Современные проблемы науки и образования. О роли психологической службы в первичной профилактике социально обусловленных заболеваний 2 к социально обусловленным заболеваниям относят

СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Составители:

д.м.н., профессор Козлов С.Б., к.м.н., доцент Халепо О.В.

Основы социальной медицины

Учебно-методическое пособие

(для студентовзаочной формы обучения, обучающихся по специальности 040101 (350500) Социальная работа )

Смоленск, 2008

ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Социальные и генетические основы здоровья

Тема 1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины. Социальная медицина как наука о закономерностях общественного здоровья, способах его сохранения и укрепления. Междисциплинарный характер социальной медицины. Изучение социальных, психологических факторов, а также факторов окружающей среды, влияющих на здоровье и заболеваемость. Взаимосвязи между медициной и обществом.

Наиболее эффективные способы и средства преодоления болезней, повышения уровня общественного здоровья.

Деятельность социальных работников, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Определение понятия “ здоровье”. Здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья: образ жизни, наследственность, окружающая среда и другие.

Системный подход в решении проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, социально- гигиенический, медико- биологический, психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический, теологический.

Закономерности и тенденции формирования и проявления отношения человека к здоровью. Пути и средства формирования адекватного отношения личности к здоровью на разных этапах ее жизненного пути. Наука о здоровье: состояние и перспективы.

Тема 3. Социальная обусловленностьздоровья

Социальное благополучие как составляющая здоровья. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье.

Факторы и группы риска заболеваний. Социально- гигиенический мониторинг. Социальная сущность наиболее распространенных и значимых болезней: алкоголизм, наркомании, токсикомании, психические, сердечно- сосудистые, онкологические, инфекционные заболевания, СПИД.

Основные направления социальной политики государства, способствующие сохранению и укреплению здоровья населения на этапе реформ: деловая помощь социально уязвимым группам, реформа организационных структур и источников финансирования здравоохранения, социальной защиты населения, нормализация демографической ситуации. Медицина и здоровье. Место учреждений здравоохранения в охране здоровья населения.

Тема 4. Генетическая обусловленностьздоровья

Генетические факторы как общебиологические константы. Генотип как совокупность генов, здоровых и патологически измененных, получаемых от родителей. Мутации - изменения в генах, происходящие на протяжении индивидуальной жизни.

Группы заболеваний, обусловленные генетическим риском. Хромосомные и генные наследственные болезни (болезнь Дауна, гемофилия и другие).

Наследственные болезни, возникающие под воздействием внешних факторов (подагра, психические расстройства и другие).

Заболевания с наследственным предрасположением (гипертоническая и язвенная болезнь, экзема, туберкулез и другие).

Тема 5. Индивидуальное и общественное здоровье

Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Заболеваемость. Виды заболеваемости. Уровень и структура заболеваемости. Госпитализированная заболеваемость: структура, основные показатели. Заболеваемость инфекционными и неинфекционными болезнями. Заболеваемость с временной и стойкой утратой трудоспособности.

Заболеваемость отдельных возрастно- половых и социальных групп населения. Травматизм, его характеристика и социальное значение.

Инвалидность. Причины инвалидности, распространенность.

Физическое развитие. Определение, основные и дополнительные признаки. Факторы, влияющие на уровень физического развития.

Комплексная оценка состояния здоровья населения. Группы здоровья, их характеристика.

Тема 6. Демографические показатели в оценке здоровья населения

Использование в оценке здоровья важнейших демографических показателей. Источники получения информации о здоровье населения.

Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Их динамика. Сравнительная характеристика с соответствующими показателями других стран.

Показатели смертности как важнейшие критерии в оценке состояния здоровья населения. Общая смертность. Материнская смертность. Младенческая и детская смертность. Причины. Медико- социальное значение. Факторы, влияющие на показатели рождаемости и смертности. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Сравнительная СППЖ в разных странах.

Обострение демографической ситуации в современной России.

Тема 7. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье

Достижения науки и техники в лечении болезней. Использование современной науки и техники в диагностике заболеваний: медицинская техника, аппаратура, оборудование, предметы медицинского назначения.

Разработка и производство лекарственных средств как достижение научно- технического прогресса (НТП) на различных этапах развития общества.

Интеграция физики, химии, биологии и математики в решении общебиологических проблем.

Совершенствование условий жизни и труда, производство материальных благ. Влияние развития НТП на среду обитания человека. Зоны экологического бедствия. Заболевания, связанные с техническим прогрессом. Разработка экологически безвредных технологий.

Тема 8. Физическая культураи рекреация

Двигательная активность и здоровье. Гиподинамия как фактор риска заболеваний. Формы и методы занятий физической культурой. Физические упражнения, основные виды и их классификация. Ходьба и бег. Аэробная тренировка. Принципы оздоровительной тренировки; основные ее виды: ритмическая гимнастика, общая физическая подготовка, шейпинг. Нетрадиционные методы физического воспитания: йога, древние боевые и оздоровительные системы.

Организация физкультурно- оздоровительной работы. Физкультурно- оздоровительные группы. Медицинский контроль и самоконтроль. Школы здоровья. Детские и юношеские клубы физической подготовки, клубы любителей физической культуры (по интересам).

Понятие “ рекреация”. Рекреационные зоны. Рекреационные услуги. Понятие об “ индустрии здоровья”.

Особенности развития физической культуры и рекреации в условиях новых хозяйственных отношений.

Тема 9. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактике заболеваний

Охрана здоровья граждан как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного и медицинского характера. Основные принципы охраны здоровья граждан.

Понятие о причинах и факторах риска для здоровья. Информирование населения о проблемах здоровья.

Профилактические программы и их эффективность в борьбе с преждевременной смертностью.

Принципы индивидуального подхода в массовой профилактике. Избирательное просеивание (скрининг). Социально- гигиенический мониторинг.

Обеспечение необходимого качества жизни как наиболее общая цель в области охраны здоровья населения. Способы улучшения качества жизни.

Участие населения в решении проблем здоровья. Его мотивация на ведение образа жизни, способствующего предупреждению болезней и укреплению здоровья.

Тема 10. Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Формирование организационно- экономических основ правового механизма обеспечения здоровья населения.

Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Состояние правовой базы охраны здоровья населения в России.

Компетенция органов законодательной и исполнительной власти в области охраны здоровья. Финансирование охраны здоровья. Организация охраны здоровья граждан. Права граждан в области охраны здоровья. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.

Права граждан при оказании медико- социальной помощи. Гарантии осуществления медико- социальной помощи гражданам. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.

Перспективы развития законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья населения.

Раздел II. Организация медико-социальной помощи населению

Тема 1. Системы здравоохраненияв России

Понятия “ охрана здоровья” и “ здравоохранение”.

Государственная система здравоохранения. Государственные гарантии населению в оказании медицинской помощи. Принципы деятельности государственной системы здравоохранения. Организационная основа деятельности. Органы управления. Учреждения государственной системы здравоохранения. Государственные программы здравоохранения.

Муниципальная и частная системы здравоохранения в Российской Федерации: состояние, перспективы, правовая база.

Инновационные структуры в здравоохранении. Источники финансирования систем здравоохранения.

Тема 2. Организация лечебно-профилактической помощи населению

Основные виды лечебно- профилактических учреждений. Система первичной медико- санитарной помощи. Поликлиника: структура, принципы и методы работы.

Стационар: структура и организация работы. Многопрофильный и специализированный стационар.

Служба скорой и неотложной помощи населению. Реабилитационные учреждения.

Организация лекарственного обеспечения.

Особенности организации лечебно- профилактической помощи отдельным группам населения. Медико- санитарная часть. Здравпункт. Родильный дом. Женская консультация. Детская больница.

Организация травматологической помощи.

Особенности организации медицинской помощи больным инфекционными, венерическими, психическими, онкологическими заболеваниями.

Управление здравоохранением. Особенности в период экономических и социальных реформ.

Место и роль специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения.

Тема 3. Организация медико-социальной работы

Место и роль социальной работы при оказании медико- социальной помощи. Основные функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико- социальной помощи.

Медико- социальная работа как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого- педагогического и социально- правового характера.

Состояние социальной работы в здравоохранении Российской Федерации. Состояние медико- социальной работы в учреждениях социального обслуживания

системы социальной защиты населения.

Тема 4. Лекарственное обеспечение

Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.

Практические пути по достижению здоровья для всех. Обеспечение равенства для всех - достижение здоровья для всех. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Активное участие хорошо информированного и мотивированного населения. Межсекторальное сотрудничество в осуществлении политики, способствующей укреплению здоровья населения и сокращению факторов риска. Удовлетворение основных медико- санитарных потребностей населения путем предоставления услуг, максимально приближенных к месту жительства и работы.

Решение общих проблем достижения здоровья для всех путем международного сотрудничества.

Раздел III. Формирование здорового образа жизни

Тема 1. Понятие и сущность здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье

Определение понятий “ образ жизни”, “ здоровый образ жизни”. Системный подход в оценке образа жизни. Образ жизни и условия жизни, их взаимосвязь.

