Вячеслав михайлович головко историческая поэтика русской классической повести. Повесть как литературный жанр

ПОВЕСТЬ. Слово "повесть" происходит от глагола "поведать". Старинное значение термина - "весть о каком-то событии" указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких "повестей" являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе "повестью" называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань, Повесть о Калкской битве, Повесть о Петре и Февронии и др.".

Современное литературоведение определяет "повесть" как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой - с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева Дворянское гнездо и Накануне меньше некоторых повестей, например, Поединка Куприна. Капитанская дочка Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. - Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно).

Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман - целую жизнь, а повесть - ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом - зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл Рудина повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. В.Белинский так писал о специфике повести: "Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни".

История становления.

I. ПОВЕСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. - Первоначальное значение слова "П." в нашей древней письменности весьма близко к его этимологии: П. - то, что повествуется, представляет законченное повествование. Поэтому применение его весьма свободно и широко. Так, П. часто назывались произведения житийные, новеллистические, агиографические или летописные (напр. "Повесть о житии и отчасти чудес исповедание блаженного Михаила...", "Повести о мудрых женах" или известное "Се повести временных лет" и т. д.)


Центральную линию развития повестийных жанров дают повести светские, которые несли в себе в условиях своего времени тенденцию развития беллетристики как таковой. Обслужить все потребности, все стороны социальной практики класса одни церковные (преобладавшие) жанры не могли: задачи организации светской власти, разностороннего классового воспитания, наконец запросы любознательности и тяга к занимательному чтению требовали более разносторонней литературы. Отвечая всем этим потребностям, направленным на реальную жизнь, на ее "светские" стороны, литература эта и сама была в общем более реалистической и далекой от аскетизма церковных писаний, хотя реалистичность эта часто бывала весьма относительной; темы исторические, географические и т. п. были столь пронизаны баснословными легендарными элементами, что произведения, их разрабатывавшие, носили порою весьма фантастический характер ("Александрия", "Девгениево деяние" и т. п.)

Наряду с воинскими П. значительное место в нашей средневековой лит-ре занимали П. политические и религиозно-политические, использовавшие в целях пропаганды той или иной политической идеи обычно псевдоисторические или легендарные сюжеты, порою заимствованные из переводной лит-ры, а иногда из устной поэзии. Таковы сказания о Вавилонском царстве и Белом клобуке, отражающие борьбу за преобладание Москвы и Новгорода, произведения Ивана Пересветова XVI в., воплощающие антибоярскую политическую программу служилого дворянства, П. о Петре и Февронии и т. д.

II. ПОВЕСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРЕХОДНОГО И НОВОГО ПЕРИОДА. - Только в позднейший период нашей средневековой лит-ры появляются в ней бытовые, авантюрные, вообще говорящие об "обычных" людях и построенные на художественном вымысле светские П. Здесь уже - зарождение жанра П. в современном значении этого термина. Это происходит лишь в XVII в., в период, когда в результате обострения феодальных противоречий, выдвижения дворянства и купечества, ослабления роли церкви, связанной с этим бытовой перестройки начинает расти русская беллетристика, обособляющаяся от церковной, исторической, публицистической лит-ры и освобождающаяся от подавляющего авторитета религиозной догмы. Опираясь на образцы зап.-европейской буржуазной лит-ры, поднимающееся дворянство, прогрессивная часть купечества, передовые группы мелкой буржуазии создают свои, в общем реалистически направленные произведения, отражающие новые социально-бытовые отношения, вырабатывают приемы художественного бытописания ("Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о Ерше Ершовиче" и др.). Не избежали влияния новых лит-ых веяний и консервативные группы, в частности консервативная часть купечества, дающая произведения, любопытно сочетающие элементы бытового реализма с консервативными религиозно-легендарными мотивами и идеями. Таковы "Повесть о Савве Грудцине" и П.-поэма "О Горе Злочастии"

Усложнение социальной жизни по мере нарастания буржуазных отношений, расширение и углубление художественно-познавательных возможностей лит-ры - все это обусловливает выдвижение на первый план в области художественной прозы новеллы (рассказа) как формы, свидетельствующей об умении художника выделить из общего потока обыденной жизни отдельный момент, и романа как формы, предполагающей способность отразить комплекс различных сторон действительности в их многопланных связях. При наличии такой диференциации повествовательных форм понятие "повесть" приобретает новое и более узкое содержание, занимая то среднее между романом и новеллой положение, к-рое обычно указывается теоретиками лит-ры. При этом конечно самая природа П. в новой лит-ре меняется и раскрывается в иных соотношениях. Среднее место П. между рассказом и романом прежде всего определяется масштабом объема и сложности охватываемой произведением действительности: рассказ говорит о каком-либо одном жизненном случае, роман дает целый комплекс переплетающихся сюжетных линий

Место, занимаемое П. в новой русской лит-ре, различно. Во 2-й половине XVIII в. и первой трети XIX в. в господствующем стиле, т. е. в стиле различных групп дворянства, выдвигаются преимущественно стихотворные и драматургические жанры. Лишь для консервативно-дворянского сентиментализма, с его призывом к простоте и естественности, П. является характерным жанром (Карамзин). Позднее же, в 30-х гг., когда с чрезвычайной интенсивностью начинает расти проза, в ней выдвигается на первый план вместе с романом и П. Так, Белинский в 30-х гг. утверждал: "Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть" ("О русской повести и повестях Гоголя"). Развитие повести несомненно связано с обращением лит-ры к "прозаической", обыденной действительности (недаром Белинский противопоставляет П. и роман "героической поэме" и оде классицизма), хотя сама эта действительность может восприниматься авторами и в романтическом аспекте (напр. петербургские повести Гоголя, ряд повестей В. Одоевского, Марлинского, такие произведения Н. Полевого, как "Блаженство безумия", "Эмма" и др.). Среди повестей 30-х гг. было немало обладавших исторической тематикой (романтические повести Марлинского, повести Вельтмана и др.). Однако подлинно типичными для эпохи, новыми по сравнению с предыдущим этапом являются повести с реалистической устремленностью, обращенные к современной, зачастую будничной жизни ("Повести Белкина" Пушкина, буржуазная и мелкобуржуазная бытовая повесть Погодина, Н. Павлова, Н. Полевого, Степанова и других; у романтиков - В. Одоевского и Марлинского - им аналогична "светская повесть", посвященная психологии и бытописи "салона").

С дальнейшим развитием русской лит-ры, в к-рой все большую роль начинает играть роман, П. все же сохраняет достаточно заметное место. Усиленно используется П. как наиболее "безыскусственная", простая и вместе широкая форма авторами-бытописателями. Типичные образцы такой бытовой П. дал напр. Григорович ("Антон Горемыка" и др.); классики-реалисты (Тургенев, Л. Толстой, Чехов и др.) дают П. психологическую по преимуществу, с большим или меньшим раскрытием социальной обусловленности и типичности изображаемых явлений. Так. обр. на протяжении всего XIX в. П. представлена едва ли не всеми крупнейшими писателями-прозаиками (Пушкин, Гоголь, Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Чехов, Короленко и др.), а также и рядом второстепенных. Приблизительно такой же удельный вес сохраняет повесть в творчестве наших современных писателей. Исключительный вклад в лит-ру П. сделал М. Горький своими автобиографическими повестями ("Детство", "В людях", "Мои университеты"), структурной особенностью к-рых является большая значимость окружающих основное действующее лицо персонажей. Прочное место заняла П. в творчестве ряда других современных писателей, служа для оформления самых различных тематических комплексов. Достаточно назвать такие популярнейшие произведения советской лит-ры, как "Чапаев" Фурманова, "Ташкент - город хлебный" Неверова, "Доменная печь" Ляшко и мн. др. Тот особый разрез, в к-ром реальная жизнь отражается П. в силу ее структурных особенностей, сохраняет место и в советской литературе. При этом "однолинейность" П., известная простота ее структуры в литературе социалистического реализма, отнюдь не идет в ущерб глубине социального осмысления отражаемых явлений и эстетической ценности произведения. Такие образцы пролетарской П., как названные выше произведения М. Горького, дают наглядное подтверждение этого положения.

