Россия в начале XXI столетия. Россия в начале XXI века

Период правления президента В. В. Путина. В 2000 г. после прихода к власти президента В. В. Путина был взят курс на укрепление федеральной власти, правопорядка, правового государства. Администрация президента при поддержке Государственной думы начала серию реформ, направленных на усиление контроля центра над субъектами Федерации. 13 мая 2000 г. был принят указ «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе», который заменил прежде существовавших представителей президента в каждом из 89 субъектов Федерации полномочными представителями президента РФ в семи федеральных округах, включающих каждый по нескольку субъектов. Федеральные структуры стали перестраиваться в соответствии с новой, более компактной структурой округов, что ослабило влияние губернаторов. 8 августа 2000 г. по инициативе президента была проведена реформа Совета Федерации. По новому закону губернаторы не могли заседать в верхней палате парламента. Их права уменьшились незначительно - в Совет Федерации губернаторы направляют своих представителей. С 2004 г. губернаторы назначаются по представлению президента законодательными собраниями региона.

Произошла консолидация политической системы. Началось сближение партий «Единство» и «Отечество», которое завершилось в 2001 г. созданием новой правящей партии «Единая Россия». На выборах 2007 г. она получила большинство голосов и депутатских мандатов. Оппозиционные партии обвиняли власти в давлении на избирателей в пользу «Единой России», которое нарушает нормы демократии. В 2005 г. были введены новые, более жесткие нормы по регистрации партий, их количество значительно сократилось - до семи. В парламенте остались четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и лояльная правительству и премьер-министру левоцентристская партия «Справедливая Россия». Сокращение возможностей для парламентской оппозиционной деятельности привело к росту уличной протестной активности, включая несанкционированные митинги, разгоняемые силами милиции.

Важными проблемами России оставались война на Кавказе и терроризм. 23–26 октября 2002 г. Москва снова подверглась нападению террористов - был захвачен Театральный центр на Дубровке, где шел спектакль «Норд-Ост». На этот раз российские власти не пошли на уступки террористам и освободили центр. При этом погибло более 100 человек. Теракты в Москве и на Кавказе продолжались. 1–3 сентября 2004 г. террористы захватили школу в Беслане (Осетия). От рук террористов и при штурме школы погибло более 300 человек, большинство - дети.

После гибели Масхадова (2005) и Басаева (2006), атаки экстремистов на Нальчик (2005) сепаратисты и исламские экстремисты не проводили крупных операций против федеральных войск. В 2003 г. президентом Чеченской Республики был избран бывший муфтий А. Кадыров, но в 2004 г. он погиб в результате теракта. В 2007 г. по представлению президента РФ президентом Чеченской Республики был утвержден Р. Кадыров, сын А. Кадырова.

Сотрудничество президента и парламента России позволило в 2000–2002 гг. осуществить важные правовые реформы - принять важнейшие кодексы: Налоговый, Административный, Трудовой и др. Налоговый кодекс резко снизил подоходный налог (до 13 %), что способствовало росту его собираемости. Трудовой кодекс ввел штрафы, которые предприниматели обязаны платить работникам в случае задержки зарплаты. В декабре 2000 г. президенту удалось добиться принятия новой государственной символики России, которую парламент не утверждал ранее из-за идеологических разногласий.

Были предприняты шаги к ограничению влияния медиамагнатов и региональных групп элиты в пользу центра.

Возникшая в 90-е гг. социальная система оказалась достаточно прочной и не претерпела качественных изменений в результате всех этих мер. В начале XXI в. значительно снизились возможности вертикальной социальной мобильности. Благоприятные условия на мировом рынке (в частности, высокие цены на энергоносители) создавали возможность для экономического роста без существенных структурных изменений.

Рост ВВП за период президентства В. В. Путина составил в 2000 г. - 10 %, в 2005 г. - 6,5 %. В дальнейшем рост продолжался до 2008 г. и был связан прежде всего со стремительным повышением цен на энергоносители.

Нефтегазовые доходы позволили сократить задолженности государства. В 1999 г. внешний государственный долг составлял 143,9 млрд долларов, в 2001 г. - 148,7 млрд, а к 2007 г. снизился до 50,1 млрд. При этом золотовалютные резервы России в 2006 г. превысили 240 млрд долларов. Эти средства вкладываются в зарубежные активы и не используются для модернизации экономики, решения острых социальных проблем страны.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2000–2005 гг. коэффициент распределения доходов (различие доходов самых богатых и самых бедных 10 % населения) вырос с 13,9 до 14,7. Социальные проблемы обострил новый виток роста цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

В 2005 г. начато выполнение приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, строительства жилья и сельского хозяйства. Реализацию проектов затрудняют такие проблемы России, как коррупция и неэффективность бюрократии, борьба лоббистских группировок.

