Роль семьи в жизни человека в произведениях художественной литературы. Счастливая семья в русской классической литературе Произведения в которых тема семьи

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №46» г. Набережные Челны

Исследовательская работа

Секция 2: "Семья - это лучшее, что может быть в жизни любого человека..."

Тема: «Образы семьи, дома, рода в произведениях русских писателей 19 века (на примере повести С.Т.Аскакова «Детские годы Багрова-внука» и «Капитанской дочки» А.С.Пушкина)».

Автор работы: Уткин Иван, 9 класс, МБОУ «СОШ №46»

В ходе чтения мы отмечаем любовь мальчика к природе. Следует заметить, что мать Сережи была равнодушна к ней, а вот отец с увлечением отдавался рыбалке, охоте, иногда с разрешения матери брал с собой сына. С.Т. Аксаков показывает, как природа обогащает человека духовно, формирует его поэтическое мироощущение, помогает сближению людей, оказывает влияние на нравственность. Природа - добрый учитель и воспитатель. «Не до чтения ли, до письма тут, когда душистые черемухи зацветают, когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором…» - вспоминает автор. А вот сцена рыбной ловли, которая привела мальчика в неописуемый восторг: «Уженье просто свело меня с ума! Я ни о чем другом не мог думать, ни

говорить… Удочка, дрожащий и ныряющий поплавок, согнутое от тяжести удилище, рыба, трепещущая на леске, приводили меня при одном воспоминании в восторг, в самозабвение».

Разумеется, не стоит идеализировать отношения, сложившиеся в семье Багровых. Я понимаю, что в условиях крепостнического быта ребенку приходилось сталкиваться с несправедливостью, как и в любой семье, здесь были свои подводные течения: не всегда взрослые вели себя искренне, честно, достойно, и это доставляло Сереже сильные страдания. Нельзя не вспомнить отношение героя к своей бабушке. После смерти дедушки, мальчик пытается сблизиться с ней, но привычка женщины бить дворовых отталкивает ребенка.Воссоздавая миф о счастливом детстве, Аксаков проводит мысль о том, что жизненные уроки, полученные мальчиком в семье, не прошли даром. Он понимает, что есть люди добрые и злые, есть господа и слуги, есть любовь, уважение, сострадание, но есть и жестокость, предрассудки. Багров-внук рано стал взрослым и смог сказать о себе: «Голова моя была старше моих лет».

«Уважение - это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего - от угрызений совести», - пишет О. де Бальзак. Именно этими словами хочется закончить рассказ об отношениях в семье Багровых.

3.2. Идея дома и семьи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Русская литература второй половины XIX века представляет нам целую галерею произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Из них мы получаем опыт семейных отношений, опыт взаимодействия с родителями. “Семейным романом” можно назвать и повесть А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В своей книге автор немало внимания уделяет роду и семье, он видит в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривает историческое значение семьи для развития государства в целом.

В книге А.С.Пушкина в центре внимания находятся две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в этих семьях связан с лучшими традициями дворянской культуры: чувством долга, чести, человеческого достоинства. В них царит любовь, уважение, взаимопонимание. Молодое поколение воспитываются словом и делом, оно защищёно от подлости, жестокости, бесчестия.

Обратимся к семье Гриневых, все члены которой любят и заботятся друг о друге. Между мужем и женой царит согласие и взаимопонимание. Эта патриархальная поместная семья, где хранят «привычки милой старины”, в ней царит доброта, взаимопонимание, уют. Традиции этой семьи неразрывно связаны с чувством долга, чести, справедливости, понятия дома.

Андрей Петрович Гринёв - отец семейства. Он служил при графе Минихе, вышел в отставку и женился на Авдотье Васильевне Ю. Детей в этой семье было 9, но все, кроме Петруши, умерли ещё в младенчестве.

Семья сыграла непосредственную роль в формировании Петруши Гринева. С детства он чувствовал любовь и заботу родителей, которые учили его уважать старших, быть честным человеком, не совершать дурных поступков. Отец ему говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Для семьи Гриневых честь превыше всего. Слово отца - закон, которому беспрекословно подчиняются все члены семьи. Гринев-старший видит сына офицером, защитником Родины. Петруше прививают морально-волевые качества, но мало уделяют внимание изучению наук. Родители влияют на поведение и мироощущения сына.

Авдотья Васильевна - мать Петруши, она очень любит сына, поэтому разлуку с ним переносит тяжело. Провожая его на службу, горько плачет и расстраивается. Её огорчает место службы Петруши - город Оренбург.

