Отчет по самообразованию тема «Театрализованная деятельность как. Индивидуальный план работы по самообразованию

« ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Белоусовой Ольги Ивановны

Воспитатель

Дата предполагаемой аттестации

201 5 -201 6

учебный год

Средняя группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2015 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2016 года

Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет (средняя группа)

Цели и задачи работы:1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

2. Развитие речевой активности дошкольников. Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Пополнять словарный запас. Учить строить диалог. Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

3. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительную деятельность, музыку, физкультуру, художественную литературу, конструирование…

4. Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности.Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.

6. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами

- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу; Систиматизировать изученную литературу.

Время

проведения

Мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь

1.Организация работы. Изготовление картотеки театрализованных игр.

2. Показ детям сказки «Колобок»

Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи

Октябрь

1.​ Театрализованная игра «Зверята».

2.​ Показ детям сказки «Заяц и лиса»

Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.

Консультация для воспитателей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Ноябрь

1.​ Театрализованная игра «Прятки».

2.​ Показ детям сказки «Репка».

Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.

Декабрь

1.​ Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».

2.​ Организация праздника к Новому году.

Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.

Январь

1.​ Народная театрализованная игра «Король».

2.​ Показ детям сказки «Теремок»

Просмотр разных видов театра дома с детьми

Февраль

1.​ Театрализованная игра «Бабушка- Маланья»

2.​ Показ детям сказки «Рукавичка»

Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».

Консультация для воспитателей «Использование театра в работе с неуверенными детьми»

Март

1.​ Театрализованная игра «Мое настроение»

2.​ Организация праздника для мам.

Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»

Привлечение в организации праздника для мам

Апрель

1.Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка итд).

2. Показ детям сказки «Маша и медведь»

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Консультация для воспитателей

«Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.»

Май

1.Театрализованная игра «День рождения»

2. Организация праздника «Лето к нам спешит»

Привлечение родителей к участию на празднике: «Лето к нам спешит»

Пожалуйста, подождите

Используемая литература:

Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990.

Белоусова Л. «Развиваем умение интонировать» Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2007

Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002

Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;

Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.

Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.

Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.

Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000..

Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003


План работы по самообразованию

Воспитатель Кириллина Оксана Николаевна

МБДОУ №5

Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Цель: Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, виде искусства.

Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность. Развивать разговорную речь через фольклор.

Задачи: Последовательное знакомство детей с видами театра. Поэтапное освоение детьми видов творчества. Совершенствование артистических навыков детей. Раскрепощение детей. Работы над выразительностью речи, интонации. Коллективные действия, взаимодействия. Умение сочувствовать, сопереживать.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием коммуникативных качеств личности;

Обучением вербальным и невербальным видам общения;

Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Чтение и совместный анализ сказок.

Проигрывание отрывка из сказок.

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Словесные, настольные и подвижные игры.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами.

Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта

Дети будут знать и уметь:

Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Научатся запоминать и описывать любого героя.

Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

Сочинять этюды по сказкам.

Строить простейший диалог.

Распределять между собой обязанности и роли.

Использовать средства выразительности драматизации. (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:

Уверенность в себе.

Умение играть в коллективе.

Работа проекта складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок , басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

2 .Творческие задания , направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

Покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

Покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

Произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,предлагаю детям провести необычный«Конкурс хвастунов». Объясняю, чтовыиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды , в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Сроки работы над проектом: октябрь 2013 г. – сентябрь 2014г.

Раздел плана

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Основной этап.

Март 2013 г. – Март 2017 г.

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете.

Заключительный этап.

Апрель 2017 г.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение.

Сентябрь 2017 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Используемая литература:

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990.
4.Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

6.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
7.Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8.Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.- М., 1994.
9.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
10.Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11.Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
13.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
14.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
15.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
16.Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
17.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
19.Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1989.
20.Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание.–1983.-N12.
21.Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
22.Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание.–1983.-N4.
23.Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
24.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Улыбка» с. Павловск

План по самообразованию воспитателя

Муриковой Натальи Юрьевны

«Театрализованная деятельность как средство

всестороннего развития детей»

на 2017-2018 учебный год

с. Павловск

2017 г.

