Что едят в дни сплошных седмиц. Сплошная седмица перед православным постом и ее правила

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши
не отягчились объядением и пьянством…

В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года.

Многодневные посты

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены.

Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет , – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.”

Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» (). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»

Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» (), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» (). Этим чтением призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем».

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.

Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.

В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность великопостного богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . (). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся». Но вступать в супружеские отношения в эти дни, согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные удовольствия не перебивали духовную радость.

В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.

Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

Петров пост

Второй пост установлен в честь святых апостолов (Петров пост).

Длительность его зависит от дня празднования Пасхи. Он всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла– 12 июля. Самый продолжительный пост может длиться шесть недель, а самый короткий восемь дней.

Церковь призывает нас к этому посту примером святых апостолов, которые, приняв святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост этот установлен в честь апостолов «потому, что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания… Согласно с постановлениями апостольскими, мы, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом за следующей затем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Во время него исключаются мясные и молочные продукты. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника – рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу.

В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница – постные дни, но если на эти дни выпадут праздники великого святого, которому служится полиелейная служба, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

Успенский пост

Через месяц после апостольского поста наступает строгий Успенский пост. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».

На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговев переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Вознесения Господа Иисуса Христа жила в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была в Гефсиманском саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил Царице Небесной, что через три дня Ей предстоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Ее Успения в Иерусалим из дальних стран стали чудесным образом собираться апостолы. Во время общей молитвы, в третьем часу, когда должно было совершиться Успение Богородицы, «облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», и сошел Сам Христос, окруженный архангелами и ангелами. Святые апостолы понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. Первосвященник Афония, желая остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень огненным мечом отсек его руки. Афония раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собою праздник Рождества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову предшествует тоже сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Также он называется Филипповым постом, потому что заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября).

По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу Уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста – со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.

Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье – без чрезмерного веселья.

Последний день Рождественского поста, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не вкушают до вечера – до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня – «сочельник».

Праздник Рождества Христова – двунадесятый. По величию воспоминаемого события он празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи.

Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» – святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, со гласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.

Период от поста Рождественского до Великого называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Примечание:

Запрет Устава на вкушение в некоторые постные дни растительного масла связан с тем, что масло в эти дни заменяется оливками (маслинами). Так и происходит в южных странах, откуда родом наш Устав. (Северной аналогией могло бы являться, например, правило употреблять яблоки, вместо того, чтобы выжимать из них сок для услаждения).

Ведущий рубрики священник Олег Скворцов.
После праздника Пресвятой Троицы, наступает, так называемая, «сплошная» седмица, то есть неделя без постных дней, когда разрешается вкушать все, вплоть до следующего понедельника. Пост отменяется, потому что мы празднуем рождение Церкви. С того момента, когда на апостолов сошел святой дух, Церковь стала одухотворенной. Теперь в этой Церкви присутствует Сам Бог духом святым, и поэтому, как сказал Христос, «врата адовы не одолеют ее».
Службы всю эту неделю тоже особенные, праздничные. Священники служат в нарядных зеленых облачениях, а все молитвы обращены не ко Спасителю, а ко всей полноте Пресвятой Троицы, произносится особенный, праздничный отпуст. Все пророчества совершились, Господь стал причастен человеку, стал частью его, освободил человеческую природу от греха. После этого происходит «переначалие» - природа приобретает начальную нетленность Иисусом Христом. В субботу мы празднуем отдание праздника Пресвятой Троицы. А в воскресенье, вспоминаем всех святых. В этот день именинники все христиане, и у каждого из нас праздник. Не случайно день всех святых празднуется именно в первую неделю после Троицы. Именно святые – это основание нашей Церкви. Как писал христианский писатель Фудий, человеку легче поверить в Бога, чем поверить в Церковь. И именно, вспоминая святых, человек находит ориентиры для веры в Церковь. При этом надо заметить, что память святых, как правило, празднуется не в день их рождения, а в день их успения, когда они отошли от этой жизни и соединились с Богом, самой смертью засвидетельствовав, что Господь Иисус Христос есть Бог. Вся жизнь святых – свидетельство, что в Церкви присутствует святой дух, он проявляется в их святости. Святые как раз и являются проявлением и выражением этой Церкви. Тот же писатель Фудель пишет, что кто видел святых, тот видел и Церковь. Поэтому в неделю первую по Пятидесятницы празднуется память всех святых, а на следующей неделе начинается пост, который предваряет праздник апостолов Петра и Павла, а потому называется «Петров пост». В отличие от Великого поста, этот пост нестрогий. Во время его разрешается вкушение рыбы. Еще хотелось бы сказать об одном празднике, который будет на предстоящей седмице. В пятницу, 24 июня, память иконы Божьей Матери «Достойно есть». Древняя чудотворная икона с таким названием была привезена с Афона в Троицкий храм села Верхнее-Никульского Некоузского района иеромонахом Иосифом Мраморным. В этом образе помещены частички трех святых угодников Божиих – мученика Трифона, священномученика Харалампия и преподобного Нила Синайского. В селе Верхнее-Никульское с 1960 по 1992 годы служил известный ярославский старец отец Павел Груздев. Сейчас эта чудотворная икона хранится в Казанском храме города Рыбинска. Елена БАТУЕВА.

