Специфика художественных средств различных видов искусства. Театр как вид искусства

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается программа элективного курса для обучающихся образовательных организаций 8–9-х классов «Театр, балет, кинематограф. Средства художественной выразительности» . Данный курс можно использовать как в рамках проведения уроков музыки, изобразительного искусства, так и в качестве дополнительного курса. Данное элективное пособие также может быть использовано в 10–11-х классах в рамках гуманитарного профиля.

Программа курса ориентирована на развитие компетенций в области российского культурного наследия, понимание ценностей художественной культуры в сфере таких направлений искусства, как театр, балет и кинематограф. Все перечисленные направления объединены единой темой «Средства художественной выразительности». Именно благодаря средствам художественной выразительности раскрывается образ художественных произведений, им придаётся наглядность, эмоциональность и действенность.

Программа построена по модульному принципу и содержит три модуля: «Театр», «Балет» и «Кинематограф», каждый из которых содержит в себе по 11 тем, и обобщающий урок по окончании курса.

Курс построен таким образом, что учащиеся смогут воспользоваться материалом не только в классе под руководством учителя, но и при проведении самостоятельной работы. Дополнительный материал, представленный в виде ссылок на ресурсы музеев и энциклопедические ресурсы, которыми могут воспользоваться как учитель, так и учащиеся, позволит более углублённо ознакомиться с той или иной интересующей темой. Также в качестве дополнительного материала даны ссылки на юбилейные уроки и видеолекции в рамках проекта «Больше, чем урок».

Курс подразумевает различные формы организации деятельности обучающихся на уроке, это и индивидуальная работа, и фронтальный опрос учителем, и возможность организации групповой деятельности.

При изучении курса учащиеся освоят различные способы поиска, сбора, обработки и анализа информации. Все направления искусства, которым посвящён курс, являются визуальными, именно поэтому курс содержит множество аудио- и видеоматериалов, которые наглядно демонстрируют произведения искусства. В материалах каждого урока содержится большое количество цитат и высказываний.

По окончании курса учащиеся научатся определять основные периоды в развитии театра, балета и кинематографа XX века, смогут понимать роль отечественного наследия и его влияние на мировую культуру, определять и давать самостоятельную оценку выдающимся произведениям отечественной культуры, овладеют исследовательским опытом. Данный курс разовьёт у учащихся понимание важности сохранения и приумножения отечественного наследия, что пробудит у них желание расширить свои знания в данной области.

Выразительные средства театра. Художественные средства театра и создание образа

Цель: Знакомство с выразительными и художественными средствами в театре.

Задачи:

Обучающие:

    Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления детей о выразительных средствах.

    Закреплять знания терминологии театрального искусства.

    Разучить новые упражнения (Артикуляционная сказка, Воздушный шар)

Воспитательные:

    Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;

    Воспитывать интерес к театральному искусству;

    Воспитывать культуру речевого общения;

Развивающие:

    Продолжать развивать внимание, память, фантазию, воображение, мышление, выдержку, коммуникативные качества.

    Развитие эмоционального восприятия и выражения его на сцене.

Ход занятия

Организационный момент:

Педагог: прежде чем начать наше занятие я прошу вас оставить за порогом чувства, которые нам сегодня не потребуются. Я оставляю за этим порогом чувство усталости. (Каждый ребенок, перешагивая порог учебного класса, произносит фразу «Я оставляю за этим порогом чувство….)

Давайте поприветствуем друг друга и гостей нашего занятия теплыми дружескими аплодисментами.

Игра-приветствие «Хоровод настроения»

Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и произносят слова «Я делюсь с тобой своей радостью и теплотой»

Ко мне вернулась ваша теплота, и моё настроение стало еще лучше!

А теперь, давайте сядем.

Объяснение нового материала :

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о многообразии выразительных средств в театре. Какие выразительные средства вы знаете.

(Слово, мимика, пантомимика, костюм, декорации, музыка, шумовое и световое оформление)

Молодцы, много выразительных средств вспомнили.

А теперь ответьте мне на вопрос, зачем нужны выразительные средства в театре для актера? А для зрителя?

(Для актера – чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя - чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства)

Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.

И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.

Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику, но не обычную. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать. Необходимые действия будут изображены на экране. Готовы? Тогда начнем.

Цель: подготовить речевой аппарат учащегося к активному словесному действию.

В одном лесу жил-был маленький пятачок.

А на другом конце леса жил его друг – Винни Пух.

Винни Пух и Пятачок дружили.

Однажды Пятачок решил отправиться в гости к другу. Он вышел из дома, закрыл – открыл дверь.

Пятачок был очень трусливый, поэтому он посмотрел не спрятался ли кто-то в кустах.

А потом он посмотрел на небо, не собирается ли дождь.

