Литературное путешествие с классиками сценарии. Сценарий праздника «Дружба с книгой шагает по планете» Литературный экспресс « Квест – игра « В гостях у сказки

У всех народов мира сказки в течение долгих веков существовали в устной форме, передавались из уст в уста. Почему же люди в течение тысячелетий бережно хранили свои песни, предания, сказки?

История человечества полна драматических событий. Время мирного труда сменялось годинами лихих испытаний, когда захватчики разоряли родные очаги, когда тяжёлые болезни и эпидемии уносили тысячи человеческих жизней. Однако народы не сдавались, они хранили свою жизненную силу, воплощённую в тех бесхитростных на первый взгляд произведениях народного творчества, которые сохранились до наших времён.

Передавая из поколения в поколение свой фольклор, народы тем самым хранили ту неразрывную нить времени, которая связывает прошлое с будущим. Фольклор был их исторической памятью, утрата которой была равносильна смерти народа. История оставляла свой отпечаток в народном творчестве, но это было не прямое отражение тех или иных исторических событий.

Образ старой, злой ведьмы из европейских сказок, как и образ Бабы-Яги восточнославянских сказок, хвостатая старуха из грузинских сказок очень древнего происхождения. В этих образах отразилась та историческая эпоха, когда патриархальный родовой строй пришёл на смену ранее господствующему матриархату и Баба-Яга, которая ранее почиталась как владыка природы, перестала пользоваться уважением людей и превратилась в существо гонимое, внушающее страх всем, кто сталкивается с ней. Это перевоплощение помогает понять нам, почему Баба-Яга иногда в сказках помогает герою, а не вредит ему.

В сказках простой, бедный, обделённый, народ озвучивал свои мечты о лучшей жизни, веру в чудо, которое могло бы избавить их от беспросветной жизни.

Настоящим народным героем был бедняк или же простой солдат, который храбро воевал, да так и остался без наград и чинов.

Большинство сказочных героев являются образами вымышленными, иногда они даже и имени не имеют.

Но все эти занимательные повествования об удивительных приключениях смелых, отважных, везучих людей есть не только высокохудожественные произведения народной словесности, но и памятники «живой старины» и уникальной национальной истории. Как нет на свете двух одинаковых людей, так и судьба каждого народа неповторима и по-своему поучительна. За внешне неправдоподобными сказочными рассказами можно увидеть реальную жизнь простых людей.

Помните мудрую пословицу: «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается».

Литературно-игровая программа для детей 5 - 6 лет, посвященная Международному Дню детской книги.

Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.

Задачи:

Привлечь детей к чтению книг;

Развивать интерес у детей к русскому народному творчеству, к книге, чтению;

Развивать творческие способности, речевую активность, фантазию и воображение.

Возраст: 5 - 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в Королевство книг»

литературно-игровая программа

Разработала

методист

ЦРТДиЮ «Левобережный» г. Липецка

Захарова Надежда Алексеевна

Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.

Задачи:

Привлечь детей к чтению книг;

Развивать интерес у детей к русскому народному творчеству, к книге, чтению;

Развивать творческие способности, речевую активность, фантазию и воображение.

Возраст: 5 - 6 лет.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! В весёлый час! Рады здесь мы видеть вас!

Здравствуйте, ребята и родители!

Мы с вами находимся в сказочном Королевстве книг, которое зовется библиотека. Нет в нем ни золота, ни серебра. Богатство этого королевства – книги. В них – вся мудрость жизни, а мудрость помогает выйти из любого трудного положения, чувствовать себя не только богатым, красивым, но и находчивым.

И сегодня у нас праздник. А вы знаете - какой? Мы отмечаем именины. У Илюши? Оли? Димы? У девчонок? У мальчишек? Нет! У наших книжек!

Именины Буратино

Мы отпразднуем с тобой,

Не забудем про Мальвину

И про ключик золотой.

Именинник теремок

И бесстрашный петушок,

Дядя Федор, кот Матроскин

И веселый колобок.

Чтобы много узнать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать!

Ведущий: Сегодня мы пригласили самого веселого в мире сказочного героя. (Смотрит на часы.) Только он почему-то задерживается. Пока он не пришел, я загадаю вам сказочные загадки. Вы сказки любите? (Ответы детей.) Тогда и загадки мои отгадаете и героев сказок назовете.

