Лев и собачка. Нравственная идея в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка» Лев и собачка анализ произведения

Слепцова Мария
Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка»

Урок литературного чтения по теме : "Л. Н. Толстой . Лев и собачка "

Программа «Планета знаний» 3 класс.

Тип урока : комбинированный

Цель : Познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка »

Задачи :

- образовательные : отрабатывать навыки выразительного чтения , умения определять главную мысль произведения, умение ставить вопросы по содержанию произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

- развивающие : развивать познавательный интерес, осознанность восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

- воспитывающие : воспитывать доброе отношение к животным, ответственность, интерес к чтению , любознательность.

Оборудование : презентация к уроку , научные тексты о льве и собаке , разрезанные части рассказа, листы А4, карандаши.

Технология : исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы : проблемно-поисковый, работа в группах, использование ИКТ.

Формы обучения : коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты :

Вызвать у учащихся сочувствие, сострадание, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

Увеличение интереса к произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

Развитие фантазии, творческого воображения;

Совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуация успеха.

2. Актуализация знаний.

Работа над стихотворениями про собак ;

3. Выведение темы и цели урока .

4. Чтение художественного произведения учителем.

5. Физкультминутка.

6. Анализ произведения.

а) чтение

в) Создание книжки-малышки.

г) работа в группе

5. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

1. Создание ситуация успеха.

Учитель : Добрый день, ребята! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Я желаю вам хорошего настроения и приятного общения на уроке . Начинаем урок литературного чтения .

2. Актуализация знаний :

На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка» , «Отец и сыновья» , «Лгун» , «Комар и лев» , «Прыжок» )

Прочитайте названия произведений.

К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?

Кто написал эти произведения?

С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого ) .

Слайд 3 : Работа над стихотворением :

Бедная собака - бросили её .

Старая собака - где твоё жильё ?

Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!

Перед нею, бедной, нет уже дорог.

Чтение стихотворения "про себя". С какой интонацией надо прочитать данное стихотворение? Почему? У кого дома есть домашние любимцы? Как вы к ним относитесь?

В последнее время на улицах городов бродит много бездомных собак . Бездомная собака - брошенный друг . Друг, которого предали, довели до озлобления. А ведь собака более 7000 лет живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

Чтение стихотворения вслух , выразительно, хоровое чтение , прочитайте с логическим ударением.

Прочитав данное стихотворение, назовите главного героя произведения.

Слайд 4 : (появляется иллюстрация собаки ) .

3 Выведение темы и цели урока :

Цель : познакомить с новым произведением Л. Н. Толстого , обогащать словарный запас детей, учить самостоятельно, работать с текстом, анализируя произведение.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого . Расскажите что вы знаете про Л. Толстого (ответы детей) .

Молодцы! Многое помните.

Одного главного героя вы уже сумели определить - это собака . А второго героя вы узнаете, если угадаете загадку.

Грозный очень и отважный

Гривой он могучей машет.

А рычит, как на распев –

Это сильный, храбрый…

Слайд 5 (Лев)

Назовите полностью тему урока .

Л. Н. Толстой "Лев и собачка " (Слайд 6)

История, о которой расскажет нам Л. Н. Толстой , произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. (сообщение ребёнка) .

Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.

Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л. Н. Толстого .

Откройте учебник. Прочитайте заголовок. О чём нам может рассказать название? Назовите главных героев.

Давайте мы подробнее узнаем про этих животных (2 ученика читают научные тексты про собак и львов )

Собака : наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку . Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак : мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире ? чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев : царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва : она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить ? (ответы детей)

4. Чтение художественного произведения

Послушайте рассказ “Лев и собачка” .

Учитель читает рассказ или прослушивание аудиозаписи рассказа «Лев и собачка » .

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?

5. Физкультминутка

6. Анализ произведения

а) чтение вслух хорошо читающими детьми.

б) Работа над содержанием рассказа.

Ребята, какую работу мы можем проделать с этим рассказом? Ваши предложения. (дети предлагают разные варианты) Хорошо, давайте придумаем интересные вопросы по содержанию рассказа. На подготовку даю 3 мин.

Ответы на вопросы друг друга.

Молодцы мне понравились ваши вопросы и ответы.

Учитель : В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

Учитель : Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен?

в) Создание книжки-малышки.

