Ваше отношение к родной земле. Современные проблемы науки и образования

Экологическое воспитание на уроках литературы.

из опыта работы учителя русского языка и литературы Агафоновой Светланы Адамовны

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»

Город Шемонаиха .

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский.

Формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников.

Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы - это составная часть нравственного и эстетического воспитания.

Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.

В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землёй, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями-иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех её проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного бережного отношения к природе. Тем не менее, в практике нашей работы нередко недостаточное внимание к проблемам связи человека с миром природы, «с братьями нашими меньшими». Эти проблемы были и остаются для писателей многих поколений актуальнейшими проблемами времени.

Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность. Богатый мир природы, её гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И.Тургенева, Ф.Тютчева, К.Паустовского, В.Астафьева и многих других писателей, чьё творчество изучается в школе.

Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, с чем это связано, вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Если в творчестве писателей 19 века мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходит до обостренной звенящей высоты в «Царь-рыбе» В.Астафьева, в потрясающем произведении Ч.Айтматова «Плаха», главная мысль которых в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведёт к гибели самого человек; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя.

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает лучше понять душевное состояние, внутренний мир героя. Достаточно вспомнить сейчас произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова и многих других.

Рисуя различные отношения человека и природы, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.

В литературе образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порой принимаем за чистую лирику природы, пейзажные зарисовки оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

Решая на уроке задачу воспитания бережного отношения к природе, нельзя забывать о специфике воздействия художественного слова на читателя-школьника. Чтобы это воздействие состоялось необходимо:

*Постоянно вызывать сильную, яркую эмоцию на предлагаемый художественный материал - это эмоциональное слово учителя, выразительное чтение учителя или учеников, обращение к ним публицистически заострёнными вопросами.

Примером глубокого личностного обращения учителя к каждому ученику может служить рассчитанное на душевный отклик слово, например, при знакомстве с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой». «Если Земля-территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину - освобождают, территорию - захватывают. Хозяин-на земле, на территории - завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля-земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория. Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё что могли, а там хоть потоп?»

*Воссоздание в воображении учащихся зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих её красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. Решению этой задачи служит такой тип вопросов и заданий, который позволяет испытать читателю «эффект присутствия»:

Каким мы видим в произведении мир (природу, лес, землю, озеро…)

Вот мы вместе с писателем мысленно прошли по лесу и озеру, Что и благодаря чему мы увидели и услышали? (Например, при знакомстве с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца»5 класс.)

Перескажите описание природы, сохраняя авторские эпитеты, сравнения.

Как меняется картина природы в течение дня?

Как рождается утро?

О чём свидетельствуют эти художественные картины?

Важны и задания, предлагающие передать своё восприятие природы (её звуки, краски, движения) и вызванные художественными и реальными картинами природы, чувства (любовь, восхищение, радость, грусть, тревогу, боль).

*Осознать влияние на внутренний мир человека. Этому помогают задания на осмысление высказываний литературных героев, например, героя одной из повестей В. Распутина, который любуется красотой вечера у реки: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»

Учащимся предлагается передать своё отношение к этому высказыванию, рассказать, испытывали ли они такие моменты, подумать, о чём это говорит.

*Так как художественное произведение - это отражение жизни через призму авторского отношения к ней, необходимо направлять учащихся на оценку экологической ситуации, легшей в основу произведения, на оценку её автором, на сопоставление позиций писателя в его отношении к природе со своим, читательским.

Для осмысления позиции писателей и своего отношения к ней важна постановка перед учащимися такого типа вопросов:

Каким предстаёт перед вами художник из своих высказываний, произведений о природе? Чем озабочен? Что отстаивает? К чему непримирим? Какие взгляды писателя наиболее близки вам?

О каких его убеждениях вы могли бы сказать, что это и ваши убеждения.

*Осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Это ведёт к глубоко личностному переживанию и осмыслению прочитанного. Здесь уместны, например, задания такого типа:

Писатель К. Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землёй.

Согласны ли вы с ним?

Любим ли мы свой край? В чём это проявляется?

Какие поэтические образы родной земли, родной природы наиболее близки вам и почему?

В последнее время экологическая тревога обретает особое общественное звучание в нашей литературе. Наше неравнодушие к этой проблеме поможет нам воспитать активных защитников природы.

Не оставляют равнодушными такие произведения, «Кладовая солнца» и «Всё в тающей дымке». «Здесь нужно всмотреться»- вот девиз совместной работы учителя и учащимися.

Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины?

Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах, что вы прежде всего вспоминаете?

Назовите места в районе, городе, где вам нравиться бывать? Что вы знаете об этих местах? Какими бы вы красками изобразили вечернюю зарю или заходящее солнце?

Вся эта работа приводит к выводу: всмотреться в природу и увидеть в её не броскости, застенчивости «прелесть» - это значит приобрести такую зоркость души и сердца, которая потом позволит по-настоящему всмотреться в себя, в людей, в жизнь, понять её смысл.

Подтверждением этого являются те сочинения, которые пишут наши ученики после знакомства с произведениями, которые уводят в мир родной природы. Эти сочинения - результат того огромного влияния, которое оказывают произведения на формирование лучших начал в человеке.

Ученик 6 класса Кирилл Р. пишет сочинение «На пасеке»

Труд-это жизнь.

Однажды летом к нам приехал мой дядя и пригласил меня на пасеку. Он пчеловод.

Мне очень понравилось на пасеке. Расположена она в лощине. Вокруг пасеки растёт множество деревьев, весело журчит ручей. В зелёной листве деревьев целый день раздаётся весёлое пение птиц, стрекотание сорок. Несколько дней я жил на пасеке и помогал дяде. Работа очень интересная, но сложная. Пчёлы заинтересовали меня своим трудолюбием. С самого восхода солнца до его заката кипит у них работа. Жизнь пчелы очень коротка: после десяти вылетов она погибает от непосильного труда.

Много интересного я узнал о жизни пчёл от дяди в это лето. Но и труд пчеловода похож на жизнь пчел. Он тоже встаёт с первыми лучами солнца и заканчивает работу поздно вечером.

Наблюдая за пчёлами, муравьями, птицами, взрослыми людьми, я пришёл к выводу, что труд - есть смысл всего на земле, труд-это жизнь.

Большое значение в воспитании бережного отношения к природе имеет произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного труженика, которому лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь. Знакомясь с произведением, подчёркиваем особо мысль о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. В процессе работы класса над произведением стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им.

Вот обращение к Антипычу с вопросом, где, правда. Но Антипыч отвечает:

Нет, пока жив я сказать не могу, вы сами ищите.

Ставятся проблемные вопросы:

В чём правда Антипыча? Почему каждый сам должен искать правду?

Эти вопросы-задания придают смысл всей работе над сказкой, определяет роль и назначение каждого факта и эпизода в произведении.