О Петруше заботятся не только его родители, с отцовской любовью к нему привязан простой мужик Савельич. Слуга находится возле Петруши с детства, оберегает его, дает наставления как старший по возрасту, следит за здоровьем и благополучием барина. Именно в нем Петруша находит поддержку, заботу, находясь далеко от дома. Так, по пути на службу Петр напивается, Савельич делает ему замечания, бранит, но опохмелиться дает, видя, что тот мучается. Савельич проявляет отцовские чувства к Петруше, он терпелив и внимателен.

На формирование взглядов Петра большое влияние оказывают родители. Именно они, воспитывая своего ребёнка, «строят» его характер, судьбу. Искренняя любовь матери, строгое воспитание отца, общение со справедливым Архипом и близость к природе развили в нем чувство долга, чести, собственного достоинства. Он никогда не посрамит фамилию, будет хранить традиции своей семьи.

С семьей Мироновых мы знакомимся в третьей главе романа, когда Пётр Гринёв приезжает в Белогорскую крепость. Глазами Гринева мы видим уклад этой семьи. Мироновы почитают патриархальные традиции. Живут тихо и мирно. Их дом - это русская изба, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Глава семейства - Иван Кузьмич, необразованный и простой, но честный и добрый человек. Он комендант Белогорской крепости, выходец «из солдатских детей». В обращении с подчиненными сказывается его крестьянское происхождение. Порой А.С. Пушкин иронизирует над жизнью простого провинциального офицера. Он показывает его «в колпаке и китайчатом халате».Капитан занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах, пытается быть нужным даже в отставке. В молодости он совершал боевые походы, имел награды и диплом, который весит на стене за стеклом в рамке. Хозяин семейства отличается гостеприимством, любит свою семью дочь и жену. Несмотря на капитанский чин, он дает возможность Василисе Егоровне командовать в семье и полностью вести все хозяйство. Капитан Миронов добрый по натуре человек. Однако в решающие моменты он проявляет мужество, стойкость, готовность отдать жизнь за родину. Для него патриотизм и честь являются важнейшими качествами.

Василиса Егоровна - жена Ивана Кузьмича, окружающие называют её «комендантша». Она прекрасная жены, мать и хозяйка. Во всех военных делах мужа она принимает активное участие. Для нее воинская служба мужа - «привычное дело». Василиса Егоровна добрая, смелая, преданная женщина, в опасных для жизни её близких ситуациях, она готова пожертвовать собой. Эта простая женщины разделила со своим мужем трагическую участь.

Маша Миронова - достойная дочь своих родителей, смелая и решительная. Ради своего любимого Петруши, девушка готова на безумные поступки. Так, не думая о последствиях, она едет к императрице на поклон.

Семьи Гриневых и Мироновых во многом похожи, они взаимно дополняют друг друга. Обе семьи объединяют вечные ценности - любовь, доброта, совесть, верность. Это те нравственные категории, на которых держится мир, которые передаются из поколения в поколение.

Заключение

Рассмотрев процесс воздействия семейных отношений на духовное развитие главных героев повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова и повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что русской литературе прослеживается преемственность в раскрытии темы семьи, дома. Именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания.

Дети в 19 веке растут в больших семьях. Они окружены заботой и любовью своих родителей. Мне показалось, что в этих семьях любовь не делится, а преумножается с каждым членом семьи. И это здорово! А вот современные семьи небольшие и общение в них незначительное.

Оба писателя показали, что семья - это главное, что есть в жизни отдельных людей и общества в целом. Для развития всесторонней личности семья играет главную роль. Только в любви можно вырастить внимательного и заботливого человека. И эту мысль подтверждают герои С.Т.Аксакова и А.С.Пушкина. На примере семьи Мироновых в «Капитанской дочке» мы видим, каких прекрасных и смелых детей могут воспитать добрые и заботливые родители. Багров-внук, Петруша Гринев, Маша Миронова выросли добрыми, чуткими, готовыми сопереживать ближнему. В своей жизни они руководствуются чувством долга, чести, собственного достоинства, понятием дома.

Следуя поставленной цели исследования, изучив формирования семейных ценностей на примере русской классической литературы, я выявил определенную специфику семейного воспитания:

1.Воспитание в семье отличается от воспитания в обществе. Оно основано на любви, нежности, ласке, заботе, чувстве долга или отсутствия иных.

2. Изучив произведения, я пришел вывод, что в семьях действуют свои правила, нормы, традиции, своя система поощрения и наказания.