Что надо знать, чтобы сделать обложку? (автора, название произведения, жанр и тему)

в) работа в группе (произвольное деление на группы)

Я вам даю конверты. В конвертах части рассказа. Ваша задача собрать их по порядку.

V. Рефлексия урока

Учитель : Наш урок подходит к концу . Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке ? Как работал класс?

Что дал вам этот урок ? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)

У вас на партах лежат сердечки. Напишите в них, какие чувства возникли в ваших сердцах.

поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.

(Дети вывешивают свои сердечки на доску и подводят итог)

Учитель : Да, детки. Мы сегодня прочитали очень интересный рассказ, но мне он не очень по душе…А вы не догадались почему? (разные ответы детей)

Умницы! Догадались! Я сегодня очень довольна и горда вами! Спасибо вам большое!

VI. Домашняя работа. Придумайте счастливый конец этого рассказа.

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.

Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, чтобы затронуть все эмоциональные струнки души каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация:

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».

Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Фестиваль «Педагогическая жемчужина»

Урок литературного чтения, 3 класс.

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Голькина Ольга Васильевна, учитель начальных классов

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин - доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого (реферат Костюнина Оля, Лачугин Сергей, и Копытов Данил).

Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали - Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Ученик 3.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация знаний учащихся.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

Это быль.

Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль -

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

А это кто? (Собака - иллюстрация на слайде)

Что можно сказать о собаке ? (Собака - домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да - нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ - «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого - нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин - богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла - умерла.

Засовы - большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил - значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

- Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята - это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)

С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва - урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.


Литературоведческий анализ произведения Л.Н. Толстого "Лев и собачка"

Цели урока: 1) познакомить с рассказом; подвести к выводу, почему Л.Н.Толстого называют великим писателем; продолжить обучение работе с прозаическим текстом (характеристика героев, тема, главная мысль произведения); закрепить библиографические навыки, умение работать в группе;

2) развивать аналитическое мышление, речь, воображение;

3) формировать нравственные позиции на основе чтения высокохудожественного текста: доброе отношение к животным, умение понимать чужую боль, понимание, что значит быть преданным; прививать взаимоподдержку, коллективизм.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели деятельности учителя:

способствовать формированию умений отличать жанры литературы, понимать особенности жанра «быль», анализировать произведение;

обеспечение условий для привлечения внимания детей к биографии писателя, понимания его мыслей и чувств, заложенных в произведении, раскрытия трагедийного смысла были «Лев и собачка», раскрытия жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки; способствовать воспитанию чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты

Предметные:

различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка», воспринимают мысли и чувства автора, заложенные в произведении; умеют осмысленно и выразительно читать произведение «Лев и собачка».

Личностные:

проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

Метапредметные УУД:

познавательные:

понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

коммуникативные:

адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию;

регулятивные:

выполняют учебные действия в устной речи и оценивают их.

Оборудование урока:

    Текст произведения. Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» ч.1, 3 класс 2013, «Школа России»

    Рабочая тетрадь по литературному чтению.

    Толковый словарь русского языка.

    Компьютерная презентация

    Портрет Л.Н. Толстого

    Словарик настроения

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- . Добрый день, дети! Я рада вас видеть. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

приводят в порядок рабочее место, настраиваются на учебную деятельность

2.Проверка домашнего задания

На предыдущих занятиях мы читали с вами произведения известного русского писателя. Назовите его и изученные произведения. Слайд 1

Кто главный герой этого рассказа?

Почему рассказ называется «Прыжок»?

Когда вам первые стало страшно за мальчика? Перескажите этот отрывок? (1 ученик)

Когда вам стало ещё страшнее? (1 ученик)

Перескажите ту часть текста, героем которой является капитан. (1 ученик)

Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?

Давайте выделим качества, которыми должен обладать капитан.

(Мужественным, смелым, предусмотрительным, заботливым, ответственным, в совершенстве знающим морское дело и т.п.)

Оценивает ответы учащихся.

Л.Н. Толстой Прыжок. Акула

По одному ученику пересказывают текст.

Личностные умения:

проявлять интерес к рассказам Л.Н. Толстого;

Познавательные умения: осмысливать характер героев и обосновывать их поступки

Речевая разминка

- На уроках чтения мы учимся правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

(слайд 2) - прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, с какой интонацией будем читать стихотворение?

Почему?

А в каком ещё знакомом вам произведении собаку и других животных тоже выгнали хозяева из дома?

