Названия всех сказок братьев гримм. Страшно, аж жуть

Минуло много лет с той поры, как «Детские и домашние сказки» братьев Гримм впервые вышли в свет. Издание было самое скромное и по внешности, и по объему: в книжке было всего 83 сказки вместо 200, печатаемых в настоящее время. Предисловие, предпосланное сборнику братьями Гримм, было подписано 18 октября приснопамятного 1812 года. Книжка была оценена по достоинству в эту эпоху немецкого самосознания, в эту эпоху пробуждения горячих националистических стремлений и пышного расцвета романтики. Еще при жизни братьев Гримм их сборник, постоянно ими дополняемый, выдержал уже 5 или 6 изданий и был переведен почти на все европейские языки.

Этот сборник сказок был почти первым, юношеским трудом братьев Гримм, первой их попыткой на пути ученого собирания и ученой обработки памятников древней немецкой литературы и народности. Следуя этому пути, братья Гримм позднее добились громкой славы светил европейской науки и, посвятив всю жизнь своим громадным, поистине бессмертным трудам, оказали косвенным образом весьма сильное влияние и на русскую науку, и на изучение русского языка, старины и народности. Имя их пользуется и в России громкой, вполне заслуженной известностью, произносится и нашими учеными с глубоким уважением… Ввиду этого мы признаем, что здесь далеко не излишним будет помещение краткого, сжатого биографического очерка жизни и деятельности знаменитых братьев Гримм, которых немцы справедливо называют «отцами и родоначальниками германской филологии».

По происхождению братья Гримм принадлежали к среднему классу общества. Отец их был сначала адвокатом в Ганау, а потом поступил на службу по юридической части к князю Ганаускому. Братья Гримм родились в Ганау: Якоб – 4 января 1785 года, Вильгельм – 24 февраля 1786 года. От самой ранней юности они были связаны теснейшими узами дружбы, которая не прекращалась до гробовой доски. Притом же оба они, даже и по самой природе своей, как бы дополняли друг друга: Якоб, как старший, был и физически сложен крепче брата Вильгельма, который смолоду постоянно был очень болезненным и окреп здоровьем уже только под старость. Отец их умер в 1796 году и оставил семью свою в весьма стесненном положении, так что только благодаря щедрости своей тетки со стороны матери братья Гримм могли закончить ученье, к которому уже очень рано проявили блестящие способности. Учились они сначала в Кассельском лицее, потом поступили в Марбургский университет, с твердым намерением изучать юридические науки для практической деятельности по примеру отца. Они и действительно слушали лекции по юридическому факультету, занимались и изучением права, но природные наклонности стали сказываться и повлекли их в совершенно иную сторону. Все досуги свои еще в университете они стали посвящать изучению отечественной немецкой и иностранных литератур, а когда в 1803 году известный романтик Тик издал свои «Песни миннезингеров», которым предпослал горячее, прочувствованное предисловие, – братья Гримм разом почувствовали сильнейшее влечение к изучению немецкой старины и народности и решились ознакомиться с древненемецкой рукописной литературой по подлинникам. Вступив вскоре по выходе из университета на этот путь, братья Гримм уже не сходили с него до конца жизни.

В 1805 году, когда Якобу Гримму пришлось на время отлучиться в Париж с научной целью, братья, привыкшие жить и работать вместе, почувствовали в такой степени тягость этой разлуки, что положили никогда более, ни для каких целей не разлучаться – жить вместе и все делить между собою пополам.

Между 18051809 годами Якоб Гримм состоял на службе: был некоторое время библиотекарем Жерома Бонапарта в Вильгельмсгеге, а потом даже и статс-аудитором. После окончания войны с Францией Якоб Гримм получил от курфюрста Кассельского поручение ехать в Париж и возвратить в Кассельскую библиотеку те рукописи, которые были из нее увезены французами. В 1815 году он был послан вместе с представителем Кассельского курфюршества на Венский конгресс, и ему даже открывалась небезвыгодная дипломатическая карьера. Но Якоб Гримм чувствовал к ней полнейшее отвращение, да и вообще в служебных занятиях видел только помеху к занятиям наукой, которым был предан всей душой. Вот почему в 1816 году он покинул службу, отклонил предложенную ему профессуру в Бонне, отказался от крупных окладов жалованья и предпочел всему скромное место библиотекаря в Касселе, где брат его уже с 1814 года был секретарем библиотеки. Оба брата сохраняли это свое скромное положение до 1820 года, усердно предаваясь в это время своим научным исследованиям, и этот период их жизни был плодотворнейшим по отношению к их научной деятельности. В 1825 году Вильгельм Гримм женился; но братья все же не разлучались и продолжали жить и работать вместе.

В 1829 году директор Кассельской библиотеки скончался; его место, конечно, по всем правам и справедливости должно было бы перейти к Якобу Гримму; но ему был предпочтен чужеземец, не заявивший себя никакими заслугами, и оба брата Гримм, оскорбленные этой вопиющей несправедливостью, нашли себя вынужденными подать в отставку. Само собою разумеется, что братья Гримм, в то время уже успевшие приобрести себе весьма громкую известность своими трудами, не остались без дела. Якоб Гримм был в 1830 году приглашен в Геттинген профессором немецкой литературы и старшим библиотекарем при тамошнем университете. Вильгельм поступил туда же младшим библиотекарем и в 1831 году был возведен в экстраординарные, а в 1835 году – в ординарные профессоры. Обоим ученым братьям жилось здесь недурно, в особенности потому, что здесь они встретили дружеский кружок, в состав которого входили первые светила современной германской науки. Но пребывание их в Геттингене было непродолжительно. Новый король Ганноверский, вступивший на престол в 1837 году, задумал одним росчерком пера уничтожить конституцию, данную Ганноверу его предшественником, чем, конечно, и возбудил против себя во всей стране общее неудовольствие; но только семеро геттингенских профессоров имели достаточно гражданского мужества, чтобы гласно заявить протест против такого самовольного нарушения основного государственного закона. Между этими семью смельчаками находились и братья Гримм. На этот протест король Эрнст-Август ответил немедленным увольнением всех семи профессоров с их должностей и высылкой из ганноверских пределов тех из них, которые не были ганноверскими уроженцами. В трехдневный срок братья Гримм должны были покинуть Ганновер и временно поселились в Касселе. Но за знаменитых ученых вступилось общественное мнение Германии: открыта была общая подписка для обеспечения братьев Гримм от нужды, а два крупных германских книгопродавца-издателя (Реймер и Гирцель) обратились к ним с предложением составить сообща немецкий словарь на самой широкой научной основе. Братья Гримм приняли это предложение с величайшей готовностью и после необходимых, довольно продолжительных приготовлений принялись за работу. Но им не пришлось долго быть в Касселе: друзья о них позаботились и нашли им просвещенного покровителя в лице кронпринца Фридриха-Вильгельма Прусского, и, когда он в 1840 году вступил на престол, он тотчас же вызвал ученых братьев в Берлин. Они были избраны в члены Берлинской Академии наук и в качестве академиков получили право на чтение лекций в Берлинском университете. Вскоре и Вильгельм, и Якоб Гримм приступили к чтению лекций в университете и с тех пор жили в Берлине безвыездно до самой смерти. Вильгельм умер 16 декабря 1859 года; Якоб последовал за ним 20 сентября 1863 года, на 79-м году своей многотрудной и плодовитой жизни.