Ответ на первый вопрос пятиклассники находят в самом произведении: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». Учитель поясняет ученикам эти слова и помогает ответить на последний вопрос: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе, к этой правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Очень важен такой вопрос: почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? Борьба чего против чего?

Ответ на него помогает ребятам противопоставить важнейшее качества, определяющие поступки людей: с одной стороны любовь к ним, с другой стороны - эгоизм.

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную тесную связь всего существующего на земле, необходим серьёзный разговор.

Могут ли сосны, ели, ветер уподобиться живым существам?

Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

Докажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу?

Оправдано ли название сказки «Кладовая солнца»?

На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?

Цель наша достигнута, если ребята понимают, что для мудрого человека, расчётливого хозяина, который берёт у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа-друг, союзник. Если же человек только берёт, он погубит сначала природу, а потом себя.

Показывая взаимосвязь человека и природы мы «правду» человека раскрываем через природу.

Для чего открыта «Кладовая солнца»?

Выслушивая рассуждения учащихся, обращаю их внимание на мысль о том, что воспользоваться богатством, кладом природы может тот, кто её знает и любит, кто по-настоящему умеет трудиться. В связи с этим мы говорим о Насте и Митраше.

Подчёркиваем трудолюбие детей, любовь ко всему живому, чуткое отношение к природе, близость к ней, их бескорыстие. Настя отдала больным детям собранную с большими опасностями и трудом, целебную ягоду, которая им с Митрашей тоже была нужна.

Размышляя с учащимися о названии сказки, говорим о роли солнца в жизни природы и человека, как неиссякаемого источника тепла под благотворным влиянием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками и светом.

Покажите, как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днём.

Учащиеся читают, как на чёрный большой пень, хранивший тепло солнца, «выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящерий» ,а «четыре бабочки-лимонницы,сложив крылышки,припали усиками» ,большие чёрные мухи прилетели ночевать».

В заключение читаем слова Пришвина о роли солнца в жизни природы:«…горячее солнце было матерью каждой травинки,каждого цветочка,каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало тепло».

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?

Обобщая наблюдения, отмечаем, что правда солнца-та же правда Антипыча. Суть её в то же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Антипыч дарит добро лесу, людям, Травке.

Овладеть правдой Антипыча-это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.

В ходе совместной работы пятиклассники убедились, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь, так как, по мнению Пришвина, «охранять природу - значить охранять Родину».

Как при чтении произведений писателей-классиков, так и при чтении произведений современных писателей ведётся большой разговор о природе, о бережном отношении к ней, частице нашей жизни, решаются вечные проблемы-добра и зла.

Предлагаются для самостоятельного чтения произведения, которые заставят многое увидеть, понять в жизни природы, серьёзно задуматься о своём участии в её судьбе. Особый интерес подростки проявляют к произведениям, в которых появляется четвероногий друг человека - собака. Это и «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольского, «Царь-рыба» Астафьева, «Потомок Джима» Абрамова, рассказы Бианки и другие.

В старших классах были прочитаны учащимися самостоятельно и проведены уроки, посвящённые произведениям в основе которых лежит тема защиты окружающей среды (это Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Айтматов «Белый пароход», «Плаха» и другие). После обсуждения прочитанного писали сочинение. Например, было предложено сочинение - миниатюра «Человек и природа» Вот одно из них.

«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней», - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем иная, чем та, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе, ничто кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится всё меньше и меньше. Безумный двадцать первый век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем.

Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. те, кто постоянно связан с природой, люди, которые наблюдают и изучают, - учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, а в последнее время и космонавты обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, задумались и забеспокоились люди на земле.

О природе писали и пишут многие художники слова. В детстве мы читали Аксакова, Бианки, Паустовского и многих других писателей, отражающих в своих произведениях природу, её растительный и животный мир.

О взаимоотношениях между человеком и природой с душевной болью пишут Б. Васильев, В.Распутин Ч.Айтматов.Им удаётся глубже раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее чем прежде относиться к ней, ведь мы сами - тоже её частица, несмотря на то, что отгородились от неё каменными стенами городов. И если природе будет плохо, непременно плохо будет и нам».

Вся наша сегодняшняя боль за нашу землю, за уничтожение травы, животного мира звучит в этих произведениях и раздаётся призыв опомниться, сохранить нашу планету Земля, оставить её для потомков.

Тема войны и экологии звучит и не перестаёт звучать в нашей литературе, пока она будет существовать. Поэтому не случайно, что именно такие произведения с интересом читаются юным поколением, вызывая столько раздумий, формируя лучшее, человеческое.

Об этом чувстве сказано немало искренних и высо-
ких слов, и оно их заслуживает. Оно является неотъ-
емлемой частью того железного каркаса, на котором
держится здание социальной жизни и с разрушением
которого оно превращается в груду развалин.

Любовь к отечеству - одно из самых глубоких
чувств, закрепленное в человеческой душе веками и
тысячелетиями. «Знаменье лучшее - за отечество храб-
ро сражаться»,- говорил еще Гомер; «Городам, их вели-
чию, блеску, совершенству построек дивятся многие,
родину же любят все» - это слова Лукиана; «Отчизны
голос - голос лучшей музы»- П. Беранже; «И дым
отечества нам сладок и приятен» - А. С. Грибоедов;


«Нет у человека ничего прекраснее и дороже роди-
ны. Человек без родины - нищий человек» - Я. Колас.

Любовь к родине - один из наиболее отчетливых
образцов любви как таковой. «Нам дороги родители,
дороги дети, близкие, родственники,- говорит Цице-
рон,- но все представления о любви к чему-либо
соединены в одном слове «отчизна». Какой честный
человек станет колебаться умереть за нее, если он
может принести этим ей пользу?»

Любовь к родине означает любовь к родной земле
и живущему на ней народу. Эти две составляющие
единого чувства обычно идут вместе, поддерживая и
усиливая друг друга. Но случается, что они трагически
расходятся: человек любит родину, но не своих сооте-
чественников. Любовь к родине, противопоставленная
любви к живым людям, неминуемо оказывается аб-
страктной и декларативной. И если такой человек вос-
ходит на вершину власти, он приносит бедствия своему
народу.

В фундаменте диктатуры и тирании зачастую лежит
противопоставление «высоких интересов» родины (так
или иначе отождествляемых диктатором со своими
собственными интересами или интересами стоящей за
ним узкой группы) интересам якобы недостойного ее
народа. Это хорошо выразил уже Софокл в образе
диктатора Креонта, любившего, как ему казалось, роди-
ну, но не ее людей, и навлекшего несчастья не только
на них, но и на самого себя.