«Давайте вспомним середину 90-х годов, когда, как в известной басне, лебедь, рак и щука в разные стороны тащили, а страна стояла на месте. Когда разные ветви власти удовлетворяли только свои политические амбиции, говорили о реформах, но мало что делали… - говорил президент В. В. Путин, обращаясь к Федеральному собранию. - Очень рассчитываю на то, что все ветви власти, осознав свою ответственность перед российским народом, после выборов 2007 и 2008 гг. найдут в себе силы для консолидации и вообще что власть будет сформирована таким образом, что она сможет эффективно функционировать и решать стоящие перед страной задачи».

В 2007 г. при поддержке президента В. В. Путина кандидатом в президенты был выдвинут первый вице-премьер, куратор национальных проектов и бывший руководитель Администрации президента Д. А. Медведев. 2 марта 2008 г. он был избран новым президентом России. В. В. Путин стал премьер-министром.

Период правления президента Д. А. Медведева и избирательные кампании 2011–2012 гг. Проверкой на прочность новой Администрации стали события в Южной Осетии. 4 августа 2008 г. население этой непризнанной республики и находившийся там миротворческий контингент подверглись нападению грузинских войск. Российская армия вошла в Южную Осетию и нанесла поражение грузинским формированиям. Она заняла северные районы собственно Грузии, что вызвало недовольство лидеров государств НАТО. Россия вывела войска с территории Грузии, но признала независимость Южной Осетии и Абхазии от Грузии, создав там свои базы.

Новым испытанием для России, как и для всего мира, стал начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис. Снизился курс рубля, уменьшились зарплаты, хотя продолжался рост цен.

В тяжелых условиях кризиса Д. А. Медведев выступал в поддержку малого и среднего бизнеса, за внедрение новых технологий, расширение роли Интернета в обществе, усиление борьбы с коррупцией, рост эффективности управления. В 2010 г. президент отправил в отставку многолетнего мэра Москвы Ю. М. Лужкова, а в 2011 г. - министра финансов А. Л. Кудрина. В период правления Д. А. Медведева началась политика «перезагрузки», то есть улучшения отношений с США. Однако развитие американской программы ПРО, различие взглядов на свержение авторитарных режимов в Северной Африке и другие проблемы не позволили решить эту задачу.

После выборов в Государственную думу 4 декабря «Единая Россия» получила немногим более половины депутатских мандатов. Однако уже в день выборов началась кампания митингов оппозиции, которая обвиняла власти в фальсификации выборов. 10 декабря на Болотной площади в Москве состоялась манифестация движения «За честные выборы», в которой приняли участие десятки тысяч людей. Они выступили за пересмотр итогов выборов, отказ от злоупотреблений на президентских выборах, освобождение политических заключенных, облегчение порядка регистрации новых партий. Последнее требование было удовлетворено. Массовые митинги и демонстрации периодически проходили до 12 июня 2012 г., когда были приняты не только политические, но и социальные требования движения: повышение зарплат, мораторий на коммерциализацию образования, дальнейшую приватизацию и др. В феврале - мае 2012 г. сторонники В. В. Путина и их союзники также проводили массовые манифестации, где выступали против угрозы «оранжевой революции» в России.

4 марта 2012 г. прошли выборы президента Российской Федерации. Президентом стал В. В. Путин, кандидатуру которого поддержали и Д. А. Медведев, и патриарх РПЦ Кирилл (возглавил церковь после кончины Алексия II в 2008 г.). 6 мая, за день до инаугурации В. В. Путина, произошли столкновения между демонстрантами и полицией. После этого законодательство о митингах было ужесточено, ответственность за его нарушение многократно повышена. Также были приняты законы, усиливающие ответственность за клевету, особенно на государственных служащих, государственный контроль над Интернетом.

В начале XXI в. перед Россией стоят масштабные задачи перехода от сырьевой к инновационной экономике, борьбы с коррупцией и произволом чиновничества, демократизации политической системы, поддержания безопасности и укрепления связей на постсоветском пространстве.

Духовная жизнь современного общества. Демократизация политической жизни и возникновение рыночного механизма повлекли за собой принципиальное изменение направления развития культуры.