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

Восприятие стихотворной речи

Отвечают на вопросы.

- Грустно, печально, жалостливо.

Здесь говорится о собаке. Которая стала не нужна своему хозяину. Её надо пожалеть.

- «Бременские музыканты» Братьев Гримм.

Читают по очереди 2-3 учащихся

анализ прочитанного.

Получилось: прочитал правильно, без ошибок, передал интонацию, соблюдал знаки препинания.

Не получилось: Читал с запинками, ошибками, не правильно ставил ударение. Выразительного чтения не получилось

Регулятивные умения:

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного зада-ния.

Актуализация знаний

Организация художественного восприятия произведения

Знакомство с новым произведением

Формулировка темы урока учащимися

Первичное чтение учителем

Беседа после первичного прослушивания по содержанию в целом.

Проверка восприятия текста

Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль. Сядьте удобно. Настройте свои сердца и постарайтесь услышать, о чём вам хотел рассказать человек, которого вы никогда не видели. Он прислал вам звуковое письмо.

Звучит музыка Э.Грига "Смерть Озе" (музыкальный отрывок)

Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.

Покажите, какого цвета печаль?

Вы очень чуткие. Это помогло мне понять, как вы прочувствовали это произведение.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”. (слайд 3)

вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого.

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

Как вы думаете, как этот человек относился к людям?

Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". (слайд 4)

Что помогают понять эти слова?

Отгадайте загадки и вы узнаете о ком сегодня будем читать на уроке.

    С царственной гривой, с гордой походкой
    Осмотрит свои он владения зорко.
    Даже не думай встать на пути
    С царской особой ты не шути. (Лев) (слайд 5)

Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать.

2.Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

(слайд 6)

(слайд7)

Что необычного вы видите?-Как вы думаете, почему? -

Кто догадался, как называется новое для нас произведение Л.Н. Толстого?

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Откройте учебники по закладке.

Прочитайте название рассказа и слово под ним.

О чём нам может рассказать заголовок?

. Что обозначает слово под заголовком?

Обратимся к словарю Ожегова (слайд 8)

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим произведением и попробуем его проанализировать

История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – сострадание, т.е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка» (слайд 9)

Вот что произошло в одном из Лондонских зоопарков. Сядьте удобно, внимательно слушайте.

Читает рассказ

После прочтения выдерживается пауза.

Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?

В какие моменты они возникли?

Я видела, вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте мне, о чем эта быль?

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?

Как выглядят животные?

А что бы вы подписали под этой иллюстрацией.-

Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?

Отчего лев умер?

Что общего между прослушанным музыкальным произведением и литературным?

Грусть, печаль, тоску, переживание, страдание.

Выбирают из словарика настроений

Добрые, внимательные, мудрые

Он их любил, уважал, помогал им. Даже создал школу для бедных крестьянских детей и сам написал для них «Азбуку», чтобы обучать их грамоте.

- Только человек с чутким сердцем может, радоваться, грустить, печалиться

ответы

Лев.

Рассказы предварительно подготовленных учащихся:

лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. В зоопарке они доживают до 50 лет.

Собака

Собаку человек приручил очень давно- больше шестиста тысяч лет назад прежде всего для охраны дома. Предком собаки была дикая Австралийская собака Динго. Сейчас собаки- настоящие друзья человека. Они спасают людей, помогают находить преступников, выступают в цирке. Собак используют как транспорт и проводниками для слепых людей. Насчитывается несколько сотен пород.

Лев и собака вместе

-«Лев и собачка»

Ответ

читают

О теме произведения.

Читают «быль».

То, что это было на самом деле.

1 учащийся в словаре находит определение

Дети слушают.

Грустный рассказ, очень жалко животных. Я даже плачу.

Когда собачка попала в клетку, когда умерла

О любви и привязанности животных друг к другу

Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку

Лев на всех смотрит гордо, мужественно. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

Дружба животных.

Не бойся. Я тебя защищу!

Её поймал человек, чтобы его за собачку пропустили в зверинец посмотреть животных.

Ему стало её жалко, она ему понравилась.

Он оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней.

. – От тоски. Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Настроение, чувства. Тоже выбираем чёрный цвет.

    Познавательные умения:

    Личностные умения:

Познавательные

работа с дополнительным материалом

    Познавательные умения:

определять жанр произведе-ния и обосновывать своё мне-ние .