Чешский философ прошлого века Я. Колар был скло-
нен противопоставлять любовь к народу, нации - люб-
ви к отечеству и ставить первую выше второй. «...Что
должен разумный человек любить больше - страну или
народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко
найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык -
нигде и никогда; родина сама по себе есть мертвая
земля, чужеродный предмет, это не человек; нация


же есть наша кровь, жизнь, дух, личное свойство». Лю-
бовь к отечеству, к родным местам кажется Колару
слепым естественным инстинктом, присущим не только
человеку, но и животным и даже растениям, в то время
как любовь к народу всегда облагорожена разумом
и образованием. «...Многие деревья и цветы с такой
привязанностью льнут к своей родине, ее земле, воз-
духу и воде, что сразу вянут, чахнут и меняются, если
их пересадить; аист, ласточка и другие перелетные
птицы возвращаются из более прекрасных стран в свою
холодную родную землю, в бедные гнезда; многие
звери дают себя скорее убить, чем покинуть свою зем-
лю, свою территорию, пещеру, свой дом и пищу, а
если мы их насильно вырвем из их родных условий
жизни и переведем в чужие края, они погибнут от
тоски по дому». Любовь к родной земле как низшая
ступень любви к родине больше свойственна, думает
Колар, неразвитому человеку, дикарю, не знающему
ничего, подобного нации; современный же, развитый и
образованный человек выше ставит свою нацию. «Гру-
бый дикарь больше льнет к своей бедной, закопчен-
ной, наполненной дымом и дурными запахами лачуге
и к негостеприимной пустыне, чем образованный чело-
век к своему дворцу и парку. Родина эскимоса, его
жены и детей - это большая льдина, плавающая в ши-
роком море; льдина качается и наклоняется на грозных
волнах, морские бури и морские течения носят ее по
широким просторам. Тюлени и морские птицы - вот
его земляки, рыба и падаль - его пища. Год за годом
живет он со своей семьей на этой ледовой родине,
яростно защищает ее от неприятелей и любит ее так
сильно, что не променял бы ее на самые прекрасные
уголки земли. Дикарь знает только землю, которая его
родила, а чужеземец и неприятель называются у него
одним понятием; весь мир замкнут в границах его страны.
Кого же мы должны благодарить за то лучшее и благо-


роднейшее, что мы имеем? Не себя, не нашу землю,
а наших предков и современников» ".

Вряд ли это красочное, но предвзятое описание
справедливо. Земляки эскимоса - не одни тюлени и
птицы, и любит он не только жену и детей, но и свой
народ, пусть небольшой, но народ, с его особыми, только
ему присущими языком, преданиями, традициями, на-
деждами и т. д.

Опрометчиво также утверждать, что у современного
человека чувство родной земли слабеет, уступая при-
вязанности к своему народу.

Композитор Сергей Рахманинов и его жена, горячо
любившие Россию, оказавшись в Швейцарии, создали
под Люцерном некое подобие Ивановки, деревни, в
которой они когда-то жили. Но полной замены так и
не получилось. Рахманинов любил это место, там к нему
вернулась музыка, он после долгого перерыва снова на-
чал сочинять. Но однажды он с тоской проговорился
об утраченных родных местах. «Разве тут комары?-
вскричал он, прихлопнув одного из них.- Они и жа-
лить-то не умеют. Не то что наш, ивановский - вопь-
ется, света божьего не взвидишь».

И. Бунин говорил своему секретарю Бахраху: «Сколь-
ко русских зачахли на чужбине. От бедности, от бо-
лезней? Не знаю, думаю - гораздо больше от тоски по
Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке
Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов...» Из
письма Чехова из Ниццы к своей сестре Бунин выпи-
сал: «...работаю, к великой досаде, недостаточно много
и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне
за чужим столом неудобно...» Зачитав эту выписку,
вспоминает Бахрах, Иван Алексеевич помолчал, глядя
на вечереющее небо Граса, и каким-то тусклым, сев-

Колар Я. О литературной взаимности//Антология чешской и
словацкой философии. М., 1982. С. 234-235.


Один русский писатель, живший в эмиграции, вспо-
минал суждение своего земляка, осевшего волей судьбы
в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот
наши края: едешь неделю по болотам и никуда не
выедешь!»

Пусть и неважное, но родное, и современному чело-
веку может казаться лучшим, чем хорошее, но чуже-
земное.

Противопоставление родины и ее народа никогда
не приносило и не способно принести добра. Ни в том
случае, когда интересы родины ставятся выше интересов
народа, ни в том, когда любви к народу отдается пред-
почтение перед любовью к родной земле.

Чувство патриотизма делает человека частицей вели-
кого целого - своей родины, с которой он готов раз-
делить и радость, и скорбь.

Россия, любимая, с этим не шутят,
Все боли твои - меня болью пронзили.
Россия, я твой капиллярный сосудик,
Мне больно, когда тебе больно, Россия.

А. Вознесенский

С особой остротой патриотические чувства вспыхи-
вают, когда на родину обрушиваются тяжелые испы-
тания. «Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощу-
щает в глубине своего сердца» (В. Гюго). Война, голод,
стихийные бедствия сплачивают народ, заставляют забыть
все частное и преходящее, отказаться "от прежних при-
страстий и посвятить все силы одному - спасению ро-
дины.

Осенью 1941 г., когда фашистская армада, казалось,l
неудержимо шла на Москву, Бунин говорил, вспоминая,?!


наверное, недавние революцию и гражданскую войну:
«В своем дому можно поссориться, даже подраться.
Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все
склоки надо в сторону отложить да всем миром по
чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели.
Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием,
писал, что войны нужны лишь власть предержащим.
Но, напади враги на Россию, войну продолжал бы про-
клинать, а всем сердцем за своих бы болел. Так уж
нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому
быть не должно. А русский поражен тоской и любовью
к отечеству сильнее, чем кто-либо...» "

Адмирал Колчак, провозгласивший себя в граждан-
скую войну «верховным правителем России», призна-
вался, что ему легче было бы умереть от холеры, чем
от рук пролетариата. «Это все равно,- говорил он,-
что быть съеденным домашними свиньями». Однако
любовь к своему народу оказалась сильнее острой
ненависти к классовому врагу. Его возлюбленная через
много лет вспоминала, что, когда они с Колчаком вы-
ехали из Омска, с ними следовал русский золотой запас,
оказавшийся роковым для адмирала: двадцать девять
пульмановских вагонов с золотом, платиной, серебром,
драгоценностями царских сокровищ. Адмирал боялся,
что золото попадет в руки иностранцев. За день до
ареста он сказал: «Долг повелевал мне бороться с боль-
шевиками до последней возможности. Я побежден,
а золото? Пусть оно достанется большевикам, нежели
чехам. И среди большевиков есть русские люди» 2 .

Отстаивая свой народ, Моисей, как известно, пре-
кословил самому Богу: «И возвратился Моисей к Гос-
поду, и сказал: о, народ сей сделал великий грех;


сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если
нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую
Ты вписал» (Исход 32, 31-32).

Страстное желание служить народу, не оставлять
его в годину несчастий может пересилить даже любовь
к богу, если между этими чувствами вдруг приходится
выбирать.

