Наследие русской культуры. Академик Вячеслав Иванов

Русская культура простирается далеко за пределами нашей родины. Так считает и Министерство культуры РФ, которое решило создать электронную базу объектов культурного наследия России за рубежом. В неё внесут описания и фотографии находящихся за границей монастырей и храмов РПЦ, некрополей, кладбищ, захоронений и памятников, посвящённых выдающимся российским деятелям. Также будет разработана карта русского культурного наследия, на которой отметят наиболее значимые объекты. Мы предлагаем познакомиться с некоторыми из них уже сейчас.

1. Пюхтицкий Успенский монастырь, Эстония

Пюхтицкий Успенский монастырь — православный женский ставропигиальный монастырь, расположенный в эстонской деревне Куремяэ. Он был основан ещё в 1891 году и с тех пор никогда не закрывался.

2. Русское кладбище Кокад, Франция


Русское кладбище Кокад, расположенное на западной окраине Ниццы, было открыто в 1867 году. На нём похоронено более 3000 русских подданных, умерших во Франции, и вынужденных эмигрантов после событий 1917 года в России.


3. Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, Франция


Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже — самое крупное русское зарубежное кладбище. Основанное эмигрантами в 1927 году оно до сих пор является местом паломничества для многих россиян. Здесь похоронены такие известные культурные деятели, как Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Константин Коровин, Андрей Тарковский.


4. Свято-Троицкий монастырь, США


Свято-Троицкий монастырь – крупнейший и старейший монастырь Русской православной церкви в США. Он был построен в 1929 году в Джорданвилле. При монастыре сегодня действует духовная семинария, издательство, иконописная мастерская, библиотека и исторический музей.


5. Памятник Фёдору Достоевскому, Германия


В 2006 году в Дрездене был открыт памятник Фёдору Достоевскому. Установлен он в немецком городе, где часто бывал русский писатель. Именно в Дрездене Достоевский написал романы «Вечный муж» и «Бесы».


6. Собор Александра Невского, Франция


Собор Александра Невского в Париже был возведён в середине XVIII века по проекту архитекторов Романа Кузьмина и Ивана Штрома. Его возведение у французов вызвало такой оживлённый интерес, что к пожертвованиям на строительство присоединились даже иностранцы-католики и протестанты.


7. Памятник Петру I, Бельгия

В Бельгии есть монумент, посвящённый Петру I, который установили в Антверпене в 1998 году. Интересно, что в этом городе существует закон, запрещающий ставить памятники политическим деятелям. Исключение было сделано только для российского императора.

8. Памятник А.С. Пушкину, Эфиопия


Первый памятник русскому поэту Александру Пушкину на Африканском континенте был установлен в столице Эфиопии Аддис-Абебе в 2002 году. Бронзовый бюст работы скульптора Белашова призван напомнить местным жителям об африканских корнях «солнца русской поэзии».

9. Памятник Льву Толстому, Индия

В Индии есть целых два памятника Льву Толстому, его именем также названа одна из центральных улиц столицы. Такой любовью к русскому классику индийцы обязаны Махатму Ганди, который восхищался автором «Войны и мира» и часто его цитировал.

2016

Оглавление

План:

I .Введение

II . Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

III .Заключение

IV . Литература

Введение

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. «В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения».

Культура Руси, ее традиции и символы, складывается в те же века, что и становление русской государственности. В отличие от своих арийских собратьев, например, романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное «запаздывание» способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов.

Открытость древнерусской культуры, мощная опора ее традиций на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний и символов привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.

Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне, так же как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение варварских племен IV - VIII вв. (великое переселение народов), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, нашедшие для себя два места обитания - Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII - VIII вв. восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов - Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию (из «варяг в греки»). В IX - Х вв. здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Главным занятием восточных славян в раннюю эпоху (V-VIII) было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле, особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

В VII - VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города - центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути.

До заселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI - VШ вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищем и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяла огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов.

Центральное место в культуре славян этого периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. «Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив».

Языческие боги стали первыми символами древнерусской культуры.

Древними славянами обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле. Довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами - русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца - Даждьбог, бог ветра - Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками». Почитали Рода - творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир.

В русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Славяне сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Эти религии привносили свои символы и традиции. Славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой.

Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Весь оригинальный исторический опыт восточного славянства стал достоянием единой древнерусской культуры.

Несущим элементом культуры является язык. Любой язык является продуктом многовековой истории. Это относится как к его материальной, фонетической стороне, так и к его значимой стороне, смыслу языковых единиц. Далеко не случайно, что период превращения славянских народностей в нации тесно связан с борьбой различных общественных групп вокруг проблем литературных языков. Так было и на Руси.

Наука о языке еще в начале XIX в. установила, что славянские языки относятся к большой семье индоевропейских языков, в которую наряду с ними входят балтийские, германские, романские, индийские, иранские, греческий, албанский, армянский, хеттский и некоторые другие языки. Названные языковые группы выделились несколько тысячелетий тому назад из общего индоевропейского языка-основы. На этом языке, как предполагают специалисты, говорило когда-то индоевропейское племя или группа племен. В настоящее время полагают, что они обитали в ряде областей Центральной и Южной Европы, а затем колонизировали огромные области от Европы до Индии (с этим связано и название «индоевропейские языки»). Естественно, что за 5-6 тысячелетий обособленного развития в отдельных индоевропейских группах самым существенным образом изменились фонетическая и грамматическая системы, произошли большие перемены в их словарном составе. Именно поэтому представитель одной группы индоевропейских языков уже не может без подготовки понять речь представителя другой группы, например славянин германца, романца, грека или индийца.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Однако еще в дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли.

Устная летопись предшествовала летописи письменной. К Х веку относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса. Устные поэтические произведения о прошлом - былины - также стали символами культуры Древней Руси. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. Народная память прочно удержала образ князя Владимира - он стал героем русских былин, где вместе с ним действуют другие лица, также имеющие своих исторических прототипов (Добрыня Никитич, Путята и др.). Это показывает историческую роль великого князя, хакана земли Русской, как его именовал Илларион, - Владимира Святого. В народной памяти былинный эпос сохранился до наших дней.

Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров, прочно внедрился на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык.

Заключение

Древнерусская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие для Северно-Восточной Руси и т.д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. Русь не просто слепо копировала чужие влияния и заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему народному опыту.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представление о красоте, художественном творчестве.

Характерными чертами древнерусской культуры являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. Эти особенности культурных традиций Древней Руси проявились не сразу, а развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.

И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие традиции и символы русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии (верховная власть принадлежала великому киевскому князю) Однако во второй половине XI - н. ХII в. здесь по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. Князь в эту эпоху еще не был полновластным монархом, а выступал скорее первым среди равных. Его обязанностью было распределение дани среди дружинников. Решение по всем важным делам государства он принимал после совета с ними.

