Найк Борзов в интервью: «Найдем время, чтобы и помедитировать, и поплясать, и улететь. Найк борзов презентовал свой новый альбом на сцене главклуба Борзов интервью

9 октября гостем утреннего шоу «Подъёмники» стал Найк Борзов. Если лень читать — ниже можно послушать аудиоверсию интервью.

14 октября альбому «Головоломка» исполняется 20 лет и по этому случаю будет концерт. Найк, расскажи, что там будет?

Там будет концерт. Я буду играть – а вы будете слушать. Я сыграю альбом «Головоломка» полностью. Ну, и добавится несколько треков с других моих альбомов. Включая пару треков, которые я никогда не играл на концертах. Например, из альбома «Закрыто» 1994 года будет сыграна песня, которая ни разу не исполнялась в связи с тем, что в оригинале она длится 11-12 минут и в принципе, не каждый это может выдержать. Но в этот раз я решил, что неважно – пусть будет.

Скажи Найк к слову о хронометраже. А у тебя есть какой-то стандарт? Ты вот когда записываешь песню – ты пытаешься уместиться в какой-то хронометраж или для тебя это неважно?

Сейчас человечество пришло к 30 секундам. Буквально недавно, лет 10 назад – это еще было 2 минуты с копейками внимания и восприятия чего-то нового у человека. А сейчас это 30 секунд. Поэтому мы живем в такое время превью, то есть в первые 30 секунд нужно засунуть что-то такое, что зацепит человека, и он будет продолжать смотреть видео, либо слушать музыку. А я, честно говоря, очень люблю длинные пространственные вещи. Желательно с каким-нибудь вступлением, с драматургией, со всеми пирогами. Ну, и как сказать – не то чтобы я не заморачиваюсь. Конечно, специально я не делаю, чтобы песню растянуть или сделать ее длинней, либо наоборот выкинуть какие-то куплеты. Но со многими вещами, уже после записи – я могу поступить очень жестоко. Их полностью порезать и сократить.

Соцсети у меня есть – на своих личных я пишу сам, а на официальных пишет пресс-атташе. А что касается критики в соцсетях – я понимаю людей. Людям нечего делать и, собственно говоря, самоутверждение, еще какие-то комплексы – я отношусь совершенно спокойно. Если это конструктивно, действительно человек объясняет свою точку зрения, как-то мотивирует – то это нормально. Даже интересно почитать. А когда это «пошел ты туда-то» или «идиот», то это, как говорится – «кто обзывается, тот сам так и называется».

На НАШ мобильный портал пришло много вопросов – например: «Найк, если бы вы были дверью, то куда бы вы вели?».

В светлое будущее!

А как ты вообще относишься к таким вопросам? Они для тебя из области философии или человек просто умничает? Хотел бы ты избегать таких вопросов?

По-разному бывает. Не часто, но бывает, когда я собираю в своих соцсетях вопросы от людей, которые они хотели бы мне задать. Отвечаю на них и делаю такие передачки условно. В видео формате. И бывают очень интересные. Один вопрос мне даже помог дописать новую песню. То есть был задан вопрос, и вытекающий ответ меня натолкнул на две фразы, которые я использовал в песне, которых мне очень долгое время не хватало. То есть у меня была написана песня, и вот было два пустых пробела. Вот этих фраз не хватало.

Была очень похожая история в одной из серий «Доктора Хауса». Ты, кстати, сериалы смотришь или считаешь это пустой тратой времени?

Да нет, почему? Бывает! Сериалы даже удобней – потому что бывает, когда ты приезжаешь домой или в гостиницу с концерта – и у тебя минут 15 прежде чем тебя вырубает. И вот эти маленькие серии, ты не зависаешь на 2,5 часа, как фильм какой-нибудь. И тебя это не увлекает особо сильно и ты можешь уснуть через 20-25 минут. Мне это нравится.

А что из последнего смотрел?

Мне очень понравился сериал «Американские боги». Забавный. И он прям по книге сделан. Вот вышел новый Star Trek: Discovery. Там пара серий – очень неплохо. Начало войны с клингонами. У нас с дочерью, ну не то чтобы конфликт, но она за «Звездные войны», а я за Star Trek.

А сколько вашей дочери лет? Вы понимаете друг друга?

Нет-нет. Мы совершенно на одной волне. Никаких напрягов (тьфу-тьфу-тьфу) с переходным возрастом нет, хотя он присутствует.

А какую музыку она слушает?

Она увлечена именно музыкой. Поэтому такой дури чем бы заняться и прочее у нее нет. Она очень любит петь и поет круто. Она случает в основном девочек – Уитни Хьюстон, Ариана Гранде. Таких, у которых очень широкий диапазон и у которых много мелизматики, скажем так. Ей нравится петь именно такие песни. И вот недавно запала даже на парочку моих вещей. Все время ходит, поет. И я даже хочу сделать более современные аранжировки, чтобы она спела. Ей на день рождения, которое было 27 сентября, я подарил микрофон крутой. Теперь она как настоящий профессиональный вокалист со своим микрофоном.

Мы сегодня говорили о прошедших выходных – была хорошая погода, за окном настоящая осень. Скажи, а вот как на тебя влияет это время года?

Чудесно! Я сейчас сижу в студии – пишут новый альбом. Много песен пишу. Я даже в свитере сегодня фанатском пришел. У меня тут все осенние цвета практически. Мне очень нравится это время года. Ну, это как тоталитаризм, грубо говоря, появляется очень мощное андеграундное искусство, развивается где-то в подполье. И так же и осень – внутри человека провоцирует какой-то подъём даже. Потому что мы еще живы и так далее. Есть что-то в этом прекрасное, и я очень люблю осень.

А любите ли вы книги и что последнее читали?