Плохо, когда человек оставляет другого человека
в беде или предает его. Но оставить в беде отечество
и тем более предать его - это преступление, для кото-
рого нет ни срока давности, ни покаяния, ни прощения.

Любовь к родине менее всего является слепым,
инстинктивным чувством, заставляющим бездумно пре-
возносить отечество, не замечая его пороков. Любить
родину - значит прежде всего желать ей добра, доби-
ваться того, чтобы она сделалась лучше.

Один из самых замечательных патриотов в истории
России, П. Я. Чаадаев, писал: «Больше, чем кто-нибудь
из вас, я люблю свою Родину, желаю ей славы, умею
ценить высокие качества моего народа. Наверное, пат-
риотическое чувство, воодушевляющее меня, не сов-
сем похоже на то, чьи крики нарушили мое существо-
вание. Я не научился любить свою Родину с закры-
тыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми
устами. Я нахожу, что человек может быть полезен
своей стране только в том случае, если ясно видит
ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло^
что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной».
Чаадаева сочли клеветником на свое отечество, объ-
явили сумасшедшим, запретили печататься. Его «Апо-
логия сумасшедшего», из которой взят отрывок, была
написана в середине 30-х годов прошлого столетия,
но в России была опубликована только в начале нашего
века.

Мысль, что настоящий патриотизм должен быть про-
низан светом критического разума, не всем представ-


ляется очевидной. Любовь к отечеству и теперь нередко
отзывается тем приторным хвастанием, которое в Рос-
сии когда-то с иронией называли «квасным патриотиз-
мом». Послушаешь такого квасного патриота, замечал
Гоголь, и, если даже он чистосердечен, «только плю-
нешь на Россию!»

М. Салтыков-Щедрин был горячо, беззаветно предан
своей стране. «Я люблю Россию до боли сердечной,-
писал он,- и даже не могу помыслить себя где-либо
кроме России». И вместе с тем его отношение к стране
и народу было исполнено той трагической двойствен-
ности, о которой позднее А. Блок сказал в «Возмездии»:

И отвращение от жизни,

И к ней бездумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

Салтыков-Щедрин, хорошо видевший экономиче-
скую и политическую отсталость России, не способной
воспользоваться огромностью материальных ресурсов
и талантами своего народа, создал самую суровую и
мрачную в русской литературе картину своей родины.
Страсть к отчизне не мешала ему подвергнуть осуж-
дению и осмеянию ее пороки.

Истинный патриотизм чужд и враждебен национа-
листическому высокомерию и каким-либо национали-
стическим предрассудкам.

«...Берегитесь тупого, нетерпимого, кичливого пат-
риотизма, потому что он часто бывает только пред-
логом для самых черных поступков...» (Я. Колар).

Любовь к своему отечеству, не соединенная с мыс-
лью о верховенстве общечеловеческой идеи, о равен-
стве всех народов, безотносительно к уровню их социа-
льного и культурного развития, приносит вред в первую
очередь самой родине. «...Нельзя не любить отече-
ства...- писал В. Белинский,- только надобно, чтобы
эта любовь была не мертвым довольством тем, что
есть, но живым желанием усовершенствования; сло-


вом - любовь к отечеству должна быть вместе и лю-
бовью к человечеству». «Любить свою родину - зна-
чит пламенно желать видеть в ней осуществление идеа-
ла человечества и по мере сил своих споспешествовать
этому» ". Об ущербности национального эгоизма и се-
паратизма, необходимости соединения национального с
общечеловеческим всегда говорила русская литература.
«...Нравственные принципы всякого отдельного народа
суть принципы общечеловеческие»,- писал Салтыков-
Щедрин, и в другом месте: «Идея, согревающая пат-
риотизм,- это идея общего блага... это школа, в кото-
рой человек развивается к восприятию идеи о чело-
вечестве».

Противоположностью национализма является прини-
жение своей родины и своего народа, своеобразный
национальный нигилизм, выставлявшийся в недавнем
прошлом чуть ли не естественным следствием интер-
национализма. «К сожалению, есть силы,- отмечал в
одном из интервью писатель Ч. Айтматов,- которые
в самом народе, и это часто бывает, отрицают сами
себя. Они заняты самооговором. Я называю это нацио-
нальным нигилизмом. Явление это такое же реакцион-
ное, как и сам национализм».

Национальное и общечеловеческое, интернацио-
нальное- две взаимосвязанные стороны. Без их един-
ства нет мирового процесса развития и сближения
народов и наций, составляющих единое человечество.

Сближение наций и преодоление национальных
границ - закономерность исторического процесса. В Ев-
ропе она стала остро ощущаться уже после первой
мировой войны.

«Сегодня каждый «интеллектуал» в Германии, в Анг-
лии или во Франции ощущает,- писал испанский фило-
соф X. Ортега-и-Гассет,- что границы его государства

1 Белинский В. Г. Собр. соч. В 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 639, 640.


стесняют его, еж задыхается в них; его национальная
принадлежность лишь ограничивает, умаляет его...
Впервые в своей политической, экономической и духов-
ной деятельности европеец наталкивается на границы
своего государства; впервые он чувствует, что его жиз-
ненные возможности непропорциональны границам того
политического образования, в которое он включен. И тут
он делает открытие: быть англичанином, немцем, фран-
цузом значит быть провинциалом».

Это рассуждение, относящееся к концу 20-х годов
нашего века, Ортега подытоживает так: «Европа воз-
никла как комплекс малых наций. Идея нации и нацио-
нальное чувство были ее самыми характерными дости-
жениями. Теперь ей необходимо преодолеть самое
себя. Вот схема грандиозной драмы, которая должна
разыграться в ближайшие годы» .

Драма произошла - вторая мировая война, раско-
ловшая Европу на две противостоящие части. В каж-
дой из них шли активные процессы интеграции. Западно-
европейские страны стоят теперь перед решающим ша-
гом: экономические связи предполагается расширить и
дополнить определенного рода политическим объеди-
нением. Сближение европейских социалистических и
капиталистических стран поставило на повестку дня
вопрос о создании единого «европейского дома».

Углубляющиеся и расширяющиеся процессы интегра-
ции европейских стран никоим образом не ставят под
сомнение ни их национальное своеобразие, ни их госу-
дарственный суверенитет.

Здесь можно вспомнить В. С. Соловьева, еще в кон-
це прошлого века изложившего основное условие еди-
нения народов и государств: «Определенное различие,
или раздельность жизненных сфер, как индивидуаль-

1 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989.
№ 4. С. 135-136.


