Грабарь написал картину февральская лазурь. Сочинение-повествование по картине И



ПРОЧТИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО!

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь – живописец, родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства - икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

В 1926-30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.
История создания картины «Февральская лазурь»

«Февральская лазурь» – самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Ему удалось создать новый образ русской природы. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. Невозможно лучше самого автора передать преклонение перед красотой природы, которое он пережил.

О появлении на свет картины-любимицы, «Февральской лазури», его обстоятельный рассказ: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, ко-ралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то это будет бесподобно», - подумал я и тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. На следующий день я взял другой холст и в течение трех дней написал этюд с того же места. После этого я прорыл в глубоком снегу свыше метра толщиной траншею, в которой и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита со всей градацией голубых - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Холст я заранее в мастерской подготовил под лессировку неба, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей.

Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но, повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления. Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». Передать перезвоны чистого цвета - цвета освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и серебристого ствола березы художнику удалось в полной мере…

В «Февральской лазури» береза - неотъемлемая часть, а то и единственная основа художественного образа. В самом облике березы, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие природы родного края, которое отличает Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества. Из всех берез, когда-либо изображенных Грабарем, в березе «Февральской лазури» поэзия грабаревской пейзажной живописи достигла своей кульминации… Нужно было овладеть не только мастерством живописца, но и необыкновенным чувством влюбленности в природу, чтобы изобразить то торжество наступающей весны, которое удалось показать на своем холсте художнику. Как и всегда, он прибег к своему излюбленному приему показа фрагмента пейзажа: зритель не видит вершины березы, а на переднем плане на снегу лежат тени тех деревьев, которые стоят где-то позади зрителя, «входящего» таким образом по воле художника в картинное пространство и снизу вверх разглядывающего все множество переплетающихся ветвей и свисающих сучьев, сияющих то белизной, то золотом на фоне весеннего неба. Главная героиня картины - береза с ритмически расположенными ветвями - как бы закрывает от зрителя расположенные купами по две, по три тонкие березы, уходящие вдаль, туда, где на горизонте виднеется прозрачный, пронизанный светом березовый лес…

«Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, в то время как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее и писал». Белизна березового ствола становится для Грабаря своеобразным экраном, отражающим радужные блики. Вместо черных крапинок он видит контрасты чистых красок.

«Февральская лазурь» является одним из примеров наибольшей степени цветового разложения среди всех живописных произведений Грабаря. Художник пишет чистым цветом, не смешивая краски на палитре, а нанося их короткими мелкими мазками на поверхность холста. Глубокие синие, светло-синие, бирюзовые и желтовато-голубые тона неба переданы всем множеством отдельных мазочков синего, белого, желтого, местами зеленого и красного цвета. То же происходит со стволами берез, поверхностью снега, где соседствуют белый, красный, сиреневый, желтый тона, и все это вместе сливается в единую поверхность снега с его глубокими сине-сиреневыми тонами, в белизну и золото березового ствола.

«Февральской лазурью» Грабарь сказал новое слово в русской пейзажной живописи.
Лазурь (др. русск. из греч.) – 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. (Толковый словарь.)
Синонимы цвета:
Лазурный = лазоревый = голубой.
Коралловый (цвет) – ярко-красный.
Сапфировый (цвет) – синий или зелёный, цвета сапфира.
Жёлтый (цвет) – золотой, золотистый.

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ.

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

ПЛАН

1. История создания картины. (Очень кратко! – цифра 1 сборника.) Смысл названия. (Полотно ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом.)
2. Лазоревое небо на картине Грабаря. (Небо занимает в «Февральской лазури» примерно три четверти полотна. Будто куполом раскрылось над картиной. Такое интенсивно-синее небо бывает именно в России - и именно солнечными зимними днями. Как мы понимаем, что день солнечный? – Сверкают стволы берёз, на них видны отблески солнца. Палитра неба разнообразна: от ярко-синего до светло-голубого. Лазурный фон создаёт ощущение торжественности и сочности солнечного света, который разливается по картине.)
3. Берёзы. Берёза на переднем плане картины. (Автор: «…дивный экземпляр берёзы»… Могучее, огромное, видевшее ни одну зиму, старое дерево. Цвет ствола, ветвей, ярко-рыжей прошлогодней листвы на верхушке, гармонирующей с ясной синевой необъятного неба. Вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом небе. Жёлтые, жемчужные, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона. Берёзы – символ нашей родины, символ русской зимы. О них сложено много песен и стихов.)
4. Нестандартный подход к ракурсу картины. (Зрителю предлагается взглянуть на заснеженную березовую рощу как бы снизу. Такой приём расширяет пространство и позволяет…, создавая)
5. Нижняя часть картины – снег: на солнце и в тени. (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял. Особая красота сапфировых теней на сиреневом снегу, бесконечные бирюзовые переливы, блистающего снежного покрова.)
6. «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря – поэзия пробуждающейся весны. Впечатление, чувства и настроение, вызванные картиной. (Художник выразил свои чувства на картине с помощью симфонии цвета, создав настроение небывалого праздника… см. сборник конец -1,2. Помогли ли стихотворения поэтов и музыка композиторов, звучащие на уроке, увидеть красоту «Февральской лазури»?)