Для наших читателей: что такое седмица по православному календарю? с подробным описанием из различных источников.

Для людей верующих во Христа по внутреннему призванию, но еще не воцерковленных, а только начинающих свое приобщение к православию перво-наперво, предстоит познакомиться с тем, как в принципе построен церковный календарь. Почему смещаются даты христианских праздников, и когда собственно следует отмечать праздники.

Особенности церковного календаря

Церковный календарь значительно отличается от светского, различия имеются даже в названии – у верующих 365 дней называются годовым кругом. Началом года церковь признает 14 сентября, а летоисчисление ведется от сотворения мира. В православном христианстве параллельно с отсчетом мироздания ведется отсчет лет от Рождества Христова.

Почему православные праздники меняют свои даты

Люди светского склада ума зачастую не понимают, почему Рождество Христово в России всегда отмечают 7 января, а праздник Светлого Христова Воскресения меняется каждый год.

Все дело в том, что церковь ведет отсчет библейских событий по солнечному и лунному календарям. Центральным праздником православия является Пасха. Именно от этого дня зависит то, на какой день выпадут последующие подвижные праздники (Вознесение Господне, день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим).

Что такое седмица?

Путаница возникает и с определением церковных недель. На самом деле все достаточно просто. Церковная неделя состоит из семи дней, отсюда название – седмица (от старославянского «седмь» – семь). В силу языковых переплетений семь дней это и есть церковная седмица.

По преданию Господь создал мир за шесть дней, а в седьмой день – почивал от трудов. Создав Землю и все вокруг, в седьмой день Бог ничего не делал, что и завещал своим созданиям. Так день седьмой превратился в день ничего «не делания» и в славянских наречиях звучит как «неделя». В светском календаре выходным днем считается воскресенье, в церковном календаре этот же день называется Неделя.

Именно с Недели начинается всякая христианская седмица. Те, кто знаком с английским языком, помнят, что неделя у англичан тоже начинается с воскресенья (сандей), затем идут понедельник, вторник и т.д. В католических странах светский и церковный календарь взаимосвязаны.

В России рабочая неделя начинается с понедельника - второго дня седмицы. В церковном календаре воскресенье является седьмым праздничным днем, так как отсчет идет от значимых событий. Неделя также начинается накануне понедельника. Как только на небе появляются звезды – начинается новый православный день.

Запомнить и понять взаимосвязь позволяют православные праздники. Так День Светлой Пасхи всегда будет выпадать на воскресный день с названием Христово Воскресение. За 7 дней до праздника выпадает «Неделя Входа Господа в Иерусалим», через 6 дней после – Неделя вознесения Господнего. То есть все светские воскресные дни должно называть неделями, и только праздник Светлой Пасхи – Воскресением Спасителя.

Какие бывают седмицы?