Что касается значения научной деятельности братьев Гримм, то оно, конечно, не подлежит нашей оценке в этой краткой биографической заметке. Мы можем здесь ограничиться только перечислением их важнейших трудов, доставивших им громкую славу европейских ученых, и указать на то различие, которое существовало в деятельности Якоба и Вильгельма Гримм и до некоторой степени характеризовало их личное отношение к науке.

Даже те, кто не любит сказки, знаком с сюжетами «Золушки», «Рапунцель» и «Мальчика-с-пальчика». Все эти и еще сотни сказок были записаны и переработаны двумя братьями-лингвистами. Они знакомы всему миру под именами Якоб и Вильгельм Гримм.

Семейное дело

Сыновья юриста Гримма Якоб и Вильгельм появились на свет с разницей в год. Якоб родился в начале января 1785 года. Второй сын в семье Гримм, Вильгельм, появился годом позднее, 24 февраля 1786 года.

Юноши рано осиротели. Уже в 1796 году они перешли на попечение тетушки, которая изо всех сил поддерживала их стремление к учебе, новым знаниям.

Университет для юристов, куда они поступили, не увлек их пытливые умы. Братья Гримм заинтересовались лингвистикой, составлением немецкого словаря, а также с 1807 года стали записывать сказки, услышанные в путешествиях по Гессену и Вестфалии. «Сказочного» материала набралось так много, что братья Гримм решили издать записанные и переработанные ими истории.

Сказки не только сделали братьев знаменитыми, но и подарили одному из лингвистов семейное счастье. Так, Доротея Вильд, со слов которой записаны истории о Гензель и Гретель, Госпоже Метелице и рассказ о волшебном столике, стала впоследствии супругой Вильгельма.

Сказки оказались интересны широкому кругу читателей. Только при жизни братьев их собрания сказок перевели более чем на сотню языков. Успех поддерживал интерес Якоба и Вильгельма к своей работе, и они с воодушевлением искали все новых сказителей.

Сколько сказок собрали братья Гримм?

В начальной публикации собранного материала братьями Гримм заключалось 49 сказок. Во втором издании, которое состояло из двух томов, их было уже 170. В печати второй части участвовал еще один брат Гримм, Людвиг. Однако он был не собирателем сказок, а искусно иллюстрировал то, что переработали Якоб и Вильгельм.

После первых двух изданий собраний сказок последовало еще 5 тиражей. В заключительной, 7-й редакции, братья Гримм остановили свой выбор на 210 сказках и легендах. Сегодня их и называют «сказками братьев Гримм».

Обилие иллюстраций, приближенность к первоисточнику делали сказки предметом для обсуждений и даже споров. Некоторые критики обвиняли лингвистов в слишком «недетских» подробностях опубликованных сказок.

Чтобы удовлетворить интерес юных читателей к своему творчеству, братья Гримм в 1825 году выпустили 50 отредактированных сказок для детей. К середине XIX столетия это собрание сказок переиздавалось 10 раз.

Признание потомков и современная критика

Наследие лингвистов Гримм не было забыто и спустя годы. Их читают детям родители всего мира, по ним ставят спектакли для юных зрителей. Популярность сказок за полтора столетия так возросла, что в 2005 году ЮНЕСКО включило труд братьев Гримм в список «Памяти мира».

Сценаристы обыгрывают сюжеты сказок Гримм для новых мультфильмов, кинолент и даже сериалов.

Однако, как всякая грандиозная работа, сказки братьев Гримм до сих пор подвержены критике и различным интерпретациям. Так, некоторые религии называют лишь несколько сказок из наследия братьев «полезными для детских душ», а нацисты в свое время использовали их сюжеты для пропаганды своих бесчеловечных идей.

Видео по теме

На нашей странице собраны все сказки братьев Гримм. Сказки братьев Гримм список – это полное собрание всех произведений. В этот список вошли и волшебные сказки братьев Гримм, сказки о животных, новые сказки братьев Гримм. Мир сказок братье Гримм удивительный и волшебный, наполняющий сюжетом добра и зла. Лучшие сказки братьев Гримм можно прочитать на страницах нашего сайта. Сказки братьев Гримм онлайн читать очень увлекательно и комфортно.