Все было в порядке, и Пятачок весело побежал по дорожке.

Возле дорожки рос грибок.

Вдруг из-за кустов вышла большая, пребольшая лошадка.
Пятачок сел на нее и поскакал.

А Винни Пух в это время красил забор.

В это время прискакал Пятачок.

Пока Винни Пух красил, поднялся сильный ветер. Медвежонок ужасно испачкался и стал очень лохматым. Конечно, в таком виде он не мог встречать своего друга.

Поэтому он побежал умываться.

А ещё Винни Пуху нужно было расчесаться.

Когда друзья встретились, то они сначала поболтали.

Потом друзья решили поиграть в шарик.

Наступил вечер. Друзья попрощались. Пятачок сел на лошадку и поскакал домой.

Молодцы.

Разминка театральная”.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вы хотите поиграть? (Да)

Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, иль на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?

(Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д.)

У меня на столе лежат платки. Я предлагаю вам взять платки и при помощи их попробовать изобразить следующих героев:

Старенькую бабушку

Больного с зубной болью

Бабу ягу

(Дети изображают героев)

Молодцы! Справились с заданием.

А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?

(ОТВЕТЫ: Мимика и пантомимика)

Что такое мимика и пантомимика?

(Мимика – это выражение лица. Пантомимика - это телодвижения, без слов)

Выходит девочка и читает стихотворение.

РЕБЕНОК:

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.

Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его мне показать.

Покажите мимикой:

грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг, ужас, съели лимон


А теперь пора пришла,
Общаться жестами, друзья!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.

Иди сюда”, «привет», “пока”, “тихо”, “нельзя”, «ох, устал»,

я думаю”, “нет”, “да”, «сейчас получишь».


Молодцы!

Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.

А при помощи чего мы можем, выразись свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Встреча с писателем», а потом мы его обсудим. (Просмотр видео)

Вы понимаете, о чем будет следующая книга? Почему? А вам понравилась игра актеров в данном сюжете? Какова была их речь?

Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно, выразительно, а порой и эмоционально рассказывать.

Давайте посмотрим, как речь актера передает эмоциональный настрой его героя. Но перед этим подготовим наш голос к работе.

Упражнение на силу голоса «Воздушный шар» ( пока шарик находится в воздухе – дети смеются, когда шарик касается пола – изображают плач. Упражнение проводится 3 раза: шепотом, обычно, громко.)

А теперь перейдем к просмотру и обсуждению отрывков.

1 отрывок из спектакля «Шрек» - встреча осла и Шрека

2 отрывок из спектакля «Шрек» - ссора Фионы и Шрека

3 отрывок из спектакля «Кот наоборот» - мыши и кот (если я не кот, то кто же?)

4 отрывок из спектакля «Кот наоборот» - кот и ворона(Эй, Василий, что грустишь?)

Молодцы! Все старались. Вот как заиграли по-новому ваши герои.

Скажите мне, пожалуйста, а в театре работают только актеры? (нет)

А кто работает в театре?

А зачем так много профессий нужно в театре?

(Без помощи художника, декоратора, костюмера, гримера и многих других профессионалов, работа актера и режиссера была бы менее красочна и выразительна)

Кому-нибудь показалось сложным выражать свои чувства без слов?
Почему?
Или почему нет?
Какие вы знаете способы выразить свои чувства без слов?

Завершение: По окончании этого упражнения очень важно похвалить занимающихся. На вопросы нет правильных или неправильных ответов, как нет и плохих «скульптур». Все они призваны помочь вам сконцентрироваться на выражении своих чувств без слов. Объясните, что следующая серия упражнений призвана помочь им в создании образа: как внутренних аспектов личности персонажа (мысли, переживания, цели, мечты -все те аспекты, которые перечислены во флип-чарте и относятся к внутренней стороне жизни человека), так и их внешних проявлений (физические составляющие).

ТЕМА "СОЗДАНИЕ ОБРАЗА"

Письменное упражнение: «Создание образа» (10 мин.)

Цели: Дать участникам возможность исследовать процесс создания образа персонажа с помощью письменного упражнения.

Выполнение: Скажите участникам, что у них есть 10 минут для того, чтобы с чистого листа
создать персонаж. Необходимо включить все: имя. место рождения, возраст (возраст должен быть близок возрасту занимающихся) и т.д. Важны все факты, образующие предысторию героя.

До того, как начать писать, спросите участников, какая информация, по их мнению, должна быть включена в «предысторию» героя. Напомните о мозговом штурме «Что делает нас теми, кто мы есть».

