Известные батальные картины. Школьная энциклопедия

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Батальный жанр, жанр изобразительного искусства

Батальный жанр (от франц. bataille - битва), жанр изобразительного искусства , посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим жанром . Сцены повседневной жизни армии и флота, встречающиеся в произведениях батального жанра, перекликаются с бытовым жанром . Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств. В XX в., в эпоху разрушительных мировых войн, с батальным жанром, историческим и бытовым жанрами тесно смыкаются произведения, отражающие жестокость империалистических войн, неисчислимые страдания народов, их готовность к борьбе за свободу.

Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись , рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). В средние века сражения изображали в европейских и восточных книжных миниатюрах ("Лицевой летописный свод", Москва , XVI в.), иногда на иконах ; известны и изображения на тканях ("Ковёр из Байё" со сценами завоевания нормандскими феодалами Англии, около 1073-83); многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Кампучии , индийских росписях, японской живописи . В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии , изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи ("Битва при Ангьяри", 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки, и Микеланджело ("Битва при Кашине", 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. Тициан (так называемая "Битва при Кадоре", 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто - неисчислимые массы воинов ("Битва при Заре", около 1585). В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло , глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом ("Сдача Бреды", 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса . Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции , возвели- чивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным изображением кавалерийских стычек, эпизодов военного быта (Ф. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. ван де Велде в Голландии). В XVIII в. в связи с войной за независимость появились произведения батального жанра в американской живописи (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр - картины "Куликовская битва" и "Полтавская баталия", приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова "Полтавская баталия" (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Великая французская революция (1789-94) и наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников - А. Гро (прошедшего путь от увлечения романтикой революционных войн до возвеличивания Наполеона I), Т. Жерико (создавшего героико-романтические образы наполеоновской эпопеи), Ф. Гойи (показавшего драматизм борьбы испанского народа с французскими интервентами). Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа , вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 во Франции. Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии , а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии, и др. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, "казачьи сцены" в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова , Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, литографии В. Ф. Тимма.

Развитие реализма во второй половине XIX - начале XX вв. привело к усилению пейзажных , жанровых, подчас психологических начал в батальном жанре, внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии , Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали французы Э. Детай и А. Нёвиль. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский , А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов). С беспощадной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин , обличавший милитаризм и запечатлевший мужество и страдания народа. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников - И. М. Прянишникова , А. Д. Кившенко, В. И. Сурикова , создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа, В. М. Васнецова , вдохновлявшегося древнерусским эпосом. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо.

В XX в. социальные и национально- освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили батальный жанр, расширив его границы и художественный смысл. Во многих произведениях батального жанра поднимались историко-философские и социальные вопросы, проблемы мира и войны, фашизма и войны, войны и человеческого общества и др. В странах фашисткой диктатуры в бездушных, ложномонументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкие художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, французский живописец П. Пикассо , японские живописцы Маруки Ири и Маруки Тосико и другие, протестуя против фашизма, империалистических войн, жестокой бесчеловечности, создали ярко эмоциональные, символические образы народной трагедии.

В советском искусстве батальный жанр получил очень широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Советские баталисты выдвинули на первый план образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова , Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина , А. А. Дейнеки , Г. К. Савицкого , Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны 1941-45 и в послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, графических циклах Д. А. Шмаринова, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова и др., картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. Й. Микенаса, Е. В. Вучетича , М. К. Аникушина, А. П. Кибальникова, В. Е. Цигаля и др.

В искусстве стран социализма и в прогрессивном искусстве капиталистических стран произведения батального жанра посвящены изображению антифашистских и революционных битв, крупнейшим событиям национальной истории (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун, Г. А. Кос и П. Лубарда в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Лит.: В. Я. Бродский, Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; В. В. Садовень, Русские художники-баталисты XVIII-XIX вв., М., 1955; Великая Отечественная война в произведениях советских художников. Живопись. Скульптура. Графика, М., 1979; Johnson P., Front line artists, L., 1978.

Масштабный и эпический батальный жанр в живописи занимает особую нишу. Он целиком и полностью посвящен войне и всему, что с ней связано: морские и сухопутные сражения, походы и т. д. Жанр отличает прежде всего высокая динамика, большое количество человеческих фигур и пристальное внимание к деталям, которые придают историческую достоверность всему происходящему на полотне.