3. В каждой семье существует своя система взаимоотношений:

Между мужем и женой;

Между родителями и детьми;

Между детьми.

4. В качестве правил и норм поведения вступают семейные традиции.

5. Благоприятное развитие личности ребенка связано с направлением его развития и формами их реализации.

6. Постоянное взаимоотношение всех членов семьи приводит к благоприятному формированию личности подрастающего человека. Именно на собственном примере прививаются первые навыки в поведении и труде.

Результаты исследования будут представлять интерес психологам, учителям, родителям и детям. Мне они помогли разобраться в функциях семьи, в ее ценностях. Художественные произведения выступили яркими примерами в подтверждении моей гипотезы. Разработанные памятки напомнят родителям и детям о значимости семьи в их жизни.

Анкетирование учащихся показало, что в современном мире люди меньше времени проводят в совместных играх, делах и на отдыхе. Как правило дети заняты собой, а взрослые - работой и домашними заботами. Результаты анкеты будут интересны для классных руководителей и психологов.

В семье ребенок растет, приобретает культуру материальных и духовных ценностей. Преемственность поколений рождает историю семьи и страны в целом. Только любящая и дружная семья воспитает будущего семьянина. Без собственного примера родителей, без наставлений ребенок теряет способность расти как личность. Отсутствие у подростка четкого представления о добре и зле, о пороках и добродетели толкают его на путь криминала, алкоголизма, наркомании и преступлений. Необходимо помнить, что духовное воспитание в семье - основа для воспитания и в обществе.

Список использованной литературы:

1. Аксаков Сергей Тимофеевич. - Русские писатели: библиогр. словарь. - М., 1971 год.
2. Аксаков, Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / коммент. Е. И., Анненковой. - М.: Худож. лит, 1986 год.
3. Лобанов М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 год (2-е изд., 2005). (Жизнь замечательных людей).

4.А. С. Пушкин. «Сочинения в трёх томах», т. 1, т. 2, т. 3 - М.: «Художественная литература», 1986 год.

5. «Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М.: ООО «Уральский электронный завод», 2004 год.

6. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). 2014 год.

7. «Пушкин в школе». Учебное пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. М.: «РОСТ», 1999 год.
8. http:// www.aksakov.net.ru /lib/sb/book/2061 ...

Приложение 1

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ СЕМЕЙ

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ


Приложение 3

Вопросы анкетирования

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

а) очень хорошими; б) хорошими; в) не очень хорошими; г) плохими; д) не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?

а) да; б) не совсем; в) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

а) ежедневно; б) по выходным дням; в) редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

а) решаете сообща жизненные проблемы;

б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;

в) работаете на приусадебном участке;

г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

д) обсуждаете вопросы учебы детей;

е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

ж) каждый занимается своим делом;

з) допишите, что ещё ______________________________________

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

а) да; б) часто; в) иногда; г) редко; д) не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

а) непониманием членами семьи друг друга;

б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)

в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

г) разногласиями в вопросах воспитания детей;

д) злоупотреблением алкоголем;

е) другими обстоятельствами (укажите) _____________________________________________________________________________________________

8. Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

а) примирение;

б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

в) прекращение конфликта на некоторое время;

г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9.Как вы реагируете на семейные конфликты?

а) переживаю, плачу;

б) становлюсь на сторону одного из родителей;

в) пытаюсь помирить родителей;

г) ухожу из дома;

д) замыкаюсь в себе;

е) отношусь безразлично;

ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;

з) пытаюсь найти поддержку в других людях.

Национальная литература обязана быть социальной и полезной обществу.
И она обязана выделять проблемы общества и помогать обществу в их преодолении, помогать обществу развиваться… Общество состоит из ячеек, называемых семьями и здоровье всего общества определяется здоровьем отдельных семей.

Семьи как темы в русской классической литературе 19 века нет. Соответственно невозможно говорить и об описании семейного счастья… Пушкин сам стал жертвой семейного скандала, Странно было бы читать про гармоничные семьи у холостых Лермонтова и Гоголя. У Лермонтова в «Маскараде» трагедия. Гоголь в « Женитьбе» как обычно, с фирменной издёвочкой, постарался сделать невозможным само создание семьи. Достоевский проигрывал деньги жены в казино и определенно был и сам несчастен, и доставлял страдания семье, Тургенев странно приживался возле семьи Полины Виардо…

Или писатели не понимали важности простого изображения счастливой семьи, или у них не было мотивов и таланта для выполнения этой миссии.