Во-первых, в отличие от советского периода, когда субъектом культуры было государство, и от периода перестройки, когда им оказалась интеллигенция, в 1990-е гг. новым субъектом стал бизнес.

Во-вторых, при всем том, что в советский период цензура закрывала дорогу политически оппозиционным идеям, она не давала возможности увидеть свет и малохудожественным произведениям. С ликвидацией же в октябре 1991 г. Главлита на страницы печати, на радио и телевидение, на сцены и экраны кинотеатров хлынул неконтролируемый поток информации и произведений, в том числе низкосортных «поделок».

В-третьих, если Советское государство поддерживало творческие союзы и творчество людей, отвечающих критериям официальной идеологии, то в 1990-е гг. государственное финансирование было сведено к минимуму. Внедрение рыночных начал в сферу культуры ухудшило положение основной массы творческой интеллигенции. Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Искусство из творчества превратилось в ремесло. Резко сократилась сфера любительского художественного творчества, практически оказалась свернутой культурная жизнь в провинции и особенно на селе.

Эти процессы коснулись всех видов искусства:

¦ кинематограф из искусства и средства агитации превратился в досуг. Кинопрокат заполнили третьесортные боевики, вестерны, триллеры. Стабильно высокую популярность приобрели низкопробные с художественной точки зрения сериалы;

¦ практически перестало быть сферой искусства телевидение. Острая социально-политическая проблематика стала вызывать меньший интерес, чем раньше. Эфир заняли развлекательные программы («Поле чудес», «Угадай мелодию» и др.);

¦ театры, сохранившие в своей основе классический репертуар, в условиях рынка быстро пришли к финансовому кризису. Лишь к началу XXI в. благодаря творчеству режиссеров-новаторов П. Фоменко, В. Фокина, О. Табакова, Р. Виктюка, М. Левитина, Л. Додина, А. Калягина, Г. Волчек, К. Райкина, С. Арцибашева, С. Проханова и других театральные залы стали вновь заполняться;

¦ с проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов заполонила непритязательная художественно-развлекательная литература, рассчитанная на одно невнимательное прочтение; интеллектуальные произведения выходят маленькими тиражами, нередко - за счет авторов.

С точки зрения функционального предназначения массовая культура является развлекательной, с экономической же точки зрения это товар. Деятельность создателей этой культуры - будь то автор или продюсер - ничем не отличается от любой другой деятельности, направленной на производство потребительских товаров. Необходимость быстрого получения дохода с неизбежностью выхолащивает из искусства творчество и вдохновение, заменяя его продаваемым продуктом.

В условиях вытеснения классической культуры массовой культурой существенно возросло значение среднего образования как основного инструмента формирования духовных ценностей.

Система начального и среднего образования сохранила свой гуманистический характер, направленность на воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Новизной стал приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Существенно изменилось положение в сфере гуманитарного образования. Оно было освобождено от доминирования марксистско-ленинской доктрины.

Министерство образования и науки пошло на рискованные реформы, вызвавшие широкую критику в обществе: введение двухконцентровой системы изучения истории в школе, единый государственный экзамен и др.

С 1992 г. началось создание коммерческих учреждений образования: лицеев, гимназий и образовательных центров, профилированных школ, негосударственных вузов. Эти структуры не всегда могут обеспечить качественное образование и нередко руководствуются не столько просветительскими, сколько коммерческими соображениями. В конце первого десятилетия XXI в. за счет негосударственных вузов количество студентов превысило их число в 1990 г.

В первом десятилетии XXI в. в условиях вхождения в мировое образовательное пространство началась унификация отечественной системы образования и европейской: получили распространение бакалавриат и магистрат.

Культура - понятие историческое, в каждый период она наполнена разным содержанием. Классовое содержание и политические функции культуры, что было характерно для советской культуры, к началу XXI в. ушли в прошлое. Однако из этого прошлого взято то, чем Россия всегда гордилась, - гуманистические принципы и идеалы. В отличие от 90-х гг. XX в., ситуация в сфере культуры начала исправляться: постепенно строятся новые и реконструируются старые театры, музеи и библиотеки. В феврале 2012 г. правительством России принята федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 гг.)».

Наука и техника. Разрушение институтов социального государства, экономические трудности, сокращение расходов на военно-промышленный комплекс и фундаментальные исследования поставили отечественную науку на грань выживания.

