Сколько народов проживает на территории африки. Народы населяющие африку

Народы Африки

Африка – это 1/5 часть суши нашей планеты. По величине Африка уступает только Евразии. Экватор делит континент почти пополам. Рельеф материка в целом разнообразен. Это обширное плоскогорье. В Африке нет ни обширных низменностей, ни крупных горных цепей. Самая высокая ее часть – восточная, где расположено Абиссинское плоскогорье, изрезанное горами и ущельями. Эту область называют «крышей континента». Крупнейшие реки – Нил, Конго, Нигер, Замбези. Реки порожисты, малосудоходны, большинство в летнее время пересыхает.

Африка – самый жаркий континент. По обе стороны от экватора расположена полоса тропиков, занимающая ¾ всего материка. За полосами тропиков к северу и югу следуют зоны саванн – африканских степей (сахель). За поясами саванн симметрично расположены пустыни: величайшая в мире Сахара с среднегодовой температурой +35 и на юге – Калахари и Намиб. Узкие прибрежные полосы на севере и юге континента – зоны субтропиков. В большей части Африки год делится на два четко выраженных сезона: сухой – лето и дождливый – зима. Чем дальше от экватора, тем короче период дождей, тем меньше уровень осадков. В зонах саванн обычны засухи.

Сейчас природа Африки – это огромная сфера острого экологического кризиса. Он вызван объективным действием самих сил природы и активной деятельностью людей.

Африка по географической классификации делится на Северную, Восточную, Южную, Центральную и Западную Тропическую. Население Африки представляет сложный конгломерат разного масштаба этносов и этнических групп, образовавшихся в результате постоянных миграций коренного населения и контактов между отдельными его группами.

Особенно широки миграции были в прошлом, когда значительное распространение имело пастушество. Миграции вызывались также природными факторами: засухами, эпидемиями, нашествиями мухи цеце, саранчи и пр., что вынуждало оседлое население перемещаться в более благоприятные для жизни области. к миграциям приводили также межплеменные войны. В процессе миграций происходили объединения племен и этносов, поглощение одних другими, разного уровня интеграция и адаптация.



В наше время почти треть всего африканского населения составляют известные с древности народы банту. Они передвигались по огромной территории от границ Судана на юг. Вероятно, их прародина – северная часть бассейна Конго, на границе тропической зоны и саванны. Банту вытеснили к югу племена пигмеев, бушменов и готтентотов. Уже к У111 – 1Х веку арабские путешественники обнаруживали банту по всему побережью Восточной Африки. Часть банту смешалась с аборигенами, племена готтентотов были поглощены народами банту.

С севера в Восточную Африку мигрировали многие народы под общим название «нилотов». Их отличали от соседей языковая и антропологическая принадлежность. Нилоты потеснили в южном направлении банту и расселились в области Межозерья, где смешались с местным негроидным населением, сохранив при этом ряд антропологических черт своих предков – высокий рост, длинные конечности, длинноголовость. Язык же они свой утратили, усвоив языки поглощенных ими народов банту.

Значительная часть населения Северо-Восточной Африки принадлежит к семитской группе, своеобразной в языковом и антропологическом отношениях. Их происхождение связано, возможно, с миграцией групп южноарабских племен на Сомалийской побережье. Их потомки смешались с местным негроидным населением, но при этом сохранили основные черты строя своего языка. Значительным фактором формирования населения этой области были народы галла (оромо) и сомали.

Этнический состав населения Западной Африки пестр и имеет сложную историю формирования. Более или менее ясно, что в этом процессе приняли участие переселившиеся сюда народы банту, а также пастушеские племена предков фульбе, пришедшие из Западной Сахары или Северной Африки и принадлежавшие к средиземноморской расе. В процессе миграции они смешались с местным населением, приобрели негроидные черты и утратили свой язык.

В наши дни население континента отличается крайней этнической пестротой и состоит из множества племен и народов, уровень развития которых сильно различен. В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки около 500 народов.

Исторические пути развития Африки позволяют с определенной долей условности выделить как самостоятельные части Северную, Северо-Западную и огромные пространства «черной Африки» южнее Сахары. В культурах населения Северной Африки сочетаются традиции древней Северной Африки и Египта с христианской и исламской культурами. Народы же, населяющие области Африки южнее Сахары никогда не знали колеса, гончарного круга, не строили мостов, не использовали плуга. Наиболее характерным и распространенным предметом материальной культуры народов, населяющих черную Африку, является барабан. Это предмет не просто музыкально-развлекательный, но и ритуальный и боевой инструмент. Кроме того, барабан издревле служил важнейшим средством передачи информации на любые расстояния, от одного пункта передачи к другому по цепочке. Барабан по праву является материальным символом Черной Африки.

Народы Северной Африки.

В регион Северной Африки входит население Алжира, Египта, Западной Сахары, Ливии, Мавритании, Марокко, Судана, Туниса. В историческом и этнокультурном плане выделяется западная часть региона – это Магриб. Он включает Алжир, Тунис, Марокко, Ливию, Мавританию, Западную Сахару.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семи, большинство населения говорит на арабском языке. Эти области с У11 – У111 века входили в состав арабского халифата и с того времени вошли в арабо-исламскую цивилизацию. У туарегов сохранилось древнее письмо – тифинаг - , хранители его – женщины, все остальные пользуются арабским алфавитом.

Как и во всей Африке, государственные границы, как и границы регионов не совпадают с этническими. Например, туареги живут не только в Алжире, но и в Мавритании, Мали и Нигере.

На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые, возделывают виноград, табак, цитрусовые. Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположенных ярусами на склонах гор. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. Основные орудия труда – соха, серп, деревянные вилы. Дальше к югу земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах или вокруг колодцев. Главная из выращиваемых здесь культур – финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. Большинство населения в этих краях – кочевники. Они занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Стада верблюдов – основное богатство и содержание всей хозяйственной деятельности: верблюд дает шерсть, молоко, мясо, перевозит скарб и всю семью кочевника. Население весной и осенью кочует, а в начале зимы собирается близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни. Там же пережидают в середине лета самую большую жару.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть – каши и лепешки (просяные, кукурузные, пшеничные). Растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок – рыба и мясо (козлятина, баранина, значительно реже – говядина и верблюжатина). В качестве жиров используются растительные масла – пальмовое, арахисовое, оливковое; у скотоводов-кочевников – бараний жир. Самое распространенное блюдо – кускус – шарики из рисовой или пшеничной каши, которые едят с острыми соусами и приправами. Основной напиток – вода, алкогольные – просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Только на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке традиционно двухразовое питание – утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части – арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений – постоянное – укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам – и временное – группа палаток или легкое жилище на горных пастбищах. Оседлое население равнин живет в деревнях, вытянутых вдоль дороги. Местами сохраняется древнее жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Жилища кочевников – это легко переносимая палатка или шатер. Покрытия делают из шерстяных или ковровых полотнищ, туареги – из кусков кожи. В одной палатке живет одна семья. Мужчины занимают восточную половину, женщины – западную.