Деревянный шалунишка

Добрым, смелым

Был мальчишкой.

Вот за то ему Тортила

Ключ волшебный подарила.

Как зовут у Карло сына?

Ну конечно, … (Буратино).

Два розовых уха

И розовый хвостик,

Ходил с Винни-Пухом

Он к Кролику в гости. (Пятачок.)

Девочка хорошая

По лесу идет.

И в корзине булочки

Бабушке несет.

За кустами светятся

Пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас. (Красная Шапочка.)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисичке на зубок

Все ж попался … (Колобок.)

Лягушка дом себе нашла:

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Тесно стало от жильцов. (Теремок.)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки. (Три медведя.)

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила. (Царевна-лягушка.)

Красна девица грустна -

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)

Кук зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска.)

Берегись болезнь любая -

грипп, ангина, дифтерит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор... (Айболит.)

С ним Малыш знаком давно.

Он к нему влетел в окно. (Карлсон.)

(Звук пропеллера. Влетает Карлсон.)

Карлсон: Привет, Малыши! Я, наверное, самый великий опаздывальщик в мире. Но я же не мог оторваться от самой большой банки с вареньем. Ведь варенье - это лучшее в мире лекарство. Извините, пожалуйста, за опоздание.

Ведущий: Опаздывать, конечно, не хорошо. Но этот раз мы тебе простим. Правда, ребята? Мы очень рады, что ты, Карлсон нашел время и прилетел на наш праздник.

Карлсон: Я праздники люблю. А где же торт? (Оглядывается.) Ну, я так не играю. Что же это за праздник такой?

Ведущий: Праздники разными бывают. Сегодня здесь собрались дети, которые очень хотят познакомиться с разными книжками.

Ребята, вы же хотите подружиться с книгами? (Ответы детей.)

А это значит, у книжек станет больше друзей-читателей. Это настоящий праздник!

Карлсон: Можно я стану лучшим читателем?

Ведущий: Конечно, можно.

Ведущий: Ой! Кто бы это мог быть?

(Звучит музыка. В зал входит Дюдюка.)

Дюдюка: Позвольте представиться. Дюдюка Барбидокская! (Раскланивается.)

Ведущий: Но мы тебя не приглашали.

Дюдюка: Меня никто не приглашает, я сама прихожу. Я вот подслушала, что у вас тут праздник и решила праздник-то вам и испортить.

Карлсон: Как же ты его испортишь?

Дюдюка: А я всех перессорю.

Ведущий: Ничего у тебя не выйдет. Наши ребята дружат не только между собой, но и с книжками. Правда, ребята?

Дюдюка: Ой, насмешили! Как же с книжкой можно дружить? С ней даже поссориться нельзя - она говорить не умеет.

Ведущий: Поссориться с книжкой, конечно, нельзя. А вот рассказать она может много нового и интересного.

Карлсон: Чтобы стать хорошим читателем, надо учиться.

Дюдюка: (в сторону) Бумсик не удался. Сейчас я им устрою!

А я сказки люблю. Хотите, вам сказочку расскажу? Тогда слушайте!

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он репку тянуть, а вытянуть не может. Позвал дед курочку рябу, Красную Шапочку, Винни-Пуха. Вот тянули они, тянули и вытянули невод с золотой рыбкой. И сказала золотая рыбка: «Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси дедушке, неси бабушке.».

Понравилась сказка?

Ведущий: Я думаю, тебе, Дюдюка, просто необходимо перечитать сказки. Ребята, помогите Дюдюке, подскажите, как называется сказка, с которой она начала свой рассказ. («Репка».) Давайте вспомним всех персонажей сказки:

Кого позвал дед? (бабку)

А бабка кого позвала? (внучку)

Внучка кого? (Жучку.)

А Жучка? (кошку)

Ну и, наконец, кого позвала кошка? (мышку)

Чем закончилась сказка? Вытянули репку или нет?

Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете эту сказку!