Да, вот книги я люблю читать больше, чем смотреть сериалы. Сейчас я читаю трехтомник – автора зовут Николай Губенков. В принципе он совершенно неизвестный автор. Сам автор мне эти книги свои подарил. Так-то он каскадер. Жанр книги – это соединение реальности и вымысла. Какой-то такой сюрреализм и психоделия. Плюс еще замесы на всяких мифических и мистических заморочках. Забавный замес, мне очень понравилось, и я сейчас взахлеб читаю. У меня тут было время, когда нечего было делать. Я поехал отдыхать, и у меня прям опять появилась любовь к чтению. Не то, что появилось время, обычно ты садишься в самолет, успеваешь прочитать три-четыре страницы и самолет уже сел, либо вырубило тебя. А здесь прям с удовольствием и хорошая книга. Она называется «Аннунак».

А где ты отдыхал?

Я отдыхал на Черноморском побережье, скажем так. Я особо не купаюсь. Почему-то в последнее время мне не очень нравится в море купаться. Вот в океане мне нравится, а в море даже входить не хочется. Плюс еще много слухов о том, что все очень плохо с людьми после купания. И я как-то так решил, что я лучше книжечку почитаю, чем буду придаваться вот этому всеобщему курортному угару.

Найк, а как вы относитесь к брендам? Телефоны, одежда и прочее?

В принципе, ровно. Мне нравится, конечно, iPhone в отличие от Android тем, что в него вирусы не попадают, он простой и удобный. Не надо заморачиваться с этим программным обеспечением. То есть это с чистой точки зрения удобства. Поэтому я покупаю себе такой телефон. Но сейчас я вообще нахожусь в оригинале – я сейчас хожу со старой кнопочной Nokia. Я когда путешествую по миру – там постоянно нужно покупать местные телефоны с местными сим-картами. У меня вот дома просто коробка с этими телефонами, и я просто беру себе телефон по цвету. Исходя из обуви или пальто, и вот под цвет одежды подбираю себе телефон и вставляю в него симку.

В твоем репертуаре есть песни, благодаря которым ты стал массово популярен – я сейчас про «Три слова» и «Лошадку». Ты не устал их исполнять?

У меня в принципе немало известных и популярных песен – поэтому я иногда что-то убираю, что-то вставляю. Иногда забываю что-то вставить, и мне напоминают. «Лошадка» и «Три слова» присутствуют практически во всех концертах. Где-то даже не исполняю «Три слова» и никто на это не обращает внимания.
Было ли такое, что тебя приглашают на «заказник» и просят спеть ту же «Лошадку» три раза подряд и все?
У меня такого не было. Но, наверное, это часто бывает у других исполнителей. Я даже видел, это было начало или середина нулевых, и я не помню, как называется группа – песня про батарейку. Был концерт – сборная солянка и весь зал скандировал: «Батарейка! Батарейка!». И они решили, что будут весь свой сет петь эту песню, и они исполнили ее раз семь или восемь. Даже я запомнил ее.

А как ты относишься к кавер-группам?

Найк, вы сыграли Курта Кобейна в спектакле. Хотели бы Вы повторить этот опыт и кого бы вы сыграли сейчас?

Да, было дело, играл в спектакле. В принципе, опыт понравился, но продолжать эту историю, сейчас по крайней мере – я не планирую. Сейчас мне нравится писать музыку, записывать ее, играть концерты. Но действительно – игра в театре мне понравилась больше, чем сниматься в кино. Потому что это все происходит здесь и сейчас, у тебя нет возможности переснять десять раз свою эмоцию. Ты вот как выходишь на сцену … Это похоже на концерт – ты выходишь и обо всем забываешь. Погружаешься в это состояние, в эту роль или еще что-то. И выныриваешь только в конце – по прошествии полутора-двух часов. И это здорово! И вот эти вот поклоны, когда ты ходишь от края сцены к началу. Да и сам спектакль был интересный. Юра (прим. редакции: Юрий Грымов) его так построил. Так интересно, конструктивно, авангардно. То есть весь второй акт, мы играли вообще в пене, которая заполняла всю сцену и с этой пеной взаимодействовали. У нас даже пена исполняла роли ребенка. Там было непонятно где все происходит – то есть из одного состояние в другое, из другого в третье. Сам спектакль мне очень понравился – я его смотрел. Он есть снятый на видео и как-то был момент, что-то мы там монтировали. В 2010 году у меня вышел вместе с альбомом «Изнутри» маленький автофильм, который называется «Наблюдатель» и вот в него я вставил небольшой кусок из этой «Нирваны» и просмотрел весь спектакль. И реально вставил очень круто и интересно.

А ты как-то готовился к роли?

Ну, конечно. Меня снабдили литературой и дали кучу дисков и кассет с его документалистикой. Я ознакомился, конечно, но и до этого я знал, что- то о самой группе, вернее о музыке этой группы. Мне очень нравился альбом In Utero. По-моему 1993 год и по-моему последний из альбом.

Спасибо большое, что пришел, Найк. И до встречи на концерте в «тоннах».

16 Марта в Школе радио, диджеинга и звукозаписи Umaker прошел открытый паблик-ток с известным музыкантом Найком Борзовым. Уже за полчаса до начала мероприятия было трудно отыскать свободное место. Желающих воочию пообщаться с Найком оказалось довольно много. Главное темой паблик-тока стала, конечно же, грядущая презентация этно-техно альбома “Молекула”. Каждый из присутствующих мог задать музыканту абсолютно любой вопрос. В конце беседы Найк сам выбрал несколько участников с наиболее интересными вопросами и вручил им по диску с автографом. Час пролетел незаметно, и многие еще долго не отпускали музыканта, продолжая спрашивать о чем-то, фотографироваться и благодарить за чудесный атмосферный вечер!

После окончания паблик-тока отзывчивый Найк любезно согласился побеседовать с журналом Eatmusic.

ЕМ: Найк, в декабре 2015 года успешно прошла презентация первой части твоего этно-техно альбома “Молекула”. Уже совсем скоро, 22 апреля, состоится релиз его второй части. Почему решил выпустить их по-отдельности?