Семейные хроники изобразил Лев Толстой в романах «Война и мир» , «Анна Каренина». Ему и принадлежит известная фраза «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастная семья несчастна по-своему». Фраза и известная, и расхожая. Если есть только один некий вариант семейного счастья, то почему бы не сказать, кто этот идеальный вариант описал до тебя и отдать должное такому человеку. А если до тебя никто этого не сделал, то … сделай сам такой образцовый шаблон, если у тебя есть талант… И чтобы школьники писали сочинения на тему: Какой я вижу счастливую семью по роману классика… Или: Каким должен быть образцовый муж на примере повести...
То есть просто дать позитивный пример в удобном формате, и всё… А иначе, через демонстрацию сотен вариантов несчастных семей, вывести вариант счастливой – невозможно. Более того, эти отвратительные отношения обеляются и становятся примером для подражания. Семейная жизнь 19 века почему-то ассоциируется через кошмарный домострой, расписанный Островским в "Грозе", откуда один выход - утопиться. Вот и распадается почти половина семей на первом году брака. Говорят, подсознание не воспринимает частицу «не». И если говорить - не делай так! - то хочется поступать именно так. То есть просто надо показать правильный вариант вместо негатива.
Очевидно, семейное счастье - это (тихая) радость близкой женщины.
Счастливую семью надо и создать, и уметь защищать свое счастье.
На мой взгляд, писатели 19 века не справились с задачей, не дали путей гармонизации семьи и общества, открыли путь общественному недовольству и, в конце концов, революциям начала двадцатого века, которые осуществлялись, как правило, несчастными и недовольными людьми, смутно представлявшими, чего они хотят…

Приложение (22.11.2010): один из вариантов счастливой семьи я создал, правильно закончив повесть Тургенева Ася.

Приложение2 (24.11.2010) и все-таки наши учителя стараются, как могут, пытаясь показать правильные семейные ценности: но опять же, Толстой время событий опрокидывает назад на 60 лет назад, описывая семьи примерно 1810-1815 годов, это всё равно что мы бы учились семейным отношениям на примере событий 1945 года... а наши потомки изучали бы это в 2140 году...

Приложение3 (6.1.2011) Опросы на тему: Есть ли счастье или счастливая семья в классической литературе? http://otvet.mail.ru/question/40089231/
http://otvet.mail.ru/question/40091438/
Приложение4 (13.11.2011) Рецепты создания семейного счастья на Прозе.ру от Елены Неменко

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Тема: Счастье – это …..

Аннотация работы
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого, А. И. Куприна, И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким видят его герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья. Работа организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке находит применение интеграция в философию, самопознание, музыку

Тип урока: урок - исследование .

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение
и письмо, используемые на данном уроке: составление кластера, синквейн, отзыв.
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия .
Тема: Счастье – это …..

Цель урока: развитие критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:

Закрепить умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства ;

- развивать навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствовать навыки исследовательской деятельности,умение составлять кластеры, синквейн, отзыв

Формировать понятия счастье, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;

Оформление:

1презентация 2 плакат- цветок 3 смайлики (для оценивания ощущений от урока)

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

примечание

Добрый день! Солнышко приветствует нас. Улыбнёмся!

1 Слайд Солнце

I. « Мозговой штурм»:

    Что такое счастье?

Ответы: Счастье- это……

Слайд №2

1 Стадия вызова

Музыка

Просто ли вам было ответить на вопрос о счастье?

Тогда попробуем ощутить его..

Тренинг для учеников: закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

1Что вы ощущаете, прикасаясь к нему.

    Какого счастье цвета?

3Какого счастье размера?

4Какое счастье на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

Вот какие ответы даёт на данные вопросы поэт

Сложно, так сразу ответить.

Дают ответы с закрытыми глазами

Чтение стихотворения

Что такое счастье?

Музыка №1

Слайд 3

II. Целеполагание.
Планирование

Оценка на каждом этапе

Свободное письмо

Сегодня вместе с вами попытаемся ответить на этот вопрос, вернее раскрыть значение и, основываясь на мнение других, выработать собственное

Ребята, вам даны высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом, оно пропущено, попробуйте его восстановить. Прочитайте

Личное счастье невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж. Ламетри.
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

Познакомьтесь с другими высказываниями, с каким из них созвучно ваше , Выскажите своё мнение по данному высказывание как понимают счастье, счастливый человек философы . Что общего в них?

это ключевое слово счастье.