(На уроке звучат музыкальные композиции Антонио Вивальди «Времена года. Весна» и Эдварда Грига «Утро», сюита «Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт».)

Стихотворения, созвучные картине и настроению художника (тексты можно использовать в сочинении):

«Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Есенин С.А.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Цель урока: закрепить правописание падежных окончаний прилагательных, выяснить насколько используются прилагательные в речи учащихся.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • показать на тексте диктанта, как употребление этой категории слов делает речь более яркой, выразительной, красочной.

2. Развивающая:

  • развивать правописание падежных окончаний прилагательных;
  • способность точного употребления слов в устной речи, соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения;
  • работать с антонимами и синонимами.

3. Воспитательная:

  • воспитывать творческую активность;
  • эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Оборудование урока:

  • репродукции картин Третьяковской галереи и картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
  • плакаты с материалами словарной работы;
  • толковый словарь, изображение Третьяковской галереи.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Учитель: На уроках окружающего мира мы с вами путешествуем по самым интересным местам нашего города с помощью книг, видеофильмов, экскурсий. Сегодня мы снова отправимся в путешествие по одному из замечательных мест Москвы. Это Третьяковская галерея.

Открывая дверь в этот сказочный домик, мы попадаем в царство картин.

Ученик: Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). (Приложение 1)

Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков – человек высоко образованный и к тому же страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1892 году Третьяков осуществил свою мечту – передал собранную им богатейшую коллекцию и коллекцию младшего брата в дар Москве.

Сейчас на экране вы увидели произведения некоторых художников, чьи картины находятся в залах Третьяковской галереи. (Приложение 1)

Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним русским художником Игорем Эммануиловичем Грабарём.

3. Рассказ о художнике и истории создания картины.

Ученик: Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). (Приложение 1)

Игорь Эммануилович Грабарь родился в Будапеште в 1871году. Через пять лет после его рождения семья переехала жить в Россию. Он с детства любил рисовать, но после колледжа поступает в Петербургский университет на юридический факультет. И только после его окончания начинает учиться в Академии художеств. За свою долгою жизнь он нарисовал много пейзажей и портретов. Самые знаменитые его картины это «Мартовский снег» и «Февральская лазурь».

Учитель: Путешествуя по залу посвященному творчеству И. Э. Грабаря, остановимся и внимательно рассмотрим одну из знаменитых работ художника «Февральская лазурь». (Приложение 1)

История создания картины.

Однажды февральским солнечным утром, гуляя по своему поместью, Игорь Эммануилович увидел на опушке старую березу, загляделся на неё и выронил из рук палку, а когда стал её поднимать, нагнувшись, посмотрел на березу снизу, и обомлел от увиденной красоты: лазоревое небо, коралловых ветвей, жемчужного цвета берез.

4. Рассматривание картины.

а) Рассмотрите картину «Февральская лазурь».

Давайте подумаем, почему художник назвал свою картину именно так, а не зима, февральский день, береза?

Непростой вопрос, но догадаться можно?

Какой день показал художник? (Солнечный, на березах отблески солнца, лежит снег, а зимой холодно.)

Какими красками нарисованы ствол и ветки березы. Можно ли сказать, что они чисто белые?

Какие цвета называются холодными, теплыми?

В нашей картине сочетаются и теплые и холодные тона?

Используя карточку №1, выберете прилагательные, которые помогут увидеть на картине краски февральского солнечного дня. (Приложение 1)

Карточка №1.

Небо – голубое, лазоревое, ясное, прозрачный воздух.

День – холодный, зимний, пасмурный, солнечный.

Березы – старенькая, молоденькая, ветвистая, кривая, березовая роща, могучая.

Ветви – сплетенные, тонкие, коралловые, толстые.

Снег – белый, голубой, сиреневый, серебристый.

Тени – сиреневые, голубые, черные длинные, сапфировые.

Какую березу изобразил художник на переднем плане – молодую или старую? (Старая, искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.)

А на втором плане, какие березы? (Одна старая и много молодых.)

По веткам можно понять, где молодая, а где старая? (Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветви проглядывает синее небо. Воздух прозрачный.)

Закройте ладонью нижнюю часть картины.

Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Морозный узор на стекле. Кружево.)

Чтобы показать кружево И. Грабарь даже вырыл траншею, откуда можно было смотреть на дерево снизу вверх?

Какие деревья в глубине картины на заднем плане? Почему такие маленькие?

К какому жанру относится эта картина?

Из уроков ИЗО вы уже знаете обозначение этого слова пейзаж.

Запишем это слово в словарик.

б) Работа по картине, по её описанию обычно проводится в форме сочинения или изложения.

Мы напишем по этой картине творческий диктант.

в) В нашей беседе часто звучат слова художник, картина. Чтобы речь была яркой, образной, подберите к этим словам синонимы.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция, холст.

5. Работа с текстом.

Прослушайте текст диктанта:

У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен _______ день. На опушке лежит _______ снег. Все наполнено _______ светом. Небо _______ цвета. На переднем плане _______ береза. Ствол _______ много веток. За ней видны _______ березки. _______ ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в _______ воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли _______ тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал _______ красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные _______ эмалью неба.

Чего не хватает в этом тексте?

Какова их роль в речи?

Ваша задача состоит в том, чтобы в тексте диктанта вместо вопроса вставить подходящее по смыслу прилагательное, а также помнить правила написания безударных падежных окончаний.

Карточка № 2.

Лазурь, сиреневый, голубой, старая, кривая, молоденький, толстый, белый, коралловые, сапфировые, прозрачный, зимний, холодный, солнечный, синие, родную, знакомую.

Вспомните, как определить падеж имени прилагательного?

Как проверить написание безударного окончания прилагательного?

6. Написание творческого диктанта.

а) Учитель читает текст диктанта, в котором вместо прилагательных звучат вопросы.

У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен (какой?) день. На опушке лежит (какой?) снег. Все наполнено (каким?) светом. Небо (какого?) цвета. На переднем плане (какая?) береза. Ствол (какой?), много веток. За ней видны (какие?) березки. (Какие?) ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в (каком?) воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли (какие?) тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал (какую?) красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные (какой?) эмалью неба.

б) После того, как ученики написали творческий диктант, заслушать два варианта ответов (средний и лучший).

У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен зимний день. На опушке лежит белый снег. Все наполнено солнечным светом. Небо лазоревого цвета. На переднем плане старая береза. Ствол кривой и толстый, много веток. За ней видны старая и молодые березки. Коралловые ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в прозрачном воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли сапфировые тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал фантастическую красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные голубой эмалью неба.

7. Заключение.

Мы побывали в одном из залов Третьяковской галереи, где познакомились с работой И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Надеюсь, что она вам понравилась, и вы получили огромное удовольствие от общения с этими удивительным полотном.

Почему я выбрала именно эту картину?

Береза символ русской природы, воодушевляла не только известных художников, но и поэтов.

Для урока чтения вы учили стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном».

Закройте глаза и попробуйте представить какие-нибудь картины природы. (Под музыку П.И. Чайковского ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном».)

После прочтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями, которые родились в их воображении.

Художник И.Э. Грабарь и поэт С. Есенин видели похожие картины. Один из них описал увиденное словами, другой нарисовал красками. Им удалось хорошо передать, то настроение, которое испытывает человек, любуясь родной природой

Название картины: Февральская лазурь

Место экспонирования: постоянная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, д. 10, зал 38

Игорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904 год. Третьяковская галерея. Москва

Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу “. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты “.

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез – “плакучую” ее разновидность. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой “Февральской лазурью”. Вдальнейшем над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.


Февральская лазурь (фрагмент)

В “Февральской лазури” И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.


Грабарь. Февральская лазурь

Игорь Грабарь, освоив лучшие достижения импрессионизма, нашел свой художественный стиль в искусстве – неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

Биография Игоря Грабаря

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом . После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Билибин и Сомов.


Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии об Исааке Левитане и Валентине Серове. Игорь Грабарь так же выпускал и другие искусствоведческие издания.

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства - икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».


В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублева и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 года Грабарь был директором института истории искусств Академии наук СССР.

  1. Вступление: Зима на Руси
  2. «Февральская лазурь»: описание
  3. Мои впечатления от картины
  4. Заключение: Чем она мне понравилась?

Сочинение-описание картины (для 5 класса)

Мини сочинение-описание «Февральская лазурь» Грабаря

Многие люди не любят зиму. Ветер, холод, снежные заносы навевают на них тоску и заставляют болеть. Однако есть что-то величественное и красивое в этой суровой поре. Недаром русские морозы стали символом России и ее оберегом, ведь именно они из века в век отпугивали наших врагов. К сожалению, изо дня в день мы видим лишь те неудобства, которые нам приносит зима. Зато художники видят ее по-другому. Яркий пример – пейзаж Грабаря «Февральская лазурь».

