Исторические кружки. Программа кружка "увлекательный мир истории"


Школа юного историка – это попытка проникнуть в "кухню" историка и самому почувствовать себя исследователем.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


На кого рассчитана Школа юного историка?

Школа юного историка рассчитана на ознакомление будущих абитуриентов исторического факультета МГУ, сегодняшних школьников, с основами и новейшими достижениями исторической науки. Для занятий в ШЮИ приглашаются учащиеся 5–10 классов.

Что является целью Школы юного историка?

Школа юного историка ставит своей целью не только познакомить учащихся с мировым историческим процессом, но и привить навыки исследования исторических первоисточников и чтения научной литературы. Задача ШЮИ – дать расширенное представление о человеческом прошлом, помочь учащемуся выбрать более узкую специализацию в рамках гуманитарных наук.

В чём отличие программы Школы юного историка
от программ общеобразовательных школ?

В отличие от программ общеобразовательных школ, на занятиях Школы юного историка рассматриваются наиболее важные и проблемные темы мировой истории, а история России рассматривается в контексте мировой.

Школа юного историка не замыкается на программе отечественной истории; она даёт представление о мировом историческом процессе в целом.

Занятия в очной Школе юного историка - бесплатные , они проходят в помещениях исторического факультета МГУ (в Шуваловском корпусе МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д.27, корп.4) в вечернее время, начиная с 16:25.

С 2010 г. в рамках очной формы проводится "Лекторий школы юного историка ", где выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.

Несколько раз в год перед учащимися выступают преподаватели исторического факультета – крупнейшие специалисты в различных областях исторической науки. Помимо занятий лекционного и семинарского типа предполагается проведение экскурсий и посещение музеев.

Дистанционная Школа юного историка

С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ начинает работу новая образовательная программа – "Школа юного историка (дистанционная форма) ".

Она рассчитана на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка.

Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.

Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.

Разделы: История и обществознание

Вряд ли найдётся учитель истории, который не занимался тем или иным видом внеклассной работы. Она помогает решать задачи мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, содействует выявлению творческих способностей школьников, вовлекать их в активную деятельность, помогает найти свое призвание, выбрать профессию. В отличие от урока, внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения. Внеклассная работа носит поисковый, исследовательских характер, в этом, пожалуй, одна из её привлекательных черт. История – очень везучая наука. Интерес ребёнка к ней пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, не многим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет. Повторная вспышка увлечения историей происходит, обычно в зрелые годы. Вдруг начинаешь замечать, что интереснее осмысливать исторические факты, чем впервые о них узнавать. Порой самому удаётся найти ответы на вопросы, давно волновавшие тебя; тогда понимаешь, что решение задач, которые ставит История,- увлекательное дело. А сколько разных тайн и загадок хранит она! И как хочется к ним прикоснуться, попробовать приоткрыть завесу тайны. История, исчисляемая в годах, кажется долгой и древней. А если перевести её исчисление в поколения людей, творцов истории, то реальность событий становиться зримее. Времена Петра Великого отделяет от нас всего 9 поколений, монгольское нашествие – 25 поколений, время катастроф Земли – 400 поколений. И когда египетские жрецы рассказали Геродоту, что их первый фараон правил страной после полубогов 341 поколение назад и все деяния последующих фараонов записаны ими, что в храме Зевса хранятся статуи не только этих фараонов, но и всех верховных жрецов, история становиться просто осязаемой.

Я веду кружок по истории в 6 классе. Мы изучаем сейчас историю Средних веков. Однако расстаться с полной тайн и загадок историей Древнего мира ребята не захотели. Оказалось, что в древней истории у каждого ребёнка нашлась своя история и своя тайна, о которой он хочет рассказать, либо больше узнать. Так родился курс “Все тайны и загадки мира или тайна, о которой я хотел рассказать”. Особенностью курса является то, что спланировали его сами дети. Каждый участник кружка предложил не только свою тему, но и форму проведения занятия. Мне оставалось немного обработать её и включить в тематический план. Можно возразить, что темы эти изучены, и нужно идти вперёд; ведь к изучению всемирной истории учащиеся вернуться лишь в 10 классе! Нужно больше времени уделять изучению истории Отечества. Всё верно. Но мне данный курс показался перспективным: во-первых, ребята знакомы с общей историей Древнего мира, значит, им есть на что опереться (есть база, которая даст толчок к самостоятельной, творческой, поисковой работе). Во-вторых: изучать историю Средних веков на уроках они будут более пристально, чтоб можно было найти свою тайну или загадку и там. Что позволит продолжить нашу работу уже во втором полугодии 6 класса, дополнив его тайнами и загадками из истории Средних веков – а там и до древней и средневековой истории Отечества недалеко. Таким образом, мы не только углубляем знания по истории, но и отрабатываем навыки самостоятельной работы, совершенствуем поисковые методы, поддерживаем интерес к предмету, развиваем творческие навыки.

