10 вопросов на музыкальную тему. Музыкальная викторина «Музыкальный турнир

Музыкальная игра «Что? Где? Когда?» на тему:

«В мире музыкальных инструментов»

Цель: выявить уровень знаний по теме «Музыкальные инструменты. Оркестр»

Задачи:

Образовательные задачи:

    выяснить пробелы в знаниях по семействам музыкальных инструментов;

    формирование практических умений и навыков;

    расширить представления о музыкальных инструментах;

    побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки.

Воспитательные задачи:

    пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов, инструментов симфонического и духового оркестров;

    воспитание любви к родной земле, к истории своего народа;

    способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Развивающие задачи:

    формирование и развитие творчески активной личности,

    развитие исследовательских и аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;

    активизация творческого воображения, фантазии;

    формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности;

    помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности.

Тип урока: урок-игра

Методы: беседа, исполнение, игра, наглядно-иллюстративные методы, частично-поисковый, исследовательский.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, набор музыкальных инструментов, проектор, портреты исполнителей, магниты, учебники, тетради, письменные принадлежности, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, «черный ящик».

Ход игры

Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшний контрольный урок по теме «В мире музыкальных инструментов» будет необычным. Мы проведем музыкальную игру, которая называется «Что? Где? Когда?»

Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу разделиться на две команды: команду «знатоков №1» и «команду знатоков №2» и занять свои места за игровыми столами.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

Учитель: Уважаемые команды, на игровом поле разложены конверты с вопросами. Нам нужно с вами ответить на все. За правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы будут задаваться по очереди командам. Если одна команда, не ответила на вопрос, право ответа на тот же самый вопрос предоставляется другой команде. Играем до 6 баллов . В конце игры мы посмотрим, у кого больше баллов, и выясним, какая команда Знатоков знает больше.

Итак, начинаем игру!

(Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов).

Раунд 1.

Учитель: Итак, 1 раунд.

Перед вами даны зашифрованные музыкальные инструменты, ваша задача в течение минуты отгадать и написать инструмент, определить к какому семейству он относится, рассказать его строение.

БОЙГО – гобой

АКПИРКС - скрипка

ГАНОР – орган

НЕБУБ - бубен

ЯЛЬРО – рояль

ЯНАБ - баян

ФАРА – арфа

МОНБОРТ - тромбон

АКЕВСИЛН - клавесин

НЕТКЛАР - кларнет

НИНОПИА – пианино

ЛИРЫТАВ – литавры

ТОРВАЛНА – валторна

Раунд 2.

Учитель: Перед вами на карточках даны названия инструментов.

Вопрос: к какому семейству относится каждая строка с инструментами и необходимо добавить недостающие инструменты.

ФЛЕЙТА, КЛАРНЕТ, ФАГОТ….(гобой)

БУБЕН, ТАРЕЛКИ, КАСТАНЬЕТЫ… (барабан)

ТРУБА, ВАЛТОРНА, ТУБА… (тромбон)

СКРИПКА, КОНТРАБАС, ВИОЛОНЧЕЛЬ…(альт)

ЛИТАВРЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КОЛОКОЛА…(ксилофон)

Раунд 3.

Учитель : Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. Вы видите некоторые из них.

Учитель : Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

Ответ: Это изображение лиры.

Раунд 4. Викторина.

Учитель: Вас выпал блиц-опрос, который состоит из 3 заданий. Команде необходимо ответить на все три вопроса. Если команда затрудняется, право ответа переходит другой команде.

1 задание: Этот термин в Древней Греции переводился как «площадка, перед сценой, на которой, совершая движения, пел хор». Что это за термин? И что он обозначает сейчас?

Ответ: Оркестр – это группа людей, играющих на инструментах, которые передают общий замысел произведения.

2 задание :

Сейчас человека, управляющего оркестром, называют дирижером. Как такого человека называли в средние века? Какую функцию он выполнял? Что было их символом?

Ответ: называли магистрами, проценторами, канторами.

3 задание: Какназывается заблаговременная команда, которую дает дирижер? Зачем она нужна?

Ответ: ауфтакт.

Учитель : Итак, победителями 4 раунда становятся…

Раунд 5.

Учитель : Верны ли утверждения, если нет - исправьте:

    В симфоническом оркестре четыре группы инструментов.

    В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа, альт.

    В семействе деревянных духовых инструментов самый низкий по звучанию – контрафагот.