В зап.-европейской лит-ре, уже издавна высокоразвитой и жанрово многообразной, мы находим еще большее преобладание новеллы и романа, однако там ряд крупнейших авторов (Мериме, Флобер, Мопассан, Диккенс, Гофман и др.) дал произведения, отличающиеся характерными чертами П.

  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 173

Глава I. Теоретические аспекты изучения и историко-литературные условия формирования жанровых типов повести.

1.1. Теоретические аспекты изучения типологии повести. Типологическая условность, «чистота» и синтетичность жанра.

I.2 Историко-литературный процесс конца XVIII - начала XIX века и развитие жанров русской повести.

Глава II. Жанры русской повести конца XVIII - начала XIX века и ее внутрижанровые модификации.

II. 1. Жанр философской повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 2. Жанр «восточной» повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 3. Жанр сатирической повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 4. Жанр исторической повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 5. Жанр авантюрной повести конца XVIII - начала XIX века.

II. 6. Жанр любовной повести конца XVIII - начала XIX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

  • Романы В. Т. Нарежного в контексте русской прозы конца XVIII - начала XIX веков 2002 год, доктор филологических наук Рублева, Лариса Ивановна

  • Повести о богатырях в "Русских сказках" В.А. Лёвшина: сказочно-историческая модель повествования 2004 год, кандидат филологических наук Курышева, Любовь Александровна

  • Произведения М.М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века 2007 год, кандидат филологических наук Лиманская, Юлия Сергеевна

  • Повести мадам Гомец: переводная западноевропейская проза в русском литературном процессе 50-60-х годов XVIII века 2006 год, кандидат филологических наук Дунина, Татьяна Петровна

  • 2005 год, кандидат филологических наук Гистер, Марина Александровна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр русской повести конца ХVIII-начала XIX века: Вопросы типологии и "чистоты" жанра»

Пути становления и развития русской прозы наиболее ярко могут быть прослежены при рассмотрении двух ее основных жанров - повести и романа. Если типология романа конца XVIII - начала XIX века изучена относительно полно, то исследование русской оригинальной повести в типологическом аспекте пока недостаточно. Этим, прежде всего, объясняется выбор темы диссертации.

В настоящее время в литературоведении не вызывает сомнения уместность типологического метода исследования. Более того, именно типологический подход позволяет наиболее точно проследить генезис и развитие жанров в пределах определенной литературной эпохи и далее -преемственность литературных традиций на протяжении длительного исторического периода. Как справедливо отметил Ю.М. Лотман, «потребность в типологических моделях возникает. тогда, когда исследователь встает перед необходимостью объяснить. сущность хронологически или этически отдаленной литературы, представив ее не в виде набора экзотических нелепостей, а как органическую, внутренне стройную, художественную и идейную структуру»1.

Еще в начале XIX века появились специальные исследования, посвященные. типологическому методу исследования. Так, попытку классификации русской повести и романа XVIII века представляет работа В.В. Сиповского «Очерки из истории русского романа». Достоинством данного исследования является то, что это был первый опыт описания и классификации огромного материала, ранее не изученного и не вошедшего в научный оборот (привлечены многие источники XVIII века, начиная с 1730 года). Существенным недостатком монографического исследования является, во-первых, классификация, данная на основе произведений

1 Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы / О русской литературе. - СПб.: Искусство - СПб, 1997.-С. 766. западноевропейской литературы, что, по нашему мнению, преувеличенно подчеркивает подражательный характер русской литературы конца XVIII века и недостаточно полно раскрывает особенности русского оригинального романа и повести; и, во-вторых, не дается жанровая дифференциация между романом и повестью. Так, в предисловии к исследованию «Из истории русского романа и повести» (1903) В.В. Сиповский указывает: «. включили в число романов некоторые из тех неопределенных синкретических жанров, которые примыкают одинаково к морали и повести, истории и роману, мемуарам и художественному творчеству. Труднее всего было отграничить повесть от анекдота, роман от поэмы, и, быть может, за разрешение этих сомнений мы справедливее всего подвергнемся обвинению в субъективизме выбора. Но на это обвинение мы ответим просьбой указать нам те литературныя нормы, которыя дали бы возможность ясно и точно определить границы, заметной чертой отделяющия эти литературные жанры один от другого»2.

Во многом указанные недостатки явились показателем недостаточно высокого уровня теоретической мысли начала XX века. Вопрос о разграничении жанров является актуальным и по сей день: современные исследования отличаются субъективизмом в принципах разграничения жанров, так как в период становления и формирования жанра повести нового времени (начиная с 60-х годов XVIII века) распространены гибридные жанры, средние между романом и повестью, повестью и сказкой, анекдотом, рассказом, новеллой, очерком. Подчас в литературоведении не разработаны нормы, на которые ссылался В.В. Сиповский, касающиеся границ, отделяющих жанры один от другого. Так, в коллективной монографии «Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра» указывается: «История повести представляет значительные трудности для изучения: жанр этот весьма лабильный, гибридный, существующие границы между повестью

2 Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). Ч. I. Спб.: 2-е Отд. Имп. Акад. наук, 1903. С. II. и рассказом, повестью и небольшим романом весьма подвижны» . Данное утверждение справедливо, на наш взгляд, и по отношению к русской повести

XVIII века в период формирования ее жанрообразующих принципов и критериев.

Типологическое исследование русской повести конца XVIII- начала

XIX века в современном литературоведении ведется на основе различных принципов. Существуют типологии по методу: сентиментальная, предромантическая, романтическая, реалистическая повесть; типологии, основанные на социальных признаках: «третьесословная» повесть; на совмещении метода и социальной принадлежности: дворянский и демократический сентиментализм. Типологии, в основу которых положен идеологический принцип: просветительская, масонская повесть; тематический - «восточная», историческая повесть. Особое внимание исследователей привлекает типология произведений отдельных авторов. Кроме единообразных типологий, то есть типологий, основанных на единообразных принципах, существуют и так называемые «синтетические» типологии, совмещающие разнообразные принципы типологии сюжета, характера конфликта, концепции личности.

Типологическому аспекту исследования русской повести конца XVIII века посвящена работа Т.Ж. Юсупова «Русская повесть 80-х-90-х гг. XVIII века (Проблемы типологии)». Диссертационное исследование представляет собой внутрижанровую классификацию повести по тематическому признаку, а также по способу восприятия содержания и создания характера. Предложенная классификация ограничивается следующими типами повестей: I. сатирико-бытовая повесть; II. сентиментальная повесть а) с развитым сюжетом, б) бессюжетная. Дается также типология повестей Н.М. Карамзина: сентиментальная, предромантическая, светская.

На наш взгляд, при классификации повестей по тематическому принципу остаются за пределом внимания исследователя такие

3 Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под. ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973. С.З. разновидности повести 80-90-х годов XVIII века, как авантюрная, историческая, философская, «восточная» и так далее, имевшие место в литературном процессе конца века. Таким образом, остается неучтенным значительный пласт русских повестей указанного периода, что не позволяет говорить о целостном исследовании жанра повести.

Кроме указанных исследований, посвященных типологии русской повести рубежа веков, следует отметить ряд работ, посвященных изучению отдельных ее жанровых разновидностей, рассмотренные весьма неравномерно. Особый интерес для литературоведов представляют исторические (В.И. Федоров, Ф.З. Канунова, Я.Л. Левкович, Н.Д. Кочеткова, В.Г. Базанов, С.М. Петров, Л.Н. Лузянина, A.B. Архипова, H.H. Прокофьева и др.), сатирические (Ю.В. Стенник, Л.И. Ищенко, Т.Д. Долгих, В.В. Пухов, Г.П. Рычкова и др.), «восточные» (В.Н. Кубачева, O.A. Ильин, Г.Д. Данильченко и др.) повести.