Возникновение жанра и его развитие в Средние века

Официальное отделение батальной живописи в самостоятельный жанр произошло в 16-м веке, однако творить в данном направлении живописцы всего мира начали гораздо раньше. Так, уже на амфорах, барельефах, стенах храмов Древней Греции можно увидеть сцены исторически важных битв. В Римской империи и на Востоке часто изображали императоров и великих полководцев, правителей в бою. В данном случае батальная живопись также выполняла функцию исторической хроники.

В Средние века жанр нашел отражение на коврах, в книгах, гравюрах, на гобеленах и даже иконах. Или, к примеру, созданный на ткани «Ковер из Байе» с сюжетами из истории о завоевании нормандскими феодалами Англии (1073-1083 гг.), представленный на фото.

Но по-настоящему впечатляющими и масштабными можно назвать работы живописцев периода Ренессанса в Италии. Батальный жанр обрел свои характерные черты, реалистичность и динамику. С этого времени начинается его официальный хронологический отсчет. В это время изображения битв были созданы Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

18-20-е века

Новой вехой развития можно назвать 18-й век. В это время на фоне войны за независимость появляются полотна американских художников, а также рождается русская батальная живопись (гравюры Ф., картины Никитина И. Н., мозаика Ломоносова М. В и т. д.). Под влиянием французской революции и наполеоновских войн в жанре наметилось романтическое направление, наиболее ярко выразившееся в творчестве Э. Делакруа, О. Верне. В России в это время «расцветает» морская тематика и батально-бытовая. Ярчайшими представителями первой являются Айвазовский И. К. и Боголюбов А. П., второй - Поленов В. Д., Ковалевский П. О. Беспощадными и реалистичными создает свои картины Верещагин В. В., участвовавший во многих войнах и походах в качестве добровольца.

В 20-м веке историческая батальная живопись формировалась на фоне освободительных и социальных революций, разрушительных войн. Произошли кардинальные изменения жанра, расширившие его художественный смысл и границы. Во многих произведениях прослеживаются социальные и историко-философские вопросы, проблемы войны и мира, фашизма, человеческого общества. Заметно единство, ведь, как в искусстве стран социалистического лагеря, так и в капиталистических государствах живопись батального жанра посвящена антифашистским и революционным битвам, самым крупным историческим событиям не только отдельного народа, но и всего мира.

Батальная живопись: особенности

Живопись на тему войны и взаимосвязанных с ней вопросов имеет определенные особенности, ее нельзя спутать с работами из какого-либо иного Ее уникальность заключается в следующем:

  • Наглядная демонстрация важности битвы или определенного исторического момента, быта солдат, войны в целом.
  • Отражение на полотнах наиболее знаковых и важных моментов сражения.
  • Демонстрация солдатского героизма.
  • Привитие и взращивание чувства долга, патриотизма.

Следует отметить, что исторический и батальный жанры в живописи крайне близки. Это связано с тем, что на полотнах отражаются не просто военные действия, они привязаны к определенному исторически важному событию. Часто можно встретить картины, где демонстрируется быт солдат, обычная жизнь за пределами поля боя, однако тесно связанная с войной.

Без наглядности и рассказа о выдающихся художниках-баталистах информация о данном жанре живописи воспринимается не в полной мере. Недаром одна из пословиц говорит о том, что лучше увидеть один раз, чем услышать об этом сотню раз.

Верещагин Василий Васильевич

Имя этого русского 19-го века и путешественника известно всему миру. Он посвятил практически всю свою жизнь различным поездкам, военным походам, в том числе по Туркестану, Семиречью, Индии, Кавказу, Европе и России. Верещагин окончил морской кадетский корпус, участвовал в военных действиях, в том числе выдержал в составе небольшого русского гарнизона осаду Самарканда, за что получил четвертой степени, которым крайне гордился. О войне он знал не понаслышке, поэтому совершенно логично, что в определенный момент его призванием стала батальная живопись.

Художник имел свое собственное видение военных действий, отношение к гибели обычных солдат. На своих полотнах он отразил, какова настоящая цена амбиций императора в ближневосточных компаниях. Картины, наполненные особой философией и критическим отношением к войне, часто были причиной осуждения со стороны государя и его приближенных. Наиболее известные работы: «Апофеоз войны» (на третьем фото), «Наполеон в России» (фото выше), Туркестанская и Балканская серии, «Перед атакой. Под Плевной».