Во внеклассной работе возможно чаще применять элемент игры. В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению учащимися знаний и умений через игру. Между тем дидактическая игра – явление внутренне противоречивое; противоречие выражается в совмещении игры, как самоценной, самопроизвольной деятельности, не направленной на практический результат, и обучения – целенаправленной деятельности, подчиненной дидактическим целям, которые выходят за рамки игровых задач. Отсюда, не забывая о необходимости усвоения учащимися знаний и умений в игре, приоритетным направлением игровой деятельности следует выбрать развитие мыслительных навыков на материале через игру. В данном случае противоречие между игрой и обучением может быть снято вследствие того, что в процессе игрового обучения происходит живое отображения черт исторической реальности, по-особому строиться взаимодействие участников образовательного процесса, обучение истории становиться для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становиться не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории. Понимание законов общественного развития, “проживание” судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно – ценностного содержания, должно, и, на мой взгляд, являться главным смыслом в постижении истории. Именно “проживанию” истории и должно способствовать историческое мышление, продвигая ученика по пути активного включения в различные моменты “всемирно-исторической драмы”. И, наоборот, осознание своей сопричастности судьбе человечества является важнейшим залогом в успешности формирования исторического мышления. Механизм формирования исторического мышления: прежде всего, необходимо определить его структуру, выделив не просто взаимосвязанные компоненты, а уровни, каждый из которых будет основываться на определённых исторических знаниях, и включать умения их использования. Содержание каждого последующего уровня исторического мышления будет основываться на содержании предыдущего, углубляя и развивая его; - подобрать вид игры для формирования каждого уровня.

Уровни исторического мышления: 1) структурно-логический; его содержание составляют элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета, и умения, основанные на применении логического мышления. Формирование этого уровня исторического мышления идёт через усвоение в игре знаний исторических фактов и событий (комплексов взаимосвязанных фактов), и отработку умений видеть исторические процессы (связь событий между собой) и выделять причинно-следственные связи, т.е. закономерности в протекании процессов, значение событий. (Игры-тесты, обучающие игры работы с тестом, викторины).

Второй уровень исторического мышления – социально-содержательный – должен включать в себя знания об основных сферах жизни общества (культурной, экономической, правовой, социально-политической, бытовой), значение истории личностей, а также применять инструментарий исторического познания для изучения общественных процессов. Игры, которые можно использовать для формирования данного уровня: игры-реконструкции (воссоздание процесса или события по отдельным фактам), моделирующие (проигрывание социальных процессов), операционные (отработка какой-либо операции). Формирование третьего, эмоционально-ценностного, уровня исторического мышления представляется наиболее сложным, поскольку он включает в себя знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, основанные на “проживании” конкретно-исторических ситуаций. Его содержание неразрывно связано с теми знаниями и умениями, которые были приобретены при освоении первых двух уровней, и главная задача заключается в том, чтобы ученики, поставив себя на место определённого исторического деятеля, учитывая всё многообразие фактов его жизни и жизни общества в данный период, используя приобретённые умения, постарались максимально приблизиться к его духовному миру, определить его ценностные ориентации, понять, почему он принял именно такое решение в той или иной ситуации. Для формирования данного уровня можно использовать психо- и социодраму, ролевые игры.

В работе нашего кружка мы постарались в комплексе использовать различные вида игр: здесь представлены и викторины, и ролевые игры, конференции и т.п.

Подведём итоги.

Задача нашего курса: формирование исторического мышления через игру.

Цели.

1) Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории.

2) Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).

3) Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.

4) Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своей страны и всего человечества.

Государственный исторический музей приглашает детей от 6 лет на занятия в музейных кружках.

