Формирование жизненных идеалов чичикова. Жизненные идеалы и нравственный облик чичикова - сочинение любую на тему

Выполняя поставленную перед собой задачу «показать хотя бы с одного бока всю Россию», Гоголь создает образ предпринимателя-авантюриста, до него почти не известный в русской литературе. Гоголь одним из первых заметил, что современный век - это век меркантильных отношений, когда материальное богатство становится мерилом всех ценностей в человеческой жизни. В России того времени появляется тип нового человека – приобретателя, целью жизненных устремлений которого оказываются деньги. Богатая традиция плутовского романа, центром которого был герой низкого происхождения, пройдоха и обманщик, стремящийся извлечь выгоду из своих авантюр, давала писателю возможность создать художественный образ, отражающий русскую действительность первой трети XIX века.

В противоположность добродетельному персонажу классицистических романов, а также герою романтических и светских повестей, Чичиков не обладал ни благородством характера, ни знатностью происхождения. Определяя тип героя, с которым автору предстояло идти долго рука об руку, он называет его «подлецом». Слово «подлец» имеет несколько значений. Оно обозначает и человека низкого происхождения, выходца из черни, и того, кто для достижения цели готов на все. Таким образом, центральной фигурой поэмы Гоголя становится не высокий герой, а антигерой. Результатом воспитания, которое получал высокий герой, становилась честь. Чичиков же проделывает путь «антивоспитания», результатом которого становится «античесть». Вместо высокого кодекса морали он усваивает искусство жизни среди невзгод и злоключений.

Житейский опыт Чичикова, приобретенный им еще в доме отца, приучал его полагать свое счастье в материальном достатке – этой несомненной реальности, а не в чести – пустой видимости. Напутствуя своего сына при поступлении в училище, отец дает ему драгоценные наставления, которым Павлуша будет следовать всю жизнь. Прежде всего, отец советует сыну «угождать учителям и начальникам».

атем отец, не видя пользы в дружбе, советует ему не водиться с товарищами, или, если на то пошло, водиться с теми, которые побогаче, чтобы они могли быть полезными при случае. Не угощать и не потчевать никого, а вести себя так, чтобы его угощали, - еще одно пожелание отца сыну. И, наконец, самый ценный совет заключается в том, чтобы «больше всего беречь и копить копейку: эта вещь надежнее всего на свете». «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Уже первые шаги самостоятельной жизни гоголевского героя обнаружили в нем практический ум и способность к самоотверженности ради накопления денег. Не издержав на лакомства ни копейки из полученной от отца полтины меди, он в тот же год сделал к ней приращение. Поражает его изобретательность и предприимчивость в способах добычи денег. Он слепил из воска снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Покупал на рынке съестное и садился возле тех, кто побогаче, соблазняя их пряником или булкой. Когда же они чувствовали голод, он брал с них деньги, соображаясь с их аппетитом. Обнаружив удивительное терпение, он два месяца провозился с мышью, научив ее вставать и ложиться по приказу, чтобы потом выгодно продать. Вырученные от этих спекуляций деньги, он зашил в мешочек и стал копить другой.

Изобретательность в отношении способов добычи денег станет его отличительной чертой в дальнейшем. Не участвуй он сам в предприятии с путешествием испанских баранов через границу, никому бы не удалось привести в исполнение подобное дело. Мысль о скупке мертвых душ, пришедшая ему в голову была настолько необычной, что он не сомневался в ее успехе, хотя бы потому, что никто не поверил бы в возможность такого предприятия.

«В отношении к начальству он повел себя еще умнее», - говорит автор. Его послушание в училище было беспримерным.

Сразу после урока он подавал учителю треух, а по дороге домой он три раза попадался ему на глаза, беспрестанно снимая шапку. Все это помогло ему в училище быть на отличном счету, по окончании его получить отличный аттестат и «книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Но вот случилась беда с учителем, отличавшим Павлушу от других и ставившим его в пример остальным ученикам. Бывшие ученики, умники и остряки, которых этот учитель не любил, подозревая в непокорности и заносчивом поведении, собрали средства, необходимые для помощи ему. Один только Чичиков отказался помочь своему учителю, пожалев накопленные им деньги. «Надул, сильно надул...», - скажет учитель, узнав о поступке своего любимого ученика. Эти слова будут сопровождать Павла Ивановича всю жизнь.