Пояснительная записка

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

В этом огромную помощь поможет оказать театрализованная деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

С детьми:

  • По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

  • Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»;
  • Показ инсценировок и драматизаций сказок.

С родителями:

  • Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
  • Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
  • Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
  • Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.

Практический выход:

  • участие в праздниках и развлечениях
  • творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.

План по теме самообразования на 2017 – 2018 учебный год.

Сентябрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Чтение русских народных сказок : «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» , стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.
  2. Просмотр мультфильмов : «Колобок» , «Курочка Ряба» .
  3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка» .
  4. Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.
  1. Показ кукольного театра «Колобок» .

Работа с родителями :

  1. Опрос родителей на тему : «Любите ли вы театр ?»
  2. Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления , кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение литературы :

  1. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.
  2. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Октябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Методическая разработка « Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте » Райло И. М.
  2. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями :

1. Консультация для родителей на тему : «Значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Работа с детьми :

  1. Театрализованные игры : «Лисичка и зайчики» , «Волк зубастый» , «Солнышко и дождик» , «Кошка и мышки» .
  2. Показ настольного театра «Репка» .
  3. Чтение русских народных сказок : «Волк и семеро козлят» , «Теремок» .
  4. Просмотр мультфильма «Теремок» .
  5. Посещение театральных общесадовских представлений.
  6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко) .
  7. Театр кукол «Теремок»
  1. Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001 .
  2. Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми :

  1. Театрализованная игра «Теремок» .
  2. Чтение сказки «Три поросёнка» .
  3. Просмотр мультфильма «Три поросёнка» .
  4. Спектакль «Три поросёнка» .
  5. Посещение общесадовских театральных представлений .
  6. Разучивание стихов «Огуречик» , «На улице три курицы» .
  7. Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.
  2. Консультация для родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка» .

Декабрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Мимические этюды с жестами.

Эмоциональное состояние персонажа

Действия ребёнка

Нам грустно

Вытирает слёзы

Грустное лицо

Вздыхает, пожимает плечами

Нам весело

Улыбка

Смех

Хлопает в ладоши, прыгает

Мы сердимся

Нахмуренные брови

Кулачки сжаты, топаем ногами

Мы испугались

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

Мы устали

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

Не хотим, не надо

Ладошками как бы отодвигать от себя

Мы удивлены

Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

Мы любим покушать

Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

  1. Чтение сказок : Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост» ; Л. Воронковой «Снег идёт» , «Маша растеряша» ; Е. Пермяк «Как Маша стала большой» .
  2. Пересказ сказки «Три поросёнка» .

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.
  2. Напомнить родителям дома повторять стихи и песни.

Изучение литературы :

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь-февраль 2018 г.

Работа с детьми :

1. Двигательные этюды.

Название этюда

Действия детей

Важный петушок

Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

Котята «Руки-лапки»

Руки перед собой пальчиками вперёд

Котик царапается

круговые движения кистями

Котик умывается

Движения кистью руки по щеке

Собачки «Руки-лапки»

Также как у котят.

Собачки роют землю

Дети, присев, роют «лапками» .

Куклы

Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз.

Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

Удары правым носком

Идти на носочках, руки за платье.

  1. Пение детской песенки «Два весёлых гуся» .
  2. Настольный театр «Колобок» , «Репка» .
  3. Конструирование домика для животных.
  4. Слушание музыкальных произведений : «Паровозик из Ромашкино» , «Антошка» , «Песня Бременских музыкантов» .
  5. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» .

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : « Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
  2. Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности .

Изучение литературы :

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д» , 2001- 96.
  2. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Март-апрель 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Рисование деревьев.
  1. Прослушивание музыкальных произведений : «Песня крокодила Гены» , «Песенка мамонтёнка» , «Песня бабок Ёжек»
  2. Чтение и заучивание чистоговорок, например :

Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары.