Страна, сделавшая за предыдущие десятилетия невиданный скачок в накоплении национального научного богатства, столкнулась с дезинтеграцией отечественных научных структур и падением престижа науки. За 1990–2000 гг. из-за низкой зарплаты из научно-технической сферы ушло более 2,2 млн человек, то есть две трети. Численность техников и вспомогательного персонала, обеспечивающего техническую работу исследователей, сократилась на 43 и 53 % соответственно.

В первой половине 90-х гг. усилия государства в научной сфере были направлены на решение самых неотложных текущих проблем: урегулирование имущественного статуса научных организаций в условиях рыночной экономики, наделение их земельными участками, закрепление новых форм финансирования научной деятельности, повышение заработной платы. Параллельно шел переход от директивного планирования научно-исследовательских работ к конкурсному на основе независимой экспертизы.

В связи с радикальным изменением экономических основ и внешнеполитических целей военно-промышленный комплекс вступил в период деградации. Государственные закупки вооружения в 1991–1997 гг. сократились на 90 %. В 1995–1997 гг. Министерство обороны практически не сделало никаких крупных закупок военных самолетов и других ключевых видов военной техники. Выпуск многих типов военного оборудования был прекращен. Военные самолеты, вертолеты, танки, средства ПВО, стратегические и крылатые ракеты выпускались единицами. За 1992–1996 гг. военное производство сократилось почти в шесть раз, общий объем производства продукции ВПК - в семь раз. В 1996 г. по сравнению с 1990 г. расходы на военные НИОКР сократились более чем в 11 раз, а их доля в общих военных расходах - до 3,6 % против прежних 18,6 %. Выпуск вооружения поддерживался в некоторой степени экспортом оружия, но и он сильно сократился.

Провести конверсию за 1990-е гг. не удалось в силу ряда причин.

Во-первых, конверсия требовала значительных государственных инвестиций, которых в распоряжении правительства не было. Экономика военных и гражданских предприятий принципиально разная. При разработке оружия главной целью являются технические параметры, а экономические приоритеты - стоимость, возможности сбыта и т. д. - не имеют значения. Для гражданской продукции все наоборот. Во-вторых, были совершены ошибки в выборе стратегии и тактики конверсии, в порядке ее организации и управления ею. В результате передачи передовых технологий ВПК в гражданский сектор экономики повышение эффективности научно-технического потенциала оборонного сектора не произошло.

В первом десятилетии XXI в. внимание правительства к техническим наукам и техническому уровню промышленной продукции усилилось. В начале XXI в. в стране действовало 18 инновационно-технологических центров, 266 малых предприятий в научно-технической сфере, 70 технопарков. В регионах создано 30 узлов, составляющих основу национальной системы компьютерных сетей и коммуникаций в науке. Организовано пять суперкомпьютерных центров. Ускорилась интеграция российской науки в международное научное пространство и т. д.

Несмотря на колоссальные трудности, военно-промышленный комплекс начал выпускать конкурентоспособные разработки мирового уровня (от прицелов ночного видения до ракетных кораблей и ультрасовременной бронетанковой техники). Отечественные системы вооружений не только по-прежнему надежны и качественны, но и дешевле западных образцов, что немаловажно для потенциальных покупателей за рубежом.

Одновременно оборонные НИОКР России демонстрируют весьма значительный рост занятости в конструкторско-технологических подразделениях, работающих над развитием гражданских направлений. Ныне экспортеры российской военной техники начинают объединяться в реализации усилий по отчислению части доходов от экспорта оружия на финансирование перспективных НИОКР. Это наглядный пример того, как сама жизнь заставляет активизировать имеющийся в стране научно-технический потенциал.

Россия продолжает оставаться одной из ведущих космических держав. Федеральная космическая программа на 2006–2015 гг. ориентирована прежде всего на модернизацию имеющихся и создание новых образцов космической техники.

Началось оживление тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения, где производится востребованная рынком конкурентоспособная продукция. Самый значительный прирост - более чем на 30 % - был достигнут в железнодорожном машиностроении и приборостроении. Небольшая, но все-таки положительная динамика наблюдается в металлургическом машиностроении.

Руководство страны приступило к научно-технической модернизации и созданию инновационной экономики.

