Налоговая политика. Основные направления налоговой политики рф

Определяющий направления налоговой политики России, опубликовал на своем официальном сайте Минфин России.

Приоритетом налоговой политики России на следующие три года вновь станет борьба с увеличением налоговой нагрузки на экономику страны. Основное внимание будет уделяться реализации антикризисных мер. Таких, как стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы, упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте и др.

Основные направления налоговой политики России на 2016-2018 годы предполагают осуществление в том числе следующих мер:

  • налоговое стимулирование новых производств (в том числе реализуемых путем заключения специальных инвестиционных контрактов) через уменьшение уплачиваемого налога на прибыль на суммы капитальных вложений;
  • предоставление субъектам РФ права на снижение налоговых ставок по УСН с 6% до 1% (в отношении налогоплательщиков с объектом налогообложения в виде доходов);

Считается ли налогоплательщик отказавшимся от налоговой льготы, если он не отразил ее в декларации? Узнайте из "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

  • введение патентов для самозанятых физлиц, не имеющих наемных работников. Предполагается, что это позволит упростить процедуру уплаты налогов данной категорией граждан и предотвратить случаи игнорирования ими обязанности по регистрации в качестве ИП и уплаты налогов в бюджет;
  • введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). Таким образом, у налогоплательщиков появится возможность получить от налоговой инспекции информацию о налоговых последствиях сделки, которую они только планируют совершить;
  • расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения. Ранее, при представлении проекта Основных направлений налоговой политики, Министр финансов РФ Антон Силуанов уточнял, что речь идет отаких видах деятельности, как, например, услуги по разработке программного обеспечения, выпечка хлеба и производство кондитерских изделий, производство молочных продуктов и т. п.;
  • упрощение порядка возмещения НДС при экспорте, а также принятия к вычету НДС в составе аванса и т. д.

Правительство РФ на своем официальном сайте заявило, что в течение очередного трехлетнего периода приоритетом кабмина останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Подчеркивается, что правительство не будет вносить такого рода предложения в Госдуму и не будет поддерживать их в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы.

Впервые текст проекта Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов был в июне текущего года главой Минфина России в ходе парламентских слушаний в Госдуме.

В части мер, касающихся вопросов налогообложения, документ повторяет идеи, заложенные в его проект. В отношении возможности введения моратория на повышение неналоговых платежей документ отличается от своего проекта в более благоприятную для бизнеса сторону.

В начале июня, напомним, на сайте ведомства был размещен проект данного документа. Основная идея, которая отражена и в окончательной версии документа - правительство РФ не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и о каких-либо масштабных изменениях в налоговой системе в 2015 году и в последующие ближайшие три года. Также правительство не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права законодательной инициативы. На стадии проекта мы подробно освещали ряд тем, затронутых в "направлениях". Окончательная редакция документа повторяет большую их часть.

Возможно внесение в НК поправок в части налогообложения движимого имущества. Из-под освобождения было выведено принятое на баланс начиная с 2013 года в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также передачи взаимозависимыми лицами. Теперь авторы "направлений" пришли к выводу, что это может ущемлять права добросовестных налогоплательщиков: реорганизация теперь приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда оно до нее правомерно освобождалось от налога. Передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления (например, в случае централизованных закупок оборудования через зависимое лицо). Ситуацию планируют мониторить и, возможно, .

Будут предоставляться льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и понижения до 10% "региональной" части налоговой ставки для вновь создаваемых предприятий промышленности, реализующих инвестиционные проекты. Отличие от уже существующего льготирования для региональных инвестпроектов будет состоять в том, что снижение налоговой нагрузки будет действовать на всей территории РФ, а не в отдельных субъектах РФ. В связи с этим разработан и внесен в ГД законопроект 801288-6 (подробнее правительством при внесении), однако пока что проект не рассматривался ни в одном чтении.

Также правительство РФ предлагает ввести ряд преференций для специальных инвестиционных контрактов, которые будут заключаться с инвесторами в соответствии с федеральным законом о промышленной политике. В частности, предполагается ввести ограничения для субъектов РФ и местных органов власти по увеличению ставок региональных и местных налогов, а также региональной части налоговой ставки по налогу на прибыль сверх уровня ставки, первоначально установленной для инвестора - стороны специального инвестиционного контракта, а также ограничение на повышение федеральной составляющей ставки налога на прибыль организаций свыше 2% до 2025 года. Также планируется предоставить возможность использовать повышающий коэффициент 2 к основной норме амортизации для оборудования, произведенного в результате реализации специального инвестиционного контракта и относящегося к 1-7 амортизационным группам. Указанные нормы могут вступить в силу с 2016 года.