Место образа жизни в структуре причин, обусловливающих современную патологию человека.

Факторы риска заболеваний, обусловленные образом жизни. Гиподинамия. Несбалансированное питание. Вредные условия труда. Стрессы. Курение. Потребление наркотиков. Злоупотребление лекарствами. Низкий образовательный и культурный уровень. Высокий уровень урбанизации.

Сущность здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни как основа профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.

Пути формирования здорового образа жизни.

Участие социальных работников в формировании здорового образа жизни на индивидуальном и групповом уровне.

Тема 2. Культураи здоровье

Культура, медицина и здоровье: основные определения.

Гигиеническое воспитание и здоровый образ жизни как часть общей культуры человека. Зависимость образа жизни от социального положения, профессии, религии, национальных традиций.

Культуратруда, потребления, общения.

Народная гигиена. Народные обычаи и обряды, связанные с ритмичностью в жизни и работе, выбором места поселения, безопасным водоснабжением, рациональным питанием, одеждой и обувью, уходом за детьми, использованием бани и др.

Искусство и здоровье. Воздействие искусства на эмоциональную сферу человека.

Психотерапевтический и психогигиенический эффект от воздействия произведений искусства. Музыка и здоровье. Телевидение и кино. Медико- социальная оценка телесериалов.

Литература и здоровье. Особенности восприятия художественной литературы. Мода и здоровье. Отличие моды от стиля и традиции. Мода на одежду, обувь,

головные уборы. Мода на спорт, физические упражнения. Модные диеты и их

возможные последствия. “ Модные болезни”: “ шнуровая печень”, “ джинсовый дерматит” и др. Мода на вредные привычки. Мода на здоровье.

Тема 3. Социально-медицинские аспекты здоровогообраза жизни

Рациональное питание. Основные принципы. Организация, содержание, формы и средства гигиенического воспитания по вопросам рационального питания.

Двигательная активность. Значение для укрепления, сохранения и восстановления здоровья. Сущность оздоровительного воздействия двигательной активности.

Личная и коммунальная гигиена.

Режим труда и отдыха. Чередование видов деятельности.

Неприятие вредных привычек: табакокурения, злоупотребления алкогольными напитками.

Сексуальная культура. Физиологические, психологические и социальные аспекты половой жизни. Сексуальная культура и планирование семьи.

Тема 4. Формирование экологически грамотного поведения

Экологическая обусловленность здоровья. Факторы внешней среды и здоровье: воздух, вода, флора, фауна, климатические явления.

Информированность населения о состоянии экологии. Своевременность и достоверность такой информации. Умение пользоваться ею социальным работником в профилактических целях.

Загрязненность атмосферного воздуха и питьевой воды как серьезная опасность для здоровья. Кислотные дожди и токсические туманы: поведение населения и действия специалистов.

Знание основных источников загрязнения атмосферы и выбор приемлемого поведенческого решения с учетом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

Вредные вещества в воде и продуктах питания: умение определить в домашних условиях, принять правильное решение о дальнейшем использовании, знание методов обработки и очистки продуктов.

Неорганизованный отдых, неизвестная местность, сомнительный водоем - возможные последствия для здоровья. Экологически грамотное поведение.

Метеорологические условия и метеорологический прогноз. Значение для поведения больных, страдающих болезнями сердечно- сосудистой системы и органов дыхания.

Профилактическое мышление и экологически грамотное поведение лиц, принимающих решения. Последствия принимаемых решений для коллектива, микрорайона, региона.

Тема 5. Гигиеническое воспитание как межсекторальная проблема

Философские, социологические, социально- психологические, психолого- педагогические, медицинские, правовые и экономические аспекты гигиенического воспитания населения.

Гигиеническое воспитание и гигиеническая культура. Гигиеническая культура как часть общегуманитарной культуры. Кадровое обеспечение гигиенического воспитания.

Современные “ учителя здоровья”: медики, педагоги, психологи, социальные работники, лица, принимающие решения и другие специалисты.

Деятельность по гигиеническому воспитанию в учреждениях медицинского и немедицинского профиля.

Тема 6. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания

Создание проблемной ситуации. Ориентировка социального работника в практических ситуациях. Знания, необходимые для решения проблемных ситуаций в гигиеническом воспитании. Разрыв между знаниями вопросов гигиенического

воспитания и умениями применять их в практической работе как главная причина отсутствия умения действовать в практических ситуациях. Овладение обобщенными приемами умственной деятельности.

Выбор основного направления, форм и средств гигиенического воспитания в практической деятельности. Ведущие признаки ситуаций, наблюдаемые в практике социального работника: количественный состав, однородность аудитории, готовность реципиентов, экстремальность ситуации. Основные типы ситуации и соответствующие им формы и средства гигиенического воспитания.

Схемы- предписания обобщенных приемов умственной деятельности, умение пользоваться ими. Ориентировка с помощью схем- предписаний алгоритмического типа.

Раздел IV. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Тема 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как государственнаязадача

Санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения.

Закон “ О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения” как мера социальной защиты населения, его основные разделы и статьи. Система мер санитарно- гигиенического характера по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Региональные и местные программы укрепления здоровья, профилактики заболеваний и оздоровления среды. Роль социальных работников в их подготовке и реализации.

Права и обязанности граждан по вопросам санитарно- эпидемиологического благополучия.

Тема 2. Деятельность центров санитарно-эпидемиологическогонадзора

Центры государственного санитарно- эпидемиологического надзора как основные учреждения, осуществляющие контроль за соблюдением санитарного законодательства.

Основные направления деятельности центров государственного санитарно- эпидемиологического надзора: санитарно- эпидемиологический мониторинг, выявление причин заболеваний, учет заболеваемости, предупредительный санитарно- эпидемиологический надзор, ведомственный и производственный контроль.

Взаимодействие учреждений государственной санитарно- эпидемиологической службы с другими службами, организациями, учреждениями и гражданами.

Формирование гигиенической культуры населения. Информированность населения о санитарно- эпидемиологической обстановке в округе, городе, регионе. Роль социальных работников в формировании санитарной культуры населения.

Тема 3. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

Климат и здоровье. Воздействие климатических факторов на биологический ритм человека, сезонную заболеваемость, метеотропную чувствительность (давление воздуха, электрического состояния атмосферы, интенсивности солнечной радиации и др.).

Понятие о биологических ритмах человека. Десинхроноз и его неблагоприятные последствия для здоровья.

Градообразующие факторы, лежащие в основе формирования городской застройки. Выбор территории, зонирование населенного пункта (города, села) с точки

зрения возможного неблагоприятного влияния природной среды на здоровье населения. Значение санитарно- защитных зон для ослабления неблагоприятного влияния факторов городскойсреды, их благоустройство.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние химических выбросов в атмосферу на здоровье населения. Показатели, по которым оценивается качество атмосферного воздуха, их количественные и нормативные характеристики. Острое и хроническое воздействие на человека химических выбросов. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на климат.

Мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха: технические, планировочные, санитарно- технические, биологические.

Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека. Понятие об основных характеристиках комфортности жилья. Санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к жилищу.

Питьевое водоснабжение. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Значение питьевого водоснабжения для здоровья населения. Его источники. Контроль.

Законодательные документы по обеспечению прав граждан на благоприятные условия жизни.

Тема 4. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих

Опасные и вредные производственные факторы, их влияние на организм работающих. Острые и хронические профессиональные заболевания (отравления). Механизм их расследования, Классификация труда по степени вредности, опасности, тяжести и напряженности.

Гигиена труда женщин. Особенности женского организма и его адаптации к производственным условиям. Специфические функции женщин и влияние на них производственных факторов.

Основы законодательства по охране и гигиене труда. Конституция. Кодексзаконов о труде (КЗОТ). Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные нормы и правила. Охрана труда женщин. Надзор и контроль за соблюдением законодательных актов в области охраны и гигиены труда.

Профессиональная заболеваемость. Особенности установления и подтверждения профзаболеваний. Профессиональная инвалидность. Потери общей и профессиональной трудоспособности. Пенсионное обеспечение.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный научно-исследовательский институт

организации и информатизации здравоохранения

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ

СОЦИАЛЬНО

ОБУСЛОВЛЕННЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ

Научные труды

МОСКВА

2004 г.

1 ИД №01267 от20.03.2000 г.

РИО ЦНИИОИЗ МЗ и СР РФ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО

ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ: научные труды Российской научно-практической конференции.

ISBN 5-94116-011- Под общей редакцией академика РАМН Стародубова В.И.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

Михайлова Ю.В. – д.м.н., профессор, Артюхов А.С. – д.м.н., профессор, Еремичева Т.И. – к.м.н., Купина Н.Н. – ст.н. сотрудник, Ластовецкий А. Г. – д.м.н., Магнитский В.А. – к.м.н., Соболева Н.П. – к.м.н., Сон И.М. – д.м.н.

Дизайн и художественное оформление: Юркевич А.И.

Верстка: Ахматгареев В.С.