    К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон.

    Барабан – ударный инструмент, обладающий определённой высотой звука.

    К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет.

Раунд 6.

Учитель : Найдите ошибки в расположении инструментов. (Раздаются карточки)

Раунд 7.

Учитель : Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога. В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно.

Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?

Ответ: Длинный охотничий рог «скрутили», получилась валторна. (Появляется изображение валторны)

Раунд 8.

Учитель : За одну минуту вам нужно разгадать музыкальные инструменты по названным признакам:

    Шипково-струнные, былинные, народные, звончатые... (гусли)

    Трехструнная, треугольная, русская, плясовая, Осипов… (балалайка)

    Трехструнная, грушевидная, скоморохи, Андреев… (домра)

    деревянные, игровые, русские… (ложки)

К какому семейству можно определить все указанные инструменты?

Раунд 9.

Учитель : Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют.

Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

Раунд 10.

Учитель : Не все инструменты давались изготовителям легко, некоторые постоянно совершенствовались, а некоторые и вовсе были забыты на какое-то время.

Внимание вопрос: Какой инструмент и почему, спустя некоторое время, был восстановлен Андреевым?

Ответ: домра, была сожжена, позже восстановлена Андреевым.

Раунд 11. «Чёрный ящик»!

Учитель : Внимание! «чёрный ящик»! (Под музыку вносят «чёрный ящик»)

Уважаемые знатоки, в черном ящике находятся инструменты, точнее их изображения, которые вам необходимо угадать по звучанию.

После услышанного фрагмента, назовите инструмент, расскажите строение.

(звучание гобоя, флейты, клавесина, валторны, челесты, балалайки)

Раунд 12.

Учитель : Посмотрите на экран. Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр.

Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

Учитель : Итак, подведём итоги нашей игры. Давайте выявим лучшую команду. Кто же был лучшим знатоком в команде. (выставление оценок). Наш урок подошел к концу.

Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!

Бывает, что в школе в качестве домашнего задания задают составить . Это, в общем-то, дело не хитрое, тем не менее, эту задачу можно решить еще проще, если воспользоваться специальной программой для составления кроссвордов.

В этой статье я покажу вам в качестве примера простой музыкальный кроссворд , и расскажу, как легко можно сделать такой же самому. Кроссворд по музыке составлялся мной с учётом школьной программы – вопросы прямо простецкие.

Когда вы сами будете составлять музыкальный кроссворд, то чтобы не ломать голову над придумыванием слов и вопросов, просто откройте школьную тетрадку и пользуйтесь записями, которые вы делали на уроках. Сгодятся для этой работы разные термины, названия произведений, музыкальных инструментов, имена композиторов и т.п.

Пример музыкального кроссворда

Вот какой кроссворд получился у меня, попробуйте разгадать:

Вопросы по горизонтали:

  1. Название известной пьесы И.С. Баха для флейты.
  2. Родоначальник русской классической музыки.
  3. Оркестровое вступление к опере или балету, звучащее перед самым началом спектакля.
  4. Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И.А. Крылова.
  5. Произведение для хора, солистов и оркестра, заупокойная месса, есть, к примеру, у Моцарта.
  6. Ударный музыкальный инструмент, с тремоло (это такой приём игры) которого начинается 103-я симфония Гайдна.
  7. Название балета П.И. Чайковского на новогоднюю тему, в котором оловянный солдатик борется с мышиным королём.
  8. Музыкально-театральный жанр, в котором написаны такие сочинения, как «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Пиковая Дама» П.И. Чайковского.
  9. Низкий мужской голос.
  10. Один из «китов» в музыке: танец, марш и …?
  11. Музыкант, который управляет симфоническим оркестром.
  12. Белорусская песня-танец о картошке.
  13. Музыкальный инструмент, название которого сложено из итальянских слов, в переводе означающих «громко» и «тихо».
  14. Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова о гусляре и морской царевне Волхове.