Рубо Франц Алексеевич

Имя Ф. А. Рубо знакомо всем: от профессионалов в сфере до любителей. Он является основоположником российской школы панорамной живописи и автором более двух сотен полотен, в числе которых три наиболее монументальные: «Бородинская битва», «Оборона Севастополя» (фото выше) и «Штурм аула Ахульго». Он происходит из семьи французского коммерсанта, обосновавшегося в Одессе. С 1903 г. художник работает в качестве руководителя в мастерской при имея при этом звание профессора. В числе его учеников был Греков М. Б. В преддверии революции в России Рубо в 1912 году окончательно переехал в Германию. Однако в последние годы жизни не имел крупных заказов, живя практически в полном забвении.

Греков Митрофан Борисович

Художник-баталист, имевший русско-казачье происхождение, родившийся в Ростовской области, стал основателем жанра в Советском Союзе. Бесценный опыт он получил во время Первой мировой войны, а затем и Гражданской. В этот период им было сделано большое количество тематических зарисовок. Его батальная живопись представлена такими картинами, как «Тачанка» (фото ниже), «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Бой при Егорлыкской», «Трубачи Первой конной», также он возглавлял работу над панорамой «Штурм Перекопа» в 1934 г.

Зауервейд Александр Иванович

Профессор батальной живописи, известный русский и немецкий художник создавал свои полотна в первой половине 19-го века, родом был из Курляндии. Получил отличное образование в академии Дрездена. Еще в молодости он писал картины по заказу Наполеона Бонапарта, а в 1814 г. его пригласил в I для написания полотен военного содержания, а также рисунков обмундирования солдат русских войск. При Николае I он преподавал рисование великим князьям. Картины Зауервейда отличаются суховатым письмом, не совсем идеальной композицией, но при этом отличным рисунком. Наиболее известные работы: «Лейпцигское сражение» (фото ниже), «Штурм крепости Варна», «Битва под Лейпцигом».

Виллевальде Богдан Павлович

Сын состоятельного иностранца из Баварии родился в Павловске в 1818 г., а спустя двадцать лет стал одним из учеников Карла Брюллова. Получив звание художника, он работал не только в России, но и по всей Европе, занимался преподавательской деятельностью, был награжден орденами. Полотна Виллевальде выставлялись в Париже и Вене, Берлине и Антверпене, в них нашли отражение события войны 1812 г., польского восстания 1831 г., венгерского похода, военных действий 1870-х годов и др. Наиболее известные работы в жанре батальная живопись: «Сражение при Грохове», «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице», «Генерал Блюхер и казаки в Бауцене», «Они попали в плен в 1814 г.»

Петер фон Гесс

Баварский придворный художник-баталист и мастер исторической живописи Петер фон Гесс родился в 1792 г. в Дюссельдорфе. Как и многие другие мастера жанра, войну он знал не понаслышке. Гесс участвовал в походах против Наполеона I в 1813-1814 гг. Он начинал свое творчество с небольших зарисовок сцен из жизни солдат и простонародья. После поездки в Грецию в свите короля Оттона в 1831 г. он создал целую серию картин, посвященных борьбе греков за независимость. В 1839 г. он отправился в Россию для того, чтобы собрать материал для создания полотен, заказанных самим Николаем I. Двенадцать масштабных картин было посвящено битвам 1812 г., в том числе сражение при Бородине, Смоленске, Вязьме.

Немногие художники батальной живописи могут похвастаться такой оживленностью композиции, как у Гесса. Отдельные фигуры или сложные группы на полотнах продуманы и проработаны до мелочей, наполнены драматизмом. Лучшие его работы - это «Битва при Аустерлице», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров», «Ловля лошадей в Валахии», «Сражение при Вёргле», «Бивуак австрийцев». На фото - картина о сражении под Смоленском.

Альфонс де Невиль

Ярким представителем французской батальной живописи является Альфонс де Невиль, дебют которого состоялся в 1859 г. картиной «Батальон стрелков на батарее Жерве». Принимал участие в войне 1870 г. подпоручиком в парижском батальоне мобилей, а затем в штабе генерала Кайе. Он досконально изучил характер военных действий, а затем воплотил их на своих картинах.

Полотна французского мастера батальной живописи отличаются искренним патриотичным воодушевлением, здоровым реализмом. Он редко писал масштабные картины боев, массовых походов и пр., отдавая предпочтение отдельным эпизодам. Его работы полны движения, проникновенности при полном отсутствии слащавости. Изредка можно наблюдать веселые нотки, являющиеся проявлением черты национального характера, и они не только не портят впечатления, но, напротив, добавляют картинам жизни. Наиболее известные полотна: «Последние патроны» (на фото), «Шпион», «Сражение у Роркс-Дрифт», «Сражение при Шампиньи».