Корректор: Канаева Е.В.

Печать и брошюровка: Плесков Р.А.

Отпечатано в РИО ЦНИИОИЗ МЗ и СЗ РФ Москва, ул. Добролюбова, Заказ 4с- ISBN 5-94116-011- © РИО ЦНИИОИЗ МЗ и СЗ РФ, 2004 г.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Проблемы интеграции социально обусловленных заболеваний. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Сон И.М. Новые тенденции распространенности социально значимых заболеваний. Войцехович Б.А., Клещенко Е.И. Социально значимые заболевания в обществе и роль спецконтингента главного управления исполнения наказаний в их распространении. Цыбульская И.С., Цыбульский В.Б. Муниципальный уровень в мониторинге социально значимых заболеваний (на примере Краснодарского края). Кондракова Э.В. ВИЧ-инфекция и туберкулез в Свердловской области. Нечаева О.Б., Эйсмонт Н.В. Особенности течения туберкулеза легких у наркозависимых больных. Задремайлова Т. А., Куликова О.В., Новикова Т. И. Туберкулез легких среди больных психическими заболеваниями. Новикова Т. И., Поросная С. И., Чепурин В.В., Моисеева Н. В. Распространенность социально обусловленных заболеваний среди студенческой молодежи и меры их профилактики. Круглякова И.П. Современные проблемы и перспективы развития фтизиатрической службы в Российской Федерации. Шумов А.В. Резервуар туберкулезной инфекции в России в современных условиях. Хрулёва Т. С. Особенности выявления и распространения туберкулеза среди различных социальных групп населения. Сон И.М., Тен М.Б., Пронина Т.В. Социальная и профессиональная характеристика впервые выявленных больных туберкулезом органов дыхания в г. Москве. Горбунов А.В., Сон И.М., Ростовцев С.А. Медико-социальная характеристика впервые выявленных больных туберкулезом Социальная характеристика детей с различными проявлениями туберкулезной Туберкулез как причина детской инвалидности (региональные аспекты). Цыбульская И.С., Структура нарушений в репродуктивной системе девочек-подростков, больных туберкулезом органов дыхания. Анкина О.А., Стаханов В.А., Овсянкина Е.С., Смертность от туберкулеза впервые выявленных больных. Попович В.К., Михайлова Ю.В., Причины смерти от туберкулеза. Нечаева О.Б., Скачкова Е.И., Попович В.К. Болезни, передаваемые половым путем, один из показателей общественного здоровья Организационные мероприятия в учреждениях пенитенциарной системы во взаимодействии с органами общественного здравоохранения по совершенствованию диагностики и профилактики сифилиса. Юсуфов Р.Ш., Гаджимурадов М.Н., Медико-социальная характеристика пациентов гепатитного центра и центра Опыт государственного страхования медицинских работников при социально обусловленных заболеваниях (вирусных гепатитах и ВИЧ-инфицировании).

Мерзляков В.А., Кузьмин Е.Г., Муравьева М.М., Кузьмин А.Е. К вопросу актуальности проблемы употребления наркотических веществ подростками.

К оценке роли информационной среды и виртуальных коммуникаций в формировании здоровья населения и развитии социально обусловленной патологии.

Рост неэпидемической и неинфекционной патологии как результат воздействия искусственной среды обитания на общественное развитие. Савельев В.Н., Структура психических расстройств и методы их профилактики в Чувашской

ОЦЕНКА ПОТЕРЬ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНО

ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Когортный анализ смертности населения России от социально обусловленных заболеваний. Ермаков С.П., Антонюк В.В., Царьков А.О., Попович В.К. Возрастные, гендерные и региональные особенности смертности от туберкулеза в Социально опасные заболевания (врожденный сифилис, гепатит С) в условиях Дома Эпидемиология туберкулеза и его социальные основы. Шилова М.В. Анализ выявления и результатов наблюдения запущенных форм туберкулеза.

Определение степени достоверности показателя смертности от туберкулеза в Москве.

Сон И.М., Сельцовский П.П., Андрюхина Г.Я., Ростовцев С.А. Причины смерти пациентов в терапевтическом отделении городского противотуберкулезного стационара. Борисова М.И., Куулар Д.Э., Самсонов А.Н., Динамика и прогноз первичной инвалидности трудоспособного населения вследствие туберкулеза на региональном уровне. Мавликаева Ю.А., Подлужная М.Я. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов при туберкулезе. Калюк А.Н., Повышение экономической эффективности в организации деятельности противотуберкулезной службы. Валиев Р.Ш., Хуснутдинова В.Р., Валиев Н.Р., Оценка распространенности ВИЧ-инфекции, сифилиса и факторов риска их передачи в Динамика здоровья населения в зависимости от доходов (1990-2002 гг.). Киселев А.С. Заболеваемость, инвалидность, медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов при болезнях органов дыхания в Удмуртской Республике. Мухаметгалеева Е.Д., Социально-гигиенические особенности контингента инвалидов вследствие болезней органов дыхания на региональном уровне. Пустынкина М.О., Солдатченко С.З., Роль загрязнителей питьевой воды в развитии заболеваемости и инвалидизации детей в Республике Мордовия и России. Цыбульская И.С., Сулькина Ф.А.,

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ПРИ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Современные подходы к курации противотуберкулезных учреждений. Краснов В.А., Калачев И.В., Погожева Л.М., Мурашкина Г.С., Степанов Д.В., Свистельник А.В, Ревякина О.В., Новикова Н.М., Алексеева Т.В., Силайкина С.Т. Организация борьбы с туберкулезом у детей в России. Аксенова В.А., Клевно Н.И. Оптимизация стационарозамещающих форм организации лечения больных туберкулезом легких. Старостенко Е.В., Таранцева В.Г., Белухина А.В., Чеботарева Т.С. К вопросу о тактике обследования детей с инфекциями, передаваемыми половым Изучение образовательных аспектов и уровня информированности подростков о мерах профилактики заболеваний, передаваемых половым путем. Хисматуллина З.Р., Анализ эффективности использования коечного фонда кожно-венерологических Организация противотуберкулёзной помощи лицам с психическими расстройствами, поступающим или проживающим в психоневрологических интернатах г. Москвы.

Организация противотуберкулёзных мероприятий в стационарных учреждениях Министерства социальной защиты Свердловской области. Эйсмонт Н.В. Психологические аспекты в лечении туберкулеза легких у женщин. Трифонова Н.Ю., Выявление групп риска алкоголизации населения (на примере Кировской области).

Показатели деятельности дерматовенерологических коек в Российской Федерации.

Некоторые аспекты и пути решения проблем больных наркоманиями в Среднем Поволжье. Сапрыкина А.Г., Корякин С.А., Богатырёва Г.П.,Баринова Ж.В. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией граждан Московской области. Галанова Г.И., Опыт выездной работы по профилактике ВИЧ-инфицирования. Кузьмин Е.Г., Курина Н.В., Организационно-функциональная модель оказания медико-профилактической помощи ВИЧ-инфицированным на догоспитальном этапе на территории Пермской области.

Химиопрофилактика туберкулезной инфекции у детей раннего и дошкольного возраста.

Медико-биологическая и социально-гигиеническая характеристика больных туберкулёзом в районе крупного города. Саенко Г.И. Некоторые аспекты организации выявления больных туберкулезом в условиях Особенности организации лечебнопрофилактической помощи больным туберкулезом органов дыхания во время беременности, родов и послеродовом периоде.

Похожие работы:

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Тверской государственный университет” Экономический факультет Кафедра математики, статистики и информатики в экономике И Н ФО Р М АЦ И О Н Н О Е П И С ЬМ О Уважаемые коллеги! Экономический факультет Тверского государственного университета и кафедра математики, статистики и информатики в экономике проводят III Международную научно-практическую конференцию “Математика, статистика и...»

«ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2011 Культурология и искусствоведение №4 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Т.И. Ширко МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: БИБЛИОТЕКИ, МУЗЕИ, АРХИВЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО КРАЕВЕДЕНИЯ 17–21 октября 2011 г. в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского прошла Межрегиональная научная конференция Краеведение как социокультурный феномен: библиотеки, музеи, архивы в системе...»

«Министерство образования Московской области VII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Академия информатизации образования ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ, НАУКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ Академия социального управления VII INTERNATIONAL SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE АНО ВПО Московский гуманитарный институт INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN EDUCATION, SCIENCE AND MANUFACTURE Ataturk Universty Kazim Karabekir Educational Faculty Primary Education Department...»

« материалы конференции, 2011, 451 страниц, 5927508979, 9785927508976, Изд-во Южного федерального ун-та, 2011. Материалы конференции предназначены для специалистов Опубликовано: 23rd February Экология. Экономика. Информатика: XXXIX конференция Математическое моделирование в проблемах рационального природопользования (5-10 сентября 2011 г.) : ...»

« Екатеринбург Екатеринбург РГППУ 2010 Министерство образования и наук и Российской Федерации ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Материалы 3-й региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов 26 апреля 2010 г., ...»