Большинство жителей Северной Африки носят одежду общеарабского типа. Это длинная белая рубаха, поверх нее теплый бурнус, чаще темного цвета, тюрбан. Обувь – туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – «шукара» – сумка на красных плетеных шнурах и «кумия» – обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Их мальчик получает от отца в 7-8 лет. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывают лицо особым покрывалом. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами.

Практически все народы Северной Африки патрилинейны, семейные отношения у них регулируются нормами шариата. В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство. В исламе Магриба много «народных» черт, в частности, ношение амулетов, поклонение могилам святых, вера в «барака» (благодать) и т.п. они сохраняют веру в духов, привидения, занимаются гаданием, колдовством, магией.

Оригинальный, выделяющийся на фоне остальных народов Северной Африки – туареги . Это народ группы берберов, проживающий в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Алжире, Ливии. Туареги – потомки древнего коренного беребрского населения Северной Африки. Они образуют несколько объединений племен.

Жилища оседлых и полуоседлых туарегов – полусферические хижины из пальмовых листьев или соломы. Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Общество делится на несколько сословий – каст. Основные из них – имаджеган, благородные, в прошлом формальные собственники земель, а по основному занятию – воины; имгад, т.е. козопасы, основная масса скотоводов и земледельцев, иклан, т.е. черные, в прошлом рабы-негры, сейчас – вольноотпущенники. Во главе соплеменностей стоит вождество во главе с правителем – аменукалом. Символ власти аменукала – священный барабан. Особенностью туарегов является сохранение наряду с патриархально-родовой сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов: имущество супругов раздельно, развод возможен по инициативе каждой из сторон. Женщины имеют право собственности и наследования Одним из остатков матрилокальности является обязательное ношение свободными мужчинами, достигшими брачного возраста, лицевого покрывала. Этот аналог женского лицевого покрывала не встречается больше нигде в мире. Отсюда второе самоназвание туарегов – народ покрывала. Очень самобытно изобразительное искусство туарегов. В нем имеет большое распространение мотив креста, поэтому в прошлом туарегов считали потомками крестоносцев. Основными хранителями традиционной духовной культуры у туарегов являются женщины. В частности, они являются хранительницами древней письменности тифинаг, сохранившейся только у этого народа, у остальных - арабский алфавит. Женщины – хранительницы музыкального наследия и исторического эпоса, певицы и поэтессы

Народы Восточной Африки .

В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Реюньона, Руанды, Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, занимающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации, население региона представляет афразийскую семью, нило-сахарскую и нигеро-кордофанскую (так называемые народы банту).

Восточная Африка – особая природная зона.. это самая возвышенная часть континента, здесь представлены все природные зоны Африки. Основные занятия населения Восточной Африки – земледелие и скотоводство. В сравнении с другими природными зонами, Восточная Африка наиболее благоприятна для ведения скотоводства, которое здесь широко распространено и представлено несколькими ХКТ.

Скотоводство представлено в формах номадного (кочевого и полукочевого) и отгонно-пастбищного содержания. При отгонно-пастбищном скотоводстве наиболее широко представлена форма «пастушество трансгуманс», в литературе часто называемое полукочевым или полуоседлым скотоводством. Этот ХКТ сочетает пастбищное скотоводство с земледелием, временную или постоянную оседлость части населения с подвижностью другой. При этом не нарушается социальное единство общественной организации, все население, и подвижное, и оседлое принадлежит к единой социальной системе. Этот образ жизни объясняется различиями природных условий, в которых обитает один и тот же народ, когда одна его часть занята земледелием, а другая откочевывает со стадами иногда на большие расстояния от оседлых поселений. Типичные представители пастушества трансгуманс – народы нуэр и динка . Территории их обитания (саванны южного Судана) в сухое время года так высыхают, что население вынуждено передвигаться со стадами далеко к берегам рек в болотистые местности. В сырой же сезон притоки Нила разливаются на огромные площади. В заболоченной местности жить становится возможно только в селениях на холмах. Смена сезонов поэтому означает и перемену места жительства и занятий.

ХКТ номадизма (кочевничества) имеет два подтипа – кочевой и полукочевой. Номадизм – особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения характерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию составляет племенная структура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество.

У скотоводов – патухов транснуманс оседлая часть общества, занятая в земледелии, составляет вместе с подвижными пастухами единый социальный организм, характер которого определяется прежде всего условиями оседло-земледельческого образа жизни. У номадов нет фиксированного места жительства, кочует не часть общества, а весь народ. Примитивное мотыжное земледелие незначительно или вовсе отсутствует.

Сравнительный анализ по номадизму Азии и Африки выявил наличие в них существенных различий. Прежде всего они определяются естественной средой. В Азии имеются огромные степные территории и пустыни. В Африке их гораздо меньше и они разбросаны. Сходные с Азией условия среды имеются только в области пустыни Афар, где живут номады северные сомали. Они кочуют общинами, разделенными по видам животных: верблюдов пасут мужчины, овец и коз – женщины, старики и дети. Живут номады в кочевых жилищах, состоящих из каркаса из ветвей, покрытых шкурами. На стоянках аггал устанавливают женщины. Перевозят его на грузовом верблюде в разобранном виде. Юноши и взрослые мужчины, которые кочуют со стадами верблюдов, ведут суровую жизнь: спят на земле, никаких палаток не ставят, пища только молочная.

Значительно шире в Африке представлен полукочевой номадизм. Они кочуют медленнее, пути короче, станки чаще, чем у кочевых номадов. Кроме хозяйственных различий, между кочевым и полукочевым номадизмом существуют различия в социальной структуре. У кочевых номадов основу племенной организации составляет система патриархально-генеалогических связей. У полукочевых номадов Африки в основе социальной организации- две системы связей: патриархально-генеалогическая (горизонтальная) и социально-возрастная (вертикальная). Каждый член общества имеет двойную принадлежность: к определенной генеалогической линии происхождения, который ведется от предка-прародителя, и к определенному возрастному классу. Пересекаясь, эти две системы связей стратифицируют общество на социальные подразделения, которые могут быть быстро мобилизованы в случае необходимости.