Батальная живопись русских художников и европейских, американских мастеров - это довольно молодой жанр, проявивший себя в течение 3-4 последних столетий. Он невероятно динамичен, ярок, порой жестоко реалистичен. Ясно одно, что он не оставляет равнодушными. Кто-то восхищается грамотно выстроенной композицией из сотен людских фигур, лошадей и орудий, другие - мастерством прорисовки мельчайших деталей, а третьи - энергетическим посылом, который несут в себе картины.

Василий Васильевич Верещагин является тем примером редкого типа русских художников, кто посвятил свою жизнь батальному живописному жанру. Это неудивительно, поскольку вся жизнь Верещагина неразрывно связана с русской армией.

Простым людям Верещагин известен прежде всего как автор поразительной, заставляющей задуматься о смысле жизни картины «Апофеоз войны», и только любители и знатоки этого одарённого русского художника знают, что его кисти также принадлежат картины множества других военных серий, не менее интересных и по своему раскрывающих личность этого замечательного русского художника.

Василий Верещагин родился в 1842 году в Череповце, в семье простого помещика. С детства ему, как и его родным братьям, была предопределена родителями военная карьера: девятилетним мальчиком он поступает в морской кадетский корпус в Петербурге, заканчивает который Верещагин в чине гардемарина.

С раннего детства Верещагин трепетал душой перед любыми образцами живописи: лубочные картинки, портреты полководцев Суворова, Багратиона, Кутузова, литографии и гравюры волшебным образом действовали на юного Василия, и он мечтал быть художником.

Поэтому неудивительно, что после короткого срока службы в российской армии, Василий Васильевич выходит в отставку, чтобы поступить в Академию художеств (учится в ней в период с 1860 по 1863 год). Учёба в Академии не удовлетворяет его мятущуюся душу, и, прервав обучение, он уезжает на Кавказ, затем перебирается в Париж, где учится рисованию в мастерской Жана Леона Жерома, одного из преподавателей парижской Школы изящных искусств. Таким образом, в разъездах (а путешественником Верещагин был заядлым, буквально не мог усидеть на месте и года) между Парижем, Кавказом и Петербургом Василий Васильевич получал практический опыт рисунка, стремясь, как он сам говорил, «учиться на живой летописи истории мира».
Официально обучение живописному ремеслу в Парижской академии Верещагин закончил весной 1866, вернулся на Родину, в Петербург, и вскоре принял предложение генерала К. П. Кауфмана (состоявшего в то время в должности Туркестанского генерал-губернатора) пойти к нему в армейские художники. Так, Верещагин в 1868 году оказывается в Средней Азии.

Здесь он получает боевое крещение - участвует в обороне Самаркандской крепости, которую время от времени атаковали войска бухарского эмира. За героическую оборону Самарканда Верещагин получил Орден Святого Георгия 4-го класса. К слову, это была единственная награда, которую Верещагин, принципиально отвергавший все чины и звания (о чём говорит, например, яркий случай отказа Василием Васильевичем звания профессора Академии художеств), принял и с гордостью носил на парадной одежде.

В поездке по Средней Азии у Верещагина родилась так называемая «туркестанская серия», включающая в себя тринадцать самостоятельных картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка - все созданные по мотивам его путешествий не только в Туркестан, но и по южной Сибири, западному Китаю, горным районам Тянь-Шаня. «Туркестанская серия» была показана на персональной выставке Василия Васильевича в Лондоне в 1873 году, позже он приехал с картинами на выставки в Москву и Санкт-Петербург.

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим

Высматривают

Раненный солдат

Стиль картин этой серии был достаточно необычен для остальных представителей русской реалистической художественной школы, не все живописцы смогли адекватно воспринять манеру рисования молодого художника. Сюжетно эти картины имеют примесь имперского налёта, какого-то словно отстранённого взгляда на сущность и жестокость восточных деспотий и реалий жизни, немного пугающих непривычного к таким картинам русского человека. Венчает серия знаменитая картина "Апофеоз войны" (1870-1871 гг., хранится в Третьяковской галерее), на которой изображена груда черепов в пустыне; на раме написано: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». И эта надпись звучит словно безусловный приговор самой сущности войны.

Едва узнав о начавшейся Русско-турецкой войне, Верещагин едет в действующую русскую армию, оставив на время свою парижскую мастерскую, в которой он работал с середины 70-х годов. Здесь Василия Васильевича причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией, при этом дав право свободного перемещения по войскам, и он это право вовсю использует для раскрытия своих новых творческих замыслов - так под его кистью постепенно рождается то, что позднее будет названо «балканской серией».