«Примерная образовательная программ (ПООП) дает рекомендации ВУЗам для разработки и проектирования Основной образовательной программы (ООП) каждым ВУЗом по направлению Прикладная математика и информатика, степень (квалификация) бакалавр. 1. Задачи профессиональной деятельности бакалавров Бакалавр прикладной математики и информатики в результате освоения образовательной программы должен решать следующие профессиональные задачи, соответствующие основным видам профессиональной деятельности и...»

«Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Военный факультет ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Материалы 49-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов (Минск, 8 мая 2013 года) Минск БГУИР 2013 УДК 001.895:378 Редакционная коллегия: А.М. Дмитрюк, С.Н. Касанин, С.И. Паскробка, Р.А. Градусов, С.Н. Ермак Инновационные технологии в учебном процессе: материалы 49-й научной...»

«РЕШЕНИЕ I Молодежной научно-практической конференции по проблемам недропользования (г. Екатеринбург, ИГД УрО РАН, 14 февраля 2007 г.) Конференция проведена Институтом горного дела УрО РАН при поддержке Президиума УрО РАН, объединенного ученого совета по наук ам о Земле, совместно с Институтом геофизики УрО РАН, Институтом геологии и геохимии УрО РАН, Горным институтом УрО РАН, Уральским государственным горным университетом. В работе конференции приняли участие около 40 человек, представляющих...»

«ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ (ИБРР–2009) VI САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Санкт-Петербург, 28-30 октября 2009 года ТРУДЫ КОНФЕРЕНЦИИ Санкт-Петербург 2010 http://spoisu.ru VI САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ (ИБРР–2009) Санкт-Петербург, 28-30 октября 2009 года ТРУДЫ КОНФЕРЕНЦИИ Санкт-Петербург 2010 http://spoisu.ru УДК (002:681):338. И Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2009). VI...»

«Доклады по компьютерным наук ам 01 и информационным технологиям Издается с 2012 года. www.LectureNotes.ru Редакционный совет Александр Авдеев, Intel, Россия, Москва Сергей Белов, IBM, Россия, Москва Александр Гаврилов, Microsoft, Россия, Москва Виктор Гергель НИУ Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского, Россия Нижний Новгород Александр Гиглавый Лицей информационных технологий, Россия, Москва Дмитрий Игнатов НИУ Высшая Школа Экономики, Россия, Москва Михаил Лаврентьев...»

«ГБОУ СОШ № 1905 Ежегодная общешкольная Конференция 29 октября 2013 года Повестка дня Публичный отчет директора школы 1 Итоги 2012-2013 учебного года Завершение процесса реорганизации 2 ГБОУ СОШ № 1905 Задачи на 2013-2014 учебный год 3 Выборы членов Управляющего Совета 4 школы Профилактика вирусных заболеваний 5 Отчет работы комиссии по питанию 6 1 2 3 4 5 6 ГБОУ СОШ LOGO № 1905 Основные направления развития Повышение качества образования Развитие образовательной инфраструктуры Обеспечение...»

«Министерство образования и наук и Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Вологодский государственный университет Первая Всероссийская междисциплинарная научная конференция молодых ученых Официальный сайт конференции: www.vologda-uni.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1864 Программный комитет Соколов Леонид Иванович, доктор технических наук, профессор, ректор Вологодского государственного...»

«Филиал ФГБОУ ВПО МГИУ в г. Вязьме Министерство образования и наук и РФ филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет в г. Вязьме Смоленской области (филиал ФГБОУ ВПО МГИУ в г. Вязьме) Республика Беларусь г. Брест Брестский государственный технический университет Украина, г. Полтава Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка МЕЖДУНАРОДНАЯ...»

«Министерство образования и наук и Российской Федерации Федеральное агентство связи Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области инфокоммуникационных технологий и систем связи Юго-Западный государственный университет _ XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВУЗОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ 19-21 июня 2012 г. Курск Россия Труды конференции Москва – Курск 2012 УДК 378.1: 621.39 XII Международная научно-методическая конференция вузов и...»

« КОНФЕРЕНЦИИ Санкт-Петербург 2007 http://spoisu.ru V САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ (ИБРР–2007) Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ Санкт-Петербург 2007 http://spoisu.ru УДК (002:681):338.98 V Санкт-Петербургская Межрегиональная конференция Информационная...»

«Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова Ассоциация учителей и преподавателей информатики АНО Информационные технологии в образовании НПП БИТ про приглашают стать участником XXI Международной конференции-выставки Информационные технологии в образовании (ИТО-2011) Мероприятие пройдет с 1 по 3 ноября 2011 года, в МГУ имени М.В.Ломоносова 24–26 марта 2011 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова прошел Всероссийский Съезд учителей информатики - первый съезд преподавателей информатики в...»

«Пятая всероссийская научно-практическая конференция по имитационному моделированию и его применению в наук е и промышленности ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИММОД-2011 Труды конференции ТОМ II Генеральный спонсор конференции ООО Экс Джей Текнолоджис www.anylogic.ru Санкт-Петербург 2011 ISBN 978-5-905526-02-2 СОСТАВИТЕЛИ А. М. Плотников, Б. В. Соколов, М. А. Долматов Компьютерная верстка Л. П. Козлова Редактирование Е. П. Смирнова, Л. А. Яковлева © ОАО Центр технологии и...»

« УГП имени А. К. Айламазяна, г. Переславль-Залесский, апрель 2014 Переславль-Залесский УДК 519.71 ББК 22.18 П78 Наукоёмкие информационные технологии // Труды XVIII Молодежной научно-практической конференции SIT-2014: г. ПереславльЗалесский: апрель 2014: УГП имени А. К. Айламазяна / Под редакцией С. М. Абрамова и С. В. Знаменского. –...»

«Республики Беларусь Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Федеральная служба технического и экспортного контроля Российской Федерации Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь Государственное предприятие НИИ ТЗИ Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Департамента охраны МВД Республики Беларусь Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси Академия управления при Президенте Республики Беларусь...»

«УДК 1:001 ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ Аноприенко А.Я. Донецкий национальный технический университет, г. Донецк Кафедра компьютерной инженерии E-mail: [email protected] Аннотация Аноприенко А.Я. Вызовы и перспективы развития высшего образования в области компьютерных наук и технологий. В докладе представлен краткий перечень основных вызовов в области компьютерных наук и технологий, на которые предстоит ответить украинскому...»

Психические расстройства и расстройства поведения.

Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Сахарный диабет.

Злокачественные новообразования.

Туберкулез.

Гепатит.

Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем.

Болезни, вызванные повышенным кровяным давлением.

Понятие «социально-значимые заболевания».

Элементарный анализ словосочетания «социально значимые» показывает, что заболевания данной группы имеют большое значение для общества, представляют угрозу большому количеству человек. Понятие социально-значимых заболеваний включает ряд заболеваний несущих наибольшую угрозу благополучию населения страны. Основные признаки, закладываемые в понятие социально-значимого заболевания это:

· массовость заболевания, то есть высокий процент распространения заболевания среди населения, в том числе наличие значительного процента «скрытых» больных в социуме,

· высокие темпы ежегодного прироста количества больных, заболевания данной группы имеют особенность достаточно быстро распространяться,

· ограничение полноценного функционирования больного в социуме при наличии такого заболевания,

· опасность заболевания для окружающих,

· инфекционный и неинфекционный характер.

Кроме того, заболевания, относящиеся к данной категории, не только разрушают здоровье и организм человека, но и несут за собой отрицательные социальные последствия: потеря семьи, друзей, работы, средств существования и др. Характерная черта таких заболеваний заключается в том, что они уносят в основной массе жизни молодежи, людей трудоспособного возраста. Важной особенностью социально значимых заболеваний является то, что если знать, как не заболеть и соблюдать определенные правила, то болезнь можно предотвратить или купировать на ранней стадии заболевания.

Ситуация с распространением заболеваний данной группы стала настолько острой, что вызывает беспокойство на уровне правительства Российской Федерации. Эпидемиологические наблюдения послужили основанием для составления перечня социально значимых заболеваний . В соответствии со статьей № 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Правительство Российской Федерации утвердило перечень заболеваний, относящихся к категории социально значимых. (Постановление от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»). В данный перечень вошли: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), туберкулез, гепатит, инфекции передающиеся половым путем, сахарный диабет, злокачественные новообразования, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.


Приказом Минздравсоцразвития от 07.10.2011 №1154н утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2011 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование мероприятий региональных программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ, в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)», в целях финансового обеспечения расходов на совершенствование оказания специализированной медицинской помощи:

При заболеваниях сахарным диабетом;

При заболеваниях туберкулезом;

При онкологических заболеваниях;

При заболеваниях инфекциями, передаваемыми половым путем;

При заболеваниях психическими расстройствами;

При заболеваниях артериальной гипертонией;

При заболеваниях ВИЧ – инфекцией;

При заболеваниях вирусными гепатитами.