Поиск и извлечение необходимой информации в словарях (познавательные УУД)

Восприятие на слух текста (познавательные УУД)

Нравственно-этическая ориентация (личностные УУД)

Коммуникативные умения:

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного за-дания

Познавательные умения:

Определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

Динамическая пауза

Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Дышим ровно глубоко… Впереди из – за куста Смотрит хитрая лиса, Мы лисичку обхитрим, На носочках пробежим. Зайчик скачет быстро в поле, Очень весело на воле. Непоседы –шалунишки. Но закончилась игра И учиться нам пора.

Словарная работа.

словарная работа,

Организация художественного анализа текста, составление плана.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

    Смысл, каких слов вам был не понятен?

Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке. (Слайд 10)

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

- Ребята, а вы бы хотели рассказать кому-нибудь этот рассказ?

Тогда давайте вместе подготовим его к пересказу и проанализируем его.Что поможет нам?

1) Чтение первой части (начало)

До слов «…и бросили в клетку ко льву на съедение»

Какой был человек?

- Прочитайте, как человек ловил собачонку?

Почему «ухватил»?

Какие чувства вызвал поступок этого человека?

Что собачка чувствует в этот момент?

А вы что почувствовали?

На доске - слово "тревога"

. (слайд 11)

Как озаглавим эту часть?

Откопировано на каждого ученика, вклеивается в тетрадь.

Да.

- план текста.

Он злой, бессердечный. Ради своего интереса не пожалел маленькую бездомную собачку.

-« Собачонка", так как она была совсем маленькая.

- «Он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец».

Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

Отвращение, неприятные чувства.

Она чувствует страх и беспомощность

Тревогу.

Дети записывают в тетрадь «тревога.»

-«Собачонку бросили на съедение».

Записывают в тетрадь.

Поиск и извлечение необходимой информации в словарях (познавательные УУД

Предметные умения:

составлять простой и сложный планы для пересказа;

Поиск и выделение необходимой информации, анализ фактов и явлений, умение строить устное речевое высказывание (познавательные УУД)

Познавательные умения: делить текст на смысловые части

Предметные умения:

Познавательные умения:

осмысливать характер героев и обосновывать их поступки;

Выборочное чтение

Выборочное чтение

Выборочное чтение

2) Чтение второй части до слов «…а иногда играл с ней.» -

Как ведёт себя лев? прочитайте.

Какое это чувство проявляется у льва?

На доске появляется слово «забота». (слайд12)

Как озаглавим эту часть?

3)Чтение третей части (до слов «Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке»)

Какие чувства испытывает собачка в клетке?

Как одним словом можно сказать когда кто-то полагается на другого?

На доске появляется слово «доверие»

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, рассказывающий о том, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

Как озаглавим? (слайд13)

4)Читают четвёртую часть.(до конца )

Какие чувства испытывает лев после смерти собачки?

На доске слово «тоска»

Найдите и прочитайте с помощью каких слов автор передаёт это чувство?

Чего лев не мог понять сразу?

Прочитайте эту часть ещё раз про себя и найдите слова, которые показывают, как вёл себя лев, когда собачка умерла.

Что вы почувствовали, когда читали эти строки?

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они по- разному. Лев хищник, но одну собачку полюбил, а другую в ярости разрывает. Почему?

Как озаглавим эту часть? (слайд14)

А скажите, пожалуйста, у кого в этом рассказе больше проявляется нечеловеческих качеств?

Как вы думаете, для чего нам Л.Н.Толстой написал этот рассказ?

Мог ли этот рассказ написать человек с холодным сердцем?

Чувство сострадания, т.е. умение чувствовать чужие страдания, горе, Лев Николаевич Толстой пронёс через всю жизнь. А вы послушайте своё сердце, прикоснитесь к нему. Всегда ли вы можете заметить боль, переживания, печаль других людей?

Очень хорошо, что сегодня мы сделали с вами такой вывод.

Работа с пословицами (слайд15)

Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

    Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
    2. Храброму смерть не страшна.
    3. Один за всех и все за одного.
    4. Сила сломит всё, а ум силу.

Корректирует ответы учащихся.

Читают от слов «Лев подошёл к ней, понюхал…» до «…Лев оторвал кусок и бросил собачке».

Оторвал кусок мяса.

Забота.

«Звери подружились».

Она чувствует защищённость, что никто её не обидит. Теперь у неё есть настоящий друг.

Доверие

Дети записывают в тетрадь.

Читают.