Упомянуты в "направлениях" грядущее повышение стоимости амортизируемого имущества до 100 тысяч рублей, увеличение критериев по выручке в целях уплаты авансовых платежей, которые уже установлены федзаконом от 08.06.2015 , региональные льготы спецрежимникам (закон от 13.07.2015 ). Сказано, какие факторы введению патента для самозанятых лиц, не имеющих наемных работников.

О том, какие новшества могут быть введены в части исчисления и администрирования НДС, мы подробно на стадии проекта "направлений". Все сказанное осталось и в окончательной версии документа. Кроме того, исходя из ее тезисов, планируется также установить порядок определения налоговой базы по НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях.

Режим налоговой тайны могут снять с бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, также планируется ввести институт предварительного налогового контроля (подробнее эти темы освещались ).

Меры, касающиеся вопросов налогообложения, налогового администрирования сделок (в том числе займов) между взаимозависимыми лицами, также в полном составе перекочевали из проекта в окончательный документ. Подробно ознакомиться с ними можно .

При числе работников от 50 налогоплательщикам придется сдавать налоговые декларации только в электронном виде. Об этом говорится в "направлениях", а соответствующий законопроект уже 1 чтение в ГД (однако дальнейшего его движения с конца мая пока не происходило).

Постепенный отказ от льгот по взносам задекларирован в "направлениях" так же, как и в их .

По сравнению с проектом изменилась оценка возможности введения моратория на повышение неналоговых платежей. Если в проекте о сложностях такой меры, то в окончательном документе разработчики высказались более оптимистично: "в отношении неналоговых платежей предпринимателей, решения о введении которых до настоящего времени не приняты либо не приняты нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения взимания таких платежей, представляется целесообразным введение моратория до 2019 года с одновременным сохранением неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, которые предусмотрены действующими нормативными правовыми актами и которые взимаются в настоящее время".

Налогам предписана выдержка

Минфин наметил фискальные планы на следующие три года

Минфин РФ подготовил проект "Основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы". План на очередную трехлетку фиксирует нынешнюю конструкцию фискальной системы, едва ли не впервые совсем не трогая ставок и существенно не меняя базы ни одного из крупных налогов. Основной упор в "направлениях" сделан на изменения в администрировании - как облегчающие, так и осложняющие жизнь налогоплательщиков.

К маю каждого года Минфин готовит "Основные направления налоговой политики" - ключевой документ, с одобрения которого начинается верстка бюджета на следующую трехлетку.

В идеологической части документа подтверждается провозглашенный Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию курс на консервацию до 2019 года нынешних налоговых условий ведения бизнеса. "Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2019 году",- обещают "направления". Впрочем, наряду со стабилизацией обещаны и некие "меры налогового стимулирования структурных преобразований".

Значимых новаций, однако, в документе Минфина немного. Если в прошлогодних "направлениях" раздел налоговых инициатив составлял половину документа (остальное - описание уже сделанного и анализ налоговой нагрузки), то сейчас все предложения Минфина на 2016-2018 годы заняли лишь 13 из 43 страниц. При этом частично они уже прорабатываются. Речь, в частности, идет об амнистии капиталов, законопроект о которой уже внесен в Госдуму, и о предоставлении регионам права снижать ставки налога по упрощенной и вмененной системам налогообложения. Также из давно обещанного - снижение ставки налога на прибыль с 20% до 10% для новых промышленных предприятий ("гринфилдов").

Из нового в документе - выгодное бизнесу увеличение стоимости амортизируемого имущества. Это позволит списывать на затраты стоимость недорогого оборудования сразу при его вводе в эксплуатацию, а не через механизм постепенной амортизации. В части ключевого для бюджета налога - НДС - предлагаются точечные меры, направленные как на упрощение его возмещения (право на заявительный порядок для организаций, предоставивших поручительство материнской компании), так и на борьбу с неправомерным возвратом (налогоплательщика обяжут восстановить НДС, принятый к вычету по авансам, если поставка в течение определенного времени не состоялась).

