Пасха. Светлое Христово Воскресение

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, - «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Пасха — это не просто праздник. Воскресение Христово — это суть христианства , это основа и венец христианской веры. Это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» , - обращается к христианам апостол Павел.

Что же мы празднуем в Пасху?

Слово «Пасха» (евр. Пе?сах) значит с еврейского «прехождение, избавление» .

Евреи , празднуя ветхозаветную Пасху , вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки (Исх.12:22-23). В ночь 15 нисана Бог, поразивший смертию египетских первенцев во всем царстве, «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены. Истребление первенцев заставило фараона Рамзеса отпустить евреев в обетованную землю (Палестину) под предводительством Моисея (1570 до Р. X.).

Христиане же, празднуя Пасху новозаветную , торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!

Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет — за ней — свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это.

Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой святой и спасительной для всего мира, а не для одного народа или одного сообщества людей.

История установления празднования Пасхи

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы , а сам день Воскресения назван Пасхой .

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, считая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до I Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Римская церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого "нового календаря". За Римской церковью последовали и протестанты. Из-за этого у них бывает, что Иудейская Пасха следует после их Пасхи, что является нарушением постановления I Вселенского Собора.

Сейчас для расчета дня Пасхи, используются специальные календари - Пасхалии . Сложная система вычисления основана на лунном и солнечном календарях.

При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) , именуемых "пасхальными пределами" и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.

Иконография праздника

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4:8-9; Деян.2:31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Неслучайно канонической иконой Воскресения Христова является «Сошествие во ад».

Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам. Однако в подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.

Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символическки изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции - Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10:21-22).

И вот пришло время, когда надежды, казалось бы обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а — Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы — Отец Света.

«Свет Христов просвещает всех» . Может быть, именно это хотел сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.

На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю.

Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека — с его Покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилья» человека и Бога. Так решается судьба человека.

Церковные обычаи

Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью. Большую роль в богослужении играет Благодатный огонь. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. Именно в Великую Субботу, под Светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века». В православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. По прибытии огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам. Верующие тут же возжигают от него свои свечи.


Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

На Пасху открываются Царские врата и остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса - большой просфоры с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: «Аз есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48-51).


Историческое происхождение артоса таково. Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб, тем самым апостолы изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди них. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос») . Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!


Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким артосом, перенесенным на праздничный стол, стал кулич (от греч. kollikion - круглый хлеб ). Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). И если в артосе нет ничего лишнего, ни сдобы, ни ароматических веществ,то в пасхальном куличе, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества.


Еще один атрибут пасхального стола - творожная пасха — символ земли обетованной, где течет «мед и млеко». Это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец".

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос Воскресе»! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским). В России пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: “разрешение на вся”.

Начиная с пасхальной ночи и последующие 40 дней (до Вознесения Господня) принято приветствовать друг друга словами: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!"

Помимо ежегодной Пасхи существует ещё и Пасха недельная - так называемая малая Пасха , светоносный день воскресения.

Материал подготовили Светлана Финогенова и Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Господь Иисус Христос ради нашего спасения принял страдания и Крестную смерть.

Тайные ученики Спасителя - Иосиф Аримафейский и Никодим - погребли Его тело в новом гробе, высеченном в скале, недалеко от Голгофы.

Когда тело Иисуса Христа покоилось в погребальной пещере, душой Своей Он, как и все умершие до Него, сошёл в ад. Бог пришёл туда, где многие века души умерших праведников ожидали пришествия Спасителя. Христос пришёл и, проповедав Воскресение, вывел их из ада - как поётся в церковном песнопении: "ад опустел".

Покой Великой Субботы стал началом перехода от смерти к жизни.

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос ожил силою Своего Божества.

Он воскрес из мёртвых. Его человеческое тело преобразилось. Спаситель вышел из гроба, не отвалив камня, закрывавшего погребальную пещеру. Он не нарушил печати синедриона и был невидим для стражи, которая с этого момента охраняла пустой гроб.

Вдруг произошло великое землетрясение. С неба сошёл Ангел Господень. Он отвалил от опустевшего гроба камень и сел на нём. Вид его был, как молния, и одежда бела, как снег. Воины, стоявшие у гроба на страже, пришли в трепет и стали, как мёртвые, а потом, очнувшись, в страхе разбежались.

