Важные события ивана федорова. Первопечатник Иван Фёдоров, интересные факты

(или Федорович ), иначе Иван Друкарь - диакон, принимаемый за первого печатника в России; ум. 5 декабря 1583 г. Теперь почти нет сомнения, что Ф. в строгом смысле слова не может быть называем русским первопечатником: не говоря о том, что есть ясные свидетельства о существовании в Москве ранее его мастеров печатного дела, библиографии известны несколько печатных книг, бесспорно вышедших до появления первого его издания и именно в Москве. О происхождении и жизни Ф. до выступления в роли типографа не известно ничего точного. Одни догадываются, что он был родом москвич, другие дают веру темному известию о происхождении его из с. Николы Гостуни, Лихвинского уезда Калужской губ. Истории он становится известен как вдовый диакон Николо-Гостунской кремлевской церкви, которому вместе с Петром Мстиславцем, царь и м. Макарий поручают в 1563 г. устройство типографии в Москве. Это поручение предполагает полное им знание к тому времени типографского искусства и известность, с этой стороны, митрополиту и царю, а писанные им послесловия к изданиям свидетельствуют о начитанности в святоотеческой и современной литературе. Где, когда и в каких условиях мог выучиться Ф. своему искусству, эти вопросы остаются открытыми, хотя и часто поднимаются в подлежащей литературе. Деятельность его началась в 1563 г., после того как был построен на царские средства типографский дом, приготовлены инструменты и шрифты и набраны или подготовлены помощники - "клевреты". 19 апреля этого года он вместе с Петром М. приступил "первее" к печатанию Апостола, который вышел в свет 1 марта 1564 г., в очень совершенном в типографском отношении виде. 2 сентября 1565 г. был начат и 29 октября того же года окончен Часослов, последний труд печатников в Москве. После этого с ними произошло что-то непонятное. Несмотря на покровительство царя (м. Макария уже не было в живых), печатники терпят гонения от невежд, обвиняются в ереси и, после пожара типографии от поджога врагами, бегут в Литву. Бегство это, надо полагать, не было очень поспешным, так как беглецы захватили с собой много казенного типографского материала, а Ф. взял, сверх того, и своих детей, которых было несколько и среди которых были малолетние (из них известно имя одного старшего сына, Ивана, впоследствии помогавшего отцу в книгопечатании). В Литве, благодаря хлопотам литовского гетмана Г. А. Ходкевича, печатники встретили хороший прием у короля и панов литовской рады. Это могло быть в конце 1565 или начале 1566 г. в Вильне или в половине 1567 г. в Гродне, ибо в подразумеваемое время лишь в эти годы в указанных городах держались литовские сеймы в присутствии Сигизмунда-Августа. Ходкевич приютил беглецов у себя, продолжительное время содержал их и даже подарил Ф. "немалу весь" в окрестностях Заблудова. Вскоре в Заблудове или, быть может, в помянутой веси на средства того же гетмана Ф. открыл типографию, в которой 17 марта 1569 г., совместно с Мстиславцем, напечатал Учительное Евангелие, а в 1570 г. один - Следованную Псалтирь. Старость, болезни и разные затруднения заставили, однако, Ходкевича закрыть типографию. Ф. принужден был некоторое время жить в своей деревне и заниматься сельским хозяйством, но, как сам он рассказывает, влечение к "богоизбранному делу", посредством которого он призван был рассеивать по вселенной духовные семена и всем по чину раздавать духовную пищу, не дало ему покоя. В 1572 г., в самый разгар моровой язвы, по трудной и длинной дороге, терпя всевозможные лишения, с детьми и типографским имуществом, он переправляется в Львов. Здесь, со слезами и унижениями, как милостыню, выпрашивает он у небогатой части горожан небольшую сумму денег и, вопреки противодействию львовского столярного цеxа и городского совета, не разрешавших ему держать у себя не принадлежавшего к цеху столяра и производить необходимые столярные работы, оборудует к январю 1573 г. собственную топографию и 15 февраля следующего года издает московским шрифтом Апостол. Споры ли с цехом, или денежные затруднения (в 1574 г. Ф. заложил в первый раз свою типографию) заставили его 2 марта 1575 г. поступить на службу к кн. Константину Острожскому "справцем" или "державцем" (управляющим) принадлежавшего князю Дерманского монастыря. 25 марта 1575 г. он был во Львове и выдал доверенность на ведение своих дел, именуясь еще львовским жителем. 9 августа того же года в луцкие гродские книги занесена запись об обещании его как державца Дерманского монастыря дать удовлетворение за грабеж, учиненный монастырскими людьми в имении панов Спасовских. 16 августа он лично присутствовал во львовском суде. 2 апреля 1576 г. по приказанию кн. Острожского совершает, во главе вооруженной толпы монастырских слуг, наезд на имение Спасовских, в результате чего в луцких гродских книгах появляется жалоба на него в нанесении побоев и ограблении панов и их крестьян. То же происходит, без приказания князя, и 26 июня того же года. По-видимому, в конце 1576 г. Ф. покинул Дермань и перешел в Острог. Кажется, отсюда и не позже марта 1577 г. он уходил в пределы Турции и Валахии, по всей вероятности по поручению кн. Константина, с целью приобретения в тамошних греческих и болгарских монастырях исправных списков священных книг для задуманного князем издания Библии и приглашения лиц, способных редактировать текст этого издания. В апреле 1577 г. Ф. заходил во Львов, где оставил 300 злотых для отсылки в Краков за поставляемую оттуда бумагу. Там же мы встречаем его 15 июня того же года, когда он присутствует в суде по делу некоего Седельника, 22 октября того же года, когда погашаются его обязательства к какому-то сербу из Сочавы, и 2 марта 1579 г., когда он выдает сыну доверенность на ведение своих дел и закладывает типографию со всеми принадлежностями и книгами львовскому еврею Якубовичу. В 1580 г. Ф. работал в княжеской Острожской типографии, откуда выпустил в этом году Псалтирь с Новым Заветом и знаменитую Острожскую Библию. 5 мая 1581 г. он издал Хронологию Андрея Рымши и 12 августа перепечатал заглавный лист и выход Библии. 3 февраля 1582 г. он уже во Львове на постоянном жительстве. Отъезду из Острога предшествовали или же были последствием его какие-то неприятные счеты с кн. Константином, так как князь, по приезде Ф. во Львов, налагает арест на часть его имущества. Во Львове Ф. хлопочет об оборудовании новой друкарни. Он заказывает вывезенному из Острога своему ученику - мастеру Гриню Ивановичу - два новых шрифта, покупает бумагу, ищет деньги на предстоящие расходы и проч. Внезапное бегство Гриня, вернувшегося только 3 февраля 1583 г., и другие обстоятельства не дают ему покончить с приготовлениями и перейти к делу. В январе 1583 г. он принимает в Кракове заказ на поставку правительству малой медной пушки, получает из сумм короля прогоны на возвращение во Львов и ассигновку на покупку там нужных для отлития пушки материалов. Неизвестно, выполнил ли он этот заказ. В декабре этого года Ф. скончался. Посмертная опись его имущества обнаружила наличность большого запаса привезенных из Острога недопечатанных или дефектных экземпляров библии и какой-то готовый набор на один лист текста, приготовленный, вероятно, для поправления той же библии. Друкарня, заложенная Ф. еврею Якубовичу, была выкуплена в 1785 г. львовским братством и послужила основанием львовской братской типографии; новая, сделанная Гринем, куплена была Мамоничами для своей типографии в Вильне.