Карлсон: Часто у сказочных героев длинные имена. Такие длинные, что я не могу запомнить. Сейчас я буду произносить одну часть имени, а вы - дружно, вместе, продолжайте:

Кощей … (Бессмертный) ;

Иван … (Царевич) ;

Василиса … (Премудрая) ;

Спящая … (Красавица) ;

Змей … (Горыныч) ;

Конек … (Горбунок) ;

Крошечка … (Хаврошечка) ;

Мальчик … (с-пальчик) ;

Сивка … (Бурка) ;

Жар … (птица) ;

Гуси … (лебеди) .

Карлсон: Спасибо, ребята! Благодаря вам, я запомнил имена этих героев.

Дюдюка: (в сторону) И все равно я испорчу им праздник.

Я побегала по сказкам и отобрала у героев разные предметы. Без них сказки не смогут вам рассказать свои истории.

Ведущий: Что же ты наделала? Надо срочно вернуть вещи на место. Ребята, надо отгадать, какому сказочному герою каждый предмет принадлежит.

Игра «Угадай героя сказки по предмету»

Азбука, колпак, ключик (Буратино);

Туфелька (Золушка) ;

Метла (Баба-Яга) ;

Стрела (Иван-царевич) ;

Корзинка с пирожками (Красная Шапочка) ;

Фонендоскоп, шприц (Доктор Айболит) ;

Горшочек с медом (Винни-Пух) ;

Горошина (Принцесса на горошине) .

Ведущий: Молодцы, ребята. Помогли героям сказок вернуть свои вещи.

Дюдюка: (в сторону) : Опять бумсик не удался.

Конкурс-эстафета «Сказочная мозаика»

Ведущий: Мы убедились, что героев сказок вы знаете.

Ребята, у нас случилась одна неприятность. Со стены упали портреты двух сказочных героев и разбились. Помогите их собрать.

(Одна команда собирает картинку с изображением Колобка, а другая с изображением Вини-пуха.)

Ведущий: Спасибо, ребята! Теперь мы их портреты снова повесим на стену.

Конкурс-эстафета “Колобок”

Ведущий: А давайте вспомним, как катился колобок в сказке. А катился он по извилистым дорожкам. Он и от дедушки ушел, и от бабушки ушел и от волка, и от зайца … Посмотрим от кого из вас он тоже убежит.

(Дети встают в круг и под музыку быстро передают друг другу колобок. Музыка останавливается. Тот у кого в руках остался колобок, выбывает из игры.)

Карлсон: Ой, как интересно. Мне тут очень нравится. Я хочу записаться в вашу библиотеку. Библиотека как большой город. Здесь есть свои улицы и проспекты-стеллажи. У каждой книжки есть свой адрес, свой домик - это место на полочке. Быстро отыщет этот домик тот, кто внимательно прочтет надписи на специальных табличках-разделителях.

Дюдюка: Я все равно не могу найти то, что мне надо! (Нервничает. Топает ногой.)

Карлсон: Тогда надо подойти к библиотекарю …

Дюдюка: К кому?

Карлсон: К библиотекарю. Это человек, который в библиотеке работает, книжки находить помогает и домой их почитать дает.

Библиотекарь: Правильно, Карлсон. (Представляется.) Меня зовут …

Дюдюка: А вы книжки навсегда даете?

Библиотекарь: Нет. Книжки мы навсегда не можем вам отдать. С ними ждут встречи и другие наши читатели. А вот на время - пожалуйста. Только потом их надо обязательно вернуть.

Дюдюка: Я тоже хочу записаться к вам в библиотеку. Больше не буду всякие гадости и пакости делать! Буду учиться и стану хорошим читателем.

Карлсон: А что, если мы запишемся, то можем к вам каждый день ходить?

Библиотекарь: Да. (Библиотекарь рассказывает о времени работы библиотеки.)

Ведущий: Вот, ребята, и подошло наше путешествие в сказочное Королевство книг к концу.

Библиотекарь: Я надеюсь, что вам у нас понравилось. Много книг вы уже знаете! А сколько книжек еще незнакомых! Сколько замечательных историй они вам еще расскажут, стоит только захотеть.

Дюдюка: А можно мы пойдем, ваши книжки посмотрим?

Библиотекарь: Конечно, можно.

Карлсон: Тогда все летите за мной!

Дюдюка: (Карлсону) : Подожди! Я с тобой.

