Публичная библиотека стиль архитектуры. Российская национальная библиотека (комплекс зданий на Невском проспекте)

Угол Садовой улицы и Невского проспекта (площадь Островского, 1-3)

Тип здания Библиотека Строитель Е. Т. Соколов Строительство - годы Основные даты Открытие библиотеки - 2 () января 1814 года
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781420070020006 (ЕГРОКН). Объект № 7810625000 (БД Викигида) Состояние Действующая библиотека Медиафайлы на Викискладе

Первым был возведен Соколовский корпус на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы. Позже со стороны площади Островского был построен корпус Росси , к которому затем были пристроены корпуса Собольщикова и Воротилова . Помимо четырёх основных корпусов по Садовой улице к комплексу зданий библиотеки примыкают Дом Балабина и Дом Крылова , которые в настоящее время также относятся к библиотеке.

Корпус Соколова

Первоначально строительство велось под непосредственным наблюдением императрицы. Известно, что Екатерина предложила дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для её оборудования Екатерина приобрела телескоп английского астронома У. Гершеля .

Однако, после смерти Екатерины строительство велось с перебоями. В 1799-1801 годах производилась наружная и внутренняя отделка, на здании и в нишах по фасаду были установлены статуи и бюсты из пудожского камня работы А. Трискони по моделям И. П. Прокофьева . На колоннаде главного фасада были поставлены шесть статуй античных писателей и ученых.

С 1801 года отделку библиотеки, по проекту Соколова, продолжил архитектор Л. И. Руска . Отделкой отдельных помещений библиотеки занимался архитектор А. Н. Воронихин . Работы были закончены в 1812 году. К этому времени в арочных нишах нижнего этажа под полукруглыми окнами были пробиты прямоугольные окна. Здание было оштукатурено и окрашено в два цвета: стены - в серый, а колонны, тяги и карнизы - в белый.

Перед библиотекой ставилась задача собрать все книги, напечатанные в России , изданные за границей на русском языке , а также книги о России на иностранных языках (так называемая «Россика »).

Открытие Императорской публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года . Библиотека была открыта для всех, независимо от социального положения.

Изображение корпуса Соколова использовано для оформления серебряной памятной монеты , выпущенной Банком России в 1995 году.

Корпус Росси

Корпус Росси в 1920 году

Корпус Росси в начале XXI века

Карлу Росси удалось не только сохранить корпус Соколова, но и вписать его в общую композицию библиотечного комплекса. Сохранилось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, были использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. В фасад корпуса Соколова Росси внёс отдельные изменения, но основной объем был сохранён. Таким образом удалось добиться архитектурного единства обоих строений.

Характерной особенностью здания стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало всему комплексу библиотеки особую выразительность. Основой композиции фасада здания, обращенного к площади, стала колоннада ионического ордера, приподнятая, как и в старом корпусе, на массивный рустованный нижний этаж. На месте заделанных окон и ниш верхнего этажа был помещен скульптурный фриз. В центральной части дворового фасада место колонн были использованы пилястры. Дворовый фасад корпуса Соколова остался без изменений.

В оформлении здания активное участие принимал выдающийся российский скульптор В. И. Демут-Малиновский . Он создал статую Минервы над фронтоном , фигуры Демосфена , Гиппократа , Эвклида и скульптурный фриз .

При разработке архитектурного проекта Росси учёл функциональные требования, предъявляемые к библиотеке - внутри здания были спланированы обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. На втором этаже были помещены два двусветных зала , деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

По предложению А. Ф. Щедрина в новом корпусе библиотеки были смонтированы духовые печи, водопровод и канализация.

В настоящее время в корпусе Росси находятся: кабинет Фауста , библиотека Вольтера , библиотека Санкт-Петербургского шляхетного корпуса, отдел эстампов, Ларинский зал , зал Корфа , зал справочного обслуживания и электронных ресурсов.

Кабинет Фауста

Кабинет Фауста или Готическая зала был построен и оборудован в средневековом стиле в 1857 году по проекту архитекторов И. И. Горностаева и В. И. Собольщикова .

В 1872 году кабинет Фауста описывался следующим образом:

… Пестро расписанные крестообразные своды плафона опираются на массивный серединный столп, составленный из четырех соединенных в одно колонн. Две стрельчатыя оконицы с своими розетками и трилистниками из цветного стекла; громадные шкафы, которых далеко выдающиеся карнизы поддерживаются витыми колонками, возвышаются до самаго свода; тяжелый стол и кресла, пюпитр для письма, какой можно видеть еще на старинных ксилографах, на нем часы с кукушкою для боя и арабский зеленый глобус с астролябиею, а сверху на невидимой нити спокойно парящий вампир, скамья для чтения книг, обложенных цепями: все, до неуклюжих растопыренных петель и запоров на боковых дверцах и до чернильницы, напоминает монастырскую библиотеку пятнадцатаго «типографскаго» столетия… Над капителями колонн средняго столба нарисованы красные гербы первых типографщиков - Фауста и Шеффера из Майнца, Зензеншмидта и Фриснера из Нюренберга, Тер-Гернена из Кельна, Венцлера из Базеля …

Зал и в настоящее время напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре зала находится статуя Гутенберга работы датского скульптора Б. Торвальдсена . Над капителями колонн надписи «здесь стоят первенцы типографского искусства », и «имя Иогана Гутенберга - изобретателя книгопечатания останется жить вечно ».

Библиотека Вольтера

Ларинский зал

Зал Корфа

Корпус Собольщикова

В середине XIX века в связи с большим наплывом читателей возникает необходимость в строительстве третьего корпуса библиотеки. В 1857 году проект нового читального зала на 200-250 мест был заказан В. И. Собольщикову . Перед началом разработки проекта архитектор с целью ознакомления посетил европейские библиотеки.

Строительство здания началось в июне 1860 года, а завершилось в сентябре 1862 года.