Каждая группа читает и дает пояснения высказыванию. (устно)

Счастье для философов - это когда человек

Слайд№4

Реализация плана

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.деКостер Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. Гёте?

Счастье, быть счастливым человеком:…. Когда делаешь приятное. Делать людей счастливыми, дарить счастье, осуществлять радость.Счастье для философов - это когда человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)

Слайд№ 5

Слово учителя

Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния.

Попытаемся определить самые важные понятия

С какими понятиями ассоциируется слово счастье?

Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье

Заполняют: … Выделяют самые важные понятия :

состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание… мир семья дружба любовь

Слайд 6

заготовки кластеров

Оценку дают ученики по группам

Выделив самые важные понятия, остановимся на таких как семья, дружба и любовь

У вас есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья.

мы постараемся почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы п ознакомились, прочитав произведения Л. С. Толстого , А. И. Куприна, И.А. Бунина

Вспомним, как определяет счастье Л.Н. Толстой Докажем мысль писателя.

Мысль семейная в романе «Война и мир». Идеал семьи. Что же тогда,по мнению Толстого, является истинной, настоящей

семьей?

Обратиться к литературе

В ходе урока записывают или запоминают моменты, важные для заполнения кластера

Л.Н. Толстой утверждал:

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

Сообщение учащихся + презентация

В чем заключается счастьекаждой семьи? Какие понятия являются важными?

Слайд 7

Две позиции

Дискуссия

Т Толстой считает, что нет семейного

счастья а там, где нет взаимопонимания,

традиций, единения.Болконские и Ростовы – э то больше, чем семьи, это целые жизненные у клады. На примере этих семей Толстой

доказывает свою мысль о том, что только

семья развивает в человеке лучшие чувства- л любовь, милосердие, самоотдачу.

Но Толстой в романе противопоставляет с семьи, но что е объединяет их всех?

З Изменились ли в наше время представление о с счастливой семье?

Курагины, Друбецкие - многое в них отрицает Толстой. Две позиции

Забота о детях и их будущее

Мнение детей: Семья – это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы».

Презентация

Слайд 8

Сообщение учащихся

Семья важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других. Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы. Мы говорим о дружбе.

Выступления по теме

Дружба в жизни героев

Дает ли им дружба ощущение счастья

Презентация

Слайд 9

Даёт ли любовь ощущение счастья?

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Эти слова созвучны с мыслями, которые возникают при знакомстве с историями любви в произведениях Куприна. Попытаемсяраскрыть это загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна: А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость

Прослушайте историю любви Желткова из повести Куприна « Гранатовый браслет»

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться

Выступления ребят по теме, беседа-дискуссия

Любовь в жизни героев Куприна :

Счастливы ли герои в любви

Куприн «Олеся»

Олеся – Иван Трофимович

Вера Николаевна – Желтков

Герои Бунина

«Солнечный удар», «Тёмные аллеи»»

Чтение письмаЖелткова (индив.задание)

Куприн «Гранатовый браслет»

Вера Николаевна – Желтков

Работа в группе - доказать

Любовь трагедия.сумасшествие, счастье

Слайд 10

Слайд 11

Музыка: Бетховен

Соната для фортепьяно

Слайд 12

Вывод: , несмотря на весь их трагизм.

Слайд 13

Музыка

Кластер, постер

Как представляют счастье герои Куприна, Толстого. Бунина

Работа в группе. Кластер Защита.. Презентация кластера. Чтение наизусть стихотворений (Бунин + самостоятельно подобранные стихи о счастье)

музыка

Д/З Напишите эссе о счастье +Пожелания

Видео «Дорожите счастьем, дорожите!» (Э.Асадов.)

Оценивание

Дайте оценку вашим ощущениям, настроению, чувствам, которые вы испытываете по окончанию нашего общения. Перед вами смайлики, передающие разное состояние.

Учащиеся соответственно своих ощущений прикрепляют под смайликами стикеры

музыка

Смайлики

Приложение 1:

1группа

1 Личное …. невозможно без счастья других.

Н.Г.Чернышевский.

Согласны ли вы с ними?

Д. Дидро

Ш.де Костер

И.В.Гёте

2 группа
1 …. увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Ж. Ламетри.

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье , счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное,на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

3 группа

1Стараясь о ….. других, мы находим своё собственное.

Платон

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное, на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

Приложение 2:

1 Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь

с возможностью делать добро людям

Докажите, что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье?