Следующий, кого Павел Иванович ловко обведет вокруг пальца, чтобы получить более высокую должность, - это суровый повытчик, под началом которого он служил. Ничего не добившись угождением своему неприступному начальнику, Чичиков ловко использует его некрасивую дочь, притворившись влюбленным в нее. Однако получив новую должность, он забывает о свадьбе и тут же переезжает на другую квартиру. Беспринципность и даже цинизм обнаруживаются в этих поступках героя, готового использовать любые способы ради успеха в карьере.

Служба для Чичикова была хлебным местечком, за счет которого он мог кормиться с помощью взяток и казнокрадства. Когда начались преследования взяток, он не испугался и обратил их в свою пользу, обнаружив «прямо русскую изобретательность». Устроив все так, чтобы взятки брали писари и секретари и делились с ним как со столоначальником, Чичиков сохранил репутацию честного и неподкупного человека.

А задуманная Чичиковым афера с брабантскими кружевами, когда он служил на таможне, давала ему возможность скопить в один год такой капитал, какого он не заработал бы за двадцать лет ревностной службы. Разоблаченный своим товарищем, он искренне недоумевал, почему пострадал именно он. Ведь на должности никто не зевает, все приобретают. В его представлении, должность для того и существует, чтобы наживаться.

Однако он не был скрягой или скупцом, любившим деньги ради денег и отказывавшим себе во всем ради одного только накопительства. Впереди ему мерещилась жизнь во всех удовольствиях, со всяким достатком, экипажи, отлично устроенный дом, вкусные обеды. Он даже помышлял о женитьбе и заботился о своем будущем потомстве. Ради этого он готов был терпеть всевозможные ограничения и лишения, все победить, все преодолеть.

Мысли о возможном браке, как и все остальное, в уме Павла Ивановича сопровождались материальными расчетами. Встретив случайно по дороге к Собакевичу незнакомую ему девушку, впоследствии оказавшуюся дочерью губернатора, которая поразила его своей молодостью и свежестью, он подумал, что она могла бы быть лакомым кусочком, если за ней дадут «тысячонок двести приданого».

Удивительна непреодолимая сила характера Чичикова, его способность не растеряться под сокрушительными ударами судьбы, готовность начать все сначала, вооружиться терпением, вновь ограничить себя во всем, вновь вести трудную жизнь. Свое философское отношение к превратностям судьбы он выразил словами пословиц: «Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать». Готовность на любые авантюры ради денег делает Чичикова поистине «героем копейки», «рыцарем наживы».
Этот капитал должен стать основой процветания для него самого и его потомства. Чичикова, торгующего ничем и покупающего ничто, не беспокоит отсутствие логики в его стремлении построить свое благополучие на пустом месте.

Созданный Гоголем образ нового человека, появившегося в русской действительности, не является добродетельной личностью, способной к самоотверженным поступкам ради высоких идеалов, а хитрый плут, совершающий свои проделки в обманывающем и обманутом мире. Он как зеркало, в котором отражается неблагополучное состояние социальной и духовной жизни нации. Это неблагополучие, запечатленное в характере центрального персонажа, в конечном счете, и сделало его существование возможным.

Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских людей. Слишком большую цену заплатила наша страна за свою победу. Но кто завоевал эту победу: полководцы ил простые солдаты? Можно ли сохранить человечность в нечеловеческих условиях? Все ли участники войны – герои? Как ведут себя разные люди в ситуации смертельного испытания? Эти и подобные вопросы ставят и решают в своих произведениях многие современные авторы. Развитие фронтовой темы, начиная с конца 60-х – начала 70-х годов шло по двум основным направлениям: создания широких исторических полотен-«панорам»