Тем временем женщины, бывшие на Голгофе и при погребении Христа, поспешили ко гробу Спасителя. Было очень рано. Рассвет ещё не наступил. Взяв с собой драгоценное миро, женщины шли исполнить последний долг любви по отношению к своему Учителю и Господу: умастить миром Его тело.

Это были Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и некоторые другие женщины. Православная Церковь называет их женами-мироносицами.

Не зная, что ко гробу Спасителя была приставлена стража, они спрашивали друг друга: "Кто отвалит нам камень от двери гроба?". Камень был очень велик, а они слабы. Опередив остальных женщин, Мария Магдалина первая пришла ко гробу. Она увидела, что камень отвален от двери, а гроб - пуст.

С этим известием она побежала к ученикам Христовым Петру и Иоанну. Услышав её слова, апостолы поспешили ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время ко гробу подошли остальные женщины. Увидев, что камень отвален от входа, они вошли в пещеру и там увидели светозарного Ангела и испугались. Но Ангел сказал им: "Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам".

Выйдя, женщины побежали от гроба: их объял трепет и ужас. Они никому ничего не рассказали.

Вскоре после этого ко гробу Господню прибежали Пётр и Иоанн. Иоанн был молод, поэтому бежал быстрее Петра и первым оказался у гроба. Наклонившись, он увидел погребальные пелены Господа, но, побоявшись, не вошёл внутрь пещеры. Петр же вошёл во гроб. Он тоже увидел пелены и лежащий отдельно сударь - повязку, которая была на голове Иисуса Христа. Увидел - и уверовал в Воскресение Господа. Между тем воины, охранявшие гроб, пришли к начальникам иудейским и объявили им обо всём, что произошло в саду Иосифа. Не желая верить в Воскресение Христа, фарисеи и первосвященники подкупили воинов, говоря: «скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». Воины, взяв деньги, поступили, как были научены. А ученики Христовы разошлись по всему миру с проповедью о Воскресшем Спасителе. Эта главная весть, провозглашённая христианской верой, находится в самом центре проповеди, богослужения и духовной жизни Церкви. Христос воскресе!

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками".

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.

Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Каков смысл крестного хода на Пасху?

Вспомним, что происходит в храме, когда служится Пасхальная утреня.

Сначала совершается служба, называемая полунощницей. Мы прощаемся с погребенным Христом, плачем над Его телом. Затем икону с изображением почившего Спасителя (плащаницу) уносят в алтарь. После этого на малое время в храме устанавливается тишина. Мы словно в Иерусалиме 2 тысячи лет назад. Там тогда наступила ночь. Темно и в храме. Погашен весь свет, и лишь лампадки и свечи мерцают у икон и в руках людей. Но вот из алтаря доносится: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Сначала поет духовенство, второй раз подхватывает песнопение хор и, наконец, весь народ. В храме вспыхивает свет. Царские врата отворяются, и из алтаря выходят священнослужители в белых облачениях. Начинается крестный ход. Это еще не Воскресение, это предчувствие, надежда на Воскресение. Это ход мироносиц ко гробу, куда они идут, чтобы последний раз оплакать Умершего и умастить тело Его благовониями. Впереди несут фонарь, крест, хоругви, то есть церковные знамена, символ победы над смертью и диаволом. Все люди поют стихиру Пасхи: «Воскресение Твое, Христе Спасе…»

Обойдя кругом храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями в храм. Храм символизирует гроб Христов, поэтому он заперт, крестный ход – шествие мироносиц. Священник возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда ныне и присно и во веки веков…» Храм открывается, он залит светом, великая радость открылась человеку: Воскресший Господь. Процессия входит в храм и поет тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». И вот тут начинается пир благодати и радости! Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13, 14).

Христос воскрес. Что Он почувствовал?

Мы не знаем, что произошло в момент Воскресения Христова, мы не можем представить себе, какие физические, химические или иные процессы произошли в организме Господа Иисуса Христа, но факт остается фактом: мертвое тело воскресло!

