Текст публичной лекции на тему: «Можно ли научить творчеству? Творчество – природный дар. Ему невозможно научиться Можно ли научиться творчеству

ФОТО Getty Images

«Прежде всего, креативность – это процесс рождения оригинальных идей, которые имеют ценность. Это именно процесс, а не событие, случившееся в одночасье. Оригинальные идеи редко возникают случайно (хотя и такое бывает). Как правило, приходится потратить немало времени и усилий, прежде чем удастся решить сложную проблему. Затем это решение нужно воплотить в жизнь, причем конечный результат может сильно отличаться от первоначальной идеи.

Во-вторых, креативное мышление – это оригинальное мышление. Совсем необязательно придумывать что-то новое для всего мира, мысль должна быть оригинальной для вас самих и, возможно, для вашего круга. Иногда случаются открытия, которые полностью меняют взгляд людей на окружающий мир, но это не обязательное условие креативности.

В-третьих, в любом творческом процессе нам приходится оценивать и критиковать свои труды для того, чтобы достичь «идеала». Если вы пишете поэму, разрабатываете дизайн или планируете речь, совершенно естественно при взгляде на свою работу чувствовать, что «это немного не то, что я задумывал» или «я не уверен, что хорошо справился с этим». Мы постоянно оцениваем, что-то меняем, ведь творчество – это не самопроизвольный процесс, у которого есть начало и конец. Часто все начинается с мозговых штурмов, теорий и гипотез, а затем следует неустанная работа, попытки снова и снова сделать все как надо.

Существует мнение, что креативность нельзя оценить. Однако если вернуться к определению, ключевые понятия креативности – оригинальность и ценность. В любой области можно определить критерии оригинальности, а также подумать, какие идеи могут считаться ценными. Как вы, например, оцените работу по математике? Можно поинтересоваться мнением людей, которые разбираются в этой области и могут судить, насколько работа оригинальна. Но помните о том, что нельзя оценивать детский рисунок и олимпийского чемпиона одинаковыми мерками.

Другим мифом является то, что креативности нельзя научить. На самом деле, когда люди так говорят, они основываются на очень узком представлении о том, что же такое преподавание. Да, обучать креативности совсем не то же самое, что учить водить машину. Нельзя научить быть креативным посредством прямых указаний: «Просто делай то, что делаю я, и ты сразу станешь креативнее». В любой области существуют техники и методики, которыми необходимо овладеть. Но преподавание – это гораздо больше, чем просто инструкции. Учить – значит открывать новые возможности, вдохновлять, наставлять и поддерживать. Одаренные учителя помогают людям открыть их творческие таланты, взрастить их и в результате стать более креативными.

Можно быть креативным в любой области. Люди часто говорят: «Я совершенно не творческий человек», имея в виду только то, что они далеки от искусства. Они не играют ни на каких инструментах, не рисуют, не выходят на театральную сцену и не танцуют. Мы забываем, что можно быть творческим математиком, творческим химиком или творческим шеф-поваром. Все, в чем участвует человеческий интеллект, является тем полем, на котором возможны творческие достижения».

Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson) – британский писатель, мотивационный спикер и эксперт с мировым именем в области образования, развития творческих способностей и инновационного мышления. Один из вдохновителей и организаторов программ позитивного образования, основанных на идеях позитивной психологии.

ФОТО Getty Images

«Прежде всего, креативность – это процесс рождения оригинальных идей, которые имеют ценность. Это именно процесс, а не событие, случившееся в одночасье. Оригинальные идеи редко возникают случайно (хотя и такое бывает). Как правило, приходится потратить немало времени и усилий, прежде чем удастся решить сложную проблему. Затем это решение нужно воплотить в жизнь, причем конечный результат может сильно отличаться от первоначальной идеи.

Во-вторых, креативное мышление – это оригинальное мышление. Совсем необязательно придумывать что-то новое для всего мира, мысль должна быть оригинальной для вас самих и, возможно, для вашего круга. Иногда случаются открытия, которые полностью меняют взгляд людей на окружающий мир, но это не обязательное условие креативности.

В-третьих, в любом творческом процессе нам приходится оценивать и критиковать свои труды для того, чтобы достичь «идеала». Если вы пишете поэму, разрабатываете дизайн или планируете речь, совершенно естественно при взгляде на свою работу чувствовать, что «это немного не то, что я задумывал» или «я не уверен, что хорошо справился с этим». Мы постоянно оцениваем, что-то меняем, ведь творчество – это не самопроизвольный процесс, у которого есть начало и конец. Часто все начинается с мозговых штурмов, теорий и гипотез, а затем следует неустанная работа, попытки снова и снова сделать все как надо.

Существует мнение, что креативность нельзя оценить. Однако если вернуться к определению, ключевые понятия креативности – оригинальность и ценность. В любой области можно определить критерии оригинальности, а также подумать, какие идеи могут считаться ценными. Как вы, например, оцените работу по математике? Можно поинтересоваться мнением людей, которые разбираются в этой области и могут судить, насколько работа оригинальна. Но помните о том, что нельзя оценивать детский рисунок и олимпийского чемпиона одинаковыми мерками.

Другим мифом является то, что креативности нельзя научить. На самом деле, когда люди так говорят, они основываются на очень узком представлении о том, что же такое преподавание. Да, обучать креативности совсем не то же самое, что учить водить машину. Нельзя научить быть креативным посредством прямых указаний: «Просто делай то, что делаю я, и ты сразу станешь креативнее». В любой области существуют техники и методики, которыми необходимо овладеть. Но преподавание – это гораздо больше, чем просто инструкции. Учить – значит открывать новые возможности, вдохновлять, наставлять и поддерживать. Одаренные учителя помогают людям открыть их творческие таланты, взрастить их и в результате стать более креативными.

Можно быть креативным в любой области. Люди часто говорят: «Я совершенно не творческий человек», имея в виду только то, что они далеки от искусства. Они не играют ни на каких инструментах, не рисуют, не выходят на театральную сцену и не танцуют. Мы забываем, что можно быть творческим математиком, творческим химиком или творческим шеф-поваром. Все, в чем участвует человеческий интеллект, является тем полем, на котором возможны творческие достижения».

Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson) – британский писатель, мотивационный спикер и эксперт с мировым именем в области образования, развития творческих способностей и инновационного мышления. Один из вдохновителей и организаторов программ позитивного образования, основанных на идеях позитивной психологии.

УДК 070

ББК 76.01

Рецензенты:

кафедра периодической печати факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького (зав. кафедрой проф. Б.Н. Лозовский)- секретарь Союза журналистов Российской Федерации " доктор юридических наук, проф. М.А. Федотов

Лазутина Г.В.

Л 17 Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - М.: «Аспект Пресс», 2001 - 240 с

ISBN 5-7567-0131-1

В учебнике содержится материал по всем основным разделам курса, предусмотренным программой. Рассматриваются обстоятельства, формирующие журналистику как профессиональную деятельность и круг профессиональных обязанностей журналиста; основные особенности журналистского произведения; способ творческой деятельности журналиста (структура творческого процесса, источники информации, методы и приемы деятельности, технический инструментарий, профессионально-этические регуляторы поведения).

