Коммуникативный тренинг, программа тренинга командообразования. Командообразование, сплочение

Зачастую является единственной возможностью для проведения с коллективом командообразующего мероприятия. Единственной, но совершенно не обязательно, скучной и неэмоциональной. Но главный потенциал аудиторного тимбилдинга в том, что он позволяет максимально сосредоточиться на бизнес-задачах.


Когда можно провести тренинг командообразования в аудитории?

Всегда. В любое время года, с любым (да-да!) количеством человек, под почти любые задачи и с почти любым бюджетом. Мы всегда призываем наших клиентов проводить комбинированные корпоративные мероприятия, когда аудиторные тренинги и на природе грамотно дополняют друг друга, поскольку считаем этот симбиоз наиболее эффективным. Однако, бывает множество обстоятельств, когда компания не может выбраться на природу или выделить бюджет для организации крупного корпоративного мероприятия. Это повод отказаться от тимбилдинга на природе, но не повод отказываться от тренинга командообразования вообще, так как его можно провести и в помещении.

Например, в рамках серьезной корпоративной сессии всегда можно найти несколько часов или даже час для того, чтобы провести такой тренинг прямо в конференц-зале и поднять общий эмоциональный фон, который потом поможет работать в группах над проектными задачами. Или среди насыщенной рабочей недели выделить возможность собрать менеджеров одного отдела в переговорной комнате и пригласить тренера по аудиторному тимбилдингу. Не менее важной причиной выбора аудиторного тренинга является ограниченный бюджет на командообразование, ведь аудиторный тренинг, как правило, существенно экономичней.

Какие задачи решит тренинг по тимбилдингу в помещении?

Мы всегда рекомендуем начать подготовку аудиторного командообразующего мероприятия с анкетирования потенциальных участников. Это помогает выбрать нужную глубину тренинга по командообразованию, оценить и предвосхитить ожидания ваших сотрудников, а нередко и выявить неожиданные или скрытые проблемные зоны. Анкетирование можно провести и по результатам тренинга командообразования, это помимо динамики группы, позволит получить и объективную обратную связь.

Конечно, по эмоциональной яркости корпоративный тренинг в аудитории в любом случае не сравнится с приключенческими программами или экстремальными турами . Но всё-таки возможности и здесь довольно широки. Находясь в условиях аудитории, участники тренинга командообразования наиболее приближены по ресурсным возможностям и настроению к привычной рабочей ежедневной обстановке. Поэтому нет необходимости адаптировать группу к условиям или погружать в атмосферу, а значит можно более прицельно поработать над главными задачами. Не случайно довольно часто аудиторный тимбилдинг выбирается для получения четких, подчас письменно зафиксированных результатов или планов по развитию команды. Нередко тренер использует более глубокие технологии командообразования, построенные на тех или иных теориях командообразования. На тренинге командообразования для ТОП-менеджеров роль тренера часто близка по функциям к модерации, фасилитации или даже к коучингу, а сам тренинг всегда разрабатывается индивидуально.

Аудиторно часто проводятся командообразующие тренинги по введению в команду новичков, тренинги на сплочение коллектива при наличии в нем проблем, по эффективному распределению ролей во вновь созданной группе, по выявлению конструктивных и деструктивных лидеров в коллективе, по тактикам групповых коммуникаций и технологиям принятия коллективных решений, а так же тренинги по повышению лояльности к руководству и к компании, по повышению командного духа и улучшению атмосферы в коллективе. В особую группу аудиторных тренингов на командообразование стоит отнести деловые игры на сплочение коллектива.

Сколько человек можно охватить тренингом командообразования в аудитории?

В стандартном варианте тренинг проводится для небольших групп – от 5 до 30 человек, однако, у нашей компании есть методики и возможности организации аудиторных тренингов для больших коллективов одновременно. Так же не стоит забывать о возможности проведения тренинг-сессий, то есть не параллельно, а последовательно идущих тренингов командообразования. Например, в течение недели для разных коллективов Вашей компании. Особенно актуально это, если существует ограничение по помещениям для проведения тренинга в компании.

ТИМБИЛДИНГ (TEAM BUILDING), КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-КОМАНДЫ

Руководитель предприятия любой сферы деятельности всегда должен помнить, что основными ресурсами компании в первую очередь являются кадры. В настоящий момент, кроме деловых способностей и личностных качеств в работнике ценят умение находить общий язык с остальным персоналом и работать не просто в коллективе, а В КОМАНДЕ. Это - неотъемлемая часть современного успешного бизнеса, которая характерна для профессиональных бизнес-команд.

Заметим, что с созданием профессиональной команды самостоятельно справиться весьма сложно, так как помимо грамотной организации бизнес-процессов, правильно выстроенной мотивации, создание успешной системы коммуникаций, требуется проведение ряда мероприятий, наплавленных на формирование, развитие, сплочение команды, поддержание командной работы.

  • Во-первых, требуется целенаправленное проведение командообразующих мероприятий - тренингов командообразования или по-другому - тимбилдинг , коммуникативных тренингов, тренингов эффективной групповой работы и так далее.
  • Во-вторых, , которые являются неизменным атрибутом современной корпоративной культуры, также должны содержать элементы, направленные на сплочение коллектива.
  • В третьих – мероприятия, направленные на формирование и поддержание успешной командной работы – постоянный процесс, сопровождающий команду на всех этапах развития. Тимбилдинг – строительство команды – не разовая акция, о чем зачастую забывают.

Таким образом, профессиональный тимбилдинг и связанные с ним корпоративные мероприятия проще, дешевле и надёжнее доверить профессионалам. Давно доказано – в сплоченных коллективах текучка сводится к минимуму, а уровень сложности и скорость выполнения задач возрастает в разы.


Что такое тимбилдинг?

Тимбилдингом, в широком смысле, сейчас называется комплекс мероприятий по решению различных проблем, связанных с формированием и поддержанием эффективной команды сотрудников. Например:

  • Снижение общего уровня напряженности или хронической усталости
  • Налаживание взаимоотношений между различными подразделениями компании
  • Поддержание и развитие корпоративной культуры
  • Решение конфликтных ситуаций
  • Введение нового сотрудника или целого отдела в коллектив
  • Изменения в структуре фирмы, формирование новых организационных структур
  • Создание проектных команд
  • Повышение доверия в коллективе
  • Перепрофилирование организации, старт нового проекта и многое другое

Современная имеет ряд особенностей и должна придерживаться определенных условий. Именно поэтому, доверить подготовку и проведение стоит специалистам.

Любая программа подобного мероприятия строится по следующему принципу: решить задачу, поставленную организаторами, можно будет только при условии взаимной помощи в команде. Такой вариант идеально подойдет для сплочения коллектива, а также поможет каждому из участников раскрыться с новой стороны.

Все привыкли, что в процессе работы происходит деление коллектива на начальников и подчиненных. В течение же всей программы тимбилдинга участники находятся в равных условия. Это устраняет напряжение в общении, ведь лидером в команде может быть каждый. Если же капитаном будет руководитель, то доверие к нему только возрастет.

Если вы решили провести тимбилдинг, обязательно учитывайте типы характеров ваших сотрудников, их индивидуальные особенности, сложившиеся в коллективе взаимоотношения. При проведении сложных программ тимбилдинга рекомендуется проводить предварительную диагностику коллектива. При организации и проведении корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга, проектов направленных на повышение командного духа или team spirit – не забудьте проговорить с организаторами ваши ожидания, цели и задачи мероприятия.

Зачастую, программы тимбилдинга проводят не в формате аудиторного тренинга командообразования, а в формате корпоративного выезда на природу. Это объясняется тем, что в новых, непривычных, условно «экстремальных» условиях, улучшаются коммуникации, ускоряются психические процессы, что значительно облегчает и ускоряет процессы командообразования.