Найк Борзов: Привет, Eatmusic! Сейчас выходит весь альбом полностью. А первую часть я воспринимаю так: в момент работы еще не готовую до конца версию альбома кто-то взял и украл из студии, а затем выложил в сеть. Ну, понятное дело, что этот кто-то – я (смеется). Это был такой подарок всем на Новый Год. А теперь эти девять песен я полностью пересвёл, и они будут звучать чуть-чуть иначе, будут отличаться от тех версий, которые уже доступны в сети. Поэтому Вас ждет уже совершенно новый альбом, и он двойной, тут нет частей. Тут есть просто сторона А и сторона В.

ЕМ: Презентация альбома будет проходить в Центральном Доме Художника (концертный зал). Почему ты выбрал столь необычное место?

Найк Борзов: Во-первых, ЦДХ находится не так далеко от Красной площади, так что, сразу после демонстрации в честь Дня Рождения Ленина (22 апреля родился вождь пролетариата) можно отправиться ко мне на концерт (смеется). А вообще, будет совершенно атмосферная обстановка. Найдем время, чтобы и помедитировать, и поплясать, и улететь в неизведанное, не вставая с кресла.

ЕМ: Наверное, и наряды гостей тоже должны быть ососбенными? Для девушек платья в пол, горжетки, бокал шампанского в руке?

Найк Борзов: И в паре с каким-нибудь сказочным карликом обязательно (смеется).

ЕМ: Недавно прошли съемки твоего нового клипа на песню “Ева”. Не секрет, что иногда ты сам выступаешь в роли режиссера и придумываешь сценарии. Что тебя вдохновляет?

Найк Борзов: Честно говоря, я не особо люблю сниматься в клипах. Но если я придумываю идею сам и мне интересно, что из этого получится, тогда я готов даже терпеть все эти бесконечные дубли и моменты ожидания. Для меня в съемках самое сложное – это сидеть и ждать. Это больше всего напрягает, ведь все это время ты просто ничего не делаешь и занимаешься какой-нибудь фигней. Поэтому я и начал сам писать сценарии и снимать. Когда снимаешь по своей идее, тебе всегда нравится в этом участвовать, а когда снимаешься в какой-то ерунде…хотя, у меня таких клипов нет! Это просто было бы мне не интересно.

ЕМ: Если бы ты не стал музыкантом, не вступил на творческий путь, то какой бы могла быть твоя альтернативная жизнь?

Найк Борзов: Я пытался сам свернуть от этого, уйти в какие-то серьезные занятия, например, в профессиональный спорт. Но творчество меня обратно всасывало и не отпускало. И в какой-то момент я просто понял, что это мое, расслабился и перестал сопротивляться.

ЕМ: Кстати, о спорте. Сейчас в тренде вести здоровый образ жизни, все в спортзалах, все качаются. А как ты к этому относишься? Найк и спорт – это две параллели, которым никогда не суждено пересечься? Или, все-таки, есть шанс?

Найк Борзов: Я не занимаюсь спортом. Мне больше близка физкультура, как одна из форм получения удовольствия. Я езжу на велосипеде, поплавать люблю. У меня турник дома висит, подтягиваюсь иногда. Мимо проходил, повисел – сразу отлично себя почувствовал! Еще профессия у меня такая, что приходится часто сидеть, играя на гитаре, или долго стоять, записываясь в студии. Поэтому нужно как-то немного двигаться, позвоночник растягивать. Но я спорт не люблю, потому что это больше из разряда фанатизма, а фанатизм в любом деле – это плохо.

ЕМ: Найк, ты веришь в реинкарнацию?

Найк Борзов: Я надеюсь, что скоро вырвусь уже, наконец, из этого бесконечного круга смертей и перерождений и войду в свою нирвану!

ЕМ: Через пару месяцев у тебя День Рождения (23 мая). Какой бы самый необычный подарок ты хотел получить?

Найк Борзов: Вряд ли мне кто-то такой подарит, поэтому даже озвучивать не буду (улыбается).

ЕМ: Теперь предлагаю тебе поучаствовать в опросе под названием “Если бы я был…”.

…фильмом

Найк Борзов: По эмоциям и по динамике был бы таким, как качели. Только ты привыкаешь к одному состоянию, фигак - резко оно меняется, и ты начинаешь быть совершенно другим, тебя несет совсем в иную сторону. И так бесконечно!

…песней

Найк Борзов: Очень длинной и динамичной. Таким гимном – мантрой, который может играть весь день.

…женщиной

Найк Борзов: Матерью, женой, сестрой…Но я бы, все равно, стал певицей! Однозначно! Это было бы прикольно

…городом

Найк Борзов: Я бы был таким маленьким городом, который только-только приближается к этому статусу, но очень приятным, по-любому

…музыкальным инструментом

Найк Борзов: Очень простым и при этом очень вставляющим. Я даже не знаю, какой такой инструмент должен быть.

ЕМ: Скажи, пожалуйста, несколько слов для читателей журнала Eatmusic.

Найк Борзов: Приглашаю всех на мой концерт. Будет весело, интересно и круто! Будет много абсолютно разных эмоций, как на качелях. Большой концерт (20 песен), большой состав, все очень классные, красивые и добрые, а музыка – светлая. А главное напоминание о моем концерте – День Рождения Ленина. Как только поймете, что этот день настал, значит вечером надо идти на концерт Найка Борзова!

ЕМ: Спасибо за интервью!

Найк Борзов - достояние российской рок-сцены. Философ, экспериментатор и любящий отец, заряженный удивительной энергией и наполненный тонкой любовью к жизни. Музыкант, чье творчество существует вне времени, но при этом опережает его.

Накануне акустического концерта Roof Music Fest он поделился с нами своим видением жизни, иногда нестандартным и парадоксальным, но всегда честным и самостоятельным, а потому – бесконечно подкупающим.