(Библиотекарь приглашает детей на экскурсию по библиотеке.)

Использованная литература:

Елкина Н.В., Тарабарина Т.Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Липатникова Т.Н. Праздник начинается. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2011. – 224 с.

Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-пресс, 2001. – 256 с.


Евгения Климентьева
Сценарий литературного праздника в подготовительной группе «Путешествие в страну Книг»

Цель : воспитание у детей бережного отношения к книге , развитие любознательности и интереса к чтению, развитие кругозора, приобщение к миру любителей книг .

Действующие лица : Ведущая, Королева Книг , Буратино, Красная Шапочка.

Ход развлечения:

Звучит негромкая музыка, дети проходят, встают в круг.

Ведущая : Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая сила.

Можем маленькими быть,

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Стук в дверь, принесли письмо от Королевы Книг .

Ведущая : (читает письмо) «Здравствуйте, дети. Я Королева Книг и живу в Стране Книг . Но меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. Спасибо вам заранее». Ребята, давайте поможем и совершим путешествие в Страну Книг . Ой, ребята, боюсь, что мы с вами одни не справимся. Если вы отгадаете 3 загадки, то узнаете, кто придёт к нам на помощь сегодня. (Артисты выходят после того, как дети отгадывают загадки)

К бабушке иду своей

И несу в лукошке

Масло сливочного ей

Да пирог с картошкой. (Красная Шапочка)

Молодцы, ребята! Вы узнали героиню сказки.

(Под песню появляется Красная Шапочка)

Красная Шапочка : Наконец- то вы примчались!

Что так долго добирались?

Ведущая : А вы нас ждали?

Красная Шапочка : А как же! Только и разговоров, что ребята в нашу деревню заедут. Я даже к бабушке не пошла. Все глаза проглядела, да песню любимую спела, чтобы скучно не было.

Ведущая : Мы очень торопились на встречу со сказочными героями. Но дорога была неблизкой.

Красная Шапочка : Да, долго вы шли. Все почти разбежались, только вещи их остались. Кто отгадает хозяина вещички, из какой он сказки и кто автор- тот от меня подарок получит.

Ведущая : Ну что, ребята, готовы? Показывай, Красная Шапочка.

(Красная Шапочка по очереди достаёт из корзинки предметы и предлагает детям отгадать, из какой они сказки)

Азбука (Буратино из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» );

Хрустальная туфелька (Золушка из сказки Ш. Перро «Золушка» )

Скорлупка грецкого ореха (Дюймовочка из одноимённой сказки Г. Х Андерсена) ;

Банка варенья (Карлсон из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» );

Игрушка утёнок (мама утка из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» );

Мыло и мочалка («Мойдодыр» К. И. Чуковский);

Яйцо («Курочка Ряба» русская народная сказка).

Красная Шапочка : Молодцы, ребята! Справились с моим первым заданием.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На поляне есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Вот следующее задание (загадывает загадки)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная , злая, кто она такая? (Баба Яга)

Жили-были 7 ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла. (Козлята)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

Посадил её дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьёй её тянули

Очень крупная была (Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечён.

Повстречал в лесу зверей

И ушёл от них скорей. (Колобок)

Красная Шапочка : Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы! Ну, порадовали вы меня! Спасибо! Дальше-то вам куда?

Ведущая : Мы идём в страну книг . Укажи нам правильный путь.

Красная Шапочка : За то, что вы правильно выполнили все мои задания у меня для вас есть подарок. (достаёт клубок)

Давайте бросим вдаль клубок

И нет сомненья даже,

Что нужную из всех дорог

Он сразу вам укажет.

Счастливого пути! (клубок катится к золотому ключику, на котором висит загадка про Буратино. Красная Шапочка уходит.)

Ведущая : Ребята, посмотрите куда привёл нас клубок! Что это такое? (ответы детей) . А к нему какая-то записка приклеена (читает загадку про Буратино)

Длинноносый и весёлый,

Деревянный озорник

В тайну ключика золотого

Нелегко, а всё ж проник!

Правильно, ребята! Это Буратино (входит Буратино) .

Буратино : Что это вы тут делаете?

Ведущая : Мы идём в страну Книг . Хочешь с нами?

Буратино : В какую страну ?