Добавим, что для компаний любого уровня можно подобрать множество сценариев для проведений мероприятий по сплочению коллектива. Тимбилдинг в аудитории (indoor teambuilding)– классические тренинги командообразования, которые могут быть организованы у вас в офисе, коммуникативные и творческие тренинги командной работы. Тимбилдинг на природе (outdoor teambuilding): к активному отдыху добавляется интересные командные игры, квесты, приключения, спортивно-туристические программы. Классические программы тренингов командообразования, построенные на основе известной методики «Верёвочный курс» – несомненно эффективные, но при этом требующие максимальной отдачи и заинтересованности участников.

Параллельно к основным вопросам, при организации тимбилдинга можно развивать творческий потенциал, вводить в коллектив элементы корпоративной культуры или решать иные задачи.

Стоит напомнить, что нельзя считать обычным корпоративом, к которому все привыкли: здесь существуют свои правила, преследуются конкретные цели, которые могут быть открыто не видны. Только профессиональные организаторы, в команду которых обязательно входят психологи и тренеры, смогут незаметно направить коллектив на решение ваших задач, управлять этим процессом и оценить всю проделанную работу.

Ш кола - место, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток. Когда дети впервые приходят в школу, они ждут от нее чего-то нового и необычного. Она, с одной стороны, пугает, с другой - манит и привлекает. Задача педагогического состава - сделать жизнь в ней увлекательной, позитивно направленной и интересной.

К сожалению, в школьной среде под «учебной группой» чаще всего понимают некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. В этом случае встает вопрос: ради чего ребенок ходит в школу? Посещает ли учащийся ее «для галочки», ради оценки или сознательно, для получения необходимого образования?

Заинтересованность учащегося в учебном процессе в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний - от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее - от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.

Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью тренинга командообразования.

Тренинги командообразования можно условно подразделить на несколько основных видов:

Информационные тренинги,

Поведенческие тренинги,

Тренинги самосознания и личностной идентификации.

Информационные тренинги командоообразования. Данный вид тренингов командообразования направлен на знакомство учащихся и информирование их о правилах поведения в группе, в которой они находятся. Основной целью таких тренингов является обозначение рамок взаимодействия представителей группы. Для них проясняется основная цель, ради которой они собрались, декларируются правила их взаимодействия и предлагаются задания для уяснения этих правил. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: где? Когда? Зачем? По каким правилам?

Уровневая пирамида тренингов командообразования

Примером такого тренинга может быть создание временной редколлегии для разового выхода «Журнала выпускника». Тренер собирает ребят, пожелавших попробовать свои силы в выпуске журналов. Проясняет им цель создания журнала, устанавливает сроки, в которые необходимо его создать. Прежде чем отвечать на дальнейшие вопросы, он предлагает ребятам решить коллективно ситуативную задачку, направленную на уяснение норм создания журнала. Во время работы над задачей тренер наблюдает за дискуссией ребят и принимает решение о том, кто какую роль будет занимать в редколлегии. По окончании дискуссии он отвечает на вопросы, информирует ребят о своем решении и о том, какие функции они будут выполнять.

Поведенческие тренинги командообразования. Их можно считать продолжением или надстройкой над информационными тренингами командообразования. Задачей тренера здесь становится не просто проинформировать участников о правилах, целях и границах их взаимодействия, не только прояснить их, но и отыграть правильные стратегии поведения в командной среде. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: что делать? Как? Каким образом? Он помогает участникам выстроить адекватную модель поведения друг с другом. (См. схему.)

В предыдущем примере с редколлегией тренер только информирует ребят о том, кто какую функцию будет выполнять и какова будет его роль в создании журнала. В поведенческом тренинге тренер разъясняет ребятам, что делать, выполняя свои функции, помогает отыграть наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе создания журнала. Например, он может предложить ролевую игру и создать мини-журнал прямо здесь и сейчас, в рамках учебного тренинга. Или попросить представить самые трудные ситуации, которые у них могут возникнуть, и кто (что) тогда им сможет помочь или помешать. Работа тренера будет направлена на создание модели эффективного взаимодействия внутри группы этих ребят, на те поведенческие образцы, которые они могут и будут использовать во взаимодействии друг с другом и с внешней средой (учителями, родителями, другими учениками и др.).

Тренинги командообразования , направленные на самосознание и самоидентичность каждого отдельного члена группы и всей группы в целом, представляют собой надстройку над двумя предыдущими видами. Их эффективно применять при решении таких задач, как актуализация учебной мотивации учащихся, создание ценности учебного заведения в их глазах, осознание своего места и роли в коллективе, формирование лидерской позиции учащихся и др.

Основные вопросы, с которыми работает тренер, - почему? Ради чего? Что ценно в данной ситуации? Кто Я? Что для меня эта группа? Работа тренера здесь происходит на уровне ценностных ориентаций и самоидентичности учащихся (см. рис.). В подобном тренинге нет задачи «отыграть» поведенческие модели адекватного поведения в какой-либо ситуации. Они не первичны. Важно актуализировать мировоззренческий уровень каждого учащегося и сформировать ценность коллективного существования для единой цели саморазвития и самоактуализации.

Для успешного проведения подобных тренингов очень важно придерживаться подхода, ориентированного на решение. Проблемно-ориентированный подход помогает замечать то, что нужно корректировать и исправлять, ориентированный на решение - выстраивать конструктивный путь взаимодействия, намечать перспективы и формулировать цели.

Специально для лицейских классов нового набора (ГОУ «Лицей № 1535» г. Москвы) нами был создан тренинг командообразования третьего типа.

По окончании такого тренинга ученик должен знать :

Как зовут каждого из его одноклассников, присутствующих на данном тренинге;

Цели, задачи, связанные с дальнейшим обучением в школе, свои и каждого из его одноклассников;

Какие роли бывают при групповом взаимодействии, преимущества и недостатки ролей;

Стратегию успешного обучения в школе.

На основании материалов тренинга ученики должны уметь :

Отслеживать, в какой ролевой позиции в группе они находятся;

Вырабатывать стратегию успешного обучения в школе (в том числе и посредством коммуникативного взаимодействия в учебной группе);

Рефлексировать коммуникативные и личностные процессы, которые происходят в группе.

Школьники должны иметь навыки коммуникативного взаимодействия в группе, связанного с учебным процессом. Мало того, ребята должны осознавать возможность и реальность изменения и преобразования ситуации в собственном коллективе в классе, каждый должен нести ответственность за то, что происходит с ним и с его одноклассниками.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Общее количество времени, которое занимает тренинг, 5–5,5 академических часа. После проведения тренинга желательно сопровождение класса по актуальным темам, поднятым на тренинге.

ЗНАКОМСТВО

«Сбор ожиданий»

Цели: сбор информации.

Время: 10 минут.

По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга

«Снежный ком»

Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.

Время: 10 минут.

Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.

«Меняются те, кто….»

Цели: усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.

Время: 5 минут.

Тренер просит одного добровольца выйти в центр круга. Один стул убирается. Ведущий доброволец, например, говорит: «Меняются те, кто любит ананасы». Всем необходимо поменяться местами. Оставшийся без стула водит.

«Я плюс ты наоборот»

Цели: более детальное знакомство лицеистов друг с другом; диагностика позиции ведущего и ведомого в подгруппах.

Время: 30 минут.

Участники тренинга делятся на пары. В течение 3–5 минут каждый рассказывает о самых значимых для него моментах жизни. Далее все участники объединяются в общий круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и рассказывают друг о друге, меняясь местами. Например: Маша сидит на стуле, Саша встает у нее за спиной и начинает рассказывать о Маше от первого лица.