Во время русско-турецкой кампании многие знакомые Верещагину офицеры не раз упрекали его за то, что, рискуя жизнью, он под огнём врага фиксировал необходимые ему сцены На это Василий Верещагин отвечал: "Гнало то, что я захотел видеть большую войну и представить ее потом на полотне не такою, какою она по традициям представляется, а такою, какая она есть и действительности...".

Побежденные. Панихида по павшим воинам


После атаки. Перевязочный пункт под Плевной


Победители

Во время Балканского похода Верещагин участвует и в военных сражениях. В начале боевых действий он был тяжело ранен, и едва не скончался от ран в госпитале. Позже Василий Васильевич участвует в третьем штурме Плевны, зимой 1877 года вместе с отрядом Михаила Скобелева переходит через Балканы и участвует в решающем сражении на Шипке у деревни Шейново.

После возвращения в Париж Верещагин начинает работу над новой серией, посвящённой только что отгремевшей войне, и работает с еще большей, чем обычно, одержимостью, в состоянии огромного нервного напряжения, практически не отдыхая и не отлучаясь из мастерской. "Балканскую серию" составляет около 30 картин, и в них Верещагин словно бросает вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о просчётах командования и той серьёзной цене, которую заплатили русские войска за освобождение болгар от османского ига. Наиболее впечатляюще художественное полотно "Побежденные. Панихида" (1878-1879, картина хранится в Третьяковской галерее): под пасмурным хмурым небом расстилается большое поле с трупами солдат, присыпанных тонким слоем земли. От картины веет тоской и бесприютностью…

В 90-х годах XIX века Василий Верещагин обосновывается в Москве, где строит для себя и своей семьи дом. Однако жажда странствий вновь овладевает им, и он отправляется в путешествие, на этот раз на север России: по Северной Двине, к Белому морю, на Соловки. Результатом этого путешествия для Верещагина стало появление серии этюдов, на которых изображены деревянные церкви русского Севера. В русской серии художника насчитывается более сотни живописных этюдов, но при этом нет ни одной крупной картины. Объяснить это, наверное, можно тем, что параллельно Василий Васильевич продолжает работать над делом всей своей жизни - серией полотен о войне 1812 года, которую он начал ещё в Париже.

Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове


Северная Двина


Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди

Несмотря на активность в творческой жизни, Верещагин очень остро чувствует свою отстранённость от общей художественной жизни России: он не принадлежит ни к одному из живописных обществ и направлений, у него нет учеников и последователей, и всё это, наверное, воспринимается им нелегко.
Чтобы как-то развеяться, Верещагин прибегает к излюбленному способу - он отправляется в путешествие на Филиппины (в 1901 году), по следам недавней испанско-американской войны, в 1902 - дважды бывает на Кубе, позже едет в Америку, где пишет большое полотно "Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот". Для этой картины Верещагину позирует сам президент США.

В то же время Василий Верещагин работает и на литературном поприще: пишет автобиографические заметки, путевые очерки, воспоминания, статьи об искусстве, активно выступает в прессе, и множество его статей носит яркую антимилитаристскую окраску. Мало кто знает о таком факте, но в 1901 году Василий Верещагин даже выдвигался кандидатом на соискание первой Нобелевской премии мира.

Верещагин с большой тревогой встречает начало Русско-японской войны, остаться в стороне от событий которой он, конечно же, не мог - такова уж была его беспокойная натура. Сблизившись с главнокомандующим Тихоокеанского флота адмиралом С. О. Макаровым, он 13 апреля 1904 года вышел в море на флагмане-броненосце "Петропавловск", чтобы запечатлеть для истории боевое сражение, и этот выход был для него финальным аккордом всей жизни - в ходе боя «Петропавловск» был взорван на внешнем рейде Порт-Артура…

Таким и запомнился нам Василий Васильевич Верещагин - художник, всегда следовавший в авангарде русских войск, человек, ратовавший за мирное разрешение всех конфликтов, и по иронии судьбы сам погибший во время боя.

Нападают врасплох

Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881

Развалины

Туркестанский солдат в зимней форме

Перед атакой. Под Плевной

Два ястреба. Башибузуки, 1883

Торжествуют - окончательный вариант

Прогулка в лодке

В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887-1895

Конец Бородинской битвы, 1900

Великая армия. Ночной привал

Пушка. Орудие

Парламентеры - Сдавайся! - Убирайся к черту!