Если Церковь верит, что каждый из нас в свое время, при Втором славном пришествии Христовом, воскреснет, это значит, что нечто подобное Воскресению Христову произойдет и с нами. Для большинства людей, а тела большинства из нас истлеют, это будет особый, непредставимый нам сегодня опыт. Мы увидим, как вдруг, творческим актом Божиим, обретаем новые тела… Иное дело – воскресение из мертвых тех, чьи тела не истлели, не растворились в круговороте веществ природы: кто-то умер недавно, чье-то тело мумифицировано. Поймем ли тогда, что произошло? Что переживет наша душа, когда увидит, как, уничиженное и отнюдь не приятное на вид тело силою Божией претворится в светоносное и духовное?..

Ап. Павел, размышляя о том, как это могло произойти в случае с Христом, говорит, что нечто подобное происходит и с семенем, посеянным в землю. Семя, зерно истлевает и исчезает, и из него происходит нечто новое. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело (1 Кор. 15, 37–38).

Где написано о Воскресении Христовом?

Об этом нам сообщают все четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Их сообщения в деталях разнятся, но евангелисты, что интересно, не пытаются искусственно привести свои свидетельства к согласию и единообразию. Потому что это свидетельства опыта разных очевидцев.

Знаете, как и у нас бывает: сподобились мы уникального опыта и потом о нем рассказываем. А рядом с нами стоявший человек тоже что-то увидел, но чуть иначе. Мы с ним не спорим, но отстаиваем свой опыт, потому что для нас он драгоценен, мы можем жизнью поручиться, что было вот так. Евангелисты донесли до нас опыт свидетелей Воскресения, говорящих о том, что они слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали их руки.

Как произошло Воскресение Иисуса Христа?

Сначала – смерть Богочеловека, то, что отозвалось в сердцах апостолов глубокой болью. То, ради чего они оставили все – и семьи, и родственников… – и пошли за Христом, вся их вера и надежда рухнули, когда на Крест был вознесен их Учитель, Иисус из Назарета. Над Ним подшучивают солдаты и смеется толпа, Его одежду делят между собой. Он мучительно умирает, отказавшись от наркотического напитка, приносящего забвение и притупляющего боль (см. Мк. 15, 22–32).

Жаркая ночь опустилась на Палестину. Люди, глазевшие на казнь, спешат домой, к пасхальному столу.

Не спят ученики. Спали ли они в эти две ночи – с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье? О чем они думали? Как прошла для апостолов и близких ко Иисусу людей суббота?

Смерть Иисуса положила предел всем их мечтам, надеждам. Никогда еще человек не говорил так, как говорил их Учитель, никогда ранее не слышал человек, что Бог – Его любящий Отец, никто никогда не говорил, что грешники (мытарь, блудница) имеют право на жизнь и уважение и что Бог любит их и ждет их покаяния… Иисус учил, что наступает Царство Небесное, Он сказал, что князь мира сего – сатана – изгнан нынче вон. Он ошибся… Доказательством тому служит бездыханное тело на Кресте.

Об этих двух днях евангелисты ничего не говорят. Видимо, даже спустя десятилетия слишком страшно было вспоминать о днях пребывания Христа во гробе. Когда казалось: уже ничто непоправимо. Однако о том, что произошло утром воскресного дня, они начинают рассказывать – жадно, путаясь в деталях, рассказывают, начиная с того, что буквально взорвало их мир…

По еврейскому обычаю, на третий день после погребения, еще затемно, женщины направились ко гробу, где было положено тело Учителя, чтобы натереть Его ароматическим маслом и умастить благовониями. Но что они видят? Огромный камень, весом до нескольких тонн, закрывавший вход в пещеру , отброшен неведомой силой, римская стража, поставленная у гроба, разбежалась.

Что произошло?.. Гроб пустой, и лишь полотно, саван, которым было обернуто тело Распятого, белеет во тьме пещеры, да повязка на лицо. Погребенный исчез.