Обратите внимание на следующие аспекты:
религиозная принадлежность/воспитание/традиции;
состав семьи (родители, бабушки и дедушки, опекуны, братья/сестры);
этническая и культурная принадлежность;
личные/профессиональные цели;
мечты о будущем;
отношения с друзьями, девушками/молодыми людьми;
образование/успеваемость в школе/ планы в отношении образования;
был ли герой когда-либо подвергнут насилию, были ли в его жизни тяжелые эмоциональные переживания;
увлечения, любымое занятие, любимые цвета, любимый фильм, любимая музыка, привычки, интересы.
Дайте команду начать писать. Ребята должны постараться максимально использовать свое воображение и описать как можно больше подробностей за отведенное время.

Завершение: Через 10 минут прекратите писать. Напомните им, что это только начало, верхушка айсберга. Создание образа представляет собой непрерывный процесс. Попросите участников на время отложить свои бумаги, отодвинуть стулья и выйти на середину комнаты.

Основное выразительное средство сценического искусства - действие. Цель действия - изменить, переделать предмет, на который направлено действие. В актерском искусстве очень важны психофизические действия, из которых складывается актерская игра. Действия могут быть внутренними (направлены на себя) и внешними (направлены на партнера или на предмет). Действия на сцене выполняются актерами. Это главный выразитель актерского искусства. Все в театре выражается через него. Он говорит со сцены от лица автора, режиссера, целого коллектива, поэтому важны в его работе основные выразительные средства актерского мастерства: слово, голос, движение, пластика. Слово играет огромную роль в искусстве актера. Слово - главный выразитель мысли. Грамотная выразительная речь способна передать всю сложность духовного облика современного человека. Богатый выразительностью голос может передать разные нюансы. Слово - орудие действия. Выразительность сценического движения также очень важна в работе актера. Мимика, жест. Природа актера - виртуозное владение своим телом. Через позу, жест, движение актер должен уметь выражать внутреннее содержание. Плавность и непрерывность движения создают пластичность. Очень важен психологический жест, который должен быть волевым, активным, четким, масштабным, рельефным. Вспомогательными выразительными средствами являются грим, парик, наклейки, костюм, которые подчеркивают и дополняют по смежности или контрасту образ. К выразительным средствам театра относятся: музыка, свет, грим, мизансцена. Атмосфера, художественное оформление, композиция, ритм и т.д. Воздействие музыки на человека чрезвычайно велико, благодаря ее сценическим свойствам. Она способна отобразить чувства человека, явления внешнего мира, социальные конфликты, героические поступки и т.д. Это сильнейшее выразительное средство театра. Свет также является одним из сильнейших средств выразительности театра. Свет должен взаимодействовать с фактурой одежды сцены, костюмов. Свет способствует созданию сценической атмосферы. Атмосферу образуют актер и предлагаемые обстоятельства, в которых он находится. Главный выразитель атмосферы - актер. Через атмосферу выражается идея спектакля, выражаются ритмы сценической жизни, с ней связаны характеры действующих лиц и их отношения. Миссия атмосферы - спасти душу театра от механизации. Костюм должен подчеркивать образ это решение образа, в котором отображены биография человека, характер, национальность, характерные черты времени. Очень важно, чтобы грим был не просто внешним косметическим средством, а внутренним психологическим содержанием образа. Еще одним очень важным выразительным средством театра является художественное оформление, с помощью которого обдумывается решение занавеса, возможность вращающейся сцены, ее приподнимания, использования люков и т.д. Интерьер должен соответствовать характеру действующих лиц. Художник должен уметь образно раскрыть пьесу. Таким образом, выразительных средств очень много.

контрольная работа

2. Основные средства выразительности театрального искусства:

Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация "представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия". Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре,- живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы декорации:

1) кулисная передвижная,

2) кулисно-арочная подъемная,

3) павильонная,

4) объемная

5) проекционная.

Возникновение, развитие каждой системы декораций и смена ее другой обусловливались конкретными требованиями драматургии, театральной эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники.

Кулисная передвижная декорация. Кулисы - части декорации, располагаемые по бокам сцены через определенные расстояния одна за другой (от портала вглубь сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство. Кулисы были мягкие, навесные или жесткие на рамках; иногда они имели фигурный контур, изображавший архитектурный профиль, очертания ствола дерева, листвы. Смена жестких кулис производилась с помощью специальных кулисных машин - рам на колесах, которые находились (18 и 19 вв.) на каждом плане сцены параллельно рампе. Эти рамы передвигались в специально вырезанных в планшете сцены проходах по рельсам, проложенным по полу первого трюма. В первых дворцовых театрах декорация состояла из задника, кулис и потолочных падуг, которые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев с листвой, части плафонов и т. п. До наших дней сохранились кулисные системы декораций в придворном театре в Дротнингхольме и в театре бывшего подмосковного имения кн. Н.Б. Юсупова в "Архангельском"

Кулисно-арочная подъемная декорация возникла в Италии в 17 в. и получила широкое распространение в общественных театрах с высокими колосниками. Этот вид декорации представляет собой холст, сшитый в виде арки с написанными (по краям и по верху) стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями (с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких кулисных арок, фоном для которых служит писаный задник или горизонт. Разновидность кулисно-арочной декорации - ажурная декорация (писаные "лесные" или "архитектурные" кулисные арки, подклеивающиеся на специальные сетки или апплицирующиеся на тюле). В настоящее время кулисно-арочные декорации применяются главным образом в оперно-балетных постановках.