«С тех пор…, а иногда играл с ней» «Так прожили лев и собачка в одной клетке»

«Лев заступился за собачку.»

Грусть, тоска, одиночество.

Записывают в тетрадь.

-«Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял… …никого не подпускал к ней.»

Что собачка мертва. Ведь это был его любимый друг.

Перестал есть, лизал собачку, нюхал. Трогал её, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом, бросился на стену, стал грызть, бился, метался, ревел, лёг подле, затих. Разорвал живую собачку, обнял мёртвую, умер.

Жалость к животному. Он большой, сильный, царь зверей, но ничего не может поделать.

Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.

Гибель льва и собачки.

У людей. Они безжалостны по отношению к животным. А у животных больше человеческих качеств.

Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных, бережно к ним относиться, не издеваться над ними, сострадать.

Нет, только с чутким.

Иногда не замечаем, но теперь будем.

Часто замечаю, стараюсь успокоить и поддержать этого человека.

Выбирают пословицу

Предметные умения:

описывать героя, его характер и поступки

Познавательные умения:

осмысливать характер героев и обосновывать их поступки;

Познавательные умения:

осмысливать характер героев и обосновывать их поступки;

Познавательные умения:

определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

    Познавательные умения:

-определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

Организация художественного творчества

Обогащение и развитие опыта творческой деятельности

Творческие задания

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Многие писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы - печальную музыку. Как вы думаете, Зачем?

Да, в жизни, к сожалению, бывает не только радость, но и печаль. Чем больше произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.

Дети составляют диалог

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

Чтобы люди думали, что можно делать, а чего не надо. Чтобы люди сострадали, любили ближних, приходили друг другу на помощь, были добрыми, внимательными.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа?

А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженому, могли бы защитить их в трудный момент?

Давайте подберём синонимы к словам: Чуткое сердце, холодное сердце . (слайд 16)

Какие же тайны открылись нашему чуткому сердцу?

Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 17) Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”

Мы сегодня скажем «Спасибо» за добрые рассказы, за то, что он нас учит делать добро. Учит состраданию.

Ответы детей.

Формирование умения обобщать, делать выводы, строить цепочки рассуждений (познавательные УУД)

Домашнее задание

Рефлексия учебной деятельности

(слайд 18)

1.Пересказать рассказ по плану близко к тексту.

2. придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и записать её.

3. Нарисовать плакат, посвященный защите животных.

Какое настроение у вас осталось после занятия?

С каким произведением познакомились? - Кто его автор? - О чём оно? Почему автор назвал его былью? - Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Что вы не знали, а теперь знаете? - Продолжите предложения: - Мне понравилось… - Мне было трудно….

Оценивает работу учащихся на уроке . (слайд 18)

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Переносят полученные знания в продуктивную творческую деятельность

Показывают по словарику настроения.

Оценивают свои достижения.

Предметные умения:

пересказывать текст (подробно);

Развитие творчества (познавательные УУД )

Личностные умения:

проявлять интерес к рассказам Л. Н. Толстого;

Участие в коллективном обсуждении, высказывание своей точки зрения (коммуникативные УУД ).

Самоанализ урока по литературному чтению в 3 классе по программе «Школа России»

Тема урока: Анализ текста Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

«Анализ текста Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Это комбинированный урок.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является пятым в изучении темы «Рассказы Л.Н.Толстого » и двадцатым В разделе «Великие русские писатели».

Цели, содержание, методы, приёмы на уроке направлены были на максимальное выявление индивидуального опыта ребёнка.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

В основу урока легло исследование (наблюдение) за произведениями музыки, литературы; открытое выражение чувства. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 9-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи урока.

- Осознание учащимися особенностей восприятия и выражения в ходе слушания чтения произведений,.

Расширение представления детей о внутреннем мире человека

Воспитание культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, обогащения мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём

Создание условий для постижения школьниками искусство- и литературоведческих понятий и практического освоения приёмов художественной выразительности

Развитие разнообразных речевых умений школьников

Воспитание любви к животным, навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи

Развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.

Анализ организации учебного процесса урока.

1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.

2. Проблемный вопрос и фотография вовлекли учащихся к интересу о взаимоотношениях хищника и домашнего животного.

3. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания образной природы искусства, языка, словесных образов, согласно поставленным целям.

4.Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить как имеющиеся трудности в восприятии, так и степень обогащения читательского опыта.

5. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, дневники настроения, культура речи,).

6. Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.