Новый читальный зал был удобнее предыдущих: более светлый, снабженный подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников и женщин-читательниц.

Помимо строительства нового корпуса Собольщиков выполнил частичную переделку уже существующих корпусов библиотеки. Корпус Собольщикова находится внутри комплекса зданий Российской национальной библиотеки и не виден с улиц.

В настоящее время в корпусе Собольщикова находится Ленинский читальный зал .

Ленинский читальный зал

Корпус Воротилова

Корпус Воротилова в начале XX века

Корпус Воротилова в 2010 году

В конце XIX века вновь возникла необходимость в расширении площади библиотеки. 30 ноября 1890 года император одобрил план и фасад постройки, которую решили разместить на Александрийской площади как пристройку к старому зданию. 1 сентября 1896 года состоялась закладка нового здания по проекту Е. С. Воротилова .

Новый корпус был возведен на площади в одну линию с корпусом Росси, однако его фасад, обработанный «под гранит», заметно отличается от стиля более раннего корпуса. Для единства восприятия построек Воротилов использовал единство масштабных соотношений и сходные элементы декора. В старом здании пробили вертикальные борозды для зрительного соединения обоих зданий. Корпуса соединили внутренней галереей.

Несмотря на усилия по созданию архитектурного единства комплекса зданий, новый корпус был сделан в другой стилистической манере - оно не столь гармонично, благодаря иным масштабным соотношениям кажется более тяжелым, лишенным изящества, характерного для построек эпохи классицизма. В определенной степени оно нарушает стилистическую целостность ансамбля площади, которую Росси планировал целиком, не предполагая возведения на ней ещё одной и к тому же достаточно протяженной постройки.

7 сентября 1901 года новый читальный зал на 400 человек был открыт для посетителей. Он соответствовал требованиям своего времени - 36 огромных двухъярусных окон обеспечивали хорошую освещенность, вентиляция - чистоту воздуха, окраска - не утомляющую глаз цветовую гамму. В аванзале, перед читальным залом, находилось справочное отделение с библиотекарем при нем.

В настоящее время в корпусе Воротилова находится универсальный читальный зал.

Дом Балабина

До середины XIX века от корпуса Соколова по Садовой улице шла глухая каменная стена, которая ограждала обширный библиотечный двор. В середине XIX века генерал-лейтенантом П. И. Балабиным здесь был построен дом, в котором он открыл гостиницу и трактир. В Балабинской гостинице в 1859 году проживал историк Н. И. Костомаров . У него бывали Т. Г. Шевченко , Н. Г. Чернышевский . В Балабинском трактире, получившего неофициальное название литературной корчмы бывали А. Ф. Писемский , Н. А. Лейкин , И. Ф. Горбунов , П. И. Мельников-Печерский .

В конце XIX века в этом доме были размещены магазин обоев Царскосельской обойной фабрики и Санкт-Петербургская городская станция казенных железных дорог. В начале XX века тут помещались «Петроградское общество взаимного кредита» и банкирский дом «А. Ф. Филиппов и К». В 1918 году декретом советского правительства этот дом был передан Публичной библиотеке.

В настоящее время в доме располагается администрация библиотеки.

Дом Крылова

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510330220006 (ЕГРОКН)
объект № 7810625000 (БД Викигида)

Дом Крылова (№ 20)

«Дом Крылова» на Садовой улице, предположительно был построен в 1790-х годах и принадлежал казне. В 1796 году Павел I распорядился разместить здесь библиотеку братьев Залуских , привезённую из Варшавы после польской компании А. В. Суворовым .

Первый этаж этого здания сдавали в аренду книготорговцам, а на втором и третьем этаже располагались квартиры для сотрудников. В 1811 году в бесплатной казённой квартире из трёх комнат на 3-м этаже проживал принятый на должность помощника библиотекаря (без жалования) Николай Иванович Гнедич . Гнедича в его квартире посещали А. С. Пушкин , А. Н. Оленин , А. А. Дельвиг , К. Н. Батюшков .

В настоящее время в здании размещаются структурные подразделения Российской национальной библиотеки: книжный салон, информационно-сервисный центр, конференц-зал, музыкальная гостиная и зал заседаний.

Ремонт 2008 года

В 2008 году был произведён ремонт трёх залов библиотеки с уничтожением исторического декора. Изменения коснулись трёх залов:

  • Центральный зал (он же - зал Корфа),
  • Зал литературы (Ларинский зал),
  • Зал социально-экономической литературы.

В связи с этим было подписано открытое обращение петербуржцев, встревоженных исчезновением элементов декора и исторического библиотечного оборудования залов РНБ. В обращении подчёркивается, что было утеряно убранство первой половины XIX века, которое было ярким примером архитектурной и культурной традиции. Авторство интерьеров, по словам работников РНБ, принадлежало таким общепризнанным архитекторам, как

Проект постройки здания Императорской Публичной библиотеки. По распоряжению Кабинета Ея Величества уже через два дня путем троекратного извещения всех заинтересованных лиц в "Санкт-Петербургских ведомостях" были объявлены торги, приобретены строительные материалы, наняты работные люди, отпущены "изустным" указом Екатерины II средства из казны для оплаты расходов. В июне 1795 года стройка "возымела свое начало". Это было первое в России специальное здание, предназначенное для размещения Библиотеки. Место для него было выбрано в самом центре столицы, при пересечении Сенной (Большой Садовой) улицы с Невским проспектом, неподалеку от императорских дворцов и вблизи оживленного Гостиного двора.