Ведущая : В Страну Книг .

Буратино : Не знаю такую. Там что, только книги читать надо ? Не-е, я это не люблю, я люблю играть!

Ведущая : Хорошо. А рифмы, например, ты умеешь подбирать?

Буратино : Я же поэт. Я могу к любому слову рифму подобрать.

Я вам прочту стихов начало,

А вы продолжить их должны.

(Буратино читает отрывки из известных стихотворений, а дети называют рифму в конце).

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе :

Злые люди бедной киске

Не дают украсть… (сосиски) .

Вместо шапки на ходу

Он надел… (сковороду) .

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака (виноград) .

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже… (брюки) .

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик) .

И пришёл к Айболиту Барбос :

Меня курица клюнула в … (нос) .

Буратино : Молодцы, ребята! А вот вам второе задание. Помогите ответить на вопросы.

Какая героиня сказки получила свое название благодаря головному убору (Красная Шапочка)

Какой серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек. (Серый волк)

Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея. (золушка)

Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка? (Дюймовочка)

Какой герой сказки лечит зверей? (Айболит)

Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её домой? (Маша)

Он не просто мальчик лук-он надежный верный друг? (Чеполлино)

Кто мальчишку с длинным носом смастерил? (папа Карло)

Кому служил серый волк? (Ивану-царевичу)

Как зовут друга Малыша, который живет на крыше? (Карлсон)

Буратино : Молодцы, ребята! Мне было очень весело, интересно с вами, но мне пора. Папа Карло меня ждет.

До свидания, до новых встреч!

Ведущая : Очень хорошо, друзья мои. А теперь нам надо двигаться дальше. А чтобы не было скучно в пути, давайте сделаем зарядку.

Три медведя в сказке жили,

В перевалочку ходили.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала :

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати : посмотри.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Ведущая : Ну вот мы и у цели. (дети подходят к ширме, за которой прячется Королева-Книга ). Здесь нас ждёт последнее испытание. Смотрите, ещё одна загадка. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

(Дети отгадывают загадку, выходит Королева-Книга ) .

Ведущая : Все загадки Бабы Яги отгадали и страну Книг расколдовали .

Королева-Книга : Здравствуйте дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я рада вас приветствовать. В нашей стране царит тишина и порядок. Вокруг нас тысячи книг . И все они учат доброте и любви. Книги нужны , чтобы их читать. А вы, ребята, любите читать и слушать? А вот это я сейчас проверю.

1. Что потерял ослик Иа-Иа? (хвост)

2. Смерть свою он хранил на конце иглы (Кощей Бессмертный) .

3. С кем девочка Элли путешествовала в Изумрудный город ? (Тотошка, Страшила , Железный Дровосек, Трусливый Лев) .

4. Как звали девочку, которую нёс в коробке Медведь? (Маша) .

5. Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда) .

6. Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса) .

7. Прикольная бабушка, живущая в избушке на курьих ножках?

8. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба) .

9. Какое время года пропела попрыгунья? (Стрекоза) .

10. Большой овощ, который дед не мог вытянуть из земли? (Репка) .

11. Как звали вожака стаи в «Маугли» ? (Акела) .

Молодцы, ребята! Я рада, что многие из вас любят книги . А вы знаете, как надо со мной обращаться? Это мы сейчас проверим и

заодно повторим правила обращения с книгой . Предлагаю вам игру, которая называется «Да- нет» .

Что любит книжка?

Обложку – да.

Грязные руки – нет.

Закладку – да.

Дождик и снег – нет.

Бережное отношение – да.

Ласку – да.

Яичницу – нет.

Чистые руки – да.

Валяться на полу – нет.

Драться – нет.

Жить на книжной полке – да.

Любознательных читателей – да.

Королева – Книга : Теперь я точно знаю всё про вас :

Хорошие вы детки, много умниц среди вас.

Уж так и быть, дружить мы станем с вами,

Но прежде клятву верности должны нам дать.

Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!

Клянусь беречь, любить и уважать книги !

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Ведущая : Наше путешествие подошло к концу . Пора прощаться.

Королева- Книга : Мы надеемся, что расставание будет недолгим, что многие из вас возьмут и прочитают интересную книгу . До свидания, ребята! До скорой встречи!