Сказки братьев Гримм список

  1. (Der Froschk?nig oder der eiserne Heinrich)
  2. (Katze und Maus in Gesellschaft)
  3. Дитя Марии (Marienkind)
  4. Сказка о том, кто ходил страху учиться (M?rchen von einem, der auszog das F?rchten zu lernen)
  5. Волк и семеро козлят (Der Wolf und die sieben jungen Gei?lein)
  6. Верный Иоганнес (Der treue Johannes)
  7. Удачная торговля / Выгодное дельце (Der gute Handel)
  8. Необыкновенный музыкант / Чудаковатый музыкант (Der wunderliche Spielmann)
  9. Двенадцать братьев (Die zw?lf Br?der)
  10. Сброд оборванцев (Das Lumpengesindel)
  11. Братец и сестрица (Br?derchen und Schwesterchen)
  12. Рапунцель (Колокольчик)
  13. Три человечка в лесу / Три маленьких лесовика (Die drei M?nnlein im Walde)
  14. Три пряхи (Die drei Spinnerinnen)
  15. Гензель и Гретель (H?nsel und Gretel)
  16. Три змеиных листочка (Die drei Schlangenbl?tter)
  17. Белая змея (Die weisse Schlange)
  18. Соломинка, уголёк и боб (Strohhalm, Kohle und Bohne)
  19. О рыбаке и его жене (Vom Fischer und seiner Frau)
  20. Храбрый портняжка (Das tapfere Schneiderlein)
  21. Золушка (Aschenputtel)
  22. Загадка (Das R?tsel)
  23. О мышке, птичке и жареной колбасе (Von dem M?uschen, V?gelchen und der Bratwurst)
  24. Госпожа Метелица (Frau Holle)
  25. Семь воронов (Die sieben Raben)
  26. Красная Шапочка (Rotk?ppchen)
  27. Бременские музыканты (Die Bremer Stadtmusikanten)
  28. Поющая косточка (Der singende Knochen)
  29. Чёрт с тремя золотыми волосками (Der Teufel mit den drei goldenen Haaren)
  30. Вошка и блошка (L?uschen und Fl?hchen)
  31. Девушка без рук (Das M?dchen ohne H?nde)
  32. Разумный Ганс / Смышленый Ганс (Der gescheite Hans)
  33. Три языка (Die drei Sprachen)
  34. Умная Эльза (Die kluge Else)
  35. Портной в раю (Der Schneider im Himmel)
  36. Столик-сам-накройся, золотой осёл и дубинка из мешка (Tischchen deck dich, Goldesel und Kn?ppel aus dem Sack)
  37. Мальчик-с-пальчик (Daumesdick)
  38. Свадьба госпожи лисицы (Die Hochzeit der Frau F?chsin)
  39. Домовые (Die Wichtelm?nner)
  40. Жених-разбойник (Der R?uberbr?utigam)
  41. Господин Корбс (Herr Korbes)
  42. Господин кум (Der Herr Gevatter)
  43. Госпожа Труде / Фрау Труда (Frau Trude)
  44. Смерть кума / Смерть в кумовьях (Der Gevatter Tod)
  45. Путешествие Мальчика-с-пальчика (Daumerlings Wanderschaft)
  46. Диковинная птица (Fitchers Vogel)
  47. О Заколдованном дереве (Von dem Machandelboom)
  48. Старый Султа (Der alte Sultan)
  49. Шесть лебедей (Die sechs Schw?ne)
  50. Шиповничек / Спящая Красавица (Dornr?schen)
  51. Птичий найдёныш / Птица-Найденыш (Fundevogel)
  52. Король Дроздобород (K?nig Drosselbart)
  53. Снегурочка / Белоснежка (Schneewittchen)
  54. Котомка, шляпа и рожок (Der Ranzen, das H?tlein und das H?rnlein)
  55. Хламушка (Rumpelstilzchen)
  56. Милый Роланд (Der liebste Roland)
  57. Золотая птица (Der goldene Vogel)
  58. Пёс и воробей / Собака и воробей (Der Hund und der Sperling)
  59. Фридер и Катерлизхен (Der Frieder und das Katherlieschen)
  60. Два брата (Die zwei Br?der)
  61. Мужичонка (Das B?rle)
  62. Царица пчёл / Пчелиная матка (Die Bienenk?nigin)
  63. Три пёрышка (Die drei Federn)
  64. Золотой гусь (Die goldene Gans)
  65. Пёстрая Шкурка (Allerleirauh)
  66. Невеста зайчика / Заячья невеста (H?sichenbraut)
  67. Двенадцать охотников (Die zw?lf J?ger)
  68. Вор и его учитель (De Gaudeif un sien Meester)
  69. Йоринда и Йорингель (Jorinde und Joringel)
  70. Три счастливчика / Три счастливца
  71. Вшестером весь свет обойдём / Вшестером, целый свет обойдем (Sechse kommen durch die ganze Welt)
  72. Волк и человек (Der Wolf und der Mensch)
  73. Волк и лис (Der Wolf und der Fuchs)
  74. Лис и госпожа кума (Der Fuchs und die Frau Gevatterin)
  75. Лис и кошка (Der Fuchs und die Katze)
  76. Гвоздичка (Die Nelke)
  77. Находчивая Гретель (Die kluge Gretel)
  78. Старый дед и внучек (Der alte Gro?vater und der Enkel)
  79. Русалочка / Ундина (Die Wassernixe)
  80. О смерти курочки (Von dem Tode des H?hnchens)
  81. Брат Весельчак (Bruder Lustig)
  82. Гансль-Игрок (De Spielhansl)
  83. Счастливчик Ганс (Hans im Gl?ck)
  84. Ганс женится (Hans heiratet)
  85. Золотые дети (Die Goldkinder)
  86. Лис и гуси (Der Fuchs und die G?nse)
  87. Бедняк и богач (Der Arme und der Reiche)
  88. Ноющий и прыгающий львиный жаворонок (Das singende springende L?weneckerchen)
  89. Гусятница (Die G?nsemagd)
  90. Молодой великан (Der junge Riese)
  91. Подземный человечек (Dat Erdm?nneken)
  92. Король с Золотой Горы (Der K?nig vom goldenen Berg)
  93. Ворониха (Die Rabe)
  94. Умная дочь крестьянина (Die kluge Bauerntochter)
  95. Три птички (De drei V?gelkens)
  96. Живая вода (Das Wasser des Lebens)
  97. Доктор Всезнайка (Doktor Allwissend)
  98. Дух в склянке (Der Geist im Glas)
  99. Чумазый братец чёрта (Des Teufels ru?iger Bruder)
  100. Медвежатник (Der B?renh?uter)
  101. Королёк и медведь (Der Zaunk?nig und der B?r)
  102. Умные люди (Die klugen Leute)
  103. Сказки об уже / M?rchen von der Unke (M?rchen von der Unke)
  104. Бедный батрак на мельнице и кошечка (Der arme M?llersbursch und das K?tzchen)
  105. Два странника (Die beiden Wanderer)
  106. Ганс — мой ёжик (Hans mein Igel)
  107. Маленький саван (Das Totenhemdchen)
  108. Еврей в терновнике (Der Jude im Dorn)
  109. Учёный егерь (Der gelernte J?ger)
  110. Цеп из рая / Цеп с неба (Der Dreschflegel vom Himmel)
  111. Двое королевских детей (De beiden K?nigeskinner)
  112. О находчивом портняжке (Vom klugen Schneiderlein)
  113. Солнце ясное всю правду откроет (Die klare Sonne bringt’s an den Tag)
  114. Синяя свеча (Das blaue Licht)
  115. Три фельдшера (Die drei Feldscherer)
  116. Семеро храбрецов (Die sieben Schwaben)
  117. Три подмастерья (Die drei Handwerksburschen)
  118. Сын короля, который ничего не боялся (Der K?nigssohn, der sich vor nichts f?rchtete)
  119. Осёл-оборотень (Der Krautesel)
  120. Старушка в лесу (Die Alte im Wald)
  121. Три брата (Die drei Br?der)
  122. Чёрт и его бабушка (Der Teufel und seine Gro?mutter)
  123. Ференанд Верный и Ференанд Неверный (Ferenand getr? und Ferenand ungetr?)
  124. Железная печь (Der Eisenofen)
  125. Ленивая пряха (Die faule Spinnerin)
  126. Четверо искусных братьев (Die vier kunstreichen Br?der)
  127. Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка (Ein?uglein, Zwei?uglein und Drei?uglein)
  128. Прекрасная Катринель и Ниф-Наср-Подтри (Die sch?ne Katrinelje und Pif Paf Poltrie)
  129. Лис и лошадь (Der Fuchs und das Pferd)
  130. Истоптанные в танцах башмаки (Die zertanzten Schuhe)
  131. Шестеро слуг (Die sechs Diener)
  132. Белая и чёрная невесты (Die wei?e und die schwarze Braut)
  133. Железный Ганс (Der Eisenhans)
  134. Три чёрные принцессы (De drei schwatten Prinzessinnen)
  135. Ягненочек и рыбка (Das L?mmchen und Fischchen)
  136. Гора Симели (Simeliberg)
  137. В пути (Up Reisen gohn)
  138. Ослик (Das Eselein)
  139. Неблагодарный сын (Der undankbare Sohn)
  140. Репа (Die R?be)
  141. Заново выкованный человечек (Das junggegl?hte M?nnlein)
  142. Петушье бревно (Der Hahnenbalken)
  143. Старая нищенка (Die alte Bettelfrau)
  144. Трое лентяев (Die drei Faulen)
  145. Двенадцать ленивых слуг (Die zw?lf faulen Knechte)
  146. Пастушонок (Das Hirtenb?blein)
  147. Звёзды-талеры (Die Sterntaler)
  148. Утаённый геллер (Der gestohlene Heller)
  149. Смотрины (Die Brautschau)
  150. Отбросы (Die Schlickerlinge)
  151. Воробей и его четверо деток (Der Sperling und seine vier Kinder)
  152. Сказка о небывалой стране (Das M?rchen vom Schlaraffenland)
  153. Дитмарская сказка-небылица (Das dietmarsische L?genm?rchen)
  154. Сказка-загадка (R?tselm?rchen)
  155. Белоснежка и Краснозорька (Schneewei?chen und Rosenrot)
  156. Умный слуга (Der kluge Knecht)
  157. Стеклянный гроб (Der gl?serne Sarg)
  158. Ленивый Хайнц (Der faule Heinz)
  159. Птица гриф (Der Vogel Greif)
  160. Могучий Ганс (Der starke Hans)
  161. Тощая Лиза (Die hagere Liese)
  162. Лесной дом (Das Waldhaus)
  163. Радость и горе пополам (Lieb und Leid teilen)
  164. Королёк (Der Zaunk?nig)
  165. Камбала (Die Scholle)
  166. Выпь и удод (Rohrdommel und Wiedehopf)
  167. Сова (Die Eule)
  168. Время жизни (Die Lebenszeit)
  169. Предвестники Смерти (Die Boten des Todes)
  170. Гусятница у колодца (Die G?nsehirtin am Brunnen)
  171. Неравные дети Евы (Die ungleichen Kinder Evas)
  172. Русалка в пруду (Die Nixe im Teich)
  173. Подарки маленьких людей (Die Geschenke des kleinen Volkes)
  174. Великан и портной (Der Riese und der Schneider)
  175. Гвоздь (Der Nagel)
  176. Бедный мальчик в могиле (Der arme Junge im Grab)
  177. Настоящая невеста (Die wahre Braut)
  178. Заяц и ёж (Der Hase und der Igel)
  179. Веретено, ткацкий челнок и иголка (Spindel, Weberschiffchen und Nadel)
  180. Мужик и чёрт (Der Bauer und der Teufel)
  181. Морская свинка (Das Meerh?schen)
  182. Искусный вор (Der Meisterdieb)
  183. Барабанщик (Der Trommler)
  184. Хлебный колос (Die Korn?hre)
  185. Могильный холм (Der Grabh?gel)
  186. Старый Ринкранк (Oll Rinkrank)
  187. Хрустальный шар (Die Kristallkugel)
  188. Девица Малеен (Jungfrau Maleen)
  189. Сапог из буйволовой кожи (Der Stiefel von B?ffelleder)
  190. Золотой ключ (Der goldene Schl?ssel)