ВЫВОДЫ

Распад Советского Союза лишь обострил социально-экономические проблемы входивших в него стран. Распад прежней системы управления и хозяйственных связей привел к острому экономическому кризису. В этих условиях большинство граждан поддерживало идею радикальных либеральных преобразований, которые даже ценой некоторых жертв вывели бы страну из состояния социально-экономического падения. В ходе «шоковой терапии» 1992–1993 гг. и последующих реформ, несмотря на ожесточенное сопротивление оппозиции, собственность на средства производства перешла из рук государства в частную собственность. Образовалась система периферийного олигархического капитализма. Россия заняла место поставщика энергоресурсов и другого сырья для промышленности Европы и Китая. Разразилась война на Кавказе. В начале XXI в. ситуация в России стабилизировалась, руководство страны поставило задачи модернизации, понимаемой прежде всего как ускорение научно-технического развития и совершенствование системы государственного управления.

История [Шпаргалка] Фортунатов Владимир Валентинович

64. Россия в начале XXI в.

64. Россия в начале XXI в.

В 2000–2008 гг. Президент Российской Федерации В. В. Путин опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. Партия «Единая Россия» стала доминировать в Государственной думе. Удалось укрепить государство («вертикаль власти»), преодолеть сепаратистские тенденции и скорректировать осуществление экономических реформ. В 2000–2007 гг. сопротивление боевиков в Чечне переросло в партизанскую войну. Федеральным войскам удалось уничтожить главных лидеров вооруженного сопротивления. В восстановление Чеченской республики были вложены огромные средства.

Проводились административная (создано 7 крупных округов), налоговая (снижение подоходного налога до 13 %), военная (сокращение численности армии, введение альтернативной службы и службы по контракту) реформы и реформа местного самоуправления. В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг Российской Федерации.

Рост цен на энергоносители позволил сократить внешний долг, поднять доходы работающих, а также пенсии и пособия.

В 2004 г. Путин был избран на второй срок, в 2008 г. Президентом РФ стал Д. А. Медведев, а 4 марта 2012 г. Путин вновь стал президентом, уже на срок в 6 лет.

В 2008–2010 гг. в обстановке мирового кризиса Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель Правительства В. В. Путин стали повседневно контролировать социально-экономическую ситуацию. Сократилось промышленное производство, быстро росла безработица. Из Стабилизационного и Резервного фонда была оказана государственная поддержка крупным финансово-промышленным группам. Их сохранение «на плаву» российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Повышались пенсии, но зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.

В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, Президент страны Д. А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова. Со второй половины 2010 г. страна стала выходить из кризиса.

При Путине и Медведеве внешняя политика России приобрела более динамичный и самостоятельный характер. Россия в качестве члена Совета Безопасности ООН, располагая мощным ядерным потенциалом, сохранила влияние на международные дела. В августе 2008 г. российские воины защитили население Южной Осетии от угрозы уничтожения со стороны руководства Грузии.

Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны. Россия вносит крупный вклад в решение энергетических проблем, в освоение космического пространства.

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

ГЛАВА 1. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

Глава 1 Россия в начале XX в § 1. НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ «Часть света – Россия». В XX век Россия входила мощной державой. Ее территория, на которой в 1914 г. проживали 178,4 млн человек, раскинулась на 21,8 млн км2. Император Николай II справедливо называл Россию не страной, а частью

автора Щепетев Василий Иванович

Россия в начале XX в. Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась опорой абсолютизма, а власть

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Россия и запад в XIX – начале XX в. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904) Потребление продуктов питания рабочими Англии и России (недельное пищевое довольствие в 1913 г., кг) Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911) Основные показатели России, США и

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

4. Россия в конце XIX - начале XX в.

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Россия в начале XIX в К началу XIX в. территория России раскинулась на тысячи верст - от Балтийского моря до Тихого океана. На этом пространстве проживало 43,7 млн. человек. Из них на долю Сибири приходилось 3 млн. человек. Наиболее плотно были заселены центральные

автора

Глава 8 РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX В.

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 4. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI В. Период правления президента В. В. Путина. В 2000 г. после прихода к власти президента В. В. Путина был взят курс на укрепление федеральной власти, правопорядка, правового государства. Администрация президента при поддержке Государственной думы

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 14. Россия в начале XX века 14.1. Экономическое и социально-политическое развитие К началу XX в. окончательно складывается система российского капитализма. Россия благодаря индустриализации и промышленному подъему 1890-х гг. из отсталой аграрной страны становится

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава XI РОССИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. § 1. Экономическая политика самодержавия Конец XIX - начало XX в., как и пореформенная эпоха в целом, явились для России эпохой быстрого развития капитализма, развития, прерванного социальным катаклизмом 1917 г. Однако, несмотря на

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Раздел VIII. Россия в конце XIX – начале XX в. Социально-экономическое развитие В 1897 г. в России была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн человек, 13 % которых составляли горожане. К началу ХХ в., оставаясь аграрной страной, Россия заметно продвинулась