Строев, "Обстоятел. опис. старопеч. книг библ. гр. Ф. А. Толстого", М. 1829 г. - Его же , "Описание старопеч. книг Царского", M., 1836 г. - Сопиков , "Опыт pусской библиографии", ч. І, СПб., 1904 г. - Каратаев , "Опис. славяно-русских книг", СПб., 1883 г. - Пташицкий С. Л. и Соболевский А. И. , "Сборник снимков с славяно-русских печатных изданий", ч. I, СПб., 1895 г. - Румянцев , "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания", вып. І, М., 1872. - Ровинский , "Русские граверы и их произведения", М., 1870 г. - "И. Федоров, первый московский типографщик" ("Вестник Европы", 1813, ч. 71; 1822 г., ч. 123). - Сахаров П. И. , "Первые русские типографщики" (Сборник на 1838 г., СПб.). - Тромонин , "Достопамятности Москвы", М., 1844 г. - Боричевский , "Исторический взгляд на историю книгопечатания в России" ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1849 г., ч. 61). - Поруденский М ., "Трехсотлетие московского книгопечатания" ("Современная Летопись", 1864 г., № 9). - Филарет , архиеп. черниг. , "О книгопечатании в России до патр. Никона" ("Черниговские Епархиальные Известия", 1867 г., №№ 8-9). - Погодин M. П ., "Иван Федоров, первый московский книгопечатник" ("Журнал М. Н. Пр.", 1870 г., чч. 148-149, №№ 4 и 6). - Гатцук А. , "Очерк истории книгопечатного дела в России" ("Русский Вестник", 1872 г., № 5). - Викторов А. Е. , "Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатника Апостола?" ("Труды IIІ археологического съезда", К., 1874 г.). - Макарий М. , "История русской церкви", т. IX. - Леонид , архим., "Евангелие, напеч. в Mоскве в 1564-1568 гг." ("Общ. люб. др. письм.", 1883 г.). - Устинов М. , "Памяти первого русского типографа" ("Неделя", 1876 г., № 41). - Ляхницкий , "Начало книгопечатания в Pоссии", СПб., 1883 г. - Петрушевский А. С. , "Ив. Федоров, русский первопечатник", Львов, 1883. - Дмитревский А. , "Диакон Ив. Ф., первый русский книгопечатник" ("Православное Обозрение", 1883 г., III, № 11). - Ptaszycki St. , "Iwan Fedorowicz" ("Rozprawa Wydz. Fil. Acad. Um.", t. XI), Kraków, 1884; то же в "Русской Старине", 1884 г., № 3. - Его же , "Иван Федоров" ("Печатное Искусство", 1903 г., июль-август). - Булгаков Ф ., "Иллюстр. история книгопечатания", т. І, СПб., 1889 г. - Малышевский А. , "Новые данные для биографии Ив. Ф., русского первопечатника" ("Чтения Общ. Нестора Летописца", кн. 7, К., 1893 г. ). - Владимиров П. В. , "Начало слав. и рус. книгопечатания в XV-XVI вв.", К., 1894 г. - Божерянов И. , "Исторический очерк книгопечатного дела", СПб., 1895 г. - Голубинский Е. Е. , "К вопросу о начале книгопечатния в Москве" ("Богословский Вестник", 1895 г., февраль). - Его же , "История русской церкви", т. II, полов. 2-я, М., 1900 г. - Записка, изд. Моск. Имп. Археол. Общ. по случаю сбора пожертвований на сооружение памятника Ф. (с речью И. Е. Забелина о Ф.), М., 1901 г. - Соловьев А. , "Государев печатный двор и Синодальная Типография в Mоскве", M., 1902 г. - Уланов В. , "Книгопочатание в Mоскве", ("Москва в ее прошлом и настоящем", изд. тов. "Образование", вып. 6). - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Богословский энциклопедический словарь, т. ХII (ст. Книгопечатание, акад. А. И. Соболевского).

