуды – лицо одного человека.

«Иван Грозный и сын его Иван»

В 1913 году душевнобольной художник исполосовал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Только благодаря мастерской работе реставраторов полотно удалось восстановить. Сам Илья Репин приехал в Москву и перерисовал голову Грозного в странном лиловом цвете - за два десятка лет представления о живописи у художника сильно изменились. Реставраторы удалили эти правки и вернули картину к точному соответствию её музейным фотографиям. Репин же, увидев позже восстановленное полотно, не заметил исправлений.

«Сон»

В 2006 году американский коллекционер Стив Винн согласился продать картину Пабло Пикассо «Сон» за 139 миллионов долларов, что стало бы одной из самых рекордных цен в истории. Но при рассказе о картине он слишком экспрессивно размахивал руками и порвал художество локтем. Винн расценил это как знак свыше и решил не продавать полотно после реставрации, которая, кстати говоря, влетела в копеечку.

«Лодка»

Менее разрушительный, но не менее курьезный инцидент случился с картиной Анри Матисса. В 1961 году Музей современного искусства в Нью-Йорке, представил на суд зрителей картину мастера «Лодка». Выставка пользовалась успехом. Но лишь спустя семь недель случайный ценитель живописи заметил, что шедевр висит вверх ногами. За это время художество успели увидеть 115 тысяч человек, книга отзывов пополнилась сотнями восхищенных комментариев. Конфуз облетел все газеты.

«Битва негров в пещере глубокой ночью»

Знаменитый «Черный квадрат» не был первой картиной подобного рода. За 22 года до Малевича, в 1893 году французский художник и писатель Алле Альфонс выставил в галерее Вивьен свой шедевр «Битва негров в пещере глубокой ночью» - полностью чёрное прямоугольное полотно.

«Пир богов на Олимпе»

В 1960-х гг. в Праге была найдена одна из знаменитейших картин Питера Пауля Рубенса «Пир богов на Олимпе». Долгое время дата её написания оставалась загадкой. Разгадка была найдена на самой картине, причем, астрономами. Они догадались, что на холсте тонко зашифровано положение планет. Например, Мантуйский герцог Гонзага в образе бога Юпитера, Посейдон с Солнцем и богиня Венера с Амуром отображают положение Юпитера, Венеры и Солнца в Зодиаке.

Кроме того, видно, что Венера направляется к созвездию Рыб. Дотошные звездочеты вычислили, что такое редкое положение планет на небосклоне наблюдалось в дни зимнего солнцестояния в 1602 г. Так была проведена довольно точная датировка картины.

«Завтрак на траве»


Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Клод Моне, «Завтрак на траве»

Эдуарда Мане и Клода Моне путают не только нынешние абитуриенты художественных училищ – их путали даже современники. Оба жили в конце ХIХ века в Париже, общались друг с другом и были почти однофамильцами. Так, в фильме «Одиннадцать друзей Оушена» между персонажами Джорджа Клуни и Джулии Робертс происходит следующий диалог:
- Я всё время путаю Моне и Мане. Помню только, что один из них женился на любовнице.
- Моне.
- Значит, у Мане был сифилис.
- И ещё они оба временами писали.
Но художникам было мало путаницы с именами, вдобавок они активно заимствовали друг у друга идеи. После того как Мане представил публике картину «Завтрак на траве», Моне, недолго думая, написал свою с таким же названием. Без неразберихи, как водится, не обошлось.

«Сикстинская мадонна»

При взгляде на картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» отчетливо видно, что на руке у папы Сикста II шесть пальцев. Помимо прочего, имя Сикст переводится как «шестой», что в итоге породило массу теорий. На самом деле, «нижний мизинец» - вовсе не палец, а часть ладони. Это заметно, если хорошенько приглядеться. Никакой тебе мистики и тайных предвестий Апокалипсиса, а жаль.

«Утро в сосновом лесу»

Растиражированные кондитерами медвежата с картины «Утро в сосновом лесу» Шишкина – вовсе не дело рук Шишкина. Иван был прекрасным пейзажистом, он гениально умел передать игру света и тени в лесу, а вот люди и животные ему не давались. Так что милых медвежат по просьбе художника пририсовал Константин Савицкий, а сама картина была подписана двумя именами. Но Павел Третьяков после покупки пейзажа к себе в коллекцию стёр подпись Савицкого, и все лавры достались Шишкину.


Произведения искусства, которые знают все, часто хранят в себе неизвестные увлекательные истории.