Мини-шеринг

Цели: эмоциональное отреагирование; первичный анализ ролевых позиций («ведущий / ведомый»).

Время: 5 минут.

Проводится в свободном режиме.

1 час.

Перерыв - 10 минут.

ОСНОВНОЙ БЛОК

«Ручки»

Цели: усиление динамики группы после перерыва; выработка стратегий командного взаимодействия; поиск классом стратегии самостоятельного взаимодействия в коллективе; телесно-косвенное ощущение друг друга.

Время: 15 минут.

Необходимо взять ручки. Объединиться по парам. Удерживая ручки только указательными пальцами, надо одновременно сесть и одновременно встать, не уронив ручки. Затем это же упражнение выполняется по три человека. На следующем этапе это же упражнение выполняется всем классом.

Индивидуальное задание

Цели: фокусировка на собственных целях, связанных с обучением в лицее.

Время: 10 минут.

Каждого из участников тренинга просят в полном молчании написать сочинение на тему «Что будет результатом моего образования в лицее?».

Работа в малых группах

Время: 20 минут.

Участники тренинга объединяются в малые группы по пять человек и делятся своими размышлениями на тему предыдущего задания. Кроме того, им необходимо выделить 5 общих целей обучения, наиболее значимых для всех в малой группе.

Общий шеринг

Цели: сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей (результатов) обучения в лицее для данной учебой группы; эмоциональное отреагирование.

Время: 15 минут.

Один человек из группы называет и обосновывает выделенные им цели. Каждый следующий выступающий уже названные цели не повторяет, его выступление происходит в режиме добавления.

Результат шеринга: общий список целей (результатов) обучения в лицее данной учебной группы в целом.

Время проведения этой части тренинга: 1 час 10 минут.

Перерыв - 20 минут.

«Вброд с закрытыми глазами»

Цели: выработка стратегий командного взаимодействия; урегулирование целевых и ценностных отношений; выявление лидеров класса; выявление ценности командных отношений.

Время: 30 минут.

Упражнение готовится тренером заранее. В трех-четырех метрах друг от друга наклеиваются линии-ограничители. Между ними в размер шага в хаотическом порядке на пол наклеиваются листы формата А4. Учащихся просят рассчитаться на первый-второй-третий. Дальше учащиеся подходят к одной из линий.

Инструкция: «С настоящего момента у участников с номером «три» закрыты глаза, и они не могут говорить. Всему классу необходимо перебраться из пункта А в пункт В. Сейчас вы находитесь в пункте А. Между линиями есть кочки. Вы можете наступать только на них. Если кто-то «сорвется» с кочки, весь класс возвращается в пункт А и начинает движение сначала. Если нарушаются другие правила, класс также возвращается назад и начинает задание сначала. Задание считается выполненным, когда весь класс окажется в пункте В».

Шеринг

Цели: эмоциональное отреагирование; прояснение отношений; прояснение оптимальных стратегий взаимодействия в группе; фокусировка на теме «команда»: переход к теме «моя роль в командной работе».

Время: 10 минут.

Обсуждение впечатлений. Как это было? Что и как удалось/ не удалось? Что помогало/мешало достижению цели? Как это быть командой? Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в учебу, дальнейшую жизнь?

Мозговой штурм.
Тема «Идеальный староста»

Цели: описание качеств идеального старосты; актуализация темы поддержки и взаимоподдержки, роли старосты в коллективе; актуализация всего полученного набора знаний; отработка навыков работы в группе; завершение самостоятельной групповой работы; диагностика ролевых распределений в группе; выявление потенциального лидера.

Время: 20 минут.

Без объяснения, что такое «мозговой штурм», тренер дает краткий план его проведения.

1. Вводит основные правила:

Не критиковать;

Выдвигать фантастические идеи, не задумываясь о последствиях;

Продолжать и развивать прозвучавшие идеи;

Предлагать как можно больше вариантов - чем больше идей, тем лучше;

Размышлять вслух.

2. Предлагает распределить роли: секретаря, тайм-менеджера, ведущего и генераторов идей.

3. Предлагает план работы с информацией в мозговом штурме:

Ориентировка в задаче (уточнение совместных целей, условий, имеющихся ресурсов);

Сбор информации (подкидывать идеи, пока они не закончатся);

Оценка результата (структурирование полученных мнений и предложений);

Подведение итогов дискуссии (мнения о результате, оценка собственной удовлетворенности и содержательной продуктивности).

Последний пункт тренер проводит в рамках обсуждения.

Непосредственного участия в дискуссии тренер не принимает.

Представление результатов работы группы

Цели: представить результаты; сфокусироваться на ценности групповой работы.

Время: 10 минут.

Один-два человека от группы представляют результаты работы, остальные дополняют. Тренер задает корректирующие и «развертывающие» вопросы.

Процедура выбора старосты

Цели: актуализация выбора; легитимность выбора старосты.

Время: 10 минут.

Тренер предлагает каждому на листочке записать три фамилии учеников, каждый из которых мог бы стать старостой. Тренер сам подсчитывает голоса (при детях на доске).

Итог дня. «Свечка»

Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.

Время: 10 минут.

Обсуждение проводится в свободном режиме.

Время проведения этой части тренинга: 1 час 30 минут.

Общее время: 3 часа 30 минут (без перерывов).

Заключение

По неутешительной статистике последних лет, мотивация к учебной деятельности у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает наш опыт, работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни. И это становится одной из самых важных тем нашего тренинга командообразования.

Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он учится? Что он хочет получить от школы и от образования? Что может дать ему школа и что он может дать школе? Что значит быть учеником? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.

Статья подготовлена при поддержке проекта «Endoctor». Если Вы решили проконсультироваться о состоянии своего здоровья, то необязательно сразу бежать записываться к врачу. На сайте www.Endoctor.Ru вы сможете, не потратив много сил и времени, воспользоваться услугой «Бесплатная консультация эндокринолога онлайн ». На форуме вы также найдете огромный архив полезной информации о поддержании здоровья и симптомах различных заболеваний.

Коммуникативный тренинг.

Программа тренинга командообразования.

Принятие правил, установка на работу.

Участники принимают правила, по которым будет проходить тренинг, настраиваются на совместную работу. Принятие правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после тренинга.

Основной свод правил:

Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи: Я считаю, по-моему, Саша меня не понял). Недопустимость непосредственных оценок личности (при обсуждении происходящего мы оцениваем не человека, в только его действия и поведение). Активное участие в происходящем. Уважение к говорящему. Правило поднятой руки.

Правила подробно объяснить, дать ответы на возникшие вопросы. Дополняете свод правил при необходимости, общим голосованием.

Прописать план работы на день.

Заполнить анкету участника, диагностическую анкету.

Блок упражнений на знакомство.

* СНЕЖНЫЙ КОМ.

Участники группы сидят в кругу.

Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

* МЕНЯ ЗОВУТ…. Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ТАК…

Участники группы стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди назвать свое имя и показать, что особенного он умеет делать, сделав шаг вперед, внутрь круга. Первым начинает ведущий.

Например, « Меня зовут Наташа, я умею делать вот так … (например, приседает)».

*ИМЯ + АССОЦИАЦИЯ

Участники по кругу называют ассоциацию на свое имя. Задача остальных догадаться, что это за имя.

*ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА

Тренер держит в руках рулон туалетной бумаги и предлагает членам группы отмотать себе столько бумаги, сколько они посчитают необходимым. Рулон туалетной бумаги пускается по кругу, после чего ведущий сообщает участникам следующее задание. «Теперь вам необходимо взять свою бумагу и наматывая её на руку (на каждый оборот) рассказывать какой – либо факт из своей биографии, о своих способностях или качествах».