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

64. Россия в начале XXI в. В 2000–2008 гг. Президент Российской Федерации В. В. Путин опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. Партия «Единая Россия» стала доминировать в Государственной думе. Удалось укрепить государство

автора Сахаров Андрей Николаевич

РАЗДЕЛ IV. РОССИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 8. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в. § 1. Русско-японская война. Портсмутский мирРоссия не хотела войны с Японией. Царь Николай II и русские дипломаты прилагали немало усилий, чтобы избежать военного конфликта с Японией, которая требовала ухода России из Маньчжурии и признания

Из книги Последний император Николай Романов. 1894–1917 гг. автора Коллектив авторов

Россия в начале 20 века Царствование Николая II стало временем самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880–1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже

§ 1 Россия XXI века

Наша родина имеет богатую многовековую историю, занимает огромные просторы. На территории нашей страны проживает более ста сорока народов и наций, которые исповедуют практически все существующие в мире религии. На протяжении всего своего существования Россия была тесно связана с другими странами. Она делилась с ними своими достижениями, перенимала чужой опыт, подвергалась нашествиям и выступала в качестве защитницы других народов.

Россия находилась и находится в постоянном взаимодействии с другими государствами. И также как и другие страны подчиняется всеобщим законам исторического развития, одним из которых является закон ускорения развития общества. Смысл его заключается в следующем: каждая последующая историческая стадия протекает быстрее, чем предыдущая.

В 21 веке наша страна представляет собой быстро развивающуюся державу. Во всех сферах жизни российского общества мы наблюдаем очень серьезные, глубокие изменения.

§ 2 Политическая система России

В настоящее время происходит укрепление государственной власти. Именно она является стержнем политической сферы, которая представляет собой организованное руководство жизнью общества и государства. Чтобы это руководство было эффективным, необходимо, чтобы органы и учреждения, ее осуществляющие, работали четко и слажено. Государственная власть в России представлена в первую очередь президентом и парламентом.

Авторитет российского президента значительно возрос как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Политические партии, которые выражают интересы разных слоев общества, активно участвуют в политической жизни. В настоящий момент в Государственной Думе, именно так называется российский парламент, сформированы фракции четырех политических партий. Партия «Единая Россия» имеет «конституционное большинство» в Думе. Такое распределение политических сил позволяет быстрее принимать необходимые стране законы. А наличие других партий заставляет прислушиваться к голосам других участников политической жизни. В последнее время значительно возросло влияние общества на политическую жизнь в стране. Через общественные организации, митинги, СМИ простые граждане выражают свое мнение, демонстрируют отношение к решениям власти по различным вопросам. Сегодня мы можем говорить о постепенном формировании в России гражданского общества, которое представляет собой общество самостоятельных и независимых личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами и свободами.

§ 3 Социальная сфера нашей страны

В социальной сфере, которая включает в себя повседневные отношения людей, а также различные учреждения по обеспечению их жизнедеятельности, в последнее время происходят серьезные изменения. Средний класс является опорой современного общества. Для государства очень важно, чтобы средний класс по своей численности был бы достаточно большим. Это обеспечивает спокойствие и стабильность развития общества. В нашей стране его основу составляют люди, имеющие хорошее образование, стабильный доход, работающие в медицине, образовании, занимающиеся предпринимательством и т.д. Однако существует еще много граждан России, чей уровень жизни остается очень скромным, поэтому большое внимание наше государство уделяет проблеме увеличения доходов населения и улучшению качества жизни. На это направлено большинство социальных программ страны. Сложной также остается и демографическая ситуация. Нашим правительством разработаны специальные программы, которые направлены на увеличение рождаемости и сокращение смертности, уже наблюдается положительная динамика в этом вопросе.

§ 4 Экономическая сфера России

Изменения в социальной сфере тесно связаны с экономикой страны. Всем хорошо известно, что успехи в экономике обеспечивают выполнение социальных обязательств государства, так как именно здесь создается национальное богатство и национальный доход. Последствия экономического кризиса, который начался в 2008 году, в России на сегодняшний день преодолены. Но проблемы в этой сфере сохраняются: главными отраслями российской экономики все еще остаются добыча и экспорт полезных ископаемых и сырья. Мы продолжаем поставлять за рубеж нефть, газ, лес и другие природные богатства. А из-за границы Россия ввозит одежду, обувь, лекарства, бытовую технику и многое другое. Это делает нас зависимыми от иностранных государств. Поэтому одной из задач экономики является развитие собственного производства, которое должно соответствовать современным требованиям, а также быть высокотехнологичным, наукоемким и экологически безопасным.