Идея создания Публичной библиотеки уже давно витала в воздухе. XVIII век развил традицию собирания книг, идущую еще из Древней Руси. Распространился обычай заводить библиотеки в аристократических и богатых домах. Но частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из "просвещенных дворян", способствовать наращиванию слоя образованных "государственных людей", потребность в которых ощущалась все более. Не решало проблему и появление в первой половине XVIII века государственных ведомственных библиотек (Академии наук, Академии художеств и др.). И не удивительно, что чуткая к веяниям своего времени, видевшая себя преемницей и наследницей Петровских реформ, Екатерина II "не оставила, - как писал один из первых библиотекарей Императорской Публичной библиотеки М.И.Антоновский , - обратить прозорливого внимания своего и на такой не достававший еще в России важный источник народного просвещения, который составляют публичные государственные библиотеки или открытые для всех книгохранилища".

По замыслу Екатерины II, национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения. Подобно "образцу знатнейших публичных библиотек" Европы, хранивших архивы национальной печати и памятников письменности, новой библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.

Но было в этой идее и принципиально новое начало, подхваченное и укрепленное последующими поколениями русских библиотекарей. Национальная библиотека России - и в этом, по словам стоящего у ее истоков А.Н.Оленина , заключалась ее "первоначальность", - была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная. Она учреждалась "в пользу любителей учености и просвещения", предназначалась для "публичного употребления" и ставила целью "общественное просвещение россиян". С ее появлением безусловно открылась новая глава в истории науки, культуры и образования России. Публичная библиотека в Санкт-Петербурге стала по сути дела вторым российским университетом, который кончали почти все, составившие в эти годы славу русской науки и обессмертившие свои имена в литературе, искусстве, различных областях гуманитарного знания.

Обустройство Публичной библиотеки заняло почти двадцать лет (1795-1814). Постройка здания проходила под непосредственным наблюдением Екатерины II, которая регулярно заслушивала сообщения о ходе стройки и принимала решения о дальнейшей судьбе библиотеки, по праву называемой в одном из ранних документов Екатерининской. Деньги на строительство отпускались Кабинетом по "изустным именным указам" императрицы, скрепляемым позднее ее подписью. В июле 1796 года Екатерина II вернулась к рассмотрению архитектурных проектов Егора Соколова. Решено было, в соответствии с одним из них, дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для наблюдения за звездным небом Екатерина II передала в пользование будущим посетителям телескоп знаменитого английского астронома В.Гершеля. Последнее распоряжение относительно отпуска средств из казны на нужды строящейся Библиотеки императрица сделала в октябре 1796 года, за месяц до своей кончины.

Не обошлось без Высочайшего участия и формирование собственно библиотечных фондов. По приказанию Екатерины II летом и осенью 1795 года сначала на подводах из Варшавы до Риги, а затем морем в Петербург была доставлена книжная и рукописная коллекция братьев Залуских, ставшая основой иностранного фонда Публичной библиотеки. Полученное собрание Екатерина II предполагала объединить с уже находящимися в распоряжении Императорского двора Эрмитажной библиотекой и личными собраниями Вольтера, Дидро, а также президента Петербургской Академии наук И.А.Корфа. Этому плану, правда, суждено было осуществиться в полной мере только в 1860-е годы, когда Эрмитажная библиотека и книги, принадлежавшие Вольтеру и Дидро, попали в фонды Публичной библиотеки.

Императорская Публичная библиотека в Петербурге была первой государственной библиотекой России, перед которой была поставлена главная и обязательная цель - создать "полное собрание российских книг". Под "российскими книгами" подразумевались как все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, так и выпущенные на русском языке в чужих краях. "Полная российская библиотека" должна была включать в свой состав и книги о России, изданные на иностранных языках.

Смерть Екатерины II и приход к власти Павла I повлекли за собой отстранение от занимаемой должности статс-секретаря и управляющего делами Кабинета В.С.Попова. Разбор книг и постройка здания на некоторое время затормозились. Положение спас граф А.С.Строганов , известный русский меценат и государственный деятель, один из авторов врученного Екатерине II еще в 1766 году "Плана Публичной Российской библиотеки в Санкт-Петербурге".

В январе 1800 года А.С.Строганов был назначен главным директором императорских библиотек. Благодаря его хлопотам и настойчивости, по замечанию А.Н.Оленина, Императорская Публичная библиотека "сохранила свое бытие". А.С.Строганов способствовал ускорению разбора книг, уточнил контуры книгохранилища ("речь идет о библиотеке государственной,- указывал он. - И только в этом смысле, а не в ином она является Императорской").

Убедив Павла I оставить Библиотеке строящееся на углу Невского и Садовой здание (с огрехами и недостатками, но строительство в 1800 году шло к завершению), Строганов поставил задачу открыть Библиотеку "для публичного употребления" уже в самое ближайшее время.

Перемены на российском престоле (убийство Павла I, вступление на трон Александра I) благоприятствовали достижению цели. "Дней александровых прекрасное начало" должно было украситься и открытием Публичной библиотеки. К планам графа сочувственно отнеслись некоторые члены влиятельного в начале царствования Александра I Негласного комитета, неофициального совещания молодых друзей нового императора. А сам Александр I по настойчивой просьбе Строганова приобрел и передал в собственность Публичной библиотеки собрание рукописей П.П.Дубровского , бывшего чиновника русского посольства в Париже, страстного библиофила и коллекционера. Во время революционных событий 1789 года во Франции Дубровскому удалось спасти часть бумаг, хранившихся в архиве Бастилии. В его руки попали также рукописи из библиотек древнейших монастырей - Сен-Жерменского и Корбийского (V-XIII вв.). Он собрал до 8000 автографов знаменитых людей Франции (в том числе - письма и государственные бумаги почти всех французских королей, начиная с Людовика XI). В различных городах Европы Дубровский приобрел также рукописи и письма Эразма Роттердамского, Лейбница, Дидро, Руссо, Вольтера и других великих ученых и писателей XVI-XVIII веков. Кроме того, в его собрании имелись древнеславянские и восточные рукописи. Свои рукописи дарили Дубровскому как "охотнику до подобных редкостей" и многие русские писатели и ученые (знаменитый поэт Г.Р.Державин, писатель и переводчик А.А.Писарев, историк В.Г.Рубан, передавший собирателю материалы русских просветителей, драматургов Д.И.Фонвизина и Я.Б.Княжнина). С этой замечательной коллекции и возникло в Библиотеке в 1805 году особое хранилище, получившее название "Депо манускриптов" .