Блок упражнений на группового взаимодействия.

*СЧЕТ (выполняется 2 раза, в начале тренинга, а затем в конце. Смотрим динамику)

Тренер ведет счет до N цифры (сколько участников) по порядку: «один, два, три…». Каждый раз должно подняться столько участников, сколько тренер назовет. Т. е. на «один» поднимается один человек, на «два» два человека. Если поднимается больше или меньше положенного, то счет ведется с той цифры на которой участники сбились.

Обсуждение. Не обязательно по кругу и каждому, говорят те, кто хочет.

    Сложности. Анализ стратегии действий группы Выработка эффективной стратегии.

СЛОВО ХОРОМ

Участникам дается задание. Скажите хором какое-нибудь слово. Начали.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

По кругу раздаются буквы (весь алфавит). Т. о. у каждого участника, оказывается, по 2-3 буквы. Тренер в упражнении не участвует, он зачитывает предложение. Например: «У меня сегодня очень хорошее настроение и я рад, что попал на фестиваль». На каждую букву слова должен подниматься и тут же садиться человек, чью букву назвали.

*ПОВЕРНУТЬСЯ В ОДНУ СТОРОНУ

Участники группы делятся на две команды. Эти команды встают в колону напротив друг друга. Ведущий дает следующую инструкцию. Сейчас по моему сигналу, вы будете поворачиваться на 90 градусов в любую сторону, в какую вам захочется. Ваша задача заключается в том, что все члены одной команды (не договариваясь) должны повернуться в одну сторону. Побеждает та команда, которая сделала это первая. (Упражнение повторяется несколько раз.)

*ЭВОЛЮЦИЯ

«Представьте себе эволюционную лестницу: амебы, тараканчики, чайки, обезьяны и люди. Сейчас вам предстоит пройти эту лестницу играя в «камень-ножницы-бумага». Итак, на первом этапе вы все амебы (разводят руками, как будто плывут) и играете с другими амебами , если вы выиграли, то превращаетесь в тараканчиков (вертят указательными пальцами над головой, изображая усики) и играете в «камень-ножницы-бумага» только с тараканчиками, если опять выиграли, то с чайками (машут руками как крыльями, издавая крик птиц) и так далее пока не дойдете до человека. Когда участник проигрывает, то остается на той же эволюционной лестнице». Т. о. у вас остается одна амеба, один тараканчик, одна чайка, одна обезьяна (бьют кулаками в грудь) и все остальные люди.

Упражнения на толерантность (из тренинга толерантности)

*ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ.

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, с которым как он считает имеет что-то общее. Например, «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.). Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

*КОМПЛИМЕНТЫ.

Ведущий предлагает участникам предлагает придумать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

ПОСЛЕ ОБЕДА.

Блок упражнений на общение.

ПРЕВРАЩЕНИЯ.

Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы…(словарем, томиком стихов…);Если бы я был едой, то я был бы …(кашей пирожком, картошкой…). (Другие варианты – песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта…)

Все отвечают по кругу.

СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД ИЛИ СУПЕРМАРКЕТ .

Из группы выбираются 3-4 добровольца, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

Представьте себе, что вы – группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву… (например, «С»: сапоги, суп, софа, солярка и т. п.). Но помните, что те, кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.

Затем приглашается группа «обслуживающего персонала» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров.

Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки… Нет? Тогда, может быть, рюкзаки? … И т. д.

Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух? Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?

Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т. д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.

*Я ДАРЮ ТЕБЕ…

Суть игры: в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:

В начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: Спасибо, (ИМЯ) за подарок…(называем подарок). Подарок должен быть необычным. Участники встают в круг и, поворачиваясь по очереди к своему соседу слева дарят свой подарок, например:

Марина, я дарю тебе радугу.

Спасибо, Саша, за радугу. (поворачивается и продолжает) Вика, я дарю тебе вот этот куст. И т. д.

Когда круг «пройден», подарки дарятся соседу справа. Главное – не повторять в своем подарке кого-то. Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.

*СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ.

Участники разбиваются на две или более команды Ведущий предлагает задания:

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени.

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.)

Найти свой способ построения группы.

Какая группа быстрее реагирует на задания? Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? И т. д.

*ТЕЛЕГРАММА

Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:

Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).

Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на Б, второе на Т и т. д.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей. Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Вопросы к обсуждению: чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее? Как влияют незначительные части речи , знаки препинания на содержание? Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?

«ПОСЛОВИЦЫ»

Участники делятся на две команды. Первая команда, в тайне от второй загадывает пословицу или поговорку. Один человек из первой команды, с помощью невербальных форм общения (жестами, мимикой и т. д.) передает второй команде содержание пословицы или поговорки. Вторая команда должна назвать загаданное. Затем наоборот.

Каждая команда загадывает по 3 раза. Можно посчитать очки и назвать команду-победительницу.

Игра направлена на сплочение, развитие навыков работы в группе и навыков невербального общения.

Блок игр на сплочение.

*"Узелки".
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

"Сидячий круг".
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

*"Прогулка слепых".

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание).

Обсуждение

Блок упражнений на взаимодействие.

* «Построить дом».

В течение 15 минут членам команды предлагается построить дом из того, что есть под рукой, то есть находится в зале для занятий (стулья, столы, вешалки , бумага и пр.). Также можно использовать и самих себя: изображать отдельные части дома.

Мудрая поговорка гласит: «Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына», - говорит ведущий. –Сейчас мы займемся первым делом. У команды есть 15 минут для того, что согласованно и слаженно построить дом из подручных материалов, в том числе из самих себя. Дом должен быть удобным, просторным, функциональным. В нем должно найтись место для каждого из вас. В состав дома входят:

    Фундамент; Стены; Крыша; Дверь; Окна; Внутреннее пространство: комнаты, мебель, интерьер; Небольшой садик около дома.

Вам необходимо быстро определиться с руководителем строительства, - продолжает ведущий, - и распределить обязанности: кто и что строит. Строить можно, повторяю, из того, что есть в этой комнате, включая самих себя. Через 15 минут ваш дом будет готов!

Обсуждение

БОЛОТО

Болото в этой игре представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов - по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует на полу(выкладывает на полу 36 листов бумаги).+ Если такой возможности нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги. Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото. Например, он может выглядеть вот так.

Инструкция

Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново.
Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, - это кочка, ведущий промолчит. Если - трясина, ведущий скажет: «Буль!» - участника засасывает болото, и он возвращается на берег.
Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они - «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику.
На поле может находиться только один человек. Остальные - либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото. Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил, все участники возвращаются на этот берег.

*ВЕРЕВКА

Группе по команде тренера нужно будет завязать глаза и не разговаривая найти в комнате спрятанную веревку. Если группа не справляется с заданием, то разрешается задать внутри группы 3 вопроса и продолжить поиски снова. Если группа находит веревку она должна построить из нее равносторонний треугольник. Причем второе задание (про треугольник) говориться только тогда, когда группа найдет веревку. В ходе выполнения упражнения тренер следит чтобы участники не разговаривали и при построении треугольника может сказать «Все уверены, что треугольник равносторонний? Никто не хочет проверить?».

Обсуждение. Ваши ощущения. Была ли мысль, что ну удастся построить треугольник или найти веревку?