К ХП веку древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали участниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Вторая половина XII и начало XIII в. является уже временем упадка, обеднения и запустения Киевской Руси. С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится уже на следующий период в истории России.

Литература

18 сентября в рамках цикла семинаров «Важнее, чем политика» в Высшей школе экономики состоялась встреча с выдающимся российским ученым и просветителем Вячеславом Ивановым.

Предисловие

«Он умеет соединять то, что в культуре разъединено», — уже эта короткая фраза, с которой ведущий цикла «Важнее, чем политика» Дмитрий Бак начал представление гостя, говорит о Вячеславе Иванове больше, чем его многочисленные академические регалии. Лингвистика, археология, генетика, культурология — все дисциплины, занимающиеся исследованием происхождения и развития человека, составляют круг научных интересов Вячеслава Всеволодовича.

Его выступление в Вышке состоялось вскоре после публикации в «Новой газете» серии интервью под общим названием «Целесообразность человека». В них, в частности, подробно рассказывается о замечательном открытии группы сибирских ученых во главе с Анатолием Деревянко, обнаруживших на Алтае следы прежде неизвестного представителя рода человеческого — денисовца. Но на встрече в Вышке Вячеслав Иванов говорил не только о проблемах прошлого и будущего цивилизации, но и о состоянии российской науки, своих встречах с интереснейшими людьми эпохи и многом другом.


Забытое наследие русской культуры

«Я принадлежу к поколению, от которого не так много людей уже остается, и у нас была несколько странная возможность — быть мостиком к предшествующему поколению, которое так много сделало для мировой науки, культуры и искусства. Мне посчастливилось — из семьи, с детства — оказаться в кругу многих примечательных людей. Я настолько стар, что помню живого Горького, провожающего нас с родителями в своем огромном дворце, в котором он жил и умер и который потом стал Домом правительственных приемов, напротив Николиной горы. Горького я видел там несколько раз и помню, меня предостерегали, что не надо ему мешать работать, но я старался нарушить эти запреты и даже вступил с ним в переписку. На его последний день рождения мы с братом нарисовали ему по большому рисунку цветными карандашами — целые композиции, которые, по нашему мнению, заслуживали внимания. И я был очень удивлен, что Горький совершенно не понял, какие именно предметы я пытался изобразить на рисунке. В частности, я пытался изобразить собаку на цепи, которую видел рядом с дачей, а он мне в ответ написал: «Какой замечательный у тебя получился чертик с крендельками!». Я был поражен, как по-разному можно было смотреть на вещи».

«И в науке мне повезло с окружавшими меня людьми. Мы — не только я, но небольшая группа тогда совсем молодых ученых в Московском университете — учились в первые годы после войны, и это были годы, когда еще довольно много можно было услышать замечательного. Вообще русская наука, как и русская культура, в начале XX века совершила грандиозный прыжок в будущее, который до сих пор очень мало оценен. Мы, например, надеемся в следующем году отметить столетие русского формализма — это была первая попытка подойти к литературе не просто как к средству пропаганды (пусть даже замечательных идей), а как к особому виду искусства, которое пользуется словами. Эту идею высказал тогда совсем молодой критик Виктор Борисович Шкловский в своей знаменитой речи «Воскрешение слова», сказанной в конце 1913 года».

«Вот мы прожили сто лет, за эти сто лет предпринимались попытки заставить нас забыть, что литература — это искусство слова, литературе пытались вернуть функции просто служанки, которая обсуживает разного рода религиозные, философские, политические течения. Но тем не менее русская литература была верна себе. И даже — представьте себе! — была создана математическая теория стиха, которая была развита гениальным поэтом Андреем Белым и крупными учеными, работавшими в двадцатые годы, и к которой затем вернулись молодые поэты уже в шестидесятые годы».

«Настоящая история русской науки и русской культуры до сих пор не написана. Она нуждается в раскопках. Россия в этом смысле потрясающая страна, хотя есть и другие страны, столь же нерадиво относящиеся к своему прошлому, но в России этого особенно много. Почти главным занятием моего поколения было то, что мы пытались напечатать рукописи замечательных людей, которые по разным причинам (иногда это ранняя смерть, очень часто — арест и ссылка) забывались. И нам в интервале 1960-1980-х годов досталась необходимость опубликовать громадное и до сих пор не полностью изведанное наследие того, что было сделано в двадцатом веке. Это касается не только литературы, это касается всей русской культуры, которая всегда отличалась отсутствием перегородок между своими частями. Нам в какой-то степени предстояло продолжить эту традицию и, насколько это возможно, донести ее до более молодых людей».

«Последние двадцать лет я много преподаю в разных странах, особенно в США, и хотел сказать вот о чем. Есть некоторые замечательные свойства русской культуры, заложенные очень давно, продолженные в начале двадцатого века и, как это ни удивительно, не совсем погубленные за последующие семьдесят лет. Вот эти некоторые особенности продолжают служить нашей культуре и не всегда находят параллели в западном мире. То есть неверно было бы сказать, что Запад всегда правильно оценивает, что именно замечательно в России».

«Мне когда-то очень интересно об этом говорил Петр Леонидович Капица. Как вы знаете, большую часть своей ранней творческой жизни он провел в Англии, откуда потом вынужден был окончательно переехать в Россию по сложившейся тогда политической ситуации. И вот Петр Леонидович говорил, что он для себя сформулировал несколько ярких явлений культуры, которые западный человек, как правило, не понимает в России (притом что у него было множество друзей на Западе и там он всегда был признан гораздо больше, чем на родине). О каких явлениях он говорил? Это были самые разные вещи — проза Гоголя, здание Василия Блаженного, музыка Мусоргского. Он находил, что «средний» интеллигентный европеец и американец очень часто не понимает, насколько эти явления, выпадающие из стандартной культурной традиции, важны. А последние годы жизни он особенно настаивал на том, что мы должны объяснить миру, насколько важна российская философская мысль первой четверти XX века».

«Сейчас появились новые исследования, в которых обосновываются предположения, что некоторые работы академиков Дмитрия Федоровича Егорова и Николая Николаевича Лузина и ряда других, но уже не столько математиков, сколько философов, получивших серьезное математическое образование, внесли очень существенный вклад в то, что можно называть философскими основаниями математики. Этот пример показывает, что моего поколения деятельность по частичному извлечению из архивов и возрождению того, что успели забыть из великих достижений русской науки и культуры, остается до сих пор очень важной задачей».