Еще при А.С.Строганове оно пополнилось ценнейшими памятниками древнерусской письменности. Среди них - старейшая из всех известных в настоящее время датированных русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) , найденное после смерти Екатерины II в ее гардеробе (известно, что в последние годы жизни императрица усиленно собирала и изучала материалы по истории России), и знаменитая - древнейший список начальной русской летописи, открывающийся всемирно известной Повестью временных лет - "Откуда есть пошла русская земля, кто Киеве нача первее княжити и откуда русская земля стала есть".

Новое российское древлехранилище пополнялось с момента своего основания также за счет дарений частных лиц. Назначенный в 1810 году помощником библиотекаря первый русский палеограф, знаток "Слова о полку Игореве" А.И.Ермолаев подарил Библиотеке список Ипатьевской летописи. Коллекция русских и славянских рукописей поступила "для пользы или любопытства посещающих библиотеку любителей российских древностей" от обер-бергмейстера П.К.Фролова . В числе дарителей, способствовавших обогащению Библиотеки, были также академики В.М.Севергин, А.Я.Купфер, П.И.Кеппен, Я.Д.Захаров, Б.А.Дорн , мореплаватели И.Ф.Крузенштерн, Ф.П. Врангель, большинство российских писателей, книготорговцы Глазуновы, купцы М.Шумилов, И.П.Лаптев и другие. Поступали дары и из-за границы: из Боснии - от священника П.Твердковича, из Сербии - от писателей Вуича и Зубана, из Праги - от поэтов и деятелей чешского возрождения Я.Коллара и В.Ганки, из Варшавы - от лингвиста С.Линде. Стали налаживаться связи со старейшими библиотеками и университетами Европы.

В 1808 году А.С.Строганов выбрал себе в помощники по управлению библиотекой А.Н.Оленина (176З-1843). Он был назначен товарищем главного директора, а после смерти Строганова - директором Публичной библиотеки (1811-1843). Президент Академии художеств, талантливый рисовальщик, историк, знаток новых и древних языков, любитель литературы и искусства, покровитель поэтов и художников - далеко не полный перечень заслуг и достоинств этого яркого человека. Они обеспечили ему видное место в истории русской культуры и науки на протяжении почти полувека. В.О.Ключевский, знаменитый русский историк, чье слово особенно весомо, писал: "В продолжении 50 лет - до 1843 года - трудно вспомнить в ходе русского просвещения крупное дело или крупного дельца, не припоминая и Оленина. Не быв крупным светилом, он как-то умел бросить свой луч на каждое современное ему светлое явление в этих областях нашей жизни".

И если Строганов "сохранил бытие" Публичной библиотеки, то Оленин вдохнул в нее настоящую жизнь, открыл ее для читателей, дал им возможность пользоваться фондами библиотеки, работать в читальном зале, знакомиться с ее сокровищами. Время директорства Оленина однажды назвали детством Публичной библиотеки. Сравнение не лишено оснований. Надо лишь к этому добавить, что именно в "детском возрасте" Публичная библиотека обрела многое из того, что обеспечило ей дальнейшее развитие и благополучие. Он не только не отошел от первоначальных намерений Екатерины II, но, напротив, развил и углубил их, предпринял реальные шаги по созданию в России общедоступной библиотеки, совмещающей хранительские и просветительские цели.

В 1809 году Оленин издал первое в России руководство по организации фондов и каталогов "Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской Публичной библиотеки". Оленин разработал структуру Библиотеки, собрав книги на русском языке в особом отделении (1811). Организация самостоятельного русского фонда подчеркивала национальный характер Публичной Библиотеки.

В 1810 году Александр I особым рескриптом предписал открыть новое учреждение "на пользу общую" и утвердил составленное Олениным и отредактированное М.М. Сперанским "Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою" - первый в России библиотечный закон, посвященный "образу управления и содержанию" Библиотеки. Публичную библиотеку предписано было содержать на "деньги из государственного казначейства", выделяя впредь для этого особые суммы. хранятся в Отделе рукописей в специально изготовленном ларце («ковчеге»).

"Положение" закрепило также установленные при ее основании главные принципы организации работы, а именно - хранение архива отечественной печати и рукописного наследия при соблюдении непременного условия "приема посетителей и доставления им всех нужных сведений по части каждого". Был очерчен круг обязанностей библиотекаря и хранителя манускриптов, установлен штат Библиотеки, ее структура. Из ведения Императорского Кабинета Публичная библиотека передавалась в Министерство народного просвещения, что подкрепляло ее просветительские намерения.

Общественную атмосферу, в которой начала жить и действовать Публичная библиотека, в полной мере определяли слова, украсившие ее первый законодательный регламент: "На пользу общую", "без разбора лиц". Оленин писал в августе 1814 года: "Истинная цель открытого книгохранилища состоит в том, чтоб всякий, кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже самые редкие... и пользоваться ими безмездно, не унося их токмо домой".

По настоянию Оленина, в "Положение" 1810 года было вставлено правило об обязательной бесплатной доставке в Библиотеку в двух экземплярах всего, что выходит в свет из-под печатного станка в России. Так радикально была решена проблема полного и регулярного получения российских книг и других изданий. "Как дерево посредством корня получает первоначальную свою растительную силу, так точно возрастание сего книгохранилища основано и утверждается на законе, которого действием приносится в оное из всей отечественной земли по два образца новых произведений книгопечатного искусства" - эти слова из отчета Оленина обращены не только в прошлое, но и в будущее.