Цели: формирование у младших школьников интереса к чтению,

формирование умения использовать знания, полученные из книг, в решении поставленных задач.

Оборудование: мультимедиапроектор, магнитофон, фонограммы детских песен, костюмы сказочных героев-ведущих, шары для игры, предметы для сказочного сундука.

Ход игры:

Входит ведущий:

Здравствуйте, ребята. На урок сегодня я пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас подарок-сюрприз. Давайте вместе посмотрим, что это за конверт и что в нем находится.

(Дети сморят, читают)

(звучит фонограмма песни «Маленькая страна»)

Мне кажется это предложение очень заманчиво. Нам с вами нет 120 лет?

Тогда отправляемся?

Итак, нам с вами, командам «__» и «___» предстоит пройти по неведомым дорожкам Сказочного леса в Замок Литературной Сказки, где ждет нас фея Мудрости. Если мы справимся со сказочными заданиями, покажем знание сказок, а также ловкость, смекалку, находчивость, будем дружны, фея Мудрости откроет нам свой секрет.

Команды, возьмитесь за руки и хором повторяйте со мной волшебное заклинание:

Эски, фески, азки,

Отправляемся в мир сказки.

(Громче звучит мотив песни «Маленькая страна», появляется девочка, одетая в костюм Мальвины)

Ой, кто это? Кажется, в нашем Сказочном лесу гости? Решили попутешествовать?

Выполните мое задание, и я помогу вам в ваших приключениях.

А вот мои вопросы.

Вопрос первой команде: Какая сказка называется литературной?

Вопрос второй команде: Назовите авторов литературных сказок?

v Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я стал все видеть злым и безобразным».

(Кай, герой сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».)

(Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

Мальвина: Ребята, вы молодцы. Вы хорошо знаете сказки, и это поможет вам в вашем путешествии. Желаю вам успеха. Я дарю вам карту Сказочно леса. С её помощью вы легко найдете Замок Литературной Сказки. Счастливого пути!

Ведущий: Давайте рассмотрим карту. Куда же нам идти? Что нас ждет?

Ребята: Столетний дуб.

Ведущий: Да, наш путь к столетнему дубу. (обратить внимание детей на слайд)

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм солдата)

Солдат: Здравствуйте, ребята. Узнаете ли вы, герой какой сказки я – бравый солдат. Расскажу вам свою историю: «Возвращаясь со службы, встретил я старую ведьму. Попросила она меня спуститься в дупло этого старого дуба.

Нашел я там много золота, серебра и меди, но старуха ведьма хотела получить из всех этих сокровищ лишь одну вещь. Что же это?

(Огниво. Сказка «Огниво» Г.-Х.Андерсена)

Молодцы, ребята. Получите и вы одно из сокровищ старого дуба, сказочную шкатулку и угадайте, что же там спрятано.

(Солдат держит шкатулку, ведущий открывает, заглядывая)

Ребята, мы должны по описанию догадаться, что же лежит в шкатулке.

В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе и её дочке.

(Подснежники. «Двенадцать месяцев».)

Команда 1, что это, о какой сказке идет речь?

Молодцы, догадались. А теперь очередь команды 2.

Здесь находится вещь, которую мальчик украл у женщины, причесывавшей волосы на берегу реки. Что это, как называется сказка и кто её автор?

(Золотой гребень. Г.Тукай «Су анасы».)

Солдат . Эх, и молодцы, же вы, ребятушки. Счастливого пути. Прощайте.

Ведущий: Вперед, ребята. Что нас ждет дальше?

Давайте хором ответим!

Ребята: Охотничья тропа.

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм барона Мюнхгаузена).

Барон: Я приветствую вас, господа путешественники. Рад видеть вас, смелых, умных и ловких. Ведь я и сам такой же. Неутомимый путешественник, отличный наездник, меткий стрелок. Недавно пришлось мне слетать в лагерь неприятеля на пушечном ядре. Не хотите ли испытать свою смелость и ловкость и тоже полетать на ядре?

Ведущий: Конечно, барон Мюнхгаузен. Я просто уверена, что более ловких и смелых ребят вы не встретите на всем свете.