Верующие люди, начиная семидневную неделю в понедельник, придерживаются поста в среду и пятницу каждой седмицы. В эти дни запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения. Но в дни светлых празднеств церковь делает исключения. В первую неделю после Пасхи, завершающую долгий строгий пост, наступает сплошная Светлая седмица. Слово «сплошная» означает, что люди, которые строго соблюдали пост, могут все дни недели кушать скоромную еду, чтобы восстановить силы как физически, так и духовно. Всего в церковном календаре пять сплошных седмиц, в народе такие недели называют Всеядными, все они призваны поддержать верующих до или после долгих строгих постов.

Новоначальные, которые недавно начали посещать храм и соблюдать посты, не всегда знают, что такое сплошная седмица в православном календаре. Для таких людей эта информация может оказаться довольно приятным сюрпризом. Оказывается, год православного человека состоит не из одних постов. Но обо всем по порядку.

Посты

Чтобы лучше понять, что такое сплошная седмица, важно разобраться, как устроен православный календарь. Всего многодневных постов в православии 4: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. Рождественский пост всегда длится с 28 ноября по 6 января. Великий пост всегда имеет продолжительность в 48 дней, но границы его сдвигаются в зависимости от дня празднования Пасхи.

Постятся православные также в среду и пятницу каждую неделю. Перед причастием также рекомендуется соблюдать 3 дня поста. Но из правил существуют и исключения. Например, послабления в постах для болящих, беременных и кормящих матерей, путешествующих.

Сплошные седмицы

Одно из этих исключений – это как раз сплошные седмицы. Что такое сплошная седмица? Это неделя, на которой не соблюдается обычный для христиан пост в среду и пятницу. Если человек собирается причаститься на сплошной седмице, ему разрешается не поститься перед причастием. В календарях сплошные седмицы либо обозначаются особым цветом, либо выделяются тем, что во все дни нет символов, обозначающих пост, и ячейки с датами обычно остаются белыми. Такие недели знаменуют собой великие праздники или подготавливают к длительным постам.

В году таких седмиц целых пять. Когда ожидают православных Сплошные седмицы в 2018 году?

Святки

Длится этот период каждый год с 7 января по 18 января, то есть с Рождества Христова вплоть до кануна дня Крещения Господня. Называть его сплошной седмицей не совсем верно – ведь святки тянутся целых 11 дней! Святки – слово, говорящее нам о русских традициях. Эти дни всего было принято проводить весело, ходить друг к другу в гости. В этот зимний период люди катались на санках, играли в снежки. Не проводилось никаких работ, кроме самых повседневных и необходимых, и молодежь могла праздновать. Так что можно даже считать традиционные святки аналогом современных зимних каникул. Распространены были колядования – когда дети, а иногда и молодежь ходили по домам и исполняли церковные песнопения. На святки было принято гадать. Этот период связывался с мистикой и, как ни странно, темными силами. Видимо, влияло поверье о том, что с Рождества до Крещения – это время «без креста», когда Младенец еще не крещен, несмотря на то, что Спаситель принял крещение уже взрослым, в 30 лет. А вот Церковь гадания и увлечение мистикой не одобряла. Что такое сплошная седмица? Это ведь совсем не языческий обычай, а постановление Церкви, поэтому и проводить ее стоит в рамках православных традиций.

Неделя мытаря и фарисея

Называется она так, потому что в храмах читаются триоди «о мытаре и фарисее». Это подготовительная неделя перед Великим постом, и она настраивает верующих на то, чтобы заглянуть в себя и оценить, не слишком ли мы превозносим свои достижения перед Богом, не сравниваем ли себя с другими, открыто ли наше сердце, полны ли мы покаяния. В притче о мытаре и фарисее рассказывается о двух людях, пришедших в Храм. Один из них был праведным фарисеем, соблюдавшим все обряды, другой – мытарем, то есть сборщиком налогов, которые часто были корыстными и нечестными людьми. И фарисей перечислял все свои добродетели и, наконец, поблагодарил Бога за то, что не такой, как этот мытарь. Тем временем мытарь не смел поднять глаза и только повторял «Боже, милостив буди мне грешному». Эта притча подчеркивает важность искреннего покаяния и смирения и учит не превозноситься над другими людьми. В наступившем году неделя мытаря и фарисея продолжится с 29 января по 4 февраля.