Казимир Малевич был шестым художником, кто нарисовал черный квадрат, Шишкин написал свое «Утро в сосновом лесу» в соавторстве, у Дали была серьезная психосексуальная травма, а Пабло Пикассо выжил после смелого ответа гестаповцам. Мы любуемся красотой величайших полотен, но истории, которые случились до, во время или после написания шедевров, часто остаются за пределами нашего внимания. И совершенно зря. Иногда такие истории позволяют лучше понять художника или просто удивиться причудливости жизни и творчества.

«Черный квадрат» Малевича - одно из самых известных и обсуждаемых произведений искусства - не такое уж и новаторство.


Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов - «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат», именно так картина называется полностью. И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Сам Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного супрематического квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде найти абсолютное «безвесие» и полет форм.

«Крик», Эдвард Мунк



Как и в случае с «Черным квадратом» в мире существует четыре версии «Крика». Два варианта написаны маслом и два - пастелью. Существует мнение, что Мунк, страдавший маниакально-депрессивным психозом, писал ее несколько раз в попытках выместить все те страдания, которые охватывали его душу. И не исключено, что странных орущих от невыносимых мук человечков было бы больше, если бы художник не лег в клинику. После курса лечения он больше никогда не пытался воспроизвести свой «Крик», ставший культовым.

«Герника», Пабло Пикассо



Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя. «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. И самый интересный момент в связи с этой картиной произошел в 1940 году, когда Пикассо вызвали в гестапо в Париже. «Это сделали вы?», спросили у него фашисты. «Нет, это сделали вы».

«Великий мастурбатор», Сальвадор Дали



В картине со странным и наглым даже для нашего времени названием на самом деле нет никакого вызова обществу. Художник фактически изобразил свое подсознание, исповедался перед зрителем. На полотне изображена его супруга Гала, которую он страстно любил; саранча, которую он панически боялся; фрагмент мужчины с порезанными коленями, муравьи и прочие символы страсти, страха и отвращения. Истоки этой картины (но в первую очередь истоки его странного отвращения и одновременно тяги к сексу) лежат в том, что в детстве Сальвадор Дали просмотрел книгу о венерических болезнях, случайно оставленную его отцом.


Историческое полотно, повествующее зрителю о драматическом моменте в истории нашей страны, в действительности было вдохновлено не столько фактом убийства сына и наследника царем Иоанном Васильевичем, сколько убийством Александра II террористами-революционерами, и - самое неожиданное - корридой в Испании. Художник писал об увиденном: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу… И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену».

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин



Шедевр, знакомый каждому советскому ребенку по умопомрачительно вкусным и дефицитным конфетам, принадлежит перу не только Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому. Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

3 декабря 1961 года в нью-йоркском Музее Современного Искусства произошло знаковое событие – картину Матисса «Лодка», которая 46 дней провисела в перевёрнутом виде, перевесили должным образом. Стоит сказать, что это не единичный забавный случай, связанный с картинами великих художников.

Пабло Пикассо нарисовал один из своих известных портретов менее чем за 5 минут

Как-то один из знакомых Пабло Пикассо, рассматривая его новые работы искренне сказал художнику: «Извини, но понять я этого не могу. Таких вещей просто не существует». На что Пикассо парировал: «Ты и китайский язык не понимаешь. Но он всё-таки существует». Впрочем, Пикассо не понимали многие. Как-то он предложил русскому писателю Эренбургу, своему хорошему другу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел расположиться в кресле, чтобы позировать, как художник заявил, что всё готово.

Эренбург выразил удивление быстротой исполнения работы, ведь не прошло и 5 минут, на что Пикассо ответил: «Я знаю тебя 40 лет. И все эти 40 лет я учился писать портреты за 5 минут».

Илья Репин помог продать картину, которую не писал

Одна дама приобрела на рынке всего за 10 рублей совершенно бездарную картину, на которой гордо красовалась подпись «И.Репин». Когда ценительница живописи показала эту работу Илье Ефимовичу, он рассмеялся и дописал «Это не Репин» и поставил свой автограф. Через некоторое время предприимчивая дама продала картину неизвестного художника с автографом великого мастера уже за 100 рублей.

Медведей на известной картине Шишкина нарисовал другой художник

В среде художников существует негласный закон – профессиональная взаимовыручка. Ведь у каждого из них есть не только любимые сюжеты и сильные стороны, но и слабые места, так почему бы не помочь друг другу. Так, доподлинно известно, что для картины «Пушкин на берегу моря» Айвазовского фигуру великого поэта нарисовал Репин, а для картины Левитана «Осенний день. Сокольники» даму в черном рисовал Николай Чехов. У пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании картины «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Поэтому мишек для известного шишкинского полотна нарисовал Савицкий.