Братья Гримм родились в семье чиновника в городе Ганау (Ханау). Отец их был вначале адвокатом в Ганау, а затем занимался юридическими вопросами у князя Ганауского. Старший брат, Якоб Гримм (04.01.1785 – 20.09.1863), родился 4 января 1785 года, а младший – Вильгельм Гримм (24.02.1786 – 16.12.1859) – 24 февраля 1786 года. Как лингвисты, были одними из основоположников научной германистики, составляли этимологический «Немецкий словарь» (фактически общегерманский). Начавшийся в 1852 году выпуск Немецкого словаря был завершён лишь в 1961 году, но после этого регулярно перерабатывается.

С самого раннего детства братьев Гримм объединяла дружба, которая продолжалась до гробовой доски. После смерти отца, в 1796 году, им пришлось пойти на попечение их тетушки по стороне матери и только благодаря ней, они окончили учебное заведение. Может быть, именно оставшись рано без родителей, сплотило в них братские узы на всю жизнь.

Братья Гримм всегда отличались стремление к учебе, даже поступили в Марбургский университет, чтобы на примере отца, изучать юридическое дело. Но судьба распорядилась иначе и по-настоящему свое призвание она нашли в изучении литературы.

Самые известные сказки братьев Гримм «Бременские музыканты», «Мальчик – с – пальчик», «Храбрый портной», «Белоснежка и семь гномов».Сказки братьев гримм список предоставит вам полное собрание всех сказок. Каждый из нас переживал за нелегкую судьбу мальчонок, оставленных одних в лесу, которые ищут дорогу домой. А «умная Эльза» — все девчонки хотели быть на нее похожие.

В декабре прошлого года исполнилось 200 лет со дня выхода первого тома знаменитых сказок братьев Гримм. Тогда же в прессе (в основном немецкоязычной) появилось огромное количество материалов, которые были посвящены славным братьям и их собранию сказок. Просмотрев их, я решил на основе прочитанного написать свой компиляционный текст, но был скоропостижно вовлечен в израильскую предвыборную кампанию. Желание однако осталось...

Начнем с того, что великие братья пришли к сказкам в общем-то, случайно. Они вовсе не считали сказки главной своей книгой. Это бывает. Бывает, что великие писатели не знают, что именно их прославят. Бывает, что авторы не ведают, что останутся от них в веках именно произведения, которые они считали второстепенными. Так, например, Петрарка очень удивился бы, если бы узнал, что войдет в сокровищницу мировой литературы именно своими сонетами, которые он писал на досуге, относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», написанным не для публики, а для себя, чтобы «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Он то видел главным делом своей жизни не легкие итальянские стишки, а произведения на благородной латыни. Но в историю вошел сонетами, а не монументальной эпической поэмой «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона...

Особенно часто подобное творится с великими сказочниками. Великий французский поэт и критик, член Французской академии Шарль Перро - был весьма плодовитым автором, автором знаменитых научных трудов, занимался юриспруденцией, был доверенным лицом финансиста Жана Кольбера, генеральным контролером Сюринтендатства королевских строений и пр. Как литератор он прославился среди своих современников програмными текстами - поэмой «Век Людовика Великого» и диалогамии «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук». В салонах цитировали его «Стены Трои, или Происхождение бурлеска». А сказки? Перро их немного стыдился. Он даже не решился опубликовать сказки под своим именем, боясь, что они подорвут его сложившуюся репутацию. Пытаясь уберечь своё прославленное имя от обвинений в работе с «низким» жанром, Шарль Перро поставил на обложку имя своего 19-летнего сына.

Тут нужно заметить, что записывание фольклора немецкими романтиками носило не вполне академический характер. Обработка текста издателями «Волшебного рога» в некоторых случаях означала его полное переписывание. Ставя себе единой целью реабилитацию презираемой до тех пор народной песни, издатели свободно обращаются с собранными ими материалами. Они считали нужным причесать деревенскую красавицу и обрядить её в новое платье, прежде чем ввести в приличное общество. Любой нынешний преподаватель фольклористики поставил бы Арниму и Брентано "неуд" за столь вольное обращение с материалом, Но... на счастье немецкой поэзии над гейдельбергскими романтиками не стояли строгие преподы, а что будет считаться фольклором они решали в тесном семейном кругу (поэт Ахим фон Арним взял в жены сестру своего близкого друга Беттину Брентано. Беттина фон Арним стала его верным соратником в деле собирания фольклора).