Система возрастных классов – архаический социальный институт, несущий черты первобытно-общинной эпохи. Кочевые номады либо миновали его фазу в своем развитии, либо давно уже утратили этот институт. Кочевой номадизм по сходству с кочевничеством в Азии определяют как азиатскую форму номадизма, полукочевой – как африканскую форму.

Эти две особенности наиболее ярко характеризуют Восточную Африку. Во-первых – в сфере ХКТ – наиболее масштабное распространение здесь подвижных форм скотоводства: пастушества трансгуманс и номадизма в азиатской и африканской формах. Во-вторых, в сфере общественной организации наблюдается самое широкое бытование архаического социального института системы возрастных классов, оказывающего влияние на все сферы социальной жизни, в том числе и на современную политическую ситуацию.

Народы Южной Африки.

Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР.

Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные как народы банту (конго, ганда, зулу, свази, тсвана и др.). в расовом отношении население Южной Африки представлено негродиной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населения. Климат и природа разнообразны и включают зоны тропического леса, саванн, пустыни, полосы гор на побережье приморских субтропиков. Господствующее положение в регионе издавна принадлежит ЮАР, где добывается половина мирового золота, значительная часть алмазов и урана. По уровню промышленного развития ЮАР намного выше других стран Африки.

Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.

Готтентоты прежде населяли всю южную остроконечность Африки и составляли многочисленную группу племен кочевых скотоводов. Они разводили крупный рогатый скот, жили во временных поселениях; когда скот вокруг стоянки съедал всю траву, население перекочевывало на новые пастбища. Жили готтентоты большими патриархальными семьями. Их социальная организация была племенной, руководили племенем избранный вождь и совет старейшин. Основное занятие сохранившихся племен готтентотов – подвижное скотоводство отгонно-пастбищного типа, сменившее их традиционный ХКТ номадов.

Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками – их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же как камень, иногда выменивали железные наконечники у соседей – готтентотов и банту. Единственная одежда бушменов – набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц, из нее же делали бусы. Основное занятие мужчин – охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников. Бушмены очень выносливы и искусны в охоте, были способны иногда преследовать жертву сутками. Женщины занимались собирательством. У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике. Они вели постоянные войны с готтентотами и банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главные места занимали силы природы – солнце, луна, звезды.

В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев, они обитают и в Центральной Африке. Они отличаются низким ростом (в среднем 145 см), сравнительно светлой кожей желтоватого или красноватого оттенка, узкими губами. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи не умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия, изделия из железа взамен добываемого охотой и собирательством. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни – группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать в другом составе, в зависимости от обеспеченности территории дичью. Основной пищей пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или запекают в золе очага. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц – заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный известный пигмеям напиток – вода. Наследование и счет родства идет во мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право их экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище, рубка деревьев, загрязнение проточной воды. Самая суровая кара – изгнание, запрещение охотиться вместе с группой. В основе верований пигмеев – культу охоты. Также развито почитание тотемных прародителей – животных и растений. Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Большинство пигмеев предпочитает вести традиционный образ жизни. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остабтся пигмеи в бассейне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь Происхождение, антропологический тип этой группы населения Африки и поныне остаются для науки загадкой.

Многоликая Африка, на огромной территории которой в 61 стране, в укромных уголках этого континента до сих пор проживают более 5 миллионов человек почти ещё совсем диких африканских племен.

Члены этих племен не признают достижений цивилизованного мира и довольствуются теми благами, которые им достались от их предков.

Убогие хижины, скромная пища и минимум одежды их устраивают, и они не собираются менять этот уклад.

Африканские племена

Различных племен и народностей в Африке около 3-х тысяч, но точное их количество назвать сложно, поскольку чаще всего они или плотно перемешаны между собой, либо наоборот, кардинально разделены. Население некоторых племен составляет всего по несколько тысяч или даже сотен человек, и часто населяют всего 1-2 деревни. Из-за этого на территории Африканского континента существуют наречия и диалекты, понять которые порой под силу только представителям конкретного племени. А разнообразие ритуалов, культурных систем, танцев, обычаев и жертвоприношений огромно и удивительно. К тому же внешний вид людей некоторых племен просто поражает взгляд.

Однако, поскольку все они обитают на одном континенте, у всех африканских племен все же есть что-то общее. Некоторые элементы культуры характерны для всех народностей, проживающих на этой территории. Одной из главных определяющих черт африканских племен является ориентация на прошлое, то есть возведение в культ культуры и жизни предков.

Большинство африканских народов отрицает все новое и современное, замыкается в себе. Сильнее всего они привязаны к постоянству и неизменности, в том числе и во всем, что касается повседневной жизни, традиций и обычаев, ведущих свое существование от прадедов.


Сложно представить, но среди них практически нет тех, кто не занимался бы натуральным хозяйством или скотоводством. Охота, рыбалка или собирательство — совершенно обычные для них занятия. Так же, как и много веков назад, африканские племена воюют между собой, браки чаще всего заключаются внутри одного племени, межплеменные браки среди них большая редкость. Разумеется, такую жизнь ведет не одно поколение, каждому новому ребенку с рождения предстоит жить такой же судьбой.


Племена отличаются друг от друга своей собственной, присущей только им системой жизни, обычаями и ритуалами, верованиями и запретами. Большинство племен изобретают свою моду, зачастую ошеломляюще яркую, самобытность которой зачастую просто изумляет.


Из наиболее известных и многочисленных на сегодняшний день можно считать племена: масаи, банту, зулусы, самбуру и бушмены.

Масаи

Одно из самых известных африканских племен. Обитают они в Кении и Танзании. Количество представителей достигает 100 тысяч человек. Чаще всего их можно встретить на склоне горы , которая занимает видное место в мифологии масаев. Может быть, величина этой горы повлияла на мировосприятие членов племени — они считают себя любимцами богов, высшим народом и искренне уверены, что красивее их не найдется людей в Африке.

Такое мнение о себе породило презрительное, зачастую даже уничижительное отношение к другим племенам, что стало причиной частых войн между племенами. К тому же в обычае у масаев воровать животных из других племен, что тоже не улучшает их репутацию.