Кусок фибролита, над которым просто разливали краску, стал одной из самых дорогих картин

Самой дорогой картиной в мире в 2006 году было полотно Джексона Полока «Номер 5, 1948». На одном из аукционов картина ушла за $140 миллионов. Это может показаться забавным, но над созданием этой картины художник особо «не заморачивался»: он просто разливал краску по куску фибролита, разложенному на полу.

Дату создания своей картины Рубенс зашифровал по звёздам

Искусствоведы и учёные долгое время не могли установить дату создания одного из самых известных полотен Рубенса – картины «Пир богов на Олимпе». Загадка разрешилась только после того, как к картине присмотрелись астрономы. Оказалось, что персонажи на картине расположились точно в таком же порядке, как располагались планеты на небосклоне в 1602 году.

Логотип «Чупа-Чупс» нарисовал всемирно известный сюрреалист

В 1961 году Энрике Берната, владелец компании «Чупа-Чупс», обратился к художнику Сальвадору Дали с просьбой придумать изображение для конфетной обёртки. Дали просьбу выполнил. Сегодня это изображение, хотя и в несколько изменённом виде, узнаваемо на леденцах этой компании.

Cтоит отметить, что в 1967 году в Италии с благословения Папы Римского была выпущена уникальная версия Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали.

Самая дорогая картина Мука приносит несчастья

Картина Мунка «Крик» была продана на аукционе за $120 миллионов и является сегодня самой дорогой картиной этого художника. Говорят, что Мунк, жизненный путь которого – чреда трагедий, вложил в неё столько горя, что картина вобрала в себя негативную энергетику и мстит обидчикам.

Один из сотрудников музея Мунка как-то случайно уронил картину, после чего начал страдать от страшных головных болей, которые привели этого человека к самоубийству. Ещё один сотрудник музея, не сумевший удержать картину, буквально через несколько ней попал в страшную автомобильную аварию. А посетитель музея, позволивший себе прикоснуться к картине, через какое-то время сгорел в пожаре заживо. Впрочем, не исключено, что это просто совпадения.

У «Чёрного квадрата» Малевича есть «старший брат»

«Чёрный квадрат», являющийся, пожалуй, самой известной картиной Казимира Малевича, представляет собой полотно 79,5*79,5 сантиметров, на котором на белом фоне изображён чёрный квадрат. Свою картину Малевич написал в 1915 году. А ещё в 1893 году, за 20 лет до Малевича, Альфонс Алле, французский писатель-юморист, нарисовал свой «черный квадрат». Правда, называлась картина Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи.

Как-то на улице художник увидал пьянчужку, который безуспешно пытался выбраться из выгребной ямы. Да Винчи отвёл его в одно из питейных заведений, усадил и начал рисовать. Каким же было удивление художника, когда, разоткровенничавшись, пьяница признался, что несколько лет назад уже позировал ему. Оказалось, что это тот самый певчий.

Загадочный мир искусства может показаться запутанным неискушенному человеку, однако существуют шедевры, которые должен знать каждый. Талант, вдохновение и кропотливая работа над каждым мазком рождают произведения, которыми восхищаются столетия спустя.

Собрать все выдающиеся творения в одной подборке невозможно, но мы постарались выбрать самые известные картины, собирающие гигантские очереди перед музеями по всему миру.

Самые известные картины русских художников

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин и Константин Савицкий

Год создания : 1889
Музей


Шишкин был отличным пейзажистом, но рисовать животных ему приходилось нечасто, поэтому фигуры медвежат нарисовал Савицкий, превосходный художник-анималист. По окончании работы Третьяков приказал стереть подпись Савицкого, посчитав, что Шишкин проделал куда более обширную работу.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин

Годы создания : 1883–1885
Музей : Третьяковская галерея, Москва


На сотворение шедевра, более известного как «Иван Грозный убивает своего сына», Репина вдохновила симфония «Антар» Римского-Корсакова, а именно, ее вторая часть под названием «Сладость мести». Под влиянием звуков музыки художник изобразил кровавую сцену убийства и последующего раскаяния, наблюдающегося в глазах государя.