Масленица

Масленица, иначе говоря, Сырная неделя, в этом году выпадает с 12 по 18 февраля. Несмотря на позволение ежедневно употреблять молочные продукты и яйца, мясо в эту неделю запрещено. Иначе она называется Мясопустной. Масленица предшествует началу Великого Поста. Масленица, так же как и Святки, богата традициями.

Традиционные зимние забавы сочетались со специфическими масленичными. Например, устраивались кулачные бои, каждый желающий мог попытаться залезть на столб с призом. Люди веселились, ходили друг к другу в гости, пекли и ели блины. Каждый из дней этой недели имеет свое название. Понедельник – «Встреча Масленицы», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Разгуляй», пятница – «Тещины вечерки», суббота – «Золовкины посиделки». Это определяло, как проводились дни и к кому из родственников было принято ходить в гости. В воскресенье же, называемое «Прощеным», было принято просить друг у друга прощения перед началом поста. Также в этот день происходило сожжение соломенного чучела, которое символизировало зиму. Это красочное мероприятие с хороводами, песнями, плясками.

Пасхальная неделя

В 2018 году Пасха наступит 8 апреля, а следующая за ней Светлая Седмица, или Пасхальная неделя, продлится с 9 по 15 апреля. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, поэтому приходится каждый год на разные даты. Ее празднование определяет и даты предшествующего ей Великого Поста и двух описанных выше сплошных седмиц. Что такое Пасха для православных? Праздник Праздников! Трудно представить, какую радость и какую глубину содержит в себе весть о Воскресении. Христос-победитель как бы показывает нам, что смерти больше не существует. Все, кто потерял своих близких, верят в их воскресение в далеком будущем, все, кому самому скоро предстоит покинуть этот мир, смотрят вперед смелее. Совершилось искупление человеческих грехов. Позади все тяжелое и мучительное – и страдания Христа, и строгие ограничения, которые пронесли православные через весь пост, помня о Его жертве. Поэтому Пасхальная неделя всегда светлая и радостная. В храмах каждый день совершается Крестный ход, весело звонят колокола. Несколько дней люди на завтрак едят освященную еще в Страстную Субботу пищу – куличи, яйца. Принято проводить эти дни в радостном, приподнятом настроении и делать добрые дела.

Троицкая неделя

с 28 мая по 3 июня. Чем-то эта неделя издавна напоминала Святки – на ней сохранилось множество языческих обрядов, связанных с гаданиями, русалками, потусторонним миром. Дело в том, что она вобрала в себя много языческих традиций, которые связаны с таким праздником, как Семик. С приходом православия этот праздник стал зависеть от Троицы, которая наступает на 50-й день после Пасхи (другое ее название – Пятидесятница), но содержание его осталось языческим. Символом этой недели является березка. Эту сплошную седмицу даже называют «зеленой неделей», потому что не только храмы, но и дома стоят украшенные березовыми ветками и травой, а девушки надевают венки. День, следующий за Троицей, называется Духов день и посвящен Святому Духу. После этой седмицы начинается Петров пост.

Мы разобрались, что означает сплошная седмица. Это неделя, полностью лишенная постных дней. Итак, теперь стало совсем ясно, что это такое. Дни сплошных седмиц позволяют набраться сил перед трудным и долгим постом или восстановить их после него, они вносят в жизнь не только разнообразное питание, но и веселую атмосферу празднества.

В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.

Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.

Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».

Что такое сплошная седмица

Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.

Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.

Виды седмиц

В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.

Святочная седмица

Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января .

«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.

Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.

Неделя Мытаря и Фарисея

Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.

Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.

Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.

Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.

Неделя о блудном сыне

Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.

Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.

Неделя о Страшном Суде

Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.

Масленица

Языческая Масленица фактически слилась с последней подготовительной перед постом сплошной Сырной седмицей, которую почитают Православные церкви. В христианском смысле во время Сырной недели необходимо посвятить себя общению с ближними, примирению с ними.

Возникновение такой церковной традиции связано с обетом византийского императора Ираклия І, ведшего изнурительную войну с персами. Он дал обет не употреблять мясной пищи за неделю до старта Великого Поста, и, когда была одержана победа, Церковь включила такое правило в Устав.

Отличительной особенностью Сырной седмицы являются ограничения в еде, связанные с близостью поста. На этой неделе есть можно рыбу, молочные продукты, сыр и яйца, а мясные блюда уже нельзя.

