Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Расскажите о жизни дворянского недоросля.

Вся жизнь Петруши Гринева до его во­енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу­чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла­ва и получила такое название).

Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба­тюшка нанял француза мосье Бопре — бывшего парикмахера и солдата. Обучив­шись разговорному русскому языку, Боп­ре зажил со своим учеником «душа в ду­шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест­надцати лет стали голуби, чехарда и про­чие домашние развлечения.

Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?

Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же­нился на дочери одного из своих сосе­дей — бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет­руша. Матушка была занята по хозяйст­ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален­дарь.

Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален­дарь в решениях отца?

Дворянские недоросли обычно начина­ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз­вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо­ван их успехами. Это обстоятельство заста­вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан­том!

Объясните, как раскрывает смысл главы по­словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.

Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен­ным законам. И среди них один из глав­ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю­дей лежит служение отчизне.

Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.

Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу­ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра­щать. И это Петруша сделал. «С неспо­койной совестию и с безмолвным раска­янием выехал я из Симбирска».

Комедия Фонвизина «Недоросль» писалась автором в течение нескольких лет. Сначала он читал её своим близким и друзьям, а потом она стала настоящим шедевром литературы. Наверное, комедия Фонвизина «Недоросль» никого из читателей не оставила равнодушным, потому что она несёт в себе глубокий смысл.

Говорящие фамилии героев

Комедия Фонвизина является очень интересной, и в то же время заставляет читателя задуматься над тем, как ведут себя люди и к чему приводят их глупые поступки. Стоит отметить, что фамилии всех героев комедии являются говорящими: Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум и т. д. Простаковы - обычные простаки, которые совсем не блещут умом и не являются образованными людьми. Скотинин - дядя Митрофанушки, который идёт наперекор племяннику и своей сестре ради собственной выгоды. Правдин - борец за справедливость, человек, любящий порядок и правду. Стародум - дядюшка Софии, который всегда слушал мнения всех людей, однако всегда оставался только лишь при своих мыслях и не менял своих решений. Д. И. Фонвизин дал всем героям говорящие фамилии, которые сразу помогают понять и сформировать мнения о той или иной личности в «Недоросле».

Софию хотят выдать замуж

Недоросль - это один из героев. Так называют сына Простаковой - Митрофанушку, который не любил учиться и считал, что ему это не нужно. Матушка недоросля очень хотела женить его на Софье, у которой есть имение, - она узнала об этом из письма, написанного Стародумом своей племяннице. Так как никто из их семьи не умел читать, Правдин озвучил всё, что писал дядюшка. Стародум извещал племянницу о том, что она стала наследницей его имущества, нажитого в Сибири, которое даёт доход 10 000 в год.

Кроме недоросля, жениться на Софии изъявил желание и дядюшка парня - Скотинин. Но стоит отметить, что нравилась ему совсем не София, а её деревеньки.

Встреча Софии с Милоном

Позже через деревню Простаковых шли солдаты, предводителем которых был Милон. Здесь он встретил Правдина, который был его Милон поделился с товарищем, что уже полгода находится в разлуке со своей любимой, потому что она стала сиротой и какие-то родственники увезли её к себе. Неожиданно для себя во время своего рассказа Милон увидел Софию. Влюблённые были очень рады видеть друг друга. София решила рассказать ему о том, что Простакова хочет выдать её замуж за своего непутёвого сынка, после чего Милон стал ревновать. Но, узнав недоросля получше, возлюбленный девушки немного успокоился.

Недоросль - это необразованный и глупый сын Простаковой

Это парень шестнадцати лет. Он - совсем необразованный и глупый мальчишка. Комедия Фонвизина «Недоросль» выражает отношение автора к дворянству. Сын Простаковой не только неграмотный и необразованный, но и очень грубый. Мать нанимала для него учителей, которые так и не смогли научить недоросля хоть чему-нибудь. Он считал, что ему не нужно учиться, грубил своим учителям и неуважительно относился к ним.

Недоросль - это образ грубого, необразованного и глупого ребёнка, какими являлись дети дворян в то время. Этому мальчишке не нужно было абсолютно ничего, он постоянно повторял: «Не хочу учиться, хочу жениться!» Это в очередной раз показывает его отношение к учёбе и к жизни в целом.

«Недоросль» - это комедия, которой Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства в те времена. Парнишка, не желающий учиться, его мать, которая везде искала выгоду для себя. Скотинин, который не испытывал никаких чувств и, так же как и его сестра, хотел иметь только всё самое лучшее, но ничего для этого не делал. Все герои произведения показывают, насколько дворянство было глупым, злым и необразованным. Недоросль - это ребёнок, который воспитан неправильно, и именно это хотел донести Фонвизин до своих читателей.

Стародум.

Стародум - человек просвещённый и передовой.

Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Называя героя Стародумом, Фонвизин тем самым подчеркнул своё предпочтение петровского времени современной ему действительности. Чем же дорог Фонвизину Стародум?

В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах.

Стародум - прежде всего глубокий патриот.

Честная и полезная служба отечеству - для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т. е. ценности), - говорит Стародум, - рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества...без знатных дел знатное состояние ничто» Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина. Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума молодой граф».

В мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому, в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства.

Стародум - представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего - самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.

Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, но роль, которую отвёл ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облечённого полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде Милой а, В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек, похожих на Софью. Но характерными для дворянства в то время, особенно провинциального, были те черты, которые так полно и ярко воплощены в образах Простаковых-Скотининых. От того-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно более совершенными и жизненно убедительными.

Речь положительных героев близка к книжному литературному языку того времени. Фразы построены довольно тяжеловесно, нередко встречаются галлицизмы (т. е. предложения, построенные по синтаксису французского языка): «Я делаю мою должность» (Милон); «Происшествия с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут» (Правдин) и пр.

В речи Стародума проявляется его любовь к афоризмам, т. е. кратким, метким изречениям: «Начинаются чины - перестаёт искренность»; «Невежда без души - зверь»; «Золотой болван - все болван» и пр.

Обновлено: 2011-05-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его во­енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу­чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла­ва и получила такое название). Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба­тюшка нанял француза мосье Бопре - бывшего парикмахера и солдата. Обучив­шись разговорному русскому языку, Боп­ре зажил со своим учеником «душа в ду­шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест­надцати лет стали голуби, чехарда и про­чие домашние развлечения. Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева. Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям? Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же­нился на дочери одного из своих сосе­дей - бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет­руша. Матушка была занята по хозяйст­ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален­дарь. Автор относится к своим героям с чувст­вом глубокой симпатии и отчасти с добро­желательной усмешкой, которая показы­вает, что он заранее видит и прощает их не­избежные и легко объяснимые недостатки. Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален­дарь в решениях отца? Дворянские недоросли обычно начина­ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз­вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо­ван их успехами. Это обстоятельство заста­вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан­том! Объясните, как раскрывает смысл главы по­словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести. Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен­ным законам. И среди них один из глав­ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю­дей лежит служение отчизне. Опишите начало пути молодого офицера к месту службы. Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу­ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра­щать. И это Петруша сделал. «С неспо­койной совестию и с безмолвным раска­янием выехал я из Симбирска».

Главной темой комедии "Недоросль" (1782) является помещичий произвол, а главным параметром оценки героев – их отношение к крепостным крестьянам. Действие происходит в поместье Простаковых, безраздельной хозяйкой которого является госпожа Простакова – в перечне имен автор ее одну именуется "госпожой", уже этим показывая ее характер: она действительно господствует в своем доме, нагло и деспотично, уверенная в своей безнаказанности, убежденная в свое праве распоряжаться крестьянами, как вещами. Уже с самого начала пьесы сразу создается атмосфера дома Простаковых: она постоянно бьет и оскорбляет слуг, таким образом добиваясь повиновения: "С утра до вечера, - жалуется Простакова, - как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь". С языка Простаковой в разговоре со слугами не сходят грубые слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: "По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день". Услышав, что дворовая девка Палашка больна, она возмущается: "Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!

". Простакова относится к слугам как к ничтожествам, но сама ведет себя как ничтожество, как только чувствует опасность: когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за ее отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Понятно, что никакого раскаяния она не ощущает, и, как только опасность миновала, снова становится прежней: "Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям.

Теперь-то я всех переберу поодиночке". "Дворянин, - возмущается она, - когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?" – она говорит об Указе о вольности дворянской, в котором шла речь об освобождении дворян от обязательной службы, понимая его как вольность делать вообще что заблагорассудится.

У Простаковой есть брат, Скотинин, но ясно, таких "Скотининых" еще очень много в России: "Не будь я Тарас Скотинин, - заявляет он, - если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою... а всякий убыток... сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду" – не случайно среди гостей Лариных в "Евгении Онегине" Пушкин выводит "Скотининых чету седую...

с детьми всех возрастов". До Фонвизина слово "недоросль" не имело осудительного значения – так назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет - возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. После комедии Фонвизина оно получило другой смысл. Митрофан – недоросль даже не потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного, не потому, что он неучен – а потому, что он не хочет учиться, потому что он полностью у верен в том, что его слуги сделают для него все, что потребуется, а то, что потребуется добиться самому, он получил либо силой, либо лизоблюдством; он не подозревает о существовании как-либо обязанностей, включая долг перед государством. "Мы видим, - говорит о нем Стародум, - все несчастные следствия дурного воспитания.

Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..". Фонвизин противопоставляет отрицательным героям положительных, соответствующих его модели идеального гражданина: Стародума, Правдина, Милона и Софью.

"Угнетать рабством себе подобных беззаконно", - заявляет Стародум. Тут следует отметить, что речь идет не об отмене крепостного права, а только о предотвращении злоупотребления им. Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает Правдин. Он служит чиновником в наместничестве - учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.

Главной своей задачей не только по должности, но и "из собственного подвига сердца" Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, "имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно". Узнав о жестокостях и бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих действиях Правдин опирается на указ Петра I 1722 г., направленный против помещиков-тиранов. Следует заметить, что в реальности этот закон применялся крайне редко - развязка комедии Фонвизина выглядит как своего рода наставление правительству Екатерины II. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает им положение "недоросля" – после указа о вольности дворян многие из них предпочитали уже на законном положении избегать службы. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.

"Пока Митрофанушка еще в недорослях, - рассуждает она, - пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится". Митрофанушке противопоставляется Милон - образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом "неустрашимость".

О долге, или, как говорили в XVIII в., о "должности", дворян Стародум вспоминает с особой горячностью. "Должность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем... Если б так должность исполняли, как об ней твердят... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить...

Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю".



Просмотров