«Демон сидящий», Михаил Врубель

Год создания : 1890
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Картина входила в число тридцати иллюстраций, нарисованных Врубелем к юбилейному изданию сочинений М.Ю. Лермонтова. «Демон сидящий» олицетворяет сомнения, присущие человеческому духу, тонкое, неуловимое «настроение души». По мнению экспертов, художник был в какой-то мере одержим образом демона: за этой картиной последовали «Демон летящий» и «Демон поверженный».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков

Годы создания : 1884–1887
Музей : Третьяковская галерея, Москва


В основу картины лег сюжет старообрядческого жития «Повесть о боярыне Морозовой». Понимание ключевого образа пришло к художнику, когда тот увидел ворону, пятном раскинувшую черные крылья на снежном полотне. Позже Суриков долго искал прототип для лица боярыни, но не мог обнаружить ничего подходящего, пока однажды не встретил на кладбище женщину-старообрядку с бледным исступленным лицом. Портретный набросок был завершен за два часа.

«Богатыри», Виктор Васнецов

Годы создания : 1881–1898
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Будущий былинный шедевр родился небольшим карандашным наброском в 1881 году; для дальнейшей работы над полотном Васнецов много лет кропотливо собирал информацию о богатырях из мифов, легенд и преданий, а также изучал подлинную древнерусскую амуницию в музеях.

Анализ картины Васнецова «Три богатыря»

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин

Год создания : 1912
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Изначально картина задумывалась как бытовая зарисовка из жизни русской деревушки, однако во время работы полотно художника обросло огромным количеством символов. Под красным конем Петров-Водкин подразумевал «Судьбу России»; после вступления страны в Первую мировую войну он воскликнул: «Так вот почему я нарисовал эту картину!». Впрочем, после революции просоветские искусствоведы трактовали ключевую фигуру полотна как «предвестника революционных пожаров».

«Троица», Андрей Рублев

Год создания : 1411
Музей : Третьяковская галерея, Москва


Икона, положившая начало традиции русского иконописания XV–XVI вв. Полотно, изображающее ветхозаветную троицу ангелов, явившихся Аврааму, является символом единения Святой Троицы.

«Девятый вал», Иван Айвазовский

Год создания : 1850
Музей


Жемчужина в «картинографии» легендарного отечественного мариниста, которого без колебаний можно отнести к числу самых известных художников мира. Мы можем видеть, как чудом выжившие после шторма мореплаватели цепляются за мачту в ожидании встречи с «девятым валом», мифическим апогеем всех штормов. Но теплые оттенки, господствующие на полотне, дают надежду на спасение потерпевших.

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов

Годы создания : 1830–1833
Музей : Русский музей, Санкт-Петербург


Завершенная в 1833 году картина Брюллова первоначально выставлялась в крупнейших городах Италии, где вызвала настоящий фурор – живописца сравнивали с Микеланджело, Тицианом, Рафаэлем… На родине шедевр встретили с не меньшим воодушевлением, закрепив за Брюлловым прозвище «Карл великий». Полотно воистину великое: его размеры составляют 4,6 на 6,5 метра, что делает его одной из самых больших картин среди творений русских художников.

Самые известные картины Леонардо да Винчи

«Мона Лиза»

Годы создания : 1503–1505
Музей : Лувр, Париж


Шедевр флорентийского гения, не нуждающийся в представлении. Примечательно, что культовый статус картина получила после инцидента с похищением из Лувра в 1911 году. Два года спустя похититель, оказавшийся сотрудником музея, пытался продать полотно в галерею Уффици. События громкого дела подробно освещались в мировой прессе, после чего в продажу поступили сотни тысяч репродукций, а таинственная Джоконда стала объектом поклонения.

Годы создания : 1495–1498
Музей : Санта-Мария-делле-Грацие, Милан


По прошествии пяти столетий фреска с классическим сюжетом на стене трапезной доминиканского монастыря в Милане признана одной из самых загадочных картин в истории. По задумке Да Винчи, картина изображает момент пасхальной трапезы, когда Христос оповещает учеников о скором предательстве. Огромное количество скрытых символов породило столь же огромное множество исследований, аллюзий, заимствований и пародий.

«Мадонна Литта»

Год создания : 1491
Музей : Эрмитаж, Санкт-Петербург


Так же известная как «Мадонна с младенцем» картина долгое время хранилась в коллекции герцогов Литта, а в 1864 году была куплена петербургским Эрмитажем. Многие эксперты сходятся во мнении, что фигура младенца была написана не лично да Винчи, а одним из его учеников – слишком нехарактерная для живописца поза.

Самые известные картины Сальвадора Дали

Год создания : 1931
Музей : Музей современного искусства, Нью-Йорк


Парадоксально, но самая известная работа гения сюрреализма, была рождена мыслями о сыре Камамбер. В один из вечеров, после дружеского ужина, завершившегося закусками с сыром, художник погрузился в размышления о «растекающейся мякоти», и его воображение нарисовало картину словно плавящихся часов с веткой оливы на переднем плане.