Н. Туб-в.

{Половцов}

Федоров, Иван (первопечатник)

Первый русский печатник; см. Иван Федоров.

{Брокгауз}

Федоров, Иван (первопечатник)

(г. рожд. неизв. - ум. 1583) - рус. типограф, основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом в одной из кремлевских церквей в Москве. После открытия в 1563 типографии приступил совм. с помощником П. Т. Мстиславцем (см.) к печатанию "Апостола", явившегося первой рус. датированной печатной книгой. В марте 1564 печатание "Апостола" было окончено. В 1565 вышло два варианта "Часовника". Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Ф. уехал вместе с Мстиславцем в Литву. Здесь по предложению гетмана Г. А. Ходкевича Ф. устроил в его имении в Заблудове типографию, где в 1569 напечатал "Евангелие учительное", а в 1570 - "Псалтирь". Затем Ф. переехал во Львов. основал там новую типографию и издал в 1574 "Апостол" и первую "Азбуку" с грамматикой. Об издании "Азбуки" стало известно только в 1950-х гг., после того как за рубежом был обнаружен один ее экземпляр (теперь находится в США). Материальные затруднения вынудили Ф. принять предложение князя В. К. Острожского об устройстве типографии в г. Остроге. Здесь в 1580 он издал "Новый завет" с "Псалтирью", в 1581 - "Хронологию" Андрея Рымши и "Острожскую библию". Вскоре после этого Ф. вернулся во Львов, где и умер.