2 (14) января 1812 г. император Александр I посетил Библиотеку и нашел ее готовой к открытию. Однако, «гроза двенадцатого года» помешала этому событию. Опасность, нависшая над столицей, заставила увезти из Петербурга "все рукописи и лучшие книги". В сопровождении помощника библиотекаря В.С.Сопикова библиотечное имущество, погруженное на бриг, отправилось водой на Север. Здесь бриг и члены его команды, преодолев в бурю Ладожское озеро, зазимовали на реке Свирь, неподалеку от Лодейного Поля.

Убежденный в том, что Императорская Публичная библиотека - хранилище всех материалов, "до истории отечества нашего касающихся", Оленин был озабочен также и тем, чтобы приказы и известия по русской армии, "летучие листки" военного времени, газеты, выходившие на оккупированной французами территории, рукописные свидетельства участников и очевидцев сражений, партизанских стычек и налетов поступали на хранение в Публичную библиотеку. Создание коллекций книг, плакатов, альбомов, листовок, рукописных материалов о войне 1812 года отвечало патриотическим чувствам и других библиотекарей, не сомневавшихся в том, что эта война будет "самой знаменитейшей в летописях мира". Их труд, как показало время, не пропал даром. Интерес к книгам по истории России и прежде всего к публицистике периода Отечественной войны проявляли первые же посетители, перешагнувшие порог Публичной библиотеки. "И всего чаще читали описания подвигов наших героев, наипаче тех, которые прославились в последнюю войну. Требования сих книг были так велики, что библиотекари не успевали удовлетворить всех посетителей за раздачей таких книг другим читателям", - говорилось в отчете Библиотеки.

Идею создания Публичной библиотеки, давно витавшую в воздухе, сумела воплотить в жизнь императрица Екатерина II. Библиотека задумывалась ею, как национальная публичная, общедоступная. Она ставила целью "общественное просвещение россиян". 16 (27) мая 1795 года императрица Екатерина II Высочайшим своим повелением одобрила представленный архитектором Егором Соколовым проект постройки здания Императорской Публичной библиотеки. И уже в июне 1795 года стройка "возымела свое начало". Это было первое в России специальное здание, предназначенное для размещения Библиотеки. Место для него было выбрано в самом центре столицы, при пересечении Сенной (Большой Садовой) улицы с Невским проспектом, неподалеку от императорских дворцов и вблизи оживленного Гостиного двора.

Обустройство Публичной библиотеки заняло почти двадцать лет (1795-1814). Постройка здания проходила под непосредственным наблюдением Екатерины II. Деньги на строительство отпускались Кабинетом по "изустным именным указам" императрицы, скрепляемым позднее ее подписью. Последнее распоряжение относительно отпуска средств из казны на нужды строящейся Библиотеки императрица сделала в октябре 1796 года, за месяц до своей кончины. Она же положила начало формированию собственно библиотечных фондов. По приказанию Екатерины II летом и осенью 1795 года сначала на подводах из Варшавы до Риги, а затем морем в Петербург была доставлена книжная и рукописная коллекция братьев Залусских, ставшая основой иностранного фонда Публичной библиотеки. К полученному собранию Екатерина II предполагала присоединить собрания Эрмитажной библиотеки и личные собрания Вольтера, Дидро, а также президента Петербургской Академии наук И.А.Корфа. Этот план был осуществлен позднее в 1860 году. Со смертью Екатерины строительство здания и разбор книг было притормозились, но один из авторов «Плана Публичной Российской библиотеки в Санкт-Петербурге» граф А.С.Строганов, став в январе 1800 года главным директором императорских библиотек проявил настойчивость и сумел убедить Павла I в необходимости оставить Библиотеке строящееся на углу Невского и Садовой здание, строительство которого в 1800 году уже шло к завершению. Строганов поставил задачу открыть Библиотеку "для публичного употребления" уже в самое ближайшее время. Наступило время царствования Императора Александра I. В 1810 году Александр I особым рескриптом предписал открыть новое учреждение "на пользу общую" и утвердил составленное Олениным и отредактированное М.М. Сперанским "Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою" - первый в России библиотечный закон, посвященный "образу управления и содержанию" Библиотеки. Публичную библиотеку предписано было содержать на "деньги из государственного казначейства", выделяя впредь для этого особые суммы. В 1808 году А.С.Строганов выбрал себе в помощники по управлению библиотекой А.Н.Оленина (176З-1843). Он был назначен товарищем главного директора, а после смерти Строганова - директором Публичной библиотеки (1811-1843). По настоянию Оленина, в "Положение" 1810 года было вставлено правило об обязательной бесплатной доставке в Библиотеку в двух экземплярах всего, что выходит в свет из-под печатного станка в России. Так радикально была решена проблема полного и регулярного получения российских книг и других изданий.

Война 1812 года отодвинула открытие Публичной библиотеки. Опасность, нависшая над столицей, заставила увезти
из Петербурга "все рукописи и лучшие книги". Библиотечное имущество в сопровождении помощника библиотекаря В.С.Сопикова было погружено на бриг и отправлено водой на Север. Здесь бриг и члены его команды, преодолев в бурю Ладожское озеро, зазимовали на реке Свирь, неподалеку от Лодейного Поля. Торжественное открытие Публичной библиотеки состоялось после окончания войны 2 (14) января 1814 года. Внутри здания, прорезанного полуциркульными и прямоугольными окнами, есть интерьеры, представляющие большой художественный интерес. Например, Готический зал, отделка которого воспроизводит обстановку библиотечного покоя XV века.

В 1828 - 1834 годах к первоначальному корпусу, построенному по проекту Е. Соколова, был пристроен новый корпус по проекту архитектора К.И. Росси. Главный фасад нового корпуса входит в ансамбль площади Островского. Строительство корпуса на углу Невского проспекта и площади Островского было задумано Карлом Росси ещё в 1810-х годах, когда он перестраивал интерьеры Аничкова дворца. Вместе с этим по своей инициативе он создавал и проект новой площади. Этот проект предусматривал и расширение библиотеки. Воплотить задуманное в жизнь Росси удалось после решения Николая I привести в порядок пространство рядом с великокняжеским дворцом.