Ставки акцизов на 2016 и 2017 годы Минфин предлагает не менять, а на 2018-й - проиндексировать на инфляцию из готовящегося трехлетнего макропрогноза. Впрочем, некоторую свободу маневра ведомство себе оставляет - если удастся договориться с партнерами по Таможенному союзу, то акцизы (прежде всего на сигареты) можно будет и поднять. По части НДПИ на нефть и газ Минфин после серии налоговых маневров едва ли не впервые ничего не предлагает. Также в 2016-2018 годы ведомство не намерено касаться и системы страховых взносов во внебюджетные фонды.

В отсутствие значимых решений по ставкам и базе налогов значительное место в "направлениях" заняли новации по части администрирования. Из неоднозначных для бизнеса новостей - намерение Минфина закрепить в Налоговом кодексе (НК) используемую арбитражной практикой норму о злоупотреблении правом налогоплательщика (фактически - ввести запрет на формально легальные схемы, если они используются для сокращения налогов или получения незаконных вычетов). Вадим Зарипов из "Пепеляев групп" полагает, что с учетом того, что сейчас даже Верховный суд вновь использует ранее признанный некорректным термин "недобросовестность налогоплательщика" (как в рассмотренном недавно деле ЗАО "Горные машины"), подход здесь должен быть иным. "Вместо закрепления в НК нынешних широких возможностей судов и налоговых органов трактовать сделки налогоплательщиков эту практику следует, наоборот, ограничить, установив четкие правовые рамки и механизмы сдержек и противовесов",- считает эксперт.

Из определенно позитивных новаций - предложение перенять зарубежный опыт предварительного налогового контроля. Его смысл в том, что бизнес сможет заранее получить от налоговиков информацию о налоговых последствиях будущей сделки. Другая инициатива касается требуемой от предпринимателей "должной осмотрительности" при заключении сделок. Сейчас, не проверив контрагента на склонность к уклонению от налогов, можно столкнуться с претензиями налоговиков. Для того чтобы такая проверка была более полной, Минфин предлагает расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне, которую можно было бы получить от ФНС (о представленной отчетности, о средней численности персонала и средней зарплате, о сумме уплаченных налогов).

Минфин России 8 июня разместил на сайте проект основных направлений налоговой политики на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. (далее – Основные направления налоговой политики). Проект еще будет рассматриваться и утверждаться Правительством РФ, но уже сейчас можно примерно оценить, что нас ждет в ближайшие три года.

Характер Основных направлений налоговой политики был определен Посланием Президента Федеральному Собранию: в ближайшие 3 года налоговые условия ведения бизнеса не должны меняться, налоговая нагрузка на бизнес не должна увеличиваться.

Остановимся на основных, по нашему мнению, существенных изменениях в налоговой сфере, которые могут ожидать бизнес-сообщество в ближайшие три года:

налоговая амнистия на возврат капиталов : предполагается, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации. Напомним, что соответствующий Закон был подписан 8 июня 2015 г. (Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, подробнее см. на с. 8);

введение льготы по налогу на прибыль для “гринфилдов” (вновь создаваемых предприятий промышленности) в пределах их капитальных затрат по аналогии с льготами, введенными на Дальнем Востоке (т.е. будет применяться нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и 10%-ная – в бюджет субъекта РФ, в результате чего общая ставка налога может составить 10% вместо стандартных 20%);

амортизационные послабления : будет рассмотрена возможность повышения порогового значения стоимости амортизационного имущества до 80 – 100 тыс. руб. Соответствующие изменения в НК РФ вносятся Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ и будут применяться к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 г.;

уточнение правил недостаточной капитализации : напомним, что в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона N 724609-6 “О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности” (далее – законопроект). Идея законопроекта заключается в следующем: правила недостаточной капитализации будут применяться при заимствовании средств: 1) у иностранных компаний с вертикальной цепочкой участия в капитале российского заемщика; 2) у лиц, взаимозависимых с такими иностранными компаниями (причем и российских, и иностранных); 3) у иных лиц, если указанные в п. п. 1 и 2 лица выступили поручителями по соответствующим сделкам (с исключением для независимых банков). Соотношения 3:1 в общем случае и 12,5:1 для банков и лизинговых компаний остаются неизменными; при этом уточнено, что понимать под лизинговой деятельностью.