У меня живет хомячок. Это самка. Её зовут Рыжка. Мне подарили её родители в прошлом году на день рождения.Спинка у моего хомячка рыженькая, а животик беленький. Шёрстка у Рыжки мягкая и пушистая. Хвостик у хомячка коротенький. Когда Рыжка слышит подозрительный шорох, она встает на задние лапки, поднимает свои серенькие ушки и удивленно смотрит своими черненькими кругленькими, как бусинки, глазками. Носик у Рыжки розовенький. Принюхиваясь, она шевелит своими усиками.Рыжка любит хлеб, семечки, овсяные хлопья. Любит полакомиться морковкой, капустой и кусочком яблока. Рыжка набивает еду в щёки, а

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была написана в конце 40-х годов XIX века. В этом произведении Гоголь изображает общество России того времени, все недостатки самодержавно-крепостнической России. Главным героем поэмы является дворянин Павел Иванович Чичиков. Вышел он из столбовых или личных дворян - это нам не известно. Получил он скромное образование, но за счет своих «прекрасных» способностей продвигался по службе, хотя долго на одном месте не засиживался.

Родители Павла Ивановича Чичикова принадлежали к разорившемуся

Дворянству и жили далеко от города в своем заброшенном имении. Все свое детство Чичиков провел у себя дома - «никуда не езживал и не хаживал». Жизнь его шла очень тускло и незаметно. Отец, больной человек, всегда говорил ему: «Не лги, послушенствуй старшим и носи добродетель в сердце».

Так и прошло девять лет. Одним весенним утром на старенькой кляче отец отвозит Павлушу в город, учиться в классы. Отсюда и начинается самостоятельная жизнь нашего героя.

Перед отъездом отец Павла Ивановича дал ему наставление на всю жизнь. Они стали «молитвой» его жизни: «Смотри-же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уже пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Береги и копи копейку, она не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой.» Эти наставления отца Чичиков никогда не забывал в жизни, он следовал им везде и всегда, они стали целью и стимулом его никчемной жизни, ибо в сердце этого человека с детства вошли только корысть, деньги и себялюбие.

С другого же дня Павлуша начал ходить в училище. Особенных способностей к какой-нибудь из наук у него не было, но зато оказались у него совершенно иные способности, с практической стороны. С первого же дня он начал исполнять наставления отца: дружил только с богатыми, был первым любимчиком, «на уроках сидел он так смирно, что никто не мог так просидеть и минуты - за это его очень любили учителя. Со звонком он вскакивал, подавал учителю портфель, а потом раз пять встречался ему в коридоре, здоровался и низко кланялся».

С первых же дней Чичикова заинтересовал и материальный вопрос. Он начинает копить деньги. То слепит из воска фигурку и выгодно продаст ее или на базаре или среди товарищей, то накупит пряников и ждет, пока у товарищей желудок стянется, а потом уж «четыре шкуры сдерет» за него. Деньги складывал он в мешочек. Когда набиралось их до пяти рублей, Чичиков сшивал его и начинал копить в другой.

Когда наш герой вышел из училища, он сразу же принялся за работу. День и ночь он работал, спал в канцелярских комнатах на столах, обедал со сторожами, но при этом всегда сохранял опрятность.

Чичикова заметило начальство, и его направили к одному старому повытчику под руководство. Все время Павел Иванович угождал своему наставителю и стал «сыном» ему. Он обещал жениться на дочери повытчика. Старый чиновник дал рекомендацию Чичикову, и тот тоже получил чин повытчика. Это и нужно было Павлу Ивановичу. Он перестал ходить к своему «покровителю» и не думал о женитьбе на его дочери. Чичиков стал знаменитым чиновником. На службе он брал взятки, да и казна не оставалась без внимания нашего героя - он добрался и туда. Теперь ходил он очень модно и богато одетым. Но вдруг, на место прежнею начальника-тюфяка был прислан новый человек военный, Строгий, враг взяточников и всего, что зовется неправдой. Он быстро разобрался в делах, и Чичиков был выгнан со службы.

Через некоторое время Чичиков поступает на службу в таможню. Там он тоже «грабит» людей и государство, но при этом работает очень хорошо. Начальство говорит о нем: «Это черт, а не человек.»

При проверке дел в таможне было найдено множество недостатков. Многие чиновники были арестованы. Видя это, Чичиков сам уходит со службы. «У него остается тысяч десять деньгами, небольшая бричка, два крепостных человека», - все, что сумел «сколотить» такими усилиями себе Павел Иванович.