В сборнике Ахима фон Арнима и Клеменса Брентано «Волшебный рог мальчика» народные тексты, не имеющие авторства, а потому переделанные по-свойски,соседствуют и находятся в сложнейшем художественном взаимодействии с авторскими текстами составителей. Во многом сборник представляет художественную мистификацию. Например, история о русалке , получившая впоследствии широкую известность, была плодом воображения Брентано.

Важно это отметить поскольку и братья Гримм, уступая настоятельным рекомендациям писателей-романтиков «гейдельбергцев», пошли по пути придания сказкам большей литературности. Точнее, эту работу взял на себя Вильгельм, а Якоб предпочел в ней не участвовать. Но об этом после.

А все началось с того, что Ахим фон Арним посетил в городе Касселе в 1812 году своих друзей. И читал одну их рукопись,"меряя шагами комнату". При этом фон Арним так сильно углубился в чтение, что - как гласят апокрифы - "не замечал, как балансирует на его голове, легко взмахивая крыльями, ручная канарейка, которая, похоже, прекрасно чувствовала себя в его густых локонах ".

Эта сцена дошла до нас в описании братьев Гримм. Якоб и Вильгельм были теми самыми друзьями Ахима фон Арнима, рукопись которых читал с таким увлечением, что не замечал канарейки на своей голове. К мнению Ахима братья Гримм, весьма плодовитые литераторы, относились с большим уважением.
Но их очень сильно удивило, что всем остальным их рукописям, прочитанным в тот вечер, фон Арним предпочел собрание сказок.

Позже Вильгельм писал: «Это он, Арним, проведя у нас в Касселе несколько недель, побудил нас к изданию книги! Он считал, что мы не должны долго задерживаться с этим, так как в стремлении к законченности дело может слишком затянуться. «Ведь все написано так чисто и так красиво », — говорил он с добродушной иронией».

Итак 18 октября 1812 года — «ровно за год до Лейпцигской битвы» (пометка Якоба Гримма), в момент, когда вся Европа ждет вестей из России, где завяз Наполеон, Вильгельмом Гриммом было написано предисловие к их первому изданию: «Мы считаем за благо, когда случится, что буря или другое бедствие, ниспосланное небом, прибьют к земле весь посев, а где-то возле низкой живой изгороди или кустарника, окаймляющего дорогу, сохранится нетронутое местечко и отдельные колоски останутся там стоять, как стояли. Засияет вновь благодатное солнце, и они будут произрастать, одиноко и незаметно, ничей торопливый серп не пожнет их ради наполнения богатых амбаров, но на исходе лета, когда они нальются и созреют, их отыщут бедные, честные руки и, бережно связав, колосок к колоску, почитая выше, нежели целые снопы, отнесут домой, где они послужат пропитанием на всю зиму, а быть может, дадут единственное семя для будущего посева. Такие же чувства испытываем мы, взирая на богатство немецкой поэзии былых времен и видя, что от столь многого не сохранилось ничего живого, угасло даже воспоминание об этом, и остались лишь народные песни да вот эти наивные домашние сказки. Места у печки, у кухонного очага, чердачные лестницы, ещё не забытые праздники, луга и леса с их тишиной, но, прежде всего безмятежная фантазия — вот те изгороди, что сберегли их и передали от одной эпохи — другой ».

Братья Гримм связывали необходимость собирательства с историческим осознанием быстротечности вещей, быстрым изменением самой жизни. Труды братьев Гримм пропитаны пафосом того, что можно выразить словосочетанием «пока ещё». Они, выросшие в эпоху революционных изменений и наполеоновских войн, на собственном опыте испытали, как стабильные жизненные планы могут превратиться в пыль, как быстро меняется время, и именно поэтому они обосновывали актуальность своих научных намерений желанием как можно быстрее спасти то, что история может оставить без внимания.

«Пока ещё» - это побуждающий мотив, в эпоху, когда после Великой Французской революции и наполеоновских войн, Европа изменялась с поразительной скоростью. «Пока ещё» можно зафиксировать изменяющиеся старые формы языка, диалектизмы, архаизируются наименования. «Пока ещё» - можно записать устное творчество. «Пока ещё» братья могут сохранить следы старого германского права, которые сохранились, несмотря на успех римских законов. «Пока ещё» Гриммы могут попытаться спасти старую немецкую поэзию от забвения. «В какой-то момент будет уже слишком поздно», - отмечает Якоб Гримм в своей работе «Призыв ко всем друзьям немецкой поэзии и истории» (1811). «Пока ещё» можно изучить, по крайней мере, остатки прошлого, но скоро и они будут навсегда утрачены.
Пафос, связанный с «пока ещё» - означает, что любой сущностный момент прошлого достоин фиксации. Его нужно зафиксировать, хотя бы для того, чтобы получить возможность понять и реконструировать исторические взаимосвязи.

Ещё из предисловия: «Эта наивная близость к нам самого большого и самого малого таит в себе неописуемое очарование, и мы предпочли бы услышать беседу звезд с бедным, брошенным в лесу ребенком, чем самую изысканную музыку. Все прекрасное в них выглядит золотым, усыпано жемчугом, даже люди здесь встречаются золотые, а несчастье — это мрачная сила, ужасный великан-людоед, который, однако, терпит поражение, так как рядом стоит добрая фея, знающая, как лучше всего отвести беду ».

Предисловие к сборнику заканчивалось такими словами: «Мы передаем эту книгу в доброжелательные руки, думая при этом о великой и доброй силе, заключенной в них, и хотим, чтобы она не попала к тем, кто не желает дать даже эти крохи поэзии бедным и слабым ».

Арним связался с издательством Раймера в Берлине. В конце сентября братья направили рукопись издателю. И вот незадолго до рождественских праздников 1812 года Якоб держал только что изданную книгу «Детских и домашних сказок».

Первое издание первого тома составляло около девятисот экземпляров. Книга вовсе не сразу нарвалась на успех и всеобщее одобрение. Сразу же после выхода первого издания этот сборник сказок был подвергнут оглушительно резкой критике. Август Вильгельм Шлегель написал резкую рецензию. «Если кто-то вычищает чулан, наполненный разного рода благоглупостями, и при этом всякому барахлу во имя «древних сказаний» выражает свое почтение, то для разумных людей это уже слишком ».

Второй том сказок, вышедший в 1815 году не был распродан. Примерно третья часть тиража осталась невостребованной и была уничтожена.

Непонятые современниками

Со многими другими книгами братьев Гримм происходило нечто подобное. Их лингвистические работы, а также исследования в области истории литературы, их изучение сказаний, сказок и мифов, их труды по истории права, обычаев и нравов, а также их политическая деятельность редко получали такую оценку, которую они считали оправданной.

Якоб и Вильгельм постоянно конфликтовали со своими начальниками. Они постоянно сталкивались с тем, что их современники не признавали их заслуг.