В современном литературоведении термин «жанр» используется в трех значениях: 1) в значении литературного рода (эпос, лирика, драма); 2) в значении литературного вида (роман, повесть, рассказ и т.д.); 3) в значении разновидности вида или подвида (повесть историческая, философская и т.д.).

В настоящей работе жанр русской повести будет рассмотрен в значении разновидности вида, который является основой типологии первого уровня (термин А.Я. Эсалнек): повесть философская, «восточная», сатирическая, историческая, авантюрная, и любовная, а типологией второго уровня станут их внутрижанровые модификации, например, просветительская и масонская философская повесть, нравоописательная и бытовая сатирическая повесть.

Основным принципом видовой типологии повестей исследуемого периода стал содержательный аспект жанра, как наиболее соответствующий литературному процессу рубежа веков. Целесообразность тематической типологии повести, диктуется исторически сложившейся видовой классификацией по тематическому признаку («восточная», сатирическая, историческая, любовная и т.д.). Так, в конце XVIII века в русской литературе появляется самобытный жанр «восточной» повести («Приключения Могалеба и Семиры. Восточная повесть», «Несчастный Солиман или Приключения молодого турка. Восточная повесть» и т.д.), отдельно выделяются повести исторические («Ксения княжна Галицкая. Историческая повесть», «Русския историческия нравоучительный повести Сергея Глинки» и т.д.).

Наиболее пристальное внимание в диссертационном исследовании получила внутрижанровая типология русской повести или типология второго уровня. Необходимость такой типологии, на наш взгляд, диктуется самим материалом исследования, так как становление и развитие повести сопровождалось ее постоянной трансформацией под влиянием как западноевропейских, источников, так и собственных оригинальных произведений. Поэтому закономерен вывод о внутрижанровой типологии как о весьма сложном, но необходимом условии дальнейшего изучения русской повести конца XVIII - начала XIX века.

Естественно, доля условности в нашей типологии существует, и мы оговариваем это. Внутрижанровая типология (как и любая другая) условна, так как не всегда возможно четко разграничить некоторые произведения более сложного многопланового характера. И все же такая типология (типология первого уровня) и внутрижанровая типология (второго уровня) возможна и нужна, так как она значительно упорядочивает наши представления и знания о русской повести конца XVIII - начала XIX века.

Отметим также и основной недостаток типологического метода, который проявился в излишнем схематизме при классификации жанров и анализе произведений. Литературный процесс - явление не локальное и застывшее по своей природе - это процесс непрерывного развития, видоизменения общественного сознания. Сложность любой типологии состоит в том, что при попытке упорядочения и систематизации тех или иных литературных явлений мы неизбежно сталкиваемся с упрощением разнообразного и богатого литературного материала. С другой стороны, применительно к «стихийно» развивающемуся литературному процессу конца XVIII века, когда литературные опыты и «эксперименты» были прерогативой не только «профессиональных» писателей, но и широкого круга аристократической интеллигенции и демократической «третьесословной» публики, а «сочинительство» было частым и обыденным явлением в культурной жизни общества, типологический схематизм является необходимым условием исследования материала.

Методологической основой представленной диссертации являются исследования теоретического и историко-литературного характера. Типологический аспект изучения жанра повести основывается на положениях исследователей - теоретиков литературы: Г.Н. Поспелова, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек. Указанные работы выдержаны в русле типологии эпических жанров по принципу типологии содержания художественных произведений.

Так, Г.Н. Поспелов в своем исследовании «Проблемы исторического развития литературы» указывал: «Наряду с системой типологических понятий, отражающих исторически повторяющиеся свойства художественной формы в литературоведении должна создаваться целая система понятий, отражающих исторически повторяющие свойства художественного содержания. Их разработкой должна заниматься другая часть поэтики - «поэтика содержания»4.

Отталкиваясь от положения о создании системы понятий, отражающих исторически повторяющиеся свойства художественного содержания, представляется закономерной «типология содержания» в изучении повести конца XVIII - начала XIX века.

Предложенная типология русской повести конца XVIII - начала XIX века выдержана в едином ключе исследования и представляет собой изучение повести на основе «типологии содержания». Внутри каждого жанра

4 Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы: Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1971. С.16. русской повести исследуемого периода выделяются отдельные типы повестей, представляющие собой внутрижанровое деление. Новым и целостным подходом типологического изучения русской повести определяется научная новизна и актуальность данного исследования.

Особое внимание в исследовании уделено масонской философской повести, развитие которой отразилось на литературном процессе рубежа веков. Исследование масонской прозы является актуальной задачей современного литературоведения. Как справедливо отметил исследователь масонской литературы В.И. Сахаров, «масонство как литература слишком долго было темой запретной»5, что объясняется исследователем автоматической самоцензурой советских ученых в освещении вопросов, касающихся масонства. Изученность масонского литературного наследия, представляющего, кстати, огромный пласт неисследованных источников, отмечает современный исследователь: «приходится работать с имеющимися литературными фактами и документами, ранее игнорировавшимися или же неизвестными. А эти документы и масонские «компоненты» в творчестве известнейших и забытых русских поэтов XVIII- начала XIX веков разительно меняют картину развития самой поэзии и всей литературы в целом»6. Такая картина характерна и для прозы указанного периода. Соответственно с этим возникает необходимость пересмотра творчества писателей-масонов, а также писателей, примыкавших к ним или сочувствовавших им, в аспекте масонской литературной традиции.

Таким образом, целью настоящего диссертационного исследования является изучение и выявление типологии повести указанного периода, а также ее внутрижанровых модификаций.

В связи с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи: обобщить и проанализировать содержание теоретических и историко-литературных трудов по проблеме типологического исследования

5 Сахаров В.И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII- начала XIX века. М.: Жираф, 2000. С. 44.

6 Там же. С. 43. литературы; выявить жанрообразующие признаки русской повести исследуемого периода; представить типологические разновидности повести по содержанию, показать ее внутрижанровые модификации; раскрыть понятие «чистота» жанра и его основные критерии; проследить трансформацию жанров и основные тенденции в развитии повести.

Объектом исследования является жанр русской повести конца XVIII -начала XIX века, " предметом - типология жанра повести и ее внутрижанровые модификации.

Материал исследования представляет собой оригинальная печатная русская повесть с 1775 года по 20-е годы XIX века, издававшаяся как в отдельных изданиях, так и в периодической печати (журналы, вестники, альманахи, сборники).

Наряду с широко известными произведениями русской литературы в диссертационное исследование вводится ряд произведений, не вошедших до настоящего времени в научный оборот, чем определяется новизна работы.

Отсюда следует принцип отбора материала, подчиненный критерию освещения малоизученных и не вошедших до настоящего времени в научный оборот произведений, избегая подробного анализа ранее исследованных литературных источников.

Исследуя типологию русской повести и ее внутрижанровые модификации на протяжении довольно длительного периода, мы непосредственно сталкиваемся с проблемой вынужденного ограничения принципов анализа изучаемого материала. Чтобы избежать описательности и поверхностного исследования, мы, в соответствии с задачами диссертации, более подробно остановимся на идейно-тематическом аспекте произведений, учитывая все последующие уровни анализа в зависимости от их значимости по отношению к типологии содержания.

В диссертации использованы следующие методы исследования: историко-генетический, типологический, сравнительно-сопоставительный.