Евангелисты дают нам лишь косвенные указания на то, как произошло чудо Воскресения Христова, пользуясь условным языком, заимствованным из Ветхого Завета: землетрясение, ослепительный свет, явление Ангела. Христос – воистину, в самом деле, воскрес! Он воскрес в том же теле, какое имел, но самое это тело изменилось, стало совершенно иным. Это то же самое тело, но преображенное, духоносное. После этого Христос больше 10 раз является апостолам, а однажды явился группе людей в несколько тысяч человек. И становится окончательно ясно всем, и даже скептику Фоме, что Он на самом деле воскрес, победил смерть Божественной силой. Подтвердив тем самым, что Он – истинный Сын Божий.

Какое отношение к нам имеет Воскресение Христово?

Самое прямое. «От смерти к жизни и от земли к Небесе» – так Церковь в своих песнопениях свидетельствует об изменении, произошедшем в человеческой природе в момент Воскресения. Обратите внимание – в человеческой природе! Тот путь, которым прошел Христос, становится отныне для нас ожидаемой реальностью. Как говорил свт. Григорий Нисский, Христос Своим Воскресением «проложил путь на небо» для всякого человека. Мы ждем, что воскреснем, так же как воскрес Христос. Не тление и смерть, но вечная жизнь в торжествующем прославленном теле – вот что обещается миру, вот что отныне становится перспективой всякого верного Богу человека.

Вы говорите, что Иисус воскрес в преображенном теле. Каким стало Его тело после Воскресения?

Мы можем об этом говорить только очень условно, основываясь на евангельских свидетельствах.

Христос воскрес в том самом теле, какое имел. Все евангелисты подчеркивают факт пустого гроба. Их так поразил этот пустой гроб, что они постоянно возвращаются к этой теме. То есть тело Воскресшего – это то самое тело, какое Он имел до этого, однако в Воскресении оно изменилось, трансформировалось. Новая телесность Иисуса настолько одуховлена, пронизана Духом Святым, что апостол Павел прямо называет Воскресшего Христа Духом (см. 2 Кор. 3, 17).

В 15-й главе своего 1 Послания к Коринфянам он говорит, что как из посеянного в землю зерна вырастает растение, уникальное, прекрасное, совсем не похожее на зерно, так и тело Воскресшего Христа произошло из прежнего тела, но стало совершенно иным.

Воскресший изменился. Он изменился настолько, что отныне проходил сквозь стены и затворенные двери, Он мог оставаться неузнанным, и Его узнавали лишь в каком-то особом, Его лично знакомом жесте или слове. В Эммаусе это было преломление хлеба с двумя учениками… Или Христос мог быть узнан в каком-то специфически Своем слове, выражении. Вспомним, как Мария Магдалина принимает Воскресшего Христа за садовника, спрашивает, не он ли вынес тело Учителя и где-то спрятал, Иисус же говорит ей только одно слово: «Мария!», и Мария тотчас понимает, Кто перед ней.

Христос стал иным. Это утверждение Евангелия и Церкви. Но все же Христос был телесен. У Него было тело, и это подчеркивается многократно тем, что Он ел и пил, а однажды даже предложил Фоме (Фома все сомневался – не призрак ли перед ним, не галлюцинация) коснуться пальцами его ран.

Еще раз повторим, что у Христа было тело, но оно было совершенно отличным от обычного, земного тела, тела, данного нам в этой жизни.

Почему Воскресший Христос не явился Своим убийцам?

Это очень важный вопрос. Действительно, мы не встречаем ни одного указания на встречу с Воскресшим Его врагов или недоброжелателей. А ведь это было бы так просто – явиться и всем доказать, что Иисус был не простым плотником из Назарета, а Сыном Божиим. Но ничего этого не произошло.

Почему? Прежде всего потому, что христианство не навязывает новую и блаженную жизнь в единстве с Богом, не принуждает к ней, но свидетельствует о ней.

Знаете, это как с ребенком. Мы, родители, счастливы, когда он нам доверяет, верит нам по любви, по велению сердца, а не по принуждению, не потому, что мы его заставили верить нам.

Заметьте, Христос являлся только тем, кто Его любил и ждал. Он являлся так, что мог быть и не узнан… Только какое-то Его слово, жест – и глаза тех, кто любил, открывались. И потом ученики спрашивали себя: разве не горело в нас сердце наше, когда мы говорили с этим человеком? А ведь эти люди смотрели на Иисуса, даже беседовали… и не узнавали, как будто пелена была на глазах. Здесь такой, наверное, механизм: когда человек внутренне становится готов к встрече с Воскресшим – она происходит.