На этапе. Дурные вести из Франции..

Наполен на Бородинском поле

Не замай! Дай подойти.

Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало!)

У крепостной стены. Пусть войдут.

Осада Троице-Сергиевой лавры

Поджигатели или Расстрел в Кремле

Маршал Даву в Чудовом монастыре.

В Успенском соборе.

Перед Москвой, ожидание депутации бояр

В госпитале. 1901

Письмо матери

Письмо прервано.

Неоконченное письмо

Верещагин. Японка. 1903

Были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям. Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе. Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI-XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра. Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса , 1634-1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо , 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в ГЭ).

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634-1635. Холст, масло. Пра­до. Мадрид.

Однако формирование батального жанра относится к XV-XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло, разоблачавшие жестокость завоевателей, остро показывавшие народные бедствия в период войн. Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца П. П. Рубенса . С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, ГЭ).


Р. Гуттузо. Битва Гарибальди у моста Амиральо. 1951-1952. Холст, масло. Библиотека Фильтринелли. Милан.

В XVIII- начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-1820). Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX-XX вв.


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года». 1887-1895. Холст масло. Государственный Исторический музей. Москва.

связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства. Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков . Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, ГТГ). Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в ГРМ) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.


А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Уже в 1920-е гг. М. Б. Грековым были созданы неза­бываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925, ГТГ). А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил СССР, Москва). Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы , создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).


М. Б. Греков. Тачанка. 1933. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.

Студия военных художников имени М. Б. Грекова

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащается и в настоящее время. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах Советского Союза и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа советского народа.

В творчестве художников разнообразно отражается современная жизнь Советской Армии, ее мирные будни, военные учения. В произведениях ведущих мастеров студии Н. Овечкина, М. Самсонова, В. Переяславца, В. Дмитриевского, Н. Соломина и других раскрывается образ советского воина, человека высокой нравственной чистоты, идейности, беззаветно любящего свою социалистическую Родину.

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР

В 1503 г. двум великим художникам итальянского Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям.

Копия П. Рубенса с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"
(стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция, 1503-1505)

Копия П. Рубенса с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"
(стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция, 1503-1505)

Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе.


Аристотель да Сангалло. Копия картона Микеланджело Буонарроти «Битва при Кашине» (1503-1506).
Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Аристотель да Сангалло. Копия картона Микеланджело Буонарроти «Битва при Кашине» (1503-1506).
Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI-XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра.

Французское слово «bataille» (читается: батай ) означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634-1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах) . С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже).


Д. Веласкес. Сдача Бреды.
1634-1635. Холст, масло.
Прадо. Мадрид.

Д. Веласкес. Сдача Бреды.
1634-1635. Холст, масло.
Прадо. Мадрид.

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

Однако формирование батального жанра относится к XV-XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло, разоблачавшие жестокость завоевателей, остро показывавшие народные бедствия в период войн. Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца Я. Я. Рубенса. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж).

В XVIII- начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-1820). Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX-XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства.

Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков. Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, Государственная Третьяковская галерея).


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года».
1887-1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей. Москва.

В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года».
1887-1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей. Москва.

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в Государственном Русском музее) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.


В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком"
1895. Холст, масло.

В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком"
1895. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Уже в 1920-е гг. М. Б. Грековым были созданы незабываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925). А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва).


М. Б. Греков. Тачанка.
1933. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил. Москва.

М. Б. Греков. Тачанка.
1933. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил. Москва.

Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, Государственный Русский музей ).


А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя".
1942. Холст, масло.

А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя".
1942. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы, создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).

СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М. Б. ГРЕКОВА

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащалась и после её завершения. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах России и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа советского народа.

В творчестве художников разнообразно отражалась жизнь Советской Армии, ее мирные будни, военные учения. В произведениях ведущих мастеров студии Н. Овечкина, М. Самсонова, В. Переяславца, В. Дмитриевского, Н. Соломина и других раскрывается образ советского воина, человека высокой нравственной чистоты, идейности, беззаветно любящего свою Родину.

За 80 с лишним лет лет своего существования студия участвовала в создании масштабных государственных проектов. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты - панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др.

Разнообразный тематический круг работ грековцев, в которых раскрывается не только военно-патриотическая, но и религиозно-духовная, лирическая темы, представляет художественное богатство классического русского искусства, воплощённое в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры.



Просмотров