Русские писатели и ученые о культуре речи. Интересные факты о человеческой речи

Зачастую в разговоре с маленькими детьми взрослые как бы повторяют манеру речи последних и вторят их лепету. Порой это происходит неосознанно. В то же время есть мамы и папы, которые категорически отвергают такой стиль. И не устают утверждать: «Я со своим малышом сюсюкаться не собираюсь». Кто же прав?

Ученые считают, что детям ближе и понятнее именно «малышовая речь». Замедленный темп, уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы, рифмованные фразы - все это делает предложения более понятными для детей. Такая речь помогает ребенку лучше «зафиксировать» значение того или иного слова или понять смысл фразы. Так что, если вы при кормлении малыша, например, говорите: «Зайка кушает, ам-ам, мальчик кушает ням-ням…» - продолжайте в том же духе!

2. Телеграфная речь учит говорить

Телеграфная речь - это отрывистые фразы, в которых сжата вся суть вашего послания: «Идем», «Ешь», «Пора спать». Некоторые родители уверены, что с 2-3‑летними детьми лучше общаться именно так, не нагружая речь лишними оборотами.

Однако, по словам специалистов, телеграфная речь лишает детей возможности узнавать и запоминать новые слова, обедняет их словарный запас.

3. Хорошо пополняют словарный запас малышей обучающие программы

Вы покупаете своим детям специальные CD и обучающие программы, которые призваны расширять словарный запас и обогащать речь вашего малыша? На самом деле на сегодняшний день нет никаких исследований на тему, улучшают ли такие электронные «помощники» языковые навыки ребенка. Зато точно доказано, что дети с интересом следят за процессом, происходящим на мониторе, но плохо запоминают слова, которые слышат с экрана. Лучше всего дети учатся языку в процессе игры с родителями. Так что почаще играйте с ребенком в разные игры.

Интересно

Принято считать, что вторые и третьи дети в семье говорят хуже, чем первенцы. А обучение двум языкам одновременно грозит задержкой речевого развития. И то и другое – мифы!

4. Соска ухудшает дикцию

Противники соски уверяют, что ее длительное использование формирует неправильный прикус, который влияет на произношение. Приверженцы говорят, что нет никаких различий в произношении у детей, долго сосавших пустышку, и малышей, сказавшим соске «нет».

Решать, давать ребенку пустышку или нет, вам, но специалисты все же советуют как можно раньше вынуть ее изо рта вашего крохи.

5. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки

Большинство мальчиков произносят первые слова позже девочек. Но это вовсе не означает, что мальчики отстают в развитии. С другой стороны, есть безусловный факт, что у мальчиков в 3 раза чаще встречаются дефекты речи.

Это нужно учитывать при развитии языковых способностей мальчишек.

Люди живут в социуме, и общение - неотъемлемая часть существования человека. Поэтому без него вряд ли была бы возможна эволюция разума. Сперва это были попытки общения, похожие на детский лепет, который постепенно, с появлением цивилизации, стал совершенствоваться. Появилось письмо, и речь стала не только устной, но и письменной, что позволило сохранить достижения человечества для будущих потомков. По этим памятникам можно отследить и развитие устных традиций речи. Что такое речевая культура и культура речи? Каковы их нормы? Можно ли овладеть речевой культурой самостоятельно? На все вопросы даст ответ эта статья.

Что такое речевая культура?

Речь - это форма вербального общения людей. Она предполагает формирование и формулирование мыслей, с одной стороны, и восприятия и понимания - с другой.

Культура - термин, имеющий много значений, она является объектом изучения многих дисциплин. Есть и значение, близкое по смыслу общению и речи. Это часть культуры, связанная с использованием вербальных сигналов, под которой подразумевают язык, его этническую особенность, функциональные и социальные разновидности, имеющие устную и письменную формы.

Речь - жизни человека, и поэтому он должен уметь говорить правильно и красиво как письменно, так и устно.

Таким образом, речевая культура и культура речи - это владение нормами языка, умение пользоваться его выразительными средствами в различных условиях.