Кружок «Жар-птица» (1-3 классы)

30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2 и 16 декабря, 13 и 27 января, 10 февраля, 3 и 24 марта, 7 апреля

Участники кружка познакомятся с работой художников разных эпох. На экспозиции музея ребята увидят подлинные памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства давних времен и создадут по их мотивам собственные работы.
Стоимость: школьник – 4200 руб., школьник + взрослый – 5400 руб.

Кружок «Жар-птица» (4-5 классы)
по субботам в 12.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3 и 17 февраля, 17 и 31 марта, 14 апреля

В 2017/2018 учебном году темой занятий в старшей группе станет история русского театра — от выступлений скоморохов до постановок Большого театра. Участники создадут композиции по мотивам театральных представлений разных времен.

Кружок «Путешествие в историю: путешествие в Древнюю Русь» (2-4 классы)
по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
22 сентября, 6 и 20 октября, 10 и 24 ноября, 8 и 22 декабря, 12 и 26 января, 9 февраля, 2, 9 и 23 марта, 6, 20 и 27 апреля

На занятиях кружка дети младшего школьного возраста в доступной форме узнают историю Древней Руси, особенности жизни, быта и верований восточных славян. Об этом периоде расскажут разнообразные памятники: одежда и украшения, книги и монеты, утварь и оружие, представленные в залах музея.
Стоимость: школьник – 5600 руб., школьник + взрослый – 7200 руб.

Кружок «Исторический театр кукол» (4-7 классы)
по субботам в 16.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3, 17 и 24 февраля, 10, 17 и 31 марта, 14 апреля

В кружке будет поставлен спектакль по финно-угорскому эпосу «Кудым Ош». В процессе подготовки спектакля кружковцы научатся самостоятельно изготавливать кукол, шить костюмы, писать декорации. Каждый из них получит отдельную роль и примет участие в выступлении.

Кружок «Старинное рукоделие» (3-11 классы)
по субботам в 14.00 (два раза в месяц)
30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2, 16 декабря, 13, 27 января, 10 февраля, 3, 24 марта, 7 апреля.

На занятиях кружка ребята освоят некоторые традиционные виды рукоделия разных регионов России: изготовят владимирскую лоскутную куклу «столбушку», украшения воронежского костюма – «грибатки», выполнят нижегородскую «крестецкую строчку» и другое.
Стоимость: школьник – 5400 рублей, школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Традиционные виды резьбы по дереву» (5-11 классы)
по воскресеньям в 14.30 или 16.00 (три раза в месяц):
8, 15, 22, 29 октября; 12, 19, 26 ноября; 10, 17, 24 декабря; 14, 21, 28 января; 11, 18, 25 февраля; 11, 18, 25 марта; 8 апреля.

На занятиях кружка участники изучают историю и технологию резьбы по дереву. Ребятам объяснят символику резных орнаментов, историю их появления и особенности их применения в быту.
Стоимость: школьник – 9000 руб., школьник + взрослый – 11000 руб.

Кружок «Военная история народов мира» (5-10 классы)
по воскресеньям в 10.30 (два раза в месяц):
Стоимость: школьник – 6300 рублей, школьник + взрослый – 7700 рублей.

Кружок «Военная история средневековой Руси» (5-10 классы)
по субботам в 16.00
23, 30 сентября; 14, 28 октября; 18 ноября; 2, 16 декабря; 13, 27 января; 10 февраля; 3, 17, 31 марта, 14 апреля

В кружке учащиеся познакомятся с военной историей нашей страны IX – XVII веков. Занятия будут посвящены изучению политических предпосылок военных конфликтов, их ходу и последствиям, выдающимся отечественным полководцам, в их числе князьям Святославу Игоревичу и Александру Невскому.
Стоимость: школьник – 6300 руб., школьник + взрослый – 7700 руб.