Так же и в нашей молитвенной жизни. Пока мы носимся со своим скепсисом, критикой священных рассказов Писания и Предания, замкнуты в себе, отъединены от людей – мы не чувствуем Бога. Но когда мы как-то внутренне откроемся Господу – происходит встреча. И мы воистину чувствуем в нашей жизни присутствие Воскресшего и то, что Он действительно, воистину воскрес.

Я где-то читала, что встречи апостолов с Воскресшим Иисусом были фактом их внутреннего опыта. То есть что на самом деле их не было, их лишь субъективно, в душе, ощущали апостолы…

В рассказах о встрече с Воскресшим немало личного, сокровенного опыта. Во всяком случае, когда мы постоянно читаем об этом парадоксе: не узнан и вдруг узнан, – что это, как не свидетельство того, что для того, чтобы произошла встреча, необходимо быть к этому внутренне расположенным…

Но все же к одному внутреннему опыту сводить встречи апостолов с Воскресшим нельзя.

Перед апостолами стояла совершенно уникальная задача. Самая высокая задача – свидетельствовать перед лицом мира о Благой Вести Иисуса Христа, о Воскресении.

Мы уже во многом пользуемся этим их опытом, который они засвидетельствовали с бесстрашием, твердостью и четкостью. Помните проповедь апостола Петра: Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его… Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян. 2, 22–24, 32).

Чему все мы свидетели!. Это слова людей, которые, несомненно, видели Воскресшего Иисуса. Это не поэтический оборот!

А потому для этих людей, апостолов, внутренний опыт должен был, думаю, быть подкреплен и внешним их опытом.

Ночью после Пасхальной службы освящают какой-то круглый хлеб. Потом его всю Пасхальную неделю носят во время крестного хода и в субботу, порезав на кусочки, раздают верующим. Что это за обычай?

Этот хлеб называется артосом. Артос (греч. «хлеб») – освященный хлеб в виде большой просфоры, выпекаемый с изображением Креста (без Спасителя) или с образом Воскресения Христова. Хлеб этот освящается в соответствии с древним апостольским преданием. Апостолы после Вознесения Господня оставляли за столом свободное место и полагали для Спасителя частицу хлеба, которую в конце трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали со словами: «Христос воскресе!» Этот обычай сохранился и до наших дней.

Артос выносят во время крестного хода всю Светлую Седмицу (так правильно называть Пасхальную неделю). В монастырях артос на Светлой Седмице ежедневно торжественно переносят из храма в трапезную, где полагают на специальном столике – аналое, по окончании же трапезы под колокольный звон и с песнопениями возвращают в храм.

На Русь этот обычай пришел из Греции. В XVII веке артос пекли в пекарне при царском дворце, оттуда доставляли в Большой Успенский собор Московского Кремля. В первый день Пасхи после литургии Патриарх в сопровождении духовенства крестным ходом шествовал в царский дворец, где возносил артос и совершалось его целование.

Артос раздробляется и раздается верующим в субботу на Светлой Седмице.

Что уместнее всего есть на Пасху?

Ни кулич, ни крашеное яйцо… Это тоже важно, но не главное. Самая уместная, если так можно выразиться, пасхальная пища – это Воскресшее Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа – Святое Причастие. Поэтому на Пасху нужно обязательно (!) посетить храм и причаститься.

Зачем на Пасху красят яйца?

Накануне Пасхи во многих семьях красят яйца. Их окрашивают в различные цвета, украшают орнаментом, рисунками. И никогда не забывают часть яиц покрасить в красный цвет. Красное яйцо – очень емкий символ. С одной стороны, яйцо само по себе всегда символизировало жизнь; жизнь, торжествующую над смертью (твердая и мертвая скорлупа, а за ней таится жизнь – цыпленок). С другой стороны, красное пасхальное яйцо напоминает нам об искуплении человечества жертвенной Кровью Спасителя.