Для студентов факультетов и отделений журналистики вузов. Книга может быть полезна и практическим журналистам.

УДК 070

ББК 76.01

ISBN 5-7567-0131-1 «Аспект Пресс», 2000, 2001

Профессии складываются не сразу. Должно пройти время, прежде чем деятельность, возникшая как любительское занятие определенной группы людей, обретет черты общественно значимой профессиональной деятельности. Дело всегда старше профессии, которую оно вызывает к жизни.

Профессионализация деятельности начинается на базе опыта, накопленного любительством. От поколения к поколению передается он усилиями самородков-первопроходцев, образуя в конечном итоге коллективную сумму знаний и представлений об особенностях данного вида деятельности, отличающих ее от других видов и поддающихся освоению. Однако далеко не факт, что этот процесс сразу же оборачивается созданием системы организованной профессиональной подготовки специалистов. Проходит еще немало времени, пока самопознание деятельности достигает той отметки, когда опыт предшествующих поколений начинают не только описывать, но и обобщать, систематизировать, превращать в правила и рекомендации, пригодные для обучения новых поколений. Это момент появления теории данного вида деятельности, означающий, что ее профессионализация состоялась.



Журналистика идет таким же путем. Но на сегодняшний день она как профессия не насчитывает даже пяти столетий. В масштабах истории это довольно маленький срок. Потому неудивительно, что в журналистской среде еще бытует мнение, будто теории журналистики быть не может, а учить новичков нашему делу следует прямо на практике, по ходу работы. И даже то обстоятельство, что центров подготовки журналистов в мире достаточно много, отнюдь не означает, что принцип обучения в

них существенно отличается от этой традиции. Большинство из них строит свои программы не столько на теоретическом обобщении опыта профессии, сколько на его описании. Но описание не дает достаточно надежных критериев для различения всех «плюсов» и «минусов» практики. Такие критерии под силу сформулировать только теории, если ей удается выявить закономерности функционирования и развития деятельности. И пусть теоретическое знание не вечно во времени, пусть оно требует обновления и уточнения на каждом новом этапе, - обойтись без него все равно нельзя, если мы хотим избежать постоянного воспроизведения тех «минусов», которыми отмечен предшествующий день журналистики, в работе журналистов следующего дня.

Предлагаемый вниманию читателя учебник - результат теоретического обобщения опыта творческой деятельности журналиста. Необходимость такого теоретического обобщения открылась автору после двенадцати с лишним лет работы в практической журналистике, когда были пройдены все ступеньки иерархически организованной системы советской прессы (многотиражка, «районка», городская «вечёрка», областная «молодежка», областная партийная газета, центральная газета). Мне вдруг стало понятно, что совсем не случайно подчас не удается найти решение многих задач, которые ставит пред нами журналистская жизнь.

Исследование творческой лаборатории журналиста, на что также ушел не один год, конечно, принесло ответы далеко не на все волновавшие вопросы. Но и то, что удалось понять, позволило во многом по-новому увидеть нашу профессию. Это новое видение предмета и легло в основу лекционного курса «Основы творческой деятельности журналиста», читаемого автором книги вот уже 15 лет на факультете журналистики МГУ. Концепция и структура его и отражены в учебнике.

Три комплекса представлений образуют содержание книги. Первый из них связан с анализом тех обстоятельств, которые вызвали журналистику к жизни и обусловили неизбежность превращения ее в профессиональную деятельность весьма необычного плана. С одной стороны, журналистика выступает как организатор духовного сотрудничества разных общественных сил для создания массовых информационных потоков, без которых нормальное существование общества невозможно. С другой - она являет собой производство особого рода информационных продуктов, назначение которых - оперативно извещать общество о происходящих в его жизни изменениях самого разного свойства, причем и очевидных, и неочевидных. В результате круг профессиональных обязанностей журналиста оказывается много шире, чем это кажется на первый взгляд.

Второй комплекс представлений восходит к специфическим чертам журналистского произведения, делающим его информационным продуктом особого рода. При этом речь идет не о производных его качествах - таких, например, как актуальность или общезначимость, но непосредственно о параметрах текста, в которых проявляются его органические связи с отражаемой действительностью, с адресатом информации, с элементами самого себя. Знать эти параметры - значит настроиться на путь творчества, ведущий к успешному результату.

И наконец, третий комплекс представлений отражает особенности процесса журналистской работы и ее инструментария, образующие в совокупности способ творческой деятельности журналиста. Это понятие впервые было введено в научный оборот несколько лет назад (брошюра «Технология и методика журналистского творчества») как раз для обозначения той стороны журналистской профессии, которая задается ее позитивным опытом, поддающимся освоению, - в отличие от стороны, определяемой личностным началом специалиста, его индивидуальными творческими особенностями. В учебнике способ творческой деятельности журналиста рассматривается подробно, с равным вниманием ко всем его составляющим - и в этом заключается наиболее существенная отличительная черта книги.

Есть отличия и в форме подачи учебного материала: текст книги представляет собой диалог преподавателя со студентом, причемАлексей Коршунов - персонаж, имеющий реальный прототип. Вопросы, устно и письменно задававшиеся им на лекциях и после них, подсказали мне возможность придать изложению теории интонации живого общения, - и я благодарна Алексею за это.

Хочу выразить признательность за помощь в работе над книгой моим коллегам по кафедре и факультету: их участию в обсуждении идей и результатов исследования я обязана тем, что полученный материал обрел форму более или менее завершенной концепции. Особую благодарность за консультации и содействие выражаю Л. Л. Кондратьевой (канд. психол. наук) и И. Ф. Неволину (канд. психол. наук).

Хочется поблагодарить также и всех моих бывших студентов:

это их вопросы, наблюдения, готовность идти на эксперименты будили мысль, подталкивали к поискам наиболее убедительных аргументов.

И еще одна сердечная благодарность членам моей семьи за внимание и заботу, которые они проявили по отношению ко мне во время написания этой книги, за понимание и моральную поддержку на всех этапах работы.

Надеемся, что учебник будет полезен тем, кто помышляет о судьбе журналиста или уже вступил на этот нелегкий путь.

С пожеланиями успеха в познании и творчестве!

ЧАСТЬ I

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ

И ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБЯЗАННОСТИ

ЖУРНАЛИСТА

Глава 1: Как связаны между собой

ИНФОРМАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО

Беседа первая

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО?

- Вы сказали, что целевая установка курса - обучение способу творческой деятельности журналиста. Но что для вас творческая деятельность и разве можно творчествунаучить?

Это был один из первых вопросов, заданных Алексеем.