Павильонная декорация впервые применена в 1794 нем. актером и режиссером Ф.Л. Шредером. Павильонная декорация изображает закрытое помещение и состоит из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок, кафеля. Стенки могут быть "глухими" или иметь пролеты для окон, дверей. Между собой стенки соединяются с помощью закидных веревок - захлесток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок в современном театре - не более 2,2 м (иначе при перевозе декораций стенка не пройдет в дверь товарного вагона). За окнами и дверьми павильонной декорации обычно ставятся заспинники (части подвесной декорации на рамах), на которых изображается соответствующий пейзажный или архитектурный мотив. Павильонная декорация перекрывается потолком, который в большинстве случаев подвешивается к колосникам.

В театре нового времени объемная декорация впервые появилась в спектаклях Мейнингенского театра в 1870. В этом театре наряду с плоскими стенками начали применяться объемные детали: станки прямые и наклонные - пандусы, лестницы и другие сооружения для изображения террас, холмов, крепостных стен. Конструкции станков обычно маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами (камни, корни дерева, трава). Для смены частей объемной декорации используются накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и другие виды техники сцены. Объемная декорация позволила режиссерам строить мизансцены на "изломанном" планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения благодаря которым выразительные возможности театрального искусства необычайно расширились.

Проекционная декорация была впервые применена в 1908 в Нью-Йорке. Основана на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театральных проекторов. Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол. Существуют прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет (проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитектурные, пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя, снега). В современном театре, имеющем новые экранные материалы и проекционную аппаратуру, проекционные декорации получили широкое применение. Простота изготовления и эксплуатации, легкость и быстрота смены картин, долговечность, возможность достижения высоких художественных качеств делают проекционные декорации одним из перспективных видов декораций современного театра.

2.2 Костюм театральный

Костюм театральный (от итал. costume, собственно обычай) - одежда, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, используемые актером для характеристики создаваемого им сценического образа. Необходимое дополнение к костюму - грим и прическа. Костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть внутренний мир сценического героя, определяет историческую, социально-экономическую и национальную характеристику среды, в которой происходит действие, создает (вместе с остальными компонентами оформления) зрительный образ спектакля. Цвет костюма должен быть тесно связан с общим колористическим решением представления. Костюм составляет целую область творчества театрального художника, воплощающего в костюмах огромный мир образов - остросоциальных, сатирических, гротесковых, трагических.

Процесс создания костюма от эскиза до сценического воплощения состоит из нескольких этапов:

1) выбор материалов, из которых будет изготовлен костюм;

2) подбор образчиков для окраски материалов;

3) поиски линии: изготовление патронок из других материалов и наколка материала на манекен (или на актера);

4) проверка костюма на сцене в различном освещении;

5) "обживание" костюма актером.