Кружок «Юный краевед» (5-9 классы)
Младшая группа: по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
29 сентября, 13, 27 октября;17 ноября; 1, 15 декабря; 19 января; 2, 16 февраля; 16, 30 марта; 13 апреля
Старшая группа: по пятницам (два раза в месяц), 16.30 – 18.00:
6, 20 октября; 10, 24 ноября; 8, 22 декабря; 26 января; 9 февраля; 2, 23 марта; 6, 20 апреля

В программе кружка – изучение истории древней Москвы, ее улиц и переулков, путешествие по заповедным зонам старой Москвы, знакомство с историей своих районов и дворов. Курс дополняется знакомством с экспозицией Исторического музея и его филиалов.
Стоимость: школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «История с географией» (6-11 классы)
по понедельникам в 16.00 (два раза в месяц)
18, 25 сентября; 09, 23 октября; 13, 27 ноября; 11, 25 декабря; 15, 29 января; 12, 26 февраля; 12, 26 марта; 09, 23 апреля

участники кружка узнают о многих ключевых фигурах российской истории X-XVII веков. Знакомясь с предметами из богатейшей коллекции музея, кружковцы не только наглядно представят, в каких условиях жили люди этого времени, но и узнают, как различались их представления о географии, соседних странах и мире в целом.
Стоимость: школьник – 7200 руб., школьник + взрослый – 8800 руб.

Кружок «Тайны нумизматики» (7-11 классы)
по средам в 16.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 08, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Специалисты отдела нумизматики Исторического музея расскажут об истории монет в различных уголках земного шара с самых древних времен до наших дней.
Стоимость: школьник – 5250 руб., школьник + взрослый – 6750 руб.

Кружок «Как жили люди в древности» (2-4 классы)
по четвергам в 16.30, по воскресеньям в 12.30
5, 19 октября; 2, 16, 30 ноября; 14 декабря; 11, 25 января; 8 февраля; 15, 29 марта; 12 апреля; 1, 15, 29 октября; 12, 26 ноября; 10, 24 декабря; 21 января; 4, 18 февраля; 4, 18 марта

На занятиях кружка ребята познакомятся с далеким прошлым нашей родины, начиная с появления каменных орудий и заканчивая образованием государств железного века.
Стоимость:школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Столетье безумно и мудро. XVIII век» (6-8 классы)
по воскресеньям в 12.15 (два раза в месяц)
8, 22 октября; 5, 19 ноября; 3, 17 декабря; 14, 28 января; 11, 25 февраля; 11, 25 марта; 8 апреля

Учащиеся познакомятся с государственными деятелями и писателями, полководцами и педагогами, книгами и бытовыми предметами «безумного и мудрого» XVIII века.
Стоимость: школьник – 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «Славяно-русская археология» (7-11 классы)
по понедельникам в 16.15 (два раза в месяц)
2, 16, 30 октября; 20 ноября; 4, 18 декабря; 22 января; 5, 19 февраля; 5, 19 марта; 2, 16 апреля

На занятиях кружка старшеклассники изучают проблемы археологии и истории России IX - XIV вв., в период зарождения и становления государства.
Стоимость: школьник - 5850 рублей, школьник + взрослый - 7150 рублей.

Кружок «Археология Великой Степи» (5-11 классы)
по четвергам в 16.15 (два раза в месяц):
28 сентября, 12, 26 октября; 9, 23 ноября; 7, 21 декабря; 18 января; 1, 15 февраля; 1, 22 марта; 5 апреля

В кружке «Археология Великой степи» учащиеся познакомятся с историей Восточной Европы от первых веков нашей эры до образования Древнерусского государства IХ в.
Стоимость: школьник - 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «История древнейших цивилизаций Средиземноморья» (5-11 классы)
по средам в 15.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 8, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям.

Данная программа позволяет расширить представления учащихся об исторических деятелях. Главная задача реализации программы видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории.

Направленность образовательной программы- туристко-краеведческая.

Актуальность программы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Цель занятий:

Расширить представления учащихся о выдающихся деятелях России 9-19вв.

Задачи.

Образовательные:

Способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;

Продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;

Продолжить формирование понятийного аппарата;

Научить самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;

Научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций.

Развивающие:

Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

Способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

Воспитывать активную жизненную позицию.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности: 13-14 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, экскурсии.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется и индивидуальная.

Режим занятий.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: как правильно составить характеристику исторического деятеля.

Учащиеся должны уметь :

Анализировать конкретно-исторические сведения;

Владеть историко-биографической информацией;

Работать с научно-популярной и справочной литературой;

Анализировать и сопоставлять факты.

Формами проведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, конференциях по истории.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов.

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

Раздел1. Земля русская

Раздел2.Московская Русь

Раздел 3. Россия в XVII веке

Раздел 4. Россия в XVIII веке

^ Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов

Итоговое повторение

Всего 34 часа

Вводное занятие.(1 час)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Тема 2. Первые князья (1 ч.)