Ответила я ему тоже вопросом:

Допустим, у человека есть способности к музыке или танцам, к рисованию, наконец. Скажите, сможет он без соответствующих занятий, без учебы стать признанным творцом в области музыкального искусства, балета, живописи? Алеша пожал плечами:

- Насколько мне известно, в истории такие случаи были, но их, надо признать, единицы. Сейчас музыканты, художники, танцовщики, как правило, начинают учиться сызмальства. Но ведь здесь другое... Здесь техника разная. Их учат технике!

- Только-то?! Такое количество учебных лет на одну лишь технику?.. Вовсе нет!

Как Вы-то понимаете, что такое творчество?

- Я думаю, что это способность создавать новое, то, чего не было. И она не у всякого есть. Недаром говорится: «С горы не дано- в аптеке не купишь».

- С первым Вашим утверждением трудно не согласиться: это положение общепризнанное. А вот со вторым я бы поспорила. Думаю, правы те ученые, которые считают, что способность к творчеству - общее свойство человека как биологического вида.

Да, разным лицам оно присуще в разной мере: есть более, есть менее творческие люди. Но в принципе всем дано создавать объективно или субъективно новые реальности вещественно-энергетической или информационной природы.

- А нельзя ли чуть понятней?- слегка улыбнулся Алеша. - Ну, хоть «объективно-субъективно» расшифровать... И насчет природы?..

- Можно, конечно. Только сложного, в общем-то, здесь ничего нет. Вы просто испугались терминов. А без них не обойтись, когда дело касается теории какого-либо предмета: термин заключает в себе общий смысл того или иного явления в свете определенной научной концепции, как бы кодирует систему понятий, экономя слова. В сущности, изучение теории есть овладение терминами, освоение системы понятий, в которых описывается предмет.

Так по поводу «расшифровки»... Понятие «объект» согласно распространенной научной традиции обозначает предметы и явления действительности, которые противостоят человеку как то, что существует независимо от его сознания и на что направлена его деятельность. Понятием же «субъект» обозначается носитель активности, направленной на объект, то есть деятель, человек. Соответственно объективным называют все, что оказывается принадлежностью реального мира и обретает возможность существовать независимо от человеческого сознания, а субъективным - все, что характеризует субъект, является его чертами, свойствами, его принадлежностью.

В нашем случае в соответствии со сказанным получается, что творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое - то, что не существовало раньше в мире вообще, и субъективно новое - что уже имеется в реальности, но для данного человека ново, создается им впервые, без жесткой ориентации на существующие аналоги. В этом смысле «изобретать велосипед» - тоже акт творчества, проявление способности творить (если, конечно, речь именно об изобретении, а не о копировании или «сборке по образцу»).

- Такое творчество можно наблюдать у детей, да? Когда они играют, иногда ведь настоящие сценарии сочиняют.

- Еще какие!.. Можно с уверенностью утверждать, что творчеством пронизана вся наша жизнь - игра, учение, труд.Но, как я уже упоминала, у разных людей - разная мера способности к творчеству (креативности, говоря языком науки). Однако эта способность поддается развитию, может и возрастать при благоприятных условиях.

- Да, я по себе знаю. В моей жизни очень большую роль сыграли занятия во Дворце творчества детей и юношества...

- Вот видите! И наверняка, как и все. Вы начинали с «изобретения велосипедов». А теперь, небось, вынашиваете замыслы литературных открытий?..

- Нет, я думаю о журналистике. Но Вы еще не пояснили мне свою мысль насчет природы продукта...

- Ну, это совсем просто. Оглянитесь вокруг: стены здания, в котором мы с Вами находимся, стол, шкафы, стулья, электрическая проводка, повернули выключатель - и свет... Чтобы удовлетворить свои материальные потребности, человек создает все это из вещества и энергии. Отсюда и выражение: предметы вещественно-энергетической природы. А теперь обратите внимание на поверхность стола. Видите, там - подшивки газет, книги, кассеты с диктофонными записями. Казалось бы, это тоже предметы из вещества. Однако они...

- Конечно, они - совсем другое! Они- для удовлетворения духовных нужд, вещество здесь - только упаковка для информации, точнее, даже... Как бы это выразить?..

- Верно, Алеша, Вы хороший образ нашли - «упаковка». Только я бы сказала - не информации, а информационного продукта. Для удовлетворения своих информационных нужд (многие называют их, как и Вы, духовными, хотя, на мой взгляд, это понятия не тождественные) человек научился улавливать информацию с помощью разных систем знаков и разных материалов, перерабатывая ее, сообразно потребностям, в различные информационные продукты. Они служат людям каждый по-своему, выглядят неодинаково, но в главном едины: это всегда особым образом созданные «информационные консервы», готовые при определенных условиях передать заинтересовавшемуся ими человеку некоесодержание для ума, для души, для чувств, способное повлиять на него в той или иной мере.

- Тут у меня опять возникают два вопроса или, если хотите, два сомнения. Во-первых, я никак не могу согласиться с тем, что какая-нибудь эстрадная песня - тоже информационный продукт. Там бывает столько бессмыслицы... Помните: «Ты- моя банька, я- твой тазик»?.. Разве здесь может идти речь об информации?

И во-вторых: если следовать Вашей логике, то и такие шедевры творчества, как «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича, надо относить к информационным продуктам. А ведь язык не поворачивается это сделать!

Но в нашей повседневной жизни и не надо, чтобы он это делал. Давайте называть такие творения так, как называем,- великими произведениями искусства. Когда же мы пытаемся заглянуть в закономерности мира, то есть прикасаемся к научному знанию, во имя наиболее точной передачи сути дела приходится переходить на язык науки.

А насчет «баньки»... Мы уже говорили: не стоит отождествлять понятия «информация» и «информационный продукт». У информации не бывает качества: она либо есть, либо нет, тогда на ее месте «шумы» - слышали, конечно, такое словечко?.. Информационный продукт же - дело мозга и рук человека, а потому в нем неизбежно отражается уровень креативности, творческих возможностей его создателя. Отсюда вопрос о качестве. Ведь «консервировать» можно и «шумы», принимая их за информацию! Однако разве в этом случае родится произведение, способное долго помогать людям жить, питая их ум, душу и чувства?

- Но ведь суть творчества не может быть сведена к «консервации» информации. Вы же согласились, что творчество - создание нового!

- Вы абсолютно правы. «Консервация» - только часть операций по переработке первичной информации в информационный продукт. В целом такая переработка - сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности и все уровни психики. Все сферы личности - значит интеллект, эмоции, воля. Все уровни психики - значит подсознание, сознание и надсознание (или, как еще его именуют, сверхсознание).

- Надсознание? По поводу интеллекта, эмоций, воли все более или менее ясно. С сознанием и подсознанием- тоже. А вот надсознание...