Полностью игнорируя их заслуги, курфюрст Гессена-Касселя в 1829 году отказался назначить их на работу в свою библиотеку, на что они в течение многих лет рассчитывали. Директором библиотеки курфюрста вместо них был тогда назначен марбургский профессор Иоганн Людвиг Фелькель, которого братья Гримм не могли серьезно воспринимать, поскольку он на самом деле считал найденные в домах Касселя черепки творениями античности, чем очень радовал курфюрста. Фелькель также был известен тем, что как-то принял изъеденные червями стены за германские руны. С братьями Гримм обошлись бесцеремонно. По слухам, им были известны не лишенные иронии слова, сказанные курфюрстом по поводу их отъезда в Геттинген: «Господа Гримм уезжают! Большая потеря! Они за все время ничего для меня не сделали! »

Судя по всему, современники просто были не готовы к «почтительному отношению к незначительному » - именно так пренебрежительно отозвался в 1815 году историк искусства Сульпис Боассере в своем письме к Гете.

И действительно: зачем надо было заниматься малопонятными образцами средневековой поэзии, обнаруженными в каких-то грудах старого хлама? Зачем надо было педантично углубляться в не очень релевантные аспекты немецкой грамматики? Зачем скурпулезно изучать упущенные возможности исторической лингвистики? Учитывая, что в те времена каждый владыка карликового немецкого государства мог иметь при себе профессора или библиотекаря, который смело давал ответы на все вопросы мироздания, предлагал свой универсальный философский концентрат, раскрывал последние тайны бытия.

Кроме того, почему просвещенные люди должны были интересоваться историями о древних богатырях и рыцарях, о ведьмах и волшебниках? Может быть «Детские и семейные сказки» направляли детей по ложному пути и не подходили для воспитательных целей? Однако братья Гримм верили в то, что они делают. Они всегда были готовы к тому, чтобы взять на себя риск неудачи - и так было с каждым их новым проектом.

Всесильный бог деталей

Большая часть их рассказов о самих себе в «Ученом лексиконе» 1831 года посвящена не героической исследовательской работе, не важным открытиям и великим научным достижениям, а детству и юности. Там говорится о персиковом дереве, которое росло за родительским домом, о саде, в котором они играли, о том, как они учились читать и писать, о детских болезнях, о военных парадах, о поездках с родственниками в экипаже, а также о школьных годах, проведенных в Кесселе. Ученые вставили в свои автобиографии именно тот материал, который многие их современники должны был считать несущественным и не имеющим значения. Более того: испытывая большую склонность к провокации, они заявили о том, что детская внимательность и вообще детство являются существенным элементом их исследовательской программы. По их мнению, тот человек, который смотрит на мир «чистым взглядом» ребенка, проявляет также интерес к мелочам и второстепенным вопросам, ускользающим от внимания взрослого. Братья считали, что именно эта открытость по отношению к малому и незначительному — и приводит к настоящим открытия, и делает ученого ученым.

«Исследователь природы , - подчеркнул Якоб Гримм в своем труде «О женских именах, связанных с цветами», - наблюдает с одинаковым вниманием, и с огромным успехом, как за большим, так и за малым, поскольку в самом малом содержатся доказательства самого большого». Почему, например, спрашивает он, «в истории и в поэзии не должно собираться и изучаться то, что представляется ничтожным? » По его мнению, как раз в деталях и лежит ключ к миру, а не в чем-то большом, сенсационном или привлекающем всеобщее внимание.


Поэтому Вильгельм в своем биографическом очерке мечтает об исследованиях, посвященных чему-то «особенному», и в качестве примера он приводит анатомический трактат Пьерра Лионе о полевых гусеницах от 1762 года, который занимает больше 600 страниц и представляет собой монументальное исследование о крохотном насекомом.

Столь характерное для просвещения «почтительное отношение к незначительному» составляло основу отношения к самим себе братьев Гримм - и одновременно служило им защитой против критики со стороны всех тех, кто не хотел с должным сниманием относиться к их работам. «Очень легко… подчас отбрасывается как не заслуживающее внимания то, что наиболее отчетливым образом проявило себя в жизни, а вместо этого исследователь продолжает предаваться изучению тех вещей, которые, возможно, увлекают, но на самом деле не насыщают и не питают». Этими словами Вильгельм Гримм заканчивает раздел в своей биографии, посвященной детскому восприятию мира.

Именно это осознание быстротечности и непохожести исторических эпох, восприятие прошлого как чего-то мимолетного, а современного как чего-то меняющегося с исключительной быстротой принадлежит к основополагающему опыту — обуславливает пафос, связанный с «пока ещё», требующий фиксации деталей прошлого, хотя бы для того, чтобы получить возможность понять и реконструировать исторические взаимосвязи. Может быть, с помощью чего-то незначительного человек способен понять, что мир когда-то был совершенно другим и воспринимался иначе. Может быть, человек способен понять, что раньше существовали другие ценности, господствовали другие отношения и что порядок вещей с тех пор существенным образом изменился. Ведь история — это трансформация. Непрерывная, непрекращающаяся трансформация.

Трансформация сказок

Вначале, в отличие от Брентано, который свободно обращался со сказочными сюжетами, переделывал их в зависимости от художественной задачи, братья Гримм ничего не меняли и тем более не искажали. Конечно же, записывая услышанное, они задумывались над той или иной фразой. Конечно же, были и противоречия во взглядах. Якоб больше был склонен к научной достоверности. Как издатель, он, касаясь своих методов и принципов, писал: «Переработка, доработка этих вещей всегда будут для меня неприятными потому, что они делаются в интересах ложно понятой необходимости для нашего времени, а для изучения поэзии они всегда будут досадной помехой ». Ему нелегко было уступать Вильгельму — стороннику художественной и поэтической обработки. Но поскольку братья безоговорочно признавали необходимость сохранения всего исторического, то уже в процессе изложения окончательного варианта сказок дело до существенных расхождений не доходило. Оба бережно подходили к сказкам, стремясь записать их почти без изменений, нигде не урезая, лишь литературно обработав, так, чтобы они вновь заиграли во всем своем поэтическом блеске.

«Мы старались сохранить сказки во всей их первозданной чистоте, — писали братья Гримм. — Ни один эпизод в них не выдуман, не приукрашен и не изменен, так как мы стремились избежать попыток обогатить и без того богатые сказочные сюжеты за счет каких бы то ни было аналогий и реминисценций». Но, с другой стороны, они подчеркивали: «Само собой разумеется, что стиль и построение отдельных частей по большей части принадлежат нам ».

Сборник сказок братьев Гримм вначале не имел четкого целевого назначения, поскольку он был задуман как издание, способное удовлетворить запросы всех категорий читателей — и массового читателя, и людей науки, и людей искусства.