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.) Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.) Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.) Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.) Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Тема 2. Женщины на престоле(1 ч.)

Тема 3. Елизавета Петровна (1 ч.) Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 4. Екатерина Великая (1 ч.)

Тема 5. Емельян Пугачев (1 ч.) . Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Тема 7. Русское “просвещение” (1 ч.)
^

Тема 1. Александр I (1 ч.)

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Тема3.Александр II.(2ч.)

Итоговое повторение (2 час)

Календарно- тематическое планирование.

п/п

Наименование тем, разделов.

Количес-тво часов

Сроки выполнения

По плану

По

факту

Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Что такое «историческая личность».

6.09

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

13.09

Тема 2. Первые князья Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.

20.09

Тема 3. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

27.09

Тема 4. Первые святые на Руси. Борис и Глеб – князья мученики.

4.10

Тема 5. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

11.10

Тема 6. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха.

18.10

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств

25.10

Тема 8. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

15.11

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы.

22.11

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии.

29.11

Тема 2. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью

6.12

Тема 3. Сергий Радонежский Сергий Радонежский.

13.12

Тема 5. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр).

20.12

Тема 6. Великие живописцы Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

27.12

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

17.01

Тема 2. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений.

24.01

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

31.01

Тема 4. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

7.02

Тема 5. Церковный раскол) Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

14.02

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.) Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

21.02

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6часов)

Тема 1. Петр Первый. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого.

28.02

Тема 2. Женщины на престоле.

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

7.03

Тема 3. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета

14.03

Тема 4. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

21.03

Тема 5. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева

4.04

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

11.04

Тема 7. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин.

18.04

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

25.04

Тема 2. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

2.05

Тема3.Александр II. Царь-освободитель. Накануне отмены крепостного права. Внешняя политика Александра II

16.05

23.05

Итоговое повторение

30.05

31.05

Методическое обеспечение программы.

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Для учителя:

  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989
  2. Валишевский К. Дочь Петра Великого. М.,1990
  3. Валишевский К Петр Великий. М., 1990
  4. Гумилев Н. От Руси до России. М.,1992
  5. Павленко Н. Тайны Петровской эпохи.М.,2006
  6. Шитов А.В. Минин и Пожарский. М.,1990

Для обучающихся:

  1. Баландин Р., Миронов С. Тайны Смутных эпох. М.. 2006
  2. Зарезин М., Последние Рюриковичи. М.,2006
  3. История России для детей и взрослых. (составитель В.Соловьев) 2003.
  4. 100 великих россиян (составитель К.Рыжов), 2000.
  5. История России в лицах. М.,1995

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Пугачева Саратовской области»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ ИСТОРИК»

(Возраст 12-13 лет. Срок реализации- 1 год)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___

от «__»_______2013г.

Учитель истории и

обществознания

Рамзина М.Ю.


Пояснительная записка

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа кружка «КЛИО» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого уголка.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,

самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей района и села. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

В работе исторического кружка участвуют дети с 12 – 16 лет.

Продолжительность программы – 1 год, в объеме 70 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в школьном музее.

Цели программы :

    сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

    расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

    формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

    воспитывать патриотизм.

Для достижения этих целей поставлены ряд задач:

    Обучающие:

Изучить особенности Воронежской области, Хохольского района, села Гремячье;

Проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;

Повысить уровень самостоятельной работы детей;

2. Воспитательные:

    развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

    воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

    воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

3. Развивающие:

Развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:

Создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;

Формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества

Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.

Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.

Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края.

В ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного села и края.

После обучения по данной программе воспитанники должны знать:

    Историю родного края и села

    Основы музееведения

    Традиции народов России.

    Основы природопользования и охраны окружающей среды.

Воспитанники должны уметь:

    Провести беседу об интересном земляке

    Написать сочинение о земляке, о селе, о крае

    Собирать материал, систематизировать и обобщать

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края

    Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение

    Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

    Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

практика

Раздел I . Введение.

Презентация кружка

Техника безопасности на занятиях.

Раздел II. Древо жизни.

Знакомство с генеалогией.

Составление «Древа жизни» своей семьи.

Раздел III

Традиции моей семьи.

Работа над презентацией «Моя семья в истории страны».