Прошло время. Чичиков опять живет в «нищенских условиях, ходит в одном сюртуке и носит грязные рубашки». Однажды ему повезло, и он устраивается на службу поверенным, где снова проводит свои аферы и скрывается.

Опять Павел Иванович в дороге. Так и приводит она его в место действия романа. Здесь Чичиков решил прокрутить еще одно дельце: он хочет скупить у помещиков умерших крепостных, мертвые души, которые числятся по ревизской

сказке живыми.

После знакомства с городом, его отцами-чиновниками, посещения всевозможных обедов и балов, Чичиков отправляется в путешествие по помещикам, чтобы привести в исполнение свой замысел по покупке мертвых душ.

Первым из помещиков Чичиков посещает Манилова, слащавого, сентиментального человека, всегда мечтающего о различных небылицах. Потом он посещает тупоголовую помещицу Коробочку, Ноздрева - лихача и кутилу, Собакевича - крепкого хозяина, Плюшкина - скрягу и морально мертвого человека. Во всех этих домах Чичиков ведет себя по-разному, приобретая любыми путями и средствами мертвые души. Манилов просто дарит их нашему герою «из любви и уважения к нему». Коробочка продает души только потому, что боится нечистой силы, которой припугнул ее наш делец. Собакевич тоже продает умерших крестьян, но не из боязни, а из-за своей выгоды. И Плюшкин продает крестьян «боясь за каждую копейку». Только у Ноздрева ничего не приобретает Павел Иванович, а вместо того чуть не попадает под руку пьяного помещика, затем по той же причине и поспешно покидает город N.

Вот и все, что известно нам о жизни нашего героя. Прочитав поэму Гоголя, мы можем сказать о ее главном герое как о человеке низком и подлом, изворотливом и беспринципном. Да, это не идеал для подражания. Но …Павел Иванович Чичиков - типичный представитель нового вида буржуазного дельца крепостнической России первой половины XIX века.

Нельзя только самому Чичикову ставить в вину его поведение (хотя оно в большой степени зависит от самого человека). Здесь значительную роль играет само время, ход истории.

Н. В. Гоголь показал в «Мертвых душах» лицо России того времени, когда деградирует дворянство как класс, когда на первое место в жизни приходят новые люди - дельцы-приобретатели, люди, чьи помыслы низки, в чьем сердце не осталось ничего человеческого, кроме наживы, личной выгоды.

В своей поэме писатель разоблачает крепостническую Россию (Чичикова, помещиков, чиновников), жизнь которой измеряется только деньгами, где покупают мертвых, где продаются живые. И правят всем этим «мертвые души» - люди без души и сердца. «Куда же мчишься ты, Русь-тройка, к чему стремишься, если ты мертва и живут у тебя только мертвые?» - задает вопрос Гоголь своим читателям. Свою поэму Гоголь и писал, стараясь оживить Россию и оградить ее от Чичикова и ему подобных.

Павел Иванович Чичиков… Знаменитый герой поэмы Н.В.Гоголя, на века прославившийся тем, что служил «копейке», был ее рабом, готовым ради наживы на любые «предприятия» и подлости. Каковы же главные жизненные принципы Чичикова? И кто приложил руку к их формированию? Конечно, отец. Как в "Капитанской дочке" Гринев-старший призывал своего сына "беречь честь смолоду", так и в "Мертвых душах" отец также наставлял Павлушу, только ничего не говорил ни о чести, ни о долге, ни о достоинстве. Не говорил потому, что у него были свои взгляды на жизнь.

Первым важным пунктом наставления отца было «не дури и не повесничай», а "угождай учителям и начальникам". Так и делал Павлуша. И в школе мальчик блистал не знаниями, а прилежанием. Но если прилежание и опрятность не помогали, он пользовался другим жизненным принципом батюшки: «С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными».

А самым главным правилом Чичикова стало наставление отца беречь и копить копейку: « Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Еще в училище одной из главных целей в его жизни стало накопление капитала для дальнейшего существования: « Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращения…» Но взрослея, набираясь мудрости, он начинает копить не только на свою счастливую жизнь, а на радостную жизнь будущих детей. Так и приобретение «мертвых душ», как бы это не звучало странно, во многом для счастья потомков.