Искусство «щелеведения»

«Это нелегко было сделать. Я сам испытал довольно много трудностей политического характера. Меня довольно рано отстранили от преподавания в университете, и приказ о том, что я уволен, грубо говоря, за антисоветскую деятельность, заключавшуюся в моих хороших отношениях с Пастернаком в момент его травли после присуждения Нобелевской премии, и приказ о новом зачислении на должность в Московском университете отделен периодом ровно в 30 лет. Я сам воспринимаю это как очень существенный ущерб для себя, поскольку преподавание было очень сильно затруднено. Я пытался обойти этот запрет в разных учебных заведениях, по возможности какие-то курсы лекций там читал. Но несомненно, что мне — и далеко не мне одному — нелегко давалась эта часть соперничества с одолевавшим нас бюрократическим аппаратом».

«Я помню как-то, выходя с исторического факультета, куда меня в один из счастливых моментов пригласили преподавать клинопись на хеттском языке (одном из древних индоевропейских языков, которым я занимался), я встретил Арона Яковлевича Гуревича — знаменитого историка, который выходил из филологического факультета. Я его спросил: «А что вы здесь делаете у филологов?». Он ответил: «Понимаете, мне не дают возможности читать лекции по истории, но вот филологи меня к себе пригласили». Эта наша встреча является хорошим пояснением того, что мой близкий друг поэт Давид Самойлов как-то говорил мне про нашу жизнь. Он говорил: «Понимаешь, самое главное искусство, которому надо обучиться — это щелеведение. Нам не дают возможность делать то, что мы могли бы делать, но нам надо находить щели, в которые мы каким-то образом сможем пролезть». Так что я вам хочу представить себя, может быть, в качестве умелого щелеведа, который все-таки смог что-то сделать, написать и напечатать».

Бюрократия против науки

«Не знаю, уместно ли сегодня в этой аудитории заниматься полемикой, но я с удивлением в последнее время встречаю нападки на русскую науку и ее современное положение… Моя маленькая публикация о происхождении человека, о которой говорилось в самом начале, в большой степени связана с открытиями, которые сделаны группой сибирских археологов и генетиков. Поверьте мне, я уже больше года ежедневно читаю то, что на эту тему в серьезных сообщениях пишут в интернете и научной прессе, и основное там — это обсуждение работ наших ученых, которые пользуются всемирной славой и признанием где угодно, но только не в этой стране. Интересно, что это не связано с конкретной формой режима. По-видимому, любой вид бюрократии воспринимает науку и — шире — культуру как нечто себе враждебное. И самый легкий способ борьбы с ними — это просто отрицать, что они существуют».

«Когда в относительно более свободное время стали подвергать нападкам Пастернака, это было некоторой новостью, потому что до этого он просто не существовал как писатель. Враждебное культуре начало делает вид, что этого человека в культуре или целого культурного пласта попросту нет. В этом главная проблема, а не в недостатке денег на науку и культуру (хотя их, конечно, не хватает) и не в мелких неприятностях вроде не той формы экзамена. Наука, литература, искусство перестали быть в нашей стране главным, чем нужно гордиться. Задача, которую пыталось частично решить наше поколение, заключалась в том, что мы хотели добиться изменения этой ситуации».

«Я хочу коротко вспомнить о деятельности нашей группы ученых, которую сейчас называют московско-тартуской семиотической школой. Я поясню для тех, кто, может быть, не совсем эту историю знает, что одним из создателей этой школы в ее окончательном виде был Юрий Михайлович Лотман. Он после войны, которую он прошел как офицер-артиллерист, окончил филологический факультет Ленинградского университета. Учился он в удачное время, он и его товарищи, как и мы в Москве, еще имели возможность учиться у тех профессоров, которые затем, в 1949 году, все были уволены из университета, а многие — арестованы. И Лотман сам по окончании университета не нашел места — ни он, ни его жена, хороший специалист по поэзии Блока. Они уехали в Эстонию. Сейчас много говорят о взаимоотношениях между эстонцами и русскими, но эстонские ученые приютили тогда не имевших работы русских коллег и довольно хорошо их устроили. Лотман вскоре стал заведующим кафедрой, и с этих пор ведет отсчет тартуская часть нашей школы».

«А московская часть началась с того, что наши издания в Москве были запрещены после того, как международный симпозиум по семиотике, который мы организовывали, был какими-то деятелями в ЦК объявлен идеологически враждебным. Мы должны были понять, как мы можем продолжать свою деятельность, и Лотман любезно пригласил нас к себе. Так и создалась московско-тартуская школа, которая сейчас, пожалуй, больше известна в Эстонии, где издано большое собрание наших работ, а эстонские ученые приезжали к нам, чтобы обсудить, как мы научное наследие школы могли бы «продвигать». Это все я привожу в качестве примеров не очень широко известных фактов из истории нашей науки, которые полезно знать и, более того, полезно рассказывать нашей молодежи, хотя бы для того, чтобы молодые люди не думали, что наше прошлое целиком было усыпано розами. Это не совсем так».

Весь мир как лаборатория

«Все, мною сказанное о нашей науке, не означает, что я недооцениваю мировую науку, которая сейчас не имеет границ, и это все больше чувствуется. Замечательная особенность всей мировой науки в ее продвинутых частях, к которым, как мне кажется, относятся все сферы науки о человеке, — в том, что каждое крупное открытие делается и проверяется в нескольких лабораториях по всему миру. Причем это не просто отдельные лаборатории — в каждой из них работают большие группы людей. Традиционная картина ученого, который изолирован в своей стране, в своей группе — эта картина уходит постепенно в прошлое. Конечно, остаются такие области, где и один ученый может сделать колоссально много (как, например, наш математик Перельман). Но та наука, которая сейчас становится по заслугам основной, — полностью международная и принципиально состоящая из очень большого числа людей. Это очень заметно при переходе к следующим поколениям».

«На международности науки очень настаивал Андрей Дмитриевич Сахаров, с которым я был по разным причинам очень близок. Я полностью разделяю его убеждение в том, что человечество стоит перед рядом колоссальных трудностей, которые разрешимы только при условии объединения человечества, в частности организационного. Когда Сахаров был в ссылке в Горьком — это было время тяжелое, плохое, но совсем не аналогичное предшествующему, — он получал большое количество книг и оттисков. Настолько большое, что, вернувшись из ссылки, он вынужден был поехать опять в Горький, чтобы все эту библиотеку оттуда вывезти. Он тогда занимался в основном Большим взрывом и параметрами Вселенной в ее начале, его очень занимал антропный принцип. У него во время ссылки были напечатаны три статьи в «Журнале экспериментальной и теоретической физики». Редактором журнала был Капица, и Петра Леонидовича многие спрашивали, как ему удается не просто печатать статьи Сахарова, но делать это очень быстро. Петр Леонидович объяснял, что как только получал по почте статью Сахарова, немедленно отправлял ее в печать, и никому даже в голову не приходило, что он мог это сделать, ни у кого не спрашивая разрешения. Это искусство щелеведения, о котором я говорил, Капицей было доведено до совершенства».