Культура речи, независимо от национальности говорящих, складывалась постепенно. Со временем появилась необходимость в систематизации имеющихся знаний о языке. Таким образом появился раздел лингвистики, который называется культура речи. Этот раздел исследует проблемы нормализации языка с целью его совершенствования.

Как формировалась культура речи?

Речевая культура и культура речи как отрасль лингвистики складывались поэтапно. Они отражают все изменения, которые происходили в языке. Впервые о фиксировании норм письменной речи задумались в XVIII веке, когда общество осознало, что отсутствие единых правил письма затрудняет общение. В 1748 году В. К. Тредиаковский написал о русской орфографии в своей работе “Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой”.

Но основы грамматики и стилистики родного языка заложил М. В. Лермонтов в своих работах “Российская грамматика” и “Риторика” (1755, 1743-1748).

В XIX веке Н. В. Кошанский, А. Ф. Мерзляков и А. И. Галич дополнили библиотеку исследований культуры речи своими трудами по риторике.

Языковеды дореволюционного периода понимали важность нормирования правил языка. В 1911 году появилась книга В. И. Чернышевского “Чистота и правильность русской речи. Опыт русской стилистической грамматики”, в которой автор анализирует нормы русского языка.

Постреволюционный период стал временем, когда пошатнулись устоявшиеся нормы речевой культуры. Тогда общественной деятельностью занимались люди, речь которых была простой и изобиловала жаргонными и диалектными выражениями. Литературный язык оказался бы под угрозой, если бы в 1920-е годы не образовалась прослойка советской интеллигенции. Она боролась за чистоту русского языка, и была дана установка, согласно которой, “массы” должны были овладевать пролетарской культурой. В это же время возникают понятия “культура языка” и “культура речи”. Эти термины впервые применяются по отношению к новому, реформированному языку.

В послевоенные годы речевая культура как дисциплина получает новый виток в развитии. Важный вклад в формирование дисциплины внесли С. И. Ожегов как автор “Словаря русского языка” и Е. С. Истрина как автор “Норм русского языка и культуры речи”.

50-60-е годы XX века стали временем становления культуры речи как самостоятельной дисциплины:

  • Вышла в свет “Грамматика русского языка”.
  • Уточнились научные принципы культуры речи.
  • Выходят выпуски “Словаря русского литературного языка”.
  • В Институте русского языка АН СССР появляется сектор культуры речи под руководством С. И. Ожегова. Под его же редакцией выходит в свет журнал “Вопросы культуры речи”.
  • Д. Э. Розенталь и Л. И. Скворцов работают над теоретическим обоснованием некоторых вопросов. Они посвящают свои работы отделению друг от друга двух терминов - “культура речи” и “культура языка”.

В 1970 годах культура речи становится самостоятельной дисциплиной. У неё появляются предмет, объект, методика и приемы научного исследования.

Лингвисты 90-х годов не отстают от своих предшественников. В конце XX века выходит ряд трудов, посвященных проблеме культуры речи.

Развитие речи и культура речевого общения продолжают оставаться одними из актуальных лингвистических проблем. Сегодня внимание ученых-языковедов приковано к таким вопросам.

  • Установление внутренних связей между повышением речевой культуры общества и развитием национальной культуры.
  • Совершенствование современного русского языка с учётом происходящих в нём изменений.
  • Научный анализ процессов, происходящих в современной речевой практике.

Какие признаки и свойства у речевой культуры?

Речевая культура в лингвистике имеет ряд отличительных свойств и признаков, которые также являются логической основой изучаемого явления:

Знать основы речевой культуры и применять их по назначению - долг каждого образованного человека.

Что такое тип речевой культуры?

Тип речевой культуры - это характеристика носителей языка в зависимости от уровня их владения языком. Имеет значение и умение пользоваться языковыми средствами. Здесь важную роль играет то, насколько хорошо развиты речевое общение, культура речи. Рассмотрим вопрос подробнее.