Год создания : 1955
Музей : Национальная галерея искусства, Вашингтон


Традиционный сюжет, получивший сюрреалистическую канву с использованием арифметических принципов, изучавшихся еще Леонардо да Винчи. Во главу угла художник поставил своеобразную магию числа «12», отойдя от герменевтического метода толкования библейского сюжета.

Самые известные картины Пабло Пикассо

Год создания : 1905
Музей : Пушкинский музей, Москва


Картина стала первой ласточкой так называемого «розового» периода в творчестве Пикассо. Грубая фактура и упрощенный стиль сочетается с чуткой игрой линий и цветов, контрастом между массивной фигурой атлета и хрупкой гимнастки. Полотно было продано вместе с 29 другими работами за 2 тысячи франков (суммарно) парижскому коллекционеру Воллару, сменило несколько коллекций, а в 1913 году его приобрел русский меценат Иван Морозов, уже за 13 тысяч франков.

Год создания : 1937
Музей : Музей королевы Софии, Мадрид


Герника – название города страны Басков, подвергнувшегося немецкой бомбардировке в апреле 1937 года. Пикассо никогда не был в Гернике, но был ошеломлен масштабами катастрофы словно «ударом бычьего рога». Художник в абстрактной форме передал ужасы войны и показал настоящее лицо фашизма, завуалировав его причудливыми геометрическими формами.

Самые известные картины эпохи Возрождения

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Годы создания : 1512–1513
Музей : Галерея старых мастеров, Дрезден


Если пристально всмотреться в задний фон, на первый взгляд состоящий из облаков, можно заметить, что на самом деле Рафаэль изобразил там головы ангелов. Два ангелочка, расположенные в нижней части картины, известны чуть ли не больше, чем сам шедевр, из-за широкой растиражированности в массовом искусстве.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Год создания : 1486
Музей : Галерея Уффици, Флоренция


В основе картины – древнегреческий миф о рождении Афродиты из морской пены. В отличие от многих шедевров эпохи возрождения, полотно дошло до наших дней в отличном состоянии благодаря защитному слою из яичного желтка, которым Боттичелли предусмотрительно покрыл работу.

«Сотворение Адама», Микеланджело Буонаротти

Год создания : 1511
Музей : Сикстинская капелла, Ватикан


Одна из девяти фресок на потолке Сикстинской капеллы, иллюстрирующая главу из Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему». Именно Микеланджело первым изобразил бога в как умудренного сединами старца, после чего этот образ стал архетипичным. Современные ученые полагают, что контуры фигуры бога и ангелов олицетворяют человеческий мозг.

«Ночной дозор», Рембрандт

Год создания : 1642
Музей : Государственный музей, Амстердам


Полное название картины – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Современное название картина получила в XIX веке, когда была найдена искусствоведами, из-за покрывавшего работу слоя грязи решившими, что действие на картине происходит под покровом ночного мрака.

«Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Годы создания : 1500–1510
Музей : Музей Прадо, Мадрид «Черный квадрат»

Малевич писал «Черный квадрат» несколько месяцев; легенда гласит, что под слоем черной краски скрывается живописное полотно – художник не успевал закончить работу в срок и в приступе гнева замазал изображение. Существует как минимум семь копий «Черного квадрата», выполненных рукой Малевича, а также своеобразное «продолжение» супрематических квадратов – «Красный квадрат» (1915) и «Белый квадрат» (1918).

«Крик», Эдвард Мунк

Год создания : 1893
Музей : Национальная галерея, Осло


Из-за необъяснимого мистического воздействия на зрителя картину похищали в 1994 и 2004 годах. Бытует мнение, что созданная на рубеже XX века картина предвосхитила многочисленные катастрофы грядущего столетия. Глубокий символизм «Крика» вдохновил многих художников, в том числе и Энди Уорхола «№5, 1948»

Данное полотно до сих пор вызывает множество споров. Часть искусствоведов полагает, что ажиотаж вокруг картины, нарисованной в фирменной технике разбрызгивания, был создан искусственным образом. Полотно не продавали, пока не были куплены все остальные работы художника, соответственно, цена за беспредметный шедевр взлетела до небес. «Пятый номер» был продан за $140 миллионов, став самой дорогой картиной в истории.

«Диптих Мэрилин», Энди Уорхол

Год создания : 1962
Музей : Галерея Тейт, Лондон


Спустя неделю после гибели Мэрилин Монро скандальный художник начал работу над полотном. На холст были нанесены 50 трафаретных портретов актрисы, стилизованных в жанре «поп-арт» по фотографии 1953 года.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен



Просмотров