Анализ эпизода. Последняя встреча Мери с Печориным (М

Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа "Герой нашего времени" как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что "история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа". Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа.

В повести "Княжна Мери" намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

"Княжна Мери" построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.

Дневник Печорина не раз напоминает "Думу" Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны... .

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского "Паруса", прекрасно характеризующие молодого человека: "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой"). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.

От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь "для себя", не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: "В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись". Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

"Из чего же я хлопочу?" - спрашивает он себя и отвечает: "Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!" Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.

"Княжна Мери" показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: "Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны".

Итак, в "Княжне Мери" нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: "Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно". И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, "себялюбивой и сухой", как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него "нравственного калеку". Видно, что эта "болезнь" прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. "Скучно", - заключает он.

Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу "Фаталист", где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли "нравственными калеками"? Не стоит ли поискать ответ в романе "Герой нашего времени", а особенно в главе "Княжна Мери"?..

"Я два раза пожал её руку... во второй раз она её выдернула, ни говоря ни слова.

Я дурно буду спать эту ночь, - сказала она мне, когда мазурка кончилась.

Этому виноват Грушницкий.

О нет! - И лицо её стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку.

Стали разъезжаться. Сажая княжну в карету, я быстро прижал её маленькую ручку к губам своим. Было темно, и никто не мог этого видеть.

Я возвратился в залу очень доволен собой".

В этой сцене как в капле воды отразился весь замысел Печорина относительно княжны Мери и Грушницкого. Здесь же великолепно выразился летящий психологизм самого М. Ю. Лермонтова. Каждая фраза, несмотря на их внешнюю бессодержательность, подразумевает целое направление мысли и скрываемых желаний. На наших глазах происходит переплетение светской игры с реальными чувствами. Печорин направляет мысли и чувства княжны "от противного", заставляя её сначала выдёргивать руку, а после отрицать свои слова. Этим он маскирует собственное руководство событиями, узнаёт меру погружения княжны в предложенную им игру и подчёркивает, как нежелательное, имя Грушницкого. При этом совершенно неважно, что княжна не согласилась с его утверждением, важно было косвенно указать на соперничество Печорина с Грушницким, убедить девушку на уровне почти НЛП-программирования, что Печорин на самом деле включился в борьбу за её сердце.

Глава «Княжна Мери» - центральная в «Журнале Печорина», где герой в дневниковых записях раскрывает свою душу. Их последний разговор - Печорина и княжны Мери - логически завершает сюжетную линию сложных взаимоотношений, подводя черту над этой интригой. Печорин сознательно и расчетливо добивается любви княжны, выстроив со знанием дела свое поведение. Зачем? Только чтобы ему «не было скучно». Главное для Печорина подчинять все своей воле, проявить власть над людьми. После целого ряда рассчитанных действий он добился, что девушка первая призналась ему в любви, но теперь она ему не интересна. После дуэли с Грушницким он получил предписание отправиться в крепость N и зашел к княгине проститься. Княгиня узнает, что Печорин защищал честь Мери и считает его благородным человеком, она больше всего обеспокоена состоянием дочери, ведь Мери от переживаний больна, поэтому княгиня открыто предлагает Печорину жениться на ее дочери. Ее можно понять: она желает Мери счастья. Но Печорин ничего не может ответить ей: он просит позволения объясниться с самой Мери. Княгиня вынуждена уступить. Печорин уже говорил, как боится он расстаться со своей свободой, и после беседы с княгиней он уже не может отыскать в своем сердце ни искры любви к Мери. Когда же он увидел Мери, бледную, исхудавшую, он потрясен произошедшей в ней переменой. Девушка искала в его глазах хоть «что-нибудь похожее на надежду», пыталась улыбнуться бледными губами, но Печорин суров и неумолим. Он говорит о том, что смеялся над нею и Мери должна его презирать, делая логичный, но такой жестокий вывод: «Следственно, вы меня любить не можете…» Девушка страдает, в ее глазах блестят слезы, и все, что она может прошептать едва внятно, - «Боже мой!» В этой сцене особенно ярко раскрывается рефлексия Печорина - раздвоение его сознания, о чем он говорил ранее, что в нем живет два человека - один действует, «другой мыслит и судит его». Действующий Печорин жесток и лишает девушку всякой надежды на счастье, а тот, что анализирует его слова и поступки, признается: «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее». Он «твердым голосом» объясняет, что не может жениться на Мери, и надеется что она сменит свою любовь на презрение к нему - ведь он сам сознает низость своего поступка. Мери, «бледная, как мрамор», со сверкающими глазами говорит, что она его ненавидит.

Сознание того, что Печорин играл ее чувствами, уязвленная гордость превратили любовь Мери в ненависть. Оскорбленная в своем первом глубоком и чистом чувстве, Мери теперь вряд ли сумеет снова поверить людям и обрести былое спокойствие души. Жестокость и безнравственность Печорина в этой сцене раскрываются достаточно наглядно, но здесь же раскрывается и то, как тяжело этому человеку жить по навязанным им самому себе принципам, как тяжело не поддаться естественным человеческим чувствам - состраданию, милосердию, раскаянию. Это трагедия героя, который сам признает, что не сможет жить в тихой мирной гавани. Он сравнивает себя с матросом разбойничьего брига, который томится на берегу и мечтает о бурях и крушениях, ведь для него жизнь - это борьба, преодоление опасностей, бури и битвы, и, к сожалению, Мери становится жертвой такого понимания жизни.