7. Комментарий к домашнему заданию носит творческий характер, что позволило учащимся использовать право выбора.

Анализ дидактической и методической деятельности.

    С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря.

    В процессе обучения использованы проблемно-сообщающиеся методы, такие как:

Доказательство путём сравнения подобий (с использованием репродукций и музыкального произведения)

Частично-поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений с использованием произведений искусств и стихотворения.

- исследовательские методы: в работе с учебником, словарём.

    На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Имела место групповая и фронтальная формы работы учащихся.

    Через вопросы, которые ставятся на протяжении урока, я пыталась понять внутренний мир каждого ребёнка. Введение в урок информационных технологий, раздаточного материала позволило облегчить процесс систематизации информации.

Анализ деятельности учащихся.

    На уроке литературного чтения сочетались словесно –наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.

    Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем.

    Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 3 класса.

    Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута особой методикой развивающего обучения нацеленной на формирование удивления и восхищения перед тайнами художественного творчества.

    Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с с заданными целями урока, умение работать в группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации.

    Школьники показали хороший уровень применения новых терминов, эффективное использование в устных ответах полученных ранее знания о приёмах художественной выразительности, разнообразие речевых умений.

    У учеников сформирована оценочная самостоятельность, это выразилось в объективных оценках знаний товарищей и умении обосновывать, в самоконтроле и в самоанализе.

    Учащиеся данного класса показали хорошие навыки выборочного чтения, выразительного, умения находить и различать средства художественной выразительности, устно выражать отношение к прочитанному, увиденному и впечатление от прочитанного (дневники настроения).

Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы любви к животным в произведении Л.Н.Толстого.

На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями: любви к «меньшим братьям», нравственности, духовности, чувства взаимопомощи и товарищества.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и сменой деятельности.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока доброжелательная, этому способствовала создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания к теме и целям урока, к вопросу на который надо найти ответ, использование ИКТ, музыкального сопровождения.

Контроль осуществлялся с использованием психологически щадящего режима, что дает возможность создания психологического комфорта на уроке каждому учащемуся, а также сохранения психологического здоровья детей. Урок целей достиг.

8. Владение современными образовательными технологиями, в том числе и информационными, и методиками. Эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Название используемой технологии

Классы, в которых используется технология

Обоснование применения

Здоровьесберегающие

1-4

Участие в акциях : « День здоровья», « Общешкольная зарядка»,

Участие в соревнованиях «Безопасное колесо», «Весёлые старты», «Папа, мама, я- спортивная семья!»

- П сихологическо е сопровождени е детей группы «риска»

-Динамические и физкультурные паузы на уроках, занятиях. Гимнастика для глаз, подбор мебели, соответствующей роста учащихся, соблюдение питьевого, светового режимов и режима проветривания;

- Профилактические медосмотры, обеспечение детей горячим питанием и «школьным»молоком.

- встречи с инспектором ДПС;

- прогулки,походы, игры на свежем воздухе., уроки, экскурсии, туристические слёты, спортивные соревнования муниципального и школьного уровня.

- Классные часы, посвящённые профилактике вредных привычек,(«Пять колец», « На зарядку становись!», «Здоровье и вредные привычки» и т.д.;

- родительские лектории (« Режим дня », « Вредные привычки- профилактика в раннем возрасте »);

- творческие выставки рисунков и плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

- Закаливание и обливание в период работы летних лагерей;

Игровые

1-4

Интеллектуальные игры: « Что? Где? Когда?»,

« Карусель» и др.

Викторины по литературным произведениям, по творчеству Г.Х Андерсена, С.Я.Маршака и др.

Драматизация: инсценировки, кукольный театр.

Проблемное обучение

1-4

Создание проблемных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности

Развивающее обучение

1-4

Развивающие игры на уроках и во внеурочное время.

Занятия в кружке «Юный турист»

Решение логических задач, использование опорных схем и таблиц.

ИКТ

1-4

Создание презентаций к урокам.

Работа с ресурсами Интернета.

Использование готовых учебных программ(« Отличник»)

Использование электронных тренажеров: «Электронный тренажер», « Фраза»,

Работа в электронном дневнике «Дневник.ру»

Технология портфолио

1-4

Ведение индивидуального портфолио учащихся для демонстрации, анализа и оценки личных результатов.

Создание портфолио учителя.

Директор ________________________ / Л.М.Шевелёва /

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.



Просмотров