«Так вот, я думаю, на Сахарова сильнейшее впечатление произвело коллективное творчество в той области физики, которой он занимался. Библиотека, которую он вывозил из Горького, насчитывала пятьдесят посылок, каждая весом по несколько килограммов. Я его спросил, сколько, на его взгляд, физиков в мире занималось в это время той же проблемой — параметрами Вселенной при ее начале. Он ответил, что число таких физиков составляет примерно 10 тысяч человек — вот такой гигантский научный коллектив. Кстати, в одной из статей приводились данные в пользу того, что одним из первых, кто задумался над одной из форм антропного принципа, был в 1917 году великий физик Пауль Эренфест, судьба которого странным образом связана с русской физикой. Он покончил с собой в тяжелый период начала тридцатых годов, когда ему казалось, что нет выхода из мрака, наступавшего со всех сторон на Европу».

Зачем Вселенной понадобился человек?

«Английский космолог Мартин Рис (Martin Rees), с которым я, к своему удовольствию, познакомился на одной из больших конференций, написал книгу «Just six numbers», в которой описывается шесть основных параметров, сделавших возможным появление человека. Но если это действительно так, если та Вселенная, в которой мы живем, подготовила возможность нашего появления, нельзя ли задать такой фантастический вопрос: а зачем Вселенной было нужно такое развитие событий, чтобы мы оказались ее жильцами? Зачем Вселенной нужен человек?»

«А чем была бы Вселенная, если бы не было человека? Или не человека, а иной разумной жизни — я не хочу сейчас спорить о том, есть ли жизнь в других мирах. Так, академик Владимир Игоревич Арнольд, которого хотели ввести в Папскую академию наук, спрашивал у Папы Римского, почему, в отличие от Галилея, до сих пор не реабилитирован Джордано Бруно. На что Папа ответил, что тезис Бруно о других обитаемых мирах по-прежнему не доказан, а вот идеи Галилея нашли подтверждение. Так вот, чем была бы Вселенная без разумной жизни в ней?»

«Она была бы тем, что описывают естественные науки, то есть разными объектами, которые сейчас регистрируют и изучают наши приборы. Но в ней не было бы, например, красок или запахов — всего того, что с нашей точки зрения составляет красоту. Не хочу цитировать Достоевского, но миру нужна красота, и эта красота возникает, потому что есть разумная жизнь. На более техническом языке я бы сказал так: Вселенной необходим наблюдатель. Это просто научный факт — наблюдатель входит в состав многого из того, что описывает современная наука. А разумный наблюдатель — это и есть человек. И без разумного наблюдателя Вселенная лишилась бы очень существенных своих черт».

«Я вам задаю следующий вопрос: а если это так и если действительно история Вселенной, чем бы это ни объяснялось, имела вектор, направленный в сторону создания разумной жизни, возможно ли, что Вселенная или то, что двигает ей (силы природы, верховный разум — этому может быть много названий), — возможно ли, что Вселенная согласится с тем, чтобы исчез этот источник наблюдения, источник красоты в широком смысле? Может ли Вселенная согласиться с исчезновением рода человеческого?»

«Я изучаю древнюю мифологию и фольклор разных народов. И представьте себе, что одна из тем мифологии и фольклора — это рассказ о том, что боги обсуждают, уничтожать человечество или дать людям пожить. Я знаю много древневосточных историй на разных языках, и я нашел фольклорные тексты на родственных славянам балтийских языках, где описываются те же вопросы. И вот когда боги обсуждают, сохранять ли человечество, они высказывают свои соображения, почему это нужно сделать. Например, на Древнем Востоке эти соображения сугубо материалистические. «Люди приносят жертвы, сжигают благовония, и мы питаемся этим дымом, а если люди будут уничтожены, чем мы будем питаться?» — спрашивают боги друг друга. Или одна богиня говорит другой: «За тебя сейчас зерно, из которого мы варим кашу, мелят твои жрицы. Если их не будет, тебе придется все это делать самой». И в результате боги приходят к выводу, что количество проблем, с которыми они столкнутся, если людей не станет, будет слишком большим».

«Это все мифология. Но мифология обычно задает те же вопросы, которые разумно поставить современному человеку. Современный человек может спросить так: возможна ли гибель человечества, если Вселенная столько затратила на его создание и настолько нуждается в разумном наблюдателе?»

«Почему я обращаю на это ваше внимание? Я упомянул несколько раз Петра Леонидовича Капицу. Так вот одно из его утверждений, которое я постарался осмыслить, совпадало с мыслями Андрея Дмитриевича Сахарова. Они оба настаивали на том, что трудности, неразрешимые для отдельных людей и государств, можно преодолеть только общими усилиями. Сахаров говорил о мировом правительстве, которое может взяться за решение основных проблем — недостатка питания для растущего населения Земли, опасности ядерной войны и так далее. В свое время был даже создан Римский клуб, который осмыслением этих угроз занимался, и в каком-то смысле попытки собрать «Большую восьмерку» или «двадцатку» — это шаги в этом же направлении».

«Если Вселенной нужно продолжение работы человечества как наблюдателя, то мы должны серьезно об этом думать. Проблема будущего человечества должна быть нашей постоянной, повседневной заботой. Я в этом совершенно убежден. Не все со мной согласны, мне уже доводилось читать лекции на эту тему, и я заметил, что не все молодые люди считают, что сейчас, когда перед нами столько ближайших проблем, мы можем всерьез заниматься вопросами выживания человечества. А на самом деле только этот вопрос и является действительно серьезным. Проблема не в том, кто первый сбросит бомбу — Иран или Израиль. Проблема в том, что весь мир все время находится в состоянии перед грозящей катастрофой, и мы все, каждый из нас, можем что-то сделать, чтобы ее остановить».

Деградация как направление эволюции?

«Вы, может быть, помните замечательный фильм Ромма «Девять дней одного года». Одну из главных ролей там играет Баталов, а другую — Смоктуновский. И тот физик, которого играет Смоктуновский, задает иронический вопрос: «Ну что ты с ним говоришь? Посмотри, он же неандерталец». Я думаю, эта сцена, во-первых, передает многое о том времени, о котором я говорил вначале, но вместе с тем она наводит на очень серьезный научный вопрос. Я сошлюсь на последние данные, которые мы получаем. Мы сейчас склонны думать (хотя продолжаются споры), что происходило смешение человека с неандертальцем, и такой же вопрос стоит в отношении связей человека с денисовцем. А вы знаете, что потомство возможно только внутри одного вида. Это значит, что люди, или во всяком случае большинство людей, населяющих сейчас европейскую территорию, несут в себе некоторое количество генов неандертальцев и денисовцев».