Проект зданий вокруг площади, в том числе и здания библиотеки, был утверждён 5 апреля 1828 года. Здание Александринского театра начало возводиться сразу же, а работы над новым корпусом библиотеки были приостановлены. Архитектор задумал здесь некоторые конструкции из металла, но императору Николаю I это не понравилось, он повелел делать всё из камня. Росси отказался переделывать проект, и поручил эти работы своему помощнику Аполлону Щедрину. Директор библиотеки А. Оленин не возразил, дав задание в первую очередь думать не о красоте возводимого здания, а об удобстве для книгохранения. Новые планы и сметы Щедриным были составлены к 21 июля. Одновременно с их утверждением начались работы по забивке в грунт 2427 свай. 2 августа, когда был утверждён проект, уже возводились стены. Таким образом к угловому корпусу библиотечного здания было добавлено величественное строение, закрепившее центральное положение Библиотеки на Невском проспекте и прилегающей к нему Александрийской площади (площадь Островского).

В качестве архитектурного декора нового корпуса были использованы архитектурные мотивы и образы старого здания библиотеки. Фасад украшен неглубокими нишами с полуциркульными завершениями на первом этаже и колоннами ионического ордера на втором. Между колоннами располагаются скульптурные фигуры ученых, философов и поэтов древности: историк Геродот, поэты Гомер и Вергилий, философ Платон, математик Евклид, ораторы Демосфен и Цицерон, врач Гиппократ, драматург Еврипид. Скульптурные изображения выполнены выдающимися скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. Аттик главного фасада увенчан статуей Минервы - богини мудрости. Статуя была реконструирована в шестидесятые годы XX века. В новом корпусе библиотеки было два больших зала, разделенных вестибюлем и парадной лестницей. Сейчас они используются как читальные залы.

В 1859-1862 годах во дворе библиотеки под руководством архитектора В.И. Соболыщикова был возведен новый читальный зал. В самом начале XX века на углу переулка Крылова и площади Островского к корпусу Росси по проекту архитектора Е.С. Воротилова было пристроено еще одно здание для читального зала.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда библиотека продолжала работать, ее сотрудники продолжали обслуживать читателей.

В настоящее время в фондах Российской национальной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина хранится более тридцати четырех миллионов книг, периодических изданий, листовок и т.д. Сотрудники библиотеки ежегодно обслуживают около полутора миллионов читателей.

Угол Садовой улицы и Невского проспекта (площадь Островского, 1-3)

Тип здания Библиотека Строитель Е. Т. Соколов Строительство - годы Основные даты Открытие библиотеки - 2 () января 1814 года
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781420070020006 (ЕГРОКН). Объект № 7810625000 (БД Викигида) Состояние Действующая библиотека Медиафайлы на Викискладе

Первым был возведен Соколовский корпус на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы. Позже со стороны площади Островского был построен корпус Росси , к которому затем были пристроены корпуса Собольщикова и Воротилова . Помимо четырёх основных корпусов по Садовой улице к комплексу зданий библиотеки примыкают Дом Балабина и Дом Крылова , которые в настоящее время также относятся к библиотеке.

Корпус Соколова

Первоначально строительство велось под непосредственным наблюдением императрицы. Известно, что Екатерина предложила дополнить здание библиотеки обсерваторией. Для её оборудования Екатерина приобрела телескоп английского астронома У. Гершеля .

Однако, после смерти Екатерины строительство велось с перебоями. В 1799-1801 годах производилась наружная и внутренняя отделка, на здании и в нишах по фасаду были установлены статуи и бюсты из пудожского камня работы А. Трискони по моделям И. П. Прокофьева . На колоннаде главного фасада были поставлены шесть статуй античных писателей и ученых.

С 1801 года отделку библиотеки, по проекту Соколова, продолжил архитектор Л. И. Руска . Отделкой отдельных помещений библиотеки занимался архитектор А. Н. Воронихин . Работы были закончены в 1812 году. К этому времени в арочных нишах нижнего этажа под полукруглыми окнами были пробиты прямоугольные окна. Здание было оштукатурено и окрашено в два цвета: стены - в серый, а колонны, тяги и карнизы - в белый.

Перед библиотекой ставилась задача собрать все книги, напечатанные в России , изданные за границей на русском языке , а также книги о России на иностранных языках (так называемая «Россика »).

Открытие Императорской публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года . Библиотека была открыта для всех, независимо от социального положения.

Изображение корпуса Соколова использовано для оформления серебряной памятной монеты , выпущенной Банком России в 1995 году.

Корпус Росси

Корпус Росси в 1920 году

Корпус Росси в начале XXI века

Карлу Росси удалось не только сохранить корпус Соколова, но и вписать его в общую композицию библиотечного комплекса. Сохранилось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, были использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. В фасад корпуса Соколова Росси внёс отдельные изменения, но основной объем был сохранён. Таким образом удалось добиться архитектурного единства обоих строений.

Характерной особенностью здания стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало всему комплексу библиотеки особую выразительность. Основой композиции фасада здания, обращенного к площади, стала колоннада ионического ордера, приподнятая, как и в старом корпусе, на массивный рустованный нижний этаж. На месте заделанных окон и ниш верхнего этажа был помещен скульптурный фриз. В центральной части дворового фасада место колонн были использованы пилястры. Дворовый фасад корпуса Соколова остался без изменений.

В оформлении здания активное участие принимал выдающийся российский скульптор В. И. Демут-Малиновский . Он создал статую Минервы над фронтоном , фигуры Демосфена , Гиппократа , Эвклида и скульптурный фриз .