Печорин и Вера - герои, с которыми связана любовная линия в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Отношение Печорина к Вере наиболее полно раскрывает личность центрального персонажа и его отношение к женщинам в целом.

Начало отношений

Вера и Григорий познакомились еще до момента повествования. Автор детально не описывает то, что было ранее, однако говорит о том, что отношения Печорина и Веры были наполнены страстью. Из разговора героев понятно, что они встречались, когда Вера была замужем. Героиня признается, что Печорин приносил ей только несчастия: «С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий». Он только мучил ее «пустыми сомнениями и притворной холодностью».

Встреча героев

Печорин узнает, что на Кавказ прибыла женщина с родинкой на щеке. Он сразу понимает, что это Вера. Известия о ее появлении заставили Печорина задуматься о своих истинных эмоциях: «Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она?

И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?».

Григорий Александрович встречается с Верой, и их чувства загораются с новой силой. Герои видятся в тайне от всех, потому что Вера находится замужем за человеком, которого она не любит, но уважает.

Вера говорит Печорину, что она его любила и любит до сих пор: «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться».

В результате муж Веры узнает о взаимоотношениях Печорина и Веры, между ним и женой происходит ссора. Однако Вера даже не помнит, о чем они говорили, что она отвечала. Вера говорит, что возможно, она сказала ему, что до сих пор любит Печорина.

Все это заставляет мужа Веры принять решение отъезда из Кисловодска. Вера пишет прощальное письмо Печорину и уезжает. В письме героиня признается Печорину, что никогда она больше не будет любить никого другого, потому что ее душа «истощила» на него все «свои сокровища, свои слезы и надежды».

Любовь Печорина

Печорин признается Вернеру в своих чувствах: «Узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину…».

Вера в жизни Печорина играла огромную роль, потому что только она одна была способна понять настоящую сущность героя: «Это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно поэтому его отношение к ней не похоже на любовные связи с другими женщинами. Можно говорить о том, что Вера была единственной женщиной, которую любил Печорин в своей жизни.

Хотя Вера говорила, что Печорин «любил ее как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучно и однообразна», он не может без ее любви. Он думает, почему она не хочет видеться с ним, ведь «любовь, как огонь, – без пищи гаснет».

Когда Вера уезжает, он пытается догнать ее и загоняет до смерти свою лошадь. Это говорит о том, что для него Вера имела огромное значение. Это не кратковременный роман, а долгое чувство.

После расставания главный герой романа «Герой нашего времени» понимает, что он потерял свое счастье, что ее «горький прощальный поцелуй» не сможет принести радости, потому что тогда им будет еще больнее расставаться. Печорин искренне переживает трагичный финал отношений. Однако многие его поступки по отношению к Вере говорят о его эгоистичности и горделивости. Герой не смог построить отношения с женщиной, которая его любила, потому что он одинок во всем мире, и он это понимал. Отношения с Верой были для него прошлым, с которым суждено было расстаться.

Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Печорин и Вера», подробно рассмотрит историю отношений персонажей романа «Герой нашего времени».

Тест по произведению

любовь Печорина к Вере - большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать "погибшее счастье". Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяет характер повествования. Здесь все - движение! Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру. Отбор слов и характер предложений выражает это стремление. Печорин действует, движется и ничего не описывает, и поэтому в тексте нет определений-прилагательных, но он максимально насыщен глаголами (на пять предложений здесь тринадцать глаголов) .

Так как герою некогда раздумывать, естественным оказывается общий синтаксический строй разбираемого отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: "одну минут, еще одну минуту видеть ее…", " ... . Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья". Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные "нетерпение", "беспокойство", "отчаяние", "счастье" и глаголы "проклинал", "плакал", "смеялся", "скакал, задыхаясь".

Выразительность этого отрывка велика, хотя здесь почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и веского метафорического сравнения: "Мысль… молотком ударяла мне в сердце". Описание скачки, отчаяния героя, его слез - одно из самых волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье - таков здесь герой.

Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Часто его рассматривают неверно, считая, что здесь герой последовательно доводит до конца жестокую игру, наслаждается возможностью еще раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Мери безжалостные слова, объясняется "откровенно и грубо". Но, если вдуматься, разве лучше было бы для Мери, если б он, не считая возможным жениться, оставил у девушки сомнение в том, была ли она любима. В этом случае Мери было бы много труднее побороть свою любовь к Печорину потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь, но но каким-то неизвестным ей причинам отказавшимся от ее руки. Жестокая правда скорее способна излечить ее, чем добрая ложь. Может быть, Печорин и понимает это? Едва ли случайны его слова: "Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать". А можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: "Княжна… вы знаете,. что я над вами смеялся! ... "

Ведь смеялся-то он над Грушницким, в отношениях же с Мери была сознательная игра, часто увлекавшая и самого Печорина, но не насмешка. Противоречит этой внешней жестокости чувство жалости и волнения, овладевшее Печориным, когда Он увидел бледненькую, исхудавшую Мери. "… Еще минута, и я бы упал к ногам ее", - пишет герой.



Просмотров