При этом задолженность не должна будет подпадать под определение контролируемой задолженности, если:

1) долговое обязательство возникло перед независимым банком (в том числе иностранным);

2) в этом банке не открыты счета, вклады, депозиты взаимозависимых с российским заемщиком лиц (иностранных или российских) либо если открыты, то соответствующие денежные средства и (или) права требования не могут быть использованы в качестве обеспечения по данной задолженности, их наличие не являлось условием предоставления кредита, суммы и условия кредитования разные.

Теперь правила недостаточной капитализации будут “завязаны” на взаимозависимость по правилам ТЦО (это, например, означает переход от прежнего критерия 20% участия к 25% либо 50% каждого звена длинной цепочки владения). При этом займы от иностранных сестринских компаний подпадут под контроль, а займы от независимых банков наконец уйдут из-под контроля.

В случае принятия законопроекта в текущем году новые правила могут начать применяться с 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль (т.е., например, с 2016 г.);

в отношении налогообложения природопользователей документ содержит ряд предложений, но пока не упоминает замену НДПИ на налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (либо, как его еще называют, налог на финансовый результат) на пилотных проектах. По мнению Минфина России, в настоящее время нет объективных причин для пересмотра системы налогообложения. В дальнейшем будет проводиться периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживаться динамика бюджетных доходов от этого сектора для того, чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы;

в отношении налога на имущество организаций и льготирования движимого имущества финансовое ведомство признает, что новая норма, накладывающая ограничения на применение льготы (в отношении имущества, принятого к учету в результате реорганизации/ликвидации или при передаче между взаимозависимыми лицами), “привела к определенным проблемам в ее применении”. Будет проводиться дальнейший мониторинг ситуации, и “возможно, по мере расширения применения налогообложения недвижимого имущества организаций по его кадастровой стоимости следует постепенно расширять безусловное применение исключения из объекта налогообложения движимого имущества”;

планируется повысить в 1,2 – 1,5 раза порог по выручке , который определяет возможность уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль на ежеквартальной основе;

в отношении НДС Минфин России считает нецелесообразным ни с точки зрения бюджетной стабильности, ни с точки зрения экономики отказываться от налогообложения авансовых платежей. Вместо этого планируется упрощение порядка возмещения НДС при экспорте и другие меры по усовершенствованию исчисления этого налога. Освобождение крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по экспортируемым товарам без представления банковских гарантий;

в отношении правил трансфертного ценообразования планируется освобождение части внутрироссийских сделок от контроля по правилам ТЦО, в том числе путем повышения суммового порога по доходам от таких сделок с 1 млрд до 2 – 3 млрд руб. Также планируется ввести иные критерии для снижения объема внутрироссийских сделок, признаваемых контролируемыми;

рассматривается возможность продления срока действия и после 2015 г. нулевой минимальной величины процентной ставки между взаимозависимыми лицами (по сделкам внутри России), которую нет необходимости обосновывать с точки зрения ее рыночного уровня. Также возможно сохранение действия этой антикризисной меры на постоянной основе;

в отношении страховых взносов работодатели могут вздохнуть с облегчением – на период 2016 – 2018 гг. предполагается сохранение тарифов социальных взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015 г.;

в отношении налогового администрирования Минфин России выделил следующие важные направления:

– предполагается ввести институт предварительного налогового контроля, т.е. возможность получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую только планируется совершить (проще говоря, tax rulings);

– обсуждается вопрос расширения перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет исключительно об информации о налогоплательщиках-организациях и той информации, которая в настоящее время “и так публикуется как составная часть бухгалтерской отчетности организации”;

– совершенствование института КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) как по вопросам формирования группы, так и по вопросам расчета и уплаты ее налоговых обязательств. Кроме того, Минфин России считает нецелесообразным продлевать ограничение на вступление в силу вновь зарегистрированных договоров о создании КГН, а также изменений в связи с присоединением к группе новых организаций;

– в отношении размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения планируется ввести автоматический обмен информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, модернизировать порядок налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов) и совершенствовать налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний. Данные меры планируется реализовывать после выработки соответствующих рекомендаций ОЭСР/”Группы двадцати” в рамках Плана BEPS.

