Наскальные изображения животных. Виды и особенности искусства первобытного общества

Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах — это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.

Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).

Где рисовали первые люди?

Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.

Как называются наскальные рисунки?

Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. — вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.

Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей — картинки, созданные первыми людьми.

Техника выполнения и материалы

Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.

Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира

Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.

Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.

Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.

Что рисовали первобытные люди?

Наскальные рисунки древних людей — это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.

Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.

Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.

Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.

Где можно увидеть наскальную живопись?

Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII-XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.

Объекты искусства или примитивное отражение действительности?

Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.

Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций. Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности. А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.

«) рисовали изображения животных, на которых они охотились. Они первыми из людей стали рисовать, пользуясь красками, хотя , вероятно, задолго до того раскрашивали свои тела истолченной породой красного , так называемой охрой.

По всей видимости, кроманьонцы использовали эти рисунки в культовых целях. Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование. До сих пор не найдено никаких рисунков, выполненных более древними людьми. Возможно, они рисовали или царапали чем-то острым на кусочках дерева, которые давным-давно сгнили.

Кроманьонцы рисовали лошадей, бизонов и оленей. Часто на рисунках встречаются и изображения копий, что должно было, по замыслу художника, принести удачу во время настоящей охоты.

Один из кроманьонских художников приложил ладонь к скале, а затем напылил вокруг неё краску через тростинку. Изображение людей или растений встречаются на ранних рисунках крайне редко.

Перед вами высеченное на стене пещеры изображение шерстистого мамонта, на котором отчетливо видна его длинная косматая шерсть. Наскальная живопись часто показывает нам как выглядели доисторические животные.

Кроманьонцы высекали на камне фигурки очень толстых или беременных женщин. Они также лепили статуэтки из глины, после чего обжигали их на огне. Вероятно, первобытные люди верили, что такие фигурки принесут им удачу.

Наскальные рисунки

Займитесь наскальной живописью

Вам понадобятся гипс, коробочка типа большого спичечного коробка, бечевка, клейкая лента и краски.

Возьмите отрезок бечевки длиной 6 см и сложите его пополам так, чтобы получилась петля. Прикрепите эту петлю клейкой лентой к днищу коробочки с внутренней стороны.

Смешайте гипс с так, чтобы получился негустой раствор, и вылейте его в коробочку, там должен образоваться слой толщиной примерно 3 см. Дайте гипсу затвердеть, затем отдерите от него коробочку.

Перерисуйте на этот кусок гипса один из наскальных рисунков на этой странице. Затем раскрасьте его, используя те же краски, что и пещерный человек: красную, желтую, коричневую и черную.

Вы можете также воспроизвести и высеченное изображение животного. Перенесите контур мамонта, изображенного на этой странице, на кусок гипса. Затем старой вилкой продавите линии в гипсе по всему контуру.

12 сентября 1940 года были найдены наскальные рисунки в знаменитой пещере Ласко во Франции, которую называют Сикстинской капеллой доисторической живописи. Существует и еще несколько мест, где можно встретить впечатляющие художества первобытных людей.

Пещера Ласко, Франция

Это один из самых крупных и важных палеонтологических памятников на планете. Такого количества наскальных росписей нет ни в одной другой пещере. Кроме впечатляющего количества надписей удивляет и то, как они хорошо сохранились. Сюжеты пещеры стандартны для живописи того периода: это рисунки животных, людей, инструментов.

Пещера входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и закрыта для посещения туристами. Дело в том, что из-за присутствия людей в Ласко был нарушен хрупкий природный баланс, который позволял этим надписям просуществовать долгие тысячелетия. Теперь стены пещеры раз в несколько недель обрабатывают ученые, устраняя со скалы постоянно размножающиеся бактерии и водоросли. Для посещения туристами создана пещера Ласко 2, находящаяся в двух сотнях метров от оригинальной пещеры и состоящая из репродукций.

Капова пещера, Россия

Пещера находится на территории республики Башкортостан в заповеднике Шульган-Таш, имеет протяженность около трех километров. Образовалась она в известняке, в карстовом массиве. В пещеру впадает небольшое озеро, вода в котором непригодна для питья и используется исключительно для качестве целебных ванн.

Рисунки на стенах Каповой пещеры были открыты в середине пятидесятых советским зоологом Рюминым. Нанесены они с помощью охры, и их возраст составляет около восемнадцати тысяч лет. Это колоссальное число сложно себе вообразить: творчество и желание создавать что-то новое заставляло человека рисовать еще до существования цивилизации, религии, науки, языка. Место, в отличие от пещеры Ласко, полностью доступно для туристов.

Пещера Альтамира, Испания

Эта пещера, открытая в 1789 году, также довольно известна благодаря тому, что в ней, как и в Ласко, используется техника полихромной живописи: то есть, рисунки имеют цвет. Интересен тот нюанс, что для создания трехмерного эффекта используются естественные контуры стен.

Можно, кстати, найти рисунки не только на стенах, но и на потолке. После нескольких закрытий пещеры из-за того, что в рисунках появилась плесень от сырости, в 2011 году посещения снова были возобновлены.

Урочище Тамгалы, Казахстан

В этом месте в горах Анракай, в 170 километрах от Алма-Аты, когда-то находилось святилище древних людей. Тут можно увидеть изображения божеств, животных и людей: брачных пар, воинов, охотников.

Всего рисунков насчитывается около двух тысяч. Большинство надписей ученые относят к бронзовому веку. Очередной объект Всемирного наследия ЮНЕСКО находится под открытым небом и открыт для посещения.