ных, так и собирательных, никогда не будет и не
должно быть упразднено, потому что такое всеобщее
слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к
полноте бытия. Истинное соединение предполагает
истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу
которой они не исключают, а взаимно полагают друг
друга, находя каждый в другом полноту собственной
жизни... Всякий социальный организм должен быть для
каждого своего члена не внешнею границей его дея-
тельности, а положительной опорой и восполнением...» 1

Теперь, когда многократно возросла зависимость
народов и государств друг от друга и стала мрачной
реальностью угроза гибели человечества в случае ядер-
ной войны, национальное и общечеловеческое с осо-
бой остротой обнаруживают свое внутреннее, нераз-
рывное единство.

Ж. Ренану принадлежит знаменитая формула, рас-
крывающая суть того, что соединяет людей в одну
нацию: «Общая слава в прошлом, общая воля в на-
стоящем; воспоминание о великих делах и готовность
к ним - вот существенные условия для создания на-
рода... Позади - наследие славы и раскаяния, впе-
реди - общая программа действий... Жизнь нации -
это ежедневный плебисцит».

Нация - это общность крови, языка, столетиями
складывавшегося национального характера. Привязан-
ность к своему народу опирается на уважение к его
историческому прошлому и унаследованным от него
традициям. Утратить свою историю для нации все
равно что для человека потерять память.

Но нация не только «наследие славы и раскаяния»,
она также и прежде всего то, что «делается» и «будет».
Это главное в формуле Ренана: нация есть общая про-
грамма будущего, вырабатываемая ежедневным голо-

1 Соловьев В. С. Собр. соч. Т. 7. С. 13.


сованием. Прошлое охраняет и поддерживает нацию,
но движущей и образующей ее силой является буду-
щее. «Если бы нация состояла только из прошлого и
настоящего,- пишет X. Ортега-и-Гассет,- никто не стал
бы ее защищать. Те, кто спорит с этим,- лицемеры
или бездумцы. Но бывает, что прошлое закидывает в
будущее приманки, действительные или воображаемые.
Мы хотим, чтобы наша нация существовала в буду-
щем, мы защищаем ее ради этого, а не во имя общего
прошлого, не во имя крови, языка и т. д. Защищая наше
государство, мы защищаем наше завтра, а не наше
вчера» ".

Любовь к своему народу не сводится к уважитель-
ному и бережному отношению к общему прошлому.
Она предполагает прежде всего заботу о будущем,
о реализации той программы «общего дела», которая
каждодневно формируется в недрах народной жизни.

Помнить о приоритете будущего над прошлым в
существовании нации особенно важно сейчас, когда вни-
мание многих концентрируется главным образом на
восстановлении и сохранении исторического прошлого.
Еще недавно нашу подлинную отечественную историю
начинали с октября 1917 г. «Народы, царства и цари»
были выброшены на свалку истории, и мы оказались
отрезанными от собственного прошлого. Это нетер-
пимо, исторические корни должны быть восстановлены.
Но какой бы важной ни была эта задача, нельзя забы-
вать, что ни одна нация, обращенная лицом в прошлое,
не способна существовать как устойчивое, имеющее
перспективу целое.

" Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989.
№ 4. С. 147.

Любовь к Родине - это любовь к родной земле

Родина - это дом. Дом, где ты родился, вырос, из которого каждое утро бежишь в школу и куда возвращаешься. Дом, в котором легко и радостно жить. И не важно, будет ли это хижина в тайге, шестнадцатиэтажный великан на берегу большой реки или юрта в далёкой тундре…

Родина - это родной дом, земля, на которой жила и живёт твоя семья. Это родной край, его природа. Всё то, что глубоко врезалось в память на всю жизнь и хранится в душе как самое сокровенное.

Родина часто ассоциируется с дорогим и милым сердцу городком. Воспоминания о его улочках и двориках погружают в беззаботное детство. Это время мечтаний и фантазий, которое сопряжено с ощущением абсолютного счастья.

Родиной может быть всё: дом, улица, село, город, страна. Однако это не только географическое положение, а более широкое понятие. Оно не ограничивается собственным домом или определённой территорией. Это народ, родной язык, традиции, культура, природа родного края… Всё то, что мы представляем, когда говорим слово «Отечество». В любом уголке Родины легко дышится и радостно живётся - тому, кто считает этот уголок своей родной землёй.

Что такое любовь к Родине в моём понимании?

По моему мнению, любить родную землю означает относиться к ней с благоговением и уважением. Каждый человек должен не просто любить Родину, почитать её историю и культуру, но и быть готовым защитить её от врагов.

Будущее весьма неопределённо. Нельзя исключать вероятность возникновения военного конфликта. Поэтому священный долг каждого сознательного гражданина - встать на защиту Отечества и не дать врагу поработить свой народ. В этом и заключается истинная сущность патриотизма - быть верным сыном своей страны, своей Отчизны.

С чего начинается любовь к Родине?

Я считаю, что истоки любви к родной земле проистекают от любования её живописными пейзажами, милыми сердцу видами. Если человек не замечает красоту родного края и не гордится его природой, он не способен любить Родину - свою страну. Я в этом убеждён.

Любовь к Родине чиста и бескорыстна. Она не предполагает каких-либо условностей и сродни любви к матери, к своей семье. Мы ведь не выбираем родителей, но считаем их самыми лучшими, самыми дорогими людьми во всём мире.

Каждый гражданин обязан знать и уважать родной язык своей страны. Ведь это символ независимости государства, его самобытности. Даже те люди, которые по разным причинам вынуждены ежедневно общаться на иностранном языке, всё равно должны свободно владеть родным языком и не забывать его. Также важно знать историю и культуру своей страны.

Родина - это место, где мы родились и провели лучшие детские годы. У каждого человека Родина одна, как и семья, поэтому её обычаи, традиции и праздники почитаются и соблюдаются. Любите родную землю!

Банк аргументов

Проблема влияния на человека подлинного искусства

1.В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.

Проблема нравственности

1.Проблема нравственности – одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.

2. На страницах произведений русской литературы найдется немало героев, главное качество которых – духовность, нравственность. Вспоминаю строки рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.

3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному. Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей».

Проблема отношения человека к родине, малой родине

1 Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.

2 Тема родины – одна из главных в творчестве Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Вспоминаю строки «Антоновских яблок», проникнутые грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями. Но какой бы ни была Отчизна, отношение к ней Бунина можно определить одним словом - любовь.

3.Тема родины - одна из главных в русской литературе. К родной земле обращается безымянный автор «Слова о полку Игореве». Родина, Отчизна, ее судьба волнуют летописца. Автор не сторонний наблюдатель, он скорбит о ее судьбе, призывает князей к единству. Только о милой родине все мысли воинов, восклицающих: «О Русская земля! Уже ты за холмом!»

4.«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!» - восклицает в одной из своих публицистических статей К.Паустовский. Он никогда не смог бы променять розовеющий закат на Ильинском омуте на прекрасные пейзажи Франции или улицы древнего Рима.

5. В одной из своих статей В. Песков приводит примеры нашего бездумного, непростительного отношения к родной земле. Мелиораторы оставляют ржавые трубы, дорожники – рваные раны на теле земли «Хотим ли мы видеть такой свою родину? – приглашает нас В.Песков к раздумью.