Исходя из вышесказанного, следует выделить основные нормы речевой культуры:

  • Нормативная. Защищает литературный язык от проникновения просторечных выражений и диалектизмов и сохраняет его в целости и соответствии общепринятым нормам.
  • Коммуникативная. Подразумевает наличие умения пользоваться функциями языка в соответствии с ситуацией. Например, точность в научной речи и допустимость неточных выражений в разговорной.
  • Этическая. Означает соблюдение речевого этикета, то есть норм поведения в общении. Употребляются приветствия, обращения, просьбы, вопросы.
  • Эстетическая. Подразумевает использование приемов и способов образного выражения мысли и украшение речи эпитетами, сравнениями и другими приемами.

В чем суть речевой культуры человека?

Выше мы рассмотрели понятия "язык", “речевая культура” как общественное явление, характеризующее социум. Но социум состоит из индивидов. Следовательно, есть разновидность культуры, которая характеризует устную речь отдельной личности. Такое явление называется "речевая культура человека". Под термином следует понимать отношение человека к знаниям о языке и умение ими пользоваться и совершенствоваться в случае необходимости.

Это навыки не только говорения и письма, но и слушания и чтения. Для коммуникативного совершенства человек должен владеть всеми ними. Овладение ими предполагает знание образцов, признаков и закономерностей построения коммуникативно-совершенной речи, владение этикетом и психологическими основами коммуникации.

Речевая культура человека не статична - она, как и язык, подвержена изменениям, которые зависят как от социальных трансформаций, так и от самого человека. Она начинает формироваться с первыми словами ребенка. Растет вместе с ним, трансформируясь в речевую культура дошкольника, затем школьника, студента и взрослого человека. Чем старше человек, тем совершенней становятся его навыки говорения, письма, чтения и слушания.

В чем отличия русской речевой культуры?

Русская речевая культура относится к разделу дисциплин, которые занимаются исследованием национальных речевых культур. Каждый народ за время своего существования сформировал свою языковую норму. То, что является естественным для одного этноса, может быть чуждо для другого. К этим особенностям относятся:

    этнические особенности языковой картины мира;

    использование вербальных и невербальных средств;

    совокупность текстов, включающая все тексты, когда-либо написанные на этом языке - как древние, так и современные.

Под этнической картиной мира понимают совокупность взглядов на мир через слова и выражения конкретного языка, которая разделяется всеми на нем говорящими людьми и считается чем-то само собой разумеющимся. Но отличие национальных картин мира легко проследить через анализ фольклора, используемых эпитетов. Например, выражения “светлая голова” и “доброе сердце” подразумевают высокий интеллект и отзывчивость. Неслучайно в этих эпитетах выбраны голова и сердце, так как в понимании русских человек думает головой, а чувствует сердцем. Но в других языках это не так. Например,в языке ифалук внутренние чувства передают кишки, в языке догон - печень, а в древнееврейском сердцем не чувствуют, а думают.

На каком уровне находится современная русская культура речи?

Современная речевая культура отражает:

  • типологические особенности русского языка;
  • сферы его применения;
  • единство речи на всей территории РФ;
  • территориальные варианты русского языка;
  • письменные и устные тексты не только художественного, но и общенационального значения, в которых раскрываются представления о хорошей и правильной речи, о достижениях науки о русском языке.

Русский речевой этикет

Под русским речевым этикетом понимают совокупность норм и правил общения, которые складывались под влиянием национальной культуры.

Русский речевой этикет делит общение на формальное и неформальное. Формальное - это общение между людьми, которые мало знакомы между собой. Их связывают событие или повод, по которому они собрались. Такое общение требует беспрекословного соблюдения этикета. В отличие от такого стиля, неформальное общение происходит между людьми, которые хорошо знакомы друг с другом. Это семья, друзья, близкие, соседи.