- Объясню. Только сначала чуть подробнее остановлюсь на понятии «подсознание», есть тут кое-какие тонкости. Термин этот обозначает такой «этаж» нашей психики, где информация перерабатывается либо не проходя через сознание, либо после того как операции переработки ее на уровне сознания дошли до автоматизма и стали настолько привычными, что отпала необходимость в контроле за ходом их со стороны сознания. Пример - достижение грамотности. Когда мы изучаем правила морфологии и синтаксиса, делаем упражнения, работает наше сознание и наша рука. Но вот пришел опыт, пришла уверенность - и сознание освобождается от обязанности руководить процессом письма. Теперь рука подчиняется непосредственно подсознанию. Причем это его проявление принято называть постсознанием («послесознани-ем») - в отличие от другой его ипостаси, «досознания», обеспечивающего нам понимание тех или иных вещей на основе такой переработки информации, к которой сознание не подключалось вовсе.

А понятием «надсознание» обозначается уровень психики, который направляет целостное поведение личности на решение новых жизненных задач - и опять-таки относительно независимо от сознательно-волевых усилий. Для творчества этот «этаж» психики чрезвычайно важен. Едва ли не первым обратил внимание на его роль Константин Сергеевич Станиславский - крупнейший реформатор театрального искусства. Доктор психологических наук Павел Васильевич Симонов интерпретировал надсознание как механизм творческой интуиции, посредством которого на базе рекомбинации прежних впечатлений возникает целостное видение новых, не существовавших ранее образов и формируется готовность человека к их осуществлению.

- А рекомбинация- это перекомбинация,перестройка?

- По сути дела, да. Это воссоединение старых элементов на новой основе, в новых связях, в новых отношениях.

И все-таки только к работе надсознания творческий процесс не сводится - в него, повторяю, вовлечены все уровни психики. Причем интересно вот что: по наблюдениям психологов, интенсивнее всего он становится, когда мозг человека «эмоционально активирован», а потребность в решении творческой задачи очень велика. В подобных ситуациях поиск решения становится непрерывным.

- Да, я знаю: иногда процесс творчества идет даже во время сна. Дмитрий Иванович Менделеев во сне увидел окончательный вариант своей таблицы периодической системы элементов.

- Таких примеров много! Шуман, например, слышал во сне новые мелодии - будто бы ему их наигрывали Шуберт и Мендельсон.

- Но если в основе творчества - переработка информации, ее перекомбинирование, получается, что все продукты творчества - информационной природы?.. А как же вещественно-энергетические объекты? Храмы, здания, мосты, настольная лампа, наконец... Разве это не результат творчества? Вы же сами говорили...

- Да, говорила, и не собираюсь от этого отказываться. Хотя уточнить позицию стоит. Но тут нам потребуется несколько иной угол зрения...

Беседа вторая

МОЖНО ЛИ ТВОРЧЕСТВУ НАУЧИТЬСЯ?

Вы задали очень интересный вопрос, Алеша. Предметы материального мира, о которых Вы говорите, в исходном своем варианте, бесспорно, - результат творчества. Давайте немножко пофантазируем - представим себе, как появилось, например, колесо.

Жизнь ставила перед людьми задачу, для решения которой у них не было средств: как ускорить передвижение? как облегчить доставку тяжестей?.. И вот однажды некто Башковитый обратил внимание: круглый камень несется с горы гораздо быстрее, чем его разноформенные собратья. Перед мысленным взором человека возник образ: по дороге катится... круг! (Мы бы сказали сейчас - обруч.) И Башковитый принялся за работу. Начал подбирать материал, инструменты, которые бы годились для дела, при этом ум и руки все время были в ладу: увидел - обдумал - сделал - оценил - отбросил - взял другой материал... Методом проб и ошибок нашел наконец то, что его устроило. Сделал обруч! Родилось колесо.

Конечно, внешние обстоятельства процесса изобретения могли быть совсем иными. Но существо его, надо полагать, состояло именно в этом: открытие - замысел - эксперимент - воплощение замысла... А вот теперь смотрите: колесо - материальный предмет; не вызывает сомнения, что оно - результат творчества. Но что определило его рождение?

- Информация! Переработка вещества, даже если она была очень значительной по объему, направлялась информационными командами. А они рождались на основе переработки, перекомбинации информации - накопленной раньше и вновь поступающей. Получается, - «вначале было слово» ?

- В определенном смысле - да. Вначале был «информационный продукт» - мысленный образ предмета потребности, ставший целью деятельности. Он может существовать в виде слова или представления (зрительного, слухового, тактильного), но по сути этот образ всегда - опережающая модель будущего результата деятельности, которая становится ее целью и направляет весь ее процесс.

- Бросается в глаза еще одно интересное обстоятельство: выходит, что деятельность включает в себя и материальное, и духовное начала во всех случаях - при создании и материальных продуктов, и продуктов информационных.

Точно! Ученые говорят: деятельность человека есть единство информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов, причем и те и другие опосредованы, т. е. включают в себя орудия деятельности - знаковый и вещественно-энергетический инструментарий. Но соотношение объема этих процессов и направленность деятельности при создании материальных продуктов и при создании продуктов информационных существенно отличаются. И относится все это не только к творчеству, но и к репродуктивной деятельности, призванной воспроизводить, тиражировать однажды созданные реальности.

- Я, пожалуй, взялся бы определить различия между ними...

- Между деятельностью творческой и репродуктивной? Наверное, хотите сказать, что одна протекает в муках, а другая может идти автоматически?

- Это, конечно, так, но я имел в виду другое. Цель репродуктивной деятельности как бы задается человеку извне, а вот цель творчества рождается внутри, ее как бы нет сначала, она приходит потом...

- Вы близки к истине. Цель репродуктивной деятельности, даже если человек ставит ее себе сам, дается ему в готовом виде: она всегда представляет собой образ уже существующего предмета, который требуется растиражировать. А цель творчества окончательно формируется в ходе творческого процесса:

поначалу она заявляет о себе как задача, у которой нет решения, и вызывает активность, направленную на поиск. Этот поиск - начальная стадия любого акта творчества: идет осознанное или неосознаваемое накопление информации - необходимого «сырья» для переработки в конкретный замысел, в конкретную цель - мысленное предвосхищение результата. Сам же результат добывается в муках воплощения замысла, и тут уж не обойтись без физических усилий и вещественно-энергетических затрат.

- Теперь я понимаю, почему в начале нашей беседы Вы сказали:

«Предметы материального мира в их исходном варианте...» Те же здания... Большинство их сегодня создается по типовым проектам, но первый-то проект был творческим!

- Не только первый! Вы когда-нибудь видели дома деревенских умельцев? Можно встретить уникальные избы: и функционально все хитро придумано, и внешний вид радует глаз. Кстати, архитектура - такой вид творчества, где в равной мере представлена (или может быть представлена) направленность на удовлетворение материальных и духовных нужд человека. Творения великих архитекторов, решавших, казалось бы, утилитарные задачи, волнуют как произведения искусства. Но и в них, если присмотреться, всегда найдешь компоненты, возникшие на основе репродукции. В Барселоне есть удивительные здания, созданные по проектам Антонио Гауди - его называют изобретателем от архитектуры. Изогнутые объемы строений, волнообразные крыши, балконы в виде цветка... Но ведь крыши, балконы! С точки зрения функциональной элементы человеческого жилища репродуцируются, повторяются, а с точки зрения эстетической они единственны в своем роде. И эта особенность просматривается во всех проявлениях творчества: оно делает повторяющееся уникальным. Без «вкраплений» репродуктивной деятельности ни один творец не обходится. Но даже в случаях, когда цель задается ему обстоятельствами или людьми, он преобразует ее таким образом, что она, воплощаясь, дает невиданный результат.

