Проекты, планы, консультации по произведениям Чуковского. Чуковский

Папка-передвижка "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка"

Герасёва Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Лучик», г. Мичуринск.
Описание материала : материал адресован воспитателям ДОУ, педагогам-специалистам, родителям.
Назначение: Данную папку-передвижку можно использовать для оформления группы, как наглядный материал для родителей.
Цель: повышение компетенции родителей в вопросе роли сказки в развитии и воспитании ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми по сказкам и с приёмами сказкотерапии для воспитания ребёнка.

На страницах папки находятся аргументы о важности сказок для развития и воспитания детей, примеры дидактических игр, направленных на развитие памяти и воображения малыша, полезные советы для родителей по борьбе с детскими капризами и непослушанием с помощью сказкотерапии.

Сказки - это уникальное культурное наследие, которое может и утешить, и помочь в познании окружающего мира и себя, и научить правилам жизни.

Научившись работать со сказкой, ребёнок будет разбирать и оценивать поступки героев, сможет перенести в реальную жизнь модель поведения или исправить какую-либо проблемную ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление детей, их творческие способности, речь, знакомят малышей с миром природы и помогают в их подготовке к школе.

Страница №1: Титульный лист.

Страница №2:
Дети черпают из сказок множество первых представлений: о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют детям увидеть добро и зло.
Слушая сказки, малыши сопереживают персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, к защите.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
Нельзя отрицать роль сказок и в развитии правильной устной речи - тексты расширяют словарный запас ребёнка, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но кроме всех этих, пусть и ключевых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной и красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с персонажами различные ситуации. Проанализировать поступки героев, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное и глубокое.

Страница №3:
Чтобы ребенок легче запомнил сказки, а потом рассказывал их, используйте дидактические игры. Кроме того эти игры развивают творческое воображение, фантазию, связную речь.
«Встречи героев»
Игра развивает устную диалогическую речь, помогает запоминать последовательность действий и сюжет сказки.
После прочтения предложите ребёнку изображения двух героев из неё. Задача ребенка вспомнить, что говорили герои друг другу. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что они сказали друг другу при встрече? Похвалили Колобка за его смекалку или пожаловались друг другу на обманщика?
«Звукорежиссеры»
Игра помогает развивать устную связную речь, лучше запоминать последовательность действий, сюжет сказки.
После прочтения сказки рассмотрите иллюстрации к сказке. Остановитесь на понравившейся. Пусть малыш «озвучит» картинку, вспомнит, что говорили герои в этот момент, что делали. Также можно использовать фрагменты мультфильмов по сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые сказки»
Цель: развитие творческого воображения, фантазии, связной речи.
Вспомните последовательность событий в знакомой сказке, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия, появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим героев с огорода на стадион. А что произойдет, если там появится еще и злая колдунья или воробей? Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»
Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка убирается. Малыш должен вспомнить, какой сюжет пропущен. Если ему трудно, можно положить перевернутую картинку там, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, нужно рассказать всю сказку.

Страница №4:
Сказки помогут справиться с детским непослушанием!
Детские капризы… Все родители хоть раз сталкивались с ними. Ребенок не убирает за собой игрушки, отказывается есть, ложиться спать, не хочет ходить в детский садик, берет чужое или дерётся с другими детьми, устраивает истерики – такие проблемы встречаются очень часто.
Часто уговоры, крики, долгие нравоучения не приносят пользы. О вреде же рукоприкладства сказано немало, да и многие, вероятно, не раз убеждались в неэффективности таких методов. Что же делать? Есть простой, но действенный метод борьбы с детскими капризами. Попробуйте не ругать ребенка, не наказывать его своим невниманием, а расскажите ему сказку. Это особые психологические сказки, которые помогают справиться с большинством капризов ребенка. В этих сказках малыш видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и ребёнок начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.
Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением. То бесценное время, которое вы проведете со своим ребёнком за сказкой, не заменят никакие другие блага.


Спасибо за внимание!

«Папка с файлами» - Расширение отделяется от собственно имени точкой. Сочинение о лете. 12>13 12 больше 13 Ура! Что может храниться в следующих файлах? Выдели собственно имя и расширение. Имя файла может включать до 255 символов, до 3 отводится на расширение. Придумайте имя файла, в котором будет храниться сочинение по русскому языку.

«Файлы и папки» - Рабочий стол – рабочая поверхность экрана, главная папка в Windows. Значок программы EXCEL. Значок является графическим представлением объекта. Окно – замкнутый прямоугольный сегмент экрана. Главное меню – меню, открывающееся при нажатии кнопки Пуск на Панели задач. Ярлык служит для ускорения запуска программ или документов.

«Литературные сказки» - 11.Найди предложения о народных сказках. 8.Какая из авторских сказок очень похожа на русскую народную сказку? 10.Рукодельница задала старику три вопроса. Ленивица, ткачиха, рыбак, лягушка-путешественница, заяц, утки. Трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, грубая. 1.По опорным словам узнай сказку.