Особенности речевого этикета в России предполагают обращение к человеку на Вы при формальном общении. При этом обращаться к собеседнику нужно по имени и отчеству. Это обязательно, так как формы, аналогичные "сэр", "мистер", "миссис" или "мисс", в русском речевом этикете отсутствуют. Есть общее “дамы и господа”, но оно применяется к большому количеству людей. В дореволюционной России были такие обращения, как сударь и сударыня, но с приходом большевиков их вытеснили такие слова, как товарищ, гражданин и гражданка. С распадом СССР слово "товарищ" устарело и приобрело свое изначальное значение - "друг", а "гражданин" и "гражданка" стали ассоциироваться с милицией или судом. Со временем пропали и они, а на замену пришли слова, привлекающие внимание. К примеру, “извините”, “простите”, “не могли бы вы...”.

В отличие от речевой культуры Запада, в русской много тем для обсуждения - политика, семья, работа. При этом сексуальные находятся под запретом.

В целом культура речевого этикета усваивается с детства и со временем совершенствуется, обретая все больше тонкостей. Успешность ее развития зависит от семьи, в которой вырос ребенок, и от окружения, в котором он развивается. Если окружающие его люди высококультурны, то и ребенок овладеет этой формой общения. И наоборот, сторонники просторечного типа речевой культуры научат своего ребенка общаться простыми и незамысловатыми предложениями.

Можно ли самостоятельно развить речевую культуру?

Развитие речевой культуры зависит не только от окружения человека, но и от него самого. В сознательном возрасте при желании её можно развить самостоятельно. Для этого нужно ежедневно уделять время самостоятельным занятиям. Для выполнения всех заданий понадобится 3 дня, а перед усвоением нового нужно повторить старое. Постепенно можно будет выполнять задания не только вместе, но и по отдельности. Вначале подобный урок речевой культуры будет занимать 15-20 минут, но постепенно увеличится до часа.

    Расширение словарного запаса. Для упражнения нужно взять любой и словарь русского или иностранного языков. Выпишите или подчеркните все слова одной части речи - существительные, прилагательные или глаголы. А затем подбирайте синонимы. Данное упражнение способствует расширению пассивного словарного запаса.

    Составление рассказа по ключевым словам. Возьмите любую книгу, подберите наугад с закрытыми глазами 5 любых слов и составьте по ним рассказ. За один раз нужно составить до 4 текстов, каждый из которых по времени занимает не более 3 минут. Это упражнение способствует развитию воображения, логики и сообразительности. Вариант посложнее - составить рассказ из 10 слов.

    Разговор с зеркалом. Для этого упражнения понадобится текст из задания 2. Встаньте у зеркала и расскажите свой рассказ без мимики. Затем перескажите свой рассказ во второй раз, подключив при этом мимику. Проанализируйте своё выражение лица и манеру рассказа, ответив на 2 вопроса - "нравятся ли вам ваше выражение лица и способ подачи информации" и "понравятся ли они окружающим". Данное задание направлено на выработку привычки осознанно управлять своей мимикой.

    Прослушивание записи с диктофона. Это упражнение поможет услышать себя со стороны и выявить сильные и слабые стороны своей речи, а следовательно, подкорректировать недостатки и научиться пользоваться достоинствами своей манеры разговоры. Начитайте на диктофон любой понравившийся художественный текст или стихотворение. Прослушайте, проанализируйте его, как предыдущее задание, и попробуйте пересказать или прочитать наизусть во второй раз с учётом исправлений.

  1. Разговор с собеседником. Этот вид упражнения помогает развить навыки диалога. Если среди ваших друзей или знакомых есть люди, которые выполняют эти упражнения, то можно с одним из них сделать упражнение 2. Если нет, то попросите кого-нибудь помочь вам. Для этого заранее подготовьте тему разговора и план. Ваша цель - заинтересовать собеседника, пробудить его любопытство и удерживать внимание не менее 5 минут. Задание считается выполненным, если собеседники пообщались на 3-4 из заданных тем.

Развитие речевой культуры требует постоянных занятий - только в таком случае успех не заставит себя ждать.

Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи Головин Борис Николаевич

Что читать о культуре речи

Ленин - журналист и редактор. М., 1960. Разд. 3.

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. 3-е изд. М., 1966.

Боровой Л. Путь слова. М., 1960.

Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. 3-е изд. М., 1965.

Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. М., 1984.

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. 2-е изд. М., 1981.

Горький М. О литературе. М., 1953.

Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. М., 1983.

Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л, П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976.

Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1986.

Земская Е. А. Как делаются слова. М., 1963.

Ильинская И. С. О богатстве русского языка. М., 1963.

Истрина Е. С. Нормы русского литературного языка и культура речи. М.; Л., 1968.

Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960.

Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.

Маршак С. Я. Воспитание словом. М., 1961.

Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. М., 1973.

Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред, Р. И. Аванесова. М., 1983.

Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., 1964.

Паустовский К. Г. Золотая роза: Заметки о писательском труде. М., 1960.

Розенталь Д. Э. Культура речи. 3-е изд. М., 1964.

Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. М., 1987.

Розенталь Д. Э., Телешова М. А. Словарь трудностей русского языка. 4-е изд. М., 1985.

Русская разговорная речь. М., 1973.

Русские писатели о языке (XVIII-XX). Л., 1954.

Сергеев В. Н. Словари - наши друзья и помощники. М., 1984. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980. Скворцов Л. И. Культура языка - достояние социалистической культуры. М., 1981.

Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? Заметки писателя. 2-е изд. Л., 1964.

Успенский Л. В. Слово о словах; Ты и твое имя. Л., 1962. Федянин Н. А. Ударение в современном русском языке. 2-е изд. М., 1982.

Чуковский К. И. Живой как жизнь: Разговор о русском языке. М., 1962.

Шмелев Д. Н. Слово и образ. М., 1964.

Югов А. Судьбы родного слова. М., 1962.

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

Почему ребята не спрашивают, как научиться читать, любить и понимать книги? Все мы любим читать книги и начали читать их очень рано. Я уверен, что даже самый памятливый из вас и то не сможет припомнить названия и авторов всех книг, которые успел прочитать еще до того, как

Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Инструкция Как правильно читать эту книгу Эту книгу следует читать медленно и с удовольствием. Если при чтении этой книги Вы встретите незнакомое слово, смысла которого не понимаете даже из контекста, постарайтесь выяснить, что оно означает, и только потом читайте

Из книги Ораторское искусство автора Давыдов Г Д

ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ. Нередко случается, что начинающий оратор, прекрасно подготовившись к речи, все-таки, вследствие своей робости и неуверенности в успехе, не решается выступить перед публикой.Это смущение можно до некоторой степени ослабить следующими соображениями,

Из книги Поваренная книга Самурая или Черт Те Что, а не книга о Японии автора Карлсон Китя

Как хорошо уметь читать Приехать жить в Японию - все равно, что родиться заново. Нет, в теории, конечно, можно подготовиться, прочитать умных книжек или даже глупых книжек вроде этой, благо их много, в общем, собрать развед-данные, а затем, приехав на место, узнать, что все

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич

ЧТО ЧИТАТЬ О ФИННО-УГРАХ И ФИННО-УГОРСКОЙ МИФОЛОГИИ Айхенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов / Балто-славянские исследования. 1980. М., 1982.Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов

Из книги Плотин, или простота взгляда автора Адо Пьер

Из книги Книга о хорошей речи автора Голуб Ирина Борисовна

В КАКОМ ПОРЯДКЕ ЧИТАТЬ ПЛОТИНА? I. Для выборочного чтенияa. необходимый минимум содержится в трактатах I 6 «О прекрасном» и VI 9 «О Благе».b. для преимущественного изучения плотиновской мистики и теологии см. основные положения в VI 7 «Об идеях и о Благе» и VI 8 «О воле Единого».c.