- Это относится и к созданию произведений... Я хотел сказать- к созданию информационных продуктов? Там тоже не бывает «чистого» творчества?

Да в действительности вообще трудно найти что-либо «в чистом виде». А уж что касается переплетения репродуктивного и творческого начал... Все дело в соотношении того и другого, в том, что является доминантным, главным. Вот скажите: есть репродуктивные элементы в пушкинском «Евгении Онегине»?

- Обижаете Пушкина! Всеми признано: «Евгений Онегин» - новое слово в поэзии.

- Но ведь впоэзии! Значит, оно содержит в себе и какие-то общие, повторяющиеся признаки поэтического произведения. Ну, подумайте: разве это не так? Ритм, рифма... Это же приметы поэтического текста, и Александр Сергеевич воспроизводит их. Иное дело, что он вдохнул в них и нечто неповторимое. Родилась знаменитая Онегинская строфа...

- Да-а... Тогда выходит, что у каждой разновидности творчества есть какой-то... какой-то репродуктивный посыл!

- Конечно! Давайте разберемся, откуда он берется, этот посыл - пожалуй, его, действительно, можно так назвать. И тут нам придется взглянуть на творчество еще с одной стороны. Ведь мы пока не говорили о том, что творчество есть труд?

- Но это как бы само собой разумеется!

- Да, конечно. Однако и здесь есть моменты, на которые хотелось бы обратить особое внимание. Во-первых, считается, что это не просто труд, а высшая форма труда. А во-вторых... Впрочем, давайте не будем спешить, рассмотрим все по порядку.

Как известно, труд - важнейшее проявление человеческой деятельности, с помощью труда человек обеспечивает себе необходимые условия существования. Современная наука трактует труд как деятельность, направленную на создание общественно полезного продукта, способного удовлетворить материальные или духовные потребности человека. В соответствии с этим мы легко можем определитьсоциальную суть творчества - это труд, направленный на созданиесущественно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. Что это означает?

У человека множество потребностей. Общество как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. (Среди них и такие, например, как нужда в совершенствовании средств деятельности, средств труда.) Развитие системы потребностей, дифференциация их - непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в определенные социальные институты - организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества - и тем объединены. Но в каждой из них действуют и свои собственные законы - и это их разделяет, сообщает им специфику (правильнее сказать, составляет их специфику).

Такая специфика отражается в представлениях людей о некоторых общих признаках продуктов того или иного вида творчества, их характерных чертах. Уже трехлетний ребенок в ответ на предложение потанцевать не станет рассказывать стишок или петь песенку - он закружится или запрыгает в танце.

- Да еще и попросит музыкальное сопровождение!

- Вот-вот. Складываются такие представления стихийно, и роль их в развитии человеческой личности весьма существенна:

они выступают в некотором смысле как побуждение к пробе творческих сил - посыл, как Вы заметили. Но и для общества в" целом эти представления имеют большое значение: в процессе разделения труда, в процессе специализации творчества они совершенствуются на базе становящегося научного знания, уточняются и начинают выступать как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению. В сознании профессионалов они образуют нечто вроде сигнальных огней, высвечивающих посадочную полосу аэродрома:

чтобы «вписаться» в нее при посадке, надо идти определенным маршрутом.

- Ну да, я понимаю... Процесс творчества- «самолет», курс которому на «взлетном поле» задает такая порождающая модель. Потому и выходят из-под кисти художника - живописные полотна, из-под резца скульптора - изваяния, а инженерные проекты превращаются в машины.

- Между прочим, именно потому и у журналиста результатом труда оказывается не симфония, не опера, не поэма, а журналистское произведение.

А возьмите исполнительские искусства. На первый взгляд кажется, что это простое тиражирование однажды подаренных миру шедевров. Но вспомним, как непохожи порой бывают образы, родившиеся у разных исполнителей на одной и той же литературной или музыкальной основе! Надо полагать, что здесь именно эта основа используется как порождающая модель для создания новых уникальных творений человеческого ума и души. В истории культуры сохранятся как величайшие ценности балетные партии Галины Улановой и Майи Плисецкой, концертные программы Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера, спектакли Анатолия Эфроса и Марка Захарова, роли, сыгранные Фаиной Раневской, Юрием Никулиным, Любовью Орловой...

- И все-таки мне кажется, что во всех этих порождающих моделях таится серьезная опасность для творчества: стандартизация!

- Таится. Люди с невысокими творческими потенциями подвергаются ей часто. Вы же слышали такое определение - «ремесленник». Оно как раз и говорит о том, что в данном случае «самолету» творчества не удается оторваться от «взлетной полосы». Поднялся, может быть, чуть-чуть - и опять опускается на плоскость порождающей модели. А она ведь предполагает «приращение объемов» - впрочем, об этом мы уже говорили. Дома Гауди хоть и дома, но в то же время - нечто совершенно фантастическое, захватывающее дерзостью проникновения в невидимые связи человека и природы.

- Но вот ведь какая штука... У нас, в студенческой среде, часто возникают споры: что такое журналистика - творчество или ремесло? Быть может, в них все-таки проявляется ощущение того, что профессия наша не очень творческая?

- О сути нашей профессии мы поговорим чуть позже. А пока - вот об этом противопоставлении: творчество или ремесло. Мне вообще-то оно кажется некорректным. Понятие «ремесло» родилось в сфере материального производства, и прямой его смысл весьма конкретен: изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев - индивидуально.

Такое изготовление вовсе не исключало творческих решений! С другой стороны, ремесленное производство предполагало знание дела , т. е. способность хорошо выполнять репродуктивные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов - в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. И вот эта «другая сторона» дала путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже существующих решений - и не более того. Иначе говоря, слово «ремесло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность». Но ведь мы с Вами уже разобрались: любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало, «чистого творчества» практически не найти. Все дело в том, как они соотносятся, репродуктивное и творческое, в самом виде творчества и в мотивации творца.

А теперь, Алеша, я хотела бы вернуться к Вашему вопросу, с которого наши беседы начались. Можно ли...

- ...творчеству научить? Думаю, что я сам теперь могу на него ответить. Творчеству научить нельзя, но ремеслу как элементу творческого процесса - можно и нужно. Так ведь?

- Можно и так сказать. Но я предпочитаю не пользоваться переносными значениями слов, когда дело касается теоретических проблем. Поэтому мой ответ будет звучать так: да, творчеству научить нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности, структура которого достаточно сложна и отнюдь не сводится к технической стороне дела.