Практическая значимость исследования: результаты работы дополнят выводы о характере развития литературного процесса в России

11 рубежа ХУШ-Х1Х веков и могут быть использованы при чтении историко-литературных курсов, спецкурсов и в проведении спецсеминаров.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на аспирантских объединениях и на заседаниях кафедры русской литературы МГТГУ. Положения диссертации отражены в трех публикациях.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Субботина, Галина Валерьевна

Заключение

Значительные изменения в общественно-политической и этико-эстетической системе российского государства повлияли на характер развития русской литературы конца XVIII - начала XIX века. Указ Екатерины II об открытии вольных типографий содействует росту печатной продукции, возрастают количественные, а затем и качественные ее показатели. Рост печатных источников способствует формированию читательской аудитории, воспитанию читательской культуры и в целом развитию «культурной действительности».

Констатация литературного факта увеличения количества печатной продукции указывает и на резкий всплеск писательской активности, на всеобщую так называемую «страсть к сочинительству» - характерную черту литературного процесса рубежа веков. Наряду с произведениями, оставившими заметную роль в литературе, существуют более скромные в художественном плане произведения. В литературе конца XVIII столетия отчетливо прослеживается тенденция перехода от переработки готовых западноевропейских сюжетов и простого компилирования материала к оригинальному творчеству.

Сложные процессы, имевшие место в русском обществе, способствуют как наполнению новым идейно-эстетическим содержанием старых художественных форм, так и формированию новых жанров - повести и романа.

Процесс жанрообразования в русской литературе конца XVIII - начала XIX века связан с определенным идейно-эстетическим содержанием жанров. Так, например, идеология Просвещения, а также идейные взгляды масонства оказали существенное влияние на развитие жанровых модификаций повести, их жанрообразующие признаки. Противопоставление «естественного» и «неестественного» общества в просветительской идеологии стало основным жанрообразующим признаком просветительской прозы. Данная оппозиция нашла выражение в образной, пространственно-временной и композиционной структуре произведений. Просветительский рационализм стал причиной типизации сюжетов, фиксированных образов, не развивающихся характеров. Идеология масонства также предусматривала стройную, и, как правило, фиксированную структуру сюжета, композиции, систему образов и аллегорий в соответствии с идейно-эстетическими воззрениями. Масонские и просветительские взгляды нашли отражение в философской, ориентальной, сатирической и любовной повести. Свободной от идеологического влияния явились авантюрная повесть в силу своего развлекательного назначения и жанр исторической повести в силу специфического отношения просветителей к проблеме исторического развития общества и отсутствия у масонов интереса к исторической тематике.

Литературные процессы, происходившие в Западной Европе на протяжении длительного времени, в частности, развитие жанров, в русской литературе происходят в течение одного историко-литературного периода. Вместе с появлением разновременных переводов западноевропейских источников в русской литературе возникают новые образы, сюжеты, поэтика.

Традиции западноевропейской и русской литературы обусловили эклектику и синтетичность жанровых форм (сочетание различных типов жанрового содержания в системе одного произведения). Так, в русской литературе развитие новых жанров происходит на основе готовых жанров древнерусской и западноевропейской литературы. Соответственно с этим, особое значение приобретает вопрос о «чистоте» жанра и ее основных критериях.

Образцом с точки зрения «чистоты» жанра может служить просветительская и масонская философская повесть; а также «просветительская» «восточная» повесть, обусловленные спецификой жанров, раскрывающих идейно-политические аспекты известных идеологических систем. К жанровой «чистоте» приближены реалистический» тип «восточной» повести и «светская» повесть, в связи с приоритетным изображением восточного мира и светского общества.

Начало XIX века характеризуется отходом от жанровой «чистоты», повесть начала века трансформируется, приобретает новые жанровые формы.

Общественно-политические процессы в России рубежа веков, повлиявшие на развитие литературного процесса, становятся причиной трансформации жанров в русской литературе конца XVIII - начала XIX века.

Кризис общественно-политических тенденций, а именно идеологии Просвещения и масонства, отразился в первую очередь на философской повести. Философская повесть в том виде, в котором она существовала в конце XVIII века, не получает развития в XIX столетии и, в конечном итоге, жанр перестает существовать.

Этологическая» и просветительская «восточная» повесть, широко распространенные в конце XVIII века, к первым десятилетиям XIX века также теряют свою популярность и исчезают из «литературного обихода». Одно из направлений «ориентальной повести» - «реалистическая» повесть, основанная и получившая широкое распространение в 30-х годах XIX столетия, продолжает свое существование вплоть до середины века, и далее в течение всего столетия писатели не раз обращаются к теме «русского Востока» - Кавказа.

Сатирическая повесть, в связи с ослаблением общественной значимости идей Просвещения, утрачивает свое острое политическое звучание и к началу XIX века жанр меняется в количественном и в качественном состоянии, приобретая развлекательное направление.

Историческая повесть, сформировавшаяся в конце XVIII века (впервые в творчестве Н.М. Карамзина), на рубеже веков является одним из ведущих жанров. С 20-30-х годов XIX века историческая тематика находит выражение преимущественно в историческом романе - жанре, способном охватить широкий круг проблем историко-философского характера.

Основные тенденции развития авантюрной повести нашли отражение в трансформации двух основных ее типов. Так, «нереалистическая» авантюрная повесть, сохраняя литературное бытование в лубочных изданиях, вплоть до середины XIX века, прекращает свое существование, а «реалистическая» авантюрная повесть рубежа веков трансформируется в различные жанровые единицы, приближаясь к повести о «маленьком человеке», реалистическому бытописанию.

Любовная» повесть, выделившаяся как новый и самостоятельный жанр в середине XVIII века и, широко распространенный в традициях сентиментальной и романтической повести рубежа веков, в XIX веке, развивается не как отдельный, терминологически строго обозначенный, а как «универсальный» жанр, вобравший в себя все жанровые начала, раскрывая тему любви и чувства вообще. С конца XVIII века жанр «любовной» повести рассматривается в контексте «светской», популярной в литературе первой трети XIX века.

Начало XIX века характеризуется отходом от какой-либо нормативности в литературе, в том числе и в четкой типологической классификации по тематическому принципу. Произведения лишаются схематизма, избавляется от дидактики и излишнего пафоса, свойственного литературе XVIII века. Дальнейшее развитие литературного процесса характеризуется обогащением новыми художественными средствами, разнообразием идейно-тематических исканий.

Таким образом, типология русской повести конца XVIII - начала XIX века по содержанию, выявление ее внутрижанровых модификаций и «чистоты» жанра способствуют характеристике литературного процесса рубежа веков, отражают основные тенденции развития жанров в литературе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Субботина, Галина Валерьевна, 2003 год

1. Аполлос (Байбаков) Лишенный зрения Ураний, нещастный государь. Священная повесть. Сочинил иеромонах Аполлос. М., тип. Имп. Моск. ун-та, 1779. - 56 с.

2. Беницкий А.П. Бедуин // Талия или Собрание разных новых сочинений в стихах и прозе. Альманах. Книжка I. Спб., при Имп. Акад. наук, 1807.- 205 с.

3. Беницкий А.П. На другой день. Индейская сказка // Цветник, издаваемый А. Измайловым и А. Беницким. Ч. I. Спб., при Имп. Акад. наук,1809.

4. Бестужев-Марлинский A.A. Соч. в 2-х т. М.: Гос. из-во худ. лит-ры, 1958, т. 1.- 631 е., т 2.-732 с.

5. Бранкевич М. Кровопролитная война у Архипыча с Еремеевной. Описана сочинителем Храброго философа. М., Губ. Тип. у Решетникова,1810.-51 с.

6. Видение дервиша Алмета. Восточная повесть // Чтение для вкуса, разума и чувствований. Ч. I. М., Унив. тип. у Окорокова, 1791.

7. Воспитанник природы в Коперберитском рудокопе. Издатель Федор Туманский // Зеркало света. Ч. II. Спб., 1786. С. 273-280, 286-296, 300-311.