6. В своих письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев призывает сохранять памятники культуры, считая, что любовь к родине, родной культуре, языку начинается с малого _ «с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе». История, по мнению публициста – это «любовь, уважение, знание»

Проблема одиночества

1.Наверное, человеку свойственно быть иногда одиноким, непонятым. Хочется порой вскрикнуть вслед за лирическим героем В.В. Маяковского: Нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук. Душа не хочет немая идти, А сказать кому?

2. Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

3. Страницы произведений русской литературы учат нас быть внимательными к родителям, старикам, не делать их одинокими, как Катерина Ивановна из рассказа Паустовского «Телеграмма». Настя опоздала на похороны, но, мне кажется, она будет наказана судьбой, потому что больше у нее никогда не будет возможности исправить свои ошибки.

4. Читаю строки М. Ю. Лермонтова: « Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…: Это строки из стихотворения «Одиночество», написанные в 1830 году. События жизни, характер поэта способствовали тому, что мотив одиночества стал одним из главных в творчестве гения русской поэзии.

Проблема отношения к родному языку, слову

1. Вспоминаю строки из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Одно из лирических отступлений говорит о бережном отношении автора к русскому слову, которое «так замашисто и бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало». Гоголь восхищается русским словом и признается в любви к его создателю – русскому народу.

2. Гимном слову звучат строки гениального стихотворения Ивана Бунина «Слово». Поэт призывает: Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

3. К. Паустовский в одной из своих статей рассказывает о волшебных свойствах и богатстве русского слова. Он считает что «русские слова сами по себе излучают поэзию». В них, по мнению писателя, скрыт многовековой опыт народа. Надо учиться у писателя бережному и вдумчивому отношению к родному слову.

4. «Россияне убивают русский язык» - так называется статья М. Молиной, которая с возмущением говорит о том, что в нашу речь проникают жаргонные слова, всякого рода «блатнячина». Порой к многомиллионной аудитории обращаются на языке, больше уместном в тюремной камере, чем в цивилизованном обществе. М.Молина считает, что первейшая задача нации - не дать погибнуть языку.

1

В статье проведен сопоставительный анализ понятия «любовь к родине» в языковом сознании аварского, русского и английского народов. Паремиологические единицы, на материале которых проводилось исследование, позволили, помимо общих черт, выявить и особенности менталитета указанных народов. Понятие «патриотическая любовь» для всех отмеченных народов ценно и дорого, однако наибольшую эмоциональную маркировку это понятие получает в аварских и русских паремиях. Английские паремии лишены такой эмоциональной выразительности и отражают более спокойное отношение к родной земле. Большой акцент при сравнении паремий ставился как на количество лексических реализаций, так и на то, какие лексемы использовались для обозначения этого понятия. Так, в русских паремиях широкий выбор эмоционально насыщенных лексических единиц, обозначающих понятие «родина», свидетельствует о ее значимости для русского человека. Родина для представителя аварского народа не менее ценна, несмотря на меньшее количество лексических реализаций понятия «родина», благодаря высокому патриотическому духу паремий. Выявлено, что англичанин использует значительно меньше лексических реализаций понятия «родина», к тому же эти слова лишены той яркости, которую можно наблюдать в паремиях сопоставляемых языков.

лингвистические средства

языковая картина мира

языковое сознание

лексическая реализация

1. Алиханов З.А., Алиханов С.А. Авар кицаби ва абиял. – Махачкала: Эпоха, 2012. – 584 с.

2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М. : Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.

3. Гизатова Г.К. Аксиологическая функция фразеологизмов в английском и русском языках // Знание, понимание, умение. – 2009. – № 3. – С. 179-183.

4. Карапетян Е.А. Картина мира и ее отражение в культурно-языковой среде // Научный журнал КубГАУ. – 2013. – № 90 (06). – C. 973-986.

5. Магомедова Х.Н. Структурно-семантическая и антропоцентрическая организация паремий аварского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Махачкала, 2013. – 20 с.

6. Павловская А.В. Особенности национального характера, или За что англичане любят очереди // Вокруг света [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/512/.

7. Позднякова Е.Ю. Языковая картина мира и языковое пространство во взаимосвязи «язык - культура» // Филология и человек. – 2010. – № 1. – С. 20-28.

8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. – М. : Слово, 2008. – 264 с.

В мире существует ряд непреложных ценностей, имеющих большое значение для всего человечества, одним из которых является понятие родина.

Любовь к родине отражается в языковых картинах мира всех народов, в частности в русской, аварской и английской языковых картинах мира. Однако способы описания данного явления для каждого народа отличаются в связи с различными способами концептуализации окружающей действительности. Языковая картина мира «отражает исторические, социокультурные, ментальные особенности социума» . Языки, посредством чего реализуются исторически сложившиеся представления о мире, «заставляют своих носителей по-разному конструировать реальность. Этот тезис говорит о том, что язык уже в своей структуре содержит элементы, глубоко специфичные для мировидения конкретного народа» .

В процессе формирования язык впитывает в себя особенности народа, которые не всегда имеют аналогии с особенностями других сообществ и стран. Этому свидетельствует тот факт, что «значения слов различных языков не совпадают (даже если они, за неимением лучшего, искусственно ставятся в соответствие друг другу в словарях), они отражают и передают образ жизни и образ мышления, характерный для некоторого данного общества, и представляют собой бесценные ключи к пониманию культуры» .

Анализ одного из признаков концепта «любовь» - любовь к родине - проводился на материале паремий русского, аварского и английского языков, что позволило раскрыть национальную специфику мировоззрения и ее отражение в языках данных этносов.

Для более упорядоченного описания языковой концептуализации исследуемого явления (и выявления национального характера видения мира) паремии указанных языков были классифицированы по нескольким признакам.

Паремии сопоставляемых языков представляют чувство любви, привязанности к родному краю в сравнении с разными субстанциями и понятиями, релевантными для образа жизни того или иного сообщества. Такими субстанциями и понятиями, которые наиболее ярко могут выразить всю глубину и мощь любви к родной земле, послужили понятия матери, родной земли и рая.

Любовь к Родине, выразившаяся в отождествлении Родины с образом матери , нашла отражение в русских паремиях: Родимая сторона - мать, чужая - мачеха, Родина - мать, умей за нее постоять.

В аварских паремиях родина также олицетворяется с матерью: Нилъерго улка - эбел, чияр улка - бесдал эбел . «Своя страна - мать, чужая страна - мачеха».

В аварском и русском сознании Родина метафорически соотносится с матерью, так как от нее зависит продолжение рода. Мать для человека - первое, главное слово в жизни. Мать искренне любит свое дитя и не способна его предать.

Кроме того, существование человека немыслимо без земли , которую часто называют матерью - рус.: Береги землю родную, как мать любимую; Своя земля и в горсти мила .