Жилище масаев строится из веток, обмазанных навозом. Занимаются этим в основном женщины, которые также по необходимости принимают на себя обязанности вьючных животных. Основную долю питания составляет молоко или кровь животных, реже — мясо. Отличительным признаком красоты у этого племени считаются вытянутые мочки ушей. В настоящее время племя почти полностью истреблено или разогнано, только в отдаленных уголках страны, в Танзании, еще сохранились отдельные кочевья масаев.

Банту

Племя банту обитает в Центральной, Южной и Восточной Африке. По правде говоря, банту даже не племя, а целая народность, в которую включаются множество народов, например, руанда, шоно, конга и другие. У всех них схожие языки и обычаи, почему их и объединили в одно большое племя. Большинство представителей банту говорят на двух и более языках, самым часто употребляемым из которых является суахили. Количество членов народа банту достигает 200 миллионов. По мнению ученых-исследователей, именно банту вместе с бушменами и готтентотами стали прародителями Южноафриканской цветной расы.


Банту обладают своеобразной внешностью. У них очень темная кожа и удивительная структура волос — каждый волос спиралевидно завит. Широкие и крылья носа, низкая переносица и высокий рост — часто выше 180 см — также являются отличительными чертами людей из племени банту. В отличие от масаев, банту не дичатся цивилизации и охотно приглашают туристов на ознакомительные прогулки по своим деревням.

Как у любого африканского племени, основательную часть жизни банту занимает религия, а именно традиционные для Африки анимистические верования, а также ислам и христианство. Жилище банту напоминает дом масаи — такой же круглой формы, с каркасом из веток, обмазанных глиной. Правда, в некоторых районах дома банту бывают прямоугольными, расписными, с двускатными, односкатными или плоскими крышами. Занимаются члены племени в основном земледелием. Отличительной чертой банту можно назвать увеличенную нижнюю губу, в которую вставляются небольшие диски.


Зулусы

Народ зулусы, бывший некогда крупнейшей этнической группой, сейчас насчитывает всего 10 миллионов человек. Зулусы пользуются собственным языком — зулу, происходящим из семьи банту и являющимся самым распространенным в ЮАР. Кроме того, среди членов народа имеют хождение английский, португальский, сесото и другие африканские языки.

Племя зулусов перенесло тяжелый период в эпоху апартеида в ЮАР, когда, будучи самым многочисленным народом, определялось как население второго сорта.


Что касается верований племени, большая часть зулусов осталась верна национальным верованиям, однако среди них встречаются и христиане. Зулусская религия основана на вере в бога-творца, высшего и отделенного от повседневной рутины. Представители племени верят, что можно обратиться к духам через предсказательниц. Все негативные проявления в мире, включая болезни или смерть, рассматриваются как козни злых духов или результат недоброго колдовства. В зулусской религии главное место занимает чистота, частые омовения в обычае у представителей народа.


Самбуру

Племя самбуру обитает в северных районах Кении, на границе предгорья и северной пустыни. Около пятисот лет назад народ самбуру обосновался на этой территории и быстро заселил равнину. Это племя отличается независимостью и уверено в своей элитарности гораздо больше, чем масаи. Жизнь племени зависит от скота, но, в отличие от масаи, самбуру сами выращивают скот и вместе с ним кочуют с места на место. Обычаи и церемонии занимают значительное место в жизни племени и отличаются великолепием красок и форм.

Хижины самбуру состоят из глины и шкур, снаружи жилище обносят колючей изгородью для зашиты от диких животных. Свои дома представители племени возят с собой, собирая заново на каждой стоянке.


У самбуру принято разделять труд между мужчинами и женщинами, это касается и детей. В обязанности женщин входит собирательство, дойка коров и доставка воды, а также заготовка дров, приготовление пищи и присмотр за детьми. Разумеется, в ведении женской половины племени находится общий порядок и стабильность. Мужчины самбуру отвечают за выпас скота, который и является их главным средством существования.

Самой важной деталью жизни народа является деторождение, стерильные женщины подвергаются жестоким гонениям и издевательствам. В норме у племени поклонение духам предков, а также колдовство. Самбуру верят в чары, заклинания и ритуалы, применяя их для повышения рождаемости и защиты.


Бушмены

Самое известное, с давних времен, у европейцев африканское племя — это бушмены. Название племени состоит из английских «bush» — «куст» и «man» — «человек», однако так называть представителей племени опасно — это считается оскорбительным. Правильнее именовать их «сан», что на языке готтентотов означает «чужой». Внешне бушмены несколько отличаются от других племен Африки, у них более светлая кожа, а губы более тонкие. К тому же они единственные, кто употребляет в пищу личинки муравьев. Блюда их них считаются особенностью национальной кухни этого народа. Уклад общества бушменов также отличается от общепринятого у диких племен. Вместо вождей и колдунов саны выбирают старейшин из числа наиболее опытных и уважаемых членов племени. Старейшины руководят жизнью народа, не пользуясь при этом никакими преимуществами за чужой счет. Надо отметить, что бушмены также верят в загробную жизнь, как и остальные африканские племена, однако у них отсутствует культ предков, принятый у остальных племен.


Помимо прочего, у санов редкостный талант к рассказам, песням и танцам. Музыкальный инструмент они могут сделать практически их всего. Например, встречаются луки, натянутые с помощью волос животных или браслеты, сделанные из высохших коконов насекомых с камешками внутри, которые используются для отбивания ритма во время танца. Практически все, кто имеет возможность наблюдать музыкальные эксперименты бушменов, стараются записать их с целью передать будущим поколениям. Это тем более актуально, что нынешний век диктует свои правила и многим бушменам приходится отступать от вековых традиций и идти рабочими на фермерские хозяйства ради обеспечения семьи и племени.


Это очень небольшое количество племен, проживающих на территории Африки. Их так много что описать их все понадобится несколько томов, но каждое из них может похвастаться уникальной системой ценностей и образом жизни, не говоря уже о ритуалах, обычаях и костюмах.

Африка уникальна и многогранна, такими же являются и люди, живущие на материке. Народы, населяющие Африку, разнообразны в различных её частях, там есть несколько тысяч больших и малых этносов, причём 107 из них имеют по миллиону и больше представителей, а 24 из них насчитывают пять миллионов человек.

Большинство же народов немногочисленны, они, обычно, представлены нескольким сотнями или тысячами человек и населяют одну-две близкие деревни.

Современные народы, живущие в Африке, относятся не только к разным антропологическим типам, но и к различным расам. Так, севернее Сахары и на территории самой пустыни можно встретить людей индо-средиземноморской расы, которая относится к большой европеоидной расе. А вот на землях южнее распространена именно негро-австралоидная раса, в которой выделяют негрскую, негрилльскую и

Расы, среди которых наибольшее количество жителей относится к первой.