Ребята, становитесь в ряд (по 3 человека) , каждый из вас должен пролететь на ядре до крепости, вернуться обратно и передать ядро следующему участнику эстафеты. Но помните, что ядро может взорваться и тогда участник выбывает из эстафеты.

(Эстафета «Ядро барона Мюнхгаузена»).

(Ядром служит воздушный шарик . Участник должен «оседлать» ядро, зажав его между колен и придерживая руками. В таком положении он проделывает путь до указанного места и обратно, предаёт ядро следующему участнику. Если шарик лопается («ядро взрывается») – участник эстафеты выбывает).

Барон: Прекрасно исполнено, господа путешественники. Уверен, что вам будет сопутствовать удача. Позвольте мне проститься с вами, я отправляюсь на поиски оленя с вишневым деревом на голове. Он бродит где – то рядом.

Ведущий: Удачи вам, барон. Спасибо за добрые пожелания. Пора и нам в путь. А у нас впереди ……

Ребята: Цветочный город.

Ведущий : Да, Цветочный город, что находится в самом центре Сказочного леса.

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм Незнайки)

Незнайка: Ребята! Как же я рад вас видеть! Помогите мне, пожалуйста. Я перепутал все сказки. Опять меня коротышки дразнить будут.

Ведущий: Поможем?

Ребята: Да!

Незнайка раздает вопросы (карточки)

Прочитайте, пожалуйста, и назовите сказки, которые «перепутались» и ошибочно попали не на свое место.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно на море не тихо;

Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится на ней,

Поперек его лежит

Чудо-юдо Рыба-кит.

«Эко диво! – все кричали.-

Мы и слыхом не слыхали,

Чтобы льзя похорошеть!»

Царь велел себя раздеть,

И даёт такой указ:

«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах».

(«Конек- горбунок», «Спящая царевна».)

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает,

Ночью свет божий затмевает,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

(«Сказка о царе Салтане…», «Конек – горбунок».)

Ей, в приданое дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

(«Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Незнайка: Спасибо, ребята. Выручили вы меня. Постараюсь не путать больше сказки. До свидания!

Ведущий: До свидания, Незнайка! Всего доброго! А мы продолжим свое путешествие.

(звучит музыка)

Ведущий: Ой, ребята, посмотрите, какой густой лес. Мы не заблудились? Кто это?

Дети: Шурале.

Шурале: (подбегает к одним) Защекочу, (подбегает к другим) захохочу,

(всем вместе) берегитесь.

Ведущий: Не испугаются тебя ребята. Былтыр тебя обманул, и мы справимся.

Шурале: Люблю я людей пугать, и мои сказочные друзья тоже, узнайте их, я вас отпущу. Кто напугал героев следующих сказок?

Ведущий: А ну-ка, Шурале, покажи свои вопросы. Я думаю, мы легко с ними справимся.

(Берет у Шурале карточки, озвучивает вопросы)

Волки от испуга

Скушали друг друга,

Бедный крокодил

Жабу проглотил,

А слониха, вся дрожа

Так и села на ежа.

(Тараканище К.И. Чуковский «Тараканище».)

Испугался бесенок

Пошел рассказывать про такую победу.

Делать нечего –

Черти собрали оброк…

(Балда «Сказка о попе и работнике его Балде»,)

Шурале: Спасло вас знание сказок. В добрый путь.

Ребята: На поляну чудес.

(звучит музыка, появляется девочка, одетая в костюм лисы Алисы)

Лиса Алиса: Какие чудесные ребята, какие славные. С удовольствием с вами поиграю.

Мне нужны для игры 2 пары.

(Ребята играют парами. Один из них «Кот Базилио». «Кот Базилио» должен на одной ноге проскакать до намеченного места, «Лиса Алиса» ему помогает)

Ведущий: Один из вас будет лисой Алисой, а другой котом Базилио. А каким был кот Базилио?

Ребята: Хромым.

Ведущий: Кто первым прибежит, тот и победил.

Ведущий: Спасибо, лиса Алиса, за веселую игру.

(звучит музыка)

Ведущий: Ну что же, ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Я думаю, мы достойно справились со всеми заданиями.