Подготовленное Вильгельмом второе издание (1819 г.) существенно отличалось от первого. В дальнейшем Вильгельм продолжал литературную правку сборника, идя по пути «сказочной стилизации», придания ему большей выразительности и единообразия формы. Вильгельму Гримму выпускал все новые редакции этого издания вплоть до своей смерти 16 декабря 1859 года. Перед каждым новым изданием вносились изменения в тексты сказок.
Сколь последовательно более поздние варианты отклонялись от первоначального, столь же последовательно снижалась научная ценность гриммовского сборника. И если первые критики (тот же Брентано) обвиняли братьев в грубости необработанного материала, то нынешние фольклористы обвиняют их в излишней литературной обработке, небережливом отношение к исходному материалу народной сказки.

Вильгельм Гримм навсегда изменил сами тексты сказок. Многие читатели были бы поражены, если бы прочитали в первом издании такие сказки, как «Рапунцель», «Сказка о Короле-лягушонке, или о Железном Генрихе», «Гензель и Гретель», «Золушка», «Красная шапочка», «Спящая красавица» или «Белоснежка». С годами их содержание значительно изменилось.

Потом их уже меняли авторы пересказов, переложений, литературных обработок, вольных переводов, диснеевских и голливудских фильмов и т.д. Начиная с Вильгельма Гримма вот уже пару столетий «чистят» тексты, смягчая и вырезая все неприятные или сомнительные места.

Очень часто, в оправдание этого приводится мысль, мол, несмотря на то, что первое издание вышло под названием «Детские и семейные сказки», книга была написана не для детей. Братья задумали книгу в качестве академической антологии. Это было издание для ученых, его составляли серьезные взрослые люди для серьезных и взрослых людей. Однако по мере роста популярности книг, на братьев обрушилась волна жесткой критики. Родители считали сказки слишком мрачными. По мнению моралистов они были недостаточно благостными. А по мнению церкви, они были недостаточно христианскими. Вот и пришлось менять содержание сказок.

Злобные мамаши в сказках про Белоснежку, Гензеля и Гретель превратились в злобных мачех. Какой был изначальный сюжет «Белоснежки»? В истории, рассказанной братьями Гримм в 1812 году, завистливая мама (а не мачеха!) Белоснежки посылает егеря для того, чтобы он принес легкое и печень девушки, которые мать собиралась засолить, приготовить и съесть. Это сказка о соперничестве матери и дочери — женский вариант эдиповых страстей. Также в сказке братьев Гримм включено наказание жестокой матери. По сюжету она появляется на свадьбе Белоснежки в раскаленных железных башмаках и танцует в них, пока не падает замертво.


В первоначальной истории «Золушки» у братьев Гримм (в отличие от варианта Шарля Перро) Золушка получает одежды для бала не от доброй феи, а от деревца, которое из ветки орешника, поливаемой слезами, выросло на могиле её матери. Совсем не по-детски в гриммовской записи выглядит история и с туфельками. Когда принц приезжает примерить туфельку, то стапршая из дочерей мачехи (а они злобные, вероломные как и сама мачеха) отрезает себе палец, чтобы залезть в туфельку. Принц забирает её с собой, но два белых голубка на ореховом дереве поют, что её башмачок весь в крови. Принц поворачивает коня назад. То же повторяется с другой сестрой, только она отрезает не палец ноги, а пятку. Только Золушке башмачок приходится впору. Принц узнаёт девушку и объявляет своей невестой. Когда принц с Золушкой проезжают мимо кладбища, голубки слетают с дерева и садятся на плечи Золушке — один на левое, другой на правое, и так и остаются сидеть.

«А когда пришло время свадьбу справлять, явились и вероломные сестры — хотели к ней подольститься и разделить с ней её счастье. И когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую; и выклевали голуби каждой из них по глазу. А потом, когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них ещё по глазу. Так были они наказаны за злобу свою и лукавство на всю свою жизнь слепотой ».

Пришлось убрать из текстов всякие намеки на секс, как, например, в сказке «Рапунцель». В первоначальной версии злая колдунья заточила Рапунцель в башню. Однажды к ней тайно пробрался принц. Потом он ушел, ухитрившись не разбудить колдунью. Но Рапунцель все-таки проболталась. Как? Она, как ни в чем не бывало, спросила колдунью, почему платье стало ей мало. Оно почему-то стало тесным в поясе. Колдунья сразу же догадалась, что Рапунцель беременна. В более поздних изданиях братья Гримм убрали из текста эти подробности, равно как и другие упоминания о добрачных половых контактах.
Третий из братьев Гримм, Эмиль, поработал над художественным оформлением книг и добавил в иллюстрации христианские символы. Так на прикроватном столике у бабушки Красной шапочки вскоре появилась Библия.

И по мере того, как «Сказки» становились более консервативными, росла и их популярность. Наконец-то родители перестали смущаться, читая их детям, и сказки обрели свою новую жизнь. Теперь, спустя 200 лет, мы по-прежнему знаем о приключениях Рапунцель, Золушки и Белоснежки, хотя некоторые подробности этих приключений пропали из книжек.

И остается лишь задуматься - а что было бы, если Якоб и Вильгельм не изменили бы тексты своих сказок? Были бы их имена известны до наших дней?

В 1812 г. вышел в свет сборник сказок под названием «Де́тские и семе́йные ска́зки».

Это были сказки, собранные в немецких землях и литературно обработанные братьями Якобом и Вильгельмом Гриммами. Позже сборник был переименован, и до настоящего времени он известен под названием «Ска́зки бра́тьев Гримм».

Авторы

Якоб Гримм (1785-1863)

Вильгельм Гримм (1786-1859)

Братья Гримм были людьми богатой эрудиции, имевшими широкий круг интересов. Достаточно только перечислить роды их деятельности, чтобы убедиться в этом. Они занимались юриспруденцией, лексикографией, антропологией, языковедением, филологией, мифологией; работали библиотекарями, преподавали в университете, а также писали стихи и произведения для детей.

Рабочий кабинет Вильгельма Гримма

Родились братья в семье известного адвоката Филиппа Гримма в г. Ханау (земля Гессен). Вильгельм был моложе Якоба на 13 месяцев и слаб здоровьем. Когда старшему из братьев было 11 лет, отец их умер, не оставив почти никаких средств. Сестра их матери взяла мальчиков на свое попечение и способствовала их образованию. Всего в семье Филиппа Гримма было 5 сыновей и дочь, из них Лю́двиг Эмиль Гримм (1790-1863) – немецкий художник и гравёр.

Людвиг Эмиль Гримм. Автопортрет

Братья являлись членами кружка гейдельбергских романтиков, ставивших целью возрождение интереса к народной культуре Германии и её фольклору. Гейдельбергская школа романтизма ориентировала художников в строну национального прошлого, мифологии, к глубокому религиозному чувству. Представители школы обращались к фольклору как к «подлинному языку» народа, способствующему его объединению.
Якоб и Вильгельм Гримм оставили знаменитое собрание немецких сказок. Главный труд жизни братьев Гримм – «Немецкий словарь». Фактически это сравнительно-исторический словарь всех германских языков. Но авторы успели довести его только до буквы «F», а завершён словарь был лишь в 1970-е годы.