«Что очень интересно, это — какой была картина их расселения. Человек разумный, сформировавшись в Африке к югу от экватора, затем расселился по южной оконечности того материка, который сейчас называется Евразией, и произошли смешения с неандертальцами, жившими в Евразии, и, по-видимому, с денисовцами, жившими на восточной окраине тогдашнего материка Сахул. То есть мы все результат тройного смешения, после которого Человек разумный приобрел черты, которые сделали для него возможным завоевание Европы и полное вытеснение оттуда неандертальцев. Таким образом продукт смешения оказался более успешным в этом биологическом соревновании».

«Но есть одна мрачная проблема, которая в научной фантастике относится к антиутопиям. Дело в том, что теория эволюции создана рядом замечательных ученых. Часто забывают, но первым был Кант, потому что Кант создал теорию эволюции туманности, превращающейся в Солнечную систему. Затем, в XIX веке, были созданы разные теории эволюции и катастроф (вспомним Кювье). И мы унаследовали от XVIII века оптимистическое, а от XIX века — викторианское дарвиновское представление об эволюции: от простого к сложному, от низшего к высшему. Но почему мы считаем, что эволюция всегда идет в этом направлении? Эволюция — это разного рода развитие, которое может иметь самые разные результаты. Африканские народы в той мифологии, которую я предлагаю сравнивать с наукой, обычно занимаются вопросом о связи обезьян с человеком и почти всегда говорят, что это обезьяны произошли от человека. Им это кажется более вероятным. В этом смысле сохраняет интерес замечательная книга академика Льва Семеновича Берга «Номогенез». Она сейчас переиздана, и это издание содержит также небольшую статью, которую я всем, кто интересуется вопросами эволюции, очень рекомендую. В ней речь идет о том, как выглядят эмбрионы разных антропоидов, то есть тех существ, которых мы называли человекообразными обезьянами. Именно эмбрионы во многих отношениях оказываются сопоставимыми с людьми. Раньше думали что филогенез и онтогенез параллельны, и то, что эмбрион шимпанзе похож на человека, может истолковываться таким инволюционным образом. Скорее всего, это не так, но Берга я все же очень рекомендую вам почитать».

«Конечно, есть опасность некоторой интеллектуальной деградации современного человека, но, может быть, это вместе с тем означает перспективу появления у него новых черт. Не существует сигналов, свидетельствующих, что наш мозг сильно изменился и обогатился за последнее время, биологического развития мозга мы не видим. Сейчас все развитие происходит за счет технологии, в первую очередь компьютеров. Компьютеры играют роль инструментов, которые продолжают человеческое тело. Но что касается мозга, то я склонен думать, что компьютеры являются продолжением только левого его полушария. Возможно, что квантовые компьютеры, если они будут созданы, могут развить способности и правого полушария».

«Как бы вы ни относились к телевидению в разных его формах (не только той, в которой оно прозябает у нас), все-таки приходится признать, что оно какое-то влияние на всех оказывает. Я когда-то прочитал западнонемецкое исследование трудностей говорения у одного мальчика. У этого мальчика заподозрили аутизм — он ничего не говорил, когда был со взрослыми. Но потом подслушали, что сам с собой он о чем-то говорит. Записали эти разговоры и пришли в полное изумление — он произносил названия марок разных автомашин. Оказывается, родители, уходя на работу, оставляли рядом с его кроваткой включенный телевизор, и на мальчика огромное впечатление произвела реклама автомобилей. Его мозг оказался забит этой рекламой, он ее воспроизводил в своей речи, затрудняясь при этом в произнесении осмысленных фраз. Это, конечно, крайний пример, но он показывает, что мы должны очень серьезно относиться к возможному отрицательному воздействию современной технологии на человеческий мозг».

«Наш мозг рождается только частично «готовым». Правое полушарие, которое потом обеспечивает творческую работу человека и в то же время имеет черты, сходные с ранними формами человекообразных существ, более готово к жизни, поэтому ребенок жизнеспособен. А левое полушарие, полушарие грамматических способностей, словарей, математики, абстрактной математики, логики, формируется, в основном, к двум годам. Так что ребенок первые два года вполне может очень по-иному развиться, если его не беречь от воздействия современных средств массовой коммуникации».

Запреты и коллективная истерия

«Мне представляется, что сейчас мы находимся в крайне парадоксальной ситуации. Есть те угрозы, о которых я говорил выше, которые скопились и грозят нам буквально ежедневно, и серьезные люди понимают, что с ними надо что-то делать. С другой же стороны, конфессиональные, религиозные, этнические, национальные конфликты обостряются тоже с очень большой скоростью. Неправильно было бы преувеличивать какую-то одну опасность. У мира, и у России в частности, несколько острых проблем, которые нужно решить. Причем сделать это нужно неистерическим образом. Как ни страшна любая ситуация, нужно воздерживаться от невротических реакций. Это хорошо понимал Зигмунд Фрейд, главный специалист по неврозам. У него есть замечательная работа «Массовая психология и анализ человеческого Я», где он пробует понять психологию партии как некоторое проявление невроза. Есть другая работа, «Эволюционно-генетические проблемы в психоневрологии» (она сейчас переиздана), ее автор — последователь Фрейда, наш крупный психоневролог Сергей Николаевич Давиденков. Он показывает, что так называемые первобытные общества, к которым я сегодня поневоле часто обращался, регулируются в основном пандемией страха, вызываемой устройством религии определенного коллектива».

«Религии в большинстве обществ создают систему запретов, которая ведет к невротическим результатам. Я думаю, что задача преодоления коллективных неврозов или коллективной истерии, может быть, одна из самых главных наших задач. Я недавно перечитал очень хорошо написанную работу по истории английской революции нашего историка Александра Николаевич Савина (всем ее рекомендую), это курс лекций, который он прочитал в Московском университете поле революции 1905 года. Савин находился под влиянием тогдашнего марксизма и использовал разные методы анализа истории, но очень убедительно показал, что основной конфликт для Англии того времени (начала революции) был религиозным конфликтом, связанным с абсурдными запретами, которые налагались церковными организациями».

«Наша задача — это задача воспитания здоровой психики, которой чужда система табу и истерической реакции на нарушение табу. Я думаю, что это чрезвычайно важный вопрос, и без ответа на него трудно избежать таких явлений, какие произошли в Англии на первом этапе революции и во время Мексиканской революции начала XX века. О мексиканских событиях очень мало пишут, но они отличались какой-то невероятной жестокостью по отношению к католическим священникам. То, что у нас делали большевики, бледнеет на фоне тех чудовищных масштабов, которые приняло преследование католических священников в Мексике».