В развитом обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество как любительское. Это первая фаза его развития, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности. (Между прочим, Гёте по этому поводу заметил, что в наших желаниях уже заключено предчувствие возможностей их осуществить.)

Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке.

Чемпо существу различается творчество любительское и профессиональное? Только одним: первое представляет собойстихийное следование закономерностям данного вида деятельности, а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установкесознательном изучении этих закономерностей и стремлении следовать им.

- Но, по-моему, с возникновением профессионального творчества любительское вовсе не склонно отмирать!

- Бесспорно! Оно существует параллельно - его продуцирует творческая природа человека. При этом нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Чем это объяснить?

- Наверное, разной мерой таланта!

Известный театральный режиссер Г. Товстоногов утверждает: «Будущего живописца можно научить основам перспективы, композиции, и научить человека быть художником нельзя. В нашем деле тоже».

Если это высказывание понимать так, что для того, чтобы стать художником, нужна специальная одаренность, то спорить с этим невозможно. Однако социологи и психологи говорят о том, что личностью не рождаются, личностью становятся. В полной мере это относится и к художнику. Изучение биографий выдающихся художников помогает выявить некоторые общие факторы зарождения, становления художественной личности. Особенно показательными в этом отношении являются те личности, про которых искусствовед Д.В. Сарабьянов замечает, что у них сама «биография становится историей развития художественной личности». Такой личностью был, например, В.А. Серов.

Сложным и дискуссионным является вопрос о том, какое место в художественном воспитании принадлежит процессам обучения, научения, школе в широком смысле слова. В дальнейшем мы будем говорить о художественной, живописной школе. Бытует точка зрения, что школа препятствует формированию творческой личности художника. Наиболее крайнее выражение эта позиция нашла в высказывании Дерена, французского художника, одного из «диких» (фовистов). «Избыток культуры, – считает он, – самая большая опасность для искусства. Настоящий художник – это необразованный человек». Близка к нему и позиция русского художника А. Бенуа: «… все вредно, если ты этому учишься! Надо работать с охотой, наслаждением, увлечением, брать, что попадется, любить работу и на работе незаметно для себя учиться».

Даже те, кто за школу, за науку, не могут не видеть объективных противоречий между обучением правилам, законам и творчеством.

Заслуживают внимания в этой связи мысли скульптора А.С. Голубкиной, высказанные ею в небольшой книге «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923). Автор считает, что, приступая к учебе, самоучки теряют в школе искренность и непосредственность и жалуются на школу, что она в них убила это. «Отчасти это правда». Часто до школы в работах бывает больше своеобразного, а потом они становятся «бесцветными и шаблонными». На этом основании некоторые даже отрицают школу. «Но это неверно…». Почему? Во-первых, потому, что у самоучек без школы в конце концов вырабатывается свой шаблон, а «скромность незнания превращается в бойкость невежества». В результате моста к настоящему искусству быть не может. Во-вторых, бессознательная непосредственность незнания долго удержаться не может. Даже дети очень скоро начинают видеть свои ошибки и на том их непосредственность кончается. Назад к бессознательности и непосредственности дороги нет. В-третьих, школа может и должна быть организована так, чтобы не только нейтрализовать негативные моменты, связанные с необходимостью усвоения ремесла, навыков, правил или шаблонов, но даже в процессе обучения ремеслу одновременно «учить» творчеству.

В чем же заключаются основные моменты организации учебного процесса, способствующие формированию творческой личности художника? В мировой и отечественной художественной педагогике в этом отношении накоплен известный опыт. Много ценного, например, содержится в педагогической системе Чистякова, Станиславского, Г. Нейгауза и др. Объясняется это тем (помимо всего прочего), что выдающиеся педагоги порой интуитивно, а нередко и теоретически осознанно учитывали важнейшие психологические и нравственные закономерности творческой деятельности.

Творчество свободно, непредсказуемо и индивидуально. Как это совместить с необходимостью выполнять определенные задания (упражнения), в соответствии с правилами (принципами и т.п.), общими для всех тех, кто обучается в данной школе?

В процессе научения творчеству педагог должен знать главных «врагов» творческого развития, факторы торможения. С психологической и этической точки зрения самый главный враг творчества – страх . Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. А.С. Голубкина в уже упомянутой нами книге о ремесле скульптора пишет, что настоящий художник, творец, должен быть свободен от страха. «А не уметь, да еще трусить, – это невесело».

Страх – это психологическое состояние, но оно оценивается нравственным сознанием как отрицательное моральное качество. Страх – не только боязнь неудачи. Он противостоит смелости и мужеству , необходимым для реализации морального чувства нового, создания новой художественной ценности.

В связи со сказанным встает очень важный практический вопрос о целесообразности экзаменов, оценок в процессе научения творчеству. Например, П.П. Чистяков считал, что, поскольку «молодые силы любят соревнование», выполнение заданий на оценку в принципе полезно и может стимулировать успехи в обучении. Однако постоянную работу «на номер», т.е. на экзамен и конкурс, он считал вредной. Такая работа неизбежно связана со страхом не уложиться в срок. Учащийся отвлекается от творческого решения задачи и подменяет ее погоней за выполнением обязательных правил. «Формальность» соблюдается, а дело ускользает: оно поставлено на второй план. Торопясь окончить работу к экзамену, художник пишет «грубо-полумерно», и винить его за это нельзя. Сегодня многие педагоги, озабоченные тем, чтобы в процессе обучения одновременно развивать, формировать творческую личность учащегося, приходят к выводу, что вообще надо снять систему оценок успеваемости и перейти на определение динамики успеваемости с помощью тестирования. Результаты тестирования важны для педагога, для того, кто управляет процессом обучения и развития. Учащийся должен знать, что он движется вперед. Чистяков, например, постоянно подчеркивал, что ход постепенного и неуклонного подъема должен ощущаться молодым художником. Место страха должны занять положительные эмоции, в том числе и нравственные (самоуважение и т.п.), – могучий фактор творческого развития.

Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность становящейся творческой личности, боязнь ошибок и несовершенств. Молодой художник должен твердо усвоить по меньшей мере два обстоятельства. О первом обстоятельстве хорошо и поэтично сказал французский художник Одилон Редон, которого мы уже цитировали: «В мастерской художника должна обитать неудовлетворенность… Неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество…» (С.). Интересную мысль о пользе недостатков высказал известный бельгийский живописец Джемс Энсор. Призвав молодых художников не бояться ошибок, «обычных и неизбежных спутников» достижений, он отметил, что в известном смысле, а именно с точки зрения извлечения уроков, недостатки даже «интереснее достоинств», они лишены «одинаковости совершенств», многообразны, они – сама жизнь, в них отражена личность художника, его характер. На второе обстоятельство очень точно указала Голубкина. Молодому художнику, считает она, важно уметь находить и беречь хорошее в своей работе. «Это так же важно, как умение видеть свои ошибки». Хорошее, может быть, не так уж хорошо, но для данного времени оно лучше, и его надо беречь «как ступеньку» для дальнейшего движения. Не надо стыдиться того, что любуешься и ценишь хорошо взятые места в своих работах. Это развивает вкус, выясняет присущую данному художнику технику. Нельзя одинаково относиться ко всему, что делается художником. Но не разовьется ли в таком случае самодовольство, останавливающее развитие? Его бояться не надо, ибо то, что хорошо сейчас, через месяц может никуда не годиться. Значит, художник «перерос» эту ступеньку. «Ведь, если вы радуетесь своему хорошему, вам еще хуже покажется плохое, в котором недостатка никогда не бывает» (С.).