Совсем скоро выходит Ваша первая концертная пластинка и первый за 15 лет концертный DVD. Что еще интересного и важного произошло с Вами за последнее время?

Да, много чего важного и интересного произошло. Помимо хорошего, еще много и плохого. И все это меня настраивает, скажем так, на романтичный лад и написание новых песен. Вот сейчас в Питере нахожусь и записываю свои новые песни.

Последние два уикенда вы провели в Москве и в Петербурге, где выступали на фестивале Geek Picnic с лекцией о музыке будущего. Расскажите, какая она, на Ваш взгляд, музыка будущего?

Я, конечно, никому ничего не навязываю, это только мое восприятие реальности и исходящее из нее видение будущего. Мне кажется, мы видим два вектора, два направления: это - музыка без содержания, которая направлена на удовлетворение низких потребностей, на развлечение. В творческом и содержательном смысле оно будет совершенно деградировать. Появятся в какой-то момент, грубо говоря, «уродцы» на сцене - человек с пятью головами или, наоборот, отрезанной половиной тела и замененной на тело осьминога или на тело робота. То есть, артисты будут менять себя для того, чтобы удивлять людей, чтобы больше людей платило больше денег посмотреть на этого «уродца». Мы видим такой безумный, красивый, фрикоделический ад.

А каким будет второе направление?
Если мы имеем тенденцию первого направления - развитие интеллектуально-искуственного, так сказать, поноса…(смеется), то другое направление будет андеграунд: люди, которые откажутся от вставления чипов в мозг либо чипов идентификационных в руку. Они будут слушать виниловые пластинки до конца своих дней, покупать альбомы, все время ходить на выставки, читать книги, а не журналы или «мудрости Контакта», будут любить гулять на природе, а не в ночных клубах, будут влюбляться, а не е***ся друг с другом, которые будут ходить на концерты живых исполнителей-индивидуалистов.

А есть будущее у музыкальной России?

Да, конечно, оно возможно. Гармоничное и правильное. Имеется в виду такое будущее, чтобы все были удовлетворены. Нужно будет всем направлениям, стилям, видам искусства дать собственную площадку для рекламы того, что они делают. Когда все направления: и рок и психоделическая музыка, и хипстеры те же, и исполнители, поющие и на английском, и на русском, и на всяких других языках, будут доступны повсеместно или будет пара соответствующих каналов, этого уже будет достаточно. Люди тогда смогут выбирать, появится альтернатива. Когда тебе рекламируют и навязывают что-то одно, ты начинаешь это покупать, не задумываясь, зачем даже ты это покупаешь. Те же реклама и телевидение - это сродни тому, что придумал Йозеф Геббельс и министерство пропаганды Третьего Рейха. Телевизор и телевидение придуманы для того, чтобы прочищать людям мозги и закладывать туда то, что нужно правителю, который в данный момент средствами массовой информации руководит.

Вы поэтому не смотрите телевизор?

Я его вообще не воспринимаю в принципе. Это предмет, на который я могу сесть или что-то поставить, другой ассоциации у меня не возникало. Либо это табурет, либо столик - не более того. Вынув лампу изнутри, можно очень красиво его оформить. Мы делали там такой алтарик со всякими фигурками смешными. У меня на Новый Год телевизор был внутри весь заложен ватой: батя с мамой делали там всякий дождик, Дед Мороз там сидел и Снегурочка.

В недавнем интервью детской библиотеке Вы озвучили топ-лист от Найка Борзова, в который вошли киги «Властелин колец», «Три товарища», «Путешествие Барона Мюнхаузена» и рассказы Лавкрафта - книги, так сказать, для всех поколений. А что из современной российской прозы Вы могли бы порекомендовать?

Первые романы Пелевина были неплохие: «Generation P»,например, и далее. В каждом у него есть какие-то фишки. Но это больше фишки, понимаете? И все какое-то повторяющееся, просто разными словами рассказанное. У Сорокина есть «Опричники» и «Голубое сало». Но это больше для взрослых литература, не для детей. Набоков забавный, но не «Лолита», а «Приглашение на казнь», например. Он же сумасшедший был, поэтому у него очень интересное мышление. Оно одновременно сбивает с толку и завораживает. Я как раз читаю это его произведение и пока не могу сказать, понравилось оно или нет, но читать интересно.

На этой неделе Вы снова порадуете Санкт-Петербург своим выступлением, подарив его жителям акустический концерт в рамках фестиваля на крышах Roof Music Fest. Как родилась идея уйти в живое звучание? В чем особенность акустического концерта и подготовки к нему?

Как-то так случайно получилось, чуть больше года назад. По-моему это началось с какой-то радиостанции. До этого я познакомился с перкуссионным инструментом, который недавно появился в мире, называется «кахон» - такая небольшая коробка прямоугольная, сантиметров 40. Мы с моим звукорежиссером потратили некоторое время, чтобы понять, как это подзвучивать, и нашли некую схему, когда это стало звучать очень близко по характеру к драм-машинкам. Я пригласил перкуссионистку-барабанщицу Аню Шленскую, которая играет у меня на акустиках на этом кахоне, плюс у нее еще всякие бонги и прочие дела. Два моих гитариста Корней и Илья по краям. Ну, и я там тоже на барабанах небольших, перкуссии, тамбурине, всяких шейкерах - мы таким составом отрепетировали несколько песен. Я сразу начал менять аранжировки, и настолько это стало завораживать всех, что я, спустя где-то полгода, решил все это записать - в итоге получилось 22 композиции, собранные из моих пластинок, плюс парочку новых - это песни «Молекула» и «Ева».

Как реагируют зрители?