*ДОЖДЬ

Тренер выходит в центр.«сейчас я буду делать движения, ваша задача повторять за мной только тем, на против кого я встану. Причем это движение вы должны делать до тех пор, пока я к вам снова не вернусь, пройдя круг». Тренер проходит круг останавливаясь на против каждого. Первый круг - потирание ладоней; второй – хлопки по коленям (поочередные), третий – хлопки в ладоши, четвертый - хлопки по коленям, пятый - потирание ладоней. По завершению упражнения тренер может спросить, на что эти звуки похожи.

*НЕВИДИМАЯ СВЯЗЬ.

Для проведения этой игры ведущему потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу рваться при сильном натяжении).

Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода. Поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие . И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрей все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец. Насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять?» - размышлял он

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Воистину, нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно не заметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что люди сделали с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Дорогие друзья! – обращается ведущий к участникам игры. – Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»…

- А если, - продолжает ведущий, кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то в совсем неустойчивом. О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя».

- Некоторые люди, - продолжает ведущий, предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях говорят «посадил себе на шею».

- Разные эксперименты можно проводить с этой нитью , продолжает ведущий,- собственно многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, наденут на шею, или вообще отпустят. На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное, нет…

- Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Вопросы для обсуждения игры «невидимая связь».

Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца? Что было легко, что трудно, в этой игре? Чему эта игра может научить команду?

**СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА

Участники группы делятся на две команды, которые встают в колону напротив друг друга, образуя узкий коридор. Ведущий дает следующую инструкцию. «Сейчас каждый из вас по очереди пройдет по этому коридору с закрытыми глазами. В это время другие члены команды, должны сделать что–то приятное этому человеку (проходящему мимо них по коридору) Поцеловать, погладить, сказать что – то ласковое…»

Обсуждение

*СЧЕТ

Упражнение проводится еще раз. Показатель эффективности.

обсуждение

Заканчивая тренинг.

Обсуждение итогов работы на тренинге.

    Как вы себя чувствуете? Изменилось ли ваше настроение? Как? Какие выводы вы для себя сделали?

В конце ведущий обязательно должен настроить участников на плодотворное сотрудничество, а может быть и дольше.

Вся работа ведущего с группой должна быть направлена на выработку позитивного настроя.

Придумать визитку команды (название и кричалку)

Копилка упражнений:

Я не тормоз – мы заметили.

Группа становится в круг, рассчитывается по порядку. (1, 2, 3, ……. 15). Каждому члену группы достается свой порядковый номер (цифра), который не меняется до конца игры, не при каких обстоятельствах. Один из участников размещается в центре круга и становится ведущим. Ведущий говорит фразу: «Я не тормоз». На что группа дружно отвечает: «Мы заметили». После этого ведущий называет две цифры, которые между собой должны поменяться местами. Задача ведущего заключается в том, что бы успеть встать на место одной из названных цифр. А участники, цифры которых назвали, должны успеть поменяться между собой местами. Тот, кто не успел, занять новое место становится ведущим.

Коллективный хрюк.

Участники встают в плотный круг, кладут руки на плечи соседям. Цель – сделать коллективный хрюк в двойную петлю (по кругу и обратно). Главное чтобы хрюк не прерывался смехом, иначе он запускается снова.

Сантики-фантики.

Участники встают в круг. В центр выходит ведущий и закрывает глаза, в это время участники жестами выбирают человека, который начинает делать любое движение. Ведущий открывает глаза и определяет за кем повторяет группа, а группа в это время повторяет вслух: «сантики – фанитики - лимпомпо». Причем человек, которого выбрала группа должен через каждые 6 секунд менять сои движения (движения делаются в такт слов).

Подмигивалки.

Члены команды делятся по парам (желательно по гендерному признаку), встают в круг, образуя внешний и внутренний круг. (Построение по типу игры «Третий лишний».) Один человек остается без пары - он и становится ведущим. Задача ведущего заключается в том, чтобы переманить себе в пару участника, стоящего во внутреннем кругу, подмигивая ему. Задача игроков внешнего круга не отпустить свою половинку. Тот, кто остался один становится ведущим. Позже участники внешнего и внутреннего круга меняются между собой местами.

Люди к людям.

Все участники разбиваются по парам (мальчик - девочка). Один человек должен быть без пары, он выходит в круг и начинает строить скульптуру из сформировавшихся пар так чтобы им было трудно устоять на месте. Построив скульптуру, он считает до пяти и потом говорит фразу: «Люди к людям» после которой пары меняются партнерами. Например: «Нос ко лбу, правая рука к спине, левая нога к правой коленке. 1, 2, 3, 4, 5, люди к людям!»

Шушукаться.

Из группы выбирается доброволец, который покидает аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

Выбрать любой глагол (гулять, спать, кушать) и заменить его словом шушукаться. Ведущий возвращается к группе и задаёт разнообразные вопросы, помогающее определить какое слово загадала команда. Группа отвечает на все вопросы, заменяя загаданный глагол словом «шушукаться».

Например, ведущий может спросить: «В какое время суток вы любите шушукаться?», «С кем ты любишь шушукаться?» «Когда ты последний раз шушукался?»

Тридцать три.

Команда встает в круг, после чего по порядку (по кругу) должна досчитать до 33. Заменяя цифры, делящиеся на три и в которых есть цифра три (3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 27, 30, 31, 32, 33) выражением – «У меня очень хорошее настроение». Если один из участников ошибается, игра начинается заново. Упражнение продолжается до тех пор, пока команда без ошибок не досчитает до 33.

Колпак.

По кругу проговаривается фраза: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». По одному слову на участника, убыстряя темп. Первых два круга просто проговаривается эта фраза, на третий и четвертый круг слово «колпак» заменяется жестом (ладонь не голову), на пятый и шестой слово «мой» (ладонь на грудь), на седьмой и восьмой слово «треугольник» (в воздухе двумя указательными пальцам рисуют треугольник). Те участники, что терялись или путались садятся в круг. Игра ведется до победителя.

Материал для проведения тренинга:

1. Туалетная бумага (8 рулонов).

2. Ватман (16 листов).

3. Маркер (8-16 штук), ручки.

4. Бумага формата А – 4.

5. Толстая веревка (8 штук по 10 метров)

6. Тонкие нитки (моток).

7. Скотч малярный (2 штуки).

8. Карточки с буквами, для упражнения «Телеграмма».

9. Карта - схема для упражнения «Болото».

Игры на командообразование

Тренер: Сахарова Дарья

#Шашники, 2016

Взаимодействие

Гомеостаз

Ведущий хлопает в ладоши. Задача участников, не договариваясь, выбросить одинаковое количество пальцев на руках. Если задача не решена, делается очередная попытка.

Поворот на 90 градусов

Участники становятся в одну шеренгу (или стоят по кругу), повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий хлопает в ладоши, на каждый хлопок участники должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Задание выполняется молча. Задача - всем повернуться в одну сторону. Ведущий прекращает хлопки, когда все участники стоят лицом в одну сторону.

Часы

Упражнение проводится в группе из 12 человек (возможно 13 -14). Участники сидят в кругу. Группа – это большие часы. Ведущий определяет цифры каждого игрока на циферблате часов. Затем он называет время, например, 18:40, тогда сначала тот, на чьей цифре стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, на чьей цифре стоит минутная, говорит «бом». Если обе стрелки смотрят на одного человека, то он сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом». Если участников больше, чем 12, то время называют 13-ый и 14-ый поочередно.

Покажи глазами

Один желающий выходит за дверь. В это время группа загадывает 2-3 простых действия, например, взять ручку у одного участника и передать другому. Группа также выбирает человека, который будет показывать вошедшему, что нужно делать, но показывать он должен это только с помощью глаз, без жестов и звуков. Задание считается выполненным, если вошедший правильно выполнил все инструкции.