Все издания Ф. представляют первоклассные памятники рус. типографского искусства 16 в.; прекрасные шрифты, множество гравированных на дереве украшений - заставок, концовок, заглавных букв, изображения Луки и Давида, в заблудовских, львовских и острожских изданиях - гербы Ходкевича, Острожского и города Львова, а также издательский знак самого Ф. Все издания снабжены "предисловиями" издателей и "послесловиями", написанными Ф. живым разговорным языком от лица печатника. Эти обращения к читателю являются ярким публицистич. и патриотич. произведениями, в к-рых Ф. рассказал историю своего книгопечатания в Москве, Литве и Украине и дал биографич. сведения о себе. В 1909 в Москве был сооружен памятник Ф.

Лит.: Лебедянская А. П., Материалы для библиографии Ивана Федорова, в кн.: Иван Федоров первопечатник, М.-Л., 1935; Зернова А. С., Начало книгопечатания в Москве и на Украине, М., 1947; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951 (История русского рисунка, т. 1, см. гл. 3); его же. Новооткрытое издание Ивана Федорова, "Полиграфическое производство", 1955, № 1; его же, Письмо в редакцию, там же, 1955, № 3; Тихомиров M. H., Начало московского книгопечатания, в кн.: Ученые записки Моск. гос. ун-та, вып. 41, М., 1940; Протасьева Т. Н., Первые издания московской печати в собрании Гос. исторического музея, М., 1955.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Федоров, Иван (первопечатник)" в других словарях:

    Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Иван Фёдоров (Иван Феодорович, Іѡаннъ Ѳеодоровъ, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн… … Википедия

    Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Иван Фёдоров (Иван Феодорович, Іѡаннъ Ѳеодоровъ, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иван Фёдоров (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Москвитин. Иван Фёдоров Род деятельности … Википедия

    Иван Федоров \(Москвитин\) - (ок. 1510 г. – 5 XII 1583 г.) – первопечатник русский и украинский, выдающийся просветитель и педагог. Документы о его жизни и деятельности хранятся в ЦГИА УССР в Киеве, ЦГИА УССР во Львове, Архиве земли Саксония (ГДР), Гос. архиве Люблинского… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Первопечатник Иван Федоров, биография Ивана Федорова

– первопечатник, легенда, биография Ивана Федорова заставит вас затаить дыхание и быть счастливым. В этой статье, уважаемые друзья, вы сможете прочесть как биографию Ивана Федорова , так и вообще то, что он оставил после себя.

Первопечатник Иван Федоров , именно до него раньше книги писались вручную. Писать от руки книгу это гигантский труд, за счет чего в древности книги были большой ценностью. В 15 веке был изобретен первый печатный станок. В 1563 году по указу царя Ивана Грозного на Руси была создана первая типография. Руководителем типографии назначен был церковный дьякон , впоследствии ставший первопечатником.

Из сохранившихся источников известно, что биография Ивана Федорова началась примерно в 1510 году во , получил образование и степень бакалавра в Краковском университете. Также известно, что происходил он из белорусского рода Рагозиных. Первая книга, которая была издана в 1564 году, называлась “Апостол”. Федоров со своим напарником Петром Мстиславецом работали над книгой год. Заглавная буква каждой главы этой книги была красного цвета, каждая глава украшалась красивым узором, с переплетавшимися виноградными ветками лозы. Второй книгой, выпущенной первопечатником и его помощником, стала “Часовник”, использовали как учебное пособие, для обучения детей чтению. Эта книга оказалась последней, выпущенной Иваном Федоровым в России.

Создание типографии в Москве пришлось не всем по вкусу, многие считали, что писать священные писания печатным станком это настоящее кощунство. Да и теперь с появлением станка труд монаха — переписчика стал совершенно невыгодным. В 1566 году случился пожар в типографии и полагается, что это был поджог. В итоге Ивану Федорову пришлось со своим помощником покинуть Россию. Уехав, из России Федоров и Мстиславец продолжили работать в типографии уже в Литве. Здесь типография расположилась в городе Заблудове и называлась друкарня. В 1569 году была здесь напечатана последняя совместная книга Федорова и Мстиславеца “Учительское Евангелие”. После выхода этой книги Мстиславец переехал в Вильну, где открыл свою типографию.