8. Галинковский Я.А. Часы задумчивости. Ч. I-II. М., Сенат, тип. у В.О., 1799. - Ч. 1 - 96 е., ч. 2 - 78 с.

9. Глинка С.H. Русские исторические и нравоучительные повести Сергея Глинки. Ч 1-3. М., Унив. тип, 1819-1820. - Ч. 1 - 213 е., ч. 2 - 138 с, ч. 3 - 208 с.

10. Глинка С.Н. Селим и Роксана, или Превратность жизни человеческой. Восточная повесть. Сочинение Сергея Глинки. М, Губ. тип. у Решетникова, 1798. - 96 с.

11. Глинка Ф.Н. О необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года. Письма к другу. М, 1990. - 365 с.

12. Горчаков Д.П. Пламир и Раида. Российская повесть, сочинения кн. Д. Горчакова. М, Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1796. - 68 с.

13. Гуак или Непреоборимая верность. Рыцарская повесть. Ч. 1-2. -М, тип. Решетникова, 1789. Ч. 1 - 212 е., ч. 2 - 171 с.

14. Даурец Номохон. Зара. Послесловие к повести // Приятное и полезное препровождение времени. Ч. 5. М, Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1795.

15. Дикий человек, смеющийся учености и нравам нынешнего света. Издана П. Богдановичем. Спб, тип. Шнора, 1781. - 79 с.

16. Дмитриев-Мамонов Ф.И. Дворянин-философ. Аллегория. М, 1769.- 30 с.

17. Долгорукий Н. Несчастная Маргарита, Истинная российская повесть. -М, тип. Ф. Гиппиуса, 1803. 168 с.

18. Жизнь знаменитого астраханца или Странные приключения Улабира, сына одного богатого мурзы, извлеченные из его записок. Ч. 1-2. -M, у книгопродавца Ивана Готье, 1811. Ч. 1 - 202 с, ч. 2 - 124 с.

19. Захарьин П.М. Приключение Клеандра, храброго царевича лакедемонского, и Ниотилды, королевны фракийской. Российское сочинение. Ч. 1-2. Николаев, Черноморская адмиралтейская тип., 1798. - 51 с.

20. Зиновьев Д.Н. Торжествующая добродетель или Жизнь и приключения гонимого фортуною Селима. Истинная повесть, в восточных странах происходившая и по свидетельству самовидца на российском языке сочиненная Д. Зиновьевым. М., тип. Решетникова, 1789. - 71 с.

21. История Молли-Сиблы. Славной Лондонской красавицы // Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета. Ч. IV. -М., Унив. тип., 1779.

22. История о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче и его храбрости и о невообразимой красоте царевны Анастасии Вахрамеевны. Изд. 2-е. -М., тип. Решетникова, 1819. 831. с.

23. История о славном рыцаре Полиционе, египетском царевиче, и прекрасной королевне Милитине и о сыне их, дивном в героях Херсоне, и о прекрасной царевне Калимбере. Ч.З. М., тип. Пономарева, 1787. - 327 с.

24. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в 2 тт. М.-Л.: Худ. литра, 1964.-591 с.

25. Карамзин Н.М. О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств // Избр. Соч. в 2 тт. М.-Л.: Худ. лит-ра, 1964.-591 с.

26. Клушин А.И. Вертеровы чувствования, или Несчастный М. Оригинальный анекдот. Спб., тип. гос. мед. коллегии, 1802. - 83 с.

27. Князь В-ский и княжня Щ-ва; или: Умереть за Отечество славно. Новейшее происшествие во время кампании Французов с Немцами и Россиянами 1806 года. Изданное В*3*. М., Унив. тип., 1807. - Ч. 1 - 142 е., ч. 2- 159 с.

28. Князь О.ИЙ и графиня М.ва, или Урок о модном воспитании. -М., Иждивением А.Ш., 1810. 157 с.

29. Колосов С.П. Жизнь некоторого мужа и перевоз куриозной души его чрез Стикс реку. М., в Сенатской тип. у Мейера, 1780. - 33 с.

30. Колосов С.П. Житие господина NN, служащее введением в историю его в царстве мертвых. СПб., Иждивением Х.Ф. Клеэна, печ. При Артиллер. И инж. Шляхетном кадетском корпусе, 1781. - 64 с.

31. Комаров М. История Ваньки Каина со всеми его сысками, розысками и сумазбродною свадьбою. Спб., 1815.

32. Кропотов А.Ф. Чрезвычайныя произшествия. Угнетенная добродетель или Поросенок в мешке. Русское сочинение. Спб.: Тип. И. Байкова, 1809.- 113 с".

33. Крылов И.А. Ночи. Соч. в 2 тт. М.: Худ. лит-ра, 1984. Т. 1. -463 с.

34. Крылов И.А. Каиб. Восточная повесть. Соч. в 2 тт. М.: Худ. лит-ра, 1984. Т. 1.-463 с.

35. Ксения княжна Галицкая. Историческая повесть. Спб., тип. Иферсена, 1808.- 123 1. с.

36. Куз-Курпяч. Башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских 1809 г. Пер. Беляев Тимофей. Казань, Унив. тип., 1812. - 179 с.

37. Кюхельбекер В.К. Адо. Эстонская повесть // Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе. Издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером. Ч. I. М.: Тип. Имп. Моск. театра, 1924. С. 119-167.

38. Левшин В.А. Повесть о новомодном дворянине // Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся чрез пересказывание в памяти, приключения. Ч. 1-10. М., Унив. тип. у Н. Новикова, 1780.

39. Левшин В.А. Досадное пробуждение // Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся чрез пересказывание в памяти, приключения. Ч. 1-10. М., Унив. тип. у Н. Новикова, 1783.

40. Львов П.Ю. Александр и Юлия, истинная русская повесть. -Спб., тип. при Губернск. правлен., 1801.

41. Львов П.Ю. Боярин Матвеев. Сочинение Павла Львова, члена Императорской российской академии и Беседы Любителей русского слова. -Спб., тип. Правит. Сената, 1815. 36 с.

42. Львов П.Ю. Роза и Любим: Сельская повесть, сочиненная Павлом Львовым. Спб., тип. при Импер. Акад. Наук., 1790. - 76 с.

43. Львов П.Ю. Российская Памела, или история Марии, добродетельной поселянки. Ч. 1-2. Спб., Имп. тип., 1789. - Ч. 1-155 е., ч. 2 - 145 с.

44. Львов П.Ю. Храм истины, видение Сезостриса, царя египетского. Сочинение Павла Львова. Петрополь, тип. Акад. наук, 1790. - 50 с.

45. Модест и София // Цветник. Спб., Морск. тип., 1810. - Ч. IV, №5.6.

46. Может ли быть приятна Божеству жизнь безполезная человеческому обществу? Восточная повесть // Чтение для вкуса, разума и чувствований. М., У нив. тип. у В. Окорокова. Ч. I. 1791-1793.

47. Нарежный В.Т. Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова. Сочинение Василия Нарежного. Ч. 1-3. -Спб., тип. Воен. Мин-ва, 1814. Ч. 1 - 235 е., ч. 2 - 249 е., ч. 3 - 247 с.

48. Неонила или Распутная дщерь. Справедливая повесть. Соч. А. Л. Ч. 1-2. М, 1794. - Ч. 1 - 209 е., ч. 2 - 262 с.

49. Несчастный Солиман или Приключения молодого турка. Восточная повесть. М., иждивением Г. Бороздина, тип. Пономарева, 1786. -123 с.

50. Нещастной Никанор или Приключения жизни российского дворянина, господина. Ч. 1. Спб., Артиллер. кад. корп., 1775. - 132 с.