(дополнения к сообщениям)

2 Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких

Попробуйте опровергнуть его мнение:

1группа – Курагины

2 группа – Друбецкие

3 группа - Изменились ли в наше время представление о семейном счастье?

3 Является ли дружба составляющим понятия счастье?

Счастливы в дружбе князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов?

(дополнение к сообщеиям)

  1. (46 слов) Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
  2. (43 слова) Счастливого персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла взаимная любовь, в которой он видел идеал.
  3. (43 слова) Вспоминая концовку поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
  4. (44 слова) Золушка из одноименной сказки Шарля Перро терпела насмешки и оставалась в стороне, пока ее сестры купались в роскоши. Но героине посчастливилось встретиться с Крестной Феей, организовавшей ей судьбоносную встречу на балу. Бедная девушка и принц женятся, и влюбленные остаются счастливыми до конца жизни.
  5. (52 слова) Счастье подразумевает любимое существо рядом, и не всегда это человек. В рассказе Тургенева «Муму» немой Герасим становится счастливым только тогда, когда с ним находится верная собачка по кличке Муму. Молчаливый герой вынужден избавиться от животного по приказу барыни, и расставание с животным делает его несчастным, ведь именно собака приносила радость Герасиму.
  6. (54 слова) Иногда для счастья не хватает одного элемента, как персонажам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Гудвин исполняет заветные желания пугало Страшилы, даруя ему мозги, Железного Дровосека, получившего сердце, и Трусливого Льва, желавшего смелости. В конце сказки выясняется, что единственное, чего не хватало героям – веры в себя, но, получив, чего они хотели, они стали счастливыми.
  7. (56 слов) Счастье у каждого свое. Если вспомнить сказку Джеймса Барри «Питер Пэн», то мы увидим, что главный герой наслаждается детством. Мальчик, который не хочет взрослеть, живет на острове Нэвэрлэнд, который посещают другие персонажи – девочка Венди Дарлинг и ее братья. Герои возвращаются домой, а Питер Пэн предпочитает вечное детство, потому что именно так он чувствует себя счастливым.
  8. (50 слов) С самого детства мы верим, что счастливый финал ждет честных, умных и порядочных персонажей. Так и происходит в комедии Фонвизина «Недоросль». Свое счастье находит благоразумная, добродетельная Софья, когда офицер Милон спасает ее от Простаковой. Влюбленные обретают друг друга, а отрицательные герои только могут встать на путь к долгожданному счастью.
  9. (55 слов) Счастья хочется и неоднозначным, пугающим одним обликом героям, таким, как монстр Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли. Чудовище ученого несчастно по причине своего одиночества, поэтому он просит Виктора создать ему невесту. Но ученый понимает, какими последствиями это грозит миру, и отказывается. Оставшись без единой попытки обрести счастье в мире, монстр и становится жестоким убийцей.
  10. (53 слова) Счастье – это исполнение заветных желаний. Все, чего хотел младший сын мельника из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», он добился благодаря необычному коту в сапогах, который достался герою в наследство от отца. Предприимчивый напарник помогает персонажу обрести титул, уважение короля, замок, богатство и любовь прекрасной принцессы. Поначалу расстроенный герой становится счастливым, исполняя мечты.
  11. Примеры из жизни