История возникновения костюма восходит к первобытному обществу. В играх и обрядах, которыми древний человек откликался на различные события своей жизни, большое значение имели прическа, грим-раскраска, ритуальные костюмы; в них первобытные люди вкладывали много выдумки и своеобразного вкуса. Иногда эти костюмы были фантастическими, в иных случаях напоминали животных, птиц или зверей. С древних времен существуют костюмы в классическом театре Востока. В Китае, Индии, Японии и других странах костюмы носят условный, символический характер. Так, например, в китайском театре желтый цвет костюма означает принадлежность к императорской фамилии, в костюмы черных и зеленых цветов одеты исполнители ролей чиновников и феодалов; в китайской классической опере флажки за спиной воина указывают на количество его полков, черный платок на лице символизирует смерть сценического персонажа. Яркость, богатство красок, великолепие материалов делают костюм в восточном театре одним из основных украшений представления. Как правило, костюмы создаются для определенного спектакля, того или иного актера; существуют также закрепленные традицией наборы костюмов, которыми пользуются все труппы независимо от репертуара. Костюм в европейском театре впервые появился в Древней Греции; он повторял в основном бытовой костюм древних греков, но в него были внесены различные условные детали, помогавшие зрителю не только понять, но и лучше увидеть, что происходит на сцене (театральные сооружения были огромных размеров). Каждый костюм имел особый цвет (например, костюм царя - пурпурный или шафранно-желтый), актеры носили маски, хорошо видные издали, и обувь на высоких подставках - котурнах. В эпоху феодализма искусство театра продолжало жить в жизнерадостных, злободневных, остроумных представлениях бродячих актеров-гистрионов. Костюм гистрионов (так же как и у русских скоморохов) был близок к современному костюму городской бедноты, но украшен яркими лоскутами, шуточными деталями. Из представлений возникшего в этот период религиозного театра наибольшим успехом пользовалась мистерия, постановки которой обставлялись особенно пышно. Яркой красочностью отличалось предшествующее показу мистерии шествие ряженых в различных костюмах и гримах (фантастические персонажи сказок и мифов, всевозможные животные). Главное требование, предъявляемое к костюму в мистерии - богатство и нарядность (независимо от исполняемой роли). Костюм отличался условностью: святые были в белом, Христос - с позолоченными волосами, черти - в живописных фантастических костюмах. Значительно скромнее были костюмы исполнителей назидательно-аллегорических драм-моралите. В самом живом и прогрессивном жанре средневекового театра - фарсе, содержавшем резкую критику феодального общества, появился современный карикатурный характерный костюм и грим. В эпоху Возрождения актеры комедии дель-арте средствами костюмировки давали остроумную, подчас меткую, злую характеристику своим героям: в костюме обобщались типичные черты ученых-схоластов, озорных слуг. Во 2-й пол. 16 в. в испанских и английских театрах актеры выступали в костюмах, близких к модным аристократическим костюмам или (если этого требовала роль) в шутовских народных костюмах. Во французском театре костюм повторял традиции Средневекового фарса.

Реалистические тенденции в области костюма проявились у Мольера, который при постановке своих пьес, посвященных современной жизни, использовал современные костюмы людей разных сословий. В эпоху Просвещения в Англии актер Д. Гаррик стремился освободить костюмот вычурности и бессмысленной стилизации. Он ввел костюм, соответствующий исполняемой роли, помогающий раскрытию характера героя. В Италии в 18 в. комедиограф К. Гольдони, постепенно заменяя в своих пьесах типичные маски комедии дель арте образами реальных людей, в то же время сохранил соответствующие костюмы и гримы. Во Франции к исторической и этнографической точности костюма на сцене стремился Вольтер, которого поддержала актриса Клерон. Она повела борьбу против условности костюма трагических героинь, против фижм, пудреных париков, драгоценных украшений. Еще дальше дело реформы костюма в трагедии продвинул французский актер А. Лекен, который видоизменил стилизованный "римский" костюм, отказался от традиционной тоннеле, утвердил на сцене восточный костюм. Костюм для Лекена был средством психологической характеристики образа. Значительное, влияние на развитие костюма во 2-й пол. 19 в. Оказала деятельность нем. Мейнингенского театра, спектакли которого отличались высокой постановочной культурой, исторической точностью костюмов. Однако подлинность костюма приобретала у мейнингенцев самодовлеющее значение. Точного воспроизведения социальной среды на сцене требовал Э. Золя. К этому же стремились крупнейшие театральные деятели нач. 20 в.- А. Антуан (Франция), О. Брам (Германия), принимавшие активное участие в оформлении спектаклей, привлекавшие для работы в своих театрах крупнейших художников. Символистский театр, возникший в 90-х гг. во Франции под лозунгами протеста против театральной рутины и натурализма, осуществлял борьбу с реалистическим искусством. Художники-модернисты создавали упрощенные стилизованные декорации и костюмы, уводили театр от реалистического изображения жизни. Первый русский костюм создали скоморохи. Их костюм повторял одежду городских низов и крестьян (кафтаны, рубахи, обыкновенные штаны, лапти) и украшался разноцветными кушаками, лоскутами, яркими расшитыми колпаками. В возникшем в нач. 16 в. церковном театре исполнители ролей отроков были одеты в белые одежды (на голове венцы с крестами), актеры, изображавшие халдеев - в короткие кафтаны и колпаки. Условные костюмы применялись и в спектаклях школьного театра; аллегорические персонажи имели свои эмблемы: Вера появлялась с крестом, Надежда - с якорем, Марс - с мечом. Костюмы царей дополнялись необходимыми атрибутами царского достоинства. Этот же принцип отличал спектакли первого профессионального театра в России 17 в., основанного при дворе царя Алексея Михайловича, представления придворных театров царевны Наталии Алексеевны и царицы Прасковьи Федоровны. Развитие классицизма в России в 18 в. сопровождалось сохранением всех условностей этого направления и в костюме. Актеры выступали в костюмах, представлявших собой смесь модного современного костюма с элементами античного костюма (подобно "римскому" костюму на Западе), исполнители ролей знатных вельмож или царей носили роскошные условные костюмы. В нач. 19 в. в спектаклях из современной жизни применялись модные современные костюмы;

Костюмы в исторических пьесах по-прежнему были далеки от исторической точности.