§ 5 Краткие итоги по теме урока

В России 21 века наблюдаются противоречивые явления. С одной стороны, следует отметить увеличение числа культурных и образовательных учреждений, возрастание интереса россиян к религии, спорту и здоровому образу жизни. По всей стране происходит массовое строительство объектов культуры, которые активно посещают наши соотечественники. С другой стороны, россияне стали намного меньше читать, мы утрачиваем традиции общения и переписки с близкими людьми, происходит загрязнение русского языка так называемым сленгом.

Таким образом, во всех сферах общественной жизни нашей страны в 21 столетии происходят изменения. В одних областях они более заметны, в других - менее. Поэтому мы смело можем утверждать, что российское общество в начале 21 века является одним из быстроразвивающихся в мире.

Список использованной литературы:

  1. «Обществознание» 5 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
  2. «Обществознание» 6 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
  3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание» 6 класс.

Использованные изображения:

Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.

Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 гг..

Путин на премьерском посту с августа 1999 г. главное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер – С.Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада, С.В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество – вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е.М. Примаков, мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.В. Яковлев.

В 2000-2008 гг. Путин являлся Президентом Российской Федерации и при этом опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия.

Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.

Летом 2000 г. началась административная реформа . Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 субъектов федерации (регионов). Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.

С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган пи Президенте России – Государственный совет. А в Совет Федерации – верхнюю палату Федерального Собрания – вошли по два представителя от 89 регионов России – от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

В экономической области началась налоговая реформа . Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.



В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, выросли минимальный размер оплаты труда и стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы . Осуществлялось постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.

Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».

Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.

В 2008 г. начался мировой финансово-экономический кризис. Он проявился в форме сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран. Предшественником мирового кризиса стал ипотечный кризис в США, где в 2006 г. началось снижение числа продаж домов. Из ипотечного кризис трансформировался в финансовый. Компании потеряли возможность получать капиталы при размещении ценных бумаг, прежде всего в банках. С начала 2008 г. началось снижение объемов производства, спроса на сырье, выросла безработица.

Причинами кризиса посчитали общую цикличность экономического развития, перегрев кредитного и фондового рынков, высокие цены на сырьевые товары (в том числе на нефть). В США, европейских и других странах стали закрываться заводы, банки, газеты и т.д.

Осенью 2008 г. российское руководство заявило о том, что Россию кризис тоже затронул. Началось сокращение промышленного производства. Стала быстро расти безработица. Президент РФ Д.А. Медведев и Председатель Правительства Путин стали повседневно контролировать социально-экономическую ситуацию в так называемом режиме «ручного управления».

США, европейские и другие страны приняли комплекс мер для преодоления кризиса в национальных границах. На международных встречах «восьмёрки» и «двадцатки» лидеров ведущих стран были приняты меры для стабилизации системы международных экономических отношений, выделены средства для помощи наиболее пострадавшим регионам и странам – Греции, Ирландии, Исландии.

В России государственная поддержка была предоставлена крупным финансово-промышленным группах. Их сохранение «на плаву» российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Для преодоления кризиса были использованы золотовалютные резервы, накопленные в предыдущие «тучные» годы, когда были большие нефтегазовые доходы. В государственном бюджете появился дефицит. В условиях кризиса численность безработных в России достигала 7 млн. человек. Зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Было проведено несколько повышений размеров пенсий. Но свой бег ускорила инфляция. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.

Со второй половины 2010 г. руководители страны стали говорить о постепенном выходе из кризиса, о росте промышленного производства, доходов от продажи газа, нефти и другого сырья.

В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, президент страны Д.А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова.

Внешняя политика РФ. Региональные и глобальные интересы России.

Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и малодееспособному Ельцину пришел энергичный Путин. Он расширил круг посещаемых государств. После террористической атаки на США в сентябре 2001 г. и захвата чеченскими боевиками большой группы заложников в центре Москвы в октябре 2002 г. на международной арене стали лучше понимать действия российского ру­ководства в Чечне, ставшей одним из очагов международного терроризма.

С всту­плением в XXI в. Россия и россияне как никогда нуждаются в стабильности международной обстановки, без чего крайне затруднительным представля­ется упорядочить жизнь в стране, осуществлять дальнейшие необходимые преобразования.

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Новая постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении.