Это упражнение позволяет развить визуальную сензитивность. Главное условие – «инструкцию» давать только глазами!

«Равновесие»

Упражнение-иллюстрация, метафора. Каждому из участников необходимо выбрать для себя двух партнеров, не показав при этом вида кого он выбрал. Далее, по команде ведущего вся группа начинает хаотично двигаться в пространстве комнаты. Задача каждого – находиться на одинаковом расстоянии от выбранных ранее участников. Не принципиально находиться близко к партнерам, самое главное – держать во время движения всегда одно расстояние. В данном упражнении не важен темп, оно должно проходить плавно. Это своего рода настрой на группу, возможность уловить общую энергетику. Это метафора – достижение индивидуальной цели возможно при достижении групповой. Есть цели, достижение которых возможно только в группе – используя ее ресурс.

Печатная машинка

Участники становятся в одну линию. Ведущий озвучивает стихотворную строчку, которую нужно «напечатать». Например:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Участники называют по по одной букве: 1-й- Т, 2-й- Р, 3-й-И, пробел - все хлопают в ладоши, 4-й- Д и т.д.

Переход на следующую строчку - все топают ногой. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры (можно и нет) и все начинается сначала.

Два автобуса

Группа делится на две примерно равные части. На середину комнаты ставятся две пары стульев спинками на внешнюю сторону. Ведущий говорит о том, что две группы людей стоят на остановках и ждут своих автобусов. Подъезжает 1 автобус для одной группы, в него садятся 3 человека. Затем в автобус для второй группы садятся 4 человека и т.д. Команды заполняют свои автобусы. Получаются автобусы в час пик, в них очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры 2-ого автобуса садятся в первый. Становится еще теснее. Задача участников – продержаться в одном автобусе хотя бы 20 секунд.



Ведущий очень внимательно следит за процессом игры для того, чтобы не допустить возможных падений и травматизма. Страхует участников во время каждой из попыток, но, в то же время, придерживается нейтральной позиции и дает участникам понять, что не будет помогать в выполнении задания. Ведущий все время контролирует процесс и на реплики участников о том, что это задание не выполнимо, спокойно отвечает, что выполнить это задание реально и достаточно просто.

Паутинка

Все участники становятся в тесный круг и протягивают руки к его середине. По сигналу ведущего все одновременно берутся за руки так, чтобы в каждой руке каждого участника оказалась одна (только одна!) чья-то рука (но не соседа справа и слева). Затем участники распутываются, не разнимая рук. Результатом может быть один большой круг, несколько отдельных кругов и круги, сцепленные между собой.

Транспортное средство

Все участники сидят в кругу, один желающий выходит в центр и начинает изображать одну из деталей какого-либо транспортного средства, к нему присоединяется второй и т.д. Когда транспортное средство готово, участники комментируют, какой же деталью они были. После чего вся машина пытается проехать хотя бы 2 метра.

Ведущий говорит о том, что мы собираемся построить транспортное средство, но что у нас получится, мы еще до конца не знаем.

Такое упражнение позволяет участникам «вчувствоваться» друг в друга, попытаться понять какой «деталью» транспортного средства стали другие участники. Кроме того, всем вместе необходимо будет наладить эффективное взаимодействие, чтобы «доехать» до места назначения.

Командообразование, сплочение

Поезд

Помещение, где проводится это упражнение должно быть достаточно просторным. В пустом пространстве расставляются в хаотичном порядке, как препятствия, несколько стульев. Участники становятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Последний – «паровоз», другие – «вагончики». Глаза открыты только у последнего участника – «паровоза». Он «едет» и управляет движением всего состава, следит за тем, чтобы поезд не врезался в препятствия. Делает он это, поворачивая за талию (плечи) впередистоящего участника, Влево – поезд поворачивает налево, вправо – направо. Задача всего поезда пройти по указанному маршруту, не нарушив правил игры и не задев препятствия.

Башня

Группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента. Группе необходимо построить башню их этого материала. «Башня» должна быть устойчивой. Без слов и определенной высоты.

Летающие яйца

Группам выдаются материалы. Бумажный конверт, целлофановый пакет, липкая лента, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо. Необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой можно выбросить яйцо с высоты второго-третьего этажа, а оно должно остаться целым.

Растяжка

Участники стоят в две шеренги напротив друг друга таким образом, что каждый упирается ладонями в ладони двух человек напротив (соответственно, у крайних одна рука свободна). Задача команды – преодолеть маршрут, распределяя вес таким образом, что расстояние между двумя шеренгами становится максимально большим.

Монетный двор

Участники стоят в кругу. На кончик указательного пальца одного из них кладется монета, задача команды – передать эту монету по кругу при том, что касаться ее можно только кончиком пальца. Так проходит несколько кругов, на каждом из которых добавляется по монете.

Спасти игрушку

Команда стоит перед ограничительной линией, на расстоянии приблизительно полутора метров от нее – игрушка. Команде дается веревка, на которой они опускают одного из участников практически горизонтально так, чтобы он смог достать игрушку

Скованные одной цепью

Участники стоят в шеренгу. Ноги их попарно связаны. Их задача перешагнуть, не задев, одну или две веревки, натянутые на уровне колена.

Мяч на покрывале

Участники держат за края покрывало, на котором малярным скотчем или мелом прорисован лабиринт. Их задача – провести по нарисованному маршруту мяч.

Узел на веревке

Участники стоят в шеренгу по одну сторону от веревки, берутся за веревку двумя руками. Их задача – не отпуская рук, завязать на веревке узел в том месте, которое укажет ведущий.

Паутинка (спички)

Участники стоят в круг, зажимая между указательными пальцами спички. Их задача – максимально разойтись и максимально сойтись.

«Магия чисел»

Все участники встают в круг. Ведущий показывает пальцами любые числа (правая рука – десятки, левая – единицы; либо сумма с двух рук). Задача участников: выйти в центр круга указанному кол-ву человек, причем сделать это надо за три счета.

Лабиринт

Команде необходимо выстроившись друг за другом преодолеть извилистый лабиринт сквозь лес с препятствиями различной высоты. Вся команда идет с завязанными глазами и только один участник команды следует позади всех с открытыми глазами.

Разговаривать нельзя, в том числе произносить какие- либо звуки, так как это звуковая команда. Заходить за и задевать препятствия нельзя (в том числе и ограничительные деревья). В случае нарушения этих условий команда начинает заново.

Спаси жизнь

Пионеры всегда славились изобретательностью. Сейчас Вам необходимо придумать конструкцию которая защитит яйцо от раскалывания (применяются только выданные предметы: трубочки, скотч, один лист бумаги, стаканчик). Яйцо должно находится внутри сооруженной конструкции. После сооружения конструкции она проходит проверку на практичность. Конструкция подбрасывается инструктором на высоту 3-х метров и падает на твердую поверхность. Команда разбирает конструкцию (с помощью ножниц) и показывает целостность яйца.

Если яйцо не разбилось и даже не треснуло, то испытание пройдено, если нет, то нет.

Разрушенный мост.

Команда стоит в шеренгу, обнявшись (на бордюре). Участник с закрытыми глазами (с повязкой на глазах) проходит держась за сцепившихся участников. Такой путь должен сделать каждый участник.

В случае заступа за ограничение моста любым из участников команда начинает прохождение заново.

Амеба

Вам предстоит почувствовать себя единым целым. Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача - всем пройти над веревочкой, не задев ее.

Испытание проходится молча, задевать веревку нельзя, также нельзя расцеплять руки. В случае нарушения - всё заново.

Ковер

На земле кусок ковролина (плёнка), на котором располагаются участники. Их задача - всей командой оказаться на обратной стороне ковра, не коснувшись земли.