Вопросы по вертикали:

  1. Музыкальный интервал, соединяющий две рядом стоящие ступени.
  2. Австрийский композитор, автор песни «Вечерняя серенада».
  3. Знак в нотном письме, который указывает на понижение звука на полтона.
  4. Ансамбль трёх музыкантов-инструменталистов или певцов.
  5. Фамилия композитора, открывшего первую консерваторию в России.
  6. Кто написал цикл «Картинки с выставки»?
  7. Танец, который лежит в основе пьесы Штрауса «На прекрасном голубом Дунае».
  8. Музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра, в котором оркестр и солист как бы соревнуются между собой.
  9. Музыкальный стиль, к которому относят творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.
  10. Австрийский композитор, который написал «Маленькую ночную серенаду» и «Турецкий марш».
  11. Польский национальный танец, например, в пьесе Огиньского «Прощание с родиной».
  12. Великий немецкий композитор, который написал много фуг, а ещё он автор «Страстей по Матфею».
  13. Созвучие трёх и более звуков.

Ответы

По горизонтали:

1. Шутка 2. Глинка 3. Увертюра 4. Квартет 5. Реквием 6. Литавры 7. Щелкунчик 8. Опера 9. Бас 10. Песня 11. Дирижер 12. Бульба 13. Фортепиано 14. Садко

По вертикали:

1. Секунда 2. Шуберт 3. Бемоль 4. Трио 5. Рубинштейн 6. Мусоргский 7. Вальс 8. Концерт 9. Барокко 10. Моцарт 11. Полонез 12. Бах 13. Аккорд

Как сделать кроссворд по музыке?

Теперь расскажу немного о том, как же я сделал это чудо. Мне помогла программа для создания кроссвордов под названием Crossword Creator . Она бесплатна, её очень легко найти в Интернете и установить (весит примерно 20 Мб – то есть мало). Перед тем, как я вышел на эту программу, опробовал ещё ряд других. Эта показалась мне самой лучшей.

Как видите, слов для угадывания в свой музыкальный кроссворд я включил не так уж много – всего 27. Вы можете использовать любое число слов. Список нужных слов просто вводится в окошечко программы, которая сама затем их распределяет по вертикали и горизонтали и красиво перекрещивает.

Нам остаётся только выбрать стиль оформления, а затем скачать готовый кроссворд. Причём скачать можно сразу несколько нужных файлов: кроссворд без ответов, он же с заполненными клеточками, список всех ответов, ну и список вопросов. Правда, вот, вопросы берутся из разных словарей, поэтому вероятнее всего, что вопросник придётся корректировать. Для примера музыкального кроссворда, который я вам продемонстрировал, вопросы я написал вручную.

Теперь очень важный момент. Как вывести сам кроссворд в графический файл? Отдельно обозначенной функции экспорта в другие форматы в программе Crossword Creator нет. По сути, мы просто копируем изображение и дальше вставляем его куда хотим. Лучше всего вставить его в какой-нибудь графический редактор: в Photoshop, например. Проще всего – в стандартный Paint, а можно прям в Word, в тот же файл, где у вас находятся вопросы.

Один технический момент. После того, как рисунок вставляется в графический редактор, нажимаем «Сохранить как» , далее вводим имя и (важно! ) выбираем формат. Дело в том, что в Paint’е по умолчанию стоит точечный рисунок bmp, а в Фотошопе свой формат, нам же выгоднее всего сохранять картинку в формате JPEG, его и выбираем.

Заключение.

Ваш кроссворд по музыке готов. Благодарю за внимание. Если находите данный материал «полезным для общества», пожалуйста, отправьте его в «Контакт», «Мой мир» или ещё куда – для этого прямо под этим текстом есть кнопочки. До новых встреч!

Буквально пару десятилетий назад хоровые застольные песни были неизменным атрибутом любого праздника и для этого не нужны были никакие специальные игровые «провокации» или подводки ведущего, сейчас развлекательная часть праздничных программ стала очень разнообразной, и часто до песен дело вовсе не доходит, а жаль. Хоровая песня роднит, сближает и поднимает над суетой, недаром про счастливого человека говорят, что у него душа ПОЕТ. Поэтому на современных праздниках хороши уже тем, что дают гостям возможность спеть и вспомнить красивые популярные песни разных времен.

Предлагаем одну из таких игр - музыкальную викторину «Мир песнями раскрасим и цветами»

Варианты проведения музыкальной игры. Можно давать каждому гостю по вопросу. Можно разбить зал на команды и провести командную песенную эстафету. А на втором этапе песенной эстафеты проверить, чья команда дружнее и интереснее споет "цветную " песню от начала до конца.

Ведущий: Уважаемые гости! Мы подготовили для вас интересное задание. На каждый вопрос необходимо сначала угадать название песни, о которой идет речь, а потом исполнить отрывок, в котором упоминается зашифрованный в вопросе цвет: красный, желтый, зеленый и т.д.