Светлая седмица

В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.

Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.

Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи - время радости, счастья, великого чуда.

В это время все богослужения будут подобны пасхальному.

Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.

Троицкая неделя

Последней в календарном году сплошной седмицей является Троицкая, следующая за праздником Святой Троицы – Днём Рождения Церкви. По преданию, именно в этот день Святой Дух снизошёл к апостолам и даровал им знание языков.

Всего таких даров, согласно Библии, было 9, включая дар языков. Святой Дух снизошёл к верующим, даровав им возможности для привлечения к Церкви тех, кто не обладает верой, назидания себя и других.

В течение недели можно будет кушать всё, что угодно – ограничения Поста впереди.

Конец Троицкой недели является также и началом летнего Петрова (Апостольского) поста, который имеет различную продолжительность, но всегда завершается 12 июля – в День Петра и Павла.

Православные посты и седмицы неотделимы друг от друга: первые дают возможность совершить духовный подвиг, очиститься и заняться самоанализом, вторые же дают время отдохнуть от аскезы, ощутить другую сторону жизни. Важно при этом помнить, что сплошные седмицы даются не для сплошного веселья, а веселья обдуманного – каждая из них наполнена внутренним смыслом, открытым для верующих.

Если чего-то не понимаете, ваша вера не крепка или вы ищете наставника, сходите в церковь. Обратитесь с молитвой к Богу или поговорите со служителем.

Православная традиция во многом сложилась благодаря монашескому движению первых веков христианства. Поэтому, в частности, число постов в православном календаре по самым скромным подсчетам приближается к ста двадцати дням, то есть к трети года. В дополнение к этому многие священнослужители, не удовлетворенные мягкостью общецерковных канонических правил, регламентирующих аскетическую практику верующих, вводят дополнительные дни поста, особенно перед (а иногда и после!) причащения, налагая тем самым на людей «бремена неудобоносимые», против которых выступал еще сам Иисус – опальный иудейский проповедник и основатель христианской церкви. Жива еще, однако, и другая, более светлая традиция, исходящая из глубины веков, когда христиане умели не столько скорбеть и каяться, сколько любить и радоваться жизни, друг другу и Божьему присутствию среди них. Частным выражением такого умонастроения первых последователей Иисуса в аскетической традиции является сплошная седмица. Что это такое, поможет разобраться более глубокое определение поста. Итак, пост в православии – это время, предназначенное для самоанализа, глубокой молитвы и религиозных подвигов, вроде чтения священных писаний, раздачи милостыни и тому подобного. Гастрономическим фоном этой практики служит телесное воздержание от некоторых видов пищи. При наиболее строгом посте отказу подлежат все продукты животного происхождения (мясо, рыба, птица, яйца, молоко), а также растительное масло.

Всего в православии существует четыре многодневных поста: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. В дополнение к ним существует масса однодневных периодов воздержания. Большую часть среди последних занимают среды и пятницы, по умолчанию являющиеся постными днями практически каждую неделю (седмицу – по старой церковнославянской терминологии) в году. Есть, однако, и исключения. В некоторые недели пост со среды и пятницы снимается ввиду тех или иных обстоятельств. Их-то мы и знаем как дни сплошных седмиц. Что это значит в практическом смысле? Во-первых, в это время разрешается употреблять так называемую скоромную пищу: мясо, молоко и все прочее, что обычно считается непостным. Во-вторых, что особенно важно, в эти недели можно причащаться без предварительного поста, по крайней мере, так полагается по фиксированной письменной норме богослужебного устава.

Сплошных седмиц в году всего пять:

    Святочная неделя или святки.

    Седмица мытаря и фарисея.

    Сырная неделя, она же Масленица.

    Пасхальная, больше известная как Светлая седмица.

    Троицкая неделя.

Каждая из них либо предшествует многодневному посту, либо, наоборот, знаменует собой период отдыха и расслабления после оного.

Святочная седмица

Святки, строго говоря, – это не неделя, это одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Крещением. Они всегда приходятся на одни и те же числа – с 7 по 18 января по новому стилю или с 25 декабря по 5 января – по старому. Таким образом, святочные дни следуют сразу за Рождественским постом вплоть до крещенского сочельника.