Включение определенной нозологии в перечень социально значимых заболеваний зависит от ряда национальных, культурных и экономических факторов. Например, в Японии диабет относится к распространенным, но при этом не социально значимым заболеваниям. Лекарственное обеспечение и просвещение больных организовано таким образом, что их средняя продолжительность жизни не ниже, чем у человека, не болеющего диабетом. Туберкулез – серьезная проблема для России, многих стран Африки и Азии, а в странах Северной Америки распространенность заболевания низкая.

35 % составляет в настоящее время доля осложнений при сахарном диабете. Ампутации конечностей подвергся 1% больных. Всего впервые в течение года инвалидами вследствие сахарного диабета были признаны 38,6 тыс. человек.

Заболеваемость сосудистыми расстройствами головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии составляет 5776 случаев на 100000 тыс.населения, смертность – 325 случаев на 100 тыс. населения.

Число вновь зарегистрированных случаев заражения ВИЧ-инфекцией достигло 37,7 тыс., в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний – 2 тыс.случаев. Доля ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекций новорожденных, составила 75%.

Заболеваемость острыми вирусными гепатитами В и С достигла 8,6 и 4,5 случая на 100 тыс населения соответственно, хроническими вирусными гепатитами В и С – 51,4 случая на 100 тыс населения.

Социально значимые болезни и тем более болезни, представляющие опасность для окружающих, затрагивают общественные интересы. Здесь возможен конфликт между частными интересами, реализацией воли отдельных лиц (лечиться либо нет) и интересами общества. Наконец, государственные интересы - это интересы, носителем которых является государство. Выразителями этих интересов выступают компетентные государственные и иные уполномоченные органы.

Сегодня уровень заболеваемости настолько высокий, что, по мнению многих эпидемиологов, социологов, врачей-гигиенистов, и др. для снижения социальной значимости заболеваний данной группы, кроме всего выше сказанного, необходимо обеспечить:

· полноценное функционирование индивида в социуме при наличии заболевания.

· снижение количества «скрытых» больных и гарантия отсутствия значимого количества подобных больных в социуме (за счет повышения качества диагностики в первые годы количество официально зарегистрированных больных обязательно увеличится, однако, в конце-концов социальная значимость заболевания будет снижена, вследствие снижения количества смертельных и серьезно травмирующих организм исходов лечения заболевания, в виду начала лечения на ранней стадии, например, онкологических больных) .

Итак, социально значимые заболевания – это группа заболеваний представляющих угрозу современному обществу. Сегодня ситуация с распространением социально значимых заболеваний очень серьезная, требующая консолидации многих структур причем не только государственных, медицинских, педагогических, но и добровольческих. Добровольчество имеет большой потенциал в организации первичной профилактики, суть которой заключается в расширении гигиенических знаний среди молодежи, формировании здоровьесберегающих стратегий поведения в ситуациях связанных с риском заражения либо началом развития заболевания.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные и опасные заболевания из приведенного перечня, входящие в 1-ую и во 2-ую группу.

2. Психические расстройства и расстройства поведения .Серьезную угрозу социальному благополучию людей представляют психические расстройства. Более 450 миллионов человек в мире страдают психическими или неврологическими расстройствами. Около четверти населения, как в развитых, так и в развивающихся странах страдают от тех или иных психических расстройств в различные периоды жизни.

В настоящий момент в мире насчитывается 120 миллионов человек с депрессией, 37 миллионов с болезнью Альцгеймера. Около 50 миллионов страдают эпилепсией, а 24 - шизофренией. Вместе с тем, по данным ВОЗ, 41 процент государств не имеет сформированной политики в отношении психических заболеваний, в 25 процентах стран отсутствует законодательство по этому вопросу. Две трети правительств выделяют на психиатрию не более одного процента бюджета здравоохранения.

Сегодня Всемирная организация здравоохранения отмечает тенденцию роста числа психических заболеваний в обществе. Некоторые специалисты связывают это явление с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране. По официальным данным, в России сегодня насчитываются 6 миллионов человек, имеющих проблемы с психикой. Согласно медицинской статистике, с 90-х годов Россия входит в пятерку стран с наиболее высоким числом самоубийств. Существующая эпидемиологическая ситуация обусловила попадание психических расстройств в перечень наиболее значимых социальных заболеваний. Наиболее высокий уровень первичной заболеваемости психическими расстройствами, особенно пограничной патологией, отмечается в подростковом возрасте. Это связывают с тем, что в этом возрасте каждый индивидуум испытывает действие двух естественных, но не однозначных процессов: интенсивной социализации личности и активной физиологической перестройки организма. Так, в частности, серьезной проблемой подросткового возраста является недостаточная социальная адаптация, проявляющаяся, прежде всего в высокой частоте нарушений поведения - от повышенной конфликтности и антидисциплинированности до поведения, обязательным и определяющим компонентом которого является совершение противоправных действий.

Чтобы предотвратить усугубление эпидемиологической ситуации, обществу необходимо осознать всю ее серьезность. Для этого люди должны располагать достоверной информацией об этих заболеваниях.

Депрессия (отлат. deprimo «давить», «подавить») - это психическое расстройство, болезнь, которая характеризуется снижением настроения, утратой способности испытывать радость, нарушением работоспособности.

Симптомы депрессий очень обширны и отличаются в зависимости от тяжести заболевания. Можно с уверенностью сказать, что депрессия - это заболевание всего организма.Самый распространенный симптом депрессии - сниженное настроение. Очень часто, человек, страдающий от этого недуга, испытывает грусть, чувство безысходности, беспокойства и страха, вины и тревоги. Он становится раздражительным, замыкается в себе, сводит к минимуму или не общается вовсе с друзьями и близкими. Человек перестает получать удовольствие от ранее приятных занятий. У него снижается самооценка, теряется интерес к жизни, к хобби, к любимым увлечениям. Жизнь становится как будто бесцветной и плоской. С физиологической стороны проявления депрессивного состояния - чувство постоянной усталости. Человек быстро утомляется даже после тех дел, с которыми раньше справлялся с легкостью. Часто он испытывает постоянную усталость, т.е. как будто не отдыхал совсем, а кратковременный отдых не дает желаемого эффекта, снижается сексуальное влечение. Могут появиться такие телесные расстройства как: головные боли, сбои в пищеварении, работе сердца, возможны и другие боли. Человек, подверженный депрессии, очень часто страдает от нарушения сна. Он не может долго заснуть вечером или наоборот окончательно просыпаются слишком рано утром. Снижается аппетит или напротив, имеет место переедание.

Неврозы - наиболее распространенный вид болезненных состояний, обусловленных воздействием психотравмирующих факторов; они характеризуются навязчивыми состояниями, истерическими проявления и др., критическим отношением к ним, сохранностью сознания болезни, наличием соматических и вегетативных нарушений.

Невроз (или как его еще называют невротическое расстройство) – это общее название группы определенных функциональных психогенных обратимых расстройств. Невроз имеет прямую тенденцию к затяжному течению. На сегодняшний день невроз характеризуется снижением умственной и физической работоспособности. Чаще всего проявляется в виде истерики или вариантов навязчивого поведения и является астеническим состоянием человека. Невроз напрямую связан с состоянием нервной системы, и если человек испытал какие-либо сильные переживания, стрессы, или имелось какое-то другое воздействие на нервную систему, то вероятность возникновения нервоза увеличивается. Как показывает практика, невроз, чаще всего, происходит из-за сильных стрессовых ситуаций. Именно стресс является причиной истощения нервной системы, в результате чего нарушается сердечный ритм, а также работа желудка и других органов.

Основные причины неврозов:

· Сильные физические или умственные нагрузки, выражающиеся в постоянной работе, без возможности отдыха в течение длительного времени. Возникновение постоянного, т.е. хронического стресса, а также сильное душевное переживание, связанное с проблемами в личной жизни. Сочетание этих факторов дает двойной эффект развития невроза.

· Сильное истощение нервной системы из-за неспособности выполнить определенную задачу, или решить возникшую проблему.

· Плотный рабочий график, без возможности отдыха, или неумение отдыхать.

· Врожденная склонность к быстрому утомлению, а затем и переутомлению.

· Злоупотребление алкоголем или наркотическими средствами.

· Наличие сопутствующих нервозам болезней, которые сильно истощают организм, и в частности иммунную систему.

Основные симптомы невроза . Симптомы невроза делят на психические и соматические. К психическим симптомам относят:

· Эмоциональное напряжение, часто проявляющееся в виде возникающих без видимых причин навязчивых мыслей и навязчивых действий.

· Острая реакция и неготовность к стрессовым ситуациям. Если некоторые люди реагируют на это плаксивостью или агрессией, то при неврозе у человека появляется зацикленность и замкнутость. Постоянные переживания и тревоги без видимых на то причин. Возможно развитие фобий.

· Быстрая утомляемость, хроническая усталость.

· Высокая чувствительность к резким перепадам температуры, а также к яркому свету и очень громкому звуку.

· Появление комплексов по поводу своего общения, низкая или слишком высокая самооценка.

· Изменчивое настроение, зависящее от пустяков. Сильная раздражительность.