Геополитика представляет собой политологическую концепцию, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.).

Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ составляет более 58 тыс. км. У некоторых соседей есть давние территориальные претензии к РФ. Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустраиваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное пространство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния таких мировых гигантов, как Япония и Китай.

У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, - обладание ядерным оружием. Но в обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО. Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно.

При резко сократившихся ресурсах Россия, по мнению большинства аналитиков, перестала быть мировой державой. Она может играть лишь роль регионального лидера и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров является совещательным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами.

Попытка России обозначить свои интересы, например, в августе 2008 г. в ходе «операции по принуждению к миру» в отношении действий грузинского руководства в Южной Осетии встретили отрицательную реакцию со стороны западных стран.

Современные проблемы человечества и роль России в их решении

Понятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными . Они могут быть решены совместными усилиями всего человечества. Если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.

Наша страна тоже столкнулась с этими проблемами. Мощное индустриальное развитие и интенсификация сельского хозяйства породили множество экологических проблем. В апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС. В годы «перестройки» по стране прокатилась волна межэтнических конфликтов. В постсоветский период обозначилась проблема демографической деградации, депопуляции.

Современная Россия является крупнейшей ядерной державой с огромным промышленным, научно-техническим, интеллектуальным и культурным потенциалом.

От позиции руководства СССР и современной России во многом зависит гарантированное предотвращение возможной ядерной войны и полное прекращение гонки вооружений . В этой области ещё в 60-70-е годы были подписаны серьёзные соглашения, которые стабилизировали и сделали предсказуемыми международные отношения. После распада СССР Россия выступила гарантом соблюдения подписанных в своё время соглашений. На территорию России были перемещены запасы ракетно-ядерного оружия из ряда бывших республик СССР. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны.

Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. Опыт показывает, что успехи в деле решения глобальных проблем современности зависят от позиции ведущих стран мира, особенно США. Так, после террористической атаки на США в сентябре 2001 г. правительство этой страны осуществило серьезные меры против международного терроризма, действуя в кооперации с другими странами.

Крупный вклад наша страна вносит в решение энергетической проблемы , которая остро стоит в странах, не обладающих собственными запасами газа, нефти, угля, гидроресурсами. Значительная часть потребностей европейских и азиатских стран удовлетворяется за счёт экспорта энергоносителей из нашей страны. Россия является одной из ведущих стран в области атомной энергетики.

Россия остаётся одним из лидеров в освоении космического пространства. Не стоит недооценивать роль транспортных путей, которые пересекают территорию современной России. Сохраняет свои международные позиции, своё всемирное значение российская культура.

Решение глобальных проблем современности само по себе представляет глобальную проблему, так как требует согласования самых разнообразных интересов, выделения огромных финансовых средств, четкой координации действий всех заинтересованных сторон и последовательной политики на протяжении длительного времени.

Изучение дисциплины «История» является одним из элементов понимания простого тезиса – Земля у нас одна, Россия у нас одна. Нам по силам это сберечь.

Укрепление российской государственности. Политические реформы.

Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов (реформа системы местного управления):

    Центральный

    Северо-Западный

    Поволжский

    Уральский

    Сибирский

    Дальневосточный

Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, 4/5 из них были приведены в соответствие.

Реформа Федерального Собрания .

    Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами.

    Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.

    Совершенствовалась и российская многопартийная система. Принятый Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. В результате значение политических партий в жизни страны усилилось.

Судебная реформа .

Появились суд присяжных, институт мировых судей и судебных приставов, из судебного процесса были выведены народные заседатели. В короткий срок была завершена работа по кодификации российского законодательства.

Военная реформа .

Создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г.

Экономические реформы .

    Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

    По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13 %-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения. Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.

    Начата аграрная реформа. Появились законы о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.

    Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий – гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта).

    Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х гг. стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определять политику государства. Сотрудничая с ними, государство в то же время последовательно лишало их возможности вмешиваться в вопросы, относящиеся только к его ведению, внимательно следило за соблюдением Налогового кодекса.

    В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке стали увеличиваться расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду. Открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Мировые цены на нефть в начале XXI в. держались на высоком уровне.

    Доходы государственного бюджета выросли. Правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач.

    Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами.

    В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы составили 40 млрд долларов, а в начале 2007 г. превысили 330 млрд долларов.

Правительство России приступило к реализации мер по модернизации (совершенствованию и обновлению) системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно ее наиболее перспективных направлений. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличивался размер минимальной зарплаты работников бюджетной сферы. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.



Просмотров