Вопросы и ответы музыкальной викторины

1. Песня про туман необычного цвета («Сиреневый туман»)

2. В какой цвет ребенок выкрасил небо, море, зелень, верблюда и даже маму («Оранжевое песня»)

3. Цвет душистой черёмухи, щедро цветущей в краю героини? («Белая черемуха душистая»)

4. Какой цвет окраса обрек кота на невеселую жизнь в этой веселой песне? («Черный кот»)

5. В этой песне армия, обозначенная именно этим цветом, сильнее всех вплоть до британских морей («Красная Армия всех сильней»)

6. Теплоходом, какого цвета в сочетании с криками птиц любуется автор этой песни? («Ах, белый теплоход»)

7. В этой песне лист очень кудрявого дерева именно этого цвета, а сам герой влюблен и смущен? («Клён кудрявый»)

8. На фоне калины этого цвета девушке открылся изменчивый и скверный характер любимого… («Калина красная»)

9. А эта песня о цветущей вишне замечательно цвета и о луне, которая показалась, и тут оказалось… («Белоснежная вишня»)

10. А в какой песне все очень ярко окрашено в этот цвет и иней, и небо, и звезда? («Синий иней»)

11. Песня о птице, которая вьётся и жаждет добычи.. («Черный ворон»)

12. Вспомните цвет платья у героини песни про сладкий дурман, цветущие сады и измену..(«Один раз в год»)

13. В знаменитой детской песне советских времен ночи этого цвета должны были буквально взвиваться кострами… («Взвейтесь кострами, синие ночи!»)

14. Песня про тюльпаны цвета запоздалой утренней звезды, которые не предвещали героине ничего хорошего («Жёлтые тюльпаны»)

15. В какой песне море, которое во всем мире считают Черным - самого-самого этого цвета? («Самое синее в мире Черное море мое»)

16. Листья этого цвета кружатся над городом и тихо шуршат («Листья желтые»)

17. Именно о глазах этого цвета герой страстно мечтает, прямо умирает… («Черные глаза»)

18. Песня о розах, которые несет герой своей однокласснице Светке на день рождение («Розовые розы»)

19. За редкой птицей какого цвета гоняются охотники за удачей? («Синяя птица»)

20. Луна, какого цвета особенно любила героя этой песни? («Голубая луна»)

1. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиа­но и гармонь? (Аккордеон).

1. Как называется русский народный трехструнный щипко­вый инструмент? (Балалайка).

3. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерус­ского певца-сказителя? (Баян).

4. Как называется народный духовой инструмент, основу ко­торого составляет кожаный мешок и несколько трубок? (Волынка).

5. Какой смычковый инструмент несколько уступает по раз­мерам контрабасу, но значительно превосходит скрипку и альт? (Ви­олончель).

6. Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой из­вестной сказки? (Гусли).

7. Какой инструмент считают родоначальником всех медных духовых инструментов? (Горн),

8. Назовите народный духовой музыкальный инструмент, ко­торый является близким родственником пастушьего рожка и имеет пронзительный тембр? (Жалейка).

9. Как называют человека, исполняющего музыку на церков­ных колоколах? (Звонарь).

10. В России есть музыкальный инструмент - гусли. Как ана­логичный инструмент называется в Карелии? (Кантеле).

11. Какой миниатюрный ударный инстумент часто использу­ют во время танца испанские танцовщицы? (Кастаньеты).

12. В XVIII веке был изобретен клавишный инструмент, кото­рый назывался по-разному: клавицимбал, чембало, вирджинал и др. Какое более известное название имеет этот инструмент? (Клавесин).

13. Какой инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов? (Камертон).

14. Какой музыкальный инструмент является эмблемой музы­кального искусства? (Лира).

15. Какой струнно-щипковый музыкальный инструмент име­новался «царица инструментов» в эпоху Возрождения? (Лютня).

16. Какой русский народный инструмент очень похож по зву­чанию на испанские кастаньеты? (Ложки).

17. Как называется музыкальная погремушка? (Маракас).

18. Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? (Орган).

19. Назовите самую маленькую флейту? (Пикколо).

20. Название какого музыкального инструмента в переводе с французского означает «королевский»? (Рояль).

21. Какой древнейший музыкальный инструмент был одной из важнейших принадлежностей рыцарского снаряжения в средние века? (Рог).