Ньюспейпер-Рок, США

Находится это место на юго-востоке штата Юта, дословно его название переводится, как «газетный камень». Особенностью его является коллекция петроглифов, которая создавалась индейцами в доисторический период. До сих пор остается непонятным, почему на такой маленькой площади нарисовано такое большое количество петроглифов.

Давным-давно землю бороздили не шины автомобилей и велосипедов, и даже не обутые в удобную обувь человеческие ноги – давным-давно земля была местом жительства древних людей. И хотя первобытный человек не был полноправным властителем доисторической планеты, в далеком будущем ему предстояло занять на ней основное место. Как нарисовать первобытного человека за несколько шагов – рассмотрим в этом уроке.

  1. Для начала обозначим фигуру нашего громилы. Нарисуем контур головы – он похож на треугольник с закругленными краями. Нарисуем оси туловища, рук и ног, не забывая о линии плеч и бедер.

Совет: обратите внимание, что правая нога находится на переднем плане и немного согнута в колене. Значит ось с этой ногой будет больше (длиннее) и иметь сгиб примерно посередине.

  1. В контуре головы проведем округлую линию, разграничивающую лицо от гривы первобытного человека. На теле мужчины овалами выделим выступающие места, с их помощью нам будет легче нарисовать фигуру неандертальца. Обозначим границы туловища двумя вертикальными линиями.

Совет: дальняя нога отстоит от основной фигуры, поэтому колено и ступня у нее будут расположены выше, чем у ноги на переднем плане.

  1. А теперь – самое интересное. Вылепим фигуру нашего древнего воителя, основываясь на ранее сделанных наметках и поглядывая на фото оригинала. У первобытного человека массивная фигура – сильные руки и ноги, слегка обвисший живот и нависшая грудь, покатые плачи. Причем руки длиннее, чем у современного человека – и напоминают нам руки обезьяны. Ступни пока рисуем в виде трапеций, расширяющихся к пальцам ног.

На лице неандертальца линией обозначим нависший лоб, нарисуем глаза, наметим нос и рот.

  1. Сотрем все вспомогательные линии и приступим к рисованию лица неандертальца. Узкий лоб нависает над крупным лицом, изогнутая дугой лохматая бровь придает лицу грозное выражение. Обозначим высокую скулу. Под большим носом рисуем штрихами усы и бороду. Сверху рисуем волосы – у меня получилось нечто среднее между Игорем Николаевым и Джигурдой.

В левой руке наметим ось большой дубины. Кончики ступней разделим четырьмя линиями – для прорисовки пальцев.

Согреем первобытного человека и накинем на него набедренную повязку. На локтях, коленях и животе штрихами обрисуем складки кожи – для придания реалистичности картинке.

Убираем ненужные линии ног с набедренной повязки. На ступнях вырисовываем пальчики. «Одеваем» первобытного человека в волосяной покров на теле легкими мелкими штрихами. Шкуру медведя также украшаем волосками. Вырисовываем дубинку вдоль ранее прочерченной оси. Рисунок первобытного человека готов!

Интересные и живописные послания из прошлого - рисунки на стенах пещер, возраст которых составляет до 40 тысяч лет - очаровывают современных людей своей лаконичностью.

Чем они были для людей древности? Если они служили только для украшения стен, тогда почему их выполняли в отдалённых уголках пещер, в тех местах, в которых, скорее всего, не жили?

Самые древние из найденных рисунков были выполнены около 40 тысяч лет назад, другие - младше на несколько десятков тысяч лет. Интересно то, что в разных уголках мира изображения на стенах пещер очень похожи - в те времена люди изображали в основном копытных и других животных, которые были распространены в их местности.

Популярным было также изображение рук: члены общины прикладывали ладони к стене и обрисовывали их. Такие картины действительно вдохновляют: прижав ладонь к такому изображению, человек может почувствовать, будто образовал мостик между современной цивилизацией и древностью!

Ниже предлагаем вашему вниманию интересные изображения, выполненные древними людьми из разных уголков света на стенах пещер.

Известковая пещера Петтакере, Индонезия

Пещера Петтакере в 12 километрах от города Марош. На входе в пещеру на потолке есть белые и красные контуры рук - всего 26 изображений. Возраст рисунков - около 35 тысяч лет. Фото: Cahyo Ramadhani/wikipedia.org

Пещера Шове, юг Франции

Изображения, возраст которых составляет около 32-34 тысяч лет, размещены на стенах известковой пещеры близ города Валон-пон-д"Арк. Всего в пещере, которая была открыта только в 1994 году, насчитывается 300 рисунков, которые поражают своей живописностью.

Одно из самых известных изображений из пещеры Шове. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Эль-Кастильо содержит одни из древнейших образцов пещерной живописи в мире. Возраст изображений - не менее 40 800 лет.

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Пещера Коваланас, Испания

Уникальную пещеру Коваланас населяли люди менее 45 тысяч лет назад!

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Стены пещер, расположенных возле Коваланас и Эль-Кастильо, также украшены многочисленными рисунками, выполненными людьми тысячи лет назад. Однако эти пещеры не так известны. Среди них - Лас Монедас, Эль Пэндо, Чуфин, Орнос де ла Пена, Кулальвера.

Пещера Ласко, Франция

Комплекс пещер Ласко на юго-западе Франции случайно открыл в 1940 году местный житель, 18-летний парень по имени Марсель Равид. Огромное количество рисунков на стенах, которые сохранились на удивление хорошо, дают этому комплексу пещер право претендовать на звание одной из самых больших галерей древнего мира. Возраст изображений - около 17,3 тысяч лет.



Просмотров