Оставшись один, принялся печатать “Псалтырь с Часословцем”. Гетман Ходкевич, во владениях которого находилась друкарня Федорова, закрыл вскоре типографию Федорова. Федоров в 1572 году открыл типографию во Львове, где издал труд “Апостол”, а в 1974 году здесь же выпустил “Азбуку” на русском языке. В 1583 году во Львове умер первопечатник, здесь же был похоронен на кладбище Онуфринского монастыря. В 18 веке останки были перенесены и перезахоронены в притворе самой церкви. Конец биографии Ивана Федорова был предсказуем, он умер, как и всякий человек в мире. Надгробный камень содержал следующую запись “Друкарь книг пред тым невиданных ”.

Первый книгопечатник на Руси носил фамилию Московитин. Но потомкам он стал известен как Иван Федоров. Биография этого замечательного человека богата событиями и путешествиями, из которых важно выделить самые существенные детали. Эти краткие тезисы жизни великого человека стали основой для создания книг по теме «Иван Федоров, биография для детей». Жизнеописание этого человека будет интересно всем, кто интересуется развитием русской словесности, в первую очередь, для маленьких читателей. Биография Ивана Федорова для детей должна указывать на основные моменты его деятельности, как сподвижника и первопечатника. Ведь развитие русского языка невозможно представить без печатных изданий. А имя начинателя русской книги - Иван Федоров.

Краткая биография

Годы жизни первопечатника - 1510-1583. Точная дата рождения Ивана Московитина неизвестна. Его фамилия, скорее всего, произошла не от родового имени, а от места рождения. В те времена Русью называлось небольшое княжество, территориально закрепленное за Речью Посполитой. Обширные северные территории современной были известны иностранцам как Московия.

Известно, что в юном возрасте Иван много путешествовал и обучался в европейских университетах. Грамотность европейцев поразила Ивана Москвитина - ведь к тому времени печатная книга была известна в Европе уже более века. Уровень образования в разы отличался от того, что видел на родине Иван Федоров. Биография была бы неполной без рассказов о том, какое впечатление на него произвела Европа.

Первая типография

Интересная биография Ивана Федорова для детей обязательно должна указывать на место первой типографии, которая находилась на территории нашей страны. Первая книгопечатная мастерская была открыта в Москве.

Ее деятельность прочно связана с именем ее владельца, который называл себя Иван Федоров. Краткая биография этого человека указывает, что это благое дело он начинал не один, а вместе с типографом и напарником, которого звали Петр Тимофеевич Мстиславцев. Согласно указу царя Ивана Грозного, в типографии должны были выпускаться книги религиозного содержания. Ответственным за государеву типографию был назначен Иван Федоров. Краткая биография для детей может указать, что первопечатник был мастером на все руки - сам вырезал сложные гравюры, используя для этого доски грушевого дерева, сам придумывал коллекцию шрифтов, сам украшал свои

"Апостол"

Первая изданная ими книга называлась «Апостол». Биография Ивана Федорова для детей не может обойти вниманием эту красочную книгу. Удивительные виньетки, четкий печатный шрифт и великолепные иллюстрации делали эту книгу настоящим произведением искусства.

Многие из выпусков «Апостола» содержат комментарии печатника. В них комментатор показывает себя широко образованным человеком, свободно владеющим литературными нормами русского языка того времени. Большинство комментариев было подписано просто: «Иван Федоров». Краткая биография этого человека обязательно должна указать, что свои книги он печатал не только по велению государя. Основной задачей автора было напечатать книгу «в наслаждение русским людям». Первый «Апостол» заслужил полное одобрение церкви и был издан тиражом в 2000 экземпляров. До наших дней сохранилось не более 60 раритетов.

"Часовник"

Второй книгой, изданной в московской книгопечатной мастерской, был «Часовник». Его авторами по-прежнему являлись и Иван Федоров. Биография русского книгопечатника мало останавливается на второй его книге. Известно, что она также являлась религиозным изданием, и была допущена к печати при полном одобрении православной церкви.

Переезд

Биография Ивана Федорова для детей не должна опираться на печальные эпизоды его жизни. По ряду независящих от него причин печатное дело в Москве пришлось свернуть. Возможно, причиной их отъезда являлась непосредственная опасность, исходившая от новых воинов Ивана Грозного - опричников. Первопечатники покинули пределы Московского княжества и обосновались в в городе Заблудуве, который в настоящее время находится на территории Польши. Слава первопечатников достигла и этих отдаленных мест — Федорова и Мстиславца тепло встретили во дворе гетмана Григория Александровича Хоткевича. Большой ревнитель православия и сторонник независимости Литовского княжества, он предложил первопечатникам свое покровительство. Вскоре под его протекцией была основана небольшая книгопечатная мастерская, в которой подготавливалось издание книг на церковнославянском языке.