Семейные гербы

Раздел IV

С. Гремячье -345 лет

Экскурсия по музею с. Гремячье

Знаменитые люди нашего села

Экскурсия по селу

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Раздел V . Михаил Матвеевич Петров

Биография героя отечественной войны 1812 года М. М. Петрова.

Работа над презентацией

«М. М. Петров –герой Отечественной войны 1812 года. ».

История церкви

Раздел VI

Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг.

Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн.

Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации».

Раздел VII .

с. Гремячье в годы войны

Гремяченцы - Герои Советского Союза

Работа над презентацией «Герои нашего села».

Раздел VIII .Наш край родной.

Знакомство с историей своего края.

История праздников и народных гуляний.

Работа над проектом «Наш край родной».

Раздел IX . Воронежской области – 390.

Знакомство с историей ВО.

Фотовыставка «Мой родной край»

Работа над презентацией

«Помним, гордимся, наследуем».

Раздел X

Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села».

Встреча с интересными людьми нашего села.

Раздел XI. Наши ветераны.

Встреча с В. Ф. Кукуевым, участником ВОв. ветераном труда.

Встреча с Н. С. Миловановой, ветераном труда.

Раздел XII . История школы

Работа с летописью школы

Встречи с учителями

Раздел XII . Итоговое занятие.

Итоги работы исторического кружка.

Учет экспонатов и документального фонда.

Итого.

Основное содержание программы.

Раздел I . Введение.

Теория. Организация работы дополнительного образовательного объединения. Формы занятий. Режим работы. Краткое описание событий истории родного края.

Раздел II . Древо жизни.

Наука генеалогия. Генеалогия известных российских династий.

Практика.

Поиск информации о родственниках для составления генеалогического «древа». Составление «древа жизни» своей семьи.

Раздел III . Моя семья в истории страны.

История семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документа, фотографиях. Этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов.

Практика.

Научно исследовательская деятельность. Объективная оценка роли и места человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа, ясная постановка вопроса, критический отбор фактического материала, осознание личной связи с выбранной темой.

Раздел IV . «Малая родина- моя деревня»

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного села.

Практика.

Отбор фактического материала. Проведение научно – исследовательской работы. Легенды, связанные с происхождением названия с. Гремячье. История села.

Раздел V . Михаил Матвеевич Петров.

Биография М.М..Петрова.

Практика.

Работа с историческими источниками и литературой, знакомство с экспонатами, связанными с жизнью и деятельностью Героя Отечественной войны 1812 года М.М.Петрова.

Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации.

История государственных символов Российской Федерации, их историческая преемственность, сущность и значение в различные периоды истории. Герб. Гимн. Флаг.

Практика.

Научно – исследовательская деятельность. Поиск информации о государственных символах РФ. Составление отчета.

Раздел VII . с. Гремячье в годы войны

Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.

Практика.

Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.

Раздел VIII . Наш край родной.

Исторические источники, летописи, раскрывающие вопросы изучения природного наследия родного края.

Практика.

Отбор фактического материала.

Раздел IX . Воронежской области – 390...

История образования Воронежской области.

Практика.

Организация и проведение классных часов по этой теме.

Раздел X . Выдающиеся люди нашего села.

Практика.

Встреча с выдающимися людьми нашего села. Исследовательская работа: устные рассказы, документы, архивы, фотоматериалы. Оформление стенда.

Раздел XI . Наши ветераны.

Практика.

Встреча с ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Проведение экскурсии в музей села Гремячье.

Раздел XII . История школы.

Работа с летописью школы.

Практика.

Встречи и поздравления учителей ветеранов работавших раньше в нашей школе.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Педагогическое сопровождение программы:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками интернет – сайтов, составление

карт –схем, встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Ростовской области (об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).

Организационное сопровождение ОП : для осуществления целей и задач программы кружка «Страницы истории» созданы необходимые условия: помещение, интернет, книги, газеты.

Литература для педагога:

1. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

2.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

    Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

    Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

    Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

    Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.

    Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музееМ.,2001.

    Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.

    Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

    Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

Литература для детей:

1.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г.

2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М., «Карапуз», 1999г.

3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. –С.Пб. 1996г.

4.Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги.- м. 1991г.

5. Компанцева. Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.1985г.

6. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М. 1992г.

7. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – С. Пб., 1997г.

8.Журнал « Дошкольное воспитание» №5 ,2002г. стр 13 Н. Кутьина « На пути к музею».



Просмотров