В сер. 19 в. в спектаклях Александрийского театра и Малого театра намечается стремление к исторической точности в костюме. Огромных успехов достигает в этой области в конце века Московский Художественный театр. Великие реформаторы театра Станиславский и Немирович-Данченко совместно с художниками, работавшими в Московском Художественном театре, добились точного соответствия костюма эпохе и среде, изображенным в пьесе, характеру сценического героя; в Художеств театре костюм имел большое значение для создания сценического образа. В ряде русских театров нач. 20 в. костюм превратился в подлинно художественное произведение, выражающее замыслы автора, режиссера, актера.

2.3 Шумовое оформление

Шумовое оформление - воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни. Вместе с декорациями, бутафорией, освещением шумовое оформление составляет фон, помогающий актерам и зрителям почувствовать себя в среде, соответствующей действию пьесы, создает нужное настроение, влияет на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами, громыханием железного листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли уже в 16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании русских театральных зданий свидетельствует о том, что в России шумовое оформление использовалось уже в сер. 18 в.

Современное шумовое оформление различается по характерам звуков: звуки природы (ветер, дождь, гроза, птицы); производственные шумы (завод, стройка); транспортные шумы (телега, поезд, самолет); батальные шумы (кавалерия, выстрелы, движение войск); бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы). Шумовое оформление может быть натуралистическим, реалистическим, романтическим, фантастическим, абстрактно-условным, гротесковым - в зависимости от стиля и решения спектакля. Шумовым оформлением занимается звукооформителъ или постановочная часть театра. Исполнителями являются обычно участники специальной шумовой бригады, в которую входят и актеры. Несложные звуковые эффекты могут выполнять рабочие сцены, реквизиторы и др. Аппаратура, используемая для шумового оформления в современном театре, состоит более чем из 100 приборов различных размеров, сложности и назначения. Эти приборы позволяют достигать ощущения большого пространства; с помощью звуковой перспективы создается иллюзия шума приближающегося и удаляющегося поезда, самолета. Современная радиотехника, особенно стереофоническая аппаратура, дает большие возможности для расширения художественного диапазона и качества шумового оформления, одновременно организационно и технически упрощает эту часть спектакля.

2.4 Свет на сцене

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.

Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, оформленные объемными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения.

Театральные осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом рассеяния света, последние называются прожекторами и служат для освещения отдельных участков сцены и действующих лиц. В зависимости от расположения осветительное оборудование театральной сцены делится на следующие основные виды:

1) Аппаратура верхнего света, к которой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

2) Аппаратура горизонтного освещения, служащая для освещения театральных горизонтов.

3) Аппаратура бокового освещения, к которой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях

4) Аппаратура выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в различных частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа.

5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости от требований).

6) Различные специальные осветительные и проекционные приборы. В театре часто применяются также разнообразные осветительные приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы, свечи, фонари, костры, факелы), изготовляемые по эскизам художника, оформляющего спектакль.

В художественных целях (воспроизведение на сцене реальной природы) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пленочные. Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются: а) путем постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета светофильтров, на приборы с другими цветами; б) сложением цветов нескольких, одновременно действующих приборов; в) сменой светофильтров в осветительных приборах. Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С ее помощью создаются различные динамические проекционные эффекты (облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли) или статические изображения, заменяющие живописные детали декорационного оформления (светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль света в спектакле и обогащает его художественные возможности. Иногда применяется также и кинопроекция. Свет может быть полноценным художественным компонентом спектакля лишь при наличии гибкой системы централизованного управления им. С этой целью электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии, относящиеся к отдельным осветительным устройствам или аппаратам и отдельным цветам установленных светофильтров. На современной сцене бывает до 200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать, выключать и изменять световой поток, как в каждой отдельной линии, так и в любой комбинации их. Для этой цели имеются светорегулирующие установки, являющиеся необходимым элементом оборудования сцены. Регулирование светового потока ламп происходит при помощи автотрансформаторов, тиратронов, магнитных усилителей или полупроводниковых приборов, изменяющих силу тока или напряжение в осветительной цепи. Для управления многочисленными цепями освещения сцены существуют сложные механические устройства, называемые обычно театральными регуляторами. Наибольшее распространение получили электрические регуляторы с автотрансформаторами или с магнитными усилителями. В настоящее время получают большое распространение электрические многопрограммные регуляторы; с их помощью достигается необычайная гибкость управления освещением сцены. Основной принцип такой системы заключается в том, что регулирующая установка допускает предварительный набор световых комбинаций для целого ряда картин или моментов спектакля с их последующим воспроизведением на сцене в любой последовательности и в любом темпе. Особенно важное значение это имеет при освещении сложных современных многокартинных спектаклей с большой динамикой света и быстро следующими переменами.