Нельзя касаться земли ни руками, ни ногами. Ковёр можно трогать руками. Разговаривать можно.

Один в поле не воин

Команда выстраивается вокруг лабиринта и выбирает одного человека, который будет проходить его с завязанными глазами. Каждый член команды по часовой стрелке может сказать одно слово, которое направит участника в лабиринте. Задача участника с помощью коллег дойти до конца лабиринта и разрезать финишную ленточку.

Если кто-нибудь из участников говорит 2 и более слова, либо не в свою очередь, либо человек, проходящий лабиринт заступает за препятствие, то всё начинается заново. Один человек может попробовать пройти лабиринт только 3 раза, после этого пробует следующий. Кругов (так как говорят по кругу) может быть сделано сколько угодно, главное очередность и необходимость говорить по 1 слову.

Минное поле (8x8)

ГТО, кто помнит что это такое? Сейчас нам с Вами проиграть немного боевую ситуацию. Проход по полю клеточек, некоторые из которых (известны тренеру) помечены как "плохие", необходимо пройти, наступая только на "хорошие" клетки. При наступании участника на "плохие" клетки вся команда возвращается на исходную позицию, получая "ранение".

Можно ходить в любом направлении. Команда идёт друг за другом. Если участник ступает на правильную клетку, значит инструктор молчит и сзади участника занимает клетку другой участник. Если неправильно, то инструктор говорит «ВИЛ» и участник уходит назад колонны. Если в середине маршрута произошла ошибка, участники стоят не на тех клетках, или какие-то клетки пустуют, то весь отряд начинает сначала. РАЗГОВОРЫ СТРОГО ЗАПРЕЩЕНЫ, если кто-то разговаривает, то весь отряд также начинает сначала.

Человек-фломастер

Группа поднимает одного участника на руки, ступнями ног он держит маркер. Задача нарисовать на листе (прикрепленном на стену) слово Дельфин

Ловушка

Перед командой - большая паутина. Задача команды перебраться сквозь паутину, задевать ячейки нельзя. Проходят по очереди. Если касаются паутины, то все заново.

Веревки натянуты хаотично. Можно между двумя деревьями-столбами.

Веревочный курс

Обручи (кольца)

Зачем оно команде: сплочение

Правила: Задача команды перебраться из пункта А в пункт Б. Нельзя касаться конструкции и деревьев. В каждое кольцо можно передать только 1 человека. (*Но смотрим по ситуации, если много крупных перваков, то сразу лучше сделать послабление и сказать, что пр. в маленькие кольца нужно передать 3 людей). При касании одним из участников команды конструкции или дерева команда возвращается в пункт А и начинает проходить упражнение сначала. Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется в пункте Б.

Техника безопасности:

Возможные усложнения: выполнение в полном молчании

Многомерная передача

Зачем оно команде : тактильный контакт, если есть "легкий недоверчивый человек"

Правила: Задача команды поместиться внутрь горизонтальной сетки. Нельзя касаться верёвок и деревьев. При касании одним из участников команды верёвки или дерева команда возвращается и начинает проходить упражнение заново. В итоге все ячейки сетки должны быть заняты (за исключением случая, если членов команды меньше, чем ячеек). Передаем человека из пункта А в пункт Б. Человек, которого передают пусть сделаем безопасный хват (как на падение на доверии), чтоб никого не трогать!

Техника безопасности:

Нельзя держаться за голову передающих

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки- показать

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Д паутина

Зачем оно команде: сплоченность

Правила:

Команда идет определенным маршрутом из пункта А в пункт Б. По дороге нельзя касаться конструкции и терять телесный контакт. При нарушении условий прохождение испытания начинается заново.

Возможные усложнения:

· Завязывать человеку глаза, если касается всегда один и тот же, что бы команда его провела

Тюрьма

Одинарная – ограничение веревкой только снизу.

Двойная – ограничение сверху и снизу.

Зачем оно команде: тактильный контакт, сплоченность

Правила для тюрьмы: Перед вами натянута веревка. Ваша задача – перебраться сверху всей командой. Нельзя задевать веревку, касаться деревьев, пролезать под веревкой

Правила тюрьмы-амебы (более сложный вариант тюрьмы): Перед вами натянута веревка. Ваша задача – перебраться сверху всей командой, сохраняя телесный контакт. Нельзя задевать веревку, касаться деревьев, размыкать рук.

Техника безопасности:

- Нельзя прыгать!

Нельзя держаться за голову передающих

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки (показать)

При передаче человека используется безопасный хват (показать)- держим за середину руки (между кистью и локтем)

Если передаем человека используется безопасный хват (показать) - стульчик

Если подставляем колено, должно быть 3 прямых угла (показать)

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Напомнить, что у мальчиков центр тяжести - плечи, а у девочек – попа.

Возможные усложнения: ввести «слепых» или «немых» людей

Падение на доверие

Зачем оно команде: доверие

Правила:

Задача каждого участника упасть с платформы спиной назад в руки команды. Для того, чтобы человеку было максимально комфортно, важно делать это упражнение в полной тишине.

Техника безопасности

1. Все участники должны снять с рук предметы, которые могут навредить падающему (большие кольца, цепи, часы и т.д.) и очки.

2. Важно учитывать, что у девочек самая тяжелая часть тела - таз, у мальчиков- плечи. В область «падения» этих частей тела лучше ставить самых сильных страхующих.

3. Страхующие встают в две ровных линии, навстречу друг другу, руки согнуты в локтях под углом 90 гр. (примерно на расстоянии вытянутых рук). Между руками страхующего обязательно должно быть две руки, стоящих напротив (2 руки разных людей). Одна нога чуть вперед, другая - опорная. Торс откинут назад.

4. Когда участник поднялся на тумбу, он должен скрестить руки безопасным хватом (ПОКАЗАТЬ). Повернуться спиной к команде, ноги поставить ровно. (В этот момент важно убедиться, что человек упадёт ровно в руки страхующим, а не в бок – вы можете подкорректировать то, как он стоит и, соответственно, куда он будет падать. Тело падающего должно находиться на той же прямой, что и руки страхующих).

Скажите, что человек должен падать ровно как струнка (представь, что ты струнка! Но лучше действует – представь, что ты зажимаешь ягодичками монеткуJ).

5. Стоя на тумбе спиной к команде (которая уже в это время готова ловить), член команды спрашивает «Команда готова?», получает ответ: «Готова!». Спрашивает: «Я падаю?», команда: «Падай!». Важно следить, чтобы команда была реально готова и хором четко и громко отвечала!

7. И падает! При падении человек не должен расцепить руки или «сесть» попой (тело должно образовывать максимально ровную линию). Для этого мы и представляем, что все ваше тело – это струнка, или, что у вас внутри стальной стержень.

8. Когда человека поймали, важно аккуратно опустить его на землю. Сначала ноги, потом голову.

Скала

Зачем оно команде:

Правила: Задача участников: Каждому члену команды нужно переместиться, пройдя через всю команду так, чтобы снова первый стал первым, а последний последним.

Возможные ограничения: проходить молча, одного человека провести с закрытыми глазами.

Низкий лабиринт

Простой – с закрытыми глазами идет один человек.

Сложный – с разных сторон двигаются два человека.

Зачем оно команде: умение слышать друг друга, говорить только по существу, максимально сосредотачиваться на результате, появлению у каждого человека чувства ответственности за командный результат

Правила: Необходимо провести одного участника через лабиринт. Участник, проходящий лабиринт, идет с закрытыми глазами, в полном молчании. Он не может наступать на контуры лабиринта или переступать через них. Другие участники, находящиеся за пределами лабиринта, руководят его действиями следующим образом:
каждый участник произносит только одно слово в порядке очередности, очередность остается постоянной. Они не могут касаться участника, проходящего лабиринт. Если одно из правил нарушается, то лабиринт начинает проходиться заново.