Крупнейшие народы на материке:

  • египетские;
  • йоруба;
  • марокканские;
  • суданские арабы;
  • хауса;
  • алжирские;
  • фульбе;
  • амхара;
  • игбо.

Народы Южной Африки

Издавна в Южной Африке обитали кочевые народы, которые не имели выраженного правительства и являлись отличными охотниками, собирателями и специалистами жизни природы.

Затем с севера, больше всего из Центральной Африки, начали в южные земли прибывать новые народы. В основном это были банту, которые с собою принесли земледелие и добычу полезных ископаемых. Данные иммигранты вели оседлую жизнь, именно на основе таких народов, населяющих Африку на юге, и стали появляться в регионе первые государства.

Следующее влияние на южное население оказали европейцы, которые впервые прибыли туда в 1652 году, хотя их и раньше проходили. Иностранцы в последствие около 350 лет доминировали и управляли всей Южной Африкой, что повлияло на социальную и культурную ситуацию.

Народы Южной Африки:

  • коса;
  • свази;
  • суто;
  • тсонга;
  • зулу;
  • гереро;
  • ндебеле;
  • венда;
  • тсвана;
  • матабеле;
  • шона;
  • педи;
  • овамбо;
  • бушмены;
  • готтентоты;
  • хиндустанцы;
  • гуджаратцы;
  • бихарцы;
  • тамилы;
  • телуг.

Нынче народы банту так и занимаются земледелием, выращивая бобовые, кукурузу, просо и овощи. Также они разводят мелкий и крупный скот.

Для готтентотов в приоритете скотоводство, а вот одна из их групп топнар-нама раньше всё время занималась зверобойным промыслом в море.

Бушмены же остались кочевниками, они всё также охотятся и собирают пищу. Для них домом являются заслоны от ветров, сделанные из веток, травы и шкуры. Носят они набедренные повязки, при необходимости покрывают себя плащами.

Скотоводы и оседлые земледельцы живут в полусферических хижинах - крааль, а одеваются в набедренные повязки с передниками, используемые плащи из кожи называют каросс.

Народы, живущие в Северной Африке

Сейчас в Северной Африке есть много практически незаселённых территорий, что связано с особенностями современного климата. Когда тысячелетия назад Сахара превратилась из саванны в пустыню, её жители вынуждены были перебираться поближе к воде, например, в долину Нила и на побережья. Тогда такие заселённые участки становились началами великих цивилизаций и культур.

Во времена Средних веков жители Европы всё чаще наведывались на африканское побережье Средиземного моря. А к началу двадцатого века иностранцы стали править на данных территориях, влияя тем самым на и их культуру, что продолжалось около половины века.

В связи с постоянных присутствием жителей арабских и европейских стран, в Северной Африке проживают представители индо-средиземноморской расы:

  • арабы;
  • берберы.

Они имеют смуглую кожу, волосы и глаза тёмных оттенков, нос на узком лице имеет горбинку. Среди берберов не исключены и люди со светлыми глазами и волосами.

Большинство местного населения исповедуют ислам, исключением являются копты, которые являются непосредственными потомками древних египтян, они - христиане-монофизиты.

Чаще всего народы, населяющие Африку на севере, занимаются земледелием, также развито садоводство, виноградарство, в оазисах культивируют финиковую пальму. Скотоводством занимаются бедуины и берберы, которые живут в горах или полупустынных местах.

Народы центральной Африки

В Центральной Африке преобладающим является население, принадлежащее к негроидной расе:

  • атхара;
  • йоруба;
  • банту;
  • оромо;
  • хауса.

Представители такой расы отличаются тёмными оттенками кожи, волос, глаз, губы у них толстые, нос также выражен - переносица низкая, а крылья широкие.

Структура таких этносов сложна, часто исследователи знают о них весьма мало. Те которые проживают в девственных непроходимых лесах, почти не изучены.

В условиях густых и непроходимых тропических лесов можно наблюдать особый антропологический тип - пигмеи, которые отличаются невысоким ростом (в районе 141 сантиметра). У них кожа светлее, а губы тоньше, чем у иных представителей негроидной расы. К тому же они имеют особенность строения тела - короткие нижние конечности и большая голова.

Можно на данных территориях наблюдать различные религии, среди которых большое количество приверженцев ислама и христианства, не забыты и верования древних предков.

Цель: Сформировать представление об основных расах и размещение населения Африки.

  1. Познакомить с составом населения, установить зависимость между размещением населения и историческими, природными факторами.
  2. Развивать умение работать с географическими картами и объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения.
  3. Совершенствовать умение самостоятельно добывать информацию, используя наглядности.
  4. Закрепить навыки работы с текстом учебника.

Оборудование: физическая и политическая карта Африки, атласы и контурные карты 7 класса, бюсты рас и таблица на доске.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя:

Мы с вами уже знаем, что Африка - прародина человека.

Проблемный вопрос: На какие основные расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы друг от друга и как размещено население на континенте Африка?

Известно, что на планете Земля живут люди с различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. Современное население Африки относится к трем основным расам: европеоидная, экваториальная, монголоидная.

3. Задание: срисовать таблицу (таблица на доске) в тетради.

4. Работа в группах, используя наглядности (бюсты четырех рас).

Задание: Используя наглядности, описать характерные черты (форма лица, носа, губ, разрез глаз, цвет кожи, волос) и записать в последнюю колонку таблицы. Каждая группа представляет свою характеристику.

Таблица приобретает примерно такой вид:

Название расы Народы Место проживания Характерные черты
Европеоидная
Негроидная (экваториальная) .
Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос
Монголоидная
Промежуточная раса

5. Работа с текстом учебника п. 30.

Название расы Народы Место проживания Характерные черты
Европеоидная Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо
Негроидная (экваториальная) Тутси, нилоты, масаи Очень темная, почти черная кожа, пухлые губы, черные волосы
Монголоидная Бушмены, готтентоты Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо
Промежуточная раса Эфиопы

малагасийцы

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа

Учитель: Африку населяют много народов. Туарегов, населяющих Нигер, называют “синими людьми пустыни”. Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отвесы на смуглую кожу, а не стойкая краска впитывается в неё.

На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов, самых высоких людей планеты. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. Эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.

6. Работа с картой.