На сегодняшний день выделяют три основные группы заболеваний, нехарактерных для человека, как биологического вида:

1) Болезни цивилизации – это заболевания, распространенные в экономически развитых странах, происхождение которых связано с достижениями научно-технического прогресса. К ним относятся ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, гипертония, инфаркты, инсульты, злокачественные новообразования, аллергии, остеохондроз позвоночника и др., речь о которых пойдет позже.

2) Социально значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.Они являются основной причиной заболеваемости, инвалидности и смертности, особенно среди трудоспособной части населения развитых стран, К ним относятся болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, сахарный диабет, туберкулез.

3) Социально обусловленные заболевания формируются под воздействием ближайшего окружения человека и связаны с социально-экономическим состоянием страны проживания. К этой группе относятся болезни наркологического профиля, венерические, туберкулез, вирусный гепатит В и др.

9. Определение понятия "патогенез". Роль этиологического фактора в патогенезе. Патогенетические факторы и их характеристика. Причинно-следственные связи в развитии болезни. Понятие "порочный круг" и его значение в патогенезе. Сущность понятий "функциональные" и "органические" заболевания.

Патогенез – это учение о механизмах развития, течения и исхода заболевания; раздел патофизиологии, в котором изучается роль причинного фактора в развитии болезни, соотношение патогенетических механизмов и механизмов выздоровления на протяжении болезни.

Роль этиологического фактора в патогенезе различна и зависит от силы, характера и длительности его действия.

1) Этиологический фактор играет роль «толчка», пускового фактора. Его действие кратковременно, быстро прекращается, и дальнейшее развитие болезни происходит под влиянием вызванных им изменений.

2) Этиологический фактор играет решающую роль в развитии и течении болезни на всем ее протяжении и с его устранением наступает выздоровление.

3) Этиологический фактор действует на всем протяжении болезни, но его роль на различных этапах болезни неодинакова. Болезнетворный фактор проникает в организм и поначалу болезни не вызывает. Затем происходит постепенное изменение реактивности организма, приводящее к развитию болезни. В дальнейшем может наступить выздоровление даже при сохранении в организме возбудителя.

4) Этиологический фактор, изменяя защитные свойства организма, открывает путь, «ворота» для действия других болезнетворных агентов, т. е. играет провоцирующую роль по отношению к действию другого фактора.

В результате действия этиологического фактора в организме возникают нарушения, от которых зависит дальнейшее развитие болезни и ее проявления. Функциональные и структурные нарушения, возникающие в организме в результате действия этиологического фактора и влияющие на дальнейшее развитие и проявление болезни, называются патогенетическими факторами.

Принято выделять основное звено и ведущие факторы патогенеза.

Свойства основного звена патогенеза : 1) возникает под влиянием этиологического фактора, т.е. является первичным повреждением; 2) предшествует остальным звеньям патогенеза и необходимо для их развертывания; 3) специфично для данной конкретной болезни.

Свойства ведущих факторов патогенеза : 1) возникают в динамике болезни вслед за первичным повреждением; 2) неспецифичны для конкретной болезни (встречаются при многих заболеваниях).

Изменения, возникающие при развитии патологического процесса и связанные между собой причинно-следственными отношениями, образуют патогенетическую цепочку, которая может замыкаться в так называемый «порочный круг» ; он всегда усиливает патологические изменения в органах и тканях и ухудшает течение болезни. Но «порочный» круг, возникший на уровне периферических органов и тканей, может быть разорван и ликвидирован нормализующим влиянием высших нервных и гормональных механизмов регуляции. Если в «порочный» круг при патологическом процессе вовлекаются жизненно важные органы (например, при шоке – нервная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы), то из этого состояния сам больной без экстренных и энергичных врачебных вмешательств, как правило, выйти не может.

Под функциональными заболеваниями следует понимать такие заболевания определенных органов и систем, когда расстройство основных функций происходит не вследствие органического поражения, а в результате нарушения нервной и гуморальной регуляции их деятельности.

Под органическими заболеваниями понимаются такие заболевания, которые вызываются нарушениями структуры того или иного органа. В основе их лежат структурные нарушения, т.е. органический анатомический субстрат как причина болезни.

10. Общие патогенетические механизмы развития болезней и их сущность. Значение соединительной ткани в патологии.



Общими механизмами патогенеза болезней являются нервные, гормональные, гуморальные, иммунные, генетические.

Значение нервных механизмов в патогенезе болезней определяется тем, что нервная система обеспечивает целостность организма, взаимодействие со средой (быстрое, рефлекторное), быструю мобилизацию защитно-приспособительных сил организма. Структурные и функциональные изменения в нервной системе приводят к нарушению тройного нервного контроля за состоянием органов и тканей, то есть возникают нарушения функции органов и систем, кровоснабжения органов и тканей и регуляции трофических процессов.

Нарушение состояния нервной системы могут являться начальным звеном кортико-висцеральных (психосоматических) болезней: гипертонической, язвенной и возникающих в результате психогенных воздействий. Кортико-висцеральная теория патогенеза болезней основана на рефлекторной теории И.М. Сеченова и И.П. Павлова и подтверждается возможностью воспроизведения патологических реакций по механизму условного рефлекса и возникновением функциональных расстройств внутренних органов при невротических нарушениях.

Основными патогенетическими факторами, определяющими развитие кортико-висцеральных заболеваний, являются следующие:

1) нарушение динамики нервных процессов в высших отделах мозга
(в частности, в коре больших полушарий);

2) изменение корково-подкорковых взаимоотношений;

3) формирование в подкорковых центрах доминантных очагов возбуждения;

4) блокирование импульсов в ретикулярной формации и усиление нарушения корково-подкорковых взаимоотношений;

5) функциональная денервация органов и тканей;

6) трофические нарушения в нервной ткани и на периферии;

7) нарушение афферентной импульсации с органов, подвергшихся структурным и функциональным изменениям;

8) расстройство нервно-гуморальных и нейро-эндокринных отношений.

К недостаткам кортико-висцеральной теории могут быть отнесены те факты, что не выделены конкретные причины и условия, вызывающие развитие различных форм кортико-висцеральной патологии, и положения о нарушении корково-подкорковых отношений имеют слишком общий характер и не позволяют объяснить различный характер патологических изменений во внутренних органах при невротических нарушениях.

Значение гормональных механизмов в патогенезе заболеваний определяется тем, что эндокринная система является мощным фактором общей регуляции жизнедеятельности организма и его приспособления к меняющимся условиям среды. При патологических процессах эндокринная система осуществляет длительное поддержание функциональной активности и обменных процессов на новом уровне. Перестройка гормональной регуляции обеспечивает развитие защитно-приспособительных реакций организма.

К гуморальным механизмам развития заболеваний относится образование в очаге первичного повреждения различных гуморальных биологически активных веществ (гистамина, брадикинина, серотонина и т. д.), которые гематогенным и лимфогенным путями вызывают изменения кровообращения, состояния крови, проницаемости сосудов и функций многих органов и систем в процессе развития и течения патологических процессов.

Иммунные механизмы связаны с функцией иммунной системы, которая обеспечивает постоянство белкового состава организма. Поэтому при всех патологических состояниях, сопровождающихся изменением структуры собственных белков или проникновением в организм чужеродных белков, происходит активация иммунной системы, нейтрализация и выведение из организма измененных и чужеродных белков, В этом заключается ее защитная роль. Но в некоторых случаях нарушение функции иммунной системы может приводить к развитию аллергических и аутоиммунных заболеваний.

Оформленная соединительная ткань выполняет опорную функцию и защищает организм от механических повреждений, а неоформленная соединительная ткань выполняет функцию обмена, синтеза пластических веществ и биологическую защиту организма. Соединительная ткань выполняет также функцию регуляции гомеостаза жидких сред, белкового состава, кислотно-щелочного баланса, барьерную и фагоцитарную функцию, участвует в выработке, депонировании и освобождении БАВ. Нарушение или извращение данных функций ведет к развитию патологические процессов.

11. Взаимосвязь разрушительных и защитно-приспособительных процессов в патогенезе. Понятие «саногенез» и его механизмы.

Каждое заболевание проявляется разрушительными и защитно-приспособительными изменениями. Первые возникают в результате действия этиологических факторов, а вторые – в результате мобилизации нервно-рефлекторных и гормональных адаптационных механизмов. Однако защитно-приспособительные изменения, превышающие параметры биологических функций организма, становятся разрушительными и усиливают выраженность патологических изменений. Кроме того, одни и те же изменения при разных заболеваниях и у разных людей могут носить различный характер.

Переход защитно-приспособительной реакции в разрушительную наблюдается при ее выходе за пределы физиологических параметров, при изменении условий жизни организма, при возникновении новых патогенетических явлений, усиливающих расстройство функции выздоровления.

Саногенез – комплекс сложных реакций, которые возникают с момента действия повреждающего фактора и направлены на его устранение, нормализацию функций, компенсацию нарушений и восстановление нарушенного взаимодействия организма с внешней средой. Таким образом, саногенез – это механизмы выздоровления, при этом очень важным компонентом этого процесса является компенсация нарушенных функций.