22. Какой музыкльный инструмент, часто используемый в джа­зе, был изобретен в 1841 году в Париже бельгийским мастером и назван его именем? (Саксофон).

23. Какой универсальный музыкальный электронный инстру­мент был сконструирован американскими инженерами Г. Беларом и Г. Олсоном в 1955 году? (Синтезатор).

24. Какой духовой инструмент был впервые введен Бетхове­ном в состав симфонического оркестра? (Тромбон).

25. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инстру­ментом? (Треугольник).

26. К какой группе инструментов относятся литавры? (Удар­ные).

27. Какой из деревянных духовых инструментов самый низ­кий по звучанию? (Фагот).

28. Как называется духовой инструмент, близкий к горну? (Фанфара)

29. Название какого инструмента содержит два термина «гром­ко» и «тихо»? (Фортепиано).

30. Какой струнный инструмент составляет основу белорус­ского народного оркестра? (Цимбалы).

31. Как называется небольшой переносной орган? (Шарман­ка).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛУБ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

От других групповых форм клубное объединение можно отли­чить по следующим признакам:

Длительный контакт участников объединения, т. е. стабиль­ность состава;

Совместная деятельность участников;

Добровольное, свободное самоопределение участников;

Активное участие членов объединения в его работе, наличие права и обязанности не только присутствовать, воспринимать ин­формацию, но и выражать себя, свою индивидуальность активным действием

Деятельность данного клуба связана с приобщением участни­ков к искусству.

многочисленные клавиши обеспечивают варианты тонов. Предше­ственник фортепиано.

ЛИРА

Древний струнный инструмент. Состоит из резонансного кор­пуса и двух изогнутых деталей, идущих вверх к ярму, к которому крепятся от 4 до 10 струн. Играют плектром или пальцами. Произо­шла из Азии, откуда попала в Грецию и Египет. Настраивалась на определенный лад.

ОРГАН

Музыкальный инструмент, духовой, древнего происхождения. Звук извлекается нагнетанием воздуха в трубки различного разме­ра. Управляется с помощью клавиш. Используется для исполнения серьезных произведений религиозной музыки и легких развлекатель­ного характера.

Каждая трубка приспособлена для извлечения определенной ноты. Трубки одного тембра объединены в регистры. Вспомогатель­ные регистры в сочетании с основными создают искусственный обертоновый звукоряд.

Электрический орган изобретен в 1934 году американским ин­женером Лоуренсом Хэммондом (1895-1973). Другие типы электри­ческого органа появились в 1960 году. В них электрические импуль­сы в реле заменяют давление воздуха.

ПИАНИНО

Музыкальный инструмент. Разновидность фортепиано. Стру­ны, дека, механика расположены вертикально. СВИРЕЛЬ

1. Продольные флейты - набор дудочек из тростника, глины или другого материала разной длины для получения звуков разно­го тона. В соответствии с легендой, свирель изобретена в Древней Греции богом Паном. Присутствует в традициях народной музыки Восточной Европы и Японии, Южной Америки.

2. Многоствольные флейты, включая флейту Пана (цевницу), флейту и кувиклы; колебания создаются за счет рассечения воздуш­ной струи об острый край стенки ствола, что придает звучанию ин­струмента характерный «чавкающий» звук. Из всех старинных ин­струментов они дают относительно чистый тон и простые колеба­ния.

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Класс музыкальных инструментов, в которых источником зву­ка служит натянутая струна. В настоящее время струны делают из кишок, металла или перлона (пластика). Класс струнных инстру­ментов включает: смычковые (семейство скрипок и семейство аль­тов); щипковые (гитара, гавайская гитара, лютня, ситар, альфа, банджо и лира); механические щипковые (клавесины); механичес­кие ударные (пианино и клавикорд) и ударные (цимбалы).

ТРУБА

Один из древних мундштучных инструментов, существующих по всему миру в различных видах и изготовленных из разных инст­рументов. Входит в состав группы духовых инструментов современ­ного симфонического оркестра. Состоит из цилиндрической труб­ки, прямой или свернутой в виде овала. Производит высокий устой­чивый звук. Труба часто используется для подачи сигналов, а так­же во время торжественных церемоний. Около 1820 года появились трубы с вентилями, что позволило извлекать из них полный диапа­зон звуков хроматической гаммы.