«Проблема запретов — центральная в антропологии. Общество и культура определяются суммой некоторых запретов, наложенных на те формы человеческой деятельности, которые могут иметь отрицательные последствия, прежде всего для других людей. В этом плане толерантность, терпимость выдвигается как она из главных проблем многими философами начиная с Фейербаха, если не раньше. Я думаю, что отдельно рассматривать проблемы религиозных табу нельзя, их нужно рассматривать на фоне большого числа различных запретов, которые формируют человеческую культуру — в отличие от сообществ животных».

Вместо послесловия

«Для меня самого, когда я обозреваю свою жизнь, пожалуй, одно из самых сильных впечатлений связано с посещением сухумского обезьянника. Я уговорил смотрителей пустить меня в вольер, в стадо, руководимое предводителем. По гипотезе замечательного зоопсихолога Владимира Александровича Вагнера и его ученицы Нины Александровны Тих, антропоиды и гоминиды когда-то отступили от формы вождизма, но на позднем этапе развития, уже после неолитической революции, осуществили возврат к ней. Сотрудница, сопровождавшая меня в обезьяннике, очень волновалась, и опасность была реальная — я мог вызвать раздражение стада (там было больше ста особей), и по сигналу вожака они могли бы накинуться на меня и уничтожить».

«Мы зашли к ним с апельсинами и принялись раздавать их. Большинство обезьян вели себя, как попрошайки — подбегали к нам, требуя фрукты. А вот поведение вожака резко отличалось. Сначала он, мощный, крупнее других самцов, держался в стороне, а потом степенным, размеренным шагом подошел к нам и на манер властителя протянул руку. По-видимому, я слишком внимательно на него в это время смотрел, и меня попросили немедленно уйти оттуда. Я вышел, но у меня навсегда осталось чувство, что нам очень легко вернуться к такому устройству общества, какое есть у этих обезьян. Это опасность, которая генетически в нас живет. Поэтому мне кажется, что главный запрет, который мы должны в себе нести — это запрет на поведение, которое именно в этом плане может способствовать нашей обратной эволюции».

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

3. Современная Российская культура

мировоззрение христианство православие нравственный

В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются "китайской стеной" от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями. В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока.

Не только в истории Отечества, но и в жизни каждого человека, в жизни отдельной семьи, школы и города происходят события - большие и малые, простые и героические, радостные и скорбные. Эти события иногда становятся известны многим, а чаще культуре России слово "память" всегда имело и имеет прежде всего духовно-нравственное значение. Оно всегда напоминает человеку о самом важном в прошлом и будущем, о жизни и смерти, об умерших как о живых, о нашем неизбывном долге перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас, а главное - о вечности и бессмертии ведомы только небольшой группе людей или отдельным лицам. Люди для собственной памяти пишут дневники, мемуары. Память народная сохранялась через устные сказания. Летописцы записывали то, что хотели донести до грядущих поколений. Очень многое в культурной жизни Отечества сохранилось благодаря рукописям, архивам, книгам и библиотекам. В настоящее время существует много новых технических средств - носителей памяти.

"Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность", - так писал в своих "Письмах о добром и прекрасном" величайший знаток отечественной и мировой культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999).

"Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры, "накопленной" культуры, память - одна из основ поэзии - эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство". Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М., 1989, с. 201, 203. Сейчас, в начале нового века и тысячелетия, эти слова Д.С. Лихачева о культуре звучат как духовное завещание. Современный системный подход к изучению культурно-исторического наследия России предполагает прежде всего знакомство с ее православной культурой. Говоря о православной культуре России, мы имеем в виду не только прошлое нашего Отечества, но и современную жизнь. Культура современной России - это не только музеи, библиотеки или выдающиеся памятники древней архитектуры. Это и воссозданные и заново выстроенные храмы, возрожденные и впервые основанные монастыри, переизданные церковные книги, а также создаваемая ныне иждивением Российского государства многотомная "Православная энциклопедия".

Современная культура России - это прежде всего наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д.С. Лихачев писал: "Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое". Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся.- М., 1983, с. 9

Не может человек не любить свою Родину, не может не вставать на ее защиту, если он сохранил в своем сердце святую преданность родной старине.

Более чем тысячелетняя история православной культуры России - это один из наиболее ярких в мировой истории примеров живой культурной преемственности различных исторических эпох. Если бы от многовекового культурно-исторического развития России нам осталось лишь несколько памятников православной культуры - Остромирово Евангелие, "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона, храм Покрова на Нерли, Лаврентьевская летопись и "Троица" Андрея Рублева, то и тогда наша отечественная культура славилась бы во всем мире как величайшая и богатейшая. Без изучения этих памятников и соприкосновения с этими святынями невозможно знакомство с культурным наследием нашего Отечества. Это наследие свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России.

Россия сегодня переживает переходный период, когда старые идеалы разрушены - образуется духовная пустота. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история, религия, национальная культура.

Люди начали посещать церковь, образуются военно-патриотические клубы. В школах проводятся специальные занятия, где детям рассказывают о основах религий, о прошлом нашей страны.

Библиографическая деятельность в XXI веке в условиях глобальной информатизации общества

Будущее библиографии является одной из наиболее интересных тем профессионального общения современных библиографов. В разговорах коллег...

Библиотеки России

национальный библиотека фонд каталог Российская государственная библиотека основана в 1862 году как первая публичная бесплатная библиотека Москвы; стала именоваться библиотекой «Московского публичного музеума и Румянцевского музеума»...

Библиотеки России

История Российской национальной библиотеки насчитывает более 200 лет от момента ее основания. За этот период Россия пережила эпохи Екатерины Великой, Александра I, Николая I, Время Великих реформ, Февральскую и Октябрьскую революции...

Зарождение русской этнографии

В русской этнографии уже в конце XIX в. утверждался, как уже упоминалось, заботами Д.Н. Анучина метод комплексного подхода к изучению этнографических и историко-культурных проблем. По убеждению Д.Н. Анучина...

Исторические типы культуры, культура и цивилизация

В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Имея в виду, что культура европейского типа характерна уже не только для Европы, её обычно называют «западной культурой»...

Культура и общество

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость. С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены...

Культура Московского государства и императорской России. Реформы Петра I и российская культура

XVIII век - время перемен в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в н.XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность...

Культура постсоветских времен

культура постсоветский общественный россия Характеристика исторических условий. С 1992 года в истории нашего Отечества наступил новый этап развития. СССР превратился в СНГ, а Российская Федерация стала суверенной Россией...

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее -- их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль...

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше - ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники...

Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока

Двадцатый век принес с собой небывалые и стремительные перемены. Ими оказались затронуты все сферы человеческой жизни. Ближний Восток, т. е. арабскомусульманский ареал, испытал на себе эти перемены наравне со всем остальным миром...

Религия как феномен культуры

Неоднозначность оценок религии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога. В ХХ веке для многих из тех, кто хотел бы сохранить религию...

Введение

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Какое многообразие жанров и направлений в различных видах искусства таят в себе музейные архивы, а также старенькие сундуки бабушек во многих сёлах и деревнях нашей России, в том числе и нашей Курской области. Богатые песенные традиции, доставшиеся нам от предков, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются как и наша земля, в защите и восполнении. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.

Если вы зададите вопрос кому-либо из жителей села, принадлежащих к молодому поколению, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считает ли он необходимым сохранение народных традиций, - то вероятнее всего, вы услышите, что никому не нужны эти старые, давно отжившие своё мотивы.

Очень жаль, что подрастающее поколение утратило интерес к своему национальному прошлому, к своей национальной культуре. А ведь без прошлого нет и будущего. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его культуры.

Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей. Он нарушен, и в результате обострились проблемы:

Языка (примитивность образов и средств выражения);

Музыкальной культуры (люди не испытывают потребности в пении, музицировании);

Не уделяется внимание формированию национального музыкального мышления, эстетического вкуса (исчезает национальная манера говорить, двигаться, одеваться);

Взаимоотношения между людьми, полами (дефицит доброты, благородства, мужества, женственности, верности).

В настоящее время, в современной молодёжной среде происходит утрата интереса к своему национальному прошлому, к своей культуре. В последние годы наметился кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявлять себя творчески.

В связи с этим, выбор темы актуален.

Мы определили тему исследования, которая формулируется следующим образом: «Сохранение культурного наследия русского народа посредством изучения народной культуры».

Актуальность данной темы заключается в сохранении культурного наследия русского народа.

Целью проекта является приобщение подрастающего поколения к народной традиционной культуре.

Гипотеза: Мы предложили, что приобщение подрастающего поколения к народной культуре будет способствовать сохранению культурного наследия русского народа.

Задачи проекта:

1. Изучить литературные источники, интернет ресурсы, позволяющие проследить историю развития традиционной культуры;

2. Изучить и проанализировать влияние народной традиционной культуры на воспитание детей;

3. Выявить проблемы сохранения культурного наследия русского народа.

Проектный продукт: Создание видеофильма

Продолжительность проекта – три месяца (декабрь 2015 года, январь – февраль 2016 года).

План работы над проектом. Этапы:

1. Подготовительный этап (выбор темы исследования, постановка цели);

2. Поисково-исследовательский этап (подобрать, изучить, систематизировать материал);

3. Оформление проекта, создание видеофильма.

Основная часть

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем наших потомков, мы все неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Поэтому именно сегодня приобретает особую значимость, актуальность, необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Во все времена человечество решало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В двадцать первом веке решение этой задачи приобретает всё большее значение, так как в современной культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, сказывается влияние других мировых культур, которое за последнее десятилетие возросло; происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, которые не свойственны русской традиционной культуре.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Современная русская культура – это древо, уходящее корнями в народное искусство. Обращение к народному музыкальному творчеству в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности помогает развитию творческого потенциала личности ребенка и обеспечивает в дальнейшем его осознанное и активное участие в творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни.

По моему мнению, фольклор – именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, которая сочетает в себе коллективное и индивидуальное начало.

Поэтому, кто, как не мы, подрастающее поколение, должны восстановить, защитить, сохранить всё то, что создано до нас и для нас – культурное наследие русского народа. Ведь изучение произведений русского народного творчества вызывает интерес к истории своего народа, помогает натолкнуть на размышление о нитях, связывающих прошлое с настоящим, учит видеть себя прямыми потомками и наследниками России.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей.

Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, сказки. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Детский музыкальный фольклор непосредственно и сильно воздействующий на человека, уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем этнокультурном развитии.

Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, красоту, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями - начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили - устраивался праздничный крестинный стол. Под колыбельные ребёнок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребёнок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодёжных играх и хороводах. На вечёрках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни. Песни звучали и звучали, разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляя душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда человек умирал, его хоронили под печальные плачи и причитания. Так всю жизнь проживал человек на Руси под песню.

На современном этапе, я считаю, главная задача сохранения культурного наследия русского народа, повернуться лицом к народной музыкальной культуре – фольклору, начиная с самого раннего возраста, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения и навыки, способности. Наиболее необходимый возраст для начального этапа – это возраст дошкольный, когда ребёнок сам ещё от природы «синкретичен» и воспринимает окружающий мир как целое, а всё в этом мире, как одушевлённое, живое. В этот период, жизнь ребёнка должна быть насыщена мировой художественной культурой, и в первую очередь – народным песенным искусством.

Мы полагаем, что фольклор - это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

Народное музыкальное творчество - это еще и богатейшее средство живого и теплого общения людей как добрых соседей. Народное искусство, сформировавшееся в среде крестьян, рабочих, простых тружеников, конечно, во многом отличается по характеру от профессионального, но не уступает ему.

Красивые и скромные, строго регламентированные жизненным укладом сложные навыки хореографии, музицирования, пения - все это убедительные свидетельства особой культуры, сложившейся в трудовом народе. Причем культура эта имеет свой национальный колорит.

Уже в дошкольном возрасте у меня возник интерес к изучению, познанию народной песенной культуры.

С самого рождения меня окружала забота, любовь и внимание родителей, старшей сестры, бабушек и дедушек.

С детства я слышала красивый голос своей мамы. Укладывая меня спать, она пела колыбельные песни. Когда я подрастала, мне пели, рассказывали пестушки, потешки, прибаутки. Старшая сестра Олеся учила меня считалкам, дразнилкам, играла со мной в народные игры.

Мои родные очень любят и ценят народное музыкальное творчество. Мама, всю свою сознательную жизнь занимается изучением, сохранением народной песенной культуры. Передаёт опыт своим воспитанникам, являясь руководителем Образцового коллектива «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

Бабушка закончила музыкальную школу по классу баяна, была постоянным участником художественной самодеятельности. Дедушка, в юношеские годы, тоже закончил музыкальную школу по классу баяна и был руководителем духового оркестра. Но свою дальнейшую жизнь они не связали с музыкой, поэтому они гордятся тем, что наша семья продолжает их начинания и мой жизненный путь связан с народным музыкальным творчеством. Я, в свою очередь, горда тем, что любовь к народной песенной культуре, в нашей семье, передаётся из поколения в поколение.