А вот какое необычное толкование пасхальному яйцу дает древнерусский документ XVI века. Яйцо указывает на все творение: скорлупа подобна небу, пленка (отделяющая скорлупу от самого яйца) изображает облака, белок подобен воде, желток – наша земля, а «сырость», жидкое состояние самого яйца, – подобно греху в мире. Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, все творение обновил Своею Кровью, подобно тому, как хозяйка украшает яйцо, и «сырость греховную иссушил, якоже яйцо изгусти». То есть отвердение вареного яйца сравнивается древним русским автором с процессом преображения творения.

Согласно старинному преданию, обычай дарить на Пасху красные яйца был введен св. Марией Магдалиной, которая, придя в Рим для проповеди Воскресения Христова, подарила красное яйцо императору Тиберию со словами: «Христос воскрес!»

Однако скорее всего это лишь легенда. Ни свт. Иоанн Златоуст, ни свт. Василий Великий, ни иные отцы того времени обычая красить яйца не знают. Но уже в V–VI веках он известен. О древности обычая свидетельствует и то, что он сохранился в сообществах, отпавших от Православия около V–VI веков, – у армян, маронитов и якобитов.

Что такое пасхальный кулич?

Кроме крашеных яиц, православные христиане славянских стран на Пасху пекут куличи (на Украине куличи называются пасхами): сладкие хлебы с изюмом, цукатами, орехами…

Еще древние язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу. Но христиане переосмыслили этот обычай. Христиане стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак пасхальной радости и торжества! Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей. Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха – начало будущего века, знак наступления новой эры. Вот так и пасхальный хлеб – кулич – прообразовательно напоминает нам о хлебе, который мы будем вкушать в Царствии Небесном (если окажемся достойны).

Что еще верующие могут приготовить к пасхальному столу?

Что еще, кроме крашеных яиц, ароматных и сладких куличей, дает гастрономически почувствовать радость Воскресения Христова?

Это прежде всего творожные пасхи в виде пирамидок. Такая творожная пасха символизирует Церковь Христову. Ведь что такое творог? Створоженное молоко. Из чего состоит Церковь Христова? Из людей, преображенных Духом Святым. Творожная пасха указывает на членов Церкви, собранных вместе и преображенных Духом Святым. Именно поэтому вверху творожной пирамидки водружается знак Креста Христова.

На Руси вообще пасхальный стол достаточно обширен. Встречаются и такие оригинальные блюда, как сливочное масло в виде барашка, четверговая соль. Эта соль приготавливается в Великий Четверг (Четверг Страстной Седмицы). Напомню, что, по свидетельству евангелистов, на столе во время Тайной Вечери стояло блюдо с соленым соусом – солилом (слав.). Отсюда русский обычай готовить четверговую соль. Что это такое? Это крупная каменная соль, смешанная с густой квасной гущей, растворившаяся в этой гуще, а потом выпаренная на сковородке на медленном огне. По остывании смеси отвеивают ссохшуюся квасную гущу от соли. Такая соль имеет слегка кофейный (бежевый) цвет и особый приятный вкус. В старину пасхальные яйца ели только с четверговой солью…

А выпивать допускается?

На пасхальном столе, конечно, могут быть вино, водка, наливки и проч.

Надо помнить, что Церковь не осуждает алкоголь как таковой. Однако необходимо им разумно пользоваться. Пьянство, болезненное пристрастие к алкогольным напиткам – грех.

Обязательно ли освящать пасхальные куличи, крашеные яйца и проч. в храме?

Конечно! В течение Великого поста мы постимся… Думаю, что каждый человек должен поститься хотя бы раз в году – в дни Великого поста, это святое дело. Потом мы готовимся к встрече Воскресения Христова, готовим что-то к праздничному столу и приносим все это в храм. Там священник читает молитву и кропит принесенные яства святой водой.

Но помните: это не освящение яиц или куличей, как обычно мы выражаемся, а просто их благословение. Поэтому, например, скорлупу от крашеных яиц, испортившиеся продукты можем выбрасывать. Если бы эти предметы были освящены, следовало бы их особым образом уничтожать: сжигать или закапывать в чистом месте. (Как мы поступаем с заплесневевшими частями просфор, огарками свечей и проч.)