Современная оркестровая труба ценится за чистое звучание. Среди разновидностей труб: сопрано, пикколо (на октаву выше ос­новной) и басовая (на октаву выше основной, введена Вагнером). В духовых оркестрах обычно используется плоский инструмент сопра­но. Труба является традиционным сольным джазовым инструмен­том, и музыканты демонстрируют особое мастерство на высоких тонах.

УДАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Инструмент, на котором играют, ударяя по нему рукой или палочкой. Ударные инструменты можно подразделить на те, кото­рые настраивают для получения звука ножной высоты, к ним отно­сятся тимпаны, трубчатые колокольчики, глионшпиль, ксилофон, и те, которые имеют неопределенную высоту звука: турецкий бара­бан, тамбурин, треугольник, цимбалы и кастаньеты.

ФИСГАРМОНИЯ

Духовой клавишный инструмент XIX века. Приводится в дей­ствие механизмами, действующими от ножного привода и встроен­ными педалями рычажного типа, действующими на динамике. За­патентована Дебеном в Париже в 1848 году. Получила широкое

распространение в США в качестве музыкального инструмента для игры дома и в церки. Во Франции и Германии фисгармония была широко распространена как концертный инструмент для игры соло или в оркестре.

ФОРТЕПИАНО

Собирательное название клавишно-струнных молоточковых инструментов (роялей и пианино). Изобретено в 1704 году Бартоломео Кристофори, мастером-изготовителем клавикордов из Падуи. Используемый в нем механизм был непосредственно связан с клави­шами. В XVIII веке значительно усовершенствовано и завоевало при­знание многих композиторов, но лишь в 1768 году Бах дал один из первых концертов на этом инструменте.

Изобретены концертные рояли с мощным звучанием, а также налажено серийное производство небольших пианино для дома.

ЦИМБАЛЫ

Музыкальный инструмент, разновидность цитры. Состоит из плоского трапециевидного корпуса, вдоль которого натянуты стру­ны. Звук извлекается ударом легкими молоточками или палочками. Производит четко различимые по высоте звуки согласованного ха­рактера. Диапазон и подвижность звучания больше, чем у арфы или лиры. Популярен в Венгрии.

Как повысить в наш век интерес к знаниям? Как воспитать в ребятах желание знать всё больше и больше? Эти вопросы, бесспорно, волнуют каждого педагога. Отрадно, что на телевидении стали появляться интересные программы для развития ума, но их недостаточно. А потому считаю, что необходимо, используя различные формы, играть в эрудитов. Хочется видеть наших учащихся сообразительными и остроумными ребятами. Пусть они проявят свой талант и свои знания в области музыки.

Музыкальная игра проходит в нашей школе уже не первый раз. Её можно проводить во время школьной предметной декады, по завершению темы полугодия или года. В этой статье предлагаю пример музыкальной игры “Что? Где? Когда?” на тему “В мире музыкальных инструментов” для учащихся 7-ых классов.

Цели и задачи:

  • Расширить представления о музыкальных инструментах;
  • побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность а так же творческие способности;
  • способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Оборудование урока: экран, проектор, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, “чёрный ящик”.

Действующие лица: ведущий, команда “знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель выступает в роли ведущего, выбирает команду “знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся выступают в роли “телезрителей”, участвуют в игре и комментируют вопросы. Учащиеся, самостоятельно подготовившие вопросы, включённые в игру, также занимают места среди “телезрителей”.

Ход игры

Вступительное слово ведущего: Дорогие ребята! Сегодняшняя встреча будет необычной. Мы проведем музыкальную игру “Что? Где? Когда?”. А посвящена она будет музыкальным инструментам, о которых вы уже много знаете благодаря урокам музыки и МХК, а также самостоятельному знакомству с ними.

Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

Ведущий: Уважаемые знатоки, напоминаю вам, что на игровом поле разложены 12 конвертов с вопросами от наших “телезрителей”. За один правильный ответ команда получает 1 балл. Счёт идёт до 6 баллов. Выберите капитана команды.

Итак, начинаем игру!

(Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов ).

Раунд 1.

Ведущий: За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок. (Приложение 1 )

Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко- на гуслях, Шерлок Холмс – на скрипке, Крокодил Гена – на гармошке, Незнайка – на тубе, Кобзарь – на кобзе.

Раунд 2.

Ведущий: Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют. (Приложения 2, 3)

Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

Раунд 3.