51. Нещастные приключения Василия Баранщиква, мещанина Нижнего Новагорода, в трех частях света: в Америке, Азии и Европе, с 1780 по 1787 год. Спб., тип. Вильковского и Галченкова, 1787. - 72 с.

52. Одоевский В. Еладий (Картина из светской жизни) // Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе. Издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером. Ч. I. М.: Тип. Имп. Моск. театра, 1824. - С. 119 - 167.

53. Омар. Нравоучительная повесть // Зеркало света. Ч. IV. Спб., 1787.

54. Остолопов Н.Ф. Евгения или Нынешнее воспитание. Повесть, напечатанная Николаем Остолоповым. Спб., 1803. - 76 с.

55. Повесть о приключении аглинского милорда Георга и брандебургской маркграфине Фридерике Луизе, изданная М. К. Спб., тип. Шнора, 1782.-230 с.

56. Погорельский А. Двойник или мои вечера в Малороссии. Сочинение Антония Погорельскаго. Ч. I. Спб., Имп. Акад. наук., 1828.

57. Полина // Аглая, издаваемая кн. П. Шаликовым. М., Унив. тип., 1809.-Ч. 7, кн. 1.

58. Попугаев В.В. Аптекарский остров, или бедствия любви. Спб., 1800.-54 с.

59. Похождение двух богачей и красавиц, приведших их в познание себя и света. Спб., тип. Богдановича., 1787. - 220 с.

60. Похождение Ивана, гостиного сына, и другие повести и скаски. -Спб, 1785.

61. Похождение нового увеселительного шута и великого в делах любовных Совеет-Драла, Большого носа. Пер. с польского и доп. с др. яз. Ч. 1. М, тип. Пономарева, не ранее 1785. - 102 с.

62. Приключение в Шведских рудокопных заводах // Модное ежемесячное издание- или библиотека для дамского туалета. Ч. IV. М., Унив. тип., 1779.

63. Приключения Могалеба и Семиры. Восточная повесть. М., тип. Пономарева, 1786. - 92 с.

64. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Сочинения. М.: Худ. лит-ра, 1988. - 687 с.

65. Радожицкий И. Куз-брун. Черкесская повесть // Отечественныя записки, издаваемыя Павлом Свиньиным. Ч. 32, № 91, 92. Спб.: Тип. К. Крайя, 1827. - С. 285-310, 451 -477.

66. Русская историческая повесть в 2-х тт. М.: Худ. лит-ра, 1988. Т 1.-735 с.

67. Сатирический театр, или зрелище людей нынешняго света. Ежемесячное издание. 1808.

68. Скупой исправленный любовью. М., Унив. тип. у Н. Новикова, 1782.-72 с.

69. Сушков М.В. Россиский Вертер. Полусправедливая повесть, оригинальное соч. М. С., молодого, чувствительного человека, нещастнымобразом самопроизвольно прекратившего свою жизнь. Спб., Имп. тип., 1801.- 86 с.

70. Узбек и Омар. Восточная повесть // Дело от безделья или приятная забава. Ч. III, № 8. 1792.

71. Филипов О. Повесть или Удивительные и несчастные приключения двух славных английских кавалеров. М., 1788.

72. Филиппов А. История о Францыле Венциане и прекрасной королевне Ренцывене. М., 1869.

73. Фонвизин Д.И. Каллисфен / Поли. Соб. соч. Д.И. Фон Визина. -М., тип. Селивановского, 1830. Ч. II.

74. Хомяков П.З. Похождение некоторого россиянина. Истинная повесть, им сами писанная, содержащая в себе истрию его службы и походов с приключениями и- слышанными им повестями. Ч. 1-2. М., тип. Решетникова, 1790. - Ч. 1 - 181 е., ч. 2 - 272 с.

75. Чулков М.Д. Пригожая повариха или Похождение развратной женщины. Ч. 1. Спб., тип. Морского шляхетного кадетского корпуса., 1770.- 109 с.

76. Эмин А. Милые нежные сердца. Российское сочинение. А. Э. -Иждивением моек, купца Ив. Матвеев. Глазунова. М., Губ. тип. у А. Решетникова, 1800. - 84 с.1..

77. Апсит Т.Н. «Повесть о Францеле Венециане» памятник русской литературы первой трети XVIII века: Дис. канд. фил. наук. -Новосибирск, 1984.- 401 с.

78. Архипова A.B. Эволюция исторической темы в русской прозе 1800-1820-х гг. / На путях к романтизму: Сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом). JL: Наука, 1984. - 292 с.

79. Афанасьев Э.Л. Антиклерикальный памфлет «Дворянин-философ» Д.И. Дмитриева-Мамонова / Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. - 291 с.

80. Афанасьев Э.Л. На пути к XIX веку (Русская литература 70-х гг. XVIII в. 10-х гг. XIX в.). - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 304 с.

81. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М., Гослитиздат, 1953. - 528 с.

82. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М.: Интербук, 1991.-141 с.

84. Берков П.Н. Основные вопросы изучения русского просветительства / Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII в. -М.-Л.: Из-во Акад. Наук СССР, 1961. 272 с.

85. Бестужев-Марлинский A.A. О романе Н. Полевого «Клятва на гробе господнем» / Соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Гос. из-во худ. лит-ры, 1958. - 742 с.

86. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М.: ТОО «Радикс», 1993. - 588 с.

87. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1983.- 238 с.

88. Данильченко Г. Д. Романтический ориентализм в русской литературе первой половины XIX века.: Дис. канд. фил. наук. Бишкек, 1999.- 146 с.

89. Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе /Дооктябрьский период /. М.: Наука, 1973. - 432 с.

90. Державина O.A. Древняя Русь в русской литературе XIX века (Сюжеты и образы древнерусской литературы в творчестве писателей XIX века). М.: ИМЛИ, 1990. - 416 с.

91. Добролюбов H.A. Русская сатира в век Екатерины // Собр. соч. в 9 тт. Т. 5. М.-Л.: Гос. из-во худ. лит-ры, 1962. - 614 с.

92. Долгих Т.Д. Русская сатирико-бытовая повесть второй половины XVIII века: (Поэтика, проблематика): Дис. канд. фил. наук. М., 1991.- 168 с.

93. Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер (XVIII первая треть XIX века): Дис. канд. фил. наук. - Л., 1974. - 426 с.

94. Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. М.: ТРИМ, 1993. -96 с.

95. Ильин О.А. История развития «восточной повести» в русской литературе XVIII века: Дис. канд. фил. наук. Душанбе, 1989. - 203 с.

96. История русского романа в 2-х т. М.-Л., 1962-1964, т. 1 - 627 е., т. 2 - 642 с.

97. Ищенко Л.И. Сатира в русской литературе конца 70-80-х годов XVIII века: (Журнал «Собрание новостей», «Санктпетербургский вестник», «Утро», «Лекарство от скуки и забот» и др.): Дис. канд. фил. наук. М., 1984.- 204 с.

98. Калашникова О.Л. Русский роман 1760-1770-х годов: Учеб. пособие Днепропетровск: Из-во ДГУ, 1991. - 160 с.

99. Калашникова О.Л. Русский роман 1760-1770-х годов: (Типология жанра): Дис. док. фил. наук. Днепропетровск, 1989. - 409 с.

100. Канунова Ф.З. Из истории русской повести (Историко-литературное значение повестей Н.М. Карамзина). Томск: Из-во ТГУ„ 1967.- 188 с.

101. Карамзин Н.М. Достопамятная жизнь девицы Кларисы Гарлов // Избр. соч. в 2 тт. М.-Л.: Худ. лит-ра, 1964. - Т. 2. - 591 с.

102. Козыро Л.А. Русская нравоописательная проза последней трети XVIII века (Вопросы характерологии): Дис. канд. фил. наук. М., 1975. -187 с.

103. Коровин В.И. Среди беспощадного света / Русская светская повесть первой половины XIX века. М.: Советская Россия 1990. - 431 с.