В последнее время в детской и молодёжной среде вновь возник устойчивый интерес к изучению народной песенной культуры. Во многих регионах Российской Федерации успешно осуществляют свою творческую деятельность фольклорные коллективы и исполнители, которые бережно хранят свои исторические и культурные традиции. В Курской области успешно занимаются творчеством уникальные фольклорные детские коллективы. В их число входит и наш Образцовый коллектив «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

Замечательно то, что в стенах центра детского творчества города Железногорска Курской области, в объединении Образцовый коллектив «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»», ведётся нужная и важная работа по возрождению по возрождению и сохранению народных традиций. Целью занятий является приобщение нас, детей, к прекрасному песенному искусству – фольклору, посредством освоения русской народной культуры.

Вот уже 7 лет, я являюсь участницей ансамбля «Лапоточки»». С огромным удовольствием изучаю историю быта русского народа, песенные и музыкальные традиции, ведь это история, которую мы, подрастающее поколение, должны знать, гордиться, беречь и уважать. И у нас есть чем гордиться, есть потенциал, чтобы нашу славу и гордость приумножить.

За последние 3 года наш ансамбль стал участником и победителем различного уровня конкурсов и фестивалей:

Лауреат 1 степени, Лауреат 2 степени Российского фестиваля-конкурса детских фольклорных коллективов «Дёжкин карагод» г. Курск 2014 г.;

Дипломант 1 степени Областного фестиваля художественного творчества среди обучающихся образовательных коллективов Курской области «Я вхожу в мир искусств» г.Курск 2013г.;

Дипломант Областного фестиваля молодёжных фольклорных коллективов «Соловушка» г.Курск 2013г.;

Дипломант ежегодного городского православного фестиваля «Пасхальный благовест» г.Железногорск 2013 - 2015г.;

Дипломант ежегодного православного фестиваля «Рождественский благовест» г.Железногорск 2014, 2015г.;

Лауреат 1 степени Первого Международного дистанционного конкурса вокалистов «Ходила младёшенька» г. Москва 2013 г.;

Дипломант Межрегионального фестиваля «Тамбовская канарейка», посвящённый М. Н. Мордасовой, г.Тамбов 2013 г.;

Лауреат 1,2 степени Всероссийского фольклорного фестиваля «Хоровод традиций» г. Таганрог, Ростовской области 2014 г.;

Ежегодный участник, Лауреат, дипломант 1 степени Открытого конкурса солистов, фольклорных коллективов и ансамблей народной песни «Дёжкин карагод» г. Курск 2012 - 2015г.;

Лауреат 1 степени, обладатель Гран-при Областного конкурса фольклорных коллективов среди обучающихся образовательных учреждений Курской области, г.Курск 2011,2013,2015 г.;

Участник, Лауреат 1 степени 1 Открытого фестиваля - конкурса детского народного творчества «Добрыня» г. Курск 2014г.;

Участник 8 Международного фестиваля-конкурса народного песенно-танцевального искусства детей, молодёжи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая!» г. Москва - г.Суздаль - г.Владимир 2015 г.;

Лауреат 1 степени Всероссийского фестиваля - конкурса дарований и талантов «Я дарю Вам крылья» г.Курск 2015 г;

Лауреат 1 степени Международного конкурса детского и молодёжного творчества «Славься, отечество!» г.Курск 2015г.;

Участник 1 Межрегионального детского фестиваля - конкурса народных промыслов и ремёсел «Рудинка» г.Губкин, Белгородской обл., 2015 г;

Дипломант 1 степени Областного фестиваля художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» среди обучающихся образовательных организаций Курской области, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Курск 2015 г.

Принимая участие в такого рода конкурсах, фестивалях, концертных программах мы демонстрируем свои умения и навыки на сцене, в тоже время, несём в массы, пропагандируя народное песенное искусство, формируя культурно-историческую память народа, учимся с уважением относится к людям всех национальностей, культуре и быту русского народа.

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор – всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Фольклор - доступное всем без исключения детям, форма выражения себя, своего мироощущения. Фольклор поможет детям проникнуть в глубину народного духа.

Общение с подлинным искусством, которым является традиционное народное творчество, побуждает нас, детей, к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать собственное отношение к действительности.

Заключение

У В.Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина – это все: и, прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».

Развитие русского народного музыкального творчества тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем историю России и не изучаем русскую народную музыкальную культуру, в которой отражена жизнь и быт русского народа. Ведь в результате изучения русской народной традиционной культуры воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими музыкальными произведениями, созданными народом.

Живя тысячелетия на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности. И то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Вот почему мы должны хранить и беречь произведения музыкального народного творчества, национальную одежду, изумительные народные праздники и художественные ремесла. Ибо это корни, питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но и наше будущее.

Приобщение школьников к народной художественной культуре будет эффективным лишь в том случае, если будет осуществляться комплексно, пронизывать весь процесс обучения и воспитания как в школе, так и в семье. Ведь большую роль в раннем возрасте играет именно семья, так как круг первоначального общения ребёнка ограничен родителями и ближайшими родственниками, поэтому в этой микросреде закладываются первые элементы эстетической культуры личности. Отсюда важно, чтобы уже родители начали приобщение ребёнка к народной художественной культуре.

Ведь человек, введённый в фольклор - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный, образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

Переживая эпоху духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний духовного богатства, я могу с уверенностью сказать, что в моём случае, изучение произведений народно-песенной культуры оставит свой след на многие годы в моей памяти, душе, и я смогу передать будущему потомству те знания, которые получила в объединении «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»».

В перспективе, получив среднее образование, я планирую продолжить своё музыкальное образование, чтобы усовершенствовать свои знания в области народной песенной музыкальной культуры и передать свой опыт следующему поколению.

И я уверена, что воспитываясь на лучших образцах народно-песенной культуры, из нас вырастут настоящие патриоты, знающие и любящие нашу Родину.

И пока мы поём, изучаем, собираем, несём в массы, фольклор будет жить, а вместе с тем, мы, подрастающее поколение, сможем сохранить, защитить и приумножить всю красоту и богатство - культурное наследие русского народа.

Список литературы

1. Василенко В. А. Об изучении современного детского фольклора // - М.: Музыка, 1966.

2. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество, Ред. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

3. Капица О.И. К вопросу об изучении детского фольклора // - М.: Музыка, 1966.

4. Князева О.Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство - Пресс, 2000г.

5. Комарова Г. С., Ратанова Т. А. и др. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Пед. общество России, 2000г.

6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: 1987.

7. Музыкальный фольклор и дети: Научно - методическое пособие, Сост. и редактор Л. В. Шамина - М., 1992.

8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983. - 286с.

9. Полунина В.Н. Одолень-трава // Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1975.

10. Растороцкая Е.А. Приобщение школьников к традициям русского национального искусства во внеурочной деятельности. - Курск, 2000. - 69 с.




Просмотров