Напомним, что 4 ноября 2014 г. был подписан Федеральный закон N 325-ФЗ “О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам”. Отметим, что Конвенция подготовлена Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и к ней присоединились уже 70 стран. Цель Конвенции – помочь странам в борьбе с уклонением от налогообложения путем внедрения различных инструментов сотрудничества налоговых органов.

Конвенция описывает три вида обмена информацией между странами:

1) обмен по запросу : в этом случае одно государство запрашивает у другого информацию относительно отдельных лиц или операций;

2) автоматический обмен : такой режим обмена предполагает ежегодный автоматический обмен информацией между странами, когда информацию собирают финансовые учреждения, приводят в установленный вид и передают налоговым органам для пересылки за рубеж (во многом напоминает режим FATCA);

3) инициативный (спонтанный) обмен : в этом случае одно государство по собственной инициативе направляет другому информацию, если, например, у него возникли основания полагать, что это другое государство несет налоговые потери в результате умышленных действий налогоплательщиков.

Кроме того, Конвенция предлагает такие инструменты, как одновременные налоговые проверки (налоговые органы проводят проверку каждый на своей территории и обмениваются между собой сведениями о проверяемой группе компаний или связанных одними интересами лицах), а также налоговые проверки за границей (когда в налоговой проверке принимают участие налоговые органы иностранного государства). Важно, что в случае противоречий ратифицированная Конвенция будет иметь приоритет над российским налоговым законодательством как международный договор РФ;

в плановом периоде финансовым ведомством предлагается пересмотреть требования к раскрытию информации о контролируемых сделках по правилам трансфертного ценообразования с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS, а также уточнить порядок применения методов определения цен, условия, при которых внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми;

в отношении борьбы с агрессивным налоговым планированием Минфин России упомянул модификацию концепции необоснованной налоговой выгоды. Напомним, что соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе. Поправки запрещают покупателю вычитать расходы для целей налога на прибыль и вычитать соответствующий НДС, если основной целью хозяйственной операции была неуплата/неполная уплата налогов или их зачет/возврат из бюджета; первичные документы подписаны неуполномоченными или неустановленными лицами; продавец на самом деле не осуществлял реализацию товара (работы, услуги) или передачу имущественных прав с некоторыми исключениями.

Напомним, что Концепция необоснованной выгоды была введена в российское правовое поле Высшим Арбитражным Судом в 2006 г. (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и участники налоговых взаимоотношений, казалось бы, уже успешно ее применяют, в особенности по вопросу закупок у фирм-“однодневок”. Предложенные поправки, по мнению некоторых специалистов, не вносят больше ясности в вопрос необоснованной налоговой выгоды, не дают более конкретных ориентиров, не вводят определения, в частности что такое “однодневка”, какой минимальный и достаточный набор шагов должен совершить покупатель, чтобы продемонстрировать должную осмотрительность, и пр. Поэтому ожидается, что факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по-прежнему будет оцениваться именно судами на основе конкретных фактов и обстоятельств.

Более точный прогноз возможных последствий в области налоговой политики и налогового администрирования возможен после одобрения Правительством РФ Основных направлений налоговой политики в окончательной редакции.

С.Фоевцов

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ


государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Налоговая политика 2016–2018 гг.

Правительством РФ одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017–2018 годов. В перспективе на данные годы сохраняется приоритет недопущения какого-либо увеличения налоговой нагрузки.

Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки призван обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно планируется дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, а также повышение эффективности системы налогового администрирования.

Налоговая политика будет реагировать на современные глобальные вызовы, среди которых названы санкции, введенные против РФ, и низкие цены на нефть.

Меры, направленные на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию

Первым направлением налоговой политики на ближайшие три года обозначено внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках), включая возможности задекларировать имущество, переданное номинальному владельцу, предоставление таким декларантам значительного объема государственных гарантий, направленных на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства.

08.06.2015 вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Соответствующие изменения в НК РФ внесены принятым одновременно Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ .

Цель программы добровольного декларирования – в обеспечении правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защите их имущественных интересов, в т. ч. за пределами России; создании стимулов для добросовестного исполнения обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики могут задекларировать имущество (недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании, банковские счета), в т. ч. контролируемое через номинальных владельцев.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субъектам РФ будет предоставлено право уменьшать до нуля минимальный предельный срок владения объектом недвижимости и размер понижающего коэффициента.