    1. (42 слова) Я чувствую себя счастливой в окружении родных людей. Ощущая, что они поддерживают меня, я понимаю, что в мире царит гармония. Человек, который может обратиться за советом к родителям и получить помощь, уже счастлив. Семья – не единственный, но главный элемент большой картины счастья.
    2. (41 слово) Если посмотреть танцевальные шоу, то можно увидеть не только соревнования за первенство и танцы участников, но и эмоции танцоров от участия в проектах. Большинство отмечают, что танец для них – это жизнь, и возможность заниматься любимым делом уже делает человека счастливым.
    3. (54 слова) Одна девушка рассказала мне, как она побывала в Индии и встретила там маленького мальчика. Увидев его светящийся взгляд на шоколадку, которую держала в руках моя подруга, она решила поделиться с ним сладостью. Заметив его реакцию, она подарила мальчику всю шоколадку, потому что в тот момент он улыбался, как самый счастливый ребенок на свете.
    4. (41 слово) Знакомый говорил мне, что не может представить свою жизнь без путешествий. Как только наступают каникулы, он стремится купить билеты в разные уголки мира. Поездки дарят ему незабываемые впечатления. Моря и достопримечательности разных стран воодушевляют его, и он чувствует себя счастливым.
    5. (48 слов) Если взрослого человека сложнее сделать счастливым, то ребенок не так уж много хочет от жизни. Отводя детей в парк развлечений, взрослые приводят их в волшебный мир. Американские горки, колесо обозрения, тиры – все это может вызвать у ребенка непередаваемые эмоции. По его лицу будет видно, что он счастлив.
    6. (49 слов) С самого детства мультфильмы учат нас главным вещам и раскрывают секреты непростого мира с помощью любимых персонажей. В продолжении оригинального мультфильма «Король Лев» акцентируется внимание на поиске счастья суриката Тимона. Счастливым он становится, лишь обретая настоящий дом в джунглях и верных друзей — кабана Пумбу и львенка Симбу.
    7. (41 слово) Моя подруга говорила, что счастье – это верные друзья. Когда мы поздравляли ее в день рождения и устраивали неожиданный сюрприз, лицо именинницы сияло настоящим счастьем. Подруга радовалась тому, что нужные люди всегда с ней. А мы были счастливы сделать ей приятное.
    8. (57 слов) Мой сосед по парте рассказывал мне, что обожает ездить на дачу. Там у него много друзей, знакомых, и вообще, деревня ассоциируется со свежим воздухом, которым не подышишь в шумном городе. Звуки природы позволяют ему оставаться со своими мыслями наедине, и так он находит душевное равновесие. Приезжая к себе на дачу, он будто перезаряжается и становится счастливым.
    9. (53 слова) Наша учительница рассказывала нам, как в студенческие годы увлеклась интересными рассказами, романами и повестями. Чтение отвлекало ее от внешних проблем, ей казалось, что книги погружают ее в особенный мир, каждая страница которого радужно приветствует юную читательницу. Для нее хобби стало счастьем, поэтому она решила пойти на педагогический факультет, чтобы открывать счастье другим.
    10. (48 слов) Счастье – совокупность отдельных категорий, состоящих из жизненных ценностей, воспоминаний и приятных моментов. Но оно у каждого свое. Передать на словах мои эмоции, когда на день рождения мне подарили электрогитару, наверное, невозможно. Это была моя мечта, которую исполнили мои родители. Настраивая новый музыкальный инструмент, я чувствовала себя самой счастливой.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Данная публикация составлена на основе доклада кандидата филологических наук, ректора Курской православной духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского) на Знаменских чтениях в Курском государственном университете, прошедших 17 марта 2015 года. Автор обращается к теме счастья, рассматривает придаваемые ему значения и его отражение в русской литературе.

Русская литература является одним из главных хранителей тех ценностей, которые составляют нашу православную цивилизацию. Я подробно рассказывал об этом в своем докладе на пленарном заседании Знаменских чтений. Сегодня мне бы хотелось затронуть тему счастья, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.

Понятие «счастья» в обывательском сознании, как правило, связывается с материальными благами, деловыми успехами, избытком развлечений и удовольствий. Однако в жизни все складывается совсем не так, и порой богатые и успешные люди оказываются самыми несчастными, а иногда даже кончают жизнь самоубийством. Многочисленные социологические опросы в разные годы и в разных странах выявили, что жители бедных государств часто ощущают себя гораздо более счастливыми, нежели граждане «благополучных стран». В чем же здесь причина?

О том, что такое счастье, много рассуждали еще в античную эпоху. Стоики, например, считали, что счастье состоит в аскетическом образе жизни и свободе от страстей. Скептики к бесстрастию добавляли бесстрашие перед смертью. Эпикурейцы видели счастье в удовольствиях и наслаждениях, однако и они считали высшим благом разум, который должен управлять человеком. Известно высказывание Эпикура о том, что следует избегать удовольствий, приносящих впоследствии вред.

«Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека», - повествует «Новая философская энциклопедия» , изданная Академией наук. Итак, счастье - это «общепризнанная конечная цель деятельности человека», то есть признаваемая всем человечеством безусловная ценность, разница только в интерпретациях.

В христианской традиции аналогом слова «счастье» выступает «блаженство», то есть полнота бытия. В евангельских «заповедях блаженства» раскрывается, в чем она состоит: «Блаженны нищие духом», «Блаженны алчущие и жаждущие правды», «Блаженны милостивые» и так далее (см. Евангелие от Матфея, 5 глава).

Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс 141:5). «Часть» в данном случае означает не какой-то фрагмент - половину или четверть, - а значит: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека - это Сам Бог. И не случайно поэтому главным Таинством Православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.

Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово?