Мы недавно выступали на мероприятиях, где было 15-20 тысяч зрителей, и реакция была такая, что у меня аж слезы текли! Народ скакал, прыгал. Причем этот рейв делался на обычных акустических инструментах, на которых люди играют уже тысячу лет. Миновав всю эту электронику, миновав весь этот технический прогресс. Мы просто миновали электронику, подвинули всю эту техническую фигню, и она стоит в сторонке и нервно курит. И вот, в Питере будет представлена как раз эта программа с этими инструментами.
У меня даже родилось название этому направлению - «этно-техно». То есть, - и «этно» и «техно». Мы соединили современное и прошлое.

Новое направление в музыке изобрели?

В общем, да.

А как Вы думаете, в настоящее время музыкант высокого уровня непременно должен быть автором свои песен? Прошли ли те времена, когда считалось нормой исполнять песни других авторов?

Есть исполнители, которые чувствуют музыку так, что мало не покажется, которые исполняют чужие песни, что не докопаешься. Как, например, Дэйв Гаан из Depeche Mode. То есть, он ни одной песни в Depeche Mode не написал, все песни сочинил Мартин Гор, и никто не скажет, что не вокалист песню написал, настолько он ее проживает и чувствует. Смотря, какая задача. Если человек хочет заработать денег, то можно и купить песню, ничего страшного. А, если задача менять себя и менять этот мир, хотя бы понемножку, то нужно, как минимум, выбирать, с каким автором работать.

Для вас музыка - это явно не возможность заработать деньги.

Да, потому что не я музыкой занимаюсь, а она мной. Я просто проводник. Я просто чувствую себя участником очень серьезного и глобального процесса. А это очень важно для человека - чувствовать свою сопричастность к чему-то великому и прекрасному.

Существует ли в мире причина, которая может заставить Вас отказаться от занятий музыкой?

Ну.. смерть.

А Ваш многолетний опыт не провоцирует ли вас на занятие бизнесом?

Мне предлагают заняться чем-то подобным. Я в общем-то генерирую разного рода идеи, но, как правило, они в большинстве своем непонятны обывателю и бизнесмену. Последние, собственно, на этих обывателей и настроены, настраивают свой бизнес так, чтобы заработать больше. Сейчас ситуация меняется и многие мои проекты, которые я придумал 10-15 лет назад, начинают выползать в мейнстрим и набирают трендовость. В будущем они будут дико модными.

Получается, ваши идеи опережают время?

В этом вопросе - да. Потому что, когда я предлагаю какие-то идеи, они кажутся многим радикальными. Не то чтобы оскорбительными, но задевающими какие-то не самые приятные струнки, но тем не менее, это работает. И через 10-15 лет люди говорят: «чувак, как жаль, что мы тогда не воспользовались твоей идеей (смеется) . Сейчас мы были бы первыми в этом бизнесе, ведь он набирает обороты и не только здесь, но и во всем мире».

Судя по Вашим песням и интервью, многие ответы для себя Вы находите в Космосе. Это единственная религия для Вас?

Мы вообще и есть Космос. Часть космоса. Все, что мы видим, - это и есть космический материал. Поэтому наш внутренний космос такой же огромный, как и космос вокруг нашей планеты, за пределами нашей Галактики. Собственно говоря, Космос - он не только в том, чтобы соединиться с ним внешне. Он, прежде всего, в том, чтобы найти его внутри себя, эту божественную искру. Наверное, для меня это всегда было единым и неразделимым. Я в общем-то всегда это ощущал, но осознал со временем, с возрастом это пришло как ответ на все вопросы.

А какого будущего Вы хотели бы для своей дочери? Желаете ей судьбу публичного, известного человека?

Публичного, знаменитого? Не желаю ничего такого. Она сама это видит и то, как я на это реагирую. Но всегда, когда у нее были какие-то творческие потоки, она находила в себе эти потенциалы, я ей объяснял, что это главное, а не то, что вокруг. С другой стороны всячески пропагандирую образование, чтобы она разнообразно развивалась, много читала, меньше смотрела телевизор, много гуляла, получала новые ощущения, впечатления, видела разные интересные вещи, которые бы ее увлекали. Соответственно, даем ей выбор, чтобы она самостоятельно определилась.

Александра Боровая

25 июля Найк Борзов поднимется на главную сцену «Пикника «Афиши»», чтобы сыграть от начала до конца альбом «Заноза», выпущенный в 2002 году и названный журналом «Афиша» культовым. В преддверии фестиваля артист ответил на вопросы корреспондента «Газеты.Ru».

— Легко ли вы согласились на предложение сыграть альбом «Заноза» целиком после стольких лет?

— Да, легко, мне эта идея показалась очень интересной. Года три назад у меня уже был подобный опыт: я давал серию концертов, приуроченных к 20-летию альбома «Погружение» и 10-летию «Занозы». Играл три отделения: первое — «Погружение», второе — «Заноза», а третье — хиты с разных альбомов. Это было здорово, людям нравилось. Я подумал, что будет классно на оупен-эйре сыграть такой атмосферный альбом.

— Каково сейчас возвращаться к этим песням? Не хочется что-то в них изменить?

— Ну это часть меня, и я остался, в общем, таким же, каким был в то время, хотя все меняется, все проходит… Как поется в песне, которую я сейчас записываю. (Смеется. ) По моим пластинкам можно пронаблюдать, как меняюсь я и мои интересы. «Заноза» — это был, конечно, другой этап, чем тот, что я переживаю сейчас. Но, переслушивая недавно по случаю эту пластинку, я понял, что изменить мне там хочется всего процентов десять. Это очень хороший показатель: обычно мне уже через неделю после завершения альбома хочется все переписать. С другой стороны, с годами я понял, что возвращаться и переделывать сделанное сродни творческой смерти.

Возможно, это несвязанные вещи, но Егор Летов умер через полгода после того, как сказал, что хочет перезаписать свои альбомы 1980-х.

Нужно делать то, что соответствует тебе сегодняшнему, в этом смысл творческого пути, как мне кажется.