Принятый закон предоставляет декларантам следующие гарантии:

  • защита декларируемых сведений в ФНС России (налоговая тайна) и ее непредставление другим государственным органом без согласия декларанта;
  • неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, но только
    в части правонарушений, совершенных до 01.01.2015;
  • освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за деяния, связанные
    с приобретением (формированием) капиталов и совершенные до 01.01.2015;
  • возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий.

Декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе декларантом лично либо через уполномоченного представителя. Форма декларации заполняется от руки либо распечатывается на принтере. При этом печатная форма декларации может подготавливаться с использованием программного обеспечения.

Физические лица вправе представить декларацию непосредственно в ФНС России либо в налоговые органы по месту жительства (месту пребывания) декларанта.

Основные направления налоговой политики предусматривают, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации.

Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения

В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств Основные направления налоговой политики указывают на повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 100 тыс. руб. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

Законом № 150-ФЗ в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ внесены изменения, согласно которым первоначальная стоимость для признания имущества основным средством и амортизируемым имуществом для целей гл. 25 НК РФ должна составлять теперь более 100 000 руб. (вместо 40 000 руб.). На основании ч. 4 ст. 5 Закона № 150-ФЗ приведенные изменения вступают в силу с 01.01.2016.

Таким образом, применительно к имуществу, вводимому в эксплуатацию после 01.01.2016, увеличивается размер первоначальной стоимости, влияющий на отнесение его к основным средствам и амортизируемому имуществу, – теперь это более 100 000 руб.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Причем могут возникнуть разницы с бухгалтерским учетом, в котором объектом ОС считается имущество стоимостью свыше 40 тыс. руб. (п. 5 ПБУ 6/01).

Как следует из п. 4 ст. 259 НК РФ, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

Учитывая данную норму, то, какую редакцию п. 1 ст. 256 НК РФ (действующую до 01.01.2016 или действующую после указанной даты) применять в отношении имущества стоимостью более 100 000 руб., зависит от момента введения его в эксплуатацию.

Аналогичная ситуация уже возникала в 2008 г., когда в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ повышалась первоначальная стоимость для признания имущества амортизируемым для целей гл. 25 НК РФ. Тогда Минфин России в письме от 03.11.2007 № 03-03-06/1/767 разъяснял, что приобретенное организацией имущество учитывается для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с порядком, действующим на момент введения данного имущества в эксплуатацию.

Применяя данные разъяснения Минфина России, по аналогии следует заключить, что расходы организации на приобретение в декабре 2015 г. имущества стоимостью не более 100 000 руб., введенного в эксплуатацию в январе 2016 г., учитываются через амортизацию, поскольку ключевое значение здесь имеет момент введения данного имущества в эксплуатацию – уже после 01.01.2016.

При этом необходимо обратить внимание, что в отношении амортизируемого имущества, находящегося по состоянию на 01 января 2016 г. в эксплуатации, порядок ведения налогового учета такого имущества в составе основных средств и механизм начисления амортизации не изменяются.

Изменения, вносимые Законом № 150-ФЗ, касаются только основных средств, вводимых в эксплуатацию после 01.01.2016. По амортизируемому имуществу, стоимость которого составляет до 100 000 руб. и которое было введено в эксплуатацию до 01.01.2016, следует продолжать начислять амортизацию (в т. ч. в порядке, предусмотренном пп. 1.1 п. 1 ст. 259 НК РФ) до полного погашения первоначальной стоимости объекта.

Правомерность данных выводов подтверждается по аналогии письмами Минфина России от 13.11.2007 № 03-03-06/2/211 и от 25.04.2008 № 03-03-06/1/296 в отношении ситуации, которая возникла в 2008 г., когда в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ повысилась первоначальная стоимость для признания имущества амортизируемым для целей гл. 25 НК РФ с 10 000 руб. до 20 000 руб.

Необходимо упомянуть, что данное изменение затрагивает и налоговый учет операций по приобретению исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной п. 1 ст. 256 НК РФ.

Если программа для ЭВМ, стоимость которой составляет более 40 000 руб., но не более 100 000 руб., приобретена до 01.01.2016, она признается нематериальным активом и расходы на приобретение исключительного права на нее погашаются путем начисления амортизации.