Описание картины Грабаря «Февральская лазурь» можно уложить в пару строк. Художник нарисовал несколько заснеженных берез на фоне голубого неба. Деревья увязли в снегу. За ними располагается лес. Судя по цвету, там растут ели и сосны. Вот и все, что там изображено. Но какие чувства вызывает она у зрителя? Лично я испытал чувство гордости за красоту родного края. Художник передал ту самую пору, когда появляются первые лучи солнца, предвещающие весну. Еще лежат снега, еще прогоняют с улицы морозы, но ослепительное солнце уже разгоняет тоску и обещает тепло. Если взглянуть на небо, можно увидеть тот же голубой цвет, который так нравится летом. Березы уже не клонятся в сторону под тяжестью снега, они выпрямились и тянутся к свету. Такой пейзаж вызывает улыбку и надежду на скорый приход весны. В такие моменты красота нашей великой родины становится более заметной, и художники это чувствуют. Поэтому они рисуют, на первый взгляд, простые сюжеты, но выбирают такое время года и время суток, что обычные березки преображаются и становятся символами нашей природы. Она такая же честная, скромная и открытая, как эта картина. Нашим сердцам очень дороги эти кривые стволы, густые леса и бесконечные просторы.

картина Грабаря «Февральская лазурь»

Мне эта картина понравилась тем, что она солнечная и яркая. Художник очень верно передал все краски февральского неба, которые отразились и на снегу. Поэтому она хоть и изображает зиму, но выглядит по-весеннему. Она излучает тепло, которого так не хватает сейчас на улице.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Первое сочинение к картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» — 4 класс.

Февральские дни славятся суровыми метелями и сильными ветрами. Но бывают и чудесные солнечные деньки. Один из таких дней художник Грабарь запечатлел на своей картине «Февральская лазурь».

На переднем плане изображена слегка изогнутая береза. Она покрыта тонким слоем инея. От яркого солнца иней переливается. Кажется, что на широко раскинутых ветвях березы висят жемчужные бусы. Чуть позади расположилось множество тонких молодых березок, как бы водящих хоровод вокруг старой березы. На них такие же роскошные наряды. Все березы стоят на белоснежном, сверкающем от солнца, покрывале, слегка роняя на него голубоватые тени. Старая листва на верхушках берез кажется огненно-золотой. Березовая роща окутана теплом солнечного света, чувствуется приближение весны.

Сверху, над березовой рощей, раскинулось безоблачное лазурно-голубое небо. Ближе к горизонту оно светлеет.

На горизонте виднеется сплошная стена темного леса. Там, в чаще леса, еще царство зимы.

Картина замечательная, выполнена в светлых тонах, вызывает радостные чувства. Она наполнена свежестью солнечного морозного дня и скорым пробуждением природы.

*********

Второе сочинение к картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» — 5 класс.

Лазурь — лазурный, лазоревый, нежно-голубой.
Жемчужный — перламутровый.
Коралловый — ярко-красный.
Сапфирный — сине-зеленый.
Сиреневый — нежно, светло-фиолетовый.

План.

1. Вступление.
2. Основная часть.
а. небо
б. солнце
в. снег
г. тени
д. березка: ствол, ветви
е. другие березки
ж. горизон
3. Заключение. Впечатление.

На картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» изображено морозное февральское утро. Все вокруг наполнено голубым сиянием. Искрящейся снег переливается под солнцем. Березы пронизаны солнечным светом. Это праздник лазурного неба и жемчужных берез, праздник самой природы.

Безоблачное сине-лазурной небо, к горизонту светлеет и становиться сапфирным. Несмотря на то что еще зима, солнце уже пригревает хорошо. Но снега много. На солнце чистый снег отливает бело-голубым цветом. От берез падают синие с фиолетовым оттенком тени. На переднем плане изображена высокая береза. Ствол не прямой, а как бы изогнутый в волшебном танце. Внизу он темный. Чем ствол выше, тем он белее. Ветви белоснежные, покрыты инеем, который сияет на солнце. На самой верхушке березы сохранилась прошлогодняя листва. Покрытая инеем, на солнце она горит коралловым цветом. Художник смотрит на березу снизу вверх, поэтому ее верхушка и боковые ветви изображены не полностью. Позади старой березы стоит множество молодых березок. Они как бы водят хоровод вокруг нее. Жемчужные ветви берез переплелись и на фоне лазоревого неба получилось причудливое кружево. Вдали темнеет узкая полоса леса. Если бы не она, небо и земля слились в одно неразделимое пространство.



Просмотров