2.5 Эффекты сценические

Эффекты сценические (от лат. effectus- исполнение) - иллюзии полетов, проплывов, наводнений, пожаров, взрывов, создаваемые при помощи специальных приборов и приспособлений. Сценические эффекты применялись уже в античном театре. В эпоху Римской империи отдельные сценические эффекты вводятся в представления мимов. Эффектами были насыщены религиозные представления 14-16 вв. Так, например, при постановке мистерий устройством многочисленных театральных эффектов занимались специальные "мастера чудес". В придворных и публичных театрах 16-17 вв. утвердился тип пышного спектакля с разнообразными сценическими эффектами основанными на применении театральных механизмов. На первый план в этих спектаклях выдвигалось мастерство машиниста и декоратора, которые создавали всевозможные апофеозы, полеты и превращения. Традиции подобной эффектной зрелищности неоднократно воскресали в практике театра последующих веков.

В современном театре сценические эффекты делятся на звуковые, световые (светокинопроекционные) и механические. При помощи звуковых (шумовых) эффектов на сцене воспроизводятся звуки окружающей жизни - звуки природы (ветер, дождь, гроза, пение птиц), производственные шумы (завод, стройка и т. п.), транспортные шумы (поезд, самолет), батальные шумы (движение кавалерии, выстрелы), бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы).

К световым эффектам относятся:

1) все виды имитаций естественного освещения (дневного, утреннего, ночного, освещения, наблюдаемого при разнообразных природных явлениях - восходе и закате солнца, ясном и облачном небе, грозе и т. п.);

2) создание иллюзий льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т. д.

Для получения эффектов 1-й группы пользуются обычно трехцветной системой освещения - белой, красной, синей, дающей почти любую тональность со всеми необходимыми переходами. Еще более богатую и гибкую цветовую палитру (с нюансировкой всевозможных оттенков) дает сочетание четырех цветов (желтый, красный, синий, зеленый), отвечающее основному спектральному составу белого света. Способы получения световых эффектов 2-й группы сводятся главным образом к использованию светопроекции. По характеру впечатлений, получаемых зрителем, световые эффекты делятся на стационарные (неподвижные) и динамические.

Виды стационарных световых эффектов

Зарница - дается мгновенной вспышкой вольтовой дуги, производимой ручным или автоматическим способом. В последние годы распространение получили электронные фотовспышки большой интенсивности.

Звезды - имитируются при помощи большого количества лампочек от карманного фонаря, окрашенных в разные цвета и имеющих различную интенсивность свечения. Лампочки и подводка электрического питания к ним монтируются на окрашенной в черный цвет сетке, которая подвешивается к штанге штанкетного бруска.

Луна - создается проецированием на горизонт соответствующего светового изображения, а также при помощи поднятого вверх макета, имитирующего луну.

Балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева

Джульетта - самый развернутый и сложный образ балета, данный в непрерывном развитии. При всей абсолютной танцевальности, он ближе оперным героиням по психологической сложности и разработанности характера, показу мельчайших движений души...

В параграфе «Условный пейзаж в живописи» автор рассматривает творчество художников, писавших работы в данном стиле, особенности их стиля...

Живописная тематическая композиция "Предчувствие весны"

Обратимся к исследованию искусствоведа П. Павлова, которое раскрывает особенности работ владимирских художников и способы достижения выразительности в своих картинах . Он пишет...

Культура Просвещения во Франции

Одним из ведущих искусств стало сценическое искусство, которое вместе с литературой и музыкой прекратило характерное для Возрождения доминирование живописи...

Направления международного сотрудничества в области театрального искусства

Национальная культура Беларуси своими корнями уходит в глубокую древность, развиваясь и сохраняя национальные традиции, она одновременно является и частью мировой культуры. Белорусы создали уникальный многожанровый фольклор...

Автономно ли театральное искусство вместе со своими особенностями или же это только синтез нескольких искусств (живописи, поэзии, архитектуры, музыки, танца и жеста)? В истории эстетики существуют обе точки зрения. Английский режиссёр...

Особенности развития театрального искусства в Германии и России начала ХХ века

Ранее мы кратко упоминали о том, что истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах. Теперь рассмотрим подробнее особенности первого этапа развития театрального искусства. Из рассуждения Авдеева А.Д...

Особенности развития театрального искусства в Германии и России начала ХХ века

Истоки немецкого национального театра уходят во времена становления народных обрядов, религиозных представлений, разного рода игр и праздничных забав . Автором большинства ярмарочных представлений был Ганс Сакс (1494-1576)...

Особенности развития театрального искусства в Германии и России начала ХХ века

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный этап, связанный с народными игрищами, обрядами, праздниками, зарождается в родовом обществе ...