"Учительное Евангелие"

Первым заблудовским изданием стало «Учительное Евангелие», изданное в 1569 году. После его выхода пути первопечатников разошлись - Мстиславец отправился в город Вильно, и все заботы о судьбе типографии взял на себя Иван Федоров. Биография того периода жизни показывает, что дело было поставлено на твердую основу, и новые книги нашли своих читателей. Важно знать, что в те времена книги являлись не сколько источником знаний, столько средством помещения капитала. Печатная продукция стоила очень дорого, и предприимчивые богатеи предпочитали вкладывать средства именно в книги, не заботясь о том, что именно было в них написано. Как бы то ни было, «Учительное Евангелие» показало успешность этого начинания, и Иван Федоров принялся продумывать издание новой книги.

"Псалтирь"

1570 год являлся лучшим из всего периода жизни в Здолбунове. В этот год вышел большим тиражом знаменитый «Псалтирь», украшенный фронтисписной гравюрой с изображением израильского царя Давида. Это одно из самых роскошных изданий Федорова, которое он посвятил своему покровителю — на одной из страниц изображен герб Хоткевичей. К сожалению, до нашего времени сохранилось лишь четыре экземпляра этой книги - два из них находятся в Западной Европе, один - в России, и один - на Украине.

Люблинская уния поставила гетмана Хоткевича в сложное положение. Он уже не мог поддерживать жизнедеятельность печатного дела, и был вынужден отказать Федорову в поддержке и покровительстве. Книгопечатник покинул гостеприимный Заблудув и переехал во Львов. Так начался львовский период его работы.

В 1574 году во Львове была основана первая на территории Украины книгопечатная мастерская.

И снова единственным автором, корректором и редактором в ней становится Иван Федоров. Биография для детей обязательно указала бы возвращение книгопечатника к своему первому творению - во Львове первой его книгой снова стал «Апостол». Во Львове Федоров никому не был обязан ни деньгами, ни положением, поэтому львовский «Апостол» - это первая из книг Федорова, в которой имеется его собственная издательская марка. Здесь же был издан первый учебник грамматики на русском языке, который назывался «Азбука».

Работа у Константина Острожского

Со временем удача покинула первопечатника, и во Львове его начали преследовать финансовые неудачи. Он был вынужден свернуть свою деятельность и принять приглашение богатого и влиятельного магната - князя Константина Острожского. Князь приветствовал образованных людей и ценил их общество, поэтому в его окружении сложился союз ученых людей во главе с Герасимом Смотрицким. Здесь функционировала Острожская академия, которой очень нужна была собственная «друкарня» - так в те времена называли книгопечатную мастерскую. Здесь Иван Федоров занялся подготовкой издания уникальной Библии, которая должна была затмить все имеющиеся на то время печатные издания Божьего слова.

В 1580 году Острожская типография выпустила Новый завет с Псалтирем. Так появилась «Книжка-собрание вещей наинужных», авторами которой являлись Тимофей Михайлович и Иван Федоров. Биография для детей должна указывать на содержание этого издания. В «Книжке..» был краткий перечень некоторых фраз из Нового Завета, с указанием места их расположения на страницах Евангелий. Интересно оформление «Книжки» - титульную страницу издания украшали огромные ворота, приглашавшие читателя открыть мир книги.

Острожская Библия

Конечно, самым знаменитым изданием Ивана Федорова в этот период была Острожская Библия. Это замечательное произведение является культурным наследием всех славянских народов, и образцом полиграфического искусства. Если бы нужно было издать книгу «Иван Федоров. Краткая биография для детей» — фото Острожской Библии по праву украшало бы ее фронтиспис.

Всего вышло пять изданий этой великолепной книги. Иван Федоров поправил свои финансовые дела и вернулся во Львов на вершине славы. Здесь он пытался заново открыть книгопечатную мастерскую, но умер, не видя результатов своего начинания. Открывать Львовскую типографию довелось детям первопечатника и его ученикам. Федорова похоронили на Онуфриевском кладбище неподалеку от храма. Сын и ученики первопечатника достойно продолжили дело Ивана Федорова, но не достигли известности своего учителя.