В аварском пословичном фонде также есть паремии, где идет отождествление родины с землей - авар.: Чияр ракьалда ханлъун вук1инег1ан, нилъерго ракьалда узденлъун вук1инго лъик1 . «Чем быть ханом на чужбине, лучше быть узденем на родине»; Жиндирго ракь - чохьол эбел, чияр ракь - бесдал эбел . «Родная земля - мать, чужая земля - мачеха».

При сопоставлении русских и аварских паремий с английскими налицо явное различие в мировоззрении этих народов. По словам Брюса Монка, приведенным в известном труде С.Г. Тер-Минасовой, «понятие родины в русских пробуждает много эмоций. Родина - женского рода, часто воспринимается как мать (родина-мать, родина-матушка). У нас другое отношение к своей стране. Нам никогда не пришло бы в голову назвать ее "матерью-землей"... У нас с родиной совсем другие отношения» .

Родина в сознании представителя рассматриваемых народов может восприниматься не только как мать, земля. Родина была своего рода раем, святым местом . Человек верил в то, что на родной земле он получал божественную поддержку. Нигде он не ощущал себя так легко и свободно, как на своей земле - рус.: Москва - царство, а наша деревня - рай ; Родной край - сердцу рай; Иди в родной край - там и под елкой рай;

авар.: Нилъго рижараб бак1 - алжан, чияр бак1 - жужжах1. «Место, где мы родились - рай, а чужбина - ад»; Т1олго дунял сверана, алжан рокъоб батана . «Весь мир обошел, рай дома нашел».

Таким образом, понятия рая, земли и матери являются культурно-специфичными для русского и аварского народов. В английском пословичном фонде аналогичных пословиц не обнаружено, что свидетельствует о различии в мировоззрении анализируемых народов.

Свидетельством любви к своей земле служит и то, что человек ценит свою Родину, осознает ее значимость и поддержку . Это - самое лучшее место на свете. Оно воспринимается как дом, в котором можно найти как убежище от неблагоприятных природных явлений, так и спасение от душевных переживаний.

Среди всех признаков, свидетельствующих о любви к отчему краю, этот признак представлен наибольшим количеством паремий. Кроме того, этот признак характеризуется наличием полных коррелятов во всех трех языках - рус.: Всякому мила своя сторона; Своя сторонушка и собаке мила; В гостях хорошо, а дома лучше; Всяк кулик свое болото хвалит; Человек без родины - соловей без песни ;

авар.: Жиндирго рокъоб къададги кумек гьабулеб . «Дома и стены помогают»; Ват1ан гьеч1ев чи - кеч1 гьечеб булбул . «Человек без родины - соловей без песни»; Ват1ан гьеч1ев чи - чед гьеч1еб таргьа. «Человек без Родины - сума без хлеба»;

англ.: A cock is valiant on his own dunghill. «Всяк кулик на своем болоте велик»; East or West, home is best. «В гостях хорошо, а дома лучше»; There is no place like home «Нет места лучше дома»; Every bird likes its own nest. «Каждая птица любит свое гнездо»; Every dog is a lion at home . «Дома каждый пес чувствует себя львом».

Из приведенных примеров видно, что для каждого народа Родина свята, дорога и совершенна.

Несмотря на то что ценность Родины носит общечеловеческий характер, все же пословицы отображают национальную специфику мировоззрения каждого народа. Национальный характер в пословицах проявляется в отборе разных образов и средств для выражения одного и того же понятия. Так, если в русских и аварских паремиях родина - обширный образ, включающий в себя и дом, и страну, то в английской культуре родина сужается до стен дома, огороженного пространства. Англичанин живет прежде всего для себя, ценит свой комфорт, порядок, спокойствие. Умеренность и сдержанность англичан нашла отображение в сжатой и лаконичной структуре английских пословиц, в отличие от русских и аварских паремий, содержащих больше эмоционально-оценочных элементов и сравнений.

В любой стране мира есть много прекрасного и немало печального и безобразного. Именно любовью продиктовано то, что человек держится Родины, несмотря на существующие невзгоды, предан ей .

Нравственные основы русского народа не позволяли человеку бросить отечество в тяжелые моменты в поисках лучших краев. Этот факт находит подтверждение в паремиях - рус.: Своя печаль чужой радости дороже; Не бери дальнюю хваленку, бери ближнюю хаянку; За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да свое; Любит и нищий свое хламовище .

Не следовало рассказывать о горестях, существующих на родной земле. Человек должен был вынести все лишения несмотря ни на что - рус.: Не выноси сор из избы; Плоха та птица, которая пачкает свое гнездо.

В аварском паремиологическом фонде преданность родине выражена эмоциональнее, чем в русских паремиях. Резкое осуждение вызывает человек, оставивший отчизну или предавший ее - авар.: Ват1ан рехун тезег1ан, хвелго т1аса бищилан абурабила борхьицаги. «Чем бросить родину, лучше умереть - сказала даже змея»; Ват1ан тун арасе талих1 кьоларо. «Нет покоя тому, кто бросил родину»; Къват1иса щолеб г1арацалдаса рокъоб щолеб пахьго лъик1 . «Чем серебро, получаемое со стороны, лучше олово, полученное дома»; Ракьалда т1адалдаса хиянатчиясе ракьул чохьониб жанибго лъик1. «Изменнику в чреве земли лучше быть, нежели на земле жить». Согласно пословицам, предпочтительнее безденежье или смерть на своей земле, чем благополучная жизнь на чужбине.

Родина в аварских паремиях также является образцом, идеалом, и не принято раскрывать ее отрицательные черты - авар.: Рокъоб гамач1 къулч1изе кканиги, къват1иб лъазе тогейила. «Даже если придется проглотить дома камень, не дай знать об этом на улице».

Менее эмоционально выражают эти чувства английские паремии - англ.: Home is home though it " s never so homely . «В родном углу все по нутру»; Dry bread at home is better than roast meat abroad . «Сухой хлеб дома лучше, чем жареное мясо на чужбине»; Wash your dirty linen at home . «Стирай свое грязное белье дома»; It"s an ill bird that fouls its own nest. «Плоха та птица, которая пачкает свое гнездо».

«При всей своей глубокой и искренней убежденности в собственном превосходстве англичане лишены какого-бы то ни было откровенного выражения собственного патриотизма. Невозможно представить себе англичанина, повторяющего как молитву "горжусь тем, что я англичанин" или даже просто шепчущего о своей стране теплые задушевные слова, как это делают их соседи на континенте» .

При сравнении приведенных выше русских, аварских и английских паремий очевиден тот факт, что аварские паремии наиболее эмоциональны. Даже угрожающая человеку смерть не в состоянии заставить его оставить родную землю.

О любви к родине свидетельствует то, что Родина является местом, куда человека тянет всю жизнь . Этот признак отразился в русской пословице: Мила та сторона, где пупок резан. Согласно поверью, закопанная в землю при рождении человека пуповина тянула человека на родину всю жизнь.