Режиссура и актёрское мастерство

Актер является главным носителем специфики театра. Но в чем же заключается эта специфика? Мы показали, что театральное искусство есть искусство коллективное и синтетическое. Но эти свойства, будучи очень важными...

Русская архитектура второй половины XIX века

Как и всякий другой архитектурный стиль, классицизм характеризуется определенной системой средств художественной выразительности, присущим ему языком архитектурных форм...

Средства выразительности театрального искусства

Декорационное искусство - является одним из важнейших средств выразительности театрального искусства, это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники...

Театр как вид искусства

В самом общем виде оперу можно определить как театральное представление, в котором не говорят, а поют. Пение и песня составляют непременную составную часть этого искусства. Здесь песня выступает в разных формах: это ария -- песня -- монолог...

Художественное оформление праздника

Цифровая фотография в дизайне

Выражение в искусстве - это целостное и синтетическое высказывание средствами выражения, адекватными средствам восприятия. В фотографии выражение представляет собой мгновенный результат симультанной моторной деятельности рук и глаз...

Цель для педагога: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Цель для детей: понять новый материал через исследовательскую деятельность

Педагог: Ребята, вот вы, придя на художественную выставку и, разглядывая картину близко перед глазами, видите какие-то масляные мазки или какие-либо штрихи. Но, если отойдете от полотна на некоторое расстояние, то перед глазами оказывается панорама жизни с движущимися людьми, зеленеющими деревьями, дома, закатное небо и т.д Так художник выражает свое видение. Чем он рисует картину?

мы можем их назвать? Они что-то выражают?

Какова тема нашего занятия?

В театре тоже очень много выразительных средств. С эпохи греческого театра и до наших дней выразительные средства прошли путь значительных изменений.
Давайте вместе дадим определение, что такое выразительное средство?
Выразительное средство - прием, способ внешнего проявления, отражающего внутреннее состояние чего-либо. В данном случае человека, персонажа. Спектакль состоит из выразительных средств, и в первую очередь актерских.

Какие выразительные средства вы можете назвать?

Молодцы, много выразительных средств назвали.

А теперь ответьте мне на вопрос, зачем нужны выразительные средства в театре для актера? А для зрителя?

(Для актера – чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя - чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства)

Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую. И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.

Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику, но не обычную. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать. Необходимые действия будут изображены на экране. Готовы? Тогда начнем.

В одном лесу жил-был маленький Пятачок.

А на другом конце леса жил его друг – Винни Пух.

Винни Пух и Пятачок дружили.

Однажды Пятачок решил отправиться в гости к другу. Он вышел из дома, закрыл – открыл дверь.

Пятачок был очень трусливый, поэтому он посмотрел не спрятался ли кто-то в кустах.

А потом он посмотрел на небо, не собирается ли дождь.

Все было в порядке, и Пятачок весело побежал по дорожке.

Возле дорожки рос грибок.

Вдруг из-за кустов вышла большая, пребольшая лошадка.
Пятачок сел на нее и поскакал.

А Винни Пух в это время красил забор.

В это время прискакал Пятачок.

Пока Винни Пух красил, поднялся сильный ветер. Медвежонок ужасно испачкался и стал очень лохматым. Конечно, в таком виде он не мог встречать своего друга.

Поэтому он побежал умываться.

А ещё Винни Пуху нужно было расчесаться.

Когда друзья встретились, то они сначала поболтали.

Потом друзья решили поиграть в шарик.

Наступил вечер. Друзья попрощались. Пятачок сел на лошадку и поскакал домой.

“Разминка театральная”.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вы хотите поиграть? (Да)

Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, иль на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?

У меня на столе лежат платки. Я предлагаю вам взять платки и при помощи их попробовать изобразить следующих героев:

Старенькую бабушку

Больного с зубной болью

Бабу ягу

Молодцы! Справились с заданием.

А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?

Что такое мимика и пантомимика?

(Мимика – это выражение лица. Пантомимика - это телодвижения, без слов)

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.

Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его мне показать.

Покажите мимикой:

грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг, ужас, съели лимон

А теперь пора пришла,
Общаться жестами, друзья!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, «привет», “пока”, “тихо”, “нельзя”, «ох, устал»,

“я думаю”, “нет”, “да”, «сейчас получишь».

Молодцы!

Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.

А при помощи чего мы можем, выразись свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Встреча с писателем», а потом мы его обсудим.

Вы понимаете, о чем будет следующая книга? Почему? А вам понравилась игра актеров в данном сюжете? Какова была их речь?

Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно, выразительно, а порой и эмоционально рассказывать.

Давайте посмотрим, как речь актера передает эмоциональный настрой его героя. Но перед этим подготовим наш голос к работе.



Просмотров