  1. Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

  1. Кукольный театр «Лиса и заяц»
  1. Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.
  1. Подвижные игры с элементами театральной игры : «Лиса и зайцы» , « Самолёты » , «Воробушки» .
  2. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц» .
  3. Настольный театр «Репка»

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : «Читаем детям (3-4 года) ;
  2. Консультация на тему : «Игры детей с игрушками-персонажами»

Май 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Подготовка праздника для мам к 8 марта.
  1. Чтение и пересказ сказок: К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

  1. Посещение театральных представлений в детском саду.
  2. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка» .
  3. Настольный театр «Колобок» , «Репка» , дети самостоятельно показывают представление.
  4. Игры с детьми : «Изобрази какое-нибудь животное» .
  1. Разгадывание загадок о сказках.

Работа с родителями :

  1. Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки» .
  2. Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей» .

Список литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.

План работы по самообразованию

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Цель: духовно- нравственное воспитание,развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

    формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

    формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

    развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

    Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

    закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

    развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

    поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

    Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на благородные поступки, не даны

ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания отождествления. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли.

Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, можно разделить:

1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).

2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).

3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).

4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).

5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.

Срок

Практический выход

Октябрь -май

Изучение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение нового СанПиН

Изучение рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1 .Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

3.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008

4. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.

Беседы, просмотр картинок и видео- роликов.

Работа над темами:

Знакомство с театром;

Кто работает в театре;

Правила поведения в театре;

С/р игра «Театр».

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Пальчиковый театр

Освоение навыков владения пальчиковым театром.

Развитие мимики;

раскрепощение через игровую деятельность.

Работа над темами:

Плоскостной и пальчиковый театр;

Мимика и жесты.

(инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения пальчиковым театром

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Разработка театрально – игровой деятельности к мероприятию «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Подбор материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки»

(в течение года)

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Оформление в группе центра театра «В гостях у сказки»

Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров.

(В течение года)

Разработать досуг «Встреча с весной» (Масленица)

Проведение театрализованной деятельности в свободное время

Досуг «Проводы русской зимы»

Сказка «Репка»- разучивание ролей с детьми;

Развитие воображения, фантазии, заинтересованности, ответственности. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей

Обучение детей владению куклой, игрушкой

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

Театрализованное представление.

Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях

Показ спектакля родителям.

Литература:

    Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

    И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

    И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

    Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

    О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

    А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

    Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

    И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

    Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

    А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

    Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

    Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

    Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

    Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

    Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.

    А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

    Мигунова Е.В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Великий Новгород, 2006..

    Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

    О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.

Работа с родителями

Срок

Практический выход

Октябрь -май

Оформление материала для родителей «Жизнь группы» с фотоматериалом

Анкетирование родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Отношение родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Консультация для родителей

План по самообразованию "Театрализованные игры, как средство речевого развития детей от 4 до 5 лет"

Тема: «Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего дошкольного возраста»
Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли русской народной сказки в эмоциональном развитии детей.
Задачи: Выявить значение русской народной сказки в системе воспитания детей.
Приобщать детей к русским сказкам, увлечь народными сюжетами.
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Постановка целей и задач по данной теме.
Изучение темы: «Роль русской народной сказки в развитии речи ребенка
Чтение русских народных сказок. Рисование с детьми «Следы зверей». «Зернышки для петушка», лепка «морковка для зайчика»
Консультация : «Роль сказки в развитии детей»
Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей.

Применять отрывки из сказок в режимных моментах.
Создание картотеки сказок для работы с детьми.
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»
Дидактическая игра «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)
Показ родителям ролика «Сказки в жизни нашей группы»
Изготовление дидактических материалов, приобретение дид, настольно- печатных игр.
Изучение темы:« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка
Показ кукольного театра по мотивам русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Консультация: «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ Создать театральный уголок в группе (настольный, пальчиковый и би-ба-бо театры)
Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)
Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Изготовление дидактических материалов: альбома « Мои любимые сказки», «Из какой сказки герои»
Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка »
Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша
Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам родители
воспитатели
Изучение темы : «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизаци) Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста. Открытое занятие. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Самоанализ плана самообразования.
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
Используемая литература:
Е.А.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр». 1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
11. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
12. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
14. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
15. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
16. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
17. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
18. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
19. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
20. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
21. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
22. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
23. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
24. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
25. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
26. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
________________________________________

Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Ресурсы интернета.

Скачать План самообразования воспитателя ДОУ. Тема: театрализованные игры



Просмотров