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

ГДЕ ЧИТАТЬ ПЛОТИНА? 1. Для французского читателя наиболее удобным является издание Э. Брейе (см. выше, стр. 9). Каждому трактату предпослана справка, где дается его анализ и определяется его место в истории философии. Общее введение (т. 1, стр. I?XXXIX) очень существенно, особенно и

Из книги Чтобы мир знал и помнил. Сборник статей и рецензий автора Долгополова Жанна Григорьевна

ЧИСТОТА РЕЧИ … Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Ахматова Тургенев назвал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Но язык - это стройная система средств общения; приведенная в динамику, она становится речью. А речь подвержена

Из книги Данте. Демистификация. Долгая дорога домой. Том I автора Казанский Аркадий

3. Понятия человеческой коммуникации, речи и их функций. Типы речи 3.1. Понятие человеческой коммуникации (речевого общения) и ее функций Человеческая коммуникация – это процесс взаимодействия и взаимосвязи людей, при котором они взаимно адаптируются друг к другу в своем

Из книги Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений автора Адлер Мортимер

Влюбленный в слово Гарольд Блум. Зачем читать и как Стихи и проза для чрезвычайно смышленых детей любого возраста Harold Bloom. How to Read and Why,New York: Touchstone Books, 2001, 283 p.Harold Bloom. Stories and Poems for Extremely Intelligent Children of All Ages,New York: Scribner, 2001, 573 p. Гарольд Блум – автор двадцати пяти

Из книги Любовь и политика: о медиальной антропологии любви в советской культуре автора Мурашов Юрий

Как читать эту книгу? У тебя сложились со временем собственные понятия о Человеке, Мироздании, Истории и своём месте в Жизни. Насколько они тебя удовлетворяют, дело твоё. Если тебе в них комфортно, не раскрывай эту книгу дальше.Чтобы понять и усвоить написанное в этой

Из книги автора

Мортимер Адлер Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений Предисловие - Ну, что? Читали книгу? - Читал, ваше превосходительство. - О чем же вы читали, любезнейший? А ну-ка, расскажите! <…> - Забыл, ваше превосходительство <…> - Значит, вы не

Из книги автора

Педагогизация любви в русской культуре XIX века и в ранней советской культуре В русской литературе XIX века возникновение и развитие любовных сюжетов существенно связано с проблемой письменной медиализации, с медиумом письма. Письмо Татьяны к Онегину может служить

Сначала было слово, и это отрицать невозможно. Наша речь – настоящее чудо. Когда человек говорит, в работу включается свыше ста мышц: задействованы мышцы груди, челюсти, шеи, губ и языка. Как известно, мышечные волокна похожи на пучок, и для управления ими необходимо намного больше нейронов, чем при выполнении обычных физических упражнений.

Моторный нейрон взаимодействует с двумя тысячами мышечных волокон икроножной мышцы. В то же время нейроны, управляющие голосовыми связками, работают с 1-2 волокнами.

Все, что мы говорим, характеризуется определенным «шаблоном» движений мышц. Чтобы произнести приветствие, надо задействовать один и тот же в головном мозге. Но этой программе наш мозг следует не всегда. Если язык по ряду причин не может выполнять свои функции: вы прикусили язык или вам лечили зуб, произойдет коррекция программы, чтобы как можно точнее произнести выражение в новых условиях.

Кроме того, говоря слово «люблю», мы нередко меняем тональность. Сотни оттенков, с которыми можно произнести это слово, подсказывают слушателю наше настроение. Становится ясно, скучаем мы, злимся или стесняемся. Важна также интенсивность голоса при разговоре. Благодаря ей мы понимаем, сказана ли фраза с иронией, либо говорит о поддержке, привязанности или насмешке. Суть выражения можно изменить, корректируя работу всех речевых мышц.

Оказывается, что за одну секунду человек может произнести до четырнадцати звуков. Но наши губы, язык и челюсти совершают не более двух движений в секунду.

У наших прародителей была примитивная речь, которая подразумевала тактильные, визуальные и голосовые действия, напоминающие больше звуки животного мира. Более развитая речь возникла тогда, когда человек начал изображать объекты с помощью символов и, как следствие, у него появилось желание делиться этой информацией с сородичами.