Якоб Гримм читает лекцию в Геттингеме (1830). Эскиз Людвига Эмиля Гримма

Всего при жизни писателей сборник сказок выдержал 7 изданий (последнее – в 1857 г.). Это издание содержало 210 сказок и легенд. Все выпуски были иллюстрированы сначала Филиппом Грот-Иоганном, а после его смерти – Робертом Лейнвебером.
Но первые выпуски сказок подверглись сильной критике. Они были расценены как не подходящие для детского чтения и по содержанию, и по причине академических информационных вставок.
Тогда в 1825 г. братья Гримм издали сборник Kleine Ausgabe, куда вошли 50 сказок, которые были тщательно отредактированы для юных читателей. Иллюстрации (7 гравюр на меди) создал брат-живописец Людвиг Эмиль Гримм. Эта детская версия книги выдержала десять изданий между 1825 и 1858 гг.

Подготовительная работа

Братья Якоб и Вильгельм Гримм начали собирать сказки с 1807 г. В поисках сказок они путешествовали по земле Гессен (в центре Германии), а затем по Вестфалии (историческая область на северо-западе Германии). Рассказчиками сказок являлись самые разные люди: пастухи, крестьяне, ремесленники, трактирщики и т.д.

Людвиг Эмиль Гримм. Портрет Доротеи Фиманн, народной сказительницы, по рассказам которой Братья Гримм записали более 70 сказок
Со слов крестьянки Доротеи Фиманн (1755-1815 гг.), дочери трактирщика из деревни Цверен (недалеко от Касселя), была записана 21 сказка для второго тома и многочисленные дополнения. Она была матерью шестерых детей. Ей принадлежат сказки «Гусятница», «Ленивая пряха», «Чёрт и его бабушка», «Доктор Всезнайка».

Сказка «Красная Шапочка»

Многие сказки сборника являются общими сюжетами европейского фольклора и поэтому входят в сборники разных писателей. Например, сказка «Красная Шапочка». Она литературно обработана Шарлем Перро , а позже была записана братьями Гримм. Сюжет о девочке, обманутой волком, был распространён во Франции и Италии со Средних веков. В альпийских предгорьях и в Тироле сказка известна ещё с XIV в. и пользовалась особой популярностью.
В сказках различных стран и местностей варьировалось содержимое корзинки: в северной Италии внучка несла бабушке свежую рыбу, в Швейцарии – головку молодого сыра, на юге Франции – пирожок и горшочек масла и т.д. У Шарля Перро волк съедает Красную Шапочку и бабушку. Сказка заключается моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей.

Иллюстрация к немецкому варианту сказки

У братьев Гримм проходившие мимо дровосеки, услышав шум, убивают волка, разрезают ему живот и спасают бабушку и Красную Шапочку. Мораль сказки у братьев Гримм также присутствует, но она другого плана: это предупреждение непослушным детям: «Ну, уж теперь я никогда не стану в лесу убегать в сторону от большой дороги, не ослушаюсь больше матушкиного приказания».
В России существует версия П. Н. Полевого – полный перевод варианта братьев Гримм, но бо́льшую распространенность получил пересказ И. С. Тургенева (1866 г.), в котором убран мотив нарушения запрета и некоторые подробности описаний.

Значение «Сказок братьев Гримм»

Людвиг Эмиль Гримм. Портрет Якоба и Вильгельма Гриммов (1843)

Влияние сказок братьев Гримм было огромным, они с первого же издания завоевали любовь читателей, несмотря на критику. Их труд воодушевил к собиранию сказочных историй и писателей других стран: в России это был Александр Николаевич Афанасьев , в Норвегии – Петер Кристен Асбьёрнсен и Йорген Му, в Англии – Джозеф Джейкобс.
В. А. Жуковский в 1826 г. перевёл две сказки братьев Гримм на русский язык для журнала «Детский собеседник» («Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник»).
Влияние сюжетов сказок братьев Гримм прослеживается в трёх сказках А. С. Пушкина: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» («Белоснежка» братьев Гримм), «Сказка о рыбаке и рыбке» (сказка «О рыбаке и его жене» братьев Гримм) и «Жених» (сказка братьев Гримм «Жених-разбойник»).

Франц Хюттнер. Иллюстрация «Мачеха и отравленное яблоко» (из сказки братьев Гримм «Белоснежка»)

Сказка братьев Гримм «О рыбаке и его жене»

Один рыбак живёт со своей женой Ильзебиль в бедной лачужке. Однажды он вылавливает в море камбалу, которая оказывается заколдованным принцем, она просит отпустить её в море, что рыбак исполняет.
Ильзебиль спрашивает мужа, не попросил ли он что-нибудь в обмен на свободу рыбы, и заставляет его вызвать камбалу снова, чтобы пожелать себе дом получше. Волшебная рыба исполняет это желание.
Вскоре Ильзебиль вновь посылает мужа потребовать от камбалы каменный замок, затем желает стать королевой, кайзером (императором) и римским папой. С каждой просьбой рыбака к камбале всё сильнее мрачнеет и бушует море.
Рыбка исполняет все её желания, но когда Ильзебиль хочет стать Господом Богом, то камбала всё возвращает к прежнему состоянию – к жалкой лачуге.
Сказка была записана братьями Гримм на диалекте Передней Померании (историческая область на юге Балтийского моря, находившаяся в разные эпохи в составе различных государств) по мотивам сказки Филиппа Отто Рунге (немецкий художник-романтик).
Видимо, в древности камбала имела в Померании функции морского божества, поэтому сказка является отголоском мифологии. Мораль сказки представлена в виде притчи: ненасытность и чрезмерные запросы наказываются потерей всего.

Иллюстрация Анны Андерсон «Рыбак говорит с камбалой»

В сборник «Сказки братьев Гримм» вошли также и легенды.
Легенда – письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. Легенды объясняют происхождения природных и культурных явлений и дают их моральную оценку. В широком смысле легенда – это недостоверное повествование о фактах реальной действительности.
Например, легенда «Стаканчики Богоматери» – единственное произведение из сборника, никогда не издававшееся на русском языке.

Легенда «Стаканчики Богоматери»

Эта легенда легенда помещена во втором немецком издании книги сказок 1819 г. как детская легенда. Согласно примечанию братьев Гримм, она записана от вестфальского рода Хакстхаузенов из Падеборна (город в Германии, расположенный на северо-востоке земли Северный Рейн-Вестфалия).
Содержание легенды . Однажды извозчик застрял в дороге. В его повозке находилось вино. Несмотря на все старания, он не мог сдвинуть повозку с места.
В это время мимо проходила Богоматерь. Увидев напрасные попытки бедняка, она обратилась к тому со словами: «Я утомилась и хочу пить, налей мне стаканчик вина, а я тогда помогу освободить твою повозку». Извозчик охотно согласился, но у него не оказалось стакана, чтобы налить в него вина. Тогда Богоматерь сорвала белый цветочек с розовыми полосками (полевой вьюнок), который немного похож на стаканчик, и подала извозчику. Тот наполнил цветок вином. Богоматерь отпила – и в тот же миг повозка освободилась. Бедняк поехал дальше.

Цветок вьюнка

С тех пор эти цветочки называют «стаканчиками Богоматери».



Просмотров