Неделя Мытаря и фарисея

Перед Великим постом следуют несколько так называемых подготовительных седмиц. Из них сплошной является Неделя мытаря и фарисея. Поскольку даты Пасхи и предшествующего ей периода говения каждый год выпадают на разные числа, то и подготовительные седмицы не привязаны к определенным дням. Конкретно Неделе мытаря и фарисея отводится время за две седмицы до Великого поста.

Масленица

Знаменитая Масленица – это пережиток языческого праздника встречи весны. Сегодня она фактически слилась с сырной неделей. Так (или иначе – мясопустной) называется еще одна подготовительная сплошная седмица. Что это за время? В общем-то, это последние семь дней перед сорокавосьмидневным периодом говения, предваряющим Пасху.

Отличительной чертой Масленицы от других сплошных седмиц является то, что в нее уже запрещено вкушать мясные продукты, однако разрешается есть рыбу и молочное.

Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи также является сплошной, ввиду особой значимости праздника. Вообще-то, Воскресение Христово официально празднуется сорок дней, поэтому неудивительно, сколь особым масштабом торжественности и веселья отличается эта сплошная седмица. Что это значит? То, что в Светлую неделю категорически запрещены любой пост, аскеза и даже коленопреклоненные молитвы.

Троицкая неделя

После дня Святой Троицы следует последняя в церковном календаре сплошная седмица. Что это за праздник? Иначе он называется Пятидесятницей и отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Корни его уходят в иудейскую эортологию, а сугубо христианский смысл основывается на рассказе из Нового Завета о том, как Святой Дух в образе языков пламени сошел на апостолов, даровав им знание иных языков и прочие сверхъестественные дары. Событие это считается днем рожденья Церкви, поэтому в честь дня Святой Троицы следующая за ним неделя лишена постных дней. Зато после ее окончания начинается продолжительный Петровский пост, а потому эта седмица является также подготовительной к периоду воздержания, который заканчивается каждый год в один и тот же день – 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла.

Сплошные седмицы в 2019 году – это недели, в которых отсутствуют постные дни. В течение года кроме многодневных постов существуют и посты однодневные – в среду (предательство Иудой Иисуса Христа) и в пятницу (в память о распятии Иисуса Христа). В эти дни запрещено вкушение скоромной пищи: мяса, яиц, молока и продуктов, содержащих белки животного происхождения. Также в постные дни не разрешается проводить увеселительные мероприятия и стоит запрет на близость супругов. Согласно учению церкви, эти правила существуют для поддержания веры деятельной, не номинальной.

Сплошная седмица – что это?

Учения церкви заключаются не в одних лишь запретах и ограничениях. Помимо праздников, торжественных дней и благодатных событий, несколько раз в год православные люди проводят гуляния в течение целой недели, которая называется седмицей (от церковнославянского «семёрка», то есть семь дней). Сплошная неделя, всеядная, светлая седмица – все эти названия употребляются для обозначения недели, в которой отсутствуют постные дни. Торжествует вся церковь – заметны некоторые изменения в богослужении, облачения священнослужителей и прихожан праздничные, ну и, конечно, разрешается вкушение разнообразной пищи.

Дни сплошных седмиц

В году пять сплошных седмиц. По обыкновению это радостные дни после Рождества Христова – Святки с 7 по 17 января.

Для поддержания христиан перед началом великопостных дней церковью установлена Сырная седмица – Масленица, когда разрешается вкушение всякой скоромной пищи – масла, молока, яиц, рыбы, но уже без мяса 4-10 марта).

После главного для христиан события – Воскресения Иисуса Христа – пост запрещен, ибо радость настолько велика, что люди празднуют несколько дней – в 2019 году Светлая Пасхальная седмица с 28 апреля по 4 мая.

Через пятьдесят дней после Пасхи православная церковь отмечает День Святой Троицы, или Пятидесятницу (16 июня), после которой также следует сплошная неделя. Троицкая седмица или Зелёная неделя – «русальная», «проводная» – неделя перед Петровым постом.

Ознакомившись с понятиями о сплошных седмицах, легче переживать постное время в ожидании великих праздников православной церкви.



Просмотров