При разработке архитектурного проекта Росси учёл функциональные требования, предъявляемые к библиотеке - внутри здания были спланированы обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. На втором этаже были помещены два двусветных зала , деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

По предложению А. Ф. Щедрина в новом корпусе библиотеки были смонтированы духовые печи, водопровод и канализация.

В настоящее время в корпусе Росси находятся: кабинет Фауста , библиотека Вольтера , библиотека Санкт-Петербургского шляхетного корпуса, отдел эстампов, Ларинский зал , зал Корфа , зал справочного обслуживания и электронных ресурсов.

Кабинет Фауста

Кабинет Фауста или Готическая зала был построен и оборудован в средневековом стиле в 1857 году по проекту архитекторов И. И. Горностаева и В. И. Собольщикова .

В 1872 году кабинет Фауста описывался следующим образом:

… Пестро расписанные крестообразные своды плафона опираются на массивный серединный столп, составленный из четырех соединенных в одно колонн. Две стрельчатыя оконицы с своими розетками и трилистниками из цветного стекла; громадные шкафы, которых далеко выдающиеся карнизы поддерживаются витыми колонками, возвышаются до самаго свода; тяжелый стол и кресла, пюпитр для письма, какой можно видеть еще на старинных ксилографах, на нем часы с кукушкою для боя и арабский зеленый глобус с астролябиею, а сверху на невидимой нити спокойно парящий вампир, скамья для чтения книг, обложенных цепями: все, до неуклюжих растопыренных петель и запоров на боковых дверцах и до чернильницы, напоминает монастырскую библиотеку пятнадцатаго «типографскаго» столетия… Над капителями колонн средняго столба нарисованы красные гербы первых типографщиков - Фауста и Шеффера из Майнца, Зензеншмидта и Фриснера из Нюренберга, Тер-Гернена из Кельна, Венцлера из Базеля …

Зал и в настоящее время напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре зала находится статуя Гутенберга работы датского скульптора Б. Торвальдсена . Над капителями колонн надписи «здесь стоят первенцы типографского искусства », и «имя Иогана Гутенберга - изобретателя книгопечатания останется жить вечно ».

Библиотека Вольтера

Ларинский зал

Зал Корфа

Корпус Собольщикова

В середине XIX века в связи с большим наплывом читателей возникает необходимость в строительстве третьего корпуса библиотеки. В 1857 году проект нового читального зала на 200-250 мест был заказан В. И. Собольщикову . Перед началом разработки проекта архитектор с целью ознакомления посетил европейские библиотеки.

Строительство здания началось в июне 1860 года, а завершилось в сентябре 1862 года.

Новый читальный зал был удобнее предыдущих: более светлый, снабженный подъемными машинами для книг, шкафами и столами для справочной библиотеки и дополнительными помещениями для занятий художников и женщин-читательниц.

Помимо строительства нового корпуса Собольщиков выполнил частичную переделку уже существующих корпусов библиотеки. Корпус Собольщикова находится внутри комплекса зданий Российской национальной библиотеки и не виден с улиц.

В настоящее время в корпусе Собольщикова находится Ленинский читальный зал .

Ленинский читальный зал

Корпус Воротилова

Корпус Воротилова в начале XX века

Корпус Воротилова в 2010 году

В конце XIX века вновь возникла необходимость в расширении площади библиотеки. 30 ноября 1890 года император одобрил план и фасад постройки, которую решили разместить на Александрийской площади как пристройку к старому зданию. 1 сентября 1896 года состоялась закладка нового здания по проекту Е. С. Воротилова .

Новый корпус был возведен на площади в одну линию с корпусом Росси, однако его фасад, обработанный «под гранит», заметно отличается от стиля более раннего корпуса. Для единства восприятия построек Воротилов использовал единство масштабных соотношений и сходные элементы декора. В старом здании пробили вертикальные борозды для зрительного соединения обоих зданий. Корпуса соединили внутренней галереей.

Несмотря на усилия по созданию архитектурного единства комплекса зданий, новый корпус был сделан в другой стилистической манере - оно не столь гармонично, благодаря иным масштабным соотношениям кажется более тяжелым, лишенным изящества, характерного для построек эпохи классицизма. В определенной степени оно нарушает стилистическую целостность ансамбля площади, которую Росси планировал целиком, не предполагая возведения на ней ещё одной и к тому же достаточно протяженной постройки.

7 сентября 1901 года новый читальный зал на 400 человек был открыт для посетителей. Он соответствовал требованиям своего времени - 36 огромных двухъярусных окон обеспечивали хорошую освещенность, вентиляция - чистоту воздуха, окраска - не утомляющую глаз цветовую гамму. В аванзале, перед читальным залом, находилось справочное отделение с библиотекарем при нем.

В настоящее время в корпусе Воротилова находится универсальный читальный зал.

Дом Балабина

До середины XIX века от корпуса Соколова по Садовой улице шла глухая каменная стена, которая ограждала обширный библиотечный двор. В середине XIX века генерал-лейтенантом П. И. Балабиным здесь был построен дом, в котором он открыл гостиницу и трактир. В Балабинской гостинице в 1859 году проживал историк Н. И. Костомаров . У него бывали Т. Г. Шевченко , Н. Г. Чернышевский . В Балабинском трактире, получившего неофициальное название литературной корчмы бывали А. Ф. Писемский , Н. А. Лейкин , И. Ф. Горбунов , П. И. Мельников-Печерский .

В конце XIX века в этом доме были размещены магазин обоев Царскосельской обойной фабрики и Санкт-Петербургская городская станция казенных железных дорог. В начале XX века тут помещались «Петроградское общество взаимного кредита» и банкирский дом «А. Ф. Филиппов и К». В 1918 году декретом советского правительства этот дом был передан Публичной библиотеке.

В настоящее время в доме располагается администрация библиотеки.