Недалеко от нашего дома освящают куличи прямо в супермаркете. Для нас это удобнее, чем ехать в храм…

В последние годы все чаще прихожане спрашивают об этом… Конечно, это удобнее, но это никак не согласуется с церковным обычаем. Освящение снеди – не самоценная процедура, оторванная от богослужения Пасхи, но элемент праздника. Пасхальные яства освящаются в притворе храме! Для постившихся людей! Для них это как бы предначинание праздника.

А для кого-то из еще только находящихся на пути к вере это возможность лишний раз войти в храм, увидеть иконы, услышать церковную молитву. Может быть, этот приход в храм снимет последний барьер на пути к Церкви.

Так что никакого освящения в супермаркетах быть не может. В крайнем случае, если вы не можете приехать в храм в субботу, накануне Пасхи, то просто дома окропите продукты святой водой. Это будет правильнее.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Пасха - это не просто праздник. Воскресение Христово - это суть христианства , это основа и венец христианской веры. Это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы — сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша », – обращается к христианам апостол Павел.

Что же мы празднуем в Пасху?

Слово «Пасха» (евр. Песах) значит с еврейского «прехождение, избавление ».

Евреи , празднуя ветхозаветную Пасху , вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Накануне последней из десяти казней египетских - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки (Исх.12:22-23). В ночь 15 нисана Бог, поразивший смертию египетских первенцев во всем царстве, «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены. Истребление первенцев заставило фараона Рамзеса отпустить евреев в обетованную землю (Палестину) под предводительством Моисея (1570 до Р. X.).

Христиане же, празднуя Пасху новозаветную , торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христа - это дарованная нам победа. Смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!

Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет - за ней - свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это.

Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой святой и спасительной для всего мира, а не для одного народа или одного сообщества людей.

История установления празднования Пасхи

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название — Страстная и Светлая седмицы , а сам день Воскресения назван Пасхой .

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, считая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до I Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апрели, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской .

Римская церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской церковью последовали и протестанты. Из-за этого у них бывает, что Иудейская Пасха следует после их Пасхи, что является нарушением постановления I Вселенского Собора.

Сейчас для расчета дня Пасхи, используются специальные календари – Пасхалии . Сложная система вычисления основана на лунном и солнечном календарях.

При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) , именуемых «пасхальными пределами» и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.

Иконография праздника

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4:8-9; Деян.2:31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Неслучайно канонической иконой Воскресения Христова является «Сошествие во ад».

Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам. Однако в подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.

Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символическки изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции — Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, - это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» - безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10:21-22).

И вот пришло время, когда надежды, казалось бы обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань - человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы - но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а - Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы - Отец Света.

«Свет Христов просвещает всех». Может быть, именно это хотел сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.

На первом плане иконы мы видим Адаму и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа - Ева. Ее руки протянуты к Избавителю.

Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека - с его Покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилья» человека и Бога. Так решается судьба человека.

Церковные обычаи

Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью. Большую роль в богослужении играет Благодатный огонь. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. Именно в Великую Субботу, под Светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века». В православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. По прибытии огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам. Верующие тут же возжигают от него свои свечи.

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

На Пасху открываются Царские врата и остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса — большой просфоры с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым. Пасхальный артос - символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: «Аз есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48-51).

Историческое происхождение артоса таково. Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб, тем самым апостолы изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди них. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос» ). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Артос - это символ самого насущного хлеба - Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким артосом, перенесенным на праздничный стол, стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб ). Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.) . И если в артосе нет ничего лишнего, ни сдобы, ни ароматических веществ,то в пасхальном куличе, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества.

Еще один атрибут пасхального стола — творожная пасха - символ земли обетованной, где течет «мед и млеко». Это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая по пророчеству Апокалипсиса, «новым небом и новой землей». А «горка», форма, в которую укладывается пасха - это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима - города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец».

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос Воскресе»! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским). В России пасхальными яйцами «христосуются» - разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: “разрешение на вся”.

Начиная с пасхальной ночи и последующие 40 дней (до Вознесения Господня) принято приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Помимо ежегодной Пасхи существует ещё и Пасха недельная — так называемая малая Пасха , светоносный день воскресения.

Составили Светлана Финогенова и Сергей Шуляк



Просмотров