В аварской языковой картине мира эквивалентных паремий не обнаружено.

В английской паремиологии притяжение к родным местам выражает паремия The wider we roam , the welcomer home . «Чем больше скитаешься, тем желаннее родной дом». Отсутствие эквивалентных аварских паремий и частичная эквивалентность английских паремий, где притяжение к родине происходит бессознательно, можно объяснить неравномерным развитием языковых традиций народов и различным взглядом на ситуацию.

Несомненным признаком любви к отечеству является то, что человек готов защищать Родину от врагов . Патриотизмом обладает каждый народ, но степень патриотизма у каждого народа своя в зависимости от различных исторических факторов.

Бесконечные разрушительные конфликты, череда войн, с которыми столкнулась Россия, отразились на языковой картине мира русского народа. Большое количество паремий иллюстрирует безумную любовь к Родине, ради защиты которой человек не жалеет ничего - рус.: В бою за отчизну и смерть красна; Герой - за Родину горой; Родину - мать учись защищать!

На территории современного Дагестана еще с незапамятных времен проходили многочисленные войны. Нашествия Тимура, Надир-шаха, Кавказская война выработали своеобразный горский характер защитника. Защита Родины от врагов была делом чести, о чем красноречиво и эмоционально свидетельствуют пословицы - авар.: Ват1ан ц1унун хварав чи, хабалъги ч1аго вук1уна. «Человек, погибший, защищая родину, и после смерти остается жив»; Ват1ан хириясул хвел бук1унаро . «Человек, которому дорога родина, бессмертен».

Согласно паремиям, из любви к отчему краю, для защиты ее от врагов, человек мог пожертвовать своей жизнью.

Следует отметить, что горец мог проявить патриотизм не только при защите своей земли от врагов. «Патриотизм проявлялся отчасти и в том, что интересы села, интересы сельского джамаата ставились выше своих собственных интересов и интересов своей семьи. Это видно отчасти и по следующим пословицам аварского языка: Росдае хиянат гьабурав, росдал ц1ецца вух1аги! «Тот, кто предаст родное село, пусть горит на сельском костре!»; Росдае г1оло бицараб раг1и - росдае г1оло гьабураб хъулухъ. «Слово, сказанное ради села - почет, оказанный ради села» .

Что касается английской языковой картины мира, то паремий, посвященных защите родной земли от врагов, не обнаружено. Для английской культуры характерно некоторое сужение от «родины-страны» к «дому». Англичанин считает первоочередным защищать не родину-страну, а родину-дом и семью: An Englishman " s home is his castle . «Дом англичанина - его крепость».

При сопоставлении паремий трех языков обнаруживается, что у английского народа нет такой привязанности к Родине, которая есть у представителей русского и аварского народов. Любовь к родному краю воспринимается в английской культуре несколько материально, взвешенно.

Для полноты раскрытия менталитета и культуры народа внимание обращалось на слова, которые использовались в указанных паремиях. Жизнь общества крепко связана с лексикой языка, на котором оно говорит. Так, по словам Сепира, «лексика - очень чувствительный показатель культуры народа» .

При анализе паремий о любви к Родине в русской языковой картине мира нужно обратить внимание на то, что широкий выбор лексических единиц для передачи слова «родина» может свидетельствовать о большом патриотизме русского народа. Большое значение имеет также колоритность и самобытность этих лексических единиц, так как это придает им эмоциональность. Так, в русских пословицах изобилие слов, обозначающих родину человека, в том числе и эмоционально окрашенных: отчизна, отечество, сторона, родина, хаянка, мать, земля.

По словам А. Вежбицкой, «в изучении русского языка в его взаимосвязи с культурой народа я пришла к заключению о важном значении эмоций и их свободном выражении, высоком эмоциональном накале русской коммуникации, богатстве лингвистических средств для передачи эмоций и их оттенков» . Разнообразие лингвистических средств особенно заметно при сопоставлении с английским языком.

«Для русского человека характерно очень личное и открытое (в словесном плане) эмоциональное отношение к родине-матушке, к святому отечеству. ... Всем этим русским и, несмотря на это, широко употребительным словам в английском языке соответствует одно-единственное нейтральное слово country . ... В английском языке существуют слова motherland и fatherland , но они практически не употребляются англичанами о своей собственной родине» . Несмотря на то что в английском языке слово «родина» выражается также посредством слов home , nest , castle , лексических реализаций слова «родина» значительно меньше. Это свидетельствует о том, что любовь к Родине у англичан более рационализована, упорядочена разумом.

Что же касается аварского языка, то большинство паремий содержат слово ват1ан «родина, отчизна», рокъ «дом», алжан «рай», нилъерго улка «своя страна», бак1 «место». В основном паремии в аварском языке на патриотическую тему основаны на желании защитить Родину от врагов. Этот факт также свидетельствует о социально-политических явлениях, происходящих в Дагестане.

Заключение

В результате проведенного анализа русских, аварских и английских паремий, выражающих любовь к Родине, было установлено, что отмеченные языки имеют как общие, так и специфические способы выражения мировоззрения народа.

Бесспорным фактом, согласно паремиям, является то, что Родина в представлении каждого народа отождествляется с чем-то родным, ценным и любимым. Однако паремии каждого народа могут по-разному выражать любовь к Родине.

Обширный выбор лексических единиц, обозначающих любовь к Родине в паремиях русского языка, а также энергетика этих лексических единиц свидетельствуют об эмоциональном, возвышенном отношении русского народа к отечеству.

Любовь к Родине нашла отражение и в аварских паремиях, посвященных защите родной земли от врагов. В этих паремиях слова, выражающие любовь к родине, имеют высокий эмоциональный заряд.

Русские и аварские паремии о любви к Родине в основном имеют схожие черты. Это проявляется в том, что носители этих двух языков одинаково воспринимают родину как мать, как землю, и обоим народам характерен высокий патриотизм. Однако нужно отметить, что аварские паремии, посвященные защите Родины от врагов, даже при меньшей представленности в них лексических реализаций слова «родина», иногда выразительнее и резче русских паремий. В отличие от аварских и русских паремий, английские паремии отображают скупое, рационализированное, спокойное отношение англичан к своей родине.

Несмотря на то что паремии о любви к Родине в каждом языке различаются по степени эмоциональной наполненности, по количеству представленных лексических реализаций, они все же служат образцом того, каких моральных и нравственных идеалов человек должен придерживаться для сохранения трепетного и уважительного отношения к Родине.

Рецензенты:

Магомедова П.А., д.фил.н., профессор, Дагестанский государственный университет, г.Махачкала.

Гаджиахмедов Н.Э., д.фил.н., профессор, Дагестанский государственный университет, г.Махачкала.

Библиографическая ссылка

Исаева Э.М. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ" В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ АВАРСКОГО, РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО НАРОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15022 (дата обращения: 28.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Просмотров