Ведущий: Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. На экране вы видите некоторые из них (Приложение 4).

Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

Ответ: Это изображение лиры. (Приложение 5)

Раунд 4.

Ведущий: Уважаемые знатоки, перед вами старинный манускрипт XI века (Приложение 6). За 1 минуту вам предстоит отгадать загадку – что означают эти знаки?

Ответ: На этом старинном манускрипте изображены знаки средневековой системы записи музыки. Это невмы. Они указывают на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Из невм в дальнейшем появились нотные знаки.

Раунд 5.

Ведущий: Внимание! Прослушайте музыкальный фрагмент. (Звучит “Хабанера” М.Равеля)

Композитор М.Равель поручил исполнить эту прекрасную мелодию духовому инструменту трубе. Внимание, вопрос: назовите предмет, благодаря которому музыкант, исполняющий эту мелодию, добивается такого мягкого, “бархатного” звучания трубы?

Ответ: Этот предмет – сурдина, которая вставляется в раструб духового инструмента. Благодаря этому его звучание становится приглушённым и мягким.

Раунд 6.

Ведущий: Взгляните на экран (Приложение 7). Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр. Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

Раунд 7.

Вопрос: Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

Раунд 8.

Ведущий: В разные времена у разных народов музыкантов называли по-разному. Взгляните на этот список (Приложение 8) . Вопрос: кто же здесь не музыкант? Вычеркните лишнее:

Ответ: Музыкантом не является клоун.

Раунд 9.

Ведущий: Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога (Приложение 9). В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно. Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?


Ответ: Длинный охотничий рог “скрутили”, получилась валторна. (Появляется изображение валторны на экране. (Приложение 10)

Раунд 10.

Ведущий: Вам наверняка известен древнегреческий миф о “музыкальном состязании” Аполлона и Пана. Напомню его вам:

Бог лесов Пан вызвал самого бога Аполлона на “музыкальное состязание”. После нежных звуков свирели Пана Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки его божественной музыки, зазвучала мелодия дивной красоты…. Когда Аполлон закончил играть, боги присудили ему победу, а опечаленный Пан удалился в чащу лесов…

Так древними греками было установлено, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым и выразительным, самым волнующим звуком обладают струнные инструменты.

А теперь внимание, вопрос: уважаемые знатоки, скажите, как возник самый первый струнно-щипковый инструмент?

Ответ: Первый струнно-щипковый инструмент возник из охотничьего лука. Натягивая тетиву, охотник услышал приятный, медленно угасавший звук. Так и родился первый струнный щипковый инструмент.

Раунд 11.

Ведущий: Внимание! Внесите “чёрный ящик”! (Под музыку вносят “чёрный ящик”. В нём находятся следующие предметы: расчёска, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, 2 деревянные ложки). Уважаемые знатоки, вам необходимо в течение 1 минуты соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.

Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра” - ложек, погремушек, тарелок, губной гармошки.

Раунд 12.

Ведущий: Вам выпал Блиц-турнир. Послушайте звучание музыкального фрагмента. (Звучит пьеса “Пензер тайна” в исполнении ненецкого ансамбля “Сырасэв”).

  1. Назовите музыкальный инструмент, в исполнении которого прозвучала музыка.
  2. Объясните его устройство.
  3. Кто на Ямале был непосредственным обладателем этого музыкального инструмента и почему?

Ответы:

  • Это пензер – ненецкий бубен. (Приложение 11)
  • Пензер представляет собой деревянный обруч, обтянутый шкурой оленя, выделанной до тонкой и мягкой кожи. К обечайке крепятся столбики (бугорки). С одной стороны бубна имеется рукоять. Звук извлекается при помощи колотушки- узкой лопаточки, обтянутой шкурой оленя. Устройство бубна отражало строение мира. Как понимали его северные народы. Верхняя часть- небесная сфера, нижняя – подземный мир, меж ними –земной мир, мир людей. Рукоять символизировала “шаманское дерево”, соединяющее все 3 мира.
  • Бубен (пензер) – необходимый инструмент ненецкого шамана. Под его звуки шаман призывал духов и совершал камлания (“путешествия” в Верхний и Нижний миры).
  • Ведущий. Подведём итоги нашей игры. (Обращает внимание на таблицу со счётом). Сегодня в нашей игре не оказалось победителей. Счёт равный. Игра закончена.

    Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!



    Просмотров