Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) от государственных образовательных стандартов (гос) общего образования. Фгос - это конституция школьного образования

Информация для родителей по новым Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования

(ФГОС НОО)

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html . Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 .

Какие требования выдвигает ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД (включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся»). Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающих ся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …». Не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.


В последние недели в обществе бурно обсуждается новый образовательный стандарт Российской школы. В интернете, СМИ, на радио и телевидении звучат порой очень резкие суждения, от рациональной критики до громких заявлений о готовящемся развале отечественного среднего образования. За разъяснениями по поводу ФГОС портал Материнство.ру обратился к разработчикам стандарта. На наши вопросы согласилась ответить Любовь Николаевна Феденко, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заместитель директора ИСИО РАО по стандартизации общего образования.

Вопрос: Что представляет собой ФГОС, и как он отразится на обучении детей?

Ответ: В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ; ст. 7) федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию.

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией общего образования.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

ФГОС является ориентиром для разработки программ отдельных учебных предметов, курсов. В состав основной образовательной программы входят учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также программы отдельных учебных предметов, курсов.

- Всего существует три ФГОС?

В настоящее время утверждены и введены в действие приказами Министерства образования и науки Российской Федерации два стандарта - ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования (5-9 классы). Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) находится на рассмотрении и будет утвержден в ближайшее время.

- Где проходила апробация ФГОСов, как долго?

Стандарты образования разрабатывались поэтапно, начиная с 2006 года. Одновременно проводилась их апробация в региональных школах. Результаты всех разработок и апробаций неоднократно обсуждались в профессиональном сообществе на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ (Московская область, Ярославская обл., Ленинградская область, Калининградская область, Дагестан, Ростовская область, Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Омская область), на встречах с родителями учеников и общественностью.
Обсуждение всех документов постоянно осуществляется на специализированном Интернет-сайте «Новые стандарты общего образования: на пути к общественному договору» http://standart.edu.ru , сайте Института Стратегических исследований в образовании http://fgos.isiorao.ru/ .

- Вносились ли во ФГОС начального общего образования коррективы по результатам апробации? Какого характера?

Все конструктивные замечания, высказанные педагогическими работниками в ходе обсуждений, были учтены разработчиками.

- При разработке стандартов разработчики учитывали опыт других стран?

Конечно, опыт всех стран, в которых ученики показывают высокие , тщательно анализировался и учитывался при разработке ФГОС.



- Будут ли разработаны учебные программы и учебники к 1 сентября?

Все программы начального образования разработаны и опубликованы, также разработаны и частично опубликованы материалы инструментально-методического сопровождения, обеспечивающие введение ФГОС начального общего образования. Отдельные документы размещены на сайте http://fgos.isiorao.ru ,. На семинарах, которые проводятся в ИСИО РАО, участники семинара получают диски с записями лекций и методических материалов. Учебники, представленные в перечне Минобрнауки, прошли экспертизу и соответствуют ФГОС.

Давайте остановимся подробнее на Проекте ФГОС для старшей школы, который вызывает больше всего споров. Родителей и учителей волнует вопрос об обязательных предметах и предметах по выбору. Не скажется ли такая свобода выбора на базовой грамотности выпускников?

Принцип вариативности образования реализуется в России начиная с 1992 г., когда был принят действующий Закон «Об образовании». Он заключается в предоставлении обучающимся возможности выбора учебных предметов и дополнительных курсов в соответствии с их интересами и устремлениями. Учебный план включал инвариантную часть и вариативную. Вариативная часть содержала региональный и школьный компоненты (содержание образования определялось регионом и школой и не всегда соответствовало потребностям учеников и родителей). В новом стандарте основная образовательная программа также состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Таким образом, предоставлены большие права всем участникам образовательного процесса (прежде всего, родителям, обучающимся) влиять на содержание образования. Обязательная часть закрепляет изучение всех «базовых» учебных предметов. Участники образовательного процесса могут дополнительно выбрать для изучения учебные предметы, модули, курсы, заниматься внеурочной деятельностью, не связанной напрямую с изучаемыми предметами. Все эти занятия входят в основную образовательную программу и оплачиваются бюджетом. В старшей школе сегодня реализуется профильное обучение, ученик может выбрать предметы для более глубокого изучения в соответствии со своими интересами и жизненными перспективами. В предложенном проекте нового стандарта этот подход получил дальнейшее развитие. Определены традиционные обязательные предметные области, в соответствии со своими интересами ученик выбирает уровень обязательного изучения учебных предметов из этой области: профильный, базовый или интегрированный. Такие предметы, как физкультура, ОБЖ и Россия в мире представлены на одном уровне и обязательны для изучения. Кроме того, он может выбрать для изучения дополнительные курсы, модули, дисциплины, занятия внеурочной деятельностью. Финансирование всех этих занятий в пределах общего количества часов, определенного стандартом (оно больше, чем действующее сегодня), осуществляется бюджетом.

Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»: «По сути дела в новых стандартах предлагается считать 9-й класс как завершение базового образования. 10–11-е классы - это уже подготовка ребенка с учетом его индивидуальных запросов. Это реальная индивидуализация процесса обучения к дальнейшей социализации, профессиональной деятельности и профессиональному образованию».

В старших классах останется 10 предметов вместо нынешних 20. Все они делятся на шесть групп. Из каждой школьник должен выбрать что-то одно: либо углубленное изучение алгебры и тогда пройти русскую литературу по верхам, выбрав «российскую словесность», либо засесть за русский язык, а вместо химии, физики и биологии взять общий курс «естествознание». Есть только три урока, которые не выбирают, а посещают все: физкультура, ОБЖ и новая дисциплина «Россия в мире».



- А если учащийся освобожден от обязательных уроков физкультуры?

ФГОС не регламентирует технологии обучения. По поводу проведения уроков физкультуры надо обращаться к руководителям школы.

- Кем будет определяться количество часов, выделенных на изучение того или иного предмета?

Количество часов на изучение предметов определяется учебным планом школы, включенным в состав основной образовательной программы. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательным учреждением в соответствии с ФЗ «Об образовании» самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы, разработанной на федеральном уровне с участием регионов. В составе примерной основной образовательной программы (они разработаны для начального и основного общего образования) есть 3-4 варианта базисного (примерного) учебного плана. Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов или разработать учебный план самостоятельно.

В настоящее время в расписании десятиклассника 15-17 учебных предметов. ФГОС предполагает сокращение их числа до 10 (3 обязательных и 7 по выбору из предложенных предметных областей). Почему разработчики решили пойти на такое сокращение?

Проект ФГОС старшей ступени еще не утвержден, он обсуждается в профессиональном сообществе, в СМИ и на уровне широкой общественности. Ни о каком сокращении числа предметов речь не идет. Остается обязательным для изучения традиционный набор предметных областей, ученик может выбрать уровень изучения необходимых ему предметов.

Как будет осуществляться контроль выполнения требований ФГОС? Аттестация школьников будет проводиться на основании учебных программ или «портрета выпускника»?

Контроль выполнения ФГОС будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ в образовании. Готовится новый ФЗ «Об образовании», который обозначит контрольные процедуры. Ими являются, прежде всего, процедуры лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и аттестация выпускников, в том числе, государственная аттестация. Критериальной основой для аттестации выпускников являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, представленные в ФГОС, и конкретизирующие их планируемые результаты. ФГОС и проект нового закона предусматривают проведение мониторинговых исследований, выявляющих тенденции развития систем образования и образовательных учреждений.

Наталия Шестерикова
Отличительные особенности ФГОС и ФГТ

Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно,между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим,в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО .

Во-первых,ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем ,что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во-вторых,отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления : познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое(10 образовательных областей) ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области : коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие,художественно-эстетическое и физическое развитие.

Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию,а ФГТ на саму общественность (социализацию) .

Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема,а часть,формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60% , а часть,формируемая участниками образовательного процесса – 40%.

ФГТ, можно сказать,переходят в основную часть образовательной прог-раммы.

Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ ,на специфику национальных, социокультурных, экономических,климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .

3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС . Она включает три основных раздела :1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть,формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы» .По ФГТ :обязательная часть :Пояснительная записка,режим пребывания детей, содержание по областям,результаты освоения ОП,система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

В-четвёртых,в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества,желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования):

Инициативность

Самостоятельность

Уверенность в себе

Воображение

Физическое развитие

Волевые усилия

Любознательность

Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе :

Коммуникации со сверстниками и взрослыми

Игровой деятельности

Познавательной деятельности

Проектной деятельности

Художественной деятельности

Физического развития

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

Статья+презентация

Стандарты 2004г. и ФГОС второго поколения

Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию

(начальная школа)

Цепелева Евгения Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 61"

г. Владивосток

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов , в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

( ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785))

В чем отличие стандарта 2004 г. и ФГОС второго поколения?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

· требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

· требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

· требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

1.В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования - темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательнойпрограммы основного общего образования:

· личностным

· метапредметным

· предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

УУД - совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

2. Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.
Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности . Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

3.отличие стандартов - это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии , что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
Стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает

*формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

*проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

*активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

*построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

По ФГОСу второго поколения я работаю первый год.И,конечно, стараюсь работать по новому. Начало новому было положено на курсах по новым стандартам ПИПКРО. Много прочитано, увидено меньше, но и увиденное (у коллег в школа других, интернете (в Электронном журнале Экстернат. РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования,) видеоуроки) подстёгивало к работе совершенно отличной от той работы, которую я выполняла последние 28 лет. Но конечно главное - самообразование и большое желание помочь учиться мои деткам, моим ученикам. Сделать процесс научаемости для них более доступным, более понятным.Помочь им осмыслить и спроектировать последовательность работы на уроке по освоению темы от цели до конечного результата; отличать новое от уже известного и от этого научить давать имя уроку; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного. И, конечно же, научить проектной деятельности. Всё это возможно стало в ходе реализации ФГОС второго поколения. Изменяется и моя деятельность - деятельности педагога, работающего по ФГОС по сравнению с моей деятельностью по стандарту первого поколения.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Главное: я(учитель) даю знания и организую действия.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, электронным приложением к уроку.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • определению имени урока, темы его
  • постановке учебной задачи и т. д.
  • учит проверять правильность действий по эталону(по учебнику)

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните, обоснуйте свой выбор), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Фронтальная,в парах, групповая индивидуальная

Нестандартное уроки

Урок проектной деятельности

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников осуществляется при помощи Интернета

Обязательно - ведение электронных дневников.

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; определение универсальных учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

Нет портфолио обучающегося

Создание учебного портфолио

ученика; электронное портфолио учителя

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Учитель всегда помнит, что ребёнок(ученик) должен чувствовать себя успешным

В ходе реализации ФГОС в 1 классе по-новому строится система мониторинга.

  • Предметные универсальные учебные действия - лежат в основе изучения самого предмета.
  • Метапредметные универсальные действия. Их центральной составляющей является формирование умения обучающихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать).
  • Личностные универсальные учебные действия -это эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь провожу метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Результаты диагностик учителя являются составляющей частью портфолио ученика.

На каждого ученика мной заполнена карта наблюдения за процессом адаптации учащихся моего класса по результатам:

Стартовой диагностики (сентябрь), позволяющей определить начальный уровень сформированности у обучающихся организационных, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков;

По методике Е.А. Нежновой:
- промежуточной диагностики (декабрь), определяющей общеучебные и организационные умения обучающихся;

Его психологический портрет;

Итогом мониторинга будет

Итоговая диагностика (май), выявляющая сформированность универсальных учебных действий обучающихся.

Проводила эти диагностики с целью выяснения уровня готовности каждого ребенка к обучению в школе, его индивидуальных особенностей; консультировала родителей; по необходимости проводила коррекционную работу.

При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

При реализации ФГОС второго поколения использую в работе безотметочную методику (без отметки - показ результата ЗАР и ЗБР)

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего портфолио.

В течение учебного года проводила изучение уровня овладения обучающимися моего класса универсальными учебными действиями (УУД). Особое внимание уделялось контролю обучения грамоте и письму, ведь дети пришли в 1 класс без каких-либо навыков чтения и письма. Все результаты контроля математических навыков, навыков чтения и письма копятся в учебном портфолио каждого ученика. Показ результата ЗАР и ЗБР доводится до родителей и самих учеников, как уже сказано, копится в портфолио ученика и в виде ведомостей у учителя в специальной накопительной папке.

К концу учебного года обучающиеся должны достигнуть определённых личностных, предметных и метапредметных результатов. Итоговая комплексная работа покажет, какими универсальными учебными действиями обучающиеся овладели к концу учебного года. Это будет и итог моей учительской работы по внедрению в жизнь ФГОС.

В школе обеспечено выполнение ФГОС начального общего образования: требований к структуре ООП, к результатам освоения ООП и к условиям реализации ООП. Накопленный опыт интеграции основного образования, высокий уровень педагогического мастерства позволяет надеяться на успешную реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Все это и много другое позволят создать условия для реализации ФГОС НОО. Стандарты нового поколения должны фиксировать не столько предметное содержание обучения, сколько методы обучения. От них напрямую зависит формирование столь актуальных познавательных, организационных и коммуникативных компетенций.

Документы:

1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)

3. ФГОС среднего (полного) общего образования - утвержден приказом от 17 мая 2012года № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)



Просмотров