(раздается крик, появляется девочка, одетая в костюм маленькой разбойницы)

Маленькая разбойница обегает вокруг детей, кричит: Как хорошо, что вы здесь появились. Не пущу вас никуда. Будете со мной играть.

Ведущий: Маленькая разбойница, мы не можем задерживаться. Наше время истекает, а мы ещё не видели фею Мудрости.

Маленькая разбойница: Ну, поиграйте со мной. Мне так скучно. Правда, Кай и Герда навещают меня, но не очень часто.

Ведущий: Ребята, задержимся ненадолго?

Маленькая разбойница: У меня рассыпались и перепутались иллюстрации к сказкам. Давайте их соберем.

(ребята соединяют разрезанные иллюстрации к сказкам)

Ведущий: Кто быстрее соберет и покажет, что у него получилось, тот и получит ещё одну звездочку.

Маленькая разбойница: Спасибо ребята. Приходите ещё.

(звучит мотив песни «Маленькая страна», входит фея Мудрости).

Фея Мудрости: Здравствуйте, дорогие ребята. Я наблюдала за вашими приключениями в волшебное зеркало и рада, что вы оказались такими знающими, смелыми, ловкими, веселыми, дружными. Я вижу это по вашим звездочкам. Покажите их.

Ведущий : Посмотрите, Фея. У команды 1 …. звездочек, у команды 2 - … .А вместе у них ….! Целый звездный дождь! Ребята очень постарались.

Фея: А за это я открою им свой секрет успеха.

В гостях вы были у друзей сердечных,

В чудесной сказке каждый побывал.

Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Ведущий: К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Мне понравилось путешествовать с вами. Я рада, что вы оказались такими дружелюбными, веселыми, ловкими, и больше всего тому, что вы так хорошо знаете сказки. Это значит, вы любите читать. Я желаю вам на всю жизнь сохранить любовь к книге, потому что книги дарят нам свою мудрость, учат нас быть добрыми, верными, честными, находчивыми. Дружба с книгой поможет вам добиться новых успехов. Хочу закончить наше путешествие словами замечательного писателя К.Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие в страну Литературию. Подготовила Скворцова М.В.

Что за прелесть эти сказки Поэтическая тетрадь Страницы из рассказов 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 Писатели

Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

“Колобок”

Обладатель этого чудо-предмета всегда будет сыт

Скатерть-самобранка

Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата.

В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

“Каша из топора”

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения _______________ Мы с каждым годом любим всё сильней М.Исаковский О каком русском писателе строки поэта М. Исаковского?

Иван Андреевич Крылов

Сказки этого писателя – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительными сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта. О каком писателе идёт речь?

Александр Сергеевич Пушкин

Именно ему принадлежат слова: «Краткость – сестра таланта», «Умею коротко говорить о длинных вещах». Этого писателя называют мастером сатирического рассказа.

Антон Павлович Чехов

Этот человек – первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе; автор сказок и баллад, учитель русского языка принцессы Шарлотты (будущей императрицы Александры Фёдоровны) и наставник наследника престола будущего императора Александра II . Его учеником и близким другом был А. С. Пушкин.

Василий Андреевич Жуковский

А. С. Пушкин «Дубровский»

Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру… «Чего мне больше ждать?- говорил сам с собою кузнец. – Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова». Назовите автора и название произведения по отрывку:

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Назовите автора и название произведения по отрывку: Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, он и ответил Платову: - Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю проверить. Поезжай на тихий Дон и поведи там с моими донцами междоусобные разговоры насчет их жизни и преданности и что им нравится. А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают.

Н. С. Лесков. «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе)

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Назовите автора и название произведения по отрывку:

И.С Тургенев « Муму »

Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Белеет парус … В тумане моря … . Что ищет он в стране …, Что кинул он в краю …?

М. Ю. Лермонтов «Парус»

Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Белая берёза под моим … Принакрылась снегом, точно … . На пушистых ветках снежною … Распустились кисти белой … .

С. А. Есенин «Берёза»

Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Люблю грозу в начале …, Когда весенний, первый … , Как бы резвяся и … , Грохочет в небе … .

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Мой первый друг, мой друг …..! И я судьбу ……., Когда мой двор ………., Печальным снегом ………, Твой колокольчик ….. .

А.С. Пушкин «И.И. Пущину»



Просмотров