После окончания училища Павел Иванович «ступил на гражданскую стезю». Идя к своей цели – обогащению – Чичиков сменил несколько мест службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания, таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманул девушку, притворяясь влюбленным, ради «хлебного местечка», разворовывал казенное добро, брал взятки. А как наш «философ» образно определял свои карьерные провалы: «претерпел на службе»!

Когда Чичиков выезжал в город N, читатели практически ничего о нем не знали, но по мере того, как в поэме развивались события, мы немного стали понимать, хотя еще неопределенно, что это за человек, зачем и для каких целей он приехал. Чичиков немного пугал нас тем, как быстро он “копировал” внешние манеры своих собеседников, тем, что он неотъемлемая часть губернского общества (есть какое-то единство главного героя с внутренним миром встретившихся ему людей). Хотя мы не можем утверждать, что у Чичикова сугубо бесчеловечный, отрицательный характер.

Его, например, отталкивают многие черты в быте, в облике, в психологии его новых знакомых, но нельзя сказать, что в планы свои он собирался вносить какие-то коррективы.

Отец и жизнь научили Чичикова беречь каждую копейку, угождать начальнику, не водиться с товарищами, которые “добру не научат”, вести себя так, чтобы при случае товарищи потчевали и угощали его. “Особенных способностей к науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностью; но зато оказался в нем большой ум со стороны практической”. Судя по этим словам, можно сказать, что характер Чичикова формировался в зависимости от условий, в какие он попал. Павлуша последовал советам отца.

Более того, уже в детские годы ум его был очень изобретателен, “показал оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и, как только замечал, что товарища начинало тошнить, … брал деньги, соображаясь с аппетитом”. Павлуша два месяца тренировал мышь и продал ее тоже очень выгодно. Нельзя сказать, чтобы природа героя была черства (вспомним, как обошелся со своим школьным наставником), нельзя сказать, что он не знал ни жалости, ни сострадания.

Карьеру свою начинал он два раза: в первый раз, когда с большим трудом поступил в казенную палату и служил сначала усердно, чтобы стать заметным, во второй раз, когда служил на таможне. Но все его попытки сделаться богатым не увенчались успехом. Чичиков – человек умный, энергичный, предприимчивый. Он чудом избегает тюрьмы и опять решается на следующий шаг.

Приобретение мертвых крестьян – вот цель его приезда в город N. Но для этого необходимы и хорошее образование, и знание юридического дела. Всем этим Чичиков обладает. Герой отличается также мягким характером, общительностью, он это только маска, за которой скрывалась поразительная настойчивость. Чичиков отличный психолог, он обладает способностью сразу определять характер человека. Итак, Чичиков – “новый” человек в России, вызывавший к себе величайший интерес и любопытство. Он жил в то время, когда в умах и сердцах людей хозяином был капитал.

Для Н. В. Гоголя Чичиков не мелкий жулик. Писатель видел неукротимую энергию в Чичиковых (именно в Чичиковых, потому, что Россия велика, их много на земле, а образ Чичикова мне кажется собирательным), в стремлении к капиталу, к “миллиону”. Но он понимал также, что, стремясь к миллионам, люди освобождаются ото всего чистого, честного, благородного в душе и становятся беспощадны к людям, препятствующим осуществлению их планов.

“Герой мой вовсе не злодей…” – это слова, которые написал Гоголь в одном из своих писем к друзьям. Их можно отнести и к Чичикову. Он – единственный персонаж, история жизни которого описана во всех деталях.

Перед нами проходит вся жизнь героя. Чтобы полнее изобразить характер Чичикова, писателю важно было показать его в истоках – психологических и социальных – и процессе его последующего развития.

Сочинения по темам:

  1. Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут отрицать даже противники...
  2. Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской...
  3. Давайте поразмышляем, зачем Чичиков скупал мертвые души? Понятно, что этот вопрос очень интересует школьников при выполнении домашнего задания по литературе....


Просмотров