Третий серьезный враг творческого развития личности – лень, пассивность , которые в противоположность активности , оцениваются с моральной точки зрения негативно. Против такого врага нет более эффективного противоядия, чем умение, искусство педагога пробудить и поддерживать у ученика интерес к работе, внимание, энергию с помощью увлекательных задач, даже при обучении «элементарной» технологии. И учеников надо приучать к этому. Чистяков говорил им: «Никогда не рисуйте молча, а постоянно задавайте себе задачу». Необходимо постепенно и постоянно усложнять задачи, а не повторять их механически». Чистяков, например, использовал контраст – «резко обратное упражнение»: сразу вместо натюрморта написать голову. Цель таких приемов – поддерживать интерес, эмоциональный тонус. «Возить землю в тачке, – говорил Чистяков, – можно и тихо, и мерно, и однообразно; обучаться же искусству так нельзя. В художнике должна быть энергия (жизнь), кипучесть». Как завещание молодым художникам звучат слова педагога: «В работах не прохлаждайтесь, и делайте как бы на срок, но не торопись и не кое-как», «во всю мочь, от всей души, какя бы ни была задача, большая или маленькая…». Педагогические методы П.П. Чистякова заслуживают большого внимания и, без сомнения, могут быть применены в любом виде художественного творчества, не только в живописи.

Выше мы уделили серьезное внимание нравственному значению эмпатии как одной из важнейших способностей, необходимых для творческой личности художника. Нетрудно догадаться, что для того, чтобы успешно учить творчеству, надо создавать благоприятные условия для развития, тренировки творческих способностей, в том числе и эмпатической. Рассмотрим кратко, что говорит современная наука по этому поводу.

Экспериментально установлена связь между научением эмпатии (симпатии) и научением подражанию. Расхождение наблюдается в ответах на вопросы, что сначала, а что потом. Большое влияние на силу эмпатии оказывает сходство между педагогом и учеником. Играет роль и вера в то, что говорят другие о сходстве обучаемого с моделью. Замечено: чем больше подражают, тем больше видят сходство. Сходство особенно эффективно при научении эмпатии, когда оно привлекательно для обучаемого. Привлекательность модели (в частности, учителя и ученика), с которой происходит идентификация, часто описывается как особое чувство любви, выступающее главным мотивационным рычагом эмпатии. Возникает исследовательская задача – как усовершенствовать обучение любовью. Любовь – это один из этических законов обучения творчеству. Кроме нее важны такие моральные мотивы, как «забота», «общее дело» группы, к которой принадлежит или хочет принадлежать ученик. В такого рода группе (так называемой референтной группе) эффективно действует механизм замещающего опыта, или замещающего переживания. Ученик идентифицирует себя с другими учениками и сопереживает им (так называемая «ролевая идентификация»). Эффективнее действуют и механизмы поощрения («подкрепления»). Значение имеет не только эмпатия ученика с учителем, но и способность учителя войти в мир воображения и переживаний учеников. Некоторые данные говорят о том, что подражание, идентификация дают удовлетворение и сами по себе, без подкрепления. Среди объектов идентификации при научении творчеству важное место отводится делу, которым занимается референтная группа. Идентификация с делом – путь к формированию творческой личности с более высокой этической мотивацией, зрелой, самоактуализирующейся личности. Идентификация, в особенности в раннем возрасте, лежит в основе эффективности имитационного (подражательного) обучения в последующие годы. При формировании творческой личности художника особое значение имеют методы, приемы (например, оживление, олицетворение и др.), способствующие идентификации с художественной формой, со средствами выразительности (линиями, пространственными формами, цветовыми и др.), с материалом и инструментами (кистью, резцом, скрипкой и т.п.) творчества.

Можно было бы указать еще на многие экспериментальные результаты, связанные с обучением эмпатической способности. Знание этих данных необходимо для повышения эффективности научения творчеству. Следует только не забывать, что многим теориям художественного обучения и воспитания нередко свойственен функционалистский подход. Односторонность его в недооценке того, что обучение и воспитание в этой области – это формирование художественной, творческой личности как целостности, а не тренаж только отдельных (хотя и важных) способностей, узко направленных мотиваций и т.п. Развиваются не отдельные способности, а личность как целостность, и вместе с ней способности. На этом необходимо, на наш взгляд, делать акцент в практике формирования творческой личности.

В центре воспитания должна стоять задача формирования творческой личности, творческого «Я», необходимым компонентом которого выступает нравственное «Я». Эта задача не тривиальная. К сожалению, до сегодняшнего дня в практике воспитания и особенно обучения широко распространена система накопления и тренировки механически и аналитически приобретенных знаний и навыков. От знаний идут к навыкам и умениям, от образцов – к автоматизмам. Таким образом, полученные знания и навыки не опираются на органическую основу, на потребности личности. Поэтому они внутренне не обоснованы и непрочны. Кроме того, такой подход «подавляет» личность и не позволяет обучаемым пользоваться «образцами» в личностном плане. Речь идет, разумеется, не об умалении роли образования, тренировки логически-познавательного аппарата, а о необходимости подчинения задач образования задачам формирования творческой личности. А это значит, что исходным моментом должны быть потребности личности обучаемых и воспитуемых, их личностная мотивация, процесс самоактуализации и самовыражения. Представляется важным сосредоточить усилия воспитания и обучения на формировании творческого субъекта. В процессе воспитания и обучения важно создать такие условия, чтобы человек почувствовал в себе внутреннюю, личностную нравственную потребность мыслить, чувствовать и «говорить» на языке искусства.

Можно ли научить творчеству?

Актуальность темы

Я выбрала эту тему, потому что для меня творчество - это неотъемлемая часть моей жизни, мой надежный помощник,к которому я обращаюсь, когда не могу решить какую - либо проблему логическим путем. К сожалению, есть люди, которые не задумываются о том, что практически любой вопрос можно решить творческим путем. А есть люди, которые, при всем желании, не способны в нужный момент прибегнуть к помощи творчества в силу того, что просто не знают, как это можно сделать. Поэтому они вынуждены, нередко даже очень длительное время, искать другие способы решения проблемы. И мне стало интересно, можно ли помочь людям, не умеющим творчески мыслить, т.е. не склонным к творчеству. Как научит таких людей находить нестандартные решения, для начала, стандартным, а в дальнейшем и более серьезным вопросам.