На ум сразу приходят знаменитые пушкинские слова:

На свете счастья нет,

Но есть покой и воля...

(из стихотворения 1834 года «Пора, мой друг пора»).

Конечно, полнота счастья, полнота блаженства, полнота общения с Богом возможна только в иной жизни, а на земле к ней всегда примешивается горечь от человеческого несовершенства, от собственных недостатков, от нашей ограниченности и греховности. В этом смысле с Пушкиным можно только согласиться. Но в то же время сам Александр Сергеевич дал в своем творчестве примеры простого человеческого счастья.

Например, в повести «Метель» главные герои обретают счастье в результате многих поисков и страданий. Казалось бы, Марья Гавриловна потеряла свое счастье, когда ее избранник-жених не смог из-за непогоды доехать до церкви и ее второпях по ошибке обвенчали с незнакомцем, которого потом и след простыл. В свою очередь, гусарский полковник Бурмин, «по непростительной ветрености», как он сам выразился, обвенчавшись с неизвестной ему девушкой и тут же ее покинув, не может теперь связать себя узами брака с той, которую любит.

Счастье невозможно? Казалось бы, да. Но вдруг выясняется, что главных героев та самая метель и соединила в Таинстве Венчания, хотя они не знали друг друга. И только их верность друг другу, их доверие Богу, Который устроил все так неожиданно, загадочно и непонятно, - только это сделало возможным их общее счастье. И только благодаря их терпению и вере они нашли друг друга и соединились вместе навсегда...

Похожее отрицание земного счастья и в то же время утверждение его возможности, но только при определенных условиях, мы находим и в творчестве Антона Павловича Чехова. Как правило, в произведениях Чехова слово «счастье» используется скорее в ироническом ключе - как торжество самодовольной пошлости и примитивного мещанства. Это мы встречаем, к примеру, в рассказе «Крыжовник».

В рассказе «Черный монах» «счастье», наоборот, играет другими огнями - иллюзорными, обманчивыми, ведущими к разрушению своей и чужих жизней .

Оба этих понимания: как грубой страсти и обманчивого призрака - соединились в чеховском рассказе, который так и называется - «Счастье». Два главных героя и воплощают две стороны этой медали: «Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которые было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья» .

Но самое яркое и жизнеутверждающее понимание счастья как своей принадлежности к Божественному миропорядку и причастности к Божией любви выразил Чехов в рассказе «Студент». Известно, что это было его любимое произведение . Главный герой, студент духовной академии Иван Великопольский, неожиданно для себя прикасается к глубинной тайне бытия, обнаруживает «дней связующую нить».

«Он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только двадцать два года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» .

Для Чехова, как и для Пушкина, счастье состоит не в совокупности земных благ, а в прикосновении к вечности, в хранении своей совести и в общении с Богом.

Но, наверное, ярче всех из русских писателей такое понимание счастья выразил Федор Михайлович Достоевский.

В его романе «Братья Карамазовы» старец Зосима прямо рассуждает о человеческом счастье. В записках старца Зосимы говорится: «Для счастия созданылюди , и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: "Я выполнил завет Божий на сей земле"» .

Вспоминая своего умершего брата, старец Зосима рассказывает, как изменила его болезнь и как приоткрыла для него подлинный смысл жизни. Вот что говорил брат старца Зосимы, будучи уже смертельно больным: «И одного дня довольно человеку, чтобы всё счастие узнать. Милые мои, чего мы ссоримся, друг пред другом хвалимся, один на другом обиды помним: прямо в сад пойдем и станем гулять и резвиться, друг друга любить и восхвалять, и целовать, и жизнь нашу благословлять» .

Романы Достоевского, которые переполнены людским горем, страданием, тяжелейшими жизненными коллизиями, в то же время рисуют оптимистичную картину мира, дают человеку надежду на преображение этого мира. Даже в таком, на первый взгляд, депрессивном произведении, как «Преступление и наказание», в эпилоге мы видим и светлый финал, и новую перспективу жизни, жизни с Богом.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого... Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!» Так говорится о любви Сони и Раскольникова, который через страдания обрел для себя Бога и новое понимание жизни в свете Евангелия.

Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров из русской литературы. Разумеется, эта тема заслуживает более глубокого и детального исследования. Но даже из краткого обзора становится понятным, что проповедь счастья является одной из магистральных тем для русских писателей. И счастье предстает в русской литературе как полнота бытия, достигаемая через гармонию с самим собой, примирение с ближними и жизнь в Боге.



Просмотров