— На «Пикнике» песни с альбома будут звучать так, как они записаны? Или что-то поменяете?

— Расскажите, каким вы были тогда, когда записывали «Занозу»?

— Какой я был тогда… У меня были черные крашеные волосы, я носил драные штаны… Хотя в принципе я их и сейчас ношу. (Смеется. ) В общем, каким был, таким и остался, хотя до фига всего поменялось. Ощущение моей жизни как какого-то собственного потока было всегда, я никогда ему не сопротивлялся.

— В ваших интервью я читал жесткие высказывания в адрес хипстеров. Теперь вы выступаете на главном хипстерском фестивале, как так вышло?

— Ну вообще я был хипстером еще до того, как появились хипстеры. Да и эмо я был до того, как в России возникли эмо. Так что все нормально, логично. Тем более что хипстеры теперь считают мою музыку культовой, почему бы мне для них не сыграть?

— Как вы думаете, почему «Заноза» считается культовой?

— Наверное, в то время не было вокруг ничего настолько самобытного. Закончились условные 1990-е, и все кинулись зарабатывать деньги. Появилась куча радиостанций, на которых программные директора стали выдумывать какие-то форматы. Каждый из них считал своим долгом указать, что в твоей песне не так, например что барабаны глухо звучат.

Меня это не касалось: если бы мне сказали, что у меня барабаны не так звучат, то человек сразу получил бы в тыкву с ноги.

Но я знаю молодые группы того времени, которые годами перезаписывали песни, чтобы попасть в ротацию радиостанций. В итоге сейчас мы получили вот это беззубое рок-пространство. Я не имею в виду, разумеется, политически беззубое — политикой у нас, наоборот, все занимаются. Орать на баррикадах не песни писать. Это как штаны снять в прямом эфире, [член] показать — сразу прославишься. Куда сложнее написать песню красивую, чтобы человеку хорошо стало, чтобы он двинулся утром в нужном направлении, а не пошел опять убивать и есть животных. После радио началась «Фабрика звезд», которая убила вообще всю творческую энергию… И вот только сейчас мы начали просыпаться — спасибо за это хипстерам. Они замороченные на любимой музыке, и им наплевать на общественное мнение. Возможно, сейчас они пишут дурацкие песни, но со временем они станут крутыми, я в этом абсолютно уверен.

— Вы говорите про то, как формат убивал музыку, но при этом вы с альбомом «Супермен» как раз были звездой «Нашего радио».

— Просто я записал пластинку, которая оторвала всем голову, никто тогда здесь таких песен не сочинял. При этом я никогда не ходил и не предлагал свою музыку, этим занимались Олег Нестеров и лейбл «Снегири». Все, кстати, было не так гладко, как кажется сегодня. Помню, был какой-то программный директор на «Русском радио», кажется, который заявил, что песня «Три слова» попадет в ротацию только через его труп. Через три месяца его уволили, а моя песня стала на станции одним из главных хитов.

— А ваши соседи по эфирам, вместе с которыми вы возглавили волну русского поп-рока, вроде «Мумий Тролля» и Земфиры вам нравились?

— Честно? Мне [все равно], в каком ряду я оказывался. Я знаю себе цену и знаю, что я делаю. То, что делают другие, у меня иногда вызывает радость, но чаще грусть. (Смеется. ) Были тогда и ребята талантливые, а где они сейчас, я не знаю, за отечественным музпромом не слежу.

— Давайте теперь вернемся к «Занозе». Ваш звездный период, начатый «Суперменом», на следующем альбоме закончился. Это был осознанный шаг?

— Да нет, не сказал бы, что я хотел что-то заканчивать. Просто мне неинтересно делать то, что я уже делал. Альбом «Заноза» был придуман уже таким, каким он вышел, еще когда мы заканчивали «Супермена», который мне, кстати, по многим показателям не нравится. Я бы немного по-другому все свел, не стал бы приглашать нескольких музыкантов, которых пригласил продюсировавший запись Олег Нестеров. А «Заноза» меня устраивает.

— Тем не менее после «Занозы» вы перестали быть звездой первого ряда. Не скучаете по большим залам?

— Нет. И потом у меня есть большие площадки: на оупен-эйрах люди от моей акустики колбасятся, как на рейве. А что касается сольных концертов, то... Это как секс. Мне, в общем, достаточно одного человека, но пусть их будет двадцать, тридцать или две-три тысячи, как сейчас случается. Я могу этим заниматься и со стадионом, но у меня достаточно интимная музыка, так что хочется и более интимной обстановки.

— То есть стадионных амбиций у вас нет?

— Если бы я с рождения пел и разговаривал на английском языке, то у меня бы сейчас The Rolling Stones на разогреве выступали! Ну может быть, не The Rolling Stones, но Arcade Fire или эти, как их, Radiohead — точно (Смеется. )

— С прошлым понятно. А что у вас происходит сейчас?

— Много всего! Прямо сейчас я готовлю двойной акустический альбом, который планирую выпустить осенью. Двадцать старых песен и две новые. Одна, «Молекула», написана на берегу Красного моря.

Такой сумрачный шансончик, как я ее характеризую, посвящена пьяной спящей женщине, основана на реальных событиях.

Вторая, «Ева», была написана еще в конце 1980-х, существовала до этого только в черновиках к моему потерянному первому сольному альбому. Мне она всегда казалась простоватой, но сейчас я понял, что в ней присутствует некий сакральный смысл: можно воспринимать ее героиню как первую дамочку на этой планете.

— Нет. Идея этого альбома у меня возникла в прошлом году, когда мне в руки попал инструмент под названием кахон. Я нашел перкуссионистку, и мы стали играть концерты с нашими гитаристами. В итоге возникла мысль записать песни в таком виде. Прошлой зимой я снял в Видном старое ДК 1950-х годов, где я и сам выступал когда-то. Там потрясающее пространство: колонны, лепнина, разрисованные танцующими мужчинами и радостными детьми потолки, сенокосцы, трактористы на стенах. Сейчас я дописываю туда дополнительные инструменты.