Проблема

Основной проблемой является то, что большинство людей для решения каких - либо задач используют шаблоны. Шаблонные действия не всегда бывают эффективны и люди теряют интересные возможности,просто не замечая их.

Гипотеза

Для того, чтобы более продуктивно действовать в повседневной жизни, человеку необходимо научиться рассматривать стоящие перед ним задачи с разных точек зрения, т.е. развивать креативность. Я считаю, что если каждый день уделять определенный отрезок времени на упражнения, развивающие креативность, то в конечном итоге человек выработает у себя привычку мыслить неординарно. В дальнейшем это позволит ему смотреть на вещи свежим взглядом и не зацикливаться на шаблонах.

Цели

Основной целью данного исследования является узнать, можно ли помочь людям стать более креативными. Также меня интересует, за какой минимальный промежуток времени это можно сделать и какие личные данные человека необходимы для более интенсивного развития. Для этого мне необходимо привлечь небольшую группу людей, которая станет объектом моих наблюдений.


Задачи

    Итак, как я уже и сказала, для исследования мне понадобится группа людей, которая будет выполнять различные упражнения на развитие творческого мышления . Наблюдение за результатами работы этой группы помогут мне ответить на ряд вопросов. В идеале она должна состоять из как можно большего количества человек. Я привлеку к этому эксперименту всего 8 моих знакомых.

    После того, как я найду нужных мне людей и смогу убедить их принять участие в моем исследовании, мне необходимо будет понять, насколько креативен каждый из участников. Для этого я собираюсь провести психодиагностику креативности. Существует немало тестов на данную тематику. Поэтому я планирую изучить как можно больше из их числа и выбрать наиболее подходящий для моего исследования.

    Самой важной частью моего исследования является процесс развития творческих способностей участников. Поэтому, кроме поиска наиболее удачного теста, мне необходимо найти упражнения и методики, которые помогут людям наиболее эффективно справиться с этой задачей. Группа должна будет выполнять данные упражнения каждый день определенный промежуток времени, предположим, 2 месяца, по прошествию которых я опять проведу диагностику их креативности.

    В заключении мне останется лишь сравнить результаты первой диагностики со второй и понять как и по каким признакам они отличаются. А далее сделать вывод о том, можно ли научиться творчеству.

Подготовка

Не для кого не секрет, что развитие каких - либо способностей наиболее эффективно происходит в детском возрасте. Однако целью моего исследования является выяснить, можно ли научить творчеству именно взрослых людей. С одной стороны это достаточно сложная задача, потому что у взрослых шаблоны, используемые ими при решении различный задач, устоялись намного больше, чем у детей. С другой стороны у взрослых намного больше жизненного опыта, а соответственно поля для воображения, стоит только направить ход мыслей в нужную сторону. Я попросила своих родственников и их знакомых в возрасте от 40 до 50 лет помочь мне. Таким образом собралась группа из 8 человек: 4 мужчины и 4 женщины.


Что касается тестов для определения уровня развития креативности, эта задача оказалась чуть сложнее из-за их количества. На первой стадии поиска подходящего теста я поняла, что самыми известными из них являются тесты Е.Торренса и Дж. Гилфорда. При более подробном их изучении я поняла, что идеальный вариантом для меня является тест Гилфорда. На этом варианте я и остановилась.


Основой моего исследования является развитие участниками креативности. Е. Торренс не только разработал серию тестов, но и программу развития творческих способностей у людей, но я считаю,что для взрослого занятого человека выполнять целый комплекс упражнений будет достаточно проблематично. Поэтому я решила немного упростить задачу и предложить участникам свой альтернативный вариант - разнообразить свои повседневные дела. Например, каждый день ходить на работу разными дорогами, разнообразить утренние процедуры (менять местами порядок действий и т.д.), одним словом поставить перед собой задачу делать каждый свой день непохожим на предыдущие. Кроме того, существует одно очень интересное и простое упражнение. Оно заключается в том, что нужно выбрать один предмет и придумать для него как можно больше возможностей применения. Например, ручкой можно писать, а еще ручку можно использовать как закладку, как заколку для волос, как опоры для комнатных растений, собрать из них бусы в этническом стиле или использовать ручки как палочки для еды и т.д. Таким образом человек развивает воображение, что составляет основу творческой деятельности, при этом не затрачивая много времени и сил.


И, конечно же, перед началом моей работы, следует окончательно определиться со значениями терминов:

    Творчество - это деятельность, в процессе которой создается новое, оригинальное, уникальное, то, чего не было раньше в опыте человека или человечества в целом

    Воображение - способность к созданию в уме новых образов, новых представлений

    Креативность - творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, необычайно широким диапазоном точек зрения.

Разобравшись с основными определениями, можно начинать работу.

Ход работы

Результаты первого тестирования показались мне достаточно удручающими. Однако у женской половины группы показатели были чуть лучше относительно мужской.

Далее я объяснила всем участникам как им следует выполнять упражнения, как можно совместить эту задачу с повседневными делами. Им предстояло каждый день придумывать новые решения своих ежедневных задач, стараться отступить от уже устоявшихся в их поведении шаблонов, что является очень нелегкой задачей, особенно для взрослых людей.

В первый месяц практически у всех участников возникли серьезные проблемы. Фантазия была исчерпана уже через 3 дня. Однако я не стала отступать и попросила участников стараться насколько это возможно. Через полторы - две недели я заметила, что участникам становится гораздо легче придумывать различные назначения обычным вещам, стало появляться гораздо больше новых идей, а у некоторых женщин фантазия “била ключом". В ходе проекта я часто замечала, что успехи женской половины группы превышают мужские, хотя прогресс был заметен у каждого участника, просто в разной степени.

Через 2 месяца упорной работы над собой и своей креативностью, наступил решающий момент. Предстояло повторно провести тест и выяснить, помогли ли им придуманные мной упражнения, произошел ли сдвиг с мертвой точки. Как оказалось, двух месяцев вполне хватило для того, чтобы разглядеть прогресс. Данные каждого участника бесспорно улучшились в разы, так что остается только догадываться какими могут быть результаты, если продолжать заниматься в том же духе.


Вывод

Выполняя каждый день предложенные мной упражнения, группа из 8 взрослых человек смогла повысить свой уровень креативности лишь за два месяца упорной работы. Они стали рассматривать свои ежедневные задачи под другим углом, мыслить более обширно и разнообразно, что позволило им видеть множество путей решения вопросов,стоящих перед ними. Следовательно, моя гипотеза подтвердилась.

Основной целью проекта было понять, можно ли помочь людям стать более креативным, возможно ли им научиться творчеству. Как оказалось, учиться никогда не поздно, стоит только захотеть. Для этого необходимо много терпения и большая сила воли, но лично мне кажется, что любой человек, желающий стать более творческим, в состоянии это сделать. А что касается времени, то тут все очень индивидуально. К тому же развитие идет постоянно, поэтому судить о каких-то временных границах в данном вопросе невозможно.



Просмотров