Техника безопасности: (не озвучивать!) возможно, падение участника, который идет с закрытыми глазами, следить за этим

Возможные усложнения:

изначально выбрать определенного человека на прохождение лабиринта (по совету духа)

Лабиринт Минотавра

Зачем оно команде: сплочение, возможность проводнику назначить человека, который будет управлять командой

Правила: Задача участников: пройти путь (лабиринт), не задевая ограничения, в полной тишине, сохраняя тактильной контакт. Глаза открыты только у последнего человека в колонне.

Возможные ограничения: не стоит вводить, задание само по себе достаточно сложное. Можно объяснить правила до того, как команда увидит весь путь и дать им время на подумать.

Лифт

* навязана горизонтальная паутина на уровне немного выше пояса*

Зачем оно команде: сплочение

Правила: Задача команды всем разместить в ячейках. Нельзя касаться конструкции и деревьев/беседки. В ячейки можно заходить только с одной стороны. При касании одним из участников команды конструкции или дерева/беседки команда возвращается в пункт А и начинает проходить упражнение сначала. Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется в пункте Б.

Техника безопасности:

Нельзя прыгать!

Нельзя держаться за голову передающих.

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки (показать)

При передаче человека используется безопасный хват (показать)- держим за середину руки (между кистью и локтем)

Если передаем человека используется безопасный хват (показать) - стульчик

Если подставляем колено, должно быть 3 прямых угла (показать)

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Напомнить, что у мальчиков центр тяжести - плечи, а у девочек – попа.

Возможные усложнения: выполнение в полном молчании

Упражнение сложное, здесь жестить не стоит!

Колодец

(у нас может выглядеть немного по-другому)

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт, возможность поддержать друг друга

Правила: Задача участников: переместить постройку с одной «платформы» (участка) на другой. При том, что они должны находиться на ограниченной территории. В один момент времени деталь может держать только один участник команды. Каждый может взять только одну деталь (если деталей больше, чем участников, то по второму кругу).

Техника безопасности: не хватаем за ключицы, не поднимаем людей, используем безопасный хват (между локтем и кистью хватаемся).

Если скользко, скажите, чтоб подпирали стопы друг другу.

Возможные ограничения: оставить говорить 1-2 или заткнуть всю команду.

Айсберг

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт

Правила: Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины, обозначенной веревкой. Нужно удержаться на ней минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. И так далее. (насколько долго проводить упражнение решаете совместно с духом)

Техника безопасности: нельзя сажать на плечи, виснуть на спине!

Возможные ограничения: Продержаться в каждый раз таком положении не менее 10 секунд, если 5 секунд слишком легко для команды.

Волшебная палочка

Зачем оно команде: умение слушать друг друга, ощущать команду, как единое целое, слаженно действовать.

Правила: Команда становиться в две шеренги лицом друг к другу. Все участники сгибают одну руку в локте и выставляют вперёд указательный палец на уровне груди. На вытянутые пальцы ложится палочка. Задача: Опустить палочку на уровень 10 см от земли. Запрещается отрывать пальцы от палочки; запрещается придерживать палочку большими пальцами, рукой и любыми иными способами; запрещается скрещивать пальцы, образуя подобие желоба. В случае нарушения одного из правил, упражнение начинается заново.

Возможные усложнения:

1. Положить палочку на землю полностью.

2. Дать только одному человеку право говорить

3. Выполнять в полном молчании

Шарик Маркевич

Зачем оно команде: сплочение, выявление лидера

Правила: Задача участников: нарисовать мячом на тенте определенную фигуру (круг, 5 ровных кругов подряд, знак бесконечности). Вся команда должна равномерно распределиться по контуру тента и, соответственно, зафиксировать положение рук (или одной руки).

Возможные ограничения: заткнуть всю команду, оставить 2-3 говорить.

Пенка

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт

Правила: Задача участников: уместиться всей командой на пенке, но нельзя касаться её стопами. Нужно удержаться на ней минимум пять секунд.

Техника безопасности: смотрите, чтоб не наваливались друг на другу

Возможные ограничения: проходить молча, но тогда это нужно сразу говорить!

Гибкая фигура

Зачем оно команде: выявление лидера

Правила: веревка завязанная кругом. Команда берется за неё и не отпускает. Нельзя менять положение рук на веревке. Необходимо с закрытыми глазами надо построить фигуру (круг, квадрат, треугольник)

Тренинг на командообразование

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей - очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него - ошибается ещё больше.

Франсуа де Ларошфуко.

1. Основная цель тренинга - создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
2. Задачи тренинга:
продемонстрировать преимущества командной работы;
усовершенствовать общение в команде;
освоить навыки обратной связи;
усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
получить удовольствие от совместной работы.

3. Ценность тренинга командообразования в том, что они позволяют решить ряд задач:
затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношений. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе;
участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, а, следовательно, более эффективно взаимодействовать;
делается акцент на том, что разные точки зрения - это мощный ресурс командной работы, и терпимость как понимание и признание сильных и слабых сторон каждого - это важный аспект командной работы.
Одним из основных вопросов современного менеджмента является вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодействие между сотрудниками, работающими в одной организации, с целью повышения эффективности деятельности этой организации. Для решения этого вопроса созданы тренинги командообразования. Командообразование происходит от английских слов team building (тимбилдинг), что в переводе означает «создание команды».

Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и межкомандными.

Тренинги по командообразованию способствуют:
формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
повышению уровня личной ответственности за результат;
переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;
повышению уровня доверия и заботы между членами команды;
переключению внимания участника с себя на команду;
повышению командного духа и дают заряд позитивного настроения.

4.Тренинговые упражнения.

А) «Групповое ожерелье»

"Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

- У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

Вопросы для обсуждения:

- Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

- Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

- Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

- Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?

- Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших товарищей?

Б) «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: « Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы - одна команда»! »

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы - разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы - одна команда!»

В) «Мой вклад в команду»

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному - выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Г) «Мост»

В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы : скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Д ) «Согни листок»

Цель упражнения

Показать разность восприятия, стереотипы в восприятии.

Время

5 -7 минут Размер группы Любой

Ход упражнения

Каждый участник берет лист бумаги формата А4 или A5 и закрывает глаза. Обязательно берет шариковую ручку. Попросите участников согнуть лист пополам. Если кто-нибудь спросит, как и в какую сторону сгибать - Просто повторите задачу, и не отвечайте на вопрос. Получившееся согнуть еще раз пополам. И еще раз. После этого предложить на выбор 1 обязательное действие. Оторвать уголок Сделать отверстие ручкой.

Дебрифинг

Откроем глаза. Покажите, у кого, что получилось?

Кто был уверен что бумага и ручка для того что бы что то записывать?

Почему работает стереотип?

Вы довольны результатом?

Почему у вас на выходе листы получились разными?

Акцент - Больший лист – проще дырявить и рвать чем маленький.

Ценность упражнения

Кто в первом шаге моей инструкции задал уточняющий вопрос? Остальные, почему промолчали? Где в нашей работе или жизни встречаются такие ситуации? (возврат на размер листа, стререотип с ручкой) К чему они могут привести? Что нужно делать, чтобы такого не случилось?

5. Итоги упражнений:

1). Как Вы себя чувствовали?

2). Что мы могли наблюдать в ходе наших упражнений?

3). Что Вас удивило?

4). Что Вы еще хотели бы узнать и сказать друг другу?

Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.



Просмотров