По развитию саногенетические механизмы подразделяют на первичные и вторичные.

Первичные механизмы рассматриваются как физиологические процессы (явления), которые существуют в здоровом организме и превращаются в саногенетические при возникновении болезненного процесса. Они подразделяются на следующие группы:

1) Адаптационные механизмы, приспосабливающие организм к функционированию в условиях патогенного действия и не допускающие развитие болезни (выброс крови из кровяных депо и усиление эритропоэза к гипоксии и др.).

2) Защитные механизмы, препятствующие попаданию патогенного агента в организм и способствующие быстрой его элиминации (бактерицидные вещества биологических жидкостей, защитные рефлексы – кашель, рвота и др.).

3) Компенсаторные механизмы.

Благодаря первичным саногенетическим механизмам ответ на чрезвычайное воздействие может ограничиться состоянием предболезни.

Вторичные саногенетические механизмы формируются в ходе развития патологического процесса. Они также подразделяются на 3 группы:

1) Защитные, обеспечивающие локализацию, нейтрализацию, элиминацию патогенного агента.

2) Компенсаторные механизмы, восполняющие нарушение функций при развитии патологии.

3) Экстремальные механизмы. Возникают при глубоких нарушениях структуры и функций органов и тканей, т.е. на заключительном, критическом этапе болезни.

12. Понятие об общем адаптационном синдроме и стрессе, причины их возникновения и механизмы развития. Представление о болезнях адаптации, их виды и сущность.

Учение о стрессе было сформулировано выдающимся канадским ученым Гансом Селье, который сформулировал общую концепцию развития стресса и раскрыл механизмы, в первую очередь гормональные, этого процесса.

Стресс, или общий адаптационный синдром – это совокупность общих физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей любой природы – стрессоров.

В своих работах Селье использовал понятия «стресс» и «общий адаптационный синдром» как синонимы. Под этим термином он понимал совокупность неспецифических реакций организма, которые возникают при действии стрессора, наряду со специфическими ответными реакциями, характер которых зависит от природы раздражителя.

В ответ на действие раздражителей умеренной силы в организме развивается состояние, которое обозначают термином эустресс – физиологическое состояние напряжения адаптационных резервов организма, вызванное раздражителем умеренной силы. Такое состояние является для человека обычным, так как на организм постоянно действуют факторы внешней среды. Более того, эустресс имеет приспособительное значение, поскольку способствует тренировке защитных реакций организма.

Напротив, действие на организм раздражителей чрезвычайной силы и продолжительности вызывает развитие состояния, которое в настоящее время обозначают термином дистресс. При развитии дистресса неспецифические защитно-приспособительные реакции утрачивают свое положительное значение и вызывают формирование в организме повреждения. Выраженность таких изменений зависит как от свойств чрезвычайного раздражителя (сила, продолжительность), так и от резистентности организма, определяемой генетическими и приобретенными особенностями.

Различают следующие виды стресса в зависимости от продолжительности процесса: 1) острый; 2) подострый; 3) хронический.

Помимо раскрытия механизма стресса заслугой Селье является и описание комплекса патологических изменений в организме, возникающих при стрессе. В настоящее время их обозначают термином «триада Селье». Она включает: 1) гипертрофию коры надпочечников и инволюцию (обратное развитие) тимико-лимфатического аппарата; 2) образование язв в желудочно-кишечном тракте; 3) изменения в периферической крови: развитие нейтрофильного лейкоцитоза и уменьшение содержания лимфоцитов и эозинофилов.

В развитии стресса выделяют 3 стадии:

1)Стадия тревоги. Продолжительность 6-48 часов. Она включает 2 типа реакций. Первый связан с развитием первичного повреждения: гипотония, урежение пульса и дыхательных движений, гипогликемия, снижение температуры тела и мышечного тонуса, повышением проницаемости сосудов и сгущением крови, усилением распада белка.

Вторая группа реакций направлена на противодействие указанным изменениям и обусловлена усилением секреции АКТГ, глюкокортикоидов, адреналина и ряда других гормонов: повышение артериального давления и температуры тела, учащение пульса, дыхания, повышения уровня глюкозы и жирных кислот в крови и их поступления в ткани. В эту стадию происходит развитие «триады Селье». Указанные изменения приводят к временному снижению устойчивости организма к повреждающему фактору.

2)Стадия резистентности. Она развивается приблизительно через 48 часов после начала стрессорной реакции.В эту стадию развивается гипертрофия коры надпочечников, устойчивое повышение секреции глюкокортикоидов, катехоламинов, гиперплазия щитовидной железы, незначительная атрофия половых желез. Указанные гормональные изменения приводят к повышению устойчивости организма к действию чрезвычайных раздражителей.

При умеренной силе или незначительной продолжительности действия раздражителя постепенно происходит нормализация возникших структурных нарушений в органах и их функциональной активности. Если действует чрезмерно сильный раздражитель, постепенно развивается истощение функции коры надпочечников, усиливаются процессы катаболизма и снижается устойчивость организма к действию раздражителя.

3)Стадия истощения. Характеризуется уменьшением продукции гормонов гипофиза и надпочечников. В эту стадию отмечается снижение устойчивости организма к действию чрезвычайных раздражителей.

Среди инфекционных болезней высоким уровнем заболеваемости и многочисленными сложными негативными социальными последствиями характеризуются гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез и болезни, передающиеся половым путем.

Гепатит это воспалительное заболевание печени, вызываемое вирусами (А,В, С, D, Е, С). Наибольшую социальную значимость имеют гепатит В и гепатит С. Вирус гепатита В передается через зараженную кровь или препараты крови. Передача вируса особенно распространена в среде лиц, зависимых от психоактивных (инъекционных) веществ, людей, предоставляющих и потребляющих услуги сексуального характера и мужчин-гомосексуалистов.

Беременная женщина, инфицированная вирусом, передает его ребенку при родах. Риск заражения повышен для медицинского персонала, работающего с кровью, а также для заключенных в пенитенциарные учреждения. Для гепатита С основным путем передачи является переливание крови.

Проявления гепатитов В и С практически одинаковые: общее недомогание, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, повышение температуры тела. Затем эти симптомы смягчаются или исчезают. Однако заболевание развивается, о чем свидетельствует потемнение мочи и развитие желтухи. При отсутствии лечения у больного развивается печеночная недостаточность, которая имеет высокий уровень летальности. Профилактика гепатитов В и С заключается в тщательном контроле процедуры переливания крови, а при гепатите В – в прививке против него.

Следующее заболевание этой группы – ВИЧ-инфекция. Вирус иммунодефицита человека проникает в лимфоциты и разрушает их. В результате развивается недостаточность иммунитета, называющаяся синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), а также возникают заболевания, обусловленные указанным синдромом.

Для передачи ВИЧ-инфекции требуется контакт с жидкостями организма, содержащими инфицированные клетки или вирусы. К ним относятся кровь, сперма, влагалищные выделения, цереброспинальная жидкость и грудное молоко. Передача вируса может осуществляться несколькими способами: при половом контакте с инфицированным человеком, при инъекции загрязненной иглой или при переливании зараженной крови, а также от инфицированной матери ребенку во время родов и через грудное молоко.

Восприимчивость к ВИЧ-инфекции увеличивается при имеющихся повреждениях кожи и слизистых, вызванных либо энергичным половым актом, либо имеющимся заболеванием (герпес, сифилис). Вирус не передается воздушнокапельным путем (при кашле и чихании) и трасмиссивным путем (при укусах комаров). Известны единичные случаи передачи ВИЧ-инфекции от инфицированного стоматолога пациенту.

Ведущим признаком начала заболевания является размножение и циркуляция ВИЧ в крови. Это наблюдается сразу же после контакта с больным. Внешние признаки начала заболевания выражены по-разному. У некоторых инфицированных возникает первичная реакция в виде лихорадки, общего дискомфорта, появления сыпи и увеличения лимфоузлов. Затем эти симптомы исчезают, наблюдается повышение температуры тела, не имеющее какой-то ясной причины. Развернутая клиническая картина возникает через месяцы и годы после инфицирования. Она складывается из снижения веса, общего недомогания, рецидивирующего поноса, анемии, грибковой инфекции в полости рта.

Собственно СПИД начинается с того момента, когда количество лимфоцитов в крови уменьшается в 20 раз по сравнению с нормой или когда начинают развиваться условно-патогенные инфекции, вызванные микроорганизмами, не вызывающими болезни у людей с нормальным иммунитетом. К таким инфекциям относятся грибковые воспаления, кандидозы ротовой полости, пищевода и влагалища.

Очень часто причиной смерти больных является пневмония, обусловленная грибком. Хроническая инфекция, вызванная токсоплазмой, присутствующей в человеческом организме с детства, встречается реже. Она поражает головной мозг, нарушая память, снижая концентрацию внимания и уменьшая скорость обработки информации. У ВИЧ-инфицированных больных туберкулез протекает гораздо тяжелее, практически не поддается лечению антибиотиками и часто становится причиной смерти.