Имя и основные факты биографии первопечатника Ивана Федорова известны, наверняка, многим эрудированным людям. Но жизненный путь этого человека был гораздо труднее и увлекательнее, чем преподают в школах. Предлагаем ознакомиться более детально с тем, как жил и трудился первый в России первопечатник.

Исторические реалии

Биографию первопечатника Ивана Федорова следует рассматривать в контексте той эпохи, в которой он жил. Так, 15-е столетие - период правления сурового Ивана Грозного. Россия существенно отстает от Европы, книги по старинке переписываются в монастырях силами монахов. А на западе уже много лет в ходу печатные станки, которые сделали кропотливую работу более быстрой. Конечно, современному человеку массивная конструкция - изобретение Иоганна Гутенберга - покажется странной. Первый печатный станок имел брусья, крепившие его к полу и потолку, тяжелый пресс, под силой которого оставались оттиски на бумаге, а также набор литер - букв английского алфавита в зеркальном отображении. Из них составлялись макеты страниц.

Иван Грозный, не желая отставать от Европы, повелел развивать книгопечатное дело, выписал печатный станок, а первым работником старинной типографии и стал Иван Федоров.

Начало жизненного пути

Краткая биография и интересные факты о первопечатнике Иване Федорове не содержат точной даты рождения. Поэтому исследователи предполагают, что родился он в 20-е годы XVI века. Место рождения также покрыто тайной, однако считают, что это Москва: не зря он подписывался как «Москвитин». О его детстве и юности сведения до наших дней не дошли, что и понятно - когда человек только родился, никто не догадывается, что в дальнейшем его жизнь будет интересна потомкам, поэтому факты нигде не фиксируются.

Однако имя Федорова стало известным в 1564 году - это дата рождения русского официального книгопечатания.

Первая печатная книга

В развитии культуры Руси в полной мере отмечены заслуги первопечатника Ивана Федорова. В краткой биографии для детей особенно уделено внимание его первой книге, которая появилась спустя месяц кропотливой работы талантливого новатора и во многом напоминала рукописную. Это «Апостолы», также известная под названием «Деяния и Послания Апостолов». Ее отличают следующие особенности:

  • Наличие буквиц, представляющих собой крупную букву, первую в разделе, изысканно украшенную орнаментом. Их 22.
  • Использование орнаментов, делающих книгу особенно нарядной и торжественной.

Благодаря стараниям Федорова книга полностью соответствовала старинным русским церковным традициям.

Последующая деятельность

После появления первой печатной книги работа Ивана Федорова продолжилась. Уже через год был издан «Часовник». Однако новаторам пришлось столкнуться с яростным сопротивлением монахов, которые не восприняли печатные книги как таковые. Традиции оказались настолько сильны, что в биографии первопечатника Ивана Федорова упоминается факт сожжения типографии и необходимость покинуть Москву. Однако работа продолжилась.

Жизни в Заблудово

Биография первопечатника Ивана Федорова для детей особенно интересна. В ней упоминается, что после отъезда из Москвы он обосновался в Великом княжестве Литовском, в Заблудово, находящемся на территории современной Польши. Благодаря помощи гетмана Ходкевича, благодушно отнесшегося к новатору, Федоров наладил выпуск церковных книг. В 1569 году свет увидело «Учительское Евангелие». Вскоре после этого первопечатник расстался со своим другом и помощником Петром Мстиславцем, но продолжил любимое дело. Был издан «Псалтырь с Часословцев». Далее в биографии первопечатника Ивана Федорова начинаются нелегкие времена. Из-за болезни Ходкевич разочаровался в издании книг, посчитав это занятие ненужным, и отказал новатору в поддержке. Но желание заниматься любимым делом оказалось сильнее, и трудности не сломили волю этого человека.

Переезд во Львов

Оставшись без поддержки гетмана, основатель печатного дела перебирается во Львов. Для открытия типографии ему требовались деньги, но никто не спешил прийти на помощь. Тем не менее, в этот момент биография первопечатника Ивана Федорова становится поучительной: благодаря упорству, ему удается добыть денег и продолжить дело. Во Львове увидело свет второе издание знаменитого «Апостола», который, конечно, уступал в художественном и профессиональном плане первой версии, но все равно имеет большую историческую ценность. Здесь же была напечатана «Азбука», первый в России печатный учебник.