Язык символов возник, по мнению ученых, 2,5 млн. лет тому назад. В этот период человек научился делать первые инструменты из камня. Ему пришлось изъясняться с соплеменниками, чтобы более эффективно осуществлять охоту.

Со временем разборчивость речи стала лучше, так человеческая речь достигла нынешнего уровня. Доказано, что Homo Sapiens – человек, проживавший на земле сто пятьдесят тысяч лет назад, умел довольно неплохо изъясняться. Его рот, глотка и нос со временем сложились в сложную систему, в которой поступающий воздух преобразовывается в согласные и гласные звуки посредством работы губ и языка. Возникновение письменности, а именно грамматики и синтаксиса, явилось итогом эволюционного процесса, начавшегося с элементарных выражений.

  • Речь - это врожденная или приобретенная способность? Известные случаи, когда дети в возрасте до трех лет терялись в джунглях и были найдены через несколько лет, показали, что они очень плохо обучаются человеческой речи. Развитие речи требует раннего постоянного общения с родителями и сверстниками, причем возраст до трех лет является ключевым в этом процессе.Похоже, что мозг в определенном возрасте открывает возможность обучения речи, которая со временем значительно уменьшается. Речь может развиться только в обществе и только во время роста мозга.
  • Человеческая речь управляется двумя центрами головного мозга (центр артикуляции, хранение+грамматика), расположенных в коре левого полушария головного мозга. Если мы хотим что-то сказать, все начинается в зоне, которая называется "Зона Верницке" (Wernicke zone). Возбуждение из этой зоны передается в "Зону Брока" (Broca zone), в которой к мыслям применяются грамматические правила. После этого информация из обеих этих зон используется для управления мышцами, участвующими в речи. Также эти две зоны связаны с визуальными областями в мозгу, что дает нам возможность читать, а также со слуховыми, что позволяет нам слышать и понимать, что говорит собеседник, а также отвечать по теме разговора. В этих зонах также есть банк памяти, в котором хранятся шаблону "микропрограмм" для часто используемых выражений.
  • Внезапный скачок эволюции речи вызвал появления языка приблизительно 50 тысяч лет назад. В современном мире насчитывается более 6000 языков, которые, как считается, произошли от одного праязыка, который возник у людей 50000 лет назад, когда они начали формировать группы и поселения по 100-1000 человек. Сейчас существует три семьи языков - индоевропейская, австронезийская и банту.
  • Многие особи обезьян - шимпанзе, гориллы и орангутаны в разное время были обучены базовым человеческим знаковым языкам. В ряде опытов они были обучены управлять компьютером с помощью графических символов. Некоторые из обезьян смогли выучить более 1000 слов (до 40 слов в день!), но при этом понимание их обучаемых слов практически нулевое. В конце концов, все упирается в способности головного мозга.
  • Существует три основных гипотезы, объясняющих появление языка:
  • Употребление древними людьми в пищу грибов, содержащих псилоцибин (галлюциноген) могло привести к активизации новой зоны (Зоны Брока) в человеческом мозгу, особенно ее части, которая отвечает за артикуляцию. Рисунки времен неолита в Tassili-n-Ajjer, Сахара, изображают шамана с полными ладонями грибов, что косвенно подтверждает эту теорию.

    Эволюционная теория оперирует исключительно умозрительными заключениями, утверждая, что речь явилась следствием эволюции и дала возможность человеку выжить, увеличить популяцию и более эффективно бороться с хищниками.

    Случайная мутация также могла привести к возникновению речи. Языки имеют общую структуру, врожденную для данного конкретного вида. В 2001 году американские исследователи обнаружили в хромосоме номер 7 ген, отсутствие которого приводило к значительным трудностям в построении фраз и их пониманию, даже у людей, которые обладали высоким коэффициентов умственного развития. Это показывает, что речь не связана с интеллектом как таковым, а является одним из генетических приобретений.



    Просмотров