«Сказки для чтения» - Пожелание. «Мышонок и карандаш». Читаем и рассуждаем вместе. Прочитайте вместе с ребёнком сказку «Яблоко». Иллюстрации автора. Сказка «Три котёнка». Сказки В. Г. Сутеева. Читаем и рисуем вместе. Перескажите по картинкам. Сказка «Яблоко». Советы. Читаем вместе с родителями.

«Сказки писателей» - К.И. Чуковский. Детям очень нравятся произведения Носова. Сказка – любимый жанр детского чтения. Люби и помни сказки! Славный город Олешбург. Сказки помни и люби. Мероприятия, проведенные зав. библиотекой в 2006-2007 учебном году. Джанни Родари Повесть о луковом мальчике. В Солнечном городе Н.Н. Носова.

«Сказки» - Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый. Колобок. Какая пословица подходит к сказке «Зимовье зверей»? Авторские сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золушка», «Муха - цокотуха». Сказки о животных: «Три медведя», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей». Какая пословица подходит к «Сказке о рыбаке и рыбке»?

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме, много лет жил человек, которого знали все дети страны.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Айболита, Бармалея, Мойдодыра, с которыми выросло не одно поколение детей.

Занимаясь литературной критикой, писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. А случилось это так. Он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…» . Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения.

Так родилась сказка «Крокодил» . Интересна и история создания .

Работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился

Интересный факт. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Своё литературное имя великий сказочник придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

Игра «Корзинка сказочных находок»

Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

Это - ?

Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

Это - ?

Чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

Это - ?

Чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит».

Это - ?

На чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

Это - ?

Загадки дедушки Корнея

Корней Иванович Чуковский очень любил сочинять для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо

(Яйцо и цыплёнок)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы)

Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

(Расчёска)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Корней Иванович Чуковский

Имя при рождении - Николай Эммануилович Корнейчуков родился 31 марта 1882 в Санкт-Петербурге, умер 28 октября 1969 года в Москве - детский поэт, писатель, мемуарист, критик, лингвист, переводчик и литературовед.

Родители Чуковского прожили вместе в Петербурге три года, у них была старшая дочь Мария (Маруся). Вскоре после рождения второго ребёнка, Николая, отец оставил свою незаконную семью и женился «на женщине своего круга»; мать Чуковского, крестьянка из Полтавской губернии, была вынуждена переехать в Одессу. Детство Корней Чуковский провел в Одессе и Николаеве. Какое-то время будущий писатель учился в одесской гимназии. Закончить гимназию Чуковскому так и не удалось: его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события были описаны в автобиографической повести «Серебряный герб», где искренне была показана несправедливость и социальное неравноправие общества эпохи заката Российской империи, с которыми ему пришлось столкнуться в детстве.

Наибольшую известность Чуковский приобрел в качестве детского поэта. Его сказки «Муха-Цокотуха» (1924), «Тараканище» (1923), «Мойдодыр» (1923), «Бармалей» (1925), «Путаница» (1926), «Телефон» (1926) и др. пользуются любовью многих поколений детей. Свои наблюдения над психикой малых детей, над тем, как они овладевают родным языком, Чуковский обобщил в своей знаменитой книге «От двух до пяти», выдержавшей при его жизни 21 издание.

Чудесная книга о том, как ребенок входит в мир языка, как создает его сам. То, что и как говорят дети, всегда смешно взрослым, так что с этой стороны книга развлекательная, но для педагогов, психологов и просто родителей она помогает заглянуть за занавесочку детского мышления, души ребенка.

- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
- Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
- Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
- Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

"Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме "Мойдодыров" и "Мух-цокотух", вообще ничего не писал." -шутил К.Чуковский.

К.Чуковский отец четверых детей: Николая, Лидии, Бориса и Марии (Мурочки) - умершей в детстве, которой посвящены многие его детские стихи

Но не только веселого сказочника К. И. Чуковского, друга детей, знают читатели во всем мире. К. И. Чуковский широко известен как серьезнейший исследователь-литературовед, острый критик, великолепный мемуарист – живая история литературы 20 века. Неутомимый работник литературы, К. И. Чуковский создал много книг. Среди них особое место занимает его замечательная книга «Мастерство Некрасова». Он искал и нашел новые неизвестные стихи Некрасова.

А еще мы знаем Чуковского как переводчика. Корней Иванович открыл для русского читателя У. Уитмена (которому он также посвятил исследование «Мой Уитмен»), Р. Киплинга, О. Уайльда. Переводил М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А.К. Дойла, У. Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д. Дефо, Р.Э. Распэ, Дж. Гринвуда.

Можно долго говорить о «детском» творчестве писателя. Оно несет в себе вечные понятия добра и справедливости, оно искренне, правдиво и непосредственно, как само детство.



Просмотров