Задание: Определить по карте размещение населения, место их проживания и заполнить колонку в таблице. Установить зависимость между размещением населения и историческими, природными факторами, используя карты атласа: физическую, политическую и плотность населения Африки.

Название расы Народы Место проживания Характерные черты
Европеоидная Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы Север Африки Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо
Негроидная (экваториальная) Тутси, нилоты, масаи Саванны в северной части материка

Зона экваториальных лесов

Очень темная, почти черная кожа, пухлые губы, черные волосы

Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос

Монголоидная Бушмены, готтентоты Полупустыни, пустыни Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо
Промежуточная раса Эфиопы

Малагасийцы

о. Мадагаскар

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа

Смешивание монголоидной и негроидной рас

7. Учитель:

Удельный вес населения Африки по отношению к населению всего земного шара за последние несколько столетий уменьшался. Так, в 1650 г. В Африке было 100 млн. человек, что составляло 18.3 % общей численности населения Земли.

За 250 лет, то есть в 1900 г., численность увеличилась всего на 29 млн. человек и составляла 7,4 % населения земного шара. Это явилось следствием работорговли, длившейся столетиями, жестокой эксплуатации коренных жителей европейскими колонизаторами. Ужасных условий жизни, приводивших к большой смертности. К началу XX в. почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний. Колония- страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

Остров, лежащий напротив Дакара, современной столицы Сенегала, в далеком прошлом называли остров Горе, потому что он был базой пиратов и работорговцев. Здесь “живой товар” через “ворота без возврата” вывозили и грузили на парусники, шедшие в далекую Америку. Горестный плач и кандальный звон стихли только к середине XIX в., когда было запрещено рабство во французской Африке.

В середине XX в. Африка стала материком национально-освободительной борьбы, которая привела к распаду колониальной системы.

Итог урока.

  1. Назовите расы.
  2. Дайте характеристику расам Африки
  3. Назовите территории с большей и маленькой плотностью населения.

Домашнее задание: п. 30, в контурной карте указать народы, населяющие Африку.


ВВЕДЕНИЕ

Африка - второй по величине материк земного шара. Площадь ее - 29,8 тыс. кв. км.

Африканский материк омывают воды Атлантического и Индийского океанов и Средиземного моря; сухопутных границ с другими материками не имеет. Ближе всего он подходит к Азии, с которой, до прорытия Суэцкого канала в 1869, был связан Суэцким перешейком. От Европы Африка отделена Гибралтарским проливом (ширина около 14 км) и Средиземным морем.

Экватор пересекает африканский материк почти посередине. Только крайний юг и крайний север Африки заходят в субтропики. Поверхность африканского материка мало расчленена. В общих чертах Африка представляет собой огромное плоскогорье с приподнятыми краями и с высотами, расположены горы Атласа. На востоке - высокое Абиссинское нагорье и Восточноафриканский бассейн с величайшими вершинами Африки - Килиманджаро (6010 м), Кения (5194), Рувензори (5119 м). Вдоль юго-восточного побережья тянутся Драконовы горы, а за ними Капские горы. На западе Африки простирается пустыня Сахара, в южной - пустыня Калахари. Гидрографическая система Африки не очень развита. Ее крупнейшие реки: Нил (длин 6,5 тыс.км), Конго (длина 4,6 тыс. км), Нигер (длина 4,1 км), Замбези (длина 2,6 тыс. км). Остальные реки менее значительны как по длине, так и по площади своих бассейнов. Крупнейшие озера находятся в восточной части материка. Самое крупное из них озеро Виктория. В центральной части материка находится самое крупное по площади, но очень мелкое оз. Чад.

Растительный покров Африки богат и разнообразен. В бассейне Конго и по берегу Гвинейского залива растут тропические леса. С севера, юга и востока массив тропических лесов окружают саванны. Пустыня Сахара и в меньшей степени Калахари отличаются очень скудной растительностью, но лишь немногие части Сахары совсем ее лишены. Многообразен также и животный мир Африки.

Подавляющее большинство населения Африки относится к трем расовым типам. Вся Северная Африка вплоть до южных границ Сахары населена народами европеоидной расы. Представители ее - арабы, египтяне и другие - темным цветом глаз и волос, смуглой кожей; они сходны с населением средиземноморских областей Передней Азии и принадлежат к средиземноморской группе антропологических типов.

В районе Абиссинского нагорья и на Сомалийском полуострове живут народы эфиопской расы: амхара, галла и др.

Отличительные черты этой расы: темный с красноватым оттенком цвет кожи. Вьющиеся волосы, узкое и высокое лицо с прямым лбом и слабо развитыми надбровными дугами, узкий и выступающий нос, отсутствие прогнатизма, рост средний или высокий. По комплексу признаков представители этой расы являются как бы промежуточным звеном между народами европеоидной и негроидной рас.

Основное население Африки - народы собственно негрской расы. Они расселены к югу от Сахары в Западном и Центральном Судане, в верховьях Нила, в бассейне Конго, в Восточной Тропической и Южной Африке.

Помимо народов этих трех основных рас, есть в Африке и представители особых расовых групп; численно они невелики.

Таковы прежде всего, пигмеи (их называют иногда негриллями, т.е. маленькими неграми), редкими островками расселенные в тропических лесах бассейна рек Конго, Огове 142 см), сравнительно более светлый, чем у окружающих их негрских народов, цвет кожи, курчавые волосы и более сильное развитие растительности на лице, широкий нос с очень узким и низким переносьем, широкий рот с тонкими губами.

На самом юге Африки, оттеснены к пустыне Калахари. Живут остатки бушменских и готтентотских племен. Некогда они были широко расселены по всей Южной и Восточной Тропической Африке. Антропологический тип их отличается сочетанием черт, свойственных негроидной расе (широкий нос, курчавые волосы). С признаками, напоминающими монголоидную расу (плоское лицо, желтоватая кожа «цвета подсыхающей листвы», встречающийся иногда эпикантус и пр.). К специфическим особенностям, свойственным только этой антропологической группе, относятся стеатопигия (скопление жира в ягодичной области) и рано появляющаяся морщинистость кожи лица и тела.

Наконец, население о. Мадагаскар - мальгаши - в большей своей части относится к монголоидной расе, однако в их антропологическом типе отмечаются признаки смешения негроидных элементов с монголоидными.

1. НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ

Восточная Тропическая Африка, охватывающая область Межозерья и необозримые пространства саванн вплоть до побережья Индийского океана, населена главным образом народами банту: суахили (васуахили), ваньямвези (около 2 млн.), баганда (вместе с близкими племенами - свыше 1600 тыс.), кикуйю (акикуйю, гикуйю) (1600 тыс.), баньяруанда и барунди. Северо-западные районы населены нилотскими народами - нанди, сук, туркана, масаи. На северо-востоке, в областях, смежных с Эфиопией, живут небольшие группы кушитских народов (галла).

Несмотря на языковое родство с народами Западной Африки, историческое прошлое и культура народов Восточной Африки носят совершенно иной характер. Наиболее высокой ступени общественного развития достигли страны Межозерья, где задолго до появления европейцев существовали государственные образования - Уньоро, Урунди, Руанад, Буганда и др.

Наиболее значительным среди них было государство Буганда на северо-западном побережье оз.Виктория. Расцвет Буганды падает на 17-18 вв. В середине 18 в. начала складываться феодальная собственность на землю. Верховным собственником земли считался кабака - правитель государства. В награду за службу он раздавал приближенным земельные участки. Крестьяне, жившие на этой земле, платили новым владельцам налоги и работали на них. Землевладельцы были освобождены от налогов. Помимо налогов, крестьяне выполняли ряд общественных повинностей (ремонт дорог, постройка дворцов и общественных зданий). Рабы-ремесленники занимались изготовлением оружия в царских мастерских. Рыночная торговля и обмен были настолько развиты, что во второй половине 19 в. налоги собирали не натурой, а деньгами. В качестве денежных единиц служили раковины-каури. Вся страна была разделена на 10 областей - саза, правители которых жили при дворе кабаки. Власть кабаки передавалась по мужской линии - от отца к сыну, но непременным условием правомерности наследования власти было женитьба на дочери царя. Таким образом, при дворе царей Буганды существовал обычай женитьбы царя на своей (классификационной) сестре. Сестра-жена и мать царя также имели право на титул кабаки и принимали непосредственное участие в управлении государством.

В то время как развитие внутренних областей шло самостоятельным путем, побережье Восточной Африки издавна посещали южноарабские, аксумские и греческие купцы. Позднее это побережье было связано с Аравией, Ираном и Индией. Первые поселения были основаны персами, затем их сменили арабы, основавшие ряд факторий. С 7 в. в связи с междоусобными войнами на Аравийском полуострове переселение арабов приняло массовый характер. А небольшие фактории стали превращаться в крупные города и подчинять окружающее местное население. Постепенно на побережье сложилось смешанное население, основу которого составляли местные племена, потомки персов и арабов. Это население получило название «берегового» (по-арабски - суахили), которое сохранилось до наших дней.

Культура суахили в значительной степени арабо-персидского происхождения: это сказывается в архитектуре, характере одежды, религии, литературных произведениях (поэмах), искусстве и некоторых обычаях. Однако наряду с этим суахили сохранили и свою исконную африканскую культуру в обычаях, фольклоре и прежде всего языке. Язык суахили - один из языков банту, хотя в нем немало слов арабо-персидского и индийского происхождения.

В конце 15 - начале 16 в. на побережье появились португальцы. В течение дух веков португальцы властвовали над побережьем. В 17-18 вв. в результате непрерывных восстаний португальцы вынуждены были покинуть восточный берег Африки. В первой половине 19 в. арабские купцы подчинились власти султанов Омана. В 19 в. арабы-работорговцы проникли в глубь материка и основали г.Табора. Опираясь на эту базу, они пытались подчинить своему влиянию Буганду и Маньему. Разбойничьи отряды арабов-работорговцев Типпу-Типа, Килонга Лонга безраздельно хозяйничали в восточной части бассейна Конго.

Во второй половине 19 в. Восточная Африка стала объектом колониальных притязаний европейских держав. Наиболее ожесточенная борьба разгорелась в Уганде, оказавшейся яблоком раздора между арабами и соперничающими европейскими державами. После долгой борьбы страна была захвачена империалистами. По Гельголандскому договору относительно колониального раздела Восточной Африки Англия захватила Кению и Уганду, а Германия - Танганьику.

После второй мировой войны Танганьика стала подопечной территорией Англии. В настоящее время в результате упорной национально-освободительной борьбы народа баганда страна Уганда получила конституцию, хотя и крайне ограниченную. Ширится борьба за независимость и у остальных народов Восточной Африки.

Природные условия Восточной Тропической Африки не только благоприятны для земледелия, но позволяют в ряде районов заниматься и скотоводством.

У большинства земледельческих народов (ваньямвези и др.) до сих пор сохраняется типичная для всей Тропической Африки подсечно-огневая система земледелия. Повсеместно главным земледельческим орудием служат мотыга с рабочей частью либо в виде долота, либо сердцевидной формы. Лишь в Руанде, где примитивная система земледелия давно сменилась ирригационным земледелием. Пользуются тяжелыми большими мотыгами, напоминающими среднеазиатский кетмень. Важнейшие земледельческие культуры - кукуруза, просо, ячмень, бобовые, маниока, бататы и пр.

У баганда, базиба, уха и других народов вокруг оз. Виктория основной культурой являются бананы. Банановая роща - необходимая принадлежность крестьянской усадьбы в Уганде. Банан - многолетнее растение, при умелом уходе плодоносящее почти круглый год и разрастающееся настолько быстро, что уход за рощей требует, прежде всего, уничтожения излишних отростков. Плоды одних сортов идут на муку, других - едят сырыми, третьих - запекают в золе, завернув в листья, или варят на пару с другими плодами и овощами и с мясом. Баганда умело использует и остальные части растения. В листья, слегка провяленные на солнце, заворачивают продукты питания, идущие на продажу; они же служат тарелкой, шляпой и пр. Нижнюю часть ствола сушат на топливо. Земледелие было издавна важным элементам хозяйства и у тех народов, которые занимаются скотоводством (вагого, вахехе, бахима). Скотоводы Восточной Африки разводят крупный и мелкий рогатый скот. Из пород крупного рогатого скота распространены зебу, по-видимому, южноазиатского происхождения, и длиннорогий скот местных африканских пород, распространенный преимущественно у скотоводов верховьев Нила и Межозерья: баньоро, бахима и др.

африка материк раса масаи

Восточная Африка не знает народов, занимающихся только скотоводством, кроме нилотов масаи. До конца 19 в. масаи не занимались земледелием и все нужные им продукты земледелия выменивали у своих соседей на молоко и мясо. Для масаев скот был не только главным средством существования, но и единственной формой накопления богатств. Уход за скотом - право и обязанность мужчин, почетное мужское занятие. Скот дает продукты питания - мясные, приготовленные без соли. Мясо варят с различными приправами или поджаривают на вертеле, кровь с различными приправами или поджаривают на вертеле. Кровь пьют, смешивая с молоком. Из шкур животных прежде делали одежду. Обтяжку щитов, разные предметы домашнего обихода.