Расцвет деятельности

Из краткой биографии первопечатника Ивана Федорова мы узнаем, что, несмотря на силу воли и работоспособность, ему не удавалось получить стабильной прибыли, поэтому финансовые трудности заставили новатора покинуть Львов и перебраться на юго-запад Руси. Здесь, под покровительством князя Константина Острожского, великому человеку удалось издать первую полную Библию на церковнославянском, «Острожскую Библию».

Последние годы жизни

Работа в Остроге помогла Ивану Федорову частично решить финансовые проблемы, поэтому он получил возможность вернуться во Львов и начать работу над открытием новой типографии. Увы, этому сбыться было не суждено, в 1583 году первопечатника не стало. Новая типография была продана ростовщикам за долги, старший сын и ученик Ивана Федорова попытались ее выкупить, но денег им не хватило. Книгопечатание на Руси уснуло на 20 лет, чтобы затем с триумфом вернуться.

Подборка интересных фактов

  • Первый печатный станок с подвижными литерами был изобретен Гуттенбергом, ювелиром по профессии. Однако из-за финансовых трудностей создатель был вынужден заключить невыгодный для себя договор с ростовщиком Фустом, отчего некоторое время считалось, что заслуга книгопечатания принадлежит именно последнему.
  • Если имя первопечатника Федорова у многих на слуху, то мало кому известно, что это именно он стал разделять слова пробелами, что существенно облегчало чтение. До него тексты писались слитно, конец предложения выделялся точкой.
  • Именно первый книгопечатник ввел в использование некоторые новые буквы и слова.
  • Даже краткая биография первопечатника Ивана Федорова свидетельствует о том, что это был невероятно образованный и эрудированный человек для своего времени, владел несколькими языками, стремился нести свои знания в массы.
  • Помощником Ивана Федорова по созданию печатных книг был его друг и сподвижник Петр Мстиславец, о детстве и молодости которого сведения до наших дней не сохранились.
  • В биографии первопечатника Ивана Федорова упоминается несколько интересных событий из его личной жизни. Так, известно, что он был дважды женат.
  • Во времена жизни первопечатника фамилий не было, поэтому Федоров - это, вероятнее всего, сокращенное отчество «Федорович». Так, в «Острожской Библии» указано, что напечатана она Иоанном, Федоровым сыном.

Краткая биография первого первопечатника Ивана Федорова занимательна и поучительна. Этот человек, несмотря на яростное сопротивление духовенства, сумел наладить издание книг, вкладывая в это дело всю душу.

Иван Федоров (между 1510 и 1530 – 1583), урожденный Иван Федорович Московитин, является одним из первых распространителей книгопечатания в России и Украине. Издал первую в Русском царстве датированную печатную книгу под названием «Апостол», основал типографию в Русском воеводстве Польского королевства.

Происхождение

Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.

Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.

Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен.
В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.

Устройство Московской типографии

Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.

В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.

Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.

Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.

Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.

Литва

Прибыв в Литовское княжество, Иван Федоров разместился в имении гетмана Ходкевича, который на тот момент уже создал типографию и нуждался в специалистах для налаживания ее работы. Несколько лет все продолжалось удачно, но вскоре гетман вдруг решил, что новое предприятие ему больше не нужно, и закрыл его.

Федоров стремился и дальше заниматься любимым делом. Однако для этого ему были необходимы существенные средства. Перебравшись во Львов, при добровольной помощи горожан он сумел основать новую типографию. Несмотря на то, что было издано много новых книг, дела шли не очень хорошо, снова свою отрицательную роль сыграло сопротивление заинтересованных лиц. В результате Федорову пришлось продать свое предприятие.

Следующим местом жительства первопечатника стал город Острог, куда его пригласил Константин Острожский. Здесь им была выпущена «Острожская Библия» ─ великолепное издание на церковнославянском языке.

Конец жизни

Иван Федоров славился не только своим отношением к распространению печатного дела. Также он занимался отливом пушек и даже изобрел многоствольную мортиру, у которой были взаимозаменяемые части. Именно с этим открытием он отправился в Европу, где объездил много городов, демонстрируя его заинтересованным людям.

Поездка оказалась долгой и сложной, а самому Федорову к тому времени уже было немало лет. Считается, что именно перенесенные трудности подкосили здоровье изобретателя. В результате 5 декабря 1583 года недалеко от Львова он умер и был похоронен на кладбище местного Святоонуфриевского монастыря.



Просмотров