Потеря координации движения, утрата способности ходить и стоять являются результатом прогрессирующей многоочаговой лейкоэнцефалопатии (вирусной инфекции головного мозга), а слепота – результат цитомегаловирусной инфекции. Онкологические заболевания больных СПИДом чаще всего представлены саркомой Калоши, раком шейки матки, а мужчин-гомосексуалистов – опухолями прямой кишки.

Несмотря на то, что в последние годы разработаны и внедрены в клиническую практику лекарственные препараты, снижающие остроту проявлений ВИЧ-инфекции и СПИДа, наиболее эффективным методом является профилактика, включающая в себя методы социального характера.

Туберкулез передаваемое воздушно-капельным путем инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза. Заболеваемость туберкулезом в значительной мере зависит от социальных факторов. Это проявляется волнообразностью уровня заболеваемости.

Создание противотуберкулезных антибиотиков и оздоровительные социальные мероприятия привели к очень существенному снижению заболеваемости этой патологией. Однако с конца 80-х гг. прошлого века практически во всем мире (даже в странах с высоким уровнем здравоохранения) наблюдается рост заболеваемости туберкулезом. Считается, что в этом процессе основное значение имеют такие факторы, как образование мегаполисов, увеличение объема миграции и числа бездомных, ухудшение экологической ситуации.

В Российской Федерации заболеваемость туберкулезом составляет 80 на 100 тыс. населения. Ежегодно в России от туберкулеза умирает 20 тыс. человек (больше, чем от всех инфекционных болезней, вместе взятых).

Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Микобактерии могут сохранять жизнеспособность при комнатной температуре несколько часов. Они передаются от больной матери к плоду до или во время родов при аспирации или глотании инфицированной околоплодной жидкости. В большинстве случаев туберкулезные бактерии уничтожаются клетками иммунной системы. Однако некоторая часть их не уничтожается, а фиксируется макрофагами.

Бактерии не проявляют себя в функциональном плане, но, при условии ослабления иммунитета организма, начинают активно размножаться. Так туберкулез развивается в 80% случаев. Активный туберкулез обычно начинается в легких (легочный туберкулез). Очаги его в других органах (внелегочный туберкулез) возникают после этого в результате распространения микобактерий через кровь.

Одним из ранних проявлений туберкулеза является кашель с небольшим количеством желтой или зеленой мокроты по утрам. По мере прогрессирования заболевания количество мокроты увеличивается. Она окрашивается небольшим количеством крови. Распространенным симптомом является профузное потоотделение: больной просыпается в обильном холодном поту, из-за которого необходимо менять спальную одежду и постельное белье.

Одышка развивается как следствие присутствия в плевральной полости воздуха или плеврального выпота, которые мешают расправлению легкого при дыхании.

При внелегочном туберкулезе чаше всего поражаются почки, кости, мочевой пузырь и в картине болезни появляются признаки патологии этих органов. У мужчин инфекция может поражать предстательную железу, семенные пузырьки и придаток яичка, а у женщин – яичник и маточные трубы, вызывая бесплодие.

Часто инфекция распространяется на суставы (в основном на крупные – тазобедренные и коленные), кожу, кишечник, надпочечники, стенки кровеносных сосудов, оболочку сердца перикард. Чрезвычайно опасен туберкулезный менингит, который поражает детей до пяти лет и пожилых людей. Он проявляется постоянной головной болью, тошнотой и сонливостью, переходящей в кому, а также резким напряжением затылочных мышц. У детей часто поражается позвоночник, что сопровождается сильными болями.

Заболевания, передающиеся половым путем, те, которые передаются друг другу при сексуальном контакте. Они являются самыми распространенными в мире среди инфекционных болезней. В конце 80-х гг. прошлого века после некоторой стабилизации начался резкий подъем заболеваемости болезнями, относящимися к данной группе. Дадим характеристику основным из них.

Сифилис – это инфекционное заболевание, вызываемое бледной спирохетой. Возбудитель проникает в организм через слизистые и кожу. Первые проявления заболевания появляются чаще всего через 3–4 недели (реже через 1 – 13 недель). Болезнь протекает в несколько стадий.

В первичной стадии в месте внедрения возбудителя появляется безболезненная язва (шанкр). Он локализуется на головке полового члена, вульве, во влагалище, в области заднего прохода, на слизистой оболочке прямой кишки, на губах, языке, на слизистой оболочке ротовой полости. На других участках тела шанкр формируется значительно реже. Он представляет собой небольшую язвочку, которая не кровоточит и не болит. При ее расчесывании на поверхности появляется несколько капель прозрачной жидкости, которая чрезвычайно заразна. Ближайшие к язве лимфатические узлы увеличены в размерах, твердой консистенции и безболезненные. Через 2–3 недели шанкр исчезает, что создает впечатление выздоровления.

Вторичная стадия, которая начинается через 6–12 недель после заражения, характеризуется появлением генерализованной кожной сыпи, увеличением лимфоузлов по всему телу, воспалением глаз, развитием язв в ротовой полости, поражением костей и суставов, печени, почек и головного мозга. На влажных участках кожи (в углах рта, вульве) могут развиваться широкие кондиломы, являющиеся источником заражения. Скрытая стадия может длиться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Для нее характерно отсутствие каких-либо проявлений болезни.

Третичная стадия в настоящее время встречается редко. Здесь могут поражаться кровеносные сосуды, сердце, нервная система.

Больные сифилисом являются заразными в первых двух стадиях болезни. Адекватное лечение дает положительный результат при первичном, вторичном и латентном сифилисе. Иммунитета в процессе лечения не формируется. Самолечение, которое в наше время распространено чрезвычайно широко, часто сопровождается неполным излечением, что приводит к рецидивированию болезни и появлению новых больных.

Гонорея – инфекционное заболевание, вызываемое гонококком. У мужчин оно проявляется через 2–7 дней после инфицирования. Больные испытывают боль в уретре при мочеиспускании, затем наблюдается появление гноя с мочой и усиление позывов на мочеиспускание. У женщин первые признаки заболевания обнаруживаются позже (на 7–21 день после заражения) и проявляются значительно мягче, чем у мужчин. Помимо уретры, гонорейное воспаление может развиваться в прямой кишке, во рту и глазах.

Трихомониаз – инфекционное заболевание, вызываемое одноклеточным микроорганизмом влагалищной трихомонадой. Несмотря на то, что мочеполовой тракт при этом заболевании инфицирован и у мужчин, и у женщин, проявления наблюдаются только у женщин. При трихомониазе из влагалища выделяется желто-зеленое, пенистое содержимое. Вульва и окружающая кожа воспалены. Мочеиспускание болезненное. У мужчин заболевание протекает практически бессимптомно, но они могут инфицировать своих половых партнеров.

Генитальный герпес – инфекционное заболевание, вызываемое вирусом простого герпеса. Симптомы первичной инфекции появляются спустя 4–7 дней после заражения: зуд, покалывание, болезненность, образование красного пятна, на поверхности которого имеется группа небольших пузырьков, которые вскрываются и образуют язву, затем покрывающуюся корочками. Язвы, как и мочеиспускание, болезненные, ходьба затруднена. Самочувствие больного ухудшается, повышается температура тела. Первая вспышка заболевания всегда протекает более длительно и болезненно, чем последующие. Как правило, воспалительный процесс локализуется на половых органах. У больных с ослабленной функцией иммунной системы процесс распространяется на другие области организма.

Практически все заболевания, относящиеся к этой группе, характеризуются резким омоложением возраста пациентов. При туберкулезе, требующем длительного стационарного и санаторного лечения, ребенок, оставаясь вне дома, часто хуже обучается и не обладает необходимой социальной адаптацией. Нередко больные туберкулезом становятся инвалидами в детском возрасте. Наличие у них психологических проблем может препятствовать нормальному взаимоотношению со сверстниками, созданию семьи и получению профессии.

Психологические и социальные проблемы формируются у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Общество не готово к взаимоприемлемому сосуществованию с такой категорией больных, принятые в этой области нормативные правовые акты не всегда исполняются. Данные причины вызывают "социальное отторжение" таких пациентов от окружающих. Ощущая себя изгоями, они способны к суициду.

Заболевания, передающиеся половым путем, часто протекают с различными осложнениями, являющимися непосредственными причинами бесплодия. Так, у 80% юношей бесплодие вызывается хламидиозом и его осложнениями.

Туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, отрицательно влияют на демографическую ситуацию в Российской Федерации за счет снижения рождаемости и увеличения смертности в более молодом возрасте.

Большинство заболеваний этой группы требует длительного, иногда пожизненного, дорогостоящего лечения, что создает дополнительную финансовую нагрузку на самих пациентов и их семьи. В масштабах государства подобные затраты весьма велики. Они включают в себя средства, расходуемые на профилактические мероприятия, раннюю диагностику и ее совершенствование, создание новых методов лечения и лекарственных препаратов, на профессиональную, психологическую и социальную реабилитацию больных.



Просмотров