Кроме того, сейчас заканчивается монтаж DVD, снятого на презентации альбома «Везде и нигде» в «Главклубе». Также сейчас мы пишем тексты к новому альбому группы Killer Honda (группа, в которой Борзов играет на барабанах. — «Газета.Ru»), музыка к нему уже записана. Ну и наконец, я потихоньку работаю над своим новым сольным альбомом, уже записана большая часть инструментов в крутой питерской андерграундной студии. Там будет такой жирный гаражный звук.

— Музыканты любят жаловаться, что в России тяжело прокормить себя музыкой, вам это по-прежнему удается? Играете корпоративы.

— Да, как-то удается. А корпоративы я люблю, кстати. Когда меня туда зовут, то люди хотят послушать именно мою музыку, мне даже присылают списки песен, которые хотят услышать, и там есть вещи, о которых я уже и сам забыл. Ну и потом мне по-прежнему в кайф играть «Лошадку» или еще какие-то хиты — это очень хорошие песни.

Rock Cult : После записи альбома Заноза ты не выпускал сольных работ 8 лет. Испытывал ли ты новые ощущения при создании альбома Изнутри?

Найк Борзов : Да нет. Но я решил попробовать новую для себя студию, и мне она понравилась. Я записал там три пластинки: Изнутри 2010-го, Везде И Нигде 2014-го и Молекула 2016-го. А перерыв был действительно большим, потому что надо мне было понять, что я хочу дальше делать и как я хочу это делать. Плюс у меня было много других дел: дочка родилась, в театре поиграл, аудиокниги озвучивал.

Одним словом, это был андеграундный период. Я создавал проекты, которые не вписывались в пространство мейнстрима нулевых годов с бесконечными Фабриками Звёзд и прочим трэшем. Но как только я понял, что ничего хорошего не происходит и музыки хорошей никто не делает, решил записать альбом Изнутри , который, по большому счёту, тоже стал культовым.

Rock Cult : Ты был одним из немногих рок-музыкантов России, которых показывали по MTV. Но потом MTV стало узкопрофильным и стало показывать, как ты выразился ранее, трэш, потом оно вовсе перестало быть музыкальным телевидением и стало телеканалом Пятница. Нет ностальгии по былым временам?

Найк : Мы сейчас с тобой на примере канала MTV проследили историю нашей страны: как за эти 16 лет мы пришли к вечной пятнице. Всем плевать на всё, лишь бы только угорать и ни о чём не думать. В нашей стране народ раскачан так, что процентов семьдесят готовы бегом броситься в бой. Ну, после того, как допьют пивасик, конечно же. А ностальгии по MTV нет, однако, чувствуется отсутствие музыкальных каналов, которые бы крутили нормальную музыку. Но я телевизор не смотрю и тогда не смотрел. Помню, однажды в 80-90-х посмотрел зарубежное MTV. Вот там ставили нечто прекрасное. Целую ночь крутили андеграунд – Sonic Youth, My Bloody Valentine, а в следующий раз целый вечер крутили блэк-металл. В эфире находилось место разной музыке. А теперь мы получаем либо силиконовые сиськи, либо приторных мальчиков с какими-то фрикаделическими фенечками. И всё. Включи любой музыкальный канал — там одни п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Может быть дело в том, что сейчас все превратилось в низкопробный поп?

Найк : Ну, я и говорю – п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Некоторые любят вспоминать, что рок — музыка протестная. Как ты считаешь, неужели всем рок-музыкантам на роду написано вести авантюрный образ жизни и пихать в себя что попало — от таблеток до самогона?

Найк : Это условно то же самое, что ребёнок должен раскручивать кармические узлы своих родителей. То есть родители навешивают на своих детей всё то, что они не смогли в своей жизни реализовать, и ребёнок живёт не своей жизнью. Я считаю, что это неправильно. А рок сегодня абсолютно беззубый. Постоянно об этом слушая, мне пришла в голову идея записать альбом социального рока, который я выпустил в этом году с группой Инфекция. Пластинка о том, что происходит сейчас в обществе и к чему мы пришли за счёт своего легкомыслия. Остро, красиво и музыкально — вот, пожалуйста, не беззубый рок.


Rock Cult : Если воспринимать Инфекцию как первую твою группу, судя по сольному творчеству можно сказать, что ты стал намного спокойнее?

Найк : Инфекция — не первая моя группа. Это Википедия отмечает 30 лет моей творческой деятельности. Можете верить ей, мне всё равно. До Инфекции у меня была одна романтическо-некрофилическая история, которая длилась чёрт знает сколько лет. В 84-м году я записал акустический альбом Диалог со стеной . У меня даже записи моих концертов до Инфекции сохранились, но я их пока не выкладывал нигде. Тем не менее записи очень смешные. Возможно, что среди них даже шлягеры есть.

Rock Cult : В какой-то рецензии было также сказано, что та же пресловутая Лошадка была сочинена в формате Инфекции, потом переписана и перезаписана для сольного проекта.

Найк : Я её просто вставил в альбом Инфекции, а до этого она года три лежала в черновиках, и я на неё даже внимания не обращал. Написана эта песня где-то в 1993-м году, первый раз она вышла на юбилейном альбоме в честь 10-летия группы Инфекция. Я его записал один, сам играл на всех инструментах. Альбом называется Возьми Свою Суку На Руки . И когда Лошадку стали крутить в Питере по радио, я понял, что песня крутая. Многие друзья говорили, что надо её в сольник вставить, а я как раз записывал альбом Головоломка и решил сделать более акустическую версию, которая начала крутиться на всех радиостанциях. А в 2000-м я её перезаписал в том виде, в котором её знает страна.

Rock Cult : А чем спровоцировано такое творчество, которое представлено в Инфекции? Это попытка быть похожим на своих отвязных кумиров, или ты хотел что-то сказать?