Если программа для ЭВМ, стоимость которой составляет более 40 000 руб., но не более 100 000 руб., приобретена после 01.01.2016, расходы на приобретение такой программы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются единовременно в составе прочих расходов на дату расчетов в соответствии с условиями договора на приобретение исключительного права на программу (пп. 26 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Планируется, в частности, расширить перечень видов деятельности для применения патентной системы налогообложения. Двухлетние «налоговые каникулы» хотят распространить на ИП, оказывающих бытовые услуги.

Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы

Основные направления налоговой политики выделяют следующие меры, предлагаемые в целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства:

1) расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставление субъектам Российской Федерации права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, с 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Регионы получат право снижать ставки по УСН с 6% до 1% от доходов в зависимости от категорий плательщиков и видов деятельности. Муниципалитеты – уменьшать ставки ЕНВД с 15% до 7,5%.

Фактически данные изменения внесены в НК РФ в форме Федерального закона от 13.07.2015 № 232-ФЗ , вступающего в силу с 01.01.2016.

Так, перечень видов деятельности, в отношении которых может быть применена патентная система налогообложения, расширен за счет следующих видов деятельности:

  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания,
    не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производство кожи и изделий из кожи;
  • сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;
  • сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;
  • производство молочной продукции;
  • производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур
    и семян трав;
  • производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  • лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
  • деятельность по письменному и устному переводу;
  • деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;
  • сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;
  • резка, обработка и отделка камня для памятников;
  • оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Ранее данные виды деятельности не были указаны в п. 2 ст. 346.43 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона № 232-ФЗ).

Как было разъяснено в письме Минфина России от 13.08.2012 № 03-11-10/37 , п. 2 ст. 346.43 НК РФ, такой вид предпринимательской деятельности, в отношении которого может применяться патентная система налогообложения, как «услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей», не предусмотрен.

Следовательно, по смыслу ст. 346.43 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона № 232-ФЗ) индивидуальный предприниматель применять патентную систему налогообложения в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей (палатка), не вправе. Однако с 01.01.2016 индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения в отношении такого вида деятельности, как оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

В Основных направлениях налоговой политики обозначено, что сложные процедуры регистрации, снятия с регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, не имеющими работодателей и осуществляющими отдельные виды индивидуальной приносящей доход деятельности (самозанятые лица), которые не имеют наемных работников, зачастую приводят к тому, что такие лица не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не уплачивают налоги в бюджетную систему.

С целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения.

Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж, без права заниматься иными видами деятельности, кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж.

Такая система специальной регистрации необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

Поэтому реализация уплаты платежей по принципу «одного окна» невозможна в условиях сохранения действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, предполагающей уплату взносов индивидуальными предпринимателями по итогам года и в зависимости от совокупного дохода.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Предполагается в т. ч. изменить порядок налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов), постепенно отменить федеральные льготы по региональным и местным налогам.

Учет процентных платежей в целях налогообложения

С 01.01.2015 ст. 269 НК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ была изложена в новой редакции. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 269 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ устанавливает, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой, налогоплательщик вправе признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

При несоблюдении указанных условий по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

При этом согласно п. 1.2 ст. 269 НК РФ в целях п. 1.1 указанной статьи устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ:

  • от 0 до 180% (на период с 01 января по 31 декабря 2015 г.);
  • от 75 до 125% (начиная с 01 января 2016 г.) ключевой ставки Банка России.

Основные направления налоговой политики закрепляют продление действия меры по снижению до нуля минимальной величины процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемым внутри РФ, при выходе за которую необходимо обосновывать рыночный уровень процентной ставки. Возможно, данной норме будет придан постоянный характер.

Также будет рассматриваться возможность внесения в НК РФ понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, при котором такой договор займа, где кредитором выступает российская организация, в налоговых целях рассматривается как инвестиция в дочернее общество, проценты в налоговых целях облагаются как дивиденды, включая предоставление льготы при стратегическом участии. Принятие подобного решения снимет часть проблем как с контролем трансфертного ценообразования по внутригрупповым займам, так и с налоговым контролем «тонкой капитализации».

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Основные направления налоговой политики предполагают сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года: в отношении большинства плательщиков – 30% и неперсонифицированного тарифа – 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.



Просмотров