104. Кочеткова Н.Д. Идейно-литературные позиции масонов 80-90-х годов XVIII в. и Н.М. Карамзин / Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма / Сб. XVIII век. Т. 6. М.-Л.: Наука, 1964. - 294 с.

105. Кочеткова Н.Д. Н.М. Карамзин и русская поэзия конца 80-х первой половины 90-х годов XVIII века: Дис. канд. фил. наук. Л., 1964. -300 с.

106. Кочеткова Н.Д. Формирование исторической концепции Карамзина-писателя и публициста / Проблемы историзма в русской литературе: конец XVIII-начало XIX в. / Сб. XVIII век. Вып. 13. Л.: Наука, 1981.-293 с.

107. Кубасов И. А. Александр Петрович Беницкий (Историко-литератрурный очерк). Спб., Тип. B.C. Балашева и К0, 1900. - 32 с.

108. Кубачева В.Н. «Восточная» повесть в русской литературе XVIII в. / Сб. XVIII век. Вып. 5. М.- Л.: Из-во Акад. Наук СССР, 1962. - 454 с.

109. Левкович Я.Л. Историческая повесть / Русская повесть XIX в. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. - 565 с.

110. Лотарева Д.Д. Знаки масонских лож Российской империи. М.: Тип. ГПИБ, 1994.- 119 с.

111. Лотман Ю.М. Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII-начала XIX столетия / О русской литературе. Спб.: Искусство -Спб., 1997.- 848 с.

112. Лотман Ю.М. Литература в контексте русской культуры XVIII века / О русской литературе. Спб.: Искусство - Спб., 1997. - 848 с.

113. Лотман Ю. М. Пути развития русской прозы 1800-1810-х гг. / Карамзин. Спб.: Искусство - Спб., 1997. - 832 с.

114. Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века / О русской литературе. Спб.: Искусство - Спб., 1997. - 848 с.

115. Лузянина,Л.Н. Проблемы истории в русской литературе первой четверти XIX века (От «Истории государства Российского» Н.М. Карамзинадо трагедии A.C. Пушкина «Борис Годунов»). Автореф. дис. канд. фил. наук. Л., 1972,- 16 с.

116. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). -М.: Искусство, 1969. 304 с.

117. Масонство и русская литература XVIII начала XIX века / Отв. ред. В.И. Сахаров. - М.: УРССС, 2000. - 269 1. с.

118. Мейлах Б.С. Введение / Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. - 565 с.

119. Михайлов А.Д. Первый роман Дидро / Дени Дидро «Нескромные сокровища». М.: Наука, 1992. - 382 с.

120. Некрасов С. Обряды и символы вольных каменщиков // Наука и религия, 1974, № 10. С. 64-67

121. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. -М.: Сов. писатель, 1988. 397 2. с.

122. Николаев Н.И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века. Архангельск: Из-во Помор, гос. ун-та, 1997. - 145 2. с.

123. Омелько Л.В. Масонские идеи в прозе В.А. Левшина 1780-х годов // Масонство и русская литература XVIII начала XIX века / Отв. ред. В.И. Сахаров. - М.: УРССС, 2000. - 269 1. с.

124. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М.: Из-во Моск. ун-та, 1977.- 270 с.

125. Пиксанов Н.К. Масонская литература / История русской литературы в 10 тт. М.-Л.: Из-во Акад. Наук СССР, 1947. - т. 4. ч. 2. - 570 с.

126. Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М.-Л., Из-во Акад Наук СССР, 1961.-272 с.

127. Прокофьева H.H. Жанровое своеобразие произведений декабристов на темы Отечественной истории (В. Кюхельбекер, А.

128. Одоевский, А.А. Бестужев-Марлинский): Автореф. дис. канд. фил. наук. -М., 1988.- 191 с.

129. Пропп В.Я. Собрание трудов. Т. 2. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. - 511 с.

130. Пумпянский Л.В. История русской литературы в 10-т. М.-Л.: Из-во Акад. Наук СССР, 1947. - т. 4. - 570 с.

131. Пухов В.В. Жанры русской сатирической прозы II половины XVIII века: Автореф. дис. канд. фил. наук. Л., 1968. -16 с.

132. Пыпин А.Н. Для любителей книжной старины / Библиографический список рукописных романов, повестей, сказок, поэм и пр., в особенности из первой половины XVIII в. А.Н. Пыпина. М., Об-во любителей росс, словесности, 1888. - 74 с.

133. Пыпин А.Н. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1857. - 360 с.

134. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. -Петроград: Из-во Огни, 1919.-571 с.

135. Ревелли Дж. Образ «Марии, Российской Памелы» П.Ю. Львова и его английский прототип / Сб. XVIII век. Вып. 21, Спб.: Наука, 1999 454 с.

136. Реслан Гала Проблема восточного колорита в прозе А.А. Бестужева-Марлинского: Автореф. дис. канд. фил. наук. -М., 2001. 28 с.

137. Рецензия на «Тысячу и один день. Персидския сказки» перев. с персид. на фр. язык Г, Пепис де ла Круя // Санктпетербургский вестник. Ч. 1, №4. -Спб., 1778.

138. Рублева Л.И. Из истории русской прозы 70-90-х годов XVIII века. Южно-Сахалинск: Из-во Сахал. ун-та, 2001. 129 с.

139. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под. ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973 . - 565 с.

140. Саакян П.Т. Художественное изображение Отечественной войны 1812 года в русской литературе (первый период освободительного движения): Автореф. дис. докт. фил. наук. Тбилиси, 1969. - 123 с.

141. Сазонова Л.И. Переводной роман в России как ars amandi. / Сб. XVIII век. Вып. 21. Спб.: Наука, 1999. - 454 с.

142. Сахаров В.И. Иероглифа вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII- начала XIX века. М.: Жираф, 2000. - 214 с.

143. Сахаров В.И. Масонский роман / Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. - 291 с.

144. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725-1800. Т. 1-5. -М., 1962-1975.

145. Сводный каталог русской книги (1801-1825). Т.1: А - Д. - М.: РГБ, 2001.-584 с.

146. Севостьянов А.Н. Сословное расслоение русской художественно-публицистической литературы и ее аудитория в последней трети XVIII века: Дис. канд. фил. наук. М., 1983. - 327 с.

147. Сердобинцева Г.М. Современная художественно-философская проза: Учеб. пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1984. - 81 с.

148. Серков А.И. Русское масонство 1731 2000. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. - 1222 с.

149. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). Ч. I.: XVIII век. Спб.: 2-е Отд. Имп. Акад. наук, 1903.-333 с.

150. Сиповский В.В. Очерки из истории русского романа. Т. I. Вып. 12. (XVIII век). Спб.: тип. Спб. т-ва печ. и изд. Дела «Труд», 1909-1910. -Вып. 1 - 715 е., вып. 2.-951 с.

151. Сиповский В.В. Из истории русской литературы XVIII века. Опыт статистических наблюдений. Спб.: тип. Имп. Акад. наук, 1901. - 46 с.

152. Сиповский B.B. Русский исторический роман первой половины XIX столетия. Тезисы // Сб. ст. в честь акад. А.И. Соболевского. Ст. по слав, филол. и рус. словесности. Т. 101, № 3. - JL, 1928. 507 с.

153. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 509 с.

154. Смирнова Н.В. Типология форм комического в русской эстетической мысли начала XIX века / Типология литературного процесса (на материале русской литературы XIX века) / Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПГУ.- 1988.- 136 с.

155. Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения (XVIII и первая четверть XIX столетия). М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 1999. - 172 1. с.

156. Спивак P.C. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. Красноярск: И-во Краснояр. ун-та, 1985. - 139 с.

157. Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века (к постановке проблемы) // Русская литература. № 1, 1995. - с. 76-92.

158. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л.: Наука, 1985. - 360 2. с.

159. Стенник Ю.В. Эстетическая мысль в России XVIII века / Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой / Сб. XVIII век. Вып. 15. Л.: Наука, 1986. - 293 с.

160. Степанов В.П. М.Д. Чулков и русская проза 1750-1770-х гг.: Дисс. канд. фил. наук. Л., 1972. - 368 с.

161. Степанов В.П. Элементы жанра в беллетристике XVIII века / Русская повесть XIX века. Л.: Наука, 1973. - 565 с.

162. Степанова М.Г. Историческая проза Н.А. Полевого. Дис. канд. фил. наук. СПб., 1999. - 179 с.

163. Сурков Е.А. Русская повесть первой трети XIX века. (Генезис и поэтика жанра). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1991. - 158 2. с.

164. Троицкий В.Ю. Тема Отечественной войны 1812 года и формирование прозы русского романтизма / Отечественная война 1812 года и русская литература XIX в. М.: Наследие, 1998. - 384 с.

165. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX в. М.: Наука, 1985. - 279 с.

166. Федоров В.И. Исторические повести Н.М. Карамзина (К характеристике литературно-общественных взглядов Н.М. Карамзина и его современников): Дис. канд. фил. наук. -М., 1955. 307 с.

167. Фильченкова Е.М. «Третьесословная» проза и ее роль в развитии русской литературы последних десятилетий XVIII века: Дис. канд. фил. наук. М., 1990.-217 с.

168. Царева В.П. Становление романа в русской литературе 60-90-х годов XVIII века: Дис. канд. фил. наук. Л., 1977. - 218 с.

169. Юсупов Т.Ж. Развитие русской прозы XVIII века: (Проблематика, поэтика, восточные мотивы): Дис. докт. фил. наук. М., 1995.-313 с.

170. Юсупов Т.Ж. Русская повесть 80-90-х годов XVIII века: (Проблемы типологии): Дис. канд. фил. наук. -М., 1985. 171 с.

171. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М.: Наука, 1970. - 424 с.1.I.

172. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1972. -271 с.

173. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Из-во Моск. ун-та, 1970.-328 с.

174. Серман И.З. Становление и развитие романа в русской литературе середины XVIII в. / Из истории русских литературных отношений XVIII-XIX вв. -М.- Л.: Из-во Акад. наук СССР, 1959. 442 с.

175. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. - 274 с.

176. Утехин Н.П. Принципы типологии этических форм и проблема жанра повести: Дис. канд. фил. наук. Л, 1975. - 198 с.

177. Храпченко М.Б. Познание литературы и искусства. Теория. Пути современного развития. М.: Наука, 1987. - 575 с.

178. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов. писатель, 1976. 366 с.

179. Чернец Л.В. Типология литературных жанров по содержанию: Дис. канд. фил. наук. М, 1970. - 397 с.

180. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: Из-во МГУ, 1985.- 183 с.

181. Эсалнек А.Я. Типология романа: Теоретический и историко-литературный аспекты. -М.: Из-во МГУ, 1991. 156 2. с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского


Историческая поэтика – детище отечественной филологической науки, хотя у истоков этой дисциплины стояли не только русские, но и европейские учёные XIX в., занимавшиеся сравнительно-типологическим изучением явлений мировой литературы и на этой основе делавшие выводы об эволюции отдельных форм словесного творчества и целых художественных систем. Её зарождение связано с научной деятельностью академика А.Н. Веселовского (1838–1906), создателя «новой», «индуктивной поэтики» , который впервые определил предмет, разработал методологию изучения и сформулировал задачи исторической поэтики. Актуализируя принцип историзма в научном познании, этот выдающийся учёный принципиально обновлял теорию литературы, знания о генезисе поэтических жанров и родов, сюжетов и мотивов, о закономерностях развития мировой литературы. Нормативной теории и истории литературы он противопоставлял идею «генетической» поэтики, основанную на понимании роли собственно эстетических и внеэстетических факторов литературного развития. Целью этой научной дисциплины А.Н. Веселовский считал изучение «эволюции поэтического сознания и его форм» , подчеркивая при этом, что «метод новой поэтики будет сравнительным» .

Рассматривая историю литературы как «историю общественной мысли в образно-поэтическом переживании и выражающих его формах» , учёный в 1870 г. говорил во вступительной лекции к курсу всеобщей литературы, который он читал в Петербургском университете: «История литературы, в широком смысле этого слова, – это история общественной мысли, насколько она выразилась в движении философском, религиозном и поэтическом и закреплена словом. Если… в истории литературы следует обратить особенное внимание на поэзию, то сравнительный метод откроет ей в этой более тесной сфере совершенно новую задачу – проследить, каким образом новое содержание жизни, этот элемент свободы, приливающий с каждым новым поколением, проникает старые образы, эти формы необходимости, в которые неизбежно отливалось всякое предыдущее развитие» .

А.Н. Веселовский «индуктивную поэтику» рассматривал в рамках «методики истории литературы», создаваемой с целью «выяснения сущности поэзии – из её истории» , причём рассматривал в парадигме содержательности форм, взаимосвязи типологического и исторического. Предостерегая от «умозрительных построений» в этой области, он обращал внимание на важность изучения природы эстетической деятельности и специфики восприятия: «Задача исторической поэтики… – определить роль и границы предания в процессе личного творчества» . При этом в контексте преодоления эмпиризма в научном познании им формулировался вопрос, суть которого заключалась в необходимости «отвлечь законы поэтического творчества и отвлечь критерий для оценки его явлений из исторической эволюции поэзии» .

«Отвлечение», «снятие» данных эволюции поэтических систем, исторически складывавшейся общности, целостности на разных уровнях эстетической реальности в целях определения закономерностей развития художественного сознания, форм его выражения обусловливает тесную связь проблем истории и теории литературы при изучении предмета «индуктивной поэтики». В этом сходятся все специалисты по исторической поэтике. В понимании самого А.Н. Веселовского, как и его современника, немецкого литературоведа В. Шерера, «историческая поэтика означала попросту теорию литературы, основанную на принципах историзма» . Развивая идеи А.Н. Веселовского, современные учёные придают синтезу теории и истории литературы – как сущностной стороне исторической поэтики – особое значение. И.К. Горский утверждает, что «поэтика в истинном значении этого термина есть прикладная литературная теория» . М.Б. Храпченко рассматривал историческую поэтику как «звено связи между общей теоретической поэтикой и историей литературы» . А.В. Михайлов видит задачу исторической поэтики в «сближении, опосредовании и совмещении теоретического и исторического знания о литературе» . С.Н. Бройтман акцентировал внимание на том, что «связанная с историей литературы, историческая поэтика тем не менее является теоретической дисциплиной, имеющей свой предмет изучения» .

Но предмет этой научной дисциплины понимается по-разному, что объясняется синтетическим, комплексным её характером, а также тем, что после А.Н. Веселовского, по ряду причин не завершившего работу по созданию единой всеобщей поэтики, это направление научного знания разрабатывалось не столь интенсивно, как остальные разделы поэтики (теоретическая, систематическая и частная, описательная поэтика). Приведём наиболее значимые определения предмета исторической поэтики, дающие представление о современном состоянии её изучения.

М.Б. Храпченко писал, что «содержание, предмет исторической поэтики целесообразно охарактеризовать как исследование эволюции способов и средств образного освоения мира, их социально-эстетического функционирования, исследование судеб художественных открытий» . «Построение исторической поэтики развёртывается… – считает А.В. Михайлов, – во взаимопроникновении литературной теории и истории литературы – и притом непременно так, чтобы этот процесс взаимопроникновения и слияния теории и истории литературы выходил в широту истории культуры и в ней, в её развитии, в её многообразных материалах черпал свою внутреннюю логику»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



Просмотров