Дом Крылова

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510330220006 (ЕГРОКН)
объект № 7810625000 (БД Викигида)

Дом Крылова (№ 20)

«Дом Крылова» на Садовой улице, предположительно был построен в 1790-х годах и принадлежал казне. В 1796 году Павел I распорядился разместить здесь библиотеку братьев Залуских , привезённую из Варшавы после польской компании А. В. Суворовым .

Первый этаж этого здания сдавали в аренду книготорговцам, а на втором и третьем этаже располагались квартиры для сотрудников. В 1811 году в бесплатной казённой квартире из трёх комнат на 3-м этаже проживал принятый на должность помощника библиотекаря (без жалования) Николай Иванович Гнедич . Гнедича в его квартире посещали А. С. Пушкин , А. Н. Оленин , А. А. Дельвиг , К. Н. Батюшков .

В настоящее время в здании размещаются структурные подразделения Российской национальной библиотеки: книжный салон, информационно-сервисный центр, конференц-зал, музыкальная гостиная и зал заседаний.

Ремонт 2008 года

В 2008 году был произведён ремонт трёх залов библиотеки с уничтожением исторического декора. Изменения коснулись трёх залов:

  • Центральный зал (он же - зал Корфа),
  • Зал литературы (Ларинский зал),
  • Зал социально-экономической литературы.

В связи с этим было подписано открытое обращение петербуржцев, встревоженных исчезновением элементов декора и исторического библиотечного оборудования залов РНБ. В обращении подчёркивается, что было утеряно убранство первой половины XIX века, которое было ярким примером архитектурной и культурной традиции. Авторство интерьеров, по словам работников РНБ, принадлежало таким общепризнанным архитекторам, как

14 января 1814 года в Петербурге открылась Императорская Публичная библиотека.

Проект постройки здания, созданный архитектором Егором Соколовым, был одобрен 16 мая 1795 года. Постройка здания проходила под непосредственным наблюдением Екатерины II, которая регулярно заслушивала сообщения о ходе стройки.
Увы, императрица не дожила до открытия библиотеки. Последнее распоряжение относительно отпуска средств из казны на нужды строящейся Библиотеки императрица сделала в октябре 1796 года, за месяц до своей кончины.


В праздничном открытии участвовали более двухсот человек. В их числе были Г.Р. Державин, О.А. Кипренский, А.Х. Востоков, В.П. Стасов. Идея создания Публичной библиотеки уже давно витала в воздухе, и 18 век развил традицию собирания книг, идущую еще из Древней Руси.

Распространился обычай заводить библиотеки в аристократических и богатых домах. Но частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из «просвещенных дворян», способствовать наращиванию слоя образованных «государственных людей», потребность в которых ощущалась все более.

Не решало проблему и появление в первой половине 18 века государственных ведомственных библиотек (Академии наук, Академии художеств и других). Не удивительно, что чуткая к веяниям своего времени, Екатерина II обратила свое высочайшее внимание на такой важный источник народного просвещения, как публичная государственная библиотека. Именно Екатерина, за полтора года до своей кончины, одобрила проект создания в Санкт-Петербурге Императорской библиотеки.

По замыслу императрицы национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения, новой библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.

Было в этой идее и принципиально новое начало, подхваченное и укрепленное последующими поколениями русских библиотекарей. Национальная библиотека России была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная.

В первые годы библиотеку посещало всего около шестисот читателей. Это были самые разные по общественному положению и происхождению люди. Купцы, ученые, мещане, учащиеся, чиновники, военные, представители духовенства и первые читательницы приобретали билеты на право посещения библиотеки.

Среди читателей первых лет были Н.И. Лобачевский, Ф.П. Литке, В.К. Кюхельбекер.

Публичная библиотека в Ленинграде, основанная на 50 лет раньше московской, долго оставалась "безымянной", что, как говорят, вызвало однажды недоумение Иосифа Виссарионовича Сталина. Решение напрашивалось само собой, и кто-то из соратников тут же предложил назвать библиотеку именем "нашего дорогого товарища Сталина". Вождь и учитель усмехнулся в усы и возразил: "Пачиму имени Сталина? Есть и другие харошие писатели. Например, Салтыков-Щедрин".

Так в 1932 году наша Публичка стала Государственной публичной библиотекой имени М.Е. Салтыкова-Щедрина... хотя и Петербург Михаил Евграфович терпеть не мог и в библиотеке не только не работал, но даже не был ее читателем...))))

В 1992 году Московскую Ленинку переименовали в Российскую государственную библиотеку, избавившись от имени Ленина. Наша Публичка превратилась в Российскую национальную библиотеку, а имя Салтыкова-Щедрина исчезло само собой.

Библиотека и в нынешнее время пользуется большим спросом. В наши дни она называется Российская национальная (Публичная) библиотека. Ее фонд за это время значительно вырос.

Только по количеству книг изданных до 1917 года библиотека обладает крупнейшим в мире фондом.

Многие книги хранящиеся здесь уникальны. Например "Свод привилегий для Академии наук" подписанной лично Екатериной Великой.

Не все знают что ныне там не просто библиотека, там и музей - библиотека

Среди библиотек выдающихся писателей прошлых веков книжное собрание Вольтера издавна пользуется мировой известностью, как одно из наиболее знаменитых.

Библиотека Вольтера насчитывает 6 814 томов. Она была куплена в 1778 году Екатериной II у племянницы и наследницы Вольтера Дени. В 1779 году на специальном корабле библиотеку доставили в Санкт-Петербург.

Служебное помещение библиотеки.

Закладка в книге, сделанная Вольтером.

Оригинал самого знаменитого афоризма Вольтера, написанный его рукой...

"Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать..."

С французского: Si Dieu n "existaitpas, ilfaudrait I"inventer.
Из стихотворного «Послания к автору книги о трех самозванцах» (1769) французского писателя-просветителя Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778).

Сегодня это одна из самых больших в мире по собранию книг (если не самая).

Еще немного интерьеров, залов и переходов библиотеки.



Просмотров