Масаи - один из народов Восточной Африки, который сохраняет многие пережитки родоплеменного строя, быстро исчезающие у других наров. У них еще живы следы родоплеменного деления, характерные для родового строя обычаи и обряды.

Деление на племена и роды у масаев сочеталось с делением возраста, составляли группу воинов. На их обязанности лежал также уход за скотом. Лишь после нескольких лет пребывания в боевых отрядах мужчина получал право жениться; тогда он выходил из отряда и обзаводился своим хозяйством. Взрослые женатые мужчины составляли особые воинские отряды, так сказать отряды ветеранов. И обязаны были принимать участие в походах. Вожди масаев имели особые привилегии и считались священными лицами.

В Восточной Африке распространены два типа жилища.

Первый из них - круглая хижина с конусообразной кровлей.

Внутри на четырех столбах устраивают нечто вроде помоста, где хранят домашнюю утварь и запасы зерна. Обстановка хижин очень проста. Обычно в хижине делают два небольших глиняных возвышения: одно из них утаено циновками и имеет изголовье - это постель; другое - служит для очага. Три камня, на которые ставят кругоглодонный глиняный горшок для варки пищи, составляют все устройство очага. Дымового отверстия нет, и дым выходит непосредственно через двери. Окон также нет, в хижине всегда царит полумрак. На ночь двери заслоняют плотной очень грубой циновкой. Низенькие табуретки из одного куска дерева, головные подставки, корзины, большие короба из коры или кожаные сосуды - вот вся обстановка хижины. Иногда ее дополняет низкая на четырех ножках кровать. Она состоит из деревянной рамы, на которую натянуты ремни и положена сверху циновка. В центральной части Танганьики распространен второй тип жилища - прямоугольный дом тембе с плоской крышей и двором посредине. Его строят из дерева. Стены иногда обмазывают глиной. Такой дом служит жилищем для нескольких семей.

Глиняную посуду изготовляют и обжигают обычно женщины. Они лепят горшки без применения гончарного круга; однако нередко под комок глины подкладывают черепок разбитого горшка и, поворачивая его, лепят на нем новый горшок. Широко распространены калебасы - сосуды из тыквы и плетеная посуда разнообразного назначения. Вследствие крайней бедности крестьян посуда фабричного производства входит в быт медленно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате деятельности империалистических монополий в хозяйственной жизни коренного населения произошли очень значительные изменения. Появились новые экспортные культуры, особенно хлопок (главным образом, убаганда), чай, кофе. Монополии, заинтересованные в увеличении вывоза сырья, оказывали на крестьян административное и экономическое давление, понуждая их увеличивать посевные площади хлопка и чая, посадки кофейных кустов. По всей Восточной Африке крестьянин, был обязан платить налоги колониальным властям. Эксплуатируемый купцами и ростовщиками, остро нуждающийся в деньгах, увеличивал посевы экспортных культур за счет сокращения посевов продовольственных культур. Лучшие земли были отобраны и переданы переселенцам из Европы, а также европейским компаниям - для организации крупных плантаций сизаля, хлопка, земляных орехов и других экспортных культур. Кроме того, земли отчуждались для проведения железных дорог, устройства военных баз и т.д. Многие племена и народности (кикуйю, например) были переселены в резервации. Скотоводы-масаи были лишены хороших пастбищ и загнаны в безводный, почти пустынный резерват на границе Кении и Танганьики. В результате всего этого положение основной массы крестьянства резко ухудшалось.

Сегодня масаи -- это негритянский народ в Кении и Танзании; численность 900 тысяч человек (1992); говорят на языке масаи; придерживаются традиционных верований (культ сил природы, культ предков), в укладе сохраняются пережитки родоплеменного строя. Основное занятие масаев -- скотоводство; в поисках пастбищ они кочуют с места на место.

Подобные документы

    Общая характеристика Африки как второго по величине материка на Земле, ее географическое положение и особенности климата, существующие государства, растительный и животный мир. Промышленность на территории Африки, ее население, культура и религия.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Географическое положение Африки. Политическая карта: регионы и страны. Растительный и животный мир, реки и озера, полезные ископаемые, климатические зоны. Население: численность, языковый и этнический состав; хозяйство, транспорт; достопримечательности.

    презентация , добавлен 12.05.2011

    Географическое положение Африки, ее рельеф, климатические условия, население. Самое большое озеро Африки – Виктория, его глубина. Многообразие обитающих на материке животных, самая маленькая из птиц на Земле – нектарница. Полезные ископаемые Африки.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Географическое положение Африки. Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гиза. Колонизация и деколонизация Африки. Ее рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды и климат. Языки и религии Африки. Образование, литература и кинематограф на континенте.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Африка как самый большой по территории географический регион планеты. Хозяйственная жизнь Северной Африки. География регионального развития экономики. Разногласия в подходах к субрегиональному делению, схема макроэкономического районирования Африки.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Географическое положение Африки, климатические и температурные условия. Особенности рельефа и геологического строения африканского континента. Ландшафтные зоны Африки и их характеристики. Факторы, определяющие положение ландшафтных зон на материке.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Размещение основных народов и плотность населения в разных частях Африки. Алжир как одно из крупных развивающихся государств материка. Страны Западной и Центральной Африки. Животный мир Эфиопского нагорья. Природные комплексы Южно-Африканской Республики.

    реферат , добавлен 21.09.2009

    Географическое положение Африки. Расположение материка по отношению к экватору и начальному меридиану. Тепловые пояса материка: северный усеренный, тропический, южный умеренный. Океаны и моря, омывающие Африку. История строительства Суэцкого канала.

    презентация , добавлен 01.12.2010

    Карта политического распределения Африки. Обзор стран Африки, освободившихся от колониальной зависимости. Особенности и выбор государственного языка, дата обретения независимости от колонизации, сведения о крупнейших городах и столице каждой страны.

    презентация , добавлен 27.01.2012

    Африка как самый жаркий материк на Земле: география, общие сведения и характеристика. Особенности рельефа, климата и разнообразие полезных ископаемых материка. Богатство животного и растительного мира Африки. Пустыня Сахара как величайшая пустыня в мире.



Просмотров