Найк : Вообще ничего не хотел говорить. Это всегда был прикол. Моя мама очень любит литературу, Пушкин — её любимый поэт. И вся его срамная лирика была мне очень хорошо известна с детства. В моей семье никто не ограничивал себя в подобной лексике, и в один момент мы с друзьями очень увлеклись этой срамной лирикой. Саня Лаэртский со своим Волосатым Стеклом матерился, Летов и Гражданская Оборона тоже. Я подумал, что это прикольно. Так мы на кривых гитарах и писали альбомы Инфекции на магнитофон. Просто так, ни для чего. Записали альбом, послушали его пару раз, дали послушать паре друзей и прямо на эту же катушку записали следующий.

Rock Cult : В последнее время набирает обороты российская андеграундная сцена. Ты себя с ними ассоциируешь?

Найк : Да я себя вообще ни с кем не ассоциирую. Я не люблю субкультуры, и участия в них не принимаю. Но мне нравится за этим наблюдать. Круто, что появляется нео-психоделическая волна, и что эти ребята увлекаются музыкой современных направлений, которая нравится и мне. Там, конечно, пока всё содрано с других артистов и своего ничего нет, но я уверен, что даже из тех групп, которых мы называли хипстерами, появится что-нибудь интересное и самобытное. Например, первый альбом Blur записан в типичном стиле манчестерской волны. Но следующие их работы изменили историю. Альбом 13 я считаю кульминацией творчества Blur, например. На западе это частое явление, а у нас такое – редкость. Но я уверен, что рано или поздно и из нашего андерграунда вырастет нечто самобытное и уникальное, стоящее на собственной планете.



Rock Cult : Философский вопрос: наша солнечная система движется в бесконечной вселенной, а что будет, если на полной скорости она достигнет границы реальности? Солнечная система срикошетит, или будет уничтожена?

Найк : Да при столкновении всему конец придёт, так что об этом бессмысленно думать вообще. Оно, конечно, может отскочить как мячик по каким-нибудь законам физики, но законы физики, которые мы знаем, работают только в пределах нашей планеты. Как только мы вылетаем в атмосферу, сразу же время замедляется. Оно теряет весь смысл и перестаёт быть линейным. Мы воспринимаем лишь крохотную часть реальности, а она более многомерная, чем то, что позволяют нам осознать наши десять процентов мозга.

Rock Cult : Если следовать этой логике, то для познания всей реальности не стоит судить по своим меркам и считать сеья центром вселенной?

Найк : А всех устраивает такая модель поведения.

Rock Cult : Как ты себя чувствуешь в обществе, где такая модель поведения считается нормой и все судят себя по собственному мировоззрению?

Найк : Критические выпады в мою сторону очень забавные. Но последнее время меня ни в чём не обвиняют, потому что я давно всем всё разжевал и в рот положил. Я, можно сказать, пошёл наперекор себе и стал объяснять свои тексты, чем никогда не занимался и не буду заниматься впредь. Объяснять смысл текста песни глупо – всё равно каждый воспринимает его в меру своей испорченности. Каждый воспринимает этот мир таким, каким является сам. Но в принципе и мира-то нет, а есть хаос. И основная задача человека – упорядочить хаос в своей собственной галактике. Если разобраться, то каждый человек является собственной вселенной, богом и дьяволом, и никто ни в чём не виноват. Порядка в хаосе невозможно достигнуть, можно в нём только раствориться. Становясь частью хаоса, ты подчиняешь его себе, и всё. Хотя, это сложно даже осознавать.

Rock Cult : Ты помнишь момент, когда впервые стал сочинять песни?

Найк : Творчеством я занимаюсь с тех пор, когда ещё говорить не умел. Я просто пел, потому что очень люблю музыку, и она была всегда. В детстве я очень любил The Beatles, Jefferson Airplane, Velvet Underground – кстати, одна из моих любимых групп до сих пор. Когда я начал говорить, то выдавал стихами некоторые фразы. А когда научился писать, то начал писать тексты. Так что я не помню, в какой конкретно момент я начал заниматься музыкой. А вот Инфекция — это уже юношеское безумие и максимализм, учитывая, что у нас все песни были про секс, сиськи, насилие, женщин в пьяном виде. Я брал любую фантазию, доводил её до абсурда, и это становилось песней группы Инфекция. Так происходит до сих пор, кстати. В сольном творчестве всё по-другому, там другая концепция, тексты строятся по-другому и по-другому переживаются.



Rock Cult : Инфекция — это не особенно глубоко и духовно осмысленный материал?

Найк : Это как будто я в гости приехал, а там все угарают, и я вписался в коллектив. Но я знаю, что это закончится, я поеду домой, где уже моё сольное творчество. Инфекция – адская вечеринка, где угарают до смерти. Это отдушина такая. Как только материал накапливается, мы записываем альбом. Это может происходить раз в десять лет, а может, и раз в два года.

Rock Cult : Это своего рода психотерапия?

Найк : Есть песни, которые не могут найти отражения в моём сольном творчестве. Но чтобы не убивать их, а давать им жизнь, я делаю разного рода проекты.

Rock Cult : А чем вдохновлено сольное творчество?

Найк : Точно не социумом и не социальными потрясениями. Скорее, это о моих переживаниях и вещах менее реальных, чем то, о чём поёт Инфекция. Не люблю бытописательство.

Rock Cult : Оглядываясь назад, чувствуешь ли ты перемены в себе?

Найк : И да, и нет. В чём-то я остался прежним, и ничего вообще не изменилось, а в чём-то я действительно изменил свои взгляды. Но вдаваться в подробности уже не хочется. Важно сохранить то, что было с тобой с самого начала и не растерять, а преобразовывать накопленный опыт в практические знания для себя современного. Когда ты забываешь свои корни, то ты не имеешь будущего.




Просмотров